Краткое содержание олеша зависть точный пересказ сюжета за 5 минут

Зависть

Краткое содержание Олеша Зависть точный пересказ сюжета за 5 минут

«Он поет по утрам в клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровый человек». Без этой хрестоматийной, ставшей летучей фразы, с которой начинается роман Олеши, не обойтись.

А речь в ней идет о бывшем революционере, члене Общества политкаторжан, ныне же крупном советском хозяйственнике, директоре треста пищевой промышленности Андрее Бабичеве.

Видит же его таким — могучим гигантом, хозяином жизни — главный герой, человек, потерявшийся в жизни, Николай Кавалеров.

Андрей Бабичев подобрал пьяного Кавалерова, валявшегося возле пивной, из которой его вышвырнули после ссоры. Он пожалел его и дал на время приют в своей квартире, пока отсутствует его воспитанник и друг, представитель «нового поколения», восемналцатилетний студент и футболист Володя Макаров.

Две недели живет у Бабичева Кавалеров, но вместо благодарности испытывает к своему благодетелю мучительную зависть. Он презирает его, считает ниже себя и называет колбасником.

Ведь он, Кавалеров, обладает образным видением, чуть ли не поэтическим даром, который использует для сочинения эстрадных монологов и куплетов о фининспекторе, совбарышнях, нэпманах и алиментах. Он завидует преуспеянию Бабичева, его здоровью и энергии, знаменитости и размаху.

Кавалерову хочется поймать его на чем-то, обнаружить слабую сторону, найти брешь в этом монолите. Болезненно самолюбивый, он чувствует себя униженным своим приживальчеством и бабичевской жалостью. Он ревнует к незнакомому ему Володе Макарову, чья фотография стоит на столе у Бабичева.

Кавалерову двадцать семь лет. Он мечтает о собственной славе. Он хочет большего внимания, тогда как, по его словам, «в нашей стране дороги славы заграждены шлагбаумами».

Он хотел бы родиться в маленьком французском городке, поставить перед собой какую-нибудь высокую цель, в один прекрасный день уйти из городка и в столице, фанатически работая, добиться ее.

В стране же, где от человека требуется трезвый реалистический подход, его подмывает вдруг взять да и сотворить что-нибудь нелепое, совершить какое-нибудь гениальное озорство и сказать потом: «Да, вот вы так, а я так». Кавалеров чувствует, что жизнь его переломилась, что он уже не будет ни красивым, ни знаменитым.

Даже необычайной любви, о которой он мечтал всю жизнь, тоже не будет. С тоской и ужасом вспоминает он о комнате у сорокапятилетней вдовы Анечки Прокопович, жирной и рыхлой. Он воспринимает вдову как символ своей мужской униженности. Он слышит ее женский зов, но это будит в нем только ярость («Я не пара тебе, гадина!»).

Кавалеров, такой тонкий и нежный, вынужден быть «шутом» при Бабичеве. Он носит по указанным адресам изготовленную по технологии Бабичева колбасу, «которая не прованивается в один день», и все поздравляют ее создателя. Кавалеров же гордо отказывается от ее торжественного поедания.

Его разбирает злоба, потому что в том новом мире, который строит коммунист Бабичев, слава «вспыхивает оттого, что из рук колбасника вышла колбаса нового сорта». Он чувствует, что этот новый, строящийся мир есть главный, торжествующий.

И он, Кавалеров, в отличие Бабичева, чужой на этом празднике жизни.

Ему постоянно напоминают об этом, то не пустив на летное поле аэродрома, где должен состояться отлет советского аэроплана новой конструкции, то на стройке еще одного детища Бабичева — «Четвертака», дома-гиганта, будущей величайшей столовой, величайшей кухни, где обед будет стоить всего четвертак.

Измученный завистью, Кавалеров пишет Бабичеву письмо, где признается в своей ненависти к нему и называет тупым сановником с барскими наклонностями.

Он заявляет, что становится на сторону брата Бабичева — Ивана, которого однажды видел во дворе дома, когда тот угрожал Андрею погубить его с помощью своей машины «Офелии».

Андрей Бабичев тогда сказал, что его брат Иван — «лентяй, вредный, заразительный человек», которого «надо расстрелять». Чуть позже Кавалеров случайно оказывается свидетелем того, как этот толстый человек в котелке и с подушкой в руках просит девушку по имени Валя вернуться к нему.

Валя, дочь Ивана Бабичева, становится предметом его романтических устремлений. Кавалеров объявляет Бабичеву войну — «…за нежность, за пафос, за личность, за имена, волнующие, как имя «Офелия», за все, что подавляете вы, замечательный человек».

Как раз в тот момент, когда Кавалеров, намереваясь окончательно покинуть дом Бабичева, собирает свои пожитки, возвращается студент и футболист Володя Макаров.

Растерянный и ревнующий Кавалеров пытается оклеветать перед ним Бабичева, но Макаров не реагирует, а спокойно занимает свое место на так полюбившемся Кавалерову диване.

Письмо Кавалеров не решается оставить, но потом вдруг обнаруживает, что по ошибке захватил чужое, а его так и осталось лежать на столе. Он в отчаянии. Снова возвращается он к Бабичеву, ему хочется пасть в ноги благодетелю и, покаявшись, умолять о прощении.

Но вместо этого он только язвит, а увидев появившуюся из спальни Валю, и вовсе впадает в транс — снова начинает клеветать и в конце концов оказывается вышвырнутым за дверь. «Все кончено, — говорит он. — Теперь я убью вас, товарищ Бабичев».

С этого момента Кавалеров в союзе с «современным чародеем» Иваном Бабичевым, учителем и утешителем. Он слушает его исповедь, из которой узнает про незаурядные изобретательские способности Ивана, с детства удивлявшего окружающих и получившего прозвище Механик.

После Политехнического института тот некоторое время работал инженером, но этот этап в прошлом, теперь же он шатается по пивным, за плату рисует портреты с желающих, сочиняет экспромты и т. п. Но главное — проповедует.

Он предлагает организовать «заговор чувств» в противовес бездушной эре социализма, отрицающей ценности века минувшего: жалость, нежность, гордость, ревность, честь, долг, любовь… Он созывает тех, кто еще не освободился от человеческих чувств, пусть даже и не самых возвышенных, кто не стал машиной. Он хочет устроить «последний парад этих чувств».

Он пылает ненавистью к Володе Макарову и брату Андрею, отнявших у него дочь Валю. Иван говорит брату, что тот любит Володю не потому, что Володя — новый человек, а потому, что сам Андрей, как простой обыватель, нуждается в семье и сыне, в отеческих чувствах. В лице Кавалерова Иван находит своего приверженца.

«Чародей» намеревается показать Кавалерову свою гордость — машину под названием «Офелия», универсальный аппарат, в котором сконцентрированы сотни разных функций. По его словам, она может взрывать горы, летать, поднимать тяжести, заменять детскую коляску, служить дальнобойным орудием. Она умеет делать все, но Иван запретил ей. Решив отомстить за свою эпоху, он развратил машину.

Он, по его словам, наделил ее пошлейшими человеческими чувствами и тем самым опозорил ее. Поэтому он и дал ей имя Офелии — девушки, сошедшей с ума от любви и отчаяния.

Его машина, которая могла бы осчастливить новый век, — «ослепительный кукиш, который умирающий век покажет рождающемуся». Кавалерову чудится, что Иван действительно разговаривает с кем-то сквозь щелку в заборе, и тут же с ужасом слышит пронзительный свист.

С задыхающимся шепотом: «Я боюсь ее!» — Иван устремляется прочь от забора, и они вместе спасаются бегством.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов набокова за 2 минуты

Кавалеров стыдится своего малодушия, он видел лишь мальчика, свистевшего в два пальца. Он сомневается в существовании машины и упрекает Ивана. Между ними происходит размолвка, но потом Кавалеров сдается.

Иван рассказывает ему сказку о встрече двух братьев: он, Иван, насылает свою грозную машину на строящийся «Четвертак», и та разрушает его, а поверженный брат приползает к нему. Вскоре Кавалеров присутствует на футбольном матче, в котором принимает участие Володя.

Он ревниво следит за Володей, за Валей, за Андреем Бабичевым, окруженными, как ему кажется, всеобщим вниманием. Он уязвлен, что самого его не замечают, не узнают, и прелесть Вали терзает его своей недоступностью.

Ночью Кавалеров возвращается домой пьяным и оказывается в постели своей хозяйки Анечки Прокопович. Счастливая Анечка сравнивает его со своим покойным мужем, что приводит Кавалерова в ярость. Он бьет Анечку, но и это только восхищает ее.

Он заболевает, вдова ухаживает за ним.

Кавалерову снится сон, в котором он видит «Четвертак», счастливую Валю вместе с Володей и тут же с ужасом замечает Офелию, которая настигает Ивана Бабичева и прикалывает к стене иглой, а затем преследует самого Кавалерова.

Выздоровев, Кавалеров бежит от вдовы. Прелестное утро наполняет его надеждой, что вот сейчас он сможет порвать со своей прежней безобразной жизнью. Он понимает, что жил слишком легко и самонадеянно, слишком высокого был о себе мнения.

Он ночует на бульваре, но затем снова возвращается, твердо решив поставить вдову «на место». Дома он застает сидящего на кровати Анечки и по-хозяйски распивающего вино Ивана.

В ответ на изумленный вопрос Кавалерова: «Что это значит?» — тот предлагает ему выпить за равнодушие как «лучшее из состояний человеческого ума» и сообщает «приятное»: «…сегодня, Кавалеров, ваша очередь спать с Анечкой. Ура!»

Вы прочитали краткое содержание романа «Зависть». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/zavist

Сказка «Три толстяка»

Юрий Карлович Олеша (1899-1960) – писатель, которого считают одним из самых лучших стилистов в русской литературе XX века.

Его виртуозный язык трудно оценить, читая неполный текст произведения, а лишь его краткое содержание. «Три толстяка» — роман-сказка, опубликованный в 1928 году.

Это воплощение духа романтической революционной борьбы против несправедливости и угнетения, он полон увлекательных событий и удивительных персонажей.

Часть первая. Канатоходец Тибул. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери. Десять плах

Краткое содержание: «Три толстяка», главы 1-2. Об учености Гаспара Арнери, доктора всех наук, в городе знали все – от уличных мальчишек до знатных особ.

Однажды он собрался на далекую прогулку за город, ко дворцу злобных и жадных правителей – Трёх толстяков. Но из города никого не выпускали.

Оказалось, что в этот день оружейник Просперо и цирковой гимнаст Тибул возглавили штурм правительственного дворца.

К вечеру оказалось, что восставший народ побежден, оружейник Просперо захвачен гвардейцами и по приказу Трех толстяков посажен в клетку в зверинце наследника Тутти, а гимнаст Тибул остался на свободе, чтобы его найти, гвардейцы жгли кварталы рабочих.

Площадь звезды

Краткое содержание: «Три толстяка», глава 3. Богачи радовались пленению Просперо, а рабочий люд радовался, что Тибул на свободе и смеялся на представлении в зверинце, где правителей изображали три толстых обезьяны. Возвращаясь домой, доктор Гаспар попал на площадь Звезды.

Она называлась так, потому что над ней висел на тросах самый большой на свете фонарь, похожий на планету Сатурн. Над толпой, заполнившей площадь появился Тибул. Он шел по тросу, на котором держался огромный фонарь. Гвардейцы тоже разделились на тех кто поддерживал народ, и тех, кто кричал: «Да здравствуют три толстяка!».

Дойдя по проволоке до фонаря, Тибул выключил свет и в наступившей темноте скрылся.

Добравшись домой, где за него волновалась экономка – тетушка Ганимед, доктор как истинный историк собрался записать события дня. Тут за спиной раздался шум, доктор оглянулся и увидел, что из камина выбрался Тибул.

Часть вторая. Кукла наследника Тутти. Удивительное приключение продавца воздушных шаров

Краткое содержание «Три толстяка», глава 4. На площади Суда готовилась казнь плененных восставших. Сильный ветер поднял в воздух огромную связку воздушных шаров вместе с глупым и жадным продавцом.

Он полетел в сторону Дворца Трех Толстяков и через открытое окно королевской кухни попал в середину огромного праздничного торта.

Чтобы избежать гнева обжор-правителей, кондитеры кремом и цукатами залепили продавца и подали его к столу.

Празднуя победу над восставшим народом, толстяки велят привести Просперо. Оружейник с презрением говорит, что скоро придет конец власти богатеев, чем пугает гостей толстых правителей. «Мы казним тебя вместе с Тибулом, когда схватим его!» Просперо уводят, все собираются приняться за торт, но их прерывают громкие крики наследника Тутти.

Двенадцатилетний мальчик, будущий наследник Трех Толстяков, избалованный принц, был в гневе: часть гвардейцев, перешедших на сторону народа, изрубила саблями любимую куклу наследника. Ростом с него, это кукла была единственным другом Тутти, и он требовал починить её.

Праздничный завтрак срочно прекратили и отложили казнь, Госсовет направил капитана дворцовой гвардии Бонавентуру с изломанной куклой к доктору Арнери, с повелением починить куклу к утру.

Продавец шаров очень хотел исчезнуть из дворца. Поварята указали ему тайный ход, начинавшийся в одной из гигантских кастрюль, а за это попросили по шару. Продавец исчез в кастрюле, а шары улетели в небо.

Негр и капустная голова

Ю.К.Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 5. Утром, зайдя к доктору, тетушка Ганимед очень удивилась, когда увидела у него в кабинете негра.

Правительство подкупило артистов и на одной из площадей шло цирковое представление, прославляющее Толстяков. Туда отправились и доктор с негром.

Зрители прогоняют клоуна, призывавшего казнить мятежников, а негра принимают за такого же продавшегося циркача. Оказалось, что это Тибул.

Спасаясь от тех, кто хотел поймать его и передать властям, бросая в них капустные кочаны, гимнаст натыкается на продавца шаров и обнаруживает тайный ход на дворцовую кухню.

Непредвиденное обстоятельство

Ю. К. Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 6. Доктор Гаспар превратил Тибула в негра с помощью специальных жидкостей и ужасно расстроился, когда он неосторожно открылся на представлении, а потом пропал.

К ученому приехал капитан гвардейцев со сломанной куклой и приказом исправить её к утру. Доктор удивляется мастерству, с которым сделана кукла и понимает, что где-то видел её лицо.

Разобрав механизм, он понимает, что не успеет починить куклу к утру и едет во дворец, чтобы объяснить это толстякам.

Ночь странной куклы

«Три толстяка», краткое содержание, глава 7. В пути доктор засыпает в коляске, а очнувшись, обнаруживает, что кукла пропала, ему даже почудилось что она ожила и ушла от него.

Читайте также:  Краткое содержание гоголь ночь перед рождеством точный пересказ сюжета за 5 минут

Долго искал он куклу, пока не попал в балаганчик труппы бродячих артистов дядюшки Бризака.

Здесь он вспомнил, где видел лицо куклы наследника – на неё была похожа маленькая артистка из труппы дядюшки Бризака – танцовщица по имени Суок.

Часть третья. Суок. Трудная роль маленькой актрисы

«Три толстяка», краткое содержание, глава 8. Когда доктор увидел Суок, он долго не мог поверить, что она не кукла. Его сумел убедить в этом только Тибул, который появился в балаганчике.

Когда доктор рассказал о необычайном сходстве девочки и куклы и о своей потере, гимнаст изложил свой план: Суок сыграет роль куклы наследника, откроет клетку оружейника Просперо и они покинут дворец через тайный ход, который обнаружил Тибул.

По дороге во дворец они увидели учителя танцев Раздватриса, несшего в руках найденную сломанную куклу наследника.

Кукла с хорошим аппетитом

Ю. Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 9. Суок хорошо играла свою роль. Доктор объявил, что он не только переодел игрушку в новое платье, но и научил её петь, сочинять песенки и танцевать. Наследник Тутти был в полном восторге.

Были довольны и толстые правители, но они страшно разгневались, когда доктор в качестве награды потребовал отменить казнь восставших рабочих. Тогда доктор сказал, что кукла снова сломается, если его требование не будет исполнена и наследник будет очень недоволен.

Помилование было объявлено, доктор уехал домой, Суок осталась во дворце.

Ей очень понравились пирожные и у куклы появился аппетит, чему Тутти очень обрадовался – ему так скучно было завтракать одному. А ещё Суок услышала, как бьется железное сердце наследника Тутти.

Зверинец

Краткое содержание, рассказа «Три толстяка», глава 10. Толстяки хотели вырастить Тутти жестоким, поэтому лишили его общества живых детей, подарили зверинец, чтобы он видел только злых диких зверей.

Суок рассказала ему, что в мире есть богатство и бедность, жестокость и несправедливость, что трудящиеся обязательно свергнут власть толстяков и богачей. Она много рассказывала ему про цирк, что она умеет насвистывать музыку.

Тутти так понравилось, как она высвистывает песенку на ключике, который висел у него на груди, что он не заметил, как ключ остался у Суок.

Ночью девочка пробралась в зверинец и стала искать клетку с Просперо. Вдруг её окликнуло по имени страшное существо, похожее на гориллу. Страшный зверь умер, успев передать Суок небольшую дощечку: «Там написано всё».

Часть четвертая. Оружейник Просперо. Гибель кондитерской. Учитель танцев Раздватрис

Юрий Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, главы 11-12. Толстяки получили страшные известия о том, что на дворец идут восставшие.

Все сторонники власти бросились из дворца, но у зверинца они в страхе остановились: на них двигался Просперо, держа в одной руке за ошейник огромную пантеру, в другой – Суок.Он выпустил пантеру, а сам, вместе с Суок, стал пробираться в кондитерскую, — искать кастрюлю, где начинался тайный ход из дворца.

Верные толстякам гвардейцы схватили юную танцовщицу, когда она уже была готова прыгнуть в подземный ход вслед за Просперо. Оружейник вышел на волю, Суок должны были казнить.

Учителя танцев Раздватриса должны были доставить во Дворец по приказу Трех Толстяков, но его остановили гвардейцы, перешедшие на сторону народа. Им досталась и сломанная кукла наследника Тутти.

Победа

Юрий Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 13. В то время, когда Просперо бежал через подземный ход, в спальню Тутти по приказу канцлера вошли три человека. Они влили в ухо Тутти снотворное, усыпив его на трое суток, чтобы он своими слезами не помешал расправе над Суок.

Она сидела в караульном помещении, охраняемом гвардейцами, все еще верными толстякам. В тот момент, когда за ней пришел страшный канцлер, чтобы отвести её на суд Трех Толстяков, в караульную прошли три гвардейца, перешедшие на сторону восставших. Канцлер получил страшный удар и упал без сознания, а вместо Суок на суд отнесли сломанную куклу.

Судьи не могли добиться от куклы ни слова. Попугай, которого позвали в качестве свидетеля, повторил разговор Суок с Просперо и существом, умершем в клетке, которого звали Туб.

Суок приговорили к смерти от диких зверей. Но когда её положили перед тиграми, те никак не отреагировали на рваную, грязную куклу. Разразился скандал, но тут начался штурм дворца восставшим народом.

Победа восставших была полной, а трех толстяков посадили в ту клетку, где сидел Просперо.

Эпилог

На дощечке была написана история великого ученого Туба. По приказу Толстяков брата и сестру – Тутти и Суок – разлучили. Тутти стал наследником, а Суок отдали к бродячим артистам.

Туб по приказу Трех Толстяков сделал куклу, которая должна была остаться с наследником. Когда ему приказали заменить живое сердце Тутти железным, он отказался, за что его бросили в клетку.

Тутти на языке обездоленных значит «разлученный», а Суок — значит «вся жизнь».

Источник: https://www.syl.ru/article/202492/new_skazka-tri-tolstyaka-kratkoe-soderjanie-tri-tolstyaka-yuriya-olesha-syujet-personaji

Юрий Олеша — Зависть

«Он поет по утрам в клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровыйчеловек». Без этой хрестоматийной, ставшей летучей фразы, с которой начинается роман Олеши, необойтись. А речь в ней идет о бывшем революционере, члене Общества политкаторжан, ныне же крупномсоветском хозяйственнике, директоре треста пищевой промышленности Андрее Бабичеве.

Видит же еготаким — могучим гигантом, хозяином жизни — главный герой, человек, потерявшийся в жизни, НиколайКавалеров.Андрей Бабичев подобрал пьяного Кавалерова, валявшегося возле пивной, из которой его вышвырнулипосле ссоры.

Он пожалел его и дал на время приют в своей квартире, пока отсутствует его воспитанники друг, представитель «нового поколения», восемналцатилетний студент и футболист Володя Макаров.Две недели живет у Бабичева Кавалеров, но вместо благодарности испытывает к своему благодетелюмучительную зависть. Он презирает его, считает ниже себя и называет колбасником.

Ведь он,Кавалеров, обладает образным видением, чуть ли не поэтическим даром, который использует длясочинения эстрадных монологов и куплетов о фининспекторе, совбарышнях, нэпманах и алиментах. Онзавидует преуспеянию Бабичева, его здоровью и энергии, знаменитости и размаху. Кавалерову хочетсяпоймать его на чем-то, обнаружить слабую сторону, найти брешь в этом монолите.

Болезненносамолюбивый, он чувствует себя униженным своим приживальчеством и бабичевской жалостью. Онревнует к незнакомому ему Володе Макарову, чья фотография стоит на столе у Бабичева.Кавалерову двадцать семь лет. Он мечтает о собственной славе. Он хочет большего внимания, тогдакак, по его словам, «в нашей стране дороги славы заграждены шлагбаумами».

Он хотел бы родиться вмаленьком французском городке, поставить перед собой какую-нибудь высокую цель, в один прекрасныйдень уйти из городка и в столице, фанатически работая, добиться её.

В стране же, где от человекатребуется трезвый реалистический подход, его подмывает вдруг взять да и сотворить что-нибудьнелепое, совершить какое-нибудь гениальное озорство и сказать потом: «Да, вот вы так, а я так».Кавалеров чувствует, что жизнь его переломилась, что он уже не будет ни красивым, ни знаменитым.Даже необычайной любви, о которой он мечтал всю жизнь, тоже не будет.

Читайте также:  Краткое содержание бедный волк салтыков-щедрин точный пересказ сюжета за 5 минут

С тоской и ужасом вспоминаетон о комнате у сорокапятилетней вдовы Анечки Прокопович, жирной и рыхлой. Он воспринимает вдовукак символ своей мужской униженности. Он слышит её женский зов, но это будит в нем только ярость («Яне пара тебе, гадина!»).Кавалеров, такой тонкий и нежный, вынужден быть «шутом» при Бабичеве.

Он носит по указаннымадресам изготовленную по технологии Бабичева колбасу, «которая не прованивается в один день», ивсе поздравляют её создателя. Кавалеров же гордо отказывается от её торжественного поедания. Егоразбирает злоба, потому что в том новом мире, который строит коммунист Бабичев, слава «вспыхиваетоттого, что из рук колбасника вышла колбаса нового сорта».

Он чувствует, что этот новый, строящийсямир есть главный, торжествующий. И он, Кавалеров, в отличие Бабичева, чужой на этом празднике жизни.

Ему постоянно напоминают об этом, то не пустив на летное поле аэродрома, где должен состоятьсяотлет советского аэроплана новой конструкции, то на стройке еще одного детища Бабичева —«Четвертака», дома-гиганта, будущей величайшей столовой, величайшей кухни, где обед будет стоитьвсего четвертак.

Измученный завистью, Кавалеров пишет Бабичеву письмо, где признается в своей ненависти к нему иназывает тупым сановником с барскими наклонностями. Он заявляет, что становится на сторону братаБабичева — Ивана, которого однажды видел во дворе дома, когда тот угрожал Андрею погубить его спомощью своей машины «Офелии».

Андрей Бабичев тогда сказал, что его брат Иван — «лентяй, вредный,заразительный человек», которого «надо расстрелять». Чуть позже Кавалеров случайно оказываетсясвидетелем того, как этот толстый человек в котелке и с подушкой в руках просит девушку по имениВаля вернуться к нему. Валя, дочь Ивана Бабичева, становится предметом его романтическихустремлений.

Кавалеров объявляет Бабичеву войну — «…за нежность, за пафос, за личность, за имена,волнующие, как имя «Офелия», за все, что подавляете вы, замечательный человек».Как раз в тот момент, когда Кавалеров, намереваясь окончательно покинуть дом Бабичева, собираетсвои пожитки, возвращается студент и футболист Володя Макаров.

Растерянный и ревнующий Кавалеровпытается оклеветать перед ним Бабичева, но Макаров не реагирует, а спокойно занимает свое место натак полюбившемся Кавалерову диване. Письмо Кавалеров не решается оставить, но потом вдругобнаруживает, что по ошибке захватил чужое, а его так и осталось лежать на столе. Он в отчаянии.

Снова возвращается он к Бабичеву, ему хочется пасть в ноги благодетелю и, покаявшись, умолять опрощении. Но вместо этого он только язвит, а увидев появившуюся из спальни Валю, и вовсе впадает втранс — снова начинает клеветать и в конце концов оказывается вышвырнутым за дверь. «Все кончено,— говорит он. — Теперь я убью вас, товарищ Бабичев».

С этого момента Кавалеров в союзе с «современным чародеем» Иваном Бабичевым, учителем иутешителем. Он слушает его исповедь, из которой узнает про незаурядные изобретательскиеспособности Ивана, с детства удивлявшего окружающих и получившего прозвище Механик.

ПослеПолитехнического института тот некоторое время работал инженером, но этот этап в прошлом, теперьже он шатается по пивным, за плату рисует портреты с желающих, сочиняет экспромты и т. п. Но главное— проповедует.

Он предлагает организовать «заговор чувств» в противовес бездушной эресоциализма, отрицающей ценности века минувшего: жалость, нежность, гордость, ревность, честь, долг,любовь… Он созывает тех, кто еще не освободился от человеческих чувств, пусть даже и не самыхвозвышенных, кто не стал машиной. Он хочет устроить «последний парад этих чувств».

Он пылаетненавистью к Володе Макарову и брату Андрею, отнявших у него дочь Валю. Иван говорит брату, что тотлюбит Володю не потому, что Володя — новый человек, а потому, что сам Андрей, как простой обыватель,нуждается в семье и сыне, в отеческих чувствах. В лице Кавалерова Иван находит своегоприверженца.

«Чародей» намеревается показать Кавалерову свою гордость — машину под названием «Офелия»,универсальный аппарат, в котором сконцентрированы сотни разных функций. По его словам, она можетвзрывать горы, летать, поднимать тяжести, заменять детскую коляску, служить дальнобойным орудием.Она умеет делать все, но Иван запретил ей. Решив отомстить за свою эпоху, он развратил машину. Он, поего словам, наделил её пошлейшими человеческими чувствами и тем самым опозорил её. Поэтому он идал ей имя Офелии — девушки, сошедшей с ума от любви и отчаяния. Его машина, которая могла быосчастливить новый век, — «ослепительный кукиш, который умирающий век покажет рождающемуся».Кавалерову чудится, что Иван действительно разговаривает с кем-то сквозь щелку в заборе, и тут же сужасом слышит пронзительный свист. С задыхающимся шепотом: «Я боюсь ее!» — Иван устремляетсяпрочь от забора, и они вместе спасаются бегством.Кавалеров стыдится своего малодушия, он видел лишь мальчика, свистевшего в два пальца. Онсомневается в существовании машины и упрекает Ивана. Между ними происходит размолвка, но потомКавалеров сдается. Иван рассказывает ему сказку о встрече двух братьев: он, Иван, насылает своюгрозную машину на строящийся «Четвертак», и та разрушает его, а поверженный брат приползает кнему. Вскоре Кавалеров присутствует на футбольном матче, в котором принимает участие Володя. Онревниво следит за Володей, за Валей, за Андреем Бабичевым, окруженными, как ему кажется, всеобщимвниманием. Он уязвлен, что самого его не замечают, не узнают, и прелесть Вали терзает его своейнедоступностью.Ночью Кавалеров возвращается домой пьяным и оказывается в постели своей хозяйки АнечкиПрокопович. Счастливая Анечка сравнивает его со своим покойным мужем, что приводит Кавалерова вярость. Он бьет Анечку, но и это только восхищает её. Он заболевает, вдова ухаживает за ним.

Кавалерову снится сон, в котором он видит «Четвертак», счастливую Валю вместе с Володей и тут же сужасом замечает Офелию, которая настигает Ивана Бабичева и прикалывает к стене иглой, а затемпреследует самого Кавалерова.Выздоровев, Кавалеров бежит от вдовы.

Прелестное утро наполняет его надеждой, что вот сейчас онсможет порвать со своей прежней безобразной жизнью. Он понимает, что жил слишком легко исамонадеянно, слишком высокого был о себе мнения.

Он ночует на бульваре, но затем сновавозвращается, твердо решив поставить вдову «на место». Дома он застает сидящего на кровати Анечкии по-хозяйски распивающего вино Ивана.

В ответ на изумленный вопрос Кавалерова: «Что это значит?»— тот предлагает ему выпить за равнодушие как «лучшее из состояний человеческого ума» и сообщает«приятное»: «…сегодня, Кавалеров, ваша очередь спать с Анечкой. Ура!»

На нашем сайте Вы найдете значение «Юрий Олеша — Зависть» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юрий Олеша — Зависть, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «Ю». Общая длина 36 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1398592-uriy-olesha—zavist

Ссылка на основную публикацию