Краткое содержание распутин живи и помни точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание повести Валентина Распутина «Живи и помни»

Краткое содержание Распутин Живи и помни точный пересказ сюжета за 5 минут

Произведение В. Распутина «Живи и помни», написанное в 1974 году, повествует об истории дезертировавшего с фронта солдата и его жены.

Повесть затрагивает большой пласт моральных проблем, показывает, насколько сложными и глубокими могут быть человеческие взаимоотношения.

Автор говорит о том, что у каждого героя есть своя правда, и даёт читателю возможность самостоятельно разобраться, кто прав, а кто виноват.

Долг жены перед мужем

Пересказывая повесть «Живи и помни», стоит остановиться на самых значимых её событиях. Идёт последний год Великой Отечественной войны. В далёкое ангарское село Атамановка, насчитывающее всего тридцать дворов, зимой тайно возвращается бежавший с фронта дезертир Андрей Гуськов.

Здесь его отчий дом, в котором живут родители и жена Настёна, больше ему некуда податься. Однако он боится попадаться им на глаза, и лишь пропавшие из находившейся на отшибе бани плотницкий топор Михеича, отца Андрея, порция листового табака и старые лыжи наводят Настю на мысль о возвращении мужа.

Она относит в баню хлеб и когда коврига исчезает, окончательно убеждается, что Андрей вернулся домой. Здесь же через несколько дней происходит их встреча, во время которой муж признаётся жене, что бежал с фронта, и просит её помочь ему. Настя готова выполнить свой долг перед мужем, ведь, кроме него, у неё из родных никого нет.

История Настёны

В шестнадцатилетнем возрасте, в голодном тридцать третьем, потеряла Настя мать, оставшись с младшей сестрёнкой Катей на руках, которой было всего восемь лет. Отец погиб ещё раньше.

Спасаясь от голода, ходили сестры по деревням, где просили кусок хлеба — им подавали из жалости к маленькой Кате. Сама Настя была худая, нескладная. Добравшись до деревни Рютиная, сестры попросились к жившей здесь тётке по отцу.

Она нехотя приняла племянниц, однако Насте пришлось работать на неё с утра до ночи.

В тёткином дома она поправилась, похорошела. Заехавший по работе из соседней Атамановки Андрей Гуськов предложил ей выйти за него замуж, и Настя согласилась — без особой любви, но с надеждой, что жизнь её изменится к лучшему.

Однако особых перемен не произошло. В новой семье, в доме свёкра со свекровью, Насте пришлось так же гнуть спину, как и у тётки. Работы она не боялась, выполняла все безропотно.

Но свекровь относилась к ней с пренебрежением, потому что невестка была сиротой, пришла в их дом в одном платье, заступиться за неё было некому, да и детей у пары не было.

Поначалу ласковый Андрей стал относиться к Насте грубо, а когда после его упрёка в бездетности она ответила, что в этом может быть и его вина, жестоко избил жену.

Великая Отечественная

С началом войны деревенских мужиков стали мобилизовать на фронт. Не миновала эта участь и Андрея, который уезжал с тяжёлым сердцем, уверенный в том, что погибнет и не увидит больше родных мест.

Настёну, оставшуюся без мужа, даже немного успокаивала мысль, что у них нет детей — придётся не так тяжело, как тем, кто с ребятишками. Она верила, что после войны обязательно родит Андрею ребёнка и все у них наладится.

Повоевав три года, Андрей стал укрепляться в мысли, что война скоро закончится, и он практически её прошёл, осталось совсем немного до возвращения домой. На войне Андрей многое переосмыслил.

Настёна стала для него по-настоящему родной и дорогой, он мечтал о встрече с ней, думал, как хорошо они заживут. Он приобрёл военный опыт, служил в разных родах войск, ходил в разведку, среди однополчан слыл надёжным товарищем. Бывал и ранен.

Но, видя, как ежедневно гибнут солдаты, Андрей стал бояться, что погибнет и сам. Поэтому ждал лёгкого ранения, чтобы отправиться в госпиталь и переждать опасное время.

Так случилось, что ранение он получил, и не лёгкое. Сутки не приходил в сознание, потом долго лечился в новосибирском госпитале. От родных приходили письма и посылки.

Настёна сообщила, что собирается приехать навестить мужа. Но Андрей настолько свыкся с мыслью, что теперь-то его уж точно комиссуют домой, и запретил жене приезжать. Однако планам его не суждено было сбыться.

После выписки его неожиданно направили обратно на фронт.

Побег

Андрей был в полной растерянности. Ему казалось, что на фронте, не повидавшись с Настёной, он обязательно погибнет. С тяжёлым сердцем он сел в поезд и поехал в противоположном направлении, в родные места, а когда одумался, было уже поздно возвращаться на фронт. Дезертиров ожидали презрение товарищей и расстрел.

Почему Андрей Гуськов стал дезертиром:

  • тоска по родным, семье, деревне была сильнее его;
  • он не был героем, военным, он был простым сельским человеком и не хотел воевать;
  • им двигал инстинкт самосохранения, поскольку у него было предчувствие, что его убьют.

Месяц он провёл в Иркутске у немой женщины Тани. Затем сбежал от неё и стал пробираться в родные места. Днём отсиживался на заимках, в стогах сена, а ночами переходил от деревни к деревне. До Атамановки добрался в одну из крещенских ночей.

Спрятался Андрей в старом зимовье за рекой Ангарой. Сюда и до войны никто не заглядывал.

Когда к Гуськовым пришёл участковый и стал спрашивать об Андрее, все разволновались. Участковый забрал его последние письма и объявил, что Андрей пропал.

Тайные встречи

Настёну не отпускала мысль о возвращении мужа. Встретившись с ним, она стала тайком носить ему еду, передавать вещи, лгать и изворачиваться перед его родными и односельчанами, чтобы ничего не заподозрили, потому что деревня была маленькая — все у всех на виду.

При встречах они вели долгие разговоры. Андрей понимал, что обречён скрываться всю оставшуюся жизнь, ведь такое преступление никому не прощают. Ему нужно было уходить в другие места, чтобы не обнаружить себя, однако он все оттягивал момент расставания с Настей.

Когда она поняла, что беременна, её охватил ужас. С одной стороны, ребёнок был долгожданным и желанным, а с другой — она не могла признаться, что отец ребёнка — Андрей. В любом случае она находилась в безвыходном положении, ведь родить без мужа — большой позор, скрыть который в деревне никак было нельзя.

Муж стал упрашивать Настю оставить ребёнка. Она видела в этом лишь эгоистичное чувство, ведь он не думал о том, что на неё будут показывать пальцем.

Муки совести

Настёне пришлось лицемерить и перед женщинами, получившими похоронки, и перед теми, чьи мужья вернулись с фронта живыми. В День Победы вся деревня отмечала большой праздник. А Настя не могла разделить общей радости, и виноват в этом был Андрей, поставивший её в такое ужасное положение.

Михеич, отец Андрея, всегда относившийся к невестке по-доброму, начал подозревать, что сын где-то рядом. Он чувствовал себя отчасти виноватым за то, что совершил Андрей, пытался поговорить с Настей, но та, обещав мужу не выдавать его никому, не открылась свёкру.

Андрей, живя в одиночестве, постепенно терял человеческий облик. Его постоянно преследовал страх быть пойманным, мучила совесть за то, что он совершил. Иногда он тайком приходил в деревню и наблюдал, как живут односельчане, ещё больше озлоблялся, обвиняя судьбу и войну в том, что с ним произошло.

Настя, понимая, что так продолжаться не может, уговаривала его выйти к людям и сдаться. Но Андрей отказался, обвинив её в том, что она желает ему смерти, чтобы избавиться от чувства вины. Измученная женщина вернулась домой и призналась в беременности свёкрам, после чего ушла от них.

Несколько дней она не находила себе места от стыда из-за того, что утаила от Михеича всю правду об Андрее, и ей приходится постоянно лгать людям. Кроме того, ей казалось, в деревне уже заподозрили, что отец её будущего ребёнка — Андрей, поэтому к ним приехал следователь и начал выпытывать, где он прячется.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/povest-v-rasputina-zhivi-i-pomni-kratkoe-soderzhanie.html

Рецензия на книгу современного писателя (В. Г. Распутин «Живи и помни»)

Имена современных писателей: Виктора Астафьева, Чингиза Айтматова, Валентина Распутина — сегодня хорошо известны широкому кругу читателей.

Первым среди современных авторов я бы назвала Валентина Григорьевича Распутина. Его повесть «Живи и помни» покорила меня своей искренностью, простотой, глубиной раскрытия души русского человека, его понимания чести и долга перед Родиной.

Вечные жизненные вопросы встают перед героями повести «Живи и помни», вопросы, которые приходится решать каждому человеку на том или ином отрезке жизненного_пути.

Сюжет повести не совсем обычен. За несколько месяцев до окончания Великой Отечественной войны в родную деревню Атамановку возвращается Андрей Гуськов.

Но возвращается не как человек, честно выполнивший свой долг перед Родиной, а как отступник, дезертир, предавший все и теперь обреченный на страшное одиночество. В лесу, как дикий зверь, скрывается он от людей.

Цель у Гуськова одна: выжить, выжить любой ценой, выжить во что бы то ни стало. Но без помощи людей это невоможно. Такую помощь и поддержку оказывает ему жена Настена.

Настена — главная героиня повести Распутина «Живи и помни». Жизненный путь ее трагичен. Настена — умная, работящая, чуткая женщина. Всю свою жизнь, вплоть до рокового часа, она «отдавала больше, чем принимала».

Читайте также:  Краткое содержание толкин хоббит, или туда и обратно точный пересказ сюжета за 5 минут

Автор сумел глубоко проникнуть во внутренний мир этой русской женщины, рассказать о том, какая изнуряющая борьба идет в ее душе: жалость и отвращение к мужу-оборотню, нежность и брезгливость, всепоглощающая доброта, любовь на грани всепрощения.

Настена, конечно, понимает, что оправдания мужу-дезертиру нет и быть не может.

Но при этом она не заставляет себя помогатъ мужу, она просто вдруг открыла в себе любовь (или жалость), и это самоотречение на почве любви — естественный, как дыхание, порыв души.

Невольно сравниваешь ее с героинями Достоевского, которые тоже были способны взять на себя вину другого, разделить ее с любимым человеком, сколь бы ни была страшна расплата.

События повести достигают особой трагической остроты, когда Настена понимает, что ждет ребенка. Наконец сбылась мечта всей ее жизни — стать матерью, но это высокое, светлое человеческое чувство не может принести счастья в данной ситуации. И снова с огромной трагической силой раскрывает писатель внутренний мир своих героев.

Андрей Гуськов постоянно оправдывает свое дезертирство тем, что он, как и всякий человек, имеет право на жизнь. Даже известие о ребенке он воспринимает как шанс: «Вот оно, вот. Я знаю. Теперь я знаю, Настена не зря я сюда шел, не зря. Вот она, судьба. Это ж все — никакого оправдания не надо. Это больше всякого оправдания».

Настена мечтает о счастье, но скоро понимает, что оно для нее невозможно. Не собирается повиниться, попросить прощения перед людьми за свой тяжкий грех Андрей, и она начинает чувствовать себя среди односельчан чужой, посторонней, не смеющей отзываться на их слезы и радости. Со стыдом отмечает Настена великий День Победы.

Она понимает, что жизнь потеряла всякий смысл, что нести свой тяжкий крест за мужа и за себя она уже больше не в состоянии, но и предать Андрея, не предупредить о готовящейся облаве тоже не может. Потрясает описание последних мгновений жизни Настены: «Поперек Ангары проплыла широкая тень, двигалась ночь.

В уши набирался плеск — чистый, ласковый и подталкивающий. Казалось Настене, что ее морит сон. Опершись коленями в борт, она наклоняла его все ниже и ниже, пристально всем зрением, которое было отпущено ей на многие годы вперед, вглядываясь вглубь, и увидела: у самого дна вспыхнула спичка…

Плеснула Ангара, закачался шитик, в слабом ночном свете потянулись на стороны круги…» Печальная и мудрая смерть…

А что же Гуськов? Писатель отвечает просто и убедительно: его судит сама жизнь, люди, не родившийся, погибший вместе с матерью ребенок. Его судит умирающий от позора старик отец.

Его судит выстоявшая, выжившая в военное лихолетье деревня, люди ее, пережившие голод, холод, лишения, похоронки. Теперь они вместе, а он один и уже обречен.

Автор оставляет его наедине с собственной совестью, а суд совести, как известно, безжалостен.

Итак, основная идея этой повести заключена в простых и мудрых словах: живи и помни, что в дни тяжких испытаний, в беде и радости жизнь твоя рядом с народом.

Изменив своему гражданскому и человеческому долгу, испытывая лишь животный страх за собственную жизнь, человек становится нравственно нищим.

Исключая себя из общественных связей, приносит вред не только Родине и народу, но и самому себе.

Ценно художественное своеобразие повести. Ее форма помогает обнажить глубинные пласты жизни, человеческой души с ее высокими порывами и низменными страстями. Композиция же отличается простотой и лаконичностью. Автор постепенно, естественно вводит читателя в мир героев, прослеживает судьбу каждого из них.

Завораживает язык повести, сочный, яркий, самобытный, чистый, как родник. На мой взгляд, писатель умеет находить точное и емкое ключевое слово для раскрытия характеров персонажей. Так, для Настены это слово «терпение». Была она «терпеливая ко всякой работе», да и в дому «Настена терпела: в обычае русской бабы устраиватъ свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что ей выпадет».

Повесть читается легко: автор избегает ложной патетики, высоких надуманных слов. Писатель считает, что подлинная поэзия человеческих страданий требует простоты, естественности, реализма.

По-моему, нельзя не согласиться со словами другого русского писателя, В. Астафьева: «Самобытная, глубоко нравственная своими размышлениями о судьбе народной,судьбе родной земли повесть „Живи и помни» — лучшая, на мой взгляд, повесть в нашей литературе последних десятилетий».

Источник: http://lit-helper.com/p_Recenziya_na_knigu_sovremennogo_pisatelya__V__G__Rasputin_Jivi_i_pomni

Живи и помни

Случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретят с распростертыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается.

Его супруга Настена хотя и боится себе в этом признаться, но чутьем понимает, что муж вернулся, есть тому несколько примет. Любит ли она его? Вышла замуж Настена не по любви, четыре года ее замужества не были такими уж счастливыми, но она очень предана своему мужику, поскольку, рано оставшись без родителей, она впервые в жизни обрела в его доме защиту и надежность.

«Сговорились они быстро: Настену подстегнуло и то, что надоело ей жить у тетки в работницах гнуть спину на чужую семью…»

Настена кинулась в замужество как в воду — без лишних раздумий: все равно придется выходить, без этого мало кто обходится — чего же тянуть? И что ждет ее в новой семье и чужой деревне, представляла плохо.

А получилось так, что из работниц она попала в работницы, только двор другой, хозяйство покрупней да спрос построже.

«Может, отношение к ней в новой семье было бы получше, если бы она родила ребенка, но детей нет».

Бездетность и заставляла Настену терпеть все. С детства слышала она, что полая без ребятишек баба — уже и не баба, а только полбабы. Так к началу войны ничего из усилий Настены и Андрея не выходит. Виноватой Настена считает себя.

«Лишь однажды, когда Андрей, попрекая ее, сказал что-то уж совсем невыносимое, она с обиды ответила, что неизвестно еще, кто из них причина — она или он, других мужиков она не пробовала. Он избил ее до полусмерти».

А когда Андрея забирают на войну, Настена даже немножко рада, что она остается одна без ребятишек, не так, как в других семьях.

Письма с фронта от Андрея приходят регулярно, потом из госпиталя, куда он попадает по ранению тоже, может, и в отпуск скоро приедет; и вдруг долго вестей нет, только однажды заходят в избу председатель сельсовета и милиционер и просят показать переписку. «Больше ничего он о себе не сообщал?» — «Нет… А че такое с им? Где он?» — «Вот и мы хотим выяснить, где он».

Когда в семейной бане Гуськовых исчезает топор, одна лишь Настена думает, а не вернулся ли муж: «Кому чужому придет в голову заглядывать под половицу?» И на всякий случай она оставляет в бане хлеб, а однажды даже топит баню и встречает в ней того, кого ожидает увидеть.

Возвращение супруга становится ее тайной и воспринимается ею как крест.

«Верила Настена, что в судьбе Андрея с тех пор, как он ушел из дома, каким-то краем есть и ее участие, верила и боялась, что жила она, наверно, для одной себя, вот и дождалась: на, Настена, бери, да никому не показывай».

С готовностью она приходит мужу на помощь, готова лгать и красть для него, готова принять на себя вину за преступление, в котором не виновата. В замужестве приходится принимать и плохое, и хорошее: «Мы с тобой сходились на совместную жизнь. Когда все хорошо, легко быть вместе, когда плохо — вот для чего люди сходятся».

В душе Настены поселяется задор и кураж — до конца выполнить свой женский долг, она самоотверженно помогает мужу, особенно когда понимает, что носит под сердцем его ребенка.

Встречи с мужем в зимовье за рекой, долгие скорбные разговоры о безвыходности их положения, тяжелая работа дома, поселившаяся неискренность в отношениях с сельчанами — Настена на все готова, понимая неотвратимость своей судьбы.

И хотя любовь к мужу для для нее больше долг, она тянет свою жизненную лямку с недюжинной мужской силой.

Андрей не убийца, не предатель, а всего-навсего дезертир, сбежавший из госпиталя, откуда его, толком не подлечив, собирались отправить на фронт. Настроившись на отпуск после четырехлетнего отсутствия дома, он не может отказаться от мысли о возвращении.

Как человек деревенский, не городской и не военный, он уже в госпитале оказывается в ситуации, из которой одно спасение — побег. Так у него все сложилось, могло сложиться иначе, будь он потверже на ногах, но реальность такова, что в миру, в селе его, в стране его ему прощения не будет.

Осознав это, он хочет тянуть до последнего, не думая о родителях, жене и тем более о будущем ребенке. Глубоко личное, что связывает Настену с Андреем, вступает в противоречие с их жизненным укладом.

Настена не может поднять глаза на тех женщин, что получают похоронки, не может радоваться, как радовалась бы прежде при возвращении с войны соседских мужиков.

На деревенском празднике по поводу победы она вспоминает об Андрее с неожиданной злостью: «Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе».

Читайте также:  Краткое содержание горький рождение человека точный пересказ сюжета за 5 минут

Беглый муж поставил перед Настеной трудный и неразрешимый вопрос: с кем ей быть? Она осуждает Андрея, особенно сейчас, когда кончается война и когда кажется, что и он бы остался жив и невредим, как все, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступает: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказаться от него, петухом вскочив на забор: я не я и вина не моя, или идти вместе с ним до конца. Хоть на плаху. Недаром сказано: кому на ком жениться, тот в того и родится.

Заметив беременность Настены, бывшие ее подруги начинают над ней посмеиваться, а свекровь и вовсе выгоняет из дома. «Непросто было без конца выдерживать на себе хваткие и судные взгляды людей — любопытные, подозрительные, злые».

Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматывается, бесстрашие ее превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Они-то и подталкивают ее к самоубийству, влекут в воды Ангары, мерцающей, как из жуткой и красивой сказки реки: «Устала она.

Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть».

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание «Живи и помни» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

В 1975 году повесть была дважды издана, как отдельная книга «Современником», и после этого еще множество раз ее переиздавали. «Живи и помни» перевели на несколько языков, в том числе на китайский, финский, испанский и др.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/zhivi-i-pomni

Анализ «Живи и помни» Распутин

«Живи и помни» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни» напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного чувства.

Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой — понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертировал с фронта, а такое преступление в военное время не прощается.

Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены. Сначала «она долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку», потом по-звериному внюхивалась в воздух в бане, пытаясь уловить знакомые запахи. Ее мучает «упрямая жуть в сердце».

Портрет Настены (длинной, тощей, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице) показывает, какие моральные и физические муки принесла женщине война. Лишь младшая сестра Катька заставляла Настену проявлять интерес к жизни, искать работу. Все тяготы Настена переносила стойко, научившись отмалчиваться.

Самым большим несчастьем своим она считала бездетность. Ее муж Андрей тоже переживал по этому поводу и нередко поколачивал. Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили.

Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г.

Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься.

Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят. Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать.

Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя.

Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя. Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены.

Она долго не может осознать случившееся: явившийся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изворачиваться.

С трогательной наивностью Настена пытается противостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара.

Утраченная в годы советской власти официальная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призывает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернувшиеся на память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы».

Однако всю глубину горя и ужаса несчастной женщины, осознание ею той роковой черты, которую предательство Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда Настена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, если бы это и вправду был только оборотень?».

Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах). В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе».

Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары.

«У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», — говорит Андрей Настене.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками. Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно излагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выражены им в афористичных фразах: «Жизнь — не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть — все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится».

Парадоксально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бедой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаимопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны. Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее.

Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечного страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет-повести В.Г.

Распутина «Живи и помни» показывает, что в тяжелые для родины минуты каждый человек должен мужественно разделить ее судьбу, а тех, кто проявил трусость и малодушие, ждет возмездие. У них нет будущего, нет права на счастье и продолжение рода.

Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души людей. Боль за судьбу русской деревни — сквозная тема творчества В.Г. Распутина.

Источник: http://libaid.ru/katalog/r/rasputin-valentin/4188-analiz-zhivi-i-pomni-rasputin

Краткое содержание — Повесть «Живи и помни» — Распутин

В этом произведении писатель исследует психологию пре­дательства, распада человеческой личности. Оказавшись пос­ле тяжелого ранения неподалеку от родных мест, Андрей Гусь­ков решил заскочить домой, повидаться с женой.

Читайте также:  Краткое содержание браун код да винчи точный пересказ сюжета за 5 минут

Потом по­нял, что уже не может вернуться. В свой обман он вовлек жену Настену, которая оказалась в безвыходном положении. Ей пришлось врать и изворачиваться, скрывать от людей своего мужа.

В финале Настена, ждущая ребенка, заканчивает жизнь самоубийством.

Герой Распутина оказывается в полной изоляции, он про­тивопоставляет себя всему миру. Вначале Гуськов объясняет свое поведение заботой о родных: он не хочет позорить их сво­им недостойным поведением. В реальности же у него просто не хватает смелости, силы духа, чтобы признать свою ошиб­ку.

И писатель показывает, куда может привести этот путь. Постепенно Андрей Гуськов теряет свой человеческий облик. Находясь на фронте, он тосковал по родной деревне.

Теперь же, став дезертиром, отщепенцем, он испытывает совсем иные чувства: «Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на Атамановку. А вот пришел — и душа пустая».

Гуськов начинает вредить своим односельчанам, бессознательно мстить им за свое вынужденное одиночество. Он ворует рыбу, хочет поджечь мельницу. В первомайский праздник убивает теленка. И тем самым он восстает не только против людей и родной земли, но и против самой природы.

Характерно описание героя в сцене убийства теленка. «Гусь­ков совсем озверел», «корова закричала». Исследователи от­мечали, что животное ведет себя здесь как человек, а человек как животное. Отпугивая волков, Гуськов сам научился выть по-волчьи.

А в 15-й главе автор сравнивает его со зверем: «Гусь­ков замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт. Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался.

В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела».

Герой обвиняет в своем положении войну и судьбу: «Это все война, все она, проклятая!», «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Герой не задумывается о том, какие страдания он приносит своим близ­ким, какое горе принес Настене.

Эта героиня не одобряет поведение мужа, но предать его в сложившейся ситуации не может, потому что она не отделяет собственную судьбу от судьбы мужа. Настена у Распутина воплощает человеческий тип, диаметрально противополож­ный образу Гуськова. Ей чужды эгоизм, душевная замкну­тость.

«Потеряв в детстве родителей, она воспитывалась у чу­жих людей и навсегда поверила: среди русских людей не про­падешь, среди них в конце концов все будет хорошо. И эта непоколебимая вера позволяет ей поначалу переводить дух, когда его перехватывало при мысли о том, над какой бездной стоит ее Андрей.

Когда же обнаружила, что вынуждена ухо­дить от людей, изворачиваться, что больше не сможет “ни го­ворить, ни плакать, ни петь вместе со всеми”, что даже и побе­де… не сможет радоваться, наконец, что вместо счастья ее ждет страшное одиночество, она “останется одна, совсем одна, в какой-то беспросветной пустоте”, — Настена решила, что дей­ствительно оказалась в положении безвыходном».

Понимая, что Андрея выследили, Настена пытается пре­дупредить его. И этот путь становится для нее последним. Уто­пившись, героиня в одночасье решила судьбу и своего буду­щего ребенка.

Вот что писал об этом сам автор: «Я и смерть Настены склонен понимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: “От­ступись”, он сквозь слезы и мучения: “Не могу”».

Раскрытию внутреннего мира героев способствует и ком­позиция произведения. У Распутина здесь симметричное, зер­кальное расположение глав, события в которых повторяются. Так, мы видим первую и последнюю встречу героев, их сны, воспоминания о детстве.

Таким образом, автор хотел показать нам высшую меру ответственности человека за свою жизнь и за жизнь близких людей. Поведение Андрея и Настены в повести резко контра­стно. На фоне нравственного падения Гуськова становится более значимой для читателя высокая духовность Настены.

Заканчивает свою повесть автор, обращаясь к людям: «Живи и помни, человек.

В беде, в кручине, в самые тяжкие дни ис­пытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступни­чество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

Источник: http://sochynenie.ru/kratkoe-soderzhanie-povest-zhivi-i-pomni-rasputin/

«Живи и помни» Распутина в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Случилось так, что в последний военный год в далёкое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретят с распростёртыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается.

Его супруга Настена хотя и боится себе в этом признаться, но чутьём понимает, что муж вернулся, есть тому несколько примет. Любит ли она его? Вышла замуж Настена не по любви, четыре года её замужества не были такими уж счастливыми, но она очень предана своему мужику, поскольку, рано оставшись без родителей, она впервые в жизни обрела в его доме защиту и надежность.

«Сговорились они быстро: Настену подстегнуло и то, что надоело ей жить у тётки в работницах гнуть спину на чужую семью…»

Настена кинулась в замужество как в воду — без лишних раздумий: все равно придётся выходить, без этого мало кто обходится — чего же тянуть? И что ждёт её в новой семье и чужой деревне, представляла плохо.

А получилось так, что из работниц она попала в работницы, только двор другой, хозяйство покрупней да спрос построже.

«Может, отношение к ней в новой семье было бы получше, если бы она родила ребёнка, но детей нет».

Бездетность и заставляла Настену терпеть все. С детства слышала она, что полая без ребятишек баба — уже и не баба, а только полбабы. Так к началу войны ничего из усилий Настены и Андрея не выходит. Виноватой Настена считает себя.

«Лишь однажды, когда Андрей, попрекая её, сказал что-то уж совсем невыносимое, она с обиды ответила, что неизвестно ещё, кто из них причина — она или он, других мужиков она не пробовала. Он избил её до полусмерти».

А когда Андрея забирают на войну, Настена даже немножко рада, что она остается одна без ребятишек, не так, как в других семьях.

Письма с фронта от Андрея приходят регулярно, потом из госпиталя, куда он попадает по ранению тоже, может, и в отпуск скоро приедет; и вдруг долго вестей нет, только однажды заходят в избу председатель сельсовета и милиционер и просят показать переписку. «Больше ничего он о себе не сообщал?» — «Нет… А че такое с им? Где он?» — «Вот и мы хотим выяснить, где он».

Когда в семейной бане Гуськовых исчезает топор, одна лишь Настена думает, а не вернулся ли муж: «Кому чужому придет в голову заглядывать под половицу?» И на всякий случай она оставляет в бане хлеб, а однажды даже топит баню и встречает в ней того, кого ожидает увидеть.

Возвращение супруга становится её тайной и воспринимается ею как крест.

«Верила Настена, что в судьбе Андрея с тех пор, как он ушел из дома, каким-то краем есть и её участие, верила и боялась, что жила она, наверно, для одной себя, вот и дождалась: на, Настена, бери, да никому не показывай».

С готовностью она приходит мужу на помощь, готова лгать и красть для него, готова принять на себя вину за преступление, в котором не виновата. В замужестве приходится принимать и плохое, и хорошее: «Мы с тобой сходились на совместную жизнь. Когда все хорошо, легко быть вместе, когда плохо — вот для чего люди сходятся».

В душе Настены поселяется задор и кураж — до конца выполнить свой женский долг, она самоотверженно помогает мужу, особенно когда понимает, что носит под сердцем его ребёнка.

Встречи с мужем в зимовье за рекой, долгие скорбные разговоры о безвыходности их положения, тяжелая работа дома, поселившаяся неискренность в отношениях с сельчанами — Настена на все готова, понимая неотвратимость своей судьбы.

И хотя любовь к мужу для нее больше долг, она тянет свою жизненную лямку с недюжинной мужской силой.

Андрей не убийца, не предатель, а всего-навсего дезертир, сбежавший из госпиталя, откуда его, толком не подлечив, собирались отправить на фронт. Настроившись на отпуск после четырехлетнего отсутствия дома, он не может отказаться от мысли о возвращении.

Как человек деревенский, не городской и не военный, он уже в госпитале оказывается в ситуации, из которой одно спасение — побег. Так у него все сложилось, могло сложиться иначе, будь он потверже на ногах, но реальность такова, что в миру, в селе его, в стране его ему прощения не будет.

Осознав это, он хочет тянуть до последнего, не думая о родителях, жене и тем более о будущем ребенке. Глубоко личное, что связывает Настену с Андреем, вступает в противоречие с их жизненным укладом.

Настена не может поднять глаза на тех женщин, что получают похоронки, не может радоваться, как радовалась бы прежде при возвращении с войны соседских мужиков.

На деревенском празднике по поводу победы она вспоминает об Андрее с неожиданной злостью: «Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе».

Беглый муж поставил перед Настеной трудный и неразрешимый вопрос: с кем ей быть? Она осуждает Андрея, особенно сейчас, когда кончается война и когда кажется, что и он бы остался жив и невредим, как все, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступает: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказаться от него, петухом вскочив на забор: я не я и вина не моя, или идти вместе с ним до конца. Хоть на плаху. Недаром сказано: кому на ком жениться, тот в того и родится.

Заметив беременность Настены, бывшие её подруги начинают над ней посмеиваться, а свекровь и вовсе выгоняет из дома. «Непросто было без конца выдерживать на себе хваткие и судные взгляды людей — любопытные, подозрительные, злые».

Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматывается, бесстрашие её превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Они-то и подталкивают её к самоубийству, влекут в воды Ангары, мерцающей, как из жуткой и красивой сказки реки: «Устала она.

Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть».

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/5938-jivi-i-pomni-rasputina-v-kratkom-izlojenii

Ссылка на основную публикацию