Краткое содержание лермонтов родина точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание «Мцыри»

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г.

Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. В Мцхете он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни.

Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.

Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски.

Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец».

Таким образом, герой лишен собственного имени.

Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.

Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.

Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

Глава 1

В месте слияния двух речек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет «за гранью дружеских штыков».

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует.

Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь.

Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь – а Мцыри ее лишен.

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, речке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни.

Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчуге и сжимает ружье.

Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Глава 8

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре.

Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой.

На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Главы 9-13

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела.

Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать его мысли в то время.

Но все же Мцыри хотел бы снова их рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос – это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родной страны. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Главы 20-23

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…».

Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его.

Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, – думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/lermontov/mcyri

Краткое содержание Лермонтов

Михаил Лермонтов передал в прозе прекрасную турецкую сказку со всем колоритом этой страны: имена, реалии, верования… Всё это создаёт атмосферу восточной сказки Читать далее

Беглец

В данном стихотворении рассказывается о юноше, который бежал с поля боя, где пали его отец и братья. Гонимый страхом он идет в родной аул, где его все отвергают. Читать далее

Бородино

Баллада «Бородино» была написана в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Автор в содержании стихотворения показывает рассказ мужчины, который участвовал в Отечественной войне 1812 года. Все повествования солдата наполнены гордостью Читать далее

Боярин Орша

Боярин, прозванный Иваном Грозным Орша, после долгой службы отправляется домой. Его единственным утешением является молодая дочь. Читать далее

Бэла

Печорин приехал служить в опасные кавказские горы. Местные жители от рождения головорезы, обманщики, ещё и пьяницы. Как позже признается Григорий, он думал под пулями забыть свою тоску. Всегда у него так: чем-то увлекается, а после ему от этого тошно Читать далее

Вадим

Молодой нищий, который к тому же горбач, встречает возле церкви дворянина Палицына. Он просится к нему на работу и представляется Вадимом. Читать далее

Валерик

Стихотворение предстает в форме письма рассказчика к своей возлюбленной. В первых строках прослеживается намек на послание Онегина к небезызвестной Татьяне. В данном случае герой сообщает даме, что после продолжительной разлуки не имеет смысла пробуждать Читать далее

Воздушный корабль

В стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Воздушный корабль» рассказывается о волшебном корабле-призраке, который ежегодно в день смерти великого полководца и императора Наполеона причаливает к берегам острова Читать далее

Герой нашего времени

Григорий Печорин – человек очень эгоистичен, что иногда не сразу можно понять. Он очень холоден и замкнут, но когда ему очень надо, он проявляет все самые лучшие стороны своего характера. Читать далее

Демон

Высоко в небе летал Демон. Он летал испокон веков и его не привлекало ничего внизу, а только вызывало бурю ненависти и злобы. Злой дух повсюду, где только видел, сеял ненависть в сердцах людей для собственного удовлетворения. Его власть была безгранична. Читать далее

Кавказский пленник

В тихом ауле на Кавказе появляется наездник, который тащит на себе русского человека, взятого им в плен. Раб, как всем кажется, умер от ран. Но только солнце на небе успело достигнуть наивысшей точки Читать далее

Княгиня Лиговская

События разворачиваются в Санкт-Петербурге. Некое чиновное лицо, попав на одной из улиц под колеса повозки, замечает обидчика, которым является молодой не бедный Григорий Александрович Печорин. Читать далее

Княжна Мери

Печорин – красивый, породистый молодой человек, но уже с большим опытом. Он уже не молоденький парень, а достаточно взрослый мужчина. Печорин отправляется в Пятигорск, так как это место славиться своими лечебницами, и очень целебными водами Читать далее

Максим Максимыч

Максим Максимыч снова встречается со своим недавним путником, с которым общался до этого в поездке. Они встречаются вновь на одной станции. Когда порадовавшись, что снова встретились, вместе хорошенько пообедали Читать далее

Читайте также:  Краткое содержание тургенев часы точный пересказ сюжета за 5 минут

Маскарад

Главный герой Арбенин показан в компании старых друзей (гуляк и картёжников), впрочем, он давно у них не бывал – стал серьёзным человеком, верным мужем. Они даже посмеиваются над ним, мол, всё у человека дела. (А дела настоящего нет!) Читать далее

Мцыри

В самом начале поэмы поясняется, что вот на этом месте был монастырь, в котором произошли такие-то события. Точней, ещё сохранились полуразрушенные здания, но нет монахов, лишь последний здесь старец ухаживает за множеством могил. Читать далее

Мцыри история создания

Начало истории создания знаменитой поэмы «Мцыри», одной из самых романтических поэм Лермонтова Михаила, при грамотной обработке могла бы сама по себе очень легко лечь в основу сюжета для целой повести, а не одной лишь поэмы Читать далее

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Песня про царя Ивана Васильевича… — знаменитая поэма Лермонтова, написана в 1837 году. Начало поэмы заключается в обращении к Ивану Грозному. Читать далее

Пигмей

В рассказе поднимается проблема безразличия одного человека к другому человеку, пока не вскроется хоть какая-нибудь выгода. Читать далее

Русалка

На поверхности ночной реки плывет русалка, ее освещает полная луна. Она играет серебристой пеной от волны и хочет, чтобы она долетела до луны. Читать далее

Смерть поэта

Начало стихотворения рассказывает читателю о гибели знаменитого российского стихотворца, погибшего во время дуэли, стремясь восстановить свою репутацию, которую унизили слухами его род и семью Читать далее

Тамань

Печорин – весьма загадочная натура, которая может быть порывистой, так и холодно-расчетливой. Но он далеко не прост, но в этом случае – в Тамани, его обвели вокруг пальца. Именно там Печорин останавливает в доме одной старушки Читать далее

Три пальмы

В известном стихотворении Михаила Лермонтова «Три пальмы» зеленые красавицы безуспешно ждут на отдых в тени своих ветвей путников. Журчит студеная струя родниковой воды среди пустыни у пальм. Читать далее

Тучи

Этот небольшой сонет написан накануне отъезда высланного поэта на Кавказ. В последний вечер на родине молодой человек видит за окном проплывающие в небе тучи Читать далее

Фаталист

Печорин на протяжении двух недель живёт в казачьей станице. У офицеров была традиция собираться каждый вечер и играть в карты. Однажды после игры они начали обсуждать одно из мусульманских поверий Читать далее

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/lermontov

Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов) | Литерагуру

Кратчайшее содержание для читательского дневника и отзыв о произведении – не пустая выдумка обезумевшего преподавателя. Вскоре вам всем предстоит столкнуться с серьезными экзаменами, где очень пригодятся накопленные литературные знания: основные события произведений и их трактовка.

(184 слова) Начинается стихотворение с вопроса племянника к дяде о бородинском сражении, где тот участвовал. Он спрашивает, нужно ли было отдавать Москву врагу? Ветеран начинает свой рассказ, в котором подчеркивает, что в «то» время были «богатыри», а не «нынешнее племя».

Говорит о тяжелой доле, выпавшей солдатам, о том, как были они сильны духом, горели желанием постоять за родину и быстрее пустится в бой. Им было тяжело медлить, они упрекали генералов в трусости.

А Москва была отдана по воле Божьей, и это событие, как известно, способствовало победе России над Францией.

Потом дядя описывает, как они расположились на огромном Бородинском поле. Он заряжал пушку. Два дня была перестрелка между русскими и французами. После второго дня противник ликовал, но наши солдаты ждали третий — последний день. Описывается сражение.

Дядя вспоминает погибшего полковника, «слугу царя, отца солдат»: он призывал воинов умереть под Москвой, сдержать клятву верности. Рассказчик говорит, что потомкам не видать таких сражений: груды тел мешали пролетать снарядам. Наши люди готовы были дать новый бой даже после этого, но враг отступил.

И старик отмечает, что они отстояли бы Москву, но «божья воля» распорядилась иначе, и хитрый маневр Кутузова удался.

Отзыв (175 слов): Стихотворение учит нас, что всегда нужно знать богатую историю своей страны и уважать людей, которые сражались и умирали за нее. Потомки должны помнить подвиги людей, боровшихся за будущее своей родины. После прочтения остается нескончаемая гордость за солдат и глубокая грусть об их тяжелой судьбе – вот мое впечатление от произведения. Мне оно очень понравилось.

Стихотворение довольно динамично и трудно выделить какой-то один понравившийся фрагмент, и все же у меня пробегают мурашки по коже, когда рассказчик вспоминает полковника, а точнее его слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!». На что все солдаты дают обещание умереть.

Здесь показано как сильно они любят свою родину, каким мужеством они обладают, что готовы стоять за нее до конца. Это и есть главная мысль произведения: нужно уметь постоять за то, что тебе дорого, даже ценою жизни. Лермонтов преподал нравственный урок своему поколению, которое, по его мнению, было уже не способно на такие жертвы.

Душа наполняется благодарностью, которую хочется выразить бойцам. Поэтому единственное, что мы можем для них сделать, так это не забывать их подвига.

Если вам чего-то не хватает в отзыве, прочитайте анализ произведения от команды «Литерагуру».

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-borodino-i-otzyv-dlya-chitatelskogo-dnevnika-m-yu-lermontov/

Краткое содержание: Бородино (Лермонтов)

Лермонтов – это писатель, который затрагивал разную тематику в своих произведениях, в том числе, не мог пройти мимо военной темы, поэтому в 1837 году пишет под названием «Бородино» свое стихотворение, где изображает события, что происходили во времена нападения французов на наши земли. Было это в 1812 году. Именно тогда и произошла битва под Бородино.

Произведение Лермонтова «Бородино» в его кратком содержании начинается простым вопросом, который повлек за собой очень много воспоминаний, напомнил о боли потери, а также дал возможность ощутить вновь в своих воспоминаниях вкус победы.

Вначале стихотворения племянник спрашивает у дяди, былого солдата, которому пришлось побывать на поле битвы, «не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» А дальше стихотворение идет от лица дяди, который вспоминает прошлое.

Тогда были совсем другие люди, не то, что сейчас. Тогда это были люди, настоящие богатыри, сильные духом, настоящие патриоты, но, досталась им сложная судьба. Пришлось всем им брать всю свою силу, все свое мужество в руки и идти защищать родные земли.

Многим из них не суждено было вернуться, но, такова их судьба.

Сначала солдат вспоминает, как всем солдатам было приказано отступать, хотя все были готовы в любую минуту вступить в бой и ждали этого момента с нетерпением. И вот тот миг настал. Было найдено подходящее поле, где и построили редут.

Не успело подняться солнце из-за горизонта, как подступила французская армия. Целых два дня бились не на жизнь, а на смерть. При этом французы уже и ликовать стали, но, преждевременно, ведь предстоял еще день битвы.

С утра полковник подбодрил свое войско, спросив: «не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой». И все ринулись в бой Бородинский. Это был бой, который помнит история и никогда не забудет. Даже земля дрожала. Русские солдаты показали врагу, что значит «бой удалый».

Наши солдаты были готовы и на следующий день вступать в схватку, лишь бы не отдавать родные земли и тут «отступили бусурманы».

Когда французы отступили, вспоминает дядя, пришлось подсчитывать потери, считать погибших товарищей и это, наверное, самый тяжелый момент, который пришлось пережить тем, кто воевал. Завершается стихотворения все тем же сравнением автора. Автор вновь говорит о том, что были тогда настоящие богатыри, «могучее, лихое племя», совсем не такие, как нынешний народ.

Лермонтов Бородино главные герои

Если говорить о стихотворении Лермонтова «Бородино» и его главных героях, то здесь нужно выделить старого солдата, от лица которого и идет рассказ. В стихотворении автор не дает его описания, но мы и так можем его представит.

Лично я вижу в солдате старого доброго, но в то же время, сильного человека, удалого мужчину, как и в былые годы. Да, он, возможно, устал от войны, устал от воспоминаний, но от них никуда не деться. Он все помнит, все до единого мгновения.

Это человек, который потерял много друзей, но которых помнит и сегодня. Он помнит и полковника, и тот жестокий бой, и всех товарищей, в том числе и тех, которых пришлось выносить из поля боя. Возможно, у него остались шрамы, которые навсегда останутся напоминанием о прошлом.

Это добрый, и в то же время сильный мужчина, несмотря на то, что годы прошли.

Лермонтов Бородино слушать

На этой странице искали :

  • отзыв бородино читательский дневник
  • краткое описание стиха бородино
  • бородино главные герои
  • лермонтов бородино краткое содержание
  • краткое содержание для читательского дневника м ю лермонтов боодино

(3 голоса, в среднем: 1.3 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-borodino-lermontov.html

Лермонтов “Мцыри”: краткое содержание по главам

“Мцыри”, краткое содержание по главам которой представлено в статье, – романтическая поэма, созданная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.

1

“Немного лет тому назад” в месте, где сливаются две реки – Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря “теперь один старик седой”, который и рассказывает историю жизни Мцыри.

2

Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Ему было около шести лет, он был дик и пуглив. Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно. Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре.

Вначале мальчик “бродил безмолвен, одинок”, но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мцыри, будучи уже юношей, должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего.

Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.

3

Мцыри говорит, что человек может рассказать о своих делах, но “душу можно ль рассказать?” Он начинает свое повествование. Мцыри говорит, что жил в плену, и променял бы 2 таких жизни за одну, но полную тревог. Мечта звала его в “мир тревог и битв”, туда, где люди вольны. Он признает эту страсть, но о прощении не просит.

4

Мцыри упрекает старца в том, что тот спас его ребенком от смерти. Жизнь, которую вел в монастыре Мцыри, была длея его свободолюбивой натуры невыносимой. Он, как все дети, хотел иметь семью.

У других он видел родных, дом, отчизну, а у него самого не было не только родных, но даже могил. Мцыри дал себе клятву – когда-нибудь хотя бы на миг прижаться своей грудью к груди “хоть незнакомой, но родной”.

Читайте также:  Краткое содержание сорокин теллурия точный пересказ сюжета за 5 минут

Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.

5

Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания юности.

6

Мцыри рассказывает о том, что он видел на воле – красивую природу. Он любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами – словом, гордой природой Кавказа.

7

Картины природы пробудили в памяти Мцыри воспоминания: он вспомнил отчий дом, отца, свой аул, жителей аула.

8

Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, для чего люди рождаются на свет – для воли или тюрьмы. Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату.

9

Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам был чужд людей, как зверь.

10

Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.

11

Продолжаем описывать поэму “Мцыри” (краткое содержание по главам). Герой любуется окружающей природой, но наступает жаркий полдень, и он испытывает жажду.

12

Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как “сладко вольный”.

13

Грузинка, держа над головой кувшин, сходила к берегу. Встреча с ней настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего. Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.

14

Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать. У него была одна цель – вернуться в родную страну. Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.

15

Главный герой заблудился. Им овладело отчаяние, но помощи людской он все-таки не желал, ведь он был чужой для них, “как зверь степной”. Мцыри говорит, что если хотя бы на минуту из его груди вырвался крик отчаяния, то он бы вырвал свой язык.

16

Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.

17

Герой выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага. Однако Мцыри его предупредил. Герой ранил барса, но он набросился вновь. Началась смертельная схватка.

18

Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук. Герой победил в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству, говорит, что тот свою смерть встретил как истинный боец.

19

Мцыри во время битвы получает глубокие раны, и они до сих пор не зажили. После битвы он вновь пытается найти дорогу, но тщетно.

20

Уже утром из леса вышел Мцыри. Краткое содержание по главам продолжается следующими событиями. Ветер принес звуки человеческого жилья – где-то неподалеку был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир. Внезапно местность показалась ему знакомой.

Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Герой отказывается верить, что вышел снова к монастырю – своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости страшной догадки.

И Мцыри смутно понимает, что ему никогда не попасть на родину.

21

Герой сравнивает себя с темничным цветком, который вырос меж сырых плит. Он не распускал молодых листьев, все ждал живительных лучей. Прошло много дней, и добрая рука перенесла цветок в соседство роз. Однако лишь только взошло солнце, его луч обжег цветок, выросший в темнице.

22

Так же как темничный цветок, Мцыри чувствует себя опаленным. Мир вокруг него будто застыл.

23

У Мцыри закружилась голова, у него начался предсмертный бред. В бреду герою казалось, что он лежит на дне глубокой реки, и это было ему приятно. Он видит стайки пестрых рыб над собой. Одна из рыбок поет ему, приглашая остаться с ней жить в реке, где привольное жилье, покой и холод. Мцыри в бреду, его находят монахи.

24

Герой опечален лишь одним – тем, что похоронен будет не в “земле родной”.

25

Мцыри, прощаясь с монахом, дает ему свою руку – рука горячая. Он говорит, что этот пламень жил в его груди с юных дней, но сейчас ему нет пищи. Мцыри надеется на то, что его душа найдет приют в раю, но рай и вечность он бы с легкостью променял на несколько минут жизни в родных краях.

26

Герой завещает похоронить его под акацией, откуда виден Кавказ. На этом заканчивается поэма “Мцыри”. Краткое содержание по главам этого произведения было изложено с опорой на следующий источник:

Зубова Е.Н., Мошенская О.В. и др. Произведения школьной программы в кратком изложении. ООО “Дом Славянской книги”, 2015

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/lermontov_mcyri_kratkoe_soderzhanie_po_glavam/54-1-0-320

Краткое содержание: Бородино (Лермонтов)

“Бородино” — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать на­родный взгляд на войну. И его лирический ге­рой — солдат — говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату:

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Старый солдат сравнивает былое время с на­стоящим, людей своего поколения и людей мо­лодых:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Он говорит, что им выпала незавидная доля, поскольку многих ожидала смерть на поле боя.

Но они бились за свободу своей родины и умира­ли за нее. Вначале старый солдат говорит, что им приходилось отступать, и это отступление вол­новало солдат — все ждали сражения. И вот на­конец было выбрано место для боя.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

Становится ясно, что рассказчик — в прошлом артиллерист (“Забил заряд я в пушку туго”). Он считает, что не нужно хитрить, что-то выгады­вать — нужно биться за свою землю:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж

мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Далее передаются подробности битвы: два дня велась перестрелка, которая не внесла никаких изменений (“Что толку в этакой безделке?”), все ожидали третий день, который обещал быть ре­шающим.

Стали слышны разговоры: “Пора до­браться до картечи!” Но вот наступила ночь, и герой прилег вздремнуть у лафета. Всю ночь было слышно, “как ликовал француз”.

Русские же разбили тихий бивак, где готовились к пред­стоящей схватке — кто-то чистил избитый ки­вер, кто-то точил штык.

Но все изменилось, лишь только рассвело: “все шумно вдруг зашевелилось”, образовались строи солдат. Здесь рассказчик говорит о своем командире, который погиб в сражении: “Пол­ковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам…” Полковник произнес речь пе­ред солдатами, призывая их на бой.

И молвил он, сверкнув очами:

“Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!”

Автор передает напряженность боя, говорит, что их редут воевал с огромным количеством про­тивников: перед ними “побывали и промелькну­ли” и “уланы с пестрыми значками”, и “драгу­ны с конскими хвостами”. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Он гордится тем мужеством, которое проявля­ли русские солдаты в Бородинской битве:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

На поле боя творилась полная неразбериха:

Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…

Но и после такой битвы солдаты чувствовали готовность к новому бою на следующий день, чтобы “до конца стоять”. Победу старый солдат описывает так:

Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Заканчивает рассказ солдат, повторяя слова о том, что “были люди в наше время”, что немно­гие из них вернулись домой живыми и что, если бы “не Божья воля”, Москву они бы не отдали врагу. Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом по­стоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой…

Поэт постоянно подчеркивает общее отноше­ние к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основная мысль стихотворения — общность людей перед лицом врага.

Старый солдат часто повторяет: “Да, были лю­ди в наше время, не то, что нынешнее племя…”. В этих словах — жалоба на настоящее поколе­ние, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Сам Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

Глоссарий:

        • краткое содержание бородино
        • бородино краткое содержание
        • лермонтов бородино краткое содержание
        • бородинская битва кратко
        • бородинское сражение краткое содержание

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-borodino-lermontov/

Краткое содержание: Бородино (Лермонтов)

«Бородино» — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать на­родный взгляд на войну. И его лирический ге­рой — солдат — говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату:

—   Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Старый солдат сравнивает былое время с на­стоящим, людей своего поколения и людей мо­лодых:

—   Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Он говорит, что им выпала незавидная доля, поскольку многих ожидала смерть на поле боя.

Но они бились за свободу своей родины и умира­ли за нее. Вначале старый солдат говорит, что им приходилось отступать, и это отступление вол­новало солдат — все ждали сражения. И вот на­конец было выбрано место для боя.

Читайте также:  Краткое содержание железная дорога некрасова точный пересказ сюжета за 5 минут

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

Становится ясно, что рассказчик — в прошлом артиллерист («Забил заряд я в пушку туго»). Он считает, что не нужно хитрить, что-то выгады­вать — нужно биться за свою землю:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Далее передаются подробности битвы: два дня велась перестрелка, которая не внесла никаких изменений («Что толку в этакой безделке?»), все ожидали третий день, который обещал быть ре­шающим.

Стали слышны разговоры: «Пора до­браться до картечи!» Но вот наступила ночь, и герой прилег вздремнуть у лафета. Всю ночь было слышно, «как ликовал француз».

Русские же разбили тихий бивак, где готовились к пред­стоящей схватке — кто-то чистил избитый ки­вер, кто-то точил штык.

Но все изменилось, лишь только рассвело: «все шумно вдруг зашевелилось», образовались строи солдат. Здесь рассказчик говорит о своем командире, который погиб в сражении: «Пол­ковник наш рожден был хватом: / Слуга царю, отец солдатам…» Полковник произнес речь пе­ред солдатами, призывая их на бой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

Автор передает напряженность боя, говорит, что их редут воевал с огромным количеством про­тивников: перед ними «побывали и промелькну­ли» и «уланы с пестрыми значками», и «драгу­ны с конскими хвостами». Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Он гордится тем мужеством, которое проявля­ли русские солдаты в Бородинской битве:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

На поле боя творилась полная неразбериха:

Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…

Но и после такой битвы солдаты чувствовали готовность к новому бою на следующий день, чтобы «до конца стоять». Победу старый солдат описывает так:

Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Заканчивает рассказ солдат, повторяя слова о том, что «были люди в наше время», что немно­гие из них вернулись домой живыми и что, если бы «не Божья воля», Москву они бы не отдали врагу. Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом по­стоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой…

Поэт постоянно подчеркивает общее отноше­ние к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основная мысль стихотворения — общность людей перед лицом врага.

Старый солдат часто повторяет: «Да, были лю­ди в наше время, не то, что нынешнее племя…». В этих словах — жалоба на настоящее поколе­ние, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Сам Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

На этой странице искали :

  • краткое содержание бородино
  • бородино краткое содержание
  • лермонтов бородино краткое содержание
  • бородинская битва кратко
  • бородинское сражение краткое содержание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-borodino-lermontov.html

Готовые школьные сочинения

мая 25 2010

Сюжет и краткий пересказ повести Лермонтова «Тамань»

Сюжет «Тамани» имеет отдаленное сходство с сюжетом «Бэлы». Попав на Кавказ, русский молодой человек встречает местную девушку – «дикарку», влюбляется в нее, и она влюбляется в него. Этот сюжет вообще характерен для литературы эпохи Лермонтова – чаще всего, для романтической литературы.

В «Бэле» Лермонтов не отступил от традиционного сюжета, но разработал его реалистически. В «Тамани»- все  наоборот,  все  не традиционно.  Знакомая уже по многим повестям и поэмам история оказывается совсем иной, чем та, к которой привык читатель. Девушке полагалось бы влюбиться в приезжего.

Она и ведет себя, как романтическая героиня, прыгает и поет, она сама обнимает Печорина и целует его «огненным поцелуем», сама говорит ему; «Это значит, что я тебя люблю», – но все это оказывается хитростью, все это – защита своей настоящей любви к контрабандисту Янко от чужого, осмелившегося ворваться в ее жизнь.

Но и эту настоящую любовь Лермонтов тоже снижает. Когда слепой мальчик и девушка ждут на берегу лодку, девушка спрашивает:

  • «- А если он утонет?
  • –        Ну что ж? в воскресенье ты пойдешь в церковь без новой ленты», – отвечает слепой.
  • И Янко ведет себя иначе, чем полагалось бы романтическому герою. Тот проделывал бы свой опасный путь среди волн ради любви. Янко идет на опасность ради добычи. Янко скуп: уезжая, он дает слепому такую мелкую монету, что тот спрашивает: «Только?» Старухе Янко просит передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».
  • «- А я? – сказал слепой жалобным голосом.
  • –        На что мне тебя? – был ответ».

Романтический герой может быть жесток, но непременно должен быть благороден, Янко – не романтический герой; он просто человек и, видимо, не очень-то хороший человек – Лермонтов не приукрашает его. Традиции романтической литературы оказываются опрокинутыми, перевернутыми.

Лермонтов использует возвышенные слова, романтический стиль, но все это нужно ему для того, чтобы вернее и точнее показать правду жизни. Вот как описано первое свидание Печорина с «ундиной»: «она села против меня тихо и безмолвно, и устремила на меня глаза свои, и, не знаю почему, но этот взор показался мне чудно нежен… я молчал, полный неизъяснимого смущения.

Лицо ее было покрыто тусклой бледностью, изобличавшей волнение душевное… я заметил в ней легкий трепет…»

  • Он молча поклонился ей,
  • Но как-то взор его очей
  • Был чудно    
  • Оттого ли,
  • Что  он   и  вправду  тронутбыл,
  • Иль он, кокетствуя, шалил,
  • Невольно ль, иль из доброй воли,
  • Но взор сей нежность изъявил:
  • Он сердце Тани оживил.

Не правда ли, прямое сходство? Да, но у Пушкина «взор», который был «чудно нежен», видит Татьяна, это ее влюбленное, мечтательное, возвышенное восприятие. Пушкин видит Онегина иначе: то ли «вправду тронут был», то ли «кокетствуя, шалил» – Пушкин смотрит на встречу Онегина и Татьяны трезво.

Если бы княжна Мери увидела «чудно нежный взор» Печорина, это бы нас не удивило.

}Ло Печорин, описывающий свою «ундину» романтическим стилем, с инверсиями: «глаза свои», «волнение душевное», с тем набором красивых слов, которые даже Ленский мог бы использовать в своих стихах: «безмолвно… устремила… взор», «неизъяснимое смущение», «тусклая бледность», «легкий трепет», – это удивляет.

в жизни красоту, бурную деятельность, возвышенные чувства – ищет и не находит их; проза борется с поэзией и побеждает ее: только что он писал о чудно-нежном взоре, и вслед за этим: «Эта комедия начинала мне надоедать, и я готов был прервать молчание самым прозаическим образом, то есть предложить ей стакан чаю…».

Не имеет смысла пояснять эту нарочито прозаическую, снижающую наше впечатление фразу – она понятна. Но вот продолжение той же фразы: «…как вдруг она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих.

В глазах у меня потемнело… я сжал ее в моих объятиях со всею силою юношеской страсти, но она, как змея, скользнула между моими руками…»

Снова возвышенный, романтический слог, но мы уже не очень ему верим, поскольку только что было сказано: «эта комедия…». И как завершение сцены поэтического свидания: «В сенях она опрокинула чайник и свечу, стоявшую на полу. «Экой бес-девка!» – закричал казак, расположившийся на соломе и мечтавший согреться остатками чая».

Добро бы «ундина», «русалка» опрокинула свечу. Но – чайник! Грубый крик казака: «Экой бес-девка!»; солома, остатки чая – какая уж тут может остаться романтическая окраска сцены! Ночью, отправляясь на свидание, Печорин «разбудил своего казака» и приказал бежать на берег, если он выстрелит из пистолета.

Печорин молод, он ищет любви, ему понравилась таинственная девушка – но жизнь уже научила его не верить ни людям, ни чувствам.

И он оказывается прав: девушка заманила его в лодку, он почувствовал на лице «ее пламенное дыхание» – и в ту же минуту она бросила в воду его пистолет! Она уже не «как змея» такой образ может возникнуть в воображении романтика, но «как кошка вцепилась» в одежду Печорина.

Уже нет ни русалки, ни ундины, ни Миньоны; есть противник, с которым надо бороться. Вместо юношеской страсти – бешенство, вместо огненных поцелуев – борьба между силой и ловкостью. «Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно бросил ее в волны». (Курсив мой. – Н. Д.)

Распущенные косы, производившие такое возвышенное впечатление, теперь играют другую роль – за них можно схватить, чтобы утопить противника. Так кончилось свидание, которое Печорин хотел бы воспринимать романтически.

Когда же напоследок слепой мальчик обокрал Печорина с ведома девушки («Я его послала», – говорит она)-это окончательно разрушает романтическую атмосферу. Конечно, Печорин сам виноват, что его едва не утопили.

Ведь еще «под вечер» он остановил девушку в дверях и «завел с нею… разговор», в котором бросил неосторожную фразу: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» Последствий этого вопроса он, разумеется, не мог предугадать.

В «Тамани» мы видим, сколько необъяснимого таится в человеке, как тесно переплетаются в жизни причины и следствия.

Поступки, которые Печорин совершал не раздумывая, повлекли за собой много событий, повлияли на судьбы многих людей! Вы, может быть, заметили, что мы мало говорили о самой повести «Тамань», о ее содержании, а больше – о связанных с ней литературных проблемах. Это не случайно.

У Лермонтова (как и у всякого большого поэта) есть такие стихи, которые не хочется разбирать, объяснять, анализировать, а хочется просто повторять и повторять:

  • По синим волнам океана,
  • Лишь звезды блеснут в небесах,
  • Корабль одинокий несется,
  • Несется на всех парусах…
  • Или:
  • На что мне тебя? отвечает младая чинара,
  • Ты пылен и желт, – и сынам моим свежим не пара.
  • Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
  • Мой слух утомили давно уж и райские птицы…

«Тамань» – такая проза, которую невозможно объяснить до конца, которую боишься оскорбить неточным прикосновением. Ее просто хочется перечитывать и перечитывать…

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Сюжет и краткий пересказ повести Лермонтова «Тамань» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/syuzhet-i-kratkij-pereskaz-povesti-lermontova-taman/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector