Краткое содержание катаев на даче точный пересказ сюжета за 5 минут

Сын полка – краткое содержание

6ea9ab1baa0efb9e19094440c317e21b

6ea9ab1baa0efb9e19094440c317e21b

6ea9ab1baa0efb9e19094440c317e21b

6ea9ab1baa0efb9e19094440c317e21b

   Главный герой повести – 12-летний мальчик Ваня Солнцев. Он жил в одной из русских деревень. Отец Вани погиб на войне, а его мать убили немцы. Вскоре от голода умерла его сестра и бабушка, и Ваня остался один. Когда он просил милостыню в деревне, его поймали жандармы и отправили в изолятор.

Ваня сбежал из изолятора и пытался перейти через линию фронта, чтобы попасть в нашу армию. Ваню нашли русские разведчики в лесу – он спал в яме и плакал во сне. Они доставили Ваню на артиллерийскую батарею, командиром которой был капитан Енакиев.

Увидев Ваню, капитан вспомнил о своей жене и сыне, которые погибли во время артиллерийского налета. Он понял, что мальчику нельзя оставаться на батарее и потому распорядился отправить Ваню в тыл. Но Ваня сбежал от ефрейтора Биденко, которому было поручено доставить мальчика по назначению. Причем, сбегал он от него не один раз.

В первый раз он выскочил на полном ходу из грузовика, и ефрейтор смог найти его в лесу только случайно – мальчик залез на дерево, и из его сумки выпал букварь, который Ваня носил с собой. Букварь упал прямо на голову Биденко. Потом, сев вместе с мальчиком в попутку, ефрейтор привязал его к своей руке веревкой.

Ночью он время от времени дергал за веревку, проверяя на месте ли мальчик. И только утром он обнаружил, что веревка привязана к ноге женщины, которая ехала в том же грузовике.

   Ваня два дня ходил по лесу в поисках артиллерийской батареи. Он хотел поговорить с капитаном Енакиевым, так как его отправление в тыл казалось ему самому настоящим недоразумением.

И как раз капитана он и встретил, правда, не зная, что это и есть Енакиев. Он рассказал ему о том, как его нашли разведчики и как он сбежал от Биденко. Капитан привез его обратно на батарею.

Так Ваня стал «сыном полка».

   Вскоре разведчикам Биденко и Горбункову дали приказ разведать расположение немецких частей. Они взяли с собой Ваню, так как он еще не получил военной формы и очень был похож на маленького пастушка.

А еще Ваня очень хорошо знал здешние места, и мог провести разведчиков по таким тропам, которые никто не знает. Но Ваня решил внести свой вклад в выполнение занятия и стал зарисовывать в своем букваре месторасположение бродов на реке. В этот момент его и нашли немцы.

Биденко побежал к командиру, чтобы доложить о случившемся. Енакиев был очень зол на разведчиков за то, что они взяли с собой Ваню, и отправил на выручку мальчика целый отряд.

Но в это время началось наступление наших частей, и немцы стали отступать, совершенно забыв про схваченного ими «пастушка». Так Ваня опять оказался у разведчиков.

   После этого Ване выдали военную форму и капитан Енакиев, который все больше привязывался к мальчику, приказал приставить его к первому орудию одного из взводов батареи для того, чтобы тот помогал артиллеристам.

   Наши части уже подошли к границе с Германией, и батарея Енакиева готовилась к бою. Орудие, к которому был приставлен Ваня, оказалось в самом центре боя.

Капитан, который как раз накануне боя поделился с наводчиком своим желанием усыновить Ваню, узнал об этом, добрался до орудия и попытался отправить Ваню в безопасное место. Но тот наотрез отказался уходить.

Тогда капитан взял лист бумаги, что-то написал на нем и отдал Ване с приказом отнести записку в штаб. Ваня не мог не выполнить приказ. Он доставил пакет в штаб и отправился назад.

   Вернувшись на батарею, он узнал, что погибли все, кто находился около первого орудия – капитан Енакиев для того, чтобы прикрыть передвижение наших частей, «вызвал огонь на себя».

Перед гибелью капитан написал записку, в которой просил позаботиться о Ване.

   После того, как капитана похоронили, как он и просил в прощальной записке, в родной земле, ефрейтор Биденко отвез Ваню в суворовское училище.

Источник: http://szhato.ru/kataev/29-syn-polka.html

Краткое содержание для читательского дневника Катаев-“На даче”

nina baсlanova Высший разум (224554) 3 года назад

Ночью взрослые проснулись от звука сирены воздушной тревоги. Схватив пятилетнюю Женю и трёхлетнего Павлика, они спустились вниз в столовую. Дача сотрясалась от разрывов снарядов и рёва самолётов. Над дачным посёлком шёл воздушный бой.

Советские истребители и зенитки пытались не пропустить к Москве немецкие бомбардировщики.
Днём о воздушном бое напоминали только осколки от снарядов и срезанные ими ветки, валявшиеся на земле.

По дорожке сада шла маленькая Женя с игрушечной обезьяной на руках и уговаривала её не бояться воздушных налётов. Вдруг низко над дачей пролетел огромный советский транспортный самолёт. От страха Женя побледнела и закричала так, что у автора рассказа зашевелились волосы на голове.

Он начал утешать дочь, но она уже успокоилась, говоря, что испугалась, потому что подумала, что летит война, а это СССР пролетел.

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Doop Doop Ученик (114) 2 года назад

Ночью взрослые проснулись от звука сирены воздушной тревоги. Схватив пятилетнюю Женю и трёхлетнего Павлика, они спустились вниз в столовую. Дача сотрясалась от разрывов снарядов и рёва самолётов. Над дачным посёлком шёл воздушный бой.

Советские истребители и зенитки пытались не пропустить к Москве немецкие бомбардировщики.
Днём о воздушном бое напоминали только осколки от снарядов и срезанные ими ветки, валявшиеся на земле.

По дорожке сада шла маленькая Женя с игрушечной обезьяной на руках и уговаривала её не бояться воздушных налётов. Вдруг низко над дачей пролетел огромный советский транспортный самолёт. От страха Женя побледнела и закричала так, что у автора рассказа зашевелились волосы на голове.

Он начал утешать дочь, но она уже успокоилась, говоря, что испугалась, потому что подумала, что летит война, а это СССР пролетел.

Алина Володина Профи (510) 2 года назад

Ночью взрослые проснулись от звука сирены воздушной тревоги. Схватив пятилетнюю Женю и трёхлетнего Павлика, они спустились вниз в столовую. Дача сотрясалась от разрывов снарядов и рёва самолётов. Над дачным посёлком шёл воздушный бой.

Советские истребители и зенитки пытались не пропустить к Москве немецкие бомбардировщики.
Днём о воздушном бое напоминали только осколки от снарядов и срезанные ими ветки, валявшиеся на земле.

По дорожке сада шла маленькая Женя с игрушечной обезьяной на руках и уговаривала её не бояться воздушных налётов. Вдруг низко над дачей пролетел огромный советский транспортный самолёт. От страха Женя побледнела и закричала так, что у автора рассказа зашевелились волосы на голове.

Он начал утешать дочь, но она уже успокоилась, говоря, что испугалась, потому что подумала, что летит война, а это СССР пролетел.

Данил Лупандин Ученик (224) 1 год назадНа даче*Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали.

Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика. Мы завернули их в одеяла и спустились вниз по лестнице, освещенной синей лампочкой. Мы спускались торопливо, но осторожно. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребенка.

Вдруг он проснулся и посмотрел на меня глазками, свежо и весело блеснувшими при свете синей лампочки. Он ничего не понимал. Он думал, что я с ним играю в его любимую игру — «в маленьких» .

Эта игра заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным.

Игорь Маслов Ученик (124) 1 год назад

Ночью взрослые проснулись от звука сирены воздушной тревоги. Схватив пятилетнюю Женю и трёхлетнего Павлика, они спустились вниз в столовую. Дача сотрясалась от разрывов снарядов и рёва самолётов. Над дачным посёлком шёл воздушный бой.

Советские истребители и зенитки пытались не пропустить к Москве немецкие бомбардировщики.
Днём о воздушном бое напоминали только осколки от снарядов и срезанные ими ветки, валявшиеся на земле.

По дорожке сада шла маленькая Женя с игрушечной обезьяной на руках и уговаривала её не бояться воздушных налётов. Вдруг низко над дачей пролетел огромный советский транспортный самолёт. От страха Женя побледнела и закричала так, что у автора рассказа зашевелились волосы на голове.

Он начал утешать дочь, но она уже успокоилась, говоря, что испугалась, потому что подумала, что летит война, а это СССР пролетел.

Simvol Mas Ученик (105) 1 месяц назад

Ночью взрослые проснулись от звука сирены воздушной тревоги. Схватив пятилетнюю Женю и трёхлетнего Павлика, они спустились вниз в столовую. Дача сотрясалась от разрывов снарядов и рёва самолётов. Над дачным посёлком шёл воздушный бой.

Советские истребители и зенитки пытались не пропустить к Москве немецкие бомбардировщики.
Днём о воздушном бое напоминали только осколки от снарядов и срезанные ими ветки, валявшиеся на земле.

По дорожке сада шла маленькая Женя с игрушечной обезьяной на руках и уговаривала её не бояться воздушных налётов. Вдруг низко над дачей пролетел огромный советский транспортный самолёт. От страха Женя побледнела и закричала так, что у автора рассказа зашевелились волосы на голове.

Он начал утешать дочь, но она уже успокоилась, говоря, что испугалась, потому что подумала, что летит война, а это СССР пролетел.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/180918297

На даче

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи.

Читайте также:  Краткое содержание умберто эко имя розы точный пересказ сюжета за 5 минут

В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики.

Окрестности кричали.

Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика. Мы завернули их в одеяла и спустились вниз по лестнице, освещенной синей лампочкой. Мы спускались торопливо, но осторожно. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребенка.

Вдруг он проснулся и посмотрел на меня глазками, свежо и весело блеснувшими при свете синей лампочки. Он ничего не понимал. Он думал, что я с ним играю в его любимую игру – «в маленьких».

Эта игра заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным.

Он спрашивал:

– Папа, я маленький, да?

Я отвечал:

– Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску.

Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец.

Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть.

Он сказал, хватая меня руками за щеки:

– Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску?

– Да, да, – поспешно сказал я, прислушиваясь к отдаленным взрывам.

Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет.

Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями.

Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы.

На безумной высоте шел воздушный бой.

И среди стремительного жужжания ночных истребителей, среди хлопанья шрапнелей, среди фейерверка трассирующих пуль ухо напряженно ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве, – осторожный рокот, похожий на полосканье горла.

Мальчик, видя, что с ним не играют, заснул.

В течение нескольких часов, пока продолжалась воздушная тревога, девочка смотрела немигающими глазами то на меня, то на мать.

Потом заснула и она.

А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов. Равнодушное небо – синее, с белыми круглыми облаками – плыло над лесом, отсыпающимся после ночного потрясения.

Тогда я увидел свою девочку. Она шла по дорожке, по сбитым веткам и по зубчатым осколкам, бережно неся в руках большую обезьяну, тщательно одетую в пальто и валенки Павлика, о головой, закутанной в нянькин платок. Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном. Она нежно говорила вполголоса, нежно укачивала сына:

– Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки…

Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов.

Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове.

Я выскочил в окно и бросился к ней.

В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет.

Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая:

– Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся!

Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом.

Наконец она сказала:

– Я уже не боюсь, папочка. Я думала, что это едет война, – а это наш – четырехмоторный «СССР».

Источник: http://VseSkazki.su/valentin-kataev/na-dache.html

Краткое содержание Уже написан Вертер Катаев

…Он спит, и ему видится, что он на дачном полустанке и ему надо перейти полотно, на котором остановился поезд. Нужно подняться, пройти через тамбур, и окажешься на другой стороне. Однако он обнаруживает, что другой двери нет, а поезд трогается и набирает ход, прыгать поздно, и поезд уносит его все дальше.

Он в пространстве сновидения и понемногу как будто начинает припоминать встречающееся на пути: и это высокое здание, и клумбу петуний, и зловещий, темного кирпича гараж. У ворот его стоит человек, помахивающий маузером.

Это Наум Бесстрашный наблюдает, как бывший предгубчека Макс Маркин, бывший начоперотдела по прозвищу Ангел Смерти, правый эсер Серафим Лось и женщина – сексот Инга раздеваются, перед тем как войти во мрак гаража и раствориться в нем. Это видение сменяется другими.

Его мать Лариса Германовна во главе стола во время воскресного обеда на террасе богатой дачи, а он, Дима, в центре внимания гостей, перед которыми его папа хвалит работы сына, прирожденного живописца.

…А вот и он сам, уже в красной Одессе. Врангель еще в Крыму. Белополяки под Киевом. Бывший юнкер – артиллерист, Дима работает в Изогите, малюя плакаты и лозунги. Как и другие служащие, он обедает в столовой по карточкам вместе с Ингой. Несколько дней назад они ненадолго зашли в загс и вышли мужем и женой.

Когда они уже заканчивали обед, двое с

наганом и маузером подошли к нему сзади и велели, не оборачиваясь, выйти без шума на улицу и повели его прямо по мостовой к семиэтажному зданию, во дворе которого и стоял гараж из темного кирпича. Мысль Димы лихорадочно билась. Почему взяли только его? Что они знают? Да, он передал письмо, но ведь мог и не иметь представления о его содержании.

В собраниях на маяке не участвовал, только присутствовал, и то раз. Почему же все-таки не взяли Ингу?

…В семиэтажном здании господствовали неестественная тишина и безлюдье.

Лишь на площадке шестого этажа попался конвойный с девушкой в гимназическом платье: первая в городе красавица Венгржановская, взятая вместе с братом, участником польско-английского заговора.

…Следователь сообщил, что все, кто был на маяке, уже в подвале, и заставил подписать готовый протокол, чтобы не терять времени. Ночью Дима слышал, как гремели запоры и выкрикивали фамилии: Прокудин! Фон Дидерихс! Венгржановская! Он вспомнил, что у гаража заставляют раздеваться, не отделяя мужчин от женщин…

Лариса Германовна, узнав об аресте сына, бросилась к бывшему эсеру по имени Серафим Лось. Когда-то они вместе с нынешним предгубчека, тоже бывшим эсером, Максом Маркиным бежали из ссылки.

Лосю удалось во имя старой дружбы упросить его “подарить ему жизнь этого мальчика”. Маркин обещал и вызвал Ангела Смерти.

“Выстрел пойдет в стену, – сказал тот, – а юнкера покажем как выведенного в расход”.

Утром Лариса Германовна нашла в газете в списке расстрелянных Димино имя. Она вновь побежала к Лосю, а Дима тем временем другой дорогой пришел на квартиру, где они жили с Ингой. “Кто тебя выпустил?” – спросила она вернувшегося мужа. Маркин! Она так и думала. Он бывший левый эсер.

Контра пролезла и в органы! Но еще посмотрим, кто кого. Только теперь Дима понял, кто перед ним и почему так хорошо был осведомлен следователь.

Инга тем временем отправилась в самую шикарную в городе гостиницу, где в номере люкс жил уполномоченный Троцкого Наум Бесстрашный, когда-то убивший германского посла Мирбаха, чтобы сорвать Брестский мир. Тогда он был левым эсером, теперь же троцкистом, влюбленным в Льва Давыдовича.

“Гражданка Лазарева! Вы арестованы”, – неожиданно изрек тот, и, не успев прийти в себя от неожиданности и ужаса, Инга оказалась в подвале.

Дима тем временем пришел к матери на дачу, но застал ее мертвой. Вызванный сосед доктор ничем уже не мог помочь, кроме как советом сейчас же скрыться, хоть в Румынию.

И вот он уже старик. Он лежит на соломенном матраце в лагерном лазарете, задыхаясь от кашля, с розовой пеной на губах. В затухающем сознании проходят картины и видения. Среди них вновь клумба, гараж, Наум Бесстрашный, огнем и мечом утверждающий всемирную революцию, и четверо голых: трое мужчин и женщина с чуть короткими ногами и хорошо развитым тазом…

Человеку с маузером трудно пока представить себя в подвале здания на Лубянской площади ползающим на коленях и целующим начищенные кремом сапоги окружающих его людей. Тем не менее позднее его взяли с поличным при переходе границы с письмом от Троцкого к Радеку. Его втолкнули в подвал, поставили лицом к кирпичной стене. Посыпалась красная пыль, и он исчез из жизни.

“Наверно, вы не дрогнете, сметая человека. Что ж, мученики догмата, вы тоже – жертвы века”, как сказал поэт.

Вариант 2

“Уже написан Вертер” – строка из Пастернака, которой озаглавил свою повесть старейший из советских писателей Валентин Петрович Катаев. Действие повести относится к революционным событиям начала двадцатого века.

Читайте также:  Краткое содержание телешов белая цапля точный пересказ сюжета за 5 минут

Главный герой повести – юнкер Дима, которого от расстрела спасло чудо в виде знакомого матери. Он воспринимает теперь жуткую действительность как сон. Вокруг одни фантомы: фантомы – вещи в виде гаража, в котором происходят расстрелы, фантомы – люди, комиссары с маузерами в коже, строящие на человеческой крови мировую революцию, такие как Наум Бесстрашный.

Во сне в гараж заходят четверо: бывшие предгубчека Макс Маркин, начальник опер отдела по прозвищу Ангел Смерти и правый эсер Серафим Лось – люди, спасшие от смерти юношу – юнкера, и женщина – его жена и сексот Инга. Люди раздеваются, входят в гараж и растворяются во мраке.

Картина сна сменяется на другую: воскресный обед, за столом богатой дачи его семья с гостями, папа хвалит его рисунки, и вообще – он в центре всеобщего внимания…

Теперь “красная” Одесса, где рядом жена Инга, они обедают в столовой по карточкам, когда его арестовали. В голове мысль: “Почему не взяли Ингу?”. Вот и любовь главных героев основана на предательстве и крови.

В основе этого произведения Катаева лежат не чьи-то конкретные воспоминания. Здесь все переплелось причудливо: увиденное и пережитое, прочувствованное и прочитанное – с домысленным и нафантазированным.

В те годы военного коммунизма, когда бывшие левые эсеры, а точнее авантюрного склада люди пытались установить свою кровавую власть, ЧК становится просто карательным органом, и человеческая жизнь не стоит ничего.

И вот юноша уже старик на соломенном лагерном матраце в лазарете. Опять в затуманенном сознании проходят те же видения: гараж, Наум Бесстрашный, и четверо голых.

Тому человеку с маузером довольно трудно представить себя в подвале на Лубянке. А ведь именно там, ползающий на коленях и целующий сапоги окружающим, он окажется через некоторое время.

“Наверно, вы не дрогнете, сметая человека. Что ж, мученики догмата, вы тоже – жертвы века”, – писал Пастернак. Добавить нечего.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-uzhe-napisan-verter-kataev/

План-конспект урока по рассказу В.П. Катаева “На даче”

МОУ Серноводской СОШ
Самарской области
Автор: Полатовская С.Ю.

Модельный урок с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по рассказу В.П. Катаева «На даче».

Модель урока

Цель урока

  1. Отработать с учащимися приемы новой технологии, способствующие развитию критического мышления (умение соотносить читательские ожидания с развитием сюжета, проведение дискуссии «Совместный поиск », «Перекрестной дискуссии»).
  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме уязвимости тех, кто не участвует в вооруженном конфликте, познакомить с понятием «гражданское население».
  3. Расширить представление учащихся о контрасте как способе организации художественного текста.

Оформление урока (на доске)

  • Запись темы.
  • Портрет писателя.
  • Рисунки к теме «На даче» (без предварительного знания содержания рассказа).
  • Эпиграф: «…Не бывает совсем не пострадавших от войны»

Термины:

  • Средства выразительности речи, фигуры речи:
  • Эпитеты.
  • Метафоры, олицетворение.
  • Сравнения.
  • Повторы.
  • Глаголы действия.
  • Эмоцианально-окрашенная, экспрессивная лексика.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя, запись темы. В.П. Катаев «На даче». 2. Сообщение о писателе.

3. Стадия «Вызов».

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «дача»? (отдых, тишина, красивая природа)
  • Что можно изобразить на иллюстрации к рассказу с названием «На даче»?
  • Рассмотрим иллюстрацию (комментирует учащаяся, выполнившая работу дома).

Письменное задание. За 5мин составьте небольшой рассказ по ключевым словам: подмосковская дача, окрестности, сад, звуки, небо, жужжание, родители, дети, игра.

Но сначала вспомним, что такое рассказ, и как он строится.

  • Что лежит в основе рассказа? (действие, событие)
  • Может ли быть в рассказе описание чего-либо? (да, небольшое)
  • Какой рассказ интереснее слушать? (если события происходят быстро)

Вывод. В рассказе нужно написать о том, что произошло на даче.

Чтение нескольких рассказов учащихся.

4. Стадия «Осмысление».

Работа с текстом.

  • Прочитаем небольшой фрагмент рассказа и сравним с нашими предположениями.
  • Что мы узнали?

Вывод. В рассказе пойдет речь о войне.

Сравним название рассказа и его тему.

– Отражает ли название рассказа его тему? (нет, оно ей противоположно).

Знакомство с термином «контраст» (сообщение учащегося).

Найдите в прочитанном фрагменте пример еще какого-либо контраста. (Между сонными соснами и сиреной)

Внесем коррективы в наши предположения.

  • Что может произойти дальше? Как будут вести себя герои?

Дискуссия «Совместный поиск»
Чтение следующего фрагмента.

Обсуждение.

Дискуссия «перекрестная». – Давайте, обсудим вопрос о том, нужно ли детей ограждать от ужасов войны?

Задание по группам:

  • 1 гр.- доказать, что нужно защищать детей.
  • 2 гр. – доказать обратное, т.е. опровергнуть утверждение. 3 гр. – сделать вывод о том, кто прав.

Обобщение учителя.

Чтение текста Обсуждение.

Чтение следующего отрывка. Обсуждение.

  • Что вам кажется удивительным в словах девочки? (Знает разницу между фугасами и зенитками.)
  • Есть ли контраст в описании природы. (Да, равнодушное небо и срезанные осколками снарядов ветки противопоставлены друг другу.)
  • Как выглядит девочка на фоне разрушений? (Беззащитной).
  • Какую роль играет здесь описание пострадавшей природы?

Чтение следующего эпизода. Обсуждение.

  • Какие события можно назвать кульминацией? Какова развязка рассказа?
  • Как можно доказать текстом, что девочка пережила сильный, незабываемый страх? (Волосы у отца зашевелились на голове)

4. Стадия « Размышление». (Рефлексия) – Вспомним наши предположения. (Мы ожидали физических страданий, а узнали о психологических страданиях.) Вывод: Война может приносить не только физические, но и нравственные страдания. (В этом заключается идея рассказа.) – Кто является самым уязвимым на войне? (Мирные жители – «гражданское население». А среди них – дети.)

– Чтение высказываний и стихотворений на тему: « Дети и война» .

5. Исследовательское «задание»: – Где еще в тексте встречается контраст? – Какова роль контраста в произведении? Вывод: Контраст является не только одним из приемов, но и способом организации всего текста.

Роль контраста – подчеркнуть беззащитность людей.

– С помощью каких средств выразительности речи передается общая атмосфера в рассказе? (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, повторы, глаголы действия, эмоционально – окрашенная лексика)

6.Сообщение об эмоционально – окрашенной лексике.

7. Творческое задание (по группам):

– Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств речи и стилистических фигур. Объясните их роль в тексте.

8 Бинарный вопрос. (Да. Нет.)

– Забудут ли дети испытанный ужас?

9. Вывод урока:

Не бывает совсем не пострадавших от войны.

10. Д/з .

Катаев Валентин Петрович (1897 – 1986)

Катаев Валентин Петрович (1897 – 1986), прозаик. Родился 16 января (29 н.с.) в Одессе в семье учителя.

Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале “Весь мир”. С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917.

Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу.

В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агит-плакатов, частушки, лозунги, листовки.

В 1921 был послан для налаживания аналогичной работы в Харьков.

В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах “Гудок”, “Труд”, “Рабочая газета”, не оставляя работы над художественной прозой.

В 1925 опубликовал повесть “Растратчики”, замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа.

Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию “Квадратура круга”, тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра.

В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику “Время, вперед!”, ставшую важной вехой в его творчестве.

В 1936 публикует роман “Белеет парус одинокий”; много работает для “Правды”: пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть “Я сын трудового народа”.

Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом “Правды” и “Красной звезды”, где печатались его очерки с фронта.

В этот период были написаны рассказы “Третий танк”, “Флаг”, повести “Жена”, “Сын полка”, пьесы “Отчий дом”, “Синий платочек”.

В 1949 вышел роман “За власть Советов”. В 1955 был создан журнал “Юность”, главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман “Хуторок в степи”.

В 1960-е написаны “Трава забвения”, “Святой колодец”, “Кубик”. В 1978 – “Алмазный мой венец”, в 1980 – “Уже написан Вертер”. Умер В.Катаев в 1986 в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

http://www.vsekratko.ru/biography/kataev/

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная

тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали. Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика.

Мы завернули их в одеяла и спустились вниз по лестнице, освещенной синей лампочкой. Мы спускались торопливо, но осторожно. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребенка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня глазками, свежо и весело блеснувшими при свете синей лампочки. Он ничего не понимал. Он думал, что я с ним играю в его любимую игру – “в маленьких”. Эта игра

заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным.

Читайте также:  Краткое содержание лем магелланово облако точный пересказ сюжета за 5 минут

Он спрашивал:

– Папа, я маленький, да?

Я отвечал:

– Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску.

Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец.

Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть.

Он сказал, хватая меня руками за щеки:

– Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску?

– Да, да, – поспешно сказал я, прислушиваясь к отдаленным взрывам.

Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет. Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями.

Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы. На безумной высоте шел воздушный бой. И среди стремительного жужжания ночных

истребителей, среди хлопанья шрапнелей, среди фейерверка трассирующих пуль ухо напряженно ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве, – осторожный рокот, похожий на полосканье горла. Мальчик, видя, что с ним не играют, заснул. В течение нескольких часов, пока продолжалась воздушная тревога, девочка смотрела немигающими глазами то на меня, то на мать. Потом заснула и она.

А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов.

Равнодушное небо – синее, с белыми круглыми облаками – плыло над лесом, отсыпающимся после ночного потрясения. Тогда я увидел свою девочку.

Она шла по дорожке, по сбитым веткам и по зубчатым осколкам, бережно неся в руках большую обезьяну, тщательно одетую в пальто и валенки Павлика, о головой, закутанной в нянькин платок.

Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном. Она нежно говорила вполголоса, нежно укачивала сына:

– Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки…

Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов.

Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове.

Я выскочил в окно и бросился к ней. В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет.

Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая:

– Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся!

Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом.

Наконец она сказала:

– Я уже не боюсь, папочка. Я думала, что это едет война, – а это наш -четырехмоторный “СССР”.

1941

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KATAEV_Valentin_Petrovich/_Kataev_V.P..html

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1720

М.М Пришвин – Кладовая солнца: краткое содержание

М.М. Пришвин известен своими описаниями природы, которые отличались от произведений других писателей необычайной красотой языка и слога. За Михаилом Михайловичем закрепилась слава «певца природы». Все произведения, в которых встречаются природные описания, в том числе и Кладовая солнца краткое содержание,основаны на личных наблюдениях Пришвина.

Еще писатель известен тем, что увлекался фотографией. Уже первая его книга была проиллюстрирована фотографиями, сделанными писателем. Он всерьез занялся изучением техники фотографирования, потому что Пришвин считал, что такое дополнение текста усиливает описание природы и подчеркивает авторский замысел.

Такое сочетание прекрасного описания пейзажей, животных и фотографий, сделанных самим автором позволило создать уникальные произведения, которые воспевают красоту.

Но неправильным было бы не сказать о том, что писатель так же поднимал вопросы духовного развития человека и взаимоотношениях мужчины и женщины, о смысле жизни. М.М.

Пришвин создал удивительные произведения, которые смогли затронуть серьезные вопросы и показать удивительную природную красоту.

  1. Настя и Митраша — брат и сестра, сироты. Самостоятельно занимаются хозяйством. У них было разделение труда: девочка хлопотала по хозяйству, а мальчик занимался «мужскими» делами.

Автор говорит о том, что в каждом болоте спрятано богатство. Все растения, маленькие травинки питает солнце, даря им свое тепло и ласку. Когда растения погибают, то они не сгнивают, как если бы они росли в земле. Болото охраняет своих подопечных, накапливает богатые торфяные пласты, которые пропитаны солнечной энергией.

Такое богатство болот, называют «кладовой солнца». В их поиске и находятся геологи. История, которая описана в этой повести, произошла в конце войны, в селе, которое находилось недалеко от Блудова болота, чье месторасположение было в Переславль-Залесском районе.

Знакомство с «золотой курочкой» и «мужичком в мешочке»

В этом селе жили брат и сестра. Девочке было 12 лет, звали ее Настей, а ее 10-летнего брата звали Митраша. Жили они одни, потому что их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне.

Детей прозвали «Золотой курочкой» и «мужичком в мешочке».  Насте дали такое прозвище из-за ее лица, которое было усыпано золотистыми веснушками. Мальчик был невысокого роста, коренастенький, сильный и с упрямым характером.

Поначалу брату и сестре с хозяйством помогали управляться соседи, но вскоре они уже могли справляться самостоятельно. Настенька следила за порядком в доме и ухаживала за домашними животными — коровой, телушкой, козой, овцами, курами, золотым петушком и поросенком.

А Митраша взял на себя все «мужские» обязанности по хозяйству. Дети были милыми, между ними царило понимание и согласие.

Поход за клюквой

Весной, дети захотели сходить за клюквой. Обычно эту ягоду собирали в осенний период, но если она пролежит зиму, то становится еще вкуснее. Мальчик взял отцовское ружье и компас, а Настенька — большую корзинку с едой. Дети помнили, как когда-то отец говорил им, что в Блудовом болоте, которое находилось рядом со Слепой еланью была заветная поляна, на которой было много этой ягоды.

Дети, вышли из избушки еще до рассвета, когда даже птицы не пели. Они услышали протяжный вой — это был самый свирепый волк в округе, которого называли Серым помещиком.

Брат и сестра дошли до того места, где тропинка раздваивалась, когда солнце уже освещало землю. Между Настей и Митрашей разгорелся спор. Мальчик считал, что нужно идти на север, потому что так говорил отец. Но эта тропинка была едва видна.

Настя хотела пойти другой тропкой. Так и не придя к соглашению, они пошли каждый своей тропинкой.

Опасная болотная топь

В окрестностях жила собака Травка, которая принадлежала лесничему. Но самого лесника не стало, а его верная помощница, осталась жить в остатках дома.

Собаке было грустно без своего хозяина и она издала тоскливый вой, который услышал волк. В весенний период, его основной едой были собаки. Однако Травка прекратила выть, потому что погналась за зайцем.

Во время охоты, она учуяла запах хлеба, который несли маленькие люди. Собака устремилась по этому следу.

Следуя компасу, Митраша дошел до Слепой елани. Тропка, по которой мальчик шел, делала крюк, поэтому он решил сократить путь и пойти напрямик.

На пути ему попалась маленькая полянка, которая и была гибельной топью. Когда он прошел половину, его начало засасывать и ребенок провалился по пояс.

Митраше оставалось сделать только одно: лечь на ружье, и не двигаться. Он услышал крик сестры, но его отклик сестра не услышала.

Счастливое спасение

Настя же пошла по той тропинке, которая вела в обход опасной топи. Дойдя до конца, девочка увидела ту самую заветную полянку с клюквой. Она, забыв обо всем на свете, бросилась собирать ягоду. Только к вечеру Настя вспомнила о своем брате: Митраша был голодным, потому что все съестные запасы были у нее.

К Настеньке подбежала Травка, которая учуяла хлеб. Девочка узнала собаку и из-за тревоги за брата, начала плакать. Травка пыталась ее успокоить, поэтому она завыла. Ее вой услышал волк. Вскоре, собака снова учуяла зайца и погналась за ним. На пути ей попался еще один маленький человек.

Митрашка заметил собаку и, понимая, что это его шанс на спасение, стал ласковым голосом подзывать Травку к себе.

Когда собака подошла ближе, он ухватился за ее задние лапы, и, таким образом, он смог выбраться из топи. Митраша был очень голоден и решил подстрелить зайца, за которым охотилась собака.

Но мальчик вовремя увидел волка и выстрелил практически в упор. Так и не стало в лесу Серого Помещика.

На звук выстрела поспешила Настя и увидела своего брата. Дети переночевали на болоте, а утром с корзинкой, полной клюквы, вернулись домой и рассказали о своем походе. Жители, нашли на елани тело волка и привезли его. После этого, Митрашку стали считать героем.

Уже к концу войны, больше никто не называл его «мужичком в мешочке», потому что после этого приключения, мальчик стал взрослее. Насте было стыдно за свою жадность, поэтому все собранные ягоды она передала детям, которых эвакуировали из Ленинграда.

Дети стали внимательнее не только к людям, но и стали еще бережнее относиться к природе.

Тест произведения Кладовая солнца

Источник: http://vse-kratko.ru/m-m-prishvin-kladovaya-solnca/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector