Краткое содержание рассказов стефана цвейга за 2 минуты

Стефан Цвейг “Амок” (1922)

Краткое содержание рассказов Стефана Цвейга за 2 минуты

Нужно благодарить жизнь, если она тебя сводит с интересными попутчиками. Неважно, что они могут стать причиной дальнейших проблем. Скорее их предназначение – быть источником сильных впечатлений. И когда в непримечательном месте, допустим на палубе корабля.

куда ты вырываешься из душных коридоров, доводится встретить человека, чьё лицо полно страданий, а сам он желает перед тобой исповедоваться, то это как раз тот случай, который нужно пересказать другим людям. Подобная история могла случиться со Стефаном Цвейгом или случилась на самом деле. Ему осталось поделиться ей с читателем.

Были в его жизни душные коридоры, палуба корабля и тот самый незнакомец, в порыве отчаяния поделившийся сокровенным. Есть в истории буря эмоций и тот самый Амок – безудержное безумие.

Главный герой новеллы Цвейга “Амок” – доктор. К нему пришла женщина сделать аборт, а он ей в этом отказал. Ему захотелось большего, нежели платы за услугу. Влюбился ли он в посетительницу? Возможно и так. Он этого не осознавал.

Находясь далеко от дома, устав от местных жителей, он ощущал острую потребность в сородичах. Немудрено при таких обстоятельствах возжелать женщину с белым цветом кожи. И он возжелал. Но стушевался. Женщина ушла. Теперь он будет её искать.

Искать до потери пульса и до последнего издыхания. Это и есть Амок. Читатель может ознакомиться с заметкой, предлагаемой Цвейгом прямо в тексте.

Становится ясным, что выпивший алкоголь малаец может стать неадекватным – он берёт нож и убивает всех на своём пути, словно им овладело безумие. Такого малайца либо убивают, либо тот сам падает, достигнув истощения. И это тоже Амок.

Цвейг не останавливается на поисках женщины, развивая историю дальше. Трудно придти к мнению касательно благоразумия действий доктора. Может он одичал, а может таковым был всегда. Его поступки импульсивны, сам он стремится защитить чью-то поруганную честь, принимая удар на себя.

Он был безумен изначально. Используемый им специфический термин Амок скорее прикрытие собственного дикого нрава. Не мог человек жить в тишине, не давая выхода эмоциям, чтобы единожды некое потрясение сделало его безумным.

При этом он не взял в руки нож и не пошёл убивать, как это делает приводимый им для примера малаец. Его голова всегда оставалась холодной, хотя сердце пылало всё сильнее. Он желал найти. Он искал. Не шёл наугад, а скрупулёзно собирал информацию.

Что касается женщины, то ей суждено послужить причиной для трагического финала, о котором пока не знает ни рассказчик, ни сам Цвейг.

Редкий доктор пойдёт на жертву из-за нерадивого пациента. Оказывается, такие существуют на самом деле, готовые пойти на подлинное безумство, чтобы встать на защиту обратившихся к нему людей. Амок ли становится тому причиной или сказывается длительное воздержание? Как знать.

Чья-то жизнь оказалась сломанной, потянув за собой судьбы других людей. Цвейг всего лишь рассказал историю случайного попутчика. Есть в ней доля правды и доля неправды.

Разве могут быть люди откровенными до конца? Разве могут быть откровенными писатели? Обязательно остаются недоговорённости.

Амок для доктора стал ширмой. Его желания затуманили ему мозг. Он до самого конца не мог себе в этом признаться. И когда реальность стала ужаснее предположений, тогда было поздно виниться в прежних поступках. Доктором овладел тот самый Амок, о котором он говорил до этого. Осталось совершить единственное, чтобы Амок стал тем, чем он является в действительности – либо взять нож, либо упасть.

Дополнительные метки: цвейг амок критика, цвейг амок анализ, цвейг амок отзывы, цвейг амок рецензия, цвейг амок содержание, цвейг амок книга, цвейг новеллы, Stefan Zweig, Amok

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Новеллы
– Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд
– Подвиг Магеллана

Источник: http://trounin.ru/zweig22/

Купить билеты на спектакль Стефан Цвейг. Новеллы – цены | Театр Вахтангова

Дивная сценическая мозаика из недолгих спектаклей на сюжеты произведений знаменитого австрийского новеллиста Стефана Цвейга. Полифонический «квартет» пронзительных историй с неожиданными кульбитами и метаморфозами героев, четыре увлекательных и опасных приключения по потаенным закоулкам человеческой души.

продолжительность — 2 часа

Новеллы Стефана Цвейга сделали имя автора популярным во всём мире. Они поражают драматизмом, увлекают неожиданными сюжетами, заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб.

Со студенческих лет Стефан Цвейг полюбил русскую литературу. Его кумирами были Лев Толстой и Фёдор Достоевский. В конце 1920-х годов в России вышло двенадцатитомное собрание сочинений Стефана Цвейга.

В предисловии к нему Максим Горький писал: «Стефан Цвейг — редкое и счастливое соединение таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника».

Горький особенно высоко оценил новеллистическое мастерство Цвейга, его откровенное исследование переживаний героев.

Книги Цвейга с 20-х годов и по сию пору переводят на многие языки мира. Автору ведомы были бездны жизни, он изучал их как художник и психолог.

Каждый его герой самоценен, его частная жизнь, перепутья и страсти выписаны объёмно, выпукло, подробно. Он мастер малого жанра. Романы ему менее удавались, а новеллы по-своему совершенны, каждая из них закольцована началом и концом.

Это маленькие спектакли, где люди любят, страдают и у каждого своё «приключение души».

Гульназ Балпеисова: «Мир любит сказки со счастливым концом, в которых любовь преображает человека, превращает чудовище в принца, замарашку в принцессу. В крайнем случае, не меняя внешность, любовь помогает разглядеть красоту души. Во имя любви совершаются великие поступки. Великие, да. Но далеко не всегда добрые и светлые. Как насчёт чудовищных деяний во имя любви?

Это не то, о чём сочиняют сказки, не то, что показывают в романтических фильмах. Зато в постановке новеллы «Лепорелла» мы хотим коснуться именно этой темы.

Что происходит с тем, кто влюблён, кто предан беззаветно, для кого любовь стирает все границы и моральные запреты? «… ибо кто же оглядывается на свою тень? Знаешь, что она неизменно и бесшумно идёт за тобой по пятам, иногда забегает вперёд, будто твоё ещё не осознанное желание, но как редко присматриваешься к ней, пытаясь узнать самого себя в этом нелепо искажённом обличье!», — Стефан Цвейг».

Владимир Бельдиян: «Разорённая и нищая Германия в смутное время между двумя мировыми войнами.

Антиквар из Берлина, увидев, что ему больше нечего продавать, отправляется в маленький провинциальный городок, чтобы найти одного старого клиента в надежде выкупить по дешёвке какую-нибудь завалявшуюся реликвию, однако он даже и не подозревает, каким сокровищем обладает тот человек».

Анатолий Шульев: «Художник Фердинанд Р. с женой исполнили мечту всей жизни, купили домик в горах Швейцарии: любимая работа, вдохновляющие пейзажи, лучшее время и место, чтобы творить, растить детей и наслаждаться жизнью.

Но внезапно покинутую ими Родину охватывает жажда крови, духовная эпидемия под названием Первая Мировая война: заболевание начинает захватывать новые территории. «Машина для убийств» требует всё новых жертв. И вот, спустя два месяца после начала войны, Фердинанд Р.

получает повестку: он призван в действующую армию… Что делать? Скрыться, остаться в стороне, не участвовать, спастись или взять в руки оружие, смешаться с толпой, подчиниться и утонуть в крови?».

Хуго Эрикссен: «Шахматная новелла» — последний художественный текст, созданный Цвейгом. Это исполненное отчаяния высказывание о крахе идеалов гуманизма, рассказ о том, как былые ценности Европы уничтожаются грубой силой и воинствующим невежеством.

Читайте также:  Краткое содержание хоссейни бегущий за ветром точный пересказ сюжета за 5 минут

«Золотой век надёжности», как характеризовал его сам Цвейг, сменяется эпохой торжествующего нацизма, по Европе расползается «чёрная чума». Однако автор избегает публицистичности, предпочитает вскрыть проблематику через авантюрный, держащий в напряжении сюжет. А именно — через историю одного шахматного противостояния.

Как говорит главный герой новеллы: «Это довольно запутанная история и может сойти за иллюстрацию к повести о нашей прелестной эпохе. Может быть, вы запасетесь терпением на полчаса?…».

Источник: https://vakhtangova.com/events/stefan_tsvejg_novelly/

Стефан Цвейг: жизнь, творчество и новеллы Цвейга

Имя австрийского писателя и новеллиста Стефана Цвейга известно во всем мире, а словосочетание “новеллы Цвейга” давно уже стало нарицательным. В чем секрет популярности Цвейга? Вероятно в том, что он был безупречнейшим, самобытным и ярким мастером изящной психологической прозы.

Многочисленные новеллы Цвейга отличаются драматичностью и неожиданной кульминацией. А наиболее полно его талант проявился в цикле новелл, раскрывающих перед читателем жизнь человека, полную глубоких переживаний и невероятных эмоциональных порывов. Новеллы Цвейга впечатляют своей динамикой и психологизмом, откровенностью в демонстрации движения человеческой души.

СТЕФАН ЦВЕЙГ родился и вырос в Вене, в состоятельной буржуазной семье, получил прекрасное образование, рано стал известен как писатель.

В тридцать лет его слава перешагнула границы стран немецкого языка и довольно быстро сделала его заметной фигурой европейской и мировой литературы. Вдумчивый и честный художник, Цвейг всем своим творчеством отстаивал гуманистические идеалы.

Но его мировоззрение, отмеченное либерализмом, было ненадежным и хрупким оружием, не способным защитить взгляды писателя от жестокости мира.

В самом начале литературной деятельности Стефан Цвейг пробовал силы в поэзии, драме и романе. Ранние произведения несли на себе отпечаток различных влияний: символизма, импрессионизма.

Но уже и в это время вполне явным становится тяготение Цвейга к реалистической манере письма, наиболее ярко проявившейся в новеллистике раннего периода. В 1914 г. Цвейг сблизился с Роменом Ролланом, с которым его объединяла антимилитаристская позиция. В 1919 г.

Цвейг присоединился к литературной группе “Кларте”, поддерживавшей молодую Советскую республику. Выступая в защиту мировой культуры от зарождавшегося фашизма, Цвейг в 20-х гг. начал писать биографические очерки, в основном о великих людях прошлого. Эти работы в 1920-1928 гг.

он объединил под общим названием “Строители мира”. После того как фашистская Германия оккупировала Австрию, Цвейг в 1938 г. эмигрировал сначала в Англию, потом в Южную Америку, где покончил жизнь самоубийством.

Подвиг Магеллана (Magellan. Der Mann und seine Tat. 1938)

– книга, описывающая эпоху великих географических открытий, принадлежит к числу лучших произведений Стефана Цвейга.

Действие ее развертывается в то время, когда Португалия становится морской державой и выдвигает на мировую арену великих людей.

В центре повествования – Магеллан, человек огромной воли, дерзновения и мужества, совершивший невероятное по трудности плавание. Цельный и яркий образ Магеллана – одна из самых больших творческих удач Цвейга.

Нетерпение сердца (Ungeduld des Herzens. 1939)

– роман, действие которого относится к кануну войны 1914 г. Лейтенант Гофмиллер стоит со своим полком в гарнизонном городке в Венгрии. Томясь от скуки, он с радостью принимает приглашение помещика Кекескалва пожаловать к нему на сельский бал. Здесь он знакомится с дочерью хозяина дома.

Эта богатая девушка страдает жестоким недугом: она парализована. Неожиданное внимание молодого офицера производит необыкновенное впечатление на больную. Она страстно влюбляется в него и открывает ему свое чувство. У Гофмиллера не хватает мужества отвергнуть ее любовь, и в замке празднуют помолвку.

Однако Гофмиллер не может преодолеть ужаса от мысли, что ему придется жениться на калеке, стать посмешищем в глазах сослуживцев. Он потихоньку переводится в другой полк и внезапно исчезает из дома невесты. Обманутая девушка кончает жизнь самоубийством.

Во время войны мучимый раскаянием Гофмиллер выказывает особую храбрость и ищет смерти в бою.

Новеллы

– один из любимых жанров писателя. Внешние события служат в новеллах лишь поводом или толчком для развития или поворота психологической интриги. Творческий почерк Цвейга-новеллиста оформился в начале 20-х гг.

Сюжетное напряжение новелл определяется не динамикой действия, а умелой передачей душевных движений героев, тонким и точным анализом их внутреннего состояния. Многие новеллы построены на изображении психологического конфликта, нагнетаемого постепенно и с большим мастерством.

Так, в новелле “Незримая коллекция” Цвейг рассказывает об инвалиде, потерявшем зрение на войне. В течение нескольких десятилетий слепой занимается коллекционированием старинных рисунков и гравюр и составляет поистине бесценное собрание.

Однажды к нему заходит крупный антиквар, и слепой с гордостью показывает ему свою коллекцию, не подозревая, что он демонстрирует потрясенному посетителю совершенно чистые листы. Он и не знает, что его дочь и жена давным-давно, еще в годы инфляции, продали все его роскошные оригиналы и что только таким образом им удалось не умереть с голоду.

В новелле “Амок” Стефан Цвейг показал гибель женщины, запутавшейся в сети лжи, предрассудков и обмана. Из-за боязни скандала и “позора” женщина эта вверяется невеждам и шарлатанам и погибает.

В “Письме незнакомки” Цвейг рассказывает о чистой и прекрасной женщине, всю жизнь преданно и самоотверженно любившей черствого себялюбца, который так и не понял, что он прошел, как слепой, мимо великого чувства.

Одна из лучших новелл Цвейга – “Эпизод на Женевском озере” – раскрывает трагедию русского военнопленного, который, убедившись, что ему не дадут вернуться на родину, покончил с собой.

Звездные часы человечества (Sternstunden der Menschheit. 1928)

– сборник рассказов. В двенадцати исторических миниатюрах Цвейг использует наиболее значительные эпизоды из новейшей истории, названные им “звездными часами” человечества. Первая новелла сборника – “Миг Ватерлоо” – раскрывает трагедию маршала Груши.

Согласно распоряжению Наполеона он должен был преследовать по пятам разбитую прусскую армию, но, потеряв из виду врага и разыскивая его, опоздал на поле битвы. Между тем именно его участие в бою должно было решить исход сражения. Не получив вовремя помощи, армия Наполеона была разбита. Звездный час Наполеона миновал.

В новелле “Мариенбадская элегия” рассказывается о звездном часе Гете, о рождении удивительного стихотворения, в котором гениальный поэт выразил скорбь и величие своей последней любви. В “Открытии Эльдорадо” изображена трагическая судьба генерала Зуттера, первым из европейцев вступившего на землю Калифорнии и ставшего жертвой золотой лихорадки.

Из сильного и смелого человека Зуттер превратился в жалкого безумного нищего. В миниатюре “Героическое мгновение” Цвейг запечатлел образ Достоевского в те минуты, когда тот ждал казни. Заключительная новелла посвящена покорению Южного полюса.

Преодолев путем нечеловеческих усилий стоявшие на пути препятствия, капитан Скотт и его спутники достигают 18 января 1912 г. Южного полюса. Здесь они убеждаются в том, что их опередил Амундсен. Они погибают на обратном пути, уже не в состоянии бороться со стихией.

Это тоже звездный час человечества, час, который послужит великим примером для грядущих поколений. Исторические миниатюры Цвейга совершенны по композиции, стилю и языку.

Одни из этих миниатюр он облекает в форму эпического рассказа, написанного прозрачной прозой, другие строит как драматические сцены или излагает в стихах.

Читайте также:  Краткое содержание пиранделло шесть персонажей в поисках автора точный пересказ сюжета за 5 минут

Наиболее знаменитые новеллы Цвейга

Среди новелл Цвейга, благодаря которым он прославился на весь мир, можно назвать следующие: “Шахматная новелла”, законченная мастером в 1941 году, новелла раннего периода “Амок” (была создана в 1922 году), новелла “Мендель-букинист” (год написания – 1929), “Смятение чувств” (новелла 1927 года), “Письмо незнакомки” (написанная в 1922 году), “24 часа из жизни женщины” (1927 год). По мотивам последних трех новелл Цвейга были сняты одноименные фильмы, которые, собственно, и познакомили широкую публику с таким явлением, как “новеллы Цвейга”. Не все из этих фильмов были удачны и точны в передаче того, что хотел изобразить в новеллах Цвейг, однако их роль для

Распространения творчества Цвейга по всему миру очень велика, ведь они, по сути, стали ценнейшим видеоматериалом к книгам писателя. И, как и сборники новелл Цвейга, фильмы по его произведениям впечатляют своей драматичностью, нетривиальными сюжетами, переплетениями человеческих судеб.

Утверждая слабость и беззащитность человека перед миром и его роком, в своих новеллах, Цвейг, тем не менее, до последнего верит в Человека с большой буквы и в то, что он способен если не на чудеса, то, как минимум, на подвиги, ради высоких целей и благих устремлений.

Особенности новелл Цвейга

Особенность новелл Цвейга, его новаторство в этом виде искусства, заключается в том, что он создал уникальную модель произведения малого жанра. Новеллы Цвейга качественно отличались от того, что создавали мастера-новеллисты до него. Каждое цвейговское произведение – это путешествие, это бесконечная дорога, по которой движутся его герои.

И в новеллах Цвейга, как раз, описывается то, что переживают герои на своем пути, в ходе своего путешествия. При этом, ключевое событие, основной момент каждой из новелл Цвейга происходит молниеносно быстро, ярко и отчетливо, так, что герои не всегда могут сообразить, что именно произошло и как следует поступить в сложившейся ситуации.

Этот момент и есть для них тот самый пресловутый момент истины – час, когда происходит испытание личности, проверяются ее качества, ценности и моральные принципы. В итоге – каждая новелла Цвейга содержит своеобразную кульминацию, выраженную в виде монолога главного героя произведения.

В этом монологе, зачастую сбивчивом, аффективном и нестройном, герой раскрывается полностью, демонстрируя истинного себя, без масок и притворств.

Новеллы Цвейга представляют собой своего рода конспекты романов. Когда писатель пытался развернуть отдельное событие в пространственное повествование, то его романы превращались в длинные и многословные новеллы. Поэтому романы на основе событий современной жизни Цвейгу в принципе не удавались.

К счастью, писатель это прекрасно понимал и к жанру романа обращался редко. Тем более, что именно новеллы Цвейга всегда вызывали бурный интерес со стороны читателей.

Зато Цвейга весьма интересовали исторические документы и автобиографические произведения, на основе которых он писал работы на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания таких выдающихся личностей, как Магеллан, Мария Стюарт, Эразм Роттердамский, Бальзак и т. д.

Но, тем не менее, из всех видов литературы, в которых работал писатель, именно новеллы Цвейга считаются не только классикой мировой литературы, но и “лучшим из лучшего”, созданного в рамках данного жанра.

Герои новелл Цвейга

Люди в новеллах Цвейга существуют, подобно замкнутым, сталкивающимся лишь по воле случая монадам; разобщенные, они почти не знают душевной близости. Каждый из них скрывает свои внутренние переживания, словно тайну, и только эгоистическая сторона их душ раскрывается с легкостью, внося в отношения людей обман и расчет.

Но, рисуемая в новеллах Цвейга, печальная картина современного мира, все же не отвергается писателем: он верит, что страдание может быть преодолено милосердием человека к человеку и добро в конце концов восторжествует.

Мысль о благе милосердия и всепрощения проходила и через трагедию “Терсит” и через наиболее известную из новелл Цвейга под названием “Страх”, в которой данная идея является главным внутренним мотивом, побудившим писателя смягчить остроту конфликта между неверной супругой и ее благородным мужем, великодушно прощающим жене ее измену.

Новеллы Цвейга глубоко гуманистичны, психологичны и философичны. В них писатель провозглашает нерушимую веру в истинную человеческую природу – природу Божественную и Прекрасную.

Источник: http://dp-adilet.kz/stefan-cvejg-zhizn-tvorchestvo-i-novelly-cvejga/

3 знаменитые экранизации произведений Стефана Цвейга

23 февраля газеты всего мира вышли с сенсационным заголовком на первой полосе: “Знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг и его жена Шарлотта покончили с собой в пригороде Рио-де-Жанейро”.

Под заголовком помещалась фотография, больше похожая на кадр из голливудской мелодрамы – мёртвые супруги в постели. Лицо Цвейга умиротворенно-спокойно.

Лотта трогательно положила голову на плечо мужа и нежно сжимает его руку в своей.

В то время в Европе бушевала человеческая бойня, ежедневно уносившая сотни и тысячи жизней, и это сообщение не могло долго оставаться сенсацией. Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, что явилось причиной такого решения писателя. Ни творческого кризиса.

Ни финансовых затруднений. Ни смертельной болезни. Ни проблем в личной жизни. Цвейг был самым успешным немецким писателем. Его произведения издавались во всем мире, переводились на десятки языков. По меркам тогдашней писательской среды он считался мультимиллионером.

Несмотря на то, что с середины 30-х годов германский книжный рынок оказался для него закрыт, оставались американские издатели.

Одному из них Цвейг за день до смерти отправил два последних своих произведения: “Шахматную новеллу” и книгу мемуаров “Вчерашний мир”.

Одно из объяснений этому поступку дал Эрих Мария Ремарк в своём романе “Тени в раю”: “Люди, не имевшие корней, были чрезвычайно нестойки – в их жизни случай играл решающую роль.

Если бы в тот вечер в Бразилии, когда Стефан Цвейг и его жена покончили жизнь самоубийством, они могли бы излить кому-нибудь душу, хотя бы по телефону, несчастья, возможно, не произошло бы.

Но Цвейг оказался на чужбине среди чужих людей”.

Стефан Цвейг родился 28 ноября 1881 года в Вене в семье богатого еврейского негоцианта, владевшего текстильной мануфактурой. Окончив Венский университет, он отправился в Лондон, затем в Париж, путешествовал по Италии и Испании, побывал в Индии, Индокитае, США, Кубе, Панаме. Состояние родителей позволило ему без затруднений издать первую книгу “Серебряные струны” (1901).

“Возможно, прежде я был слишком избалован”, – признался Стефан Цвейг в конце жизни. И это правда. Долгие годы ему баснословно везло. Помимо того, что он родился в богатой семье и не знал никаких лишений, его путь как писателя, благодаря рано выявившемуся литературному таланту определился как бы сам собой.

Читайте также:  Краткое содержание мёрдок чёрный принц точный пересказ сюжета за 5 минут

Под рукой всегда оказывались редакторы, издатели, готовые его печатать.

Поэтический сборник “Серебряные струны” похвалил сам Райнер Мария Рильке, Рихард Штраус испросил разрешения переложить на музыку шесть стихотворений из него, а редактор самой солидной австрийской газеты Neue Freie Presse Теодор Герцль (будущий основатель сионизма) взял его статьи для публикации.

Но настоящую славу Цвейгу принесли новеллы и “романизированные биографии”: “Амок” (1922), “Смятение чувств” (1927), “Мендель-букинист” (1929), а также цикл исторических новелл “Звёздные часы человечества” (1927). Эти произведения сделали имя автора популярным во всём мире.

Цвейг создал и детально разработал свою собственную модель новеллы, отличную от произведений общепризнанных мастеров короткого жанра. События большинства его историй происходят во время путешествий. Всё, что случается с героями, подстерегает их в пути, во время коротких остановок.

Драмы разыгрываются в считанные часы, сердцевиной каждого рассказа становится монолог, который герой произносит в состоянии аффекта.

Что касается его исторических произведений – он их писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания Фернана Магеллана, Марии Стюарт, Эразма Роттердамского, Жозефа Фуше, Оноре де Бальзака, Марии Антуанетты.

Писатель виртуозно работал с документами, всегда обнаруживая психологическую подоплеку. Это, прежде всего относится к таким произведениям, как “Три певца своей жизни” (Казанова, Стендаль, Толстой) и “Борьба с демоном” (Гёльдерлин, Клейст, Ницше).

В 1928 году Цвейг приехал в СССР на торжества по случаю столетия со дня рождения Льва Толстого. Его отношение к Стране Советов можно было тогда охарактеризовать как доброжелательно-критическое любопытство. В конце 20-х годов в СССР стало выходить собрание сочинений Цвейга.

Предисловие к этому двенадцатитомному изданию написал Максим Горький. “Стефан Цвейг – редкое и счастливое соединение таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника”. Сам Цвейг весьма скептически оценивал будущее Страны Советов, с годами этот скептицизм нарастал.

Писатель категорически не принимал идею диктатуры пролетариата, которая узаконивала любые акты насилия и террора.

В конце 30-х годов разрушился его устоявшийся мир, этому посвящена его заключительная мемуарная книга “Вчерашний мир”: прежний мир исчез, а в настоящем мире он всюду чувствовал себя чужим. Последние его годы – годы скитаний. Он бежит из Зальцбурга, избирая временным местом жительства Лондон (1935). Но и в Англии он не чувствовал себя защищенным.

Он отправился в Латинскую Америку (1940), затем переехал в США (1941), но вскоре решил поселиться в небольшом бразильском городе Петрополис, здесь неподалеку от Рио-де-Жанейро прошли два последних года его жизни. Здесь он пережил тяжёлый духовный кризис, связанный с оккупацией нацистами Европы.

Нацисты отобрали у него не только дом, но и саму веру в торжество гуманизма.

“Это был, – писал много лет спустя австрийский писатель Ф.

Верфель, – мир либерального оптимизма, который с суеверной наивностью верил в самодовлеющую ценность человека, а по существу, в самодовлеющую ценность крохотного образованного слоя буржуазии, в его священные права, вечность его существования, в его прямолинейный прогресс.

Установившийся порядок вещей казался ему защищенным и огражденным системой тысячи предосторожностей. Этот гуманистический оптимизм был религией Стефана Цвейга… Ему были ведомы и бездны жизни, он приближался к ним как художник и психолог.

Но над ним сияло безоблачное небо его юности, которому он поклонялся, небо литературы, искусства, единственное небо, которое ценил и знал либеральный оптимизм. Очевидно, помрачение этого духовного неба было для Цвейга ударом, который он не смог перенести…”

“Вечерняя Москва” предлагает вам вспомнить самые известные экранизации произведений Стефана Цвейга.

“Письмо незнакомки” (Letter from an Unknown Woman, 1948), режиссёр – Макс Офюльс

И фильм, и новелла начинаются с того, что успешный пианист Штефан Бранд получает письмо от незнакомой женщины (Джоан Фонтейн). Во время чтения письма он узнаёт о том, что она всю свою жизнь любила только его – в письме описываются все случаи, когда их жизненные пути пересекались.

Впервые она встретила его в возрасте 13 лет, когда он заехал в соседнюю квартиру. Два года она жила с ним в одном доме, потом её семья переехала и два года она жила в другом городе, страдая от невозможности видеть его. После этого героиня вернулась в Вену, где могла вновь украдкой видеть возлюбленного.

Через год у них случается короткий «роман длиной в три дня», но герой не узнал в ней девочку-соседку, героиня забеременела. Через 11 лет у них случился очередной «роман» и опять герой её не узнал. Ещё через год умер ребёнок и, страдая от жара болезни, она написала главное письмо в своей жизни. Его и читает герой.

“Письмо незнакомки” – наиярчайший пример послевоенного фильма, в котором ужасы разрушенной войной Европы противопоставляются идиллическому существованию европейских столиц в конце XIX века.

В 1992 году картина была внесена в Национальный реестр фильмов, хранящихся в Библиотеке Конгресса США, как произведение высокого культурно-исторического и эстетического значения.

22:15 21 февраля 2014

Трейлер фильма “Письмо незнакомки” (1948, на английском языке)

“Смятение чувств” (La confusion des sentiments, 1979), режиссёр – Этьен Перье

Юноша по имени Роланд приезжает в провинциальный немецкий городок, чтобы учиться в местном университете. Он знакомится с профессором филологии (Мишель Пикколи), который читает увлекательные лекции про Шекспира и литературу того времени.

Профессор проникается симпатией к юноше и даже предлагает ему снять одну из комнат в доме, где живёт. Роланд соглашается и увлечённо берётся за учёбу, но какая-то тайна окружает профессора и его семью.

Этот человек ведёт себя странно: он почти не разговаривает с женой, а иногда неожиданно пропадает на несколько дней, срывая лекции.

Его отношение к юному студенту тоже можно назвать странным: он то “приближает” Роланда к себе, будто уже готов посвятить его во все свои тайны, то отталкивает его так же неожиданно, как к себе приблизил. Эти метаморфозы так мучают Роланда, что он едва не доводит себя до нервного срыва.

И вот однажды жена профессора, которую Роланд привлекает не только духовно, рассказывает о тайне своего мужа… “Смятение чувств” является несколько упрощённой версией новеллы Цвейга. Возможно, это связано с тем, что на экран было трудно перенести все переживания и эмоции героев, которые так богато и ярко описаны в книге.

“Двадцать четыре часа из жизни женщины” (24 heures de la vie d'une femme, 2002), режиссёр – Лоран Буник

Действие фильма разворачивается в начале ХХ века на европейском курорте для состоятельных людей. После скверной ссоры в казино юная Оливия убегает от своего приятеля в компании отставного дипломата Луи.

Найдя приют в его гостиничном номере, девушка замечает, что её спаситель охвачен беспокойством и каким-то странным волнением.

Будто угадав её мысли, Луи рассказывает Оливии удивительную историю женщины, пережившей за 24 часа роман всей своей жизни.

22:15 21 февраля 2014

Источник: https://vm.ru/news/2014/02/21/3-znamenitie-ekranizatsii-proizvedenij-stefana-tsvejga-236523.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector