Краткое содержание мальчик в белой рубахе астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание рассказов Астафьева

Краткое содержание Мальчик в белой рубахе Астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут

В 1933 году в деревне, где рос Витя, настигла нужда. Исчезли птицы, замолкли псы и веселые ребятишки. У мальчика в семье главная – это бабушка. Своих родных – Витю, деда и сына – прозвала «мужиками» Читать далее

Бабушка с малиной

Рассказ «Бабушка с малиной» начинается с того, что полно народу собирает малина на Урале, здесь её полным-полно. Тут кричат, что поезд вот-вот уедет, и скорее нужно садиться по местам Читать далее

Белогрудка

Не большая деревня, состоящая всего из трех домов, Зуяты, расположена между двух озер. За ней – утесистый откос, который зарос густым лесом, где, не боясь людей, обитают птицы и звери. Здесь же поселяется и куница с белой грудкой Читать далее

Бойе

Автору приходится ездить на родину через силу, потому что уже многие родственники начали умирать. Автору приходится в семнадцать лет покинуть свой дом, чтобы не быть обузой для других членов семьи Читать далее

Васюткино озеро

Это рассказ о том, как мальчик Васютка неожиданно для самого себя заблудился в знакомом лесу. Погнался юный охотник за раненым глухарём и вдруг сбился с пути. Испугался, конечно, мальчик, ведь ему пришлось ночевать в холодном и страшном лесу Читать далее

Веселый солдат

Данный роман очень особенное произведение о войне. Ведь именно в этом произведении показывает войну с какой-то другой стороны. Роман состоит из двух часть первая, из которых называет «Солдат лечится». Читать далее

Весенний остров

Тема обновления в природе и в самой жизни очень важна для человека. Самая известная сцена в русской литературе, посвященная этой теме, конечно, разговор князя Андрея с возродившимся дубом. Астафьев в своем рассказе, иллюстрирующем ту же тему Читать далее

Гуси в полынье

В этом произведении говорится о семье гусей, прибывших к нам из дальних стран и об их судьбе. Остановиться они решили на Енисее, в небольшой полынье. По роковому стечению обстоятельств, гусиха с детьми угодила в западню Читать далее

Деревья растут для всех

Малярия, настигшая мальчика Витю, во многом меняет его жизнь. Потерявший на время слух и вынужденный все свое время находиться наедине с собой, ребенок выстраивает собственный небольшой мир в дальнем углу бабушкиного огорода. Читать далее

Домский собор

Виктор Астафьев родился в сложное время и пережил множество сложностей, приготовленных для него судьбой. В раннем детстве у будущего писателя умерла мама, а новой жене отца мальчик не нравился. По этой причине он остался на улице. Читать далее

Зачем я убил коростеля?

События этого поучительного рассказа сорокалетней давности. Герой повествования спешит домой после рыбной ловли. Вдруг мальчик замечает птичку, мирно сидящую у края дороги. Птица, увидев мальчика, пытается скрыться, но у нее не получается Читать далее

Звездопад

В данном произведении уделено немного внимания описаниям военных действий и событий, которые очень свойственны автору. Это роман о любовной истории простого солдата по имени Михаил и медсестры Лиды. Читать далее

Капалуха

Часто ярчайшим впечатлением, особенно для ребенка, становится явление природы или какое-то живое существо. Ребенок уже «обосновался» в мире, знает жизнь вокруг себя, а ещё если это городской ребенок… Читать далее

Капля

События рассказа происходят на рыбалке в таежной местности, организованной для сына и старшего брата автором совместно с местным жителем Акимом, отличающимся необычным сюсюкающим говором. Читать далее

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой – рассказ Астафьева о том, как мальчик обманул свою бабушку, и что ему за это было. События происходят в таежной деревне, на берегах Енисея в 1960-е годы. Читать далее

Кража

Хочется поговорить о повести, название которой Кража автор Виктор Астафьев работал над ней около 4 лет. Начал писать он с 1961 года, закончил в 1965 году. Для него данная повесть была, наверное с каким то смыслом Читать далее

Людочка

Как то раз автор, сидел в компании и услышал одну историю, это было лет 15. И эти пятнадцать лет эта история живет в его сердце, он и сам не понимает почему так произошло. Героиню звали Людочка, родители были обычные люди Читать далее

Монах в новых штанах

Бабушка наказала своему внуку Вите перебрать на улице всю картошку. Мальчик замерз, сидя в снегу, и единственное, что грело его сейчас – мысли о новых брюках, которые ему должна была сшить бабушка к его дню рождения Читать далее

Пастух и пастушка

Сам автор охарактеризовал жанр своего произведения как «современная пастораль». Причиной этому послужило то, что Астафьев хотел показать высокую сентиментальность пасторали и одновременно суровый быт войны. Виктор Астафьев говорит нам о том Читать далее

Печальный детектив

Оперативник на пенсии по инвалидности Леонид Сошнин приходит в редакцию, где практически утвердили к печати его рукопись. Вот только главный редактор Октябрина (светоч местной литературной элиты, сыплющая цитатами известных писателей) в разговоре Читать далее

Последний поклон

Здесь идет о мальчике – сироте, Вите, которого воспитывает бабушка. Папа бросил его, уехав в город, а мама утонула в речке. Бабушка у него с характером, но при этом обо всех беспокоится, всех лелеет, хочет всем помочь Читать далее

Прокляты и убиты

События романа разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Зима, конец 1942 года, Сибирь. В карантинный лагерь близ Бердска поступает новая партия заключенных. Несколько дней новобранцев готовят к жизни Читать далее

Стрижонок Скрип

Стриженок Скрип вылупился в норе. Рядом была мама стрижиха и вылупливались его братья и сестры. Их воспитывала только мама, папу ребятишки подстрелили из рогатки, он упал в воду и был унесен течением. Читать далее

Фотография, на которой меня нет

В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться Читать далее

Царь рыба

Игнатьич — главный герой повести. Его ценят в селе за его ум, добрые дела. Он один из богатых людей, все у него получается, все он умеет. Не откажет и в помощи, но односельчане не чувствуют в нем открытости Читать далее

Яшка лось

Жизнь часто бывает не справедливой. Яшка – это маленький жеребенок, который был очень упертым, и даже в какой-то степени свободолюбивым. У него была мать – кобыла по имени Марианна Читать далее

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev

Краткое содержание рассказа Астафьева “Мальчик в белой рубахе”

Ы

1933 год. Стоит засушливое лето. Все население дальневосточного села переезжает на заимки убирать уцелевшую рожь и пшеницу. В селе остаются старики и дети. Витин пес Шарик воет, накликивая, по мнению бабушки, беду. И беда приходит.

Заимка тетки Апрони находится верстах в шести от села. Там она убирает урожай, оставив дома троих сыновей, младшему из которых только три годика.

Стосковавшись по матери, братья отправляются на заимку, преодолевают горную речку, таежную седловину, раскаленное ущелье и невредимыми добираются до заимки. Младший Петенька устает еще на полпути, и старшие уговаривают его идти, обещая привести к маме. В конце пути они по очереди тащат его на закорках.

Уставшие братья садятся под навесом и засыпают. Петенька же решает отправиться к маме.

Чем выше поднималась водомоина, тем уже и… глубже делалась она, и по подмытому ли, обвалившемуся закрайку, по вешнему ли желобку, пробитому снеговицей к придорожной канаве, Петенька убрел от дороги.

Апроня тем временем думает о детях. Она припасла гостинцев, собрала в лесу ягод и хочет вечером забежать в село. Вдруг замечает она в недожатках кудлатые головы старших сыновей, вот только младшего с ними нет. Много дней искали Петеньку, да так и не нашли. Не осталось от мальчика ни капельки крови, ни клочка одежды.

Прошло сорок лет. Апроня нянчила внуков, хоронила родню, но ни на миг не забывала о Петеньке. Родные оплаканы, преданы земле, а детская душа бродит где-то в неведомых пространствах. И все снится Апроне, как по тропинке меж высоких хлебов уходит от нее мальчик в белой рубахе.

Краткое содержание рассказа Астафьева “Мальчик в белой рубахе”

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание рассказа Астафьева “Жизнь Трезора” Ы Трезор, “пестрый кобель с крупными лапами и сонной мордой”, целый день лежит на крыльце, мечтая прорваться в дом и…
  2. 5 класс. “Монолог из моего детства”. Белокурый мальчик в белой рубашонке Тема детства, широко представленная в творчестве Дмитрия Иванова, является близкой и понятной для учеников 5 класса. Из стихов этой тематической…
  3. Краткое содержание рассказа Астафьева “Последний поклон” Ы Вернувшись с войны, рассказчик едет навестить свою бабушку. Он хочет встретить ее первой, поэтому к дому пробирается задами. Рассказчик…
  4. Краткое содержание рассказа Астафьева “Ангел-хранитель” Ы В 1933 году село, где жил мальчик Витя, “придавило голодом”. Не стало голубей, притихли собаки и шумные ватаги мальчишек….
  5. Краткое содержание рассказа Астафьева “Монах в новых штанах” Ы Рассказ написан от лица мальчика Вити. Ему велели перебирать картошку. Бабушка отмерила ему “урок” двумя брюквами, и он все…
  6. Краткое содержание рассказа Астафьева “Людочка” Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живет в нем и жжет сердце. “Может,…
  7. Краткое содержание рассказа Астафьева “Белогрудка” Маленькая деревенька в три дома, Зуяты, стоит между двух озер. За деревней – крутой косогор, заросший густым лесом из ели…
  8. Краткое содержание “Коня с розовой гривой” Астафьева Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды…
  9. Краткое содержание рассказа Астафьева “Родные березы” Ы Рассказчик заболевает. Ему дают путевку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной “с радостью первооткрывателя”, и его…
  10. Краткое содержание рассказа Астафьева “Васюткино озеро” Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре…
  11. Краткое содержание рассказа Астафьева “Зачем я убил коростеля?” Ы Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже…
  12. Краткое содержание рассказа Астафьева “Деревья растут для всех” Ы Во время половодья мальчик Витя, от лица которого написан рассказ, заболевает малярией. Бабушка пытается его лечить: шепчет молитву от…
  13. Краткое содержание “Белой гвардии” Булгакова Зима 1918/19 г. Некий Город, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман “всея…
  14. Развернутая экспозиция рассказа Чехова “Злой мальчик” Чехова “Злой мальчик” – история о двух влюбленных, Иване Ивановиче Лапкине, “молодом человеке приятной наружности” и Анне Семеновне Зямблицкой, “молодой…
  15. Краткое содержание романа Шолом-Алейхема “Мальчик Мотл” Часть I. Мотл – сын кантора Пейси Отец девятилетнего Мотла, кантор Пейся, тяжело болен, и мать вместе со старшим сыном…
  16. Краткое содержание повести Дубова “Мальчик у моря” Бездна Родители Сашука вместе с рыболовецкой бригадой собираются на море. Мальчика берут с собой, а его любимого щенка – нет….
  17. “Мальчик у Христа на елке” Достоевского краткое содержание Мальчик с ручкой Перед елкой и на елке рассказчик постоянно видит маленького мальчика “с ручкой” – так называют тех, кто…
  18. Краткое содержание сказки Уайльда “Звездный Мальчик” Бедный дровосек принес в дом младенца с янтарным ожерельем на шее, завернутого в плащ с золотыми звездами – он нашел…
  19. Краткое содержание повести Астафьева “Пастух и пастушка” По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжелым облачным бредом проступает хребет Урала, идет женщина. В глазах…
  20. Изложение сюжета рассказа В. Астафьева “Людочка” Рецензия на рассказ В. Астафьева “Людочка” Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живет….
Читайте также:  Краткое содержание гранин картина точный пересказ сюжета за 5 минут

Образ Робинзона Крузо, как пример силы духа человека »

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-astafeva-malchik-v-beloj-rubaxe/

Читать онлайн “Мальчик в белой рубашке” автора Астафьев Виктор Петрович – RuLit – Страница 1

Виктор Астафьев

Мальчик в белой рубашке

В засушливое лето тридцать третьего года рано вызорились, начали переспевать и осыпаться хлеба.

Население нашей деревни почти поголовно переселилось на заимки — убирать не везде убитую зноем рожь и поджаристую низкорослую пшеницу с остистым колосом, уцелевшую в логах и низинах. Улицы села обезлюдели.

По ним беспризорно бродили мослатые телята, сипло блажили ссохшимися глотками плохо продоенные детишками и старухами коровы, вяло пурхались в пыли курицы, сохранившиеся в некоторых домах, и выли за околицей одичавшие собаки.

Верстах в шести от села, на Фокинском улусе, страдовала и моя старшая тетка, оставив дома ребятишек: Саньку, Ванюху и Петеньку. Саньке весною пошел седьмой год, у Ванюхи на исходе шестой, а Петеньке и трех еще не минуло.

Вот эта-то компания, задичавшая без взрослого присмотра и стосковавшаяся по родителям, решила податься на пашню, к матери. У мужчин такого возраста колебаний, как известно, не бывает, и коли они что замыслили, то уж непременно и осуществят.

Каким образом троица эта шла, где сил набралась и бесстрашия — объяснить трудно. Может, и впрямь всевышний ей пособил добраться до места, а скорее всего — смекалка деревенских детей, сызмальства привыкших жить своим трудом и догадливостью.

На пути мальчишки преодолели горную речку, пусть и мелкую, но с завалами; затем — таежную седловину с каменными останцами и горбатииами, пока скатились по обвальному спуску в ущелье, где нет воды, но дополна раскаленного, острого камешника, принесенного потоками во время дикого вешневодья.

Они миновали раскаленное ущелье, уморившее в камнях траву и все живое, кроме змей и ящерок, и ниточка дороги, разматываясь, привела их на убранные покосы, затем — в пыльные, проплешисто зажелтевшие овсы.

Долго еще оборачивались ребятишки назад, на тайгу, на ущелье, радуясь тому, что выбрались они на свет, и хотя их мучил зной, идти сделалось веселей. И они добрались-таки до заимки, попили студеной водицы, заботливо охлопали пыль с головы и с рубахи младшего братишки, присели отдышаться в холодке, под навесом, крытым чапыжником и соломой, да и задремали.

Очень устали Санька и Ванюха — поочередно несли в гору Петеньку на закукорках. А он такой тяжелый — долго грудь тянул, вот и набузовался пузан молочком-то мамкиным.

Ближе к заимке, когда Петенька начал садиться в пыль и хныкать, отказываясь следовать дальше, мальчишки увлекали его разными штуковинами, виднеющимися впереди: то суслика показывали, попиком стоящего у норы, то пустельгу, парящую над сухо шелестящим лугом, то дымящуюся в скалистом провале чистоводную Ману-реку, в которой сколько хочешь холодной-прехолодной, сладкой-пресладкой воды, и надо только ноги переставлять, как сей же момент окажешься на берегу, и попьешь, и побрызгаешься.

Но настала пора, когда ребенок вовсе выбился из сил и никакие уговоры и заманивания на него не действовали. Он плюхнулся на дорогу решительно и молча. И тогда смекалистые парнишки употребили последнее средство: они показывали ему на желто скатывающуюся с крутого косолобка полосу, где виднелись работающие люди: «Мама там. Она теплую шанежку и шкалик молочка Петеньке припасла».

Петенька сразу этому поверил, слюну сглотнул, поднялся, дал братьям руки и, с трудом переставляя разбитые ноги, двинулся к Фокинскому улусу.

Забыли братья свой обман, а Петенька помнил и про маму, и про шанежку, и про шкалик с молоком, и когда братья сморенно заснули под навесом, он вышел за ворота заимки и, подрубив ладошкой ослепляющий свет закатывающегося к вечеру солнца, потащился к желтой полосе, где и в самом деле жала рожь и вязала снопы его мать.

Не ведала, не знала она, что явились самовольно на заимку ее сыновья-разбойники и младшенький к ней потопал. И притопал бы, да попал он в водомоину, что тянулась вдоль дороги. В рытвине той было мягко ногам — песок в ней и галька мелкая.

Чем выше подымалась водомоина, тем уже и глубже делалась она, и по подмытому ли, обвалившемуся закрайку, по вешнему ли желобку, пробитому снеговицей к придорожной канаве, Петенька убрел от дороги.

Не угодил он на расплеснувшуюся по горному склону полоску жита, где до звона в голове, пропеченная солнцем, оглохшая от усталости, хрустко резала серпом ржаные стебли его мать, а в узелке под кустиком и в самом деле хранилась припасенная Петеньке картовная шанежка и кринка пахучей лесной клубники, утром, по росе, набранной.

Скорей бы упряг одолеть, скорей бы солнце закатилось — и она с поля напрямки побежит в село через гору — гостинец ребятишкам принесет. То-то радость будет! Как-то они там, соловьи-разбойники? Не подожгли бы чего. В реке не утонули бы…

Источник: http://www.rulit.me/books/malchik-v-beloj-rubashke-read-226318-1.html

Астафьев, “Мальчик в белой рубашке”: краткое содержание рассказа

Одним из наиболее известных советских авторов является В. Астафьев.

«Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание данного рассказа является предметом настоящей статьи) – это, пожалуй, самое пронзительное и трогательное произведение автора, в котором он описал трудное время начала 1930-х годов, когда в ряде районов СССР разразился голод, унесший жизни многих людей. Это сочинение отличается лиричностью и вместе с тем глубоким драматизмом во многом за счет того, что в нем главным образом является маленький мальчик Петенька, ставший жертвой трудного времени.

Вступление

Настоящим мастером лирической прозы является Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание данного произведения является тому доказательством) – рассказ, в котором нашли отражение реалии непростой эпохи 1930-х годов.

В начале автор описывает грустную картину села, которое опустело из-за того, что все трудоспособное население было вынуждено отправиться на заимки, чтобы спасти урожай от засухи.

Тетя рассказчика также отправилась в поле, оставив одних своих трех маленьких сыновей: Сашу, которому было семь лет, шестилетнего Ваню и Петеньку, которому еще не исполнилось и трех лет. Мальчики, стосковавшись по матери, решили самостоятельно отправиться на ее поиски.

Мастерски описал деревенский степной пейзаж в своем произведении Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа показывает умение писателя кратко и лаконично с помощью эпитетов создавать панораму природы) – это произведение, в котором тонкий добрый юмор сочетается с глубокими философскими размышлениями о жизни и ее смысле.

Путешествие героев

Для братьев поиски матери стали настоящим испытанием. Писатель не скупился на краски, показывая, какие препятствия им удалось преодолеть в дороге: речку, ущелье, завалы, овсы.

Автор рисует трогательную картину того, как старшие братья несли на своих плечах младшего, как уговаривали его разными выдумками и заманивали продолжать путь, показывая то зверей, то речку, пока, наконец, не прибегли к последнему средству и сказали, что впереди их ждет мама.

Эти слова заставили Петеньку идти дальше, несмотря на смертельную усталость. Очень достоверно переживания своих героев передал писатель Астафьев.

«Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа показывает, насколько тонко и умело он передает душевные переживания героев) – произведение, которое, несмотря на свою краткость, поражает достоверностью воспроизведения эпохи.

Описание матери

Важное место в сочинении занимает образ мамы мальчиков, которая во время путешествия сыновей работала в поле. Писатель подробно воспроизводит нелегкие условия ее труда. Единственной отрадой для нее было воспоминание о ее детях. Мысль о них помогает ей смириться с нелегкими условиями и тяжелой работой на жатве.

Она припасла для мальчиков молока и ждет в нетерпении времени, когда сможет отдать им еду. Автор в очень трогательных выражениях описывает встречу матери с ее сыновьями. При этом он использует живую разговорную речь, чтобы передать всю нежность этой женщины. Первое, что она сделала, поправила их одежду, а потом накормила, отдав им последнее из своих припасов.

Читайте также:  Краткое содержание гюго король забавляется точный пересказ сюжета за 5 минут

Писатель в очень сильных выражениях описывает горе матери, когда она узнала об исчезновении ее младшего сына.

Жизнь после потери

Много известных произведений написал Астафьев.

«Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа даст школьникам некоторое представление о творчестве этого писателя) – произведение, которое занимает видное место в советской литературе, несмотря на его небольшой объем.

Заключительная часть сочинения посвящена жизни матери после этой трагической истории. У нее была большая семья, многих она пережила и похоронила, однако никого из своих родственников не вспоминала с такой теплотой и любовью, как своего младшего Петеньку.

Никто не умел передать переживания простых деревенских людей так, как Виктор Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа должно включать и описание особенностей его языка) – это сочинение, которое можно предложить школьникам на уроках по советской литературе.

Язык

Данное сочинение написано живым разговорным языком, который насыщен народными выражениями и даже сказочными фольклорными элементами. Это придает повествованию особенно грустный лирический тон, который пронизывает все произведение.

Автор ласково сравнивает мальчиков с соловьями-разбойниками, природу описывает красочными эпитетами, отношения между братьями передает с помощью трогательных эпитетов.

Финал имеет глубоко символическое значение во многом за счет создания образа ребенка в белоснежной одежде, которая символизирует его чистоту и невинность. Итак, одним из самых признанных советских писателей стал Астафьев.

«Мальчик в белой рубашке» (очень краткое содержание рассказа должно содержать заключение об идее повести) – это сочинение, которое обязательно для прочтения всякому, кто интересуется не только творчеством автора, но и историей страны.

Источник: http://fjord12.ru/article/267270/astafev-malchik-v-beloy-rubashke-kratkoe-soderjanie-rasskaza

В.Астафьев “Мальчик в белой рубашке”

МБОУ Шилокшанская школа

Конспект урока: «Трагедия матери, потерявшей ребенка».

(по произведению В.Астафьева «Мальчик в белой рубашке» 7 класс)

Зубова Татьяна Владимировна

Учитель русского языка и литературы

2016

Тема: Трагедия матери, потерявшей ребенка (по произведению В.Астафьева «Мальчик в белой рубашке» 7 класс)

Цель: воспитание у учащихся таких качеств, как сострадание, сопереживание, сочувствие, отзывчивость.

Задачи:

Образовательные:

– познакомить учащихся с произведением В.Астафьева «Мальчик в белой рубашке»;

– формировать умения работать с текстом.

Развивающие:

– развивать творческое мышление, внимание, память, активность учащихся;

– развивать познавательный интерес учащихся;

– развивать умения давать самооценку своей деятельности.

Воспитательные:

– воспитывать такие качества, как сострадание, сопереживание, сочувствие, отзывчивость;

– прививать любовь и интерес к родной литературе;

– создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;

– воспитывать усидчивость, дисциплинированность, ответственность, самоуважение.

Методы обучения:

– метод творческого чтения – это активизация художественного восприятия, формирование средствами искусства художественных переживаний. Метод творческого чтения способствует развитию наблюдательности, умений видеть и слышать то, что происходит вокруг, умений найти верные слова для передачи своих впечатлений.

– эвристический метод – метод, стимулирующий учащихся анализировать произведения, рассуждать, оформлять свои размышления в связную речь. Этот метод развивает критическую мысль, учит самостоятельному приобретению знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: портрет писателя, выставка книг, компьютер, проектор, текст, конверты со словами, школьные тетради, карточки с сердцами, магниты.

На уроке используется мультимедийное приложение Microsoft PowerPoint. Демонстрацию нужно начинать в полноэкранном режиме. Для перехода к следующему слайду нужно щелкнуть левой кнопкой мыши. Видеоролики также включаются по щелчку.

План-конспект урока:

Этап учебного занятия, время Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые электронные образовательные ресурсы
(1 мин) Эмоциональный настрой учащихся на урок, проверка готовности к уроку. Класс настроен на работу.
  1. Подготовка к пониманию нового материала.

Работа с притчей.(5 минут)

Учитель читает притчу о сострадании.- Ответьте на вопрос Учителя: что такое сострадание?Работа со словом.– Давайте составим определение из тех слов, которые даны у вас в конверте под названием «Сострадание»?- Зачитайте определение, которое у вас получилось.- Подберите синонимы к этому слову.Составление кластера.– В каких случаях мы должны сострадать кому-то? Составьте кластер: причины сострадания. Дети слушают, готовятся к анализу прослушанного текста.Ответы учащихся.Дети составляют определение к слову «сострадание», используя карточки со словами.Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемое несчастье другого человека.Гуманность, жалость, милосердие, сердоболие, соболезнование, сожаление, сочувствие, участие.Ученики создают кластер к слову сострадание www. proza.ru(слайд№1)Приложение №1(слайд№2)(слайд №3)
  1. Подготовка к первичному восприятию текста.

(2 минуты)

Фронтальная работа.-На чье горе, беду смотреть тяжелее всего?Вывод учителя:Горе матери беспредельно и невыразимо, ее утрата – невосполнима.-Какое произведение ярко показывает материнскую боль?- Что для матери самое страшное?- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Определите тему нашего урока.Тема нашего урока «Трагедия матери, потерявшей своего сына»- Какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?Запишите тему урока себе в тетрадь. материВ.Астафьев «Мальчик в белой рубашке»Смерть, болезнь, пропажа ребенка.Учащиеся высказывают свои предположения, выслушивают своих товарищей, формулируют тему, определяют задачи.Учащиеся делают записи в тетрадь. (слайд№4)
  1. Этап первичного восприятия текста.

(8 минут)

Фронтальная работа.– О чем произведение В.Астафьева?- Какую мысль хотел донести до нас В.Астафьев?- Почему у рассказа такой трагический финал?Вывод учителя:В.П.Астафьев писал: « Мне моя жизнь дорога и близка, как и всякому человеку своя жизнь…Жизнь человек выбирает не сам по себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть, куда понесет» Несмотря на трудности и лишения, «которые выпали на долю Виктора Петровича, он не зачерствел душой, он всегда глубоко чувствовал доброту»- Что такое доброта?Работа со словом.– Составьте определение из тех слов, которые даны на парте в конверте под названием «Доброта».- Наверное, не каждому дано понять боль незнакомого человека, прочувствовать ее, как свою, не каждый может в любую минуту прийти на помощь чужому человеку, посочувствовать чужому горю, дать добрый совет, пожалеть. Но, я надеюсь, что вы можете, и сегодня мы в этом убедимся.- Какое время описано в произведении? Найдите это описание в тексте.- Как вы можете охарактеризовать время, описанное в произведении?Подготовка к выступлению ученика.Короткова Даша подготовила небольшое сообщение о тяжелой судьбе простых людей в 30 годы.-Как жили люди?-Что делали для того, чтобы прокормить своих детей?- Кто работал в поле?- Кто воспитывал детей?Чтобы вам легче было представить обстановку того времени, давайте посмотрим небольшой видеоролик.Слово учителя:Так было и в семье, которую описал В.Астафьев. Все взрослые работали в поле от зари до зари, чтобы хоть как-то прокормить своих детей. Давайте рассмотрим судьбу героев рассказа более подробно. Ответы учащихся.Ответы учащихсяУчащиеся составляют определение, зачитывают получившиеся толкования слова.1933 год – голодный год. Учащиеся зачитывают начало произведения.Тяжелое, трудное, голодное.Ученик рассказывает о тяжелой жизни того времени, остальные воспринимают информацию, анализируют ее.На основе услышанного материала дети пытаются ответить на вопросы и представить обстановку, в которой жили люди в 30 годы.Учащиеся смотрят видеоролик. (слайд№5)Приложение №2(слайд №6)видеоролик
  1. Анализ литературного произведения.

(10 минут)

– Что произошло в рассказе? Кратко передайте основные моменты рассказа.- Виноваты ли братья маленького Пети?- Виновата ли мать? Почему?- Чем можно оправдать мать?- Что использует автор в своем рассказе, чтобы дать комментарий событиям? Найдите и зачитайте пейзажные и психологические зарисовки автора.- Знала ли мать, что дети отправились к ней в поле? Найдите в тексте слова, доказывающие это. Давайте прочитаем встречу матери и детей по ролям.- Как мама встретила своих детей?- Как это ее характеризует?- Любит ли мать своих детей?- Винит ли мать детей в случившемся? А себя?Вывод учителя:«В сердце матери – бездна, в глубине которой всегда найдется прощение», – сказал Оноре де Бальзак. Конечно, мать не винит в случившемся детей. Они еще малы, еще не могут предвидеть последствия своих действий, хотя после этого случая, скорее всего, дети повзрослели, стали ответственнее, умнее.- Кто же виноват?- Какие слова подбирает Астафьев, чтобы описать состояние матери?- Как вы думаете, помогали дети своей матери в поисках брата, пережить беду?- Найдите последние строки текста. В чем смысл финала?- Почему мать до сих пор ждет своего сына?- Сможет ли она забыть сына?Прочитайте высказывания В.Гюго и Е.Дворецкой о горе матери:-«Матери, потерявшей своего ребенка, время не приносит забвенья. Такое горе не старится. Траурные платья изнашиваются, в сердце же остается мрак», – сказал В.Гюго«Она лишилась сына, она лишилась будущего, и для нее весна не придет никогда», – писала Ел.Дворецкая- Как вы понимаете эти высказывания?- Много ли таких женщин, которые всю жизнь носят траур по своим детям?- Можем ли мы помочь таким матерям? Один из учащихся передает основные моменты рассказа, остальные дополняют.Учащиеся отвечают, рассуждают, делятся своими впечатлениями и предположениями. Дети слушают ответы друг друга, где-то дополняют, что-то исправляют.Учащиеся находят эпизод встречи в тексте и читают по ролям диалог матери и детей.Учащиеся продолжают отвечать на вопросы учителя.Учащиеся отвечают на вопросы.Учащиеся зачитывают финальные строки рассказа, отвечают на вопрос.Учащиеся читают высказывания. Делятся своими мыслями. (слайд№7)
  1. Проверка домашнего задания.

( 5 минуты)

– Дома вы должны были подготовить примеры из художественных произведений, где показаны страдания матерей.Проверяем домашнее задание.- Какие чувства вы испытываете к этим женщинам? Выступления учащихся. Учащиеся представляют свою работу в виде презентации, доклада.Ответы учащихся.
(7 минут) Организация самостоятельной работы в группах.– Можем ли мы помочь нашей героине? Как?Давайте распределимся на несколько групп для выполнения следующего задания.- Давайте поможем матери, потерявшей ребенка. Для этого используйте солнце и его лучи, которые всегда согревают людей своим теплом. С помощью теплых слов попытайтесь помочь и нашей героине. Подумайте, какое слово поставите во главе?- Давайте посмотрим, чье солнце светит ярче. Предоставляю вам слово.Творческое задание.– Мы будем надеяться, что наши добрые слова согреют своим теплом многих.- Читая любое произведение, мы ждем счастливого конца, к сожалению, в рассказе Астафьева мы этого не нашли, но мы можем сами попробовать изменить финал рассказа.- Давайте изменим финал рассказа таким образом, чтобы конец был счастливым. Ответы учащихся.Учащиеся распределяются на группы.Ребята определяют задачи, действия, распределяют между собой задания.Учащиеся рассуждают над вопросом, предлагают варианты помощи героине, затем помещают слова на лучики вокруг солнца.Учащиеся комментируют предложенные виды помощи героине рассказа.Учащиеся выполняют творческое задание. Закончив обсуждение в группах, дети делятся вариантами концовок с классом, выслушивают разные предложения, комментируют , дополняют ответы товарищей.
8. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.(2 минуты) А сейчас запишем домашнее задание. Ваша задача написать « золотые» правила жизни, которыми мы должны руководствоваться, чтобы быть ЧЕЛОВЕКОМ, который в конце своей жизни скажет, что жизнь он прожил не зря. Учащиеся записывают домашнее задание. (слайд№8)
(3 минуты) Организация оценочной деятельности.– Какое произведение мы изучали на сегодняшнем уроке?- Какое впечатление оно на вас произвело?- В чем трагедия матери?- Сможет ли она забыть свою боль?- Какой совет дадите братьям пропавшего мальчика?- Чему учит рассказ?- Что такое сострадание?- Какими качествами должен обладать сострадающий, сочувствующий, сопереживающий человек?Возьмите последний конверт, в котором вы увидите осколки разбитого материнского сердца. Напишите на вашем осколке слова- пожелания своим мамам . Давайте склеим осколки и сделаем одно большое любящее сердце матери. Придите сегодня домой, и скажите своим родителям о том, как вы их сильно любите.Закончим наш разговор замечательным стихотворением, благодаря которому, я надеюсь, вы сделаете для себя правильные выводы. Учащиеся отвечают на вопросы, выслушивают высказывания других детей.Учащиеся пишут слова и с помощью магнита помещают свой осколок на доску.Ученик читает стихотворение «Молитва о маме» (Приложение 3)(слайд №10)stihi.ru
(2 минуты) А сейчас оцените свою работу на уроке, используя сердца на парте. («красное» – работал отлично, «синее» – могу лучше, «зеленое» – у меня все впереди. Учащиеся оценивают свою работу на уроке. (слайд№9)(Приложение 4)

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/v-astaf-iev-mal-chik-v-bieloi-rubashkie.html

Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» Астафьева: краткий пересказ сюжета

Однажды бабушка пришла от соседей и велела внуку с детворой пойти в лес за земляникой. За это пообещала привезти из города пряник в виде белого коня с розовыми гривой, хвостом и копытами.

Мальчонка любил слушать, как лошадка бьёт живот; ни с чем не мог сравнить чувство, когда думаешь, что потерял – и находишь своё сокровище. Такое лакомство было мечтой любого малыша: за кусочек сладкого дети были готовы делиться чем угодно.

Соседский дом стоял на просторе. Ни окон, ни наличников, ни забора. Бани у Левонтия тоже не было. Мылись левонтиевские по людям.

Каждая семья имела «свою» песню. Соседи любили петь про «малютку облизьяну». Когда их ребятня была сыта, не дралась и ничего не истребляла, из разбитых окон слышался на всю деревню разноголосый хор, Васеня жалобно плакала, жалея «животную». Дядя пел басом. От этого семья менялась на виду, становилась дружнее и сплоченней.

Главной целью нашего героя было пробраться в соседский дом в день дядиной получки, чтобы спеть со всеми. Бабушка была строгой и наперёд знала все мысли, поэтому не разрешала ходить по домам, заглядывать кому-то в рот. Когда мальцу удавалось ускользнуть, был настоящий праздник.

Левонтий спрашивал, помнит ли мальчик покойную мать, – и обливался слезами. Поздно вечером в такой день Левонтий задавал один и тот же вопрос: «Что такое жисть?» – и все разбегались кто куда. Дядька бил окна, ломал столы, разбрасывал конфеты. Утром стеклил окна обломками, ремонтировал разбитое, и мрачный уходил на работу.

С левонтиевскими ребятами парнишка пошёл в лес, чтобы своим трудом заработать на пряник. Те боролись, дрались, дразнились и плакали, пока не нашли землянику. Собрав половину туеска, мальчик поспорил, что съест собранное. Голодная левонтиевская орда быстро съела ягоды, оставив мальчику несколько гнутых с прозеленью.

Вечером Санька потребовал калачей взамен на молчание о случае со съеденной земляникой.

Дедушка на время огородных работ жил на заимке в устье реки Маны.

Рано утром бабушка уехала. Малец ловил рыбу. Санька таскал ершей, пескарей и ельчиков. Паренёк увидел лодку с бабушкой. Он побежал к тётке, гулял дотемна. Тётя Феня оттащила его за руку домой. Оттеснила в кладовку.

Мальчик не мог уснуть, вспоминал, как утонула его мама, как страдала бабушка, как взяла его на попечение. Ночью приехал дед. Укрыл ребёнка полушубком.

Утром «генерал» (так дедушка называл бабушку) был сердит. Бабушка ворчала, мальчик каялся. Он открыл полные слёз глаза: перед ним лежал пряник – конь с розовой гривой.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1617

Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро»

Автор рассказа: Виктор Астафьев

Краткий пересказ 

Это озеро не отыщешь на карте, зато оно запомнилось Васютке на всю жизнь. Когда ему было тринадцать лет он нашёл и показал его людям.

Васюткин отец был бригадиром рыбаков, которые вели промысел на Енисее. В тот год из-за осенних дождей рыба ловилась плохо. Парень скучал, как как на каникулах и поиграть было не с кем.

Вечерами рыбаки собирались в избушке на посиделки, а Васютка снабжал их кедровыми орешками.

Ему очень нравилось бродить по лесу, но так как он уже обобрал ближайшие кедры, приходилось забираться всё дальше и дальше в лес.

В тот день мальчик проснулся поздно и почти сразу засобирался за орешками. Мать не хотела его пускать, но всё же пустила, дав в дорогу хлеб и спички.

В лесу Васютка увидел кедровку, потрошившую кедровые шишки. Мальчик не любил этих нахальных птиц и запустил в неё палкой, но стрелять из ружья не стал, чтобы не тратить попусту патроны. Да и знал он, что они полезные, так как разносит по тайге семена кедра.

Лазя по кедрам за шишками, Васютка неожиданно увидел глухаря и решил его подстрелить, так как птица эта была знатной добычей для любого охотника. Погнавшись за ним и поймав его, мальчик заблудился и потерял зарубки, которые оставлял на деревьях.

Не на шутку испугавшись, он решил идти на юг, где должна была быть избушка. Услышав непонятный шорох в глубине леса, мальчик бросился бежать, от чего его положение стало только хуже.

В тайге наступила ночь, а с ней пришел и холод. Вспомнив слова отца «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!», Васютка начал припоминать всё, чему его учили. И тут ему пригодились спички, с их помощью он смог разжечь костёр и приготовить глухаря.

Ночуя в лесу, мальчик услышал шаги приближающегося зверя. Но никого кроме большого так и не увидел, за что обругал себя трусом.

Следующим жителем леса, которого встретил Васюьтка была рыжая белка. Спугнув её выстрелами в воздух, он полез на дерево чтобы осмотреться. Кругом была глухая тайга. Мальчик пробовал кричать, зовя на помощь, но никто его не услышал.

Спустившись с дерева и просидев под ним полчаса Васютка решил перекусить. Подкрепившись мясом и собранными в лесу орехами, он отправился строго на север, так как хорошо знал, что на юг тайга тянется на тысячи километров. А на севере тундра, где лучше видимость и встречаются редкие поселения.

По дороге ему начала попадаться трава и он решил, что выходит на берег Енисея. Но оказалось, что это небольшое лесное озеро, в котором было много рыбы, да столько сколько он никогда в жизни не видел. Он разбил лагерь на его берегу и подстрелил несколько уток.

Раздумывая о том откуда в озере взялась речная рыба и найдя подстреленную утку отнесённой к перешейку, мальчик рассудил, что озеро проточное. А значит где-то впереди должна быть река. И даже если это небольшая речка, она может впадать в Енисей. Пройдя с километр, он нашел её и разбил на её берегу свой следующие пристанище.

Утром, мокрый и сильно замёрзший он услышал гудок парохода, плывущего по Енисею. Обрадовавшись этому, мальчик двинулся в направлении спасительного звука. По дороге ему удалось добыть двух гусей, которые стали его обедом.

Васютка брёл, валясь с ног от усталости, спички у него почти закончились и сил тоже почти не оставалось. Неожиданно лес расступился, и он оказался на берегу самой важной в его жизни и такой долгожданной реки – Енисея. Застыв, мальчик думал о том, как же прекрасна и широка его родная река.

Пока мальчик приходил в себя, к тому месту где он вышел из леса приблизился пароход «Серго Орджоникидзе». Мальчик кричал и размахивал рукам, но корабль прошёл мимо.

Под утро услышав стук выхлопной трубы рыбосборочного катера-бота Васютка развёл большой костер и начал отчаянно кричать чтобы его заметили. И наконец рыбаки его услышали и отправили за ним шлюпку. Заблудившийся мальчик был спасён, а капитаном бота оказался знакомым ему дяденькой Колядой. На борту он узнал, что ушел за шестьдесят километров от своего стана вниз по реке.

Понимая, что родители сходят с ума от потери, рыбаки направили свой бот как можно быстрее к стоянке отца Васютки. Уже совсем скоро мальчик был дома, где мать, отец и дед его искали уже пятый день и сильно по нему горевали.

Отогревшись и наевшись, мальчик рассказал отцу про озеро полное рыбы, до которого до которого можно добраться по речке. С тех пор и пошло Васюткино озеро. А бригада отца переключилась на озёрный лов, построив на его берегу избушку.

Краткие содержания рассказов Виктора Астафьева

Источник: https://kupidonia.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-vasjutkino-ozero

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector