Краткое содержание муха-цокотуха чуковского точный пересказ сюжета за 5 минут

Сказка Муха-Цокотуха

Краткое содержание Муха-Цокотуха Чуковского точный пересказ сюжета за 5 минут

Муха-цокотуха устроила праздник для всех насекомых, но неожиданно ее схватил злой паук и хотел погубить бедняжку. На помощь Мухе приходит храбрый Комарик и спасает ее от лап злодея. Интересные рифмы и четверостишья, которые можно запомнить с первого раза, очень нравятся деткам.

Сказка Муха-Цокотуха скачать:  

Сказка Муха-Цокотуха читать

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

“Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,  

А букашки –  По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,  Приносили ей сапожки, А сапожки не простые – 

В них застежки золотые.

Приходила к Мухе Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе

Мёду принесла…

“Бабочка-красавица, Кушайте варенье! Или вам не нравится

Наше угощенье?”

Вдруг какой-то старичок Паучок Нашу Муху в уголок Поволок, –  Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

“Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня 

В мой последний час!”

Но жуки-червяки Испугалися, По углам, по щелям Разбежалися: Тараканы Под диваны, А козявочки Под лавочки А букашки под кровать –  Не желают воевать! И никто даже с места Не сдвинется: Пропадай-погибай,

Именинница!

А кузнечик, а кузнечик! Ну совсем как человечек, Скок, скок, скок, скок! За кусток, Под мосток

И молчок!

А злодей-то не шутит, Руки-ноги он Мухе верёвками  крутит, Зубы острые в самое сердце  вонзает

И кровь у нее выпивает.

Муха криком кричит, Надрывается, А злодей молчит,

Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик. “Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!” Подлетает к Пауку, Саблю вынимает И ему на всем скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт И к окошечку ведет: “Я злодея зарубил, Я тебя освободил, И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!”

Тут букашки и козявки Выползают из-под лавки: “Слава, слава Комару – 

Победителю!”

Прибегали светляки, Зажигали огоньки –  То-то стало весело,

То-то хорошо!

Эй, сороконожки, Бегите по дорожке, Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Бом! бом! бом! бом! Пляшет Муха с Комаром. А за нею Клоп, Клоп Сапогами топ, топ! Козявочки с червяками, Букашечки с мотыльками. А жуки рогатые, Мужики богатые, Шапочками машут,

С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.

Веселится народ – 
Муха замуж идёт

За лихого, удалого,
Молодого Комара!

Муравей, Муравей Не жалеет лаптей, –  С Муравьихою попрыгивает И букашечкам подмигивает: “Вы букашечки, Вы милашечки, Тара-тара-тара-тара

таракашечки!”

Сапоги скрипят, Каблуки стучат, –  Будет, будет мошкара Веселиться до утра: Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Источник: https://aababy.ru/skazki/russkie-skazki/korney-chukovskiy/skazka-muha-cokotuha

Сказка Муха-Цокотуха Корнея Ивановича Чуковского текст с картинками

Сказка в стихах «Муха-Цокотуха» о том, как однажды муха шла по полю и нашла денежку, а потом на базаре купила самовар. В этот день муха была именинницей, поэтому заварила чай и пригласила к себе разных насекомых. Она угощала их крендельками и получала подарки: сапожки с золотыми пряжками, а пчела «меду принесла». Все веселились.

Но вдруг появился «старичок паучок» и похитил муху! Муха стала звать на помощь, она просила и умоляла гостей спасти ее. Но гости испугались и разбежались кто куда и спрятались. Никто не осмелился дать отпор злодею.

Так бы и погибла именинница Муха-Цокотуха. Но появился «маленький комарик» и в своей руке он держал «маленький фонарик».

Он отважно сразился с пауком-злодеем и освободил муху. На радостях комар берет муху в жены.

Эта сказка показывает малышу пример храбрости и самоотверженности, рассказывает о том, что настоящие друзья не предадут в самой сложной и опасной ситуации.

Сказка Муха-Цокотуха читать:

Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо!Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки- По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница!Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые-

В них застежки золотые.

Приходила к Мухе Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе Меду принесла…«Бабочка-красавица. Кушайте варенье! Или вам не нравится

Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок Паучок Нашу Муху в уголок Поволок- Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня

В мой последний час!»

Но жуки-червяки Испугалися, По углам, по щелям Разбежалися: Тараканы Под диваны, А козявочки Под лавочки, А букашки под кровать- Не желают воевать! И никто даже с места Не сдвинется: Пропадай-погибай,

Именинница!

А кузнечик, а кузнечик, Ну, совсем как человечек, Скок, скок, скок, скок! За кусток, Под мосток

И молчок!

А злодей-то не шутит, Руки-ноги он Мухе верёвками крутит, Зубы острые в самое сердце вонзает И кровь у неё выпивает. Муха криком кричит, Надрывается, А злодей молчит, Ухмыляется. Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!»Подлетает к Пауку, Саблю вынимает И ему на всём скаку Голову срубает! Муху за руку берёт И к окошечку ведёт: «Я злодея зарубил, Я тебя освободил И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки Выползают из-под лавки: «Слава, слава Комару- Победителю!»Прибегали светляки, Зажигали огоньки- То-то стало весело,

То-то хорошо!

Эй, сороконожки, Бегите по дорожке, Зовите музыкантов, Будем танцевать!Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Бом! бом! бом! бом! Пляшет Муха с Комаром. А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками, Букашечки с мотыльками. А жуки рогатые, Мужики богатые, Шапочками машут, С бабочками пляшут. Тара-ра, тара-ра, Заплясала мошкара.

Веселится народ- Муха замуж идёт За лихого, удалого, Молодого Комара! Муравей, Муравей! Не жалеет лаптей,- С Муравьихою попрыгивает И букашечкам подмигивает: «Вы букашечки, Вы милашечки, Тара-тара-тара-тара-таракашечки!» Сапоги скрипят, Каблуки стучат,- Будет, будет мошкара Веселиться до утра: Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Источник: http://kinderbox.ru/skazka-muha-tsokotuha/

Изучение особенностей образов насекомых в произведениях К. И. Чуковского «Муха — Цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе»

Библиографическое описание: Кожемякин Л. А., Талапчук Г. И. Изучение особенностей образов насекомых в произведениях К. И. Чуковского «Муха — Цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе» // Юный ученый. — 2016. — №1.1. — С. 28-29. URL: http://yun.moluch.ru/archive/4/379/ (дата обращения: 30.08.2018).



Встатье сравнено характер и образ насекомых в реальной жизни и в художественной литературе.

Ключевые слова: характер и образ насекомых.

Тема насекомых мне очень близка. Я давно интересуюсь их жизнью, средой обитания, разновидностями. Мне очень нравится за ними наблюдать. В своем исследовании я решил сравнить характер и образ насекомых в реальной жизни и в художественной литературе. За основу я взял сказки русского писателя Корнея Ивановича Чуковского. В них довольно часто встречаются насекомые в роли героев сказок.

Корней Иванович Чуковский (1882–1969) — великий русский писатель, поэт, переводчик, литературовед. Настоящее имя и фамилия — Николай Васильевич Корнейчуков. Самые известные его произведения для детей: «Тараканище», «Приключения Бибигона», «Муха — Цокотуха», «Путаница», «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе», «Айболит», «Краденное солнце» и другие сказки.

Читайте также:  Краткое содержание платон апология сократа точный пересказ сюжета за 5 минут

Наиболее ярко образ насекомых передаётся в сказках «Муха-Цокотуха» — муха и комар, «Тараканище» и «Федорино горе» — тараканы. Заметим, что эти насекомые в нашей обычной жизни являются вредителями.

В сказке «Муха — Цокотуха» главная героиня муха показана нам как гостеприимная хозяйка, которая всем нравится.

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

(Описание внешнего вида мухи.)

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Если в сказке муха — это положительная героиня, то в реальной жизни мы относимся к ней как к назойливому разносчику заразы. Надоедливое жужжание и щекочущие прикосновения мух выведут из себя даже очень уравновешенных и спокойных людей. Отсюда и название мухи — «цокотуха», то есть тараторка, болтушка, говорунья, трещотка.

В сказке «Муха — Цокотуха» мы встречаемся ещё с одним героем — комаром. Комар предстаёт храбрым героем. А всё потому, что, несмотря на свой маленький размер, комар очень увёртлив, к тому же он снабжён опасным оружием — острым хоботком-жалом.

Именно комар спасМуху-Цокотухуот злобного паука, не побоявшись отрубить ему голову своей сабелькой. Ведь надо заметить, что все остальные насекомые, гости мухи, побоялись сразиться с пауком. В этой сказке К. И.

Чуковскогокомар становится положительным героем, справедливо наказывающим своего врага.

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Мы довольно часто встречаемся с комарами в своей жизни. Их паразитический способ питания и назойливость делают их одними из самых раздражающих насекомых. Самая большая опасность комаров заключается не в укусе, а в паразитах, которые переносятся на комарином жале и могут попасть в кровь. Все — таки в реальной жизни комар очень отличается от своего сказочного героя.

В сказке «Тараканище» перед нами предстает образ таракана.

Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Автор назвал своего героя не просто тараканом, а тараканищем, тем самым предав ему образ наглого, кровожадного, ненасытного чудовища, издевающегося над другими насекомыми и животными.

При этом автор изобразил таракана в натуральную величину, не сделал его гигантским монстром. Наоборот, таракан остался маленьким, но имел власть даже над большими животными, такими, как волки, носороги, слоны, быки.

Эта власть держалась не на физической силе или габаритах, а на страхе и запугивании. В этом случае можно применить пословицу «У страха глаза велики».

В сказке «Федорино горе» тараканы так же являются отрицательными героями. Они живут в доме, где хозяйка очень нечистоплотна, а им как раз это и надо. Среди беспорядка и грязи тараканы чувствуют себя как дома.

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Люди с давних времен испытывают неприязнь к тараканам. Бороться с ними крайне тяжело. Война с тараканами ведётся не одна сотня лет, но пока без видимых результатов.

И в сказке, и в жизни роль и характер тараканов одинаковы. Только в сказке они всегда побежденные, а в реальной жизни пока остаются победителями.

Сказки К. И. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. В них возможно то, чего не бывает в жизни. Потому что герои там необыкновенные — сказочные! Муха и комар предстали перед нами в сказках добрыми, положительными героями.

Хотя в реальной жизни они нам доставляют неудобства и являются паразитами. Таракан в сказках является наглым отрицательным героем, к которому все испытывают неприязнь, впрочем, как и в жизни. В сказках его всегда побеждают, в жизни с ним продолжают бороться.

Замечательный сказочник Корней Иванович Чуковский сумел сделать так, что мы смогли полюбить то, что в жизни нам неприятно.

Литература:

  1. Захваткин Ю. А., Митюшев И. М., Третьяков И. Н. Биология насекомых. — М.: Либроком, 2013.
  2. Козлов М. А., Олигер И. М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. — М.: Просвещение, 1991г.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь (в 2 ч.) Ч.II. — М.: Просвещение, 1990г.
  4. Чуковский К. Большая книга стихов и сказок, М.: 2012.

Ключевые слова: характер и образ насекомых.

Аннотация: В статье сравнено характер и образ насекомых в реальной жизни и в художественной литературе.

Социальные комментарии Cackle

Источник: http://yun.moluch.ru/archive/4/379/

Участвуем в проекте “Сказки Корнея Чуковского”. Муха-Цокотуха

Тёмочке 2 годика 2 месяца 21 день.
Мой Тёма очень любит сказки К.И. Чуковского, читаем их с 1 годика. Часть книжек (у нас они по отдельности каждая в картонном варианте) начала читать бабушка, укладывая Тёмика спать, это были Айболит и Краденное солнце, а часть книжек читаем дома, одна самая любимая из них “Муха-Цокотуха”.

Нашу игру со сказкой я начала с загадки, спросила Тёму кто к нам пришёл в гости из сказки? послушай загадку и отгадай:

Всем она надоедает И по комнатам летает, Пристаёт и вновь резвится, Ей спокойно не сидится. Всё летает и жужжит, На стекле окна сидит, Позолоченное брюхо,

Догадались? Это-…(Муха.)

и ещё одну: “Я жужжу, жужжу, жужжу, Я летаю и кружу Возле носа, возле уха. Догадайся, кто я! …(Муха).” После второй загадки Тёма сразу стал говорить “Му” “Кыш”. Это он так прогоняет муху. Я достала приготовленную муху-цокотуху (Кукольный театр из бумаги), стала наизусть рассказывать сказку.

Тёма обрадовался Мухе, потрогал её, увидев в руках денежку – сказал “Де” (денежка). “Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла”. Первое задание от Мухи было – помочь найти денежку. Искали денежки в миске с манкой. Играли на кухне, т.

к я знаю, что хоть Тёма уже вроде как не разбрасывает крупу, но всякое случается по настроению.

И всё-таки перевернул пока я готовила следующее задание:Так он играл 5-7 минут, пересыпал из чашки, насыпал , сыпал из руки в руку (я показала как). Денежки нашли, положили в чашку. Муха придумала для Тёмы следующее задание: разложить монетки по размеру.

Читаем дальше сказку: “Пошла Муха на базар И купила самовар.” Третье задание от мухи стало – помочь нарисовать красивый золотой самовар. Заранее нарисовала заготовку, круглый пузатый самовар, поставила золотого цвета гуашь и маленький кусочек губки.

Вот какой получился самовар:

Пока подсыхал наш самовар, Тёма увидел карточки с насекомыми, побежал на кровать со словами “Ка” (карточки). И пока он прыгал на кровати мы пересмотрели всех насекомых, обсудили кто приходил в гости к мухе, а кто нет. И за одно посмотрели карточки слова.

«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!» Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки — По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

Следующим заданием было украсить чайник (аппликация пластилиновыми шариками), разложить по цветам кружки (использовали комплект 100 цветов).

“Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые — В них застежки золотые.” Артём сразу же как услышал слово “сапожки” побежал в коридор, и стал надевать свои сапожки, так что тут особо обыграть не пришлось, поговорили где застёжки, какие и сразу запросил “Гу, гу” (гулять). Но на прогулку мы ходили позже. “Приходила к Мухе Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе Меду принесла… ” Делали Пальчиковую гимнастику: Пальчиковая гимнастика “Пчела”. (Помахать руками.) Прилетела к нам вчера Полосатая пчела (На каждое название насекомого загибать один пальчик.) А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Помахать ладошками и уронить ладони на стол.) Пожужжали, полетали, От усталости упали. Раньше у нас как-то ну не шли вообще пальчиковые игры, а сейчас самое то, Теме нравится, очень любит еще и “Сороку-белобоку”.«Бабочка-красавица. Кушайте варенье! Или вам не нравится

Читайте также:  Краткое содержание рэнд атлант расправил плечи точный пересказ сюжета за 5 минут

Наше угощенье?»

У нас здесь было чтение. Читали книгу “Как появляется бабочка” (http://read.ru/id/1388370/). Книга у нас уже давно, но не удавалось почитать, Тема быстро перелистывал и убегал. А сейчас он всё внимательно слушал, показывать больших и маленьких бабочек. Бабочек мой сынок очень любит.У нас дома на шкафу, на стенах наклейки бабочек есть, сам приклеивал. Рассмотрели цикл развития бабочки, после этого лепили из пластилина весь цикл от яйца до куколки, но жаль сфоткать не получилось, Тёма тут же всё смял и стал колбаски катать , а потом резать стеком. Уже вечером сделали вот такую бабочку из рулончиков туалетной бумаги. Тёмочка сам покрасил в зелёный цвет её брюшко, потом ждали пока высохнет. Пока сохла краска, мы прочитали листалку “Гусеница” и мини-книжку “Насекомые” (слово-картинка). А дальше он взял клей-карандаш и приклеивал крылышки (всё заранее приготовила). Вот только глазки и усики приклеивала мама, но зато потом весь вечер бабочка была любимой забавой.

“Вдруг какой-то старичок Паучок Нашу Муху в уголок Поволок — Хочет бедную убить, Цокотуху погубить! «Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня

В мой последний час!»

Это была самая интересная часть для Тёмы. Я приготовила ему задание: Помочь паучку сплести паутину. Для этого у меня была заготовка из картона от коробки Озон, вставленные по нарисованной паутине спички и чёрные нитки.Долго крутил вертел нитки, потом сказал “мама”, это значит что мама должна доделывать.

“А злодей-то не шутит, Руки-ноги он Мухе верёвками крутит, Зубы острые в самое сердце вонзает И кровь у неё выпивает. Муха криком кричит, Надрывается, А злодей молчит, Ухмыляется. Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!» Подлетает к Пауку, Саблю вынимает И ему на всём скаку

Голову срубает!”

Прилетает комарик (сделала из кукольного театра из бумаги) и начинает махать саблей, Тёма тут же начинает сам пищать как комарик и машет саблей (рукой). Бумажным комариком Тёма рубил паутину.Фотографий где играет Тёма нет, старалась во время игры не фотографировать, потому что Тёма начинает забирать фотоаппарат, тыкать в экран, и получается не игра, а хнык-хнык. Самого паука мы тоже лепили из пластилина, и ножки делали из спичек, но как только что-то делает мама, а тема помогает, то в конце лепки Тёма всё равно пока что всё это рушит)))). Так что и пауку досталась такая участь, даже не сфоткала его. А он был на вид добрый (из красного и синего пластилина). Дальше делали задание с буквами: Разложить по буквы под словом – муха, паук, жук. Все слова показал правильно, а вот буквы сам не раскладывал, смотрел только, а потом вообще убежал. Поняла, что пока нам рано такое задание.

Делали вот такую паутину из цветных счетных палочек:Дальше как таковых заданий прям после текста у нас не было. Дочитали до конца всю сказку, мы ее и так наизусть знаем. Стали просто танцевать как букашечки-таракашечки. Тёма принес барабан, долго стучал, потом играл на детском синтезаторе, а где были слова “А за нею Клоп, Клоп Сапогами топ, топ!”, он прям так и топал, сильно-сильно. Весело было! После всех этих весёлых танцев делали разные задания:

* Раскладывали логические цепочки:

* Искали “Чья тень?” – Тёма очень полюбил такие задания, с лёгкостью их делает.* Поиграли в мемори (ttp://www.labirint.ru/games/273444/)Потом еще несколько дней у нас было творчество на эту тему: * аппликация из фантиков “Кружка” (пили чай из красивых кружек тараканы и букашки)* Рисовали и раскрашивали пчелу и гусеницу (сороконожку):* Тренировали (учились) навык резать ножницами:* Раскладывали бабочек по размеру. Но т.к. Тёмик очень в последнее время любит клеить (он говорит “поклейки), то он сразу побежал за клеем, открыл свою тетрадку в которой рисовал, и стал сам клеить, правда в разном порядке, но это было уже не так важно.* Смотрели презентацию про Насекомых (выложила в материалах для скачивания).

* Играли в лото “Насекомые”

* украшали крылышки бабочки пластилином

Вот такие весёлые деньки у нас были с “Мухой-Цокотухой”. После этих занятий, после много раз прочитанной книги, Тёма стал добавлять слово, если вдруг я останавливаюсь и жду что он скажет строчку до конца.

(пока прошу сказать одно последнее слово – Например – Пошла муха на базар и купила…. он отвечает самовар (“само”). А еще слушая песенку”Муха” из “Музыка с мамой” Железновых – Тёма стал подпевать кыш, жужужу.

Я так рада, а то раньше он на все песенки говорил “Неть”.

Вот ссылка на материалы для занятий (может кому-то пригодится) http://yadi.sk/d/Rps8VKE6MLt4F

http://mamadelki.ru/zhizn-bloga/konkursy/tvorcheskij-proekt-skazki-chuko…

Дата записи:  13.04.2014 12:12

Источник: http://club.umnitsa.ru/smartydiary/uchastvuem-v-proekte-skazki-korneya-chukovskogo-mukha-tsokotukha

К. ЧУКОВСКИЙ. «МУХА-ЦОКОТУХА»

О. В. СОКОЛОВА тг тт ^ луг тт

Москва К. Чуковский. «Муха-Цокотуха»

На материале сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» рассматриваются такие приемы повышения интереса и формирования сопереживания адресата, как полиметрия, разно-стопность и различные способы фонетической организации текста.

Ключевые слова: полиметрия; фонетическая организация текста; паронимическая аттракция; повторы.

]П) книге «От двух до пяти» К. И. Чу-D ковский вспоминает о том, как была написана «Муха-Цокотуха»: «Сгоряча, в один день… с маху, по вдохновению, экспромтом, без черновиков, набело» [Чуковский 2001: 2; 368].

Оригинальная ритмико-фонетическая организация текста, формирующая его особую притягательность как для детей, так и для взрослых, сделала эту и другие сказки Чуковского классикой детской литературы. Первостепенным, сюжетооб-разующим фактором была для писателя именно ритмика стиха, которая понималась им как «национальная окраска».

Сказка «Муха-Цокотуха» не так проста, как это кажется на первый взгляд. Ее метрическая структура соответствует поставленной задаче: «Предстояло найти особенный, широко эпический стиль, пригодный для повествования, для сказа и в то же время почти освобожденный от повествовательно-сказовой дикции.

Мне кажется, что всякие сказки-поэмы и вообще крупные фабульные произведения в стихах могут дойти до маленьких детей лишь в виде цепи лирических песен – каждая со своим ритмом, со своей эмоциональной окраской» [Чуковский 2010: 384].

Такой подход определяет возникновение ритмического разнообразия в текстах Чуковского, где фольклорные былинные и частушечные ритмические элементы совмещаются с классическими метрическими «цитатами» из Некрасова, Ершова, Пушкина, Блока и др.

Читайте также:  Краткое содержание гранин картина точный пересказ сюжета за 5 минут

Анализ метрической структуры «Мухи-Цокотухи» в аспекте интертекстуальности уже был предметом наблюдений.

Соколова Ольга Викторовна, кандидат фи-лол. наук, докторант МПГУ.

E-mail: íaustus 3000@gmail.com

(В. В. Шкловский, М. В. Безродный и др.) Рассматривая сказку, исследователи отмечали сходство метрических реминисценций с несколькими пушкинскими сказками и «Коньком-горбунком» Ершова (4-х стопный хорей со сменой женских и мужских рифм в самом начале текста):

Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла Муха денежку нашла.

Полиметрия и разностопность придают тексту особую динамичность и живость, маркируя кульминационные события сказочного сюжета.

Так, сюжетный поворот подчеркивается с помощью разностопно-сти – варьирования количества стоп при сохранении метрической организации отдельного фрагмента или целого текста, – когда сцена пиршества (4-х стопный хорей) сменяется вторжением «разрушающей силы» («ломаный» разностопный хорей):

«Бабочка-красавица. Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье?» (4-х стопный хорей) Вдруг какой-то старичок

Паучок Нашу Муху в уголок

Поволок -Хочет бедную убить, Цокотуху погубить! (Разностопный хорей).

«В неравностопных строфах перебои осуществляются при помощи разнообразных комбинаций стопности и схемы чередований. Эти перебои ритма, “эффект обманутого ожидания”, “ритмический курсив”, повторы в виде рефренов и т. д. несут более эмоциональные и экс-

46

прессивные оттенки, нежели семантические или жанровые» [Вишневский 1996].

Дальнейшее развитие сюжета сопровождается полиметрическими перебоями, что позволяет автору максимально повысить эмоциональный накал и вызвать ответное сопереживание со стороны читателей.

Переход от регулярного, заданного ритма к новому, неожиданному размеру, смена симметрии легкой асимметрией или отклонением от нормы необходима для создания художественного эффекта. Такой прием Р. О. Якобсон называл «обманутым ожиданием».

«Ощущение вознаграждения за неожиданное, возникающее у читателя на базе “ожиданности”; неожиданное и ожиданное немыслимы друг без друга, “как зло не существует без добра”» [Якобсон 1975: 211]. Данный прием особенно актуален в отношении текстов, ориентированных на читателя-ребенка.

Детское восприятие имеет тенденцию «рассеиваться», поэтому оно нуждается в дополнительных способах стимуляции. Этим обосновывается принцип синтеза различных традиций и полиметрическая организация стихотворного текста Чуковским.

Полиметрическая композиция обладает сюжето- и смыслопорождающими функциями, расширяя диапазон «Плача» Мухи до полифонии симфонического музыкального отрывка, где быстрые вскрики (хорей) сменяются протяжными и скорбными стенаниями (анапест и дольник):

Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! (4-стопный хорей) И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня (2-х стопный анапест) В мой последний час! (2-иктный дольник).

Тонический стих, появляющийся в условиях полиметрической композиции и характерный для произведений устного фольклора, придает особую протяжность и скорбность «ламентациям» Мухи-Цокотухи.

При этом напевность тонического стиха одновременно направлена на шутливое пародирование величавости былинных стихов, обращение к традиции которых было связано как со стремлением к разнообразию метрической систе-

мы, так и с значимостью фольклорной традиции1.

Другим значимым компонентом поэтического текста для Чуковского является фонетическая структура. Как известно, сказка о Мухе-Цокотухе впервые была опубликована под названием «Мухина свадьба». Однако позже Чуковский называет сказку (как и главную героиню) «Муха-Цокотуха».

Почему? Ономатопея, заложенная в имени героини, обладает повышенной привлекательностью для ребенка в силу своей иконичности и легкости для передачи и восприятия информации. Не случайно многие ученые говорят о значимости звукоподражания на этапе формирования языка.

Слово цокотуха образовано от существительного цокот, обозначающего 'короткие, звонкие, прищелкивающие звуки, издаваемые некоторыми птицами или животными; частое цокание' [Ефремова 2000]. Вероятно, в имени героини соединились прямое значение цокота как звенящего звука, издаваемого мухой при полете, с переносным – 'тараторка, болтушка'.

Если проследить современные интертекстуальные отсылки к сказке Чуковского, то можно обнаружить интересную трансформацию значения слова цокотуха в стихотворении «Муха» (1985) И.

Бродского, где смысл слова цокотуха как символа вечной жизни, непрекращающегося звукового потока, заложенный в сказке Чуковского, сменяется семантикой временности бытия, характерного для картины мира постмодернизма. В тексте Бродского используется прием парони-мической аттракции, когда ономатопы гудела, жужжа контекстуально сближаются со словами гонимая и желтый (ноготь), вздрагиваешь от испуга, обретая новые смысловые связи и коннотации увядания, изгнания, умирания:

1 Отмеченные ритмико-строфические особенности получили определение «корнеевой строфы» (термин Я. Сатуновского [Сатуновский 1995]), среди важнейших признаков которой выделяются: холостая строка, наличие ритмов и мотивов плясовых частушек, а также дактилические и гипердактилические окончания, подчеркивающие значимость фольклорной традиции.

Ах, цокотуха, потерявши юркость, ты выглядишь, как старый Юнкерс, как черный кадр документальный эпохи дальней…

А нынче, милая, мой желтый ноготь брюшко твое горазд потрогать, и ты не вздрагиваешь от испуга, жужжа, подруга.

Бродский вступает в интертекстуальный диалог с Чуковским, выражая признательность «дедушке Корнею», на сказках которого выросли советские дети (Не ты ли заполночь там то и дело / над люлькою моей гудела), и, вместе с тем, противопоставляя утопическую художественно-эстетическую систему первой половины XX в. антиутопической постмодернистской эстетике второй его половины.

Возвращаясь к тексту Чуковского, можно отметить, что мотивирующей основой имен персонажей-животных в сказках Чуковского часто выступает ономатопея (звукоподражание) (ср. свинка Хрюхрю и собака Авва из сказки «Доктор Айболит»; барашек, написавший имена Бебека и Мемека, в стихотворении «Бебека»), что позволяет сделать вывод о продуктивности таких именований в литературе для детей.

В сказке «Муха-Цокотуха» имитация различных шумов сопровождает описание праздника, позволяя более объемно передать атмосферу веселья, воздействуя на адресата-ребенка подобно стереоэффекту:

А Кузнечик, а Кузнечик, Ну совсем как человечек, Скок, скок, скок, скок; Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Бом! бом! бом! бом! Пляшет Муха с Комаром; А за нею Клоп, Клоп Сапогами топ, топ.

Говоря о принципе образования имен в сказке, можно отметить активное использование Чуковским фольклорных традиций при создании составных имен, со-стотящих из имени собственного и нарицательного. Причем вторая часть таких имен является нарицательным именем в роли приложения, которое дает дополни-

тельную характеристику персонажу: Бабушка-пчела, Бабочка-красавица, Паук-злодей, Комар-Победитель. При этом главные герои сказки имеют и другие номинации, характеризующие их возрастные и прочие черты: Маленький Комарик, Молодой Комар.

Интересно, что его антагонист Паук, впервые появляясь в тексте, описывается с помощью деминутивных форм: старичок Паучок.

Уменьшительные коннотации, которые закреплены за деминутива-ми, в данном случае служат для создания эффекта обманутого ожидания, создавая сюжетно-драматургическую интригу, развивающуюся по мере смены номинаций паука, который из маленького безобидного старичка превращается в кровожадного, всепоглощающего Паука-злодея. Такая организация системы персонажей и детальная проработка их номинаций отражает совмещение развлекательной функции детской литературы с дидактической, поучительной. Вообще-то сказки Чуковского ориентированы на намеренную социализацию читателей, которые должны уметь отличить добро от зла. Поэтому автор акцентирует возможность мимикрии, когда огромное зло коварно прячется под маской мизерного и незаметного существа.

Среди других фонетических особенностей «Мухи-Цокотухи» необходимо отметить аллитерацию и ассонанс, которые способствуют повышению внутритекстовой связности – когезии – и являются важным компонентом текстов, адресованных детям. Повторение значимых элементов текста на различных языковых уровнях или дублирование их с помощью других семио

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/k-chukovskiy-muha-tsokotuha

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector