Краткое содержание пришвин москва-река точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое или полностью рассказ Пришвина Москва -река

Краткое содержание Пришвин Москва-река точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое или полностью рассказ Пришвина Москва -река

Говорят, в старину в нашем маленьком городке на какой-то колокольне висел сторожевой колокол и в него положено было звонить, только если подходил неприятель. Этот сторожевой звон подхватывали на колокольне в ближайшем селе, и так от колокольни к колокольне звон с вестью о неприятеле докатывался до Москвы.

Тогда без всякого промедления по этому особенному военному звону собиралось войско и выходило навстречу неприятелю.Вот отчего будто бы наш любимый маленький город получил свое прекрасное имя — Звенигород.Мы живем верстах в семи от Звенигорода — в деревне Дунине на берегу реки Москвы.

Правый берег нашей реки в этом месте очень высок и поднимается многими ступеньками — террасами — вверх. На средней ступеньке стоит наш домик, и нам видно из окна, и как дети в школу идут по мосткам — школа на той стороне реки в селе Козине, — и как рыбу ловят в реке.Кто видел реку в Москве, тот не узнает ее в Дунине, скажет, это совсем другая река.

До чего узка тут река в сравнении с московской! Летом у нас два мальчика — один с нашего берега, хорошо понатужившись, перекидывает другому мальчику на другой берег камешек с ниточкой, и так оба мальчика соединяются.

Посредине этой лески над рекой висит крючок «зазубрик», и на этом зазубрике насажен живец: обыкновенно это бывает пескарь, но случается и плотичка и маленький окунь.Мальчики леску то подтянут, то ослабят, чтобы наживка не ныряла глубоко в реку, а только бы тюкала о поверхность воды и опять поднималась вверх над водой.

Есть в реке щука, есть шелеснер, голавль, окунь — все эти хищники гоняются за маленькими рыбками. Бывает часто, сам видишь с берега, как рыбешка, спасаясь от хищника, выпрыгнет из воды и на мгновение сверкнет на солнце серебряным огоньком. Но скорей всего этим всплеском она только еще сильней раздражает и привлекает врага.

Так вот и мальчики тюкают рыбкой по воде, дразнят хищника, пока он, наконец, не хватит наживку и не сядет сам на зазубрик. Тут-то вот и прибирают его мальчишки к рукам: один, более опытный, сматывает леску на свою катушку и подтягивает к себе пойманного хищника, а другой согласно отпускает ее со своего мотка.

Не знаю, есть ли на свете еще где-нибудь такой способ рыбной ловли. У нас на Москве-реке этот способ называется ловлей на тюкалку.

Теперь представьте себе, что в Москве, где-нибудь у Москворецкого, Краснохолмского или Каменного моста, тоже так два мальчика захотели бы соединиться ниточкой! Никакого разговора не может быть, никакого сравнения закованной в камень реки великого города с нашей маленькой зеленой рекой! Но вы простите нас, москвичи, мы живем в Дунине, и нам так хочется постоять за нашу милую реку: пусть невелика наша речка и проста, но без нее не было бы и большой Москвы, пусть у нас небогато водой, но ведь и мы сами, люди, с малолетства бываем ростом невелики, а потом, переходя свою жизнь, как разрастаемся! А рыбы у нас не меньше, чем в московской Москве, и живем мы весело…Только в самом начале с тюкалкой идут два мальчика, вскоре из села Козина сбегаются рыбу ловить все мальчики и даже девочки, а с нашей дунинской стороны, случается, в праздник и взрослые не упустят случая позабавиться и по берегу за мальчишками всем колхозом идут.А еще надо сказать, что ранней весной наша маленькая Москва-река так разливается, что куда тут закованной в камень городской Москве! Бывает, после снежной зимы придет такое богатое половодье, что и конца-краю не видно: все луга на той стороне, вся низменная пойма, становятся дном весеннего моря. Такое море бывает, что только едва разберешь вдали темную полоску и по ней догадаешься: это там, у темного леса, приходит край воде.Как весело нам тогда бывает со всем дунинским народом глядеть на разлив!

Москва-река 1950 Краткое содержание рассказа Читается за 2 минуты Существует предание, что в одном старинном городе висел сторожевой колокол, звон которого докатывался до Москвы. Поэтому город и получил имя: Звени-город. Недалеко от Звенигорода, на Москве-реке расположена деревня Дунина. Река там совсем другая, чем в городе.

Она более узкая, и два мальчика, чуть поднатужившись, перекидывают с одного берега на другой леску для ловли рыбы с наживкой. Наживка не должна глубоко нырять в воду, а только «тюкать» над водой. Хищник, которых много водится в реке, хватает наживку и попадается на крючок. Один из мальчиков сматывает леску на свою катушку и подтягивает к себе пойманную рыбу.

Такой способ ловли называется «на тюкалку», и взрослые тоже любят так позабавится. Весной река разливается, и вся Дунина приходит посмотреть на половодье. Одна льдина, проходящая по воде, нагибает одну торчащую ивинку, другая везёт поющую трясогузку. На деревце садятся два поползня и тоже поют.

Односельчане помогают Ване-инвалиду, который занимается перевозками, смолить лодку. Потом Ваня делает через реку мостки, мешающие ловить пескарей. Ваня, прошедший путь от Сталинграда до Берлина, рассказывает ребятам о местах, в которых он побывал. Он видел и Чёрное море, и Богемские леса, но краше Дунины нет ничего.

В это время на льдине проплывает чисто белая чайка на розовых ножках и с чёрной головкой. Она такая прекрасная, что все понимают: в эту чудесную пору русской весны нет ничего прекраснее Дунины.

Жили были умерли Воскресли и поновой Жили были умерли Воскресли и поновой Жили были умерли Воскресли и поновой Жили были умерли Воскресли и поновой Жили были умерли Воскресли и поновой Жили были умерли Воскресли и поновой Жили были умерли Воскресли и поновой Жили были умерли Воскресли и поновой Жили были умерли Воскресли и поновой Жили были умерли Воскресли и поновой Жили были умерли Воскресли и поновой Жили были умерли И больше не воскресли)))

Говорят, в старину в нашем маленьком городке на какой-то колокольне висел сторожевой колокол и в него положено было звонить, только если подходил неприятель. Этот сторожевой звон подхватывали на колокольне в ближайшем селе, и так от колокольни к колокольне звон с вестью о неприятеле докатывался до Москвы.

Тогда без всякого промедления по этому особенному военному звону собиралось войско и выходило навстречу неприятелю. Вот отчего будто бы наш любимый маленький город получил свое прекрасное имя — Звенигород. Мы живем верстах в семи от Звенигорода — в деревне Дунине на берегу реки Москвы.

Правый берег нашей реки в этом месте очень высок и поднимается многими ступеньками — террасами — вверх. На средней ступеньке стоит наш домик, и нам видно из окна, и как дети в школу идут по мосткам — школа на той стороне реки в селе Козине, — и как рыбу ловят в реке. Кто видел реку в Москве, тот не узнает ее в Дунине, скажет, это совсем другая река.

До чего узка тут река в сравнении с московской! Летом у нас два мальчика — один с нашего берега, хорошо понатужившись, перекидывает другому мальчику на другой берег камешек с ниточкой, и так оба мальчика соединяются.

Посредине этой лески над рекой висит крючок «зазубрик», и на этом зазубрике насажен живец: обыкновенно это бывает пескарь, но случается и плотичка и маленький окунь. Мальчики леску то подтянут, то ослабят, чтобы наживка не ныряла глубоко в реку, а только бы тюкала о поверхность воды и опять поднималась вверх над водой.

Читайте также:  Краткое содержание бомарше безумный день, или женитьба фигаро точный пересказ сюжета за 5 минут

Есть в реке щука, есть шелеснер, голавль, окунь — все эти хищники гоняются за маленькими рыбками. Бывает часто, сам видишь с берега, как рыбешка, спасаясь от хищника, выпрыгнет из воды и на мгновение сверкнет на солнце серебряным огоньком. Но скорей всего этим всплеском она только еще сильней раздражает и привлекает врага.

Так вот и мальчики тюкают рыбкой по воде, дразнят хищника, пока он, наконец, не хватит наживку и не сядет сам на зазубрик. Тут-то вот и прибирают его мальчишки к рукам: один, более опытный, сматывает леску на свою катушку и подтягивает к себе пойманного хищника, а другой согласно отпускает ее со своего мотка.

Не знаю, есть ли на свете еще где-нибудь такой способ рыбной ловли. У нас на Москве-реке этот способ называется ловлей на тюкалку.

Теперь представьте себе, что в Москве, где-нибудь у Москворецкого, Краснохолмского или Каменного моста, тоже так два мальчика захотели бы соединиться ниточкой! Никакого разговора не может быть, никакого сравнения закованной в камень реки великого города с нашей маленькой зеленой рекой! Но вы простите нас, москвичи, мы живем в Дунине, и нам так хочется постоять за нашу милую реку: пусть невелика наша речка и проста, но без нее не было бы и большой Москвы, пусть у нас небогато водой, но ведь и мы сами, люди, с малолетства бываем ростом невелики, а потом, переходя свою жизнь, как разрастаемся! А рыбы у нас не меньше, чем в московской Москве, и живем мы весело… Только в самом начале с тюкалкой идут два мальчика, вскоре из села Козина сбегаются рыбу ловить все мальчики и даже девочки, а с нашей дунинской стороны, случается, в праздник и взрослые не упустят случая позабавиться и по берегу за мальчишками всем колхозом идут. А еще надо сказать, что ранней весной наша маленькая Москва-река так разливается, что куда тут закованной в камень городской Москве! Бывает, после снежной зимы придет такое богатое половодье, что и конца-краю не видно: все луга на той стороне, вся низменная пойма, становятся дном весеннего моря. Такое море бывает, что только едва разберешь вдали темную полоску и по ней догадаешься: это там, у темного леса, приходит край воде

Это рассказ про Москву-реку, что протекает между деревней Дудино и селом Козино. Эта деревня и село расположены в семи верстах от Звенигорода. Рассказ идет от имени жителя деревни Дудино, что на правой стороне реки. В рассказе его все называют “папашей”. Школа и трикотажная мастерская расположены в селе Козино – на левой стороне реки.

Между деревней и селом – мостки. Через них обычно и идут из деревни в село школьники и молодые трикотажницы. Река в этом месте в обычное время узкая настолько, что мальчишки с разных берегов могут перебросить друг другу леску чтобы совместно удить рыбу. А еще она мелкая – как раз для мальчишек-удильщиков.

Но вот во время разлива река наполняется так, что даже Москва-река, протекающая в районе города Москва сравниться не может. В это время приходится перебираться из Дудина в Козино только на лодке. В центре рассказа – инвалид войны, который работает весной перевозчиком, а по окончании разлива строит мостки заново.

Без него школьникам и трикотажницам в Козино во время разлива не попасть. Но надо было сначала просмолить лодку. И Ване в этом деле помогал не только автор рассказа, а и школьники, и трикотажницы. Остальные жители Дудино были на работе. Самому Ване на костылях это несподручно: и дрова собирать и огонь поддерживать.

Но вот разогревается смола в котле, промазывается лодка. Потом она остывает. В это время можно и поговорить. Ване задают вопросы про другие страны и земли. Он рассказывает про то какое оно Черное море и Богемские леса. Оказывается, что он видел много красивых мест.

Но в конце рассказа Ваня с уверенностью говорит, что не видел в мире ничего милее этой малой Москвы-реки и этой деревни Дудино. И сама природа как бы с ним соглашается.

Войдите, чтобы написать ответ

Источник: http://culture.ques.ru/questions/kratkoe-ili-polnostyu-rasskaz-prishvina-moskva-reka

Краткое содержание рассказа “Кладовая солнца” Пришвина по главам (краткий пересказ)

Митраша.Художник Е. Рачев

Рассказ “Кладовая солнца” Пришвина – это небольшое произведение, состоящее из 12 глав. Ниже читайте краткое содержание рассказа “Кладовая солнца” по главам: краткий пересказ основных событий и фактов из произведения.

Смотрите: Все материалы по “Кладовой солнца”

Краткое содержание рассказа “Кладовая солнца” по главам (краткий пересказ)

Глава I
Девочка Настя и ее младший братик Митраша остаются сиротами после смерти родителей. Митраше 10 лет, а Насте – 12 лет. Дети живут вдвоем в своем сельском доме. Они дружно ведут хозяйство и много работают.


Глава II
Однажды Митраша и Настя отправляются в поход за клюквой на Блудово болото.
Глава III Митраша и Настя идут по лесу. Они слышат, что где-то вдали воет волк. Дети продолжают свой путь.


Глава IV

Настя и Митраша не могут решить, по какой тропинке идти. Они ссорятся. Каждый из них идет своей тропинкой.


Глава V

Автор рассказывает о собаке Травке, которая живет в этом лесу. Травка живет одна, так как ее хозяин, лесник Антипыч, умер. Теперь Травка живет в лесу как дикое животное.

Глава VI Автор рассказывает о том, что в этой местности раньше водились волки. Охотники выловили всех волков, кроме одного –  старого волка по кличке Серый помещик. Охотники так и не смогли его поймать. Этот волк по-прежнему живет в лесу.

Глава VII Тем временем в лесу собака Травка охотится на зайца. Внезапно она чувствует запах хлеба, который лежит в корзинке у Насти. Травка идет на запах хлеба за Настей.
Глава VIII Митраша идет по лесу один своей тропой. Чтобы укоротить путь, он идет непроторенной тропинкой. Внезапно он попадает на болото и начинает тонуть. Митраша зовет на помощь Настю, но та его не слышит.


Глава IX

Настя также идет своей тропой. Она обнаруживает “палестинку”, место, где растет много клюквы. Девочка начинает увлеченно собирать ягоду и забывает о брате. К Насте приходит собака Травка, пришедшая на запах хлеба. Девочка наконец вспоминает о Митраше. Она зовет его, но тот не отвечает. Настя падает на землю и рыдает.


Глава X

Чуя беду, собака Травка начинает выть, сидя рядом с Настей. Волк слышит вой собаки и бежит за ней. В это время Травка замечает зайца и бежит за ним к болоту. За травкой следует волк.


Глава XI

Преследуя зайца, собака Травка оказывается у болота. Она видит тонущего Митрашу. Мальчик подзывает собаку к себе. Та осторожно ползет к нему по болоту. Когда собака приближается к Митраше, он резко хватает ее за лапы и таким образом спасается из болота.


Глава XII

Тем временем к болоту прибегает волк, охотящийся за Травкой. Волк оказывается прямо перед Митрашей. Мальчик стреляет в волка из ружья и убивает его. Настя слышит выстрел и наконец находит Митрашу.

Ребята вместе с собакой возвращаются домой в село. Соседи встречают их, как героев. Настя чувствует вину за то, что из-за клюквы забыла о брате. Девочка отдает собранную клюкву больным детям из Ленинграда.

Конец рассказа.

Таково краткое содержание рассказа “Кладовая солнца” Пришвина по главам (краткий пересказ).

Смотрите: Все материалы по “Кладовой солнца”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/kratkoe-soderzhanie-Kladovaja-solnca-po-glavam.html?showComment=1535608817351

Рассказ михаила михайловича пришвина «москва-река»

страница 1

Читайте также:  Краткое содержание дюма графиня де монсоро точный пересказ сюжета за 5 минут

Приложение 1

РАССКАЗ МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА ПРИШВИНА «МОСКВА-РЕКА»

Говорят, в старину в нашем маленьком городке на какой-то коло­кольне висел сторожевой колокол и в него положено было звонить, только если подходил неприятель.

Этот сторожевой звон подхваты­вали на колокольне в ближайшем селе, и так от колокольни к коло­кольне звон с вестью о неприятеле докатывался до Москвы.

Тогда без всякого промедления по этому особенному военному звону соби­ралось войско и выходило навстречу неприятелю.

Вот отчего будто бы наш любимый маленький город получил свое прекрасное имя — Звенигород.

Мы живем верстах в семи от Звенигорода — в деревне Дунине на берегу реки Москвы. Правый берег нашей реки в этом месте очень высок и поднимается многими ступеньками — террасами — вверх. На средней ступеньке стоит наш домик, и нам видно из окна, и как дети в школу идут по мосткам — школа на той стороне реки в селе Козине, — и как рыбу ловят в реке.

Кто видел реку в Москве, тот не узнает ее в Дунине, скажет, это совсем другая река.

До чего узка тут река в сравнении с московской! Летом у нас два мальчика — один с нашего берега, хорошо понату­жившись, перекидывает другому мальчику на другой берег камешек с ниточкой, и так оба мальчика соединяются.

Посредине этой лески над рекой висит крючок «зазубрик», и на этом зазубрике насажен живец: обыкновенно это бывает пескарь, но случается и плотичка и маленький окунь.

Мальчики леску то подтянут, то ослабят, чтобы наживка не ныря­ла глубоко в реку, а только бы тюкала о поверхность воды и опять поднималась вверх над водой.

Есть в реке щука, есть шелеснер, голавль, окунь — все эти хищ­ники гоняются за маленькими рыбками. Бывает часто, сам видишь с берега, как рыбешка, спасаясь от хищника, выпрыгнет из воды и на мгновение сверкнет на солнце серебряным огоньком.

Но скорей все­го этим всплеском она только еще сильней раздражает и привлекает врага. Так вот и мальчики тюкают рыбкой по воде, дразнят хищника, пока он, наконец, не хватит наживку и не сядет сам на зазубрик.

Тут-то вот и прибирают его мальчишки к рукам: один, более опытный, сматывает леску на свою катушку и подтягивает к себе пойманного хищника, а другой согласно отпускает ее со своего мотка.

Не знаю, есть ли на свете еще где-нибудь такой способ рыбной ловли. У нас на Москве-реке этот способ называется ловлей на тю­калку.

Теперь представьте себе, что в Москве, где-нибудь у Москворец­кого, Краснохолмского или Каменного моста, тоже так два мальчика захотели бы соединиться ниточкой! Никакого разговора не может быть, никакого сравнения закованной в камень реки великого горо­да с нашей маленькой зеленой рекой! Но вы простите нас, москвичи, мы живем в Дунине, и нам так хочется постоять за нашу милую реку: пусть невелика наша речка и проста, но без нее не было бы и боль­шой Москвы, пусть у нас небогато водой, но ведь и мы сами, люди, с малолетства бываем ростом невелики, а потом, переходя свою жизнь, как разрастаемся! А рыбы у нас не меньше, чем в московской Москве, и живем мы весело…

Только в самом начале с тюкалкой идут два мальчика, вскоре из се­ла Козина сбегаются рыбу ловить все мальчики и даже девочки, а с на­шей дунинской стороны, случается, в праздник и взрослые не упустят случая позабавиться и по берегу за мальчишками всем колхозом идут.

А еще надо сказать, что ранней весной наша маленькая Москва-река так разливается, что куда тут закованной в камень городской Москве! Бывает, после снежной зимы придет такое богатое полово­дье, что и конца-краю не видно: все луга на той стороне, вся низмен­ная пойма, становятся дном весеннего моря. Такое море бывает, что только едва разберешь вдали темную полоску и по ней догадаешься: это там, у темного леса, приходит край воде.

Как весело нам тогда бывает со всем дунинским народом глядеть на разлив!

Каждый прохожий тогда к нам присядет. Вот бы и вы тоже присе­ли к нам, дорогой читатель, и послушали, о чем мы говорим, и дога­дывались бы, о чем мы молчим. Если же вы захватите с собой книж­ку и запишете наши слова, то эти слова потом у вас дома непременно обернулись бы в волшебную сказку.

Глядите, вон там, где мы когда-то резали прутики ивы, чтобы из них себе для грибов корзинку сплести, теперь от всего богатства бе­реговых зарослей корзиночной ивы торчит одна-единственная ивинка. Кто-то обратил на нее внимание и говорит:

— Глядите на иву!

И весь дунинский народ послушно глядит и молча догадывается, для чего это кто-то велел обратить внимание на жалкое деревце.

Проходит огромная льдина — и прямо на ивину. И только льдина подошла, гибкое деревце-прутик поклонилось и совершенно исчезло из глаз. Но льдина скоро проходит, и кто-то облегченно встречает де­ревце и говорит согласно чувствам всех дунинцев:

— Вот она, воскресла!

Ивинка вышла из-под огромной боевой льдины совсем невре­димая. Другая льдина поджимает деревце, и оно с поклоном исче­зает и опять возвращается, и опять новая льдина, и опять ивинка кланяется.

  • Кланяется, кланяется! — говорит инвалид Ваня и, склоняясь к молодой жене, приговаривает:
  • Кланяется, кланяется, за то вот из нее и корзинки плетут.

И все тогда вслед за Ваней смеются над ивинкой, и кто-то даже назвал ее подхалимкой.

Новый голос призывает:

  • Глядите, ребята, вон на той льдине трясогузка плывет! Льдины шепчутся между собой, и сквозь шепот кто-то услыхал тоненький птичий голосок.
  • Слушайте, — говорит он, — трясогузка поет!

И правда, как этому не удивиться, как не обрадоваться, что вес­ною и маленькая птичка на льдине плывет и поет!

Но еще удивительней, что на береговое дерево прилетели два по­ползня и сели на глазах у всего народа на чистый сучок. У одного по­ползня был пушок в клюве для гнезда, а другой поглядел на трясогуз­ку и тоже запел. Но все ли знают поползня, похожего скорее на мыша, чем на птицу, и вот этот-то поползень, бегающий вниз голо­вой по стволу дерева, весною запел!

Замечательная наша река! И так, если бы ничего не менялось, то как сел бы на высоком холме на бревнышко, так и сидел бы и сидел всегда тут, провожая старую жизнь в счастливой надежде зеленого цветущего будущего новой весны.

Но долго сидеть не приходится: кому на службу идти, кому печку топить, кому в колхоз на работу, кому на завод «Металлист» гнуть и давить из железа кастрюли.

Ос­таются на холме только Ваня-перевозчик, да ребята-школьники, да молодые трикотажницы, отрезанные водой от мастерской на той стороне.

Мы бы, конечно, могли хоть до вечера глядеть на ледоход, но ин­валиду надо лодку смолить, и мы все беремся за дело: трикотажницы собирают дрова, мальчики разводят огонь под котлом со смолой. Сам Ваня, опираясь на свои костыли, распоряжается нами, и каждый из нас слушается: Ване надо помочь, да и самим хочется поскорей на ту сторону.

Сколько льдин, больших и малых, прошло, пока размякла твердо­каменная черная смола в котле! Сколько споров прошло между льди­нами, сколько из них налезло на берег, беззаконниц, осужденных под лучами вешнего солнца капля по капле изнывать на сухом берегу! И сколько величавых, достойных, уверенных льдин прошло, пока ог­ненные ручейки растопленной и зажженной смолы обегали все пла­ночки лодки и оставляли за собой черный, блестящий, медленно ос­тывающий смоляной след!

Читайте также:  Краткое содержание рассказов льва толстого за 2 минуты

Вот, наконец, лодка, готовая, лежит вверх дном и остывает и твердеет перед большой работой на все половодье до тех пор, пока от всей голубой воды разлива не останутся на зеленом пойменном лугу только редкие синие глазки. Тогда этот же Ваня-перевозчик устроит мостки через нашу Москву-реку, и трикотажницы зашумят по мосткам, мешая нам ловить пескарей.

Но далеко до этого времени. Под вечер мы опять сидим на холме: на самом верху наш командир Ваня, вокруг него все школьники, а пониже школьников в кружке все молодые трикотажницы. Мы еще не остыли от работы и как будто ждем команды своего командира.

Вон карий, и ясный, и твердый, и такой чистый глазок нашего лучшего ученика Васи Веселкина требовательно глядит в рассеян­ные по голубому пространству голубые глаза командира.

  • Ваня! — решился позвать Вася Веселкин.
  • Ну? — отвечает Ваня.
  • Ты везде бывал? — спрашивает Веселкин.
  • И везде, — отвечает командир, — и за везде: я прошел весь путь войной от Сталинграда и до Берлина.

Все это известно, и, конечно, мальчик хочет что-то спросить еще и не может, силится и только краснеет, а лодочник собрался в себе и ждет. Надо скорей помочь мальчику.

— Ваня! — сказали мы. — Веселкин хочет сказать: «Ты много видел всяких земель. Есть ли на свете где-нибудь мест­ность краше нашего Дунина?»

  • Что там земли разные! — отвечает Ваня. — Я видел море. Да, папаша, Черное море!
  • Видел Черное море! — подхватили школьники.

А трикотажницы после них ко мне почти с укоризной:

  • Ваня видел море, а вы, папаша, говорите о нашей маленькой Москве-реке!
  • Хороши тоже, — продолжал Ваня, — леса Богемские.
  • Богемские леса! — подхватил за ним хор мальчиков.

И за мальчиками опять с ласковой укоризной ко мне молодые трикотажницы:

  • Ваня Богемские леса видел, а вы, папаша, спрашиваете, есть ли на свете местность краше нашего Лунина!
  • Какие там горы в Богемских лесах! — рассказывал Ваня. — Какие там зеленые холмы, и какие проходил я красивые города и между городами поля и луга, и на лугах какие там были стада!..

Сколько Ваня насказал всего о красивых землях своих и чужих стран! Трикотажницы перестали даже меня укорять, и один только Вася Веселкин смотрел на меня и чего-то все ждал и ждал…

И вдруг Ваня-инвалид обернулся прямо ко мне, стукнул себя в грудь кулаком и сказал с таким чувством, как будто он хотел молот­ком из камня навсегда вырубить свои слова:

— Папаша! Много-много я на свете видел разных земель, и сво­их и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видал!

Вот этих-то слов как будто только и дожидался Вася Веселкин: мальчик так и подпрыгнул! И что бы мне сказали молодые трикотаж­ницы, если бы как раз в этот миг внимание всех нас не привлекла к себе чудесная гостья?! На свободной голубой воде, на этой бирюзо­вой полоске между стенами льдин, на маленькой сахарной лодочке-льдинке проплывала мимо нас чисто белая чайка на розовых ножках, с черной головкой, и такая прекрасная, что от нее все само собой без всяких лишних слов выходило то самое, чего мы все так страстно хо­тели и не смели друг другу сказать: на свете сейчас в эту чудесную по­ру русской весны для нас всех действительно ничего не было краше нашего Дунина!

Источник: http://vesnat.ru/nuda/rasskaz-mihaila-mihajlovicha-prishvina-moskva-reka/main.html

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны – Родина, человек и природа в рассказе М. Пришвина «Москва-река»

Прочитайте рассказ М.М. Пришвина “Москва-река” на странице 142.

Москва-река — центральный образ рассказа. Наряду с ним в произведении имеется ряд второстепенных на первый взгляд образов, без которых и основной немыслим. 

  • Прочитайте рассказ от начала до слов «…город получил свое прекрасное имя — Звенигород».
  • Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство.
  • Рассказчик называет город «маленьким», «любимым», отмечает его «прекрасное имя». Он любит этот город, гордится его историей.
  • Найдите в тексте рассказа слова, воссоздающие картину «маленькой реки» Москвы во время половодья.
  • Как передано описание Москвы-реки в городе Москве?
  • Метафора закованная в камень река дважды звучит из уст рассказчика. Описание реки в городе Москве противопоставлено маленькой, зеленой, живой реке в деревне Дунино.

Одним из первых Пришвин осознал, что бурное развитие промышленности, издержки урбанизации могут нанести природе непоправимый вред, и встал на ее защиту.

В его произведениях мы постоянно встречаемся с мыслью о необходимости бережного отношения к природе, вреде ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, способности облагораживающе действовать на душу человека, формировать его нравственный мир.

  • Перечитайте фрагмент от слов «Сколько льдин, больших и малых, прошло…» до слов «…медленно оставляющих смоляной след». Назовите средства художественной выразительности, примененные здесь писателем.

  • Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и городе Москве; чужих стран и родной деревни? Приведите примеры ее использования.

  • Какие цвета присутствуют в рассказе?

Пришвинской цветописи свойственна обобщенность. Излюбленные цвета писателя — простые и яркие: черный, белый, красный, желтый, зеленый. Это не особенность зрения. Напротив, Пришвин может удивительно тонко улавливать нюансы цвета: «…

там красный снегирь на белом снегу, там желтоватый беляк на синеватом снегу, там тоже белая, но на синем, мертвой, — розовая, живая береза»; «Все больше и больше на солнце синеют белые снега, розовеют белые березы, и желтеют спящие на голубом снегу белые зайцы».

Обобщение цвета для Пришвина — это и результат детски жизнерадостного мировосприятия, и живописная манера. 

  • Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?
  • Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?
  • Местоимение «мы», чаще всего звучащее в описании событий, подчеркивает единство этих чистых душой и сердцем людей, горячо преданных родным местам, своей малой родине.
  • Прочитайте диалог от слов «Вон карий, и ясный, и твердый, и такой чистый глазок нашего лучшего ученика Васи» до конца рассказа.

Мальчик Вася Веселкин — герой еще многих произведений М. Пришвина.

Ему посвящен рассказ «Вася Веселкин». В финале писатель дарит герою свою любимую книгу и благодарит за помощь, называя его «стыдливым, застенчивым в своих добрых делах и бесстрашным в отстаивании правды». М. Пришвин верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, живет ребенок, сохраняющий веру в добро, справедливость и красоту.

  • Найдите примеры разговорного стиля в данном предложении (см. образец задания 6 в учебнике). Как подчеркнуто волнение героя в этой фразе?

Герой несколько раз повторяет фразу какие там. Синтаксическая конструкция предложений характерна для устной речи. Ваня не может подобрать нужные слова, для того чтобы передать свое восхищение.

  • Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина к родным местам?

Работа в тетрадях

Домашнее задание

  Прочитать вводную статью о К.Г. Паустовском на странице 149 в учебнике, составить ее тезисный план. Прочитать произведение “Мещёрская сторона”. Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство» (страницы 151-154). Индивидуальные задания.

1 вариант – подготовить сообщение «Мещерская низменность».

2 вариант – подготовить сообщение о картине И. И. Левитана “Туман над водой”.  
3 вариант – подготовить сообщение о картине И. И. Левитана “Заросший пруд”.  
4 вариант – подготовить сообщение о картине И. И. Левитана “Июньский день”.  
5 вариант – подготовить сообщение о картине И. И. Левитана “Папоротник в лесу”.  
6 вариант – подготовить сообщение о картине И. И. Левитана “Деревенская панорама”.  

Источник: http://gvozdikova.ucoz.ru/index/lirika_poehtov_uchastnikov_velikoj_otechestvennoj_vojny/0-220

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector