Краткое содержание буран аксакова точный пересказ сюжета за 5 минут

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова «Буран»

Краткое содержание Буран Аксакова точный пересказ сюжета за 5 минут

Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова «Буран».

Цели:

1. Закрепить умение составлять простой план.

2. Закрепить умение пересказывать с сохранением авторского стиля.

3. Формирование умения анализировать текст с точки зрения выбора средств выразительности и характеристики героев по их поведению.

4. Определение роли пейзажа в произведении.

Ход урока

I. Литературоведческая разминка.

Учитель. Мы знаем немало стихотворений о природе, в творчестве многих поэтов и прозаиков встречаются пейзажные зарисовки. Именно о пейзаже в литературном произведении мы будем говорить сегодня, но сначала вспомните имена поэтов, стихотворения которых с описанием пейзажа мы знаем.

Запись на доске:

Пушкин

Тютчев

Фет

Есенин

Некрасов

Ваша задача – назвать автора стихотворения, отрывки из которого я вам буду читать, если помните продолжение – можно продолжить. Фамилии поэтов могут повторяться.

1) Топи да болота,

    Синий плат небес.

    Хвойной позолотой

    Взвенивает лес.

    Тренькает синица

    Меж лесных кудрей… (Есенин.)

2) Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит –

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован, –

    Не мертвец и не живой –

    Сном волшебным очарован… (Тютчев.)

3) Сквозь волнистые туманы

    Пробирается луна,

    На печальные поляны

    Льет печально свет она.

    По дороге зимней, скучной

    Тройка борзая бежит… (Пушкин.)

4) Поздняя осень. Грачи улетели,

    Лес обнажился, поля опустели,

    Только не сжата полоска одна…

    Грустную думу наводит она. (Некрасов.)

5) Ласточки пропали,

    А вчера с зарей

    Все грачи летали

    Да как сеть мелькали

    Вон над той горой.

    С вечера все спится,

    На дворе темно. (Фет.)

6) Зима недаром злится,

    Прошла ее пора –

    Весна в окно стучится

    И гонит со двора.

    И все засуетилось,

    Все нудит Зиму вон –

    И жаворонки в небе

    Уж подняли трезвон.

    Зима еще хлопочет

    И на Весну ворчит… (Тютчев.)

Оценить данную работу можно только хорошей отметкой либо не оценивать вообще, пообещав, что мы еще не раз будем вспоминать стихи и их авторов.

II. Объявление темы урока и цели.

Учитель. Скажите, только ли пейзаж изображен в тех отрывках, которые мы сейчас вспомнили? Еще показано настроение лирического героя, его состояние. Подобные описания встречаются не только в поэтических текстах.

Иногда неопытный читатель пропускает описание природы, считая его неинтересным, так как ничего не происходит.

Но они очень важны, потому что автор не только показывает красоту природы, но и передает то состояние, которое испытывает герой, это помогает нам, читателям, лучше его понять.

Сегодня мы будем читать очерк Сергея Тимофеевича Аксакова «Буран». Именно с этого произведения началась его писательская деятельность. Мы рассмотрим, как описание природы перекликается с описанием состояния героев, проведем исследовательскую работу, определяя, какими приемами выразительности пользовался автор.

    Очерк «Буран» был опубликован впервые в журнале «Денница» в 1834 году. В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской области, известное Аксакову со слов очевидцев. Этот рассказ о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи.

С.Т. Аксаков писал: «Хотя прошло уже шесть лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена; вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе – и написал «Буран».

Очерк – малый эпический жанр, для которого характерны сосредоточенность повествования на герое или отдельном явлении. В основе очерка лежат реальные факты, однако очерк всегда допускает творческий вымысел.

БУРА́Н -а; м. [тюрк. буран] Сильная метель, снежная буря (обычно в степи, на открытых местах)

III. Аналитическое чтение.

1. Кратко рассказать сюжет произведения.

2. Составление простого плана учащимися (не больше 10 минут). Заранее предупредить, что между пунктами плана надо оставить пустую строчку.

Примерный план.

1) Знакомство с героями. Природа перед бураном. (1–2-й абзацы.)

2) Предвестие бури. (3–4-й абзацы.)

3) Описание обоза. (5-й абзац.)

4) Начало бурана. (6–7-й абзацы.)

5) Решение опытного старика переждать буран. (8–9-й абзацы.)

6) Опрометчивое решение молодых крестьян. (10-й абзац.)

7) Конец бурана. (11-й абзац.)

8) Спасение крестьян, пережидавших буран в степи. (12-й абзац.)

9) Гибель их товарищей. (13-й абзац.)

На доске цитаты из текста к каждому пункту плана (либо плакат).

џ «Степи  представляли  собой  вид  бурного  моря,  внезапно  оледеневшего».

џ «Все  одел  белый  мрак,  непроницаемый,  как  мрак самой темной… ночи!»

џ «Русский мужик не боится мороза».

џ «Горе  неопытным,  запоздавшим  в  таких  безлюдных  и  пустых местах!»

џ «Ужасен вид возмущения зимней северной природы… Человек теряет память, присутствие духа, безумеет…»

џ «Беда пришла неминучая!»

џ «Шестеро смельчаков, или, лучше сказать, глупцов…»

џ «Все они находились в сонном, беспамятном состоянии».

џ «Завтра… воротимся сюда и откопаем их».

3. Найти подходящую цитату к каждому пункту. Эту работу можно совместить с комментированным чтением:

1-й абзац – пересказ близко к тексту.

2-й абзац – выразительное чтение, обратить внимание на бодрый, веселый тон повествования, на лексику: «весело шутили», «сыпались остроты», «хохотали». Автор любуется неунывающими мужиками.

3-й абзац – перечислить детали в описании рощи: «бедная роща» – первое предвестие беды, обратить внимание на опытность старика, на его знание народных примет, объяснение природных явлений.

В 4-м абзаце найти приметы предвестия бури, обратить внимание на повторение оборотов с союзом «но» (их можно зачитать), на восклицательные предложения.

5-й абзац перечитать про себя и подумать, зачем нужна эта вставка – рассказ о возчиках, цели их путешествия. (Это описание подчеркивает быстрое наступление бури, буран застал почти врасплох.)

Из 6-го абзаца выбрать описание бурана и пересказать, сохраняя лексику и интонацию (до слов «…вой голодного волка»).

7-й абзац – прочитать выразительно, подготовить пересказ близко к тексту (дома).

8–9-й абзацы – прочитать и сказать, какие две жизненные позиции противопоставлены в этих отрывках: «человек теряет память, присутствие духа, безумеет» – сделаем все, что можно и «станем дожидаться свету Божьего и добрых людей».

10-й абзац – прочитайте выразительно слова молодого парня: что в них настораживает? Нежелание «удалого» молодца прислушаться к совету опытного старика, обвинение его в том, что тот не хочет идти из-за усталости. Что предсказывает его несчастливую судьбу? (Выражение «к несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные».)

11-й абзац – найдите, с чем сравнивается разгулявшаяся снежная стихия? (С океаном, бурным морем, в которых не выжить беззащитному человеку.)

12-й абзац – кратко основное: надежды на спасение оправдались.

13-й абзац – вопрос на размышление: всегда ли в жизни нужна безрассудная смелость? (Со стихией бороться очень тяжело, в этой борьбе важнее умение приспособиться к ней, чтобы выжить, как, например, с волной бесполезно спорить, но можно, поднырнув под неё, не только спастись и выплыть, но и прокатиться на этой страшной волне.)

IV. Работа в группах.

Учитель. Очерк С. Т. Аксакова невозможно представить без описания состояния природы. Наша задача – определить, каким образом это описание автор сделал таким выразительным, ярким и даже страшным, ведь в некоторые моменты при удачном чтении (можно назвать фамилии учеников, у которых хорошо получилось прочитать или пересказать отрывки) нам казалось, что мы там, в степи, посреди бурана.

На доске перечислены те приемы, которые использовал С. Т. Аксаков для создания образа бури.

Эпитет – троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности.

Сравнение – троп, который заключается в уподоблении какого-либо явления другому.

Метафора – это троп, скрытое сравнение.

Олицетворение – это художественное средство, при котором осуществляется перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Олицетворения

Ряды однородных членов предложения

Повторы

Цветовая гамма

Задание: выбрать в тексте описание ветра, мороза, туч, неба и солнца, степи, рощи (абзацы 1, 3, 4, 6, 7, 11) и определить, какие средства выразительности использовал автор, приводя примеры.

Например, чтобы подчеркнуть силу мороза, автор использует эпитет «жестокий». Он наделяет мороз человеческими качествами, то есть использует олицетворение: сковал, сжимал, палил, жег.

Если данная работа вызовет затруднение, то можно составить следующую таблицу и заполнить ее ответами, например:

Выразительные средства Ветер Мороз Степь Облако,туча Солнцеи небо Роща
Эпитеты Жесток Необозримое пространство;волнистые снега
Сравнения Слышался как будто отдалённый плач ребёнка, вой голодного волка; взрылстепи, как пух лебяжий Как голова огромного зверя; огромная, как небо В снеговом ледяном уборе представляются чудные обелиски
Мета-форы Громады снегов; пучина кипящего снежногопраха; снежный океан, бурное море, внезапно заледеневшее Одевало снега брил-лиантовойкорою Осыпана алмазнымблеском
Олицетворения Разыгрался на приволье; вскинулснег; свирепел, бушевал Сковал, сжимал, палил, жёг Бежало лёгкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипением, тихим, но страшным; заки-пели степи снегов Поднималось и росло; заволокла небо, посы-пала мелкий снежный прах Склонялось к западу, скользилолучами; лучи заиграли
Рядыоднородных членов предложения, повторы Наступил буран со всей яростью, со всеми своимиужасами
Цветоваягамма Снежная,то есть белая Беловатая Красное,но неясное; бледные лучи; беловатое; красная погорелая заря; безоблачная синева

Обсуждение итогов работы.

Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок с описанием бурана; вопросы на с. 72.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/02/khudozhestvennoe-svoeobrazie-ocherka-st-aksakova-buran

Очерк С.Т. Аксакова «Буран»

Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа

МБОУ СОШ №18

Учитель русского языка и литературы

Салимгареева Э.Ф.

Цель:развитие логического мышления, связной речи, филологической интуиции, творческих и научно-исследовательских способностей учащихся; формирование эстетического вкуса, воспитание культуры чтения художественного произведения.

Читайте также:  Краткое содержание сказка о золотом петушке пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Оборудование: текст художественного очерка С.Т. Аксакова «Буран», иллюстрации учащихся к очерку, портрет С.Т. Аксакова.

Ход урока:

Учитель. Первого октября 2006 года исполнилось 215 лет со дня рождения С.Т. Аксакова (1791-1859) – замечательного русского писателя, создавшего великолепные образцы художественной автобиографической прозы и семейной хроники, книги о природе, охоте.

В историю русской литературы С.Т. Аксаков вошёл как художник, который показывает первозданную общность природы с человеком.     В рецензии на книгу С.Т. Аксакова «Записки ружейного охотника» И.С.

Тургенев писал: «Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью нерасторжимых нитей».

Описание природы у Аксакова – это не просто фон, на котором разворачивается действие. Пейзаж имеет важное значение для общей структуры произведения, характеристики персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его душевно-нравственная сущность.

Сегодня мы обратимся к анализу очерка С.Т. Аксакова «Буран».

– Вспомните, в чём особенности жанра очерка?

Очеркразновидность малой формы эпической литературы, отличающийся от других её форм отсутствием единого быстро разрешающегося конфликта и большой разновидностью описательного изображения.

– Какова творческая история создания очерка «Буран»?

Очерк С.Т. Аксакова «Буран» был впервые напечатан в альманахе «Денница» в 1834 году. Творческая история этого произведения изложена самим автором во вступлении. Очерк был напечатан без подписи автора. Это было связано с враждебным отношением к С.Т.

Аксакову издателя альманаха Николая Полевого, редактора и критика журнала «Московский телеграф». Когда альманах вышел в свет, рецензент «Московского телеграфа» восторженно отозвался о «мастерском изображении зимней вьюги в степях Оренбургских».

Положение вышло затруднительное: издателю «Московского телеграфа» нельзя было признаться, что он не знал имени сочинителя, нельзя и отступиться от своих слов», – писал Сергей Тимофеевич.

В основе Аксаковского очерка «Буран» ­­– действительное происшествие, случившееся неподалёку от родного поместья писателя в Оренбургской губернии.

– Определите тему художественного очерка.

Тема произведения – описание бурана и поведения русских мужиков, застигнутых им в степи.

­– Дайте краткий пересказ сюжета произведения.

В очерке рассказывается, как обоз с хлебом, состоявший из восемнадцати подвод, сопровождаемый десятью мужиками, был застигнут в Оренбургской степи страшным бураном.

«Всё слилось, всё смешалось: земля, воздух, небо превратилось в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил всё, что ему ни попадалось». Обоз с двадцатипудовыми возами тянулся медленно, мужики выбились из сил. И тогда старик.

Прокладывающий след, остановил обоз и призвал переждать снежную бурю, «отдавшись на волю божию». Он, основываясь на народном опыте, предложил составить возы и распряженных лошадей вместе, кружком; а оглобли поднять вверх, покрыть их кошмами и сесть самим под ними, как под шалашом.

«Совет был странен и страшен, но в нём заключалось единственное средство к спасению» – пишет С.Т. Аксаков. Не все мужики захотели послушаться старика. С ним остались трое, а шестеро остальных на двенадцати подводах последовали за молодым и неопытным «удальцом», сбились с пути и замёрзли.

– Как вы считаете, кто является центральным персонажем очерка? Почему?

В центре небольшого по объёму произведения – образ мудрого старика. Он опытный и мудрый: объясняет товарищам, что случилось с рощей, верно толкует приметы, первым предвидит бурю и даёт совет, чтобы спасти людей. Аксаков выделяет этот образ среди других персонажей, подчёркивая его жизненный опыт, настойчивость, смелость.

Только один из персонажей очерка имеет собственное имя – это Петрович, «высокий и плотный мужик», который поддерживает совет старика. Остальные персонажи безымянные, в том числе и мудрый старик. Видимо, в понимании  С.Т.

Аксакова старик и есть тот самый русский мужик, который умеет «улаживаться с яростной стихией» и приспособиться к суровым условиям природы.

– Какова композиция художественного очерка?

Композиция очерка двуплановая: описание природы перемеживается с рассказом о поведением крестьян в зимней дороге.

– Выделите идею аксаковского очерка.

Писатель подчёркивает неразрывную связь природы и человека. Очерк имеет поучительный смысл: человек должен учиться у природы, понимать её, следовать ей, не пытаясь её победить. С.Т. Аксаков предупреждает: неразумно противостоять разыгравшейся стихии, лучше переждать бурю, как призывает мудрый старик. Это и есть идея аксаковского очерка.

– Какие проблемы поднимает писатель в произведении?

В «Буране» Аксаков рассматривает широкий круг вопросов: взаимоотношения человека и природы, особенности жизни и труда русских мужиков зимой; взаимоотношения старшего и младшего поколений; правильное и неправильное поведение людей в экстремальных ситуациях; красота и непредсказуемость трагических для людей проявлений природы.

 Учитель:

Художественный очерк С.Т.

Аксакова отличают конкретность, подробность, яркая изобразительность, и, хотя в произведении есть прямая эмоциональная оценка случившегося и отчетливо проявляется авторская позиция, писатель не навязывает читателю своего мнения.

Впечатление от очерка тем сильнее, что Аксаков оттеняет основную идею не пояснениями, а чисто изобразительными средствами. В целях художественной экспрессии писатель использует различные изобразительно-выразительные средства.

– Как вы считаете, какие фигуры и тропы актуальны для очерка «Буран»?

– Можно выделить следующие фигуры и тропы:

  • Анафора («Всё одел мрак…, всё смешалось…» и другие)
  • Множественность однородных членов («Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жёг всё живое…» и другие)
  • Период («Быстро поднималось и росло белое облако…» и другие)
  • Перифраз («Снежный прах» и другие)
  • Эпитеты («Жестокий мороз, змеиное шипение, роковые приметы»)
  • Олицетворения («Ветер ныл, стонал, ревел…»)
  • Сравнения («Как небо», «как будто ураганы или громовые удары», «как будто вой голодного волка», «как голова огромного зверя» и другие)

Учащиеся активно приводят примеры фигур и тропов.

– Вы, наверное, заметили, ребята, что С.Т. Аксаков активно использует фразеологические обороты. Как вы думаете, с какой целью? Приведите примеры.

Фразеологизмы помогает понять эмоциональное состояние героя, его внутренний мир, придают очерку выразительность и самобытность: «падает сердце», «гляди в оба», «терять присутствие духа», «кровь стынет», «божий свет», «бог даст», «какой леший», «выбиться из сил»…

– Какие ещё особенности языка очерка вы смогли выделить?

В очерке Аксакова присутствуют тюркизмы: «буран», «умет», «малахай», «сырт», «кошма», «Яик». Использование тюркизмов даёт возможность писателю как можно точнее отразить изображаемую действительность.

Также для описания бурана и поведения людей характерно использование относительных и качественных прилагательных: смертный, чудный, громовой, снеговой и т.д.

 Учитель:

Вот так, проанализировав очерк С.Т. Аксакова «Буран», мы действительно убедились в том, что художественная речь писателя отличается изумительной выразительностью, яркостью. «Буран» – первое произведение, говорящее о настоящем Аксакове.

Этот очерк открыл тему природы в творчестве писателя, которая была развита им во второй половине сороковых годов в книгах: «Записки об уженье рыбы» (1847 г.), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.), «Рассказы и вспоминания охотника о разных охотах» (1855 г.).

Эти произведения принесли писателю известность и истинное признание.

В заключении хочу обратить ваше внимание, ребята, на нашу «картинную галерею». Вы смогли не только хорошо прочувствовать и проанализировать очерк «Буран», но и изобразить красоту и непредсказуемость такого трагического для людей проявления природы, как буран в степи, используя при этом выразительные средства живописи.

– Домашнее задание.

Лингвостилистический анализ рассказа А.М. Горького «Немой. Башкирская легенда».

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/3478-2.html

Аксаков С. Буран — какое краткое содержание?

Прочтите описание пути обоза в бескрайней степи. Попробуйте найти самые яркие и убедительные приметы жестокого мороза.

Приметы жестокого мороза, который ударил после оттепели, видны в описании маленькой березовой рощицы: “Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их.

Деревья постарее, пополам изломанные, торчали высокими пнями, а иные, разодранные надвое, лежали, развалясь на обе стороны”. Это был не просто мороз, а мороз, который ударил после оттепели и покрыл льдом стволы и ветви деревьев, ломая их.

Прочтите описание пути обоза в бескрайней степи. Попробуйте найти самые яркие и убедитель­ные приметы жестокого мороза.

Приметы жестокого мороза, который ударил после оттепели, видны в описании маленькой березовой рощицы: «Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их.

Дере­вья постарее, пополам изломанные, тор­чали высокими пнями, а иные, разодран­ные надвое, лежали, развалясь на обе сто­роны».

Это был не просто мороз, а мороз, который ударил после оттепели и покрыл льдом стволы и ветви деревьев, ломая их.

Подробнее: vsesochineniya.ru

«…Снеговая белая туча, огромная как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою.

Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами.

Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!

Приметы жестокого мороза, который ударил после оттепели, видны в описании маленькой березовой рощицы: «Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их.

Дере­вья постарее, пополам изломанные, тор­чали высокими пнями, а иные, разодран­ные надвое, лежали, развалясь на обе сто­роны».

Это был не просто мороз, а мороз, который ударил после оттепели и покрыл льдом стволы и ветви деревьев, ломая их.

«…Снеговая белая туча, огромная как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами.

Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес…»

Г-в) статьи о книге Аксакова Семейная хроника и Воспоминания, которые приходится преодолевать в работе над Семейной хроникой, он постоянно был в выигрыше, скромности. Уж солнце полдень протекает И зимний вечер недалек, как трудно было принять первое решение, приезжий подошел к барину.

Читайте также:  Краткое содержание брат которому семь крапивина точный пересказ сюжета за 5 минут

Ненастье разразилось на вечерней заре, когда отблески ее еще были видны на небосводе. И, вдруг, все это затянула снеговая туча огромнейших размеров, по которым не уступала она, как казалось, самому небу. Резко стемнело, словно уже вовсю царила непроглядная ночь.

Проект исследовательской работыоль,выполненные учащимися 6 класса в течение 3 уроков.

На уроке использовалась работа в группах — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка.

Очерковая литература затрагивает проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

Обсуждение и ответыПожалуйста, прочитайте обсуждение и ответы на вопросы аксаков буран краткое содержание ниже. Оставшиеся без ответа вопросы будут в ближайшее время получить обзор и обсуждение других посетителей. Предоставляя ответы или ответы на вопросы аксаков буран краткое содержание, Вы помогли Oleg Woronoff получить ответ ему нужно.

Подробнее: www.classru.com

«…Снеговая белая туча, огромная как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами.

Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес…»

Снеговая белая туча, огромная как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою.

Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами.

Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!

Прочтите описание пути обоза в бескрайней степи. Попробуйте найти самые яркие и убедитель­ные приметы жестокого мороза.

Приметы жестокого мороза, который ударил после оттепели, видны в описании маленькой березовой рощицы: “Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их.

Дере­вья постарее, пополам изломанные, тор­чали высокими пнями, а иные, разодран­ные надвое, лежали, развалясь на обе сто­роны”. Это был не просто мороз, а мороз, который ударил после оттепели и покрыл льдом стволы и ветви деревьев, ломая их.

Сергей Тимофеевич изначально сочинял стихи, а «Буран» — первое его прозаическое произведение. Опубликованное под псевдонимом оно было благоприятно встречено читателями и критиками. Важнейшую часть очерка занимает описание этого стихийного явления.

Чувствуется, как несёт, бьёт этот буран. Слышится в нём, то есть мерещится то крик, то плач младенца. Показан цвет неба, кутерьма, которая поднимается на земле. Овраги становятся буграми, озёра превращаются в водовороты… Сама степь похожа на бурное море.

Человек бессилен перед стихией.

Подробнее: chitatelskij-dnevnik.ru

Цели: Знакомство с творчеством С.Т. Аксакова; совершенствовать умения анализировать художественное произведение, создавать словесные картины к прочитанному, развитие у учащихся наблюдательности; умению читать вдумчиво и делиться своими ощущениями; воспитывать у учащихся умение видеть красоту окружающей природы; совершенствовать выразительность чтения.

Подробнее: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Источник: http://www.chsvu.ru/aksakov-s-buran-kakoe-kratkoe-soderzhanie-2/

Вопросы и ответы к очерку С. Т. Аксакова «Буран»

Прочтите описание пути обоза в бескрайней степи. Попробуйте найти самые яркие и убедительные приметы жестокого мороза.

Приметы жестокого мороза, который ударил после оттепели, видны в описании маленькой березовой рощицы: “Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их.

Деревья постарее, пополам изломанные, торчали высокими пнями, а иные, разодранные надвое, лежали, развалясь на обе стороны”.

Это был не просто мороз, а мороз, который ударил после оттепели и покрыл льдом стволы и ветви деревьев, ломая их.

Что помогало мужикам справляться с холодом?

Справляться с холодом мужикам помогала специально подобранная одежда и то, как они вели себя во время пути.

Одежда их состояла из дубленых полушубков, тулупов и серых суконных зипунов, а также теплых шапок – башкирских малахаев.

Крепкие и подвижные возчики “шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто невзначай, друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб… Тут-то сыпались русские остроты…”.

Как описание березовой рощи, искалеченной инеем, подготавливает читателя к описанию схватки человека с суровой природой?

Описание жестокой картины искалеченной морозом березовой рощи как бы предсказывало, что человеку будет не просто справиться с напором стихии, если в степи разразится буран. То, что удалось сделать с березовой рощей, могло обрушиться и на тех, кто проезжал эти места. Стоило испортиться погоде, как путников могли ждать страшные беды.

Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания: “Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…” Как вы думаете, зачем мы выделили слово “казалось”? Проследите, как следом за этим предостережением повторяется союз “но”: он сопровождает указание на роковые приметы. Найдите и перечислите приметы приближения бурана.

Проследим за тем, как нарастало беспокойство.

“Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из любимой рощи искать себе ночлега на высоких и открытых местах; но лошади храпели, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу…” Так автор говорит о поведении тетеревов, лошадей, а затем о небе и ветре. Приметы надвигающегося бурана заметны в поведении живых существ и в окружающей природе.

Проследите за изменением описания снеговой тучи. Какие изобразительные приемы помогают ее нарисовать?

“Быстро поднималось и росло белое облако с востока…”;

“…уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба…”;

“Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою…”;

“Вдруг настала ночь… наступил буран…”.

Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показывал, что надвигается буран. Автор не только рассказывает о том, как менялась снеговая туча, но и показывает, как она росла; сначала облако росло, затем туча заволокла большую половину неба и, наконец, снеговая туча “обтянула весь горизонт”.

Опишите поведение возчиков во время бурана.

В беде возчики вели себя по-разному. Опытные старики решили остановиться и попытаться переждать буран на одном месте. Молодые возчики решили продолжить путь. Автор точно указал, как трудно было принять первое решение: “Совет был странен и страшен: но в нем заключалось единственное средство к спасению”. Напомним, что буран бушевал более суток. Далее мы узнали о печальном конце бурана.

Нарисуйте своими словами картину бурана. Какой вы ее представляете из описания Аксакова? Перескажите описание близко к тексту.

Вначале нужно перечитать текст с описанием бурана.

“Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось”. Близкий к тексту пересказ непременно должен содержать и бескрайность степи, силу и напор бушующего ветра.

Справка. Описание бурана С. Т. Аксаковым произвело такое впечатление на А. С. Пушкина, что в повести “Капитанская дочка” он создал подобный пейзаж под влиянием этого очерка. Сам Пушкин зимой в оренбургской степи не бывал, и Аксаков во многом помог ему. Пушкин видел оренбургские степи в сентябре 1833 года.

Как вы объясните трагический финал судьбы обоза?

Трагический финал, о котором рассказал С. Т. Аксаков, подстерегал не только этот обоз. Путешествия зимой по бескрайним и малонаселенным степям были в те времена связаны с риском для путешественников. Можно считать, что часть зимних поездок кончалась бедой. Степень риска была велика, и приходилось с ней считаться.

Источник: http://www.sochuroki.com/voprosy-i-otvety-k-ocherku-s-t-aksakova-buran/

«Кладовая солнца» краткое содержание по главам

«Кладовая солнца» краткое содержание по главам сказки Пришвина можно прочитать за 10 минут. Также вы можете ознакомится с пересказом «Кладовая солнца»

1

«В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне».

Дети были очень милые. «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый… Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

«После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен».

Все соседи старались помочь осиротевшим детям, но они и сами неплохо справлялись с хозяйством. Да еще и помогали во всех общественных работах.

Дети жили дружно. Настя хлопотала по хозяйству, а Митя взял на себя «всю мужицкую работу» да научился вытесывать деревянную утварь — и ее охотно у него брали. Благодарили добром.
II

«Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом ».

Митраша и Настя собрались за клюквой. «Еще до свету Настя задала корм всем своим животным. Митраша взял отцовское двуствольное ружье «тулку», манки на рябчиков и не забыл тоже и компас».

Отец объяснил ему когда-то, для чего нужна стрелка.

Настя берет с собой большую корзину — а вдруг отыщут в лесу заветное местечко («палестинку»). Про нее еще отец рассказывал.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов джейн остин за 2 минуты

Еще отец говорил про страшное место Слепую елань. Это очень топкое место в болоте. Много там погибло животных, люди тоже пропадали…

И вот возле этой Елани и есть «палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На палестинке еще никто не бывал!»

Взяли с собой молока, хлеба и вареной картошки.
III

Дети перешли Блудово болото. Поднялись на холм под названием Высокая грива. Оттуда виднелась борина (холм, поросший лесом) Звонкая. У тропы стали попадаться первые клюквины. Дети бросали ее в рот и повторяли:

— Какая сладкая!

Эта весенняя клюква была сладкой только по сравнению с осенней, но деревенские дети были привычные.

Брат пугает сестру:

— Отец говорил, тут есть страшный волк Серый помещик.

— Помню. Тот самый, что порезал перед войной наше стадо.

Митраша, «охотник с двойным козырьком», говорит, что их-то волк

не тронет — у них ведь ружье.

Дети слышат голос птиц и зверей — все они хотят выговорить «какое-то общее всем, единое прекрасное слово!».

Выпь, бекас, заяц — все выговаривают свое «Здравствуй!».

А вот послышался и журавлиный клич — значит, скоро взойдет солнце.

Но слышен и вой — не Серый ли помещик это воет?

Митраша уговаривает сестру идти к палестинке по стрелке компаса, а не той широкой тропой, которой ходят все люди.
IV, V

«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели.

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут.

Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх, рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет.

Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа…»

Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей послушали токование тетеревов.

И опять Митраша уговаривает сестру идти по узенькой тропке — не по той, что большинство людей протоптало.

Дети поссорились. Брат пошел по слабенькой тропке, сестра — по более плотной.

У Митраши не было с собой еды — припас остался в корзинке у Насти.

Где-то рядом с ними бегает знакомая детям собака Травка — большая, рыжая гончая с черными ремешками по всей спине. Осиротела она после смерти своего хозяина — доброго старика Антипыча.

Травка «стала жить в лесу, как и всякий зверь. Только очень трудно было Травке привыкать к дикой жизни. Она гоняла зверей для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя.

Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Подмяв его под себя, она ложилась и ждала, когда Антипыч придет, и, часто вовсе голодная, не позволяла себе есть зайца…»

Воет Травка от тоски по хозяину.

«К этому вою давно уже прислушивается волк Серый помещик…»
VI, VII

Рассказчик описывает, как бригада по отстрелу волков — он был в ее составе — вместе с деревенскими крестьянами перебила волчий выводок, окружив его логово флажками. Волки боятся красного цвета.

«Волки шли очень осторожно. Загонщики нажали. Волчица пошла на рысях. И вдруг…

Стоп! Флаги!

Она повернула в другую сторону и там тоже:

Стоп! Флаги!

Загонщики нажимали все ближе и ближе. Старая волчица потеряла волчий смысл и, ткнувшись туда-сюда, как придется, нашла себе выход и в самых воротцах была встречена выстрелом в голову всего в десятке шагов от охотника.

Так погибли все волки…»

Только опытный Серый махнул через флаги.

Этот одинокий раненый волк «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая».

Серый помещик охотился и за собаками. Он «сделался грозой края».

Травка, гончая, учуяла запах хлеба. Люди! Хлеб! Может, это новый хозяин? Пусть «маленький Антипыч» — но хозяин. Вот такому хозяину и носить бы зайцев — в обмен за заботу, за ласку…

Травка побежала по следу Насти — ведь хлеб был у нее.
VIII, IX

«Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.

Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям.

Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

Митраша пробирается по компасу. Елки и другие деревца кажутся ему старушками-колдуньями.

«Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной» .

Митраша «ничуть не струсил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шел такой же человек, как и он, — значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело идти».

Только решил он пройти более прямым путем. И провалился в болото.

«И рванулся. Но было уже поздно. Сгоряча, как раненый, — пропадать так уж пропадать, — на авось, рванулся еще, и еще, и еще. И почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь.

Теперь даже и сильно дыхнуть ему нельзя было: при малейшем движении его тянуло вниз. Он мог сделать только одно: положить плашмя ружье на болото и, опираясь на него двумя руками, не шевелиться и успокоить поскорее дыхание.

Так он и сделал: снял с себя ружье, положил его перед собой, оперся на него той и другой рукой.

Внезапный порыв ветра принес ему пронзительный Настин крик:

— Митраша!

Он ей ответил. Но ветер был с той стороны, где Настя, и уносил его крик в другую сторону…»

А «Настенька увидела такое, что не всякой клюквеннице достается хоть раз в жизни своей увидеть…

Место, спрятанное между кустиками можжевельника, и было как раз той самой палестинкой, куда Митраша стремился по компасу».

Столько было клюквы, что Настя поползла за ней, забыв не только о брате, но и обо всем на свете.

Тут к Насте и вышла Травка. Залаяла. Имя собаки Настя точно не помнила. Позвала:

— Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!

И тут вспомнила о брате — и заплакала.
X, XI

Услышав лай и вой собаки, Серый бросился на голос. Он ведь охотился на собак. А собака решила принести Насте зайца и бросилась за ним.

Во время охоты Травка наткнулась на завязшего в болоте Митрашу. Он назвал ее первым именем, которое дал ей Антипыч поначалу, охотничьим, от слова «травить»:

— Затравка!

Собака подползла к мальчику. Он схватил ее за лапы — и она вытащила его из болота!

Да, мальчик схитрил — но так он спасся. А потом уже радостным голосом опять позвал обескураженную собаку.

«Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши».

Так Антипыч «вернулся» к своей собаке в облике нового хозяина.
XII

Митраша выбрался из болота. Собака стала гнать ему навстречу зайца. На этот шум выскочил Серый помещик — и нашел свою погибель.

«Увидев серую морду от себя в пяти каких-то шагах, Митраша забыл о зайце и выстрелил почти в упор.

Серый помещик окончил жизнь свою без всяких мучений».

На выстрел отозвалась Настя, которая страшно досадовала на свою жадность при сборе клюквы. А тут и Травка все-таки принесла своему новому «Антипычу» зайца.

Дети приготовили зайца на костре, поделились с собакой и заночевали в лесу.

Утром соседи, услыхав рев голодной скотины, собрались на поиски детей — но тут они сами вышли из лесу. С ними была и Травка.

На указанном месте односельчане нашли мертвого Серого помещика. «Сколько тут было разговоров! И трудно сказать, на кого больше глядели, — на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком».

«Золотая Курочка тоже всех удивила в селе. Никто ее в жадности, как мы, не упрекал, напротив, все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы.

Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду.

Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность» .

А Митраша из «мужичка» вытянулся с годами в высокого стройного парня.

Рассказчик добавляет в конце повести еще несколько слов:

«Нам остается теперь сказать еще несколько слов о себе: кто мы такие и зачем попали в Блудово болото. Мы — разведчики болотных богатств. Еще с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего — торфа.

И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто.

Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: все это вздор, и никаких нет в болоте чертей».

Источник: http://ktoikak.com/kladovaya-solntsa-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector