Краткое содержание келлерман туннель точный пересказ сюжета за 5 минут

Изложение содержания романа Келлермана «Туннель»

Краткое содержание Келлерман Туннель точный пересказ сюжета за 5 минут

Богачи Нью-Йорка, Чикаго, Филадельфии и других городов съезжаются на небывалый по числу участвующих в нем знаменитостей с мировым именем концерт в честь открытия только что выстроенного дворца.

Инженер Мак Аллан со своей женой Мод занимают ложу их друга Хобби, строителя дворца, Аллан, уже известный как изобретатель алмазной стали, приехал сюда ради десятиминутной беседы с самым могущественным и богатым человеком, магнатом и банкиром Ллойдом.

Инженер из Буффало равнодушен к музыке, а его обаятельная и скромная жена наслаждается концертом.

Хобби, талантливый и экстравагантный архитектор, которого знает весь Нью-Йорк, представляет Аллана Ллойду. Лицо банкира напоминает морду бульдога, изъедено отвратительными лишаями, оно пугает людей.

Но коренастый и крепкий, как боксер, Алдан, обладающий здоровыми нервами, спокойно смотрит на Ллойда и производит на него хорошее впечатление. Банкир знакомит Аллана со своей дочерью, красавицей Этель.

Ллойд слышал о разрабатываемом Алланом проекте, считает его грандиозным, но вполне осуществимым и готов поддержать. Этель, стараясь не выказывать слишком явного интереса к инженеру, объявляет себя его союзницей.

Встреча с Ллойдом решает судьбу Аллана и открывает «новую эпоху во взаимоотношениях Старого и Нового Света». Когда Аллан делится с Мод своими замыслами, у нее мелькает мысль, что творение мужа не менее величественно, чем симфонии, которые она слушала на концерте.

По Нью-Йорку ходят слухи о каком-то необычайном миллионном предприятии, которое готовит Аллан при поддержке Ллойда. Но все пока сохраняется в тайне.

Аллан ведет подготовительные работы, договариваясь с агентами, инженерами и учеными. Наконец в одном из самых престижных отелей, тридцатишестиэтажном небоскребе на Бродвее, открывается знаменитая конференция.

Это съезд финансовых воротил, которых созывает Ллойд по «делу первостепенной важности».

Сидящие в зале миллионеры понимают, что им предстоит гигантская битва капиталов за право участия в проекте, который назван Ллойдом «самым великим и самым смелым проектом всех времен».

Обводя собравшихся спокойным взглядом ясных светлых глаз, скрывая охватившее его возбуждение, Аллан сообщает, что за пятнадцать лет обязуется построить подводный туннель, который соединит два материка, Европу и Америку. Поезда будут покрывать расстояние в пять тысяч километров за двадцать четыре часа.

Мозги тридцати приглашенных Ллойдом самых влиятельных «рабовладельцев» зашевелились. Дело Аллана сулит всем огромную прибыль в будущем, они должны решиться вложить свои деньги. Ллойд уже подписался на двадцать пять миллионов.

При этом богачи знают, что Аллан — всего лишь орудие в руках всемогущего банкира. Миллионерам нравится Аллан, им известно, что мальчишкой он работал коноводом в штольне, выжил после обвала, потеряв там отца и брата. Богатая семья помогла ему учиться, и за двадцать лет он высоко взлетел.

И в этот день люди, наделенные богатством, могуществом, смелостью, поверили в Аллана.

На следующее утро газеты на всех языках сообщают миру об учреждении «Синдиката Атлантического туннеля». Объявляется набор ста тысяч рабочих для американской станции, начальником которой назначен Хобби. Он первым узнает темп работы Аллана, «адский темп Америки», без выходных дней, иногда по двадцать часов в сутки.

Заказы Аллана выполняются заводами многих стран. В Швеции, России, Венгрии и Канаде вырубаются леса. Созданное Алланом-дело охватывает весь мир.

Здание синдиката осаждается журналистами. Пресса зарабатывает большие деньги на туннеле. Враждебная печать, подкупленная заинтересованными лицами, выступает за трансатлантическое пароходное сообщение, дружественная сообщает об изумительных перспективах.

В молниеносно построенном Туннельном городе, Мак-Сити, имеется все. Бараки заменяются рабочими поселками со школами, церквами, спортплощадками. Работают пекарни, бойни, почта, телеграф, универсальный магазин. В отдалении находится крематорий, где уже появляются урны с английскими, немецкими, русскими и китайскими именами.

Аллан призывает весь мир подписаться на туннельные акции. Финансами синдиката руководит некто Вульф, бывший директор банка Ллойда. Это выдающийся финансист, поднявшийся из низов венгерского еврейского предместья.

Аллану нужно, чтобы акции скупались не только богачами, но и народом, собственностью которого должен стать туннель. Постепенно деньги «маленьких людей» потекли рекой.

Туннель «глотает» и «пьет» деньги по обе стороны океана.

На всех пяти станциях Американского и Европейского континентов бурильные машины врезаются сквозь камень на много километров вглубь. Место, где работает бурильная машина, называется у рабочих «адом», многие глохнут от шума. Каждый день здесь бывают раненые, а иногда и убитые.

Сотни убегают из «ада», но на их место всегда приходят новые. При старых методах работы для окончания туннеля потребовалось бы девяносто лет. Но Аллан «мчится сквозь камень», он ведет яростную борьбу за секунды, заставляя рабочих удваивать темпы. Все заражаются его энергией.

Мод страдает, что у мужа нет времени для нее и маленькой дочки. Она уже чувствует внутреннюю пустоту и одиночество. И тогда ей приходит в голову мысль о работе в Мак-Сити. Мод становится попечительницей дома для выздоравливающих женщин и детей. Ей помогают дочери лучших семей Нью-Йорка. Она внимательна и приветлива со всеми, искренне сочувствует чужому горю, ее все любят и уважают.

Теперь она чаще видит мужа, похудевшего, с отсутствующим взглядом, поглощенного только туннелем. В отличие от него Хобби, который бывает в их доме ежедневно, после своей двенадцатичасовой работы отдыхает и веселится. Аллан горячо любит жену и дочурку, но понимает, что такому, как он, лучше не иметь семьи.

Вульф делает деньги для туннеля. К нему стекаются доллары из Америки и Европы, и он сразу же пускает их в оборот по всему земному шару. Финансовый гений имеет слабость — любовь к красивым девушкам, которым он щедро платит. Вульф восхищается Алланом и ненавидит его, завидуя его власти над людьми.

На седьмом году строительства в американской штольне происходит страшная катастрофа. Огромной силы взрыв разрушает и повреждает десятки километров штольни. Немногие, спасшиеся от обвала и огня, бегут, бредут и ползут, преодолевая большие расстояния, к выходу, задыхаясь от дыма.

Спасательные поезда с самоотверженными инженерами успевают вывезти лишь незначительную часть обессиленных людей. Наверху их встречают обезумевшие от страха и горя женщины. Толпа неистовствует, призывает отомстить Аллану и всему руководству. Разъяренные женщины, готовые на разгром и убийство, несутся к домам инженеров. В такой ситуации катастрофу мог бы предотвратить один Аллан.

Но он в это время мчится на машине из Нью-Йорка, телеграфируя с дороги жене категорический запрет выходить из дома.

Мод не может это понять, она хочет помочь женам рабочих, беспокоится о Хобби, находящемся в туннеле. Вместе с дочкой она торопится к Мак-Сити и оказывается перед рассвирепевшей толпой женщин. Обе погибают под градом пущенных в них камней.

Гнев рабочих после прибытия Аллана поутих. Теперь у него такое же горе, как у них.

Аллдан с врачами и инженерами разыскивают и выводят из задымленной штольни последних уцелевших, в том числе и полуживого Хобби, похожего на древнего старика. Впоследствии Хобби уже не может вернуться к своей работе.

Катастрофа поглотила около трех тысяч жизней. Специалисты предполагают, что она вызвана газами, вспыхнувшими при взрывании камня.

Рабочие, поддержанные своими европейскими товарищами, бастуют. Аллан рассчитывает сотни тысяч человек. Уволенные ведут себя угрожающе, пока не узнают, что руководство Мак-Сити обеспечено пулеметной охраной. Алланом все было предусмотрено заранее.

Штольни обслуживаются инженерами и добровольцами, но Туннельный город словно вымер. Аллан выезжает в Париж, переживает свое горе, посещая места, где бывал вместе с Мод.

В это время над синдикатом разразилась новая катастрофа — финансовая, еще более разрушительная. Вульф, который давно вынашивает план подняться над Алланом, «прыгает выше головы». Он готовится в течение десяти лет аннексировать туннель за огромные деньги и для этого отчаянно спекулирует, нарушая договор. Он терпит поражение.

Аллан требует от него возврата синдикату семи миллионов долларов и не идет ни на какие уступки. Выслеживаемый сыщиками Аллана, Вульф бросается под колеса поезда.

Аллана преследует образ Вульфа, смертельно бледного и беспомощного, тоже уничтоженного туннелем. Теперь нет средств для восстановления туннеля. Смерть Вульфа испугала весь мир, синдикат пошатнулся. Крупные банки, промышленники и простые люди вложили в туннель миллиарды. Акции синдиката продаются за бесценок. Рабочие многих стран бастуют.

Ценой больших материальных жертв Ллойду удается сохранить синдикат. Объявляется о выплате процентов. Многотысячная толпа штурмует здание. Возникает пожар. Синдикат заявляет о своей несостоятельности. Создается угроза для жизни Аллана. Гибель людей ему простили, но потерю денег общество не прощает.

Несколько месяцев Аллан скрывается. Этель предлагает ему свою помощь. Со дня гибели Мод она уже не раз пытается выразить Аллану свое сочувствие, предложить помощь, но всякий раз наталкивается на его равнодушие.

Аллан возвращается в Нью-Йорк и отдает себя в руки правосудия, Общество требует жертвы, и оно ее получает. Аллан приговорен к шестилетнему тюремному заключению.

Спустя несколько месяцев Верховный суд оправдывает Аллана. Он выходит из тюрьмы с подорванным здоровьем, ищет одиночества. Аллан поселяется в опустевшем Мак-Сити, рядом с мертвым туннелем. С большим трудом его разыскивает Этель, но понимает, что не нужна ему. Влюбленная женщина не отступается и добивается своего с помощью отца.

Аллан обращается в правительство за помощью, но оно не в состоянии финансировать его проект. Банки тоже отказывают, они наблюдают за действиями Ллойда. И Аллан вынужден обратиться к Ллойду. На встрече с ним он понимает, что старик ничего не сделает для него без дочери, а для дочери сделает все.

В день свадьбы с Алланом Этель учреждает крупный пенсионный фонд для туннельных рабочих. Через три года у них рождается сын. Жизнь с Этель не в тягость Аллану, хотя живет он только туннелем.

К концу строительства туннеля его акции уже дорого стоят. Народные деньги возвращаются. В Мак-Сити более миллиона жителей, в штольнях установлено множество предохранительных приборов. В любой момент Аллан готов снижать темп работы. Он поседел, его называют «старым седым Маком». Создатель туннеля становится его рабом.

Наконец туннель целиком готов. В статье для прессы Аллан сообщает, что цены пользования туннелем общедоступны, дешевле, чем на воздушных и морских кораблях. «Туннель принадлежит народу, коммерсантам, переселенцам».

На двадцать шестом году строительства Аллан пускает первый поезд в Европу. Он выходит в полночь по американскому времени и ровно в полночь должен прибыть в Бискайю, на европейское побережье. Первым и единственным пассажиром едет «капитал» — Ллойд. Этель с сыном провожает их.

Весь мир напряженно следит по телекинематографам за движением поезда, скорость которого превышает мировые рекорды аэропланов.

Последние пятьдесят километров поезд ведет тот, кого иногда называют «Одиссеем современной техники», — Аллан. Трансатлантический поезд приходит в Европу с минимальным опозданием — всего на двенадцать минут.

А. В. Дьяконова

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века. М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT».

Источник: http://www.slavkrug.org/izlozhenie-soderzhaniya-romana-kellermana-tunnel/

Краткое содержание: Тоннель

Роман «Тоннель» начинается с того, что самые богатые люди Америки приезжают на концерт, который приурочен ко дню завершения создания огромного дворца. Все места уже поделены. Ложа строителя дворца Хобби занята инженером Мак Алланом и его женой.

Читайте также:  Краткое содержание маршак сказка о глупом мышонке точный пересказ сюжета за 5 минут

По роду деятельности Аллан занимается изобретением производственных патентов, один из таких патентов на алмазную сталь сделал его известным человеком в кругах банкиров и бизнесменов Америки. И на сегодняшний вечер Аллан также приехал только ради разговора с одним из самых богатых банкиров и магнатов Америки Ллойдом.

Аллана с банкиром знакомит как раз архитектор Хобби, в ложе которого он расположился со своей женой. Банкир очень некрасив. Его лицо полностью изъедено лишаями, но эта кожа совсем не пугает Аллана, у него стальные нервы и веселый голос и этим он производит на банкира неизгладимое впечатление. Кроме самого банкира Аллан также знакомится и с его дочерью. Она красива и статна.

Аллану она явно симпатизирует, однако не делает никаких действий, которые бы могли раскрыть все положение вещей в ее душе. Она лишь говорит Аллану, что будет союзницей в его делах и окажет ему любую посильную помощь. Банкир крайне заинтригован разработками Аллана, говоря, что проект просто грандиозен, но вполне осуществим, если все сделать с профессионализмом и умом.

Если проект состоится, то он явно откроет новую страницу во взаимоотношениях Америки и Европы. Аллан и Ллойд это прекрасно понимают. Аллан все рассказывает своей жене Мод, та, в свою очередь, полностью поддерживает мужа. Она чувствует, что его замыслы ничуть не уступают по величию, тем симфониям, которые звучат сегодня вечером в этом зале.

Проходит некоторое время и по Нью-Йорку ползут слухи, что намечается многомиллионный проект совместно с Алланом и Ллойдом. Суть проекта остается не известна, так как Аллан желает сохранять всю главную информацию в тайне. Ведутся подготовительные работы. Каждый день Аллан встречается с различными специалистами по строительству, инженерии и учеными.

В это время в одном из самых высоких и богатых отелей Нью-Йорка Ллойд созывает конференцию, на которую должны приехать главные деятели всей финансовой сферы Америки для обсуждения важной темы.Зал до отказу наполнен людьми, имеющими миллионные капиталы.

Все они приехали для того, чтобы участвовать в обсуждении строительства трансатлантического подводного тоннеля, который по задумке Аллана соединит Америку и Европу железнодорожным сообщением. Выступая перед публикой, Аллан говорит, что поезда, проходящие по тоннелю, будут покрывать расстояние в пять тысяч километров примерно за двадцать четыре часа.

Все банкиры и воротилы бизнеса прекрасно понимают, что этот проект грандиозен по своим замыслам. А еще они понимают, что такое железнодорожное сообщение окупит себя за короткое время, и если успеть в него вложиться, то есть возможность сорвать многомиллионный куш. Биография Аллана всем присутствующим также известна.

Аллан единственный выживший из тех, кто был на конной штольне во время ее обвала. Его отец и брат погибли под завалами. После этого случая, Аллана взяла на воспитание богатая семья и дала ему хорошее образование. В общем и целом, Аллан здорово поднялся за последнее время и стал известным человеком. Все это сыграло свою роль на вечерней конференции.

Миллионеры решили выделить деньги на строительство трансатлантического тоннеля, соединяющего Америку и Европу.Итак, решение принято. Трансатлантический синдикат будет создан. Главную новость дня решено разослать в ведущие мировые информационные агентства. Тот самый Хобби становится начальником конечной американской станции. Тут же в Америке объявляется набор на сто тысяч рабочих мест.

В грандиозный проект вступают почти все страны мира. В России, Канаде, США, Швеции, Венгрии и других ведутся активные работы по вырубке леса. Весь строительный материал пойдет только на постройку тоннеля. Пресса подступает к офисам синдиката. Корреспонденты требуют информации. Все СМИ разделились на 2 лагеря.

Одни говорят, что трансатлантический тоннель бесперспективное занятие, которое не окупит себя. Лучше всего, говорят они, это пароходное сообщение между континентами. Другой лагерь наоборот, указывает на то, что подводное железнодорожное сообщение — лучший проект тысячелетия.

Он, несомненно, окупит себя и принесет пользу как предпринимателям, так и простым гражданам, которые будут пользоваться поездами такого следования. Даже появился целый город — Мак-Сити. В нем есть все, что надо для обычной жизнедеятельности. Там есть и школы, и детские сады, бойни, почта и телефонная связь. Около городка даже построили местный крематорий.

И говорят, что там даже появляются урны с именами русских, американцев, китайцев и граждан других стран.В прессе появляются призывы Аллана подписаться на акции синдиката. Всеми финансовыми делами руководит банкир Вульф, старый друг Ллойда. Глубоко в душе Аллан хочет, чтобы акции тоннельного синдиката скупались и бедными и богатыми и людьми среднего класса.

По замыслу Аллана тоннель должен стать всеобщим достоянием. Собственностью всего народа Америки и Европы. Действия Аллана возымели успех. Акции активно скупаются и многомиллионные суммы перемещаются из карманов обычных людей в фонд Вульфа. В Европе и Америке действуют аж 5 бурильных машин.

По своей конструкции они способны врезаться в землю на многие километры, разрезая своими мощными бурильными установками толщи земли и камня. В местах где они работают стоит адский шум. Не все рабочие могут его выдержать, некоторые бегут, некоторые сходят с ума, а некоторые прям там и умирают. Аллан каждый день подгоняет рабочих. Ему хочется увеличить темпы строительства тоннеля.

Он стремится выиграть каждую рабочую секунду. Идет время, строительство продолжается. Аллан все время требует увеличения темпов. Его жена Мод и его маленькая дочь страдают от долгих отсутствий мужа и отца. Наступает момент, когда Мод решает устроиться на работу в Мак-Сити. Мод особо не раздумывает над профессией, она устраивается туда в качестве попечительницы для женщин и детей.

Мод заручается поддержкой самых лучших семей города Нью-Йорка. Теперь, она каждый день может видеть своего мужа. Такого похудевшего и осунувшегося. Работа в качестве руководителя его выматывает. В отличие от него Хобби проводит все оставшееся от работы время в веселье и радости. Аллан любит свою семью, но между работой и семьей — он выбирает работу.

Он несомненно считает, что для такого человека как он семью лучше всего не иметь. В этом время Вульф работает над увеличением прибыли для проекта. Вульф собрал в своих руках основные денежные потоки из Европы и США. Но в тоже время, он очень завидует Аллану. Больше всего он ненавидит его способность контролировать людей.Строительство в разгаре. Идет седьмой год работ бурильных установок.

В конце седьмого года в одной из американских штолен происходит взрыв метана. Последствия разрушений катастрофичны. Обвалились десятки километров тоннеля. Под завалами погибли тысячи рабочих и инженеров. Лишь немногих удалось вывести из обгоревшего и полуразрушенного тоннеля. Возле штольни собирается толпа из женщин, жен тех рабочих, которые погребены под завалами. Они неистовствуют.

Женщины требуют расправы на Алланом и его приближенными. Информация о катастрофе уже до него. Он спешит на место аварии, по пути отправляя телеграфное письмо своей жене. В нем он предупреждает ее не выходить на улицу. Но Мод не понимает значения слов Мака. Она берет свою дочку под руку, и они обе выходят к толпе. Те до смерти закидывают их камнями. Когда приезжает Мак, то уже все кончено.

Теперь он такой же вдовец, как и все остальные женщины, все те, кто потерял своих мужей и сыновей в этом злосчастном тоннеле. Мак срочно выезжает на место. На поверхность вывели немногих, среди них оказывается Хобби. Он сильно обгорел и стал похож на дряхлого старика, который вот-вот потеряет сознание и умрет. Хобби так и не смог вернуться к полноценной деятельности.

Он уже никогда не работал над проектом. Погибли около трех тысяч человек. Как сказали специалисты, катастрофа была вызвана взрывом газов, скопившихся внутри тоннеля. Многие тысячи рабочих выходят на забастовки. Аллан вынужден рассчитать почти сто тысяч рабочих рук. К каждому из руководителей Мак-Сити и проекта трансатлантического тоннеля обеспечили надежную охрану.

Все это Аллан предусмотрел задолго до начала строительства.В Мак-Сити уже больше почти никто не работает. Большая часть наемных рабочих разъехалась по своим странам и регионам. Это самое провальное время для Аллана. Он еще сильно переживает утрату жены и дочки. Ездит в Париж. Там они когда-то гуляли вместе. Происходит новое происшествие. Рушится финансовая система синдиката.

Ллойд ценой миллионов долларов пытается сохранить синдикат. С большими усилиями ему это удается. Для того, чтобы хоть как то восполнить финансовый провал, он начинает спекулировать, тем самым существенно нарушая условия договора. Аллан требует вернуть синдикату семь миллионов долларов. Глава финансового отдела Вульф в отчаянии бросается под поезд.

Образ Вульфа еще долгое время терзает Аллана. Ему кажется, что этот проклятый туннель заберет всех их с собой. Совсем не остается средств для его восстановления. Синдикат все еще не вышел на докризисный уровень. Для того, чтобы дополнительно поддержать его, акции проекта продаются практически бесплатно. На весь мир объявляется, что синдикат готов выплатить проценты.

Здание штурмуют тысячи желающих получить свои дивиденды. Происходит пожар, где сгорают акции общества и деньги. Синдикат заявляет о своей не состоятельности. Аллан в спешке уезжает из города. Долгое время скрываясь от рассерженных граждан и банкиров. Аллан отказывается от помощи Этель.

После продолжительных месяцев сокрытия своего истинного местаположения, Аллан, все же, решает вернуться в Нью-Йорк и обращается в суд с повинной. Начинается процесс по Аллану и его приговариваю к шести годам заключения.Проходят месяцы, и Аллану приходит счастливая весть, суд штата его оправдал и отпустил на свободу. Но здоровье Мака уже не то. Подорваны физически и морально он хочет лишь уединения. Из-за того, что ему негде жить он поселяется в Мак-Сити возле той штольни, где когда-то работала бурильная установка. Через некоторое время сюда приезжает его давняя возлюбленная Этель. Она уговаривает Мака вернуться к работе. Аллан пытается говорить с правительством Америки по поводу финансирования проекта, но все усилия тщетны. Правительство отказывает в финансировании, ссылая на свой бюджет. Банки также отказываются финансировать синдикат, так как видели прошлый опыт его работы. Аллан снова обращается к Ллойду. Ллойд ради своей дочери согласен начать все с начала. Аллан и Этель играют свадьбу, после чего создается пенсионный фонд для рабочих. Проходят долгие годы, у Аллана и Этель рождается сын, тоннель со временем достраивается. Акции тоннеля стоят уже очень дорого. Штольни значительно модернизированы, установлены защитные механизмы и механизмы предупреждения катастроф. Мак уже постарел, становится понятно, что он раб своей идеи. Аллан раб тоннеля.

Подходит к концу строительство главного проекта всей жизни Аллана. СМИ публикуют статью, в которой говорится, что тоннель является общедоступным, а билеты на поезд значительно ниже, чем на аналогичный пароходный маршрут. Прошло ровно двадцать шесть лет.

Читайте также:  Краткое содержание умнее всех мамин-сибиряк точный пересказ сюжета за 5 минут

В назначенный день, по маршруту США — Европа уходит первый экспресс, в салоне которого едет Ллойд. Один и единственный пассажир этого поезда. Во всех газетах пишут об этой новости, на телевидении транслируют весь процесс поездки по всему маршруту. Поезд проходит весь маршрут без происшествий.

Опаздывая к сроку только на двенадцать минут.

Краткое содержание романа «Тоннель» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Тоннель». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/kellerman/tonnel/

Читать

Прогресс техники XX века принимает поистине головокружительные формы. Для нее уже нет оглядки на вчерашний день, она вся устремлена в будущее. Отсюда нередки попытки заглянуть в это будущее, художественно предвосхитить его. И когда это делает такой крупный художник, каким бесспорно является Б. Келлерман, то интерес получается двойной.

Попытаемся разобраться, во-первых, удачно ли расставлены вехи этого будущего и, во-вторых, удалось ли автору художественное преодоление этой труднейшей из тем.

Итак, удачна ли, правдива ли сама тема романа «Туннель», рассказывающего нам о гигантской работе по прорытию туннеля протяжением в 5 тысяч километров, который должен соединить Америку и Европу под таинственными глубинами Атлантического океана? Логика вчерашнего дня техники против такого замысла.

Стихия морей и океанов уже не настолько грозна, чтобы с точки зрения нынешнего уровня техники можно было экономически оправдать прокладку такого чудовищного туннеля. Однако завтрашний день техники несет такие чудеса, которые и не снятся нынешним мудрецам.

Почему не может быть сверхустойчивых сверл из некоего «алланита», если уже налицо «нетупящийся резец»? Силовые станции, утилизирующие силу приливов и отливов, созидание мощных городов в пустынях, электропоезда, ставящие скоростные рекорды, разве это уже не песни действительности? А завтра уже будет осуществлено видение на сотни и тысячи километров, передача силовой энергии без проводов и, быть может, пойдут на слом те перегородки, которые разделяют ныне радио и электротехнику. Предчувствие таких сдвигов во всяком случае создает благоприятный фон и для Келлермановского «Туннеля». Попробуйте-ка рассчитать для такого завтрашнего дня экономику его «великих работ»! И Келлерман остается «в своем художественном праве», когда пытается дать набросок героической эпохи труда в связи с великими проблемами транспорта. Вопрос о них, об этих громаднейших стройках новых путей – и морских, и сухопутных, и воздушных – станет ребром перед человечеством завтрашнего дня, которое превратит земной шар в общую родину трудящихся и раскроет по-новому источники материального изобилия. Пусть эти искания пойдут не по Аллановской форме, техническое содержание будет «того же порядка величин». Однако… однако работы такого порядка уже не пойдут под началом Ллойдов, Вульфов и прочих акул биржевого мира.

«На всем европейском материке паровые машины питаются английским, местами немецким и бельгийским каменным углем.

Освобожденное от пут капиталистического производства общество сможет пойти еще дальше в этом направлении.

Порождая новое поколение всесторонне развитых производителей, понимающих научные основы всего промышленного производства и изучающих практически, каждый в отдельности, весь ряд отраслей производства от начала до конца, оно сможет создать новую производительную силу, которая с избытком покроет расход по перевозке из самых отдаленных пунктов сырья и горючих материалов».[1]

В этих словах Ф. Энгельса прямое провидение грядущих колоссальных работ по реализации мировых сверхмагистралей в полосу развертывания мирового социализма, канун которого мы переживаем.

Итак, Келлерман по-своему прав, когда он связывает гигантский трудовой размах с транспортными исканиями грядущих дней. Этот крупный художник вообще не чужд определенной тяги к правде грядущих дней.

И его «7 ноября» и «Туннель», быть может, лишь наиболее яркие образцы такой тяги.

Это сближает его с советским читателем, заставляет выделять его литературный талант среди собратьев, людей того же поколения.

Но все же он только «попутчик». Он может дать огромное красочное полотно событий – но человек грядущего коллектива ему не по плечу.

Художественно чеканить ему удается лишь индивидуальные типы нынешнего разлагающегося буржуазного верха Германии и фигуры его Шелленбергов, Шведенклеев и прочей мещанской братии не оставляют в этом отношении, по своей выпуклости, желать большего.

Но его «герой труда», воинствующий и опирающийся на спекулянтский капитал инженер Мак Аллан – наполовину надуманная фигура.

Большой талант и здесь выручает: нет-нет да и эту сухую фигуру оживит тот или другой удачный штрих. А в целом выходит так, что для сказки этот герой слишком от действительности, а для действительности – слишком от сказки.

Сын углекопа, М. Аллан начал свой трудовой путь с работы подростка-возчика в угольных копях. От технического изобретательства он семимильными шагами пошел по путям личного преуспеяния.

Впрочем, нет, он, по словам автора, творил рабочее дело, ибо туннель между Америкой и Европой по преимуществу должен был быть собственностью трудящихся. Так прямо и сказано: «Аллан прежде всего хотел получить деньги от масс.

Туннель должен быть построен не на деньги одной только кучки капиталистов и спекулянтов. Он должен сделаться собственностью народа, Америки, всего мира».

Келлерман, однако, не живописует нам такого пути. Ведь нельзя же смешивать акты подлинной национализации с тем околпачиванием мелких вкладчиков из трудовой массы такими биржевыми акулами, какими были и всесильный патрон Аллана Ллойд и его соратник, грязный маклер по темнейшим сделкам, удачно изображенный в романе, С. Вульф.

Б. Келлерман, однако, слишком крупный художник, чтобы застревать на позициях художественной маниловщины. Он пишет: «Агенты Аллана, опытные, хладнокровные, обладающие проницательным взглядом работорговцев, сразу определили пригодность каждого из рабочих, его мускульную силу, его здоровье. Никакие ухищрения не могли обмануть их» (подчеркнуто нами – Г. К.).

А вот как реализовал инженер от рабочих «мистер» Аллан свой административный талант:

«Он объехал все работы, шумел, кричал, бранился, объявил в заключение, что работы идут медленно и что синдикат, платя большие деньги, требует самой напряженной работы. Уехал он так же внезапно, как приехал, вызвав всеобщее изумление и уважение (подчеркнуто нами – Г. К.)

Словом, перед нами обычный тип американского бизнесмена со своеобразными представлениями о векселях на «всеобщее изумление и уважение». Впрочем, и сам Келлерман как будто не колеблется в оценке действительных ценностей описываемой им американской «культуры».

Как живет, по словам автора, масса, преобладающая масса свободных граждан этой «демократической» страны? «Жизнь ничего не дает им, – пишет Келлерман, – они бывают только захвачены ее водоворотом. Тот, кто терял голову, пугался и падал, того давили колеса жизни и никто о нем не заботился. Сострадание стало роскошью. Старые культуры уже обанкротились и едва заслуживали внимания».

Это ли не подлинное «горе побежденным»? Недаром поле работ Аллана имело свой «ад» и свое «чистилище»:

«Шла напряженная работа: повсюду виднелись искривленные рты, вздувавшиеся мускулы, на висках бились жилы, тела прижимались друг к другу…» И над этим полем «воодушевленного труда» – зоркий глаз аллановских рабовладельцев, а поодаль, в новом городе имени Мака Аллана, заботливо приготовленное кладбище с мощным крематорием.

Келлерман утверждает, что этой массе давимых «железной лапой капитала» хотелось услышать новую мелодию, а не повторение старой уличной песенки.

«И Аллан это сделал. Он создал новую мелодию из лязга железа и треска электрических искр, и она всем была понятна: это была современная мелодия, такт которой слышался в грохоте поездов воздушной железной дороги, проносившихся над головой».

«Старая уличная песенка» – не звучит ли это слишком примиренчески по отношению к подлым тонам мелодий современного сверхкапитализма? И не напрасно ли автор утверждает, что его Аллану удалось создать подлинно «новую мелодию»? Думаем, что так. Эта новая мелодия не по плечу ни Аллану, ни его окружению с разнокалиберными Вульфами, испробовавшими «разные профессии, вплоть до карманщика».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=13885&p=1

Лаборатория Фантастики

Переводы романа:

1913 — Бюллетени литературы и жизни. 1913. Сентябрь. N 2

1913 — ж. «Новое слово» №№ 11, с.64-90, № 12, с.61-75

(1913) — СПб.: М. М. Гутзац, 328 стр. (В туннеле)

1914 — альм. «На суше и на море» кн.5, с.4-40, № 6, с.3-47, сокр. Э. Пименова

1914 — сс. «Собрание сочинений в 4-х тт.», т.4, СПб.: Прометей, 404 стр.

1915 — М.: АО «Универсальная б-ка» (Универсальная библиотека № 1065-1069), 428(4) стр., Э. Пименова (3-е изд.)

1916 — М.: тип. АО «Московское изд-во» (Библиотека романов) (Беспл. прил. к газ. «Трудовая копейка» за 1916 г.), 92 стр. (Туннель под океаном)

1918 — М.: Универсальная б-ка (Универсальная б-ка № 1065-1069), 428(4) стр., Э. Пименова (5-е изд.)

1918 — М.: ВЦИК сов. раб., с., к. и крест. депут. (Общая б-ка № 14), 428(4) стр. (Э. Пименова)

1922 — М.: Гос. Изд-во (Всеобщая б-ка № 8), 429(3) стр., Э. Пименова

(1922) — Берлин: Русское творчество, 352 стр., А. Ф. Даманская, З. Журавская

1923 — М.-Пг.: Гос. Изд-во, 218 стр., Э. Пименова

1923 — авт.сб. «Заживо погребённый. Через трупы» М.: , стр. (два отрывка из рм)

1925 — М.: Изд. ВЦСПС, 136(8) стр., сокр. Ф. Гладков

1925 — М.: Труд и книга, 357(11) стр., Э. К. Пименова

1925 — М.: Рабочая газета (Беспл. прил. к газ. «Рабочая газета»), 158 стр., перераб. З. В.

1926 — Л.: Гос. Изд-во (Книга для Комсомола), 49(3) стр., сокр. Э. К. Пименова (рис. А. М. Литвиненко)

1926 — Л.: Мысль, 390 стр., С. В. Ромм, ред. Э. Пименова

1926 — Л.: Мысль, 341(3) стр., С. В. Ромм, ред. Э. Пименова (2-е изд.)

1927 — М.-Л.: Госуд. изд-во, 429(3) стр., Э. Пименова (т. 7000) (в перепл.-папке, худ. П. Алякринский)

(1927) — Л.: Прибой (Б-ка для всех) (Дешёвая б-ка № 101), 462(2) стр., Э. Пименова (т. 15 000)

1927 — М.: Гудок (Худ.-лит. и истор.-полит. б-чка газ. «Гудок») (прил. к газ «Гудок» № 17-18), 128 стр., Э. Пименова (т. 55 000)

1927 — М.-Л.: Гос. изд-во (Дешёвая б-чка. Для детей среднего и старшего возраста), 16 стр. (отрывок «Шахта дяди Тома») (т. 50 000)

(1929) — ж. «Роман-газета» (М.: Московский рабочий) № 11(41), 61(3) стр.

1930 — М.-Л.: Гос. изд-во (Для детей старшего возраста), 15(1) стр. (отрывок «Шахта дяди Тома») (рис. А. Щербаков) (т. 75 000) (2-е изд.)

1930 — сс. «Собрание сочинений в 6-ти тт.», т.1, М.-Л.: Земля и Фабрика (Прил. к ж. «30 дней»), 267(5) стр., авториз. З. А. Вершинина

1932 — М.-Л.: ГИХЛ (Дешёвая б-ка ОГИЗа), 320 стр., авториз. З. А. Вершинина (т. 80 000) (пред. акад Г. Кржижановского)

1935 — авт.сб. «Избранные произведения. т.2. Туннель» Л.: ГИХЛ, 284 стр., П. С. Бернштейн (т. 10 300)

Туннель [Текст] : Отрывки из романа : Книга для чтения на нем. яз. в 10-х классах средней школы / Бернгард Келлерман ; Отбор текста, подзаголовки, пояснения и словарь З. Л. Веденьевой Москва : Учпедгиз, 1952

Читайте также:  Краткое содержание гари обещание на рассвете точный пересказ сюжета за 5 минут

Туннель [Текст] : Отрывки из романа : Книга для чтения на нем. яз. в 10-х классах средней школы / Бернгард Келлерман ; Отбор текста, подзаголовки, пояснения и словарь З. Л. Веденьевой Москва : Учпедгиз, 1956

1961 — Чита: Читинское книжное издательство, 296 стр., П. С. Бернштейн (т. 30 000)

1980 — Краснодар: Советская Кубань, 335(1) стр. (мяг. обл.)

1984 — Донецк: Донбас, 264 стр., П. С. Бернштейн (то же, 1988, 278 стр. ISBN 5-7740-0023-0)

1986 — Киев: Молодь, 270(2) стр., А. Логвиненко

В 1924 г. Всеволод Мейерхольд поставил спектакль по роману Келлермана «Туннель»

Источник: http://fantlab.ru/work216630

Бернгард Келлерман — Туннель

Богачи Нью-Йорка, Чикаго, Филадельфии и других городов съезжаются на небывалый по числуучаствующих в нем знаменитостей с мировым именем концерт в честь открытия только чтовыстроенного дворца.

Инженер Мак Аллан со своей женой Мод занимают ложу их друга Хобби, строителя дворца, Аллан, ужеизвестный как изобретатель алмазной стали, приехал сюда ради десятиминутной беседы с самыммогущественным и богатым человеком, магнатом и банкиром Ллойдом. Инженер из Буффало равнодушен кмузыке, а его обаятельная и скромная жена наслаждается концертом.

Хобби, талантливый и экстравагантный архитектор, которого знает весь Нью-Йорк, представляетАллана Ллойду. Лицо банкира напоминает морду бульдога, изъедено отвратительными лишаями, онопугает людей. Но коренастый и крепкий, как боксер, Алдан, обладающий здоровыми нервами, спокойносмотрит на Ллойда и производит на него хорошее впечатление. Банкир знакомит Аллана со своейдочерью, красавицей Этель.

Ллойд слышал о разрабатываемом Алланом проекте, считает егограндиозным, но вполне осуществимым и готов поддержать. Этель, стараясь не выказывать слишкомявного интереса к инженеру, объявляет себя его союзницей.Встреча с Ллойдом решает судьбу Аллана и открывает «новую эпоху во взаимоотношениях Старого иНового Света».

Когда Аллан делится с Мод своими замыслами, у нее мелькает мысль, что творение мужане менее величественно, чем симфонии, которые она слушала на концерте.По Нью-Йорку ходят слухи о каком-то необычайном миллионном предприятии, которое готовит Алланпри поддержке Ллойда. Но все пока сохраняется в тайне. Аллан ведет подготовительные работы,договариваясь с агентами, инженерами и учеными.

Наконец в одном из самых престижных отелей,тридцатишестиэтажном небоскребе на Бродвее, открывается знаменитая конференция. Это съездфинансовых воротил, которых созывает Ллойд по «делу первостепенной важности».Сидящие в зале миллионеры понимают, что им предстоит гигантская битва капиталов за правоучастия в проекте, который назван Ллойдом «самым великим и самым смелым проектом всех времен».

Обводя собравшихся спокойным взглядом ясных светлых глаз, скрывая охватившее его возбуждение,Аллан сообщает, что за пятнадцать лет обязуется построить подводный туннель, который соединит дваматерика, Европу и Америку. Поезда будут покрывать расстояние в пять тысяч километров за двадцатьчетыре часа.Мозги тридцати приглашенных Ллойдом самых влиятельных «рабовладельцев» зашевелились.

ДелоАллана сулит всем огромную прибыль в будущем, они должны решиться вложить свои деньги. Ллойд ужеподписался на двадцать пять миллионов. При этом богачи знают, что Аллан — всего лишь орудие вруках всемогущего банкира. Миллионерам нравится Аллан, им известно, что мальчишкой он работалконоводом в штольне, выжил после обвала, потеряв там отца и брата.

Богатая семья помогла емуучиться, и за двадцать лет он высоко взлетел. И в этот день люди, наделенные богатством,могуществом, смелостью, поверили в Аллана.На следующее утро газеты на всех языках сообщают миру об учреждении «Синдиката Атлантическоготуннеля». Объявляется набор ста тысяч рабочих для американской станции, начальником которойназначен Хобби.

Он первым узнает темп работы Аллана, «адский темп Америки», без выходных дней,иногда по двадцать часов в сутки.Заказы Аллана выполняются заводами многих стран. В Швеции, России, Венгрии и Канаде вырубаютсялеса. Созданное Алланом дело охватывает весь мир.Здание синдиката осаждается журналистами. Пресса зарабатывает большие деньги на туннеле.

Враждебная печать, подкупленная заинтересованными лицами, выступает за трансатлантическоепароходное сообщение, дружественная сообщает об изумительных перспективах.В молниеносно построенном Туннельном городе, Мак-Сити, имеется все. Бараки заменяются рабочимипоселками со школами, церквами, спортплощадками. Работают пекарни, бойни, почта, телеграф,универсальный магазин.

В отдалении находится крематорий, где уже появляются урны с английскими,немецкими, русскими и китайскими именами.Аллан призывает весь мир подписаться на туннельные акции. Финансами синдиката руководит нектоВульф, бывший директор банка Ллойда. Это выдающийся финансист, поднявшийся из низов венгерскогоеврейского предместья.

Аллану нужно, чтобы акции скупались не только богачами, но и народом,собственностью которого должен стать туннель. Постепенно деньги «маленьких людей» потекли рекой.Туннель «глотает» и «пьет» деньги по обе стороны океана.На всех пяти станциях Американского и Европейского континентов бурильные машины врезаютсясквозь камень на много километров вглубь.

Место, где работает бурильная машина, называется урабочих «адом», многие глохнут от шума. Каждый день здесь бывают раненые, а иногда и убитые. Сотниубегают из «ада», но на их место всегда приходят новые. При старых методах работы для окончаниятуннеля потребовалось бы девяносто лет. Но Аллан «мчится сквозь камень», он ведет яростную борьбуза секунды, заставляя рабочих удваивать темпы.

Все заражаются его энергией.Мод страдает, что у мужа нет времени для нее и маленькой дочки. Она уже чувствует внутреннююпустоту и одиночество. И тогда ей приходит в голову мысль о работе в Мак-Сити. Мод становитсяпопечительницей дома для выздоравливающих женщин и детей. Ей помогают дочери лучших семейНью-Йорка.

Она внимательна и приветлива со всеми, искренне сочувствует чужому горю, её все любят иуважают. —Теперь она чаще видит мужа, похудевшего, с отсутствующим взглядом, поглощенного толькотуннелем. В отличие от него Хобби, который бывает в их доме ежедневно, после своейдвенадцатичасовой работы отдыхает и веселится.

Аллан горячо любит жену и дочурку, но понимает, чтотакому, как он, лучше не иметь семьи.Вульф делает деньги для туннеля. К нему стекаются доллары из Америки и Европы, и он сразу жепускает их в оборот по всему земному шару. Финансовый гений имеет слабость — любовь к красивымдевушкам, которым он щедро платит. Вульф восхищается Алланом и ненавидит его, завидуя его властинад людьми.

На седьмом году строительства в американской штольне происходит страшная катастрофа. Огромнойсилы взрыв разрушает и повреждает десятки километров штольни. Немногие, спасшиеся от обвала иогня, бегут, бредут и ползут, преодолевая большие расстояния, к выходу, задыхаясь от дыма.Спасательные поезда с самоотверженными инженерами успевают вывезти лишь незначительную частьобессиленных людей.

Наверху их встречают обезумевшие от страха и горя женщины. Толпанеистовствует, призывает отомстить Аллану и всему руководству. Разъяренные женщины, готовые наразгром и убийство, несутся к домам инженеров. В такой ситуации катастрофу мог бы предотвратитьодин Аллан. Но он в это время мчится на машине из Нью-Йорка, телеграфируя с дороги женекатегорический запрет выходить из дома.

Мод не может это понять, она хочет помочь женам рабочих, беспокоится о Хобби, находящемся втуннеле. Вместе с дочкой она торопится к Мак-Сити и оказывается перед рассвирепевшей толпойженщин. Обе погибают под градом пущенных в них камней.Гнев рабочих после прибытия Аллана поутих. Теперь у него такое же горе, как у них.

Аллдан с врачами и инженерами разыскивают и выводят из задымленной штольни последних уцелевших,в том числе и полуживого Хобби, похожего на древнего старика. Впоследствии Хобби уже не можетвернуться к своей работе.Катастрофа поглотила около трех тысяч жизней. Специалисты предполагают, что она вызвана газами,вспыхнувшими при взрывании камня.

Рабочие, поддержанные своими европейскими товарищами, бастуют. Аллан рассчитывает сотни тысяччеловек. Уволенные ведут себя угрожающе, пока не узнают, что руководство Мак-Сити обеспеченопулеметной охраной. Алланом все было предусмотрено заранее.Штольни обслуживаются инженерами и добровольцами, но Туннельный город словно вымер.

Алланвыезжает в Париж, переживает свое горе, посещая места, где бывал вместе с Мод.В это время над синдикатом разразилась новая катастрофа — финансовая, еще болееразрушительная. Вульф, который давно вынашивает план подняться над Алланом, «прыгает вышеголовы». Он готовится в течение десяти лет аннексировать туннель за огромные деньги и для этогоотчаянно спекулирует, нарушая договор.

Он терпит поражение.Аллан требует от него возврата синдикату семи миллионов долларов и не идет ни на какие уступки.Выслеживаемый сыщиками Аллана, Вульф бросается под колеса поезда.Аллана преследует образ Вульфа, смертельно бледного и беспомощного, тоже уничтоженноготуннелем. Теперь нет средств для восстановления туннеля. Смерть Вульфа испугала весь мир,синдикат пошатнулся.

Крупные банки, промышленники и простые люди вложили в туннель миллиарды.Акции синдиката продаются за бесценок. Рабочие многих стран бастуют.Ценой больших материальных жертв Ллойду удается сохранить синдикат. Объявляется о выплатепроцентов. Многотысячная толпа штурмует здание. Возникает пожар. Синдикат заявляет о своейнесостоятельности. Создается угроза для жизни Аллана.

Гибель людей ему простили, но потерю денегобщество не прощает.Несколько месяцев Аллан скрывается. Этель предлагает ему свою помощь. Со дня гибели Мод она ужене раз пытается выразить Аллану свое сочувствие, предложить помощь, но всякий раз наталкиваетсяна его равнодушие.Аллан возвращается в Нью-Йорк и отдает себя в руки правосудия, Общество требует жертвы, и оно еёполучает.

Аллан приговорен к шестилетнему тюремному заключению.Спустя несколько месяцев Верховный суд оправдывает Аллана. Он выходит из тюрьмы с подорваннымздоровьем, ищет одиночества. Аллан поселяется в опустевшем Мак-Сити, рядом с мертвым туннелем. Сбольшим трудом его разыскивает Этель, но понимает, что не нужна ему. Влюбленная женщина неотступается и добивается своего с помощью отца.

Аллан обращается в правительство за помощью, нооно не в состоянии финансировать его проект. Банки тоже отказывают, они наблюдают за действиямиЛлойда. И Аллан вынужден обратиться к Ллойду. На встрече с ним он понимает, что старик ничего несделает для него без дочери, а для дочери сделает все.В день свадьбы с Алланом Этель учреждает крупный пенсионный фонд для туннельных рабочих. Черезтри года у них рождается сын. Жизнь с Этель не в тягость Аллану, хотя живет он только туннелем.К концу строительства туннеля его акции уже дорого стоят. Народные деньги возвращаются. ВМак-Сити более миллиона жителей, в штольнях установлено множество предохранительных приборов. Влюбой момент Аллан готов снижать темп работы. Он поседел, его называют «старым седым Маком».Создатель туннеля становится его рабом.Наконец туннель целиком готов. В статье для прессы Аллан сообщает, что цены пользования туннелемобщедоступны, дешевле, чем на воздушных и морских кораблях. «Туннель принадлежит народу,коммерсантам, переселенцам».На двадцать шестом году строительства Аллан пускает первый поезд в Европу. Он выходит в полночьпо американскому времени и ровно в полночь должен прибыть в Бискайю, на европейское побережье.

Первым и единственным пассажиром едет «капитал» — Ллойд. Этель с сыном провожает их.

Весь мир напряженно следит по телекинематографам за движением поезда, скорость которогопревышает мировые рекорды аэропланов.

Последние пятьдесят километров поезд ведет тот, кого иногда называют «Одиссеем современнойтехники», — Аллан. Трансатлантический поезд приходит в Европу с минимальным опозданием — всегона двенадцать минут.

На нашем сайте Вы найдете значение «Бернгард Келлерман — Туннель» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бернгард Келлерман — Туннель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «Б». Общая длина 52 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1396736-berngard-kellerman—tunnel

Ссылка на основную публикацию