Краткое содержание гаршин четыре дня точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание Сигнал Гаршин

Краткое содержание Гаршин Четыре дня точный пересказ сюжета за 5 минут

Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.

Вернулся в родную деревню – хозяйство не задалось, сынишка умер, и поехали они с женой на новые места счастья искать. Не нашли.

Встретил Семен во время скитаний бывшего офицера своего полка. Тот признал Семена, посочувствовал и нашел ему работу при железнодорожной станции, над которой начальствовал.

Получил Семен будку новую, дров сколько хочешь, огород, жалованье – и стали они с женой хозяйством обзаводиться. Работа Семену была не в тягость, и весь свой участок пути он держал в порядке.

Познакомился Семен и с соседом Василием, присматривавшим за смежным участком. Стали они, встречаясь на обходах, толковать.

Семен все свои беды да неудачи переносит стоически: “Не дал бог счастья”. Василий же считает, что его жизнь так бедна, потому что на его труде наживаются другие – богачи и начальники, все они – кровопийцы и живодеры, и всех их он люто ненавидит.

Меж тем приезжает важная ревизия из Петербурга. Семен на своем участке все загодя в порядок привел, его похвалили. А на участке Василия все иначе обернулось. Тот уже давно был в ссоре с дорожным мастером. По правилам, у этого мастера надо было просить разрешение на огород, а Василий

пренебрег, посадил капусту самовольно – тот и велел выкопать. Озлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику. Да тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил.

Бросил Василий будку на жену – и поехал в Москву искать управы теперь уже на этого начальника. Да, видно, не нашел.

Прошло четыре дня, встретил Семен на обходе жену Василия, лицо от слез опухло, а разговаривать она с Семеном не пожелала.

Как раз в это время Семен пошел в лес тальника нарезать: он из него дудки на продажу делал. Возвращаясь, около железнодорожной насыпи услышал странные звуки – будто железо об железо позвякивает. Подкрался поближе и видит: Василий поддел рельс ломом и путь разворотил. Увидел Семена – и прочь бежать.

Стоит Семен над развороченным рельсом и не знает, что делать. Голыми руками его на место не поставишь. Ключ и лом у Василия – но сколько не звал его Семен вернуться – не дозвался. Скоро должен идти пассажирский поезд.

“Вот на этом закруглении он с рельса и сойдет, – думает Семен, – а насыпь высоченная, одиннадцать сажен, повалятся вниз вагоны, а там дети малые…” Бросился было Семен бегом в будку за инструментом, но понял, что не успеет. Побежал обратно – вон уже и свисток дальний слышен – скоро поезд.

Тут ему точно светом голову осветило. Снял семен шапку, вынул из нее платок, перекрестился, ударил себе в правую руку ножом повыше локтя, брызнула струя крови. Намочил он в ней свой платок, надел на палку (тальник, что из леса принес, пригодился) – и поднял красный флаг – сигнал машинисту, что надо остановить поезд.

Но, видно, слишком глубоко поранил Семен руку – кровь хлещет не унимаясь, в глазах у него темнеет и только одна мысль в голове: “Помоги, Господи, пошли смену”.

Не выдержал Семен и лишился сознания, упал на землю, но не упал флаг – другая рука подхватила его и высоко поднимает навстречу поезду. Машинист успевает затормозить, на насыпь выскакивают люди и видят человека в крови, лежащего без памяти, а рядом другого, с кровавой тряпкой в руке…

Это Василий. Он обводит собравшихся глазами и говорит: “Вяжите меня, я рельс отворотил”.

Вариант 2

Служил Иванов Семен сторожем на железной дороге. Вокруг никакого жилья не было, только такие же будки, как у Семена вдоль дороги настроенные. Досталась ему эта работа волей случая. После войны с турками, на которой и подорвалось здоровье Семена, не мог он трудиться на своей земле. Да, и отец родной с сыном 4 лет померли.

Вот и пошли они с женой в других землях счастья искать. Не мог Семен работы найти, и пришлось его супруге в услужение купцу идти. А Семен дальше на поиски работы поехал. На станции встретил он своего офицера полка и тот пристроил его на железной дороге служить. Будка хоть и маленькой была, но новой и теплой, да, и огород небольшой при ней был разбит.

Семен радовался, что корову, да, лошадь заведет.

Исполнял Семен свои обязанности исправно, порядок у него на участке был. Гайки регулярно подвинчивал, щебенку поправлял. Через пару месяцев с соседом повстречался. Поздоровался с ним Семен, а тот приветствие буркнул и ушел. Жена Семена тоже встречалась с женой соседа, но и его супруга немногословной была.

Однако через месяц Семен с соседом познакомились и больше общаться стали. Вот только Семен все свои беды и трудности принимал и списывал на судьбу, а сосед – Василий, все на начальство серчал, что это они его кровь пьют и на ней жиреют и богатеют. И стал Семену на дорожного мастера жаловаться.

Посадил Василий по весне капусту, а дорожный мастер приказал выкопать ее, так как не согласовал он с ним посадки свои. Решил Василий на мастера начальнику станции нажаловаться, да, и ему под горячую руку попался, получил оплеуху.

Надумал начальнику станции не спускать обиды и направился в Москву, в управление правды искать, а будку и свой участок на жену оставил.

Через 3 дня пошел Семен в лес веток для дудок нарезать, чтобы потом их на базаре продать. И увидел, как Василий рельс в сторону отвел, чтобы поезд под откос спустить. Да, вот только поезд пассажирский должен был идти.

Побежал Семен до будки за ломом, но, не добежав до нее услышал, что поезд уже идет и повернул назад. Лома нет, флаги, чтобы предупредить машиниста об опасности, в будке остались. Тогда выхватил Семен платок свой, резанул вену выше локтя и пропитал платок красной кровью.

Поднял самодельный флаг на палке, которую для дудок срезал и давай ею махать. Ослаб, в глазах темнеть начало, так как глубоко руку разрезал, кровь так и хлещет. Стал оседать Семен, сознание терять, но молил Бога, чтобы только машинист знак увидел, чтобы Бог смену Семену прислал и спас людей.

Семен упал, а вот палку его чья-то рука подхватила. Машинист красный флаг увидел и успел затормозить до вывернутой рельсы.

Состав остановился, люди вышли. Стоят, смотрят на окровавленного Семена, а рядом с ним Василий стоит с кровавым флагом в руке и говорит, что он рельс отвернул и просит: “Вяжите меня”.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-signal-garshin/

Всеволод Гаршин – Четыре дня

Гаршин Всеволод Михайлович

Четыре дня

Гаршин Всеволод Михайлович

Четыре дня

Я помню, как мы бежали по лесу, как жужжали пули, как падали отрываемые ими ветки, как мы продирались сквозь кусты боярышника. Выстрелы стали чаще. Сквозь опушку показалось что-то красное, мелькавшее там и сям.

Сидоров, молоденький солдатик первой роты (“как он попал в нашу цепь?” – мелькнуло у меня в голове), вдруг присел к земле и молча оглянулся на меня большими испуганными глазами. Изо рта у него текла струя крови. Да, я это хорошо помню. Я помню также, как уже почти на опушке, в густых кустах, я увидел… его.

Он был огромный толстый турок, но я бежал прямо на него, хотя я слаб и худ. Что-то хлопнуло, что-то, как мне показалось; огромное пролетело мимо; в ушах зазвенело. “Это он в меня выстрелил”, – подумал я. А он с воплем ужаса прижался спиною к густому кусту боярышника. Можно было обойти куст, но от страха он не помнил ничего и лез на колючие ветви.

Одним ударом я вышиб у него ружье, другим воткнул куда-то свой штык. Что-то не то зарычало, не то застонало. Потом я побежал дальше. Наши кричали “ура!”, падали, стреляли. Помню, и я сделал несколько выстрелов, уже выйдя из лесу, на поляне. Вдруг “ура” раздалось громче, и мы сразу двинулись вперед. То есть не мы, а наши, потому что я остался.

Мне это показалось странным. Еще страннее было то, что вдруг все исчезло; все крики и выстрелы смолкли. Я не слышал ничего, а видел только что-то синее; должно быть, это было небо. Йотом и оно исчезло.

Я никогда не находился в таком странном положении. Я лежу, кажется, на животе и вижу перед собою только маленький кусочек земли.

Несколько травинок, муравей, ползущий с одной из них вниз головою, какие-то кусочки сора от прошлогодней травы – вот весь мой мир, И вижу я его только одним глазом, потому что другой зажат чем-то твердым, должно быть веткою, на которую опирается моя голова.

Мне ужасно неловко, и я хочу, но решительно не понимаю, почему не могу, шевельнуться. Так проходит время. Я слышу треск кузнечиков, жужжание пчелы. Больше нет ничего. Наконец я делаю усилие, освобождаю правую руку из-под себя и, упираясь обеими руками о землю, хочу встать на колени.

Что-то острое и быстрое, как молния, пронизывает все мое тело от колен к груди и голове, и я снова падаю. Опять мрак, опять ничего нет.

Я проснулся. Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе? Разве я не в палатке? Зачем я вылез из нее? Я делаю движение и ощущаю мучительную боль в ногах.

Да, я ранен в бою. Опасно или нет? Я хватаюсь за ноги там, где болит. И правая и левая ноги покрылись заскорузлой кровью. Когда я трогаю их руками, боль еще сильнее. Боль, как зубная: постоянная, тянущая за душу. В ушах звон, голова отяжелела. Смутно понимаю я, что ранен в обе ноги.

Что ж это такое? Отчего меня не подняли? Неужели турки разбили нас? Я начинаю припоминать бывшее со мной, сначала смутно, потом яснее, и прихожу к заключению, что мы вовсе не разбиты.

Потому что я упал (этого, впрочем, я не помню, но помню, как все побежали вперед, а я не мог бежать, и у меня осталось только что-то синее перед глазами) – и упал на полянке, наверху холма. На эту полянку нам показывал наш маленький батальонный.

“Ребята, мы будем там!” – закричал он нам своим звонким голосом. И мы были там: значит, мы не разбиты… Почему же меня не подобрали? Ведь здесь, на поляне, открытое место, все видно. Ведь, наверное, не я один лежу здесь. Они стреляли так часто. Нужно повернуть голову и посмотреть.

Теперь это сделать удобнее, потому что еще тогда, когда я, очнувшись, видел травку и муравья, ползущего вниз головою, я, пытаясь подняться, упал не в прежнее положение, а повернулся на спину. Оттого-то мне и видны эти звезды.

Я приподнимаюсь и сажусь. Это делается трудно, когда обе ноги перебиты. Несколько раз приходится отчаиваться; наконец со слезами на глазах, выступившими от боли, я сажусь.

Надо мною – клочок черно-синего неба, на котором горит большая звезда и несколько маленьких, вокруг что-то темное, высокое. Это – кусты. Я в кустах:, меня не нашли!

Я чувствую, как шевелятся корни волос на моей голове.

Однако как это я очутился в кустах, когда они выстрелили в меня на полянке? Должно быть, раненный, я переполз сюда, не помня .себя от боли. Странно только, что теперь я не могу пошевельнуться, а тогда сумел дотащиться до этих кустов. А быть может, у меня тогда была только одна рана и другая пуля доконала меня уже здесь.

Бледные розоватые пятна заходили вокруг меня. Большая звезда побледнела, несколько маленьких исчезли. Это всходит луна. Как хорошо теперь дома!..

Читайте также:  Краткое содержание набоков защита лужина точный пересказ сюжета за 5 минут

Какие-то странные звуки доходят до меня… Как будто бы кто-то стонет. Да, это – стон. Лежит ли около меня какой-нибудь такой же забытый, с перебитыми ногами или с пулей в животе? Нет, стоны так близко, а около меня, кажется, никого нет…

Боже мой, да ведь это – я сам! Тихие, жалобные стоны; неужели мне в самом деле так больно? Должно быть. Только я не понимаю этой боли, потому что у меня в голове туман, свинец. Лучше лечь и уснуть, спать, спать…

Только проснусь ли я когда-нибудь? Это все равно.

В ту минуту, когда я собираюсь ловиться, широкая бледная полоса лунного света ясно озаряет место, где д лежу, и я вижу что-то темное и большое, лежащее шагах в пяти от меня. Кое-где на нем видны блики от лунного света. Это пуговицы или амуниция. Это – труп или раненый

Все равно, я лягу…

Нет, не может быть! Наши не ушли. Они здесь, они выбили турок и остались на этой позиции. Отчего же нет ни говора, ни треска костров? Да ведь я от слабости ничего не слышу. Они, наверное, здесь.

– Помогите!.. Помогите!

Дикие, безумные хриплые вопли вырываются из моей груди, и нет на них ответа. Громко разносятся они в ночном воздухе. Все остальное молчит. Только сверчки трещат по-прежнему неугомонно. Луна жалобно смотрит на меня круглым лицом.

Если бы он был раненый, он очнулся бы от такого крика. Это труп. Наш или турок? Ах, боже мой! Будто не все равно! И сон опускается на мои воспаленные глаза!

Я лежу с закрытыми глазами, хотя уже давно проснулся. Мне не хочется открыть глаза, потому что я чувствую сквозь закрытые веки солнечный свет: если я открою глаза, то он будет резать их. Да и лучше не шевелиться… Вчера (кажется, это было вчера?) меня ранили; прошли сутки, пройдут другие, я умру. Все равно. Лучше не шевелиться. Пусть тело будет неподвижно.

Как было бы хорошо остановить и работу мозга! Но ее ничем не задержишь. Мысли, воспоминания теснятся в голове. Впрочем, все это ненадолго, скоро конец. Только в газетах останется несколько строк, что, мол, потери наши незначительны: ранено столько-то; убит рядовой из вольноопределяющихся Иванов. Нет, и фамилии не напишут; просто скажут: убит один.

Один рядовой, как та одна собачонка…

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/18374-vsevolod-garshin-chetyre-dnya.html

Краткое содержание: Сигнал

Иванов Семен был человеком бывалым, но удача не благоволила ему по этой жизни. Прошло уже девять лет, как он вернулся с войны, где воевал с турками. В тот далекий 1878 год Семен смог избежать ранения, но оставил свое здоровье на бранных полях сражений. Сейчас он работает сторожем на железной дороге.

Когда после войны Семен вернулся в свою родную деревню, ему не удалось наладить потрепанное его отсутствием хозяйство. Потеряв своего сынишку и горюя, они вместе с женой решили перебраться на новое место, где, может быть, счастье им улыбнется.

Однако все оказалось напрасным – они так и не смогли его найти.

Скитаясь с женой, однажды они встретили бывшего офицера, с ним Семен, когда-то служил в одном полку.

Офицер этот узнал бывшего сослуживца и, сочувствуя его горю, помог с работой: пристроил при станции, где сам был начальником.

Получив новую работу, Семен также обзавелся новой будкой. Дров было достаточно, огород большой. Сама работа давалась легко, и, выполняя свои обязанности четко, Семен оставался на хорошем счету у местного начальства.

Так вместе со своей женой они помаленьку начали обзаводиться собственным хозяйством, надеясь все же отыскать свой маленький кусочек счастья.В суете будней Семен познакомился со своим новым соседом Василием. Тот присматривал за участком железной дороги расположенным рядом.

Они встречались во время обходов и толковали обо всем, делились мыслями, переживаниями и горестями.

Все беды, выпавшие на долю Семена, он стойко переносит, сокрушаясь иногда, что Бог не дал ему счастья.

Василий наоборот винит кого-то в своих проблемах и думает, что другие, наживаясь на нем, лишают его заработанного им богатства. Кровопийцы и живодеры – только так называет Василий всех начальников и богачей.

В один из дней из Петербурга нагрянула ревизия. Семен подготовился заранее и, осмотрев закрепленный за ним участок, контролер похвалил его.Василий же поссорился с мастером из-за того, что самовольно высадил капусту, а мастер заставил его выкопать ее.

Затаив злобу на своего обидчика, Василий решил пожаловаться на него большому начальнику из Петербурга. Только тот, выслушав жалобу, накричал на самого подателя и залепил ему по лицу пощечину.

Василий, оставив работу, уехал после этого случая в Москву, жаловаться на петербургского контролера.

Только когда Семен встретил через четыре дня супругу Василия, была она вся в слезах и ни чего объяснять не стала.

В это же самое время отправляется Семен нарезать тальника, из него он потом делал дудочки для продажи, чем немного поддерживал свой семейный бюджет. По дороге, проходя около железнодорожной насыпи, он услышал, как брякает железо. Подойдя ближе, Семен смог разглядеть, как Василий раздвинул рельсы при помощи лома, а когда заметил наблюдавшего за ним, бросился бежать.

Семен стоял в растерянности. Исправить без инструментов он ни чего не мог. Пробовал кричать Василия, звал обратно, но тот исчез бесследно.

Размышляя о случившемся, Семен вспоминает, что должен скоро проследовать пассажирский состав, и понимает, что миновать место повреждения он ни как не сможет – обязательно сойдет с рельс.

О том, что будет, когда поезд рухнет с высокой насыпи, было страшно подумать. Семен бросился бежать за инструментом, но понял, что уже не сможет успеть.

Решение пришло неожиданно. Семен снял шапку с головы, достал платок и, ударив себя по руке ножом, вымочил его так, что бы он был ярко красным. Привязав к палке получившейся флаг, Семен пошел навстречу составу, махая им и подавая сигнал машинисту.

Однако рана нанесенная ножом оказалась слишком глубокой, Семен начинает слабеть. Не выдержав потери крови, он вдруг падает и, потеряв сознание, лежит на рельсах, а сделанный флаг все равно продолжает держать так, что бы его было видно.

Когда машинист заметил сигнал, он тормозит и выскочившие люди вдруг видят человека на насыпи, всего в крови, а рядом еще один, с красным флагом в руке.

Краткое содержание рассказа «Сигнал» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Сигнал». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/garshin/signal/

Всеволод Гаршин, сказка

Искусство и развлечения 5 ноября 2014

Многие еще с детства знают рассказ «Лягушка-путешественница». Краткое содержание произведения напомнит читателям позабытые эпизоды. Тогда можно будет блеснуть своими знаниями на уроке литературы, отгадать вопрос кроссворда, связанный с именем В. М. Гаршина, его произведением.

Биография создателя рассказа

Написал это небольшое прозаическое творение Всеволод Михайлович Гаршин. «Лягушка-путешественница» была создана им в 1887 году, а через год оборвалась жизнь этого молодого человека. Так случилось, что это творение оказалось его последним произведением. Но обо всем по порядку.

Всеволод Михайлович родился в 1855 году, 2 февраля, в имении Приятная Долина. Сейчас это место находится в Донецкой области. Расстройства психики, которыми он впоследствии страдал, связаны с семейной драмой, которую пережил Гаршин, будучи еще ребенком, а также с другими печальными событиями.

Печататься писатель начал в 1877 году, дебютировал он рассказом «Четыре дня», который принес ему известность. Один из самых знаменитых его рассказов – «Красный цветок». Но не только взрослым людям были адресованы его произведения.

Он сочинил сказку о пальме, которая рвется к солнцу через оранжерейную крышу и погибает от холода. Произведения «То, чего не было», «Лягушка-путешественница» (краткое содержание последнего здесь представлено) также созданы для детей.

Но и взрослым есть что почерпнуть из этих историй.

В отличие от своего создателя, парящая квакушка приземлится на землю целой и невредимой. Высота оказалась губительной для писателя. В 1888 году обострился его психический недуг, тяжелая депрессия толкнула Гаршина на отчаянный поступок, он покончил с собой, бросившись в лестничный пролет.

Остались его произведения, любимые многими. Одно из них – «Лягушка-путешественница», краткое содержание которого вы узнаете прямо сейчас.

Размеренная жизнь в пруду

На одном болоте жила, не зная особых забот и хлопот, лягушка. Она питалась вдоволь – поедала мошек, комаров, которые здесь водились в достаточных количествах.

Весной, как и другие лягушки, она громко квакала, радуясь такому своему существованию. Так бы и дальше протекало бытие квакушки, если бы не одно событие, ставшее знаменательным не только для нее.

Благодаря этому случаю, квакша получила прозвище Лягушка-путешественница. Краткое содержание проведает и об этом.

Симпатичная квакша

В один прекрасный день героиня сказки принимала водную ванну. Она сидела в своем пруду на коряге. При этом тело ее было в болоте, а голова высунута наружу. Шел мелкий теплый дождик. Лягушке очень нравилась такая погода. Она блаженствовала и радовалась отличному дню, рассуждала о том, как прекрасно жить на свете.

Благодаря этой сцене можно узнать о внешности квакушки. Вот как описывает ее Гаршин: лягушка-путешественница была довольно симпатичной, спинка – пестрая и будто бы полированная. При дожде этот эффект усиливался, жительница болота выглядела блистательно. Такая размеренная жизнь продолжалась бы и дальше, если бы судьба не столкнула жабу с пролетавшими мимо утками.

Судьбоносная встреча

В воздухе раздался свистящий звук – его производили крылья пернатых. Когда представители этой породы взмывали ввысь или опускались вниз, размахивая крыльями, они так сильно рассекали ими воздух, что это сопровождалось звуком, похожим на песню.

Случилось так, что утки приземлились именно на то болото, где жила пучеглазая красавица. Кряквы сказали, что им нужно отдохнуть и подкрепиться. На всякий случай жаба нырнула в воду и спряталась под корягой. Но любопытство взяло верх, ей было интересно, откуда и куда летят эти птицы. Тогда она высунула свою голову и стала слушать, а утки начали переговариваться еще громче.

Что она узнала из их разговора? Об этом поведает краткое содержание сказки. Лягушка-путешественница услышала, как крылатки сетовали на погоду. Они говорили, что становится очень холодно и нужно скорее лететь на юг. Главной героине стало еще любопытнее. Она знала, что утки не съедят ее, ведь она такая большая, поэтому ей не стоило их бояться.

Чем хорошо на юге? Мнение уток

Квакушка обратилась к новым знакомым очень любезно. Сначала она сказала, что просит прощения, так как вмешивалась в чужой разговор. После лаконичного вступления хозяйка болота спросила о том, что такое юг. На данный момент это ее интересовало больше всего.

Утки не стали скрывать, они рассказали, что на юге очень хорошо и сейчас там тепло. Еще больше они разожгли интерес собеседницы к этому месту, сказав, что там имеются прекрасные теплые болота.

На вопрос лягушки о пропитании они ответили, что там водятся просто тучи комаров и мошек.

Этим еще больше заинтересовалась лягушка-путешественница. Герои повествования кряквы продолжали рассказывать про это славное местечко. Поведали, что там просто целое царство этих насекомых.

Читайте также:  Краткое содержание овидий наука любви точный пересказ сюжета за 5 минут

Прекрасные манеры квакши

Заинтригованная таким чудесным местом, жаба осмелела и попросила уток взять ее с собой. Видимо, лягушка была очень воспитанной, так как, обратившись к ним, назвала господами. Если вспомнить, что в начале разговора она предворительно попросила извинения за свое вторжение, то этот довод подтверждается.

Но не только прекрасными манерами отличалась обитательница болота, она была и очень умна. В этом можно убедиться, прочитав рассказ «Лягушка-путешественница». Краткое содержание в нашем пересказе не может обойти этот факт стороной.

Обратившись к господам уткам, она попросила, чтобы они взяли ее с собою на юг. Те переглянулись в недоумении и резонно осведомились, как они могут это сделать, ведь у квакушки нет крыльев. Затем кряквы засобирались в путь, они стали повторять, что в этих местах так холодно, а им хочется тепла, поэтому нужно быстрее лететь на юг.

Желание квакши попасть в столь прекрасный край было так велико, что она попросила дать ей совсем немного времени, чтобы подумать. Она стала уговаривать птиц, чтобы они подождали ее всего лишь 5 минут, а за это время она обязательно что-нибудь придумает.

Гениальное изобретение обитательницы болота

Не дожидаясь ответа крякв, она спрыгнула с коряги, на которой сидела, в воду. Зарывшись глубоко в ил, земноводное предалось мыслительному процессу.

Время вышло, кряквы уже хотели улетать, но в этот миг жаба вынырнула. Что же она придумала? Об этом сию же секунду поведает краткое содержание сказки. Лягушка-путешественница была весьма довольна, и эта радость отражалась на ее мордочке. Она сказала, что придумала, как полететь вместе с утками.

Жаба предложила, чтобы 2 кряквы взяли в клювы края прутика, а она при помощи рта уцепится за него посередине. Только важно, чтобы никто во время полета не открывал рта – она бы не квакала, а утки не стали бы крякать.

Те оценили ум новой знакомой и стали радостно восклицать. Конечно, им предстояло нелегкое дело, ведь жаба была не из маленьких, но интерес к новому предприятию одержал верх, все единогласно одобрили план жительницы болота.

Предстояло лететь 3 тысячи верст. Тогда было решено менять пару каждые 2 часа, ведь нелегко все это время двум птицам молчать и нести груз. Вот такой интересный сюжет придумал В. М. Гаршин.

«Лягушка-путешественница»: краткое содержание сказки о прекрасном полете

Решено – сделано. Лягушка уцепилась ртом за прут, и утки взмыли ввысь. Сначала у земноводной захватило дух. Пара уток летела не очень ровно, поэтому жабе пришлось изо всех сил стиснуть челюсти, чтобы не упасть. Но она была не только умной, симпатичной, но и смелой, а потому вскоре привыкла к своему новому положению, стала с удовольствием оглядываться вокруг.

Она любовалась горами, реками, лугами, полями, над которыми пролегал воздушный путь стаи. Обзор был неполным, она видела только вид сзади и немного сверху, но и этого хватило путешественнице, чтобы возгордиться собой. Она была очень довольна тем, как все придумала. Тут еще и птицы стали похваливать ее, говоря, какая она умная, что далеко не каждая утка такова.

Падение. Гаршин, «Лягушка-путешественница»

Краткое содержание подведем к финалу. Так летела стая целый день, пары птиц сменялись прямо на лету. Квакушка видела, что люди показывают на них пальцем и что-то говорят. Ей так хотелось узнать, что именно. Тогда на привале она попросила своих спутниц лететь пониже, те выполнили ее просьбу.

С такой высоты болотная красавица услышала, как люди восхищались увиденным. Им было интересно узнать, кто же так умно придумал. К тому времени наполнилась безграничной гордостью за себя лягушка-путешественница, отзыв, который прозвучал из ее уст, прервал полет.

Не в силах больше молчать, она отозвалась, крикнув, что это она придумала, и в тот же час полетела на землю, но не разбилась, так как упала в грязный пруд.

Так и осталась квакушка жить в том пруду, рассказывала жителям болота, что она была на прекрасном юге, а летала туда на собственных утках. Она говорила, что кряквы вернутся за ней, но те не прилетели, так как думали, что она разбилась.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Сказка “Старик Хоттабыч”: краткое содержание, история создания, герои

Все мы, будучи детьми, любили читать различные приключения и сказки. А все почему? Ответ прост. Детство – время, когда ребенок верит в чудеса, а значит, и произведение, где происходит то или иное волшебное явлен…

Искусство и развлечения
Пьеса-сказка “Тень”, Шварц: краткое содержание удивительного произведения

Ознакомление с творчеством этого писателя начинается не с книг, а с художественных фильмов. Удивительно, не правда ли? Ничего необычного, и всё же невероятно, чудесно, волшебно, когда речь идёт о Евгении Шварце &ndash…

Искусство и развлечения
Сказка Сельмы Лагерлёф, краткое содержание: «Приключение Нильса с дикими гусями»

В 1907 году Сельма Лагерлёф написала сказку-учебник для шведских детей «Приключение Нильса с дикими гусями». Автор рассказала много интересного об истории Швеции, ее географии, животном мире. С каждой стра…

Искусство и развлечения
Сказка “Птичий язык”: краткое содержание

«Птичий язык» – сказка, известная каждому ребенку. Фантастическая история о человеке, который с малых лет понимал речь пернатых, имеет несколько версий. Сюжеты их схожи. О том, какие различия существ…

Искусство и развлечения
Интересная сказка и ее краткое содержание. “Золушка” – чудесная история со счастливым концом

В статье описана интересная сказка, дано ее краткое содержание. Золушка, история которой известна, наверное, каждому, любима всеми детьми в мире. Еще раз напомним, о чем говорится в этом произведении.Часть пер…

Искусство и развлечения
“Князь Серебряный”: по главам краткое содержание произведения

Одним из самых известных произведений в русской литературе второй половины 19 века является роман А.К. Толстого «Князь Серебряный». По главам краткое содержание данного произведения пересказать довольно не…

Искусство и развлечения
«Васса Железнова»: краткое содержание произведения Максима Горького

Сегодня мы поговорим о произведении, которое написал Максим Горький, – «Васса Железнова». Краткое содержание данного труда будет рассмотрено ниже. Речь идет о пьесе, написанной в 1910 году.”В…

Искусство и развлечения
«Сказание о белгородском киселе» – краткое содержание произведения

Сегодня мы рассмотрим «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание рассказа приведем далее. Если у вас нет времени на прочтение полного варианта, наша статья вам поможет.Степные народы…

Искусство и развлечения
Фридрих Шиллер, “Разбойники”: краткое содержание произведения

Эту драму в 1871 году создал Шиллер. “Разбойники”, краткое содержание которых предлагается вашему вниманию, стали отправной точкой в развитии немецкого разбойничьего романа. Действие произведения происходит в Германии…

Искусство и развлечения
“Стойкий оловянный солдатик”: краткое содержание произведения. Превратности человеческой судьбы

Тексты сказок кажутся ребенку чем-то добрым в любом случае. Только с возрастом, когда человек подрастает, ему чудится, что сказки на самом деле не детские произведения, а очень даже взрослые, философские и глубокие. К…

Источник: http://monateka.com/article/129857/

«Гуманистическая идея в рассказе В.Гаршина «Четыре дня»

Филологический анализ рассказа В.М.Гаршина «Четыре дня»

Выполнила: Дроздова Н., 11Б кл., МОУ СОШ №8, г.Томск

Проверил: Бурцева Е.В., учитель русского языка и литературы

Почему для анализа был выбран именно рассказ Гаршина «Четыре дня»? Этим рассказом В.М.Гаршин когда-то прославился (1), благодаря особому «гаршинскому» стилю, впервые проявившемуся именно в этом рассказе, он стал известным русским писателем. Однако читателями нашего времени этот рассказ фактически забыт, о нём не пишут, его не изучают. Вместе с тем нет

никаких сомнений в художественных достоинствах рассказа, в его «качестве» — он написан Всеволодом Михайловичем Гаршиным, автором замечательного «Красного цветка» и «Attalea Princeps».

Выбор автора и произведения повлиял на то, чтo предметом внимания  прежде всего будут художественные детали, которые, как правило, несут основную смысловую нагрузку в рассказах В.М.Гаршина (2). В маленьком рассказе «Четыре дня» это особенно хорошо заметно. В анализе мы будем учитывать эту особенность гаршинского стиля.

Правдивое, свежее отношение Гаршина к войне художественно воплотилось в виде нового необычного стиля — очерково отрывочного, с вниманием к, казалось бы, ненужным деталям и подробностям.

Появлению такого стиля, отражающего авторскую точку зрения на события рассказа, способствовало не только глубокое знание Гаршиным правды о войне, но и то, что он увлекался естественными науками (ботаникой, зоологией, физиологией, психиатрией), которые научили его замечать «бесконечно малые моменты» действительности.

Кроме того, в студенческие годы Гаршин был близок кругу художников-передвижников, которые научили его смотреть на мир проницательно, в мелком и частном видеть значительное.

Тему рассказа «Четыре дня» сформулировать  несложно: человек на войне. Такая тема не была оригинальным изобретением Гаршина, она довольно часто встречалась как в предшествующие периоды развития русской литературы (например, «военная проза» декабристов Ф.Н.Глинки, А.А.Бестужева-Марлинского и др.), так и у современных Гаршину авторов

(например, «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого). Можно даже говорить о традиционном решении этой темы в русской литературе, начавшемся ещё со стихотворения В.А.

Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812) — всегда шла речь о крупных исторических событиях, которые возникают как сумма поступков отдельных обыкновенных людей, при чём в одних случаях люди осознают своё воздействие на ход истории (если это, например, Александр I, Кутузов или Наполеон), в других участвуют в истории неосознанно.

Гаршин внёс некоторые изменения в эту традиционную тему. Он вывел тему «человек на войне» за рамки темы «человек и история», как бы перевёл тему в другую проблематику и усилил самостоятельное значение темы, дающей возможность исследовать экзистенциальную проблематику.

Проблематику рассказа Гаршина можно определить как философскую или как романную  Последнее определение более точно подходит в данном случае: рассказ показывает не человека вообще, то есть человека не в философском смысле, а конкретную личность, испытывающую сильнейшие, шоковые переживания и переоценивающую своё отношение к жизни. Ужас войны заключается не в необходимости совершать героические поступки и жертвовать собой, как раз эти живописные видения представлялись добровольцу Иванову (и, видимо, самому Гаршину) до войны, ужас войны в другом, в том, что заранее даже не представляешь. А именно:

1) Герой рассуждает: «Я не хотел зла никому, когда шёл драться. Мысль о том, что придётся убивать людей, как-то уходила от меня. Я представлял себе только, как я буду подставлять свою грудь под пули. И я пошёл и подставил. Ну и что же? Глупец, глупец!» (3, с.7).  Человек на войне даже с самыми благородными и добрыми намерениями неизбежно становится носителем зла, убийцей других людей.

2) Человек на войне мучается не от боли, которую порождает рана, а от ненужности этой раны и боли, а также от того, что человек превращается в

абстрактную единицу, про которую легко забыть: «В газетах останется несколько строк, что, мол, потери наши незначительны: ранено столько-то; убит рядовой из вольноопределяющихся Иванов. Нет, и фамилии не напишут; просто скажут: убит один. Убит один, как та собачонка…» (3, с.

6) В ранении и смерти солдата нет ничего героического и красивого, это самая обыкновенная смерть, которая не может быть красивой. Герой рассказа сравнивает свою судьбу с судьбой запомнившейся ему с детства собачки: «Я шёл по улице, кучка народа остановила меня. Толпа стояла и молча глядела на что-то беленькое, окровавленное, жалобно визжавшее.

Это была маленькая хорошенькая собачка; вагон конно-железной дороги переехал её, она умирала, вот как теперь я. Какой-то дворник растолкал толпу, взял собачку за шиворот и унёс. Дворник не пожалел её, стукнул головой об стену и бросил в яму, куда бросают сор и льют помои. Но она была жива и мучилась ещё три дня » (3, с.

6-7,13) Подобно той собачке, человек на войне превращается в мусор, а кровь его — в помои. Ничего святого от человека не остаётся.

3)Война полностью меняет все ценности человеческой жизни, добро и зло путаются, жизнь и смерть меняются местами. Герой рассказа, очнувшись и осознав своё трагическое положение, с ужасом понимает, что рядом с ним

Читайте также:  Краткое содержание солоухин закон набата точный пересказ сюжета за 5 минут

лежит убитый им враг, толстый турок: «Передо мною лежит убитый мною

человек. За что я его убил? Он лежит здесь мёртвый, окровавленный.<\p>

Кто он? Быть может, и у него, как у меня, есть старая мать.

Долго она будет по вечерам сидеть у дверей своей убогой мазанки да поглядывать на далёкий север: не идёт ли ее ненаглядный сын, её работник и кормилец?… А я? И я также… Я бы даже поменялся с ним.

Как он счастлив: он не слышит ничего, не чувствует ни боли от ран, ни смертельной тоски, ни жажды » (3, с.7) Живой человек завидует мёртвому, трупу!

Дворянин Иванов, лёжа рядом с разлагающимся вонючим трупом толстого турка, не брезгует страшным трупом, а почти равнодушно наблюдает все стадии его разложения: сначала «был слышен сильный трупный запах» (3, с.8), затем «его волосы начали выпадать.

Его кожа, чёрная от природы, побледнела и пожелтела; раздутое ухо натянулось до того, что она лопнула за ухом. Там копошились черви. Ноги, затянутые в штиблеты, раздулись, и между крючками штиблет вылезли огромные пузыри. И весь он раздулся горою» (3, с.11), потом «лица у него уже не было. Оно сползло с костей» (3, с.

12), наконец «он совсем расплылся. Мириады червей падают из него» (3, с.13). Живой человек не испытывает отвращения к трупу! Причем настолько, что ползёт к нему для того, чтобы напиться теплой воды из его фляги: «Я начал отвязывать флягу, опершись на один локоть, и вдруг, потеряв равновесие, упал лицом на грудь своего спасителя.

От него уже был слышен сильный трупный запах» (3, с.8). Всё поменялось и перепуталось в мире, если труп является спасителем…

В чём заключаются особенности стиля Гаршина и смысл художественных деталей и подробностей?

Изображенный в рассказе мир отличается тем, что он не обладает очевидной цельностью, а как раз наоборот очень раздроблен. Вместо леса, в котором идет бой в самом начале рассказа, показаны детали: кусты боярышника; ветки, отрываемые пулями; колючие ветви; муравей, «какие-то кусочки сора от прошлогодней травы» (3, с.

3); треск кузнечиков, жужжание пчёл — всё это разнообразие не объединено ничем целым. Точно также и небо: вместо единого просторного свода или бесконечно восходящих небес — «видел только что-то синее; должно быть, это было небо. Потом и оно исчезло» (3, с.4).

Мир не обладает цельностью, что вполне соответствует идее произведения в целом — война есть хаос, зло, нечто бессмысленное, бессвязное, бесчеловечное, война есть распад живой жизни.

Изображенный мир не имеет цельности не только в пространственной ипостаси, но и во временной. Время развивается и не последовательно, поступательно, необратимо, как в реальной жизни, и не циклически, как это нередко бывает в произведениях искусства, здесь время каждый день начинается заново и каждый раз заново встают, казалось бы, уже решенные героем вопросы.

В первый день из жизни солдата Иванова мы видим его на опушке леса, где пуля попала в него и тяжело ранила, Иванов очнулся и ощупывая себя понял, что с ним произошло. На второй день он вновь решает те же вопросы: «Я проснулся Разве я не в палатке? Зачем я вылез из неё? Да, я ранен в бою. Опасно или нет?» (3, с.

4) На третий день он опять всё повторяет: «Вчера (кажется, это было вчера?) меня ранили» (3, с.6).

Время дробится на неравные и ничего не значащие отрезки, пока ещё похожие на часы, на части суток; эти временные единицы, казалось бы, складываются в последовательности — первый день, второй день… — однако эти отрезки и временные последовательности не имеют никакой закономерности, они несоразмерны, бессмысленны: третий день в точности повторяет второй, а между первым и третьим днём герою кажется промежуток гораздо больше суток и т.п. Время в рассказе необычное: это не отсутствие времени, подобное, скажем, миру Лермонтова, в котором герой-демон живет в вечности и не осознает разницы между мигом и веком (4), у Гаршина показано умирающее время, на глазах читателя проходят четыре дня из жизни умирающего человека, и ясно видно, что смерть выражается не только в гниении тела, но и в потере смысла жизни, в потере смысла времени, в исчезновении пространственной перспективы мира. Гаршин показал не цельный или дробный мир, а мир распадающийся.

Такая особенность художественного мира в рассказе привела к тому, что особое значение стали иметь художественные детали.

Повышенное внимание к детали у Гаршина не случайно: как уже говорилось выше, он знал правду о войне из личного опыта солдата-добровольца, он увлекался естественными науками, которые научили его замечать «бесконечно малые моменты» действительности — это первая, так сказать, «биографическая» причина. Второй причиной повышенной значимости художественной детали в художественном мире Гаршина является тема, проблематика, идея рассказа — мир распадается, дробится на бессмысленные происшествия, случайные смерти, бесполезные поступки и т.д.

Наиболее заметная деталь художественного мира рассказа — небо. Как уже отмечалось в нашей работе, пространство и время в рассказе отличаются дробностью, поэтому даже небо представляет собой нечто неопределённое, как бы случайный фрагмент настоящего неба.

Получив ранение и лёжа на земле, герой рассказа «не слышал ничего, а видел только что-то синее; должно быть это было небо. Потом и оно исчезло» (3, с.

4), через некоторое время очнувшись от сна он вновь обратит внимание на небо: «Почему я вижу звёзды, которые так ярко светятся на чёрно-синем болгарском небе? Надо мною — клочок чёрно-синего неба, на котором горит большая звезда и несколько маленьких, вокруг что-то тёмное, высокое. Это — кусты» (3, с.

4-5).

Это даже не небо, а нечто похожее на небо — у него нет глубины, оно на уровне свисающих над лицом раненого кустов; это небо не упорядоченный космос, а нечто чёрно-синее, клочок, в котором вместо безупречно красивого ковша созвездия Большой Медведицы какая-то неизвестная «звезда и несколько маленьких», вместо путеводной Полярной звезды просто «большая звезда». Небо утратило гармонию, в нем нет порядка, смысла. Это другое небо, не из этого мира, это небо мёртвых. Ведь над трупом турка именно такое небо…

Поскольку «клочок неба» — это художественная деталь, а не подробность, то она (точнее он — «клочок неба») имеет собственный ритм, меняется по мере развития событий. Лёжа на земле лицом вверх, герой видит следующее: «Бледные розоватые пятна заходили вокруг меня.

Большая звезда побледнела, несколько маленьких исчезли. Это всходит луна» (3, с.5) Узнаваемое созвездие Большой Медведицы автор упорно не называет своим именем и его герой тоже не узнает, так происходит потому, что это совсем другие звёзды, и совсем другое небо.

Уместно сравнить небо гаршинского рассказа с небом Аустерлица из «Войны и мира» Л.Толстого — там герой оказался в похожей ситуации, он тоже ранен, тоже глядит в небо. Сходство этих эпизодов давно замечено читателями и исследователями русской литературы (1).

Солдат Иванов, прислушиваясь в ночи, отчётливо слышит «какие-то странные звуки»: «Как будто бы кто-то стонет. Да, это — стон. Стоны так близко, а около меня, кажется, никого нет… Боже мой, да ведь это — я сам!» (3, с.5).

Сравним это с началом «аустерлицкого эпизода» из жизни Андрея Болконского в романе-эпопее Толстого: «На Праценской горе лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном» (т.1, часть 3, гл. XIX)(5).

Отчуждение от собственной боли, своего стона, своего тела — мотив связывающий двух героев и два произведения — это только начало сходства. Далее совпадает мотив забытья и пробуждения, будто бы перерождения героя, и, конечно, образ неба. Болконский «раскрыл глаза.

Над ним было опять всё то же высокое небо с ещё выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность»(5). Отличие от неба в рассказе Гаршина очевидно: Болконский видит хотя и далекое небо, но небо живое, синеющее, с плывущими облаками.

Ранение Болконского и его слияние с небесами — своеобразная ситуация, придуманная Толстым для того, чтобы дать герою осознать происходящее, его реальную роль в исторических событиях, соотнести масштабы. Ранение Болконского — эпизод из большого сюжета, высокое и чистое небо Аустерлица — художественная подробность, уточняющая смысл того грандиозного образа небесного свода, того тихого умиротворяющего неба, которое встречается сотни раз в четырехтомном произведении Толстого. В этом корень отличия похожих эпизодов двух произведений.

Повествование в рассказе «Четыре дня» ведётся от первого лица («Я помню…», «Я чувствую…», «Я проснулся»), что, конечно, оправданно в произведении, цель которого исследовать душевное состояние бессмысленно умирающего человека. Лиризм повествования приводит не к сентиментальному пафосу, а к повышенному психологизму, к высокой степени достоверности в изображении душевных переживаний героя.

Интересно построен сюжет и композиция рассказа. Формально сюжет может быть определён как кумулятивный, так как сюжетные события как бы нанизываются друг за другом в бесконечной последовательности: день первый, день второй… Однако из-за того, что время и пространство в художественном мире рассказа как бы испорчены, то никакого кумулятивного движения нет.

В таких условиях становится заметна циклическая организация внутри каждого сюжетного эпизода и композиционной части: в первый день Иванов пытался определить свое место в мире, предшествующие этому события, возможные последствия, а затем во второй, третий и четвертый день то же самое он будет повторять заново.

Сюжет развивается как бы кругами, все время возвращаясь в исходное состояние, в то же время отчетливо видна и кумулятивная последовательность: с каждым днём труп убитого турка всё более разлагается, все более страшные мысли и более глубокие ответы на вопрос о смысле жизни приходят Иванову.

Такой сюжет, сочетающий в себе в равных пропорциях кумулятивность и цикличность, можно назвать турбулентным.

Много интересного в субъектной организации рассказа, где второе действующее лицо — не живой человек, а труп. Необычен конфликт в этом рассказе: он многосложен, вбирает в себя старый конфликт солдата Иванова со своими ближайшими родственниками, противостояние между солдатом Ивановым и турком, сложное противостояние между раненным Ивановым и

трупом турка и мн. др. Интересно проанализировать образ повествователя, который как бы скрыл себя внутри голоса героя.

Рассказ «Четыре дня» имеет неожиданные интертекстуальные связи — с новозаветным Откровением Иоанна Богослова или Апокалипсисом, в котором рассказывается о последних шести днях человечества перед Страшным Судом.

Гаршин в нескольких местах рассказа расставляет намёки или даже прямые указания на возможность такого сопоставления — например: «Я несчастнее её [собачки], потому что мучаюсь целые три дня.

Завтра — четвёртый, потом, пятый, шестой… Смерть, где ты? Иди, иди! Возьми меня!» (3, с.13)

В перспективе рассказ Гаршина, в котором показано мгновенное превращение человека в мусор, а его крови в помои, оказывается связан с известным рассказом А.Платонова «Мусорный ветер», в котором повторяется мотив превращения человека и человеческого тела в мусор и помои.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кулешов В.И. История русской литературы XIX в. (70-90-е гг.) – М.: Высш.шк., 1983. – С.172.
  2. Бялый Г.А. Всеволод Михайлович Гаршин. – Л.: Просвещение, 1969. – С.15
  3. Гаршин В.М. Рассказы. – М.: Правда, 1980.
  4. Ломинадзе С. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова. – М., 1985.
  5. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 12-ти тт. Т.3. – М.: Правда, 1987. – С.515.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/01/31/gumanisticheskaya-ideya-v-rasskaze-vgarshina-chetyre-dnya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector