Краткое содержание бунин темные аллеи точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание «Темные аллеи»

Краткое содержание Бунин Темные аллеи точный пересказ сюжета за 5 минут

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи» был написан в 1938 году и вошел в сборник рассказов «Темные аллеи», посвященных теме любви. Впервые опубликовали произведение в 1943 году в нью-йоркском издании «Новая земля». Рассказ «Темные аллеи» написан в традициях литературного направления неореализм.

Прочитать онлайн краткое содержание «Темных аллей» Бунина можно на нашем сайте.

Николай Алексеевич – высокий худой мужчина шестидесяти лет, военный. В молодости любил Надежду, но бросил ее. Был женат, имеет сына.

Надежда – женщина сорока восьми лет, хозяйка постоялого двора. Всю жизнь любила Николая Алексеевича, из-за чего так и не вышла замуж.

Клим – кучер Николая Алексеевича.

«В холодное осеннее ненастье» к длинной избе, расположенной у одной из дорог Тулы, подъехал «закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом». Изба была поделена на две половины – почтовую станцию и частную горницу (постоялый двор), где путники могли остановиться, отдохнуть, переночевать.

Правил тарантасом «крепкий мужик», «серьезный и темноликий» кучер, «похожий на старинного разбойника», тогда как в самом тарантасе сидел высокий и «стройный старик военный», внешне похожий на Александра II с вопрошающим, строгим и усталым взглядом.

Когда кучер остановил тарантас, военный зашел в горницу. Внутри было «тепло, сухо и опрятно», в левом углу находился «новый золотистый образ», в правом – побеленная мелом печь, из-за заслонки которой доносился сладкий запах щей. Приезжий снял верхнюю одежду, и окрикнул хозяев.

Сразу же в комнату вошла «темноволосая», «чернобровая», «красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Хозяйка предложила приезжему поесть. Мужчина согласился выпить чаю, попросив поставить самовар.

Расспрашивая женщину, приезжий узнает, что она не замужем и сама ведет хозяйство. Неожиданно хозяйка называет мужчину по имени – Николай Алексеевич.

«Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел», узнав в собеседнице свою давнюю любовь – Надежду.

Взволнованный, Николай Алексеевич начинает вспоминать, сколько же они не виделись – «лет тридцать пять?». Надежда поправляет его – «Тридцать, Николай Алексеевич». Мужчина ничего не знал о ее судьбе с тех пор. Надежда рассказала, что вскоре после того как они расстались, господа дали ей вольную, а замужем она никогда не была, потому что слишком сильно его любила.

Покраснев, мужчина пробормотал: «Всё проходит, мой друг. Любовь, молодость — все, все». Но женщина не согласилась с ним: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело».

Надежда рассказывает, что не могла его забыть, «все одним жила», вспоминает, что «очень бессердечно» он ее бросил – она даже не раз хотела покончить жизнь самоубийством, что она звала его Николенькой, а он читал ей стихи про «всякие «темные аллеи»».

Углубившись в воспоминания, Николай Алексеевич делает вывод: «Всё проходит. Все забывается», на что Надежда ответила: «Всё проходит, да не все забывается». Прослезившись, мужчина просит подавать лошадей, говоря: «Лишь бы бог меня простил. А ты видно простила». Однако женщина не простила и не могла простить: «как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было».

Николай Алексеевич просит у женщины прощения и рассказывает, что тоже был несчастен. Он безумно любил свою жену, но она изменила и бросила его еще оскорбительнее, чем он Надежду.

Сына обожал, «а вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести». «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни». На прощание Надежда целует ему руку, а он ей.

После кучер Клим вспоминал, что хозяйка смотрела им вслед из окна.

Уже в дороге Николаю Алексеевичу становится стыдно, что он поцеловал Надежде руку, а после стыдно от этого стыда. Мужчина вспоминает прошлое – «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…».

Думает о том, что было бы, если бы он не бросил ее, и была «эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» «И, закрывая глаза, качал головой».

И. А. Бунин называл рассказ «Темные аллеи» самым удачным произведением всего сборника, своим лучшим творением. В нем автор размышляет над вопросами любви, над тем, подвластно ли истинное чувство течению времени – способна ли настоящая любовь прожить десятилетия или она остается только в наших воспоминаниях, а все остальное – «история пошлая, обыкновенная».

Краткий пересказ «Темных аллей» будет полезен для подготовки к уроку или при ознакомлении с сюжетом произведения.

После прочтения попробуйте пройти тест:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/books/bunin/temnye-allei

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Краткое содержание рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи».

В осенний ненастный день грязный тарантас подъезжает к длинной избе, в одной половине которой размещается почтовая станция, а в другой — постоялый двор.

В кузове тарантаса сидит «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником». Седые усы с бакенбардами, бритый подбородок и устало-вопрошающий взгляд придают ему сходство с Александром II.

Старик заходит в сухую, тёплую и опрятную горницу постоялого двора, сладко пахнущую щами. Его встречает хозяйка, темноволосая, «ещё красивая не по возрасту женщина».

Приезжий просит самовар и хвалит хозяйку за чистоту. В ответ женщина называет его по имени — Николай Алексеевич — и тот узнаёт в ней Надежду, свою бывшую любовь, с которой не виделся лет тридцать пять.Взволнованный Николай Алексеевич расспрашивает её, как она жила все эти годы. Надежда рассказывает, что господа дали ей вольную.

Замужем она не была, потому что уж очень любила его, Николая Алексеевича. Тот, смутившись, бормочет, что история была обыкновенная, и всё давно прошло — «с годами всё проходит».У других — может быть, но не у неё. Она жила им всю жизнь, зная, что для него словно ничего и не было.

После того, как он её бессердечно бросил, она не раз хотела наложить на себя руки.С недоброй улыбкой Надежда вспоминает, как Николай Алексеевич читал ей стихи «про всякие „тёмные аллеи“». Николай Алексеевич помнит, как прекрасна была Надежда. Он тоже был хорош, недаром она отдала ему «свою красоту, свою горячку».

Взволнованный и расстроенный, Николай Алексеевич просит Надежду уйти и прибавляет: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Но она не простила и простить никогда не могла — нельзя ей его простить.Переборов волнение и слёзы, Николай Алексеевич приказывает подавать лошадей. Он тоже не был счастлив никогда в жизни.

Женился по большой любви, а жена бросила его ещё оскорбительнее, чем он Надежду. Надеялся на сына, но тот вырос негодяем, наглецом без чести и совести.На прощание Надежда целует Николаю Алексеевичу руку, а он целует руку у неё. В дороге он со стыдом вспоминает это и стыдится этого стыда.

Кучер говорит, что она смотрела им вслед из окна, и добавляет, что Надежда — баба умная, даёт деньги в рост, но справедлива.

Теперь Николай Алексеевич понимает, что время романа с Надеждой было лучшим в его жизни — «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…». Он пытается представить, что Надежда — не хозяйка постоялого двора, а его жена, хозяйка его петербургского дома, мать его детей и, закрыв глаза, качает головой.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: http://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-proizvedenij-9-klass/4805-tjomnye-allei-kratkoe-soderzhanie-kratkij-pereskaz

Краткое содержание Темные аллеи в сокращении (Бунин И. А.)

Однажды осенью, в ненастный день к длинной избе по грязной разбитой дороге, с одной стороны которой располагалась почтовая станция, а с другой – чистая горница, хорошее место для отдыха, где можно перекусить и переночевать, подъехал тарантас с полуподнятым верхом, обкиданный грязью.

На козлах тарантаса восседал крепкий серьезный мужик, одетый в армяк, туго подпоясанный кушаком. В тарантасе сидел “стройный старик-военный”, наряженный в большой картуз и в николаевскую серую шинель, отороченную бобровым стоячим воротником, с белыми усами и бакенбардами, но с черными бровями.

Его подбородок был тщательно выбрит, а вся наружность его имела сходство с Александром II, столь распространенное в среде военных в то время.

Взгляд военного был вопрошающим, строгим и одновременно усталым.

Когда лошади остановились, он выбрался из тарантаса, быстро взбежал на крыльцо избы и, как подсказал ему кучер, повернул налево. В горнице было сухо, тепло и прибрано, из-за печной заслонки доносился сладкий запах щей.

Сбросил на лавку шинель и, сняв перчатки и картуз, уставший приезжий провел рукой по волосам. Горница была пуста, поэтому, приоткрыв дверь, он позвал: “Эй, кто там!” В горницу вошла темноволосая, чернобровая и не по возрасту красивая женщина.

Темный пушок вдоль щек и на верхней губе женщины не портил ее вида, сама она была легкая, хотя и полная,

пышногрудая, в красной кофточке, с треугольным животом, как у гусыни, под черной шерстяной юбкой. Женщина вежливо поздоровалась.

Военный мельком взглянул на ее легкие ноги, округлые плечи и попросил самовар. Эта женщина была хозяйкой постоялого двора. Гость похвалил ее за чистоту, на что женщина ответила: “Я чистоту люблю”. Она выросла при господах, поэтому умеет держать себя прилично.

Когда женщина назвала приезжего по имени – Николай Алексеевич, он узнал ее: “Надежда! Ты?” Они не виделись тридцать лет. Он взволнованно расспрашивает ее, какой была ее жизнь в течение этих лет. Она рассказывает, что господа дали ей вольную, замужем она не была, потому что очень любила его. “Все проходит, мой друг”, – пробормотал он”.

Он сказал, что была любовь, была молодость – это пошлая, обыкновенная история, но все с годами проходит.

Может быть, у других так и случается, но только не у нее. Она всю жизнь жила им, их прежней любовью. Она понимала, что его давно нет рядом с нею и никогда уже не будет и что для него их любовь значила немногое. И все равно она его любила.

Теперь уже поздно его укорять, но как же он ее тогда бессердечно бросил… Как часто она хотела наложить на себя руки! Она вспоминает, как он читал ей стихи про „темные аллеи”, и на ее устах появляется недобрая улыбка. Николаю Алексеевичу вспоминается, как прекрасна была Надежда в молодости.

Читайте также:  Краткое содержание два капитана каверина точный пересказ сюжета за 5 минут

Он также был хорош. Надежда отдала ему свою красоту, “свою горячку”, и забыть такое она не в силах. Отворачиваясь и глядя в окно, он произнес: “Уходи, пожалуйста”. Он прижал платок к глазам и добавил: “Лишь бы Бог меня простил”, – и при этом отметил, что она его, видно, простила.

Но она не простила его и никогда не могла простить. Ей нельзя его простить.

Николай Алексеевич приказал подавать лошадей, он отходил от окна с сухими глазами. В своей жизни он тоже никогда не был счастлив. Он женился по большой любви, но жена бросила его еще более оскорбительно, чем он Надежду.

Он столько надежд возлагал на сына, но из него вырос наглец и негодяй, человек бесчестный и бессовестный. Надежда подошла к нему и поцеловала его руку, а он поцеловал ее. По дороге обратно Николай Алексеевич со стыдом вспомнил это и почувствовал стыд от этого стыда.

Кучер сказал, что Надежда из окна смотрела им вслед. Она умная баба, дает в рост деньги, но справедлива.

Герой думал о том, что эта любовь была самым лучшим в ее жизни. „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…” Чем бы все закончилось, если он не бросил ее тогда? Если бы эта Надежда была не содержательницей постоялой горницы, а его женой, хозяйкой его петербургского дома и матерью его детей? Он качал головой, закрыв глаза.

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-temnye-allei-v-sokrashhenii-bunin-i-a/

Краткое содержание «Темных алей Бунина»: драматизм в любви

Сборник рассказов «Тёмные аллеи» И.А. Бунин написал вдали от родины, находясь во Франции и переживая о последствиях Октябрьской революции и тяжёлых годах Первой мировой войны.

Произведения, входящие в этот цикл, наполнены мотивами трагической судьбы человека, неизбежности событий и тоски по родному краю.

Центральная тема сборника рассказов «Тёмные аллеи» – это любовь, которая оказывается тесно связанной со страданием и роковым исходом.

https://www.youtube.com/watch?v=2ngOUEcs34U

Центральным в понимании замысла писателя является одноимённый рассказ сборника «Тёмные аллеи». Он был написан в 1938 году под влиянием стихотворения Н.П. Огарёва «Обыкновенная повесть», где как раз и употребляется образ тёмных аллей, а также философских мыслей Л.Н. Толстого о том, что счастье в жизни недосягаемо, а человек улавливает лишь его «зарницы», которые нужно ценить.

Анализ произведения И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

В основе сюжета произведения – встреча двух уже пожилых людей после многолетней разлуки. Если быть точными, то в рассказе говорится о 35 годах с последнего расставания. Николай Алексеевич приезжает на постоялый двор, где его встречает хозяйка Надежда. Женщина называет героя по имени, и он узнаёт в ней свою бывшую возлюбленную.

С тех пор прошла целая жизнь, которую любимым суждено было провести раздельно. Всё дело в том, что Николай Алексеевич в молодости оставил красавицу-горничную, получившую затем вольную от помещика и ставшую хозяйкой постоялого двора. Встреча двух героев поднимает внутри их целую бурю чувств, размышлений и переживаний.

Однако прошлого не вернуть и Николай Алексеевич уезжает, представляя то, как могла сложиться жизнь иначе, если бы он не пренебрёг чувствами Надежды. Он уверен, что был бы счастлив, размышляет о том, как она стала бы его женой, матерью детей и хозяйкой дома в Петербурге.

Правда, всё это так и останется несбыточными мечтами героя.

Таким образом, в рассказе «Тёмные аллеи» три главных сюжетных момента:

  • Остановка героя на постоялом дворе
  • Встреча бывших возлюбленных
  • Размышления в пути после произошедшего

Первая часть произведения – это эпизод до узнавания героями друг друга. Здесь преобладает портретная характеристика персонажей. Значимо именно социальное различие между людьми. К примеру, Надежда обращается к приезжему «ваше превосходительство», а вот герой позволяет себе «Эй, кто там».

Основополагающий момент – это встреча, которая знаменует вторую часть сюжета. Здесь мы видим описание чувств, эмоций и переживаний. Социальные границы отброшены, что позволяет лучше узнать действующих лиц, противопоставить их мысли.

Встреча с Надеждой для героя – это рандеву со своей совестью. Читатель понимает, что она сохранила внутреннюю цельность. Николай Алексеевич, напротив, ощущает свою жизнь бесполезной, бесцельной, видит только её обыкновенность и пошлость.

Третья часть рассказа – это непосредственно отъезд и разговор с ямщиком. Для героя важны социальные границы, которыми он не может пренебречь даже ради высоких чувств. Николай Алексеевич стыдится своих слов и откровений, жалеет о том, что поцеловал руку содержательницы постоялого двора и бывшей возлюбленной.

Такая структура сюжета даёт возможность представить любовь и былые чувства как вспышку, неожиданно озарившую обыденную и наскучившую самому себе жизнь Николая Алексеевича. Рассказ, построенный на воспоминаниях героя, – это художественный приём, который позволяет автору поведать о привычных вещах более волнующе и произвести на читателя дополнительное впечатление.

В тексте произведения не встречается поучительных интонаций, осуждения действий героев или, наоборот, проявления жалости к ним. Повествование основано на описании чувств и эмоций персонажей, которые открываются читателю и именно ему предстоит дать оценку случившемуся.

Характеристика главных персонажей рассказа «Тёмные аллеи»

В положительном свете предстаёт образ Надежды. Из рассказа мы узнаём о ней не так много, но этого достаточно, чтобы сделать определённые выводы. Героиня – бывшая крепостная, которая теперь является хозяйкой казённой почтовой станции.

Состарившись, она продолжает выглядеть красиво, чувствовать себя легко и «не по возрасту». Надежда смогла хорошо устроиться в жизни благодаря своему уму и честности. Кучер в разговоре с Николаем Алексеевичем отмечает, что она «богатеет, деньги в рост даёт», т.е. взаймы.

Героине присущи практичность и предприимчивость.

Ей пришлось пройти через многое. Переживания от поступка Николая Алексеевича были так сильны, что Надежда признаётся – хотела наложить на себя руки. Однако она смогла пережить трудности и стать сильнее.

Женщина продолжает любить, но вот простить предательство любимого ей не удалось. Об этом она смело заявляет Николаю Алексеевичу. Вызывает симпатию читателя мудрость Надежды.

Например, на попытки генерала оправдать свой поступок прошлого, она отвечает, что молодость проходит у всякого, а вот любовь никогда.

Эти слова героини говорят и о том, что она умеет и может любить по-настоящему, но счастье ей это не приносит.

Образ Николая Алексеевича во многом противопоставлен Надежде. Он дворянин и генерал, представитель высшего света. Сделал хорошую карьеру, но вот в личной жизни герой несчастлив. Жена его бросила, а сын вырос наглецом и бесчестным человеком.

Герой выглядит уставшим, тогда как его бывшая возлюбленная полна сил и желания действовать. Он когда-то давно отказался от любви и так не познал её, проведя всю жизнь без счастья и преследуя ложные цели. «Все проходит.

Все забывается» – такова позиция героя по отношению к счастью и любви.

Николаю Алексеевичу уже около 60 лет, но при встрече с Надеждой он краснеет как юноша. Военный со стыдом вспоминает то, что бросил свою возлюбленную, но хватает ли у него сил исправить случившееся? Нет. Герой опять выбирает самый простой путь и уезжает.

Духовная слабость персонажа, невозможность различить истинные чувства от «истории пошлой, обыкновенной» обрекают на страдание его самого и Надежду. Николаю Алексеевичу остаётся только одно вспоминать прошлое, свою любовь, которая «дала ему лучшие минуты жизни».

Главная идея рассказа

Любовь между Надеждой и Николаем Алексеевичем оказывается обречённой, а история их взаимоотношений полна драматизма. Почему всё так произошло? Причин несколько.

Это и слабость героя, который оттолкнул любимого человека и не увидел будущее в своих чувствах к ней.

Это и роль предрассудков в обществе, исключающих возможность отношений и тем более брака между дворянином и обычной горничной.

Разница во взглядах на любовь также предопределила драматичность судеб героев.

Если для Надежды чувства к любимому человеку – это верность себе, движущая сила, окрыляющая и помогающая ей в жизни, то для Николая Алексеевича любовь – это миг, история прошлая.

Ирония заключается в том, что именно это мгновение, эта часть жизни, связанная с бывшей возлюбленной, стала самым лучшим моментом за все годы.

Герой не способен понять смысл и силу своих чувств. Его ждёт расплата – ощущение отчуждённости и ненужности. Встретившись с Надеждой, Николаю Алексеевичу удаётся понять причину своей несчастливой судьбы, но он так и не может изменить себя. Его отъезд означает страх и желание спрятаться в границах своего мира.

В рассказе «Тёмные аллеи» И.А. Бунин говорит о недосягаемости любви, её трагизме, но в то же время и о её силе. Именно любовь помогает Надежде подняться морально и духовно, стать сильнее и продолжать жить несмотря на боль от предательства дорогого ей человека.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-bunin/temniye-alleyi.html

Краткое содержание рассказа «Темные аллеи» Бунина И.А

«В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами».На козлах сидел крепкий темноликий мужик, похожий на старинного разбойника. Вез он старика-военного со строгим и усталым взглядом.Приезжий вошел в дом. Его встретила темноволосая красивая женщина, похожая на пожилую цыганку. Это была хозяйка. Она приветливо встретила гостя: «Добро пожаловать, ваше превосходительство». Когда она назвала военного по имени, Николай Алексеевич, он понял, что это его старая знакомая. Стали выяснять, что же случилось за то время, пока они не виделись. Господа дали этой женщине вольную, замужем она не была… А не была потому, что очень когда-то любила этого самого Николая Алексеевича. Военный смутился: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!» «Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, — сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня — помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», — прибавила она с недоброй улыбкой».

Читайте также:  Краткое содержание рассказов эмиля золя за 2 минуты

Всю красоту, всю молодость отдала женщина Николаю. Не смогла она простить обиду: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят».

А Николай Алексеевич был женат. Любил жену без памяти. А она бросила его еще оскорбительней, чем Николай хозяйку этого дома. Сын вырос наглецом: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

Не выдержал мужчина этой встречи, этого разговора. Уехал раньше времени. «Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…

» Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей? И, закрывая глаза, качал головой».

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_rasskaza_Temnie_allei_Bunina_I_A

Краткое содержание «Темные аллеи» Бунина

В осенний ненастный день по разбитой грязной дороге к длинной избе, в одной половине которой была почтовая станция, а в другой чистая горница, где можно было отдохнуть, поесть и даже переночевать, подъехал обкиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом.

На козлах тарантаса сидел крепкий серьезный мужик в туго подпоясанном армяке, а в тарантасе — «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый».

Когда лошади стали, он вылез из тарантаса, взбежал на крыльцо избы и повернул налево, как подсказал ему кучер. В горнице было тепло, сухо и опрятно, из-за печной заслонки сладко пахло щами. Приезжий сбросил на лавку шинель, снял перчатки и картуз и устало провел рукой по слегка курчавым волосам.

В горнице никого не было, он приоткрыл дверь и позвал: «Эй, кто там!» Вошла «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина… с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Она вежливо поздоровалась.

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги и попросил самовар. Оказалось, что эта женщина — хозяйка постоялого двора. Приезжий похвалил ее за чистоту. Женщина, пытливо глядя на него, сказала: «Я чистоту люблю.

Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич». «Надежда! Ты? — сказал он торопливо. — Боже мой, боже мой. Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?» — «Тридцать, Николай Алексеевич».

Он взволнован, расспрашивает ее, к –

ак она жила все эти годы. Как жила? Господа дали вольную. Замужем не…была. Почему? Да потому что уж очень его любила. «Все проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит».

У других — может быть, но не у нее. Она жила им всю жизнь. Знала, что давно нет его прежнего, что для него словно бы ничего и не было, а все равно любила.

Поздно теперь укорять, но как бессердечно он ее тогда бросил… Сколько раз она хотела руки на себя наложить! «И все стихи мне изволили читать про всякие „темные аллеи“, — прибавила она с недоброй улыбкой». Николай Алексеевич вспоминает, как прекрасна была Надежда.

Он тоже был хорош. «И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть». — «А! Все проходит. Все забывается». — «Все проходит, да не все забывается». «Уходи, — сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. — Уходи, пожалуйста».

Прижав платок к глазам, он прибавил: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Нет, она его не простила и простить никогда не могла. Нельзя ей его простить.

Он приказал подавать лошадей, отходя от окна уже с сухими глазами. Он тоже не был счастлив никогда в жизни. Женился по большой любви, а она бросила его еще оскорбительнее, чем он Надежду.

Возлагал столько надежд на сына, а вырос негодяй, наглец, без чести, без совести. Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее. Уже в дороге он со стыдом вспомнил это, и ему стало стыдно этого стыда.

Кучер говорит, что она смотрела им вслед из окна. Она баба — ума палата. Дает деньги в рост, но справедлива.

«Да, конечно, лучшие минуты… Истинно волшебные! „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…“ Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, он качал головой.

(Пока оценок нет)
Loading…Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание «Темные аллеи» Бунина« Сочинение по картине Остроухова «Первая зелень»Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» »

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-temnye-allei-bunina/

Краткое содержание рассказа Бунина «Руся» («Темные аллеи»)

Скорый поезд останавливается на полустанке. Один из пассажиров рассказывает своей жене, что когда-то жил в этой местности на каникулах, был репетитором у мальчи­ка на одной дачной усадьбе. Он вспоминает о скучной местности, о лесе, полном комаров, стрекоз и сорок.

На скептическое замеча­ние жены о том, что там наверняка была и «скучающая дачная девица», муж отвечает: «Да, все как полагается». Жена интересуется, был ли у него с девицей роман, и почему он раньше никогда не рас­сказывал о ней, хочет узнать, какая она была. Автор отвечает, что она была худая, высокая, носила крестьянские чуньки и желтый ситцевый сарафан.

На предположение жены о том, что девушка эта была «в русском стиле», автор отвечает, что, скорее, «в стиле бедности», добавляет, что она была художница и училась в Строгановском училище. У нее было смуглое лицо с темными маленькими родинками, черная длинная коса, правильный узкий нос, черные брови, черные глаза.

Жена замечает, что она знает «этот тип», так как у нее на курсах была такая подруга, «истеричка, должно быть». Девушку звали Руся (полное имя было Маруся). Мать ее была родом княжна с восточной кровью, страдающая черной меланхолией. Отец был отставной военный. Автор «репетиторствовал» с младшим братом Руси.

На вопрос жены, был ли он влюблен в нее, автор отвечает, что ему казалось, что очень. Затем предлагает отправляться спать. Жена пытается вытянуть из него, чем кончился их роман, но безуспешно («уехал — и все»). Автор укладывается в постель и вспоминает те далекие дни.

Он вспоминает сарафан и чуньки. Девушка однажды промочила ноги в дождь, выбежала в гостиную из сада, а он принялся разувать ее и целовать узкие мокрые ступни — подобного счастья в жизни автора не было во всей его жизни. Поначалу Руся отнеслась к учителю настороженно, но потом они стали выходить на балкон и разговаривать.

На слова учителя, что он в настоящий момент штудирует историю Французской революции, Руся говорит, что решила забросить живопись, так как убедилась в собственной бездарности. Автор просит показать Русю какие-нибудь свои картины. Вскоре они отправились кататься на лодке.

Автор, занятый веслами, просит Русю положить куда-нибудь его картуз. Она прижимает картуз к себе и говорит, что теперь будет его беречь. Руся хочет сорвать кувшинку и едва не падает в воду. Автор подхватывает ее и целует, она отвечает ему. С тех пор они начинают плавать в лодке по ночам. Они признаются друг другу в любви.

Во время одной из таких прогулок они становятся близки. Руся говорит, что теперь они муж и жена, и с грустью добавляет, что ее мать не переживет ее замужества. Но, не желая говорить об этом, она скидывает одежду и, оставшись обнаженной, купается в пруду. На берегу слышится какой-то шорох.

На предположение автора, что это лягушка, Руся говорит, что это «козерог», хотя она и не знает, кто это.

Через неделю учителя с позором изгоняют из дому. Он с Русей сидит в гостиной и смотрит подшивку старой «Нивы» (журнал). Внезапно в гостиную, будто на сцену, вбегает мать Руси, кричит, что она следила за ними и теперь все знает. Она стреляет в учителя из старинного пистолета с криком: «Ей не быть твоею!».

Брат Руси Петя кидается к матери, вырывает у нее пистолет. Та бьет ребенка по лицу, разбивает ему бровь, кричит, еще театральнее, что Руся перешагнет к автору лишь через ее труп, а если она сбежит с ним, то княжна в тот же день бросится с крыши или повесится. Мать Руси предлагает ей выбрать между ней и мужем.

Читайте также:  Краткое содержание лондон белое безмолвие точный пересказ сюжета за 5 минут

Естественно, девушка выбирает мать.

Автор вспоминает то, что было более 20-ти лет назад — журавлей, которые прилетали в то лето и охотились на ужей, и то, как он сам забывал обо всем на свете, увидев распустившийся сарафан Руси и смуглое тело под ним с темными родинками на нем.

Он вспоминает, как в их последний день Руся, сидя в гостиной перед подшивкой «Нивы», тоже держала в руках его картуз и говорила, что так сильно любит автора, что ей нет ничего милее запаха внутри картуза, запаха его головы и гадкого одеколона.

Источник: Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./И.О. Родин, Т.М. Пименова. — М: АСТ: Астрель, 2009.

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bunin_i_a/kratkoe_soderzhanie_rasskaza_bunina_rusja_temnye_allei/23-1-0-91

Краткое изложение цикла рассказов «Темные аллеи»

Книгу «Темные аллеи» принято называть «энциклопедией любви». И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. «Темные аллеи» — любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы.

Книга столь же многогранна, как сама любовь. Название «Темные аллеи» взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ «темных аллей» пришел оттуда, но в книге нет рассказа с таким названием, как можно было ожидать. Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов.

Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это.

Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: «Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней». Любовь — это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может постоянно находиться на взлете.

Он непременно начнет падать именно тогда, когда достиг наивысшей точки в чем бы то ни было. Ведь выше самой высокой вершины не подняться!

В «Темных аллеях» мы не находим описания непреодолимого влечения двух людей, которое закончилось бы свадьбой и счастливой семейной жизнью. Даже если герои решили связать свои судьбы, в последний момент происходит катастрофа, нечто непредвиденное, что разрушает обе жизни.

Часто такая катастрофа — смерть. Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в течение долгих лет.

Жить до старости и умереть в один день — для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив.

Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения. Никогда мы не встретим рассказа, в котором повествовалось бы о постепенном угасании страсти. Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства.

Однако подобные роковые исходы нисколько не исключают убедительности и правдоподобия рассказов. Утверждали, что Бунин говорил о случаях из собственной жизни. Но он не соглашался с этим — ситуации полностью вымышлены. Характеры же героинь он нередко писал с реальных женщин.

Книга «Темные аллеи» — это целая галерея женских портретов. Здесь встречаются и рано повзрослевшие девочки, и уверенные в себе молодые женщины, и почтенные дамы, и проститутки, и натурщицы, и крестьянки.

Каждый портрет, выписанный короткими штрихами, удивительно реален. Остается только удивляться таланту автора, который умел в нескольких словах представить нам столь разных женщин.

Главное — все характеры удивительно русские и действие практически всегда происходит в России.

Женские образы играют в рассказах главную роль, мужские — вспомогательны, второстепенны. Больше уделяется внимания мужским эмоциям, их реакции на различные ситуации, их чувствам. Сами же герои рассказов отступают на задний план, в туман.

Рассказы поражают также огромным разнообразием оттенков любви: простодушная, но нерушимая привязанность крестьянской девушки к барину, соблазнившему ее («Таня») скоротечные дачные увлечения («Зойка и Валерия») краткий однодневный роман («Антигона», «Визитные карточки») страсть, доводящая до самоубийства («Галя Ганская») простодушная исповедь малолетней проститутки («Мадрид»). Словом, любовь во всевозможных проявлениях. Она является в каком угодно облике: может быть поэтическим, возвышенным чувством, мигом просветления или, наоборот, непреодолимым физическим влечением без духовной близости. Но какой бы она ни была, для Бунина это лишь краткий миг, зарница в судьбе. Героиня рассказа «Холодная осень», потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот осенний вечер, а все остальное — «ненужный сон».

Во многих рассказах цикла Бунин описывает женское тело. Это для него нечто святое, воплощение истинной Красоты. Никогда эти описания не опускаются до грубого натурализма. Писатель умеет найти слова, чтобы описать интимнейшие человеческие отношения без всякой пошлости. Без сомнения, это дается лишь ценой великих творческих мук, зато читается легко, на одном дыхании.

И. А. Бунин в цикле рассказов «Темные аллеи» сумел отобразить множество граней человеческих отношений, создал целую плеяду женских образов. И объединяет все это разнообразие то чувство, которому Бунин посвятил большую часть своего творчества, — Любовь.

Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличают прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая грусть. Незабываем образ Надежды из рассказа «Темные аллеи».

Простая русская девушка смогла беззаветно и сильно полюбить героя, даже годы не стерли его облик. Встретившись через 30 лет, она гордо возражает бывшему возлюбленному: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело…

Сколько ни проходило времени, всё одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…» Только сильная и благородная натура способна на такое безграничное чувство.

Бунин как бы поднимается над героями рассказа, сожалея, что не встретила Надежда человека, сумевшего оценить, понять ее прекрасную душу. Но поздно, поздно о чем-либо сожалеть. Безвозвратно прошли лучшие годы.

Но нет несчастной любви, утверждают герои другого замечательного рассказа — «Натали». Здесь роковая случайность разлучает влюбленных, еще слишком юных и неопытных, воспринимающих нелепость за катастрофу. Однако жизнь гораздо многообразнее и щедрее, чем можно представить.

Судьба вновь сводит влюбленных уже в зрелые годы, когда многое понято и осмыслено. Кажется, судьба повернулась благосклонной стороной к Натали. Она по-прежнему любит и любима.

Безграничное счастье заполняет души героев, но ненадолго: в декабре Натали «умерла на Женевском озере в преждевременных родах».

Что же происходит, почему героям невозможно насладиться земным счастьем? Мудрый художник и человек, Бунин слишком мало видел счастья и радости в реальной жизни. Находясь в эмиграции, вдали от России, писатель не мог представить безмятежного и полного счастья вдали от родины. Вероятно поэтому его героини лишь на миг ощущают блаженство любви и теряют его.

В суровое время жил и творил писатель, его не могли окружать беззаботные и счастливые люди. Будучи честным художником, Бунин не мог отразить в своем творчестве того, чего не видел в действительности.

Источник: http://www.rlspace.com/kratkoe-izlozhenie-cikla-rasskazov-temnye-allei/

Темные аллеи

Вы здесь

× Notice: Memcache::getstats(): Server 127.0.0.1 (tcp 11211) failed with: Connection refused (111) in require_once() (line 19 of /var/www/www-root/data/www/reedcafe.ru/sites/all/modules/memcache/memcache-lock.inc).

Сборник рассказов под названием Темные аллеи Иван Бунин написал, живя во Франции. Одноименный рассказ Темные аллеи, входящий в этот сборник, вышел в 1938 году.

Его Бунин написал, вдохновившись стихотворением Огарева «Обыкновенная повесть», где присутствует образ темных аллей.

Кроме того на Бунина повлиял Лев Толстой, который считал, что полное счастье человеку недоступно, лишь частично, и эти «зарницы» необходимо ценить.

Читайте ниже краткое содержание рассказа Темные аллеи.

В осенний ненастный день грязный тарантас подъезжает к длинной избе, в одной половине которой размещается почтовая станция, а в другой — постоялый двор. В кузове тарантаса сидит «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником». Седые усы с бакенбардами, бритый подбородок и устало-вопрошающий взгляд придают ему сходство с Александром II.

Старик заходит в сухую, тёплую и опрятную горницу постоялого двора, сладко пахнущую щами. Его встречает хозяйка, темноволосая, «ещё красивая не по возрасту женщина». Приезжий просит самовар и хвалит хозяйку за чистоту. В ответ женщина называет его по имени — Николай Алексеевич — и тот узнаёт в ней Надежду, свою бывшую любовь, с которой не виделся лет тридцать пять.

Взволнованный Николай Алексеевич расспрашивает её, как она жила все эти годы. Надежда рассказывает, что господа дали ей вольную. Замужем она не была, потому что уж очень любила его, Николая Алексеевича. Тот, смутившись, бормочет, что история была обыкновенная, и всё давно прошло — «с годами всё проходит».

У других — может быть, но не у неё. Она жила им всю жизнь, зная, что для него словно ничего и не было. После того, как он её бессердечно бросил, она не раз хотела наложить на себя руки.

С недоброй улыбкой Надежда вспоминает, как Николай Алексеевич читал ей стихи «про всякие „тёмные аллеи“». Николай Алексеевич помнит, как прекрасна была Надежда. Он тоже был хорош, недаром она отдала ему «свою красоту, свою горячку».

Взволнованный и расстроенный, Николай Алексеевич просит Надежду уйти и прибавляет: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Но она не простила и простить никогда не могла — нельзя ей его простить.

Переборов волнение и слёзы, Николай Алексеевич приказывает подавать лошадей. Он тоже не был счастлив никогда в жизни. Женился по большой любви, а жена бросила его ещё оскорбительнее, чем он Надежду. Надеялся на сына, но тот вырос негодяем, наглецом без чести и совести.

На прощание Надежда целует Николаю Алексеевичу руку, а он целует руку у неё. В дороге он со стыдом вспоминает это и стыдится этого стыда. Кучер говорит, что она смотрела им вслед из окна, и добавляет, что Надежда — баба умная, даёт деньги в рост, но справедлива.

Теперь Николай Алексеевич понимает, что время романа с Надеждой было лучшим в его жизни — «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…». Он пытается представить, что Надежда — не хозяйка постоялого двора, а его жена, хозяйка его петербургского дома, мать его детей и, закрыв глаза, качает головой.

Вы прочитали краткое содержание рассказа Темные аллеи. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Другие краткие содержания

Источник: https://reedcafe.ru/summary/temnye-allei

Ссылка на основную публикацию