Краткое содержание лем магелланово облако точный пересказ сюжета за 5 минут

Магелланово облако (роман), содержание, экранизация, отношение автора

Краткое содержание Лем Магелланово облако точный пересказ сюжета за 5 минут

Название Магелланово облако
Оригинал названия Obłok Magellana
Автор Станислав Лем
Жанр Научная фантастика
Язык Польский
Оригинал выпуска 1955
Переводчик Л. Яковлев
Издательство Москва, Детгиз
Выпуск 1960

Магелланово облако (Obłok Magellana) — научно-фантастический роман польского писателя Станислава Лема 1955 года. Впервые был переведён на русский язык и издан в 1960 году (переводчик — Л. Яковлев).

Содержание

Действие романа происходит в XXXII веке. На Земле претворены в жизнь идеалы коммунизма, в результате чего освободившееся от предрассудков общество идёт по пути научно-технического и культурного прогресса.

Изменению подвергся даже климат Земли: главный герой родился в Гренландии, «недалеко от Полярного круга, в той части острова, где тропический климат сменяется умеренным, а пальмовые рощи уступают место высокоствольным лиственным лесам».

Однако освоение космоса пока что ограничено лишь Солнечной системой, поскольку учёным не удаётся преодолеть связанные с достижением необходимой для достаточно кратких межзвёздных перелётов скорости.

Но, с появлением новых технологий, полёт и возвращение в течение одной человеческой жизни становятся возможным, и начинается подготовка к первой экспедиции — на Альфу Центавра. Главный герой мечтает об участии в полётах с детства.

Благодаря своей целеустремлённости главный герой изучает кибернетику, звездоплавание, получает диплом по медицине, а также побеждает в Олимпийских играх. В результате, он попадает в состав экипажа космического корабля «Гея» из 227 человек.

В 3114 году состоялся запуск «Геи» к Альфе Центавра. На борту корабля возникают различные трудности: от появления случайно попавшего на борт человека до всеобщей депрессии экипажа. Специалисты ищут различные пути выхода из трудных ситуаций, стараясь сделать жизнь людей более разнообразной.

У Проксимы Центавра «Гея» случайно обнаруживает боевую космическую станцию из далёкого прошлого. Она находилась на орбите Земли во время противостояния двух политических блоков на Земле (в них угадываются Организация Варшавского договора и НАТО) и несла ядерное оружие, но случайно сошла с орбиты и почти за тысячу лет достигла Проксимы Центавра.

Экипаж «Геи» взрывает боевую станцию, чтобы уничтожить запасы ядерного и бактериологического оружия, обнаруженные на ней.

«Гея» сталкивается с сигналом, исходящим от одной из планет Альфы Центавра. «Гея» следует к планете, от которой исходит сигнал, и пытается установить связь с цивилизацией планеты. Все сигналы остаются без ответа, а при попытке высадки на планету десантные ракеты неожиданно подвергаются атаке, в результате которой погибает 10 астронавтов.

Тем не менее, экипаж «Геи» не спешит наносить ответный удар, и звездолёт отдаляется от планеты. На экстренном совещании экипажа выдвигается предположение, что обитатели планеты ошибочно приняли мирную высадку за агрессию, и попытки установить контакт надо продолжать. Главный герой с напарником отправляется на один из близлежащих астероидов для постройки промежуточной космической базы.

В результате метеоритного дождя они теряют связь с «Геей», и при попытке её наладить напарник получает смертельную дозу радиации. Не имея связи, главный герой лжёт умирающему, что контакт налажен и обнаружена высокоразвитая дружественная цивилизация. Роман заканчивается починкой связи и сообщением «Геи» об установлении контакта с цивилизацией Альфы Центавра.

Главный герой спешит сообщить, что он не лгал, но напарник уже умер.

Экранизация

В 1963 году по мотивам романа в Чехословакии был снят фильм «Ikarie XB 1» режиссёра Индржиха Полака.

Отношение автора

Лем впоследствии весьма критически относился к этому своему раннему произведению: «„Магелланово облако“ я считаю достаточно слабым произведением, в особенности в смысле языка… Я тогда находился под сильным влиянием Рильке, хоть моя стилистика и приходилась десятой водой на киселе этому поэту. Если это ещё и наложить на переслащенную фабулу, получим экстракт соцреалистических времен».

Одним из следствий такого отношения был запрет перевода на другие языки. В частности, Лем запретил переводить «Магелланово облако» на японский язык, со следующей формулировкой: «Япония не знала коммунистического режима, и если мой роман обратит в коммунизм хотя бы одного-единственного японца, мне суждено гореть в аду»

Источник: http://www.cultin.ru/books-magellanovo-oblako-roman

Книга Магелланово облако (илл.). Автор – Лем Станислав. Содержание – МАГЕЛЛАНОВО ОБЛАКО

Тер-Хаар поднял руку.

– Мы, живые, донесли до самого отдаленного будущего огромный долг, долг по отношению к тысячам тех, кто погиб подобно Мартину, но чьи имена останутся нам неизвестны.

Он умирал, зная, что никакой лучший мир не вознаградит его за муки и его жизнь окончится навсегда в известковой яме, что не будет ни воскрешения, ни возмездия.

Но его смерть и молчание, на которое он сам себя обрек, ускорили приход коммунизма, может быть, на минуту, а может быть, на дни или недели – все равно! Мы находимся на пути к звездам потому, что он умер ради этого…»

Так из глубин грядущего человек коммунистического общества судит наше время, судит пристрастно, как пристрастным должен быть всякий суд, который судит свою эпоху, созданную трудом, мукой и подвигом наших современников! В этой неразрывности времен и эпох основная философская идея романа.

Чтобы написать книгу о будущем, мало одного писательского таланта – нужна огромная культура мысли, широкое знание проблем современной науки, владение методом диалектического материализма. Станислав Лем написал умную, страстную и смелую книгу, продиктованную великолепной фантазией, опирающуюся на прочный фундамент современной науки, одушевленную самым передовым мировоззрением нашего времени.

Хочется верить, что, как подвиг жизни немецкого рабочего Мартина, книга эта, пусть хоть немного, приблизит наступление великой эры бесклассового общества. А читатель, раскрывая страницы этой книги, как сквозь широко распахнутое окно, увидит пленительный облик будущего.

Кирилл Андреев

МАГЕЛЛАНОВО ОБЛАКО

ВСТУПЛЕНИЕ

 Свыше девяти лет назад двести двадцать семь человек, в числе которых был и я, покинули Землю, держа курс за пределы Солнечной системы. Мы достигли намеченной цели и теперь отправляемся в обратный путь.

Наш корабль в ближайшее время разовьет скорость, превышающую половину скорости света. Однако пройдут еще годы, прежде чем возникнет из мрака и станет видна в самые сильные телескопы Земля, похожая на голубую пылинку среди звезд.

Мы везем вам дневник экспедиции, содержащий массу фактического материала, накопленного за время путешествия и запечатленного в механической памяти наших автоматов, но еще не систематизированного и не приведенного в порядок.

Мы везем вам научные труды неизмеримой ценности, созданные за время полета. Они открывают невиданные, безграничные перспективы дальнейших исследований в глубинах Вселенной.

Но в этом путешествии мы видели нечто более трудное и прекрасное, чем научные открытия и проникновение в тайны материи. То, что нам пришлось испытать, не в состоянии охватить никакая теория, не сможет зафиксировать ни один самый совершенный автомат.

Я один. В моей каюте полумрак, сквозь который едва различимы очертания мебели и небольшого аппарата. Внутри него мерцает крошечный, как крупинка, кристалл: на нем будет записываться мой голос. Прежде чем начать свой рассказ, я закрыл глаза, чтобы почувствовать себя ближе к вам.

Несколько секунд я вслушивался в беспредельную, нерушимую тишину.

Хочется рассказать вам, как мы преодолели эту тишину, как, уносясь все дальше от Земли, становились все ближе к ней; как боролись со страхом, более жестоким, чем страх, вызванный чем-то материальным,– со страхом пустоты, которая низводит до искры и гасит каждое солнце, каким бы огромным оно ни было.

Я расскажу о том, как уходили недели, месяцы и годы нашего путешествия и в памяти стирались самые дорогие, самые властные воспоминания, бессильные преодолеть черную пропасть бесконечности.

Как, ища точку опоры, мы в отчаянии хватались за все новые дела и мысли; как исчезло и развеялось в прах все, что казалось бесспорным и необходимым; как в поисках смысла нашей экспедиции мы обратились к минувшим эпохам и лишь там, на трудном пути, пройденном человечеством, нашли себя, а наша эпоха, отделяющая бездну прошлого от просторов неведомого будущего, приобрела такую силу, что мы смогли двинуться навстречу победам и поражениям.

Чтобы вы могли понять это хотя бы приблизительно, я должен заставить вас ощутить хоть малую часть того бремени, которое давило и угнетало нас.

Я хочу провести вас за собой через долгие годы, наполненные мраком пустоты, когда мы слышали в глубине корабля самое страшное из всего: бесконечное молчание Вселенной.

Видели, как вспыхивают и угасают солнца в небесах, то черных, то багровых, слышали за стальными стенами вой раздираемых атмосфер на встречных планетах. Я проведу вас мимо небесных тел, мертвых, или населенных разумными существами, или таких, на которых только зарождается жизнь.

К кому же из вас обращаюсь я, начиная рассказ о том, что довелось нам испытать, о том, как мы жили и умирали?

Я хотел рассказать историю нашего путешествия моим близким: матери, отцу, друзьям юности, людям, с которыми связан вещами такими мимолетными, но такими весомыми, как шум деревьев, шепот воды, совместные мечты и голубое небо, по которому ветер гнал облака над нашими головами.

Однако, пытаясь восстановить все эти образы в своей памяти, я понял, что не имею права ограничиваться ими.

Я люблю всех этих людей не меньше, чем прежде, хотя мне теперь труднее выразить это чувство, но мой рассказ принадлежит не только им: с течением времени, по мере того как увеличивалось расстояние, отделявшее нас от Земли, ширился и рос круг моих близких.

Все эти годы из городов и селений, из лабораторий, с горных вершин, с искусственных спутников Земли, с обсерваторий на Луне и ракет, скользящих в межпланетном пространстве, миллионы глаз устремлялись каждую ночь в сектор неба, где мерцала слабая звездочка, бывшая целью нашей экспедиции.

Когда нас поглотило пространство и, вырвавшись за пределы притяжения Солнечной системы, мы каждую секунду удалялись от Земли на десятки тысяч миль, ваша память продолжала сопутствовать нам.

Что представляли бы мы собой в этой металлической скорлупке, окруженные усыпанным звездами мраком, когда наша связь с Землей прервалась в соответствии с законами физики, если бы не вера миллиардов людей в наше возвращение?

Поэтому круг моих друзей охватывает близких и далеких, забытых и неизвестных, родившихся после нашего отлета и тех, кого я не увижу больше никогда. Вы все одинаково дороги мне, и в эту минуту я обращаюсь ко всем вам.

Читайте также:  Краткое содержание сказки волшебный барабан джанни родари точный пересказ сюжета за 5 минут

Надо было преодолеть расстояния, которые пришлось преодолеть нам, вынести все, что пало на нашу долю, пережить подобно нам эти годы, чтобы понять, как велико то, что объединяет нас, и как ничтожно то, что нас разделяет.

В моем распоряжении немного времени. Я тороплюсь рассказать обо всем случившемся, и мое повествование может быть иногда неясным, хаотичным. Но я буду добиваться одного: показать вам, как события, над которыми, нам казалось, мы были властны, привели нас к необходимости уяснить себе путь, пройденный человеком с начала его истории.

Человек освоил путь к звездам, познал пространство я время, познал и самые звезды, на которых он возник. Ничто не может противостоять ему. И чем больше препятствий встречается на пути человека, тем больше проявляется его величие.

Даже звезды стареют и угасают, а мы навеки остаемся. Пройдут годы, минет эпоха быстрого прогресса нашей цивилизации, перед человечеством встанут новые трудности, и тогда люди оглянутся назад и вновь откроют нас, как мы открыли великую эпоху прошлого.

                              

ДОМ

 Я родился в Гренландии, недалеко от Полярного круга, в той части острова, где тропический климат сменяется умеренным, а пальмовые рощи уступают место высокоствольным лиственным лесам. У нас был старый дом со множеством сверкающих стеклами окон и веранд: такие строения часто встречаются в тех местах.

Окружавший его сад сквозь открытые почти круглый год двери и окна проникал в помещения нижнего этажа.

Непосредственное соседство цветов, все ближе теснившихся к дому, причиняло нам много забот: отец даже пытался бороться против чрезмерного, как он говорил, засорения цветами, но бабушка, при поддержке мамы и сестер, одержала верх, и ему в конце концов пришлось отступить на второй этаж.

Источник: https://www.booklot.ru/authors/lem-stanislav/book/magellanovo-oblako-ill/content/4020808-magellanovo-oblako/

Книга «Магелланово Облако»

Герои С. Лема живут в прекрасной утопии 3114 года, когда межзвездные корабли строят на расстооянии 180 тыс.км от Земли, а с Таймыра через Камчатку и Новую Зеландию прогуляться всего-ничего-4 минуты. Человек вообще не занимается работой ,которую могут делать автоматы…. Впрочем, тут есть пока нерешенная проблема..

-Автоматы совершенны, но ограничены, а люди, хотя и не совершенны, но ограниченностью не страдают. Автомат всегда односторонен, созданный для выполнения определенного рода задач… На ракетах в космос доставляют тысячи магнитных катушек, располагают их по окружности и строят объекты из ПУСТОТЫ, располагающейся между катушками.

-Нет более богатого возможностями объекта, чем Пустота, через которую проходят электромагнитные поля… Все хорошо и дружно на планете Земля, но у героев «не хватает ВРЕМЕНИ, что позволило бы развиться чувствам».

Даже подарок «от сердца» подарить не получится: у людей теперь ВСЕ ЕСТЬ, и ПОДАРКИ ДАРЯТ ТОЛЬКО ДЕТЯМ… Впрочем, не чувствительные -они горды тем, что мы-их предки были «узниками пространства», а наши представления о Земле «ограничивались теми местами, где мы рождались-жили и-умирали»…А они-свободны и почти всесильны… И вот 227 землян из будущего летят по «великой черной тишине», которую они «победили», но начинаются депрессии, сомнения и неудобные мысли о цели полета: увы, человек не бессмертен и «все эти события, нашей кровью оплаченные, станут мертвой буквой в забытых летописях».

Звезды породили человека и звезды его убивают..

Дальше люди на межзвездных скоростях устремляются к Магелланову облаку, но-увы- с собой « к звездам забирают все свои земные проблемы, которые не отряхнуть, как стряхивается пыль Земли с сапог»… Вот и и грают они в своем великолепном полете в «выдумывание возможных миров», разбираются с философскими вопросами о необходимости СМЕРТИ для ЖИЗНИ, пытаются доказать себе, что «ИЗМЕНЧИВОСТЬ-ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЭВОЛЮЦИИ»…- Смерть -лишь отрицание жизни ИНДИВИДА, но не ВИДА!

Без смерти не было бы изменчивости. Без изменчивости не было бы эволюции.

Без эволюции не было бы человека.

Смерть учит нас любить жизнь и еще больше любить других людей, столь же смертных, и как все, исполненных мужества и страха…строящих с любовью БУДУЩЕЕ, которое ИМ НЕ СУЖДЕНО УВИДЕТЬ. -И кто захочет жить вечно, если не сможет своей смертью дать жизнь другим?

И разве найдется такой безумец, который захочет стать БОГОМ, бессмертным, если можно БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ?

И получается такой интересный расклад: астронавигаторы Зорин и Амета гибнут при попытке высадки на планету разумных существ, и читатель полон сочувствия и жалости к погибшим, но ведь они умирают…из-за любви к людям, ИСПОЛНЕННЫЕ ЛЮБОВЬЮ.

Скажи, смерть, и где теперь твое жало?

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000507748-magellanovo-oblako-stanislav-lem

Станислав Лем – Магелланово Облако

Здесь можно скачать бесплатно “Станислав Лем – Магелланово Облако” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочие приключения, издательство Детгиз, год 1966.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Магелланово Облако” читать бесплатно онлайн.

Кирилл Андреев. ЧЕТЫРЕ БУДУЩИХ СТАНИСЛАВА ЛЕМА

«На гигантском осколке метеорита, таком черном, будто на нем запекся мрак бездны, в которой он кружил нескончаемые века, лежал навзничь человек. Днем этот упавший колосс виден из самых отдаленных пунктов города.

Обломок ракетного оперения пронзает его грудь. Сейчас, в отблесках зарева отдаленного города, гигант утратил свои очертания. Складки его каменного скафандра темнели, как расселины скалы.

Человеческой была лишь голова – огромная, тяжело закинутая назад, касающаяся виском выпуклой поверхности камня».

Так Станислав Лем описал памятник Неизвестному астронавту будущих веков – низверженному, но не побежденному, потому что человека можно убить, можно уничтожить, но победить его нельзя!

Но в то же самое время это образ человека сегодняшнего дня, потому что,  как далеко бы Лем ни заглядывал в будущее, в какие миры ни заносила бы его фантазия, он всегда пишет о нашем времени и о нас самих.  

1

Он живет в маленьком стандартном доме на дальней окраине Кракова. Он очень ценит покой, позволяющий ему сосредоточиться, поэтому у него даже нет телефона.

В углу валяется заброшенный киносъемочный аппарат: одно время писатель увлекался фотографией и кино, но потом решил, что это отнимает у него слишком много времени. А все свое время он отдает работе.

Когда же он очень устает или хочет повидать свет, он садится за руль своей старенькой «татры» и выезжает на шоссе Краков – Закопане, проходящее неподалеку от его дома, и отправляется, в зависимости от настроения, либо к центру города, либо в горы.

Он совсем не похож на своих героев – космического Мюнхаузена Иона Тихого, профессора Тарантогу или на астронавтов, открывающих новые миры. Он небольшого роста, с быстрыми движениями и веселыми темными глазами. Он часто усмехается, а говорит так стремительно, что едва успеваешь следить за его мыслями.

Но хотя он следует мгновенно возникающим мысленным ассоциациям, он в то же время очень обстоятелен, а фразы его так точно сформулированы и отточены, что кажется, будто он просто вслух читает какую-то книгу, а когда он на секунду останавливается, чтобы перевести дух или перейти к следующей мысли, думаешь, что он просто перелистывает страницу.

– Видите ли, научная фантастика совсем не пророческая литература, как иные ошибочно думают. Предсказания научных и технических достижений неминуемо обречены на поражение. Даже Жюль Верн кажется нам сейчас очень архаичным.

Что же тогда говорить о сегодняшнем дне, когда невозможно предвосхитить все вероятные качественно новые скачки, которые совершаются в жизни человечества благодаря успехам науки! Фантастика, скорее, похожа на гигантскую и могущественную лупу, в которую мы рассматриваем тенденции развития – социальные, моральные, философские,- которые мы усматриваем в нашем сегодняшнем дне. В сущности, говоря о будущем, о жизни на далеких планетах, я говорю о современных проблемах и своих современниках, лишь облаченных в галактические одежды. В наши дни, для того чтобы заниматься научной фантастикой, мало одной фантазии, нужно еще очень много знать!- Лем обводит руками комнату, словно пытается обнять все книги, которые, кажется, скоро выживут из кабинета своего хозяина- сотни, тысячи книг, на многих языках и по самым диковинным разделам науки, которые теснятся на полках, лежат на столах, нераспечатанными пачками сложены на полу. Кибернетика, астронавтика, биохимия, биофизика, теория информации, молекулярная биология, бионика, генетика, радиоэлектроника, парапсихология! Всех этих наук не существовало, когда я был мальчиком. Когда я писал философскую книгу “Диалоги”, о кибернетике было написано всего лишь около шестидесяти книг. Из них я, не хвалясь могу сказать, прочел половину. Ныне об этой науке написаны целые библиотеки!.. Для некоторых писателей научная фантастика представляет собой нечто вроде чистой игры ума, интеллектуального кроссворда, а не один из разделов литературы. Меня же интересует другое – сами люди и проблемы, волнующие человека наших дней.

– Но почему же, если вы интересуетесь главным образом сегодняшним днем и своими современниками, пишете о далеком будущем и других, нечеловеческих мирах?

Лем усмехается:

– Давайте вместе еще раз перечитаем мои книги!

2

Станислав Лем один из самых прославленных писателей-фантастов всего мира. Его переводят на множество языков, по его произведениям ставятся кинофильмы, а он с неистовой страстью и поразительной фантазией продолжает писать, выпуская книгу за книгой – иногда по нескольку книг в год.

Он родился во Львове в 1921 году, здесь учился, здесь же пережил тяжкие годы немецкой оккупации.

Читайте также:  Краткое содержание родари приключения чиполлино точный пересказ сюжета за 5 минут

Фашистский террор лишал польскую интеллигенцию права на труд по специальности, и Станислав Лем вынужден был бросить политехникум и пойти работать сварщиком.

Эта работа столкнула его с реальной жизнью, и он впервые встретился с настоящими людьми, будущими героями его первой книги, – молодыми рабочими-подпольщиками, участниками польского Сопротивления.

После войны вместе с поляками, проживавшими на территории Западной Украины, Лем репатриировался и переехал в Краков, где смог закончить свое образование. На этот раз он выбрал медицину и несколько лет работал врачом.

Писать Лем начал рано. Уже в 1946 году стали появляться его рассказы и стихи. Первым крупным произведением был роман «Непотерянное время», посвященный судьбам польской молодежи в трагические годы оккупации.

В 1950 году выходит первый фантастический роман «Астронавты».

Этот роман посвящен межпланетной экспедиции на Венеру в 2006 году. В нем Лем впервые дал полную волю своей смелой и безудержной фантазии.

«В 2003 году,-начинается одна из глав этой книги,- был закончен частичный отвод Средиземного моря в глубь Сахары, и гибралтарские электростанции впервые дали ток для североафриканской сети.

Много лет прошло уже после падения последнего капиталистического государства. Окончилась тяжелая, напряженная и великая эпоха справедливого преобразования мира.

Нужда, экономический хаос и войны не угрожали больше великим замыслам обитателей Земли».

Широкими мазками рисует Лем картину первых шагов коммунистического общества.

Обводнение Сахары, безлюдные заводы-автоматы, фотохимические преобразователи, в которых углекислота воздуха и вода превращаются в сахар, атомные реакторы, управление передвижением облаков, погодой и климатом и, наконец, искусственные атомные «солнца», подвешенные над полюсами, чтобы растопить льды и уничтожить вечную мерзлоту, – вся эта фантастическая техника изображена резкими, но беглыми штрихами; она нужна писателю лишь для того, чтобы показать на этом фоне людей будущего и их приключения на страшной планете смерти – Венере.

Фантастика этой книги реалистична, потому что Лем показывает осуществленным то, что планируется и создается сейчас или замышляется в близком будущем в нашей стране и в других странах социализма.

Но, рисуя расцвет науки и техники в ближайшем будущем, Лем в романе «Астронавты» почти ничего не говорит о развитии самого общества, о его формах и отношениях людей при коммунизме. В этом романе он идет по следам Жюля Верна, который, веря в социализм и мечтая о нем, не смог нарисовать его в своих произведениях, а показал лишь фантастическое развитие научных и технических идей своего века.

3

Сборники научно-фантастических рассказов «Сезам» (1953) и «Вторжение с Арктура» (1959) показывают нам Лема совсем с другой стороны. Здесь его можно сблизить, скорее, с Гербертом Уэллсом, чем с Жюлем Верном.

Термин «научная фантастика», к которому мы так привыкли, не вполне применим к творчеству Уэллса.

Бесспорно, что материалом его произведений является наука в ее фантастическом развитии, но далеко не во всех его романах, повестях и рассказах сюжет покоится на строгом научном фундаменте.

 Чаще всего это чистый вымысел, смелое предположение, далеко выходящее за пределы наших знаний, прием, позволяющий писателю перенести своих героев в необычную обстановку- в далекое будущее, на другие планеты или в мир, изменивший свои привычные пропорции.

Прием этот вполне закономерен. Ведь любой писатель, пытаясь заглянуть в будущее, всегда минует какие-то промежуточные ступени, пользуется порой не только не вполне научными, но и совсем ненаучными допущениями, вроде уэллсовской «машины времени», чтобы обогнать мысль современников и увидеть грядущие дни.

Таков и Лем во многих своих рассказах, вошедших в сборники «Сезам» и «Вторжение с Арктура».

Говоря словами Уэллса, такие фантазии «не ставят себе целью изобразить в самом деле возможное, их цель – добиться не большего правдоподобия, чем то, какое бывает в хорошем увлекательном сне.

Они захватывают читателя искусством и иллюзией, а не доказательствами и аргументами, и стоит только закрыть книгу, как пробуждается понимание невозможности всего этого…»

Источник: https://www.libfox.ru/225526-stanislav-lem-magellanovo-oblako.html

Рецензии на книгу Магелланово облако – Readly.ru

После этой книги я поверил в коммунизм. Оказалось, ни к чему громкоголосые лозунги, баррикады, махровая пропаганда.

Станислав Лем – известный писатель-фантаст и философ. И в этой книге он проявил себя больше в последней роли. Что ж, хватит уже с антиутопиями, давайте поговорим про утопии.

Лем и Бредберри.

Хочется сравнить этих двух великих творцов. Они оба были грандиозными мыслителями. У них всегда нешаблонные умозаключения, характерные только им. Но при этом разница между американцем и поляком разительна.

И мне кажется, главная фишка Лема в его непримиримой вере в человечество. Весь негатив он оставляет в прошлом. Наши предки хотели друг друга уничтожить, создавали оружие – мы не такие. Мы занимаемся наукой, мчимся к звездам, создаем искусство, любим по-настоящему.

По описанию это был бы скучный мир, если бы его не придумал Лем.

Непросто так автор вставил эпизод встречи экипажа корабля-первооткрывателя и заржавевший американский спутник, с которого “они хотели метать ядерные снаряды”. Война в прошлом. Они пожали то, что готовили другим. Лем вообще любит использовать колоритные контрасты. Об этом чуть ниже.

Лем и Хаксли. Люди будущего. Искусство.

У Олдоса Хаксли есть роман “Остров”. На этом острове живут люди в идеальном обществе. У них нет понятия добра и зла, они никого не убивают, потому что все поголовно счастливы. Это Эдем на земле.

Проблема только в одном: они совершенно не воспринимают искусство. Эдип выколол себе глаза? Зачем? Ромео и Джульетта покончили с собой? Это непрактично.

С помощью “Острова” Хаксли показал, что в утопии вам тоже жить не захочется.

Но вот Лем придерживается совершенно другой позиции. Да, люди будущего далеко ушли от своих пращуров. Но им вовсе не чуждо чувство прекрасного. Его закладывали в нас тысячелетиями. Кульминацию этого момента автор выразил в эпизоде, где команда корабля слушает девятую симфонию Бетховена:

“Девочка.. ты не знаешь…он…он все о нас знал, слышишь? Он все знал, этот допотопный музыкант, этот Бетховен, глухой немец восемнадцатого века…Он все предвидел. Его голос жив и сегодня…Там, в зале, мне казалось, все смотрят на меня, потому что он рассказал то, в чем я не осмелился бы признаться самому себе…он знал даже это… – я поднял руку к звездам.”

Станислв Лем продолжает развивать тему. Никто кроме человека не может творить искусство. В книге один из героев рассказывает сказку про то, как ученый создал робота. Он вложил в него знания всех мировых художников. И теперь машина должна была создать идеальную картину. Закончилось это тем, что она нарисовала “пустой белый круг”.

Любовь

Любовь в будущем высокая, благородная. Все плохое осталось в прошлом:
“Меркантильные тиранические режимы стремились обратить любовь в товар, доступный для имущих. Она должна была стать средством, возбуждающим истощенные нервы, еще одной приманкой, ярким пятном в бесцветной и тоскливой жизни”.

При этом заметно, что Лем сопротивляется тому, что воспевает его земляк Вишневский. Ни секса, ни страсти, ни плоти в его словах:

“Когда двое людей сближаются для поцелуя, каждый не видит лица другого, потому что они слишком близки, но это близость физическая, она ничего не разрешает и ничего не скрепляет”.

Лем и Достоевский. Мир и война

Лем – атеист. Достоевский нет. Но у них схожее отношение к человечеству. И даже есть общие стилистические приемы. Рассказ внутри романа. Достоевский использовал “Легенду о Великом инквизиторе”, чтобы раскрыть героя, и заодно поднять очень большую философскую тему.

Лем сделал то же самое в “Магелановом облаке”. Рассказ о том, как несколько влиятельных олигархов человечества собрали машину, которая может исполнить для них любое желание и уничтожить все. Вопрос неожиданно задал сын одного из них: “Зачем мы живем?”.

Создатели услышали грозный грохот и скрежет и были готовы бежать. Они поняли: “Машина смеялась”.

При этом в романе есть сцена, которую Достоевский, возможно, не оценил бы. Когда экипаж обнаруживает затерянный сотни лет назад американский спутник, они находят в нем окоченевшие скелеты. По ним было видно, в каком виде смерть застала членов экипажа. И вот этот живописный эпизод Лема-атеиста:

“Я увидел, что у ниши была коленопреклоненная, с лицом, прижатым к полу, мумия. Ее острые плечи прикрывала черная ткань. Эта мумия, похожая на замерзшую груду земли, отбрасывала на белую стену бесформенную тень.

Я взглянул в противоположную сторону, отыскивая источник света. В глубине отсека стоял Петр с Ганимеда. Его нагрудная лампа ярко освещала крест.

Петр — стройный, огромный, одетый в серебристый скафандр, со скрещенными на груди руками — смотрел на этот символ суеверия”.

Контраст – отличный прием, которые любят кинематографисты. В данном случае автор прекрасно показал различие между лучезарным Петром (речь о скафандре) и тем, что осталось кучей пепла на палубе старого спутника.

Смерть. Бессмертие. Изменчивость.

“Чувствуешь этот твердый изгиб — это черепная кость. Когда-нибудь она выйдет из плоти, свободная и обнаженная. Но это ничего. Хотя все на свете — только мимолетные сочетания атомов”.

Логика автора – это доказательство того, что Лем искренне верил в коммунизм. Автор доказал, что смерть важнее жизни, и это никакой не парадокс. Человек бы не существовал в своем виде, если бы первые простейшие организмы не приняли смерть ради него.

Умирая, мы двигаем свой вид вперед, эволюционируя. Изменчивость – это научно, это практично, это необходимо. Организмы уступают место потомкам, которые накапливают перемены. Так что, если твоя жизнь никому не нужна, нам понадобиться твоя смерть.

Лем мне по душе. От прочих фантастов он остался на почтительном расстоянии. У него есть свой стиль. Как жаль, что он не снимал фильмы. Как прекрасно, что их снимал Тарковский.

#БК_2017 Книга-толстушка (больше 600 страниц).

Читайте также:  Краткое содержание стендаль пармская обитель точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: http://readly.ru/book/60155/reviews/

Магелланово облако (Польша, 1955) + Ikarie XB-1 (ЧССР, 1963)

Магелланово облако (Польша, 1955) + Ikarie XB-1 (ЧССР, 1963)

Перейдем ко второй строчке хит-парада. Зря я вообще за это взялся, но дело зашло слишком далеко, пришлось доводить до конца.Мои отношения с паном Станиславом как-то сразу не сложились.

Как я писал по другому поводу и про другого писателя, он попался мне на глаза в неудачное время. Я уже тогда любил фантастику, но пребывал в очень нежном возрасте. Душа жаждала далеких планет, космических чудовищ и бороздящих звездолетов, а вместо этого мне подсунули какую-то псевдофилософскую умзаразумень. Какие-то трурли, клапауции, сепулькарии…

что это было?! Но под рукой больше ничего не было (дело происходило в эпоху бумажной книги, в прошлом тысячелетии), поэтому пришлось грызть кактус дальше. “Солярис” тоже не пошел, но тут еще и Тарковский подгадил. Я как вспоминаю сцену, где они десять минут, ДЕСЯТЬ МИНУТ ПОДРЯД (!!!) едут и молчат, едут и молчат по развилкам и эстакадам, аж кушать не могу.

Окончательно меня добила сказка ужасов про средневековую девушку, которая внезапно оказалась боевым киборгом, получившим приказ на уничтожение. Черт побери, мне было восемь или девять лет, за что он так со мной?.. Не забудем и не простим. Так Станислав Лем был решительно вычеркнут из списка читаемых мной авторов – пусть не навсегда, но надолго.

Умом я понимаю, что был неправ, но сердцу не прикажешь. Что самое интересное, “Туманность Андромеды” в те же годы я осилил легко и превеликими удовольствием. А еще в этом сборнике (в гнусной и унылой серой обложке) было длинное предисловие. Предисловия я тоже любил читать. По закону подлости самое интересное оказалось там: краткое содержание романа “Магелланово Облако” того же автора.

Включая эпическую сцену, где коммунистические астронавты находят в глубоком космосе прототип американской “Звезды Смерти” – боевую станцию “МЕЖЗВЕЗДНЫХ СИЛ АТЛАНТИДОВ”!Как это должно быть круто, подумал я, аж дух захватывает – вот они, далекие планеты и космические чудовища. Почитать бы!..

Но согласно тому же закону подлости, книга в провинциальном городке моего детства и его окрестностях не обнаружилась – ни в библиотеках, ни в книжных магазинах (искать фантастику в советских книжных магазинах 80-х… это я так остроумно пошутил). Так что с “Магеллановым Облаком” довелось познакомиться только в самом начале 90-х.

Я к тому времени окончательно перешел в партию коммунистов-реалистов, но книга понравилась. Возможно, именно поэтому и понравилась. Укрепила в убеждениях, так сказать. Хотя от другой “галактики” – ефремовской “Андромеды” – она все-таки отстает. Недавно перечитывал, вернее, перелистывал. Смешанные чувства. С одной стороны торт, с другой стороны – уже нет.

Поэтому сосредоточился на своем любимом эпизоде – встрече с “Межзвездными силами атлантидов”. ВНЕЗАПНО:

“…Амета в последний раз включил тормоза. В свете вылетающего из носовых отверстий бледного пламени можно было прочитать пробегающие буквы:U-N-I-T-E-D S-T-A-T-E-S.В окне промелькнула решетчатая башня, и показались новые буквы:

I-N-T-E-R-S-T-E-L–L-A-R F-O-R-C-E

“…”

What the fuck?! Я же твердо помню, не было там никаких “U-N-I-T-E-D S-T-A-T-E-S”. Отыскал оригинальный польский текст:

“…Ameta po raz ostatni włączył deceleratory. Poprzez bijący z dzioba blady płomień widać było przebiegające litery:U–N–I–T–E–D S–T–A–T–E–SW oknie mignęło wysięgowe ramię kratowe i ukazały się dalsze słowa:

I–N–T–E–R–S–T–E–L–L–A–R F–O–R–C–E

…”

Возвращаюсь к русскому тексту:

“…Амета в последний раз включил тормоза. В свете вылетающего из носовых отверстий бледного пламени можно было прочитать: М-Е-Ж-3-В-Е-З-Д-Н-Ы-Е С-И-Л-ЫВ окне промелькнула решетчатая башня и показались новые буквы:

А-Т-Л-А-Н-Т-И-Д-О-В

…”

Чертовщина какая-то. Ага, это были два разных файла. Старый и новый перевод. Что было в польском оригинале 50-х? Тайна сия велика есть. Так или иначе, ничего странного в этой истории нет — всем известно, что политкорректность изобрели в СССР.

Интересно, а как этот момент выглядит в других переводах? Особенно в английском? Отправился на поиски, но нашел только это:

“…Лем впоследствии весьма критически относился к этому своему раннему произведению: «„Магелланово облако“ я считаю достаточно слабым произведением, в особенности в смысле языка… Я тогда находился под сильным влиянием Рильке, хоть моя стилистика и приходилась десятой водой на киселе этому поэту. Если это ещё и наложить на переслащенную фабулу, получим экстракт соцреалистических времен»[3]. Одним из следствий такого отношения был запрет перевода на другие языки. В частности, Лем запретил переводить «Магелланово облако» на японский язык, со следующей формулировкой: «Япония не знала коммунистического режима, и если мой роман обратит в коммунизм хотя бы одного-единственного японца, мне суждено гореть в аду»[4]…”

Se non e vero, e ben trovato. Не мне его судить. Да, такое иногда случается с людьми, пожившими в эпоху развитых социализмов. Перейдем к экранизации. Про фильм “Икар-1” (именно так) я слышал еще в советские времена – какие-то смутные слухи про хорошо сделанную космическую фантастику. О том, что он является еще и экранизацией Лема, я не имел никакого представления. Посмотреть? – где, откуда?! Только в эпоху Ютуба.Что я могу сказать? Грустное, душераздирающее зрелище. Теперь я верю, что американская киноиндустрия в начале 60-х находилась в глубоком кризисе – стали бы они в противном случае закупать такое для проката…

Лживая американская реклама (с фанатского сайта). Почему лживая – см. ниже.

Черно-белая пленка с первого и до последнего кадра только усиливает негативное впечатление. Сэкономили, называется. Показывать Светлое Будущее в черно-белых тонах – отличный ход, я считаю. *sarcasm* Как будто они снимали нуарный детектив или еще какой-нибудь хичкокинг.

Далее нам показывают в суфлерской будке пьяную офицерскую рожу, то есть лицо защитника отечества, залитое кровью лицо небритого мужика, у которого явно не все в порядке с головой. Вглядитесь, товарищи – это и есть лицо коммунистического завтра! Начинаю подозревать, что чехословацкие братья по классу держали фигу в кармане.

Да, в романе было что-то похожее. Но фильм был снят по мотивам. По очень отдаленным мотивам.

Товарищи пытаются ему помочь, но он продолжает с честью нести высокое звание астронавта Коммунистической Утопии, биться в истерике и палить из бластера по камерам аки Терминатор.

Космос мрачный и печальный. Никто не услышит вашего крика.

Капитанский мостик. На третий день Соколиный Глаз заметил, что у сарая не хватает одной стены. Быть может, это надо было смотреть не в CamRip на Ютубе, а в 3-D на большом экране? Не думаю. Есть множество черно-белых фильмов куда более ранних времен, которые я по сей день смотрю с удовольствием, так что причина не в этом.

Наконец-то долгожданный момент – на экране Звезда Смерти Атлантидов. Но в фильме она без названия – еще один минус.Высадка на базу космических империалистов. Да, примерно так она и выглядит. Поиски черной кошки в темной комнате. Еще одно фантастическое разочарование.

Нельзя сказать, что в фильме совсем не было ничего хорошего. Красивая музыка, две-три красивые женщины, красивый финал… И это все о нем.”Поднимай меня наверх, Скотти!” Говорят, что фильм оказал сильное влияние на целый ряд американских сценаристов и режиссеров, творивших НФ-кино в последовавшие десятилетия.

Возможно. Разве что в том смысле, что они увидели, как не надо делать, и сделали все по-другому. Еще говорят, в Каннах фильм взял какой-то приз (хотя с каких это пор Канны являются для нас авторитетом?), а в СССР собирал полупустые кинозалы. Такие дела. P.S.

Говорят, что “Эоломея” гораздо лучше, но я не скоро соберусь с душевными силами для ее просмотра.

P.P.S.

Я тут еще “Звездного инспектора” краем глаза зацепил… Теперь надо срочно помыть оба глаза и почистить уши. В прошлый раз я использовал это. На этот раз… Ну, например это:

From:

Date:

sohryu_l
June 25th, 2013 02:04 pm (UTC)
(Link)

Я думал, ваша рецензия на Магелланово облако будет беспощаднее.Я у Лема до конца только Ийона Тихого осилил, правда сравнительно недавно, но в более нежном возрасте полкниги прочитал, шло неплохо.

Еще у Лема была раскрыта тема гигантских человекоподобных роботов (Диглатор описывается так, будто бы пришел из Баттлтека), но я ниасилел.

From:

Date:

amagnum
June 25th, 2013 02:15 pm (UTC)
(Link)

1. В глубине души я очень добрый человек. 2. “Тихого” в более зрелом возрасте перечитал – действительно, пошло гораздо лучше.

3. Это в сериале про пилота Пиркса, емнип, к тому же очень поздний роман. Впрочем, в том унылом сборнике даже раннего Пиркса не было. Кстати, фильм про Пиркса был хороший.

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

sohryu_l
June 25th, 2013 02:18 pm (UTC)
(Link)

Меня друг еще несколько лет задалбывал Непобедимым, говорил там все еще круче. Но я если честно как-то опасаюсь Лема читать, по очевидным причинам.

А еще я его не смотрел, да. Солярис видел три с половиной кадра, возможно когда-нибудь буду смотреть и нахваливать, не знаю.

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

amagnum
June 25th, 2013 04:39 pm (UTC)
(Link)

В Голливуде могли бы – что им стоит дом построить. Но автор запретил – тут уж ничего не поделаешь. П.С. Говорят , тут на днях франко-изральский “Футурологический конгресс” вышел.

Edited at 2013-06-25 04:40 pm (UTC)

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

colonelrabin
June 26th, 2013 05:53 pm (UTC)
(Link)

Магнум, вы извините, я просто интересуюсь:Вы получили наследство? Или вы неувольняемый чиновник на твердом окладе? Или, упаси боже, болеете и делать вам не хрена?

Или это такое хобби, что оно все превозмогает?

Источник: https://amagnum.livejournal.com/246200.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector