Краткое содержание произведений уильяма шекспира за 2 минуты

Краткое содержание произведений Шекспира

Краткое содержание произведений Уильяма Шекспира за 2 минуты

Марк Антоний влюблен в царицу Клеопатру. Его сторонники посмеиваются над ним, называя чуть ли не подкаблучником. И правда, египетская царица словно окутала Антония своими чарами, а он всецело предан своим чувствам к прекрасной Клеопатре Читать далее

Бесплодные усилия любви

Король Наварры Фердинанд с тремя приближенными клянется провести три года в непрестанном изучении ученых трудов. Во имя науки монарх дает обет ограничивать себя во сне и пище Читать далее

Буря

Просперо — герцог и законный правитель города Милана. Его брат Антони при поддержке неапольского короля Алонзо, свергает Просперо. Вместе с маленькой дочерью Мирандой его сажают в ветхую лодку Читать далее

Венецианский купец

Венецианский купец Антонио печален без причины. Близкие друзья Саланио и Саларино предполагают, что все дело в безответной любви или же в обычном переживании за корабли с товаром. Антонио отвергает эти варианты. Читать далее

Виндзорские насмешницы

Действие этой пьесы происходит в городе Виндзоре. А история крутиться вокруг трех богатых дам. Две из них – жены состоятельных горожан. А третья – еще юная и богатая невеста. Эти женщины и есть «насмешницы», проучившие корыстолюбивых мужчин. Читать далее

Гамлет

Принц Гамлет узнает, что в полночь на стенах замка является дух его покойного отца. Встревоженный, он решает повидаться с призраком, который открывает ужасную правду. Клавдий, родной брат умершего короля, отравил его Читать далее

Двенадцатая ночь

События, описанные в комедии, происходят в стране, которая придумана автором и называется Иллирия. Один из молодых, но влиятельных герцогов по имени Орсино, мучается от неразделённой любви к молодой и очень красивой графине Оливии. Читать далее

Зимняя сказка

Как и многие произведения Шекспира, Зимняя сказка входит в жанр трагикомедии. Пьеса, написанная в 1611 году, полностью соответствует своему названию, благодаря присутствию в ней вымышленных мест и фантастической географии Читать далее

Как вам это понравится

В ранней комедии Шекспира «Как вам это понравится» описывается весьма туманная любовная история. Но она лишь фон для торжества добродетели. Герцог небольшого французского городка стал жертвой заговора младшего брата Фредерика. Читать далее

Комедия ошибок

Эгеон, купец из Сиракуз, отправляется по делам в Эпидамн, оставив супругу Эмилию, ожидающую скорого появления ребенка. Та, спустя пол года, выдвигается вслед за мужем. По достижении Эпидамна женщина рожает сыновей-близнецов Читать далее

Кориолан

Пьеса повествует о жизни римского народа, который голодает в то время, когда аристократия продолжает набивать карманы. Под воздействием тяжелых времен зреет восстание, и тогда полководец Кай Марций, выступая за интересы горожан Читать далее

Король Лир

Трагическое творение основано на знаменитой основе – летописи английского короля Лира, который на склоне лет принял решение предоставить свою власть детям. Читать далее

Макбет

Между Шотландией и Ирландией идет война, в которой побеждает шотландское войско во главе с родственником короля Макбетом. Возвращаясь домой, Макбет и его друг, полководец Банко, на пустыре встречают трех ведьм Читать далее

Мера за меру

Венский герцог Винченцио осознает, что либеральность привела к падению нравов среди его подданных. Он покидает свои владения, объявив о дипломатической миссии, а управление городом поручае Читать далее

Много шума из ничего

Действие пьесы начинается в Сицилии, во главе города Мессина находится губернатор Леонато. В город приезжает гонец и сообщает, что к ним скоро прибудет дон Педро, он же принц Арагонский. Читать далее

Отелло

Дездемона сбегает с мавром Отелло, чтобы тайно обвенчаться. Яго, поручик Отелло, хочет отмстить тому за то, что лейтенантом назначили не его, а Кассио. Он рассказывает отцу Дездемоны о бегстве дочери Читать далее

Ричард III

Мать рожала его в муках. На свет появился ужасный, уродливый младенец. Всё детство над ним издевались и насмехались. Однако, несмотря на свой жалкий внешний вид, Ричард был крайне амбициозен, коварен и честолюбив Читать далее

Ромео и Джульетта

Трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира повествует о несчастной судьбе двух молодых любящих друг друга людей, которые стали жертвами вражды между их знатными родами Монтекки и Капулетти. Читать далее

Сон в летнюю ночь

Комедия «Сон в летнюю ночь» была написана У.Шекспиром в 1590 году. Пьеса состоит из пяти актов. Он написал это произведение в честь свадьбы известного аристократа. Читать далее

Укрощение строптивой

В доме богатого сеньора живут две дочери – старшая Катарина и младшая Бьянка. Обе сестры – прямые противоположности. Бьянка добропорядочная, вежливая и кроткая, какой и полагается быть девушке на выданье Читать далее

Юлий Цезарь

В шестнадцатом веке была написана историческая трагедия «Юлий Цезарь» он является основателем и политиком Римской империи. Читать далее

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/shekspir

Краткое содержание «Гамлет»

Трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет» была написана в 1600 – 1601 годах и является одним из наиболее известных произведений мировой литературы.

Сюжет трагедии основан на легенде о правителе Дании, посвященной истории мести главного героя за смерть своего отца.

В «Гамлете» Шекспир поднимает ряд важных тем, касающихся вопросов нравственности, чести и долга героев. Особое внимание автор уделяет философской теме жизни и смерти.

Прочитать краткое содержание «Гамлета» по главам будет полезно школьникам и студентам для ознакомления с сюжетом произведения, а также при подготовке к проверочным работам.

Гамлетпринц датский, сын прежнего и племянник нынешнего короля, был убит Лаэртом.

Клавдий – датский король, убил отца Гамлета и женился на Гертруде, был убит Гамлетом.

Полоний – главный королевский советник, отец Лаэрта и Офелии, был убит Гамлетом.

Лаэрт – сын Полония, брат Офелии, умелый фехтовальщик, был убит Гамлетом.

Горацио – близкий друг Гамлета.

Офелия – дочь Полония, сестра Лаэрта, после смерти отца сошла с ума, утонула в реке.

Гертруда – датская королева, мать Гамлета, жена Клавдия, умерла, выпив отравленное королем вино.

Призрак отца Гамлета

Розенкранц, Гильденстерн – бывшие университетские товарищи Гамлета.

Фортинбрас – норвежский принц.

Марцелл, Бернардо – офицеры.

Эльсинор. Площадка перед замком. Полночь. Офицер Бернардо сменяет солдата Фернардо, стоящего на посту. На площади появляются офицер Марцелл и друг Гамлета Горацио. Марцелл спрашивает у Бернардо, не видел ли он призрака, которого уже дважды замечали замковые стражники. Горацио находит это просто игрой воображения.

Неожиданно появляется призрак, похожий на покойного короля. Горацио спрашивает у духа, кто он, но тот, оскорбившись вопросом, исчезает. Горацио считает, что появление призрака – это «знак грозящих государству потрясений».

Марцелл интересуется у Горацио, почему в последнее время в королевстве активно готовятся к войне. Горацио рассказывает, что Гамлет убил в бою «властителя норвежцев Фортинбраса» и по договору получил земли побежденного. Однако «младший Фортинбрас» решил отбить потерянные земли, и именно это является «предлогом к сумятице и сутолоке в крае».

Неожиданно призрак появляется вновь, но с криками петуха исчезает. Горацио решает рассказать об увиденном Гамлету.

Сцена 2

Зал для приемов в замке. Король сообщает о своем решении взять в жены сестру покойного брата Гертруду. Возмущенный попытками королевича Фортинбраса вернуть власть на потерянных землях, Клавдий отправляет придворных с письмом к его дяде, королю норвежцев, чтобы тот пресек на корне замыслы племянника.

Лаэрт просит у короля разрешения уехать во Францию, Клавдий позволяет. Королева советует Гамлету перестать скорбеть по отцу: «Так создан мир: что живо, то умрет / И вслед за жизнью в вечность отойдет». Клавдий сообщает, что они с королевой против возвращения Гамлета на учение в Виттенберг.

Оставшись один, Гамлет возмущен тем, что его мать спустя месяц после смерти мужа перестала скорбеть и вышла замуж за Клавдия: «О женщины, вам имя – вероломство!».

Горацио сообщает Гамлету, что две ночи подряд он, Марцелл и Бернардо видели призрак его отца в латах. Принц просит держать эту новость в секрете.

Сцена 3

Комната в доме Полония. Прощаясь с Офелией, Лаэрт просит сестру избегать Гамлета, не относиться серьезно к его ухаживаниям. Полоний благословляет сына в дорогу, наставляя его, как вести себя во Франции. Офелия рассказывает отцу об ухаживаниях Гамлета. Полоний запрещает дочери видеться с принцем.

Сцена 4

Полночь, Гамлет и Горацио и Марцелл находятся на площадке перед замком. Появляется призрак. Гамлет обращается к нему, но дух, ничего не отвечая, манит принца за собой.

Сцена 5

Призрак сообщает Гамлету, что он дух его умершего отца, раскрывает тайну своей смерти и просит отомстить сына за свое убийство. Вопреки общему мнению, прежний король умер не от укуса змеи. Его убил родной брат Клавдий, вылив королю в ухо настой белены, когда тот спал в саду. Кроме того, еще до смерти прежнего короля Клавдий «увлек королеву к постыдному сожительству».

Гамлет предупреждает Горацио и Марцелла, что намеренно будет вести себя как безумец и просит их поклясться в том, что они никому не расскажут об их разговоре и о том, что видели призрак отца Гамлета.

Акт 2

Сцена 1

Полоний отправляет своего приближенного Рейнальдо в Париж, чтобы тот отвез Лаэрту письмо. Он просит разузнать как можно больше о сыне – о том, как он себя ведет и кто входит в круг его общения.

Испуганная Офелия рассказывает Полонию о безумном поведении Гамлета. Советник решает, что принц сошел с ума от любви к его дочери.

Сцена 2

Король и королева пригашают Розенкранца и Гильденстерна (бывших университетских друзей Гамлета), чтобы те узнали причину безумия принца.

Посол Вольтиманд сообщает ответ Норвежца – узнав о действиях племянника Фортинбраса, король Норвегии запретил ему воевать с Данией и отправил наследника с походом на Польшу.

Читайте также:  Краткое содержание лесное эхо скребицкий точный пересказ сюжета за 5 минут

Полоний делится с королем и королевой предположением, что причина безумия Гамлета – любовь к Офелии.

Беседуя с Гамлетом, Полоний поражается меткостью высказываний принца: «Если это и безумие, то в своем роде последовательное».

В разговоре Розенкранцем и Гильденстерном, Гамлет называет Данию тюрьмой. Принц понимает, что они явились не по собственному желанию, а по приказу короля и королевы.

В Эльсинор приезжают приглашенные Розенкранцем и Гильденстерном актеры. Гамлет любезно их встречает. Принц просит прочесть монолог Энея к Дидоне, в котором говорится об убийстве Приама Пирром, а также сыграть на завтрашнем представлении «Убийство Гонзаго», добавив небольшой отрывок, написанный Гамлетом.

Оставшись один, Гамлет восхищается мастерством актера, обвиняя себя в бессилии. Опасаясь того, что в образе призрака к нему являлся Дьявол, принц решает сначала последить за дядей и проверив его виновность.

Акт 3

Сцена 1

Розенкранц и Гильденстерн докладывают королю и королеве, что не смогли разузнать у Гамлета причину его странного поведения. Подстроив встречу Офелии и Гамлета, король и Полоний прячутся, наблюдая за ними.

Гамлет заходит в комнату, размышляя над тем, что останавливает человека от самоубийства:

«Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться»

.

Офелия хочет вернуть подарки Гамлета. Принц, понимая, что их подслушивают, продолжает вести себя как сумасшедший, говоря девушке, что никогда не любил ее и сколько бы ей не прививали добродетели, из нее «не выкурить грешного духа». Гамлет советует Офелии уйти в монастырь, чтобы не плодить грешников.

Услышав речи Гамлета, король понимает, что причина безумия принца другая: «он не то лелеет / По темным уголкам своей души, / Высиживая что-то поопасней». Клавдий решает обезопасить себя, отправив племянника в Англию.

Сцена 2

Приготовления к пьесе. Гамлет просит Горацио внимательно смотреть на короля, когда актеры будут играть сцену, схожую с эпизодом смерти его отца.

Перед началом пьесы Гамлет кладет голову Офелии на колени. Начав с пантомимы, актеры изображают сцену отравления прежнего короля.

Во время представления Гамлет сообщает Клавдию, что пьеса называется «Мышеловка» и комментирует происходящее на сцене.

В момент, когда актер на сцене собирался отравить спящего, Клавдий резко поднялся и со свитой покинул зал, чем выдал свою виновность в смерти отца Гамлета.

Розенкранц и Гильденстерн говорят Гамлету, что король и королева очень огорчены из-за случившегося. Принц, держа в руке флейту, ответил: «Смотрите же, с какою грязью вы меня смешали. Вы собираетесь играть на мне». «Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя».

Сцена 3

Король пытается молитвой искупить грех братоубийства. Увидев Клавдия молящимся, принц колеблется, ведь он может отомстить за убийство отца прямо сейчас. Однако Гамлет решает отсрочить кару, чтобы душа короля не отправилась на небо.

Сцена 4

Комната королевы. Гертруда позвала Гамлета к себе на разговор. Полоний, подслушивая, прячется в ее спальне за ковром. Гамлет грубит матери, обвиняя королеву в том, что она оскорбила память его отца. Испуганная Гертруда решает, что сын хочет ее убить. Полоний из-за ковра зовет стражу. Принц, думая, что это король, пронзает ковер и убивает королевского советника.

Гамлет обвиняет мать в грехопадении. Неожиданно появляется призрак, которого видит и слышит только принц. Гертруда убеждается в безумстве сына. Волоча тело Полония, Гамлет уходит.

Акт 4

Сцена 1

Гертруда сообщает Клавдию, что Гамлет убил Полония. Король распоряжается найти принца и отнести тело убитого советника в часовню.

Сцена 2

Гамлет говорит Розенкранцу и Гильденстерну, что тело Полония он «смешал с землей, которой труп сродни». Принц сравнивает Розенкранца «с губкою, живущей соками царских милостей».

Сцена 3

Потешаясь, Гамлет говорит королю, что Полоний на ужине – «на таком, где ужинает не он, а едят его самого», но после признается, что спрятал тело советника около галерейной лестницы. Король распоряжается немедленно заманить Гамлета на корабль и везти его в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна. Клавдий решает, что Британец должен вернуть ему долг, убив принца.

Сцена 4

Равнина в Дании. Войско норвежцев осуществляет проход через местные земли. Гамлету объясняют, что военные идут «отторгнуть местечко, не заметное ни чем». Гамлет размышляет о том, что «решительный принц» «рад пожертвовать жизнью», ради дела, которое «не стоит выеденного яйца», а он сам все никак не решился на месть.

Сцена 5

Узнав о смерти Полония, Офелия сходит с ума. Девушка горюет об отце, поет странные песни. Горацио делится с королевой своими страхами и опасениями – «народ ворчит», «вся муть всплыла со дна».

Тайно вернувшийся из Франции Лаэрт врывается в замок с толпой бунтовщиков, провозгласивших его королем. Юноша хочет отомстить за смерть отца, но король усмиряет его пыл, обещая возместить утрату и помочь «в союзе добиться правды». Увидев безумную Офелию, Лаэрт еще сильнее загорается жаждой мести.

Сцена 6

Горацио получает от моряков письмо Гамлета. Принц сообщает, что попал к пиратам, просит передать королю отправленные им письма и как можно быстрее поспешить к нему на помощь.

Сцена 7

Король обретает в лице Лаэрта союзника, указывая ему на то, что у них общий враг. Клавдию доставляют письма от Гамлета – принц пишет, что был высажен нагим на датскую землю и просит короля завтра же его принять.

Лаэрт ждет встречи с Гамлетом. Клавдий предлагает направлять действия юноши, чтобы Гамлет погиб «сам по доброй воле». Лаэрт соглашается, решая для верности перед сражением с принцем смазать острие рапиры ядовитой мазью.

Внезапно появляется королева с новостью, что Офелия утонула в реке:

«Ей травами увить хотелось иву, Взялась за сук, а он и подломись, И, как была, с копной цветных трофеев,

Она в поток обрушилась»

.

Акт 5

Сцена 1

Эльсинор. Кладбище. Могильщики копают могилу для Офелии, обсуждая, можно ли погребать самоубийцу по христианскому. Видя выброшенные могильщиком черепа, Гамлет раздумывает над тем, кто были эти люди.

Могильщик показывает принцу череп Йорика, королевского скоромоха. Взяв его в руки, Гамлет обращается к Горацио: «Бедный Йорик! – Я знал его, Горацио.

Это был человек бесконечного остроумия», «а теперь это само отвращение и тошнотой подступает к горлу».

Офелию хоронят. Желая в последний раз проститься с сестрой, Лаэрт прыгает в ее могилу, прося закопать его с сестрой.

Возмутившись фальши происходящего, стоявший в стороне принц прыгает в могилу в лед за Лаэртом и они борются. По приказу короля их разнимают. Гамлет сообщает, что хочет «разрешить соперничество» с Лаэртом в схватке.

Король просит Лаэрта пока не предпринимать никаких действий – «потрепите. Все идет к развязке».

Сцена 2

Гамлет рассказывает Горацио, что обнаружил на корабле письмо Клавдия, в котором король распорядился убить принца по прибытии в Англию. Гамлет изменил его содержание, приказывая немедленно убить подателей письма. Принц понимает, что отправил Розенкранца и Гильдестерна на смерть, но его не мучает совесть.

Гамлет признается Горацио, что жалеет о ссоре с Лаэртом и хочет помириться с ним. Приближенный короля Оздрик сообщает, что Клавдий поспорил с Лаэртом на шесть арабских коней, что принц победит в сражении. У Гамлета появляется странное предчувствие, но он отмахивается от него.

Перед поединком Гамлет просит у Лаэрта прощения, говоря, что не желал ему зла. Незаметно король бросает в бокал принца с вином яд. В разгар сражения Лаэрт ранит Гамлета, после чего они меняются рапирами и Гамлет ранит Лаэрта. Лаэрт осознает, что сам «попался в сети» своего коварства.

Королева по случайности отпивает из бокала Гамлета и умирает. Гамлет приказывает найти виновного. Лаэрт сообщает, что рапира и питье были отравлены и во всем виноват король. Гамлет убивает отравленной рапирой короля. Умирая, Лаэрт прощает Гамлета. Горацио хочет выпить остатки яда из бокала, но Гамлет забирает чашу у друга, прося рассказать непосвященным «правду о нем».

Вдали слышатся выстрелы и марш – из Польши с победой возвращается Фортинбрас. Умирая, Гамлет признает право Фортинбраса на датский престол. Фортинбрас приказывает с честь похоронить принца. Раздается пушечный залп.

В «Гамлете» на примере образа датского принца Шекспир изображает личность нового времени, сила и слабость которого заключены в его нравственности и остром уме.

Являясь по натуре философом и гуманистом, Гамлет оказывается в обстоятельствах, вынуждающих его на месть и кровопролитие. В этом и состоит трагизм положения героя – увидев мрачную сторону жизни, братоубийство, измену, он разочаровался в жизни, утратил понимание ее ценности.

Шекспир не дает в своем произведении определенного ответа на вечный вопрос «Быть или не быть?», оставляя его за читателем.

Рекомендуем не останавливаться на прочтении краткого пересказа «Гамлета», а ознакомиться с полным текстом произведения.

После прочтения краткой версии знаменитого произведения Шекспира – проверьте себя тестом:

Источник: https://obrazovaka.ru/books/shekspir/gamlet

«Буря», краткое содержание по актам и сценам трагикомедии Уильяма Шекспира

Буря на море с громом и молнией. На палубе корабля капитан приказывает боцману вызвать наверх команду. Пока матросы готовят судно к шторму, боцман отбивается от расспросов Алонзо (короля Неаполитанского), Антонио (брата герцога Миланского) и Гонзало (старого советника короля).

Ему удаётся отправить их вниз, но через некоторое время Себастьян (брат Алонзо), Антонио и Гонзало возвращаются.

Узнав от матросов, что корабль не спасти, Гонзало решает вернуться к королю и принцу, чтобы вместе с ними молиться, Себастьян говорит, что взбешён, Антонио обвиняет в несчастье «шайку пьяниц», понимая под ними, прежде всего, боцмана.

Читайте также:  Краткое содержание другая жизнь трифонов точный пересказ сюжета за 5 минут

Сцена 2

На острове перед пещерой Просперо (законного герцога Миланского) Миранда (его пятнадцатилетняя дочь) просит отца усмирить море: девушке невыносимо слышать вопли находящихся на тонущем корабле людей. Просперо успокаивает Миранду, говоря, что никто не пострадал от бури, и предлагает ей узнать правду об их происхождении.

Сняв волшебный плащ, герцог Миланский спрашивает у дочери, что она помнит из своего прошлого? Миранда, которой на момент появления на острове было три года, вспоминает, как за ней ухаживало пять или шесть прислужниц.

Просперо рассказывает дочери о своём былом величии, которого он лишился по милости младшего брата Антонио, поставленного им наместником над герцогством для того, чтобы иметь возможность уделять больше времени наукам и искусствам.

Антонио за спиной у Просперо договорился с Неаполитанским королём о признании его герцогом Миланским в обмен на денежную дань и подчинение герцогства короне. Изменники побоялись лишить жизни Просперо с Мирандой, так как народ любил законных властителей.

Вместо этого их оставили на полусгнившем корабле посредине моря. Гонзало снабдил Просперо с дочерью питьевой водой, пищей и одеждой и разрешил взять с собой книги. Сегодняшняя буря – возможность изменить жизнь к лучшему, но как герцог не договаривает.

Он погружает Миранду в сон и вызывает духа воздуха – Ариэля.

Ариэль докладывает Просперо об исполнении приказа: он устроил бурю и пожар на корабле, лишив рассудка всех, кто там был, за исключением матросов. Спасшихся от бури людей дух воздуха раскидал по острову, а корабль вместе с усыплённым и запертым в трюме экипажем поставил на якорь в бухте Бермудских островов.

Ариэль просит Просперо отпустить его на свободу. Волшебник напоминает духу о том, как он спас его от ужасной алжирской колдуньи Сикораксы, которая за неповиновение заключила его в расщелину сосны. Ариэль соглашается ещё два дня послужить Просперо.

Волшебник приказывает ему обернуться морской нимфой и быть видимым только ему.

Просперо будит Миранду и зовёт Калибана – уродливого и грубого сына Сикораксы, находящегося у него в услужении. Дикарь ругает своих хозяев. Он проклинает Просперо за то, что тот научил его говорить, но отнял остров. Волшебник объясняет рабское положение Калибана тем, что тот захотел обесчестить Миранду. Дикарь соглашается подчиниться Просперо только под угрозой боли.

Невидимый Ариэль с помощью волшебной музыки приводит к пещере Фердинанда – сына Неаполитанского короля. Принц очарован Мирандой. Дочь Просперо считает Ферндинда божественно прекрасным.

Молодые люди тянутся друг к другу. Просперо решает воздвигнуть на их пути препятствия, чтобы укрепить возникшую любовь.

Он объявляет Фердинанда, считающего своего отца погибшим, а себя королём, самозванцем, решившим претендовать на его владения.

Просперо принимает решение заковать принца в цепи. Фердинанд вызывает его на бой. Просперо обездвиживает принца. Миранда ручается за любимого. Просперо непреклонен. Фердинанд смиряется с пленением, уповая на то, что из тюрьмы он сможет наслаждаться красотой девушки.

Акт II

Сцена 1

На другой части острова Гонзало утешает короля. Алонзо просит оставить его в покое. Брат короля – Себастьян и Антонио потешаются над старым советником. Гонзало пытается обратить внимание Алонзо на красоту острова, сохранность их одежды, спасение от смерти. Советник упоминает о свадьбе дочери Алонзо – прекрасной Кларибель, ставшей королевой Туниса.

Король выходит из себя: он проклинает свершившийся праздник, который лишил его сына и отдалил дочь. Придворный Франсиско говорит, что видел, как Фердинанд боролся с волнами, а значит он – жив. Себастьян видит в случившемся расплату: Кларибель не хотела покидать родину и выходить замуж за чужеземца. Гонзало тешит короля рассказами о райской жизни на острове.

Ариэль усыпляет всех, кроме Алонзо, Себастьяна и Антонио. Король признаётся, что тоже хочет спать. Себастьян с Антонио предлагают ему отдохнуть, обещая обеспечить охрану. Когда Алонзо засыпает, Антонио намекает Себастьяну на то, что тот мог бы получить корону. В начале Себастьян ничего не хочет слышать, затем признаётся в собственной лени.

Антонио обещает помочь. Он уверен в смерти Фердинанда и считает, что после смерти Алонзо корону вполне может унаследовать Себастьян. Последний под влиянием совести колеблется ещё какое-то время, после чего предлагает Антонио взять решающий удар на себя в обмен на отмену дани для Миланского герцогства. Сам Себастьян соглашается убить Гонзало.

Ариэль будит советника. Остальные просыпаются вслед за Гонзало. Себастьян с Антонио говорят, что обнажили мечи, услышав рык льва.

Сцена 2

Под раскаты грома Калибан вносит в пещеру вязанку дров и ругает Просперо. Приняв Тринкуло за очередного духа, посланного мучить его, дикарь притворяется мёртвым. Шут прячется под ним от новой бури. В пещере появляется дворецкий Стефано с бутылкой в руках. Он пьяно поёт весёлую матросскую песню. Калибан просит не мучить его.

Стефано удивляется встрече со странным существом, но тут же решает приручить его с помощью выпивки, чтобы потом продать в Неаполе. Тринкуло вылезает из-под Калибана. Последний принимает Стефано за доброго бога. Шут с дворецким обмениваются историями о чудесном спасении от бури. Калибан клянётся Стефано в верности. Тринкуло потешается над пьяным чудищем.

Стефано считает, что король со свитой погибли, и предлагает шуту взять управление островом в свои руки.

Акт III

Сцена 1

Фердинанд с радостью таскает тяжёлые брёвна к пещере Просперо. Миранда со слезами на глазах просит его передохнуть и, узнав, что он должен «закончить урок» до заката, предлагает помочь.

Фердинанд не разрешает и просит девушку назвать своё имя, которое воспринимает «чудным», то есть чудесным, а его обладательницу – лишённой недостатков. Миранда говорит, что принц кажется ей прекраснейшим из мужчин. Фердинанд признаётся девушке в любви.

Просперо доволен такому развитию событий. Миранда хочет стать женой Фердинанда. Принц обещает стать ей верным мужем.

Сцена 2

Стефано и Тринкуло потешаются над пьяным Калибаном. Дикарь просит своего государя защитить его от насмешек шута и вернуть потерянный остров. Невидимый Ариэль комментирует реплики Калибана. Стефано считает, что с ним спорит Тринкуло.

Калибан предлагает хозяину убить тирана. Стефано бьёт шута за слова, сказанные Ариэлем.

  Калибан рассказывает Стефано о том, как лучше всего убить Просперо (предварительно лишив его книг), и обещает в награду не только остров, но и красавицу Миранду.

Калибан просит Стефано спеть понравившуюся ему песню. Ариэль подыгрывает дворецкому на дудке и барабане. Стефано и Тринкуло пугаются невидимого игрока, но затем, успокоенные Калибаном, отправляются вслед за музыкой.

Сцена 3

Гонзало просит у короля смилостивиться над его старыми костями и отдохнуть от поисков принца. Антонио указывает Себастьяну на общую усталость и предлагает ночью избавиться от Алонзо. Странные фигуры под торжественную музыку выносят стол, уставленный различными яствами.

Алонзо не сразу решается попробовать их, но как только подходит к столу, Ариэль в образе гарпии взмахивает над ним крыльями, и всё исчезает. Дух воздуха называет Алонзо, Себастьяна и Антонио преступниками и обрекает их на безумие. Он возвещает им, за что они наказаны, и говорит, что единственный способ для них спастись – это покаяние и праведная жизнь.

Алонзо приходит в отчаяние, Себастьян и Антонио в яростное исступление. Преступники разбегаются по острову. Гонзало просит придворных присмотреть за безумцами.

Акт IV

Сцена 1

Просперо объявляет Фердинанду, что тот с честью выдержал испытание и заслужил руку Миранды. Волшебник благословляет союз принца с дочерью, но просит первого воздержаться от осквернения девичьей чести до обряда бракосочетания.

Просперо приказывает Ариэлю созвать младших духов, чтобы устроить для влюблённых волшебное зрелище. Он ещё раз напоминает Фердинанду о данном им обете, после чего начинается музыкальное представление с участием богини радуги – Ириды, Цереры и Юноны. Вызванные Проспером духи дают молодой чете благословение. Жнецы в крестьянской одежде танцую вместе с нимфами перед Фердинандом и Мирандой.

Просперо отправляет влюблённых отдохнуть в пещеру и начинает готовиться к покушению на его жизнь Калибана. Он приказывает Ариэлю развесить на деревьях яркие одежды. Когда заманенные духом в болото мокрые Тринкуло, Стефано и Калибан появляются перед пещерой, Просперо и Ариэль становятся невидимыми.

Стефано и Тринкуло недовольны тем, что «фея Калибана» завела их в болото. Он ругают дикаря за то, что пропахли конской мочой и потеряли драгоценные бутылки с вином.Увидев яркие одежды, Стефано с Тринкуло начинают примерять их на себя, не слушая увещеваний Калибана, боящегося, что учинённый шум разбудит Просперо и тот превратит их в обезьян. Духи в образе гончих псов преследуют воров.

Акт V

Сцена 1

Ариэль докладывает Просперо о том, что Алонзо, Себастьян и Антонио в безумии блуждают по роще, защищающей пещеру от непогоды, а их спутники оплакивают их. Воздушный дух говорит, что будь он человеком, ему было бы жаль несчастных. Просперо разрешает Ариэлю снять с Алонзо, Себастьяна и Антонио заклятье.

Воздушный дух помещает безумцев в магический круг и помогает Просперо предстать пред ними в знакомом образе миланского герцога. Волшебник прощает своих врагов. Ариэль радуется грядущей свободе. Пока он будит матросов, Просперо приветствует короля с поданными на своём острове.

Алонзо просит у Просперо прощения и обещает вернуть ему герцогство.

Просперо обнимает старого друга Гонзало и предупреждает Себастьяна с Антонио, что мог бы рассказать об их замысле убить короля, но на этот раз промолчит. Алонзо скорбит о потерянном сыне.

Просперо приглашает всех в пещеру, где Миранда и Фердинанд играют в шахматы. Алонзо вне себя от счастья. Он благословляет брак сына с Мирандой и просит у детей прощения.

Ариэль приводит изумлённого капитана с боцманом. Последний радуется при виде живых пассажиров и говорит, что разбитый три часа назад в щепки корабль, имеет прежний вид и готов к отплытию.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов джейн остин за 2 минуты

Воздушный дух по приказу Просперо приводит Калибана, Тринкуло и Стефано. Волшебник отправляет их убирать пещеру, а Алонзо приказывает снять украденную одежду.

Просперо приглашает короля со свитой переночевать на острове и обещает занять большую часть ночи рассказом о своей жизни на острове.

Утром он предлагает отправиться в Неаполь, сыграть свадьбу Фердинанда и Миранды, после чего хочет вернуться в своё герцогство с тем, чтобы размышлять о смерти.

Эпилог

Актёр, играющий Просперо, отдаётся на милость короля. Он отрекается от власти над духами и признаёт себя слабым, грешным человеком.

  • «Буря», художественный анализ трагикомедии Уильяма Шекспира
  • «Ромео и Джульетта», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
  • «Гамлет», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира
  • «Ромео и Джульетта», краткое содержание по действиям и сценам трагедии Уильяма Шекспира
  • «Гамлет», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
  • «Отелло», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
  • «Отелло», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира
  • «Макбет», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
  • «Король Лир», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
  • «Макбет», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира
  • «Двенадцатая ночь, или Что угодно?», художественный анализ комедии Уильяма Шекспира
  • «Король Лир», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира
  • «Сон в летнюю ночь», краткое содержание по актам и сценам комедии Шекспира
  • «Сон в летнюю ночь», художественный анализ комедии Уильяма Шекспира
  • «Двенадцатая ночь, или Что угодно?», краткое содержание по актам и сценам комедии Шекспира

По произведению: «Буря(Шекспир)»

По писателю: Шекспир Уильям

Источник: https://goldlit.ru/shakespeare/644-the-tempest-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание «Гамлета» Шекспира: оберег общечеловеческих ценностей

Вершиной мировой драматургии является трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский». Уже несколько веков пьеса является программным произведением литературы и постоянным спектаклем в репертуарах театра всего мира. Такая популярность произведения говорит о насущности проблем, поднятых в произведении, которые актуальны во все времена развития общества.

Действие трагедии происходит в Дании, в королевской резиденции Эльсинор. Намедни всю страну окутало печальное событие – не стало короля. После кончины монарха на трон вступает его родной брат Клавдий.

Собрав поданных, он сообщает две новости: что будет коронован, а также вступит в брак с нынешней королевой, то есть вдовой своего покойного брата.

Сын умершего короля Гамлет чрезвычайно расстроен смертью отца и тем, что мать и дядя так скоро забыли свою скорбь.

Ночные дозорные заметили, что в один и тот же час появляется призрак, который очень похож на покойного короля. Они напуганы и зовут Горацио, который узнает в ночном образе прежнего короля.

Он понимает, что покойный хочет о чем-то поведать, и решает обо всем доложить Гамлету.

В следующую ночь принц видит призрак отца, который рассказал ему о том, что его родной брат Клавдий отравил его, налив яд в ухо, чтобы заполучить государством и королеву. Отец убеждает Гамлета отомстить за свою смерть.

Видя странное состояние Гамлета, Клавдий пытается разобраться в причинах. Ближайший поверенный короля и его советник Полоний узнает о любви Гамлета к своей дочери Офелии. Он убеждает дочь не верить его словам и беречь свою честь. Девушка возвращает принцу все дары и письма.

Отчего Гамлет сознает, что его чувства были не взаимны. Полоний объясняет королевской чете странное поведение Гамлета, как страдания влюбленного и предлагает следить за принцем, чтоб в этом убедиться. Понимая это, Гамлет притворяется сумасшедшим.

Подслушивая, король понимает воинственное отношение принца и понимает, что не в любви скрыта причина.

Чтобы отвлечь принца, король приглашает ко двору университетских друзей Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна, которые привозят с собой театральную труппу.

Гамлета мучают сомнения, действительно ли дядя – убийца и должен заплатить за свой поступок, а вдруг призрак – это демон, путающий мысли Гамлета и подводящий к греху.

Чтобы не сделать ошибки и убедиться в виновности короля, Гамлет просит актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго». По сюжету пьесы племянник убивает своего дядю и соблазняет его жену.

К ней Гамлет добавляет свои стихи и дает наставления актерам, как нужно играть, а также просит Горацио – единственного человека, которому доверяет, наблюдать за реакцией короля. Последний не выдерживает и покидает зал до завершения спектакля. Теперь Гамлет уверен в правдивости слов призрака.

Король начинает опасаться Гамлета и просит повлиять королеву-мать на него. Полоний услужливо предлагает подслушать их разговор и прячется за ковром. В ходе беседы Гамлет взывает к совести матери, осуждая ее брак с предателем.

Полоний, выдает себя, и Гамлет, полагая, что это король, в сердцах ударяет в ковер шпагой и убивает советника. Гамлету жаль мудрого старика, но он сам выбрал свою участь и умер той участью, которую заслуживает.

После убийства Полония, король и вовсе напуган и решает отправить принца в Англию под присмотром его мнимых друзей Розенкранца и Гильденстерна, дав им сопроводительное письмо с королевской печатью, в котором требует убить Гамлета.

Полония хоронят втайне и без почестей, чтобы не привлекать внимания. Известие о смерти отца доходит до сына Полония – Лаэрта. Таинственность смерти отца он объясняет тем, что гнусный поступок совершил король, и начинает настраивать датчан против Клавдия. Узнав об этом, король открывает Лаэрту настоящего убийцу и поддерживает его желание отомстить за смерть отца.

В это время Гамлет, вскрывший королевское письмо и узнав о намерениях Клавдия, подменил его другим, в котором приказывает казнить друзей-предателей, а сам покидает корабль и возвращается в Данию. Горе от смерти отца привело Офелию к потере рассудка и она утонула в озере. Прячась на кладбище, Гамлет и Горацио ставятся свидетелями похорон Офелии.

Гамлет, не выдержав, подходит к могиле, где между ним и Лаэртом случился конфликт. Гамлет не может понять воинственности Лаэрта. Король тем временем предлагает Лаэрту отомстить Гамлету так, чтобы в глазах королевы и общества это не выглядело убийством. Они решают вызвать принца драться на рапирах на пари.

Лаэрт для стопроцентной гарантии смерти Гамлета смазывает рапиры ядом, а король отравляет вино.

Во время схватки королева Гертруда, волнуясь за сына, отпивает вино и умирает. Лаэрт и Гамлет ранят друг друга, поменявшись оружием. Лаэрт умирает. Принц, все поняв, ранит Клавдия ядовитой рапирой и дает ему выпить вина.

Перед смертью Гамлет просит Горацио рассказать людям все, что он знает, и передать его голос за кандидатуру Фортинбраса в роли будущего короля. Норвежский принц Фортинбрас стал королем, похоронив Гамлета с великими почестями.

Анализ произведения

Социально-философская трагедия была создана Шекспиром на основе средневековой легенды о принце Амлете. Народное произведение неоднократно поддавалось литературным обработкам. Однако именно творение Шекспира стало бессмертным.

Исторические факты и характер героя

Время действие пьесы не обозначено четко. Изображая прошлое, автор поднимает в произведении проблемы, актуарные и во времена жизни Шекспира, и в наши дни. Историческая достоверность и событийность в произведении отходит на второй план, позволяя акцентировать все внимание сюжета на личной трагедии принца Гамлета.

Композиция трагедии строится на основе двух сюжетных линиях: пути Гамлета к мести за смерть отца и честь матери; вероломных поступках, полных интриг и козней, со стороны короля Клавдия.

Ярким примером авторской манеры Шекспира является такая особенность композиции трагедии, как насыщение ее монологами Гамлета, роль которых в подведении итогов тех или иных явлений и событий, их осмысление и героем, и читателем.

В общую стилистику трагедии монологи главного героя вносят своеобразный философский характер и придают произведению окраску тонкого лиризма.

Характеристика персонажей

Временные отрезки произведения охватывают всего несколько дней, однако система персонажей трагедии достаточно развита.

Всех героев можно поделить по их идейной значимости на три группы: основные персонажи: Гамлет, Клавдий, Гертруда; образы, влияющие на течение действия: призрак отца Гамлета, Полоний, Офелия, Лаэрт, Горацио, Розенкранц, Гильденстерн, Фортинбрас; второстепенные персонажи: дозорные, могильщики, капитан, матросы, дворяне и другие. Условно сам автор делит персонажей на две категории возможностью видеть призрака. Ведь его смогли увидеть лишь те, кто был чист душой и сердцем.

Главным героем является Гамлет – спорный и сложный образ. Особенность этого персонажа раскрывается в чрезвычайном мастерстве Шекспира показать героя в развитии. Так как Гамлет в начале произведения и в конце – совершенно разные образы.

Раздвоение сознания, попытки проанализировать свои возможности, стремление жить по совести, сомнения и укоры – все это закаляет и формирует из мыслящего героя персонажа действенного.

В философско-гуманистическом ключе образ Гамлета – это оберег общечеловеческих ценностей: морали, правды, чести и справедливости.

Идейное содержание

В произведении автор поднимает основную проблему эпохи Возрождения – крушение идеалов морали, гуманизма, чести, на смену которым приходит сила денег и власти. В трагедии автор пытает решить главный философский вопрос – для чего жить человеку, в чем есть смысл его бытия, если все в этом мире тленно.

Эта общечеловеческая извечная проблема воплощена в известнейшей фразе: «Быть или не быть, вот в чем вопрос». Именно поэтому реплики Гамлета наполнены мыслями о смерти, о смысле бытия. Ответом на этот вопрос служит мысль о ценности моральности человека, умении осмыслить прошлое и настоящее, чувствовать, любить. В этом видит Гамлет смысл жизни человека.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/uilyam-shekspir/gamlet.html

Ссылка на основную публикацию