Краткое содержание лиханов никто точный пересказ сюжета за 5 минут

краткое содержание повести лиханова “последние холода”

Краткое содержание Лиханов Никто точный пересказ сюжета за 5 минут

Повесть «Последние холода» посвящена детям этой войны. Она рассказывает о том, как жили люди в тылу: трудно и голодно. Чтобы спасти школьников от полного истощения, власти города устраивают столовые для детей, страдающих дистрофией, малокровием, где они получают дополнительное питание.

Рассказ ведётся от имени Коли, главного героя повести, но уже взрослого человека, который вспоминает своё военное детство. Через много лет Коля отчётливо помнит те страшные годы войны. Коля – главный герой повести, живёт с мамой и бабушкой, отец сражается на фронте. Живут они в тыловом городе.

Между ними сложились доброжелательные отношения. Коля был послушный сын, он привык, что о нём все заботятся. Бабушка и мама делают сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода. И всячески старались оградить Колю от окружающей жизни.

Коля весной 1945 года получил талоны на дополнительное питание в столовую №8, потому что болен малокровием. В повести голод – главный герой. Но не о голоде «Последние холода» . Она о любви к ближнему.

Маленький мальчик, пусть разбойно, у него нет просто других возможностей добыть кусок хлеба, борется за жизнь сестры, матери, за свою собственную – в последнюю очередь.

Знаете, я не думала, что на меня такое впечатление произведет книжка. С одной стороны, я анализировала взросление человека, с другой – войну, но все-таки больше обращала внимание на развитие личности. Можно подумать, что это очередная книжка на военную тематику, но нет, книга не о героизме солдат и людей в тылу, книга о детях в годы войны.

А вот краткое содержание произведения: Книга начинается с воспоминания мальчика Коли о своей учительнице Анне Николаевне. Она преподавала своим ученикам не только школьные уроки, но и уроки жизни. А между тем шла война, был 1945 год, весна. Рассказчик без году и двух месяцев был уже ни много ни мало выпускником начальной школы.

Далее рассказывается о том, что постоянно хочется есть. В общем всех ребят можно условно разделить на три группы: обычных ребят, шакалов и шпану. Обычные ребята боялись и тех, и других. Шакалы отнимали еду, шпана своей видом просто внушала страх, причем шпана вызвала впечатление тупой толпы.

Однажды, когда Коля как обычно сидел ел, он оставил суп (не мыслимое дело для рассказчика кстати (так как мать его учила всегда доедать, как бы ему не нравилась пища). К нему незаметно подсел один из шакалов и стал взглядом выпрашивать остатки супа. Рассказчик заколебался, но отдал ему суп. Он заприметил этого мальчика, называл его про себя желтолицым.

Также он заприметил одного из шпаны, который пробился среди мелких без очереди. Его он прозвал Нос. Через несколько дней во время еды он опять увидел желтолицего. Тот стащил хлеб у маленькой девочки, и из-за этого поднялся скандал. Банда Носа решила поколотить желтолицего, но оказалось, что они и драться то не умеют, просто харахортся.

Желтолицый схватил Носа за горло и чуть его не задушил. Банда в страхе разбежалась. Желтолицый подошел к забору и грохнулся в обморок. Коля позвал на помощь, и желтолицего привели в себя. Оказалось, что он не ел пять суток и что воровал хлеб не для себя, а для своей сестры Марьи. Рассказчик выяснил, что желтолицего зовут Вадька.

Немного о героях: Рассказчик жил с матерью и бабушкой, отец воевал. Дома его словно «коконом обвивали», укрывая от всех бед, как он сам говорил. Он особо не голодал, был одет и обут, уроки не пропускал. Совсем по-другому жили Марья и Вадька. Отец их умер вначале войны. Мать лежала в больнице с тифом, и надежд на выздоровление было мало.

Марья потеряла талоны на еду, так что ее брату приходилось шакалить, добывать еду своей хитростью. Тем не менее они не опускались нравственно. Они все время думали о матери, врали ей в письмах, чтобы она не волновалась. Жили они в бедно обставленном доме. Все это рассказчик узнал, общаясь с Вадькой. Рассказчика тянуло к Вадьке как магнитом.

Он очень уважал этого желтолицего мальчика. Вадьке не хватало денег и чтобы выжить в морозы, он попросил у рассказчика куртку на некоторое время. Рассказчик идет домой и разговаривает с бабушкой, рассказывает им про Вадьку и Марью и про их сложную ситуацию. Бабка не разрешает ему отдать куртку. Тогда рассказчик (наверняка впервые) идет против воли бабки.

Забирает куртку и выбегает на улицу к ребятам. Чуть позже, к ним подходит мать рассказчика. Он рассказывает и ей в чем дело, мать отнеслась с сочувствием к Вадьке и Марье, накормила их до отвала, и они от сытости прямо за столом и уснули. На следующий день они втроем собрались в школу. Марья пошла, а рассказчик (впервые!) с Вадькой прогуляли школу.

Вадька и увязавшийся с ним рассказчик пошли искать еду. Сначала Коля возмутился, Вадик же сытый, да и вечером бабушка и мать приглашали его в гости, зачем ему искать еду? Он задал этот вопрос Вадьке, а тот сказал, что мать и бабка рассказчика не обязаны его кормить. Благородно поступил. Не любит он на чужой шее сидеть. Вадик с рассказчиком выпросили жмыха, заглянули на базар. Вадик рассказывает о своей

В книге рассказывается о том как дети жили в маленьком тыловом городе весной 1945 года. Заканчивалась война, а голод заставлял одних детей воровать друг у друга, других жить честно и ждать мирное время. Маленькие брат Вадик и сестра Маша остались одни.

Они продолжали жить, ходить в школу заботиться друг о друге и оставаться честными и добрыми. Дети, у которых была смертельно больна мать, а отец и вовсе погиб на фронте, не только не стали злыми, а наоборот добрей, заботливее, мужественнее. Невзгоды жизни не ожесточили, а сделали чище.

Пережив невыносимо трудное для детей время, Вадик и Маша стали маленькими героями, пережившие голод и одиночество

В книге рассказывается о том как дети жили в маленьком тыловом городе весной 1945 года. Заканчивалась война, а голод заставлял одних детей воровать друг у друга, других жить честно и ждать мирное время. Маленькие брат Вадик и сестра Маша остались одни.

Они продолжали жить, ходить в школу заботиться друг о друге и оставаться честными и добрыми. Дети, у которых была смертельно больна мать, а отец и вовсе погиб на фронте, не только не стали злыми, а наоборот добрей, заботливее, мужественнее. Невзгоды жизни не ожесточили, а сделали чище.

Пережив невыносимо трудное для детей время, Вадик и Маша стали маленькими героями, пережившие голод и одиночество

ЛУЧШЕ ПОЛНОСТЬЮ ПРОЧЕСТЬ ЧЕМ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЕСЛИ ЧЕСНО КНИГА ОФИГЕННАЯ

Источник: http://ques.ru/questions/kratkoe-soderzhanie-povesti-lihanova-poslednie-holoda

Краткое содержание «Последние холода» Лиханова

Книга начинается с воспоминания мальчика Коли о своей учительнице Анне Николаевне. Она преподавала своим ученикам не только школьные уроки, но и уроки жизни.

А между тем шла война, был 1945 год, весна. Рассказчик без году и двух месяцев был уже ни много ни мало выпускником начальной школы.

Далее рассказывается о том, что постоянно хочется есть. В общем всех ребят можно условно разделить на три группы: обычных ребят, шакалов и шпану. Обычные ребята боялись и тех, и других. Шакалы отнимали еду, шпана своей видом просто внушала страх, причем шпана вызвала впечатление тупой толпы.

Однажды, когда Коля как обычно сидел ел, он оставил суп (не мыслимое дело для рассказчика кстати (так как мать его учила всегда доедать, как бы ему не нравилась пища).

К нему незаметно подсел один из шакалов и стал взглядом выпрашивать остатки супа. Рассказчик заколебался, но отдал ему суп. Он заприметил этого мальчика, называл его про себя желтолицым.

Также он заприметил одного из шпаны, который пробился среди мелких без очереди. Его он прозвал Нос.

Через несколько дней во время еды он опять увидел желтолицего. Тот стащил хлеб у маленькой девочки, и из-за этого поднялся скандал. Банда Носа решила поколотить желтолицего, но оказалось, что они и драться то не умеют, просто харахортся.

Желтолицый схватил Носа за горло и чуть его не задушил. Банда в страхе разбежалась. Желтолицый подошел к забору и грохнулся в обморок. Коля позвал на помощь, и желтолицего привели в себя. Оказалось, что он не ел пять суток и что воровал хлеб не для себя, а для своей сестры Марьи.

Рассказчик выяснил, что желтолицего зовут Вадька.

Немного о героях:

Рассказчик жил с матерью и бабушкой, отец воевал. Дома его словно «коконом обвивали», укрывая от всех бед, как он сам говорил. Он особо не голодал, был одет и обут, уроки не пропускал.

Совсем по-другому жили Марья и Вадька. Отец их умер вначале войны. Мать лежала в больнице с тифом, и надежд на выздоровление было мало.

Марья потеряла талоны на еду, так что ее брату приходилось шакалить, добывать еду своей хитростью. Тем не менее они не опускались нравственно. Они все время думали о матери, врали ей в письмах, чтобы она не волновалась.

Жили они в бедно обставленном доме. Все это рассказчик узнал, общаясь с Вадькой.

Рассказчика тянуло к Вадьке как магнитом. Он очень уважал этого желтолицего мальчика. Вадьке не хватало денег и чтобы выжить в морозы, он попросил у рассказчика куртку на некоторое время. Рассказчик идет домой и разговаривает с бабушкой, рассказывает им про Вадьку и Марью и про их сложную ситуацию.

Бабка не разрешает ему отдать куртку. Тогда рассказчик (наверняка впервые) идет против воли бабки. Забирает куртку и выбегает на улицу к ребятам. Чуть позже, к ним подходит мать рассказчика.

Он рассказывает и ей в чем дело, мать отнеслась с сочувствием к Вадьке и Марье, накормила их до отвала, и они от сытости прямо за столом и уснули.

На следующий день они втроем собрались в школу. Марья пошла, а рассказчик (впервые!) с Вадькой прогуляли школу. Вадька и увязавшийся с ним рассказчик пошли искать еду.

Сначала Коля возмутился, Вадик же сытый, да и вечером бабушка и мать приглашали его в гости, зачем ему искать еду? Он задал этот вопрос Вадьке, а тот сказал, что мать и бабка рассказчика не обязаны его кормить.

Благородно поступил. Не любит он на чужой шее сидеть.

Вадик с рассказчиком выпросили жмыха, заглянули на базар. Вадик рассказывает о своей «технологии выживания».

Ах, да забыла сказать, когда рассказчик был дома у Вадима, он сравнивал свои отношения с матерью и отношения Вадика к своей матери. Коля был под покровительством своей матери, и никак ее не жалел, не боялся за нее.

У Вадика же отношения со своей матерью другие: он сам говорит, что он боится за нею, после смерти мужа, отца Марьи и Вадика, она стала сама не своя. Это…различие в отношении к родному человеку говорит о зрелости Вадика как человека, он уже многое повидал в жизни в отличие от рассказчика.

На лице Вадика даже морщинки появились, иногда он был похож на старика.

Читайте также:  Краткое содержание говори мама, говори екимов точный пересказ сюжета за 5 минут

Когда они встречали Марью из школы, девочка поругала его за то, что Вадик прогуливает уроки и сказала, что ей выдали талоны на еду. Вадька и Марья наконец-таки поели в столовой как остальные, но у Марьи отобрали второе, Вадик отогнал обидчика.

Они выходят из столовой, шутят, смеются. Вадику порвали ножом пальто, Марья заплакала. Вадик идет в школу, так как его вызывают к директору, а рассказчик провожает Марью до дома. Там они пишут письмо ее матери, на неразговорчивого рассказчика вдруг нападает дух сочинительства, он представляет себя на месте Вадика и Марьи. Они относят письмо в больницу, в страшное место в деревне.

Далее они идут домой к рассказчику, делают там уроки, едят. Заходит Вадик с учебниками, перевязанными ремнем и полным портфелем еды, которую ему передали учителя через директора. Вадик обвиняет в вызове к директору и в этих подачках мать рассказчика.

Та делает вид, что она не причем. Мать Коли усаживает Вадима за стол, тот нехотя соглашается. Разговор заходит о бане.

Оказывается после госпитализации матери Вадик и Марья мылись только раз из-за стеснения Марьи ходить в мужскую баню, так сама мыться она не могла, трудно было. Рассказчик рассуждает о детстве: «Вроде ты и свободен, как все, а нет, не волен.

Рано или поздно обязательно потребуется сделать что-то такое, чему душа твоя противится изо всех сил. Но тебе говорят, что надо, надо, и ты, маясь, страдая, упираясь, все-таки делаешь, что требуют.».

Потом, когда уходят Марья и Вадька, мать ругает Колю за то, что он прогулял уроки.

Через некоторое время, это было 8 мая рассказчик замечает в поведении своей матери странную суету, слезы на ее глазах. Он думает, что что-то случилось с отцом. Мать говорит же, что все в порядке и предлагает пойти в гости к Марье и Вадьке. Там они пьют чай, мать себя как-то неестественно. Подозрения Коли насчет отца усиливаются, но с ним все в порядке.

Наступает 9 мая – день победы. Все радуются, кажутся друг другу близкими людьми: их объединяет радость победы. В школе никто не мог усидеть на месте. Анна Николаевна сказала своим ученикам следующее:

– Знаете, – проговорила учительница, немного помедлив, точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое. – Пройдет время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут.

Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны. – Она помолчала. – Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит ее.

И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте!»

Коля пошел к дому Вадима и Марьи. Свет не горел в их квартире, дверь была открыта. Марья лежала на кровати в одежде. Вадик сидел на полу возле нее. На вопрос рассказчика «Что случилось?», Вадик отвечает, что их мама умерла несколько дней назад, а узнали они об этом лишь сегодня. Не на каждой улице 9 мая был праздник.

Вадика и Марью отдали в детдом. Коля разок навещал их, но разговор у них не заладился. С тех пор он больше не видел их, детдом переехал в другое место.

Произведение заканчивается такими фразами:

Да, войны кончаются рано или поздно. Но голодуха отступает медленнее, чем враг. И слезы долго не высыхают. И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки. Мы-то это помним. Не забыли бы вы, новые люди. Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-poslednie-xoloda-lixanova/

Краткое содержание романа “ЧТО ДЕЛАТЬ?” краткое изложение “Что делать?” краткий пер, – Краткие содержания произведений

Краткое содержание романа «Что делать?»

11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что о ее авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно; Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек. Из воды вылавливают его простреленную фуражку.

В то же самое утро на даче на Каменном острове сидит и шьет молодая дама, напевая бойкую и смелую французскую песенку о рабочих людях, которых освободит знание. Зовут ее Вера Павловна. Служанка приносит ей письмо, прочитав которое Вера Павловна рыдает, закрыв лицо руками.

Вошедший молодой человек пытается ее успокоить, но Вера Павловна безутешна.

Она отталкивает молодого человека со словами: «Ты в крови! На тебе его кровь! Ты не виноват — я одна…» В письме, полученном Верой Павловной, говорится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит «вас обоих»…

Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Детство ее прошло в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой, между Садовой и Семеновским мостом. Отец ее, Павел Константинович Розальский, — управляющий домом, мать дает деньги под залог.

Единственная забота матери, Марьи Алексевны, по отношению к Верочке: поскорее выдать ее замуж за богатого. Недалекая и злая женщина делает для этого все возможное: приглашает к дочери учителя музыки, наряжает ее и даже водит в театр.

Вскоре красивую смуглую девушку замечает хозяйский сын, офицер Сторешников, и тут же решает соблазнить ее. Надеясь заставить Сторешникова жениться, Марья Алексеевна требует, чтобы дочь была к нему благосклонна, Верочка же всячески отказывается от этого, понимая истинные намерения ловеласа.

Ей удается кое-как обманывать мать, делая вид, что она заманивает ухажера, но долго это продолжаться не может. Положение Верочки в доме становится совершенно невыносимым. Разрешается же оно неожиданным образом.

К Верочкиному брату Феде приглашен учитель, студент-медик выпускного курса Дмитрий Сергеевич Лопухов. Сначала молодые люди относятся друг к другу настороженно, но потом начинают беседовать о книгах, о музыке, о справедливом образе мыслей и вскоре чувствуют расположение друг к другу. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь.

Он ищет ей место гувернантки, которое дало бы Верочке возможность поселиться отдельно от родителей. Но поиски оказываются безуспешными: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки, если она сбежит из дому.

Тогда влюбленный студент находит другой выход: незадолго до окончания курса, чтобы иметь достаточно средств, он оставляет учебу и, занявшись частными уроками и переводом учебника географии, делает Верочке предложение.

В это время Верочке снится первый ее сон: она видит себя выпущенной из сырого и темного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.

Молодые снимают квартиру, и жизнь их идет хорошо. Правда, квартирной хозяйке кажутся странными их отношения: «миленькая» и «миленький» спят в разных комнатах, входят друг к другу только после стука, не показываются друг другу неодетыми и т. п. Верочке с трудом удается объяснить хозяйке, что такими и должны быть отношения между супругами, если они не хотят надоесть друг другу.

Вера Павловна читает книжки, дает частные уроки, ведет хозяйство. Вскоре она затевает собственное предприятие — швейную мастерскую. Девушки работают в мастерской не по найму, а являются ее совладелицами и получают свою долю от дохода, как и Вера Павловна. Они не только трудятся вместе, но вместе проводят свободное время: ездят на пикники, беседуют.

Во втором своем сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Она видит на этом поле и грязь — вернее, две грязи: фантастическую и реальную. Реальная грязь — это забота о самом необходимом (такая, которою всегда была обременена мать Веры Павловны), и из нее могут вырасти колосья.

Фантастическая грязь — забота о лишнем и ненужном; из нее ничего путного не вырастает.

У супругов Лопуховых часто бывает лучший друг Дмитрия Сергеевича, его бывший однокурсник и духовно близкий ему человек — Александр Матвеевич Кирсанов. Оба они «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Кирсанов — человек волевой, мужественный, способный и на решительный поступок, и на тонкое чувство.

Он скрашивает разговорами одиночество Веры Павловны, когда Лопухов бывает занят, возит ее в оперу, которую оба любят. Впрочем, вскоре, не объясняя причин, Кирсанов перестает бывать у своего друга, чем очень обижает и его, и Веру Павловну. Они не знают истинной причины его «охлаждения»: Кирсанов влюблен в жену друга.

Он вновь появляется в доме, только когда Лопухов заболевает: Кирсанов — врач, он лечит Лопу-хова и помогает Вере Павловне ухаживать за ним. Вера Павловна находится в полном смятении: она чувствует, что влюблена в друга своего мужа. Ей снится третий сон.

В этом сне Вера Павловна с помощью какой-то неведомой женщины читает страницы собственного дневника, в котором сказано, что она испытывает к мужу благодарность, а не то тихое, нежное чувство, потребность которого так в ней велика.

Ситуация, в которую попали трое умных и порядочных «новых людей», кажется неразрешимой. Наконец Лопухов находит выход — выстрел на Литейном мосту. В день, когда получено это известие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирсанова и Лопухова — Рахметов, «особенный человек».

«Высшую натуру» пробудил в нем в свое время Кирсанов, приобщивший студента Рахметова к книгам, «которые нужно читать».

Происходя из богатой семьи, Рахметов продал имение, деньги раздал своим стипендиатам и теперь ведет суровый образ жизни: отчасти из-за того, что считает для себя невозможным иметь то, чего не имеет простой человек, отчасти — из желания воспитать свой характер.

Так, однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьет вина, не прикасается к женщинам. Рахметова часто называют Никитушкой Ломовым — за то, что он ходил по Волге с бурлаками, чтобы приблизиться к народу и приобрести любовь и уважение простых людей.

Жизнь Рахметова окутана покровом таинственности явно революционного толка. У него много дел, но все это не его личные дела. Он путешествует по Европе, собираясь вернуться в Россию года через три, когда ему там «нужно» будет быть. Этот «экземпляр очень редкой породы» отличается от просто «честных и добрых людей» тем, что являет собою «двигатель двигателей, соль соли земли».

Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже веселою. Кроме того, Рахметов объясняет Вере Павловне, что несходство ее характера с характером Лопухова было слишком велико, оттого она и потянулась к Кирсанову. Успокоившись после разговора с Рахметовым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венчается с Кирсановым.

О несходстве характеров Лопухова и Веры Павловны говорится и в письме, которое она вскоре получает из Берлина. Некий студент-медик, якобы хороший знакомый Лопухова, передает Вере Павловне его точные слова о том, что тот стал чувствовать себя лучше, расставшись с нею, ибо имел наклонность к уединению, которое никак невозможно было при жизни с общительной Верой Павловной.

Таким образом, любовные дела устраиваются к общему удовольствию. Семейство Кирсановых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семейство Лопуховых. Александр Матвеевич много работает, Вера Павловна кушает сливки, принимает ванны и занимается швейными мастерскими: их теперь у нее две.

Точно так же в доме существуют нейтральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные комнаты супруги могут зайти только после стука. Но Вера Павловна замечает, что Кирсанов не просто предоставляет ей вести тот образ жизни, который ей нравится, и не просто готов подставить ей плечо в трудную минуту, но и живо интересуется ее жизнью.

Он понимает ее стремление заниматься каким-нибудь делом, «которого нельзя отложить». С помощью Кирсанова Вера Павловна начинает изучать медицину.

Вскоре ей снится четвертый сон. Природа в этом сне «льет аромат и песню, любовь и негу в грудь». Поэт, чело и мысль которого озарены вдохновением, поет песнь о смысле истории. Перед Верой Павловной проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия.

Читайте также:  Краткое содержание маяковский облако в штанах точный пересказ сюжета за 5 минут

Сначала женщина-рабыня повинуется своему господину среди шатров номадов, потом афиняне поклоняются женщине, все-таки не признавая ее равной себе. Потом возникает образ прекрасной дамы, ради которой сражается на турнире рыцарь.

Но он любит ее только до тех пор, пока она не становится его женой, то есть рабыней. Затем Вера Павловна видит вместо лица богини собственное лицо. Черты его далеки от совершенства, но оно озарено сиянием любви.

Великая женщина, знакомая ей еще по первому сну, объясняет Вере Павловне, в чем смысл женского равноправия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины будущего: граждане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия.

С утра они работают, вечером веселятся, а «кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». Путеводительница объясняет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует работать и переносить из него в настоящее все, что можно перенести.

У Кирсановых бывает много молодых людей, единомышленников: «Недавно появился этот тип и быстро распложается». Все это люди порядочные, трудолюбивые, имеющие незыблемые жизненные принципы и обладающие «хладнокровной практичностью». Среди них вскоре появляется семейство Бьюмонт. Екатерина Васильевна Бьюмонт, урожденная Полозова, была одной из самых богатых невест Петербурга.

Кирсанов однажды помог ей умным советом: с его помощью Полозова разобралась в том, что человек, в которого она была влюблена, недостоин ее. Потом Екатерина Васильевна выходит замуж за человека, называющего себя агентом английской фирмы Чарльзом Бьюмонтом. Тот прекрасно говорит по-русски, потому что якобы до двадцати лет жил в России.

Роман его с Полозовой развивается спокойно: оба они — люди, которые «не бесятся без причины». При встрече Бьюмон-та с Кирсановым становится понятно, что этот человек — Лопухов. Семейства Кирсановых и Бьюмонт чувствуют такую духовную близость, что вскоре поселяются в одном доме, вместе принимают гостей.

Екатерина Васильевна тоже устраивает швейную мастерскую, и круг «новых людей» становится таким образом все шире.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/briefs/kratkoe-soderzhanie-romana-chto-delat-kratkoe-izlozhenie-chto-delat-kratkij-per/

Лиханов, Последние холода краткое содержание

Многие писатели обращались к теме войны, изображая судьбу людей в сложное для них время. Лиханов также написал замечательное произведение, которое посвятил детям войны. Повесть Лиханова Последние холода передает лишения и недетские страдания, раскрывая читателю тему детей и войны.

Изучение повести Последние холода в кратком содержании для читательского дневника, позволит за короткое время прикоснуться к прошлому, к событиям, которые оставили отпечаток и в детских сердцах.

В своем рассказе, изображая тяжкие испытание детей военного времени, автор отражает настоящие ощущения и переживания, ведь он был свидетелем всего происходящего.

Начнем же знакомство с кратким содержанием работы Альберта Лиханова и его произведением Последние холода.

Повествование автор ведет от первого лица. Это Коля, который уже глазами взрослого смотрит на пережитое и делится с читателями страшными мгновениями из своей жизни.

Краткое содержание книги Последние холода

Рассказчик вспоминает школьные годы и свою учительницу. Звали ее Анной Николаевной. Это была прекрасная женщина, которая не только преподавала школьные предметы такие как математика, география, русский язык, но и давала уроки жизни, преподнося их ненавязчиво, произнося тихо, как будто разговаривая сама с собой.

Из рассказа мы узнаем имя героя. Это Коля, который живет в городе. Хоть на улице военное время, отец на фронте, сам город в тылу. Это последний год войны и из радиоприемников постоянно сообщается об очередной победе. Повсюду царит голод, и его испытывают как взрослые, так и дети.

Живет мальчик с мамой и бабушкой, которые стараются защитить ребенка от лишений, голода и холода. Коля ходит в третий класс и ему, как и другим детям, полагаются талоны на питание.

Несмотря на то, что родные старались всеми силами сделать так, чтобы их ребенок не испытывал нужды, у Коли все равно присутствует ощущение не сытости.

Мальчику предстоит посещать восьмую столовку, которая ему представляется райским местом, но в реальности все было другим. Это был большой холодный зал, который наполняли голодные дети. Талоны доставались не всем, поэтому дети ходили питаться по очереди. Получали же они хлеб и невкусную овсянку. Еда была безрадостной для героя, но другие дети поглощали все быстро и с аппетитом.

Доедал свои обеды и главный герой, ведь так его учила мать. Поэтому в силу своего воспитания он старался съесть холодную кашу. Сам мальчик рос в окружении заботы, но в школе он увидел и судьбы других детей. Как раз рассказ Лиханова помогает понять всю тяжесть их судьбы. Дети старались все доедать, а крошки оставлять птицам, чтобы те не оставались шакалам.

О шакалах Коля слышал часто и уже на следующий день понял кто это. Это были те дети, которым не доставались талоны и они приходили в столовую, чтобы выпрашивать питание, а то и воровать. Так герой встречает брата с сестрой, которые попрошайничают. Но кроме них еще есть шайка злых детей, которые только и умеют, что насмехаться и издеваться.

Как рассказали Коле, среди шакалов были и те, кто забирал не только хлеб, но и кашу. В этот раз получилось, что мальчик, которому Коля давал еду, также обворовал девочку. Шайка с носатым предводителем решает побить вора, и догнав на улице, стали его избивать.

Защищаясь, мальчик хватает главного за шею и начинает душить. Дети разбегаются, а Коля подходит к пострадавшему ворюге, который потерял сознание. Герой спасает мальчишку, позвав гардеробщицу. Та угощает пострадавшего чаем.

Мальчик рассказывает, что уже более пяти дней ничего не ел.

У мальчишки оказалось имя, и Вадим рассказывает о своей сестре Марье, и о том, что их отец воевал и погиб на фронте. Их эвакуировали из Минска, а без талонов они оказались, так как потеряли их. Мать же, заболев тифом, находится в больнице, а дети, чтобы той не стало известно об их проблемах, пишут веселые письма, где в каждом слове сплошная ложь.

Коля не остался равнодушным к горю детей. Вадим одалживает у Коли курточку, так как решает продать свое дорогое пальто, чтобы прокормиться до раздачи новых талонов. Коля соглашается отдать свою верхнюю одежду.

Когда Вадим примерял куртку, мама Коли увидела эту картину и подошла к детям. От сына она узнала о бедах детей. Она пытается им помочь, пригласив в дом, накормив и уложив спать. Дальше она позвонила в школу, сообщая об ужасном положении детей, хотя те просили держать их историю в тайне.

Следующий день ознаменовался Колиным прогулом. Тот пропустил уроки, так как подался с Вадимом на поиски еды. Как показала прогулка, новый знакомый уже хорошо знал злачные места. По дороге Вадим рассказал о детях, которые отбирают еду, угрожая ножом.

Мальчики подошли к коммуналке, которую выделили семье Русаковых. Такой убогой комнаты Коля еще не видел. В этот день он опять делится своей едой с другом. Когда они ели, увидели Марью, что радостно бежала к брату. Она рассказала о том, что им выделяют новые талоны, и еще для них собрали небольшую сумму денег.

Сестра Вадима получила обед первой, но не успела его съесть, как к ней подбежал с лезвием шакал и отобрал котлету. Вадька пошел заступаться за сестру, напугав вора. Тот бросил котлету и убежал. Теперь надкушенная котлета осталась без внимания, хотя только вчера дети тут же доели бы ее. Получается, когда чувство голода покидает человека, он становится другим.

Выходя из столовой, на Вадима напал все тот же шакал с лезвием и подпортил парню пальто, которое тот хотел продать. Это расстраивает Вадима.
Дети расстались.

Вадька направился на уроки, а Коля с Марьей, написав письмо, пошли в барак, где находились тифозные больные.

Дорогой Марья делилась, как было стыдно воровать и как стыд со временем сменяется, ведь голод быстро убивает все человеческие начала.

Коля вечером узнает от Марьи и ее брата о том, что учителя вновь дали портфель с продуктами, при этом мама Коли не признавалась, что это ее рук дело.

Позже Марья рассказала о своем походе в баню, но в женское отделение брат ее не пустил, так как боялся, что сестра там ошпарится и взял ее с собой в мужскую баню. Теперь сестре стыдно посещать баню.

А еще вечером Коля получил нагоняй от мамы, которой стало известно о прогуле ее сына. Несмотря на объяснения, мама была неумолимой и считала, что брат с сестрой плохо влияют на ее ребенка.

Далее из краткого пересказа повести Последние холода, мы узнаем о том, что мама Коли передавала Вадиму вести о хорошем состоянии их мамы. А вот восьмого мая, накануне дня Победы, мать пришла расстроенная. Собрав еды, они направляются в гости к детям. Там она странно себя ведет.

На следующий день город праздновал знаменательный день. Учителя просят всех детей запомнить пережитое и пронести эти воспоминания через всю жизнь, передав память своим внукам.

После праздника Коля идет к Вадиму и узнает о их горе. Мать Вадима умерла от тифа. Теперь стало понятно странное поведение его мамы. Теперь знакомых Коли увезут в детский дом. Наш герой еще пару раз встретится со своим другом, который в последствии сообщит, что их детский дом переезжает в другой город.

Уже осенью Коля пойдет вновь в школу, в следующий класс. Там опять будут талоны на допитание и вновь он увидит голодного мальчугана, с которым поделится своей едой.

(2 голоса, в среднем: 4.5 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/lixanov-poslednie-xoloda-kratkoe-soderzhanie.html

Мёртвые души – краткое содержание

8f14e45fceea167a5a36dedd4bea2543

8f14e45fceea167a5a36dedd4bea2543

8f14e45fceea167a5a36dedd4bea2543

8f14e45fceea167a5a36dedd4bea2543

Действие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” происходит в одном небольшом городке, который Гоголь называет NN. Город посещает Павел Иванович Чичиков. Человек, который планирует приобрести у местных помещиков мертвые души крепостных. Своим появлением Чичиков нарушает размеренную городскую жизнь.

Глава 1

Чичиков приезжает в город, его сопровождают слуги. Он поселяется в обычной гостинице. Во время обеда Чичиков расспрашивает трактирщика обо всем, что происходит в NN, выясняет кто самые влиятельные чиновники и известные помещики.

На приеме у губернатора он лично знакомится со многими помещиками. Помещики Собакевич и Манилов приглашают героя нанести им визит. Чичиков на протяжении нескольких дней посещает вице-губернатора, прокурора, откупщика.

В городе он приобретает положительную репутацию.

Глава 2

Чичиков решил выехать за пределы города в поместье к Манилову. Его деревня представляла собой достаточно скучное зрелище. Сам помещик был не понятной натурой. Манилов чаще всего находился в своих мечтах.

В его приятности было слишком много сахара. Помещик был очень удивлен предложением Чичикова продать ему души умерших крестьян. Заключить сделку они решили при встрече в городе.

Чичиков уехал, а Манилов долгое время недоумевал над предложением гостя.

Глава 3

По дороге к Собакевичу, Чичикова застала непогода. Его бричка сбилась с пути, поэтому было принято решение заночевать в первой усадьбе. Как оказалось, дом принадлежал помещице Коробочке.

Она оказалась деловитой хозяйкой, везде прослеживалось довольство обитателей поместья. Просьбу о продаже мертвых душ Коробочка восприняла с удивлением. Но потом стала рассматривать их как товар, боялась продешевить при продаже и предлагала Чичикову купить у нее и другие товары.

Читайте также:  Краткое содержание ремарк чёрный обелиск точный пересказ сюжета за 5 минут

Сделка состоялась, сам Чичиков поспешил удалиться от трудного характера хозяйки.

Глава 4

Продолжив путь, Чичиков решил заехать в трактир. Здесь он встретил еще одного помещика Ноздрева. Его открытость и дружелюбие сразу располагали к себе.

Ноздрев был картежником, играл не честно, поэтому часто участвовал в драках. Просьбу о продаже мертвых душ Ноздрев не оценил. Помещик предложил сыграть на души в шашки. Игра чуть не окончилась дракой.

Чичиков поспешил удалиться. Герой очень жалел, что доверился такому человеку как Ноздрев.

Глава 5

Чичиков наконец-то оказывается у Собакевича. Собакевич выглядел человеком крупным и основательным. Предложение о продаже мертвых душ помещик воспринял серьезно и даже стал торговаться. Собеседники решили оформить сделку в ближайшее время в городе.

Глава 6

Следующим пунктом путешествия Чичикова стала деревня, принадлежащая Плюшкину. Поместье представляло собой жалкий вид, везде царило запустение. Сам помещик достиг апогея скупости. Он жил в одиночестве и представлял собой жалкое зрелище. Мертвые души Плюшкин продал с радостью, посчитав Чичикова глупцом. Сам Павел Иванович поспешил в гостиницу с чувством облегчения.

Глава 7-8

На следующий день Чичиков оформил сделки с Собакевичем и Плюшкиным. Герой находился в прекрасном расположении духа. В то же время новость о покупках Чичикова разнеслась по всему городу. Все удивлялись его богатству, не зная, какие души на самом деле он покупает. Чичиков стал желанным гостем на местных приемах и балах. Но тайну Чичикова выдал Ноздрев, прокричав на балу о мертвых душах.

Глава 9

Помещица Коробочка, приехав в город, также  подтвердила покупку мертвых душ. По городу стали распространяться невероятные слухи о том, что Чичиков на самом деле хочет похитить губернаторскую дочь. Ему было запрещено появляться на пороге губернаторского дома. Никто из жителей не мог точно ответить, кто же такой Чичиков. Для выяснения этого вопроса было решено собраться у полицмейстера.

Глава 10-11

Сколько не обсуждали Чичикова, прийти к общему мнению так и не смогли.  Когда Чичиков решил нанести визиты, он понял, что все его избегают, а приход к губернатору вообще запрещен.

Он также узнал, что его подозревают в изготовлении фальшивых облигаций и в планах по похищению губернаторской дочки. Чичиков спешит покинуть город.

В завершении первого тома автор рассказывает о том, кто такой главный герой и как складывалась его жизнь до появления в NN.

Том второй

Повествование начинается с описания природы. Чичиков сначала посещает поместье Андрея Ивановича Тентентикова.

Затем отправляется к некоему генералу, оказывается в гостях у полковника Кошкарева, затем Хлобуева. Проступки и подлоги Чичикова становятся известны и он оказывается в тюрьме.

Некий Муразов советует генерал-губернатору отпустить Чичикова, на этом повествование обрывается. (Гоголь сжёг второй том в печке)

Источник: http://szhato.ru/gogol/7-mertvye-dushi.html

Альберт Лиханов

Получив этот совет, я решила, что прочитаю повести к 9 мая. Победа. Праздник, всё-таки. Символично. Красиво. Патетика. А потом передумала. Это неправильно.

Я прочитаю их по зову сердца. Не потому, что нужно. А потому, что хочется.

Жизнь, оказывается, ярче искусства!

Звезды в сентябре” Очень трогательный рассказ о жизни небольшой деревеньки во время войны. Маленькая история о детях войны. О детях, которые знают, что такое терять близких. Они так мало хотят в жизни.

Всего лишь счастья: для себя, своих родных, соседей и знакомых. Чтобы не пришлось рисовать звёздочки на домах убитых на войне, чтобы не петь песни по погибшим, чтобы молодые мамы не выглядели старухами.

  Что нужно для счастья мальчику Леке? Таракан, сверчок, упавшая с неба звёздочка? Или доверчивое лицо подружки Нюськи?

Им нужен мир. Им нужно спокойное детство, без стрельбы и потерь. Это ведь совсем мало. Люди, опомнитесь!

Тёплый дождь”.  Алёша большой и Алёша маленький. Они так похожи, словно близнецы. Отец и сын. Они так близки. И вот теперь остался только Алёша маленький. А от большого- только фотография в ромашковом поле. Да медаль. И конечно же память. На годы. На всю оставшуюся жизнь. 

” Люди не повторяются на земле, – подумал Алеша. – Нет двух людей, точно повторяющих друг друга. Даже самые-самые похожие друг на друга, даже близнецы. Но он, Алеша, повторит своего отца, своего Алешу-старшего.”

Такое щемящее повествование…. О переживаниях мальчика, потерявшего отца.

О том, как он боится его забыть: “А память? Она тоже выцветет? Неужели и в памяти люди стираются? Исчезают, уходят? Что же, значит, человек живет, работает, ходит, любит, и его любят тоже – любят по-настоящему, искренне, а потом он исчезает и его больше нет? И он больше никому не нужен? И памяти о нем нет?

Просто нет, просто ничего нет.”


Как он ждал победы, как проклинал войну. Она изменила его, его маму, она отобрала отца. Будь она проклята, ненасытная, чёрная гадина. 

Очень впечатлил эпизод с пленными немцами. Даже поначалу их жалко стало. А потом….

Крутые горы”. Войну не скроешь. Беду не спрячешь. Как бы мы не мечтали оградить своих детей от плохого, действительность путает все планы. Это закон. Не подлости. Просто жизни.  Эта книга о том, как в мир маленького мальчика пришла война.

Вот он провожает папу на фронт и радуется, что тот такой красивый, в модной крапчатой кепке,  с рюкзаком за спиной, подбрасывает его вверх, к небу, дарит свой значок ГТО… Малыш просто счастлив. Война всего лишь непонятное слово.  Проходит совсем немного времени.

И вместо надоевшей когда-то каши с поджаристой корочкой он ест ненавистную мучную заваруху, но если нет её, то и она кажется божественной едой. 

А ещё чуток позже он взрослеет. Потому что война теперь не просто “слово“. Она теперь реальна. С похоронками, с убитыми и ранеными солдатами, с голодом, холодом и… надеждой. 

Музыка.” Он может никогда не станет знаменитым музыкантом, но хорошим человеком ему быть- это стопроцентно. 

Сегодня в школе я понял, что есть вещи важнее музыки. Например, когда человек говорит сам себе правду. Пусть эта правда не такая легкая. Но это важнее музыки. Это заставляет человека быть самим собой. И если человек сказал сам себе правду один раз, если он сумел сделать это, он скажет ее себе снова.”

Мальчик Коля сумел принять нелёгкую правду. В этом плане он оказался даже на голову выше своих родных. Он стал самим собой.

 Отбросив эту  папку с музыкальными заданиями, Коля открыл для себя другой потенциал. А ещё он узнал, что не трус. А это было очень важно для него.

 
Теперь он знает, что такое принимать важные, а главное, правильные решение. Ему с этим жить. Но это его уже не беспокоит. 

Деревянные кони”.
Больше всего в этом рассказе меня впечатлил эпизод с памятником, который деревня мастерила своим погибшим. “Горе не одного человека, не двоих, не одной семьи, а горе целой деревни.” Васильевка потеряла своих Васильевых. Сколько их полегло на фронтах войны? Сколько таких васильевок на моей бывшей Родине? 

Магазин ненаглядных пособий”.  Эта повесть, пожалуй, взволновала больше всего ( из прочитанных на данный момент).  Маленькая простая ода детству. Здесь, как и в предыдущих двух,  война уже на заднем плане. Но она чувствуется. Просто дети 

Когда деревья были большими“, всё было по-другому. И даже то, что огорчало тебя в детстве, сейчас вспоминается с умилительной ностальгией. 

Школьные годы, первое серьёзное увлечение фотографией. Друзья, учителя, первое осознание несправедливости жизни. Мальчик растёт, взрослеет.  А вот понимание, истинные ценности этих лет он поймёт позднее. 

Могу биться об заклад: в моем детстве все было не так, как теперь. И если не понявший меня задаст уточняющий вопрос – лучше или хуже? – я воскликну, не сомневаясь: лучше!”

Могу биться об заклад- в моём тоже. 

А ещё, не боюсь этого признаться, над этой повестью я плакала. Понимаете, она взбередила в душе что-то такое…  Что-то, что не объяснить, не определить.

Но я чувствую, что это “что-то” ускользает и мне больно: “В сердце все больше пустот – как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле белой лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звезды!
Без детства холодно на душе.”

Кикимора” О привязанности маленького мальчика к старой лошади Машке и неприязни к её хозяину. 

Можно я больше ничего не буду писать об этой повести? Слишком личное. Слишком много воспоминаний. Больно. 

Последние холода”.
Последние дни войны, “последние холода” страшной беды, которая постигла советских людей.   И в этом ужасном котле войны- дети.  Голодные, оборванные.  Часто нищие, без крыши над головой.  И у них идёт своя борьба за выживания.

Приспосабливаются по-разному. Но итог один- в безвыходной ситуации, с голодным желудком, им ничего другого не остаётся, как воровать. Кто-то ворует деньги, кто-то одежду, а есть дети, которые крадут еду. Как Вадька. Он заботится не только о себе, но и о сестрёнке.

 

Голод убивает всякий стыд.” И страх. Голод убивает многое. И многих.  

Рано или поздно приходит конец холодам. Поздно или рано войны кончаются.  Но ещё не скоро дети насытятся вволю, забудут несчастья и лишения. 

А некоторые до конца жизни будут хранить хлебные корочки под подушкой. Так спокойнее.  

“Да, войны кончаются рано или поздно. Но голодуха отступает медленнее, чем враг. И слезы долго не высыхают. И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки. Мы-то это помним. Не забыли бы вы, новые люди.

Не забудьте!” 

Детская библиотека”.  Эта книга о любви. О любви к чтению. О любви к Пушкину. О любви к людям. Война идёт. А в тылу растут дети. Они не доедают, мёрзнут, но даже их маленький дух не сломить. Жизнь продолжается. И потребности никуда не исчезают. 

Наоборот, закаляется воля, вырабатываются ценности не на словах, на опыте. И к тому, что такое “доброе слово“, “взаимопомощь“, “выручка“, “смерть” приходишь сам, а не черпаешь названия в словарях. Военное детство. Оно беспощадно. 

“Доброе слово – будто крылышки за спиной. Идешь, ног не чуешь под собой, и словно ты выше, словно летишь.”

Вам письмо”.  Эта повесть особняком в собрании. И, если честно, я даже не понимаю, почему она здесь. Но это неважно. Правда. Для меня- нет. Как и все произведения Лиханова, она грустная и поучительная. Немного лирики. Много драмы. Войны уже нет. Но люди и без войны гибнут. И почему-то уходят лучшие.

Кто-то скажет:”Там они нужнее”.

А мне кажется, что они бы предпочли остаться здесь.

Эх, счатьица бы….”

Ф/М 2015
16/25

Источник: https://www.livelib.ru/author/13159/reviews-albert-lihanov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector