Краткое содержание гранин картина точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание «Портрет»

Краткое содержание Гранин Картина точный пересказ сюжета за 5 минут

Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

Краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам вы можете читать онлайн на нашем сайте либо сохранить на любое устройство, чтобы использовать при подготовке к урокам.

Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.

Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.

Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.

Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персианин, всегда ходил в азиатской одежде.

В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника». На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», при этом особенно выделялись его глаза.

Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам».

Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков.

Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.

Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда юноша отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.

На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.

Чартков становится известным в городе художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски.

Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи.

Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит.

Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.

Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку картин, а дома резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин». Постепенно художник впал в безумие – ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.

Часть 2

Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз». Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Юноша сообщает, что имеет особое право на это картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты».

Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.

Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет.

Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа.

Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.

Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам.

Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась.

Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.

Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила».

После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.

Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».

Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется классической русской литературой.

После прочтения попробуйте пройти тест:

Источник: https://obrazovaka.ru/books/gogol/portret

Гоголь «Портрет» – краткое содержание по частям (главам) – Русская историческая библиотека

Гоголь «Портрет» – краткое содержание по частям (главам)

Бедный художник Чартков купил в картинной лавке портрет старого иноземца-азиата. Изображение его лица на холсте было не окончено, но неизвестный автор с необыкновенной силой выписал глаза, которые смотрели, как живые, возбуждая в зрителе странное, неприятное, но вместе с тем и завораживающее чувство.

Чартков издержал на портрет свой последний двугривенный и вернулся в нищую, наёмную петербургскую квартиру. Слуга Никита сообщил, что в отсутствие Чарткова хозяин дома приходил с требованием немедленной уплаты долга за жилье.

Портрет Н. В. Гоголя, автора повести «Портрет». Художник А. Иванов, 1841

Молодой художник испытывал тягостное унижение при мысли о своей бедности. Он считал, что судьба несправедлива к нему: несмотря на выдающийся талант живописца, Чартков никак не мог выбраться из нищеты.

Он лёг спать расстроенным. Из-за ширм кровати виднелся купленный сегодня портрет, который уже был повешен на стену. В лунном свете глаза портрета смотрели пронзительно и пугающе. Вдруг изображённый на холсте старик пошевелился, упёрся в рамку руками, выпрыгнул из неё и сел у самой кровати Чарткова.

Из-под своего восточного одеяния он вынул мешок, а оттуда – завязанные свертки с деньгами, на каждом из которых была надпись: «1000 червонных». Художник с жадностью глядел на эту уйму денег. Старик пересчитал свёртки и сложил их обратно в мешок, но один из них откатился в сторону. Чартков незаметно схватил его – и в этот момент проснулся.

От сна осталось, однако, необыкновенно отчётливое ощущение, как если бы всё случилось наяву. В ладони сохранилось ясное ощущение тяжести свёртка.

Чартков стал мечтать, как счастливо он мог бы жить, имея хоть малую часть виденных во сне денег. Утром к нему постучался хозяин дома с квартальным, требуя сейчас же заплатить за проживание. Художник не знал, что ответить: платить было нечем.

Во время разговора квартальный, рассматривая стоящие картины, взял в руки портрет азиата и неосторожно нажал на раму. Чартков заметил, как рама вдавилась внутрь, и из неё выпал точно такой же свёрток, какой ему приснился. Он поспешил поднять его.

В свёртке действительно лежала тысяча червонцев. Эта огромная сумма позволила Чарткову расплатиться за квартиру, нанять себе другую, роскошную, одеться по последней моде и дать в газету статью о своём необыкновенном художественном таланте.

К нему повалили богатые заказчики. Поначалу он писал портреты с них старательно и с душой. Но число клиентов росло. Чартков уже не мог исполнять все картины тщательно.

Мало-помалу он выработал особую технику письма, которая позволяла ускорить работу, но лишала её всякого вдохновения и низводила на грубый, ремесленный уровень. Большинство из тех, кого он изображал, мало разбирались в живописи.

Хотя в портретах Чарткова замечалось всё меньше таланта, публика продолжала боготворить его. Чем больше он получал денег, тем сильнее росла у него жажда к ним.

Раз Чартков увидел картину одного своего прежнего знакомого. Не заботясь о материальном достатке, тот провёл несколько лет в упорном труде и достиг истинного живописного совершенства. Сразу поняв, насколько выше эта картина его собственных работ, Чартков проникся к её автору чёрной завистью.

Он сам попытался изобразить что-нибудь подобное, но годы непрерывной погони за благополучием истребили в нём последние проблески Божьего дара. Жгучая ревность к любому, кто проявлял себя талантливее, стала иссушать Чарткова. Все накопленные деньги он тратил теперь на то, чтобы скупать на аукционах, лучшие полотна, приносить их домой и там резать на куски.

Дойдя до безумия, Чартков скончался в страшных муках. Известие о том, что в его доме нашли обрывки великолепных холстов, ужаснуло всех.

«Портрет». Дореволюционный немой фильм по повести Н. В. Гоголя, 1915

Гоголь «Портрет», часть 2 – краткое содержание

Тот самый портрет азиата из дома Чарткова некоторое время спустя был выставлен на одном художественном аукционе. Удивительная живость глаз портрета привлекла покупателей, цена на него быстро поднималась. Однако в разгар торговли вошёл некий молодой художник и поведал историю этой картины.

Несколько десятков лет назад отец этого художника жил в одном из предместий Петербурга. Там же поселился невесть откуда приехавший азиат-ростовщик.

Очень высокого роста, со страшным, тяжёлым взглядом, он выстроил себе похожий на крепость дом и стал давать деньги всем – от бедных старух до знатных вельмож. За свои ссуды ростовщик брал непомерные проценты. Всех стала вскоре поражать странная судьба его заёмщиков.

Казалось, что взятые в долг деньги начинали приносить им несчастья. Щедрые люди делались стяжателями, великодушные – завистниками, в семьях открывались разлады вплоть до кровавых убийств.

Отец художника писал картины на религиозные темы. Задумав однажды изобразить дьявола, он подумал, что лучшим образчиком для него мог бы послужить тот ростовщик. Как ни странно, вскоре после этого, азиат лично явился к нему и предложил писать портрет с себя.

Читайте также:  Краткое содержание горький мои университеты точный пересказ сюжета за 5 минут

Отец согласился. Ростовщик стал позировать ему. Отец вложил в портрет весь свой талант, но успел полностью окончить на холсте лишь глаза заказчика. Далее он писать уже не мог: глаза как будто ожили и глядели на него, вызывая тяжёлое тревожное чувство. Отец объявил, что отказывается от заказа и денег.

Ростовщик неожиданно бросился к нему в ноги и просил окончить работу. Он говорил, что в портрет таинственным способом должно перейти его естество, что после завершения картины он не умрёт, а будет вечно существовать в мире. Отец наотрез отказался.

На следующий же день он узнал, что ростовщик умер, завещав ему неоконченный портрет.

Отец поставил его у себя дома. Глаза ростовщика сохраняли человеческую живость, и написавший их художник вскоре почувствовал на себе демоническое влияние. Отца вдруг обуяла зависть к одному своему ученику, которого он стал считать талантливее себя.

Глаза святых, которые писал отец для церквей, как-то сами по себе приобретали дьявольское выражение. Заподозрив, что виной всему – портрет, отец хотел изрезать его, но удержался по просьбе одного друга, который выпросил картину с ростовщиком для себя.

Когда портрет вынесли из дома, отец начал успокаиваться. Зато тлетворную силу картины стал ощущать новый его обладатель. Он поспешил побыстрее сбыть портрет с рук. Всем дальнейшим хозяевам лицо ростовщика тоже приносило несчастья. Многие видели, как по ночам азиат выходит из рам картины.

Умирая, автор портрета завещал своему сыну-художнику помнить: в творческом вдохновении есть какая-то тёмная сторона, которой надо всячески избегать. Под действием этой тёмной страсти и были некогда написаны глаза азиата. Теперь, перед кончиной, отец заклинал сына разыскать этот портрет, где бы он ни был, и уничтожить его.

Рассказ молодого художника так поразил участников аукциона, что все забыли про сам портрет. Когда же в конце публика обернулась на картину, её уже не было на месте. Портрет то ли был украден, то ли волшебным образом исчез.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

На нашем сайте вы можете прочитать полный текст повести «Портрет», а также статьи Гоголь Николай Васильевич – биография, Гоголь – биография и творчество, Гоголь «Портрет» – анализ

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3163-gogol-portret-kratkoe-soderzhanie-po-chastyam-glavam

Портрет – краткое содержание

44f683a84163b3523afe57c2e008bc8c

44f683a84163b3523afe57c2e008bc8c

44f683a84163b3523afe57c2e008bc8c

44f683a84163b3523afe57c2e008bc8c

   В лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков любовался картинами. У него не было денег, но, не желая уходить с пустыми руками, он принялся отыскивать в куче не пользовавшегося спросом сора недорогую картину. Там он нашел неоконченный портрет азиата, написанный рукой искусного мастера, и выторговал его за двугривенный. 

   Вернувшись домой, он узнает, что к нему приходил хозяин квартиры с квартальным, с намерением выгнать художника за неуплату. Профессор считал Чарткова талантливым художником и советовал ему не «малевать» за деньги.

Но в момент отчаяния Чартков бранил себя, что не выбрал легкий путь – писать в угоду заказчику за плату. В этот момент его пронзил взгляд азиата с портрета. Чарткову стало страшно.

Даже когда он лег спать за ширму, этот взгляд пронзал его сквозь щелку ширм через простыню, которой был закутан портрет. В лунном свете художнику привиделось, будто старик сошел с портрета.

Азиат уселся почти у самых ног обомлевшего художника, достал мешок со свертками, на каждом из которых было написано «1000 червонных». Один сверток откатился в сторону и художник, незаметно для старика забрал его. 

   Очнулся Чартков стоя перед портретом и, не понимая, как попал туда. Это был сон, но рука его чувствовала тяжесть золота, а старик смотрел на него страшным взглядом. Художник вскрикнул и проснулся. 

   На следующий день пришел срок оплаты. Хозяин обратил внимание на портрет азиата, квартальный взял его и из-под рамы выпал свиток с надписью «1000 червонных». С этого времени жизнь молодого художника пошла по-другому: он купил себе хорошую одежду и снял квартиру на Невском. Ему захотелось славы.

В газете он поместил объявление, в котором говорилось о его гениальности. Вскоре художник получил заказ на портрет молодой дамы. Работа увлекла его, но заказчице не понравилась правдивость портрета. Чарткову пришлось исправлять написанное. Сходство исчезло, но художник был вознагражден деньгами и светскими почестями.

Прошло немного времени, и Чартков был признан модным живописцем. 

    В пору, когда Чартков стал богат и популярен, его пригласили дать оценку картины, присланной из Италии. Глубина таланта художника так поразила Чарткова, что он понял, как был ничтожен, рисуя модные портреты. В душе его зародилась зависть, которая заставила скупать и истреблять талантливые картины. Он впал в безумие и умер, оставив после себя лишь истерзанные произведения искусства.

   На аукционе продавали портрет азиата. Цена поднялась до неимоверной высоты. Прекратил споры художник, рассказавший присутствующим историю портрета. Азиат был ростовщиком, который давал деньги и самым нищим, и богатым. Всех, кто брал у него деньги, ждала странная судьба. Самые прекрасные намерения души заемщиков приобретали безобразно-уродливые формы. Ростовщик стал внушать страх и ужас.

    Однажды азиат пришел в мастерскую талантливого художника – отца рассказчика. Художник был самоучкой, и душа его горела христианской добродетелью. Он много работал для церкви. На одной из работ ему нужно было изобразить духа тьмы.

Образ ростовщика всплывал в его голове при этой мысли. И вот, азиат сам пришел в его мастерскую и заказал портрет, сказав, что наследников у него нет, а он хочет жить и после смерти. Они условились о цене и приступили к написанию портрета.

   Художник был увлечен работой, пытался отразить каждую деталь. Его одолевало тягостное чувство, но он не отступал. Глаза азиатца сильно его поразили, и он решил написать их максимально реалистично. Весь период работы его преследовало отвращение.

Он бросал работу и брался за нее вновь. Портрет так и не был закончен. Ростовщик вернул его, ничего не заплатив. Вечером художник узнал, что азиат умер. С того времени в сердце художника появилась зависть. Он стал плести интриги.

Художник решил сжечь портрет, но его друг не дал ему совершить этого, забрав картину себе. Всех, к кому попадал портрет, постигало несчастье. Художник ушел в монастырь, отдав сына учиться живописи.

Когда тот окончил курс и пришел к отцу за благословением, художник поведал ему историю портрета и завещал истребить картину, если его сын когда-нибудь ее найдет. 

   Молодой художник не успел договорить. Обратив взгляд в то место, где был портрет, все увидели, что он исчез.

Источник: http://szhato.ru/gogol/62-portret.html

Портрет – краткое содержание

Чартков начинает свою творческую деятельность скромным и незаметным художником. Единственным его увлечением является искусство. Ради высокой цели он способен переносить лишения и материальные трудности.

Перемена в его жизни наступает неожиданно и связана она с покупкой странного портрета в лавочке на Щукинском дворе. Чартков отдает за него последний двугривенный.

Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые.

Глаза старика на портрете пугают художника. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вонзающий в него взор.

В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам.

Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью “1000 червонцев” откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело.

Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, – на пол падает известный Чарткову сверток с надписью “1000 червонцев”.

Чартков оплачивает долг за жилье, переезжает на Невский проспект, и дает объявление в газету: “Хороший художник рисует портреты”. Его начинают осаждать богатые заказчики. Из-за нехватки времени Чартков приучается рисовать портреты быстро и схематично, передавая только общие черты.

Он быстро становится модным живописцем, его все хвалят. Молодого художника принимают в высшем обществе. Он быстро богатеет, его перестает интересовать искусство.

Когда Чартков достигает “известной степенности лет”, то окончательно утрачивает свой талант, поскольку пишет всю жизнь одни и те же портреты чиновников и аристократов.

Однажды, по приглашению Академии художеств, Чартков приходит посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит, насколько гениальна выставленная работа, и понимает всю бездну своего падения.

Он запирается в мастерской и погружается в работу, желая создать такое же совершенное произведение искусства, но вынужден ежеминутно останавливаться из-за незнания простых приемов, изучением которых пренебрег в начале своего поприща.

От злости и зависти Чартков начинает скупать все знаменитые картины и резать их ножом у себя дома. В обществе стали избегать художника, так как ничего, кроме злых слов и “вечного порицанья”, Чартков теперь не говорит. Наконец он сходит с ума, заболевает горячкой и умирает. В его квартире обнаруживают множество изрезанных на куски картин.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга.

Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиата, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б.

, заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение своих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

На окраине Петербурга в Коломне жил ростовщик. Все, кому он давал в долг, становились несчастными. Отец художника Б. расписывал храмы. Ростовщик заказал ему свой портрет. Отец взялся сделать портрет, но кисть сама выводила черные глаза ростовщика, их взгляд.

Портрет не был закончен, а на следующий день ростовщик умер. Отца настигло несчастье, он хотел сжечь портрет, по его друг выпросил портрет себе. И с этих пор пошел портрет по рукам. Отец ушел в монастырь. Пока художник Б. говорил, портрет исчез. Кто-то говорил: “Украден”.

Возможно, и так.

Источник: http://tululu.org/sam/kratkoe_soderzhanie/gogol_nikolaj_vasilevich/portret.html

Пересказ сюжета комедии «Трактирщица»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Пересказ сюжета комедии «Трактирщица»!!! =>>>

Читайте также:  Краткое содержание заболоцкий слово о полку игореве точный пересказ сюжета за 5 минут

Граф Альбафьорита и маркиз Форлипополи прожили в одной флорентийской гостинице без малого три месяца и все это время выясняли отношения, споря, что важнее, громкое имя или полный кошелек: маркиз попрекал графа тем, что графство его купленное, граф же парировал нападки маркиза, напоминая, что графство он купил приблизительно тогда же, когда маркиз вынужден был продать свой маркизат. Скорее всего, столь недостойные аристократов споры и не велись бы, когда бы не хозяйка той гостиницы, обворожительная Мирандолина, в которую оба они были влюблены. Граф пытался завоевать сердце Мирандодины богатыми подарками, маркиз же все козырял покровительством, коего она якобы могла от него ожидать. Мирандолина не отдавала предпочтения ни тому, ни другому, демонстрируя глубокое равнодушие к обоим, гостиничная же прислуга явно больше ценила графа, проживавшего по цехину в день, нежели маркиза, тратившего от силы по три паоло.

Как-то раз снова затеяв спор о сравнительных достоинствах знатности и богатства, граф с маркизом призвали в судьи третьего постояльца — кавалера Рипафратта.

Кавалер признал, что, как бы славно ни было имя, всегда хорошо иметь деньги на удовлетворение всяческих прихотей, но повод, из-за которого разгорелся спор, вызвал у него приступ презрительного смеха: тоже, придумали, из-за чего повздорить — из-за бабы! Сам кавалер Рипафратта никогда этих самых баб не любил и ровно ни во что не ставил.

Пораженные столь необычным отношением к прекрасному полу, граф с маркизом принялись расписывать кавалеру прелести хозяйки, но тот упрямо утверждал, что и Мирандолина — баба как баба, и ничего в ней нет такого, что отличало бы ее от прочих.

За такими разговорами застала постояльцев хозяйка, которой граф тут же преподнес очередной дар любви — бриллиантовые серьги;

Мирандолина для приличия поотнекивалась, но затем приняла подарок для того только, по ее словам, чтобы не обижать синьора графа.

Мирандолине, после смерти отца вынужденной самостоятельно содержать гостиницу, в общем-то надоело постоянное волокитство постояльцев, но речи кавалера все же не на шутку задели ее самолюбие — подумать только, так пренебрежительно отзываться о ее прелестях! Про себя Мирандолина решила употребить все свое искусство и победить глупую и противоестественную неприязнь кавалера Рипафратта к женщинам.

Когда кавалер потребовал заменить ему постельное белье, она» вместо того чтобы послать к нему в комнату слугу, пошла туда сама, Этим она в который раз вызвала недовольство слуги, Фабрицио, которого отец, умирая, прочил ей в мужья.

На робкие упреки влюбленного Фабрицио Мирандолина отвечала, что о завете отца подумает тогда, когда соберется замуж, а пока ее флирт с постояльцами очень на руку заведению.

Вот и придя к кавалеру, она была нарочито смиренна и услужлива, сумела завязать с ним разговор и в конце концов, прибегнув к тонким уловкам вперемежку с грубой лестью, даже расположила его к себе.

Тем временем в гостиницу прибыли две новые постоялицы, актрисы Деянира и Ортензия, которых Фабрицио, введенный в заблуждение их нарядами, принял за благородных дам и стал величать «сиятельствами».

Девушек посмешила ошибка слуги, и они, решив позабавиться, представились одна корсиканской баронессой, другая — графиней из Рима.

Мирандолина сразу же раскусила их невинную ложь, но из любви к веселым розыгрышам обещала не разоблачать актрис.

В присутствии новоприбывших дам маркиз с превеликими церемониями как величайшую драгоценность преподнес Мирандолине носовой платок редчайшей, по его словам, английской работы.

Позарившись скорее не на богатство дарителя, а на его титул, Деянира с Ортензией тут же позвали маркиза отобедать с ними, но, когда появился граф и на их глазах подарил хозяйке бриллиантовое ожерелье, девушки, мигом трезво оценив ситуацию, решили обедать с графом как с мужчиной несомненно более достойным и перспективным.

Кавалеру Рипафратта в этот день обед был подан раньше, чем всем прочим. Мало того, к обычным блюдам Мирандолина присовокупила на сей раз собственноручно приготовленный соус, а потом еще и сама принесла в комнату кавалера неземного вкуса рагу. К рагу подали вина.

Заявив, что она без ума от бургундского, Мирандолина выпила бокальчик, затем, как бы между прочим, села к столу и стала кушать и выпивать вместе с кавалером — маркиз и граф лопнули бы от зависти при виде этой сцены, так как и тот и другой не раз умоляли ее разделить трапезу, но всегда встречали решительный отказ.

Скоро кавалер выставил из комнаты слугу, а с Мирандолиной заговорил с любезностью, которой сам от себя прежде никогда не ожидал.

Их уединение нарушил назойливый маркиз. Делать нечего, ему налили бургундского и положили рагу. Насытившись, маркиз достал из кармана миниатюрную бутылочку изысканнейшего, как он утверждал, кипрского вина, принесенного им с целью доставить наслаждение дорогой хозяйке.

Налил он это вино в рюмки размером с наперсток, а затем, расщедрившись, послал такие же рюмочки графу и его дамам. Остаток кипрского — гнусного пойла на вкус кавалера и Мирандолины — он тщательно закупорил и спрятал обратно в карман; туда же он перед уходом отправил и присланную в ответ графом полноценную бутылку канарского.

Мирандолина покинула кавалера вскоре после маркиза, но к этому моменту он уже был совсем готов признаться ей в любви.

За веселым обедом граф с актрисами вдоволь посмеялись над нищим и жадным маркизом. Актрисы обещали графу, когда приедет вся их труппа, уморительнейшим образом вывести этого типа на сцене, на что граф отвечал, что также очень забавно было бы представить в какой-нибудь пьесе и непреклонного женоненавистника кавалера.

Не веря, что такие бывают, девушки ради потехи взялись прямо сейчас вскружить кавалеру голову, но у них это не больно-то вышло. Кавалер с большой неохотой согласился заговорить с ними и более или менее разговорился, только когда Деянира с Ортензией признались, что никакие они не знатные дамы, а простые актрисы.

Впрочем, поболтав немного, он в конце концов все равно обругал актрис и прогнал вон.

Кавалеру было не до пустой болтовни, потому как он с недоуменным страхом сознавал, что попался в сети Мирандолины и что, если до вечера не уедет, эта прелестница сразит его окончательно. Собрав в кулак волю, он объявил о своем немедленном отъезде, и Мирандолина подала ему счет.

На лице ее при этом была написана отчаянная грусть, потом она пустила слезу, а немного погодя и вовсе грохнулась в обморок. Когда кавалер подал девушке графин воды, он уже называл ее не иначе, как дорогой и ненаглядной, а явившегося со шпагой и дорожной шляпой слугу послал к черту.

Пришедшим на шум графу с маркизом он посоветовал убираться туда же и для убедительности запустил в них графином.

Мирандолина праздновала победу. Теперь ей требовалось лишь одно — чтобы все узнали о ее торжестве, долженствующем послужить посрамлению мужнин и славе женского пола.

Мирандолина гладила, а Фабрицио послушно подносил ей разогретые утюги, хотя и пребывал в расстроенных чувствах — его приводила в отчаяние ветреность возлюбленной, ее бесспорное пристрастие к знатным и богатым господам.

Может, Мирандолина и хотела бы утешить несчастного юношу, но не делала этого, поскольку полагала, что еще не время.

Порадовать Фабрицио она смогла лишь тем, что отослала обратно кавалеру переданный тем драгоценный золотой флакончик с целебной мелиссовой водой.

Сочинение опубликовано: 05.12.2014 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Пересказ сюжета комедии «Трактирщица»

Источник: http://www.getsoch.net/pereskaz-syuzheta-komedii-traktirshhica/

Краткое содержание романа “Преступление и наказание”: краткий пересказ, роман в сокращении

Роман “Преступление и наказание” – выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой статье представлено краткое содержание романа “Преступление и наказание”: краткий пересказ, роман в сокращении.

Смотрите:

Бывший студент, 23-летний Родион Раскольников уже больше месяца обдумывает убийство старухи-процентщицы, у которой он закладывает вещи. Раскольников уже 3 года живет в Петербурге. Полгода назад он бросил учебу в университете, где учился на юриста. Он также перестал давать частные уроки и впал в нищету. Последнее время Раскольников целыми днями лежит дома, думая о жизни.

В результате долгих размышлений Раскольников избретает свою теорию о том, что все люди делятся на обыкновенных и великих. Раскольников надеется, что относится к числу великих людей. Чтобы проверить свою теорию, он совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. После убийства Раскольников грабит старуху и уходит незамеченным с места преступления.

После этого Раскольников тут же впадает в апатию и болезненное состояние. Он понимает, что теперь не сможет жить как прежде. Он осознает, что его теория потерпела крах и что он не является великим человеком, потому что великие люди не сомневаются в своем величии и не задумываются над такими вопросами.

В этот период Раскольников знакомится с девушкой “неприличной профессии”, 18-летней Соней Мармеладовой. Добрая и кроткая Соня вынуждена заниматься своей “грязной работой”, чтобы прокормить свою большую семью (семью Мармеладовых). Узнав историю Сони, Раскольников сразу видит в ней родственную душу, грешную и глубоко страдающую.

Тем временем убийство старухи-процентщицы расследует опытный и умный следователь Порфирий Петрович. Порфирий с самого начала подозревает Раскольникова (на это у него есть несколько косвенных мотивов). Однако следователь не обвиняет его прямо, а играет с ним в “кошки-мышки”.

Раскольников выкручивается, как может, но эти поединки со следователем истощают его силы. Порой Раскольников сам остро желает, чтобы его арестовали и прекратили его мучения.

В конце концов Порфирий Петрович прямо говорит Раскольникову о том, что считает его убийцей. Следователь советует ему явиться с повинной, чтобы получить наименьший срок. Он угрожает ему арестом. При этом у Порфирия нет официальных улик против Раскольникова, и молодой человек тоже это знает. Но нравственные мучения не дают Раскольникову жить.

Спустя около 12 дней после преступления Раскольников наконец идет в полицию и сознается в убийстве. Его осуждают на 8 лет каторги. Соня Мармеладова едет за Раскольниковым в Сибирь, где всячески поддерживает его. Вскоре после случившегося мать Раскольникова заболевает от горя и умирает.

Сестра Раскольникова, Дуня, выходит замуж за друга своего брата, Разумихина. Дуня и Разумихин тоже собираются когда-то перехать в Сибирь. На каторге в душе Раскольникова происходит перелом: он наконец осознает, насколько любит добрую и самоотверженную Соню. Вероятно, он также раскаивается в совершенном преступлении.

Соня и Раскольников ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.

Конец романа.

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/01/prestuplenie-i-nakazanie-kratkij-pereskaz-v-sokrashhenii-ochen-kratko.html

Пересказ. Особенности работы над пересказом

Поиск Лекций

Пересказ – устное содержание текста. Это вид учебной работы, средство развития речи учащихся на основе образца. Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

Читайте также:  Краткое содержание ремарк чёрный обелиск точный пересказ сюжета за 5 минут

Главные требования к пересказу следующие:

– в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

– при пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

– в пересказе должен сохраняться стиль образца;

– должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания;

– в пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец. В связи с этим очень важно то, как звучит произведение при первичном его восприятии учащимися.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приёмы:

– предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

– проведение анализа содержания, различных языковых упражнений;

– отработка выразительного чтения;

– расчленение рассказа на части и составление плана текста;

– пересказ фрагментов;

– предварительный пересказ, разбор его недостатков.

Пересказ художественного произведения есть творческий акт в сознании ребёнка: при пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей.

В процессе пересказа определяется отношение ребёнка к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор ребёнка; развивается способность к сопереживанию.

Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.

Чтобы методически верно обучать пересказу, учитель должен знать психолого-педагогические и литературоведческие основы методики проведения данной работы.

Пересказ – это вид речевой деятельности или её продукт. Основные функции речевой деятельности – общение и мышление. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (общение и мышление), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке.

Выделяют следующие виды пересказов:

  • естественный (когда ребёнок рассказывает не по заданию);
  • пересказ, организуемый учителем на уроке.

Следует соблюдать условия для успешного пересказа:

а) понимание детьми задачи, которую они должны решить в пересказе;

б) учет степени активности, с которой ученик включен в процесс решения задачи;

в) характер пересказа должен зависеть от типа и особенностей текста. Так, описательный текст следует пересказывать подробно; объяснительные тексты (тексты типа рассуждения) – сжато.

Важно учитывать, что на характер пересказа влияет степень эмоциональности, образности текста.

Восприятие и пересказ текста зависят от особенностей жизненного и читательского опыта детей.

На качество пересказа влияет то, как прочитан образец, захотелось ли ребёнку поделиться прочитанными сведениями.

Существуют разные классификации пересказов.

Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста:

  • пересказ прослушанного текста, воспроизведенного учителем, заранее подготовленным учеником или в звукозаписи;
  • пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
  • пересказ прочитанного сутки, неделю назад (проводится на обобщающих уроках).

В основе второй квалификации – полнота передачи содержания исходного текста:

  • близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
  • подробный пересказ;
  • выборочный;
  • сжатый, или краткий пересказ.

Кроме этих видов, во вспомогательной школе можно использовать различные виды творческих пересказов:

  • пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);
  • с изменением лица рассказчика;
  • с различными творческими дополнениями (диалог, место действия).

Подробный пересказ –это вид устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста.

Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов, с пересказов уже известных детям сказок. Дети часто затрудняются начать пересказ, часто искажают заключительные части, поэтому при обучении необходимо предложить несколько видов начала одного и того же текста.

Подготовке к подробному пересказу помогает следующий порядок действий:

1. Прочитай рассказ.

2. Раздели его на части (одна часть от другой отличается содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели в ней главное.

4. Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).

5. Ту же работу проделай с другими частями.

6. Проведи самопроверку(прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста).

Подробный пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.

На рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объёму тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но зачем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения.

Обучать пересказу следует специально. Наблюдения показывают, что пересказ удаётся лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение читается школьниками обычно по нескольку раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием.

Следует запомнить, что не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные произведения.

Выборочный пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем излагаемого текста.

Выборка может производиться из разных частей текста, например предлагается пересказать всё, что относится к характеристике определённого героя; все, что характеризует картины природы и т.п.

Выборочные пересказы начинают проводить во 2 классе. Они служат основной подготовки к сочинениям типа характеристики литературных героев.

Выборочный пересказ может быть:

– по вопросу или заданию,

– по иллюстрации.

С названными видами выборочного пересказа справляются все учащиеся, включая и первоклассников. Но значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа мысленно одной из его тематических линий. Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии.

Работа над пересказом одного эпизод, как правило, не затрудняет младших

школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться алгоритмом, имеющим форму памятки для учащихся.

1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою.

2. Определяю, о чём говориться в каждом отрывке.

3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить.

4. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные отрывки.

5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж.

6. Составляю рассказ (вслух или мысленно)

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно поставленным планом.

Выборочный пересказ предполагает три варианта работы:

  • выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);
  • пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
  • пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.

Сжатый пересказ (краткий) –вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного конспективного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей.Сжатый пересказ обычно приближается к деловому стилю. Примером сжатого пересказа может служить аннотация статьи, книги.

Степень сжатия может быть различной;

– исключение подробностей, деталей;

– обобщение конкретных, единичных явлений;

– сочетание исключения деталей и обобщения.

Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл, всего произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремиться сохранить стилистические особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа вводятся уже в 1 классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание 2-3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемой:

Подробный Краткий пересказ План Главная мысль

пересказ всего текста в

одной фразе

Возможен и обратный путь: от краткого ( в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе был развернут каждый пункт плана, так как это может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся.

Краткий пересказ – необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.

В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:

  1. сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании;
  2. составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Для обучения сжатому пересказу используются памятки-инструкции:

  1. Прочитать текст и определить его главную мысль.
  2. Еще раз прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.
  3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).
  4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
  5. Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.

Приемы обучения сжатому пересказу:

  1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов.
  2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.
  3. Использование картинного плана.
  4. Пересказ по собственным рисункам детей.
  5. Использование диафильмов.

Приемы подготовки к пересказу:

  • Постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться).
  • Повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана.
  • Беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана).
  • Отработка выразительного чтения.
  • Пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление.
  • Обращение к аналогичным случаям из жизни детей.

Творческий пересказ характеризуются изменениями и дополнениями в тексте:

– изменение лица рассказчика;

– пересказ одного из персонажей;

– инсценирование рассказа;

– словесное рисование;

– продолжение сюжета;

– развитие какого-либо эпизода;

– перестройка сюжета.

Пересказ с изменением лица рассказчика ещё не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лиц одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянут на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:

– сообщение о своём жизненном опыте;

– придумывание продолжения действия;

– сообщение фактов, взятых из других источников.

Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.

Источник: https://poisk-ru.ru/s19552t1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector