Краткое содержание линдгрен расмус-бродяга точный пересказ сюжета за 5 минут

Произведение Астрид Линдгрен – «Расмус-бродяга»: краткое содержание

Сегодня мы поговорим о произведении Астрид Линдгрен – «Расмус-бродяга». Краткое содержание данной повести мы рассмотрим ниже. Указанное произведение несколько раз экранизировалась: в 1981 г. в Швеции, а в 1978 г. в СССР был снят художественный фильм из двух серий на основе данного сюжета.

«Расмус-бродяга» – краткое содержание

Действие повести разворачивается в Швеции. В начале прошлого века происходят события, описанные в произведении «Расмус-бродяга». Краткое содержание следует начать со знакомства с главным героем. Это девятилетний мальчик из детского дома. Сироте необходимы любовь и ласка. Их ребенку в приюте не хватает.

Побег

Переходим к пересказу основной части повести «Расмус-бродяга». Краткое содержание продолжим знакомством с Фрёкен Хёк – начальницей данного детского дома. Она постоянно изводит своего воспитанника пустыми придирками. Он решает сбежать с Оскаром Перекати-поле – бродячим бардом, который стал лучшим другом главного героя. Вместе приятели путешествуют по всей стране.

Друзья однажды проходили мимо невероятно богатой усадьбы. Оскар принял решение проникнуть внутрь. Мальчика он просит остаться снаружи, чтобы уберечь его от возможной опасности. В итоге благодаря своему путешествию сироте и барду удается раскрыть преступление и возвратить ценную картину ее хозяйке. Затем мальчик и Оскар встречают на пути супругов Нильссон.

Они уговаривают сироту жить с ними. Бард советует другу принять предложение. Объясняет, что ему необходимы родители, он на улице жить не сможет. Но главный герой супругам Нильссон отказывает, хотя признает, что они невероятно хорошие люди. Мальчик слишком привязался к другу. Ему нравится жизнь, которую ему удалось обрести после ухода из приюта.

Автор награждает героя за бескорыстие и искренность.

Характеристики

Далее мы приведем описание главного персонажа повести «Расмус-бродяга». Краткое содержание, таким образом, будет более полным. В начале сюжетной линии 9-летний мальчишка, подобно остальным обитателям приюта, подвергается ежедневным унижениям, в большей степени моральным, чем физическим.

Детей учат покорности и услужливости. Лишь такими они способны понравиться своим потенциальным родителям. Ощущение собственного достоинства постепенно угасает в человеке. Расмус пытается с этим бороться. Вот мы и рассмотрели сюжет произведения Астрид Линдгрен «Расмус-бродяга».

Краткое содержание повести было приведено выше.

Источник: http://102mikro.ru/article/231565/proizvedenie-astrid-lindgren-rasmus-brodyaga-kratkoe-soderjanie

Готовые школьные сочинения

Апр 01 2010

Герои и образы произведений Астрид Линдгрен

Астрид Линдгрен получивших всемирное признание и переведенных на многие языки мира (более 27), является шведская писательница Астрид Анна Эмилия Линдгрен. В творчестве Линдгрен ожила и расцвела скандинавская сказка. Писательница – не просто наследница традиций Андерсена и Лагерлёф, она продолжила и развила их.

В ее книгах, основанных подчас на фольклорных сюжетах, фантастические черты переплетаются с элементами будничности и современности. Линдгрен, которую называют «Андерсеном наших дней», просто и естественно придает повествованию сказочность, как бы преломляя жизнь в восприятии ребенка.

Линдгрен, которой столько известно о потребностях ребенка в увлекательности и опасности в нежности и преданности, в одиночестве и дружбе, создала великолепнейшую сказку «Пеппи Длинный чулок» (1945) Героиня этой книги покорила маленьких и больших читателей добротой, щедростью и оригинальностью характера.

Причем сама Линдгрен полагает, что основная причина популярности Пеппи –  в ее необычайном всесилии. «Пеппи удовлетворяет мечту ребенка  о могуществе»,- пишет Линдгрен.

В самом деле, в этой книге писательница воплотила мечту ребенка-сироты о счастливой жизни в чудесном мире правды и справедливости. Она наделила свою героиню сказочным богатством, невообразимой фантазией и сверхъестественной силой, которые помогают ей существовать в злом и жестоком мире, где осиротевшего ребенка ожидает лишь приют.

В книге «Пеппи Длинный чулок» Линдгрен удивительно сочетает фантазию с действительностью. Девочка свободно поднимает гигантскую лошадь, становится негритянской принцессой, она бунтует против мещанского благополучия современной Швеции и догматической системы школьного образования.

В книге «Мио, мой Мио!» (1954), отграничив мир действительности с его сиротством и насилием над детской волей от мира сказки, свободы и справедливости, Линдгрен искусно сочетает фантастическое и реальное.

Важно то, что в эту книгу с традиционной борьбой добра и зла сказочница сумела вложить современное содержание: в повести-сказке угадывается антифашистская направленность.

Герой сказки – поборник справедливости – шведский мальчик-сирота, он же волшебный принц Мио, наделенный горячим, любящим сердцем, храбрый и мужественный, одерживает верх над олицетворением злых сил – рыцарем Като.

Заслуга Линдгрен в том, что она сумела дать образ мальчика в развитии. Вначале Мио испытывает чувство страха, но мысль о предначертанном ему подвиге, о страданиях людей придает ему мужество, и он проникает в царство злого рыцаря Като и убивает злодея.

Важную роль в повествовании играет природа. Следуя традициям скандинавской народной литературы и X. К- Андерсена, писательница персонифицирует, одушевляет природу. Лес, деревья – все преисполнено ненависти к Като. Самая черная в мире гора открывается, чтобы впустить Мио и его друга Юма. Контрастные картины природы помогают противопоставить два мира.

Лучезарна, освещена солнцем, покрыта зелеными лугами Страна Дальняя – царство отца Мио. Темно и мрачно царство Като. Черны воды Мертвого озера, окруженного черными же голыми скалами, оглашаемыми лишь горестными криками птиц. Природа постоянно отражает переживания героев, аккомпанирует им. В минуту последней битвы Мио и Като над озером поднимаются черные тучи.

Жалобно стонут черные скалы, отчаяние звучит в голосах птиц. Когда Мио убивает Като, кончается ночь и наступает утро. Природа, озеро, скалы – все преображается. Все озарено солнцем. Рассказ ведется от лица глазного героя Мио, который активно вмешивается в повествование, передает настроение автора и действующих лиц.

Большую роль в создании настроения играют и повторы.

Одно из популярнейших произведений Линдгрен – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) – оригинальная реалистическая и современная сказка, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком.

Сказка вырастает из фантазии, из выдумки ребенка. Писательница не устает повторять, что все происходящее в книге – вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все – мама и папа, Боссе и Бетан считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша.

Лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона.

Карлсон, действительно, самый обычный, толстый человечек, наделенный рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона уравновешены положительными.

Если образ Карлсона в книге стабилен, то Малыш показан писательницей в развитии. В нем все время происходит как бы внутренняя борьба.

С одной стороны, его увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, как только шалости эти переходят границы.

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» – воспитательная книга. Ребенок узнает про жизнь большого города, узнает, что в мире, который кажется ему таким веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети.

Малыш растет, понимая, что надо активнее вмешиваться в жизнь и помогать слабым. Книга Линдгрен не назойливо воспитательна, не апологетична по отношению к взрослым, а очень правдива и реалистична. Правда, Малыш иногда слишком умен для семилетнего ребенка и речи Карлсона слишком похожи на речи взрослого.

Читайте также:  История создания комедии ревизор гоголя точный пересказ сюжета за 5 минут

Тем не менее книга поражает тонким знанием психологии детей, их языка, юмором и меткими шутками.

Продолжение повести под названием «Карлсон, который живет на крыше, прилетает вновь» (1963) появилось в связи с успехом первой книги и многочисленными просьбами детей, мечтающих узнать, что сталось с их любимыми героями. Наряду с дальнейшим развитием детских характеров Линдгрен дает здесь сатиру на современное телевидение и рекламу.

Последняя часть трилогии – «Тайком появляется Карлсон, который живет на крыше» (1968) – тонкая и остроумная пародия на современную шведскую прессу, на детективную литературу. Здесь рассказывается о новых проделках Малыша и Карлсона, об их верной дружбе. «…Лучший в мире Карлсон с его проявлениями детского недовольства и неудержимого эгоизма поистине неотразим»,- отмечает шведская критика.

Творчество Линдгрен не ограничивается рамками сказочного жанра. Немало произведений писательница посвятила современной действительности.

В реалистической повести «Приключения Калле Блумквиста» (1946) вскрыта истинная подоплека таинственных происшествий и убийств, мира детективов и гангстеров, похождения    которых    кажутся    такими    заманчивыми   детям; Калле Блумквист мечтает стать знаменитым сыщиком, имя которого заставит трепетать преступный мир. Причем вначале выслеживание преступников для него увлекательная игра. Но когда в городе появляется настоящий преступник, дядя Эйнар, с игрой покончено: Калле и его друзья Андерс и Ева-Лотта, неотступно преследуя грабителя и его сообщников, подвергаются действительной опасности. То же самое происходит во второй и третьей частях трилогии о Калле Блумквисте «Опасная жизнь Калле Блумквиста» и «Калле Блумквист и Расмус» (1961).

В повести «Расмус-бродяга» (1956), за которую Линдгрен наряду с другими своими книгами удостоилась в 1958 году во Флоренции Международной золотой медали имени X. К. Андерсена, писательница обращается к теме сиротских приютов.

Она показывает страшное лицо детских учреждений, всячески превозносимых буржуазной прессой. Бегство Расмуса из приюта наносит решительный удар славословию и измышлениям о счастливом детстве в приютах.

Книга эта, близкая к традициям лучших произведений Диккенса и Марка Твена, не свободна и от известных недостатков. Писательница полагает, что проблема жизни обездоленных и бесприютных детей может быть разрешена, если сердобольные богачи возьмут их на воспитание.

Но сама же Линдгрен, может быть незаметно для себя, показывает несостоятельность подобных идеалов.

Книге свойственна и некоторая искусственность действия. В самые тяжелые минуты, в самых трудных положениях, когда герои на волоске от гибели, им на помощь приходят чудесные избавители – животные, вещи, люди. Частные недостатки повести не снимают ее ценности как для зарубежного, так и для советского читателя.

В начале 60-х годов Линдгрен создала серию приковавших к себе огромное внимание в Швеции телепередач о малышке Чёрвен и ее друзьях.

Затем на основе этих телепередач был поставлен фильм (показанный в 1965 году в Москве на фестивале шведских кинофильмов, где присутствовала и Астрид Линдгрен), а потом написана книжка «Мы – на острове Сальткрока» (1964).

Эта повесть продолжает традицию реалистических произведений Астрид Линдгрен (в частности, «Расмус-бродяга»), в основу которых  положены  события  действительной   жизни.

   Основная, чрезвычайно просто и прозрачно выраженная мысль этой книги; у детей, где бы они ни росли, должно быть настоящее, радостное детство.

Дети должны встречать любовь и понимание со стороны взрослых, а все ненужное, наносное, омрачающее детство должно устраняться.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Герои и образы произведений Астрид Линдгрен . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/geroi-i-obrazy-proizvedenij-astrid-lindgren/

Астрид Линдгрен. «Расмус-бродяга»

Как любое подлинно художественное произведение, повесть Астрид Линдгрен «Расмус-бродяга» содержит несколько смысловых уровней. Как правило, самостоятельно дети легко воспринимают первый уровень — событийный. Задача учителя — помочь детям осознать мировоззренческую проблематику произведения и раскрыть некоторые тайны художественного мастерства писательницы.

В условиях ограниченного времени мы можем выделить на беседу о повести только один урок. Что можно успеть за один час? Многое, если школьники пришли на урок подготовленные (в данном случае имеется в виду, что они прочитали повесть и принесли с собой тексты).

К сожалению, мы не сможем проанализировать все поставленные автором проблемы.

Постараемся выделить одну из наиболее важных — проблему выбора человеком собственного пути, которая непосредственным образом касается интерпретации свободы.

Осознать проблему выбора нам поможет составление схемы испытаний и решений Расмуса. По ходу работы будет важно выявить примеры подтекста и показать их роль в создании выразительности и эффекта глубины произведения.

Заранее надо оговорить один вопрос: «Расмус-бродяга» сейчас издаётся в разных переводах, и тексты у детей могут существенно расходиться. Когда они будут искать на уроке нужные отрывки, подскажем им, чтобы в поисках они руководствовались не точностью цитаты, а смысловым содержанием текста.

Итак, дети пришли на урок. На столах у них книги и раскрытые тетради, в руках карандаши. Работу начнём с выявления первичного восприятия. Спросим у детей, понравилась ли им повесть, какой эпизод они запомнили ярче всего, что именно их удивило, поразило. Какой из героев наиболее интересен детям? Почему?

— Главный герой — мальчик Расмус девяти лет. Между событиями начала и конца повести проходит всего несколько дней. Как вы думаете, изменяется ли за это время характер Расмуса, его внутренний мир?

— В чём отличие внутреннего мира Расмуса в начале повести от его самоощущения в конце? Почему он чувствует себя иначе? Что помогло ему измениться?

Мы приходим к выводу, что Расмусу помогли пережитые за такой короткий срок испытания.

— Какими именно были эти испытания?

Пусть дети назовут испытания так, как они это понимают. И только потом слово может взять Учитель.

Жизнь человека развивается, как дерево с большим количеством ветвей. Но в отличие от обычного дерева у него только одна ветвь реальная, а остальные — виртуальные. (Учитель рисует схему.

) Мы живём — и вот наступает момент, когда наша жизнь должна измениться.

Мы словно бы останавливаемся и задумываемся, как витязь на распутье перед волшебным камнем: какой путь нам выбрать? Дерево жизни разветвляется, существует множество вариантов будущего, но только один из них станет реальным — станет нашей собственной жизнью.

Есть крупные жизненные решения: идти после школы учиться или работать, если учиться, то куда, если работать, то кем; создавать семью или нет, если создавать, то когда и какую; рожать детей или нет, если рожать, то как их воспитывать…

Чтобы научиться принимать крупные решения, мы каждый день принимаем множество мелких: рассказать ли маме о сломанной кукле, подготовиться к диктанту или провести время за компьютерной игрой, помочь старушке донести тяжёлую сумку или пробежать мимо…

Именно эти мелкие решения формируют нравственный облик человека. От них зависит, будут ли люди относиться к тебе с уважением и любовью или постараются прекратить знакомство.

Вы назвали различные испытания, через которые проходил Расмус. Как правило, вы говорили о его действиях: о том, как он прятался в доме фру Хедберг, как он убегал от Лифа и сумел вовремя напасть на Лиандера, как он кинулся к Оскару, чтобы спасти его от выстрела.

Давайте обратимся к тексту.

Вот эпизод из седьмой главы: один из грабителей поднимается вверх по лестнице, чтобы выяснить, почему упал столбик перил.

“Сам не свой от страха, Расмус попятился назад, а заслышав шаги на лестнице, с быстротой молнии юркнул за цветной диван. В прятки он играл много раз, но такой страшной эта игра была для него впервые.

За диваном прятаться было ненадёжно, но другого места не было. И времени искать не оставалось”. (Здесь и далее цит. по: Линдгрен А. Расмус-бродяга // Повести / Пер. со шв. Н. Беляковой, Л. Брауде. СПб.

: Азбука-классика, 2003.)

— Как вы думаете, как действовал Расмус в этом эпизоде: обдуманно или инстинктивно, автоматически?

А вот пример ещё более яркий (эпизод погони в Пустой деревне):

“Вот он уже слышит, как кто-то берётся за вставленный в замок большой ключ. Лиф врывается в погреб. Злой, промокший, он готов разорвать паршивого парнишку…

Но в Вестерхаге Расмус научился не только подставлять ножку. Он научился караулить у двери. Когда противник вбегает очертя голову, нужно быстро выбежать из комнаты за его спиной. Так Расмус и сделал. Он быстро, как ласка, выскользнул из погреба и в панике, хлопнув дверью, повернул ржавый ключ в замке. Лишь услыхав рёв за дверью, он понял, что сделал”.

Мы видим, что Расмус действует инстинктивно, и быстрота его реакций, возможно, спасает ему и его другу жизнь. Однако, руководствуясь именно инстинктом выживания, убегает от погони заяц, замирает перед прыжком пантера.

— Что отличает человека от животного?

Возможность принятия обдуманных решений.

— Давайте проследим, какие решения принимал на пути к обретению своего дома Расмус.

— Итак, мальчик живёт в приюте Вестерхага. Как ему там живётся?

Когда дети будут отвечать на этот и другие вопросы, попросим их подтверждать свои ответы цитатами там, где это возможно.

Обратим их внимание на такое явление, как подтекст.

Прочитаем цитату (Расмус идёт собирать крапиву):

“Расмус сразу не мог решить, нужны ли курицы на свете или нет, но под конец решил, что нужны. Иначе приютские не получат по воскресному яйцу. А без воскресного яйца не узнаешь, что наступило воскресенье”.

— Как вы понимаете смысл этой цитаты? О чём хочет нам сказать автор?

Жизнь детей в приюте была такой однообразной и бесцветной, что наступление выходных дней отличалось от будней только тем, что в меню появлялись варёные яйца. Одна эта деталь позволяет лучше представить атмосферу в Вестерхаге, чем, например, длинное описание распорядка дня.

— Чего больше всего желает Расмус? Какими он видит своих приёмных родителей?

Отметим, что в мечтах мальчик представлял себя приёмным сыном зажиточных родителей.

Обратимся к сцене приезда торговца и его жены, которые решили усыновить ребёнка из приюта.

— Какое впечатление у вас оставляет эта сцена?

— Как вы думаете, счастлива ли семья, приехавшая в Вестерхагу? Почему? Какой эпизод позволяет нам сделать такой вывод?

Заметим, что только дама с зонтиком стала ходить и знакомиться с детьми. Муж “сидел за кофейным столиком и читал газету, очевидно предоставив ей делать выбор”.

Мы видим, что муж не интересуется жизнью жены и, вероятно, только по её просьбе решил усыновить ребёнка, считая такое желание дамским капризом.

Безразличие мужа к душевному миру жены — сигнал того, что семью назвать счастливой нельзя, а значит, не будет счастлив и усыновлённый ребёнок.

— Жизнь Расмуса в приюте — это унылая прямая. (Рисуем схему.) В какой момент возникает узловая точка? Как созревает Первое решение Расмуса?

Расмус, как и другие дети, покорно ждёт, когда кто-нибудь приедет и возьмёт его.

Но под благотворным влиянием радости от находки “сокровищ”, после пережитых во время визита торговца и жены нравственных мучений у него возникает мысль: “Послушай, я знаю, что надо делать, — горячо сказал Расмус.

— Нужно удрать отсюда и самому искать родителей”. Это желание достигает апогея, когда Расмус чувствует неотвратимость унизительного наказания. И тогда он произносит фразу: “Я никогда не вернусь”.

Но мало было произнести эти слова. Надо было выполнить своё намерение. И Расмус это делает. (Рисуем развилку: одна линия чёткая, другая пунктиром. В узловой точке пишем принятое решение. Выполняем эту работу и в дальнейшем.)

— Как вы думаете, как стали бы развиваться события, если бы Расмус не нашёл в себе сил убежать, если бы его решение было иным?

Фрёкен Хёк выпорола бы Расмуса, постепенно он потерял бы надежду и жизнерадостность и стал таким же разуверившимся подростком, как Петер Верзила.

— Как вы думаете, каким было Второе Важное Решение?

Дети выскажут свои предположения. В итоге зачитаем отрывок:

“Оскар поднялся, взял рюкзак и пошёл к двери. Провожая глазами этого высокого широкоплечего человека, Расмус понял, что сейчас он исчезнет. Эта мысль была для него невыносимой. Он не должен позволить Оскару уйти и снова оставить его одного.

— Оскар, — взмолился он, еле ворочая языком от страха. — Я тоже хотел бы стать счастливчиком-бродягой”.

Расмус мог попросить Оскара взять его с собой, но мог промолчать и вернуться в Вестерхагу. Если бы он вернулся, какой приём его бы ожидал? Как отреагировали бы на его побег другие дети, как отнеслась бы к нему фрёкен Хёк?

— Как вы думаете, легко ли мальчику, который кроме Вестерхаги знал только ближайшую деревню и лавку, в которой торгуют сладостями, решиться стать бродягой?

В первый же день путешествия с Оскаром Расмус совершил открытие. Ему очень хотелось спать, и Оскар предложил ему отдохнуть.

“— Пошли! Сейчас зайдём в одно место, где ты согреешься и поспишь.

— Нельзя же спать среди бела дня! — удивился Расмус. — Ведь я только что встал.

— Бродяге можно, — ответил Оскар.

И тут вдруг Расмус понял, что значит быть бродягой. Так вот, значит, что это такое, осенило его. Можно делать всё, что хочешь. Можно есть, спать и ходить по дорогам, когда тебе вздумается. Чувствуешь себя свободным, на удивление свободным, как птица в лесу”.

— Один из сформировавшихся в приюте стереотипов оказался разрушенным. Расмус впервые ощутил, что такое свобода. Как вы думаете, что такое свобода?

Дадим детям возможность высказаться, но потом, в конце обсуждения, вернёмся к этому вопросу.

Прочитаем вместе ещё один отрывок (глава пятая), в котором заключён чрезвычайно важный замысел автора: показать отношение взрослого к человеческому достоинству ребёнка.

“Когда они вышли на дорогу, Расмус спросил:

— Оскар! А тебе охота от меня избавиться?

Оскар уже шагал строевым шагом.

— Когда захочу избавиться, скажу, — только и ответил он.

Эти слова мало успокоили Расмуса. Другое дело, если бы Оскар сказал: «Будешь со мной, покуда не найдёшь свой дом». Что же он станет делать, если надоест Оскару? Ведь он пробыл один всего ночь и ни за что на свете не хочет, чтобы она повторилась. Он бросил робкий взгляд на Оскара. Он будет стараться изо всех сил, будет слушаться Оскара, чтобы не надоесть ему!”

Расмуса в приюте учили: взрослому надо понравиться. Понравиться — значит показать свою покорность, готовность услужить. И Расмус пытается поступить соответственно сформировавшейся модели.

“— Оскар! Давай я сам понесу свою фуфайку, — с живостью сказал он.

Но Оскар не одобрил этого предложения.

— Это ещё зачем? Ведь она лежит у меня в рюкзаке. Невелика тяжесть.

Оскар шагал бодро, и Расмус изо всех сил старался не отставать.

— Можно, я буду держать тебя за руку? — спросил он, выбившись из сил.

Оскар остановился и внимательно посмотрел на него”.

— Как вы думаете, какие мысли в этот момент могли возникнуть у Оскара?

“— Ладно, — ответил он. — Спасибо тебе. Сделай милость, держи меня за руку, чтобы я не отставал”.

— Совершенно неожиданный поворот дела. Почему Оскар сказал именно такую фразу?

Оскар понимал, что мальчик убежал из приюта потому, что не мог вынести унижения — сначала ситуацией выбора ребёнка приёмными родителями, а потом предстоящей поркой. Он прошёл испытание ночными страхами и одиночеством, и теперь Оскар никак не мог позволить мальчику пережить чувство унижения вновь.

“Расмус подал ему руку, и они пошли чуть помедленнее.

— Я ещё не совсем привык, — пробормотал Расмус, оправдываясь, он понимал, что Оскар сбавил шаг из-за него.

— Понятно, настоящим испытанным бродягой не вдруг станешь, — согласился Оскар.

И он показал Расмусу, как нужно ходить, словно непрестанно меряя дорогу ровным и чётким шагом.

— Однако нам ни к чему нестись вперёд, будто мы должны успеть к вечеру на край земли, — сказал Оскар. — Сойдёт, если мы туда поспеем завтра. (Ещё один урок внимания и тактичности по отношению к ученикам. — О. Е.)

Расмус шагал, а сердце у него было переполнено благодарностью к доброму Оскару”.

— Друзья попадают в городок, где много богатых усадеб. В какой момент Расмусу приходится принимать Третье решение, которое сыграет такую важную роль в судьбе двух бродяг?

Расмус понял, что в доме фру Хедберг происходит что-то опасное. Его решение выражается в одной фразе: “Подсади меня только на клён”. И когда Оскар ощущает страх за жизнь Расмуса, мальчик с уверенностью говорит: “Подсади меня, я уже просил тебя”. И исчезает в маленьком окошке, чтобы стать свидетелем преступления.

— Как развивались бы события, если бы Расмус не настоял на своём?

Подчеркнём, что рано или поздно бродяги из газет или от людей узнали бы, что произошла кража, и потом винили бы себя в том, что были рядом и не смогли ничем помочь.

— Какое решение является Четвёртым важным Решением Расмуса?

Дети выскажут свои предположения. В результате обсуждения будет сделан вывод: четвёртое решение — это согласие действовать вместе с преступниками ради спасения Оскара из тюрьмы, которая казалась мальчику страшным местом: “Ради Оскара он готов был на всё” (глава двенадцатая).

И как следствие этого решения — попытка защитить Оскара от выстрела, когда Лиандер направил на бродягу револьвер:

“Он снова поднял револьвер. И тут Расмус дико закричал:

— Не стреляй!

И бросился, не помня себя, к Оскару. Он обхватил руками его ноги и отчаянно кричал:

— Не стреляй! Не стреляй!”

И через день он вновь ощущал счастье шагать вместе с Оскаром по дороге.

— Думаю, вам не трудно будет вспомнить, каким было Пятое решение Расмуса? Когда ему пришлось его принимать? Какой выбор перед ним стоял?

Оказавшись в Стенсэтре, в доме доброго хозяина усадьбы Нильссона и его жены, которые предложили мальчику остаться у них в сыновьях, Расмус оказался перед сложным выбором. Он увидел то, о чём ему мечталось в приюте:

“…Оба красивые и добрые, и Нильссон, и его жена. К тому же они богатые. У них в кухне так красиво: медные кастрюли на полках, пёстрые домотканые половики на полу. Дом большой, комнат много. И две работницы. И большая красная пристройка. Уж они точно богатые.

Богатые, добрые, красивые… и хотят взять его!”

И вдруг Расмус понимает, что тогда ему придётся расстаться с Оскаром. Он спрашивает у друга совета:

“— Оскар, — спросил он, — как ты думаешь, остаться мне здесь?

— Ясное дело, оставайся. Лучше места тебе ни в жизнь не найти.

Расмус стоял молча. В глубине души он надеялся, что Оскар скажет что-то другое… Что ему будет плохо без него… Что им вдвоём было хорошо… Но Оскар этого не сказал”.

— Почему Оскар не сказал того, что сам думал и чувствовал?

Он хотел, чтобы Расмус был свободным. Свобода — это возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия сделанных шагов.

Вечером усталый мальчик не смог принять важного решения и заснул в комнате, которая казалась ему нарядной и богатой. Но утром, когда вдруг оказалось, что Оскар уже ушёл, горе мальчика было неподдельным. И когда его друг появился в дверях сарая, мальчик бросился к нему:

“— Оскар, я хочу быть с тобой! Ты должен позволить мне остаться с тобой!”

Но Оскара не удовлетворило решение, принятое от отчаяния. Он сел рядом с ним на солнышке и нарисовал ему перспективу жизни в богатой усадьбе, с одной стороны, и жизни с бродягой, с другой стороны. Выбор, который часто встаёт перед людьми, — выбор между богатством, благополучием — и любовью. Но Расмус повторял: “Я хочу быть с тобой, Оскар!”

Но и тут Оскар не облегчил задачу Расмуса:

“— Сперва ты должен сказать фру Нильссон, что передумал.

— Должен я? А не можешь ты… — испуганно спросил Расмус.

— Нет, парень, это ты должен сделать сам”.

И Расмус справился с задачей. Он сумел не обидеть своим отказом хозяев Стенсэтры, вовремя вспомнил про своего друга из Вестерхаги и посоветовал им взять из приюта в сыновья именно Гуннара.

У этой истории счастливый конец. Недаром Расмус сказал: “По правде сказать, у меня всё тело какое-то счастливое”.

Верность и любовь вознаграждаются.

“Он остановился на крыльце и стал ждать Оскара. Его котёнок нежился на солнышке. Да, вот это уж точно волшебный день. У него есть своё озеро, котёнок, отец и мать. У него есть дом. Вот этот маленький серый домик и есть его родной дом. Брёвна старые, истёртые до блеска, шелковистые. Какой красивый, какой хороший этот дом! Маленькой, худой, грязной рукой Расмус гладил брёвна родного дома”.

— Мы завершаем разговор об испытаниях и решениях Расмуса. Как вы думаете, какое решение было самым трудным? Почему?

— Что же такое свобода? От чего пришлось избавляться Расмусу, чтобы по-новому посмотреть на мир?

Для каждого человека важна свобода от стереотипов, свобода собственного выбора. И ответственность за этот выбор.

Именно принятие самостоятельных решений и готовность взять на себя ответственность за свои действия становится самым важным испытанием Расмуса.

Источник: http://www.sochuroki.com/astrid-lindgren-rasmus-brodyaga/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector