Краткое содержание корзина с еловыми шишками паустовского точный пересказ сюжета за 5 минут

Паустовский Константин рассказ

Краткое содержание Корзина с еловыми шишками Паустовского точный пересказ сюжета за 5 минут

Автор: Паустовский, Константин Георгиевич

Название произведения: «Корзина с еловыми шишками»

Число страниц: 16

Жанр: рассказ

Главные герои:  Эдвард Григ, девочка Дагни.

Краткое содержание произведения «Корзина с еловыми шишками»

Однажды осенью, когда землю укрыли багровые листья, композитор Григ прогуливался в еловом лесу.

Григ повстречал дочь местного лесничего Дагни Педерсен, восьмилетнюю девочку, которая несла большую корзину с шишками.

Композитор и девочка разговорились, и так как Дагни понравилась Григу, он пообещал ей сделать подарок, правда подарить который, он сможет только, когда пройдет десять лет.

Маленькая Дагни расстроилась, но делать было нечего.

Григ жил в городе Бергене.

Он целый месяц писал обещанный подарок для Дагни, представляя как девочка, нет, уже девушка с яркими зелеными глазами, бежит навстречу к нему и говорит: «Спасибо».

Композитора слушали и синицы, и матросы, Золушка и сверчок.

Когда Дагни минуло 18 лет, девушка приехала в столицу, город Христиания, к своей тете Магде.

Тетка и ее муж работали в театре, и поэтому Дагни там также часто бывала.

Спектакли производили на нее огромное впечатление.

В один прекрасный день Дагни и ее родственники пошли на симфонический концерт.

По этому случаю Дагни надела самое красивое бархатное платье.

Дагни погрузилась в музыку и вдруг услышала со сцены свое имя.

Она не поняла и увидела, как дядя смотрит на нее с восхищением.

Потом она услышала, что следующая песня посвящается композитором Григом именно ей.

Дагни слушала музыку и узнавала свою родину, узнавал себя, и ей хотелось сказать спасибо композитору, но она не могла этого сделать.

Григ уже умер.

Дагни была вне себя от счастья и поняла, что очень любит жизнь, и что она не пройдет даром.

Рисунок — иллюстрация рассказа «Корзина с еловыми шишками»

Главная мысль произведения «Корзина с еловыми шишками»

Чтобы полюбить жизнь и увидеть в ней смысл иногда достаточно просто послушать прекрасную музыку и понять всю красоту этого мира.

Чему учит рассказ «Корзина с еловыми шишками»

Рассказ «Корзина с еловыми шишками» учит нас ценить и любить прекрасное, уметь отличать настоящее искусство от безвкусицы, ведь только настоящее искусство зовет нас вперед, заставляет нашу душу взлетать.

Краткий отзыв к рассказу «Корзина с еловыми шишками»

Рассказ «Корзина с еловыми шишками» производит сильное впечатление. В некоторых строчках мы словно погружаемся в море музыки, так красиво писатель описывает творчество композитора.

Этот рассказ о том, как девушка Дагни, услышав музыку, посвященную ей, поняла, что ей есть ради чего жить на этом свете.

Пословицы к рассказу «Корзина с еловыми шишками»

Всё великое в искусстве в единственном числе.

Всякое искусство есть подражание природе.

Неизвестные ранее слова и их значение:

Сага — скандинавская песня, предание;

Метроном  — измерительный прибор

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/paustovskii-konstantin-rasskaz-korzina-s-elovymi-shishkami

Краткое содержание «Корзина с еловыми шишками» Паустовского Помощь по литературе

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

— Как тебя зовут, девочка? — спросил Григ.

— Дагни Педерсен, — вполголоса ответила девочка. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

— Вот беда! — сказал Григ. — Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

— У меня есть старая мамина кукла, — ответила девочка. — Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.

— А теперь она спит с открытыми глазами, — печально добавила Дагни — У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

— Слушай, Дагни, — сказал Григ, — я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Дагни даже всплеснула руками.

— Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.

— А что это такое?

— Разве за всю свою жизнь, — строго спросила Дагни, — вы можете сделать всего пять или шесть игрушек? Григ смутился.

— Да нет, это не так, — неуверенно возразил он. — Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

— Я не разобью, — умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. — И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

«Она совсем меня запутала, эта Дагни», — подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми.

— Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.

Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых.

Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

— Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?

— Хагеруп, — ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: — Разве вы не зайдете к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять ее в руки.

— Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни! Григ пригладил волосы девочки и пошел в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки.

«Я напишу музыку, — решил Григ. — На заглавном листе я прикажу напечатать «Дагни Педерсен — дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

В Бергене все было по-старому.

Все, что могло приглушить звуки, — ковры, портьеры и мягкую мебель — Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи — от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Рояль мог петь обо всем — о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.

Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода. Капли твердили, что время не ждет и надо бы поторопиться, чтобы сделать все, что задумано.

Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше…месяца.

Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.

Вскоре пошел снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.

Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.

Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья.

Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке «Спасибо!» — говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.

«Ты как солнце, — говорит ей Григ — Как нежный ветеp и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнив все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.

Ты — белая ночь с ее загадочным светом. Ты — счастье. Ты — блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.

Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».

Читайте также:  Краткое содержание бунин темные аллеи точный пересказ сюжета за 5 минут

Григ думал так и играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.

Каждый слушал по-своему.

Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щелку за Григом.

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома.

А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.

Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.

Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?

Магда работала театральной портнихой. Муж ее Нильс служил в том же театре парикмахером.

Жили они в комнатушке под крышей театра. Оттуда был виден пестрый от морских флагов залив и памятник Ибсену.

Пароходы весь день покрикивали в открытые окна. Дядюшка Нильс так изучил их голоса, что, по его словам, безошибочно знал, кто гудит — «Нордерней» из Копенгагена, «Шотланский певец» из Глазго или «Жанна дАрк» из Бордо.

В комнате у тетушки Магды было множество театральных вещей: парчи, шелка, тюля, лент, кружев, старинных фетровых шляп с черными страусовыми перьями, цыганских шалей, седых париков, ботфорт с медными шпорами, шпаг, вееров и серебряных туфель, потертых на сгибе. Все это приходилось подшивать, чинить, чистить и гладить.

На стенах висели картины, вырезанные из книг и журналов: кавалеры времен Людовика XIV, красавицы в кринолинах, рыцари, русские женщины в сарафанах, матросы и викинги с дубовыми венками на головах.

В комнату надо было подыматься по крутой лестнице. Там всегда пахло краской и лаком от позолоты.

Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели.

Напуганная этим тетушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс обозвал Магду за это «наседкой» и сказал, что, наоборот, в театре надо верить всему. Иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дагни верила.

Но все же тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт.

Нильс против этого не спорил. «Музыка, — сказал он, — это зеркало гения».

Нильс любил выражаться возвышенно и туманно. О Дагни он говорил, что она похожа на первый аккорд увертюры. А у Магды, по его словам, была колдовская власть над людьми. Выражалась она в том, что Магда шила театральные костюмы.

А кто же не знает, что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется.

Вот так оно и выходит, что один и тот же актер вчера был гнусным убийцей, сегодня стал пылким любовником, завтра будет королевским шутом, а послезавтра — народным героем.

— Дагни, — кричала в таких случаях тетушка Магда, — заткни уши и не слушай эту ужасную болтовню! Он сам не понимает, что говорит, этот чердачный философ!

Был теплый июнь.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/1534_kratkoe_soderzhanie_korzina_s_elovymi_shishkami_paustovskogo.htm

Литературно-методический анализ художественного произведения.К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Текстовый литературно-методический анализ художественного произведения.

Формирование, развитие, обогащение читательских умений школьников является важнейшим содержанием деятельности учителя литературы, обеспечивающим интерес учеников к чтению, способность находить в литературном произведении ответы на волнующие подростков нравственные проблемы, постигать художественную ценность произведения.

Покажем это на примере изучения повести К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» в четвертом классе и рассмотрим, как в результате анализа в единстве содержания и формы произведения (в осмыслении проблем, образной системы, композиционных особенностей, жанрового своеобразия, авторской позиции)-вырабатываются важные «стержневые» умения.

Итак, рассказ прочитан ребятами дома. Но учитель намечает способы, как пробудить на данном уроке интерес школьников к более глубокому прочтению произведения Паустовского «Корзина с еловыми шишками». На первом подготовленном этапе необходима подготовка к восприятию темы урока и осмысление с учащимися результатов их самостоятельного чтения.

Что же может стать таким мотивом?

Рассмотрим план-конспект проведенного урока.

«…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»(урок чтения в 4-ом классе по рассказу К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Цель урока: разобраться вместе с ребятами в смысле следующих слов «Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».

Эти слова Дагни Педерсон, героини рассказа. Предлагается ребятам поговорить о том, что делает человека счастливым.

На уроке мы проводим исследовательскую работу с текстом, поэтому это не совсем обычный урок, а урок-исследование.

Начинаем знакомство с рассказом необычно. Загляните в конец рассказа. Прочитайте последние четыре слова: «…чем должен жить человек»…)

-Какой знак препинания стоит после этих слов? (Многоточие).

-Для чего автор поставил многоточие? (есть продолжение или недосказанность, что-то нужно домыслить)

-В литературе это называется риторический вопрос. Давайте посмотрим в толковом словаре, что это означает. (Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься).

-О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

Ответ заранее подготовившегося ученика с кратким сообщением о жизни норвежского композитора Эдварда Грига.

Слушаем пьесу Э.Грига «Утро». Эта музыка подготавливает учащихся к восприятию рассказа.

-Что представляли, слушая музыку? Какие картины рисовались вашему взору?

-Какие чувства пробудила в вас музыка?

-Какое настроение вызвала? («Эта музыка пробуждает в нас добрые чувства; она живая, чистая; хочется быть добрым; она какая-то грустная и печальная»-ответы детей).

А теперь обратимся к произведению и вспомним какова композиция этого рассказа? Сколько в нем частей? Как вы их озаглавили? Почему так построен рассказ?( 4 части, дети читают план).

-Такая композиция позволяет показать события в жизни главных героев-Грига и Дагни. Каждый эпизод важен.

Давайте перескажем сюжет?

-Что такое сюжет?

-Найдите и прочитайте в I части описание осеннего леса. Для чего Паустовский вводит его в произведение? (Лес как в сказке, волшебный, загадочный). И встреча для Дагни с композитором как сказка, которая вошла в ее жизнь. Описание леса дает почувствовать всю прелесть окружающего мира.

В этом описании много эпитетов. Лес в медно-золотом осеннем убранстве. В картине преобладают жизнерадостные светлые и грустные тона, как и в музыке Грига. По своему жанру это лирический рассказ. Сейчас ребята из групп напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.) Инсценирование. В это время звучит Э.

Грига «Песня Сольвейг»

На следующем этапе урока проводится исследовательская работа по группам. Каждой группе дано несколько вопросов творческого характера. Каждый из членов группы (их три) может выбрать себе вопрос и дать на него ответ.

1 группа «Что произошло с Дагни?»

-Какой стала Дагни? Опишите ее.

-Куда ее отправил отец?

-Какие эмоции вызывало у нее посещение театра?

2 группа Какой же подарок решил сделать композитор девочке?

-Рассказать, как Дагни слушала музыку?

-Почему он решил сделать ей подарок? (Потому что у нее доброе сердце, умеет думать о других.

-Почему он не захотел сделать его сразу? (Такие вещи не дарят маленьким детям, дети не всегда понимают сложную музыку).

3 группа Перечитайте отрывок из рассказа, как звучала музыка?

-Как называют этот прием?

Итак, ребята работают в группах, приглушенно звучит музыка Э.Грига.

Читают текст «Мелодия уже не пела, она уже звала. Музыка была живая. Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо…

Работа под музыку «Песня Сольвейг» Грига.

Вопросы всему классу.

-А разве может быть музыка живой. (Ответы детей)

Учитель: Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет ее человеческими качествами.

Ребята, как называется этот прием?

Читайте также:  Краткое содержание рассказов василия белова за 2 минуты

Ответ: «Олицетворение».

-Что представляла Дагни, слушая музыку? Послушаем отрывок музыкального произведения Э.Грига «Утро» (прослушивание музыки)

-Какие картины предстали перед глазами Дагни? (Поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море).

Проведем следующую исследовательскую работу:

-Почему Дагни плакала? Что это были за слезы? (Слезы благодарности)

-О чем думала Дагни, выходя из парка? (Читаем текст)

-Как вы думаете ребята, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?

Ответы детей:

-Корзина сыграла огромную роль в жизни Дагни. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила бы Грига.-Если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!

-Так чему же учит это произведение?

-Дагни поняла, чем должен жить человек, а вы?

Дома, ребята, прочитайте текст еще раз и ответьте письменно на вопрос.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/litieraturno_mietodichieskii_analiz_khudozhiestviennogho_proizviedieniia_k_g_pau

«корзина с еловыми шишками» к.г. паустовского

Ю.А. Сухорукова

СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА

В НОВЕЛЛЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»

В творчестве К. Паустовского 30-х годов можно выделить две основные тенденции. К первой относятся новеллы «Старый повар» (1938), «Ручьи, где плещется форель» и др., написанные по романтическому канону, структурообразующим в них является принцип «поэмности»1.

Вторая тенденция проявлена сборником новелл «Летние дни» (1937), повестью «Мещорская сторона» (1939), новеллой «Желтый свет» (1938), которые имеют двуродовую природу, что выражается в двойном характере сюжета — лирическом и эпическом.

В новеллах 40-х и 50-х годов происходит взаимопроникновение этих двух творческих векторов.

Увидеть функцию данного взаимопроникновения непросто. В его анализе мы опираемся на положения Б.О.

Кормана относительно двуродовой природы лирической прозы: «Подлинное соединение эпического и лирического заключается вовсе не в том, что одни части текста являются эпическими, а другие лирическими, а в том, что один и тот же текст выступает в двойной функции …

Двойной характер текста обнаруживается на уровнях детали, эпизода, образа персонажа, сюжетного движения».2 Методологическим основанием нашей работы является исследование Е.В. Куликовой и Е.Ю.

Капинос, в котором лирический сюжет определяется как «особый тип словесной динамики, не событийной, но соотнесенной с событийностью».

3 Ученые называют лирический сюжет метасюжетом, так как «нарративный сюжет организует и выстраивает события, а лирический сюжет организует и выстраивает сложную логику отношений (эмоциональных, пространственных, модальных и пр.) к событиям; лирический сюжет всегда поднимается над повествованием, над сферой нарративности».4 В прозе звенья лирического сюжета составляют «“детали”, “подробности”, поддержанные повторами»5 В заключение Е.В. Капинос, Е.Ю. Куликова отмечают, что «. лирический сюжет невозможно окончательно определить»6. Принципиальная неразгадывае-

1 Ю. Манн выделяет принцип «поэмности», отличительными чертами которого он называет параллелизм судеб автора и центрального персонажа, «повесть жизни» главного героя и цитатный план // Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 384 с.

Н.Л. Лейдерман называет «поэмность» метажанровым принципом романтизма // Лейдерман Н.Л. Жанровые системы литературных направлений и течений» // Взаимодействие мотода, стиля и жанра в советской литературе. — Свердловск: СГПУ, 1988.

2 Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. — Ижевск, 1992. С. 63

3 Капинос Е.В., Куликова Е.Ю. Лирические сюжеты в стихах и прозе XX века / Институт илологии СО РАН. — Новосибирск, 2006. С. 310.

4 Там же. С. 327.

5 Детали, составляющие лирический сюжет, могут быть значимы не только в пределах одного произведения, но всего творчестве писателя: «Уловив в прозаическом тексте какую-то систему повторов, можно даже из детали, если она отмечена какими-то характерными смыслами в контексте данного произведения или всего творчества писателя, развернуть не событийный, но лирический сюжет» // Капинос Е.В., Куликова Е.Ю. Указ. соч. С. 310.

6 Капинос Е.В., Куликова Е.Ю. Указ. соч. С. 308.

мость, неопределимость лирического сюжета и составляет его ценность, так как «текстом провоци7ру-ется желание сюжет разглядывать и разгадывать» .

Рассмотрим, в чем состоит специфика лирического сюжета в «Корзине с еловыми шишками» (1954). Данная новелла продолжает традиции романтических новелл, посвященных музыкантам и рассказывающих о силе воздействия искусства на человека.

Однако, если «Старый повар» строился на типично романтической интриге узнавания, завершающейся эффектной концовкой: незнакомцем оказывался великий композитор Моцарт, то в «Корзине с еловыми шишками» таинственность узнавания снимается.

С самого начала повествования известно, что подарок девочке обещает сделать Григ, более того, читатель сразу узнает, что именно он хочет подарить Дагни: «Я напишу музыку, — решил Григ. — На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен — дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет» (427)8.

Поэтому акцент в новелле переносится на другое -не на удивление от узнавания, а на процесс свершения чуда — создания Григом музыкального шедевра и его восприятия Дагни Педерсен. Эпический сюжет оборачивается лирическим — переживанием музыки.

Новелла начинается с пейзажа: «Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря» (425).

В картине осеннего леса звучит открытое любование красотой природы, дважды повторяется слово «хороши», и далее объясняется, чем же особенно хороши горные леса: «В них слышится шум прибоя. С моря наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох.

Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли» (425).

Природа воспринимается всеми органами чувств — читателю передается характерный грибной запах, он слышит приглушенные, негромкие звуки — «шелест листьев», при помощи метафоры создается зрительный образ — мох сравнивается с прядями волос, которые свешиваются с плеч девушки.

Олицетворяется эхо, оно сравнивается с «птицей пересмешником», которая «живет» в горных лесах. Эхо имеет свой характер — оно «веселое», озорное и «только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы» (425). Создается ощущение, что лес живой, обладает своим голосом и характером. Удивительная точность в деталях этого пейзажа свидетельствует о глубоком внимании к течению природной жизни, редком знании ее законов, повествователь видит и замечает ее тончайшие нюансы.

Восхищенное любование красотой природы звучит и в описании осени: «Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких

7 Капинос Е.В., Куликова Е.Ю. Указ. соч. С. 308.

8 Здесь и далее цитируется с указанием страниц в скобках по: Паустовский К. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Рассказы, сказки, литературные портреты, заметки. — М., 1958.

листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми по сравнению с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста» (425). Пейзаж лиричен.

В нем «природоведческая» точность соотнесена с оценоч-ностью: удивлением перед чудом природы, которое невозможно повторить, и все драгоценности и все золото мира не могут сравниться с «осенним нарядом».

Трепетная, живая природа неподдельна, о чем свидетельствует маленькая деталь — «осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста».

В пейзаже проступают черты длинноволосой красавицы в ярком наряде, так лирически подготавливается встреча Грига с Дагни, которой он обещает сделать подарок, когда она вырастет. Красота природы и встретившаяся ему девочка вдохновляют композитора на творчество.

Во второй части новеллы изображается процесс сотворения Григом «музыки» для Дагни. Его дом напоминает «жилище дровосека». Комната композитора намеренно аскетична, убрано все, что может приглушить звук рояля. Единственное украшение и самое главное, что есть в этом жилище, — это рояль.

Однако в этом пустом и неприглядном доме происходят настоящие чудеса: «Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи — от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу» (427). Музыка может выразить и передать любые звуки, какие только есть в мире, поэтому творчество — это своего рода волшебство, недаром Дагни называет Грига «волшебником». Поэтому в новелле звучит мотив сказки, который впервые явно проступает в сравнении одиноко звучащей струны с плачущей «Золушкой, обиженной сестрами» (428). Сказочность усиливается олицетворением рояля, который может «петь обо всем» (428). Клавиши рояля не только выражают разнообразные эмоции, но и как будто сами их испытывают, они, «убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали» (428).

Примечательно, что в сферу олицетворения попадает все, что сопутствует написанию музыки: «туман закутал город по горло», пароходы «дремали», «посапывая паром»; снег летит, «цепляясь за верхушки деревьев» (428). В новелле прием олицетворения создает сказочный подтекст: все вокруг оживает.

Процесс сотворения музыки описан как акт творческого вдохновения, рожденного трепетным отношением Грига к Дагни, которая олицетворяет для него всю глубину и красоту мира: «Ты как солнце, — говорит ей Григ. — Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны»

(428). Образ Дагни рисуется природными чертами — в виде солнца, нежного ветра, раннего утра, белой ночи и блеска зари. Григ поэтизирует ее образ.

Читайте также:  Краткое содержание не стреляйте в белых лебедей васильева точный пересказ сюжета за 5 минут

Вместе с тем он вспоминает и свою жизнь, снова как будто проживает и оценивает ее: «Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата.

Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни» (428). В финале своего вдохновенного поры-

ва, он заклинает Дагни верить, что «жизнь . удивительна и прекрасна».

Молитвенно-взволнованное обращение к девушке одновременно заключает в себе и дифирамб, и исповедь, и благословение: «Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься» (428). Все вместе это вдохновенное восхваление чуда жизни, гимн жизни.

Между вдохновением композитора и жизнью окружающей природы существует тесная связь: природа внимательный слушатель его музыки. Так, наряду с матросами и прачкой слушают музыку синицы, снег, сверчок и даже Золушка.

Каждый из «слушателей» воспринимает музыку по-разному: «синицы волновались», «загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая», прачка «разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой», а сверчок «вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щелку за Григом», снег «останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома», а Золушка «смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки»

(429). Всех их объединяет волнение, рожденное чарующими звуками.

Оно смягчает, очеловечивает и преображает мир: плачут пьяные матросы, отрывается от тяжкого труда прачка, приник к щелке сверчок и даже снег медлит лечь на землю, с тем, чтобы подольше насладиться «звоном».

Рожденная прекрасной музыкой атмосфера чуда подготавливает подлинно сказочное превращение: из бедной Золушки девушка становится принцессой, о чем говорит появление хрустальных туфелек.

Обращение Паустовского к этой сказке не случайно, видимо, она ему важна концептуально. Объяснение появлению этого образа можно найти в книге Паустовского «Повесть о жизни» «Я старался находить черты хорошего всюду. И часто находил их, конечно.

Они могли блеснуть неожиданно, как хрустальная туфелька Золушки из-под ее серого рваного платья, как мог блеснуть где-нибудь на улице внимательный и ласковый взгляд ее глаз . Я догадывался, что в жизни хорошее и плохое лежат рядом.

Так иногда в конце ненастного дня серые тучи насквозь просветятся огнем заходящего солнца» (184). Паустовскому свойственно особое видение мира — умение находить прекрасное там, где, казалось бы, его нет.

История Золушки хорошо иллюстрирует эту мысль — способность рассмотреть в бедной замарашке сказочную принцессу сродни творческому преображению обыденного мира в атмосферу красоты и человечности: сила гениального искусства сравнима со сказочным волшебством.

Композиция новеллы зеркальна. В первой половине новеллы композитор обещает Дагни подарить «одну интересную вещь», во второй — девушка получает подарок.

Автор передает состояние героини, когда она расслышала, что пьеса Эдварда Грига посвящена именно ей: «Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступающие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо руками» (432).

Состояние героини передано жестами, отражающими глубочайшую взволнованность от сознания того, что она оказалась причастной к великому чуду творения.

Источник: https://psibook.com/literatura/korzina-s-elovymi-shishkami-k-g-paustovskogo.html

План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: К.Паустовский Корзина с еловыми шишками 2 урок

Тема:  К. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками» (2 урок)

Цель: совершенствование навыка осмысленного, выразительного чтения.

Задачи:

способствовать расширению кругозора  детей, приобщению к искусству, духовной культуре;

способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;

способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Оборудование: мультимедийная презентация

Э.Григ  произведения из сюиты «Пер Гюнт»:  «Утро», «В пещере горного короля», «Вечер в горах»

                Конспект урока

Слайд 1

В гости к лету

Мы идем лесной тропинкой,

А куда — не знаем сами

За малиной?

За малиной!

За грибами?

За грибами!

Светит солнце золотое

Сквозь зеленые оконца,

Может, мы идем за солнцем?

Что же!

Может, и за солнцем!

Может, белка попадется,

Может, ежик ждет нас где-то…

Мы идем гурьбой веселой,

Ясным утром в гости к лету!

                                             В.Викторов

1. Отработка разных видов чтения

  1. Жужжащее чтение
  2. Прочитайте медленно
  3. Прочитайте с ускорением, выразительно (на фоне музыки Э.Грига «В пещере горного короля» читают выразительно)

О чем идет здесь речь? А вы любите гулять в лесу? Чем вас привлекают эти прогулки? О чем вы думаете и мечтаете?

Слайд 2. Откуда эти строки?

…Композитор Э.Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо, оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы…

— А вы догадались, из какого произведения этот отрывок? Слайд 3. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»).

  1. Сообщение темы и цели урока.

— А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке? (Анализ произведения)

Задачи: понять содержание произведения, объяснить смысл непонятных слов, определить основную мысль текста.

— Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет Трифанова Люда. (Гиперссылка – рисунок «Корзина с шишками» — Презентация «Эдвард Григ»)

Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.

… Однажды Григ встретил в лесу девочку с двумя косичками – дочь лесника.

— Почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке?

  1. Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.

— Действительно, самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И поэтому в каждой девочке он видел свою дочь.

— Это, несомненно, знал Паустовский.

Слайд 4. — Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом.

— Что в разговоре Грига с Дагни самое главное? (то, что Григ решил сделать подарок Дагни)

— Почему  Григу захотелось сделать подарок Дагни? (она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра)

— Главное, что могло понравиться Григу, наверно то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

— Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)

— Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

— А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)

Работа над 2 частью.

а) Работа с иллюстрацией.

Слайд 5. К какой части рассказа относится эта иллюстрация? Что еще изображено на картине? Где находится Григ? (у себя дома)

б) Выборочное чтение.

— Каких слушателей ценил Григ больше всего?

— Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто ее слушал? Докажите словами из текста.

— О чем же была написана музыка? Прочитать.

— Зачитайте самые важные слова этой части. Слайд 5. 

Работа над 3 частью.

а) Жужжащее чтение

Слайд 6. б) Обсудите ответы на вопросы:

—  Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?

 — С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)

Работа над заключительной частью.

Слайд 7. а) Словарная работа

Симфоническая музыка – в переводе с греческого «симфония» — большое музыкальное произведение для оркестра

Белые ночи. На севере в начале лета можно наблюдать такую картину – ночью почти светло, стоят легкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонтом.

б) Словесное рисование

—Какой секрет девичьей красоты подсказал Дагни дядя Нильс?

—Какой вы представляете себе Дагни в этот вечер?

Слайд 8. в) Чтение отрывка на фоне музыки

— У вас на партах лежат листочки. Давайте прочитаем о том, как Дагни слушала музыку.

  … Дагни впервые слушала симфоническую музыку.  Она произвела на неё странное действие.  Все переливы и громы  оркестра вызывали множество картин,    похожих на сны.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/01/23/kpaustovskiy-korzina-s-elovymi-shishkami-2-urok

Ссылка на основную публикацию