Краткое содержание красное вино победы носов точный пересказ сюжета за 5 минут

Е. Носов, «Красное вино победы»: краткое содержание и анализ

Рассказы Евгения Носова не пестрят батальными сценами и откровенными ужасающими эпизодами из военных будней. Но они наводят на размышления о человеческой судьбе и поражают своей открытостью.

Носов Евгений воспевает подвиг каждого. В особенности, если наград человек не получал, не убивал врагов толпами и один на один с танком не выходил.

Побывать на войне и пройти через все ее круги ада – само по себе уже подвиг. Но воля к победе – не единственное чувство, которое теплится в душе солдата. Персонажи – простые люди со всех уголков Советского Союза.

Они тесно связаны с малой родиной и природой родного края. У них есть семья, и потому защищать страну – это обеспечивать безопасность и мир, в первую очередь, себе и близким.

А понимание такого же положения других воинов заставляет держаться до последнего.

Рассказы Евгения Носова

Писатель о войне знает не понаслышке. Кому, как не очевидцу, известны все тайные мысли, переживания простых солдат. Носов Евгений Иванович принимал участие в горячих боевых действиях, потому рассказать все мог от первого лица.

Будучи сам из простых людей – отец писателя был талантливым кузнецом – Евгений Иванович воспитывался в атмосфере любви к родному краю.

Нередко природа выступает в его произведениях в качестве зеркального отображения душевного состояния персонажа. Также ей отводится роль предчувствия. Она первой предупреждает о тревоге, грядущих переменах.

Также природа способна поддержать силы. Весеннее пение птиц напоминает о том, что жизнь продолжается, а война и горести не вечны.

«Красное вино победы» — рассказ, который далек от батальных перипетий. Он повествует о жизни вне военного котла, но не отрешенной от него. Война осталась позади, но отдельные ее кадры настолько плотно въелись в сознание человека, что избавиться от них слишком сложно. Хотя человек и пытается убедить себя в том, что «живым о живом думаться должно».

Носов Евгений Иванович в рассказе показывает окончание войны как праздник с двойственной природой. Горечь потерь соседствует с радостью долгожданного наступления мира. А само ожидание радостной вести рисует параллельно с изображением новой весны, расцвета природы. Именно она первой сообщает о победе.

Сюжет рассказа «Красное вино победы»

Берлин пал, советские солдаты зашли в город, война окончена. Уже после капитуляции Германии Носов Евгений пишет свой нетленный труд. Собственные душевные переживания автора еще не утихли, поэтому история получилась настолько острой и трогательной. Естественно, речь идет про рассказ «Красное вино победы».

Краткое содержание произведения можно передать несколькими словами: раненые солдаты в госпитале ждут окончания войны. Но если углубиться в сюжет, то пересказ может занять больше места, чем само повествование автора. Дело в том, что на нескольких страницах собраны многогранные характеры, различные события.

Из поверхностных очерков жизни каждого раненого раскрывается панорама состояния всех жителей страны.

Рассказ начинается с того, что несколько военнослужащих попадают в Серпуховский госпиталь, что под Москвой. Доставляли раненых в него примерно неделю. Приезд запомнился холодной погодой. Солдат выносили в нижнем белье, накрывали одеялами и на носилках доставляли в светлые палаты, где ждал персонал, чтобы наложить чистые повязки. Именно белый цвет — приоритетный в начале произведения.

Первые впечатления от чистой постели были непередаваемыми. Каждый боец не мог представить, что все это реально. Но вскоре белизна и мягкость надоели. Радость омрачена была зудящими ранами и тлетворным тяжелым запахом, который стоял в палате для двенадцати человек.

Фронт позади, а радио извещало, что на поле брани, скорее всего, никто уже не вернется, потому что наступление набрало обороты. Некоторая доля разочарования примешивается к радости скорой победы – так много идти и никуда не прийти. Берлин будет взят без них.

Но повозки с ранеными не перестают поступать из лесу, съезжаться со всех сторон. Наспех перебинтованные, стонущие, умирающие солдаты пополняют палаты госпиталя. Картина операции в грязной палатке диссонирует с белизной простыней и халатов. Но трудно понять грань, которая разделяет эти два мира.

Параллельно рассказывается о путешествии в госпиталь и о том, как меняется воздух в зависимости от местности. Чем ближе к Родине, тем проще дышать.

Основных персонажей – 12. Это солдаты, медсестра и главврач больницы. Солдаты вспоминают родные пенаты и начинают спорить, чья сторона лучше. Но каждый понимает, что споры бесполезны и нужны лишь для забавы.

Двое из палаты, Саенко и Бугаёв, — единственные ходячие, снайпер Михай лишился обеих рук. Трудней всего Копёшкину – он неподвижен и почти не разговаривает.

Радио уже не выключают в палате даже на ночь. Вместе с новостями в палату врывается пение птиц, свежий воздух и запах возрождения. Чем дальше идет весна, тем больше нарастает нетерпение в сердцах солдат.

И, наконец, сообщение о полном поражении Германии прозвучало. Главврач приезжает в госпиталь, чтобы приказать приготовить праздничный обед для солдат. Завхозу удается даже раздобыть немного вина.

Сразу после вести о победе Копешкин умирает, так и не выпив за нее.

Рассказ Носова «Красное вино победы», краткое содержание которого передает всю суть событий с февраля по май 1945-го, при этом оставляет много вопросов, которые было опасно поднимать в то время.

Истоки сюжета

«Красное вино победы» написано по горячим следам и основано на реальных событиях. Действительно, молодой писатель был тяжело ранен и доставлен в военный госпиталь в Серпухове. Само же здание, в котором он расположился, раньше, до начала войны было школой.

Все персонажи, которые присутствуют в рассказе, тоже реальны.

Получив ранение в феврале 1945-го года, Носов Евгений Иванович попал в полевой госпиталь. Антисанитария, постоянно сменяющийся поток раненых, море крови, боли, смерть оставили неизгладимый отпечаток в памяти писателя.

Все рассказы Евгения Носова так или иначе основаны на реальных событиях, но именно в этом ничего не изменено и не добавлено.

Жизненным опытом писателя обусловлено и то, что он подробно передает и настроение персонажей.

Набросать сюжет просто, а вот докопаться до глубин можно, только обладая талантом и переживая такие же чувства, как Евгений Носов. Произведения о войне передаются еще и сквозь призму реальности.

Как он сам говорит, «хотел изобразить боевые действия с другой стороны, углубить вопрос, поднять новые темы».

Именно потому рассказы Евгения Носова нельзя не отметить как новшество в русской литературе этой эпохи.

Персонажи рассказа

Почему герои произведения завораживают нас? Евгений Носов «Красное вино победы» писал «с натуры». Все персонажи реальны, как и их чувства.

Выделим основных героев:

  • повествователь – реальный участник и очевидец событий;
  • Саша Селиванов;
  • Бородухов;
  • Копешкин;
  • Бугаев и Саенко;
  • Михай;
  • медсестра.

Повествователя не называют по имени. О нем мы знаем только то, что он простой солдат, который получил ранение и вместе с остальными теперь лежит в госпитале. Он молод и горяч. Не может свыкнуться с мыслью, что и его тело раскромсал металл. Раньше думал, что такое только с другими случается.

Саша Селиванов – «волгарь», здоровый, высокий, смуглый. В нем есть какая-то часть татарских кровей, о чем свидетельствуют слегка раскосые глаза.

Находясь в тылу, он с грустью размышляет о своих сотоварищах по оружию и сожалеет, что не может находиться вместе с ними на передовой. Эта тоска соединялась с какой-то завистью.

Молодой и горячий, стремился в бой, совершать подвиги, но не мог, потому что нога была в гипсе и он едва двигался.

Бородухов из простых мужиков. Уже в возрасте, тем не менее, обладал мощной фигурой. Упор на «о» в речи делал каждое слово Бородухова тяжелым и веским. Это было его четвертое ранение, потому в госпитале он себя чувствовал как дома. Сила духа и мужество не дали ему сломаться. Все операции переносил стойко и ни разу не застонал даже.

https://www.youtube.com/watch?v=CCcovGsnC1s

Копешкин – самый тяжелый пациент в палате. Он не двигается. Его тело полностью заковано в белый гипсовый панцирь. Солдат еле разговаривает, потому активного участия в обсуждениях не принимает. Более того, никто даже толком не знает его имени, и задумываются о нем только после его смерти. Тогда-то и выясняется, что звали его Иваном.

Копешкин не был выдающимся героем. Он служил извозчиком. Кода его спрашивали о медалях, отнекивался. Какие там могли быть медали у того, кто даже фрицев убивать не должен был. О месте его жительства соратники узнают из надписи на письме. Какая Пенза, никто из обитателей палаты не знает. Как и не знает достоверно, где она находится.

Но то, что место живописное, никто не сомневается.

Саенко и Бугаев – жизнерадостные и беззаботные. Счастливы своей свободе и спешат насладиться жизнью. Но в этом их поведении угадывается страх, что война еще не заканчивается и они должны успеть нарадоваться вынужденной «гражданке».

Михай – бывший снайпер, широкоплечий, загорелый. В ходе боевых действий лишился обеих рук и очень страдает по этому поводу.

Медсестра Таня – это воплощение женственности, заботы и милосердия. Она не отдает предпочтение кому-то одному. Может, это происходит не только из-за ее толерантности и тактичности, но и из-за постоянной загруженности. Тем не менее, она со всеми приветлива и максимально добра. Строгость если и старается проявлять, то объективно, ее слушаются больше из уважения.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа пропала совесть салтыкова-щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

Образы

Помимо человеческих образов, в рассказе присутствует также и абстрактные. Среди них выделяем следующие:

  • белизна;
  • победа;
  • природа;
  • малая родина.

Светлые и чистые палаты, бинты, гипс, халаты, снег и даже небо прозрачное. С одной стороны, белый цвет — это символ спокойствия, уверенности, которую гарантирует скорая победа. С другой стороны – это оттенок капитуляции. Каждый персонаж рассказа понимает, что происходит вынужденное отступление перед последним рывком.

Таким образом, белизна имеет двойственную природу, она дарит новые надежды, и в то же время угнетает.

Победа, как и цвет, тоже не представляет собой однозначный образ. Радость освобождения омрачается тяжелыми утратами, которые уплачены за нее.

Однозначно, изображение природы обыграл в своем рассказе Носов. «Красное вино победы» подает естество как вестника перемен, предсказателя. Оно намного раньше узнает о событиях и изменениями своими сигнализирует другим. Природа и жизнь продолжают свой ритм.

Привязанность автора к естеству повлияла и на создание образа малой Родины. Писал Носов «Красное вино победы», анализ биографии которого – прямое тому доказательство, под впечатлением от множества мест, которые видел сам и о которых ему рассказывали однополчане. Отчизна – собирательный образ, обозначающий привязанность к миру и реальной жизни.

Символы

Насытил множеством символов Евгений Носов «Красное вино победы», несмотря на небольшой объем произведения. Основным из таких является вино. С одной стороны, оно является праздничным напитком, что подают в честь победы. С другой, оно напоминает кровь. Это своеобразная плата за победу и служит назиданием следующим поколениям.

Другой символ – зяблик, который поет на верхушке дерева и тем самым заставляет солдат вспомнить о мирной жизни со всеми ее радостями.

Распускающаяся листва тополя за окном – это тоже символ начала полноценной жизни. Он как бы намекает на возрождение. Какое это возрождение, каждый решит для себя: реинкарнация духовных сил, перерождение всего народа или же пробуждение от мучительного сна, имя которому — война.

Художественные средства

В начале рассказа «Красное вино победы» посредством приема градации производится угнетающее действие на читателя. Частое повторение слов «белый», «грязный», «серый» и подобных рисует перед нами колоритную картину военных будней.

Наличие простонародных слов, передача живой речи делает рассказ не отрешенным от жизни, а, напротив, максимально к ней приближенным, что доказывает анализ. «Красное вино победы» пестрит яркими эпитетами и сравнениями, когда речь идет об описании интерьера и природы.

Персонифицированные образы добавляют динамики в рассказ, благодаря чему едва ли не каждый предмет живет своей жизнью.

Богатые сравнения дают возможность читателю погрузиться в атмосферу событий и максимально ощутить обстановку того времени.

День победы как отдельный образ

Большое количество персонификаций в произведении воссоздает победу как отдельный конкретизированный образ. Он красной нитью проходит через весь рассказ. Все мысли героев, так или иначе, концентрируются вокруг этого волшебного, кажущегося ирреальным, слова. Глаголы способствуют «оживлению» победы, которая должна прийти, наступить.

Никто не знает, как она выглядит, но каждый ощущает ее близость, четко осознает, что она сулит долгожданные мир и спокойствие, а потому она — желанная гостья.

Победа – билет в прошлое, в котором остались лучшие воспоминания, и в будущее, где каждого ждет неизбежное счастье.

Такое изображение триумфа стало новым в российской литературе поствоенной эпохи. До этого победа всегда описывалась как трофей.

«Красное вино победы» дает нам шанс переоценить предыдущие взгляды, заново осмыслить суть тех прошлых ужасающих событий.

Изображение войны в рассказе

Изображение войны – это повод провести более тщательный анализ. «Красное вино победы» дает нам абсолютное новое видение этого явления.

Предшественники Носова стремились изобразить войну в качестве отдельного образа. Это была и злая тетка, и мачеха, кому-то — и «мать родная».

Изображалось чаще всего отношение к борьбе либо всего народа, либо вражеских сил — как способ захватить чужие земли.

Носов Евгений, книги которого дарят абсолютно новое понимание многих вещей, в том числе и войны, отказывается придавать статус отдельного образа, живого организма этому ужасу. Вместо этого он делает рассеянный, устрашающий набросок, который приобретает конкретные черты, только если смотреть на него сквозь призму отдельно взятой человеческой жизни.

Параллели с зарубежными писателями

Попытка покопаться в душах отдельных участников боевых действий не нова для мировой литературы. Писать на эту тему в любой стране всегда было рискованно, ведь в таком свете война представляется как большое горе для простых солдат обеих сторон.

Глубоким психологизмом проникнуты произведения Эриха Марии Ремарка. Писать в этом русле он начал еще после Первой мировой.

Похожие настроения соблюдены и в романах Эрнеста Хемингуэя.

Главное отличие произведений Евгения Носова, в том числе и рассказа «Красное вино победы», состоит в панорамности изображения в значительно меньших жанровых формах.

Для российской же литературы эта сторона войны до писателя и вовсе оставалась закрытой. Он внес огромный, неоценимый вклад в развитие патриотического воспитания молодежи.

Источник: http://4responsible.ru/article/165220/e-nosov-krasnoe-vino-pobedyi-kratkoe-soderjanie-i-analiz

Красное вино победы — краткое содержание. Носов Е.И

Весна 45-го застала нас в Серпухове. После всего, что было на фрон­те, госпитальная белизна и тишина показались нам чем-то неправдо­подобным. Пал Будапешт, была взята Вена. Палатное радио не выключалось даже ночью.

«На войне как в шахматах, — сказал лежавший в дальнем углу Саша Селиванов, смуглый волгарь с татарской раскосиной. — Е-два — е-четыре, бац! И нету пешки!»

Сашина толсто забинтованная нога торчала над щитком кровати наподобие пушки, за что его прозвали Самоходкой.

«Нешто не навоевался?» — басил мой правый сосед Бородухов. Он был из мезенских мужиков-лесовиков, уже в летах.

Слева от меня лежал солдат Копёшкин. У Копёшкина перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, имелись и еще какие-то увечья. Его замуровали в сплошной нагрудный гипс, а голову прибин­товали к лубку, подведенному под затылок. Копёшкин лежал только навзничь, и обе его руки, согнутые в локтях, тоже были забинтованы до самых пальцев.

В последние дни Копёшкину стало худо. Говорил он все реже, да и то безголосо, одними только губами. Что-то ломало его, жгло под гипсовым скафандром, он вовсе усох лицом.

Как-то раз на его имя пришло письмо из дома. Листочек развер­нули и вставили ему в руки. Весь остаток дня листок проторчал в не­подвижных руках Копёшкина. Лишь на следующее утро попросил перевернуть его другой стороной и долго рассматривал обратный адрес.

Рухнул, капитулировал наконец и сам Берлин! Но война все еще продолжалась и третьего мая, и пятого, и седьмого… Сколько же еще?!

Ночью восьмого мая я проснулся от звука хрумкавших по коридо­ру сапог. Начальник госпиталя полковник Туранцев разговаривал со своим замом по хозчасти Звонарчуком: «Выдать всем чистое — по­стель, белье. Заколите кабана. Потом, хорошо бы к обеду вина…»

Шаги и голоса отдалились. Внезапно Саенко вскинул руки: «Все! Конец!» — завопил он. И, не находя больше слов, круто, счастливо выматерился на всю палату».

За окном сочно расцвела малиновая ракета, рассыпалась гроздья­ми. С ней скрестилась зеленая. Потом слаженно забасили гудки.

Едва дождавшись рассвета, все, кто мог, повалили на улицу. Коридор гудел от скрипа и стука костылей. Госпитальный садик наполнял­ся гомоном людей.

И вдруг грянул неизвестно откуда взявшийся оркестр: «Вставай,

страна огромная…»

Перед обедом нам сменили белье, побрили, потом зареванная тетя Зина разносила суп из кабана, а Звонарчук внес поднос с не­сколькими темно-красными стаканами: «С победою вас, товарищи».

После обеда, захмелев, все стали мечтать о возвращении на роди­ну, хвалили свои места. Зашевелил пальцами и Копёшкин. Саенко припрыгал, наклонился над ним: «Ага, ясно. Говорит, у них тоже хо­рошо. Это где ж такое? А-а, ясно… Пензяк ты».

Я пытался представить себе родину Копёшкина. Нарисовал бре­венчатую избу с тремя оконцами, косматое дерево, похожее на пере­вернутый веник. И вложил эту неказистую картинку ему в руку. Он еле заметно одобрительно закивал заострившимся носом.

До сумерек он держал мою картинку в руках. А самого его, ока­зывается, уже не было. Он ушел незаметно, никто не заметил когда.

Санитары унесли носилки. А вино, к которому он не притронулся, мы выпили в его память.

В вечернем небе снова вспыхивали праздничные ракеты.

Источник: http://myessay.ru/2015-05-13-18-15-43/13068-2017-08-04-20-09-56.html

Книгу Николая Носова Красное вино победы читать

Автор: Носов Е. И.

Год издания книги: 1971

В преддверии Дня Победы книги о войне стали очень популярны. И книга Носова «Красное вино победы» стала своеобразным символом этой великой победы со слезами на глазах.

Читайте также:  Краткое содержание оперы чайковского чародейка точный пересказ сюжета за 5 минут

Поэтому не удивительно что «Красное вино победы» читать, стало очень популярно, и книга попала в рейтинги нашего сайта.

Ведь она основана на реальных событиях, реального человека, который прошел войну с 1943 года и получил ранение уже при взятии Калининграда.

Книга Носова «Красное вино победы» краткое содержание

В книге Носова «Красное вино победы» читать можно о событиях происходящих весной 1945 года в военном госпитале. Его долго носило по СССР, и в конечном итоге он оказался в городке Серпухов. Все палата рассказчика день и ночь ждала новостей с фронта, поэтому радио не выключалось даже ночью.

В палате, кроме рассказчика, лежал Саша Селиванов. Его прозвали Самоходкой за забинтованную ногу, которая торчала над кроватью как пушка. Кроме того тут был мужик уже в годах Бородухов, который был суров и по всей видимости был из лесных деревень.

А рядом с рассказчиком лежал солдат Копешкин. У него были сильные повреждения, и он был загипсован, начиная от шеи и почти по пояс. У него торчали только согнутые в локтях руки и голова, прибинтованная к лубку.

В последнее время ему было совсем худо и, по всей видимости, жгла его не болезнь, а переживания.

Далее в книге Носова «Красное вино победы» кратком содержании вы узнаете, как Копешкину пришло письмо с дома. Ему вставили в письмо в руки, и он целый день провел, читая и перечитывая его. Лишь на следующее утро он попросил перевернуть листок и очень долго рассматривал обратный адрес.

8 мая был взят Берлин. Но война все продолжалась. Ночь рассказчика разбудил голос начальника госпиталя, который командовал всем выдать чистое белье, зарезать кабана и выдать всем вина.

Саня, который тоже слышал этот разговор, завопил на все палату «Все! Конец!». А в окне в небо взлетела малиновая ракета.

Весь госпиталь выбежал на улицу только забрежело утро, а по громкоговорителю включили «Вставай страна огромная…».

Далее в книге Носова «Красное вино победы» читать можно о том, как к к обеду всем выдали чистое постельное белье и вина. Немного захмелев, все в палате начали обсуждать родные места. Рассказчику же захотелось узнать, как выглядят родные места Копешкина.

Он нарисовал картинку и всунул ему в руки. Тот лишь слегка улыбнулся и кивнул. До сумерек он держал мою картинку в руках, а к вечеру выяснилось, что его уже нет. Санитары вывезли его тело, а мы в память о Копешкине, допили не тронутое им вино.

А в небе вновь зажигались разноцветные ракеты.

Книга «Красное вино победы» на сайте Топ книг

Книгу «Красное вино победы» читать в преддверии Дня Победы стало настолько особенно популярно. Это позволило книге занять высокое место в рейтинге лучших книг прозы.

Кроме того это произведение Носова попало в рейтинг топ 100 самых читаемых книг. И занимает там далеко не самое последнее место.

Хотя справедливости ради стоит отметить, что до следующего Дня Победы мы навряд ли увидим эту книгу Носова в рейтингах нашего сайта.

Книгу Носова «Красное вино победы» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь

 

Источник: http://top-knig.ru/krasnoe-vino-pobedy/

«Красное вино победы» Носова в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Весна 45-го застала нас в Серпухове. После всего, что было на фронте, госпитальная белизна и тишина показались нам чем-то неправдоподобным. Пал Будапешт, была взята Вена. Палатное радио не выключалось даже ночью.

«На войне как в шахматах, — сказал лежавший в дальнем углу Саша Селиванов, смуглый волгарь с татарской раскосиной. — Е-два — е-четыре, бац! И нету пешки!»

Сашина толсто забинтованная нога торчала над щитком кровати наподобие пушки, за что его прозвали Самоходкой.

«Нешто не навоевался?» — басил мой правый сосед Бородухов. Он был из мезенских мужиков-лесовиков, уже в летах.

Слева от меня лежал солдат Копёшкин. У Копёшкина перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, имелись и ещё какие-то увечья. Его замуровали в сплошной нагрудный гипс, а голову прибинтовали к лубку, подведенному под затылок. Копёшкин лежал только навзничь, и обе его руки, согнутые в локтях, тоже были забинтованы до самых пальцев.

В последние дни Копёшкину стало худо. Говорил он все реже, да и то безголосо, одними только губами. Что-то ломало его, жгло под гипсовым скафандром, он вовсе усох лицом.

Как-то раз на его имя пришло письмо из дома. Листочек развернули и вставили ему в руки. Весь остаток дня листок проторчал в неподвижных руках Копёшкина. Лишь на следующее утро попросил перевернуть его другой стороной и долго рассматривал обратный адрес.

Рухнул, капитулировал наконец и сам Берлин! Но война все ещё продолжалась и третьего мая, и пятого, и седьмого… Сколько же ещё?!

Ночью восьмого мая я проснулся от звука хрумкавших по коридору сапог. Начальник госпиталя полковник Туранцев разговаривал со своим замом по хозчасти Звонарчуком: «Выдать всем чистое — постель, белье. Заколите кабана. Потом, хорошо бы к обеду вина…»

Шаги и голоса отдалились. Внезапно Саенко вскинул руки: «Все! Конец!» — завопил он. И, не находя больше слов, круто, счастливо выматерился на всю палату».

За окном сочно расцвела малиновая ракета, рассыпалась гроздьями. С ней скрестилась зеленая. Потом слаженно забасили гудки.

Едва дождавшись рассвета, все, кто мог, повалили на улицу. Коридор гудел от скрипа и стука костылей. Госпитальный садик наполнялся гомоном людей.

И вдруг грянул неизвестно откуда взявшийся оркестр: «Вставай, страна огромная…»

Перед обедом нам сменили белье, побрили, потом зареванная тетя Зина разносила суп из кабана, а Звонарчук внес поднос с несколькими темно-красными стаканами: «С победою вас, товарищи».

После обеда, захмелев, все стали мечтать о возвращении на родину, хвалили свои места. Зашевелил пальцами и Копёшкин. Саенко припрыгал, наклонился над ним: «Ага, ясно. Говорит, у них тоже хорошо. Это где ж такое? А-а, ясно… Пензяк ты».

Я пытался представить себе родину Копёшкина. Нарисовал бревенчатую избу с тремя оконцами, косматое дерево, похожее на перевернутый веник. И вложил эту неказистую картинку ему в руку. Он еле заметно одобрительно закивал заострившимся носом.

До сумерек он держал мою картинку в руках. А самого его, оказывается, уже не было. Он ушел незаметно, никто не заметил когда.

Санитары унесли носилки. А вино, к которому он не притронулся, мы выпили в его память.

В вечернем небе снова вспыхивали праздничные ракеты.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/5571-krasnoe-vino-pobedi-nosova-v-kratkom-izlojenii

Отзыв о рассказе Е. Носова»Красное вино победы»

Отзыв о рассказе Евгения Носова «Красное вино победы»

война как таковая за кадром. Однако, весь смысл данного произведения, на наш взгляд, как раз в том, что её губительное дыхание пронизывает рассказ от начала и до конца.

Заголовок рассказа порождает полярные ассоциации – и с радостью долгожданной победы, и с кровью, которой это торжество оплачено. Смешанные эмоции, вероятно, автор вызывает намеренно. Очевидно — для тех, кто пережил войну, и сегодня «это праздник со слезами на глазах».

Повествование в рассказе ведётся от первого лица, но время действия не совпадает с моментом начала рассказа. Перед читателями открываются воспоминания автора-повествователя и его героя. Между ними, возможно, целые годы. Память неизменно возвращает автора в прошлое.

В сюжете почти отсутствуют события в привычном смысле слова: в серпуховском госпитале весной 1945 года оказываются раненые бойцы, ждущие окончание войны. Характерная черта рассказа «Красное вино победы» заключается именно в том, что Е.Носов не описывает перипетии солдатской жизни, а изображает процесс ожидания.

Внешние события уходят на второй план. Мысли героев полностью связаны с ожиданием победы, ее предчувствием. Напряжение, драматизм не уходят из произведения, несмотря на то, что читатель, как и бойцы, знает, что победа неизбежна. Для бойцов в рассказе Носова война уже закончилась, но их товарищи продолжают сражаться.

Писатель собирает в одной палате жителей разных уголков Советского Союза: «волгарь» Селиванов, мезенский «мужик-лесовик» Бородухов, крестьянин из деревни Сухой Житень Пензенской области Копёшкин, молдаванин Михай, сибиряки Саенко и Бугаёв.

Каждый их них убеждает соседей по палате в преимуществах своего края, но главное, что родина у них общая.

И за молдаван, и за сибиряков  — за всех отдавали свои жизни молодые и старые солдаты, все они крещены в купели войны, а потому все они братья.

Автора в первую очередь интересует внутренний мир бойцов.

Каким является человек, лишённый надежд на счастье, взглянувший смерти в лицо и чудом оставшийся в живых? Раненые бойцы, томясь в госпитале, страдая от неподвижности, от зудящих под гипсом ран, испытывают противоречивые чувства.

С одной стороны, радость, потому что «дома наверняка будешь», с другой – «тоску и зависть», потому что «мат будут ставить» без них. Главное сожаление связано именно с тем, что не им выпало на долю брать Берлин, то есть поставить точку в войне.

Автор полагает, что ранение для любого человека – это испытание. Не важно, ранен он в первый раз, как герой рассказа, или в четвёртый, как Бородухов. Смысл этого испытания раскрывается писателем в экспозиции рассказа. Е.Носов знакомит нас с фронтовой операционной в роще, недалеко от которой идёт танковый бой.

На первый взгляд кажется, что повествователь лаконично, даже скупо ведёт рассказ о своём ранении. Но сдержанность повествования сильнее передаёт ужас происходящего, чем прямые восклицания.

Мы словно сами оказываемся в огромной очереди к операционному столу, видим раненых, лежащих поперёк столов «с интервалом железнодорожных шпал». Автор концентрирует внимание на таких деталях, что мы понимаем: в происходящем нет ничего необычного.

Ужас войны не столько в смерти на поле сражения, сколько в зловонном дыхании, скрыться от которого просто невозможно.

Для хирурга «с красными от бессонницы глазами», горбящегося над столом сутками, для медсестры, приговаривающей «с механической однотонностью» какие-то слова солдатам, для санитаров, привычными движениями затирающих столы от крови, — это изнурительная работа. Борьба со смертью для этих людей превратилась в обыкновенное дело. Обыденность происходящего во фронтовой операционной отражает не только мрачный лик войны, но и истинный патриотизм русского бойца.

Читайте также:  Краткое содержание мёрдок чёрный принц точный пересказ сюжета за 5 минут

В рассказе нет конфликта между героями. Ключевая схватка здесь, несомненно, между жизнью и смертью. Весна, которая заявляет о себе «зелёным дымком верхушек тополей» и их пряным, горьковатым ароматом, «цыганистыми трелями зяблика», расцветшей черёмухой – это символ новой жизни. Весна олицетворяет возрождение и надежду на счастье.

Бойцы, нарушая правила госпиталя, всё время распахивают окна. Они хотят вдохнуть запах весны, запах жизни. Только о смерти забыть уже не получается.

Она уже прикоснулась к человеческим телам «слепыми и равнодушными кусками металла», не хочет отступать, напоминает о себе «желтовато-зеленоватой жижей тлеющих ран», «сладковатым духом тления».

Неспешное повествование, увеличивающее ожидание победы, вдруг ускоряется и стремительно мчится к кульминации. Приезд начальника госпиталя полковника Туранцева по прозвищу Дед, обрывки фраз, неожиданные указания сменить бельё, заколоть кабана, отыскать к обеду вино — всё свидетельствует о Победе.

Читателю легче, чем персонажам рассказа, ведь общеизвестно — 8 мая гитлеровская Германия капитулировала.

Только бойцы этого пока не знают!
Внимание автора сосредоточивается на внутренних переживаниях героя: «Я вдруг остро ощутил, что госпитальные часы отбили какое-то иное, новое время… Что-то враз обожгло меня изнутри, гулкими толчками забухала в подушку напрягшаяся жила на моём виске».

Кажется, настает полное торжество жизни. Тишина ночи, госпитальный покой исчезают мгновенно: «Коридор гудит от стука и скрипа костылей».

Описывая всеобщее ликование, Носов не упускает удивительную особенность русского народа: люди не умеют радоваться в одиночку, а чувства свои выражают в песне.

Песня — душа народа, которая всех объединяет: людские голоса «приладились и… запели дружно, мощно, истово, выплёскивая ещё оставшиеся запасы святой ярости и гнева».

Слово «святой» в произведении упоминается лишь один раз. Но мотив святости, несомненно, проходит через всё произведение. Красным вином причащают в христианских храмах. Советских людей в войну причастили кровью.

Словно крещённый «равнодушным металлом», поливший землю своей кровью, наш народ искупил грехи человечества, как когда-то искупил их Христос. Советский человек отстоял жизнь. Красное вино пьют солдаты в рассказе Носова, пьют за победу жизни над смертью.

Белая госпитальная палата озаряется отблесками рубиновых стаканов, и люди чувствуют волнение, словно совершается таинство.

Только смерть успевает все же ухватить свое даже в этот знаменательный день. Умирает Иван Копёшкин, так и не пригубивший красного вина за Победу. Горькая истина звучит в словах тёти Зины: «Вот и пожар затушили, а, видно, чадить ещё долго будет. Уж больно раскочегарено…».

Читатель слышит в эти мгновения не только смех, ликующие крики, частушки, но и причитания вдов, беззвучный плач безрукого Михая.

Нарисованная героем картинка для Ивана оживает, и мы видим женщину с тремя ребятишками, которые ещё не знают о своём сиротстве, ещё надеются на возвращение отца и мужа.

В финале Носов не отменяет двойственного чувства, которым пронизан весь рассказ. День Победы для нашего народа навсегда будет и днём поминовения. Красное вино, пролитое в рассказе на изголовье кровати умершего Копёшкина, напоминает солдатам кровь и кажется «тёмным и таинственным». Читатель присоединяется к чувствам героев рассказа.

Несомненно, данный рассказ поможет многим людям задуматься и осознать, что все мы в неоплатном долгу перед нашими ветеранами Великой Отечественной войны, поскольку они подарили нам возможность родиться.

Источник: https://infourok.ru/otziv-o-rasskaze-e-nosovakrasnoe-vino-pobedi-1323218.html

Краткое содержание «Красное вино победы» Евгения Носова

В мае 1945 года автор, от лица которого идет повествование, находился в полевом госпитале под Серпуховым. Фронт был далеко и после того, что там происходило, белые стены и кровати госпиталя казались чем-то нереальным.

По радио передавали последние новости, пал Будапешт, фашисты были изгнаны из Вены, советские войска шли к Берлину. Радио работало днем и ночью, и не было такой силы, которая заставила бы обитателей палаты его выключить. Каждый из них надеялся первым услышать весть об окончании этой страшной и кровопролитной войны.

В палате лежали несколько тяжелораненых и те, кто уже шел на поправку.

Дальний от двери угол занимал Саша Селиванов – молодой парень с Волги, он относился к жизни и войне несколько скептически, считая, что последняя схожа с шахматами, ход — два и пешка убрана с доски.

Саша был лежачий, его нога напоминала толстенное дуло пушки и вечно торчала над кроватью из-под одеяла. Саша был в палате и во всем госпитале более известен как Самоходка.

Также в палате лежал Бородухов – солдат средних лет из лесных мест под Межином, и солдат Копешкин – молодой парень с поврежденным позвоночником и обеими руками. Копешкин был безнадежным больным, он не то что не вставал, а даже не двигался. Обе его руки были сильно перебинтованы и согнуты в локтях, а под голову положен валик, чтобы было удобно кормить его с ложки.

Парень почти ничего не говорил, только шептал, в последнее время его шепот был слышен все тише и реже, с каждым днем ему становилось все хуже. Однажды на его имя пришло письмо, соседи по палате вложили его руки больного и так он пролежал целый день, только на утро следующего дня, сумев попросить перевернуть листок, чтобы посмотреть обратный адрес.

Шли дни, наши войска уже были в Берлине, близилась победа над фашизмом и в палате становилось все оживленнее. Хотя все понимали, что советские граждане все еще гибли на полях сражений, приближение победы ощущалось во всем, больные буквально считали часы до ее наступления.

И вот этот день, а точнее ночь, настал.

Поздно ночью в госпитале раздался громкий звук солдатский сапогов, те из пациентов, кто спал чутко, успели услышать, как полковник Туранцев, заведующий госпиталем, приказал своему заместителю Звонарчуку раздать всем свежее и чистое белье, заколоть последнего свято оберегаемого поросенка и выдать каждому больному по стакану красного вина. Наступила Победа, это великое и долгожданное слово переполошило весь госпиталь.

После того, как шаги и голова удалились, один из соседей по палате солдат Саенко поднял вверх руки и завопил что есть мочи: «Конец! Все!».

Изо всех палат начали выходить больные, где-то вдали уже гремели праздничные салюты. Утром госпиталь наполнился людьми, под окнами зазвучал праздничный оркестр, неизвестно откуда появившийся.

В госпиталь пришла не просто весна, в него заглянуло самое настоящее счастье.

Атмосфера и в палате, и в госпитале, и в городе была радостная, настроение приподнятое, соседи по палате оживились и завели разговоры о красоте своих родных мест.

Медсестры сменили белье, побрили, принесли суп из кабана и несколько стаканов красного вина.

Ободренные сытным обедом все начали расхваливать родные деревни и города, очнулся и молчаливый Копешкин, который, как оказалось, все слышал и тоже хотел выразить свою любовь к родным местам, хотя бы едва слышными угуканиями.

Один из пациентов нарисовал картинку, изображавшую домик, лес, речку, и вложил в руки больного. Копешкин одобрительно зашептал, подтверждая, что именно так и выглядит его родной дом.

Все же остальные собравшиеся, слегка охмелев, продолжали нахваливать различные уголки большой страны, надеясь вскоре вернуться домой, увидеться с близкими, услышать родную речь и избавится от всего страшного, что случилось с ними на войне.

Все были счастливы, но никак не могли поверить в победу, все говорили и говорили, а за окном продолжал звучать салют, лились песни и где-то все еще звучал оркестр. Незаметно спустился вечер, разговоры в палате стихли, пришли санитары, вытащили из рук Копешкина рисунок, а самого его унесли.

Никто не заметил, как умер этот простой крестьянский парень, дождавшийся победы, но не сумевший как следует ее отпраздновать. Он стал одним из многих, кого унесла уже закончившаяся война, где-то вдали в одном из тех мест, что так живо обсуждались раненными, его быть может все еще ждала семья, родные, которым вместе с долгожданной вестью о победе, придет треугольная похоронка.

Стакан с красным вином, принесенным для него санитарками, так и остался полным, соседи по палате разделили его между собой и помянули молодого героя. За окном все еще звучали салюты, и небо окрашивалось праздничными разрывами ракет, страна отмечала победу, чтобы затем подсчитать всех, кто убит, пал в бою, растерзан и замучен, поименно.

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-krasnoe-vino-pobedy-evgeniya-nosova.html

Ссылка на основную публикацию