Краткое содержание малька провинилась белова точный пересказ сюжета за 5 минут

Василий Белов – Малька провинилась: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Краткое содержание Малька провинилась Белова точный пересказ сюжета за 5 минут

Как-то зимой, по снегу, я пошел к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? — подумалось мне. — Кого это Лидия так честит?»

— Кривоногая! Шельма! — слышался за дверью голос Лидии. — Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошел в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

— Ремень-то бы взять да и нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

Оказывается, Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что ее так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутенка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

— Сиди! — осадила ее Лидия. — Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому-то нужны…

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

— Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щененка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне, засыпанной снегом, речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава — это два стесанных бревна, перекинутые с одного берега на другой.

Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю, по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу.

На следующий день — опять. Я удивился: куда это она бегает? Да еще каждый день и всегда в одно и то же время. Спросил у Лидии:

— Куда это Малька каждый день бегает?

— Да кормить! — весело пояснила Лидия. — Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я ее и в избе запирала, все впустую. Только отвернешься — готово дело. Была да нет, побежала кормить свое дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Источник: https://skazki.rustih.ru/vasilij-belov-malka-provinilas/

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

-Я поняла, что рассказ всем нам понравился.  Постараемся понять, что помогло испытать при чтении разные чувства и живо представить героев. Беседовать будем с помощью вопросов.

– Какой вам представилась Лидия? Почему?

-Какие из этих слов имеют противоположные значения?

-Разрешить возникшее противоречие  поможет только обращение к авторскому слову.

 -Что привлекло внимание писателя?

-Чему автор был удивлён? Прочитаем.

-Какое слово указывает, что ругают сильно?

– Уточнить значения слов нам поможет толковый словарь.

(Учитель показывает словарь Ожегова.)

-Для чего нам необходимо обращаться к словарю?

-Перед вами – выдержки из этого словаря. Найдите значение слова и прочитайте про себя.

-Как иначе можно сказать о Лидии?

-А какое слово точнее?

-В каком состоянии находилась Лидия, когда бранила Мальку?

-Что на это указывает?

-Найдём отрывок  о том, как ругалась Лидия. Перечитаем его.

-Как автору удаётся передать состояние хозяйки дома. Обратите внимание на предложения,  их интонацию.

-Прочитайте  «жужжащим» чтением 1 вопрос  на стр. 70 и скажите, как иначе можно назвать состояние Лидии.

-Найдите определение слова по словарю.

-Какое слово наиболее точно раскрывает состояние Лидии?

 -Перечитайте отрывок «жужжащим чтением» в парах и отметьте все слова, которыми  Лидия ругала Мальку.

-Проверим.

-Какие из слов требуют пояснения?

– В каждой местности есть такие  слова и выражения, которые придумали жители данной местности. Эти слова употребляются  только в разговорной речи и  называются просторечными. Понять их смысл можно только при чтении произведения.  Такими словами и являются  «шельма, блудня, батявка».  Можно ли по звучанию определить, что это ругательства?

-Итак, какой вам представилась Лидия из этого отрывка? Какие слова описывают её характер?

-Обратимся к следующему отрывку.

-Что добавите о Лидии?

-Жалость – это то качество, которое в русском народе всегда ценилось. Про таких людей ещё говорят, что они душевные, что у них добрая душа.

-Почему же тогда Лидия так сильно ругала Мальку?

-Каким словом в этом отрывке названы щенята? Как оно звучит?

-Какое слово напоминает?

-Уточните его значение по словарю.

-Это слово тоже является просторечным.

-А как ещё в просторечье называют щенят, когда хотят их поругать.

-Как звучит слово: зло или сердито?

-Какой из этого отрывка представилась нам Малька?

Докажите.

-Как она относилась к  своим щенятам? Докажите.

-Что помогло Лидии окончательно успокоиться?

-Прочитайте.

-Где произошла встреча писателя с Малькой?

– Что тронуло душу автора?

-Найдите слова,  которые помогают понять чувства писателя?

-Какие слова вы подчеркнули?

-Как понимаете значение слова  «деловито»?

-Найдите значение по словарю. Прочитаем хором.

– Какой из отрывка представилась вам Малька?

-Вот теперь перечитает отрывок выразительно, передавая голосом, интонацией, что писатель переживает за собачку.

-Удалось ли (ученику…) выразить отношение автора к увиденному? Как вы думаете, совпадает ли авторское отношение  с отношением читающего?

-Какой отрывок мы пропустили?

-Для чего же автор подробно описывает деревню?

-Перечитаем выразительно это описание.

-Уточним, где происходят события рассказа.

-Как Лидия оценила поведение Мальки?

-Почему вы так думаете?

-Перечитаем этот отрывок выразительно по ролям.

-Как отнёсся рассказчик к тому, что узнал?

-У кого из вас отношение к Мальки совпадает с авторским? Кто хочет попробовать передать его при чтении?

-У кого получилось наиболее удачно?

-Итак, мы подробно поработали над авторскими словами и выражениями. Для чего  мы провели эту работу?

-Решим наше противоречие: какое определение точно не подходит к описанию характера Лидии? Докажите.

-Повторим хором, какими словами можно описать Лидию?

-Вспомним вопрос, который мы задавали автору?

-Как вы думаете?

-Найдём предложения, подтверждающие ваши ответы. Прочитаем их хором выразительно.

-Что мы сейчас определили?

-Я поняла по вашему чтению, что ваше отношение к Мальке совпадает с авторским,  и рада этому.

-Прочитаем на стр. 70  название следующего рассказа.

-Почему рассказ начинается со слова «ещё»?

-Рассмотрим иллюстрацию на странице 71 и предположим, что же ещё случилось с Малькой?

-Кто хочет узнать о том, что случилось с Малькой?

– Объединяемся в группы и читаем «жужжащим»  чтением. Когда дочитаете до самого напряжённого момента  – поднимите руку. При чтении подчеркните слова, которые помогают представить характер Мальки.

– Почему этот момент вызвал волнение?

-Какой представилась Малька из этого рассказа? В каких предложениях?

-Какие слова требуют разъяснения?

-Узнайте по словарю.

-Какой новый герой появился в рассказе? Какой он? Какие поступки об этом говорят.

-Найдите его слова.

-Какое   предложение  в рассказе  подтверждает главную мысль предыдущего рассказа?

-Какие слова в этом предложении главные?

Как можно продолжить главную мысль предыдущего рассказа?

-Итак, вы познакомились с двумя рассказами про Мальку.

Несколько рассказов об одних и тех же героях в литературе получили название «цикл рассказов».  Найдите на выставке книгу, которая познакомит с другими историями  с собачкой.

Как вы догадались?

-Проверим.

(Учитель открывает содержание и читает названия рассказов)

 -Что вы можете добавить о писателе Василии Ивановиче Белове по прочитанным рассказа?

– Совпадает ли ваше мнение с первоначальным представлением?

-Кто является героями его рассказов?

-Как он относился к своей малой родине? Докажите.

-Это и есть главное достояние творчества писателя –  он умел видеть в простых людях их душевность, жалостливость, доброту, любовь к тем, кто рядом и рассказать о них своим читателям с интересом.

-Дома вы составите рассказ: 1 вариант о Лидии, а 2 – о Мальке. Помните, что каждое своё высказывание необходимо подтверждать словами текста.

-Кого заинтересовало творчество писателя?

-Вы  можете найти и прочитать другие истории про Мальку, а на следующем уроке  поделиться своими впечатлениями.

-Где можно найти книги?

Дети высказывают различные мнения.

(Сердитая, злая,  добрая, сердечная, ворчливая)

-Добрая – злая.

-Хозяйка кого-то так сильно и громко ругала, что было слышно издалека.

Читает 1 ученик.

-Честит.

– Чтобы стал понятен смысл неясных слов. (Слайд № 5).

-Честить – бранить, обзывать обидными словами»

-Лидия  обзывала обидными словами, бранила кого-то.

 -Честит.

-Рассержена,  взволнована

-Лидия не обратила внимания на гостя.

1ученик читает.

– Предложения  короткие,  восклицательные

Чтение «про себя» 1 вопроса.

-Лидия негодовала.

Чтение со слайда  № 5.

-Негодовала

Работа в парах.

-Кривоногая, шельма, блудня, батявка, бессовестная

-Шельма, блудня, батявка,

Читайте также:  Краткое содержание бодлер цветы зла точный пересказ сюжета за 5 минут

Учащиеся высказываются.

Учащиеся высказывают свои мнения.

-Чтение вслух 1 учащимся.

– Лидия была добрым,  человеком. Она жалела щенят, поэтому  положила щенят в старую шапку-ушанку, чтобы они согрелись.

-Она переживала о том, что никто не возьмёт щенят.

-Слово «кутёнок» звучит ласково, как и «ребёнок».

Чтение (про себя) учащимися значения со слайда № 5.

-Шаромыжники.

-Сердито, но не зло.

-Малька предана своей хозяйке, она стыдилась,  вертела виновато хвостом.

-Малька оберегала щенят. (Учащиеся перечитывают слова и выражения в подтверждение своих мыслей)

-Щенят забрали.

Чтение вслух 1 учащимся.

-На тропе.

-Малька каждый день  бегала  к своим щенятам в другую деревню.

Самостоятельная работа.

-Ножки, мелькают, одна-одинёшенька, деловито.

-Не отвлекалась.

Слайд 5.

-Малька – смелая собачка. Малька – хорошая, заботливая  мать. Она любит своих щенков. Маленькая собачка, а к своим обязанностям относится серьёзно.

Чтение 1 учащимся.

Ученик старался при чтении.

-Описание деревни.

-Чтобы стало понятно, как трудно было Мальке, какая она смелая

1 учащийся читает.

-На родине писателя.

-Она радовалась, что  со щенятами всё в порядке. Теперь Лидия беспокоилась за Мальку.

Чтение по ролям. (Роли выбирают по желанию)

-Писатель восхищается поступком Мальки.

Чтение вслух  2-3 учеников.

-Мы поняли их значение. Слова помогли представить характер главных героев рассказа.

-Злая.

-Добрая, душевная, жалостливая, добросердечная, ласковая.

Хором: Для чего писатель рассказал этот случай?

 Мнения учащихся.

Хоровое чтение.

-Определили главную мысль рассказа.

(Слайд № 6)

Хоровое чтение:

-Ещё про Мальку.

-Автору  хотелось добавить что-то важное про собачку.

– Весной Малька не могла перебраться на другой берег к своим щенкам.

Работа в группах.

-Малька могла погибнуть.

Малька – смелая, находчивая собачка.

Учащиеся зачитывают отрывки из текста.

-Плёсо.

(Слайд № 5)

-Отзывчивый, добрый

https://www.youtube.com/watch?v=qAd_E3CIK2U

Учащиеся читают.

«И мы оба подивились Малькиной материнской верности».

-«Материнская верность»

-Материнская верность Мальки.

-По иллюстрации.

-Писатель был добрым человеком, любил животных.

Учащиеся высказывают свои мнения.

-Деревенские жители, собачка Малька

-Писатель уважает  деревенских жителях. Главную героиню называет полным именем – Лидия.

В домашней, школьной или городской  библиотеке

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/03/28/konspekt-uroka-po-teme-v-belov-malka-provinilas-3-klass

Урок литературного чтения “В.И. Белов “Малька провинилась””

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме “В.И. Белов “Малька провинилась”

предмет: литературное чтение, 3 класс

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-тематическому планированию: В. И. Белов «Малька провинилась».

Форма урока: изучение нового.
Цели урока: 1. Познакомить детей с творчеством В. И. Белова.2. Формировать умения читать новый текст правильно, бегло, сознательно и выразительно. Учить детей находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, их поступки.3. Воспитывать любовь к животным. Развивать интерес к чтению, способствовать развитию способностей эстетического восприятия и оценки произведения. Развивать умение оценивать свою работу и работу товарищей.Оборудование: Слайдовая презентация

Ход урока

Организационный момент

Стихотворение о деревне. Мелодия «От чего так в России берёзы шумят » + слайды о природе

Проверка домашнего задания

Учитель. Ребята, как называется раздел, над которым мы работаем? («Люби живое»)

Что означает слово любовь?

Какая она бывает?

  • Любовь между мужчиной и женщиной
  • Любовь родителей к детям
  • Любовь детей к родителям
  • Любовь к своим родственникам и друзьям
  • Любовь к домашним питомцам

Любовь бывает разная

Скажите ребята какое было домашнее задание?

Составить рассказ о своём любимце – зверьке. Давайте послушаем ваши рассказы. (Рассказы детей.) Обратить внимание на выставку на доске.

Учитель. Молодцы, ребята, вы составили прекрасные рассказы о кошках, собаках. Из ваших рассказов можно сделать вывод о том, что вы любите своих питомцев, заботитесь о них, а они вам отвечают тем же. Мне очень понравились фразы: « Я гуляю со своей собакой», «Когда я прихожу из школы домой, она виляет хвостом, подает мне лапу», «Мы с Шариком лучшие друзья» и т. д.

Способны ли животные любить так как люди?(цветные бумажки)

Проблема Давайте запишем наш вопрос.

III. Изучение темы урока

В нашем учебнике есть замечательный рассказ В.Белого, который поможет ответить на этот вопрос

Прочитайте название рассказа на слайде.

«М проАвиЛ ни Ь ла К сьА»

Объясните как вы прочитали.

Дети ставят цели, чем будем заниматься на уроке (знакомиться с новым произведением, читать, узнаем о жизни и творчестве автора)

Сегодня мы будем читать рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась». Настройте свои сердца на восприятие этого рассказа и, опираясь на название, подумайте, о чем, о ком пойдет речь?

– Малька, кто это?

– В чем она могла провиниться?

Словарная работа. Ребята занимались поисковой работой, работой со словарями и нашли значение некоторых слов.

КРИВОНОГАЯ
ШЕЛЬМА
БЛУДНЯ
БАТЯВКА
БЕССОВЕСТНАЯ
ШАРОМЫЖНИКИ

Чтение произведения. Учитель

Проверка первичного восприятия.

(Читает учитель.)

– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

– От чьего имени написан рассказ?

– Где происходили события, описанные в рассказе? ( В деревне.)

– Почему вы так решили? (Рассказчик пришел за молоком, дом был деревенский.)

Работа с книгой

– Какой была речь хозяйки дома Лидии? (Грубой, сердитой.)

– Найдите слова, которыми Лидия ругала Мальку.

– Какое из этих слов описывает внешность Мальки? (Кривоногая.)

– Как вы думаете, почему собака получила такую кличку – Малька?

– Чувствовала ли свою вину Малька? Прочитайте, как об этом написано в тексте. (Нет, она не понимала, за что ее ругает хозяйка.)

– А за что же Лидия ругала Мальку, если то, что сделала Малька – это естественный закон жизни: деторождение, продолжение рода?

(Лидии не хотелось лишних хлопот)

– А как Лидия обозвала щенят?

– Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками?

(Щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить.)

– А пыталась ли маленькая ростом, неуклюжая, с кривыми лапками мама –Малька защитить своих щенят? Как?

– Какими качествами наделена Малька?

– Как вы относитесь к поступку Лидии?

Почему она так поступила?

Кому хозяйка отдала щенков?

– Если бы Лидия оставила у себя щенят, кому пришлось бы заботиться о собаках? (Она понимала, что трех взрослых собак прокормить будет трудно, поэтому она их не выбросила, не утопила, а определила в надежные руки.)

– Какими качествами обладает Лидия? (С одной стороны, она жалостливая, заботливая, с другой стороны, она боится трудностей, ей не хочется брать на себя ответственность.)

– А что автор говорит о своих героях? («Лидия была довольна. Мальке не очень-то было приятно»)

Физминутка
Продолжение работы по теме урока

Работа по группам собери картинку. Найди в тексте эпизод если такой есть.(проверка по эталону слайды на экране).

Обобщение и закрепление

Что произошло в доме Лидии? Перечитайте об этом.

Как относилась Малька к щенкам?
Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? (Да, она старалась защищать их. Автор только взглянул на щенков, а она чуть не вцепилась ему в нос)

Опишите встречу рассказчика с Малькой на тропе. Как выглядела Малька?Какое открытие сделал рассказчик? ( Он узнал, что Малька каждый день за 2 км бегает кормить своего сынка)Какие чувства он испытал? (Он был поражен поступком Мальки)

Учитель. Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку бегать за 2 км в соседнюю деревню каждый день(Материнское чувство любви к своему сыну)

Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?

Вернуться к проблеме посмотрите на свои записи. Удалось ответить на вопрос?

Способны ли животные любить так, как люди.

Заключительная беседа:
Учитель. Кто главный герой?Как заканчивается рассказ? (Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Знакомство с автором произведения

Учитель. Ребята, мы с вами увидели прелесть данного произведения, но не знакомы с автором этого замечательного творения. Это Василий Иванович Белов.

Учитель. Читали ли мы раньше его произведения? (Нет)

Учитель. Правильно, ребята. С произведениями В. И. Белова мы с вами встречаемся впервые.

Белов Василий Иванович родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха, Харовского района, Вологодской области. Это русский писатель. Родился в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. И был у них вторым сыном. Еще до школы читать его научил старший брат Юрий.

С тех пор у писателя родилась неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Он даже воровал книги с чердаков брошенных домов, которые были заколочены. Окончил литературный институт имени М. Горького. Это один из наиболее ярких представителей деревенской прозы. В этом мы с вами убедились на примере данного рассказа.

Итог урока.

Самооценка (тучки солнышко)

Если вы хорошо работали, научились чему –то, что – то узнали или открыли нового для себя покажите солнышко, если нужно ещё над чем – то потрудиться, вы не совсем довольны своей работой покажите тучку.
Учитель. С каким рассказом мы познакомились сегодня? Кто автор?

Читайте также:  Краткое содержание алексин мой брат играет на кларнете точный пересказ сюжета за 5 минут

Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор?

Домашнее задание придумать рассказ на тему «Приключения Мальки»

Учитель : читая произведения замечательных русских писателей мы много узнаем нового, учимся думать, принимать решения, анализировать свои поступки и поступки других кто нас всему этому учит – герои детских книг.

Женина песня: «на страницах детских книг»

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-literaturnogo-chteniya-vi-belov-malka-provinilas.html

Книга Малька провинилась. Автор – Белов Василий Иванович. Содержание – Василий Белов Малька провинилась

Как-то зимой, по снегу, я пошел к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»

– Кривоногая! Шельма! – слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?!

Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

– Ремень-то бы взять да и нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

Оказывается, Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

– Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

Лидия ругала Мальку два дня, на третий сказала:

– Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверное, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу.

На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время. Спросил у Лидии:

– Куда это Малька каждый день бегает?

– Да кормить! – весело пояснила Лидия. – Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Источник: https://www.booklot.ru/authors/belov-vasiliy-ivanovich/book/malka-provinilas/content/1194590-vasiliy-belov-malka-provinilas/

Тема: В.И. Белов «Про Мальку» УМК «Школа России» Литературное чтение, 3класс Соавтор: Малахова Т.С. 1. – презентация

1 Тема: В.И. Белов «Про Мальку» УМК «Школа России» Литературное чтение, 3класс Соавтор: Малахова Т.С. 1<\p>

2 Василий Иванович Белов 2<\p>

3 чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше,если по-прежнему останется неравнодушен ко всему живому- будь то синица, постучавшая в замороженное окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку…Об этом и напоминает писатель. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Василия Ивановича «Еще про Мальку» Прочитав эту маленькую книжку, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше,если по-прежнему останется неравнодушен ко всему живому- будь то синица, постучавшая в замороженное окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку…Об этом и напоминает писатель. 3<\p>

4 Книги, автором которых является Василий Иванович Белов 4<\p>

5 Есть ли край милей и глуше? Сосны, камни-валуны… Сердцу дорог клочок суши К ней вернулся блудный сын. 5<\p>

6 Любит Василий Иванович свою деревеньку. Там он жил подолгу и работал. Проверка домашнего задания -Перескажите текст от имени Мальки. (Рассказы учеников.) 6<\p>

7 Ф Е Д Я А В Т О Р М А Л Ь К А ЧК СЗ Ж Ц Щ Х С Л И Д И Я Ш 7<\p>

8<\p>

9 -Сиди! – осадила ее Лидия. – Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому они нужны… 9<\p>

10 Тест 1 Вопрос: Куда это Малька каждый день бегает? Выбрать правильный ответ: 1.Провожает автора кататься на лыжах. 2.Кормить свое дитятко. 3.Встречать хозяйку дома. 10<\p>

11 Ещё раз про Мальку. Так Малька и бегала ежедневно в ту деревню. Она ни разу не забыла свою обязанность. Между тем со всех сторон наступала весна. Снег таял, и речка сначала потемнела, потом разлилась. Малька всё бегала по лаве на ту сторону. Теперь, если и захочешь не по лаве, то не переберёшься на тот берег. Как-то утром я пошёл за водой, смотрю: за ночь река так разлилась, что вода подступила к самым баням. Широкое водное плёсо заполнило всю низину. Федя уже ездил на лодке, приглядывая места, где можно поставить верши. Работа над новым текстом. Чтение текста учителем. 11<\p>

12 Весело свистели прилетевшие ночью долговязые кулики. Постой, а где же лава? Я взглянул на то место, где обрывалась тропинка, и обомлел. Брёвен-то не было. Ночью их подняло водой и унесло. Всё. Связь с тем берегом оборвалась, подумалось мне, проехать можно только на Фединой лодке. А как же Малька? Малька была легка на помине. Я видел, как она подбежала к воде, сунулась туда, сюда. Везде одна вода, и лав не было. Малька ступила в воду и вдруг поплыла. Такая маленькая беспомощная собачка и не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды! Я с волнением глядел, что будет дальше. А что дальше? Малька, видимо, изо всех сил плыла наперерез струям, но её несло всё дальше. Сил у неё было немного, а течение быстрое, и вот её несло по реке. Когда Мальку проносило мимо меня, я бросил ей какую-то дощечку. Чтение текста учениками цепочкой Я иду… 12<\p>

13 Чтение текста учениками цепочкой Но всё напрасно. Малька стремилась на тот берег. Я видел, как она, видимо выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду. Я закричал Феде, чтобы он выловил Мальку. Федя и сам видел, к чему идёт дело, он поставил лодку поперёк течения и подправил её веслом, чтобы поймать собачонку. – Ой дура! Куды сунулась, – приговаривал он. – Ну, матушка, давай, давай сюда! Он бросил весло и рукой выхватил Мальку из ледяной воды. Наверное, ещё немного бы – и она захлебнулась, потому что была еле жива. – Матушка! – уговаривал её Федя. – Да разве дело? Его, дурака, ещё и кормить! Ведь большой уж, наверное, обормот, а ты всё бегаешь. Федя причалил к берегу и выпустил дрожащую от холода и ставшую совсем крохотной Мальку. – Беги, беги домой! – сказал он и обернулся ко мне. – Что значит животное. И мы оба ещё долго дивились Малькиной материнской верности. 13<\p>

14 дывая вить жали нул тели пригля поста подбе взгля свис 14<\p>

15 за-хлеб-ну-лась бес-по-мощ-на-я стре-ми-лась под-пра-вил 15<\p>

16 ЛАВА ПЛЁСО ВЕРШИ НИЗИНА ОБОРМОТ ОБОМЛЕЛ два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой; глубокий участок реки; плетеная рыболовная снасть; низменное место; грубый и пустой человек, бездельник; оцепенел, ослабел от неожиданности, обмер 16<\p>

17 ФИЗМИНУТКА 17<\p>

18 18<\p>

19 «ВОДА»- желтый ряд, колонка под квадратом«РЕКА» – синий ряд, колонка под квадратом«СОБАКА»- синий ряд, колонка под треугольником 19<\p>

20 Тест 2 1.Малька стремилась на тот берег. 2.Малька, видимо, изо всех сил плыла на перерез струям, но ее несло все быстрее. 3.Малька испугалась широкой быстрой реки и холодной воды. 4. Малька, выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду. «…Я с волнением глядел, что будет дальше?..» -А что дальше? 20<\p>

21 Сам погибай, а товарища выручай. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет? 21<\p>

22 нахлебалась- захлебнулась, причалил – приплыл, наловил- выловил, подбежала – прибежала, набиваясь – выбиваясь. 22<\p>

23 храбрая умная злая добрая заботливая ласковая верная кусачая глупая добрые злые глупые умные равнодушные верные заботливые ленивые трудолюбивые переживающие храбрые 23<\p>

24 «Верный и Малька» «Про баранов» «Галки и овцы»«Кот Рыжко» 24<\p>

25 Как все беды навалятся разом Об одном лишь молитву шепчу: Не утратить бы совесть и разум, А иначе я жить не хочу. 25<\p>

26 Домашнее задание: с.70-72чт., по выбору: – составить свой собственный рассказ о Мальке; – нарисовать понравившийся эпизод из жизни собачки. 26<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/323822

Иванович Белов «Малька провинилась»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок чтения. Василий Иванович Белов «Малька провинилась»

Цели:

-Ввести учащихся в художественный мир рассказа.

-Формировать у учащихся критическое мышление; умение предугадывать события; выражать свое мнение об увиденном и услышанном; обогащать словарный запас школьников.

-Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребенка.

I.Организационный момент.

Сегодня мы с вами на уроке чтения постараемся перенестись в мир рассказа, который будем читать, при этом мы будем думать, размышлять, слушать и слышать друг друга.

II.Стадия вызова.

(Учитель читает стихотворение)

Нам живется легко и просто

Оттого, что своим теплом

Наши бабушки, наши мамы

Согревают наш милый дом.

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать!

– Что вы цените в своих мамах?

Да, ребята, именно материнское сердце способно обладать самыми лучшими качествами.

Давайте с вами вместе назовем качества материнского сердца.

Любовь Уважение Нежность

Доброта Забота Внимание

Тревога Ласка Сочувствие

(Карточки с написанными словами учитель прикрепляет на доску.)

Каждая мать хочет видеть своего ребенка и добрым, и внимательным, и заботливым, и чутким. А помогают нам стать такими хорошие книги.

Сегодня мы будем читать с остановками рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась». Настройте свои сердца на восприятие этого рассказа и, опираясь на название, подумайте, о чем, о ком пойдет речь?

– Малька, кто это?

– В чем она могла провиниться?

Сейчас мы прочитаем этот рассказ до первой остановки и посмотрим, удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она могла провиниться.

III. Чтение до первой остановки.

(Читает учитель.)

– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

– От чьего имени написан рассказ?

– Где происходили события, описанные в рассказе? ( В деревне.)

– Почему вы так решили? (Рассказчик пришел за молоком, дом был деревенский.)

– Какой была речь хозяйки дома Лидии? (Грубой, сердитой.)

– Найдите слова, которыми Лидия ругала Мальку.

(Дети называют слова, учитель прикрепляет карточки со словами к доске).

КРИВОНОГАЯ

ШЕЛЬМА

БЛУДНЯ

БАТЯВКА

БЕССОВЕСТНАЯ

–Какие слова вам непонятны? Попытайтесь объяснить их значения.

Шельма–мошенник, плут, обманщик.

Блудня–ушедший из родного дома, и вернувшийся после долгих скитаний.

– А вот значение слова батявка мы не найдем ни в одном словаре. В нашей местности оно не употребляется. Как вы думаете, оно ласкательное или ругательное? Какое слово по звучанию оно напоминает? (Батявка-тявка.)

– Какое из этих слов описывает внешность Мальки? (Кривоногая.)

– Как вы думаете, почему собака получила такую кличку – Малька?

– Чувствовала ли свою вину Малька? Прочитайте, как об этом написано в тексте. (Нет, она не понимала, за что ее ругает хозяйка.)

– А за что же Лидия ругала Мальку, если то, что сделала Малька – это естественный закон жизни: деторождение, продолжение рода?

(Лидии не хотелось лишних хлопот)

– А как Лидия обозвала щенят?

– Что обозначает это слово?

– Прочитайте значение слова.

Шаромыжник – это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

– Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками?

(Щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить.)

– А пыталась ли маленькая ростом, неуклюжая, с кривыми лапками мама –Малька защитить своих щенят? Как?

– Какими качествами наделена Малька?

– Как вы думаете, как поступит Лидия со щенятами?

Сейчас мы будем читать рассказ до второй остановки и увидим, удалось ли нам с вами предугадать судьбу щенят.

III. Чтение до второй остановки.

– Удалось ли нам предугадать судьбу щенят?

– Как вы относитесь к поступку Лидии?

Почему она так поступила?

– Если бы Лидия оставила у себя щенят, кому пришлось бы заботиться о собаках? (Она понимала, что трех взрослых собак прокормить будет трудно, поэтому она их не выбросила, не утопила, а определила в надежные руки.)

– Какими качествами обладает Лидия? (С одной стороны, она жалостливая, заботливая, с другой стороны, она боится трудностей, ей не хочется брать на себя ответственность.)

– А что автор говорит о своих героях? («Лидия была довольна. Мальке не очень-то было приятно»)

IV.Физминутка. Разминка «Радуга».

Встаньте, ребята. Я еще раз хочу прочитать слова, написанные на доске. Дружба, ласка, забота, внимание, любовь, верность соединяют все живое на нашей планете. Мы с вами сейчас, взяв друг друга за руки, создадим радугу хорошего настроения. Постарайтесь передать тепло ваших рук, ваших сердец друг другу. У нас получились маленькие радуги. Давайте построим радугу общую.

V. Чтение до третьей остановки.

В рассказе, казалось бы, каждый определился со своей судьбой. Лидия довольна, щенята обрели себе дом, и у Мальки жизнь будет продолжаться привычным образом. Почему же на этом рассказ не заканчивается? На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы?

( Встретится ли Малька со своими щенятами? Где она их найдет?)

Мы сейчас будем читать рассказ до последней, третьей остановки, и узнаем, удалось ли нам получить ответы на наши вопросы.

(Читают ученики.)

– Получили ли мы ответы на наши вопросы?

– Как Мальке удалось найти своего щенка? (По запаху, по следу Лидии.)

– Где произошла встреча рассказчика с Малькой? (На снежной тропе.)

– Что это была за снежная тропа? (Лава – это перекинутые два бревна, они соединяли два берега, две деревни.)

– Опасен ли путь был по этому самодельному мостику? (Да, ведь не было ограждения, а зимой было скользко.)

Но, несмотря на трудности и опасность, Малька ежедневно бегала в соседнюю деревню.

– Зачем она бегала туда каждый день в одно и то же время? (Кормить щенят.)

– Какой путь она проделывала? (2 километра)

– Как к этому относилась Лидия? (Весело, со смехом.)

– Почему же она тогда Мальку ругала, запирала? (Лидия беспокоилась о Мальке.)

– Изменилось ли у Лидии отношение к Мальке теперь? (Да. Лидия гордилась Малькой, она была рада проявлению материнских качеств у Мальки.)

– Как теперь она называет кутенка Мальки? (Дитятко.)

– В каких словах рассказчика дается оценка поступка Мальки? («Верная мамаша»)

– Верная – значит какая? (Любящая, заботливая, бесстрашная)

VI. Работа в группах.

Мы с вами сейчас поработаем в группах. Вам надо собрать рассыпанные пословицы.

а) Всякой матери свое дитя мило.

б) Материнское сердце не знает покоя.

в) Отец и мать цены не имеют.

г) При солнышке тепло, при матери добро.

Прочтите собранные пословицы.

– Что их объединяет? (Все пословицы о маме.)

– Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?

–Какова главная мысль рассказа?

Я хочу вернуться к стихотворным строкам, прочитанным в начале урока:

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать!

Эти строки перекликаются с главной мыслью рассказа В.Белова.

VII. Рефлексия.

У вас на партах лежат сердца. Только они бесцветные. Раскрасьте каждый свое сердечко.

(Дети раскрашивают под музыку.)

Поднимите раскрашенные вами сердца.

– Почему преобладает красный цвет? Что он означает? (Это цвет крови, цвет жизни, цвет тепла, цвет солнца)

Объясните выбор других цветов.

– Ребята, у меня случайно оказалось сердце…(учитель показывает сердце, раскрашенное черным цветом.)

– О каком человеке говорят, что у него черное сердце? (О злом человеке, у которого в сердце нет места ни любви, ни заботе, ни сочувствию.)

– С какими людьми вам приходилось чаще встречаться в жизни?

Я уверена, что вы сами заботливые, любящие люди и что вас окружают люди с добрыми сердцами.

  1. Основная образовательная программа

    Происшедшие в России в последнее десятилетие коренные общественно-политические изменения освободили личность и вызвали к жизни разнообразные педагогические исследования, связанные с многоплановой проблематикой развития личности ребёнка,

  2. Пояснительная записка

    Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.

  3. Рабочая программа

    Рабочая программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы министерства образования по математике 2006 года, базисного учебного

  4. Рабочая программа

    Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л.

  5. Рабочая программа

    Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

Источник: https://refdb.ru/look/1277582.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector