Краткое содержание рассказов эмиля золя за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Эмиля Золя

Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты

Жервеза молодая женщина, которая имеет 2 сына. Она на одну ногу хромает. Ее сожитель Лантье бросает ее, забрав с собой ее вещи, чтобы продать и выручить деньги. В кабаке «Западня» Купо делает предложение Жервезе. Он знакомит ее со своей сестрой и матерью. Те сразу недолюбливают бедную, назвав ее «Хромушкой». У пары рождается дочь.

Они живут в нужде. Купо падает с крыши. Он при смерти. Жервеза встречается с соседом Гуже. Купо зовет Лантье к себе домой в качестве сожителя.

 Гуже предлагает Жервезе уехать в Бельгию, но та отказывается. Жервеза имеет отношения с Лантье. Все связи привели к разорению прачечной Жервезы. Она начинает выпивать. Их дочь уходит к старику.

 Купо спивается. Жервеза часто забывается и в один день умирает.

Краткое содержание Золя Деньги для читательского дневника

Аристаид Саккар основатель всемирного банка. Его главным соперником в бизнесе является Гундерман. В отличие от Саккара, тот честный человек и ведет свои дела без аферы и предательства. Если Гундерман ведет свои дела и достигает успеха посредством точного расчёта, то соперник сам проревет себе путь вперед.

Он является дерзким игроком и на своем пути не терпит никакого препятствия. Его напористый нрав с головокружительной скоростью привел к расцвету сил всемирного банка. Вскоре так же быстро он разоряется и крушится, освободив дорогу Гундерману. Этот крах и поле боя привели к уничтожению и гибели многих судеб. Всему виной были деньги.

Краткое содержание Золя Дамское счастье

Бедная Дениза Бодью со своими братьями после смерти родителей вынуждена переехать к дяде. Тот занимается торговлей. Его дела идут не очень хорошо. Дениза нанимается на работу в очень успешный магазин с именем «Дамское счастье». Этот магазин самый шикарный и популярный среди богатых дам.

Денизе предстоит перебороть все свои страхи и взять себя в руки. Она, с трудом пересилив себя, сумеет благодаря своему уму и находчивости не только сохранить свое место, но и добиться больших успехов. Девушка очень хорошо понимает необходимость предпринять определенные шаги для развития торговли.

Краткое содержание Золя Жаеминаль

Этьен Лантье работал механиком на железной дороге, но был изгнан. Он дал пощечину начальнику и ему это не простили. Он уезжает в Монсу. Его все полюбили, благодаря уму и трудолюбию.

Этьен влюбляется в дочь своего друга – старика Маэ. Работники затевают забастовку, в связи с ухудшением условий. Их главарь – Этьен.

Когда действия приводят к нищете и голоду, герой чувствует себя виновным в этом.

В конце концов работники соглашаются на все условия работодателя. Из-за диверсии Суварина На следующий день работы на шахте происходит катастрофа. Многие спасаются, но несколько работников, среди них Этьен и его любимая, остаются в шахте. Позднее Этьена спасают, но его любимая умирает.

Краткое содержание Золя Нана

Нана или,как ее зовут на самом деле, Анна Купо дочь кровельщика и прачки. Она с детства выросла в ужасных условиях. Была свидетелем очень неприятных и ужасающих для ребенка сцен. Все это сказалось на ее дальнейшую судьбу. Она прожила всего восемнадцать лет. Но за это недолгое время ей пришлось пережить немалое. Нана очень красива. По ней сходят с ума десятки любовников.

Она умирает от оспы. В восемнадцатилетнем возрасте она имеет двухлетнего сына. Ребенку, как и ей самой, не суждено прожить долгую жизнь. Ребенок умирает на пару дней раньше нее. Ее смерть тронула только ненасытных любовников. Однако и те в скором времени забудут о ней.

Краткое содержание Золя Тереза Ракен для читательского дневника

Госпожа Ракен живет со своим больным сыном – Камилем и племянницей – Терезой Ракен. Повзрослев Камиль и Тереза женятся. Они переезжают в Париж. Камиль приводит одноклассника Лоррана к себе домой. Его визиты становятся постоянными. Лорран и Тереза становятся любовниками. Они решают убить Камила. Во время прогулки на лодке на Сене Лорран утопил Камилла.

Через год Тереза и Лорран женятся, яко бы по призывам госпожи Ракен и друзей семьи. Призрак Камилла не дает им покоя. Они ссорятся часто. Госпожа, разбитая параличом и переставшая говорить, понимает причины смерти сына. Супруги в отчаянии и испуге решают убить друг друга, но сами выпивают отраву и умирают.

Краткое содержание Золя Человек зверь

Семья Рубо крушится, когда муж узнает, что его карьера следствие насилия собственной жены судьей Гранмореном. Ревнивый муж решает покончить с судьей и вонзает нож ему в горло при первом же удобном случае. Кажется никто не видел преступления, но Жак Лантье сквозь окно движущегося поезда успел все рассмотреть. Он мечтает о насилии и сцена приводит его в восторг.

Во время проведения следствия смерти Рубо рассказывает очень правдивую историю своего общения с судьей. Ведущий дела подозревает в убийстве Кабюша. Тот уже обвинялся в смерти. У него есть свои причины для убийства судьи. Его подруга умерла сразу после домогательств бывшего судьи Гранморена.

Краткое содержание Золя Добыча для читательского дневника

Астрид переезжает к брату в Париж. Он работал в гос управлении. Постиг мастерства всякого вида обманов и мошенничества. Он гонится за деньгами, соблазнами и женщинами. Покровительство брата позволяет ему замышлять крупные аферы. Для Астрида, или же Саккара, не существует ничего святого.

Он все использует и всем жертвует для накопления денег. Его семья – жена Рене и сын – Максим моральные уроды. Они то и дело тратят деньги на утехи. Большое количество денег сделала их еще больше безнравственными и во всех отношениях низкими людьми. Полностью потеряна семья как ценность. Не только Саккар, но и его жена, придаются любовным утехам.

Краткое содержание Золя Страница любви

Элен Гранж мирно спит в комнате. Ее разбудил стон из соседней комнаты. Жанна – дочь Элен мучилась в судорогах. Ее мать посреди ночи пустилась искать врача. Его не было дома. Элен сумела найти доктора Деберля. Тот жил в соседнем доме. Доктору удалось успокоить девочку. Элен решила через пару дней нанести его семье визит.

Семьи сближаются. Визиты становятся постоянными. Элен и доктор симпатизируют друг другу. Элен получает предложение от Рамбо. Элен не любит его. Ее дочери нравится Рамбо, но перспектива стать его дочерью ее не устраивает. Элен все чаще начинает наедине встречаться с доктором Деберлем.

Похоронив отца, Дениза Бодю остается без материальной поддержки. Надеясь найти опору в дяде, торговце тканями господине Бодю, Дениза и ее братья Пепо и Жан отправляются в Париж. Но дядя сам с трудом сводит концы с концами. Читать далее

Деньги

Два главных персонажа романа Золя «Деньги преследуют одну и ту же цель – накопление и преумножение своего капитала. Аристид Саккар основал Всемирный Банк, а Гундерман является биржевым брокером. Читать далее

Жерминаль

Действие романа начинается с момента, когда Этьен Лантьен, пытается трудоустроиться. Герой произведения остался без работы, так как ударил своего начальника. Читать далее

Краткое содержание Золя Карьера Ругонов

Роман начинается со знакомства главного героя – Сильвером, и его возлюбленной Мьетты. Рабочий класс выступает против монархии, и Сильвер с Мьеттой становятся во главе протестующих. Читать далее

Тереза Ракен

Действие произведения происходит в доме Терезы Ракен, которая проживала там со своим мужем и пожилой тетей. Женщина содержала лавку, где продавались предметы галантереи. Читать далее

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/zolya

Роман Мечта (Золя Эмиль)

В октябре 1888 года на прилавках книготорговцев появился шестнадцатый том “Ругон-Маккаров”, роман “Мечта”. Действие “Мечты” .

автор развернул в вымышленном городке Бомон-при-Храме, в воображаемой обстановке, под сенью старинного романского собора, который властвует над всем и подчиняет себе все окрест.

Героиня романа Анжелика, воспитанная в доме приемных родителей точно в монастыре, в полной оторванности от окружающей жизни, создает в своем воображении, под влиянием увлекших ее католических легенд, очаровательный неземной мир.

Ее любовь к Фелисьену, которую Золя хотел нарисовать “абсолютно целомудренной”, перенесена в область мечты, окружена мистикой.

Пытаясь “воссоздать жизнь такой, какой она не бывает”, писатель, по словам Анатоля Франса, “впадает в неправдоподобие и фальшь”. Ничто не связывает эту книгу с действительностью Франции пятидесятых – шестидесятых годов, с центральной идеей социальной? серии “Ругон-Маккаров”. Кажется, что она была написана ради того, чтобы сгладить неблагоприятное впечатление, оставленное “Землей”.

После “Мечты” Золя принялся за книгу совершенно иного плана, где, по его идее, все должно происходить в реальном мире, где не будет ничего искусственного и нарочитого. Он перебрал для нее более полусотни заглавий: “Хищник”, “Страсть к убийству”,

“Во власти рока” – и наконец остановился на названии “Человек-зверь”.

Сюжет романа, как сначала он представлялся писателю,- это история совершенного па железной дороге убийства и его расследования. В процессе работы он уточняет тему: “Написать остросюжетный трагический роман, нечто кошмарное, вроде “Терезы Ракен” – исследование последствий преступления”.

Герой романа, машинист Жак Лантье (сын прачки Жервезы из “Западни”),- весь во власти тяготеющей над ним безумной страсти к убийству, ему на роду было написано стать преступником. Судьба его предопределена дурной наследственностью. Рок вкладывает в руки Жака нож, и он совершает убийство.

Поведение и поступки машиниста Лантье из находят разумного объяснения, их трудно вывести из характера этого скромного, даже застенчивого человека. Они являются результатом наследственного алкоголизма.

В трактовке образа Жака восторжествовали надуманные представления писателя о том, что человек – раб инстинктов, что он подвластен лишь “зову крови”.

Вместе с тем в обрисовке других персонажей ‘романа Золя выдвигает на первый план социальные моменты. Никакие наследственные недуги не тяготеют над председателем суда Гранмарепом, над Севериной, Мизьером, которые предстают как безобразные порождения собственнического общества, превращающего человека в зверя, по существу еще более опасного, чем маньяк Лантье.

Источники:

    Золя Эмиль. Карьера Ругонов. Добыча. Пер. с фр. Вступит, статья С. Емельяникова. Илл. Майофиса. М., “Худож. лит.”, 1979. 526 с. (Б-ка классики. Зарубеж. лит-ра)Аннотация: В книгу включены романы выдающегося французского писателя Эмиля Золя (1840-г1902) “Карьера Ругонов” и “Добыча” (оба-1871), открывающие собою его двадцатитомную эпопею “Ругон-Маккары” (1871-1893), в которой на материале истории одной семьи дана широкая картина общественной жизни Франции периода Второй империи (1851-1870).

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/roman-mechta-zolya-emil/

referat5vip.ru

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Сюжет «Мадлены Фера» был впервые обработан Золя еще в 1865 г. в трехактной пьесе под названием «Мадлена», написанной сразу после «Сказок Нинон» . Различие между ней и «научным» романом Золя 1868 г. весьма значительно. В драме бледные персонажи лишены сложных социальных и биологических характеристик романа.

Читайте также:  Краткое содержание байрон мазепа точный пересказ сюжета за 5 минут

Мад-лена — только нервная, истерическая женщина; Франсис (в романе Гийом) — здоровый спокойный сельский врач. Трагедия Мадлены объясняется просто некой таинственной «властью прошлого». Понятно, что в период увлечения теорией наследственности и физиологией Золя нашел возможным разработать тему в новом «научном» и «аналитическом» плане.

В пьесе, очевидно, был использован только Мишле; в романе его мысль детализирована в свете новых работ на эту тему. Однако подобные сюжеты сами по себе вряд ли могли бы вызвать особое возмущение. Психофизиологические наблюдения, предлагаемые в них читателю, должны были заинтересовать широкие круги публики, увлеченной в те годы естественно-научными открытиями.

Ведь, по словам современника Золя, врача и литератора д-ра Верона _ «наука теперь расточает свои сокровища всем: амфитеатры, больницы, лекции знаменитых профессоров и научные музеи открыты для всех. На лекцию по медицине или химии труднее попасть, чем на премьеру в театр» Необычность фабулы и физиологическая исключительность персонажей тоже не могли быть неприемлемой новостью.

История изобразительных искусств насчитывает сотни классических и второстепенных полотен «обнаженной натуры». Множество их можно было увидеть в Лувре и в том же Салоне. Но именно «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане почему-то шокировали публику своей «неблагопристойностью».

А традиционные «купальщицы» в исполнении Курбе заслужили название «першеронок» от императрицы Евгении и удар трости Луи Бонапарта. Исследователи творчества Курбе рассказывают, что рука или спина, написанные этим художником в лучший период его деятельности, вызывали большее неистовство в буржуазной среде, чем социально-обличительные сцены Жанрона и Теста.

Искусство реализма и импрессионизма 60-х годов воспринималось как оппозиция господствующим идеям. И это, в конечном счете, отвечало действительности. Редактор клерикальной газеты «Юнивер» Луи Вейо писал под впечатлением картин Курбе: «Г-н Шанфлери, апостол реализма…

простодушно изложил эту теорию искусства — художник, говорит он, должен держать в своей мастерской заряженный пистолет и стрелять время от времени в окно, чтобы привлечь к себе внимание». У Золя были припасены для подобных ценителей не менее устрашающие приемы. Не случайно критика по поводу «Мадлены Фера» говорила о «жестоком и деспотическом таланте» писателя.

Это замечание еще в большей степени можно отнести к «Терезе Ракен». По мнению Луи Жильбера («Ле Голуа», 12.11 1869), идея произведения становится в руках Золя «острым оружием, которое он приставляет к горлу читателя».

Действительно, сколько бы не настаивал Золя на своей роли наблюдателя-аналитика, сколько бы не маски-«научных» романов (особенно для первого из них — «Тереза Ракен») не нормального человека, наделенного у Летурно в равной мере потребностями «животными», «сенсуальными» и «умственными», а останавливается на темпераментах, у которых доминируют две первые.

Изображает особенные случаи, когда их «деспотическая власть», по словам автора «Физиологии страстей», «превращает человека в животное». Золя использует в работе Летурно также «теорию страстей», которые, по утверждению последнего, обусловлены сугубо физиологически и «роковым образом определяют поведение людей».

Отсюда программное предисловие ко второму изданию «Терезы Ракен» (1868), поясняющее «научную» и творческую установки романа: «…я поставил перед собой задачу изучить не характеры, а темпераменты. В этом весь смысл книги.

Я остановился на индивидуумах, которые всецело подвластны своим нервам и голосу крови, лишены способности свободно проявлять свою волю и каждый поступок которых обусловлен роковой властью их плоти. Тереза и Лоран — животные в облике человека, вот и все.

Я старался шаг за шагом проследить в этих животных глухое воздействие страстей, власть инстинкта и умственное расстройство, вызванное нервным потрясением.

Любовь двух моих героев — это всего лишь удовлетворение потребности; убийство, совершаемое ими — следствие их прелюбодеяния, следствие, к которому они приходят, как волки приходят к необходимости уничтожения ягнят; наконец, то, что мне пришлось назвать угрызениями совести, заключается просто в органическом расстройстве и в бунте предельно возбужденной нервной системы.

Душа здесь совершенно отсутствует; охотно соглашаюсь с этим, так как этого-то я и хотел» Избрав объектом пропаганды новейшие позитивистические гипотезы, Золя приспосабливает к этой цели все средства жанра и стиля. «Анатомисты, физиологисты, я нахожу вас повсюду»,— писал Сент-Бев по поводу «Мадам Бовари».

Естественно-научные познания Флобера в применении к роману оживили Эмму, помогли передать читателю не только полет ее фантазии, но и биение ее сердца, напряженность нервов, трепет живого существа, то есть сделали образ еще более полноценным. «Клиническое исследование», которому Гонкуры подвергли свою Жермини Ласерте, все же не убило человеческого достоинства образа.

Ее переживания, невзирая на биологическую мотивированность, остаются глубоко правдивыми, человечными. Тяжелая юность Жермини, неудачная любовь, ревность, горе матери, потерявшей ребенка, преданность и дружба к мадемуазель де Варандей, заставляют забыть грязные страсти героини Гонкуров, оправдывают и объясняют их. Характеристика Жермини в романе многогранна.

Борьба темных инстинктов тела с волей, разумом, благороднейшими порывами человеческого сердца — составляет материал произведения.

Даже любовь Жермини к Жюпильону обнаруживает тонкую гамму оттенков чувства: материнская заботливость, жажда нежности и ласки, перерастающая в половую страсть, ревность, ненависть, отчаяние, снова страсть и, наконец, полное моральное и физическое падение.

Увлечение авторов физиологическими доказательствами и деталями не нарушает здесь художественной гармонии, не умаляет реальности изображенного характера. Золя, стремясь дать максимально четкий и строго «научный» анализ «темперамента» своих персонажей, по сути упрощает их. Отнеся Терезу к «нервному», а Лорана к «сангвиническому» типам, он уже в портрете хочет полностью подтвердить установленную Летурно связь внешности с темпераментом . Низкий лоб, длинный тонкий нос, «узкие бледно-розовые полоски губ», «подбородок короткий и энергичный», сдержанное выражение лица, «ужасающее своим спокойствием», должны свидетельствовать о нервной, чувственной и дикой натуре Терезы, скрывающей свои настроения под маской покорности и холодного равнодушия. Этот своеобразный портрет настойчиво повторяется в произведении, дополняется новыми оттенками, но никогда не теряет подчеркнуто физиологического характера (то есть всегда выражает физиологические особенности и состояние персонажа). Наблюдая за Ло-раном во время его первого появления, Тереза «замерла и онемела»; «ее черные матового оттенка глаза казались двумя бездонными отверстиями, а за приоткрытыми губами виднелись розовые блики рта». Угрюмая, сосредоточенная, непривлекательная, со своим тонким носом и насупленным лицом, Тереза становится красивой под влиянием разделенной страсти. Лоран с удивлением замечает, что облик его любовницы, «как бы преобразился, приобрел что-то безумное и ласкающее; влажные губы, блестящие глаза — все в ней сияло». После убийства Камиллы в окне лавки видно ее лицо, которое «казалось бледным, землистым, ужасающе неподвижным».

Фанни Фейдо в свои 35 лет — высокая, стройная красавица, с тонкой талией. Ее пепельные локоны «играют» на висках, вокруг матовых щек и шеи. Нос у нее прямой, «нежного» рисунка с «изящными» ноздрями.

Она обладательница «крошечных ручек», «маленьких розовых ножек».

На фоне сусальности и статичности обрисовки героини популярного реалистического романа об адюльтере тем смелее и оригинальнеевыглядит портрет Терезы, по своей манере близкий в известной степени, пожалуй, только Гонкурам.

Еще большую зависимость между физиологией и портретом находим у Лорана. Здесь она становится донельзя навязчивой и искусственной, так как вытекает из сомнительного проекта автора: «уяснить странное взаимное тяготение друг к другу, возможное у двух совершенно различных темпераментов», показать «глубокие потрясения сангвинической натуры, пришедшей в соприкосновение с натурой нервной»

Поэтому в начале романа у Лорана отмечаются «низкий лоб», «яркие губы», «полные щеки», «шея широкая и короткая, жирная и могучая», «выпуклые, разработанные мускулы», «тело полное и плотное», «крупные руки», — одним словом, грубая физическая красота, говорящая о тупой, животной натуре. В конце этой истории порока и преступления «Лоран стал гораздо изысканнее», его лицо «осунулось и побледнело… осанка стала благороднее и изящнее». Под страстным и резким влиянием Терезы его темперамент мало-помалу приобрел черты темперамента впечатлительной, нервной женщины.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: http://referat5vip.ru/sochineniya-po-literature/zolya-e-zhizn-i-tvorchestvo-kratkoe-soderzhanie-proizvedenij/5867-syuzhet-romana-emilya-zolya-madlena-fera

Краткое содержание Жерминаль (Эмиль Золя)

Механик Этьен Лантье, изгнанный с железной дороги за пощечину начальнику, пытается устроиться на работу в шахту компании Монсу, что близ городка Воре, в поселке Двухсот Сорока.

Работы нет нигде, шахтеры голодают. Место для него на шахте нашлось лишь потому, что накануне его прихода в Воре умерла одна из откатчиц.

Старый забойщик Маэ, чья дочь Катрина работает с ним в шахте второй откатчицей, берет Лантье в свою артель.

Работа невыносимо трудна, и пятнадцатилетняя Катрина выглядит вечно изможденной. Маэ, его сын Захария, артельщики Левак и Шаваль работают, лежа то на спине, то на боку, протискиваясь в шахте шириной едва в полметра: угольный пласт тонок. В забое невыносимая духота. Катрина и Этьен катают вагонетки.

В первый же день Этьен решает было покинуть Воре: этот ежедневный ад не для него. На его глазах руководство компании разносит шахтеров за то, что те плохо заботятся о собственной безопасности. Молчаливое рабство шахтеров поражает его.

Только взгляд Катрины, воспоминание о ней заставляет его остаться в поселке еще на некоторое время.

Маэ живут в непредставимой бедности. Они вечно должны лавочнику, им не хватает на хлеб, и жене Маэ ничего не остается, как пойти с детьми в усадьбу Пиолена, принадлежащую помещикам Грегуарам. Грегуары, совладельцы шахт, иногда помогают бедным.

Хозяева усадьбы обнаруживают в Маэ и ее детях все признаки вырождения и, вручив ей пару старых детских платьиц, преподают им урок бережливости. Когда женщина просит сто су, ей отказывают: подавать не в правилах Грегуаров. Детям, однако, дают кусок булки.

Под конец Маэ удается смягчить лавочника Мегра — в ответ на обещание прислать к нему Катрину.

Покуда мужчины работают в шахте, женщины готовят обед — похлебку из щавеля, картошки и порея; парижане, приехавшие осмотреть шахты и ознакомиться с бытом шахтеров, умиляются щедрости шахтовладельцев, дающих рабочим столь дешевое жилье и снабжающих все шахтерские семьи углем.

Одним из праздников в шахтерской семье становится мытье: раз в неделю вся семья Маэ, не стесняясь, по очереди окунается в бочку с теплой водой и переодевается в чистое.

Маэ после этого балуется с женой, называя свое единственное развлечение «даровым десертом». Катрины между тем домогается молодой Шаваль: вспомнив о своей любви к Этьену, она сопротивляется ему, но недолго.

К тому же Шаваль купил ей ленту. Он овладел Катриной в сарае за поселком.

Читайте также:  Краткое содержание шмелёв русская песня точный пересказ сюжета за 5 минут

Этьен постепенно привыкает к работе, к товарищам, даже к грубой простоте местных нравов: ему то и дело попадаются влюбленные, но Этьен полагает, что молодежь свободна. Возмущает его только любовь Катрины и Шаваля — он неосознанно ревнует. Вскоре он знакомится с русским машинистом Сувариным, который живет с ним по соседству.

Суварин избегает рассказывать о себе, и Этьен нескоро узнает, что имеет дело с социалистом-народником. Бежав из России, Суварин устроился на работу в компанию.

Этьен решает рассказать ему о своей дружбе и переписке с Плюшаром — одним из вождей рабочего движения, секретарем северной федерации только что созданного в Лондоне Интернационала.

Суварин скептически относится к Интернационалу и к марксизму: он верит только в террор, в революцию, в анархию и призывает поджигать города, всеми способами уничтожая старый мир. Этьен, напротив, мечтает об организации забастовки, но на нее нужны деньги — касса взаимопомощи, которая позволила бы продержаться хоть первое время.

В августе Этьен перебирается жить к Маэ.

Он пытается увлечь главу семейства своими идеями, и Маэ как будто начинает верить в возможность справедливости, но жена его тут же резонно возражает, что буржуи никогда не согласятся работать, как шахтеры, и все разговоры о равенстве навсегда останутся бредом.

Представления Маэ о справедливом обществе сводятся к желанию пожить как следует, да это и немудрено — компания вовсю штрафует рабочих за несоблюдение техники безопасности и изыскивает любой предлог для урезания заработка. Очередное сокращение выплат — идеальный повод для забастовки.

Директору шахт Энбо сообщают, что никто не вышел на работу. Этьен и несколько его товарищей составили делегацию для переговоров с хозяевами. В нее вошел и Маэ. Вместе с ним отправились Пьеррон, Левак и делегаты от других поселков. Требования шахтеров ничтожны: они настаивают на том, чтобы им прибавили плату за вагонетку лишь на пять су.

Энбо пытается вызвать раскол в депутации и говорит о чьем-то гнусном внушении, но ни один шахтер из Монсу еще не состоит в Интернационале. От имени углекопов начинает говорить Этьен — он один способен спорить с Энбо. Шахтеры собираются на совещание у вдовы Дезир. Хозяин кабачка Раснер высказывается за прекращение забастовки, но шахтеры склонны больше доверять Этьену.

Плюшар, считая забастовки слишком медленным средством борьбы, берет слово и призывает все-таки продолжать бастовать. Запретить собрание является комиссар полиции с четырьмя жандармами, но предупрежденные вдовой рабочие успевают вовремя разойтись. Плюшар пообещал выслать пособие.

Правление компании между тем задумало уволить наиболее упорных забастовщиков и тех, кого считали подстрекателями.

Этьен приобретает все большее влияние на рабочих. Скоро он совершенно вытесняет их былого лидера — умеренного и хитрого Раснера, и тот предрекает ему со временем такую же участь.

Старик по кличке Бессмертный на очередном собрании шахтеров в лесу вспоминает о том, как бесплодно протестовали и гибли его товарищи полвека назад. Восстание набирает силу, пожаром распространяясь по шахтам. С пением «Марсельезы» толпа идет в Монсу, к правлению. Энбо теряется.

Шахтеры грабят лавку Мегра, погибшего при попытке спасти свое добро. Шаваль приводит жандармов, и Катрина едва успевает предупредить Этьена, чтобы он не попался им. Этой зимой на всех шахтах расставляют полицию и солдат, но работа нигде не возобновляется. Забастовка охватывает новые и новые шахты.

Этьен наконец дождался прямой стычки с предателем Шавалем, к которому давно ревновал Катрину, и победил: Шаваль вынужден был уступить ее и спасаться бегством.

Между тем Ханлен, младший из Маэ, хоть и хромая на обе ноги, выучился довольно резво бегать, разбойничать и стрелять из пращи.

Его разбирало желание убить солдата — и он убил его ножом, по-кошачьи прыгнув сзади, не умея объяснить свою ненависть. Столкновение шахтеров с солдатами становится неизбежным.

Углекопы сами пошли на штыки, и, хотя солдаты получили приказ применять оружие только в крайнем случае, вскоре раздаются выстрелы.

Шахтеры швыряют в офицеров грязью и кирпичами, солдаты отвечают пальбой и первыми же выстрелами убивают двоих детей: Лидию и Бебера. Убита Мукетта, влюбленная в Этьена, убит Туссен Маэ. Рабочие испуганы и подавлены. Вскоре в Монсу приезжают представители власти из Парижа.

Этьен начинает ощущать себя виновником всех этих смертей, разорения, насилия, и в этот момент лидером шахтеров снова становится Раснер, требующий примирения. Этьен решает уйти из поселка и встречается с Сувариным, который рассказывает ему историю гибели своей жены, повешенной в Москве.

С тех пор у Суварина нет ни привязанностей, ни страха. Выслушав этот страшный рассказ, Этьен возвращается домой, чтобы провести в семье Маэ свою последнюю ночь в поселке.

Суварин же идет к шахте, куда рабочие собираются вернуться, и подпиливает одну из скреп обшивки, защищающей шахту от подземного моря — «потока».

Утром Этьен узнает, что Катрина тоже собирается пойти в шахту. Поддавшись внезапному порыву, Этьен идет туда с ней: любовь заставляет его еще на один день остаться в поселке. К вечеру вода прорвалась на поверхность, все взрывая своим мощным движением. На дне шахты остались покинутыми старик Мук, Шаваль, Этьен и Катрина.

По грудь в воде они пытаются выбраться в сухую шахту, блуждают в подземных лабиринтах. Здесь и происходит последняя стычка Этьена с Шавалем: Этьен раскроил череп вечному сопернику. Здесь, в темноте, в шахте, на крошечной полоске тверди, Этьен и Катрина в первый и последний раз сливаются в любви.

После этого Катрина забывается, а Этьен прислушивается к приближающимся толчкам: спасатели дошли до них. Когда их подняли на поверхность, Катрина была уже мертва.

Оправившись, Этьен уходит из поселка. Он прощается с вдовой Маэ, которая, потеряв мужа и дочь, выходит на работу в шахту — откатчицей. Во всех шахтах, еще недавно бастовавших, кипит работа. И глухие удары кайла, кажется Этьену, доносятся из-под расцветающей весенней земли и сопровождают каждый его шаг.

Источник: http://vip-gdz.ru/kratkoe-soderzhanie-zherminal-e-mil-zolya/

Эмиль Золя “Разгром” (1892)

Цикл “Ругон-Маккары” | Книга №19

Цикл романов о потомках Аделаиды Фук близок к завершению. Наполеон III потерпел поражение под Седаном от Пруссии и был пленён. Это привело к закату Второй империи. Почему так произошло? Эмиль Золя подробно взялся о том рассказать.

Читателя ждёт повествование о безграмотном армейском руководстве, долгом отступлении, попытках вырваться из окружения и разгар ещё одной революции в черте Парижа. В качестве представителя ветви Маккар на страницах присутствует Жан, также обделённый вниманием, как в “Земле”.

Его участие в событиях – повод привязать “Разгром” к циклу “Ругон-Маккары”.

Хотела ли Франция воевать? Такого желания у Наполеона III не было. Но исторический фон вынудил.

Испанское ли наследство послужило тому причиной или желание немцев объединиться в границах единого государства, именно Франция объявила войну, потерпела сокрушительной поражение под Седаном, лишилась армии и погрузилась во мрак. Ныне те события называют Седанской катастрофой. И есть отчего их называть таким образом.

Золя недоумевал, насколько нужно быть слепыми, чтобы, потерпев поражение, затевать гражданскую войну, вместо организации отпора подступающим к Парижу войскам противника. Произошла истинная катастрофа понимания действительности.

Золя пишет, что солдаты постоянно голодали, о них никто не заботился. Они брели с пустыми желудками, оставляли позиции. После, обессиленные, шли на штурм прежних позиций. Их косила смерть. Время высоких идеалов закончилось, амбиций не осталось и у Наполеона III. Скоро случится его пленение. О том Золя непременно расскажет.

Окружение под Седаном описывается во второй части “Разгрома”, там наглядно показаны страдания мирного населения. Читатель утомится от представленных Эмилем на страницах членовредительств. Каждый будет представлен сам себе. Перестанет иметь значение воля командования. Сей воли и не было изначально. Сплошное безволие.

Седан взят в окружение, командование не предпринимало действенных ответных мер.

Золя смотрит на ситуацию глазами обывателя. Он судит спустя годы, когда падение Второй империи стало историей. Он склонен обвинять, видимо зная, как надо было поступать, дабы не допустить произошедшего.

Поэтому повествование обличает действия властей, бездарно управлявших страной и в той же мере, от своей бездарности, не сумевших отстоять Францию. Нельзя было вступать в конфликт с Пруссией, но былого не перепишешь. Зато можно поведать о страданиях людей.

Им тяжело пришлось в начале войны, во время окружения Седана и ещё хуже после пленения Наполеона III.

Прусская армия относилась к пленным снисходительно, словно они и руководили французской армией изначально. Солдаты в прежней мере голодают, умирают от инфекций и ран. Самовольно уйти нельзя – будешь убит. Попытки побега будут предприниматься, только куда и к чему бежать? В Париж? Парижане опять враги себе.

Они возводят баррикады, объявляют Коммунну, словно вернулся 1793 год. И всё-таки дальнейшее развитие повествования Золя перемещает в столицу Франции. Там он перед читателем разыгрывает главную трагедию, делая врагами прежних товарищей. Кто старался уберечь страну от поражения, теперь будет спорить за её будущее.

Всё это происходит будто бы случайно, без особого на то желания, просто в силу необходимости.

Вторая империя, хороша она была или плоха, родилась и по воле судьбы скончалась. Кто умел обманывать и наживаться, тот процветал. Кто желал трудиться и тем быть счастливым – тот так и жил. Кто склонен был к порокам и заблуждениям – дни того завершались в нищете. Всего лишь отрезок времени. Впереди у Франции Третья республика – Жан Маккар будет строить новую жизнь.

Дополнительные метки: золя разгром критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Émile Zola La Débâcle analysis, review, book, content, Les Rougon-Macquart, The Debacle, The Downfall

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Перечень критических статей на тему творчества Эмиля Золя

Источник: http://trounin.ru/zola92/

Роман Мечта – художественный анализ. Золя Эмиль

В октябре 1888 года на прилавках книготорговцев появился шестнадцатый том «Ругон-Маккаров», роман «Мечта». Действие «Мечты» .автор развернул в вымышленном городке Бомон-при-Храме, в воображаемой обстановке, под сенью старинного романского собора, который властвует над всем и подчиняет себе все окрест.

Читайте также:  Краткое содержание гаршин трус точный пересказ сюжета за 5 минут

Героиня романа Анжелика, воспитанная в доме приемных родителей точно в монастыре, в полной оторванности от окружающей жизни, создает в своем воображении, под влиянием увлекших ее католических легенд, очаровательный неземной мир. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Роман Мечта.

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) Ее любовь к Фелисьену, которую Золя хотел нарисовать «абсолютно целомудренной», перенесена в область мечты, окружена мистикой.

Пытаясь «воссоздать жизнь такой, какой она не бывает», писатель, по словам Анатоля Франса, «впадает в неправдоподобие и фальшь». Ничто не связывает эту книгу с действительностью Франции пятидесятых — шестидесятых годов, с центральной идеей социальной? серии «Ругон-Маккаров». Кажется, что она была написана ради того, чтобы сгладить неблагоприятное впечатление, оставленное «Землей».

После «Мечты» Золя принялся за книгу совершенно иного плана, где, по его идее, все должно происходить в реальном мире, где не будет ничего искусственного и нарочитого. Он перебрал для нее более полусотни заглавий: «Хищник», «Страсть к убийству», «Во власти рока» — и наконец остановился на названии «Человек-зверь».

Сюжет романа, как сначала он представлялся писателю,— это история совершенного па железной дороге убийства и его расследования. В процессе работы он уточняет тему: «Написать остросюжетный трагический роман, нечто кошмарное, вроде «Терезы Ракен» — исследование последствий преступления».

Герой романа, машинист Жак Лантье (сын прачки Жервезы из «Западни»),— весь во власти тяготеющей над ним безумной страсти к убийству, ему на роду было написано стать преступником. Судьба его предопределена дурной наследственностью. Рок вкладывает в руки Жака нож, и он совершает убийство.

Поведение и поступки машиниста Лантье из находят разумного объяснения, их трудно вывести из характера этого скромного, даже застенчивого человека. Они являются результатом наследственного алкоголизма.

В трактовке образа Жака восторжествовали надуманные представления писателя о том, что человек — раб инстинктов, что он подвластен лишь «зову крови».

Вместе с тем в обрисовке других персонажей 'романа Золя выдвигает на первый план социальные моменты. Никакие наследственные недуги не тяготеют над председателем суда Гранмарепом, над Севериной, Мизьером, которые предстают как безобразные порождения собственнического общества, превращающего человека в зверя, по существу еще более опасного, чем маньяк Лантье.

Источники:

    Золя Эмиль. Карьера Ругонов. Добыча. Пер. с фр. Вступит, статья С. Емельяникова. Илл. Майофиса. М., «Худож. лит.», 1979. 526 с. (Б-ка классики. Зарубеж. лит-ра)Аннотация: В книгу включены романы выдающегося французского писателя Эмиля Золя (1840—г1902) «Карьера Ругонов» и «Добыча» (оба—1871), открывающие собою его двадцатитомную эпопею «Ругон-Маккары» (1871—1893), в которой на материале истории одной семьи дана широкая картина общественной жизни Франции периода Второй империи (1851—1870).

Источник: http://www.testsoch.info/roman-mechta-xudozhestvennyj-analiz-zolya-emil/

Западня

Действие романа разворачивается в Париже и повествует о жизни нескольких героев в течение двадцати лет.

1

Ночь. Молодая женщина Жервеза в своей жалкой комнате ждёт сожителя Лантье. Она стройна, «с тонкими чертами лица, уже потрепанного суровой жизнью». Жервеза хромает на одну ногу. В комнате спят два сына: восьмилетний Клод и четырёхлетний Этьен.

Лантье возвращается под утро, разговаривает с ней очень грубо. Забирает одежду Жервезы, чтобы получить за неё деньги.

Позже, придя в прачечную, Жервеза узнаёт о том, что Лантье ушёл из дома: уехал с Аделью в красивом фиакре, который он нанял на деньги, полученные за одежду Жервезы.

В прачечной присутствует Виржини, которую Жервеза видела вместе с Аделью. В истерике Жервеза бросается на неё: завязывается драка между двумя женщинами.

Сцена драки описана очень натуралистично, реплики героинь — отборная парижская брань. Девушек никто не разнимает: «прачечная наслаждалась». Наконец, Жервеза задирает Виржини юбки, срывает панталоны и лупит её по ягодицам вальком для выбивания белья. Побеждённая Виржини, всхлипывая, уходит.

2

«Западня» — это кабачок, где выпивают и проводят время многие герои романа.

Именно там кровельщик Купо признаётся в своих нежных чувствах к Жервезе и делает ей предложение.

Они идут в гости к его сестре с мужем (Лорилле), живущим вместе с матерью (г-жа Купо). Г-н Лорилле — цепочных дел мастер, делает украшения из золота. Г-жа Лорилле — вздорная завистливая женщина, сразу невзлюбила Жервезу.

3

Свадьба Жервезы и Купо.

Приглашённые представляют собой людей постоянно сплетничающих, бранящихся, завистливых. Г-жа Лорилле даёт Жервеза кличку: «Хромуша».

Гости напиваются. А один из гостей, пьяный дядя Базуж, начинает разглагольствовать: «Когда человек помер… это уж надолго».

4

Четыре года жизни Жервезы и Купо прошли в тяжелой работе. Жервеза родила дочь. Очень натуралистично описана сцена родов: Жервеза рожает, не прекращая обычных дел — ведь ей надо работать и готовить мужу еду: «Котлеты были уже на сковородке, когда опять начались схватки.

Слезы градом катились у нее из глаз, но она продолжала топтаться у печки; перевернула жаркое.

Ну что ж из того, что она родит? Это еще не значит, что надо оставить Купо без обеда! Но она едва успела поставить бутылку вина; добраться до кровати ей уже не хватило сил, — она упала на пол и родила тут же, прямо на рогожке».

Купо очень заботливо относится к Жервезе и маленькой дочке, которую назвали Нана.

Вторую квартирку наверху занимало двое жильцов — мать и сын Гуже. Мать занималась починкой кружев, а сын, кузнец, работал на гвоздильном заводе.

Сбережения четы Купо достигли шестисот франков. С этого времени Жервеза потеряла покой. Ею овладела честолюбивая мечта — открыть свою собственную прачечную и самой нанять работниц.

Но пока её мечтам не суждено сбыться. Работая, Купо падает с крыши: «Его тело описало легкую кривую, два раза перевернулось в воздухе и с глухим звуком, как узел белья, брошенный с высоты, рухнуло на середину улицы». Купо при смерти. Жервеза тратит все сбережения на его лечение. Завистливые Лорилле рады такому раскладу событий.

Однако Гуже, тайно влюблённый в Жервезу, предлагает ей занять у него деньги — 500 франков, и открыть прачечную. Сам Гуже откладывал их на свадьбу, как того желала его мать.

5

Жервеза открыла прачечную и наняла работниц: кривую Огюстину и долговязую Клеманс. Лорилле окончательно рассорились с Жервезой. Г-жа Лорилле открыто обвиняла Жервезу в любовной связи с Гуже. Жервеза же стала ещё красивее и была счастлива: её мечты сбывались.

А Купо начал часто напиваться, приставать к прачкам. Однако Жервеза прощала его.

6

Сын Жервезы Этьен работает подмастерьем у Гуже в кузнице, Жервеза иногда приходит к ним отнести бельё и любуется на то, как Гуже работает.

На лестнице как-то раз Жервеза встречает Виржинии, и между ними завязывается разговор, ставший началом закадычной дружбы. Виржини рассказала, что Лантье бросил Адель и ему негде жить.

7

19 июня — день рождения Жервезы. Все гости в сборе, нет только Купо — он пьёт в «Западне». А чуть позже он, пьяный, приходит домой в обнимку с Лантье.

8

Купо предлагает Лантье жить у них. Лантье поселяется и начинает очень свободно вести себя с Жервезой.

Как-то раз, во время одного из домогательств Лантье, их с Жервезой застаёт Гуже: он решил, что Жервеза спит с Лантье. Но Жервеза разубеждает его: она бы никогда не стала так делать.

Гуже предлагает ей уехать в Бельгию, на что Жервеза отвечает отказом. Да, она любит его. Но у неё муж, дети, прачечная.

В одну из ночей Жервеза вернулась с Лантье и увидела, что вся комната в блевотине пьяного Купо. В эту минуту Лантье стал домогаться до Жервезы, она согласилась: «Купо сам виноват». За этой сценой с любопытством наблюдает маленькая дочь Жервезы — Нана.

9

Скоро весь квартал узнал, что Жервеза каждую ночь ходит к Лантье. «В первое время она чувствовала себя преступницей, испытывала отвращение к себе, ей казалось, что она окунулась в грязь.

Выйдя из комнаты Лантье, она чуть не до крови терла себе плечи, точно желая смыть эту грязь. Ей хотелось бы, меняя мужчин, менять и кожу. Но мало-помалу Жервеза привыкла. Слишком утомительно было каждый раз мыться».

Жервеза понемногу начала забрасывать прачечную, стала хуже работать.

Старуха Купо рассказала Гуже о том, что происходит между Жервезой и Лантье. Гуже заболел от горя. Жервеза пришла принести им бельё — Гуже попросил её уйти. «Жервеза вернулась в прачечную тупо, без единой мысли, — так коровы возвращаются к себе в стойло».

Через некоторое время прачечная разорилась, а Купо процветал среди этого разорения. «Положительно, этот проклятый пьяница только жирел от водки». Вместе Купо и Лантье частенько бьют Жервезу. Она уже привыкла «в конце концов она смирилась, она поняла, что им просто доставляет удовольствие лупить ее, и безропотно подставляла под удары свою жирную спину».

Умерла мать Купо, на глазах у маленькой Нана. На похороны приходят всё те же люди — злобные, завистливые сплетники и лицемеры.

На похороны приходит Гуже. Он говорит Жервезе о том, что она всегда может на него рассчитывать.

Супруги Купо переехали в жалкую каморку, потому что денег становилось всё меньше и меньше.

10

Сосед супругов Купо, Бижар, ударом ноги в живот убил свою жену. Теперь он регулярно бьёт свою восьмилетнюю дочь Лали. «А между тем сивуха „Западни“ начала свою разрушительную работу и в семействе Купо. Прачка уже предвидела день, когда ее муж, подобно Бижару, возьмется за кнут и заставит ее „плясать“». Жервеза понемногу «опускается», начинает крепко выпивать.

11

Купо очень жестоко обращается со своей дочерью Нана. Бьёт её, подозревает в том, что она пошла на панель. На самом деле Нана — просто кокетка, любит красиво одеваться и хорошо выглядеть. Ей 15 лет, а она уже выглядит как настоящая женщина. «Всем своим существом Нана жаждала «покутить и покрутиться», как говорил папаша Купо».

За Нана начинает бегать какой-то старик; и однажды, когда девушка получила очередную порцию брани от пьяных родителей, она уходит из дома.

Вскоре Лантье говорит, что видел её, хорошо одетую, идущую под руку со стариком.

Через некоторое время Купо и Жервеза увидели Нана на площади, поймали её, избили и забрали домой. «В конце концов, родителям пришлось примириться с Нана. Пусть приходит или не приходит, — как хочет, только бы закрывала за собою дверь. Что делать, привычка сильнее всего, даже порядочности!»

Как-то раз Жервеза бранила девушку, на что она ответила: «Я не раз видела, как ты разгуливала в одной рубашке и чулках! Оставь меня в покое, не надо было показывать пример!»

12

Восьмилетняя соседка Лали умирает от истощения и побоев своего отца.

Для Жервезы и Купо наступает время платить за квартиру. Жервеза — в долгах и голодает, Купо — пьёт. От голода Жервеза идёт на панель, где совершенно случайно встречает Гуже.

Он приводит её домой, в комнату покойной матери, и кормит. Гуже всё ещё любит её. И она любит его, но уходит.

«Она вспомнила свою давнюю мечту: спокойно работать, всегда иметь хлеб, спать в чистенькой комнатке, хорошо воспитать детей, не знать побоев, умереть в своей постели.

Теперь она не работала, голодала, спала в грязи, дочь ее пошла по рукам, муж бил ее походя.

Оставалось одно — умереть на мостовой, и если бы она нашла в себе мужество выброситься из окна, — это случилось бы сейчас же».

13

Купо в «Западне» напился и умер. С этого дня Жервеза стала часто забываться.

«Так Жервеза протянула несколько месяцев. Она опускалась все ниже, выносила последние унижения и с каждым днем понемногу умирала с голоду. Никто не знал, отчего она умерла.

Истина была в том, что она погибла от нищеты, от грязи и усталости, от невыносимой жизни.

Однажды утром в коридоре распространился дурной запах, и соседи вспомнили, что вот уже два дня не видно Жервезы; когда вошли к ней в каморку, она уже разлагалась».

Жервезу хоронит дядя Базуж со словами: «Послушай… Это я, Веселый Биби, по прозвищу Утешенье дам… Счастливая ты! Бай-бай, красавица!»

Источник: http://Kratkoe-Soderjanie.ru/emil-zolya/zapadnya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector