Краткое содержание брэдбери зелёное утро точный пересказ сюжета за 5 минут

Пересказ повести Бредбери «Зеленое утро»

Краткое содержание Брэдбери Зелёное утро точный пересказ сюжета за 5 минут

Когда солнце зашло, он присел возле тропы и приготовил нехитрый ужин; потом, отправляя в рот кусок за куском и задумчиво жуя, слушал, как потрескивает огонь.

Миновал еще день, похожий на тридцать других: с утра пораньше вырыть много аккуратных ямок, потом посадить в них семена, натаскать воды из прозрачных каналов.

Сейчас, скованный свинцовой усталостью, он лежал, глядя на небо, в котором один оттенок темноты сменялся другим.

Его звали Бенджамен Дрисколл, ему был тридцать один год. Он хотел одного – чтобы весь Марс зазеленел, покрылся высокими деревьями с густой листвой, рождающей воздух, больше воздуха; пусть растут во все времена года, освежают города в душное лето, не пускают зимние ветры.

Дерево, чего-чего только оно не может… Оно дарит краски природе, простирает тень, усыпает землю плодами. Или становится царством детских игр – целый поднебесный мир, где можно лазить, играть, висеть на руках… Великолепное сооружение, несущее пищу и радость, – вот что такое дерево.

Но прежде всего деревья – это источник живительного прохладного воздуха для легких и ласкового шелеста, который нежит твои слух и убаюкивает тебя ночью, когда ты лежишь в снежно-белой постели.

Он лежал и слушал, как темная почва собирается с силами, ожидая солнца, ожидая дождей, которых все нет и нет… Приложив ухо к земле, он слышал поступь грядущих годов и видел – видел, как посаженные сегодня семена прорываются зелеными побегами и тянутся ввысь, к небу, раскидывая ветку за веткой, и весь Марс превращается в солнечный лес, светлый сад.

Рано утром, едва маленькое бледное солнце всплывет над складками холмов, он встанет, живо проглотит завтрак с дымком, затопчет головешки, нагрузит на себя рюкзак – и снова выбирать места, копать, сажать семена или саженцы, осторожно уминать землю, поливать и шагать дальше, насвистывая и поглядывая в ясное небо, а оно к полудню все ярче и жарче…

– Тебе нужен воздух, – сказал он своему костру. Костер – живой румяный товарищ, который шутливо кусает тебе пальцы, а в прохладные ночи, теплый, дремлет рядом, щуря сонные розовые глаза… – Нам всем нужен воздух. Здесь, на Марсе, воздух разреженный. Чуть что, и устал. Все равно, что в Андах, в Южной Америке. Вдохнул и не чувствуешь. Никак не надышишься.

Он тронул грудную клетку. Как она расширилась за тридцать дней! Да, здесь им нужно развивать легкие, чтобы вдохнуть побольше воздуха. Или сажать побольше деревьев.

– Понял, зачем я здесь? – сказал он. Огонь стрельнул. – В школе нам рассказывали про Джонни Яблочное Семечко. Как он шел по Америке и сажал яблони. А мое дело поважнее.

Я сажаю дубы, вязы, и клены, и всякие другие деревья – осины, каштаны и кедры. Я делаю не просто плоды для желудка, а воздух для легких.

Только подумать: когда все эти деревья наконец вырастут, сколько от них будет кислорода!

Вспомнился день прилета на Марс. Подобно тысяче других, он всматривался тогда в тихое марсианское утро и думал: “Как-то я здесь освоюсь? Что буду делать? Найдется ли работа по мне?”

Его оставили в покое: он лежал, дыша, словно рыба на песке, и думал: “Воздух, воздух, воздух. Они хотят меня отправить отсюда из-за воздуха”. И он повернул голову, чтобы поглядеть на холмы и равнины Марса.

Присмотрелся и первое, что увидел: куда ни глянь, сколько ни смотри – ни одного дерева, ни единого. Этот край словно сам себя покарал, черный перегной стлался во все стороны, а на нем – ничего, ни одной травинки. “Воздух, – думал он, шумно вдыхая бесцветное нечто.

– Воздух, воздух…” И на верхушках холмов, на тенистых склонах, даже возле ручья – тоже ни деревца, ни травинки.

Ну конечно! Ответ родился не в сознании, а в горле, в легких. И эта мысль, словно глоток чистого кислорода, сразу взбодрила. Деревья и трава. Он поглядел на свои руки и повернул их ладонями вверх. Он будет сажать траву и деревья. Вот его работа: бороться против того самого, что может ему помешать остаться здесь. Он объявит Марсу войну – особую, агробиологическую войну.

Древняя марсианская почва… Ее собственные растения прожили столько миллионов тысячелетий, что вконец одряхлели и выродились. А если посадить новые виды? Земные деревья – ветвистые мимозы, плакучие ивы, магнолии, величественные эвкалипты.

Что тогда? Можно только гадать, какие минеральные богатства таятся в здешней почве – нетронутые, потому что древние папоротники, цветы, кусты, деревья погибли от изнеможения.

– Я должен встать! – крикнул он. – Мне надо видеть Координатора!

Полдня он и Координатор проговорили о том, что растет в зеленом уборе. Пройдут месяцы, если не годы, прежде чем можно будет начать планомерные посадки. Пока что продовольствие доставляют с Земли замороженным, в летающих сосульках; лишь несколько любителей вырастили сады гидропонным способом.

– Так что пока, – сказал Координатор, – действуйте сами. Добудем семян сколько можно, кое-какое снаряжение. Сейчас в ракетах мало места. Боюсь, поскольку первые поселения связаны с рудниками, ваш проект зеленых посадок не будет пользоваться успехом…

– Но вы мне разрешите?

Ему разрешили. Выдали мотоцикл, он наполнил багажник семенами и саженцами, выезжал в пустынные долины, оставлял машину и шел пешком, работая.

Это началось тридцать дней назад, и с той поры он ни разу не оглянулся. Оглянуться – значит пасть духом: стояла необычайно сухая погода, и вряд ли хоть одно семечко проросло. Может быть, битва проиграна? Четыре недели труда – впустую? И он смотрел только вперед, шел вперед по широкой солнечной долине, все дальше от Первого Города, и ждал – ждал, когда же пойдет дождь.

…Он натянул одеяло на плечи; над сухими холмами пухли тучи. Марс непостоянен, как время.

Пропеченные солнцем холмы прихватывал ночной заморозок, а он думал о богатой черной почве – такой черной и блестящей, что она чуть ли не шевелилась в горсти, о жирной почве, из которой могли бы расти могучие, исполинские стебли фасоли, и спелые стручки роняли бы огромные, невообразимые зерна, сотрясающие землю.

Он сел. Одеяло съехало, и по голубой рубашке забегали темные пятна; капли становились крупнее и крупнее. Костер выглядел так, будто по нему, топча огонь, плясал невидимый зверь; и вот остался только сердитый дым. Пошел дождь.

Огромный черный небосвод вдруг раскололся на шесть аспидно-голубых осколков и обрушился вниз.

Он увидел десятки миллиардов дождевых кристаллов, они замерли в своем падении ровно на столько времени, сколько нужно было, чтобы их запечатлел электрический фотограф. И снова мрак и вода, вода…

Он чуть помешкал, прежде чем встать. Целый месяц, долгий жаркий месяц он работал, работал и ждал… Но сегодня, поднявшись, он впервые повернулся в ту сторону, откуда пришел.

Утро было зеленое. Насколько хватало глаз, к небу поднимались деревья. Не одно, не два, не десяток, а все те тысячи, что он посадил, семенами или саженцами.

И не мелочь какая- нибудь, нет, не поросль, не хрупкие деревца, а мощные стволы, могучие деревья высотой с дом, зеленые-зеленые, огромные, округлые, пышные деревья с отливающей серебром листвой, шелестящие на ветру, длинные ряды деревьев на склонах холмов, лимонные деревья и липы, секвойи и мимозы, дубы и вязы, осины, вишни, клены, ясени, яблони, апельсиновые деревья, эвкалипты – подстегнутые буйным дождем, вскормленные чужой волшебной почвой. На его глазах продолжали тянуться вверх новые ветви, лопались новые почки.

– Невероятно! – воскликнул Бенджамен Дрисколл.

Но долина и утро были зеленые.

А воздух!

Отовсюду, словно живой поток, словно горная река, струился свежий воздух, кислород, источаемый зелеными деревьями. Присмотрись и увидишь, как он переливается в небе хрустальными волнами.

Кислород – свежий, чистый, зеленый, прохладный кислород превратил долину в дельту реки.

Еще мгновение, и в городе распахнутся двери, люди выбегут навстречу чуду, будут его глотать, вдыхать полной грудью, щеки порозовеют, носы озябнут, легкие заново оживут, сердце забьется чаще, и усталые тела полетят в танце.

Бенджамен Дрисколл глубоко-глубоко вдохнул влажный зеленый воздух и потерял сознание. Прежде чем он очнулся, навстречу желтому солнцу поднялось еще пять тысяч деревьев.

Источник: http://www.slavkrug.org/pereskaz-povesti-bredberi-zelenoe-utro/

Суммативное оценивание темы. Анализ эпизода из рассказа Р. Бредбери “Зеленое утро”

По новым образовательным стандартам РК школьники участвуют в нескольких видах оценивания. Это новый компонент в казахстанской образовательной системе. Как подготовиться к суммативному оцениванию раздела/ четверти)? Может ли родитель помочь ребенку? Несомненно.

Думаем, предложенные ниже материалы, подготовленные для думающих родителей, будут полезны не только накануне дня суммативного оценивания. Читайте вместе с детьми, обсуждайте прочитанное. Как? А.Л.Мурзина, учитель-методист лицея «Столичный», заслуженный учитель Каз.ССР, делится с Вами своим бесценным опытом приобщения детей к слову.

Прочитайте – и Вы навсегда останетесь верным и преданным читателем хорошей книги.

О чем может быть рассказ с названием «зеленое утро»?

Подумаем о символике цвета.

Зеленый” цвет – символ жизни, пробуждения природы; цвет возрождения души и мудрости, цвет весны.

Ассоциации к слову «утро»

Р.Бредбери называет рассказ «Зеленое утро». Он с оптимизмом смотрит на мир, поэтому утро у него – «зеленое» (синоним к слову «жизнь»).

Главный герой. Кто он?

Автор не дает полного портрета героя. Есть сведения о возрасте: ему 31 год. Называется имя – Бенджемин Дрисколл.

Единственная черта внешнего облика – эпитет «тщедушный» («хилый, слабосильный» – словарь С.И. Ожегова).

Все внимание автора сосредоточено на его мечте – сделать планету Марс

зеленой, пригодной для жизни человека. Эта мечта стала острой необходимостью, целью и смыслом его жизни.

Почему?

Когда он прилетел на Марс, он потерял сознание от недостатка кислорода: вот тогда-то он почувствовал ответ не разумом [как прежде], а легкими и горлом».

Главный (и единственный) герой – символ альтруизма (бескорыстия, человеколюбия). Он ни разу не изменил своей мечте. Самая главная его черта – терпение. Терпеть, по Далю, – это выносить, переносить, сносить, страдать// крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая…

Ключевые (атомные, ядерные) слова рассказа

Если внимательно перечитать рассказ, то откроется «тайна» текста. В качестве ключевых слов «проявляются» следующие:

Земля (почва) «собирается с силами, чтобы встретить солнце, встретить дожди…»«голая, на ней не было ничего, даже травки…»«подумал о жирной, черной почве, такой черной и блестящей, что она чуть не шевелится в руке» – ассоциация с плодородной земной поверхностью.
Деревья По образному определению, леса – это легкие планет; фабрика по выработке кислорода. Р.Бредбери  поэтически воспроизводит роль деревьев в жизни человека. Это настоящая ода и лирическая миниатюра.
Огонь (костер) «Костру тоже нужен воздух…»«Костер был его веселым приятелем…»«… он (костер) спал рядом», светил в темноте холодной ночи сонными розовыми глазами»Возникает аналогия: Бенджемин – это своего рода Прометей. Прометей подарил людям огонь, Бенджемин – кислород. Интересен в этой связи материал учебника о предке героя на стр. 110
Воздух Ключевое понятие в рассказе. Он на Марсе «разреженный». Воздуха недостает вначале (отсюда обморок, потеря сознания). В финале рассказа воздух «становится видимым, как мощный поток, как горная река». Дрисколл опять потерял сознание. Но в этот раз от обилия «кислорода, необычной свежести»  воздуха.
Дождь (вода) Это ключевое слово мы еще будем объяснять, анализируя эпизод.Дождь как символ (источник) жизни, как чудо, как волшебство, как спасение, как осуществление мечты.Жизнь как итог работы озеленителя.
Труд (работа, созидание) Все 30 дней засухи Бенджемин «делает ямки, закапывает ростки и семена, поливает (берет воду из канала)»Этот образ – синоним неутомимого труда – тоже повторяется в сюжете рассказа несколько раз. Роль повтора здесь – выделить особенно значимое в сюжете.
Читайте также:  Краткое содержание рассказов валентина пикуля за 2 минуты

Вы, наверное, догадались, что ключевые слова образуют важнейшее понятие – это среда обитания для всего живого на планете. А созидательный труд человека восполняет жизненно необходимое… 

  Кроме того, если вы заполните таблицу (см. ниже), вы увидите, что порядок следования эпизодов нарушен. В начало рассказа положен фрагмент, повествующий о последнем, 30-м дне работы Дрисколла, его отчаянии и, несмотря ни на что, надежде.

Значит, труд главного героя, его мечта – важная составляющая авторской позиции.

Сюжет хронологический Сюжет авторский
Прибытие на Марс (6)Марсианский безжизненный пейзажГолая почва (7)Решение остатьсяРазговор с координатором (8)30 дней страшной засухи Скромный ужин после трудного дня (одного из 30-ти)Типичный в течение месяца. Свинцовая усталостьЗнакомство с гл. героем(имя, возраст, «тщедушное тело»)А самое главное – его мечта: увидеть Марс зеленымФантазии о будущем: посаженные сегодня семена прорастут, поднимутся к небу. Марс – полуденный лес, цветущий сад.Рано утром снова работа (садить – поливать)И костру, и людям нужен воздух. Грудная клетка увеличилась за 30 днейДилемма: увеличивать себе легкие или сажать побольше деревьевРешение пойти дальше и сделать больше, чем Джонни Яблочное ЗернышкоПрибытие на Марс («Есть ли работа для меня на Марсе?»)Потеря сознания.Предложение врача о возвращении на Землю («Некоторые не могут выдержать!» «Это все пройдет! Я останусь здесь!»)Голая почва. Ни травинки…Он почувствовал ответ не разумом, а легкими и горлом.Мечта как острая необходимость, как цель Дрисколла. И эта мысль была, как внезапный поток чистого кислорода: он будет сажать деревья, сеять траву. Это будет его дело. Собственная озеленительная война с Марсом.Разговор с координатором. Планы. («Ему позволили»)30 дней прошло. «Он ни разу не оглянулся». Засуха.Предчувствие дождя. [Как заклинание: «Сегодня ночью…»]Дождь. Надежда. Спасение.Зеленое утро (Струился новый воздух. Счастливые люди, которые могут дышать свободно)

Перед вами формулировки  темы  и идеи рассказа

Какие вы считаете правильными и почему?

Тема (о чем?) Идея (главная мысль)
Озеленение Марса Борьба человека с невозможным, труд во имя будущего, крайнее упорство и альтруизм
Ответственное отношение к природе Заглавие рассказа связано с темой и идеей рассказа. Утро на Марсе стало зеленым благодаря озеленительной деятельности Бенджамина Дрисколла
Космос  (Марс) и его мирное освоение Своими благородными мечтами и феноменальным трудом Бенджемин Дрисколл прокладывает пути в будущее планеты Марс
Только бескорыстный, созидательный, осмысленный труд во благо способен осуществить прорыв в будущее всего человечества, за пределы возможного Невозможное возможно, если приложить усилия, проявить волю, страстное желание блага для будущего людей.
Марс – это возможный новый мир (дом) для жизни землян, и надо обустраивать его мудро, не жалея сил. Жизненно важные цели (для блага людей, всего человечества) достигаются непомерными усилиями человека.
Космос и мирное, а не разрушительное (хищническое) его освоение человеком. Деятельность человека в космосе (в данном случае на планете Марс) должна быть направлена на благо настоящего и будущего людей.
Дрисколл, ведя озеленительную войну с Марсом, создает необходимую для всего живого среду обитания Своими крылатыми мечтами и своими руками прокладывают в будущее по-настоящему счастливые люди.

Р. Бредбери говорил: «Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды».

Не завоевывать, не покорять новые планеты призывают фантасты.

Писатель предупреждает: «Космос – это попытка человека стать причастным вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависят от этого…»

Деятельность главного героя рассказа доказывает, что человек – мыслящая часть вселенной.

Авторская позиция

(в литературном произведении – авторское понимание жизни и ее оценка, оценка изображенных характеров)

Разные способы выраженияавторской позиции

В схему включены представленные в рассказе способы выражения

Как философ и мыслитель, Р.Бредбери понимает, что возможна гибель планеты Земля. Тогда Марс может стать вторым домом для землян. Только нужно обустраивать планету, сея добро и сознавая, что это нелегкий труд, результаты которого почувствуются не скоро.

Р.Бредбери не все равно кто, как, с какой целью и какими руками будет осваиваться космос. Он уверен: только созидательный труд, воля и упорство смогут сделать прорыв в освоении неизведанного.

Перейдем к анализу эпизода

Автор сознательно нарушает порядок следования эпизодов.

В начале рассказа – описание 30-го дня неутомимой работы Бенджамина Дрисколла. Отсутствие дождя может стать катастрофой для посевов, а значит, и для мечты о Зеленом Марсе

Действие достигает апогея. Это кульминация рассказа.

Мы чувствуем физическое и эмоциональное напряжение главного героя. Эпитет «свинцовая  усталость» –  очень говорящий. Покоряют масштабы сделанной работы.

Непосредственные эмоции Бенджамина Дрисколла перед ключевым эпизодом, данным для интерпретации:

Чувства главного героя Цитаты
Тихая надежда сменяется сомнением, от сомнения переходит к отчаянию
  • «Быть может, вся его работа, все эти дни выкапывания ямок были напрасны».
  • «Сомнительно, чтобы хоть одно зернышко проросло».
  • «Даже у ручейков нет ни деревца, ни травинки».
  • «погода крайне сухая», «сухие горы», «опаленные холмы» – эпитеты передают
Надежда ожила в сердце Бенджамина Дрисколла
  • «Внезапный запах воды». Предчувствие дождя»

Как можно назвать этот эпизод?

Выберите заголовок, который лучше, с вашей точки зрения, отражает содержание фрагмента.

  1. «Живительный эликсир»  (Эликсир – чудодейственный, волшебный  напиток, якобы способный сохранить молодость; переносное значение: о том, что вливает бодрость, желание жить)
  2. Спасительный дождь.
  3. Марсианскому лесу – быть!
  4. Надежды сбываются.
  5. Долгожданный животворный дождь.
  6. «Живая вода»
  7. Долгожданное счастье: все не зря.
  8. Да здравствует жизнь на Марсе

Какова идея этого отрывка

Вода – символ (источник) жизни, надежда на создание благоприятной для человека среды на Марсе. (В данном случае выращивание леса как источника кислорода)

План эпизода

  1. Первые капли дождя. Пробуждение Бенджемина Дрисколла.
  2. Образ дождя в эпитетах
  3. Дождь набирает силу.
  4. Оглушительный треск грома.
  5. Вспышка молнии.
  6. Темнота и шум дождя.
  7. Дождь счастья для Бенджамина Дрисколла. Наслаждение.
  8. Двухчасовой ливень.

  9. Появление «умытых, небывало ярких звезд».
  10. Счастливый сон.

Слово «дождь», его повтор указывает на тот факт, что это ключевое слово в эпизоде, значимое, особенное. Слово «дождь» – синоним слова «жизнь».

И действительно, каждая деталь отрывка – свидетельство тому, что есть в полноценной живой природе.

Обратим внимание на образы из жизни природы:

Эти удивительные образы из мира природы: дождинки, гром, молния, потоки дождя, запахи, звуки, «вкусы», цветообразы – признаки жизни, разноцветной, меняющейся.

Они создают ощущение настоящей жизни на планете Марс, полностью повторяя земной мир. Лексический повтор слова «дождь» утверждает, что цель – сделать планету Марс пригодной для жизни человека, зеленым чудом, достигнута.

С чувством выполненного долга Бенджамин Дрисколл засыпает совершенно счастливым.

Последний эпизод

«Утро было зеленое»

«Насколько хватало глаз, к небу вставали деревья». Подстегнутые бурным дождем, питаемые волшебной, чуждой почвой… Это зеленые деревья, прижившиеся в космосе.

Но самое главное: «люди выбегут навстречу новому чудесному воздуху… вдыхая полной грудью, и щеки у них порозовеют, легкие оживут, сердца забьются сильнее – для счастливой творческой жизни.

Какое это счастье – дышать полной грудью. Это может ощутить лишь тот, кто терял возможность дышать.

На первом месте в фантастическом рассказе выходит не рост научно-технического могущества, а  проблемы человека в мире, этическая составляющая.

Литературоведческий словарик

«Малый» прозаический жанр эпоса. Отличается от повести масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом.

Известный английский писатель С.Моэм: «Рассказ – произведение, которое читается в зависимости от длины, от десяти минут до часа и имеет дело с единственным, хорошо определенным предметом, случаем или цепью случаев, представляющих собой нечто цельное. Рассказ должен быть написан так, чтобы невозможно было ничего ни добавить, ни убавить».

У Р.Бредбери – фантастический рассказ, в котором переплетается фантастическое и реалистическое

Фантастическое Реалистическое
Главный герой Бенджемен Дрисколл, землянин, оказался на планете Марс
  • Дрисколл жил на планете Земля и прилетел на Марс. Воспринимает людей и мир по–земному
Один засадил марсианские долины. Выросшие за 30 дней огромные деревья
  • Садит ростки и семена деревьев, трав, которые растут на Земле
  • Из опыта «земной» жизни он знает, что леса обеспечат планету кислородом.
  • Детали: рудники, города, мотоцикл с коляской, врач, ракета, координатор

Фэнтези – это вещи, которые никогда не смогут произойти в реальности, а научная фантастика однажды может стать былью.

  • Эпизод – этап в развитии образа, сюжета, композиции

Та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

Один из важнейших приемов композиции, заключающийся в неоднократном употреблении

  • слов
  • образов
  • художественных деталей и т.д.

Повтор служит для усиления художественной выразительности, а также для того, чтобы подчеркнуть значимость

  • детали
  • образа
  • поэтической мысли
Простой эмоциональный повтор«Но бедный, бедный мой Евгений!» А.С.Пушкин Новые смысловые оттенки словавыявляются в более сложных случаях повтора«Дар напрасный, дар случайный,Жизнь, зачем ты мне дана?» А.С.ПушкинЗдесь повтор слова «дар» подчеркивает благоговейное отношение поэта к жизни, а разные определения создают новые смысловые оттенки: в них выражено представление о «случайности» этого дара, о том, что поэт считает этот дар «напрасным», так как не может распорядиться им, «недостоин» его

Анафора – единоначатие;

Эпифора – повтор слова в конце соседних стихотворных слов

Повтор слова «стонет» в начале пяти соседних стихов у Некрасова Н.А. в «Размышлении у парадного подъезда»:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам и острогам…

Разновидностью словесного повтора является рефрен ( от французского  – припев)

Читайте также:  Краткое содержание байрон мазепа точный пересказ сюжета за 5 минут

Символ  – особый художественный образ, вид иносказания. Образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.

Образ паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова может быть истолкован

  1. как изображение гордого и одинокого человека;
  2. как образ поэта;
  3. как образ мятежника и борца;
  4. как образ свободы;
  5. как образ романтика, которому нужна буря, а не покой;
  6. как образ философа, ищущего истину

Причем каждое из этих значений не противоречит лермонтовскому образу

Схема анализа эпизода эпического произведения

  • Самостоятельно определить границы эпизода.
  • Проанализировать его содержание:
  1. герои;
  2. их поступки;
  3. авторские размышления.
  • Обрамление эпизода – пейзаж

                                          – лирические отступления

  • Стилевые особенности
  • Особенности композиции
  • Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым
  • Найти в них сходные темы,

                                         мотивы,

                                         размышления автора

  • Указать, какую роль играет анализируемый эпизод в идейном пространстве всего произведения, как он помогает понять авторскую позицию

Анализ эпизода не должен быть его пересказом!

Единственное доказательство правоты – художественный текст и аргументы/ цитаты!

(продолжение следует)

Источник: https://bambi-astana.kz/articles/summativnoe-ocenivanie-temy-analiz-epizoda-iz-rasskaza-r-bredberi-zelenoe-utro

Рассказ Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ, жанр произведения, выводы

Американский писатель Рэй Брэдбери относится к авторам, которые смогли превратить фантастику в искусство. В своих романах и даже небольших рассказах Брэдбери всегда затрагивает множество важнейших для каждого тем.

Произведение «Каникулы», жанр которого можно определить как антиутопия, показывает читателям, чем страшно одиночество, отсутствие четких жизненных планов и почему так важно для нас общение и умение находить общий язык с окружающими.

Проблематика рассказа

Произведение Рэя Брэдбери «Каникулы» описывает возможность жизни на земле без людей. Главная идея — «Бойся своих желаний, они могут сбываться». Писатель своим творчеством пытался рассмотреть следующие задачи:

  • неумение ставить перед собой определенные цели;
  • избыток общения с людьми;
  • одиночество, скука.

Главный герой пожелал для себя определенного развития событий, но когда оно произошло, не знал, что ему делать дальше и как распорядиться данной ему возможностью.

Брэдбери напоминает своим читателям, что хотя на земле найдется немало людей, желающих остаться в полном одиночестве, но при этом они не представляют, что им делать потом, когда желание исполнится.

В рассказе писатель затрагивает многие проблемы своего времени. Читатель видит, что главные герои, осуществившие свою мечту, не стали счастливее.

То, о чем они мечтали, принесло им осознание своей горькой участи.

Для современного человека окружающие не всегда бывают приятны и желанны, привычные занятия вызывают скуку. Писатель пытается донести до своих читателей, что без определенных устоев и принципов существование общества невозможно. Творчество Брэдбери помогает человеку понять свою сущность и назначение в этом мире.

Главные герои рассказа — муж с женой и их маленький сын. Оставшись одни во всем мире, они путешествуют, периодически останавливаясь. Об их переживаниях и стремлениях рассказывает нам писатель.

Краткое содержание произведения

Рассказ начинается с описания прекрасного летнего утра, свежего и солнечного. Плыли облака, летали бабочки и стрекозы, пахло цветами и травами. По железной дороге движется дрезина, на которой сидят муж с женой и их семилетний сын. Когда закончился бензин, путешественники были вынуждены остановиться на привал.

Мальчик постоянно интересуется у родителей, куда делись все люди. Из слов мужчины и женщины выясняется, что однажды утром отец загадал желание, чтобы все люди на земле исчезли, а они смогли отдохнуть только своей семьей. Мужчина мечтал, чтобы не было работы, начальства, шумного окружения, каких-то обязательств и прочего. Вокруг них было бы постоянное лето.

На следующее утро они проснулись, а их желание исполнилось. Люди исчезли, города заросли травой и цветами, пели птицы, а звуки машин и механизмов замолчали. После завтрака жена испугалась, что муж не идет на работу.

Она еще не до конца верила, что, действительно, никого нет. Мужчина рассмеялся и радостно сказал, что он больше не увидит недовольного начальника и льстивых сотрудников. По его словам, они теперь никому и ничего не должны, их обязанность — быть счастливыми.

Так начались их одинокие 30-летние каникулы.

Жена считала, что им нужно родить еще детей, но муж заявил, что их сын станет последним человеком на земле. Потом мир будут принадлежать животным, птицам и растениям.

Возможно, потом зародится другой вид существ, которые будут сочетать в себе естественное любопытство с естественным счастьем и построят другой мир.

Семья собирается и отправляется в бесконечное путешествие по пустынным городам.

Мать мальчика немного винит себя за исчезновение людей, но муж успокаивает ее, говоря, что они не испытывали мучений, просто исчезли и все. Отдохнув, семья решает ехать дальше. Отец берет атлас, чтобы проложить дальнейший путь, и тут его жена видит, как на бумагу падает слеза. Мужчина не выдерживает и говорит, что очень хочет, чтобы люди вернулись в мир, и все было, как прежде.

Мальчик слышит разговор родителей и тоже начинает плакать. Он убегает к морю, и там пишет свое желание на бумаге, запечатывает в бутылку и бросает в воду. Родители не знают, о чем он написал. Семья снова продолжает свой нелегкий одинокий маршрут по безлюдному миру.

Выводы из рассказа Брэдбери

Книга Брэдбери «Каникулы» ярко демонстрирует отчаяние людей, не справившихся со своими желаниями. Ребенок не хочет повторения судьбы своих родителей, он желает вернуть мир в прежнее состояние.

Из-за своей поспешности люди оказались в полной изоляции и долгожданные каникулы стали утомительным ожиданием встречи с любым человеком.

Отец семейства для путешествия надел строгий костюм и шляпу, как будто постоянно ждал встречи с людьми, которые раньше были ему неприятны. Но он понял, что в одиночестве жить невозможно. Загадывая свое желание, он не подумал, что будет дальше.

Его даже не заботило то, каково будет его сыну, когда он останется единственным жителем земли. Теперь к мужчине пришло прозрение.

Писатель своим повествованием дает понять, что человек не может существовать в одиночку. Чтобы жить, всем нам нужны:

  • общество;
  • моральные принципы;
  • устои, традиции.

Пусть даже окружающие люди не всегда нам приятны, но мы должны приспосабливаться и учитывать интересы других. «Каникулы» говорят о душевных страданиях взрослых и ребенка. Отец переживает из-за своего глупого желания, а мальчик понимает, что взрослые тоже бывают неправы. Он хочет исправить ошибки отца и прилагает для этого усилия.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/rej-bredberi-kanikuly-kratkoe-soderzhanie-i-analiz.html

Читать

РЭЙ БРЕДБЕРИ

Зеленое утро

Пер. Т. Шинкарь

Когда солнце ушло за горизонт, он сделал привал у края тропинки и приготовил нехитрый ужин, а затем неторопливо ел, слушая, как потрескивает костер, и думал о своем. В сущности, этот день ничем не отличался от остальных тридцати.

Он так же встал на рассвете, чтобы успеть как можно больше сделать лунок, бросить в них семена и полить водой из прозрачных каналов.

Теперь, когда усталость придавила к земле его тщедушное тело, он лежал и смотрел на небо, где темные краски сменяли одна другую.

Ему было тридцать один, звали его Бенджамин Дрисколл. Он мечтал увидеть Марс зеленым от высоких деревьев с густой кроной, в изобилии дающих кислород, деревьев, которые с каждым годом будут все выше, принесут прохладу городам в знойное лето, защитят от ветров зимой. Разве сочтешь все, что дает дерево.

Оно красит землю, дарит ей благодатную тень и богатство своих плодов. Дерево – это волшебный мир нашего детства, по могучим стволам можно взобраться в поднебесье или вволю покачаться на ветвях. Чудесное творение природы, дающее людям пищу, приносящее радость, – вот что такое дерево.

Но прежде всего оно очищает воздух, ласкает слух тихим шелестом листвы, и под его убаюкивающий шепот так сладко спится по ночам.

Он лежал и слушал, как ночная земля набирает силу в ожидании дождей, которых все нет. Он приложил ухо к земле, и ему почудились далекие шаги того времени, которое непременно придет, и он видел, как семена, брошенные сегодня в землю, дают зеленые ростки. Вот уже могучие стволы тянутся к небу, выбрасывая одну ветвь за другой, и Марс становится рощей, пронизанной солнцем, цветущим садом.

Завтра на рассвете, едва крохотное марсианское солнце коснется бледным лучом складок гор, он уже будет на ногах, быстро съест пропахший дымком завтрак, погасит костер и, закинув за спину мешок с семенами и саженцами, отправится в путь – пробовать грунт, делать лунки, бросать семена, сажать саженцы, заботливо приминая землю вокруг, поливать и идти дальше, тихонько насвистывая и поглядывая на светлеющий край неба, – завтра снова будет жаркий день.

– Тебе тоже нужен кислород, – сказал он, обращаясь к костру, озорному румянолицему другу, который, хоть и не прочь укусить за палец, делит с тобой ночлег, и в темноте прохладной ночи его сонный розовый глазок излучает благодатное тепло.- Нам всем нужен кислород, а его так мало на Марсе. От этого быстро устаешь. Здесь как в высоких Андах, в Южной Америке. Хочешь вдохнуть полной грудью, а воздуха-то нет! Так и остаешься ни с чем.

Он ощупал себя руками – его грудная клетка заметно расширилась за эти тридцать дней на Марсе. Здесь необходимо тренировать легкие, чтобы они набирали побольше воздуха. Или же сажать деревья – как можно больше деревьев!

– Теперь тебе понятно, зачем я здесь, – сказал он. Костер стрельнул в ответ. – В школе нам рассказывали о парне по прозвищу Джонни Яблочное Семечко. Он прошел всю Америку и везде сажал яблоневые деревья. Мое дело поважнее.

Я сажаю дубы, вязы, клены – все деревья, какие есть, – осину, гималайский кедр, каштан. Вместо плодов, чтобы утолить голод, люди получат свежий воздух, чтобы дышать.

Когда эти деревья вырастут, представляешь, сколько они дадут кислорода!

Он вспомнил день, когда прибыл на Марс. Вместе с тысячами других он смотрел на тихое марсианское утро и думал: “Приживусь ли я здесь? Что ждет меня? Найду ли дело по душе”?

А потом он потерял сознание.

Кто-то сунул ему под нос флакончик с нашатырным спиртом, и, закашлявшись, он пришел в себя.

– Ничего страшного, – успокоил его врач.

– Что со мной?

– Слишком разреженный воздух. Многие не выдерживают. Думаю, вам лучше вернуться на Землю.

– Нет! – Он сел, но тут же снова потемнело в глазах, и Марс дважды обернулся вокруг своей оси. Ноздри жадно раздулись, когда он попытался втянуть в легкие воздух, которого не было. – Ничего, обойдется. Я должен остаться здесь.

Его больше не трогали. Он лежал, судорожно открывая рот, как рыба, выброшенная на берег, и думал: “Воздух, воздух, воздух! Меня отправят обратно, потому что здесь нет кислорода”.

Читайте также:  Краткое содержание лермонтов родина точный пересказ сюжета за 5 минут

Повернув голову, он посмотрел на марсианские равнины и холмы. Дурнота прошла, и теперь, когда он мог все хорошенько разглядеть, его поразило, что вокруг ни клочка зелени, куда ни глянь – пусто. Казалось, земля сама себя прокляла – черная, плодородная земля, но на ней даже трава не растет.

“Воздух”, – думал он, со свистом втягивая пустоту. На вершинах холмов или у их подножий, где ложатся тени, даже у ручья – ни деревца, ни травинки. Ну конечно же! Он понимал, что ответ подсказал ему не разум, а боль в груди и пересохшем горле. Был он неожиданным, как глоток кислорода, способный снова поставить его на ноги.

Здесь нужны деревья, нужна трава! Он посмотрел на свои руки, повертел ими – ладони вверх, ладони вниз. Надо посадить здесь деревья, посеять траву! Это и будет его делом. Он бросит вызов всему, что может помешать остаться здесь. Пойдет на то, что объявит Марсу войну, и это будет зеленая война. Вот она, древняя марсианская почва.

На ней когда-то росли леса, такие древние, что в конце концов выродились и исчезли.

А что, если снова посадить здесь деревья, например те, что растут на Земле? Роскошные мимозы, плакучие ивы, магнолии и красавцы эвкалипты? Что будет тогда? Кто знает, какие богатства таит в себе эта земля, какие силы остались в ней нетронутыми, потому что древние папоротники, цветы, кустарники и деревья, отжив свой век, погибли.

– Помогите мне встать! – крикнул он. – Я должен видеть Координатора.

Они с Координатором проговорили все утро – и все о том, что должно расти здесь, зеленеть, цвести. Пройдут месяцы, а то и годы, прежде чем на Марсе начнутся массовые посадки деревьев. Продукты питания доставляются с Земли в замороженном виде в ракетах-рефрижераторах, похожих на ледяные сосульки. Правда, кое-где в поселках уже выращивают овощи в гидропонных теплицах.

– А пока возьмитесь-ка за это дело вы, – заключил Координатор. – Дадим вам семян, кое-какой инвентарь. На ракетах не хватает места, чтобы доставить все необходимое. Первые поселки строились все больше возле шахт да рудников, так что, боюсь, ваше начинание мало кто поймет или поддержит… На это не рассчитывайте.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=47254&p=1

Краткое содержание “Марсианских хроник” Рэя Брэдбери – классика научно-фантастического жанра

«Марсианские хроники» – культовый роман американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери. Произведение состоит из тематических рассказов и новелл, посвященных освоению землянами Марса. На протяжении десяти лет новеллы публиковались в виде самостоятельных произведений в журналах. В 50-е годы они были выстроены в хронологическом порядке и объединены в роман.

«Хроники» Брэдбери стали классикой научно-фантастического жанра и вдохновили многих последователей для разработки марсианской темы в литературе и культуре в целом. Роман неоднократно экранизировался.

В 1980-м вышло сразу две киноверсии «Хроник» – одноименный американский мини-сериал и советский художественный фильм под названием «Восьмой день творения».

В дальнейшем экранное воплощение находили отдельные новеллы и рассказы «Хроник» (например, «Земляне», «Марсианин», «Безмолвные города» и другие).

Давайте вспомним, как проходило освоение Марса и падение Земли по Рэю Брэдбери.

1999-й: Первая и вторая экспедиции. Видения миссис К

Недалекое будущее. 1999 год. Планета Земля. Люди, наконец-то, сконструировали ракету, способную в короткие сроки преодолеть расстояние от Земли до Марса – около 60 миллионов световых лет. Была зима знаменательного 99-го, когда первая экспедиция отправилась к таинственной четвертой планете.

А тем временем обыкновенная марсианка миссис К стала видеть странные и очень реальные сны. Ей мерещился один и тот же человек с бледной кожей, темными волосами и голубыми глазами. Мужчина представлялся Натаниэлем Йорком и говорил, что прилетел с третьей планеты. Когда миссис К рассказала о своих сновидениях мистеру К, он был крайне раздражен глупыми фантазиями своей жены. Бледная кожа? Голубые глаза? Темные волосы? Большего бреда и придумать нельзя! Тем более, все образованные марсиане знают, что жизнь на третьей планете невозможна – там негодная атмосфера.

Однако видения мисси К не прекращались. Однажды она затянула песню на чужом языке. Откуда миссис К знала этот язык и этот мотив, она не могла пояснить. Миссис К пела свою странную песню утром, днем, вечером и даже во сне.

А еще ее неизменно тянуло в долину, как будто там должно было случиться что-то важное. Благоразумный мистер К не отпустил супругу на прогулку и, приказав сидеть дома, отправился охотиться на пчел.

Через несколько часов мистер К вернулся домой и угрюмо поставил у порога ружье, а миссис К в тот вечер было почему-то очень грустно, и она плакала.

Следы первой экспедиции на Марс затерялись. В том же 1999-м земляне организовали вторую экспедицию, которая вновь-таки оказалась обречена. Дело в том, что жители Марса – отличные телепаты.

Они могут проецировать свои мысли в визуальные, звуковые, слуховые, обонятельные и даже осязательные иллюзии. Так что команду космонавтов с Земли приняли за умалишенных и посадили в сумасшедший дом, а космический корабль посчитали иллюзией.

В процессе радикального «лечения» земляне погибли, так и не доказав свою правоту, а корабль и вещи растащили на металлолом и черные рынки.

2000-й: Третья экспедиция. «Второй шанс»

После безвестной пропажи первых двух экспедиций третью команду космонавтов готовили особенно тщательно.

Однако на таинственной четвертой планете их ждал неожиданный сюрприз – взору путешественников открылся необыкновенной красоты город, точь-в-точь земной, каким он был в начале ХХ века.

Сперва ошеломленный экипаж подумал, что корабль каким-то образом преодолел временное пространство и попал в прошлое. Однако встретившись с местными жителями, они поняли, что это не прошлое, а альтернативный мир – своеобразный вариант загробной жизни, так называемый «второй шанс».

Один за одним к кораблю выходили давно умершие родные и близкие членов экипажа. И даже строгий капитан обомлел, когда увидел своего погибшего брата, отца с матерью, что встретили его на пороге их старого дома.

За ужином семейство веселилось, ело мамины фирменные блюда и легло спать довольное и счастливое. Только у капитана почему-то было тревожно на душе. А что если, стал задумываться он, это не реальность, а лишь иллюзия, тщательно спланированная ловушка марсиан.

Они как отличные телепаты могли использовать воспоминания земных пришельцев против их же самих.

Капитан резко поднялся с постели. Он хотел немедленно поделиться своими догадками с товарищами, но его остановил холодный голос брата. «Куда ты?» «За водой» «Ты не хочешь пить» – уверенно произнес голос. Капитан похолодел. Он понял, что его опасения оправдались, только слишком поздно.

… На утро жители маленького городка вынесли шестнадцать гробов (ровно столько человек насчитывал экипаж третьей земной экспедиции). Все космонавты безвременно скончались.

Лица родственников и друзей сперва выражали скорбь, а затем стали понемногу просветляться. Их черты менялись на глазах. Они все меньше походили на землян. Их кожа смуглела, глаза приобретали желтоватый оттенок.

Это были марсиане… вылитые марсиане.

2001-й: Четвертая экспедиция. Первые пилигримы

Три экспедиции, посланные человечеством на Марс, пропали бесследно. Однако земляне не оставили попытки покорить загадочную соседку и отправили четвертую группу первоклассных космонавтов. На этот раз путешественники застали «красную планету» пустующей.

Здесь были города, улицы, дома, личные вещи жителей, но не было самих жителей – только горы трупов. Как удалось установить докторам, прилетевшим в составе экспедиции, марсиан погубила обыкновенная ветрянка. Детская болезнь, которую без труда переносят все жители Земли, уничтожила целую цивилизацию. Так, по воле судьбы земляне стали наследниками целой планеты.

Желающих переселиться на Марс сперва было немного. Только отчаянные смельчаки решались стать первыми пилигримами. Бенджамин Дрисколл, напротив, мечтал поселиться на Марсе.

Врачи запрещали ему лететь – слабые легкие Бенджамина едва справлялись с разреженным марсианским воздухом – но Дрисколл не сдавался! Каждый вдох превращался для него в настоящую пытку, но, невзирая на пустынный зной «красной планеты», каждый день Бенджамин высаживал семена земных деревьев, кустов, трав. Целый месяц – и ни одного побега. Целый месяц без единой дождевой капли!

Бенджамин решил не оборачиваться назад. Он трудился, невзирая на неудачи, и однажды был вознагражден. Этой ночью шел ливень, а на утро марсианская пустыня превратилась в пышный зеленый сад. Бенджамин вдохнул свежий воздух, насыщенный упоительным кислородом, и потерял сознание.

2002-й-2005-й: Земляне на Марсе. Начало Большой Войны

Люди стали стремительно заселять Марс. Всего за каких-то несколько лет они воздвигли целые города, дали свои, земные, названия рекам, мморям, горам и населенным пунктам. Поскольку корабли были американскими, пилигримами были в основном американцы, остальной мир лишь заворожено наблюдал за великим переселением.

Одни летели на Марс за новыми впечатлениями, другие – за спокойствием, третьи бежали от сомнительных благ земной цивилизации, четвертые – от грядущих войн. Марсиане превратились в легенды. Поговаривали, что некоторые из них все же выжили и теперь обитают где-то далеко в горах.

Нет-нет коренные жители предстают перед землянами то в образе озорного пустынного миража, то в лице давно погибшего маленького сына, чей прах покоится на Земле.

…Мерцает на небосводе старушка Земля. Сейчас человечество переживает далеко не лучшее время – вся планета вовлечена в войну: Австралия едва не ушла под воду из-за взрыва, Вашингтон и Лос-Анджелес подвергаются бомбардировкам, а космические корабли уносят новые и новые группы землян навстречу новой жизни на «красной планете».

2026: Конец Земли. Новые марсиане

Большая война на Земле дошла своего апогея – все пилигримы Марса были призваны на родину, «красная планета» вновь опустела. Двадцать с лишним лет длились сражения. Большая часть населения Земли погибла, ресурсы планеты истощены, на восстановление понадобятся столетия.

Молодое американское семейство – отец, мать и трое маленьких сыновей – прилетает на Марс. Они взрывают свою ракету, чтобы избежать погони. Хотя какая может быть погоня? На Земле практически не осталось ракет.

Люди шествуют по «красной планете». Теперь это их мир. Скоро прилетит еще несколько семей с Земли. И они начнут все сначала… на четвертой планете от Солнца.

Маленький Тимати просит отца показать ему марсиан. Глава семейства ведет детей и жену в долину к водному каналу. «Где же они?» – нетерпеливо спрашивает мальчик. «Вот они. Смотри!» В водной глади отражается пять фигур – Тимати, Майкл, Роберт, мама и папа.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/rehjj-brehdberi/marsianskie-khroniki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector