Краткое содержание достоевский хозяйка точный пересказ сюжета за 5 минут

Достоевский “Хозяйка”: краткое содержание и анализ повести

Краткое содержание Достоевский Хозяйка точный пересказ сюжета за 5 минут

«Хозяйка» – повесть Достоевского, созданная в 1847 году. Впервые была опубликована в журнале “Отечественные записки”. 

Краткое содержание «Хозяйки» Достоевского

Главный герой «Хозяйки» — молодой человек по имени Василий Ордынов. Он сирота. Он уже закончил университет, но у него нет желания поступать на службу, а потому он тратит небольшое наследство. Если жить экономно, его должно хватить на три года, и Ордынов работы не ищет. Он снимает угол на мансарде у вдовой чиновницы и почти ни с кем не водит знакомства. Он только читает и кое-что пишет.

Однако вдова вдруг уезжает в деревню, и Ордынов вынужден искать новое жилье. В сумерках он бродит по улицам Петербурга. На Ордынова, который до той поры жил, не имея касательства до другой жизни, этот другой мир производит сильнейшее впечатление, и он бродит по городу, словно лунатик.

Однажды вечером он заходит в церковь, где примечает странного старика с молодой женщиной, он идет вслед за ними… Дело кончается тем, что он снимает угол в их крохотном жилище и переезжает туда.

По какой-то неведомой причине Ордынов испытывает по отношению к этому старику по фамилии Мурин враждебное чувство, и ему хочется «спасти» его молодую жену по имени Катерина (Мурин утверждает, что она его дочь и у нее не все порядке с головой). Между Ордыновым и Катериной возникает странное, призрачное любовное чувство, а между Муриным и Ордыновым пробегает искра вражды.

В конце концов Мурин обращается к Ярославу Ильичу, начальнику местной полицейской части, и просит его, чтобы он помог ему избавиться от жильца. Ярослав Ильич оказывается давнишним приятелем Ордынова. Тот прислушивается к увещеваниям своего знакомого, съезжает с квартиры и поселяется у одного немца, у которого он хотел снять комнату еще до встречи с Муриным и его женой.

Если говорить о сюжете, то это всё.

Анализ «Хозяйки» Достоевского

Сюжет простой, но в нем есть многое из того, что помогает нам понять Достоевского.

Текст «Хозяйки» как бы построен в двух разных модальностях.

Поиски Ордыновым жилья, все, что связано с его первой квартирой у чиновницы, его знакомство с немцем, взаимоотношения с Ярославом Ильичем — все это понятно любому читателю, здесь излагаются простые бытовые факты, которые находят под собой житейские основания. Но вот болезненные и странные фантазии и чувства остаются без толкования, автор заставляет читателя недоумевать и как бы игнорирует его — фантазии и чувства Ордынова остаются необъясненными.

В тексте «Хозяйки» описания эмоциональных состояний, окрашенные в необычайные тона, встречаются на каждом шагу. И тут читателя одолевает недоумение, он в затруднении — как ему отнестись к ним. Да и не только к ним.

Можно ли определить чувство, которое возникает между Катериной и Ордыновым, как обычную любовь? Мы не знаем.

Здесь отсутствует конкретика свойственного молодым людям чувственного влечения, одно за другим следуют сумбурные признания в любви, все наполнено какой-то мечтательной иллюзорностью.

Прочтя «Бедных людей», Белинский оценил талант Достоевского и сообщил миру о его писательском даре, но «Хозяйка» поставила его в тупик: «Не только мысль, даже смысл этой, должно быть, очень интересной повести остается и останется тайной для нашего разумения, пока автор не издаст необходимых пояснений и толкований на эту дивную загадку его причудливой фантазии» («Взгляд на русскую литературу 1847 года»).

Многие читатели, вероятно, согласятся с этими желчными словами. Однако «дивная загадка его причудливой фантазии» составляет плоть этого произведения. Без этого от «Хозяйки» останется лишь «кожа»: простенький рассказ о том, как молодой человек переехал в Петербурге с одной квартиры на другую.

Уже относительно «Двойника» Белинский отзывался жестко, отмечая, что в «Двойнике» «есть существенный недостаток. Это его “фантастический колорит”». «Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведовании врачей, а не поэтов» («Взгляд на русскую литературу 1846 года»).

Из критики Белинского следует, что «дивная загадка его причудливой фантазии» была проявлена не только в «Хозяйке». Именно «фантастическое» и то, что находится «в домах умалишенных», были свойственны произведениям Достоевского с самого начала. Это коренные свойства его литературы.

Фантасмагорическими ощущениями, которые испытывает Ордынов, изобилует и поздний Достоевский. Свидригайлова из «Преступления и наказания», Ставрогина из «Бесов» преследует страшное ощущение черной жидкости, сочащейся из тела, их одолевает ужас смерти. Это соответствует ощущению Ордынова, что он проваливается в бездонную тьму.

«Невыносимое, уничтожающее счастье» Ордынова находит соответствие в том ощущении счастья, о котором говорят Мышкин из «Идиота» и Кириллов из «Бесов».

Ордынов видит, как в мгновение ока воздвигаются громады видений, и это видение, когда «снится наяву неведомое грядущее», непосредственно перекликается с видениями Апокалипсиса, которые посещают Версилова из «Подростка» и некоторых других персонажей.

Для романов, написанных после «Преступления и наказания», свойственно одинаковое отношение к смешиваемым в одной модальности «внешним» фактам и специфическим «фактам»» душевного опыта персонажей. При этом видно, что зона внутреннего опыта все время расширяется. Таков был метод раскрытия человека Достоевским — метод, который не допускал последователей.

Белинский с раздражением писал о «Хозяйке» как о произведении непонятном, но вот Ницше думал совсем по-другому. В 1887 г.

в руки Ницше случайно попал французский перевод «Хозяйки», и он ощутил сильное чувство «родства».

Для Ницше это было первое знакомство с Достоевским, после прочтения «Хозяйки» он окунулся в его литературу с головой и даже говорил, что знакомство с Достоевским «было самой большой удачей в моей жизни».

Болезненность Достоевского и соответствующее ей восприятие, составлявшие основу творчества писателя, были присущи и Ницше, но «Хозяйка»» послужила самым подходящим произведением для актуализации сходной картины мира. Способ выражения внутреннего мира не был заимствован Достоевским из чужих книг. Его пугающая непознанность являлась продуктом его собственного опыта.

В то время Достоевскому было двадцать шесть лет, его родители уже умерли, он жил на съемной квартире в Петербурге один, вдали от старшего брата — единственного человека, с кем он мог поговорить по душам.

Достоевский вел очень уединенную и стесненную жизнь — крошечное наследство и литературные гонорары, которые он имел обыкновение забирать вперед — вот всё, на что он мог рассчитывать. Он читал книги и писал книги, день и ночь поменялись у него местами.

У него не было друга, который мог бы принимать на себя его множественные страхи, выслушивать бесконечные фантазии. Была ли это депрессия или что-то в том же роде, но у него развилась «болезнь нервов», сопровождавшаяся видениями и дурными предчувствиями.

Он лечился, но лечение не принесло облегчения. Болезнь Достоевского сопровождалась «страхом смерти». 

Как я уже писал выше, герой рассказа «Господин Прохарчин» умирает, но, будучи мертвым, произносит странную фразу о том, что он еще воскреснет. Видимо, Достоевский не мог удержаться от искушения поведать о том, что он сам впадал в нечто, похожее на летаргический сон.

Когда Ставрогин из «Бесов» впадает в отвратительное состояние бесчувственности, это тоже, по всей вероятности, является отражением опыта самого автора. Больной Достоевский смотрелся в зеркало интроспекции и с успехом использовал свое болезненное восприятие в писательских целях.

Поскольку такой метод предполагает не искусственное выстраивание текста, а непосредственность, для здоровых людей это оказывалось загадкой.

Однако именно в этом «незнании», в природной болезненности восприятия заключен секрет: Достоевский — не работающий по инструкции таксидермист, а потому сработанные им чучела птиц оживают и поднимаются в небеса.

В «Хозяйке» есть то, что позволяет лучше понять философию ее автора.

В пору молодости Достоевского, в России 40-х годов XIX века, среди чуткой образованной молодежи получили распространение пришедшие с Запада филантропические идеи о мировой гармонии, о справедливости и носили характер новой религии. Достоевский тоже глубоко прочувствовал эти филантропические идеи — философию социализма — как новое христианство.

Этот «социализм» провозглашал и масштабную феминистскую программу: человечество — это содружество любящих друг друга братьев и сестер; союз мужа и жены — ограниченность и потому должен исчезнуть; вместо мужа и жены будут любящие друг друга мужчины и женщины, однако в настоящее время прекрасные и добрые женщины являются жертвами общества; этих женщин следует спасти.

Философия феминизма проглядывает уже в самом названии «Хозяйки». В будущем идеальном мире эта добрая хозяйка будет приветствовать многих мужчин и женщин в качестве «гостей». Аркадий из «Слабого сердца», написанного три месяца спустя после «Хозяйки», называет свою невесту тоже «хозяйкой», исходя из той же самой логики. 

Не один Достоевский был опьянен иллюзорным «социалистическим» учением, согласно которому братско-сестринская любовь согреет мир в своих объятиях. В Петербурге существовало несколько кружков, в которых юноши исповедовали «социализм».

Главным таким кружком, объединившим несколько десятков молодых людей, руководил М. В. Петрашевский. Там были и такие люди, как М.Е. Салтыков-Щедрин и Н.Я.

Данилевский, которые впоследствии оставили глубокий след в истории российской интеллигенции.

Однако и Петрашевский, и Щедрин, и другие члены кружка не могли не отдавать себе отчета в том, что «социализм», который они почитали за истину, слишком далек от жизни, слишком фантастичен. А потому они стали все больше склоняться к «реализму». Таково было веление времени.

Из «мечтательной» интеллигенции 40-х годов был совершен переход к более прагматичной и реалистичной интеллигенции 60-х. Достоевскому были глубоко антипатичны и «реализм», и развившийся на его основе «политический социализм», он до конца оставался верен сороковым годам и «социализму как новому христианству».

В какой-то мере Достоевский разочаровался в иллюзиях грядущего прекрасного мира братства, но окончательно избавиться от них он все-таки не смог.

Исследователь творчества Достоевского, А. Л. Бём еще полвека назад утверждал, что любовь Ордынова и Катерины есть проекция преклонения перед «материнством» (А. Л. Бём. «Драматизация бреда — “Хозяйка” Достоевского»). Восхищение «социализмом как новым христианством», которое сопутствовало Достоевскому всю его жизнь, имеет те же самые корни, что и восхищение материнством.

Похоже, А. Л. Бём был прав. Вера Достоевского в «социализм» была вызвана не интеллектуальным выбором определенной идеологии, а его внутренними эмоциональными потребностями.

И потому он был похож на «алкоголика»: осознавая свое опьянение мечтой о прекрасном мире любви и братства, он, однако, не в состоянии отказаться от «наркотика».

Если же искать еще более глубокие корни увлечения Достоевского «социализмом», то следует вспомнить об упомянутом мной состоянии «временной смерти».

Всю свою жизнь Достоевский мучился от болезненного отчаяния-одиночества и страха смерти, затаившихся в его теле. Ощущение успокоительной гармонии, проистекавшее из мечты о «социализме-христианстве», помогало ему унять боль.

Воспоминание о «хозяйке» Катерине, которая с первого взгляда тут же постигала все твое сердце и посылала тебе теплые флюиды сочувствия, служили писателю еще одним средством врачевания души.

Идея «социализма-христианства» реализовалась для него в этом конкретном образе.

В сознании Достоевского идеи были неразрывным образом связаны с эмоциональной стороной его жизни. Дважды два равняется четыре — такая «истина», воспринимающая космос как движение неорганической материи по направлению к смерти, была отвратительна Достоевскому и повергала его в ужас.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. – СПб.: Гиперион, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/dostoevskij_khozjajka_kratkoe_soderzhanie_i_analiz_povesti/66-1-0-929

“Хозяйка” Достоевского: борьба нового со старым

«Хозяйка» Достоевского была задумана осенью 1846. Работа над повестью продлилась почти год. В начале сентября 1847 «Хозяйка» была окончена. Повесть опубликовали в журнале «Отечественные записки», а первое самостоятельное издание вышло только в середине 1860-х годов.

Прототипом «колдуна» стал, предположительно, Моисей Мурин. В молодости Моисей был атаманом разбойничьей шайки, но впоследствии вернулся на «путь истинный».

Первым критиком «Хозяйки» стал В. Белинский, считавший, что продолжения повести публика не дождётся. Однако Белинский ошибся. Первая часть произведения была напечатана в октябрьском номере журнала. Вторая же вышла в декабрьском.

Читайте также:  Краткое содержание астафьев стрижонок скрип точный пересказ сюжета за 5 минут

Белинский отказался взять свой негативный отзыв обратно и начал критиковать повесть ещё активнее. Достоевский был обвинён в «причудливой фантазии» и «бедности таланта». Белинский утверждал, что повесть написана неестественным слогом и вся как будто бы «на ходулях».

Такую повесть, по мнению критика, можно было написать только, будучи затворником тёмной комнаты.

Очевидно, жесткость высказываний Белинского связана с тем, что на момент публикации отношения между писателем и критиком резко ухудшились. Николай Страхов, относившийся к Достоевскому более дружелюбно, чем Белинский, отозвался о повести намного лучше. Страхов заявил, что впервые в русской литературе была затронута тема отношений между интеллигенцией и простым народом.

После смерти Достоевского повесть получила новую интерпретацию. «Хозяйку» стали считать первым подступом к социально-политической тематике, которая подробнее рассмотрена писателем в его более поздних произведениях.

Образ нового героя

Сам Достоевский, комментируя «Хозяйку», пояснял, что хотел создать новый тип персонажа. Главный герой непременно должен был быть оторванным от жизни мечтателем, желающим всеобщего блага и не знающим, как его достичь. Психологически это более сложный типаж, чем, например, типаж простого обывателя или чиновника.

Романтик живёт в соответствии со своей собственной логикой, которая нередко бывает не ясна окружающим. Непрактичность мечтателя зачастую не только не помогает сделать мир лучше, но и приводит к ещё большим страданиям.

Краткое содержание повести

Интеллигент и мечтатель Василий Ордынов ищет новое жильё, будучи вынужденным выехать из своей предыдущей квартиры в Санкт-Петербурге. Главный герой поставил перед собой задачу – написать труд по истории церкви.

Чтобы добиться желаемого, Ордынов не жалеет на свою затею даже тех скудных средств, которые достались ему в наследство. Василий хочет не просто переписать готовые исторические факты. Он собирается создать совершенно новую научную «систему».

Главный герой ищет уединённое место, в котором никто бы не мешал ему работать.

Прогуливаясь по столице, Василий зашёл в церковь. Здесь он познакомился с очень необычной парой – стариком и молодой женщиной. Впоследствии выяснилось, что старика зовут Илья Мурин, а женщину – Екатерина (Катерина). Обстоятельства сложились таким образом, что Ордынов переехал жить к своим новым знакомым. Главный герой неожиданно заболевает. Хозяйка охотно ухаживает за больным.

Мурин и Екатерина кажутся Ордынову ещё более странными, чем в день знакомства. Хозяин дома, в настоящем старообрядец, вероятно, имеет тёмное прошлое. Молодая жена находится в абсолютной власти старика.

Ордынов хочет освободить женщину из «плена». Главный герой чувствует, что влюбился в хозяйку и уже не может работать над своим трудом. Василий замечает, что Екатерина не нуждается в освобождении.

Она вполне комфортно живёт под «гипнозом».

Характеристика персонажей

Василий Ордынов

Не обладая большими богатствами, главный герой мечтает истратить на всеобщее благо последнее, что у него есть. Ордынов – типичный романтик. Об этом свидетельствует его неустроенность в жизни и непрактичность.

Поступки главного героя не имеют никакой корысти. Все его действия продиктованы человеколюбием. Главный герой не намерен наживаться на своём труде.

Для него эта работа является, прежде всего, возможностью для самовыражения.

Любовь к молодой женщине становится новым этапом в жизни главного героя. Первоначальные планы теряют свой прежний смысл. Теперь перед ним стоит новая задача – освободить «пленницу», даже если после освобождения Екатерина не сделает его своим избранником.

Желание переделать мир присуще каждому романтику. Мечтатель добивается того, чтобы всем было хорошо. Однако в большинстве случаев романтик терпит поражение. Необыкновенный труд, в котором по намёкам автора, Ордынов развивал идею утопического социализма, приводит Василия к глубокому идейному кризису.

Илья Мурин

Бескорыстному открытому Ордынову противопоставлен Илья Мурин. Автор преднамеренно не рассказывает подробности из прошлого своего героя, оставляя читателям возможность для самых ужасных догадок.

Вероятно, что в далёком прошлом Мурин был «душегубом». В настоящем, по мнению Василия, он – колдун.

К такому выводу Ордынов приходит только потому, что не знает, как ещё можно объяснить странное поведение Ильи и его таинственное влияние на молодую жену.

О тёмном прошлом «колдуна» свидетельствует и его замкнутость и избирательность в общении. Возможно, Мурин боится, что новые знакомые ослабят его влияние на Екатерину.

Главная идея

В глубоко философских произведениях Достоевского определить идею не всегда бывает просто. Слишком много внимания автор уделяет внутреннему миру своих героев, их переживаниям, снам, ведениям и т. д.

Главной идеей «Хозяйки» можно назвать бесконечную и вечную борьбу нового со старым. Вечно это противостояние потому, что любая новая идея имеет свойство устаревать. Ей, в свою очередь, придётся бороться с другой, ещё более свежей идеей, пришедшей ей на смену.

Анализ произведения

Комментаторы творчества Достоевского полагают, что в образе хозяйки в повести представлен русский народ. Мурин символизирует старые устои, которые не дают двигаться вперёд. Ордынов стал символом новой эпохи, пытающейся отобрать «русскую душу» у старых порядков.

До революционных событий оставалось почти целое столетие. Однако многие люди чувствовали приближение перемен. Основная часть русского народа была крайне недовольна своей жизнью, но при этом к настоящим переменам никто не стремился.

Людьми владел страх: а не будет ли ещё хуже? Автор специально подчёркивает тот факт, что Екатерина находилась в своеобразном гипнотическом забытье.

Она, возможно, осознавала своё зависимое положение, видела вокруг себя более подходящих, чем старик с тёмным прошлым мужчин, но ничего не хотела менять, существуя по инерции.

Новое не сразу будет принято. Старое успело укорениться и стать образом жизни. Тем не менее, старое не может существовать вечно. Его место должно занять что-то другое. Стагнация приведёт мир к гибели.

Название повести указывает на то, за кем останется последнее слово. Если под хозяйкой Екатериной подразумевается весь русский народ, значит, принимать решение о том, остаться ли со старым «колдуном» или идти вперёд с молодым романтиком, придётся ему самому. Русские люди – единственные подлинные хозяева своей судьбы.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/khozyayka.html

Краткое содержание рассказов Достоевского

Этот роман Федора Михайловича состоит из писем двух его главных героев – Варвары Доброселовой и Макара Девушкина. Они доводятся друг другу дальними родственникам Читать далее

Белые ночи

Молодой человек, главный герой повести, робок, одинок, живет мечтами. Однажды петербургской ночью он встречает плачущую девушку. Она живет со слепой бабушкой, их дни не веселы и однообразны Читать далее

Бесы

Степан Трофимович – необычный человек, ведь находясь в своем достаточно в среднем возрасте, он все равно ведет себя часто как капризный ребенок. Он два раза успел овдоветь, а потому соглашается с Варварой Петровной Ставригиной стать для ее сына, Читать далее

Братья Карамазовы

Роман является самым гениальным его литературным трудом. Последнее творение писателя подводит итог всего его творчества. На протяжении всего произведения проглядывается проблема человека Читать далее

Двойник

Петербург, осень. Титулярный советник Яков Петрович Голядкин направляется к врачу Крестьяну Ивановичу Рутеншпицу. На приёме советник жалуется на общество, в котором ценятся интриги и лесть, тогда как он, будучи абсолютно бесхитростным Читать далее

Дядюшкин сон

Знаменитая повесть писателя была создана в 1859 году во время посещения города Семипалатинска после долгого творческого перерыва. Читать далее

Записки из Мёртвого дома

Александра Горянчикова осудили на 10 лет каторжных работ за убийство супруги. «Мёртвый дом», как он называл тюрьму, вмещал около 250 заключённых. Тут был свой особый порядок. Читать далее

Записки из подполья

Главный герой и по совместительству автор записок – вышедший в отставку коллежский асессор. Он проживает в маленькой комнате на краю Петербурга. Это место скорее напоминает подполье, в которое заточено тело и душа героя Читать далее

Игрок

Блестящее произведение Ф.М. Достоевского «Игрок» имеет автобиографический характер и повествует о порочной привычке человека к азартной игре. Читать далее

Идиот

Роман о том, как в Россию попадает некий князь Мышкин, добрый, бескорыстный и глубоко порядочный человек. Его простодушие не понимают, считают его помешанным и беззастенчиво пользуются его добротой. Читать далее

Кроткая

Начинается данное произведение с небольшого лирического отступления. Автор говорит несколько слов о сюжете и о некоторой предыстории. Только потом он вводит читателя непосредственно в сам рассказ. Читать далее

Мальчик у Христа на елке

Автор описывает маленького мальчишку лет шести, проснувшегося в канун рождества в сыром подвале, дрожащего от холода. Рядом лежит его умершая мать, покрутившись около нее и делая безуспешные попытки разбудить ее, изнывая от голода и скуки Читать далее

Мальчики

Мальчики – глава, которая входит в большой роман “Братья Карамазовы”. В этой главе повествуется о маленьком мальчике – Коле Красоткине, у которого есть только мать, о его поступках и отношениями с другими людьми Читать далее

Неточка Незванова

Неточка – это девочка, которая живет в доме в Петербурге, но живет она на чердаке. У нее также есть мать, которая зарабатывает на жизнь своей дочери и себе именно шитьем, и даже тем, что готовит кое-как еду. Но у Неточки даже есть отчим Читать далее

Подросток

В своих записях Аркадий Макарович Долгорукий (подросток) рассказывает о себе самом, а также, о своей жизни, и тех людях, которые были в его жизни. Читать далее

Преступление и наказание

Стояла невыносимая жара, главный герой произведения Раскольников вышел из своей арендуемой каморки, избегая встречи с хозяйкой, так как должен был ей денег. Молодой, привлекательный Читать далее

Село Степанчиково и его обитатели

Степанчиково – имение Ростанева Егора Ильича. Овдовевший отставной полковник жил тут с матерью, сестрой и дочерью. Кроме того, с ними под одной крышей жил Фома Опискин, который своей лестью и умением толковать сны втёрся в доверие к женской половине дома. Читать далее

Скверный анекдот

Во время непогоды на постоялом дворе укрывается много путников. В доме душно, жарко, плохо спится. Один из постояльцев замечает, что человека водит ангел, как и его самого когда-то. Путники просят рассказать эту историю. Читать далее

Униженные и оскорбленные

Сюжет произведения разворачивается вокруг главного героя Ивана Петровича, двадцатичетырехлетнего юношу, мечтающего стать писателем. Он вырос сиротой, а воспитывал его Николай Сергеевич Ихменев. Читать далее

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/dostoevskij

Белые ночи – краткое содержание

a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db

a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db

a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db

a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db

   Действие повести происходит в 1840-х годах в Петербурге. Главный герой – Мечтатель.

Ему 26 лет, и он уже 8 лет живет в этом городе в доходном доме в самой дешевой грязной комнате, стены которой покрыты копотью, а по углам висит паутина.

Мечтатель – мелкий чиновник и после работы он очень любит гулять по улицам города, любуясь его домами, среди которых у него уже есть «друзья». А вот среди людей хороших друзей у Мечтателя нет. 

   Однажды, возвращаясь домой после прогулки, он слышит женские рыдания и видит на берегу канала хрупкую фигурку девушки. Он решает узнать у нее, что произошло, но она пугается и убегает.

Но встрече и знакомству все же суждено было состояться – к девушке пристает пьяный похожий и Мечтатель, набросившись на него с палкой, побуждает его к бегству. Он рассказывает девушке о том, что никогда до этого не общался с женщинами, и поэтому робеет.

Но и девушке нужен кто-то, кто может выслушать ее и понять. Поэтому молодые люди договариваются о встрече на этом же месте на следующий день.

   Следующий вечер Настенька и Мечтатель провели, рассказывая друг другу свои истории.

Мечтатель долго говорил ей о том, о какой жизни он грезит – о жизни, полной приключений и волшебства, о той жизни, о которой он читал в книгах.

Он рассказал ей, каким одиноким он чувствует себя, когда возвращается из своих грез в реальную жизнь. И Настенька, выслушав его, говорит о том, что теперь у него есть она, а значит, он уже не одинок. 

Читайте также:  Краткое содержание гримм король дроздобород точный пересказ сюжета за 5 минут

   Сама Настенька сирота, живет со старой бабушкой в небольшом доме. Бабушка слепа, и Настенька вынуждена проводить все время около нее. Год назад у них в доме комнату снимал молодой человек, который очень понравился Настеньке. Он тоже полюбил девушку и готов был на ней жениться, но у него не было денег.

Поэтому он уехал ровно на год в Москву, и они договорились, что через год встретятся в 10 часов вечера на берегу канала. Год пошел 3 дня назад, но молодой человек так и не появился в условленном месте – поэтому Настенька так горько и рыдала, сидя на берегу. Мечтатель решает помочь девушке и берется передать письмо ее жениху, что и делает на следующий день.

Вечером встреча Мечтателя и Настеньки не состоялась, так как шел сильный дождь. На следующий вечер, Мечтатель рассказывает Настеньке о том, что ему удалось передать ее письмо. Она взволнована и боится, что ее жених все равно не придет, и при этом начинает мечтать о будущей жизни. Мечтателю очень грустно слышать это, потому что он понимает, что и сам любит Настеньку.

Вместе с тем он чувствует, что у него уже есть то, от чего он не может быть одиноким – ее дружба.

   На следующий вечер жених так и не пришел, и Настенька делает вывод, что он ее бросил. Мечтатель хочет снова повидать того молодого человека, но Настенька возражает. И тогда он решается на признание, говоря, что любит ее.

И в ответ слышит, что Настенька уже не любит своего жениха, так как он поступил с ней не благородно. Она может полюбить Мечтателя, если он даст ей немного времени, чтобы забыть старые чувства. Они еще долго мечтают о том, как будут жить вместе.

И как раз в ту минуту, когда они прощаются, договорившись о следующей встрече, появляется жених Настеньки. Она радостно бросается к нему, и они уходят.

На следующее утро Мечтатель получает письмо, в котором Настенька благодарит его за доброту, просит прощения и сообщает о том, что у нее скоро состоится свадьба. Он снова остается один, но в сердце у него уже не так пусто, как прежде.

Источник: http://szhato.ru/dostoevskiy/68-belye-nochi.html

Достоевский, “Мальчики”: краткое содержание по главам :

В этой статье представлено краткое содержание “Мальчиков” Достоевского. Это не отдельное произведение, а часть романа “Братья Карамазовы”. В десятой главе идет речь о Коле Красоткине и Илюше – сыне Снегирёва, человека, которого когда-то прилюдно унизил Дмитрий Карамазов. Конечно, присутствует здесь и один из главных героев – Алексей.

Для чего нужно краткое содержание?

Во время школьных каникул учителя советуют детям заводить читательские дневники. Краткое содержание “Мальчиков” Достоевского внести в такую тетрадь следует, пожалуй, в первую очередь. Ведь не секрет, что проза этого писателя довольно сложна.

В его книгах большое количество персонажей и пространных рассуждений. Основную информацию о прочитанном, а также собственное мнение о героях и событиях произведения желательно фиксировать на бумаге. И это следует делать не для учителя, а для себя.

“Мальчики” Достоевского, краткое содержание которого войдет в читательский дневник, школьник вспомнит спустя годы, уже будучи взрослым, когда откроет один из знаменитейших романов русской литературы.

Почему мы десятую главу рассматриваем как отдельное произведение? Здесь рассказано о героях, которые встречаются и в романе, при этом события, отражённые в этой части, связаны с основными лишь косвенно. История о Коле Красоткине и его дружбе с мальчиком Илюшей очень трогательная.

Она будет интересна даже тем, кто не читал роман и не ознакомлен с его кратким содержанием. “Мальчики” Достоевского нередко издаются в составе сборника произведений для детей. Писатель часто в своих книгах показывал тяжелые детские судьбы.

Вспомним “Униженные и оскорблённые”, “Неточку Незванова”.

В сжатом изложении романа “Братья Карамазовы” Ф. М. Достоевского краткое содержание “Мальчиков” составляет всего лишь два-три предложения, в то время как десятая глава книги может рассматриваться как полноценная повесть.

Здесь есть и проблематика, и система образов, и трагическая развязка. Изложению краткого содержания “Мальчиков” Ф. Достоевского можно уделить совсем немного времени, рассказав лишь об основных событиях.

Но лучше сделать более подробное описание героев и событий.

План

Излагая краткое содержание “Мальчиков” Достоевского, желательно придерживаться определенного плана. Начинать пересказ, конечно, следует с характеристики главного героя. А именно Коли Красоткина. А затем уже рассказать о взаимоотношениях гимназиста с другими детьми, а также с Алёшей Карамазовым. Краткое содержание “Мальчиков” Достоевского по главам будет иметь следующий план:

  • Коля Красоткин.
  • Детвора.
  • Школьники.
  • Жучка.
  • У илюшиной постельки.
  • Раннее развитие.

Итак, приступим к пересказу краткого содержания рассказа “Мальчики” Достоевского.

Коля Красоткин

Чиновник Красоткин умер много лет назад. Его жене было тогда всего 18 лет. Всю энергию и любовь она направила на маленького сына, которому не исполнилось еще и года, когда женщина овдовела. Звали мать Коли Красоткина Анной Фёдоровной.

Вдова мальчика страстно любила, но за свою недолгую жизнь он причинил ей больше страдания, нежели радости. Каждый день она с ума сходила от страха, что вдруг он упадет, расшибет коленку или с ним не дай бог случится еще какое-нибудь несчастье.

Когда же он повзрослел и поступил в гимназию, она принялась изучать вместе с ним все науки, для того чтобы помогать, подсказывать сыну.

Коля Красоткин имел все шансы приобрести репутацию маменького сынка. Но этого не произошло. Оказалось, был он не робкого десятка. Умел завоевать уважение сверстников, с учителями вел себя достойно, любил пошалить, но никогда не переходил допустимых пределов.

Анна Фёдоровна переживала, ей часто казалось, что сын ее любит недостаточно. Она упрекала его в холодности, бесчувственности. Но вдова Красоткина ошибалась.

Коля ее очень сильно любил, но не терпел того, что на языке гимназистов было принято называть “телячьими нежностями”.

Случай на железной дороге

Коля был очень самолюбив. И немало страдал от этого. А еще больше несчастья его самолюбие причиняло матери. Однажды летом произошел случай, который едва не свел ее с ума. Коля поспорил с местными мальчишками, что сможет пролежать на рельсах под несущимся поездом.

Они были старше его и уж слишком задирали нос. А это было нестерпимо. Коля выиграл спор. Но в то время как он лежал на рельсах под мчащимся поездом, всего на две минуты потерял сознание. Мальчишки испугались, затем приняли в свою компанию и уже не считали маленьким.

Это происшествие дошло и до гимназии. Мог бы разразиться скандал, который, возможно, привел бы к исключению Коли Красоткина. Но вмешался учитель по фамилии Дарданелов. У этого человека имелся личный интерес. Много лет Дарданелов был влюблён в Анну Федоровну, и возможно, это чувство было взаимным.

Но вдова считала замужество предательством по отношению к любимому сыну. Вечером разразилась настоящая драма в доме Красоткиных. Мать рыдала, умоляла сына больше не повторять подобных поступков.

Закончилось все тем, что и Коля сам, как маленький, расплакался и пообещал матери, впредь никогда ее не расстраивать.

Детвора

Вскоре после события, которое так огорчило мать Коли, но вызвало уважение его сверстников, мальчик принес домой дворняжку.

Собаку назвал Перезвоном и мечтал, видимо, вырастить из неё умного пса, потому как часами занимался ее дрессировкой. В главе “Детвора”, по сути, не происходит каких-либо событий.

Рассказано лишь о том, как однажды Коля был вынужден присматривать за соседскими детьми.

Мать Насти и Кости повезла служанку в больницу, а Агафья, которая присматривала за сыном Красоткиной, отправилась на рынок.

Гимназист не мог оставить “пузырей”, как он ласково называл малышей, до тех пор, пока кто-нибудь из них не вернется. Но у него были какие-то, на его взгляд, очень важные дела.

Поэтому, не дождавшись Агафьи, Коля отправился на улицу, взяв с детей обещание в том, что без него они не будут ни шалить, ни плакать.

Школьники

Что за срочные дела были у Коли Красоткина? Выйдя на улицу, он пошёл навстречу мальчику по фамилии Смуров. Это был отрок из зажиточной семьи. Отец его запрещал общаться с Колей, потому как у того была репутация отчаянного парня.

Стоит сказать, что направились мальчики вовсе не сторону железной дороги, а к дому Снегирёва. Того самого жалкого человека, которого в округе принимали за шута и с которым так жестоко однажды обошелся Дмитрий Карамазов.

Но обо всём этом читатель знает лишь в том случае, если ему знакомо содержание всего романа Достоевского. Впрочем, и в десятой главе эта неприятная история также упоминается.

Мальчики в этот день должны были навестить Илюшу Снегирёва, который долго и тяжело болел. Это желание возникло у них не спонтанно. Заходить к Илюше попросил их Алексей Карамазов – человек, с точки зрения Коли, довольно странный.

К тому времени уже по округе распространилась весть об аресте его старшего брата. В семье Алексея разворачивалась настоящая драма. При этом он находил время для помощи совершенно посторонним ему людям. Это удивляло и поражало Красоткина.

Мальчик давно мечтал познакомиться с Карамазовым.

Жучка

Быть изгоем – это, видимо, участь каждого члена семьи Снегиревых. Старшего никто не воспринимал всерьёз в округе. У младшего – Илюши – тоже были проблемы со сверстниками.

Красоткин познакомился с этим мальчиком еще тогда, когда тот ходил в подготовительные классы. Он обратил внимание на то, что Илюшу обижают старшие, но он всячески пытается этому противиться.

Независимость мальчика понравилась Коле, вскоре он взял его под свою опеку. Но однажды произошел случай, который рассорил их.

Лакей Карамазовых научил Снегирева-младшего жестокому трюку. А именно: вставить в хлебный мякиш булавку, а потом скормить этот хлеб голодной собаке. Жертвою Илюши стала дворняжка Жучка, которая вскоре после такого завтрака пропала бесследно. Коля решил наказать своего младшего друга за жестокость и перестал с ним общаться. А вскоре Илюша заболел.

У илюшиной постельки

Жилье Снегирёва было чрезвычайно жалким. В углу сидела полубезумная мать, отец, который не так давно бросил пить, время от времени выбегал в сени, не в силах сдержать рыдания. Снегирев очень любил сына и, казалось, окончательно лишится рассудка, когда тот умрёт.

Коля присел у кровати Илюши, а затем, спустя несколько минут, позвал Перезвона. Собаку он выдал за пропавшую Жучку и уверил мальчика, что та не появлялась так долго, потому как подвергалась его уроком дрессировки.

Раннее развитие

После посещения Илюши Коля вышел на улицу, где долго беседовал с Алексеем Карамазовым. Эти события оказали огромное влияние на Красоткина. Всего за несколько дней он стал взрослее, милосерднее, мудрее. Последние дни жизни Илюша проводил в доме Снегиревых.

Однажды больного мальчика осмотрел столичный доктор, прибывший сюда по просьбе Катерины Ивановны – несостоявшейся невесты Дмитрия Карамазова. Врач вынес Илюше приговор: жить ему осталось несколько недель. Услышав это, Красоткин выскочил в сени и горько расплакался.

Источник: https://www.syl.ru/article/341688/dostoevskiy-malchiki-kratkoe-soderjanie-po-glavam

Достоевский столетняя краткое содержание

Федор Михайлович Достоевский. Столетняя

«В это утро я слишком запоздала, — рассказывала мне на днях одна дама[1], — и вышла из дому почти уже в полдень, а у меня, как нарочно, скопилось много дела. Как раз в Николаевской улице[2] надо было зайти в два места, одно от другого недалеко.

Во-первых, в контору, и у самых ворот дома встречаю эту самую старушку, и такая она мне показалась старенькая, согнутая, с палочкой, только все же я не угадала ее лет; дошла она до ворот и тут в уголку у ворот присела на дворницкую скамеечку отдохнуть.

Читайте также:  Краткое содержание бомарше безумный день, или женитьба фигаро точный пересказ сюжета за 5 минут

Впрочем, я прошла мимо, а она мне только так мелькнула.

Минут через десять я из конторы выхожу, а тут через два дома магазин, и в нем у меня еще с прошлой недели заказаны для Сони ботинки[3], я и пошла их захватить кстати, только смотрю, а та старушка теперь уж у этого дома сидит, и опять на скамеечке у ворот, сидит, да на меня и смотрит; я на нее улыбнулась, зашла, взяла ботинки. Ну, пока минуты три-четыре прошло — пошла дальше к Невскому, ан смотрю — моя старушка уже у третьего дома, тоже у ворот, только не на скамеечке, а на выступе приютилась, а скамейки в этих воротах не было. Я вдруг перед ней остановилась невольно: что это, думаю, она у всякого дома садится?

— Устала, — говорю, — старушка?

— Устаю, родненькая, всё устаю. Думаю: тепло, солнышко светит, дай пойду к внучкам пообедать.

— Это ты, бабушка, пообедать идешь?

— Пообедать, милая, пообедать.

— Да ты этак не дойдешь.

— Нет, дойду, вот пройду сколь и отдохну, а там опять встану да пойду.

Смотрю я на нее, и ужасно мне стало любопытно. Старушка маленькая, чистенькая, одежда ветхая, должно быть из мещанства, с палочкой, лицо бледное, желтое, к костям присохшее, губы бесцветные, — мумия какая-то, а сидит — улыбается, солнышко прямо на нее светит.

— Ты, должно быть, бабушка, очень стара, — спрашиваю я, шутя разумеется.

— Сто четыре года, милая, сто четыре мне годика, только всего (это она пошутила)… А ты-то сама куда идешь?

И глядит на меня — смеется, обрадовалась она, что ли, поговорить с кем, только странною мне показалась у столетней такая забота — куда я иду, точно ей это так уж надо.

— Да вот, бабушка, — смеюсь и я, — ботиночки девочке моей в магазине взяла, домой несу.

— Ишь махонькие, башмачки-то, маленькая девочка-то у тебя? Это хорошо у тебя. И другие детки есть?

И опять всё смеется, глядит. Глаза тусклые, почти мертвые, а как будто луч какой-то из них светит теплый.

— Бабушка, хочешь, возьми у меня пятачок, купи себе булочку, — и подаю я ей этот пятачок.

— Чтой-то ты мне пятачок? Что ж, спасибо, я и возьму твой пятачок.

— Так на, бабушка, не взыщи. — Она взяла. Видно, что не просит, не доведена до того, но взяла она у меня так хорошо, совсем не как милостыню, а так, как будто из вежливости или из доброты своего сердца. А впрочем, может, ей и очень понравилось это, потому что кто же с ней, с старушкой, заговорит, а тут еще с ней не только говорят, да еще об ней с любовью заботятся.

— Ну, прощай, — говорю, — бабушка. Дойди на здоровье.

— Дойду, родненькая, дойду. Я дойду. А ты к своей внучке ступай, — сбилась старушка, забыв, что у меня дочка, а не внучка, думала, видно, что уж и у всех внучки.

Пошла я и оглянулась на нее в последний раз, вижу, она поднялась, медленно, с трудом, стукнула палочкой и поплелась по улице. Может, еще раз десять отдохнет дорогой, пока дойдет к своим «пообедать».

И куда это она ходит обедать? Странная такая старушка».

Выслушал я в то же утро этот рассказ, — да, правда, и не рассказ, а так, какое-то впечатление при встрече с столетней (в самом деле, когда встретишь столетнюю, да еще такую полную душевной жизни?), — и позабыл об нем совсем, и уже поздно ночью, прочтя одну статью в журнале и отложив журнал, вдруг вспомнил про эту старушку и почему-то мигом дорисовал себе продолжение о том, как она дошла к своим пообедать; вышла другая, может быть, очень правдоподобная маленькая картинка.

Внучки ее, а может, и правнучки, да уж так зовет их она заодно внучками, вероятно, какие-нибудь цеховые, семейные, разумеется, люди, не то она не ходила бы к ним обедать, живут в подвале, а может, и цирюльню какую-нибудь снимают, люди, конечно, бедные, но все же, может, питаются и наблюдают порядок. Добрела она к ним, вероятно, уже часу во втором. Ее и не ждали, но встретили, может быть, довольно приветливо.

— А вот и она, Марья Максимовна, входи, входи, милости просим, раба Божия!

Старушка входит, посмеиваясь, колокольчик у входа еще долго, резко и тонко звенит.

Внучка-то ее, должно быть, жена этого цирюльника, а сам он еще человек нестарый, лет этак тридцати пяти, по ремеслу своему степенен, хотя ремесло и легкомысленное, и, уж разумеется, в засаленном, как блин, сюртуке, от помады, что ль, не знаю, но иначе я никогда не видал «цирюльников», равно как воротник на сюртуке всегда у них точно в муке вывалян. Трое маленьких деточек — мальчик и две девочки — мигом подбежали к прабабушке. Обыкновенно такие уж слишком старенькие старушки всегда как-то очень сходятся с детьми: сами-то уж очень они похожи на детей становятся душевно, иногда даже точь-в-точь. Села старушка; у хозяина не то гость, не то по делу, один тоже, лет сорока, знакомый его, уже уходить собирался. Да племянник к тому же гостит, сын сестры его, парень лет семнадцати, в типографию хочет определиться. Старушка перекрестилась и садится, глядит на гостя:

— Ох, устала! Это кто же такой у вас?

— Это я-то? — отвечает гость, посмеиваясь, — что ж, Марья Максимовна, неужто нас не признали? Третьего-то года по опенки в лес всё собирались вместе с вами сходить.

— Ох, уж ты, знаю тебя, надсмешник. Помню тебя, вот только назвать как тебя не припомню, кто ты таков, я помню. Ох, устала я чтой-то.

— Да что ж вы, Марья Максимовна, старушка почтенная, не растете нимало, вот что я тебя спросить хотел, — шутит гость.

— И, ну тебя, — смеется бабушка, видимо, впрочем, довольная.

— Я, Марья Максимовна, человек добрый.

— А с добрым и поговорить любопытно. Ох, всё-то я задыхаюсь, мать. Пальтецо-то Сереженьке видно уж состроили?

Она указывает на племянника.

Племянник, бутузоватый и здоровый паренек, улыбается во весь рот и надвигается ближе; на нем новенькое серое пальтецо, и он еще не может равнодушно надевать его. Равнодушие придет разве только еще через неделю, а теперь он поминутно смотрит себе на обшлага, на лацканы и вообще на всего себя в зеркало и чувствует к себе особенное уважение.

— Да ты поди, повернись, — стрекочет жена цирюльника.

— Смотри-ка, Максимовна, какое построили; ведь шесть рублей как одна копеечка, дешевле, говорят нам у Прохорыча, теперь и начинать не стоит, сами, говорят, потом слезьми заплачете, а уж эдакому износу нет.

Вишь материя-то! Да ты повернись! Подкладка-то какая, крепость-то, крепость-то, да ты повернись! Так-то вот и уходят денежки, Максимовна, умылась наша копеечка.

— Ах, мать, уж так теперь дорого стало на свете, что и ни с чем не совместно, лучше б и не говорила ты мне расстроивала меня, — с чувством замечает Максимовна, а всё еще дух не может перевести.

— Ну, да и довольно, — замечает хозяин, — закусить бы надо. Что это ты, должно быть, уж очень, вижу я это, приустала, Марья Максимовна?

— Ох, умник, устала, денек-то теплый, солнышко; дай, думаю, их проведаю… что лежать-то. Ох! А дорогой барыньку встретила, молодую, башмачки деткам купила: «Что это ты, старушка, говорит, устала? на-ка тебе пятачок: купи себе булочку.. » А я, знаешь, и взяла пятачок-то…

— Да ты, бабушка, всё же отдохни маленечко сперва наперво, что это сегодня так задыхаешься? — как-то вдруг особенно заботливо проговорил хозяин.

Все на нее смотрят; уж очень бледна она вдруг стала, губы совсем побелели. Она тоже всех оглядывает, но как-то тускло.

— Вот, думаю… пряничков деткам… пятачок-то…

И опять остановилась, опять переводит дух. Все вдруг примолкли, секунд этак на пять.

— Что, бабушка? — наклонился к ней хозяин.

Но бабушка не ответила; опять молчание, и опять секунд на пять. Старушка еще как бы белее стала, а лицо как бы вдруг всё осунулось. Глаза остановились, улыбка застыла на губах; смотрит прямо, а как будто уж и не видит.

— За попом бы. — как-то вдруг и торопливо проговорил сзади вполголоса гость.

— Да… не… поздно ли… — бормочет хозяин.

— Бабушка, а бабушка? — окликает старушку жена цирюльника, вдруг вся всполохнувшись; но бабушка неподвижна, только голова клонится набок; в правой руке, что на столе лежит, держит свой пятачок, а левая так и осталась на плече старшего правнучка Миши, мальчика лет шести. Он стоит не шелохнется и большими удивленными глазами разглядывает прабабушку.

— Отошла! — мерно и важно произносит, восклонившись, хозяин и слегка крестится.

— Ведь вот оно! То-то, я вижу, вся клонится, — умиленно и отрывисто произносит гость; он ужасно поражен и на всех оглядывается.

— Ах, Господи! Вот ведь! Как же теперь быть-то, Макарыч? Туда, что ль, ее? — щебечет хозяйка торопливо и вся растерявшись.

— Куда туды? — степенно откликается хозяин, — сами здесь справим; родная ты ей аль нет? А пойтить дать знать надо.

— Сто четыре годика, а! — толчется на месте гость, умиляясь все больше и больше. Он даже весь покраснел как-то.

— Да, забывать стала жисть-то в последние годы, — еще важнее и степеннее замечает хозяин, ища фуражку и снимая шинель.

— А ведь за минуту смеялась, как веселилась! Ишь пятачок-то в руке! Пряничков, говорит, о-ох, жисть-то наша!

— Ну, пойдем, что ли, Петр Степаныч, — прерывает гостя хозяин, и оба выходят. По такой, конечно, не плачут. Сто четыре года, «отошла без болезни и непостыдно». Хозяйка послала к соседкам за подмогой. Те прибежали мигом, почти с удовольствием выслушав весть, охая и вскрикивая. Первым делом поставили, разумеется, самоварчик.

Дети с удивленным видом забились в угол и издали смотрят на мертвую бабушку. Миша, сколько ни проживет, всё запомнит старушку, как умерла, забыв руку у него на плече, ну а когда он умрет, никто-то на всей земле не вспомнит и не узнает, что жила-была когда-то такая старушка и прожила сто четыре года, для чего и как — неизвестно.

Да и зачем помнить: ведь всё равно. Так отходят миллионы людей: живут незаметно и умирают незаметно. Только разве в самой минуте смерти этих столетних стариков и старух заключается как бы нечто умилительное и тихое, как бы нечто даже важное и миротворное: сто лет как-то странно действуют до сих пор на человека.

Благослови Бог жизнь и смерть простых добрых людей!

А впрочем, так, легкая и бессюжетная картинка. Право, наметишь пересказать из слышанного за месяц что-нибудь позанимательнее, а как приступишь, то как раз или нельзя, или нейдет к делу, или «не всё то говори, что знаешь», а в конце концов остаются всё только самые бессюжетные вещи…

1. А. Г. Достоевская писала: «Рассказ „Столетняя“ основан на действительном случае, со мной происшедшем».

2. Ныне ул. Марата. На Николаевской ул., д. № 8 находилась контора типографии кн. Оболенского (в этой типографии печатался «Дневник писателя»).

3. Имеется в виду дочь Достоевского Лиля, которую он называет именем другой дочери — Сони, умершей в возрасте 3 месяцев

Источник: http://rus-poetry.ru/dostoevskij-stoletnyaya-kratkoe-soder/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector