Краткое содержание оперы дон жуан моцарта точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание, пересказ, изложение, сюжет оперы: Вольфганг Амадей Моцарт. Дон-Жуан

Краткое содержание оперы Дон Жуан Моцарта точный пересказ сюжета за 5 минут

ДОН-ЖУАН

Опера в двух актах1

Либретто Л. да Понте

Действующие лица:

Дон-ЖуанКомандорДонна Анна, его дочьДон Оттавио, жених донны АнныДонна ЭльвираЛепорелло, слуга Дон-ЖуанаЦерлинаМазетто баритонбассопранотенорсопранобассопранобас

Крестьяне, крестьянки, музыканты и слуги.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах.

Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина (1571—1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и Гольдони. В XIX столетии к образу Дон-Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и др.

Неоднократно использовали эту тему и музыканты — в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка «Дон-Жуан»; известен также целый ряд опер на тот же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон-Жуане получала разную трактовку.

В некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску, Дон-Жуан охарактеризован как преступный, грубый сластолюбец, получающий заслуженное возмездие. Но нередко в его образе подчеркивались иные, привлекательные черты — бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски идеала, смелый бунт против обветшалых норм морали.

После огромного успеха «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон-Жуана». К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года, премьера состоялась в Праге 29 октября того же года.

Для венской постановки (7 мая 1788 года) в музыку оперы автором были внесены некоторые изменения. Либретто, написанное Л. да Понте (1749—1838) на итальянском языке, выдержано в комедийном плане. Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии.

Композитор создал замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров.

Дон-Жуан Моцарта — образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии.

Остальные персонажи оперы — неразлучный спутник Дон-Жуана Лепорелло, одновременно и восхищающийся своим барином и порицающий его, гордая донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто — занимают подчиненное положение.

Их поступки, мысли и чувства связаны с действиями Дон-Жуана.

МУЗЫКА

Моцарт назвал свою оперу «dramma giocosa», что означает «веселая драма», или, в свободном переводе, трагикомедия. Название это подчеркивает своеобразие произведения, в котором сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и бытовое. Эта особенность придает опере большую жизненную правдивость.

Мастер музыкально-психологической характеристики, Моцарт ярко и выразительно рисует в ариях чувства своих героев, а их взаимоотношения, порой тонкие и сложные, раскрывает в многочисленных ансамблях.

Драматургия оперы строится на сопоставлении противоположных начал — радости, света и рокового возмездия, бурлящего потока жизни и холода смерти, воплощенных в образах Дон-Жуана и командора.

На контрасте мрачного, трагического вступления и брызжущей весельем следующей за ним части основана увертюра.

В первом акте — быстрое чередование различных эпизодов. Небольшая шутливо-грубоватая ария Лепорелло «День и ночь изволь служить» рисует образ этого комического персонажа.

В музыке драматического терцета одновременно воплощены тяжелое раздумье Дон-Жуана, прерывистая речь умирающего командора, испуг Лепорелло. Бурной, страстной взволнованностью насыщена ария оскорбленной Эльвиры «Где он, узнать решила».

В обращенной к Эльвире арии Лепорелло «Вот извольте» комическая скороговорка сменяется плавным, нежно-вкрадчивым менуэтом, пародирующим обольстительные речи Дон-Жуана.

Красота мелодики и выразительность отличают дуэт Дон-Жуана и Церлины «Ручку мне дашь свою ты»; мягкая, обволакивающая чувственной прелестью речь Дон-Жуана звучит все настойчивее, в то время как все более робкими становятся музыкальные фразы колеблющейся Церлины. Возвышенно-благородный склад души донны Анны раскрывается в арии «Теперь нам известно».

Источник: http://vsekratko.ru/opera/005.html

Опера “Дон Жуан” – Факты, видео, содержание

В. Моцарт опера «Дон Жуан»

В основе оперы В. Моцарта «Дон Жуан» лежит легенда о дерзком и отважном искусителе, который с легкостью покорял женские сердца. Со времен своего возникновения этот сюжет занимал умы многих великих писателей и композиторов, которые постоянно обращались к нему.

Примечательно, что менялась лишь окраска главного героя, порой, он был описан, как преступный и грубый злодей, который в финале получал заслуженное наказание.

Но иногда авторы выделяли совершенно другие черты Дон Жуана, его ловкость, остроумие, привлекательность и бесстрашие, с которым он борется с устаревшими нормами морали.

Какой же главный герой в опере Моцарта? Сам композитор, назвал свое произведение веселой драмой и в нем с особой изящностью переплетаются трагическое и комическое, бытовое и возвышенное.

Опера полна выразительных номеров, в которых раскрываются истинные чувства героев, традиционных сцен с переодеваниями и даже сценой рокового возмездия.

А Дон Жуан предстает перед нами смелым, обаятельным и необычайно энергичным героем.

Действующие лица Голос Описание
Дон Жуан баритон распутный молодой дворянин
Дон Педро бас командор, глава Севильи
Донна Анна сопрано дочка Дона Педро, помолвлена с Доном Оттавио
Дон Отавио тенор жених Донны Анны
Донна Эльвира сопрано дворянка из города Бургос
Лепорелло бас слуга Дона Жуана, ведет журнал с похождениями хозяина
Мазетто бас фермер
Церлина сопрано невеста Мазетто

Краткое содержание

Дон Жуан пытается соблазнить очередную красотку, переодевшись ее женихом доном Оттавио и терпит поражение. Отец обманутой донны Анны – Командор вызывает на дуэль обидчика и терпит поражение.

Это все не останавливает Дон-Жуана и он отправляется дальше на поиски приключений. Теперь его заинтересовала молодая невеста Церлина и герой пытается увести ее прямо из под носа жениха Мазетто.

Несмотря на всю хитрость и ловкость, он терпит поражение, ведь девушка непреклонна и остается верна своему суженному.

А вот самого Дон-Жуана ждет неприятный сюрприз, обманутая донна Эльвира, а также донна Анна с женихом хотят отомстить соблазнителю и пытаются схватить его. Но и с этими неприятностями главный герой справляется с завидной ловкостью.

Чтобы доказать свое бесстрашие он приглашает на ужин статую убитого им Командора. В разгар трапезы появляется приглашенный гость и увлекает Дон-Жуана, отказавшегося покаяться под землю.

Заканчивается опера торжеством мстителей, радующимся что злодей все же понес наказание.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт
90 мин. 85 мин.

 Фото:

Интересные факты

  • Интересно, что многие деятели искусства считали это произведение величайшим творением в истории музыки.  Однако другой венский классик Л. Бетховен выделял все же «Волшебную флейту», так как считал сюжет «Дон-Жуана» аморальным.
  • Опера была написана за достаточно короткие сроки, так заказ был получен в мае 1787 года, в октябре этого же года прошла премьера. Увертюра же написана была и вовсе накануне представления.
  • Нередко можно встретить легенду, что во время написания оперы композитор и либреттист встречались в Праге с Казановой, чтобы получить консультацию, однако, это факт не подтвержден документально.
  • Либреттист Лоренцо да Понте в своем сценарии для оперы решил вписать два своих любимых итальянских продукта: вино Марзимино и сыр Джиунката.
  • Всем известное название оперы “Дон Жуан”- первоначально было не таким. Первоначально произведение называлось “Наказанный распутник, или Дон Жуан”.
  • В своих дневниках Лоренцо да Понте вспоминал интересную ситуацию, которая его вдохновляла во время сочинения либретто к опере. Он писал, что работал за письменным столом около двенадцати часов подряд. Лоренцо был окружен токайским вином, чернильницей и портсигаром. В то время в его доме жила мать с очаровательной дочерью шестнадцати лет, помогающая в бытовых вопросах. Он сожалел, что не мог относиться к ней, как к дочери. Каждый раз после того, как Лоренцо пользовался колокольчиком (по его словам, делал он это часто, особенно, когда муза покидала его), в его комнате появлялась эта деушка. Она приходила либо с бисквитом, либо с чашечкой кофе, либо просто появлялась без всего. Лоренцо писал, что у нее было милое лицо, она была всегда живая, всегда улыбалась, а главное, делала все именно так, как нужно было писателю: после таких “встреч” ее вдохновение приобретало новую силу, и находились великолепные решения. Этот отрывок из дневника показывает, что сам Да Понте был легкомысленным и любвеобильным мужчиной, как Дон Жуан.
  • Лоренцо да Понте написал либретто меньше, чем за месяц.
  • Зафиксирован случай, как Моцарт, недовольный работой оперной дивы, исполняющей партию Церлины, во время репетиции лично вышел на сцену. Ему не нравилась реакция актрисы на предложение Дон Жуана во время бала, которое было довольно откровенно, и даже не пристойно. Автор поднялся на сцену, подошел к певице и что-то прошептал ей на ухо, а затем шлепнул по попе. Ответ не заставил себя долго ждать: ошарашенная актриса пнула композитора. Тогда, удовлетворенный поступком дивы, маэстро сказал, что именно такую реакцию он и ожидал, потому что она натуральная и настоящая, а не то что до этого изображала певица.
  • Удивительно, что премьера оперы была удачной и вызвала положительные впечатления у публики. У многих актеров не были выучены партии, так как композитор дописывал их в последние дни, и многие получили ноты прямо перед началом выступления.

Музыка

Dramma giocosa – такое определение дал своей опере автор. Веселой драмой, или, существует еще перевод, трагикомедией – получился “Дон Жуан”.

Данное определение в полной мере раскрывает суть и всю картину произведения: сплетение трагического и комического, возвышенного и бытового. Эти моменты, показывают музыкальное сочинение жизненным и правдивым.

До Моцарта, еще никто не сочинял подобных комических опер, с таким необычайным накалом страстей.

Композитор великолепно олицетворяет героев с помощью музыкально-психологических характеристик, которыми он владел в совершенстве. Каждая ария яркая и выразительная, с определенным чувством.

Отношения между героями охарактеризованы музыкально тонко, а раскрытие этих взаимоотношений наблюдается в череде ансамблей.

“Дон Жуан” очень серьезно продуман драматургически, так как основное построение действий идет от сопоставления противоположных начал, например: Дон Жуан и Командор, где в первом бурлящая жизнь, а во втором смертный холод.

Моцартовский образ Дон Жуана непрост и многогранен. Несмотря на то, что музыкальный гений развратника “убивает”, он все равно его старается облагородить. Так, мы видим Дон Жуана отважным, обаятельным, в котором течет беспредельная жизненная энергия.

Другие оперные герои: Лепорелло – товарищ, который всегда вместе со своим хозяином, то восхищается им, то не одобряет его действия, замечательные донны: Анна, Эльвира, Церлина и другие – в драме они подчиняются вышестоящим людям.

Все действия, мысли, чувства, желания этих персонажей тесно сплетены с поступками главная героя развратника.

Читайте также:  Краткое содержание железная дорога некрасова точный пересказ сюжета за 5 минут

Психологическая музыкальная драма состоит из 2-ух действий, в конце каждого большая финальная сцена. В произведение постоянная смена вокально-музыкальных сцен на речитативы, низкие мужские голоса – в преимуществе, множество картин с переодеваниями и потасовками.

Популярные арии

Ария Лепорелло “Madamina, il catalogo e questo” – слушать

Ария Дона Жуана “Fin ch’han dal vino” – слушать 

Ария Донны Анны “Ah No, Mio Bene! … Non Mi Dir” – слушать

Дуэттино Дона Жуана и Церлины “La ci darem la mano” – слушать

История создания

Может показаться, что в основе сюжета исторические данные, с реальным персонажем. Но на самом деле Дон Жуан – это легенда. Средневековый, испанский миф о бесстрашном мужчине, который был дерзок, ловок, вечно искал приключения и любил соблазнять дам. Эта небылица была очень известна в странах Европы.

Премьера оперы А. Моцарта “Свадьба Фигаро” с триумфом прошла в Пражском театре. После успешного показа “свадьбы”, театр заказал у композитора новое музыкально-вокальное произведение (инициатором и спонсором был предприниматель Паскуаль Бондини).

Моцарт сам выбрал историю о “Дон Жуане” для новой оперы. Всего 6 месяцев музыкальный гений сочинял музыку к драме. Приступив к работе в мае 1787 года, уже в конце октября спектакль был готов к премьере. Интересно, что постановка в Вене (май 1788г.

) состоялась уже с некоторыми музыкальными изменениями автора. Лоренцо да Понте, либреттист, который занимался текстом для музыкального произведения Моцарта. Либретто классическое: итальянский язык, выдержанный комедийный план. Но Вольфганг Амадей своей музыкой вышел за границы комедии.

Им была создана замечательная, глубокая опера: страстная, сталкивающая острые характеры.

Для Моцарта и да Понте работа над оперой не была тягостной, наоборот, она была легкой. Композитор считал, что премьеры оперы прошла с таким огромным успехом, что больше уже некуда.

Постановки

29 октября 1787 года Прага и ее жители увидели премьеру спектакля “Дон Жуан”.

Первоначально планировалось показать оперу на 15 дней раньше, но исполнительский состав не успел доучить свои партии, да и сам композитор не дописал некоторые ноты, поэтому ему пришлось работать чуть ли не в последнюю ночь перед премьерой, а сами певцы увидели свои партии перед началом спектакля. Даже с учетом всех этих недочетов и казусов, опера получила громаднейший успех.

Вторую постановку увидела Вена 7 мая 1788 года, в дополненном варианте. К тому времени Моцарт дописал несколько номеров, а некоторые убрал из партитуры. В конце музыкальной драмы Дон Жуан умирал.

Премьера в России состоялась 21 апреля 1828 года. Первый город, который поставил эту оперу был Санкт-Петербург (Большой театр). А.К. Шеллер перевел текст с оригинала на русский, А. Каноппи занимался декорациями.

Василию Самойлову, Сергею Байкову, Александру Иванову, Марии Шелиховой, Матвею Шувалову, Нинфодоре Семеновой и другим оперным певцам выпала честь участвовать в первой российской постановке.

Большой театр Москвы впервые увидел премьеру “Дон Жуана” в конце января 1839 года.

На данный момент музыкальная драма пользуется большой популярностью и исполняется во всех странах мира. Самые известные театры с удовольствиям ставят спектакли по “Дон Жуану”, но в современном облике. Костюмы, декорации и другая атрибутика уже 21 века, а не 19.

В заключении хочется сказать, что эта драма актуальна и в наше время, именно поэтому она так популярна и востребована. Великий Моцарт вместе с Лоренцо да Понте создали вечное музыкальное произведение, которое и через века будет также часто ставится на мировых сценах.

«Дон-Жуан» является одной из вершин оперного искусства XVIII века и по праву входит в репертуар многих музыкальных театров мира.

Предлагаем вам ознакомиться с великим творением гения, посмотреть оперу «Дон-Жуан» и открыть для себя загадочного героя-соблазнителя с новой стороны.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть оперу «Дон Жуан»

Мы рады вам предложить оперных певцов и симфонический оркестр для исполнения арий и отрывков из оперы «Дон Жуан» на вашем мероприятии.

Источник: http://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-don-zhuan

Дон Жуан (Моцарт)

Гениальный Моцарт на протяжении всей своей творческой жизни создавал многочисленные музыкальные шедевры, одним из которых стала опера Дон Жуан, обладающая двумя действиями.

Итальянское либретто к произведению было создано Да Понте, часть которого составляла опера Гаццаниги, положенная на либретто Бертати. В основе обоих произведений гениальное произведение – «Каменный гость».

Впервые произведение представлял Национальный театр в Праге в конце октября 1787 года.

Действия оперы разворачиваются в XVII веке в испанской Севилье и ее окрестностях.

Сюжет основан на старинной легенде, которая рассказывает о дерзком авантюристе, любителе женского пола. Легенда зародилась в средневековой Испании, но стала популярной во всем мире.

Впервые сюжет был использован испанцем Молина – известным драматургом. К образу героя-любовника обращались Мольер и Байрон, Гофман и Пушкин, Мериме и другие. Глюк поставил в Вене балет.

Все известные оперы, написанные по сюжету легенды, обладают самыми разными трактовками: положительными и отрицательными.

Работать над Дон Жуаном Моцарт начинает в конце весны 1787, а уже в конце октября произведение было поставлено на сцене пражского театра.

Майская премьера в Вене основана на пражской опере, но с определенными изменениями. В частности отмечается тот факт, что либретто носит комедийный образ.

Однако со стороны музыки произведение Моцарта изобилует глубиной, страстью и столкновениями различных характеров.

Содержание произведения начинает свое раскрытие со сцены перед домом Командора, где ходит Лепорелло – слуга Дон Жуана, жалующийся на свою судьбу. Его тираду прерывает шум: это из дома выбегает дочь командора и Дон Жуан в маске.

На шум выходит отец и вступает в схватку с незнакомцем в маске, стремясь защитить свою дочь. Главный герой оперы и его слуга убегают, дочь плачет над телом отца, а ее жених – дон Оттавио дает клятву о мести, что поддерживает и Анна.

Дон Жуан не оставляет свои авантюры, что приводит его к встрече со старой возлюбленной – донной Эльвирой. Женщина любит ловеласа, и осыпаемый морем упреков он удаляется. А слуга, дабы утешить женщину, открывает перед ней весь список женщин, которых соблазнил Дон-Жуан.

Краткое содержание произведения продолжается сценой праздника в селе, куда попадают герои. Дон Жуан беседует с крестьянкой Церлиной, но его коварным планам мешает донна Эльвира. Благодаря инциденту донна Анна узнает отцеубийцу и решает мстить.

Но Дон Жуан не собирается отказываться от Церлины, что дает ему повод устроить в замке праздник для крестьян. У девушки есть жених, ревнивца зовут Мазетто и он, спрятавшись в беседке, наблюдает за тем, как ведут себя Дон Жуан и Церлина.

У беседки и случается встреча Дон Жуана, Церлины и Мазетто, которого авантюрист и приглашает с невестой на праздник.

Следующая сцена разворачивается в залах замка, где танцуют гости. Именно туда приходят мстители, на лицах которых – маски: донны Эльвира и Анна, а также дон Оттавио.

Лепорелло отдает приказ отвлечь жениха, а сам увлекает крестьянку в уединенную комнату, откуда вскоре слышны крики о помощи. Все спешат помочь девушке.

Дон-Жуан говорит о своей невиновности, но никто не верит и ему грозят жестокими карами.

Несмотря ни на что Дон-Жуан продолжает свои любовные поиски, и он останавливает свой взор на камеристке Эльвиры. Ради того, чтобы попасть к девушке он переодевается слугой, а Эльвиру выманивает на улицу нежной серенадой.

Донна выходит и следует за переодетым слугой, думая, что это Дон Жуан. Однако войти в дом он не может из-за Мазетто и ищущих его крестьян. Воспользовавшись тем, что он переодет, авантюрист направляет крестьян по ложному пути.

Оставшийся Мазетто теряет оружие, жестоко избивается Дон Жуан, который скрывается. Жениха утешает Церлина.

Донна Эльвира, продолжая следовать за переодетым слугой, попадает в дом донны Анны, где встречаются все герои оперы. Переодетый Лепорелло чуть не погибает под кулаками нападавших, но успевает доказать, что он не господин, но слуга.

Следующую сцену автор оперы раскрывает на кладбище, куда приходят слуга и господин. Их встреча случается у могилы Командора, которому установили внушительную статую. Дон Жуан хвастается слуге своими новыми любовными подвигами. Звучит загробный голос Командора, возвещающего о том, что ночью Дон Жуан умрет. Смеясь, авантюрист приглашает статую к себе на ужин, на что получает согласие.

На веселом ужине у Дон Жуана появляется с упреками Эльвира, но, не добившись ничего, она собралась уходить. Однако в дверях она и Лепорелло сталкиваются со статуей Командора. От Каменного гостя поступает в адрес Дон Жуана предложение покаяться во всех грехах, но тот отказывается.

Тогда Командор берет его за руку и оба отправляются в ад. Встреча и разговор сопровождаются громом и молнией. Но как только герои исчезли, зажегся яркий свет. Из уст участников истории звучит истина о том, что добродетель всегда торжествует, а порок получает заслуженное наказание.

Сегодня слушать самые знаменитые арии из оперы Дон Жуан на сайте клуба «Орфей» могут все любители оперных шедевров бесплатно и в режиме онлайн. Здесь же размещаются самые новые и исторические видео разнообразных постановок, находящиеся в открытом доступе. 

Источник: http://orfey.club/opyeri/don-zhuan-motcart/

миланский “ДОН ЖУАН”, краткое содержание

Дон Жуан, или Наказанный развратник – «весёлая драма» в двух актах В. А. Моцарта на либретто Лоренцо да Понте.

Прага без ума от «Свадьбы Фигаро», и в феврале 1787 года Моцарт подписывает контракт с театральным предпринимателем Паскуале Бондини на сочинение новой оперы для пражского театра. Моцарт и да Понте работали легко, и премьера прошла, по выражению самого Моцарта, «с самым громким успехом».
Премьера состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге.

И снова премьера, на этот раз в Милане!
Открытие оперного сезона в Милане – всегда светское событие планетарного масштаба: его посещают первые лица не только Италии, но и других государств, а также звезды кино, музыки, театра и высокой моды. Но для российской публики важно то, что в этот день на сцене блистала наша несравненная дива Анна Нетребко.

Читайте также:  Краткое содержание гоцци турандот точный пересказ сюжета за 5 минут

Новый, 233-й сезон театр по неизменной традиции начал 7 декабря, в день Святого Амвросия, небесного покровителя Милана. Программа “Ла Скала” на сезон – это 13 опер, из которых семь – премьеры. А также 7 балетов, среди которых две новые постановки.Для открытия выбрали оперу “Дон Жуан”. Говорят, что Моцарт во время работы над этой партитурой консультировался с Казановой.

И по крайней мере три человека, к которым стоит прислушаться (Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер), считали, что “Дон Жуан” – величайшая из когда-либо написанных опер. “Вершиной искусства” называл ее и Чайковский.Миланские похождения “Дон Жуана” поставил канадский режиссер Роберт Карсен.

За дирижерским пультом стоит Даниэль Баренбойм, только 1 декабря занявший пост музыкального руководителя “Ла Скала”. Анна Нетребко в первых пяти спектаклях исполнила партию своей тезки – Донны Анны.Как ни странно, этот выход в “Ла Скала” – ее дебют на сцене легендарного миланского театра. Впрочем, учить партию ей не пришлось.

Ведь именно эта роль принесла ей мировую известность и свела с ума всех поклонников оперы после исполнения на Зальцбургском фестивале в 2002 году. Затем уже были сцены “Метрополитен-оперы” и театра в Цюрихе.

Другие партии отданы не меньшим оперным знаменитостям –  (Дон Жуан) швед Питер Маттеи, Брин Терфель (Лепорелло), Барбара Фриттоли (Донна Эльвира), Анна Прохаска (Церлина).

Особенность этого спектакля – зрелище многократно театральное. Здесь не просто применен известный прием “театр в театре”. Театров здесь много – как матрешка один в другом, и все перепутаны между собой.

Уже на увертюре Дон Жуан сдергивает занавес, и за ним появляется гигантское мерцающее зеркало, отражающее пурпурно-золотой зал со зрителями, моментально оказывающимися в контексте действия. Затем декорации повторяют занавес и голые сценические изнанки.

Артисты выходят в партер, а Статуя Командора выступает из центральной ложи.

В начале второго акта, когда Лепорелло и Дон Жуан меняются одеждой, чтобы соблазнять, соответственно, Донну Эльвиру и ее горничную, Дон Жуан превращается в режиссера и зрителя одновременно, который сидит на авансцене спиной к залу, а перед ним, на еще одной сцене разворачивается действие, позволяющее ему легко охмурить сидящую рядом горничную. В итоге она удаляется со сцены в одних чулках, но с программкой “Дон Жуана” в руках.Плоти в этом спектакле действительно много – как и следовало, наверное, ожидать от оперы о распутнике на современной сцене.

Здесь постоянно переодеваются на виду и много неглиже. Временами это смущает публику. В первой сцене режиссер помещает Донну Анну и Дон Жуана в постель, лишая оперу изначальной тайны – ведь в оригинале никто не знает, что же на самом деле произошло в комнате Донны Анны.

Главным же отличием миланского спектакля есть то, что в нем присутствует и придает всему смысл великая и таинственная музыка Моцарта, написавшего эту “веселую драму” о любви и смерти в осенней Праге 1787 года. А сегодняшние зрители,  погруженные в атмосферу многоразличных театральных изысков, слушали все же Моцарта!

(по материалам журнала Russia Profile)

Краткое содержание
 
Действие первое
Ночной скандал в доме Командора, — неизвестный в маске проник в покои Донны Анны. Пытавшийся защитить ее честь Командор убит. Этот неизвестный — Дон Жуан, бесстыдный развратник, скрывающийся под личиной благородного сеньора.

На помощь Командору спешит жених Анны Дон Оттавио, но он приходит слишком поздно. Донна Анна и Дон Оттавио клянутся отомстить. Дон Жуан приметил новую жертву, — таинственную незнакомку, чье лицо скрыто под вуалью. Таинственной незнакомкой оказывается Донна Эльвира, которую Дон Жуан соблазнил, назвал своей женой, а через три дня сбежал.

Ему удается сбежать и сейчас. За Дон Жуана ответ приходится держать Лепорелло. Возвращаясь в замок, Дон Жуан встречает деревенскую свадьбу, где ему очень приглянулась невеста. Отослав ее жениха, Дон Жуан сразу предлагает Церлине пройти в расположенную неподалеку беседку и там «пожениться».

Лишь вмешательство подоспевшей Донны Эльвиры спасает девушку. Тут же появляются Донна Анна и Дон Оттавио. Они просят Дон Жуана помочь им в их мести, но неожиданно Анна узнает в Дон Жуане убийцу отца. Донна Анна, Донна Эльвира и Дон Оттавио устремляются за Дон Жуаном в его замок. Церлина просит у Мазетто прощения.

Мазетто не может устоять перед обаянием подруги, но обещает расправиться с коварным соблазнителем. 

А в замке все готово к празднику. Множество людей в масках, крестьян и, главное, крестьянок… Дон Жуан вновь пытается увести Церлину, но она зовет на помощь, и перед Дон Жуаном оказываются все мстители, и Донна Анна с Доном Оттавио, и Донна Эльвира, и Мазетто. Со шпагой в руках Дон Жуан скрывается.

Действие второе
Лепорелло не хочет больше служить Дон Жуану, и лишь увесистый кошелек с деньгами способен удержать его. А Дон Жуан уже ищет новых приключений. Он хочет соблазнить служанку Донны Эльвиры, для чего меняется одеждой с Лепорелло.

Внезапно появившаяся Донна Эльвира чуть не испортила все планы, но Лепорелло так умело подражает голосу хозяина, что Донна Эльвира и не догадалась, что уходит вместе с Лепорелло. В поисках Дон Жуана приходит Мазетто в сопровождении банды крестьян. Они принимают Дон Жуана за Лепорелло. Он одурачивает крестьян и избивает Мазетто. Церлина утешает жениха.

 А Лепорелло пытается улизнуть от Донны Эльвиры, но попадает в руки мстителей. Лепорелло раскрывает обман, но тогда все грехи Дона Жуана приписывают Лепорелло. Ему едва удается спастись. Лепорелло и Дон Жуан встречаются на кладбище. Дон Жуан смеется над приключениями Лепорелло, но замогильный голос грозит Дон Жуану скорой смертью.

Дон Жуан узнает статую Командора и приглашает ее на ужин. Статуя соглашается, Дон Жуан и Лепорелло в страхе покидают кладбище. Дон Оттавио торопит Донну Анну со свадьбой, но Анна просит отложить ее, пока не свершится месть. Донна Эльвира в последний раз умоляет Дон Жуана опомниться и вернуться к праведной жизни, но Дон Жуан смеется над ней.

Донна Эльвира в гневе уходит, но едва покинув залу, кричит от ужаса и падает в беспамятстве. В зале появляется Статуя Командора. Она призывает Дон Жуана к раскаянию, но тот с дерзостью отказывается. Огонь охватывает залу, и фурии утаскивают Дон Жуана в ад.

Все остальные предостерегают зрителя, — вот, что ждет всех развратников.

 

Источник: http://www.bestbilet.ru/bolshoi_teatr/milanskii_don_juan/

Опера «Дон Жуан» – нестареющий шедевр

Великие мастера считали, что музыка это всего лишь подражание человеческому пению. Если так, любой шедевр меркнет перед обычной колыбельной. Но когда вокал выходит на первый план – это уже высочайшее искусство. Здесь гений Моцарта не знает себе равных.

Самые известные оперы Вольфганг Моцарт написал в тот период, когда умение композитора наполнять музыку своими чувствами было на пике, а в «Дон Жуане» это искусство достигло кульминации.

Литературная основа

До конца неясно, откуда в европейском фольклоре взялся сюжет о роковом сердцееде. Несколько столетий образ Дон Жуана кочует из одного произведения в другое. Такая популярность говорит о том, что история о соблазнителе затрагивает человеческие переживания, не зависящие от эпохи.

Для оперы Да Понте переработал ранее изданную версию «Дон Жуана» (авторство приписывается Бертати). Были убраны некоторые персонажи, за счет чего оставшиеся получились более выразительными. Расширена роль Донны Анны, которая у Бертати появлялась лишь вначале. Исследователи считают, что именно Моцарт сделал эту роль одной из главных.

Образ Дон Жуана

Сюжет, на который писал музыку Моцарт, является довольно традиционным, он был хорошо известен тогдашней публике. Здесь Дон Жуан – подлец, виновный не только в соблазнении невинных женщин, но и в убийстве, множестве обманов, посредством которых он и завлекает дам в свои сети.

С другой стороны, на протяжении всего действия, главный герой так и не овладевает ни одной из намеченных жертв. Среди действующих лиц есть обманутая и покинутая им (в прошлом) женщина. Она неотступно следует за Дон Жуаном, спасая Церлину, затем призывая бывшего возлюбленного к покаянию.

Жажда жизни в Дон Жуане огромна, его дух не смущается ничем, сметая все на своем пути. Интересно раскрывается характер персонажа – во взаимодействии с другими героями оперы. Зрителю даже может показаться, что это получается случайно, но таков замысел авторов.

Религиозная трактовка сюжета

Главной является мысль о возмездии за грех. Особо католицизм порицает плотские грехи, тело считается источником порока.

Не стоит преуменьшать влияние, оказываемое религией на общество всего лишь сотню лет назад. Что уж говорить о временах, в которые жил Моцарт. Открытый вызов традиционным ценностям, легкость, с которой Дон Жуан переходит от одного увлечения к другому, его дерзость и самонадеянность – все это рассматривалось как грех.

Лишь в последние десятилетия подобный образ поведения стал навязываться молодежи как образец для подражания, даже некий героизм. Но в христианской религии подобное не только порицается, но достойно вечных мук. Не столько само «плохое» поведение, сколько нежелание от него отказаться. Именно его Дон Жуан демонстрирует в последнем акте.

Женские образы

Донна Анна – пример сильной женщины, захваченной жаждой мести за смерть отца. Сражаясь за свою честь, она становится настоящей воительницей.

Но затем как будто забывает о том, что злодей пытался силой овладеть ею. Донна Анна помнит только о гибели родителя.

Строго говоря, по тем временам подобное убийство не считалось достойным суда, потому что два дворянина сошлись в открытом поединке.

У некоторых авторов есть версия, по которой Дон Жуан на самом деле овладел донной Анной, но большинство исследователей ее не поддерживают.

Церлина – деревенская невеста, простая, но страстная натура. Это наиболее близкий к главному герою по характеру персонаж. Увлеченная сладкими речами, она уже почти отдается соблазнителю. Затем также легко все забывает, оказываясь снова рядом со своим женихом, покорно ожидая от его руки наказания.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов васильева за 2 минуты

Эльвира – покинутая пассия Дон Жуана, с которой он общается перед тем, как состоялась встреча с Каменным гостем. Отчаянная попытка Эльвиры спасти возлюбленного остается бесплодной. Партии этого персонажа полны сильных эмоций, требующих особого исполнительского таланта.

Финал

Появление Командора, который словно чеканит свои реплики, неподвижно стоя посреди сцены, выглядит действительно ужасающе для участников действия. Слуга настолько обезумел, что пытается спрятаться под стол. Но его хозяин смело принимает вызов. Хотя очень скоро понимает, что столкнулся с неодолимой силой, не отступает.

Интересно, как разные постановщики подходят к подаче всей оперы в целом и финала в частности. Кто-то использует сценические эффекты по максимуму, усиливая эффект музыки. Но некоторые режиссеры оставляют героев без особенно пышных костюмов, пользуются минимальным количеством декораций, отдавая первое место именно артистам и оркестру.

После того, как главный герой проваливается в преисподнюю, появляются преследователи и понимают, что возмездие свершилось.

Общая характеристика оперы

Драматическая составляющая в этом произведении выведена автором на новый уровень. Моцарт далек от морализаторства или буффанады. Несмотря на то что главный герой совершает неприглядные поступки, остаться равнодушным к нему просто невозможно.

Особенно сильны ансамбли, которые можно услышать довольно часто. Хотя трехчасовая опера требует от современного неподготовленного слушателя значительных усилий, это связано, скорее, не с особенностями оперной формы, а с тем накалом страстей, которыми «заряжена» музыка.

П. Чайковский считал «Дон Жуана» одной из лучших опер, созданных когда-либо в мире. Такой она и осталась по сей день.

Смотреть оперу Моцарта – Дон Жуан

Источник: https://music-education.ru/don-juan-mozart/

Характеристика оперы Моцарта “Дон Жуан”

В своей книге «Моцарт и австрийский музыкальный театр», Е.

Черная обращает внимание на историю обращения Мольера к теме древней испанской легенды: «В своем обращении к теме “Дона Жуана” Моцарт не был пионером: в профессиональном театре сюжет «Дон-Жуана» имел свою давнюю традицию, и от впервые опубликованной в 1630 году рукописи Тирсо де Молина «Севильский обольститель, или Каменный гость» до моцартовской оперы прошел длинный и сложный путь. Возникнув из двух легендарных мотивов разного происхождения – одного средневекового , другого – эпохи Возрождения , он, в силу своей драматичности, быстро распространился по всем европейским странам. Иногда в центре внимания оказывались даже не любовные авантюры героя, а ловкие проделки его слуги и картины гибели Дон-Жуана с активным участием чертей и фейерверка».

Об истории обращения к популярному сюжету, находим сведения и у И. Гивенталь. «К средневековой испанской легенде о севильском обольстителе Дон-Жуане обращались: Мольер – во Франции, Тирсо да Молина – в Испании, Гольдони – в Италии.

Сюжет, как правило, трактовался в плане моралезующем: порок в образе Дон-Жуана наказывался, добродетель торжествовала. По мотивам легенды свои импровизированные спектакли разыгрывали труппы бродячих театров.

Здесь было много поводов для фарсовых ситуаций: публика потешалась драками, которые происходили между женщинами из-за Дон-Жуана, её забавляли проделки Лепорелло или комически-устрашающие финальные сцены, в которых черти тащили нераскаящегося грешника в ад.»

В 18 веке сюжет проникает на музыкальную сцену и широко используется в опере и в балете.

В год создания Моцартом «Дон-Жуана» в городах Италии шло одновременно несколько опер под этим названием, в частности «Дон-Жуан» Гаццаниги, который исполнялся не только в Италии, но и в Вене.

Этот спектакль Моцарт, по-видимому, знал. Сюжет «Дон-Жуана» был модным, исконно связанным с народной драмой, и это нравилось публике.

«Дон-Жуан» Моцарта появился в 1787 г., представив зрителям противопоставление мира чувственного и духовного, утверждая их единство и конфликтность. Пользуясь этим материалом, композитор создал своё произведение, с которым смог выступить со своеобразным протестом против условности традиционного оперного искусства.

Концепция Моцарта резко отличалась от всего, что бытовало на оперной сцене: равноправие трагедийных и гротескных сцен, сочетание реализма и фантастики, динамические характеристики, целиком опирающиеся на действия героев.

Мало известно об отношении композитора к литературному материалу, о его мыслях по поводу героев «Дон-Жуану».

Но немногочисленные заметки на полях партитуры по-прежнему обнаруживают внимание Моцарта к сюжетной стороне либретто, его острый глаз и тонкое чутье драматурга.

Некоторые его поправки к тексту касаются несоответствия сценических деталей, большинство относится к углублению психологической трактовки материала.

Интересный материал о первой постановке оперы и восприятии музыкальной драмы Моцарта, находим у Г. Чичерина в исследовательском этюде о Моцарте: «Господство психологического начала даёт возможность внутреннего освещения внешних символов фабулы.

Через углубление внутреннего мира в ряде «разрезов» внутренний смысл внешних символов фабулы становится ясен. Через внутренний мир рвется наружу, как наивнутреннейшая сила, демонизм, ужас глубин жизни, мировая стихийность, эрос как мировая сила жизни, ощущение рока, мрак и скорбь человеческих судеб.

Это и есть отличительная черта «Дон-Жуана», это и есть то, что проходит через всю музыкальную драму с начала до конца.

20 июня 1831 года Гёте говорил Эккерману: “Как можно сказать, что Моцарт скомпоновал своего «Дон-Жуана».

В духовном творении части и целое слиты вместе, проникнуты единым духом и обвеяны дыханием единой жизни, при чем созидающий его отнюдь не идёт путем отдельных попыток и сложения кусков по своему произволу, но находится в демонической власти своего гения и должен выполнять то, что этот последний ему предписывает.”

Кстати, «Дон-Жуан»… не понравился 18 веку.

…какой контраст: с одной стороны – легкий дух и условности 18 века, с другой – Моцартовский «Дон-Жуан», о котором Аберт пишет: “С устрашающей дикостью музыка устремляется через все высоты и глубины человеческих судеб; она вновь ведет нас в мир, мрачное величие которого заставляет замирать сердце, а вслед за тем в ограниченную тусклую сферу будничного”».

Музыкальную концепцию Моцарта, Е.

Черная трактует так: «…при всем своем богатстве, гениально проста: развитие ее основано на столкновении образов Дон-Жуана и Командора; им открывается и заключается опера, и оно же является стержнем всех сцен и событий.

Один образ олицетворяет непосредственность и необузданность чувств, другой – строгость и сознание морального долга. Оба контрастных образа, отражаясь в ряде музыкальных тем, проходят через всю оперу.

Характеристика Дон-Жуана имеет, наоборот, подчеркнуто-бытовой колорит.

Его арии, партии в ансамблях, даже отдельные реплики обнаруживают близость к песенно-танцевальным жанрам и обладают симметричной, квадратной структурой, при этом специфика вокала используется Моцартом необычайно богато: от скороговорки до широкой ариозной кантилены, во всем блеске разнообразной динамики, смены ритмов, оттенков, приемов.

Чувственно-обаятельные мелодии с мечтательными окончаниями и дерзкие упрямые ходы голоса, стремительная виртуозность и героические интонации, полные благородства и мужества, – таков музыкальный облик Дон-Жуана, многогранность которого противопоставлена строгому образу Командора».

Интерпретацию образов оперы, дают Гивенталь и Щукина-Гингольд. «Моцартовский «Дон-Жуан» – не беспечный распутник, каким его трактует традиция, а человек бесконечно влюбленный в жизнь, опьяненный ею.

… Во всех своих поступках Дон-Жуан следует лишь велениям собственного сердца; общепринятые нормы «дозволенного» и «недозволенного» – не для него.

Образ этот несет в себе черты исключительной личности, бунтарски утверждающей право человека на свободное самовыявление.

Донна Анна, облик которой был едва намечен либреттистом, вырастает у Моцарта в одну из самых трагических фигур спектакля.

Помимо драматически ярких арий, композитор выделяет партию Донны Анны в ансамблях, сообщив ей утонченную выразительность.

Не делая добавлений к тексту, не изменяя характера её реплик, но, психологически переосмыслив их, он придал образу такую драматическую силу, такую многогранность, что Донна Анна по праву противостоит Дон-Жуану.

Об образе Донны Анны писали и спорили много. … Предметом спора обычно являлась любовь Донны Анны к Дон-Жуану. … утверждение Э. Т. А. Гофмана, что терзания Донны Анны связаны с ее тайной страстью к Дон-Жуану, имеет “под собой серьезное основание”.

Можно предположить, что в сложный мир его Донны Анны входят и страсть, и сознание вины перед отцом, и жажда мести.

Моцарт наделил этот образ особой одухотворенностью и строгостью, создал конкретное «контрдействие» по отношению к главному герою: возвышенный мир Донны Анны, ее моральная борьба противопоставлены беспечному, чувственному миру Дон-Жуана.

Арии в «Дон-Жуане» выявляют … самую его сущность. При этом они так тесно связаны с действием, даны в таком подчеркнуто театральном ракурсе, что вне связи с определенной ситуацией кажутся подчас чрезмерно экспрессивными и напряженными, – не случайно в концертах их исполняют сравнительно редко.

Музыкальная концепция оперы предвосхитила рождение нового жанра – психологической драмы – оказавшего в дальнейшем огромное влияние на развитие романтической оперы.

Моцарт дает свое решение … проблемы. Он вовсе не обличает порок и не утверждает торжество нравственного начало, более того – он подвергает сомнению абсолютность самих этих понятий.

По сути, в опере сталкивается два разных принципа восприятия жизни: в одном случае жизнь понимается как следование выработанным человечеством представлениям о добре, справедливости, долге , в другом – как выявление заложенных в человеке стихийных сил, чуждых рассудочности, раскрывающих себя вне установлений гуманистической культуры .

История Дон-Жуана приобретает символически-обобщающий смысл, она дает Моцарту возможность приоткрыть завесу над вечно волнующей человека тайной жизни и смерти. И в этом – главная проблематика оперы.

Композитор воплотил в этой опере свое понимание жизни и смерти в их глубоком, нерасторжимом единстве».

Главное, что оказывается отмечено – композитор создает в «Дон-Жуане» новый тип оперного жанра, аналога которому нет в музыке 18 века. В 19 веке он получит развитие в жанре психологической оперы.

Сам композитор назвал произведение «drama giocoso» – «веселая драма», подчеркивая совмещение в ней элементов комических и серьезных. Такое обозначение не было «изобретением» Моцарта: его можно найти в операх итальянских музыкантов 18 века; «drama giocoso» стоит в подзаголовке одной из более ранних опер Моцарта – «Мнимой садовницы», написанной в жанре оперы buffa.

Опираясь на выше сказанное, можно смело сделать вывод о том, что Моцартовский «Дон-Жуан» во многом предвосхитил романтизм в музыке. Может быть именно поэтому Э. Т. А. Гофман так восхищался этой музыкой.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/motsarta-don-zhyan.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector