Краткое содержание рассказов булгакова за 2 минуты

«Роковые яйца»: краткое содержание повести Булгакова

Краткое содержание рассказов Булгакова за 2 минуты

Предлагаем вам познакомиться с повестью Булгакова «Роковые яйца». Краткое содержание этого произведения, впервые опубликованного в 1925 году, представлено в данной статье.

58-летний профессор Персиков был крупным ученым, всецело преданным науке. Он жил одиноко в своей квартире и проводил исследования в области зоологии, особенно его интересовали земноводные. Персиков работал в московском институте.

В первой главе повести «Роковые яйца» рассказывается о жизни профессора до его рокового открытия. Говорится о том, что изменилось в жизни профессора после революции.

Сначала у него отняли три комнаты из пяти, институт пришел в запустение и даже перестал отапливаться, но через некоторое время Яблочков вернул себе жилплощадь, а в институте сделали ремонт.

Действие происходит в 1928 году, то есть в недалеком будущем, так как сама повесть была написана в 1924. В апреле профессор сделал важное открытие.

Он обнаружил, что красный луч, выделенный из спектра, способствует невероятно быстрому размножению амеб и появлению организмов с новыми свойствами. Они становятся более крупными, проворными и агрессивными.

Персиков установил, что этот луч можно выделить только из электрического света, из солнечного он не выделяется.

Профессор вместе со своим ассистентом Ивановым заказали из-за границы особые линзы. Иванов сконструировал камеру, значительно увеличившую диаметр луча.

Были проведены опыты с икрой лягушек и получены потрясающие результаты – крупные лягушки размером с кошку, размножающиеся очень быстро. Профессор приобрел известность в Москве, все говорили о нем.

Вскоре была сконструирована новая камера, еще мощнее прежней.

Летом того же года в стране началась необъяснимая куриная болезнь, в результате которой погибли все куры. Персикову пришлось отвлечься на время от своих опытов и заняться куриным вопросом. Также его постоянно отвлекали журналисты и разные посетители, мешая работать. Булгаков с юмором описывает, как ему досаждал журналист, как профессор злился на то, что ему не дают работать.

Однажды к нему пришел Александр Семенович Рокк, заведующий совхозом «Красный луч». Раньше он работал в оркестре, играл на флейте, но после 1917 года оставил это занятие. Кремль поручил ему поднять куроводство в стране с помощью луча профессора Персикова.

Персиков был возмущен, так как понимал, что Рокк ничего не смыслит в науке и может бог весть чего натворить, тем более свойства луча еще не вполне изучены, а на курах эксперименты и вовсе не проводились. Но профессору некуда было деваться – распоряжение из Кремля. Пришлось согласиться.

Камеры Персикова увезли, оставив лишь самую маленькую.

Профессор выписал из-за границы яйца тропических животных, а Рокку в совхоз должны были прислать куриные яйца. Но по ошибке их перепутали. В результате этого вместо кур из яиц вылупились гигантские и очень агрессивные змеи, крокодилы и страусы.

Они съели Рокка и всех обитателей совхоза, разрушили всю Смоленскую губернию, а затем двинулись на Москву. В столице было введено военное положение. Красная армия, вооружившись газом, отправилась на борьбу с гадами.

Тем временем разъяренная толпа ворвалась в институт и убила профессора Персикова.

Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не 18-градусный мороз, который неожиданно пришел в столицу в конце августа и продержался два дня. Этих двух дней было достаточно для того, чтобы все гигантские твари погибли, не успев дойти до столицы. Долго еще пришлось очищать землю от их трупов и яиц, восстанавливать хозяйство.

Но уже к весне 1929 года столица зажила прежней жизнью. Бывший помощник профессора приват-доцент Иванов попытался сконструировать новую камеру и выделить красный луч из спектра, но луч почему-то не выделялся. Не удалось получить его и другим. Видимо, для этого требовалось не только знание технической стороны, но и что-то другое, что было только у профессора Персикова.

На этом заканчивается повесть «Роковые яйца» (краткое содержание).

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bulgakov_m_a/rokovye_jajca_kratkoe_soderzhanie_povesti_bulgakova/12-1-0-1217

Булгаков «Роковые яйца» – краткое содержание по главам — Русская историческая библиотека

Булгаков «Роковые яйца» – краткое содержание по главам

На нашем сайте вы можете прочитать и ПОЛНЫЙ ТЕКСТ повести М. Булгакова «Роковые яйца». Читайте также краткие содержания других его произведений: Белая гвардия, Мастер и Маргарита, Собачье сердце, Ханский огонь

58-летний профессор Владимир Ипатьич Персиков, знаменитый на весь мир биолог, специалист по земноводным и пресмыкающимся, живёт в Москве на Пречистенке.

Несмотря на тяготы и ужасы большевицкого режима, он из патриотизма остаётся в Советской России, помогает возродить разрушенный во время революции зооинститут и преподаёт в университете, где поражается тупости направляемых сюда партией студентов-марксистов, которые десятками не сдают экзаменов.

Роковые яйца. Экранизация повести М. Булгакова. 1995

Глава 2. Цветной завиток – краткое содержание

Но случайное событие 16 апреля 1928 становится началом ужасной катастрофы. В этот вечер Персиков рассматривает амёб через микроскоп у себя в кабинете. Ассистент Иванов на некоторое время отзывает его в другую комнату. Вернувшись, профессор видит нечто потрясающее на той части стекла с амёбами, в которую попал обычный отсвет линз микроскопа, похожий на цветной завиток.

«Ведь это же чудовищно!.. – произносит Владимир Ипатьич. – И если б он меня не отозвал, я бы этого не заметил! Ведь это сулит черт знает что такое!.. Даже нельзя представить всех последствий».

Персиков впадает в такое сумасшедшее вдохновение, что выходит из института в одной калоше и бредёт по улице с незажжённой папиросой во рту.

Глава 3. Персиков поймал – краткое содержание

Случайный поворот увеличительного рычажка нечаянно вызвал такой угол наклона линз, что в разноцветном завитке появился узенький ярко-красный луч.

И пока Персиков отходил в другую комнату, амёбы, попавшие под этот луч, начали с необычайной быстротой делиться.

Они к тому же приобрели вдвое бóльшие обыкновенных амёб размеры и неслыханную ярость – стали рвать друг друга в клочья: половина только что родившихся была тут же пожрана другими.

В следующие дни профессор окончательно убеждается: именно красный луч стал причиной всего этого. Приглашённый поглядеть на результаты опытов Иванов потрясённо возглашает, что Персиков открыл луч жизни. Иванов сооружает камеру, где при помощи линз и зеркал создаёт такой же луч, но более мощный и шириной сантиметра в четыре.

1-го июня Персиков начинает с помощью камеры опыты с лягушачьей икрой. За два дня из неё вылупляются тысячи головастиков, которые быстро вырастают в злых, готовых терзать друг друга лягушек. Вся эта масса квакает уже по всему институту, и её приходится перебить ядами.

Булгаков. Роковые яйца. Аудикнига

Глава 4. Попадья Дроздова – краткое содержание

Слухи об открытии Персикова распространяются по Москве, а потом и за границу. Едва начавший опыты учёный пока избегает говорить об их результатах, но к нему проникает назойливый репортёр «пролетарских» газет Альфред Бронский, выведывает некоторые сведения и с искажениями публикует их в «красной» прессе, вызывая громкую шумиху.

Ошеломлённый профессор видит, как московские толпы читают небылицы о его открытии на бегущих строках в центре города. Среди печатаемых там новостей проскальзывает и краткая заметка о том, что у кур некоей попадьи Дроздовой «появилась кошмарная болезнь».

Глава 5. Куриная история – краткое содержание

Дроздова, вдова бывшего протоиерея, скончавшегося в 26-м году от «антирелигиозных огорчений» [гонений], сумела создать в маленьком городишке Костромской губернии крупное куроводческое хозяйство из 250 несушек.

Несмотря на нещадные налоги, которыми облагала её советская власть, она достигла таких успехов, что её яйца возили продавать даже в Москву и Тамбов. Но в эти летние дни 1928 на кур Дроздовой напал мор, от которого все они передохли.

Потом та же куриная болезнь распространилась по всему городку.

Персиков в Москве долго не знает об этом. У него и так много забот: за материалами о его открытии уже охотятся иностранцы, и ГПУ приставляет к профессору охрану. Но вскоре к Персикову вновь является Альфред Бронский, и недоумевающий учёный слышит от него, что мор истребил уже всех кур в СССР.

Глава 6. Москва в июне 1928 года – краткое содержание

В июне 1928 гигантские рупоры радиоинформации вещают по всей Москве о мерах по борьбе с куриной чумой. Мясо и яйца погибшей птицы есть нельзя: они вызывают тяжёлую болезнь. Газетная пропаганда намекает, что мор вызван происками буржуазных держав. Известные куплетисты Шрамс и Карманчиков поют с эстрады: «Ах, мама, что я буду делать без яиц?».

Глава 7. Рокк – краткое содержание

Персиков продолжает исследования красного луча. К концу июля из Германии привозят новые линзы, и Иванов изготовляет камеры, где луч достигает в раструбе целого метра.

Однако к профессору приходит странный человек – в давно устаревшей чекистской кожаной куртке, с огромным маузером на боку и неприятным лицом.

Это Александр Рокк, заведующий подмосковным показательным совхозом, невежественный коммунистический бюрократ, который из карьеризма предложил кремлёвским вождям план быстро восстановить поголовье кур путём облучения яиц в своём совхозе лучом Персикова.

Профессор потрясён: воздействие луча на живые организмы полностью не исследовано. Даже если из облучённых яиц вылупятся куры, неизвестно, смогут ли они размножаться и можно ли их будет есть. Он предупреждает Рокка насчёт опасности затеи, однако тот объявляет: правительство уже издало распоряжение перевезти в его совхоз все камеры Персикова, кроме первой, самой маленькой.

Читайте также:  Краткое содержание горький на дне кратко и по актам точный пересказ сюжета за 5 минут

Глава 8. История в совхозе – краткое содержание

При царе Рокк играл на флейте в одном из кинематографов Екатеринослава, а с началом революции примкнул к большевикам и сделал видную карьеру.

Он назначался на самые разные должности, но нигде не имел специальных знаний, действуя лишь как партийный надсмотрщик и контролёр.

Вот и теперь, по своей недалёкости и жажде возвыситься в чинах, он легкомысленно надумал применить открытие Персикова к восстановлению куроводства

В августе в совхоз к Рокку доставляют три больших камеры Персикова. Через несколько дней туда же привозят три ящика яиц, закупленных в Германии. Яйца имеют необычный вид: они очень большие и покрыты странными пятнами, однако Рокк по беспечности не придаёт этому значения.

Яйца помещают под луч. Вскоре после этого собаки близких к колхозу деревень начинают истошно выть по ночам. Из ближайших рощ улетают птицы, а из прудов пропадают лягушки.

Из-под скорлупы начинает раздаваться непрерывный стук. Однажды утром Рокк обнаруживает в оранжерее осколки от двух взломанных яиц, но вылупившихся цыплят рядом нет, и найти их нигде не удаётся! От волнения Рокк решает пойти искупаться на пруд. За ним бежит его толстая жена Маня.

Из зарослей лопухов у тропинки к пруду рядом с Рокком вдруг поднимается ввысь огромная пятисаженная змея. Она бросается на Маню оборачивается вокруг неё, давит, ломает кости и начинает проглатывать. Рокк с диким рёвом бросается бежать.

Глава 9. Живая каша – краткое содержание

Рокк добегает до ближайшей железнодорожной станции и рассказывает там о происшедшем сотрудникам ГПУ Щукину и Полайтису. Те принимают его за сумасшедшего, но всё же выезжают в совхоз на мотоцикле, вооружившись электрическим револьвером и ручным пулемётиком.

В совхозной усадьбе чекистов поражает полное безлюдие. Из оранжереи, где облучались яйца, слышен звук вроде шипения паровоза. Заглянув в окно, чекисты видят массу огромных змей, которые кишат на полу, как живая каша.

Выпрыгнувшая сзади громадная ящерица перекусывает Полайтису ногу. Щукин пытается отстреливаться, но его обвивает в своих кольцах гигантский удав…

Глава 10. Катастрофа – краткое содержание

Ночью в московскую газету «Известия» льются сообщения о том, что в сёлах Смоленской губернии рядом с совхозом Рокка появились громадные змеи, крокодилы и страусы величиной с лошадь. Утром вся столица читает разбрасываемый по улицам экстренный газетный выпуск: «Змеи идут стаями к Можайску, откладывая неимоверные количества яиц. Чтобы их остановить, приходится поджигать леса».

Персиков той же ночью, запасшись на всякий случай ядовитыми газами, готовится к опасному опыту по облучению в оставшейся у него камере яиц анаконд, страусов и варанов.

Однако для эксперимента ему неожиданно привозят куриные яйца.

Прочитав наутро сообщения газет, Персиков понимает: пришедшие из Германии яйца пресмыкающихся вследствие путаницы отвезли Рокку, а предназначенные для совхоза куриные – сюда, в московский институт!

Глава 11. Бой и смерть – краткое содержание

В охваченную паникой Москву прибывают толпы беженцев. Город объявлен на военном положении, из него уже вывозят золотой запас министерства финансов.

Против страшных гадов брошены военные части. По Тверской улице идёт на лошадях многотысячная Конная армия во главе со своим легендарным вождём. Идут и цистерны отравляющих газов. Разносится весть, что подвергшийся нападению гремучих змей Смоленск сгорел: жители, спасаясь из города, бросали зажжённые печи.

К институту Персикова собирается буйная толпа. Профессора несправедливо считают виновником катастрофы. Людская масса врывается в здание, убивает Персикова и предаёт институт огню.

Глава 12. Морозный бог на машине – краткое содержание

В боях с мерзкими гадами под Можайском Конная армия теряет три четверти своего состава, но не может остановить ужасных пресмыкающихся. Москву спасает лишь неслыханный мороз. Он внезапно ударяет в ночь с 19 на 20 августа, доходит до минус 18 градусов и держится два дня. Змеи и вараны, выходцы из тропических болот, не выдерживают такого холода и все погибают от него.

До самой весны 1929 года военные части очищают необозримые пространства от гниющих трупов гадов и людей. Большие камеры Персикова уничтожены при бомбёжке змей в совхозе Рокка, а последняя, маленькая, – толпой при погроме института. Красный луч потом больше никому и не удаётся получить – на том и кончается страшная история великого открытия.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

[1] Жизненный путь (лат.).

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5102-bulgakov-rokovye-yajtsa-kratkoe-soderzhanie-po-glavam

Арифметика

— Начинается! — прохрипел запыхавшийся генерал, взбежал на 6-й этаж к «блюстителю русского престола» Кириллу.

Кирилл побледнел и, выпустив из рук насос примуса, который он накачивал, прошептал:

— Уже?

Запыхавшийся генерал сразу отпыхался.

— Помилуйте, ваше высочество, — отрапортовал он, — не так понять изволили. Не погромы начинаются, а реставрация-с!

Кирилл молниеносно пришел в себя.

— Не… не может быть!

— Честное слово.

— В России?

— Пока, ваше высочество, только в Германии. Кронпринц приехал, Вильгельм возвращается. Штреземан на этот счет так прямо и выразился: не позволю, говорит, чтобы хоть один немец оставался за границей…

— Ну?

— Ну и вот, ваше высочество… Мы так полагаем: сегодня Германия, а завтра и Россия. Ведь это — как эпидемия-с. Революция — эпидемия. И реставрация — эпидемия. Стоит только начать.

Вечером, когда к Кириллу заехали фрау Кускова и герр Милюков, чтоб узнать, когда его высочество собирается выехать, они застали странную картину.

Кирилл и генерал сидели на полу, засыпанные обрывками бумаг, и на полях какой-то книги лихорадочно множили цифры. От количества нулей рябило в глазах.

— Ехать! — завопил Кирилл в ответ на их почтительные вопросы. — Вы знаете, что это значит: ехать?

— Помилуйте, кронпринц…

— Чего вы мне тычете в глаза вашим кронпринцем! Кронпринц… Кронпринцу хорошо. Кронпринц гульденами содержание получает. Что ему, кронпринцу? Автомобиль — 10 гульденов. Шоферу на чай — 5 гульденов. Окорок ветчины — 3 гульдена… А мне марками выдают!

— Но, ваше высочество…

— Сам знаю, что высочество… Смотрите сюда: дорога на одного человека — шесть квинтильонов семьсот восемьдесят один квадрильон восемьсот тридцать пять триллионов… и еще мелочь какая-то. Ежели на четверых…

— Отбросим для краткости три нуля, ваше высочество…

— Погодите вы с тремя нулями… Бутербродов надо наделать? Кладите полбильона на бутерброды. Сорок восемь бильонов сто семьдесят два мильона четыреста шестьдесят тысяч триста восемьдесят два… Ладно. Папирос надо взять…

— Рано изволили начать курить, ваше высочество… Хе-хе…

— Пошутите еще! Если десять папирос — четыре бильона двести двадцать один миллион четыреста…

— Кладите ровным счетом квадрильон! — сказал Милюков и снял пальто. — Позвольте, я это сейчас, ваше высочество. Двойной бухгалтерией…

— В германских газетах писали, — докладывал группе друзей русской монархии Милюков, — что попытка вел. кн. Кирилла вернуться в Россию свелась к нулю.

Это, прежде всего, неверно фактически… Я сам принимал участие в приготовлениях к поездке его высочества и могу засвидетельствовать, что означенная поездка свелась к трем секстильонам пятидесяти пяти квинтильонам трехсот двадцати одному триллиону семидесяти восьми биллионам ста шестидесяти семи миллионам двумстам пятидесяти одной тысяче восемьсот двадцати четырем нулям…

Но мы, «Дрезина», держимся на весь этот счет иного мнения. Все это астрономическое количество нулей мы — применительно к реставрационным возможностям Кирилла — беремся свести в два счета:

— К двум нулям.

Это будет и по существу и, главное, благовонно.

Источник: http://philosofiya.ru/arifmetika.html

Краткое содержание «Мастер и Маргарита» Булгакова

Искусство и развлечения 17 мая 2013

Перед нами «Мастер и Маргарита». Краткое содержание глав романа поможет читателю быстро понять, интересно ли ему произведение.

Михаил Булгаков закончил работу над ним к 1937 году, но первая журнальная публикация состоялась только через 25 лет.

Каждая из двух историй, рассказанных в «романе-мифе», как называл его Булгаков, развивает самостоятельный сюжет.

Первая история происходит в Москве — советской столице — в 30-е годы двадцатого века во время майского полнолуния. Вторая – в это же время года, но в Ершалаиме за две тысячи лет до первой. Главы новой московской истории перемежаются главами древней ершалаимской.

Краткое содержание «Мастер и Маргарита», часть первая, главы 1-12

Жарким майским днем на Патриарших прудах происходит встреча таинственного иностранца Воланда и его сопровождающих с редактором литературного журнала Михаилом Берлиозом и молодым поэтом Иваном Николаевичем Бездомным, автором атеистической поэмы.

Иностранец выдает себя за мэтра черной магии.

В его свиту входят ассистент Коровьев, именуемый Фаготом, Азазелло, ответственный за «силовые» операции, хорошенькая ассистентка и по совместительству ведьмочка-вампир Гелла и забавный шут Бегемот, часто предстающий в виде черного кота внушительных размеров.

Иностранец вклинился в дискуссию Берлиоза и Бездомного об Иисусе, утверждая, что он существовал на самом деле. Доказательством того, что не все подвластно человеку, явилось предсказание Воланда о печальной гибели Берлиоза от руки комсомолки. Тут же Иван становится свидетелем того, как трамвай, управляемый девушкой-комсомолкой, обезглавил главного редактора.

Погоня и желание задержать призрачную банду Воланда привели Бездомного в клинику для душевнобольных. Здесь он знакомится с Мастером, больным из сто восемнадцатого номера, и выслушивает не только историю его любви к Маргарите, но и историю Иешуа Га-Ноцри. В частности Мастер открывает Ивану истинную потустороннюю сущность Воланда — царя тьмы.

Читайте также:  Краткое содержание сказки рапунцель братьев гримм точный пересказ сюжета за 5 минут

Иностранец с ассистентами занял квартиру Берлиоза, отправив его соседа Степу Лиходеева в Ялту. Сцена в театре «Варьете» становится показательным выступлением адской компании. Москвичам предлагают различные соблазны: дождь из денег, наряды и парфюмерию. После представления соблазнившиеся горько жалеют об этом, оказавшись на улице нагишом и без денег.

Мастер рассказывает Ивану, что он историк, бывший работник музея. Выиграв однажды большую сумму денег, он уволился и начал писать давно задуманную книгу о временах Понтия Пилата.

В это же время он встречает Маргариту, между ними возникает любовь. После опубликования отрывка из книги у Мастера начинаются неприятности, спровоцированные критиками московской литературной ассоциации и доносом. В порыве отчаяния он сжигает рукопись. Все это приводит его в психиатрическую клинику.

Краткое содержание «Мастер и Маргарита», часть первая, главы 13-18

Параллельно развивается другая история. Понтий Пилат допрашивает пойманного нищего философа Иешуа, которого местные религиозные власти уже приговорили к казни. Пилат не согласен с жестким приговором, но вынужден его утвердить.

Он просит в честь праздника Пасхи помиловать Га-Ноцри, но иудейский первосвященник отпускает разбойника. Лысая гора обезображена тремя крестами, на которых казнят двух разбойников и Иешуа.

Как только у ног умирающего философа остается один его последователь Матвей Левий и палач прекращает страдания милосердным ударом копья в сердце, тут же всех накрывает невероятный ливень. Понтий Пилат не может найти себе покоя.

Он вызывает помощника и приказывает казнить того, кто предал Иешуа. В пергаменте Левия, где тот записывал речи Га-Ноцри, Пилат прочел о том, что трусость – порок самый тяжкий.

Краткое содержание «Мастер и Маргарита», часть вторая, главы 19-32

Маргарита принимает предложение Азазелло, становится на время ведьмой, чтобы вновь встретиться с любимым человеком. Она играет роль хозяйки на ежегодном балу темных сил вместе с Воландом и его подручными. В награду ей возвращают Мастера. Их уносит адская свита, и они навеки обретают покой, потому что света Мастер не заслужил.

Краткое содержание «Мастер и Маргарита», часть вторая, эпилог

Каждый год, гуляя под полной майской луной, профессор Иван Николаевич грезит наяву. Ему являются Понтий Пилат и Га-Ноцри, что, мирно беседуя, идут по бесконечной лунной дорожке, и номер сто восемнадцатый, ведомый невероятно красивой женщиной.

Читатель, будь бдительным! Краткое содержание «Мастера и Маргариты» может отнять бездну удовольствия у того, кто не отважится на чтение всего романа, вошедшего в число литературных шедевров двадцатого столетия.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова (кратко)

Произведение «Мастер и Маргарита» по праву можно назвать итоговым в жизни Булгакова. Автор работал над ним на протяжении 12 лет. Не случайно этот роман является любимой книгой многих людей. В нем сочетаютс…

Образование
Проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова

У каждого читателя есть своя «библия». М. А. Булгаков подарил людям несколько произведений, которые могут претендовать на столь высокое звание. В первую очередь читателю приходит на ум роман «Мастер …

Искусство и развлечения
Персонажи «Мастера и Маргариты». Главные герои романа Булгакова

Роман Михаила Булгакова – поистине удивительное и гениальное произведение своего времени. Долгие годы оно не выходило в свет из-за своей острой социальности. Многие персонажи «Мастера и Маргариты» списаны с реал…

Искусство и развлечения
История любви Мастера и Маргариты в романе Булгакова

Мастер и Маргарита. Это первое, что приходит на ум, когда произносят имя Михаила Булгакова. Это связано с известностью произведения, где поднят вопрос о вечных ценностях, таких как добро и зло, жизнь и смерть и т. д….

Образование
«Мастер и Маргарита»: анализ. «Мастер и Маргарита»: тема любви в романе Булгакова

Свою главную книгу — роман «Мастер и Маргарита», которая называлась сначала и «Копыто инженера», и «Черный маг», Булгаков начал писать в 1928-29 годах. Он диктовал последние вставки в произведение своей жене в 1940 го…

Искусство и развлечения
Персонаж романа «Мастер и Маргарита» Босой Никанор Иванович: описание образа, характеристика и образ

Роман «Мастер и Маргарита», созданный Михаилом Булгаковым, – во многих смыслах необычное произведение. Переплетение библейских сюжетов с рядовой советской действительностью, неоднозначность характеро…

Искусство и развлечения
«Оскар и розовая дама»: краткое содержание. «Оскар и розовая дама»: отзывы

Эпистолярный роман – так охарактеризовал жанр своего произведения французский писатель и драматург Эрик-Эммануэль Шмитт. «Оскар и розовая дама» – краткое содержание долгой наполненной событиями…

Искусство и развлечения
Экранизации романа «Мастер и Маргарита». Роль Мастера

Знаменитый роман Булгакова кинематографисты пытались экранизировать множество раз. Но далеко не все попытки удавались. Суеверными слухами окутана книга «Мастер и Маргарита». Роль Мастера в разные времена и…

Искусство и развлечения
Братья Гримм, «Снегурочка»: краткое содержание, герои и смысл сказки

Очень ценили богатства народной поэзии братья Гримм. «Снегурочка», краткое содержание которой мы будем рассматривать, вошла в их первый сборник «Детские и семейные сказки», вышедший в 1812 году…

Искусство и развлечения
«Третий в пятом ряду»: краткое содержание повести и анализ произведения

Анатолий Алексин – автор более сотни проникновенных и добрых произведений для детей и подростков. Одно из них – «Третий в пятом ряду». Краткое содержание повести представлено в статье.

Источник: http://monateka.com/article/134120/

Сатира в творчестве М.А.Булгакова по повестям Дьяволиада , Роковые яйца , Собачье сердце (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

Контрольная работа по литературе

«Сатира в творчестве М.А.Булгакова

(по повестям: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»)».

Работу выполнила:

Студентка ФФиЖ 6 курса, заочн.отд.

Рудакова Ольга Николаевна.

Архангельск

2010

II. Сатира в творчестве М.А.Булгакова 4

1. М.А.Булгаков – прозаик, драматург. 4

2. Повесть «Дьяволиада». 5

2.1. Краткое содержание повести. 6

2.2. Анализ главных эпизодов. 7

2.3. Вывод об идейном содержании. 8

3. Повесть «Роковые яйца». 9

3.1. Сюжет повести. 9

3.2. Смысловые пласты повести. 11

4. Повесть «Собачье сердце». 12

4.1. Краткое содержание повести и анализ эпизодов. 12

4.2. На что направлена сатира писателя в повести. 16

III. Заключение. 17

Список использованной литературы. 19

I . Введение.

Сатира – это способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Мы выбрали тему, связанную с сатирой, потому что нам очень нравятся сатирические произведения, которые осмеивают различные явления и события.

Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов – сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды.

Выбрав данную тему работы, мы поставили следующие задачи:

— систематизировать свои знания о сатире М.А.Булгакова и о его жизни;

— рассмотреть особенности сатиры М.А.Булгакова на примере трех повестей: «Собачье сердце», «Дьяволиада», «Роковые яйца»;

— сделать выводы по трем повестям и в общем по реферату.

Мы пишем работу используя критическую литературу.

С помощью «Русской литературы XX века. Христоматия» А.В.Бараникова, мы выбрали информацию о Булгакове. Информацию о Булгакове, о его жизни и творчестве мы возьмём еще в «Справочнике школьника». Читать повести и их анализировать мы будем по книге М.А.Булгакова «Собрание сочинений в 5 томах».

II . Сатира в творчестве М.А.Булгакова

1. М.А.Булгаков – прозаик, драматург

Булгаков М.А. (1891-1940) закончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. Уровень преподавания был высокий, занятия порой вели даже университетские профессора.

В 1909 году Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1914 году разразилась Первая мировая война, которая разрушила надежды его и миллионов его сверстников на мирное и благополучное будущее. После окончания университета Булгаков работал в полевом госпитале.

В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской никольской сельской больницей в Смоленской губернии, а в 1917 году перевели в Вязьму.

Февральская революция нарушила привычную жизнь. После Октябрьской революции его освободили от военной службы, и он вернулся в Киев, вскоре занятый германскими войсками. Так будущий писатель окунулся в водоворот гражданской войны. Булгаков был хорошим врачом, и в его услугах нуждались воюющие стороны.

Во Владикавказе в конце 1919 года и в начале 1920 года Булгаков покинул ряды деникинской армии и стал сотрудничать в местных газетах, навсегда бросив занятия медициной. Вышел его первый художественный текст «Дань восхищения».

Занятия литературным творчеством было спровоцировано нежеланием участвовать в войне.

Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел возвратным тифом. Когда он выздоровел весной 1920 года, город уже заняли части Красной армии. Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств ревкома. Владикавказские впечатления послужили материалом для повести «Записки на манжетах».

В сатирических фельетонах и очерках объектом булгаковской сатиры становится не только «накипь НЭПа» — нувориш-нэпманы, но и та часть населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торги и др. Но Булгаков видит и ростки нового, приметы возвращения жизни в нормальное русло.

Читайте также:  Краткое содержание волшебное кольцо платонова точный пересказ сюжета за 5 минут

Булгаков совершил открытие в своих сатирических произведениях, вошедшее в систему русских национальных ценностей и по праву заслужил звание русского национального писателя.

Рассмотрим сатирические направления в некоторых повестях М.А.Булгакова.

2. Повесть «Дьяволиада».

В 1923-1925 годах Булгаков пишет одну за другой три сатирические повести: «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Булгаков создает вещи, практически не отделенные от современности в самом прямом, узком смысле слова.

«Дьяволиада» повествует о времени только что миновавшего, но прекрасно памятного военного коммунизма; с описанием тех же скудных, голодных и холодных лет начаты «Роковые яйца»; фон «Собачьего сердца» — остроактуальные приметы НЭПа.

Первой повестью, вышедшей к читателю в марте 1924 года, стала «Дьяволиада», само название которой, по свидетельствам современников Булгакова, быстро вошло в устную речь, превратившись в нарицательное.

В этом произведении Булгаков рисует бюрократизм советских учреждений. И.М.Нусинов в докладе о творчестве Булгакова констатировал: «Мелкий чиновник, который затерялся в советской государственной машине — символе «Диаволиады»».[1] Новый государственный организм – «Диаволиада», новый быт – такая «гадость, »

2.1. Краткое содержание повести.

В этой повести говорится о «маленьком человеке» Короткове. Незаметный служащий Спимата путает подпись нового начальника, носящего необычайную фамилию Кальсонер, в срочной деловой бумаге.

Встреча же его с Кальсонером, поразительная внешность заведующего (голова, сверкающая огнями, электрические лампочки, вспыхивающие на темени, голос как «у медного таза»), а также его способность к мгновенным перемещениям в пространстве и разительным трансформациям – окончательно выбивает Короткова из колеи и лишает способности разумно мыслить.

«Двойник» бритого Кальсонера, его брат с «ассирийской бородой и тонким голосом», и Кальсонер — первый, которые поочередно попадаются на глаза Короткову, — вот, кажется, виновники сумасшествия героя.

Но на деле к безумию и гибели Короткова толкает не столько Кальсонеры – двойники, то есть случайные несуразицы происходящего, которые он не способен объяснить, сколько общее ощущение шаткости, неуверенности и ирреальности жизни.

Жалованье, выданное спичками и церковным вином; небывало-театральный облик грозного начальника – все эти частности, не страшные каждая в отдельности, сливаясь в одно жуткое целое, обнажают беззащитность Короткова, его несмелое одиночество в мире. Боязнь безумия – мысль здорового рассудка, она-то и страхует героя.

В «Дьяволиаде» же действительность бредит, а человеку легче «уступить ей, признав виновным в разламывании, деформации реальности себя самого». В «Дьяволиаде» заявлен один из постоянных лейтмотивов произведений писателя: мистическая роль бумаги, канцелярского выморочного быта.

Если сначала Булгаков шутил, то развитие сюжета отнюдь не шуточно, потому что если нет документа, который подтверждает твою личность, то ты никто.

Нарушена причинно-следственная связь – какое отношение может иметь наличие (или отсутствие) бумаги к назревающему любовному эпизоду, когда Короткову на шею бросается брюнетка и просит его жениться на ней. Коротков не может этого сделать, потому что у него нет документов с его настоящей фамилией.

Оказывается, что клочок бумаги не только способен определить человеческие взаимоотношения, документ санкционирует поступки и, наконец, конституирует личность. Гротескна интонация обезумевшего Короткова: «Застрели ты меня на месте, но выправь ты мне какой ни на есть документик … ». Уже и саму жизнь герой готов обменять на «правильность» и оформленность ее протекания.

Лишить «места» и украсть бумаги – оказывается достаточным чтобы вытолкнуть героя из жизни в безумный прыжок, гибель.

2.2. Анализ главных эпизодов.

В «Дьяволиаде», описывающей учреждение, казалось бы, вовсе не связанное с писательством, Булгаков вводит, хотя и мельком, тему литературы литературного быта.

Напомним сцену, когда запутавшийся в лабиринтах «Альпийской розы» Коротков застревает в загадочном и пугающем его разговоре с Яном Собесским: «Чем же вы порадуете нас? Фельетон? Очерки? Вы не можете себе представить, до чего они нужны нам». [2]

Эпизод, по-видимому, отсылается к тому самому Лито, в котором служил секретарем Булгаков, или ко времени его работы в «Гудке». Автобиографический подтекст время от времени короткими, яркими вспышками будто «подсвечивающий» сюжет «Дьяволиады», сообщает новое качество литературному материалу.

Вся повесть «сделана» из динамичных, кратких сценок, мгновенных диалогов, энергичных глаголов, будто подгоняющих действие, которое к концу уже несется во всю мочь, наращивая и взвихривая и без того бешеный темп. Движение, быстрота, скорость («понесся», «кинулся», «грянул», «обрушился», «провалился» и прочее)

На последних страницах «Дьяволиады» у тихого доселе Короткова вдруг являются «орлиный взор», «боевой клич», и «отвага смерти», придающая сил герою.

И гибнет он, — с фразой, мгновенно вынесшей на поверхность то, что таилось в глубине сознания «застенчивого» делопроизводителя. В финальном возгласе – внезапный всплеск сокрытого прежде чувства достоинства.

Высказавшись в нем вполне, Коротков гибнет, произнеся свою «главную» мысль: «Лучше смерть, чем позор».2

Здесь и чертовщина, дьявольская фантасмагория (имеющая при этом бытовую мотивировку во вполне возможных обстоятельствах), тут и пристрастие к комическим эффектам (во фразе: «Скворец зашипел змеей», либо «товарищ де Руни» и прочее).

Источник: http://MirZnanii.com/a/357822/satira-v-tvorchestve-mabulgakova-po-povestyam-dyavoliada-rokovye-yaytsa-sobache-serdtse

Биография Булгакова М. А

3 мая 1891 года родился известный писатель Михаил Афанасьевич Булгаков. Его отцом был доцент Киевской духовной Академии, в чьей семье было семеро детей.

В 1909 году Михаил Булгаков после окончания Первой киевской гимназии стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Выбор профессии был выбран Булгаковым из-за того, что братья матери были врачами, и он видел каких успехов добились они. Михаил Афанасьевич отучился 7 лет, врачом на флоте его не взяли, и он отправился добровольцем Красного Креста в госпиталь.

Уже в 1913 году Булгаков женится на Татьяне Лаппа. Но весь их брак с самого начала сопровождается нехваткой денег. Им не хватало даже на элементарные вещи, а все потому что Булгаков любил жить не по средствам. Он считал, что если ему захотелось поехать на такси, то он поедет на такси, а то что это были последние дни, которые лучше бы потратить на еду, его не волновало.

Михаил Афанасьевич несколько месяцев работал врачом на фронте, после начала Первой мировой войны. Потом он поехал работать в село Никольское, и потом работал в Вязьме.

Булгаков с целью облегчить аллергию в 1917 году стал употреблять морфий, но вскоре это превратилось в зависимость. В том же году Федор Михайлович впервые побывал в Москве. Жил там он у дяди, который был прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».

В 1918 году Булгаков вернулся в Киев, начал частную практику врача-венеролога и перестал употреблять морфий. Но уже в следующем году писатель был мобилизован как военный врач в армию украинской народной республики.

И далее его путь был очень разнообразный: его мобилизовали в белые Вооруженные силы Юга России, был врачом Красного креста, затем обратно в силы Юга России, Булгаков был и на северном Кавказе.

Наконец, когда он был вынужден покинуть страну из-за болезни тифом Михаил Афанасьевич понял, что ему нужно было делать всегда – писать.

С 1921 году Булгаков начинает сотрудничать с газетами и журналами, начинает писать свое первое произведение «Накануне» и продолжает работать над своим творчеством. Михаил Афанасьеви вступает в 1923 году во всероссийский союз писателей, а в 1925 году женится на Любови Евгеньевне Белозерской, с которой познакомился за год до этого.

Творчество Булгакова было признано многими людьми, даже такими как Иосиф Сталин. Пьесы Михаила Афанасьевича были показаны в театре, и благодаря слову Сталина никто не мог их запретить. Но все же критиковать писателя тоже было кому.

По его личным подсчетам за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и только 3 благожелательных. С большими успехами прошли премьеры пьес «Дом Турбиных», «Зойкина Квартира», «Багровый остров». В 1928 году у Булгакова появилась идея сюжета великого произведения «Мастер и Маргарита».

В этом же году писатель начинает работу над пьесой «Кабала святош».

Через год он знакомится со своей будущей третей женой Еленой Шиловской. Она стала последней женой Булгакова, поженились они в 1932 году.

В 1930 году в творчестве писателя произошло страшное, его перестают печатать, его пьесы запрещают показывать в театрах.

Булгаков писал во все инстанции с просьбой либо эмигрировать, либо работать во МХАТе, тогда Сталин позвонил драматургу и посоветовал ему обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. С этого года Булгаков работает режиссером в Центральном театре рабочей молодежи.

И в этом же году переходит в МХАТ, где работает 6 лет режиссером-ассистентом. Этот период подарил Булгакову не только опыт работы в театре, но и многих персонажей для своих будущих произведений.

Михаил Афанасьевич ушел с театра в 1936 году, после скандала вызванного поставленным им спектаклем «Кабала святош». Булгаков начинает работать в Большом театре как либреттист и переводчик.

Через три года у Михаила Афанасьевича ухудшилось здоровье, у него прогрессировал гипертонический нефросклероз, и писатель, чтобы уменьшить боль, продолжает принимать морфий.

С этого момента писатель начинает диктовать своей жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита», который был опубликован спустя 26 лет после смерти писателя, и именно этот роман принес мировую известность Булгакову.

Вся эта болезнь и муки родных, близких и самого Булгакова продлились до 10 марта 1910 года. Именно в этот день Михаила Афанасьевича не стало. 

Источник: http://kratkiy-pereskaz.ru/category/bulgakov/show/90/

Ссылка на основную публикацию