Краткое содержание оперы чайковского чародейка точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание, пересказ, изложение, сюжет оперы: Петр Ильич Чайковский. Чародейка

Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка точный пересказ сюжета за 5 минут

ЧАРОДЕЙКА

Опера в четырех актах

Либретто И. В. Шпажинского

Действующие лица:

Князь Никита Данилыч Курлятев,великокняжеский наместник в НижнемНовгородеКнягиня Евпраксия Романовна, жена егоКняжич Юрий, их сынМамыров, старый дьякНенила, сестра его, постельница княгиниИван Журан, княжеский ловчийНастасья, по прозвищу Кума, хозяйка заезжегодвора у перевоза через Оку, молодая женщинаФока, дядя ееПоля подругаБалакин, гость нижегородский баритонмеццо‑сопранотенорбасмеццо‑сопранобас-баритонсопранобаритонсопранотенор
ПотапЛукаш } гости торговые бас-баритонтенор
Кичига, кулачный боецПаисий, бродяга под видом чернецаКудьма, колдун басхарактерный тенорбаритон

Девушки, гости из Нижнего, приставы, княжеские холопы, охотники и псари, скоморохи, народ.

Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях в последней четверти XV века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1885 году внимание Чайковского привлекла популярная в то время драма И. В. Шпажинского (1848—1917) «Чародейка». По предложению композитора драматург написал по пьесе оперное либретто. Сочинение музыки началось в сентябре 1885 года. Премьера «Чародейки» состоялась 20 октября (1 ноября) 1887 года в петербургском Мариинском театре под управлением композитора.

Знание сцены, умение интересно и живо развить сюжет, склонность к мелодраматическим эффектам приносили пьесам Шпажинского большой, но преходящий успех.

Их содержание обычно исчерпывалось темами семейных отношений, остро, но поверхностно трактованными. В этом смысле «Чародейка» характерна для драматургии Шпажинского.

Однако Чайковский увидел в этой драме возможности для создания реалистической народно-бытовой трагедии.

Либретто оперы значительно отличается от пьесы. Количество актов уменьшено с пяти до четырех, большинство диалогов сокращено, исключен ряд второстепенных персонажей, изъяты отдельные сцены.

Одновременно были развиты некоторые существенные моменты драмы, как, например, вскользь упоминаемый в пьесе эпизод столкновения горожан с княжеской челядью, выросший в опере в развернутую массовую картину.

По предложению Чайковского был введен новый персонаж — колдун Кудьма.

В центре оперы находится образ Кумы — Настасьи, страстно любящей жизнь простой русской женщины. В борьбе за личное счастье раскрывается ее душевная стойкость, нравственная чистота и цельность.

Образ Настасьи, хозяйки корчмы, «чародейки», завлекающей постояльцев, наделен трагедийными чертами. Как писал Чайковский первой исполнительнице этой роли Э. К.

Павловской, «в глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и красота, которой только негде было высказаться».

Несмотря на активное участие Чайковского, либретто оперы получилось во многом несовершенным. Уже на репетициях оперы обнаружились длинноты, побудившие композитора сделать значительные сокращения в музыке.

Кроме того, либретто страдало стилистическими пороками; оно было изложено псевдонародным языком с примесью вульгарного бытового говора. Новая редакция текста оперы создана советским поэтом С. М.

Городецким для постановки Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1941).

МУЗЫКА

«Чародейка» представляет характерный для Чайковского тип лирико-психологической оцеры с острыми столкновениями, трагедийным конфликтом. От близких по духу произведений она отличается полнотой обрисовки русского народного быта.

Важную роль в музыкальной характеристике Настасьи играет народно-песенное начало, передающее широту и нравственную силу ее души. Глубоко национальны образы страстных, неистовых в любви и ненависти князя, княгини и княжича Юрия: колоритны зловещие фигуры дьяка Мамырова, бродяги Паисия, колдуна Кудьмы.

Большой выразительной силы достигает оркестр, рисующий картины широких волжских просторов, дремучих лесов, свирепой бури.

Первый акт открывается разгульной пляской-песней хора «Любо нам за Окой, у Камы молодой собираться». В лирически задумчивой песне «Пойду ль, выйду ль я» Настасья предстает как простая русская женщина. Особенно ярко ее образ раскрывается в широкой мелодии ариозо «Глянуть с Нижнего» (на ней основана оркестровая интродукция оперы).

Сцена встречи с князем предваряется тяжелой, властной темой в оркестре. Изумление присутствующих неожиданной милостью князя выливается в большом ансамбле — децимете с хором; разноречивые чувства его участников объединены общим настроением благоговейного восхищения перед могучей силой красоты. Акт завершается пляской скоморохов.

Второй акт пронизан резкими контрастами; напряжение возрастает, достигая кульминации в конце акта. Песня девушек за сценой «Как не туча стелет по небу» выдержана в духе протяжных лирических народных песен. Гневом и возмущением насыщено ариозо княгини «Так вот беда пришла откуда»; его мелодия решительна и энергична.

Лирически светло звучит дуэт княгини и сына «Дай нам бог в счастье жить». В кратком монологе Мамырова «Меня, меня плясать заставить!» жестокость и мстительность дьяка переданы угловатой речью, противостоящей мелодической распевности других действующих лиц. Ариозо князя «А образ той пригожницы всегда со мной» проникнуто горячим, страстным чувством.

Драматически напряженная сцена народного возмущения заключает собой этот акт.

Третий акт распадается на две части — сцены встречи Кумы с князем и с княжичем. Степенно-величавая мелодия симфонического вступления полна чувства внутренней силы и достоинства.

Эта мелодия главенствует в сцене Кумы с князем; на всем ее протяжении драматизм растет, достигая предельной остроты в заключительном эпизоде.

Спокойно и уверенно звучат начальные фразы обращения Настасьи к княжичу; в стремительном развитии воплощен большой диапазон чувств, обуревающих Куму: горькая ирония, трогательная мольба, страстная тоска, упоение счастьем.

Четвертый акт содержит трагическую развязку. Ее предвещает скорбное оркестровое вступление. Элегическое ариозо Юрия «Милее мне всего на свете» передает чувства любви и тревоги. Замечательное лирическое ариозо Кумы «Где же ты, мой желанный?» согрето нежным чувством и страстным порывом. В сцене встречи Юрия и Настасьи господствуют настроения бурной радости. Опера заканчивается картиной бури.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/100.html

Опера Петра Чайковского «Чародейка»

Драма «Чародейка. Нижегородское предание» попала в руки Петра Чайковского случайно. Она сразу привлекла интерес композитора, хотя с самого начала первоисточник пьесы показался несколько поверхностным и мелодраматическим, но и не лишенным эффектности.

Именно поэтому Чайковскому пришлось переосмыслить всю драматургию пьесы. Ни одна из опер композитора не подвергалась стольким переделкам. Произведение переписывалось снова и снова даже в дни подготовки премьеры. Привлекла же драма внимание Чайковского силой страстей.

Именно поэтому «Чародейка» завоевала такую любовь со стороны зрителей.

Первая постановка оперы «Чародейка» прошла в Мариинском театре Санкт-Петербурга 20 октября 1887 года под управлением автора.

Главные герои пьесы – князь Курлятов, родовитая Княгиня, его жена, прославившийся в битве с татарами их сын, Юрий и, с другой стороны, молодая вдова, красавица Настасья, которую люди называли «чародейкой», представляют собой два накладывающихся друг на друга «треугольника»; любовь – ненависть и один шаг между ними – основа страстей, развивающихся в драме.

Чайковский использовал некоторые напевы русских народных песен. Определяя своеобразие жанра «Чародейки», известный русский музыковед Б. В. Асафьев проницательно писал: «…она была первым по своей целеустремленности русским симфоническим и бытовым романом в русском музыкальном театре.

Именно рядом с природой, с действием у русской реки, с задушевными признаниями (отсюда песенно-романсный тонус), с русской гульбой в слободке заречной, с суеверными оберегами от жизни, с русской жестокой ревностью и местью, с жуткой страстью сильных суровых характеров… () То обстоятельство, что могучая красота женственности скрывается у Настасьи очень долго в оболочке Гулящей бабы, скорее усугубляет сценическую привлекательность ее…»

Сюжет оперы «Чародейка»

Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях в последней четверти XV века.

Далеко по Нижнему Новгороду разнеслась слава о красоте и гостеприимстве молодой вдовы Настасьи, хозяйки заезжего двора, что стоит на другом берегу Оки. За это же и ненавидят Настасью темные ревнители старины, нашептывающие, что она знается с нечистой силой, что она – злая чародейка..

На веселом дворе молодой вдовы Настасьи идет гулянье, льется вино, затеваются игры.. Много собирается у нее желающих «потешиться, на воле в веселии пожить да поиграть». Лодки, плывущие по Оке, привозят новых гостей. Настасья поет гостям о бескрайнем волжском просторе, рождающем в душе жажду такого же бескрайнего, беззаветно-широкого чувства.

В одной из них возвращается с охоты княжич Юрий; Настасья наслышана о его красоте и великодушии и ждет с нетерпением встречи. Но княжич, сторонящийся смелой чародейки, проплыл мимо. Не пришел желанный гость, а пожаловал нежеланный. Неожиданно разносится весть о приближении великокняжеского наместника Никиты Курлятева, отца Юрия.

По наговору дьяка Мамырова он прибыл, чтобы разогнать «бесовское гульбище». Среди гостей смятение: они знают грозный нрав князя – властного самодура. И гости вооружаются чем попало, готовясь силой защитить Настасью. Лишь она спокойна. Красота девушки, ее приветливый взгляд, исполненные достоинства слова смиряют княжеский гнев.

Пораженный красотой Настасьи, ее разумными речами, князь смягчается. Осушив чашу вина, он дарит ей золотой перстень со своей руки. Сама того не желая, покорила Настасья старого князя. Прерванное веселье возобновляют с еще большим куражом скоморохи.

Читайте также:  Краткое содержание солоухин закон набата точный пересказ сюжета за 5 минут

Настасья решает наказать оклеветавшего ее злобного дьяка Мамырова, мечтавшего расправиться с местом «поганства, пьянства и бесчинств». По распоряжению князя вынужден Мамыров вынужден плясать перед ним вместе со скоморохами.

В саду наместника грустит княгиня, покинутая князем. То и дело он уезжает на Оку. Мамыров, в отместку князю и Куме, убеждает княгиню в том, что чародейка Настасья околдовала ее мужа. Разгневанная, оскорбленная княгиня приказывает Мамырову неотступно следить за Кумой, мечтая жестоко отомстить сопернице.

Гордая княгиня, оставшись одна, клянется отомстить обидчице. Является старый князь, недовольный и гневный, поглощенный своим чувством к Куме. Княгиня упрекает его в измене и потере достоинства, грозится покарать «лихую бабу». Князь разгневан, он пытается защитить Настасью, но жена неумолима.

Разговор с княгиней, полный взаимного раздражения и угроз, лишь накаляет обстановку. Оба уходят.

В сад врывается разъяренная толпа, преследующая грабителя – одного из княжеских слуг. Мамыров берет его под защиту и приказывает схватить зачинщиков бунта. Вышедший на шум княжич Юрий успокаивает толпу, упрекая Мамырова за произвол. Народ расходится.

Бродяга монах Паисий сообщает, что князь опять уехал к Куме. Это известие переполняет чашу терпения княгини. Оскорбленная этой вестью до глубины души, княгиня изливает горе своему единственному защитнику, любимому сыну.

Княжич потрясен ее горем и обещает убить опутавшую отца своими бесовскими хитростями Чародейку.

Князь пришел вечером на постоялый двор, чтобы сломить сопротивление непокорной Кумы. Но тщетно он говорит о своей страсти, сулит золото и драгоценности; Кума непреклонна, не нужны ей ни золота, ни жемчуга. А когда, взбешенный ее упорством, князь пытается силой обнять ее, она отрезает: «Зарежусь! Скорей умру, чем сдамся»… В ярости князь уходит.

Только избавилась она от одной опасности, как узнает о другой: подруги принесли недобрую весть о том, что княжич Юрий поклялся убить ее. Но это не страшит Настасью. Жизнь не мила ей – незачем себя и беречь. Она гасит свет и, не заперев дверей, ложится. Неслышно входит Юрий. Обнажив нож, приближается княжич к ложу Настасьи.

Но не смог он поднять руку на Куму, он останавливается, восхищенный ее красотой. Настасья спокойна. Она чиста перед княгиней, перед княжичем, и она любит его больше жизни. В душе Юрия разгорается ответное чувство.

Дуэт победившего взаимного чувства завершает действие: «Когда ты гнев в душе моей, поведав все, смирила, Призором ласковых очей и речью зло смягчила».

Мрачный глухой лес на берегу Оки. К злому знахарю Кудьме пришла за ядом гордая княгиня, переодетая странницей. Она решила отомстить Куме за мужа и сына. Только скрылась она в землянке знахаря, как появляется Юрий с Настасьей. Здесь влюбленные решили встретиться, чтобы бежать и найти счастья в далеком краю.

Но этим планам не суждено осуществиться. В арии Кумы «Где же ты, мой желанный» ничего не осталось от ее чародейства, сильное, пламенное чувство отныне безраздельно владеет ею. Настасью встречает княгиня, переодетая нищей странницей. Она хочет сгноить соперницу зельем, полученным у колдуна, да таким, «которое бы по жилам кипящим оловом пошло».

Она подносит сопернице ковшик с отравленной водой. Настасья умирает на руках Юрия. Княгиня торжествующе открывает княжичу причину смерти чародейки. В отчаянии Юрий проклинает мать. По приказу княгини тело Кумы бросают в реку. Появляется старый князь, он не верит в смерть Настасьи.

Уверенный в том, что Юрий спрятал от него свою возлюбленную, он в исступлении убивает сына. Внезапно начинается буря. Князь остается один в лесу. Ужас охватывает сыноубийцу, его неотступно преследуют страшные видения.

Гремят удары грома, свирепеет с каждым мгновением буря, но еще страшнее, еще неистовее и безотраднее отчаяние, овладевшее сыноубийцей. Разум его мутится. Старый Князь, не в силах вынести тяжесть содеянного, падает замертво.

Фрагменты из оперы «Чародейка»

Источник: http://vmiremusiki.ru/opera-charodejka-chajkovskij.html

Краткое изложение Петр Ильич Чайковский. Чародейка

ЧАРОДЕЙКА

Опера в четырех актах

Либретто И. В. Шпажинского

Действующие лица:

Князь Никита Данилыч Курлятев,Великокняжеский наместник в НижнемНовгородеКнягиня Евпраксия Романовна, жена егоКняжич Юрий, их сынМамыров, старый дьякНенила, сестра его, постельница княгиниИван Журан, княжеский ловчийНастасья, по прозвищу Кума, хозяйка заезжегоДвора у перевоза через Оку, молодая женщинаФока, дядя ееПоля подругаБалакин, гость нижегородский БаритонМеццо сопраноТенорБасМеццо сопраноБас-баритонСопраноБаритонСопраноТенор
ПотапЛукаш } Гости торговые Бас-баритонТенор
Кичига, кулачный боецПаисий, бродяга под видом чернецаКудьма, колдун БасХарактерный тенорБаритон

Девушки, гости из Нижнего, приставы, княжеские холопы, охотники и псари, скоморохи, народ.

Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях в последней четверти XV века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1885 году внимание Чайковского привлекла популярная в то время драма И. В. Шпажинского (1848-1917) “Чародейка”. По предложению композитора драматург написал по пьесе оперное либретто. Сочинение

музыки началось в сентябре 1885 года. Премьера “Чародейки” состоялась 20 октября (1 ноября) 1887 года в петербургском Мариинском театре под управлением композитора.

Знание сцены, умение интересно и живо развить сюжет, склонность к мелодраматическим эффектам приносили пьесам Шпажинского большой, но преходящий успех. Их содержание обычно исчерпывалось темами семейных отношений, остро, но поверхностно трактованными.

В этом смысле “Чародейка” характерна для драматургии Шпажинского. Однако Чайковский увидел в этой драме возможности для создания реалистической народно-бытовой трагедии.

Либретто оперы значительно отличается от пьесы. Количество актов уменьшено с пяти до четырех, большинство диалогов сокращено, исключен ряд второстепенных персонажей, изъяты отдельные сцены.

Одновременно были развиты некоторые существенные моменты драмы, как, например, вскользь упоминаемый в пьесе эпизод столкновения горожан с княжеской челядью, выросший в опере в развернутую массовую картину.

По предложению Чайковского был введен новый персонаж – колдун Кудьма.

В центре оперы находится образ Кумы – Настасьи, страстно любящей жизнь простой русской женщины. В борьбе за личное счастье раскрывается ее душевная стойкость, нравственная чистота и цельность.

Образ Настасьи, хозяйки корчмы, “чародейки”, завлекающей постояльцев, наделен трагедийными чертами. Как писал Чайковский первой исполнительнице этой роли Э. К.

Павловской, “в глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и красота, которой только негде было высказаться”.

Несмотря на активное участие Чайковского, либретто оперы получилось во многом несовершенным. Уже на репетициях оперы обнаружились длинноты, побудившие композитора сделать значительные сокращения в музыке.

Кроме того, либретто страдало стилистическими пороками; оно было изложено псевдонародным языком с примесью вульгарного бытового говора. Новая редакция текста оперы создана советским поэтом С. М.

Городецким для постановки Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1941).

МУЗЫКА

“Чародейка” представляет характерный для Чайковского тип лирико-психологической оцеры с острыми столкновениями, трагедийным конфликтом. От близких по духу произведений она отличается полнотой обрисовки русского народного быта.

Важную роль в музыкальной характеристике Настасьи играет народно-песенное начало, передающее широту и нравственную силу ее души. Глубоко национальны образы страстных, неистовых в любви и ненависти князя, княгини и княжича Юрия: колоритны зловещие фигуры дьяка Мамырова, бродяги Паисия, колдуна Кудьмы.

Большой выразительной силы достигает оркестр, рисующий картины широких волжских просторов, дремучих лесов, свирепой бури.

Первый акт открывается разгульной пляской-песней хора “Любо нам за Окой, у Камы молодой собираться”. В лирически задумчивой песне “Пойду ль, выйду ль я” Настасья предстает как простая русская женщина. Особенно ярко ее образ раскрывается в широкой мелодии ариозо “Глянуть с Нижнего” (на ней основана оркестровая интродукция оперы).

Сцена встречи с князем предваряется тяжелой, властной темой в оркестре. Изумление присутствующих неожиданной милостью князя выливается в большом ансамбле – децимете с хором; разноречивые чувства его участников объединены общим настроением благоговейного восхищения перед могучей силой красоты. Акт завершается пляской скоморохов.

Второй акт пронизан резкими контрастами; напряжение возрастает, достигая кульминации в конце акта. Песня девушек за сценой “Как не туча стелет по небу” выдержана в духе протяжных лирических народных песен. Гневом и возмущением насыщено ариозо княгини “Так вот беда пришла откуда”; его мелодия решительна и энергична.

Лирически светло звучит дуэт княгини и сына “Дай нам бог в счастье жить”. В кратком монологе Мамырова “Меня, меня плясать заставить!” жестокость и мстительность дьяка переданы угловатой речью, противостоящей мелодической распевности других действующих лиц. Ариозо князя “А образ той пригожницы всегда со мной” проникнуто горячим, страстным чувством.

Драматически напряженная сцена народного возмущения заключает собой этот акт.

Читайте также:  Краткое содержание мёрдок чёрный принц точный пересказ сюжета за 5 минут

Третий акт распадается на две части – сцены встречи Кумы с князем и с княжичем. Степенно-величавая мелодия симфонического вступления полна чувства внутренней силы и достоинства.

Эта мелодия главенствует в сцене Кумы с князем; на всем ее протяжении драматизм растет, достигая предельной остроты в заключительном эпизоде.

Спокойно и уверенно звучат начальные фразы обращения Настасьи к княжичу; в стремительном развитии воплощен большой диапазон чувств, обуревающих Куму: горькая ирония, трогательная мольба, страстная тоска, упоение счастьем.

Четвертый акт содержит трагическую развязку. Ее предвещает скорбное оркестровое вступление. Элегическое ариозо Юрия “Милее мне всего на свете” передает чувства любви и тревоги. Замечательное лирическое ариозо Кумы “Где же ты, мой желанный?” согрето нежным чувством и страстным порывом. В сцене встречи Юрия и Настасьи господствуют настроения бурной радости. Опера заканчивается картиной бури.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/kratkoe-izlozhenie-petr-ilich-chajkovskij-charodejka/

Щелкунчик

Пролог

В канун Рождества советник медицины Штальбаум собирает в своем доме гостей. Сам хозяин и его жена с детьми – Мари и Францем, приветливо встречают пришедших на праздник.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В уютном доме все готово к празднику. Дети с нетерпением ждут рождественские подарки. Вспыхнула елка разноцветными огнями, начались танцы взрослых и детей. Родители дарят детям подарки.

Вдруг на пороге гостиной появляется незнакомец в маске. Он снимает ее, и все узнают доброго Дрроссельмейера, крестного Мари.

Дрроссельмейер показывает фокусы, а затем достает Щелкунчика и начинает рассказ об истории этой куклы.

Сказка закончилась, все апплодируют Дрроссельмейеру. Мари просит подарить ей Щелкунчика. В этот момент Франц отнимает куклу и ломает ее. Дрроссельмейер прогоняет несносного мальчишку, чинит Щелкунчика и дарит его Мари.

Праздничный вечер заканчивается, исполняется последний танец – гроссфатер. Гости расходятся. Елка гаснет. Мари пробирается в опустевшую гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика, оставшегося под елкой. Вместе с боем часов, словно по волшебству, появляется Дроссельмейер.

Вокруг все начинает преображаться: елка растет, и вместе с ней комната превращается в огромный зал. Щелкунчик и игрушки тоже увеличиваются и оживают. Вдруг в комнате появляются мыши во главе с Мышиным королем. Им противостоит отважный Щелкунчик с немногочисленной армией елочных игрушек.

Начинается бой: Щелкунчик храбро сражается с мышиной армией, но силы не равны. Еще немного… и Мышиный король одержит верх. Дрроссельмейер подает Мари горящую свечу, которую она, в отчаянии, бросает в Мышиного короля. В это время Щелкунчику удалось освободиться. Он пронзает саблей Мышиного короля, а остатки «серой» армии разбегаются в панике по своим норам.

Противник побежден. Чары рассеялись: Мари видит перед собой прекрасного Принца.

Взявшись за руки, Мари и Принц присоединяются к волшебному хороводу снежинок и через звездное небо спешат в королевство Принца.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Мари и Принц любуются звездным небом. Дрроссельмейер неотступно следует за ними. Волшебный шар, на котором они летят, опускается перед стенами сказочного города.

Дрроссельмейер проходит к воротам замка и открывает их волшебным ключом, потом незаметно исчезает. Мари и Принц входят в тронный зал. Их встречают Король, Королева и торжественная свита.

Жители волшебного города преподносят подарки и устраивают необыкновенный праздник, в завершении которого танцуют Мари и Принц.

Эпилог

Неожиданно возникает фигура Дрроссельмейер…. Все замерло: стены замка исчезают, появляется гостиная дома Штальбаумов. В углу комнаты – спящая Мари с куклой-Щелкунчиком. Проснувшись, девочка видит Дрроссельмейера. Она подбегает к нему, чтобы поблагодарить за чудесную Рождественскую сказку.

Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/p-chajkovskij-shelkunchik/brief/

Опера П. И. Чайковского “Чародейка” (стр. 1 из 2)

Опера П. И. Чайковского “Чародейка”

Опера в 4-х д. Либретто И.В.Шпажинского по его трагедии “Чародейка” (Нижегородское предание). Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях (в последней четверти XV века).

Опера создавалась в сент. 1885, Майданово – май 1887, там же.

Впервые исполнена 20 окт. 1887, Петербург, Мариинский Театр. Дирижер П.И.Чайковский. Режиссер О.О.Палечек. Художник М.И.Бочаров. Костюмы по рисункам Е.П.Пономарева.

Сюжет

I д.

На веселом дворе молодой вдовы Настасьи идет гулянье, льется вино, затеваются игры. К берегу причаливают лодки желающих “потешиться, на воле в веселии пожить да поиграть”. Отвечая на просьбы гостей, хозяйка, которую злые языки прозвали чародейкой, Кумой, заводит задушевную песню о Волге-матушке.

Мимо проезжает княжич Юрий, Настасью интригует молва о его великодушии и красоте. Но княжич сторонится чародейки. Внезапно появляется наместник Князь, прерывающий веселье. Жестокий, своенравный, он давно грозится уничтожить “гнездо гульбищ”. Среди гостей смятение.

Одни разбегаются, другие полны решимости защитить Настасью. Лишь она спокойна. Красота девушки, ее приветливый взгляд, исполненные достоинства слова окорачивают гнев вельможи. Он принимает приглашение к столу, дарит женщине, пораженный ее красотой, дорогой перстень.

Реакция на неожиданную милость Князя выражена в большом ансамбле-децимете с хором, где разноречивые чувства его участников подчиняются благоговению перед силой редкой красоты. Прерванное веселье возобновляют с еще большим куражом скоморохи.

Сопровождающий наместника злобный дьяк Мамыров, мечтавший расправиться с местом “поганства, пьянства и бесчинств” с подачи Кумы и по распоряжению князя вынужден присоединиться к бесшабашной пляске скоморохов.

II д.

Княгиня в тоске. С некоторых пор Князь ее покинул, зачастил в заезжий двор к Куме. Мамыров в отместку за издевательства над ним наместника и Настасьи оговаривает ее перед Княгиней как колдунью, сумевшую прельстить ее мужа.

Наместник же не в силах думать ни о чем другом, кроме Настасьи. Княгиня упрекает его в измене и потере достоинства, грозится покарать “лихую бабу”. Князь разгневан, он пытается защитить Настасью, но жена неумолима.

Узнавши об измене отца, княжич Юрий клянется убить разлучницу, вступившись за поруганную честь матери.

III д.

Две большие сцены диалога составляют содержание этого центрального акта драмы, за которой, по словам Чайковского, “неминуемо следует страшная и ужасная катастрофа”. Князь сулит Настасье богатство и довольство. Но она не отвечает его страсти, а на угрозы прибегнуть к силе, отрезает: “Зарежусь! Скорей умру, чем сдамся”… Наместник, полный тяжелых раздумий, уходит.

После небольшого трио Кумы, ее подруги Поли и дяди Фоки, которые предупреждают Настасью о грозящей смертельной опасности со стороны княжича, следует вторая вершина этого акта. Сцена уже начинается с кульминации. Характерна ремарка композитора: “Юрий роняет кинжал и, прикрыв рукою глаза, медленно идет к двери”.

Он поражен, ослеплен несказанной красотой молодой женщины. Противоречиво развертывается диалог героев. Настасья рассказывает Юрию об упорных преследованиях Князя. Юрий не в силах противостоять сильному, цельному чувству Кумы и страстно отвечает на ее любовь, властно овладевшую им.

Дуэт победившей взаимности завершает действие: “Когда ты гнев в душе моей, поведав все, смирила, Призором ласковых очей и речью зло смягчила”.

IV д.

Здесь – развязка драмы, трагическая гибель влюбленных. Уже в симфоническом антракте, предваряющем действие, ощутимо предчувствие роковой судьбы. В ариозо Кумы “Где же ты, мой желанный” ничего не осталось от ее чародейства, сильное, пламенное чувство отныне безраздельно владеет ею.

Пробирающихся по лесной тропе Настасью и Юрия, которые задумали бежать, преследует княгиня, переодевшаяся странницей. Она хочет сгноить соперницу зельем, полученным у колдуна, да таким, “которое бы по жилам кипящим оловом пошло”.

Ловко завладев доверием Настасьи Княгиня-странница, воспользовавшись отлучкой сына, дает Куме выпить отраву. Настасья умирает на руках прибывшего Юрия. Потрясенный горем, он проклинает мать. По приказу Княгини, труп Кумы сбрасывают в реку. Появившийся Князь не верит в смерть Настасьи и в исступлении гнева убивает сына.

На Оке разражается буря, сверкает молния, начинается гроза. Старый Князь, истерзанный страшными видениями, падает замертво.

Случайно попавшая в руки Чайковскому драма “Чародейка. Нижегородское предание” известного в то время И.Шпажинского сразу завладела его воображением и, вместе с тем, вызвала необходимость существенно переосмыслить первоисточник пьесы, не лишенный эффектности, но достаточно поверхностный, мелодраматический.

Драма привлекла внимание Чайковского прежде всего силой страстей, в ней заложенных.

Главные герои пьесы – князь Курлятов, родовитая Княгиня, его жена, прославившийся в битве с татарами их сын, Юрий и, с другой стороны, молодая вдова, красавица Настасья, прозванная “чародейкой”, взаимодействуют как два накладывающихся друг на друга “треугольника”; любовь – ненависть, сотрясающие пьесу, движут ее драматургию.

Читайте также:  Краткое содержание дюма графиня де монсоро точный пересказ сюжета за 5 минут

Пожелания композитора автору драмы, ставшему и либреттистом будущей оперы, сводились и к изменениям самих характеристик действующих лиц и к усилению специфики оперной драматургии. Так, в либретто исчез грубовато-бытовой колорит, который отличал пьесу Шпажинского. Чайковский попросил сократить число действий до 4-х. “В опере…

необходима сжатость и быстрота действия – иначе ни у автора-музыканта не хватит сил написать, ни у слушателя внимательно дослушать…”, – объяснял Чайковский свою позицию. Композитор также настоял на введении самостоятельной народной сцены восстания нижегородцев против насилия наместника.

Развита роль масс и в последнем акте, который написан Шпажинским заново.

Интересами драматургии продиктованы и более мелкие изменения: в первую народную сцену для контраста введен эпизод ссоры, а в третьем акте полукомедийный эпизод подвыпившего Фоки заменен глубоко драматичным трио – подруги Кумы, Поли, Фоки и самой Насти, обсуждающих готовящееся покушение на Куму. По предложению Чайковского был введен новый персонаж – колдун Кузьма.

Ни одна из опер Чайковского не подвергалась стольким переделкам – и в период создания черновых эскизов, и во время инструментовки, и даже в дни подготовки премьеры, как “Чародейка”. В музыке оперы Чайковский использовал некоторые напевы русских народных песен. Определяя своеобразие жанра “Чародейки”, известный русский музыковед Б.В.Асафьев проницательно писал: “…

она была первым по своей целеустремленности русским симфоническим и бытовым романом в русском музыкальном театре.

Именно рядом с природой, с действием у русской реки, с задушевными признаниями (отсюда песенно-романсный тонус), с русской гульбой в слободке заречной, с суеверными оберегами от жизни, с русской жестокой ревностью и местью, с жуткой страстью сильных суровых характеров…

” И все это многообразие объединено главной героиней оперы, Настасьей, Кумой – проницательной женщиной, цельной натурой, трагическая судьба которой предопределена ее особой красотой.

Никто лучше самого Чайковского не определил эту особость: “То обстоятельство, что могучая красота женственности скрывается у Настасьи очень долго в оболочке Гулящей бабы, скорее усугубляет сценическую привлекательность ее…” Красота вносит с собою раздор, по существу, объяснимы все перипетии “Чародейки” – как сочувствие, так и сопротивление ее красоте, руководимое завистью, алчностью, хищничеством (Княгиня, которая ослеплена чувством оскобленной оставленной женщины и родовитой аристократки, и Князь, ее муж – жестокий насильник, разбуженный подлинной страстью к Куме).

Не только Настасья, но и наместник – Князь Курлятев, неистовый в страстях и неудержимый в деспотизме, и его жена – сильная, властная, гордо самолюбивая натура – выписаны тонко и психологически глубоко. Составляя круг контрдействия, Князь и Княгиня обрисованы в то же время отнюдь не прямолинейно.

Каждый показан в противоречии свойств, у каждого своя роковая роль в движении драмы к катастрофе. Не только главные, но и второстепенные персонажи важны для Чайковского: остаются в памяти угловатый речитатив дьяка Мамырова, окарикатуренные интонации церковного пения, сопровождающие беглого монаха, пьяницу и доносчика Паисия.

Глубокое чуткое чувство Родины возвышает всю творческую концепцию “Чародейки”.

Четыре акта оперы состоят из ряда больших, непосредственно следующих друг за другом сцен; включенные в них ариозо, диалоги, хоры не препятствуют непрерывному потоку симфонически развиваемой музыки, отмеченной единством вокальной и инструментальной партий.

Перед нами излюбленная Чайковским симфонизированная драма. От спокойно-величавого созерцания Оки – Волги и быта заречной слободы через сквозное становление страстей и интриг к финалу, где развязка человеческой любви и ненависти поглощается грозой и бурей. Нагнетание идет через весь четвертый акт и завершается человеческая катастрофа разбушевавшейся катастрофой в природе.

По-своему действует, “поет” в “Чародейке” русская природа. Волга и оказалась – в ее течении и в перспективности видов на могучий ее простор – главной, симфонически раскрываемой темой всей оперы…

Недаром вступление к “Чародейке” развивается из напева-тезиса: “Глянуть с Нижнего”, становящегося величанием красоты стихийного речного простора, красоты, которую не затуманить никакому наплыву человеческих хищных страстей”.

“Чародейка” стала крупным этапом в развитии Чайковского-драматурга.

Здесь композитор продвинулся вперед в смысле свободного и логичного сочинения конструктивно четких музыкальных форм и непрерывности нарастающего действия, здесь еще теснее и органичнее смыкаются вокальная, хоровая и оркестровая части произведения. “Чародейка” – шаг вперед и как возвышение индивидуального до общезначимого, лирического до эпического.

Источник: http://MirZnanii.com/a/315929/opera-p-i-chaykovskogo-charodeyka

Краткое содержание

  Главная    Большой театр    об опере “Чародейка”

Краткое содержание

Действие первое

На веселом заезжем дворе молодой вдовы Настасьи, прозванной Кумой, идет гулянье, льется вино, затеваются игры. По просьбе гостей хозяйка, которую злые языки прозвали чародейкой, заводит задушевную песню о Волге-матушке. Мимо проезжает княжич Юрий, Настасью интригует молва о его великодушии и красоте. Но княжич сторонится чародейки.

Внезапно появляется наместник — князь Курлятев, прерывающий веселье. Жестокий, своенравный, он давно грозится уничтожить «гнездо гульбищ». Среди гостей смятение. Одни разбегаются, другие полны решимости защитить Настасью. Лишь она спокойна. Красота Кумы, ее приветливый взгляд, исполненные достоинства слова смягчают гнев вельможи.

Он принимает приглашение к столу и, пораженный красотой Кумы, дарит ей дорогой перстень. Прерванное веселье возобновляют с еще большим куражом скоморохи.

Сопровождающий наместника дьяк Мамыров, мечтавший расправиться с местом «поганства, пьянства и бесчинств», по распоряжению князя, наученного Кумой, вынужден присоединиться к бесшабашной пляске скоморохов. 

Действие второе

Княгиня в тоске: Князь ее покинул, зачастив в заезжий двор к Куме. Мамыров в отместку за издевательства над ним наместника и Настасьи оговаривает ее перед Княгиней как колдунью, сумевшую прельстить ее мужа. Наместник же не в силах думать ни о чем другом, кроме Настасьи.

Княгиня упрекает его в измене и потере достоинства, грозится покарать «лихую бабу». Князь разгневан, он пытается защитить Настасью, но жена неумолима. 
В княжий сад врывается толпа, преследуя княжеских слуг, среди бела дня грабивших торговый люд.

Мамыров берет грабителей под свою защиту и приказывает челяди вязать зачинщиков. На шум побоища выходит княжич Юрий. Он прекращает драку, упрекает Мамырова в несправедливости и отпускает народ по домам. Княгиня оскорблена отсутствием Князя, снова уехавшего за Оку, и поверяет свое горе сыну.

Узнав об измене отца, княжич Юрий клянется убить разлучницу, вступившись за поруганную честь матери. 

Действие третье

Изба Кумы. Князь сулит Настасье богатство и довольство. Но она не отвечает его страсти, а на угрозы прибегнуть к силе отрезает: «Зарежусь! Скорей умру, чем сдамся»… В тяжелых раздумьях наместник уходит. Поля и Фока предупреждают Настасью о грозящей смертельной опасности: княжич поклялся убить ее.

Но Кума не собирается скрываться. Оставшись одна, она ждет Юрия. Неслышно входит Юрий. Обнажив нож, подходит княжич к ложу Настасьи. Но рука его не поднимается на спящую. Настасья открывает глаза — она чиста перед княгиней, перед княжичем, она любит его больше жизни.

Покоренный Юрий не может сдержать нежности и восхищения. 

Действие четвертое

Лесная чаща на берегу Оки. К злому знахарю Кудьме пришла за ядом переодетая странницей гордая княгиня, решившая отомстить Куме за мужа и сына. Только скрылась она в землянке знахаря, как появляется Кума: в далеком краю собирается она искать счастья с любимым, покинувшим отчий дом ради нее.

Завладев доверием Настасьи, Княгиня-странница дает Куме выпить отраву. Настасья умирает на руках прибывшего Юрия. Потрясенный горем, он проклинает мать. По приказу Княгини, труп Кумы сбрасывают в реку. Появившийся Князь не верит в смерть Настасьи и в исступлении убивает сына. На Оке разражается буря, сверкает молния, начинается гроза.

Старый Князь, истерзанный страшными видениями, падает замертво.

Краткое содержание
Действующие лица и исполнители

Источник: http://www.mirbiletov.com/bolshoy_teatr/ob_opere_charodeyka/kratkoe_soderzhanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector