Краткое содержание лесков зверь точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание «Левша»

Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице.

Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора.

Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левша» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.

Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.

Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.

Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.

Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.

Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.

Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.

Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.

Чернышев – министр иностранных дел.

Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.

В конце турне царь приезжает в Англию.

Глава 2

Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера».

Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Глава 3

Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории».

Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники.

Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

Глава 4

До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.

Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп», взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха.

Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Глава 5

Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Глава 6

Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Глава 7

Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши.

Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом.

Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Глава 8

Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Глава 9

Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Глава 10

Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Глава 11

Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.

Глава 12

Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп».

Глава 13

Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Глава 14

Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.

Глава 15

Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметики совсем не знает.

Глава 16

Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

Глава 17

На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

Глава 18

В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал.

Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента», ни в одной больнице его не приняли.

К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.

Глава 19

Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят». Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.

Глава 20

В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.

В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!

Источник: https://obrazovaka.ru/books/leskov/levsha

Лесков зверь краткое содержание

Речь в рассказе идет от первого лица, героя, который вспоминает историю из своего детства, случившуюся в день Рождества Христова. Его, пятилетнего мальчика оставили в тетушки, так как отец в то время служил в Ельце, и мама уехала его проведать.

Муж тети был довольно строгим и жестоким орловским помещиком, о нем ходила не самая приветливая слава. Дом, в котором проживала семья помещика, навевал тоску и некий страх на всю округу. В этом доме никому никогда не было прощения за любую причиненную пакость, будь провинившийся человеком или животным, каждый должен был понести наказание.

Старый помещик очень любил охоту на медведей, для этого он держал специальных собак – пиявок, которые впивались в шкуру косолапого со всех сторон, что не оторвать.

Если во время охоты обнаруживали в берлоге маленьких медвежат, их привозили во двор и закрывали в специальном сарае. За ними присматривал молодой доезжачий парень Храпон (Ферапонт).

Он вместе с медведями даже спал, поэтому хорошо знал характер каждого зверя, и выбирал из них самого смирного для охраны владений.

Читайте также:  Краткое содержание киплинг книга джунглей точный пересказ сюжета за 5 минут

Если же медведь со временем начинал шалить, то есть делал пакости хозяину, его бросали сначала в яму, а потом дядя организовывал травлю на медведя. Зверя выманивали из ямы, травили на него пиявок, после чего убивали выстрелом.

Но вот уже пять лет подряд охранником служил медведь по кличке Сганарель. Он стал настоящим другом Храпону, умел бить в барабан, носил полюбившуюся ему шляпу с пером павлина.

Однажды в Сганареля все же проснулся звериный инстинкт, и его потянуло на «шалости», за что прощения ему не было. Дядя приказал Храпону бросить медведя в яму и объявил что в день Рождества, после праздничного обеда на Сганареля будет «травля».

Это извещение очень огорчило детей, а особенно Храпона. Ему то и пришлось проводить друга к яме.

Наступило Рождество и к помещику съехались гости посмотреть на травлю Сганареля. Но, не все пошло по плану дяди. Медведь, как будто почувствовав беду, ни под какими пытками не хотел, выходит из ямы, тогда дядя приказал Храпону вывести зверя. Тот сразу исполнил желание хозяина. Но Сганарелю удалось бежать в лес, наделав много шуму и перепугав всех гостей.

После «травли» члены семейства и оставшиеся гости с ужасом ждут, какую участь подготовит для Храпона дядя, считающий его виновным в провале зрелища. Но, услышав рассказ священника о чудесах Рождества Христова, жестокий помещик вдруг начинает плакать, просит покаяния и прощает все Храпону, при этом даруя ему волю.

Подданный же благодарит хозяина за прощение и остается служить ему верой и правдой до конца своих дней.

Оцени ответ

Источник: http://zadachki.net/literatura/page7427117.html

«Зверь», анализ рассказа Лескова

Рассказ Лескова «Зверь» был напечатан в «Рождественском приложении к «Газете А. Гатцука» в 1883 г. У произведения был подзаголовок «Рождественский рассказ».

Рассказ «Зверь» автобиографичен. Тётка Лескова очень юной была отдана замуж за пожилого благодетеля семьи. Этот человек был богатым, но злобным и жестоким. В отличие от героя Лескова, с ним не произошло чудесного духовного перерождения.

Литературное направление и жанр

Реалистический рассказ Лескова содержит натуралистические подробности описания охоты, в которых не упускаются жестокие детали.

«Зверь» – традиционный рождественский рассказ. В 19 в. такие печатались под Рождество и описывали внезапные чудесные изменения в жизни людей: бедные становились богатыми, сироты обретали семью.

Но главное чудесное преобразование – это перерождение человеческой души. Такое перерождение в рассказе мотивированно наблюдением жестокого героя за движениями благородной души слуги.

Изменение неожиданно и непредсказуемо, что делает этот рождественский рассказ похожим на новеллу.

Тема и проблематика

Тема рассказа – преображение человеческой души, которое в руках Божьих.

Важнейшая социальная проблема рассказа – проблема крепостного права. Описаны события примерно 30-х гг.19 в.

К моменту написания рассказа крепостное право было уже 20 лет как отменено, но не изжиты отношения между деспотичными помещиками и рабски покорными слугами.

В рассказе Лесков предвидел, что тень крепостного права, делающего рабами и слуг, и господ, долго будет властвовать над душами его соотечественников.

В рассказе поднимаются нравственные проблемы милосердия и наказания, добра и зла, воспитания, истинной веры.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 16 крошечных главок. Повествование динамично.

В названии рассказа указана проблема произведения. Лесков сам предлагает читателю определить, кто зверь: медведь Сганарель или помещик, дядя рассказчика.

Эпиграф к рассказу из жития старца Серафима Саровского, который, по преданию, с рук кормил медведя и других животных. Для милосердного старца животные, как и люди, имеют душу.

Рассказ представляет собой воспоминания рассказчика о детстве. Мальчик гостил в поместье дяди в Орловской губернии в рождественские дни, пока его мать ездила к отцу-следователю, задержавшемуся по делам в Ельце.

В доме деспотичного дяди мальчик становится свидетелем наказания домашнего медведя Сганареля. Этого медведя ещё медвежонком приучили жить в поместье вольно. Обычно медвежат держали свободно до тех пор, пока они не нападали на животных или людей.

Когда Сганарель через 5 лет вольной жизни покалечил гуся, жеребёнка и слепца с поводырём, дядя его решил убить, затравив вначале молодыми собаками.

Главную роль в деле травли и убийства медведя должен был сыграть Храпон (Ферапонт), который медведя кормил, воспитывал и любил.

Убийство казалось особенно жестоким, потому что Сганарель был дрессированный, он выполнял команды Ферапонта без насилия.

По случайности медведь убежал. Ферапонт с ужасом ждал наказания. Но дядя, услышав в рождественский вечер, как священник рассказывал детям о любви и прощении, совершенно преобразился. Он отпустил Ферапонта на волю. Впрочем, тот идти отказался и был верным слугою до смерти. Дядя же всю жизнь помогал нуждающимся.

Значительную часть сюжетной композиции занимает описание дядиного страшного дома и поместья, подробности жестокой охоты, жизни медвежат в неволе, травли наказанных медведей. Центральный, кульминационный эпизод расправы со Сганарелем описан в мельчайших подробностях.

Герои и образы

Дядя, главный герой рассказа, – орловский помещик, богатый, старый и жестокий, злобный и неумолимый. Автор ищет причину такого поведения дяди в его стремлении быть мужественным, сильным и твёрдым духом. Дядя борется с человеческими слабостями, как он их понимает, в других людях – со страхом и милосердием. Никому не прощалась никакая вина.

Дядя – любитель псовой охоты. Жизнь его, как жизнь большинства помещиков, проходит в праздности. Охота и наказания – развлечения для него.

Дядя как человек, убеждённый, что любые негативные качества можно искоренить воспитанием и наказанием, так же относился и к животным, не принимая во внимание их природу. Именно поэтому он казнил провинившегося медведя.

Перерождение дяди случается в рождественский день. Его вдохновляет разговор священника с детьми об исправлении сердца.

Но и исправление сердца происходит не вдруг. Дядя не сам просит прощения, не сразу смиряет свою гордыню, а лишь прощает Ферапонта и сообщает, что тот превзошёл хозяина в великодушии. Природная доброта дяди, которую он скрывал за суровостью, проявляется в помощи бедным и нуждающимся.

Ферапонт (Храпон) – «ловкий, сильный и смелый парень лет 25», красивый по-народному: белый, румяный, «с чёрными кудрями и с чёрными же большими глазами навыкате». Ферапонт служил доезжачим, то есть заведовал всеми гончими. Он умел воспитывать не только собак, но и присматривал за медвежатами, отбирал самого смирного и дрессировал его в своё удовольствие.

Ферапонт тяжело переживает наказание Сганареля. От ямы бежит, потому что жалостные стоны медведя мучительны для него. Но, в соответствии со значением своего имени (с греческого Ферапонт переводится как раб, слуга), не осмеливается ослушаться хозяина.

Ферапонт проходит все этапы казни медведя. Сначала он сажает Сганареля в яму, потом выводит своего друга оттуда на казнь, затем должен стрелять в него из засады. Но ряд случайностей избавляет Ферапонта от тяжёлой обязанности.

Сердце Ферапонта отзывчиво на доброту. Благородный поступок дяди, дающего рабу вольную, побуждает Ферапонта «вольной волей служить честней, чем за страх поневоле». Так Ферапонт из слуги превратился в друга.

Дядя так объясняет поступок Ферапонта: «Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека». Он до конца жизни называет Ферапонта укротителем зверя, имея в виду не столько медведя, сколько себя самого, свою звериную природу.

Сганарель – медведь «необыкновенной силы, красоты и ловкости», проживший в поместье 5 лет и не проявивший своих «зверских» наклонностей.

Ум Сганареля сравнивается с умом пуделя, потому что он многому был научен: ходил на задних лапах, бил в барабан, маршировал с большой палкой, как с ружьём, мог с мужиками таскать грузы на мельницу и умел надевать высокую мужичью шляпу с пером. Сганареля не приходится тащить в яму.

Он идёт по просьбе друга Ферапонта, да ещё и обнимает его всю дорогу, а с собой берёт свою шляпу. Попав в яму, медведь стонет, как человек. Сталкиваясь с сидящим в засаде Ферапонтом, медведь лезет к нему целоваться и обниматься, что и защищает его от выстрела другого охотника.

Рассказчик во времена описываемых событий был в возрасте 5 лет. Очевидно, у мальчика нежная ранимая душа, он не выносит дядиного строго воспитания. Рассказчик и его двоюродный брат одного с ним возраста. Мальчики случайно стали причиной того, что дядя узнал о нежелании Ферапонта стрелять в медведя и именно поэтому, чтобы позабавиться, дал ему такое поручение.

Дети очень переживают, так что не радуются ни угощениям, ни гостям. Детские неиспорченные сердца жалеют в равной степени и медведя, и Ферапонта. Мальчики переживают Божье милосердие. Молитва о медведе, которую не запрещает няня, как будто доходит до Бога, ведь медведь остаётся жив. Няня – представительница народного сознания. Она рассуждает, что и звери – творение Божье.

Художественное своеобразие

Начало рассказа готовит читателя к восприятию какого-то ужасного события, соотносимого с концом света и приходом антихриста. Природа скорбит: морозы убивают овец и птиц.

Похожий на замок дом, в котором происходят события – антураж готического романа ужасов. Эолова арфа (натянутые в окне струны, колеблемые в бурю ветром), устроенная в башне каменного замка сумасшедшим отцом помещика, отсылает читателя к древнегреческой мифологии, согласно которой над человеком властвует злой рок. Недаром дядя был тем мрачнее наутро, чем громче играла ночью эолова арфа.

Лесков описывает любимое дядино занятие, охоту, с помощью таких деталей, которые вызывают к ней отвращение и сочувствие к убиваемым животным, хотя охота была обычным занятием помещиков и не свидетельствовала об их жестокосердии.

Собаки-пиявки, впивающиеся в медведя мёртвой хваткой, медведь, ужасными лапами разрывающий собак пополам, разорванные губы загоняемой во время охоты лошади – эти детали проявляют весь ужас власти.

Лесков осуждает не только власть человека над человеком, но и насилие человека над миром животных считает противным замыслу Божьему.

Читайте также:  Краткое содержание лев толстой булька точный пересказ сюжета за 5 минут

Гости, наблюдающие за травлей Сганареля, не могут видеть в дрессированном животном дикого зверя, они жалеют идущего на задних лапах медведя, надевшего смешную шапку и похожего на преданного и изгнанного близкими короля Лира. Медведь очеловечивается зрителями, им кажется, что он страдает не столько физически, сколько морально.

  • «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Левша», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
  • «Старый гений», анализ рассказа Лескова
  • «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
  • «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
  • «Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Однодум», анализ рассказа Лескова
  • «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
  • «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
  • «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова

По произведению: «Зверь»

По писателю: Лесков Николай Семёнович

Источник: https://goldlit.ru/leskov/1226-zver-analiz

Пересказ “Левша” Лескова Н.С

План пересказ1. Император Александр и донской казак генерал Платов осматривают английскую кунсткамеру (собрание редкостей, диковинных вещей).2. Александр покупает металлическую блоху и везет ее в Россию.3. После смерти Александра другой царь, Николай Павлович, велит показать эту блоху русским мастерам.4.

Платов оставляет блоху у мастеров.5. Платов, не разобравшись, какую работу выполнили тульские умельцы, увозит левшу с собой.6. Царь, его дочь, Платов видят подкованную блоху.7. Левша едет в Лондон, осматривает фабрики, заводы.8. Возвратившись на Родину, Левша заболевает.9.

Разное отношение к английскому полшкиперу и к Левше в России.

10. Предсмертные слова Левши и отношение к ним графа Чернышева и рассказчика.

Пересказ

Глава 1

Когда закончился венский совет, император Александр захотел «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Александр человек был общительный, со всеми разговаривал, всем интересовался. При нем состоял донской казак Платов, «который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил».

И как царь заметит что-то диковинное, он говорит, что, мол, и на Руси не хуже есть. А англичане к приезду государя хитростей разных напридумывали, «чтобы его чужестранностью пленить», и договорились с Александром на следующий день ехать в оружейную кунсткамеру.

Платову это не по душе пришлось, потому «велел он денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки», а пререкаться с царем не стал, думал: «Утро ночи мудренее».

Глава 2

На следующий день приехали они в кунсткамеру – «пребольшое здание — подъезд неописанный, коридоры до бесконечности». Посмотрел император на Платова, а тот и глазом не повел. Англичане показывали все свое добро, а царь за них порадовался и спросил У Платова, почему тот такой бесчувственный.

Казак ответил, что «мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». А иноземцы сказали:— Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства…Александр дивился вещи, а потом подал ее Платову, чтобы и он полюбовался. Тот поковырял замок и прочитал сделанную на сгибе русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане так и ахнули, что промаху дали. А царю их жалко стало за такой «конфуз».

Глава 3

На следующий день поехали они опять кунсткамеры смотреть. Платов все царя домой зазывал и потешался над иностранцами, а Александр ему: «Пожалуйста, не порть мне политики». Привели их в последнюю кунсткамеру, где было все, «начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи». Вроде ничему не удивляется государь, и Платову от этого спокойно и радостно.

Вдруг царю подносят подарок на пустом подносе. Александр в недоумении, а англичане просят его самую маленькую соринку на подносе взять себе на ладошку. Это, оказывается, металлическая блоха, для которой даже ключик есть, чтобы завести ее, и тогда она «пойдет дансе». Государь сразу за такое чудо миллион отстегнул.

Платов сильно раздосадовался, ведь англичане «дар сделали», а он за него платить должен. А Александр только и повторял, чтобы тот политики ему не портил. Положил он блоху в бриллиантовый орешек, а потом в свою золотую табакерку. А англичан похвалил: «Вы есть первые мастера на всем свете…» А Платов взял тайком мелкоскоп и в карман себе положил.

Ехали они в Россию, по дороге смотрели в разные стороны и не разговаривали.

Глава 4

В России после смерти Александра никто из придворных не понимал, что с этой блохой делать надо, даже выбросить хотели. Но царь запретил.

Тут, кстати, Платов и сказал: «Это, ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или Сестербеке, — тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали, — не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Николай Павлович согласился, надеясь, что русские мастера не хуже будут.

Глава 5

Платов взял стальную блоху и поехал к тульским оружейникам.

Мужики согласились, что вещь хитро сделана, и пообещали Платову, что к его приезду с Дона что-нибудь придумают: «Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Платова этот ответ не устроил, но делать нечего. Он только предупредил, чтобы мастеровые тонкой работы не испортили.

Глава 6

Платов уехал, а три самых лучших мастера, один из них косой левша, у которого «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», попрощались с товарищами и пошли в лес в сторону Киева.

Многие даже думали, что хотят они скрыться со всем этим добром (золотой табакеркой царя, бриллиантом), но «однако такое предположение было тоже совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации».

Глава 7

Описываются туляки. Туляк умен, сведущ в металлическом деле, очень религиозен. Вера туляков и мастерство помогают им строить великолепной красоты соборы.Мастера направились не в Киев, а «к Мценску, к уездному городу Орловской губернии», где находится икона святого Николая, покровителя торгового и военного дела.

«Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились они домой нощию, и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете». Сидели они все в домике у левши, ставни закрыли, двери заперли. Дня три сидели, не выходя, «ни с кем не видались и не разговаривали».

Глава 8

Приехал Платов в Тулу, послал людей за работой. Да и самому любопытно и не терпится посмотреть.

Глава 9Тульские мастера уже почти доделали свою работу, осталось последний винтик вкрутить, а к ним в двери уже ломятся, кричат. Мастера обещают принести скоро. И вправду, вышли -у двоих в руках пусто, а левша царскую шкатулку несет.

Глава 10

Отдали шкатулку Платову. Сел в экипаж, а самому интересно, решил посмотреть, открывает, а блоха какая была, такая и осталась. Спросил он у усталых мастеров, в чем загвоздка. А те говорят: «Смотрите сами».

Платов ничего не увидел, разозлился и накричал на них, мол, того, такую вещь испортили. Те обиделись на него и сказали, что не откроют секрет, в чем работа их была потому, что не доверяет он им.

А Платов взял левшу к себе в коляску и увез без «тугамента».

Глава 11

Платов боялся, что царь вспомнит о блохе. И правда, как только он приехал, царь велел ее сразу подать. А Платов говорит: «Нимфозория все в том же пространстве». На что царь ответил: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

Глава 12

Вытащили блоху, царь позвал свою дочь Александру Николаевну, чтобы она своими тонкими пальчиками завела ключиком блоху. Но блоха не танцует. Тогда Платов схватил левшу и начал таскать его за волосы, а мастеровой говорит, что они ничего не испортили, и просит принести «самый сильный мелкоскоп».

Глава 13

Государь уверен, что русские люди его не подведут. Приносят микроскоп. Посмотрел царь и велит привести к нему левшу. Левша весь в рваной одежде, «без тугамента», пришел к царю. Николай говорит, что смотрел, но ничего не увидел.

А левша отвечает: «Надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Все так и сделали. Царь как посмотрел, так и засиял, обнял грязного левшу и сказал, что был уверен, что его не подведут.

Ведь они английскую блоху подковали!

Глава 14

Все посмотрели в микроскоп и тоже начали обнимать левшу. А Платов перед ним извинился, дал сто рублей и велел вымыть его в бане и сделать прическу в парикмахерской. Сделали из него приличного человека с приличным видом и повезли в Лондон.

Глава 15

Привез курьер левшу, посадил его в номер гостиницы, а шкатулку с блохой куда надо забрал. Левше есть захотелось. Отвели его в «пищеприемную комнату». Но есть их пищу он отказался и «ждет курьера в прохладе за баклажечкой». А англичане тем временем на блоху посмотрели и захотели сразу мастера увидеть.

Курьер проводит их в номер к левше, «англичане хлоп-хлоп его по плечу…» и хвалят.Четыре дня вместе вино пили, потом, отойдя, начали расспрашивать тульского мастера, где он учился. Левша отвечает: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арихметики мы нимало не знаем».

Иностранцы удивляются и предлагают ему у них остаться, «образованности выучиться», жениться и их веру принять. Левша отказывается: «…наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы».

Уговорили его только погостить остаться на короткий срок, а потом они его сами на своем корабле в Петербург отвезут.

Читайте также:  Краткое содержание безумная евдокия алексина точный пересказ сюжета за 5 минут

Глава 16

Левша «смотрел все их производство: и металлические фабрики, и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет…

» Все ему нравилось, и всех он чистосердечно хвалил. Но захотелось ему как-то домой — сил нет, и пришлось англичанам везти его в Россию. Одели его как надо, денег дали и отправили на корабле.

А он все время в даль смотрел и спрашивал: «Где наша Россия?» А потом с полшкипером стали пить до самого «рижского Динаминде».

Глава 17

Так напились, что начали буянить. Подшкипер хотел даже левшу за борт кинуть, но матросы увидели, доложили капитану, а потом заперли порознь. До Петербурга их так везли, а потом «англичанина – в посланческий дом на Аглицкую набережную, а левшу – в квартал. Отсюда судьба их начала сильно разниться».

Глава 18

Англичанина как привезли в посольство, так сразу к нему врача, теплую ванну, «гуттаперчевую пилюлю». А левшу в квартале свалили и начали требовать документы, а он ослабел и ответить ничего не может. Много на холоде он в санях лежал, пока искали, в какую больницу его поместить.

Ни в одной больнице без документов не принимают, так до утра его и возили. «Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».А англичанин выздоровел уже и побежал левшу искать.

Глава 19

Нашел подшкипер быстро своего русского товарища, когда тот уже почти умирал. Левша ему: «Мне бы два слова государю непременно надо сказать». Ко многим англичанин обращался, но все помочь отказывались, даже Платов сказал: «…

не знаю, как ему в таком несчастном разе помочь; потому что я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил – теперь меня больше не уважают…» И только комендант Скобелев врача Мартын-Сольского позвал к левше.

А тот, бедный, уже на последнем издыхании сказал ему: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть .чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Перекрестился и умер.

Мартын-Сольский пошел к графу Чернышеву с этой новостью, а тот: «Знай свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.А доведи они левшины слова в свое время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Глава 20

Все это были дела дней минувших. Имя левши утеряно, как и имена «многих величайших гениев», но эпоха отражена метко и верно. Таких мастеров больше в Туле не осталось. Работники, конечно, умеют ценить выгоды механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью.

Источник: http://lit-helper.com/p_Pereskaz_Levsha_Leskova_N_S

Краткое содержание рассказа Лескова Левша: пересказ и суть произведения

Рассказ «Левша» был написан Н. С. Лесковым в 1881 году. Кто такой Левша в произведении? Это талантливый тульский оружейник, который смог превзойти английских мастеров. Однако на родине его умения не были оценены по достоинству, и он умирает в больнице, позабытый всеми. Называя свое произведение рассказом, писатель, скорее всего, хотел подчеркнуть особую «сказовую» форму повествования.

Рассказ ведется от имени цехового мастера и только в заключительной главе приводятся размышления автора. Ниже вам предлагается краткое содержание «Левша» Лескова.

Краткий пересказ произведения

Персонажи

Главные герои:

  • Левша — оружейный мастер, сумевший подковать механическую блоху вместе с другими мастерами.

Описание других персонажей:

  • Платов — казачий атаман.
  • Александр Павлович — русский император, получивший в подарок от англичан заводную блоху.
  • Николай Павлович — русский император, который приказал тульским оружейникам улучшить английскую блоху.
  • Тульские мастера — оружейники, которые смогли подковать заводную блоху микроскопических размеров.
  • Английские мастера — оружейники и инженеры, пораженные умением тульских мастеров.
  • Мартын-Сокольский — врач, который пытался передать последние слова Левши русскому императору.
  • Чернышев — министр иностранных дел.

Рассказ «Левша»: краткое содержание по главам

Глава 1

В 1814 году русский император Александр I в сопровождении атамана Платова отправился в путешествие по Европе, чтобы увидеть достижения науки и искусства в других странах. Император восхищен изобретениями иностранцев, а Платов уверен, что русские мастера не уступают иностранным.

Глава 2

Император Александр I и донский казак Платов посещают Англию, где тоже смотрят на лучшие изобретения. Александра I вновь восхищают достижения иностранцев. Платов все еще уверен, что мастера из России ничем не хуже.

Глава 3

Англичане хотят впечатлить своих гостей и показывают им свое гениальное изобретение — заводную танцующую блоху, которую можно разглядеть только в микроскоп. Царь покупает блоху за миллион, а Платов ворует микроскоп, чтобы ее можно было рассмотреть. После чего Александр I и Платов возвращаются на родину.

Глава 4

В 1825 году, после смерти Александра І, его брату — Николаю І – достается шкатулка с блохой. Платов рассказывает Николаю историю, связанную с блохой. Посмотрев на блоху в микроскоп, царь отправляет Платова в Тулу. Император хочет, чтобы тульские мастера смогли превзойти английских.

Глава 7

Приехав в Тулу, Платов просит местных мастеров найти способ превзойти инженеров из Англии. На это он отводит мастерам две недели.

Глава 8

Услышав поручение Платова, трое лучших тульских оружейника покидают свои дома и уходят неизвестно куда. Среди этих оружейников был и Левша.

Глава 7

Оружейники добираются до города Мценска с целью поклониться иконе Св. Николая, который считался покровителем торговли и военного дела. После чего они возвращаются домой. Оружейники закрываются в доме и не выходят из него две недели.

Глава 8

По прошествии двух недель Платов приезжает в Тулу, чтобы забрать блоху. Он зовет трех мастеров, которые должны были выполнить работу.

Глава 9

Отправленные за мастерами курьеры пришли к дому, где закрылись оружейники. Но курьеров в дом не пускали и потому они снимают крышу с дома. Тем временем оружейники заканчивают работу и направляются к Платову.

Глава 10

Оружейники отдают механическую блоху Платову. Не заметив никаких изменений, Платов злится на них. Обиженные оружейники говорят, что их работу заметит только император. Платов сердится, бросает в свою повозку Левшу и уезжает в Петербург.

Глава 11

В Петербурге Платов говорит царю, что оружейники ничего не сделали и просто вернули блоху. Император в это не поверил и решил проверить сам.

Глава 12

Когда блоху заводят, выясняется что она больше не прыгает. Это привело Платова в ярость и он бьет Левшу, говоря что тот обманщик. На это мастер отвечает, что работу оружейников можно разглядеть только в очень сильный микроскоп.

Глава 13

Даже в очень сильный микроскоп царь не может разглядеть работу оружейников. Тогда Левша говорит, что следует обратить внимание на ноги блохи. После этого император, наконец, замечает, что блоха подкована. Это удивляет и радует царя.

Глава 14

Левша рассказывает императору, что на подковах можно увидеть имена самих мастеров. А имя Левши выгравировано на гвоздях, которыми подбиты подковы, хотя настолько сильных микроскопов еще не изобрели. Царь отправляет Левшу в Англию, чтобы тот показал иностранцам свою гениальную работу.

Глава 15

В Лондоне англичане восхищаются работой русских мастеров. Английские мастера даже уговаривают Левшу остаться, чтобы он мог получить образование и работать в Англии. Однако мастер отказывается поскольку любит свою родную страну, но он решает немного погостить.

Глава 16

Левше показывают заводы Англии. Ему нравится как в этой стране заботятся о рабочих и какой у них порядок. Также он замечает, что ружья у иностранцев в лучшем состоянии, чем у русских. После чего Левша отплывает обратно в Россию и на корабле знакомится с полшкипером.

Глава 17

По пути домой Левша с полшкипером много выпивают, отчего заболевают. Однажды Левша едва не падает за борт. Пьяных товарищей держат в каюте до окончания путешествия.

Глава 18

В Петербурге полшкипера отвозят в английское посольство, а Левша, ослабевший и не в состоянии даже разговаривать, попадает в квартал. Полицейские пытаются оставить его в какой-нибудь больнице, но без документов его нигде не принимают. Тогда его оставляют на полу в больнице для простонародья.

Глава 19

Полшкипер обнаруживает Левшу на больничном полу. Он находит мастеру доктора с помощью Платова, однако слишком поздно. Умирая, мастер просит доктора передать царю, что англичане «ружья кирпичом не чистят». Врач пытается донести послание мастера, но его не слушают и продолжают чистить ружья кирпичами аж до самой войны.

Глава 20

В конце произведения писатель размышляет о том, что в век технического прогресса гениальных мастеров заменили машины. Но память о талантливых людях, таких как Левша, будет жить вечно.

Заключение

Суть рассказа Лескова заключается в том, что огромное количество народных умельцев и талантливых людей не может полностью раскрыться по причине жизненных условий. Короткий пересказ произведения Лескова не передает всей силы таланта писателя. Поэтому лучше читать рассказ полностью.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-levsha-pereskaz-po-glavam.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector