Краткое содержание рассказа пропала совесть салтыкова-щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание Пропала совесть Салтыкова-Щедрина М. Е.. Эпиграфы

Краткое содержание рассказа Пропала совесть Салтыкова-Щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

“Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего!” Без совести людям стало жить легче, они “поспешили воспользоваться плодами этой свободы”.

Начались грабежи и разбои, люди остервенились. Совесть же валялась на дороге и “всякий швырял ее, как негодную ветошь”, удивляясь, “каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие”.

Один “несчастный пропоец” подобрал совесть “в надежде получить за нее шкалик”. И тотчас им овладели страх и раскаяние: “из тьмы постыдного прошлого” выплыли все позорные поступки, совершенные им.

Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая “крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою” .

Сознание проснулось в человеке, но “указывает только один выход – выход бесплодного самообвинения”. Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч.

Этому торговцу и подсунул несчастный совесть “в тряпице”. Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака – о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву.

Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу.

День был базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец. Квартальному надзирателю всегда дают взятки.

На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое.

И вдруг – видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться – привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара “без кульков”. Жена оскорбилась, обедать не дала.

Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился – “стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его”. Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!), опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал.

Мало того, захватил с собою по дороге “нищих видимо-невидимо”, чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить “странных людей”, сам пальто снял… И удивился: что з. а люди по двору бродят? Высечь их, что ли?

Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить – не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий “побьется малое дело, а выдержит!”. И отправила совесть почтой.

И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в способах извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, “сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы”.

Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход. Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование. К сотенной ассигнации (собственно пожертвованию) была приложена и совесть в конверте.

Все это было вручено генералу.

Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: “Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!” “Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть.

И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама”.

Вы прочитали материал на тему: Краткое содержание Пропала совесть Салтыкова-Щедрина М. Е.

Источник: http://www.cka3ku.com/kratkoe-soderzhanie-propala-sovest-saltykova-shhedrina-m-e/

Салтыков Щедрин «Пропала совесть» краткое содержание

  • В сказке Салтыкова-Щедрина изгнанная совесть долго шаталась по белому свету, перебывала у многих тысяч людей, но никто не хотел е приютить, а всякий, напротив, только и думал, как бы от не отделаться. И тогда взмолилась совесть последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке и попросила отыскать для нее маленькое русское дитя.

    “Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама”.

    Вот так красиво заканчивается сказка великого русского писателя.

  • Совесть пропала вдруг.. . почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг.. . ничего! Без совести людям стало жить легче, они поспешили воспользоваться плодами этой свободы . Начались грабежи и разбои, люди остервенились. Совесть же валялась на дороге и всякий швырял ее, как негодную ветошь , удивляясь, каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие .

    Один несчастный пропоец подобрал совесть в надежде получить за нее шкалик . И тотчас им овладели страх и раскаяние: из тьмы постыдного прошлого выплыли все позорные поступки, совершенные им.

    Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою . Сознание проснулось в человеке, но указывает только один выход выход бесплодного самообвинения .

    Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч. Этому торговцу и подсунул несчастный совесть в тряпице .

    Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву.

    Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был базарный, народу на улицах было много.

    Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец.

    Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара без кульков . Жена оскорбилась, обедать не дала.

    Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его . Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!) , опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал.

    Мало того, захватил с собою по дороге нищих видимо-невидимо , чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить странных людей , сам пальто снял.. . И удивился: что з.

    а люди по двору бродят? Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий побьется малое дело, а выдержит! . И отправила совесть почтой.

    Читайте также:  Краткое содержание рассказов набокова за 2 минуты

    И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в способах извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы .

    Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход. Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование. К сотенной ассигнации (собственно пожертвованию) была приложена и совесть в конверте.

    Все это было вручено генералу.

    Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!

    Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/saltikov-shedrin-propala-sovest-kratkoe-soderzhanie/

    Комплексный анализ текста по сказке С-Щедрина “Пропала совесть”

    Групповая консультация в 10 классе

    вечерней школы при исправительной колонии

    Автор:

    Иванова Альбина Валентиновна,

    учитель русского языка и литературы

    МКОУ вечерней (сменной)

    общеобразовательной школы г. Южи

    Тема консультации: Комплексный анализ текста.

    Тип консультации: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.

    Методы: репродуктивный, частично-поисковый, творческий, алгоритмический.

    Формы организации учебной деятельности:фронтальная беседа, самостоятельная работа, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.

    Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, дидактический материал, ПК и м/м проектор, словари, справочная литература.

    Ход консультации.

    I. Постановка целей консультации.

    Просмотр фрагмента фильма «Белый Бим Черное ухо» – экранизации повести Гавриила Троепольского (главный герой о совести). 

    Вопросы:

    – О чем размышляет герой фильма? (о совести).

    – Над чем автор заставил нас задуматься? Какие проблемы поднял? (Что такое совесть? Когда человеку бывает совестно? Когда один человек дает другому взятку, кому из них должно быть совестно? Нужна ли совесть человеку? И др.).

    – Как можно охарактеризовать эту проблему? (важная, актуальная, нравственная, вечная).

    – Что означает слово совесть? Заслушать ответы учащихся и зачитать определение слова «совесть» по словарю.

    • Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом (Толковый словарь Ожегова).
    • Внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. (Большой энциклопедический словарь).

    – Подберите слова-синонимы и близкие по значению выражения к слову совесть (нравственная ответственность, стыд, убеждённость, честность).

    – Составьте словосочетания со словом совесть (без зазрения совести, вступать в компромисс с совестью, лежать на совести, по совести, поступать против совести, по чистой совести, угрызения совести).

    Сегодня в центре нашей дискуссии будет тема совести. Совесть как духовное качество человека, необходимое для жизни в обществе.

    И работать мы будем по тексту – сказке Салтыкова -Щедрина «Пропала совесть».

    Тема консультации «Комплексный анализ текста».

    Алгоритм выполнения комплексного анализа текста:

    1. Докажите, что перед вами текст.

    2. К какому типу относится текст?

    3. К какому стилю речи относится текст (научный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?

    4. Какова композиция текста?

    5. Какова тема текста? Выделите микротемы текста, озаглавьте их.

    6. Сформулируйте проблему текста.

    7. Прокомментируйте авторскую позицию.

    Формулировка целей консультации(совместно с учащимися):

    • Закреплять и обобщать ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ГВЭ.
    • Развивать умение слушать, дискутировать, задавать вопросы, формулировать свою точку зрения, навыки грамотной и культурной речи.
    • Воспитывать устойчивый интерес к саморазвитию; формировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.
    • Определить для себя темы, которые необходимо повторить (проблема, основная мысль текста, комментарий проблемы, орфографические, пунктуационные правила и т.д.).

    II. Целеполагание. Повторение теоретических сведений по теме консультации. Использование данных знаний и умений на государственном выпускном экзамене.

    Формулировка экзаменационного задания:

    Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение в объеме от 70 слов.

    Напишите сочинение по прослушанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему.

    Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

    1. Тип текста, стиль речи, микротемы текста
    Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста иприменил один или несколько приёмов сжатия текста – 2б.
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения – 2б.
    3. Идея, проблема текста Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем прослушанного текста,позицию автора (рассказчика) текста по прокомментированной проблеме,выразил собственное мнение по сформулированной проблеме, аргументировал его (привёл не менее одного аргумента) – 3б.
    4. Грамотность Соблюдение орфографических норм.Соблюдение пунктуационных норм.Соблюдение грамматических норм.Соблюдение речевых норм.Фактическая точность письменной речи – 10б.

    III. Работа с текстом.

    1. Перед вами текст сказки С-Щедрина «Пропала совесть» в сокращенном варианте, который мы сегодня будем анализировать. Творчество писателя мы закончили изучать на уроках литературы. С проблематикой сказок также знакомы.

    2. Чтение текста.

    3. Анализ текста по алгоритму (дидактический материал с алгоритмом у учащихся на столах).

    Сначала учащиеся самостоятельно работают в группах:

    1 группа – задания 1-3.

    2 группа – задания 4-5.

    3 группа – задания 6-7

    Ответы обсуждаются в группе. Готовится защита выступления.

    Во время анализа текста учащиеся делают записи и смогут дополнить ответ, отметить недочеты, оценить ответ с точки зрения полноты и грамотности формулировки.

    Примерные ответы.

      1. Докажите, что перед нами текст?

    Текст – произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

    Основные признаки текста: 1) авторство 2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли. 3)тематическое и идейное единство. 4)грамматическая связь между предложениями. 5)абзацное членение – выделение микротем. 6)композиционная стройность, завершенность.

    Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме.

    Текст имеет четкие границы – начало и конец. Основными признаками текста являются связность и цельность. Предложения, входящие в текст, располагаются в определенном порядке. Это и создает связность текста.

      1. К какому типу относится текст?

    – Текст относится к повествовательному типу.

    – Сказка повествует о событиях.

    – Сама сказка – эпический жанр, передающий последовательную смену событий.

    1. К какому стилю речи относится текст (научный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?

    В тексте используется художественный стиль:

    Во первых, это художественное произведение, авторская сказка.

    Во-вторых, образная, эмоциональная речь, богатая лексика воздействуют на воображение и чувства читателя.

    В-третьих, используются языковые средства, тропы.

    – Совесть пропала, совесть – надоедливая приживалка, сознание проснулось (метафора, олицетворение).

    Совесть,как негодная ветошь (сравнение).

    – Надзиратель по фамилии Ловец, Фофан Фофаныч (говорящие фамилии фамилии, которые характеризует людей).

    – Надоедливая приживалка, возбужденное воображение, несчастный пропоец, сердце чистое (эпитеты).

    – Маленькое дитя – большой человек (антонимы).

    1. Какова композиция текста?

    – Композиция любого текста состоит из трех частей:

    вступления, основной части, заключения. Композиция текста повествовательного типа состоит из завязки, развития действия, развязки.

    – К завязке я бы отнес 1 абзац.

    Совесть пропала вдруг… всякий швырял ее, как негодную ветошь.

    – Развитие действия включает …абзацев.

    Совесть переходит от человека к человеку, и каждый пытается от неё избавиться, так как не хочет жить по совести, честно. Совесть просит схоронить её в чистом сердце ребёнка.

    – Последний абзац можно считать развязкой.

    Совесть начинает расти в маленьком ребенке, который станет большим человеком с большой совестью, И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия.

    1. Какова тема текста? Выделите микротемы текста, озаглавьте их.

    Тема «Совесть пропала» отражена в заглавии.

    Микротемы.

    Завязка.

      1. «Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Она валялась на дороге, и «всякий швырял ее, как негодную ветошь»…

    Развитие действия.

      1. Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние.

      2. Торговец Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ.

      3. Квартальный надзиратель привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг — видит добро, да понимает, что оно чужое.

      4. Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила схоронить её в сердце маленького дитя.

    Читайте также:  Краткое содержание алексиевич чернобыльская молитва точный пересказ сюжета за 5 минут

    Развязка.

      1. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия.

    Формулировка микротем текста – это план (назывной, вопросный, тезисный) или сжатое изложение текста.

    1. Сформулируйте проблему текста.

    Используйте клише:

    Автор размышляет над проблемой…

    Автор текста затрагивает проблему…

    В центре внимания автора проблема…

    Текст (имя и фамилия автора в род.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…

    Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

    Почему некоторым людям совесть не нужна?

    – Как совесть может изменить жизнь?

    – Влияет ли совесть на поступки людей?

    1. Прокомментируйте авторскую позицию.

    Комментарий– это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста. Это рассуждения о том, как именно автор раскрывает сформулированную проблему.

    Используйте клише для комментария проблемы:

    1. Автор отмечает, описывает, подчёркивает, считает, цитирует, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает…

    2. Автор останавливается на…

    3. Автор приводит пример того, как…

    4. Автор отмечает важность…

    5. Автор приходит к выводу…

    6. Автор по-настоящему встревожен тем, что…

    Автор по-настоящему встревожен тем, что совесть, оказывается, никому не нужна. Те, к кому она попала, стремятся от нее избавиться.

    Он отмечает роль совести в жизни человека и приводит примеры того, как люди начинают себя вести по совести… (привести примеры из текста).

    Салтыков-Щедрин отмечает важность присутствия у человека совести и надеется, что совесть не может исчезнуть совсем. Есть люди, в частности маленькие дети, кому совесть нужна. В них совесть будет расти, и жизнь изменится к лучшему.

    Авторская позиция это итог размышлений автора текста, вывод, к которому он приходит. Это ответ на вопрос, поставленный в тексте. То, в чём автор видит решение проблемы.

    Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам.

    Используйте клише для определения авторской позиции:

    1. Автор считает, что…

    2. Решение проблемы автор видит в том, что…

    3. По мнению автора,…

    По мнению автора, там, где совесть, нет места неправде, коварству и насилию.

    IV. Беседа по проблеме.

    Вопросы:

    – Какие произведения, затрагивающие проблему совести, вы знаете? (Произведения о ВОВ: В.Быков, повести «Сотников», «Обелиск», Б.Васильев, повесть «А зори здесь тихие», Ю.Бондарев, роман «Горячий снег» и др.

    Л.Н.Толстой, роман «Война и мир»,

    А.Н.Островский, драма «Гроза»,

    И.А.Гончаров, роман «Обломов»,

    М.Е.Салтыков-Щедрин, сказки.

    – Заранее подготовленный ученик зачитывает афоризмы писателей о совести.

    Антон Павлович Чехов. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

    Петр Первый. Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.

    Бернард Шоу. Чем больше человек стыдится, тем больше он заслуживает уважения.

    Александр Сергеевич Пушкин. Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
    Цицерон (древнеримский политический деятель, оратор и философ). Самое главное украшение — чистая совесть.
    Денис Иванович Фонвизин.

    Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!
    Овидий (древнеримский поэт). Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.
    Константин Кушнер (русский поэт 20 века).

    Угрызения совести не каждому по зубам. 

    Пословицы и поговорки о совести.

    • Добрая совесть не боится клеветы.
    • У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
    • Добрая совесть злому ненавистна.
    • Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет.
    • От человека утаишь, от совести не утаишь.
    • Есть слезы — есть и совесть.
    • Что того и совестить, у кого нет совести.
    • Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
    • Нечистая совесть спать не дает.
    • Угрызение совести сильнее кнута.
    • От людей спрячешься, от совести нет.

    V. Лексический, орфографический и синтаксический анализ текста.

    1. Лексическая работа. Подберите синонимы к словам писатель, сказка.

    – Автор, прозаик, русский писатель, классик, Салтыков-Щедрин, он.

    – Произведение, текст.

    2. Из предложений 1-2 абзацев выпишите слова с разными видами орфограмм, графически их выделите.

    Мгновенно, возбужденному(воображению), ничего, легче, (поспешили) воспользоваться, негодную ветошь, несчастный, раскаяние, на рассвете.

    Какие слова можно проверить? (орфограммы в корне, окончании).

    В каком случае вы можете обратиться к орфографическому словарю?

    3. Объясните знаки препинания в предложениях 1 абзаца.

    Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего!».

    Первая запятая разделяет однородные члены мелькала, чудилась, связанных бессоюзной связью. , .

    Вторая запятая перед союзом И, соединяющим два простые предложения. , и .

    Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы». ,

    Начались грабежи и разбои, люди остервенились. и , .

    4. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.

    И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!». –

    И тогда совесть попросила о том, чтобы её схоронили в сердце дитя.

    Прямая речь – это речь какого-нибудь лица, передаваемая без изменений, непосредственно так, как она была произнесена.

    Косвенная речь передает слова говорящего не слово в слово, а лишь по содержанию, в виде дополнительного придаточного предложения.

    5. Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.

    Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы».12 слов

    Без совести люди стали жить легче и свободнее. 8 слов

    Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние: «из тьмы постыдного прошлого» выплыли все позорные поступки, совершенные им…28 слов

    Один пропоец подобрал совесть. И ему стало совестно за прошлые поступки. 11 слов

    VI. Рефлексия.

    – Считаете ли вы, что занятие было полезным? Да – нет.

    – Оцените свои знания и умения по теме «Комплексный анализ текст» по пятибалльной шкале 5-4-3.

    Источник: https://multiurok.ru/files/komplieksnyi-analiz-tieksta-po-skazkie-s-shchiedrina-propala-soviest.html

    План Вступление. Что такое совесть? Чтение и обсуждение рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

    Сохрани ссылку в одной из сетей:

    Беседа

    «Совесть – мерило нравственности»

    Цели:

      • Формирование чувства совести у школьников.

      • Формирование нравственной позиции учащихся к различным поступкам.

      • Нравственное совершенствование личности.

      • Анализ проблемных ситуаций и самоанализ поступков.

      • Знакомство с творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина.

      • Знакомство с высказываниями великих людей и расширение кругозора.

      • Развитие умений отстаивать свою точку зрения.

      • Развитие умения вести дискуссию.

      • Воспитание культуры общения.

    План

        1. Вступление. Что такое совесть?

        2. Чтение и обсуждение рассказа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

    (1 часть)

        1. Решение проблемных ситуаций, ситуации из собственного опыта учащихся

        2. Дискуссия по 2 части рассказа

        3. Обсуждение тезисов в группах

        4. Заключение. Портрет совестливого человека

        5. Подведение итогов, выводы

    Вступление

    Сегодня на нашем классном часе мы поговорим об одном человеческом чувстве, но о каком я не буду пока говорить. Попробуйте догадаться сами…

    Итак, что называют нравственным чутьем или чувством в человеке, внутренним сознанием добра или зла, тайником души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувством, побуждающим к истине и добру, отвращающим от лжи и зла, внутренним моральным контролем?

    Что же это? Да, это – совесть! Ее великие люди называют законом законов, высшим судом, тем, от чего невозможно скрыться. И сегодня мы поговорим об этом удивительном чувстве, которое сопровождает нас всегда, какой бы поступок мы не совершали. И недаром мы часто говорим о нечисто или чистой совести, то есть, ели мы совершаем хороший поступок, совесть у нас чиста, и наоборот.

    Но взгляните с другой стороны – в нашем сегодняшнем мире нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку, а согласитесь, что всем нам порой приходится испытывать эти душевные муки. Не лучше ли жить не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее…

    Прослушивание и обсуждение 1 части рассказа

    Читайте также:  Краткое содержание байрон паломничество чайльд-гарольда точный пересказ сюжета за 5 минут

    М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

    У писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина есть рассказ «Пропала совесть». Давайте прослушаем и обсудим его его.

    «Пропала совесть.

    По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догонялиu, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать, и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие стали чувствовать себя даже бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее было подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать…

    Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживала так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные признаки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.

    А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие.»

    А представьте, что так и случилось на самом деле. Как бы мы жили, как бы складывались наши отношения?

    Высказывания учеников.

    Но ведь мы могли бы спокойно обманывать, не мучаясь, например, пропускать уроки, придумывая что-либо со спокойной совестью, не испытывая неудобств и опасений, что правда выйдет наружу….

    ————————

    Но ведь удобнее? Да!

    Так зачем нам нужна эта приживалка совесть?…

    В запальчивости можно сказать грубое слово, обидеть человека, а потом раскаиваться. А ведь можно было бы, вести себя как хочешь и не оглядываться на прошлое. Зачем нам нужны эти неудобства? Нужны ли? Зачем?….

    А ведь можно причинить боль не со зла, а по недоразумению, по оплошности – за что же в этом случае терзаться?!….

    Бывают люди, которые постоянно казнят себя за поступки, в которых, по существу ничего плохого и не было, винят себя за то, в чем не виноваты – зачем?! Не будь совести, жилось бы им намного увереннее…

    Решение проблемных ситуаций

    а как бы вы поступили в следующих ситуациях?

    1. У вас есть два близких друга. Один из них рассказал вам о другом, что тот совершил нечестный поступок. Как поступит ваша совесть, позволит рассказать другому об услышанном или не позволит огласить тайну вашего друга?

    2. Вы едете в автобусе, а рядом стоит бабушка или беременная женщина. Позволяет ли вам совесть продолжать сидеть?

    3. А если в той же ситуации вы стоите рядом с молодым человеком. Позволит вам ваша совесть стоять спокойно рядом?

    4. Кто-то в твоем присутствии поступил нечестно, несправедливо и твоя совесть не позволит остаться равнодушным – и в результате ты можешь попасть в неприятную ситуацию.

    5. Вспомните и расскажите, были ли у вас в жизни ситуации, когда совесть помогала или, наоборот, мешала вам.

    Дискуссия по 2 части рассказа

    Я предлагаю прослушать рассказ Салтыкова-Щедрина, который мы читали в начале нашей беседы до конца. Что же случилось с «потерянной» совестью?

    «…Долго таким образом шаталась бедная изгнанная совесть по белому свету. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только того и думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.

    Наконец, наскучило ей и самой, что негде ей, бедной голову приклонить, и должна она свой век проживать в чужих людях без пристанища.

    Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от этой торговли разжиться.

    – За что вы меня тираните? – жаловалась бедная совесть, – за что вы мной, словно отымалкой какой помыкаете?

    – Что же я с тобой буду делать, сударыня-совесть, коли ты никому не нужна? – спросил в свою очередь мещанинишка.

    А вот что, – отвечала совесть, – отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем. Авось он меня неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет да и в люди потом со мной выйдет – не погнушается.

    По этому ее слову так все и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть.

    А что случилось, по-вашему, дальше?

    Высказывания учеников

    Вот как заканчивается этот рассказ у Салтыкова-Щедрина:

    Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама»

    Обсуждение тезисов в группах

    Выберите любой из тезисов (см приложение) и обоснуйте его, т.е. придумайте или вспомните ситуацию, которая подтверждает это высказывание.

    Заключение.

    Портрет совестливого человека

    Итак, совесть нужна? Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

    1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

    2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

    3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

    4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

    5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

    6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

    7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).

    8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

    9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

    Подведение итогов, выводы

    На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов.

    Так будем же стремиться к этому образу совестливого человека!

    И в заключение нашей беседы я хотела бы спросить: какие выводы вы сделали из всего сказанного нами?

    «И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама!»

    приложение

    1. Учебник

      Задание на дом. Прочитать краткую биографическую справку о М.Е.Салтыкова-Щедрина: и его сказки «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Коняга».

    2. Литература

      Уроки 24—25. «Печально я гляжу на наше поколенье…» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»

    3. Документ

      Первая часть этой книги представляет собой публи­цистическую работу, от начала до конца построенную на диалоге с читателем. Толчком для этого диалога по­служили идущие в обществе оздоровительные процессы 80-х годов.

    4. Урок

      заместитель по учебной части   Стаж работы: 0 лет Категория: высшая Проблема: «Опорные схемы в изучении русского языка” Ерофеева Людмила Михайловна, Заслуженный учитель Чувашской Республики Стаж работы: 35 лет Категория: высшая Проблема:

    5. Рассказ

         “Милый Миша, Вы нас забыли совсем, приезжайте поскорее, мы хотим Вас видеть. Умоляем Вас обе на коленях, приезжайте сегодня, покажите Ваши ясные очи.

    Источник: https://refdb.ru/look/1523170.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector