Краткое содержание рассказов валентина пикуля за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Валентина Пикуля

Краткое содержание рассказов Валентина Пикуля за 2 минуты

  • Каторга
  • Мальчики с бантиками
  • Нечистая сила
  • Фаворит
  • Честь имею

Все произведения популярного писателя советской литературы Валентина Саввича Пикуля в той или иной мере связаны с историей Российского Государства.

Начиная с первого большого произведения 1954 года «Океанский патруль», автор остался навсегда предан выбранной теме. Ярко и увлекательно В. Пикуль рассказывал в своих книгах о различных эпохах в истории России, часто на фоне исторических событий погружая читателя в жизнь персонажа.

Реже — вымышленного, порой — реально существовавшего или собирательного. Но всегда — интересного и с драматической судьбой.

Если взять весь массив творческого наследия автора, то в нем отражены разные эпизоды  ХVIII, XIX и XXго веков.

Об истории XVIII-го века повествуют романы: «Пером и Шпагой» (1972) события войны с Пруссией, «Слово и Дело» (1975), «Фаворит» (1984) о временах Екатерины II и ряд исторических миниатюр. Событиям века XIX-го посвящены: «Баязет»(1961), «Битва Железных канцлеров» (1977).

Особенно следует выделить «Баязет» – второе большое произведение писателя, роман о героической обороне крепости русско-турецкую войну. Очень эмоциональное и искреннее!

Двадцатому веку посвящены романы: «Богатство» (1977) — о событиях на Камчатке в начале века, «Нечистая сила»(1979) — о роли Григория Распутина в крахе российской монархии, «Честь Имею»(1986)- о русской контрразведке, «Каторга»(1987) — об обороне острова Сахалин в русско-японскую войну.

Особое значение сам писатель придавал серии произведений о военно-морском флоте России.

Романы: «Моонзунд» (1970) — о сражениях за Балтику в Первую мировую войну, «Три возраста Окини — Сан» (1981) — история жизни офицера русского флота, «Крейсера» (1985) события русско-японской войны на море.

Все произведения проникнуты симпатией и романтикой, хоть порой в драматической и, даже трагической, обстановке.

Много внимания В. Пикуль уделил и теме Великой Отечественной Войны, начиная с первого произведения. Большую популярность и признание получил роман – хроника «Реквием каравану PQ-17»(1970). К сожалению, творческий путь писателя оборвала скоропостижная кончина и не позволила реализовать масштабный проект «Барбаросса».

Не смотря на стремительно бегущее время, творчество Валентина Пикуля остается акту-альным и востребованным, благодаря талантливому повествованию, закрученной интриге и запоминающимся героям!

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/pikul

Книга Моонзунд. Содержание – Валентин Пикуль Моонзунд

И поныне, читатель, корабли редко заходят в Моонзунд; ищущим простора и глубины, им нечего делать на этих сумрачных плесах, которые сжаты дюнами осыпающихся в море призрачных островов.

Не знаю, как сейчас, а раньше еще можно было через толщу вод разглядеть смутные очертания кораблей, навеки опочивших в глубине. Смерть застала их здесь, и они доблестно погибли во славу Грядущего – ради нашего дня, читатель…

В этом романе некоторые исторические имена я сознательно заменил вымышленными. Некоторые же оставил в их точной исторической достоверности.

До победы при Моонзунде нам, читатель, еще далеко.

Сначала мы изведаем всю горечь поражения в Ирбенах.

Я нарочно помянул одни мелочи. Микроскопическая анатомия легче дает понять о разложении ткани…

А. Герцен. Былое и думы

Перелистай журналы тех лет – и ничего страшного, опасного для родины не обнаружишь. Казалось, что этот мир нерушим…

Царский адъютант Воейков, как и раньше, рекламировал углекислую «Куваку» из собственных минеральных источников. Кшесинская крутила 32 fouette перед ранеными в госпитале своего имени (на 20 кроватей).

По Невскому неслись огненные рысаки, взрывая комья пушистого снега, а в витрине у Елисеева лежала свежая клубника.

Последним капризом моды стало дамское манто из шкур леопардов – и дорого и жутко…

Жизнь была чертовски хороша!

Ресторан «Астория» под управлением элегантного Луи Террье обещал в скором времени стать связующим центром русско-французского альянса.

Академия художеств «снизошла» и до футуристов, предоставив им свои залы для размещения новейших шедевров, составленных из колечек колбасы, коробок от пудры и собачьих хвостов, отрубленных у бродячих шавок.

Иван Степашкин недавно выставил свою обнаженную «Фрину перед судилищем», явно стащив идею картины у покойного Семирадского…

Нет, в мире ничего страшного не произошло!

Трансатлантическую линию по-прежнему обслуживали быстроходные левиафаны «Царь» и «Царица», каждые 12 дней выходящие в Нью-Йорк из Архангельска. А торговый дом «Обюссон» – по традиции – приобретал у петербуржцев старинную мебель, ковры и посуду.

Графиня Лаваль распродавала в Петербурге (ставшем теперь Петроградом) участки унаследованной земли и парки. Рубинштейны, Манусы, Симановичи охотно скупали барские особняки, платя за них миллионы.

На манеже цирка «Модерн» собачки Дурова обписывали столбик, на котором было начертано: «Берлинъ».

Н. Евреинов выпустил скандальную книгу – «Театр для себя».

Рысистые бега работали. Конкуры продолжались.

Танго уже танцевали, хотя танец этот и не считался приличным. Среди красавиц особо ценились женщины стиля «вамп» – с гладкой прической, закрывающей уши, с длинными шеями холеных гусынь, с громадными ртами, способными чувственно укусить мужчину сразу за кошелек.

Продажа спиртного была запрещена, но в ресторанах умудрялись загримировывать водку под чай и подавали ее в чайниках. Процветало искусство мелодекламации, много печатался Николай Агнивцев:

Длинна, как мост, черна, как вакса,

идет, покачиваясь, такса,

за ней шагает, хмур и строг,

законный муж ее – бульдог!

«В современной культуре, – писали тогда, – немало грубейших парадоксов. Главный из них – война. Но оставим сегодня войну. Я хочу сказать совсем о другом…»

Табачная фабрика Асмолова рекомендовала русским дамам курить только папиросы «Эклер». Между прочим, вышел в русском переводе роман Г. Манна «Верноподданный», совсем не замеченный публикой.

А на смену знаменитой Лине Кавальери приходила новая вампирша – Вивина Мадзарино, но до России она еще не добралась, и потому русские генерал-адъютанты пока не знали, каков на нее прейскурант… Разве что-нибудь изменилось? Нет! Мир этот нерушим. Однако…

* * *

Россия уже выбросила на врага все арсенальные запасы и теперь вступила в новую кампанию почти безоружной. Теперь уже никто, ни Германия, ни Антанта, не рассчитывал покончить с войной одним крепким ударом.

Война превращалась в затяжное испытание экономики, сырья, выдержки, нервов.

Союзники почти сознательно обрекали Россию на разгром, и русский Ванька кровью оплакивал «чудо на Марне», в грязи болот под Сольдау он спасал от кайзера Париж…

В 1915 году Германия всю мощь своей военной машины, лязгающей сцеплениями концернов и синдикатов, запустила исключительно против одной России. «Пора уже, – говорил кайзер, – всех славян поставить на колени в зловонную лужу позора, чтобы заставить их уважать высокий германский дух!..

» Ломая настилы льда, рушились кони в трясины Мазурских болот, жалобным ржаньем заглушая стоны людей. А вдали от Пруссии, в предгорьях Карпат, свершалась вторая трагедия великой и славной армии.

Там командиры батарей давали расписку в том, что не истратят в день более двух снарядов на каждое орудие…

– Превосходно! – ликовал «железный» маршал Маккензен. – Мы дадим на стволы наших пушек по 80 выстрелов и устроим русским кровавую баню. Наконец, у нас в арсеналах в изобилии имеется еще и то, чего русские не знают… минометы! огнеметы! газы!

Россия устала от войны раньше союзников. И не только от жертв, – от распутинских министров, от стариков генералов, которые к новым условиям войны применяли музейные приемы тактики. Увы, времена Скобелева, вылетавшего на белом коне впереди марширующих в дыму колонн, давно уже кончились. Буржуазная наука войны переживала период острого климакса.

Штабная мысль и дальше, вплоть до 1917 года, будет метаться над картами как угорелая в поисках новых путей к победе и… не сыщет их! Масштабы прежних представлений о войне тоже оказались резко смещены.

Россия только пленными уже потеряла 2 миллиона человек; одних лишь дезертиров она имела армию, способную удерживать собою целый фронт… Русский народ еще в 1915 году ощутил себя на краю пропасти.

* * *

Лед, лед… всюду лед. До весны вмерзли дредноуты на рейдах Гельсингфорса – за частоколами скал и рифов, за постами неусыпной брандвахты. Из Петербурга гудит над Балтикой могучая королева эфира – радиостанция «Новая Голландия»…

На флагманском крейсере «Рюрик» заканчивался обед. Вице-адмирал фон Эссен рывком поднялся из-за стола. Обед, сытный и спокойный, не привел его в состояние благодушия. Даже три бокала мадеры (почти горячей) не подействовали. Следом за командующим флотом поднялись его флаг-офицеры – Колчак и Ренгартен.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов набокова за 2 минуты

– Прошу в салон, господа, – велел им Эссен, продолжая на трапе прерванный за столом разговор. – С началом войны мы призвали из запаса рабочих, хотя и знали, что они принесут на флот бациллу большевизма.

Устранить же с кораблей этот опасный элемент мы не в состоянии, ибо хлеборобы флоту не нужны – серое быдло покорно, зато и неразвито.

А современная техника нуждается исключительно в грамотных матросах…

Массивная броняжка двери, закрашенная под слоновую кость, без скрипа пропустила за адмиралом его флаг-офицеров. Фон Эссен по-домашнему скинул тесные ботинки, нацепил плетенные из камыша шлепанцы. Толстый, как бомба, кастрированный котище ходил вокруг адмирала, избалованно требуя к себе хозяйского внимания.

Эссен пасмурно глянул на карту Балтики.

– Александр Васильич, – спросил он Колчака, – а не принять ли вам от Трухачева славную Минную дивизию и навести порядок в водах близ берегов моей праматери – Швеции?

Капитан I ранга Колчак незримо подтянулся, ответив:

– Боюсь, мое назначение обидит старых заслуженных адмиралов. У меня и без того хватает завистников, считающих меня карьеристом.

1

Источник: https://www.booklot.ru/genre/proza/istoricheskaya-proza/book/moonzund/content/3154689-valentin-pikul-moonzund/

Кому посвящён роман Валентина Пикуля «Фаворит»?

Произведения Валентина Пикуля с иллюстрациями из архива писателя — Фаворит (Книга 1) ModernLib.Ru / История / Пикуль Валентин Саввич / Фаворит (Книга 1) — Чтение (Ознакомительный отрывок) (Весь текст) Автор: Пикуль Валентин Саввич Жанр: История Серия: Произведения Валентина Пикуля с иллюстрациями из архива писателя  

Смотреть другие ответы по этой игре:Вопрос: Какой артист сыграл роль Вожеватова в фильме Эльдара Рязанова Жестокий романс?Вопрос: У кого из советских актеров было прозвище Закадрович?Вопрос: Кто сыграл кардинала Ришелье в экранизации романа Три мушкетёра режиссёра Юнгвальд-Хилькевича?Вопрос: С кем сравнивает себя Маяковский в стихотворении Россия?Вопрос: Для какого певческого голоса написана партия Германа в опере Пиковая дама? /.mso-page-only—> Оставьте комментарий!

Подробнее: 100500otvetov.ru

Исторические романы, древний мир Ув. сообщники, посоветуйте, пожалуйста, понравившиеся вам исторические романы о древней Греции (Мэри Рено и Прессфилд читаны), о древнем Риме (Маккалоу «Владыки Рима» в процессе чтения, «Камо Грядеши» Сенкевича на очереди), Ассирии, Шумере и Вавилоне, всякие-разные Хеттские …

Подробнее: www.ljpoisk.ru

«Фаворит» — исторический роман Валентина Пикуля. В нем излагается хроника времен Екатерины II. Роман состоит из двух томов: первый том — «Его императрица», второй — «Его Таврида».

В романе отражены важнейшие события отечественной истории второй половины XVIII века. В центре повествования — образ фаворита императрицы Екатерины II Алексеевны, полководца Григория Потемкина.

Немало страниц романа посвящено также другим крупным историческим личностям того времени.

Валентин Пикуль славиться своими историческими романами, в которых детально описаны черты характера и деяния великих людей. В его книжка мы знакомимся с историческими личностями с другой стороны, узнаем их недостатки и достоинства, мечты и суждения, привычки и повадки.

Подробнее: svekruhaod.com.ua

Роман «Фаворит» был написан Валентином Пикулем. В произведении описываются времена, когда правила Екатерина Вторая.

Роман разделен на два тома, в первом описывается все, что касается императрицы, а во втором — о Тавриде. Восемнадцатый век — насыщенный период, в котором существовали многие знаменитые люди.

  Именно о событиях этого века ведет повествование автор: описываются войны с Турцией, разгром Крымского ханства, заполучение выхода к Черному и Азовскому морю.

роман «Фаворит» — многоплановое произведение, в котором поднят огромный пласт исторической действительности, дано широкое полотно жизни России второй половины XVIII века.

Автор изображает эпоху через призму действий главного героя — светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, фаворита Екатерины II; человека сложного, во многом противоречивого, но, безусловно, талантливого и умного, решительно вторгавшегося в государственные дела и видевшего свой долг в служении России.

Пушкин предрекал: «…имя странного Потемкина будет отмечено рукою истории», а Герцен позже писал, что «историю Екатерины Великой нельзя читать при дамах».

Имена этих людей, спаянные единой страстью и ненавистью, общими викториями и поражениями, нерасторжимы в давности русской.

Потемкин никогда не стал бы «князем Таврическим», если бы его миновала любовь Екатерины, но и она не рискнула бы титуловаться «Великой», если б ее не окружали русские люди, подобные Потемкину!

Подробнее: online-knigi.com

  Царствование Екатерины Великой всегда было интересно ее потомкам. Неординарная личность, и к тому же женщина, было чем заинтересоваться. Не меньший интерес вызывал ее фаворит князь Потемкин. О судьбе двух этих выдающихся людей рассказывает роман «Фаворит» Валентина Пикуля.

Подробнее: www.ote4estvo.ru

Сталинград – это не просто город на Волге , символ нашей Победы. Это еще и главный военно-политический фактор Второй мировой войны; его влияние сказалось на всем ходе истории человечества.

Героической и трагической Сталинградской битве посвящен роман-размышление «Барбаросса» – первый том последней, незавершенной дилогии «Площадь Павших борцов» Валентина Пикуля. Написать второй том автор не успел – здоровье оказалось подорванным многолетней работой на износ.

Валентин Саввич честно признавался, что не считает себя вправе приглашать читателей…

Подробнее: booksbunker.

com

Валентин Саввич Пикуль (13 июля 1928, Ленинград — 16 июля 1990, Рига) — советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику.

Валентин Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. Иногда местом его рождения ошибочно указывают посёлок городского типа Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не сам Пикуль, а его отец.

Подробнее: stuki-druki.com

Роман «Фаворит» – многоплановое произведение, в котором поднят огромный пласт исторической действительности, дано широкое полотно жизни России второй половины XVIII века.

Автор изображает эпоху через призму Действий главного героя – светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, фаворита Екатерины II; человека сложного, во многом противоречивого, но, безусловно, талантливого и умного, решительно вторгавшегося в государственные дела и видевшего свой долг в служении России.

Фаворит — исторический роман Валентина Пикуля. В нем излагается хроника времен Екатерины II. Роман состоит из двух томов: первый том — «Его императрица», второй — «Его Таврида».

В романе отражены важнейшие события отечественной истории второй половины XVIII века. В центре повествования — образ фаворита императрицы Екатерины II Алексеевны, полководца Григория Потемкина.

Немало страниц романа посвящено также другим крупным историческим личностям того времени.

Подробнее: dic.academic.ruЕще по теме: Украина последние новости

Источник: http://www.chsvu.ru/komu-posvyashhyon-roman-valentina-pikulya-favorit/

Валентин Пикуль «Крейсера»

Валентин Пикуль признан мастером исторического романа не только в России, у себя на родине, но и во всем мире. Его книги поражают динамичным и насыщенным сюжетом, любовным вниманием к каждой детали, натуралистично прописанными героями и, конечно же, исторической достоверностью. Ее автор достигает кропотливым изучением архивов.

Из жизни писателя

Валентин Пикуль родился в 1928 году в Ленинграде. Отец писателя, простой рабочий, в свое время служил на флоте, на миноноцсе «Фридрих Энгельс». Отсюда растет корнями любовь писателя не просто к историческому роману, а именно к военно-морской тематике. О море он пишет не только достоверно, но и с огромным чувством.

Отец писателя пропал без вести во время Сталинградской битвы. А молодой вдове с сыном Валей пришлось пережить первую жуткую блокадную зиму в Ленинграде. Ребенок войны, мальчик навсегда запомнил происходящее и очень достоверно воспроизводил его в своем творчестве. В последствии Пикуль стал ярым антимилитаристом.

Писатель участвовал в Отечественной войне, служил на Северном флоте на миноносце «Грозный». После многих лет творчества Пикуль переехал в Ригу. За это его осуждали коллеги и простые читатели. А после издания одиозного романа «Нечистая сила» за Валентином Пикулем был установлен негласный надзор, а недоброжелатели даже избивали его.

Краткое содержание романа «Крейсера»

Стоит отметить, что произведения Пикуля считаются одними из наиболее популярных во всем СНГ, уже издано около 20 млн. книг. Среди них наиболее известными стали такие романы:

Аудиокнига «Крейсера», которую вы можете слушать онлайн на нашем сайте,  повествует о бурных событиях в Российской империи начала ХХ века. В 1904—1905 годах эта огромная страна ввязалась в войну с ничтожно маленькой Японией, которая оказалась непобедимой. Огромное количество боев было проведено на море. Именно поэтому тема заинтересовала Пикуля.

Читайте также:  Краткое содержание зощенко история болезни точный пересказ сюжета за 5 минут

Валентин Пикуль решил добавить сюжету не только динамичности, но и информативной осмысленности, поэтому хронологически роман включает в себя несколько лет до начала японской военной кампании. Основное место действий романа – город Владивосток, известный своим портом. Кроме того, автор посвящает отдельные сцены Порт-Артуру и некоторым японским локациям.

Главный герой романа – мичман крейсера «Богатырь», С. Н. Панафидин. Перед войной он переводится на крейсер «Рюрик». Мичман безответно влюблен в красотку Вию Парчевскую, за которой ухаживает его коллега – жалкий трус, негативный персонаж, Житецкий.

Без объявления войны японский флот начинает атаковать Владивосток и другие стратегические порты Российской империи. Владивосток держат только три крейсера, среди них и «Рюрик». Пикуль мастерски вписывает личную жизнь и отношения между героями на историческую основу, поражающую своим масштабом.

После 6 месяцев активной обороны и даже нескольких наступлений, крейсер «Рюрик» тонет. Панафидин видит, как гибнет его кузен. Сам он выживает, но попадает в японский плен.

Пока он был в плену, его враг Житецкий, отсидевшийся в тылу, получает множество боевых наград, которых лишен героический мичман.

Панафидин вызывает Житецкого на дуэль, но его убивают еще до того, как он производит ответный выстрел.

Эта книга трагична и грустна, но она очень точно и деликатно изображает ту действительность и настроения, которые царили в стране в 1905 году. Интересно, что Пикуль, стараясь приурочить ее к годовщине поражения в Цусимской битве, создал роман всего за 38 дней.

Роман Валентина Пикуля «Крейсера» придется по нраву не только историкам и любителям исторически романов, но и всем, кто любит книги с насыщенной атмосферой и ярким сюжетом.

Источник: https://bookmp3.ru/blog-valentin-pikul-kreisera-3

Лаборатория Фантастики

Аннотация:

Сахалин — «Черная жемчужина России». Сахалин — ночной кошмар воров и бандитов, заставляющий просыпаться в холодном поту.

Слова приговора сахалинской каторги — гвозди в гробу пока ещё живого политического или уголовного преступника, ибо жизнь там мало чем отличается от растянутой во времени мучительной смерти…

И служба там далеко не сахар! Не даром и офицеры, и чиновники называли её не иначе как ссылкой.

Но даже в аду Сахалина находится место подвигу и любви к Родине.

И когда многочисленные полки Микадо железным катком маршируют по острову, с беспредельной жестокостью уничтожая всё живое, бывший каторжники и ссыльные становятся плечом к плечу с офицерами и солдатами.

У них нет шансов. Но они готовы умереть за свою ненавистно-любимую Родину, которая вся сконцентрировалась для них в мрачных сопках острова Сахалин.

Примечание:

Главы из романа вперые опубликованы в газете «Камчатская правда». Полностью был напечатан в журналах «Молодая гвардия» № 1-4. — 1987. и «Дальний Восток» №№3-5 1987г., почти одновременно.

Первое книжное издание в издательстве «Современник» 1988г.

Входит в:

Издания:

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Вихрь, 15 января 2012 г.

После прочтения романа Валентина Саввича Пикуля «Каторга» мне вспонилось одно высказывание английского литератора 18 века Сэмюэля Джонсона: « Даже для самого отъявленного негодяя не всё пропало, если живо в нём чувство патриотизма».

Я думаю, что данной цитатой в полной мере можно охарактеризовать личность главного героя романа — Полынова. А сего персонажа я бы не назвал сугубо положительным. Ведь малого то, что он преступник, грабитель, так ещё и подлец.

Полынов имеет привычку «кидать» своих подельников.

В начале романа, например, показано то, как обманул своих сообшников, польских революционеров из партии Юзефа Пилсудского, ограбивших (или экспропририровавшмх) вместе с ним банк в Лодзе и слинял от них с деньгами.

А после того, как Полынов ударом ножа в спину убил (поступок довольно подлый) сбежавшего каторжника, помогшему ему сменить личность, я очень сильно удивился: как Пикуль мог сделать главным героем такого подонка?

Но одним из неотталкивающих черт характера Полынов, который позволяет относится к нему немножко снисходительнее, является его патриотизм. При это Полынов о патриотизме не только говорит, но и проявляет его в реальных делах.

Он участвует в боевых действиях против японских войск, высадивщихся на Сахалине. А с началом Великой Отечественной войны пердаёт свои деньги своей Родине, Россие, называвшейся тогда СССР.

Но из-за поражений Красной Армии на начальном этапе войны, здоровье Полынова резко ухудшается (ему тогда уже было далеко за семьдесят) и он умирает…

Воистину, даже у последнего негодяя есть шанс на спасение, если в его дуще живо чувство патриотизма… Бог ему судья…

dimon1979, 15 июля 2017 г.

Это произведение Валентина Пикуля расскажет об одном из самых мрачных мест на карте России. Остров Сахалин стал местом, которое проклинали тысячи людей, сосредоточие безудержного издевательства и скотского отношения к человеку.

Каторга стала огромным кладбищем, похоронившее не только десятки тысяч арестантов, но и обычных крестьян, обманутых своими женами-мужьями, сыновьями, женихами, которые не хотели умирать в одиночестве и затягивали на остров новые жертвы.

Безумие происходящего на просторах Сахалина плохо поддается малейшему пониманию. По сути, это была не тюрьма, а отсрочка смертного приговора, растянутого на какой-то период.

Выживание было очень сложным делом и никак не входило в планы тюремной администрации, и губернатора Сахалина.

Валентин Пикуль подробно рассказывает о жизни на каторге, о нравах царивших там, о самых разных способах доведения человека до состояния животного, бесправного и не имеющего ни малейшего шанса на выживание.

Сложно правильно оценить принадлежность романа «Каторга» к какому-то одному жанру. В первую очередь, это всё же исторический роман. Это и описание вторжения Японии на остров, с последующим захватом и установлением собственной администрации.

И описание жизни каторжан, которым не посчастливилось оказаться в этом жутком месте. Пикуль много времени провел исследуя данный период истории, это конец 19-го и начало 20-го веков.

В некоторых моментах скупость изложения фактов превращается в простое перечисление различных официальных встреч, переговоров, политических торгов.

Но вместе с тем, в этом романе есть место и по-настоящему ярким и живым персонажам, прожившим сложную и переполненную событиями жизнь, достойную отдельной истории, которые делают эту книгу великолепным приключенческим произведением.

В целом, роман «Каторга» дает необходимый объем информации для понимания ситуации в мире того периода.

Конечно, так как книга написана в советское время, не обошлось без политических агиток свойственных времени написания.

Если не обращать на это особого внимания, то полученной информации вполне достаточно, чтобы закрыть все пробелы в истории Сахалина и получить представление о жизни на самом острове.

strannik102, 15 июля 2018 г.

На волне интереса к острову Сахалину, вызванного чтением цикла романов Николая Задорнова о капитане Невельском, а затем чеховским «Островом Сахалин», при очередном визите в библиотеку на глаза и затем в руки попалась книга Пикуля — аннотация кратко сообщила, что речь пойдёт о событиях русско-японской войны 1904-1905 гг. — ого, и тут Сахалин! — и книга отправилась в ягдташ. Выбор был тем более приятен ещё и тем, что методично иду вдоль по творчеству Валентина Саввича Пикуля и это будет третий роман цикла «Оборона».

Однако история, рассказанная нам Пикулем, добрую половину объёма мало походила на книгу о военной и гражданско-патриотической доблести защитников острова. Скорее это был приключенческий роман о происках и похождениям некоего отчаянного авантюриста и удачливого жулика — именно таким, не очень-то привлекательным, выглядел главный герой.

А вот затем начался непосредственно остров Сахалин — каторжанско-ссыльный, острожно-тюремный, вольнопоселенческий и разбойный, побегушный и при всех своих природный богатствах голодный и холодный, голый и босый, отчаявшийся и отчаянный.

Вообще, вся приведённая Пикулем фактическая информация о каторге и об условиях жизни каторжан и ссыльных на острове напрямую продолжает то, о чём поведал всему миру Антон Павлович. А кое-что и вообще попросту взято от Чехова (правда Пикуль этого и не скрывает и ссылается на него как на источник).

И в этом смысле книга немного дополняет и пополняет рассказ Чехова — Пикуль точен в деталях и художествен в манере изложения всех этих деталей и фактов.

Однако мы помним, что читаем историко-приключенческий роман, и помнит об этом и Пикуль, и потому продолжающиеся хамелеоновские выверты главного героя Полынова (хотя с фамилией ГГ дело сложное, ибо он имеет привычку то и дело её менять) раскручивают приключенческую составляющую.

А выведенные Чеховым в романе и другие яркие персонажи и герои, обогащают палитру авторского творческого полотна.

Тем более, что не за горами и война с Японией — основные вехи этой войны пройдут мимо читателя и мы узнаем о разных Мукденах, оборонах Порт-Артура и прочих Цусимах только в качестве дополнительной информации.

Зато о десанте японской армии на остров Сахалин и о перипетиях обороны острова, о героях и трусах этой войны на Сахалине — обо всём происходившим летом-осенью-зимой 1905 года на Сахалине мы узнаем в талантливом изложении Валентина Саввича Пикуля.

Авторская манера Пикуля не оставляет читателю выбора — раз открыв роман и начав его чтение, ты уже не можешь и не хочешь остановиться и только поглядываешь утром на часы, дабы не опоздать на работу…

sergej210477, 9 октября 2016 г.

Для меня, не самый интересный рассказ В. Пикуля. Нет, книга неплохая, но, по-моему мнению, она проигрывает роману «Богатство», этого же писателя. Только там завоевание (попытка, причём неудачная) японцами Камчатки, а в данном произведении — военные действия на Сахалине.

Главный герой — тоже каторжник. Только в «Богатстве» это благородный герой, а на «Каторге» — чистый уголовник, правда «косящий» под интеллигента. Но он по-своему тоже патриот, принимает участие в борьбе с японцами на Сахалине.

Большая часть романа соответствует названию: это описание сахалинской каторжной тюрьмы. Тема специфическая, хотя и довольно интересная.

Ну и описание зверств японской армии на острове. Вот тебе и благородная нация!

Много политики. Переговоры в Америке по результатам русско-японской войны. Немного скучновато читать. Все-таки пол-Сахалина осталось во владении Японии. Но Вторая Мировая война расставила все по своим местам. И исконно русская земля — Сахалин,Курилы вновь обрели законного хозяина — Россию!

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: http://fantlab.ru/work103818

Валентин Пикуль рецензии на книги от читателей на Readly.ru

Не буду обобщать все творчество Пикуля в одной рецензии, но то, что я сейчас скажу, мне кажется, подходит большинству его романов. Начиная читать книги этого автора нужно четко разделять: есть реальная история Российской империи, а есть художественная подача темы “по мотивам”. И Пикуль – во второй части этого предложения.

Более того, к подавляющему большинству его произведений следует печатать эпиграф следующего содержания: “Все события и персонажи вымышлены, любые совпадения имен с реальными людьми случайны”. Вот тогда можно наслаждаться полностью. Либо второй вариант: очень плохо знать историю. Тогда тоже получается погружаться. Утверждаю, т.к.

впервые знакомился подростком.

Сейчас я буду про литературу, про выдуманную жизнь некоего крестьянина из Сибири, который добился признания главных людей государства и стал влиять на ход истории.
Итак, Распутин. Оболтус, алкаш и неуч. Всегда поступает исключительно из корысти – то ли материальной, то ли потешить самолюбие.

По сути у Пикуля нарисована взрослая версия сказки про Емелю. Гриша тоже любит валяться, лениться и всех учить как правильно жить. Все чего он достигает получается либо обманом, либо по волшебству. Только у Емели волшебная щука была в пруду, а у Распутина – в трусах. Так по этой книге выходит.

Читается роман не просто легко, а как вода льется (но и воды в нем, действительно, много). Пикуль пишет очень красочно и ярко, его образы точные и легко прорисовываются фантазией читателя. Это самая-пресамая его главная положительная черта.

Так что хотите почитать что-то фэнтезийное, происходящее в конце XIX – начале XX века – значит, вы пришли по адресу.

Единственное но: будьте готовы, что вместе с якобы (именно якобы) историческими фактами вы получите десятигодовой запас нестираного белья всей императорской семейки.

А вот главная отрицательная черта Пикуля – это обращение с историей как таковой. Для него события прошлого всего лишь фигурки из конструктора лего. И что он из них в итоге сможет сложить – неизвестно. Явно многие куски не на своих местах, многие – из другого набора и немало остается “лишних” деталей из реального события.

Начнем с того, что основой к такой версии послужил некий дневник Анны Вырубовой, лучшей подруги супруги Николая II. Именно оттуда взяты бесконечный секс императрицы Александры Фёдоровны (и самой Вырубовой) чуть ни со всеми со всеми подряд, глупость (доходящая до тупизма) и инфантильность Николая II, а главное – невероятные мужские возможности Распутина.

Очень много лет все эти вещи считались доказанным фактом, пока наконец не было выяснено, что Вырубова ничего такого не писала никогда. А авторами “дневника” были несколько знаменитых советских писателей, в том числе – бывший граф Алексей Толстой.

Накатали пасквиль они во второй половине 20-х годов по сами-знаете-чьему заказу.
Кстати, существует версия, что Вырубова вообще скончалась девственницей, так что ее распутство может быть опровержимо так сказать анатомически.

Но сам я это не проверял, так что не утверждаю.

Логично, что если книга, претендующая на историческую достоверность, основана на лжи, то и верить ей нельзя. Но Пикуль не просто заблуждался в меру своих возможностей (в смысле – если он вдруг не знал про обман с дневником).

Он явно, и специально, накрутил роялей в кустах с Распутиным, приписывая ему то, что касалось не его.

К примеру, автор уверяет, будто прозвище “Распутин” Григорию приклеили односельчане, за то, что перепортил всех девок, молодух, замужних женщин и дряхлых старух по всей окрестности. На самом деле все так и было.

Только не Григорию они такое хлесткое имя влепили! А брату его деда, т.е. за много лет до рождения виновника торжества. Ошибки идут и с родословной этого странного человека, и с его образованием и т.д. Т.е. Пикуль перепутал всех родственников и сделал натуральный коктейль Распутина.

Так что, если берете это произведение под видом “учебник истории, но в более популярном формате”, то получите что-то вроде российских сериалов типа “Софья”, где актеры с лицами ментов и жестами братков из “Бандитского Петербурга” тужатся изобразить людей из окружения Ивана III. Причем тужатся безуспешно.

Но зато как художественная литература, без привязки к правде, “Нечистая сила” – почти идеальна. По крайней мере очень затягивает и читается с огромным интересом.

Дополнительно любопытно мне было узнать, что книгу запрещали к печати в советское время.

Казалось бы – как так? Показаны все причины почему стоило избавляться от монархии, тем более такой примитивной и глупой, помешанной на пьянках и гулянках, назначающей на ключевые посты министров таких кадров, которые в деле не в зуб ногой, зато с которыми нескучно поболтать.
Но книгу запрещали, а в журнале напечатали кастрированный и сильно отцензуренный вариант.

И вот ответ на вопрос “Почему?” почти шокирует: оказывается при товарище Брежневе в пикулевской книжке комитетом цензуры были узнаны такие же алкаши, гуляки, распутники и профаны-министры, только из советской власти. В статье-предисловии даже поименно называют кого за кого приняли и это реальный цирк.

Пикуль пишет, что был невероятно удивлен таким поворотом событий. И если бы не эта фраза, я бы взял смелость предположить, что он специально так изобличал современное ему правительство. Но нет, а жаль. А так бы хорошо объяснялось зачем он переврал характеры и заслуги чинуш Николая II.

По сути у писателя не совсем дерьмом выглядели только Столыпин и Витте. И то – с натяжкой.

Но, в N-ай раз повторюсь, как чтение книга – классная.

#вокругсветазалето (Европа)

Источник: http://readly.ru/author/15005/reviews/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector