Краткое содержание иларион киевский слово о законе и благодати точный пересказ сюжета за 5 минут

“Слово о законе и благодати” Илариона Киевского в кратком содержании

Краткое содержание Иларион Киевский Слово о законе и благодати точный пересказ сюжета за 5 минут

О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей

Памятник представляет собой речь, праздничную проповедь. Основные темы произведения обозначены в заглавии. Это превосходство “благодати” над “законом”, что в проповеди толкуется как Новый и Ветхий заветы, или христианство и иудаизм; распространение христианского учения среди “новых” народов, в том числе и русского; похвала крестителю Руси князю Владимиру.

После риторического вступления, где Иларион говорит, что обращается не к несведущим, а к “насытившимся сладостью книжной” и соответственно к единомышленникам, русский оратор приступает непосредственно разворачивать параллельно образы из Писания и толковать их в контексте своей темы. Образом Закона и Благодати автор называет Агарь и Сарру.

Согласно книге Бытия, у Авраама и Сарры не было детей. Тогда Сарра предлагает Аврааму “войти” к рабыне Агари и родить от нее. Пересказывая библейскую историю, Иларион продолжает от себя: так и Благодать говорит Богу, что ей еще не время сойти на землю и спасти мир, пусть сначала будет положен Закон. Авраам рождает

от Агари сына Измаила, а Бог сходит на Синай и дает Моисею Закон, который автор называет “тень, а не истина”. Однажды в полдень Бог является к Аврааму, а Авраам принимает Его. С этим образом Иларион связывает и другие: Господь сошел в утробу Девицы, и она приняла Его. Бог “разомкнул утробу” Сарры, и она рожает сына Исаака.

Свободная женщина рожает свободного ребенка. Это и есть прообраз Благодати. Благодать уже является истиной, а не Законом, не тенью. Через некоторое время Сарра замечает, что Измаил обижает Исаака.

Она попросила Авраама прогнать Агарь и ее сына Так и иудеи были изгнаны из своей страны, свет луны уступил место солнечному свету, а Закон отступил перед Благодатью.

Далее Иларион, используя библейские и евангельские образы, проводит еще одну важную мысль о вхождении Руси в семью христианских народов, об исполнении ветхозаветных пророчеств.

Заключительная часть “Слова” посвящена похвале князю Владимиру. Владимир, по мысли Илариона, сам чудесным образом пришел к христианству и привел к нему весь свой народ.

(No Ratings Yet)
Loading…
импульс. закон сохранения импульса конспект урока
“Слово о законе и благодати” Илариона Киевского в кратком содержании

Источник: http://home-task.com/slovo-o-zakone-i-blagodati-ilariona-kievskogo-v-kratkom-soderzhanii/

Краткое содержание Слово о законе и благодати Иларион

О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей

Памятник представляет собой речь, праздничную проповедь. Основные темы произведения обозначены в заглавии. Это превосходство “благодати” над “законом”, что в проповеди толкуется как Новый и Ветхий заветы, или христианство и иудаизм; распространение христианского учения среди “новых” народов, в том числе и русского; похвала крестителю Руси князю Владимиру.

После риторического вступления, где Иларион говорит, что обращается не к несведущим, а к “насытившимся сладостью книжной” и соответственно к единомышленникам, русский оратор приступает непосредственно разворачивать параллельно образы из Писания и толковать их в контексте своей темы. Образом Закона и Благодати автор называет Агарь и Сарру.

Согласно книге Бытия, у Авраама и Сарры не было детей. Тогда Сарра предлагает Аврааму “войти” к рабыне Агари и родить от нее. Пересказывая библейскую историю, Иларион продолжает от себя: так и Благодать говорит Богу, что ей еще не время сойти на землю и спасти мир, пусть сначала будет

положен Закон. Авраам рождает от Агари сына Измаила, а Бог сходит на Синай и дает Моисею Закон, который автор называет “тень, а не истина”. Однажды в полдень Бог является к Аврааму, а Авраам принимает Его. С этим образом Иларион связывает и другие: Господь сошел в утробу Девицы, и она приняла Его. Бог “разомкнул утробу” Сарры, и она рожает сына Исаака.

Свободная женщина рожает свободного ребенка. Это и есть прообраз Благодати. Благодать уже является истиной, а не Законом, не тенью. Через некоторое время Сарра замечает, что Измаил обижает Исаака.

Она попросила Авраама прогнать Агарь и ее сына Так и иудеи были изгнаны из своей страны, свет луны уступил место солнечному свету, а Закон отступил перед Благодатью.

Далее Иларион, используя библейские и евангельские образы, проводит еще одну важную мысль о вхождении Руси в семью христианских народов, об исполнении ветхозаветных пророчеств.

Заключительная часть “Слова” посвящена похвале князю Владимиру. Владимир, по мысли Илариона, сам чудесным образом пришел к христианству и привел к нему весь свой народ.

Вариант 2

Полное название “О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей”

Это памятник древнерусской литературы, представляющий собой публичную праздничную проповедь митрополита Илариона середины XI века. Заглавие произведения обозначает основные темы речи.

Смысл, который стремиться донести автор до слушателей, заключается в приоритете “благодати” над “законом”, которые отождествляются с Новым и Ветхим заветами соответственно. Первый олицетворяет христианство, второй – иудаизм.

Также в памятнике рассматривается распространение христианского учения среди “новых” народов, включая русских, приносится похвала крестителю Руси князю Владимиру.

Вступление Илариона носит риторический характер, констатирующего обращение к просвещенным людям, единомышленникам. Затем оратор в контексте своей позиции начинает излагать образы из Писания и историю жизни Авраама, где у него Агарь и Сарра – это образы Закона и Благодати.

Книга Бытия рассказывает, что у Авраама и Сарры не было детей, тогда последняя отправляет мужа к рабыне Агари, чтобы родить себе ребенка, что и происходит – на свет появляется их сын Измаил. По мнению Илариона, Сарра – это Благодать, но время ее еще не пришло.

Одновременно Бог на горе Синай приходит к Моисею и дает ему закон, который лишь тень истины. Однажды в середине дня Бог приходит к Аврааму, который его принимает. Вскоре Сарра рожает сына Исаака: свободная женщина рожает свободного ребенка, тогда как Измаил – это сын рабыни.

Это и есть прообразы Благодати (свободы), являющейся истиной, и Закона (рабства). Измаил начинает обижать Исаака, и Сарра просит Авраама прогнать Агарь с сыном. Иларион проводит здесь параллель с изгнанием иудеев из своей страны. Теперь Закон отступил от Благодати, свет Солнца сменил свет Луны.

Евангелие по утверждению Илариона распространится по всей земле, тогда как для иудаизма время заканчивается.

В следующей части Иларион посредством библейских и евангельских образов обосновывает мысль о становлении Руси как части христианского мира. В заключение речи автор возносит похвалу князю Владимиру, который и сам пришел к христианству, и привел к нему народ русский.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-slovo-o-zakone-i-blagodati-ilarion/

Митрополит иларион киевский слово о законе и благодати – pdf

1 Перевод В.Я. Дерягина МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН КИЕВСКИЙ СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ О Законе, Моисеем данном, и о Благодати и истине в Иисусе Христе явившихся; о том, как Закон отошел, а Благодать и истина всю землю исполнили, и вера на все языки простерлась, и на наш народ русский.

Похвала государю нашему Владимиру, им мы крещены были; молитва Богу от всей земли нашей. Господи, благослови, Отче! Благословен Господь Бог Израиля, Бог христианский, что посетил людей Своих и содеял им избавление, что не дал тварям Своим вечно идольским мраком одержимыми быть и в бесовском служении гибнуть.

Но сперва Он указал путь племени Авраамову Законом на скрижалях, а после Сыном Своим все народы спас, Евангелием и крещением вводя их в обновление послебытия в жизнь вечную. Да хвалим Его и прославляем, хвалимого ангелами беспрестанно, и поклонимся Ему.

Ему же поклоняются херувимы и серафимы, ибо, увидев, призрел Он людей Своих. И не посол Его, не вестник, но Сам Он спас нас. Не видением придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотью и до гроба, и с Собою воскресив нас.

Так к живущим на земле людям, одевшись во плоть, Он пришел, а к тем, что в аду, распятым и лежащим во гробе сошел. Да познают живые и мертвые свое посещение и Божие пришествие,

2 Слово о Законе и Благодати 2 да разумеют, что равно живым и мертвым крепок и силен Бог. Ибо кто велик, как Бог наш! Он один, творящий чудеса, положил Закон на предуготовление истине и Благодати; да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в Единого Бога веровать.

Как сосуд скверный, омовенный водою, да приимет человечество Законом и обрезанием млеко Благодати и крещения; Ибо Закон предтечей стал и слугой Благодати и истине, истина же и Благодать слуга веку будущему, жизни нетленной. Как Закон приводил подзаконных к благодетельному крещению, так крещение сынов своих впускает в вечную жизнь.

Ведь Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, а Христос и апостолы Его о воскресении и о будущем веке. Зачем поминать мне в писании этом и пророческие проповеди о Христе, и апостольские учения о будущем веке? Излишне это, и к тщеславию склоняется. Ибо, что в иных книгах писано и вам ведомо, то здесь излагать пустая дерзость и желание славы.

Ведь не к несведущим пишем, но к преизобильно насытившимся сладостью книжной, не к врагам Божиим, иноверным, но к настоящим сынам Его, и не к сторонним, а к наследникам Небесного Царства. Хвалит же похвальными гласами Римская страна Петра и Павла, от них же уверовали в Иисуса Христа Сына Божьего, Азия и Эфес, и Павм Иоанна Богословца; Индия Фому, Египет Марка.

Читайте также:  Краткое содержание алексиевич чернобыльская молитва точный пересказ сюжета за 5 минут

Все страны, и грады, и люди чтут и славят каждый их учителя, что научил их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами великое и дивное сотворившего

3 Слово о Законе и Благодати 3 нашего учителя и наставника великого государя нашей земли Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава. Те в лета своего владычества мужеством и храбростью прославились в странах многих, и победами, и крепостью поминаются ныне и прославляются.

Ибо не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли. Сей славный от славных родился, благородный от благородных, каган наш Владимир. И возрос и окреп от детской младости вполне возмужав, крепостью и силою совершенствуясь, в мужестве и силе преуспевая.

И единодержцем будучи земли своей, покорил под себя окрестные страны те миром, а непокорные мечом. Итак, когда он дни свои жил и землю свою пас правдою, мужеством и смыслом, сошло на него посещение Вышнего, призрело его всемилостивое око благого Бога.

И воссиял разум в сердце его, как разуметь суету идольской лести, взыскать Единого Бога, сотворившего всю тварь, видимую и невидимую.

Вполне же наслышан был он всегда о благоверной земле греческой, христолюбивой и сильной верою, как Единого Бога в Троице там чтут и Ему поклоняются, как у них совершаются явленья, и чудеса, и знаменья, как церкви людьми там преполнены, как все грады благоверны, все в молитвах предстоят, все пред Богом предстают. И слыша это, возжелал он сердцем, возгорелся духом,

4 Слово о Законе и Благодати 4 чтоб быть ему христианином, и земле его. Так и стало, как Бог изволил о человеческом естестве. И совлек с себя каган наш, вместе с ризами, ветхого человека сложил тленное, стряхнул прах неверия.

И влез в святую купель, и породился от Духа и воды, в Христа крестившись, в Христа облачился; и вышел из купели, обеленный, сыном став нетления, сыном воскрешения, имя приняв навечно именитое из рода в род Василий. Под ним же записан он в книги жизни в вышнем граде, в нетленном Иерусалиме.

Со времени, как было это, и доселе не перестал благоверия подвиг. Не тем только, что явил он сущую в нем к Богу любовь, но подвигся далее, заповедав по всей земле креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, и ясно, и велегласно во всех градах славить Святую Троицу.

И всем быть христианами малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простым, богатым и убогим. И не было ни одного, кто противился благочестному его повелению. Да если кто и не с любовью, то со страхом пред повелевшим крестились, ведь было благоверие его с властью сопряжено.

И в единое время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и зори благоверия явились. Тогда тьма бесослужения погибла, и слово евангельское землю нашу осияло. Капища разрушались, а церкви возводились;

5 Слово о Законе и Благодати 5 идолы сокрушались, а иконы святых являлись; бесы убегали крест грады освятил. Пастыри словесных овец Христовых, епископы, стали пред святым алтарем, жертву бесскверную вознося. Попы и дьяконы, и весь клир украсили и в лепоту одели святые церкви. Апостольская труба и евангельский гром все грады огласили.

Фимиам, Богу воспускаемый, очистил воздух, монастыри на горах встали, черноризцы явились. Мужи и жены, малые и великие, все люди наполнили святые церкви, восславили Его, возглашая: «Един свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Богу Отцу, аминь».

Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился! Велик Ты, Господи! И чудны дела Твои, Боже наш, слава Тебе! Тебя же как похвалим, о, честный и славный, в земных владыках премужественный Василий.

Как доброте подивимся, и крепости, и силе; каково тебе благодарение воздадим, что с тобою познали мы Господа и от лести идольской избавились; как твоим повелением по всей земле твоей Христос славится.

Или как еще наречем тебя? О, христолюбец! Друг правде, смыслу вместилище, милости гнездо! Как уверовал? Как разгорелся ты любовью Христовой? Какой вселился в тебя разум, выше разума земных мудрецов, чтоб Невидимого возлюбить и на небесное подвигнуться? Как взыскал Христа, как предался Ему? Поведай нам, рабам Твоим, поведай, учитель наш!

6 Слово о Законе и Благодати 6 Откуда тебе повеяло благоухание Святого Духа? Откуда испил ты памяти будущей жизни сладкую чашу? Откуда вкусил и увидел, как благ Господь? Не видел ты Христа, не ходил ты за Ним как учеником Его сделался? Иные, видев Его, не уверовали, ты же, не видев, уверовал.

Поистине сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, реченное к Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Потому же с дерзновением и без сомнения взываем к тебе: О блаженный! Самого тебя Спаситель нарек блажен ты. Как уверовал в Него и не соблазнился о Нем? По слову Его неложному: «И блажен, кто не соблазнится о Мне», Ибо, ведавшие Закон и пророков, распяли Его.

Ты же, ни Закона, ни пророков не почитавший, Распятому поклонился. Как твое сердце разверзлось? Как вошел в тебя страх Божий? Как проникся любовью к Нему? Не видел ты апостола, проходившего землю твою, и нищетою своею, и наготою, гладом и жаждою сердце твое к смирению он не склонял.

Не видел ты, как бесов изгоняют именем Иисуса Христа, болящие выздоравливают, немые речь обретают, горячка в холод обращается, мертвые восстают. Того всего не видев, как же уверовал? Дивное чудо! Иные цесари и властители, видя все, что совершается святыми мужами, не уверовали, но более того на муки и страданья предали их.

Ты же, о блаженный, безо всего того пришел к Христу, только благим смыслом и острым умом уразумев, что есть Бог един Творец невидимым и видимым, небесным и земным, и что послал Он в мир, спасенья ради, возлюбленного Сына Своего. И о том помыслив, вошел ты в святую купель.

7 Слово о Законе и Благодати 7 Что иным уродством кажется, тебе силой Божией представилось.

К тому ж, кто поведает о многих твоих ночных милостях и дневных щедротах, что убогим творил ты, сирым, болящим, должникам, вдовам, и всем, требующим милости? Ибо слышал ты слово, сказанное Даниилом Навуходоносору: «Совет мой да будет тебе угоден, царь Навуходоносор! Грехи свои милостынями очисти, а беззакония свои щедростью к нищим».

То услышав, ты, о пречестны'й, не словами подтвердил сказанное, но дела свершил, просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщая, болящим всякое утешение посылая, должников выкупая, рабам свободу даруя. Так твои щедроты и милости и ныне средь людей поминаются, особенно же пред Богом и ангелами Его.

Из-за нее, доброприлюбной Богом милости, ты много дерзаешь к Нему, как истинный Христов раб. Помогает мне слова прорицавший: «Милость превозносится над судом» и «Милостыни мужа, как печать Бога». Вернее же Самого Господа слово: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут».

Иное же ясное и верное свидетельство приведем о тебе из Святого Писания, реченное Иаковом апостолом, как-то: «Отвративший грешника от заблуждения на пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов».

Да если одного человека обратившему, такое вознаграждение от Благого Бога, то каково же спасение обрел ты, о, Василий! Какое бремя греховное рассыпал, не одного отвратив человека от заблуждения идольской лести, не десять, не город, но всю страну эту? Показывает нам и уверяет Сам Спаситель Христос, какой тебя славы и чести сподобил на небесах, говоря: «Кто исповедует Меня пред людьми, исповедую того и Я пред Отцом Моим, Который на небесах». Да если исповедание приемлет себе Христово к Богу Отцу

8 Слово о Законе и Благодати 8 познавший его только лишь пред людьми, сколь ты похвален должен быть пред Ним, не только познав, что Сын Божий Христос, но исповедав и веру Его утвердив не в одном соборе, но по всей земле этой, и церкви Христовы поставив, и служителей Ему введя? О, подобный великому Константину, равноумный, равнохристолюбивый, равно чтящий служителей Его! Он со святыми отцами Никейского собора закон людям устанавливал, ты же, с новыми нашими отцами епископами сходясь часто, с глубоким смирением совещался, как в людях этих, новопознавших Господа, закон уставить. Он царство эллинов и римлян Богу покорил, ты же Русь. И вот уж не только у них, но и у нас Христос Царем зовется. Он с матерью своею Еленой крест из Иерусалима принес, по всему миру своему его разнеся, веру утвердил. Ты же с бабкою своею Ольгой, принеся крест из нового Иерусалима, Константина града, по всей земле своей его поставив, утвердил веру, ибо ты подобен ему. С ним единой чести и славы сопричастником сотворил тебя Господь на небесах, по благоверию твоему, что имел ты в жизни своей. Добрый пастух благоверию твоему, о блаженный, святая церковь Святой Богородицы Марии, которую построил ты на правоверной основе и где мужественное твое тело ныне лежит, ожидая зова трубы архангеловой. Доброе весьма и верное свидетельство сын твой Георгий. Его ведь сотворил Господь наместником тебе, твоему владычеству, не рушащим твоих уставов, но утверждающим, не умаляющим твоего благоверия сокровищ, но более их умножающим, не говорящим, но свершающим, что недокончено тобою, кончающим,

Читайте также:  Краткое содержание горький мои университеты точный пересказ сюжета за 5 минут

9 Слово о Законе и Благодати 9 как Соломон дела Давидовы, Он дом Божий великий Его святой премудрости создал на святость и священие граду твоему, его же всякою красотою украсил златом и серебром, и каменьем дорогим, и сосудами святыми. Та церковь дивная и славная по всем окружным странам, другой такой не сыщется во всем полуночье земном, от Востока и до Запада.

И славный град свой Киев ты величеством, как венцом, увенчал. Ты предал людей своих и город Святой, Всеславной, скорой в помощи христианам Святой Богородице. Ей же и церковь на великих вратах возвел во имя первого Господня праздника святого Благовещения. Пусть целованье, что дарит архангел Деве, будет граду тому, ибо сказано Ей: «Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою!».

И граду же: «Радуйся, благоверный град, Господь с тобою!». Восстань, о честный муж, из гроба своего! Восстань, отряхни сон, ибо ты не умер, но спишь до общего для всех восстания.

Восстань, ты не умер, нелепо тебе умереть, веровавшему во Христа, дающего жизнь всему миру! Отряхни сон, возведи очи, Да видишь, какой тебя чести Господь здесь сподобил, и на земле не беспамятной оставил в сыне твоем.

Восстань, узри чадо свое Георгия! Узри утробу свою, узри милого своего! Узри, ведь его Господь вывел из плоти твоей, узри украшение престола земли твоей, и возрадуйся, и возвеселись! Рядом с ним узри и благоверную сноху свою Ирину. Узри внуков своих и правнуков, как здравствуют, как хранимы Господом, как благоверие держат по завету твоему, как святые церкви чтут, как славят Христа,

10 Слово о Законе и Благодати 10 как поклоняются имени Его. Узри же и город, величеством сияющий, узри церкви цветущие, узри христианство растущее. Узри город, иконами святых освященный и блистающий, и фимиамом курящийся, и хвалами, и молитвами, и песнопением святым оглашаемый. И все это увидев, возрадуйся и возвеселись, и похвали Благого Бога, всему тому Строителя.

Зри, хотя не во плоти, но Духом показывает тебе Господь все это. О них же радуйся и веселись, сколь верен твой посев, не иссушил его зной неверия, но с дождем Божиего поспешения взошел он многоплодно. Радуйся, во владыках апостол, не мертвые тела воскрешающий, но нас, душою мертвых, умерших недугом идолослужения, воскресивший. Ведь тобою приобщились и жизнь Христа познали.

Скорчены были от бесовской лести, а тобою мы распрямились и на путь жизни вступили. Слепыми были от бесовской лести, а тобою мы прозрели сердечными очами. Ослеплены были невидением, а тобою мы прозрели для света трехсолнечного Божества. Немы были, а тобою мы речь обрели, а ныне уж, малые и великие, славим Единосущную Троицу.

Радуйся, учитель наш и наставник благоверию! Ты правдою облачен, крепостью препоясан, истиною обвит, смыслом венчан и милостынею, как ожерельем, и убранством златым красуешься. Ты стал, о честная глава, нагим одеждой. Ты стал алчущим кормитель. Ты стал жаждущей утробе прохладой. Ты стал вдовицам помощник. Ты стал странникам пристанищем. Ты стал бездомным кровом.

Ты стал обиженным заступником, бедным обогащением. За эти благие дела и иные

11 Слово о Законе и Благодати 11 воздаяние приемлешь на небесах блага, что уготовал Бог вам, любящим Его. И лицезрением сладкого лица Его насыщаясь, помолись о земле своей и о людях, ими ты благоверно владычествовал.

Да сохранит их в мире и благоверии предание твое! И да славится в нем правоверие, и да проклято всякое еретичество! И да соблюдет их Господь Бог от всякой рати и пленения, от голода и всякой скорби и печали.

Особенно же помолись о сыне твоем благоверном государе нашем Георгии, в мире и в здравии пучину жизни ему переплыть, и в пристанище небесного заветрия пристать, невредимо корабль душевный и веру сохранив, и с богатством добрых дел, без соблазна, Богом данными ему людьми управляя, стать с тобою без стыда пред престолом Вседержителя Бога, и за труд пастьбы людей Его принять от Него венец славы небесной со всеми праведными, трудившимися ради Него. (Иларион. Слово о Законе и Благодати. М.: Столица, Скрипторий, 1994, приводится в сокращении)

Источник: https://docplayer.ru/46413173-Mitropolit-ilarion-kievskiy-slovo-o-zakone-i-blagodati.html

«Слово о Законе и Благодати» Иллариона Киевского

Илларион был пресвитером в с. Берестовое. В 1051г. в летописи говорится, что князь Ярослав Мудрый поставил Иллариона-Русина митрополитом Святой Софии. Таким образом, Илларион стал первым русским митрополитом, которого князь назначил на эту высокую должность без разрешения византийского патриарха.

Илларион был главным спикером Ярослава, его мудрым руководством и единомышленником. Именно он начал формирование Софийского кружка книгочеев и стал первым и главным его представителем.

Существует гипотеза, что Илларион после того, как был лишен митрополитского престола, жил в Печерском монастыре как монах под именем Никон.

1037 г. – Илларион в честь освящения Софийского собора написал и произнес «Слово о Законе и Благодати».

Структура «Слова о Законе и Благодати» митрополита Иллариона старательно продумана. Произведение состоит из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей.

Начинается произведение своеобразным запением, восхвалением Бога. Первая часть произведения – «Про закон, данный Моисеем и о Благодати, и об истине».

Это похвала Богу, который не забыл о людях и пострадал за них, для их спасения. Образ Иисуса Христа возникает как синтезированная сущность, в которой соединились два начала – божественное и человеческое.

Автор прекрасно сознает важность этого положения и стремится донести к читателю.

Произведение Иллариона содержит десять ярких параллелей между Законом и Благодатью, эффекта влияния на слушателя и читателя автор достигает с помощью системы ярких образов: закон – месяц, благодать – солнце.

Старый Завет прочитывается Илларионом на двух уровнях – как хронология, историческое описание событий, и символическом – предыстория Нового Завета.

Первая часть произведения имеет в большей мере теологический характер и направлена на толкование Библии.

Вторая часть произведения – «Похвала каганата нашему Владимиру» – это фактически похвала Руси и ее крестителю Владимиру.

Делится данная часть на три подчасти: историческая, где описано то, как все земли уважают и прославляют своего учителя, который научил их православной вере, здесь изображается Владимир как рыцарь Духа; хвала Владимиру; завершающий призыв.

Во второй части Илларион старается утвердить мысль о том, что князь Владимир ввел христианство не в результате греческих влияний, а по собственному глубокому внутреннему убеждению, вдохновение Бога, что в значительной мере является пропагандистским пассажем. Илларион сравнивает Владимира с библейскими и историческими деятелями.

Третья часть «Слова о Законе и Благодати» – похвала князю Ярославу Мудрому, который возникает как достойный продолжатель дела Владимира. Завершается произведение молитвой к Богу от всей земли нашей, т. е. русской.

Для духовного развития Украины-Руси имело решающее значение понимания Илларионом свободы воли. Оно было целиком противоположное античному (языческому) культу «сильной личности». «Новый человек» Илларион была свободен в выборе пути, который мог вести и к спасению, и к падению. Здесь выбор предоставлялся человеку. Впервые была поставлена проблема выбора.

В «Слове» сначала говорится о соотношении между Законом и Благодатью, т. е. рассматривается главный вопрос средневековой церковной истории – соотношение между Старым и Новым Заветами.

Цель, которую ставит перед собой Илларион, – выяснить и утвердить статус новокрещеной Руси в контексте сакральной и современной ему истории. Илларион черпает аргументы из трех сфер, фокусируясь на каждой отдельно – теоретической, исторической, персональной. Он идет от теологии через историю к биографии.

Итак, «Слово о Законе и Благодати» Иллариона – политический манифест, талантливо представленный автором в форме церковного послания. Художник говорит на языке христианских символов Старого и Нового Заветов, утверждая таким образом доминирующие идеи политики и идеологии Ярослава Мудрого.

Источник: http://www.school-essays.info/slovo-o-zakone-i-blagodati-illariona-kievskogo/

Митрополит Иларион – Слово о Законе и Благодати

Иларион Митрополит

Слово о Законе и Благодати

ИЛАРИОН, Митрополит Киевский

Слово о Законе и Благодати

О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей.

Читайте также:  Краткое содержание чехов невеста точный пересказ сюжета за 5 минут

Господи, благослови, Отче.

Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.

Да восхвалим и прославим Его хвалимого ангелами беспрестанно и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы, ибо Он призрел на народ Свой. И не посланник (Его), не вестник, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою воскресив нас.

Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел – да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых.

Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати – да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения.

Ибо Закон – предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать – служители Будущего Века, Жизни Нетленной.

Как Закон приводил подзаконных к благодатному Крещению, так Крещение сынов своих провождает в Жизнь Вечную. Ведь Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, Христос же и апостолы Его – о воскресении и о Будущем Веке.

Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе, и апостольское учение о Будущем Веке – (значит говорить) лишнее и впадать в тщеславие.

Ибо повторение (того, о чем) в других книгах написано и вам известно, подобно дерзости и славолюбию.

Ведь не к несведущим пишем, но к довольно насытившимся сладости книжной, не к враждующим с Богом иноверным, но к самим сынам Его, не к чуждым, но к наследникам Царства Небесного.

Но о Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине, явленной через Христа, повесть сия; и (о том), чего достиг Закон, а чего – Благодать.

Прежде Закон, потом Благодать; прежде тень, потом Истина. Образ же Закона и Благодати – Агарь и Сарра, раба Агарь и свободная Сарра. Раба прежде, потом свободная.

Да разумеет читающий : Авраам ведь от юности своей Сарру имел женой – свободную, а не рабу.

И Бог ведь прежде век изволил и замыслил Сына Своего в мир послать и тем явить Благодать. Сарра же не рождала, поскольку была неплодна. Не (вовсе) была неплодна, но заключена была Божиим Промыслом, (чтобы ей) в старости родить.

Безвестное же и тайное Премудрости Божией сокрыто было от ангелов и человек не как неявное, но как утаенное и должное явиться в конце веков. Сарра же сказала Аврааму: “Вот заключил меня Господь Бог, (и) не (могу) родить. Войди же к рабе моей Агари и роди от нее”.

Благодать же сказала Богу: “Если не время сойти мне на землю и спасти мир, сойди (Ты) на гору Синай и установи Закон”.

Послушался Авраам речей Сарриных и вошел к рабе ее Агари. Внял же и Бог словесам Благодати и сошел на Синай.

Родила же Агарь-рабыня от Авраама-раба, сына рабы. И нарек Авраам имя ему Измаил. Принес же и Моисей от горы Синайской Закон, а не Благодать, тень, а не Истину.

После же, когда состарились Авраам и Сарра, явился Бог Аврааму, сидящему пред дверьми кущи своей в полдень у дуба Мамврийского. Авраам же пошел навстречу Ему, поклонился Ему до земли и принял Его в кущу свою. Когда же приблизился век сей к концу, посетил Господь род человеческий и сошел с Небес, войдя в утробу Девы.

Приняла же Его Дева с поклонением в кущу плотяную неболезненно, говоря так ангелу: Се, Раба Господня; да будет мне по слову твоему. Тогда же открыл Бог ложесна Сарры, и, зачав, родила Исаака, свободная свободного. И когда посетил Бог естество человеческое, явилось (дотоле) безвестное и утаенное, и родилась Благодать – Истина, а не Закон, сын, а не раб.

И как только отрок Исаак был вскормлен грудью и окреп, устроил Авраам пир великий, когда Исаак [сын его] отнят был от груди. Когда Христос явился на землю, не успела еще Благодать окрепнуть и младенчествовала более тридцати лет – тогда же (и) Христос неведом был.

Когда же была вскормлена и окрепла, и явилась Благодать Божия всем людям на реке Иорданской, сотворил Бог угощение и пир великий с Тельцом, вскормленным от века, возлюбленным Сыном Своим Иисусом Христом, созвав на общее веселье Небесное и земное, совокупив ангелов и человеков.

После же Сарра, увидев Измаила, сына Агари, играющего с сыном своим Исааком, и как Исаак обижен был Измаилом, сказала Аврааму: Выгони эту рабыню и сына се, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном свободной.

По Вознесении же Господа Иисуса, когда ученики (Его) и иные, уверовавшие уже во Христа, пребывали в Иерусалиме и было смешение иудеев и христиан.

Крещение благодатное терпело обиды от обрезания законнического; и не принимала в Иерусалиме христианская Церковь епископа из необрезанных, ибо обрезанные, будучи первыми, творили насилия над христианами – сыны рабыни над сынами свободной. И бывали между ними многие распри и “которы” (споры, ссоры. – Слав.).

Свободная же Благодать, увидев чад своих христиан притесняемыми от иудеев, сынов рабского Закона, возопила к Богу: “Удали иудейство и Закон (его), расточи по странам – какое же общение между тенью и Истиною, иудейством и христианством!”.

И изгнана была Агарь-рабыня с сыном ее Измаилом; и Исаак, сын свободной, наследовал Аврааму, отцу своему. И изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, и чада благодатные, христиане, стали наследниками Бога и Отца.

Ибо отошел свет луны, когда солнце воссияло, – так и Закон (отошел), когда явилась Благодать; и стужа ночная сгинула, когда солнечное тепло землю согрело. И уже не теснится в Законе человечество, но в Благодати свободно ходит.

Ведь иудеи при свече Закона делали свое оправдание, христиане же при благодатном солнце свое спасение созидают.

Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев оправдание, у христиан же – спасение. И поскольку оправдание – в этом мире, а спасение – в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же – сущему на Небесах.

И к тому же, оправдание иудейское скупо было, из-за ревности, не распространялось на другие народы, но только в Иудее одной было. Христианское же спасение благо и щедро простирается во все края земные.

Сбылось благословение, ибо старшинство Манассии левой рукою Иаковлевой благословлено было, Ефремово же младшинство – десницей. Хотя и старше Манассия Ефрема, но благословением Иаковлевым меньшим стал. Так и иудейство: хотя и раньше (оно) явилось, но чрез Благодать христианство большим стало.

Когда Иосиф сказал Иакову: “На этого, отец, возложи десницу свою, ибо он старше”, – Иаков отвечал: “Знаю, чадо, знаю; и он вознесется меж людьми, но брат его меньший больше его станет, и племя его будет во многих народах”. Так и произошло.

Закон раньше был, и вознесся в малом, и отошел; вера же христианская, явившись после, больше первого стала и распространилась среди многих народов .

И Христова Благодать всю землю объяла и, как вода морская, покрыла ее. И все, отложив старое, обветшавшее в ревности иудейской, нового держатся, по пророчеству Исаии: “ветхое миновало – новое вам возвещаю.

Пойте Богу песнь новую и славьте Имя Его от концов земли: и ходящие в море, и плавающие по нему, и острова все”.

И еще: “работающие на Меня нарекутся именем новым, которое благословится на земле, ибо благословят (они) Бога истинного”.

Ведь прежде в одном Иерусалиме (Богу) поклонялись, ныне же – по всей земле. Как сказал Гедеон Богу: если рукой моей спасаешь Израиля – да будет роса на руне только, по всей же земле – сушь. И стало так.

Ибо по всей земле сушь была прежде: идольской ложью народы одержимы; и потому росы благодатной не приемлют; только в Иудее знаем был Бог, и во Исраили велие Имя Его, и в Иерусалиме одном прославляем был Бог.

Еще же сказал Гедеон Богу: “Да будет сушь на руне только, по всей же земле – роса”. И стало так.

Ибо кончилось иудейство, и Закон отошел. Жертвы не приняты, ковчег и скрижали, и очистилище отнято. По всей же земле роса, по всей же земле вера распространилась, дождь благодатный оросил купель пакирождения, (чтобы) сынов своих в нетление облачить.

Источник: https://www.libfox.ru/23498-mitropolit-ilarion-slovo-o-zakone-i-blagodati.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector