Краткое содержание рассказов василия белова за 2 минуты

Василий Белов. Рассказы для детей. Список произведений и биография

Краткое содержание рассказов Василия Белова за 2 минуты

Краткая биография Василия Ивановича Белова

  Сегодня литературные произведения русского писателя Василия Белова довольно широко известны. Они привлекают своей простотой, натуралистичностью и спокойствием.

В школьную программу входит изучение нескольких книг, которые написал Василий Иванович Белов.

Биография для детей включает основные факты из жизни писателя и события, которые имели определяющее значение для формирования его личности.

Ранние годы жизни Василия Белова

Будущий писатель родился в 1932 году в деревне, которая называлась Тимонихой (Вологодская область). Его родителями были крестьяне, в 1943 году семья лишилась отца из-за военных событий.
 

Будучи еще совсем мальчишкой, Василий вынужден приступить к работе в колхозе. Он был старшим из пяти детей и стал хорошим помощником своей матери. Позже, вспоминая времена своего детства и юношества, он говорил о том, что они были наполнены ощущением постоянного голода и всепоглощающей любовью к чтению.
 

Учеба и первая работа Василия Белова

 
Белов Василий Иванович, биография которого включает семилетнее обучение в сельской школе и ее окончание в 1949 году, предпочел не оставаться в родной деревне.

Желая получить полезную профессию, он отправился в город Сокол.

Там находилась фабрично-заводская школа, в которой обучали различным рабочим профессиям, многие из них были чрезвычайно востребованы в послевоенное время.

Здесь и остался Белов Василий Иванович. Биография его содержит факты о получении специальности столяра и плотника. Затем будущий писатель сменил несколько занятий, среди которых столяр, моторист и электромонтер. Отслужив положенное время в армии, Василий устроился на завод в городе, который тогда назывался Молотов, а сейчас – Пермь.
 

Журналистская деятельность Василия Белова

 
В середине 50-х годов молодой человек приехал обратно на родину и был принят корреспондентом в районную газету «Коммунар». В это же время начинается его литературная деятельность.

Уже имели место успешные попытки публикации коротких произведений, которые писал Белов Василий Иванович. Краткая биография для детей включает упоминание о выходе в нескольких газетах районного значения стихов, очерков и статей писателя.

Земляк Василия Александр Яшин посоветовал ему послать стихотворения в Литературный институт, что тот и сделал. К своему удивлению, Белов прошел творческий конкурс.
 

Творческий взлет и признание писателя

Через два года писателя избрали на пост первого секретаря Грязовецкого райкома комсомола. Однако политическая карьера его не прельщала, и Белов Василий Иванович, биография которого пополнилась еще одним местом работы, отбыл в столицу.

Из Литературного института ему пришел вызов на учебу, чему Василий был чрезвычайно рад.

Пять лет писатель посвятил получению литературного образования, в этот период им был выпущен сборник стихотворений «Деревенькая моя лесная», а также написана и опубликована повесть: «Деревня бедняка».  

В 1964 году, когда институт был окончен, поселился в родной Вологде Белов Василий Иванович. Биография писателя включает вступление в Союз писателей Советского Союза в 1963 году.

 

Дальнейшая литературная деятельность

 
60-е годы были ознаменованы для писателя выходом нескольких произведений: «Весна», «На Росстанном холме» и «За тремя волоками», а также повесть, принесшая ему популярность, — «Привычное дело».

В течение следующего десятилетия из-под пера Василия Белова выходит несколько повестей, составивших цикл. Русский писатель Белов Василий Иванович назвал его «Воспитанием по доктору Споку». Основной идеей повестей стало бескомпромиссное противопоставление городского и деревенского жизненных укладов.

Писатель занял позицию, с которой критиковал обычаи и нравы городской жизни, называя ее неестественной.  

Тема крестьянского быта и деревенской жизни продолжается в книгах, которые выходят в свет в 80-х годах. В сборнике «Лад. Очерки о народной эстетике» каждое из коротких эссе повествует о жизни простых людей в деревнях.

Биография и личность Василия Ивановича Белова теснейшим образом связанными с народом, ведь писатель воспел восприятие крестьянами перемен разных времен года, их повседневные занятия и обычаи, а также гармонию сельской жизни в целом.

 

Историческая ценность работ В.Белова

  Немалую известность писатель приобрел в качестве автора этнографических очерков, многие из которых стали основой для написания его популярных трудов («Лад»).

  Он был задуман как сборник новелл о быте и эстетике крестьян Севера.

Основной темой повествования здесь становятся традиционная культура, народный фольклор, быт и художественные промыслы деревень России, которые расположены в северных областях.  

На протяжении всей своей жизни писатель занимался сбором устных рассказов, бывальщин, песен, пословиц, предметов материальной культуры. Он долгие дни проводил в архивах, изучая находящиеся в них этнографические материалы. Большое количество информации Белов получил от своей матери.

 

Таким образом, написанные им очерки следует воспринимать, в первую очередь, как авторские исследования, и только потом — в качестве художественных произведений. Современная этнография, занимающаяся изучением русского Севера, многое обрела благодаря такому ценному источнику, как произведения писателя.

 

Литература для детей

 
Даже краткая биография Белова Василия Ивановича не может обойти его произведения, написанные для детей. Они стали широко известными и неоднократно издавались.

Кроме традиционных рассказов, написанных прозой, писатель создал несколько пьес, которые были прекрасно восприняты публикой и шли во многих театрах по всей стране.   Темой этих произведений Василия Белова становится призыв к сохранению забывающихся народных традиций.

Кроме того, в них нередко звучит сожаление о том, какие потери терпит современное писателю общество, отдаляясь от своих культурных корней.   Большое значение Василий Белов придавал тому, как поступают промышленники с природными богатствами.

Он связывал их небрежность по отношению к природе с разрушением образа жизни в целом и нравственности в том числе.

Деятельность писателя в 90-е годы

  На протяжении трех лет, от 1989 до 1992 года, Василий Белов занимал депутатский пост. В эти нелегкие для постсоветских стран времена он наконец в полной мере и со всей честностью может писать о своем отношении к коллективизации 30-х годов. В этот период публикуется трилогия писателя, ставшая своеобразной хроникой 1932 года.

В этих книгах Белов последовательно и яростно осуждает проводившуюся политику.   90-е годы принесли писателю награждение несколькими литературными премиями и продолжение журналистской деятельности, но публикаций стало гораздо меньше. В 1997 году Белов стал Почетным гражданином Вологды.

Звание было присуждено писателю в качестве признания того большого личного вклада, который он внес в процесс развития отечественной литературы, а также за то, как отражена в его произведениях самобытность русских северных традиций.

  С течением лет взгляды Белова остались неизменными: горячо болея за сохранность литературного русского языка и природных богатств России, он является приверженцем традиционного российского уклада жизни. В последние годы жизни Василий Белов занимал довольно радикальную позицию.  

Жизнь писателя оборвалась в 2012 году в результате длительной болезни. Писателя часто именуют великим художником деревенской прозы.

В литературных кругах считается, что жанр «деревенской прозы» получил свое развитие именно благодаря той деятельности, которую вел Белов Василий Иванович.

Краткая биография и наиболее значимые из его произведений стали частью школьной программы как средство воспитания в детях доброты, любви к людям и окружающей природе.

 

Читать все рассказы В.Белова  

Читать рассказы других авторов

 

Источник: https://skazkibasni.com/vasilij-belov-rasskazy-dlya-detej-spisok-proizvedenij-i-biografiya

Пересказ рассказа Василия Белова «Привычное дело»

Едет на дровнях мужик Иван Африканович Дрынов. Напился с трактористом Мишкой Петровым и теперь с мерином Пармёном беседует. Везет из сельпо товар для магазина, а заехал спьяну не в ту деревню, значит, домой только – к утру… Дело привычное.

А ночью по дороге нагоняет Ивана Африкановича все тот же Мишка. Еще выпили. И тут решает Иван Африканович сосватать Мишке свою троюродную сестру, сорокалетнюю Нюшку-зоотехницу.

Она, правда, с бельмом, зато если с левого боку глядеть, так и не видно… Нюшка прогоняет друзей ухватом, и ночевать им приходится в бане.

https://www.youtube.com/watch?v=v8iQjOouExI

И как раз в это время у жены Ивана Африкановича Катерины родится девятый, Иван. А Катерина, хоть и запретила ей фельдшерица строго-настрого, после родов – сразу на работу, тяжело больная.

И вспоминает Катерина, как в Петров день наблудил Иван с бойкой бабенкой из их села Дашкой Путанкой и потом, когда Катерина простила его, на радостях обменял доставшуюся от деда Библию на «гармонью» – жену веселить. А сейчас Дашка не хочет ухаживать за телятами, так Катерине приходится работать и за нее (а иначе семью и не прокормишь).

Измученная работой и болезнью, Катерина внезапно падает в обморок. Ее увозят в больницу. Гипертония, удар. И только больше чем через две недели она возвращается домой.

А Иван Африканович тоже вспоминает про гармонь: не успел он научиться даже и на басах играть, как ее отобрали за недоимки.

Приходит время сенокоса. Иван Африканович в лесу, тайком, за семь верст от деревни косит по ночам. Если трех стогов не накосишь, корову кормить нечем: десяти процентов накошенного в колхозе сена хватает самое большее на месяц.

В одну из ночей Иван Африканович берет с собой малолетнего сына Гришку, а тот потом по глупости рассказывает районному уполномоченному, что ходил с отцом ночью в лес косить.

Ивану Африкановичу грозят судом: ведь он депутат сельсовета, а потом тот же уполномоченный требует «подсказать», кто еще в лесу по ночам косит, написать список… За это он обещает «не обобществлять» личные стога Дрынова. Иван Африканович договаривается с соседским председателем и вместе с Катериной ходит в лес на чужую территорию косить по ночам.

В это время в их деревню приезжает из Мурманска без копейки денег Митька Поляков, брат Катерины. Недели не прошло, как он напоил всю деревню, начальство облаял, Мишке сосватал Дашку Путанку, да и корову сеном обеспечил. И все будто походя.

Дашка Путанка поит Мишку приворотным зельем, и его потом долго рвет, а через день по Митькиному наущению они едут в сельсовет и расписываются.

Вскоре Дашка срывает с Мишкиного трактора репродукцию картины Рубенса «Союз земли и воды» (там изображена голая баба, по общему мнению, вылитая Нюшка) и сжигает «картинку» в печи из ревности. Мишка в ответ чуть не сбрасывает трактором Дашку, моющуюся в бане, вместе с баней прямо в речку.

В результате – трактор поврежден, а на чердаке бани обнаружено незаконно скошенное сено. Сено заодно начинают искать у всех в деревне, доходит очередь и до Ивана Африкановича. Дело привычное.

Митьку вызывают в милицию, в район (за соучастие в порче трактора и за сено), но по ошибке пятнадцать суток дают не ему, а другому Полякову, тоже из Сосновки (там полдеревни Поляковы). Мишка же свои пятнадцать суток отбывает прямо в своей деревне, без отрыва от производства, по вечерам напиваясь с приставленным к нему сержантом.

После того как у Ивана Африкановича отбирают все накошенное тайком сено, Митька убеждает его бросить деревню и уехать в Заполярье на заработки.

Не хочет Дрынов покидать родные места, да ведь если Митьку послушать, то другого выхода-то и нет… И Иван Африканович решается.

Председатель не хочет давать ему справку, по которой можно получить паспорт, но Дрынов в отчаянии угрожает ему кочергой, и председатель вдруг сникает: «Хоть все разбегитесь…»

Теперь Иван Африканович – вольный казак. Он прощается с Катериной и вдруг весь сжимается от боли, жалости и любви к ней. И, ничего не говоря, отталкивает ее, словно с берега в омут.

А Катерине после его отъезда приходится косить одной. Там-то, во время косьбы, и настигает ее второй удар. Еле живую, ее привозят домой. И в больницу в таком состоянии нельзя – умрет, не довезут.

А Иван Африканович возвращается в родную деревню. Наездился. И рассказывает он чуть знакомому парню из дальней заозерной деревни, как поехали было с Митькой, да он лук продавал и вовремя в поезд вскочить не успел, а билеты-то все у него и остались.

Читайте также:  Краткое содержание золя западня точный пересказ сюжета за 5 минут

Высадили Ивана Африкановича и потребовали, чтобы он в течение трех часов уехал назад, в деревню, а штраф, мол, в колхоз пришлют, да только как ехать, если не на что, – не сказали. И вдруг – поезд подошел и с него слез Митька. Так тут Иван Африканович и взмолился: «Не надо мне ничего, отпусти ты меня только домой».

Продали они лук, купили обратный билет, и поехал, наконец, Дрынов домой.

А парень в ответ на рассказ сообщает новость: в деревне Ивана Африкановича баба померла, ребятишек много осталось. Парень уходит, а Дрынов вдруг падает на дорогу, зажимает руками голову и перекатывается в придорожную канаву. Бухает кулаком в луговину, грызет землю…

Рогуля, корова Ивана Африкановича, вспоминает свою жизнь, будто удивляясь ей, косматому солнцу, теплу. Она всегда была равнодушна к себе, и очень редко нарушалась ее вневременная необъятная созерцательность.

Приходит мать Катерины Евстолья, плачет над своей ведерницей и велит всем детям обнять Рогулю, проститься. Дрынов просит Мишку зарезать корову, сам не может. Мясо обещают принять в столовую.

Иван Африканович перебирает Рогулины потроха, и на его окровавленные пальцы капают слезы.

Детей Ивана Африкановича, Митьку и Ваську, отдают в приют, Антошку – в училище. Митька пишет, чтобы посылали Катюшку нему в Мурманск, только больно мала-то. Остаются Гришка с Марусей да два младенца. И то трудно: Евстолья стара, руки стали худые. Она вспоминает, как Катерина перед смертью, уже без памяти, звала мужа: «Иван, ветрено, ой, Иван, ветрено как!»

После смерти жены Иван Африканович не хочет жить. Ходит обросший, страшный да курит горький сельповский табак. А Нюшка берет на себя заботу о его детях.

Иван Африканович идет в лес (ищет осину для новой лодки) и вдруг видит на ветке платок Катерины. Глотая слезы, вдыхает горький, родимый запах ее волос… Надо идти. Идти. Постепенно он понимает, что заблудился. А без хлеба в лесу каюк.

Он много думает о смерти, все больше слабеет и лишь на третий день, когда уже на карачках ползет, вдруг слышит тракторный гул. А спасший своего друга Мишка поначалу думает, что Иван Африканович пьян, да так ничего и не понимает.

Дело привычное.

…Через два дня, на сороковой день после Катерининой смерти, Иван Африканович, сидя на могиле жены, рассказывает ей о детях, говорит, что худо ему без нее, что будет ходить к ней. И просит ждать… «Милая, светлая моя… вон рябины тебе принес…» Он весь дрожит. Горе пластает его на похолодевшей, не обросшей травой земле. И никто этого не видит.

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/kratkie-soderzhaniya-shkolnyih-proizvedenij/pereskaz-rasskaza-vasiliya-belova-privyichnoe-delo/

Краткое содержание «Привычное дело» Белов В

Иван Африканович – обычный простосердечный мужчина, деревенский. Бывает, спьяну адресом ошибётся, не в то село товар доставит. Так и напьется с того лиха с каким-либо товарищем.

Вот однажды, в одну из таких ночей выпивает Иван Африканович с Мишкой – трактористом и вдруг захотелось ему отдать в жены ему Нюшку, свою троюродную сестру.

Та, правда, сходу гонит друзей прочь, и ночь теперь нужно провести в местной бане.

В то же время жена Африкановича Катерина ожидает девятого ребёнка. Но женщина эта трудолюбивая, постоянно в домашней работе и ни за что с нею не расстаётся. Так вот на исходе сил Катерина теряет сознание и проводит две с лишним недели в госпитале.

Есть у Ивана Африкановича тайная страсть – косит он сено вдалеке от деревни. А дело это нужное, для хозяйства необходимое.

Когда в одну из таких ночей он берёт с собой сына, тот по глупости рассказывает районному уполномоченному об этом. Здесь-то уже Дрынову Ивану Африкановичу грозит суд.

Но председатели находят общий язык и составляют взаимовыгодный договор. Так и ходят теперь они вместе с женой ночами сено косить по чужим территориям.

Вскоре свой визит наносит брат Катерины Митька. Без копейки в кармане он умудряется напоить полдеревни, обругать начальство, сосватать Мишке Дашку, да ещё и корову сеном обеспечить. В результате пламенного спора новобрачных Мишки с Дашкой на банном чердаке обнаруживают незаконное сено.

Обыскивая всю деревню поголовно, разоблачают, разумеется, Ивана Африкановича. За соучастие свой срок отбывает и Мишка, но на своей территории, по-прежнему гуляя вечерком с приставленным к нему сержантом. По совету Митьки Дрынов решается покинуть родные земли.

Да и терять-то, в общем, нечего – сено уже отобрано.

Распрощавшись с мужем, Катерина продолжает косить сено в одиночку. Здесь же она принимает и второй удар по здоровью. Узнав о её тяжелом состоянии, Иван Африканович вынужден возвратиться домой.

Да и наездился он уже, устал.

По рассказам Дрынова, приключения выдались впечатляющими: и на поезд не успел, и угрожали ему впоследствии штрафом, и Митька тут как тут поспел его выручать, в конце концов, продали весь лук и приехали обратно.

Малознакомый парень сообщает Дрынову местную новость о смерти здешней многодетной бабы. После ухода парня Иван Африканович в шоке валится на землю, в придорожной канаве рвёт и грызёт землю.

Евстолья – мать усопшей Катерины велит детям провести Рогулю – корову семейства в последний путь, обнять и проститься. Дрынов отдаёт Мишке приказ зарезать Рогулю. Убийство собственной коровы погрузило Ивана Африкановича в самые глубины горя.

Двух детей отдают в приют, одного – в училище. С остальными Евстолья еле справляется, вести хозяйство стало очень трудно.

После смерти Катерины её муж не находит себе места, жить ему в тягость, а о детях его заботится теперь Нюшка. Найденный в лесу платок жены доводит Дрынова почти до отчаяния, совсем слабый он заблудился в лесу.

Лишь на третий день Мишка случайно находит полуживого Ивана Африкановича среди поля и, сперва, даже принимает его пьяным.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/173-2014-08-05-09-59-01/3666—l-r–

Краткое содержание книги Плотницкие рассказы (изложение произведения), автор Василий Белов

Март 1966 г; Тридцатичетырехлетний инженер Константин Платонович Зорин вспоминает, как его, выходца из деревни, унижали городские бюрократы и как когда-то возненавидел он все деревенское.

А теперь тянет назад, в родную деревню, вот и приехал он сюда в отпуск, на двадцать четыре дня, и хочется баню топить каждый день, но его баня слишком стара, а восстановить её в одиночку, несмотря на плотницкую закваску, приобретенную в школе ФЗО, Зорин не может и поэтому обращается за помощью к соседу-старику Олеше Смолину, да только тот не спешит приниматься за дело, а вместо этого рассказывает Зорину о своем детстве.

Родился Олеша, как Христос, в телячьем хлеву и как раз на самое Рождество. А грешить его заставил поп: не верил, что у Олеши нет грехов, и больно драл за уши, вот и решил тот согрешить — украл отцовский табак и стал курить. И тут же покаялся. А как начал Олеша грешить, жить стало легче, стегать враз перестали, но только пошла в его жизни с тех пор всякая путанка…

На следующий день Зорин и Смолин, взяв инструменты, идут ремонтировать баню. Мимо них проходит сосед, Авинер Павлович Козонков, сухожильный старик с бойкими глазами. Олеша разыгрывает Авинера, говоря, что у того корова якобы нестельная и что он останется без молока.

Козонков, не понимая юмора, злится и угрожает Олеше, что напишет куда следует про сено, накошенное Смолиным без разрешения, и что сено у него отберут. В ответ Олеша говорит, что Авинер с разрешения сельсовета косит на кладбище — покойников грабит.

Смолин и Козонков окончательно ссорятся, но когда Авинер уходит, Олеша замечает: всю жизнь у них с Авинером споры. С малолетства так. А жить друг без дружки не могут.

И начинает Смолин рассказывать. Олеша и Авинер — одногодки. Как-то ребята делали птичек из глины и фуркали — кто дальше.

А Авинер (тогда еще Виня) набрал глины больше всех, насадил на ивовый прут да прямехонько в Федуленково окно, стекло так и брызнуло. Все, конечно, бежать.

Федуленок — из избы, а Виня один на месте остался и только приговаривал: «Вон оне в поле побежали!» Ну, Федуленок и ринулся за ними, и Олешу настиг. Да и прикончил бы, если б не Олешин отец.

В двенадцать лет Винька и Олеша приходскую школу кончили, так Винька на своем гумне все ворота матюгами исписал — почерк у него был, как у земского начальника, а от работы Винька старался увильнуть, даже плуг отцовский портил, лишь бы навоз в борозду не кидать. И когда его отца пороли за неуплату податей, Виня бегал глядеть, да еще и хвастался: видел, дескать, как тятьку пороли и он на бревнах привязанный дергался… А потом отправился Олеша в Питер. Там мастера-плотники били его сильно, но работать научили.

После стычки с Олешей Авинер в бане не показывается. Зорин, услышав, что к Козонкову приехала дочь Анфея, отправляется в гости. Авинер поит своего шести- или семилетнего внука водкой, а сам, пьяный, рассказывает Зорину о том, как ловок он был в молодости — обманывал всех вокруг и даже из-под углов только что заложенной церкви деньги вытащил.

На следующее утро Олеша на баню не является. Зорин идет к нему сам и узнает, что от Олеши требуют идти в лес — рубить ветошный корм (это результат козней Козонкова: он ведь и про работу магазина каждую неделю жалобу строчит).

Только после обеда Зорин приходит ремонтировать баню и снова начинает рассказывать.

На этот раз про то, как Козонков захотел жениться, да невестин отец отказал ему: на Авинеровых розвальнях завертки веревочные, так на первой же горушке, глядишь, завертка-то и лопнет…

Потом Олеша рассказывает про свою любовь. У Таньки, Федуленковой дочки, коса густая была, ниже пояса. уши белые. А глаза — даже и не глаза, а два омутка, то синие, то черные. Ну, а Олеша робок был.

И как-то в Успеньев день после праздника мужики напились, а парни спали на повети неподалеку от девок. Винька тогда пьяным прикинулся, а Олеша стал проситься под полог, где собирались спать Олешина двоюродная да Танька. Тут двоюродная-то и шмыгнула в избу: самовар, дескать, забыла закрыть.

И назад не вышла — догадливая она была. А Олеша, весь от страха дрожа, — к Таньке, да та стала уговаривать его уйти… Олеша сдуру и пошел на улицу. Проплясался, а когда уже под утро зашел на поветь, услышал, как Винька под пологом его Таньку жамкает. И как целуются.

А двоюродная, обсмеяв Олешу, сказала, что Танька велела его найти, да только где сыскать-то? Будто век не плясывал.

Олеша заканчивает свой рассказ. Мимо проезжает грузовик, водитель оскорбляет Смолина, однако Олеша лишь восхищается им: молодец, сразу видно — нездешний. Зорин, злясь и на водителя и на беззлобие Смолина, уходит не попрощавшись.

Козонков, придя к Смолину, рассказывает, как с восемнадцатого года стал он правой рукой Табакова, уполномоченного финотдела РИКа. И сам с колокольни колокол спехивал, да еще и маленькую нужду оттуда справил, с колокольни-то.

И в группке бедноты, созданной, чтоб вывести кулаков на чистую воду и открыть в деревне классовую войну, Авинер тоже участвовал.

Так теперь товарищ Табаков, говорят, на персональной живет, и Козонков интересуется, нельзя ли и ему тоже персональную? Вот и документы все собраны… Зорин смотрит документы, но их явно недостаточно.

Авинер жалуется, что посылал, дескать, заявление на персональную в район, да затеряли там: кругом одна плутня да бюрократство. А ведь Козонков, считай, с восемнадцатого года на руководящих работах — и секретарем в сельсовете, и бригадиром, два года «зав.

мэтээф работал, а потом в сельпе» всю войну займы распространял. И наган у него был. Как-то повздорил Козонков с Федуленком — наганом грозил, а потом добился, чтоб того в колхоз не приняли: две коровы, два самовара, дом двоежилой. И тут Федуленка, как единоличника, таким налогом обложили… Авинер уходит. Дом Федуленка, где была контора колхоза, глядит пустыми, без рам, окошками. А на князьке сидит и мерзнет нахохленная ворона. Ей ничего не хочется делать.

Отпуск Зорина подходит к концу. Олеша работает на совесть и потому медленно. И рассказывает он Зорину, как направляли их, бывало, на трудгужповинность — дороги строить, как гнали то на лесозаготовку, то на сплав, а потом еще надо было в колхозе хлеб посеять, да только получалось на четыре недели позже нужного. Вспоминает Олеша, как пришли описывать имущество Федуленка.

Дом — с молотка. Всю семью — в ссылку. Когда прощались, Танька к Олеше при всем народе подошла. Да как заплачет… Увезли их в Печору, было от них в первое время два или три письма, а потом — ни слуху ни духу. Олеше тогда Винька Козонков кулацкую агитацию приписал, и мучили Смолина сильно. Да и теперь Олеша не решается рассказать Зорину все до конца — тот ведь «партейный».

Баня оказывается готовой. Зорин хочет рассчитаться с Олешей, но тот будто не слышит. Потом они вместе парятся. Зорин специально для Олеши включает транзистор, оба слушают «Прекрасную мельничиху» Шуберта, а затем Зорин дарит транзистор Олеше.

Перед отъездом к Зорину приходят Олеша и Авинер. Выпив, они начинают спорить о коллективизации. Олеша говорит, что в деревне было не три слоя — кулак, бедняк и середняк, — а тридцать три, вспоминает, как в кулаки записали Кузю Перьева (у него и коровы-то не было, да только Табакова обматерил в праздник).

Читайте также:  Краткое содержание брехт трёхгрошовая опера точный пересказ сюжета за 5 минут

А по словам Авинера, Смолина самого следовало бы вместе с Федуленком — под корень: «Ты контра была, контра и есть». Доходит до драки. Авинер стучит о стену Олешиной головой. Появляется Настасья, жена Олеши, и уводит его домой.

уходит и Авинер, приговаривая: «Я за дисциплинку родному брату… головы не пожалею… Отлетит в сторону!»

У Зорина начинается грипп. Он засыпает, потом встает и, пошатываясь, идет к Смолину. А там сидят и мирно беседуют… Авинер и Олеша.

Смолин говорит, что оба они в одну землю уйдут, и просит Авинера, если Олеша умрет раньше, сделать ему гроб честь по чести — на шипах. И Козонков просит Смолина о том же, если Олеша его переживет.

А потом оба, клоня сивые головы, тихо, стройно запевают старинную протяжную песню.

Зорин не может им подтянуть — он не знает ни слова из этой песни…

Источник: http://pereskaz.com/kratkoe/plotnitskie-rasskazy

“Плотницкие рассказы” Белова в кратком содержании

Март 1966 г; Тридцатичетырехлетний инженер Константин Платонович Зорин вспоминает, как его, выходца из деревни, унижали городские бюрократы и как когда-то возненавидел он все деревенское.

А теперь тянет назад, в родную деревню, вот и приехал он сюда в отпуск, на двадцать четыре дня, и хочется баню топить каждый день, но его баня слишком стара, а восстановить ее в одиночку, несмотря на плотницкую закваску, приобретенную в школе ФЗО, Зорин не может и поэтому обращается за помощью к соседу-старику Олеше Смолину, да только тот не спешит приниматься за дело, а вместо этого рассказывает Зорину о своем детстве.

Родился Олеша, как Христос, в телячьем хлеву и как раз на самое Рождество. А грешить его заставил поп: не верил, что у Олеши нет грехов, и больно драл за уши, вот и решил тот согрешить – украл отцовский табак и стал курить. И тут же покаялся. А как начал Олеша грешить, жить стало легче, стегать враз перестали, но только пошла в его жизни с тех пор всякая путанка…

На следующий день Зорин и Смолин, взяв инструменты, идут ремонтировать баню. Мимо них проходит сосед, Авинер Павлович Козонков, сухожильный старик с бойкими глазами.

Олеша разыгрывает Авинера, говоря, что у того корова якобы нестельная и что он останется без молока.

Козонков, не понимая юмора, злится и угрожает Олеше, что напишет куда следует про сено, накошенное Смолиным без разрешения, и что

сено у него отберут. В ответ Олеша говорит, что Авинер с разрешения сельсовета косит на кладбище – покойников грабит. Смолин и Козонков окончательно ссорятся, но когда Авинер уходит, Олеша замечает: всю жизнь у них с Авинером споры. С малолетства так. А жить друг без дружки не могут.

И начинает Смолин рассказывать. Олеша и Авинер – одногодки.

Как-то ребята делали птичек из глины и фуркали – кто дальше. А Авинер набрал глины больше всех, насадил на ивовый прут да прямехонько в Федуленково окно, стекло так и брызнуло. Все, конечно, бежать. Федуленок – из избы, а Виня один на месте остался и только приговаривал: “Вон оне в поле побежали!” Ну, Федуленок и ринулся за ними, и Олешу настиг.

Да и прикончил бы, если б не Олешин отец.

В двенадцать лет Винька и Олеша приходскую школу кончили, так Винька на своем гумне все ворота матюгами исписал – почерк у него был, как у земского начальника, а от работы Винька старался увильнуть, даже плуг отцовский портил, лишь бы навоз в борозду не кидать. И когда его отца пороли за неуплату податей, Виня бегал глядеть, да еще и хвастался: видел, дескать, как тятьку пороли и он на бревнах привязанный дергался… А потом отправился Олеша в Питер. Там мастера-плотники били его сильно, но работать научили.

После стычки с Олешей Авинер в бане не показывается. Зорин, услышав, что к Козонкову приехала дочь Анфея, отправляется в гости. Авинер поит своего шести – или семилетнего внука водкой, а сам, пьяный, рассказывает Зорину о том, как ловок он был в молодости – обманывал всех вокруг и даже из-под углов только что заложенной церкви деньги вытащил.

На следующее утро Олеша на баню не является. Зорин идет к нему сам и узнает, что от Олеши требуют идти в лес – рубить ветошный корм.

Только после обеда Зорин приходит ремонтировать баню и снова начинает рассказывать.

На этот раз про то, как Козонков захотел жениться, да невестин отец отказал ему: на Авинеровых розвальнях завертки веревочные, так на первой же горушке, глядишь, завертка-то и лопнет…

Потом Олеша рассказывает про свою любовь. У Таньки, Федуленковой дочки, коса густая была, ниже пояса. уши белые. А глаза – даже и не глаза, а два омутка, то синие, то черные. Ну, а Олеша робок был.

И как-то в Успеньев день после праздника мужики напились, а парни спали на повети неподалеку от девок. Винька тогда пьяным прикинулся, а Олеша стал проситься под полог, где собирались спать Олешина двоюродная да Танька. Тут двоюродная-то и шмыгнула в избу: самовар, дескать, забыла закрыть.

И назад не вышла – догадливая она была. А Олеша, весь от страха дрожа, – к Таньке, да та стала уговаривать его уйти… Олеша сдуру и пошел на улицу. Проплясался, а когда уже под утро зашел на поветь, услышал, как Винька под пологом его Таньку жамкает. И как целуются.

А двоюродная, обсмеяв Олешу, сказала, что Танька велела его найти, да только где сыскать-то? Будто век не плясывал.

https://www.youtube.com/watch?v=APWS0HdR7zY

Олеша заканчивает свой рассказ. Мимо проезжает грузовик, водитель оскорбляет Смолина, однако Олеша лишь восхищается им: молодец, сразу видно – нездешний. Зорин, злясь и на водителя и на беззлобие Смолина, уходит не попрощавшись.

Козонков, придя к Смолину, рассказывает, как с восемнадцатого года стал он правой рукой Табакова, уполномоченного финотдела РИКа. И сам с колокольни колокол спехивал, да еще и маленькую нужду оттуда справил, с колокольни-то.

И в группке бедноты, созданной, чтоб вывести кулаков на чистую воду и открыть в деревне классовую войну, Авинер тоже участвовал.

Так теперь товарищ Табаков, говорят, на персональной живет, и Козонков интересуется, нельзя ли и ему тоже персональную? Вот и документы все собраны… Зорин смотрит документы, но их явно недостаточно.

Авинер жалуется, что посылал, дескать, заявление на персональную в район, да затеряли там: кругом одна плутня да бюрократство. А ведь Козонков, считай, с восемнадцатого года на руководящих работах – и секретарем в сельсовете, и бригадиром, два года “зав.

мэтээф работал, а потом в сельпе” всю войну займы распространял. И наган у него был. Как-то повздорил Козонков с Федуленком – наганом грозил, а потом добился, чтоб того в колхоз не приняли: две коровы, два самовара, дом двоежилой. И тут Федуленка, как единоличника, таким налогом обложили… Авинер уходит. Дом Федуленка, где была контора колхоза, глядит пустыми, без рам, окошками. А на князьке сидит и мерзнет нахохленная ворона. Ей ничего не хочется делать.

Отпуск Зорина подходит к концу. Олеша работает на совесть и потому медленно. И рассказывает он Зорину, как направляли их, бывало, на трудгужповинность – дороги строить, как гнали то на лесозаготовку, то на сплав, а потом еще надо было в колхозе хлеб посеять, да только получалось на четыре недели позже нужного. Вспоминает Олеша, как пришли описывать имущество Федуленка.

Дом – с молотка. Всю семью – в ссылку. Когда прощались, Танька к Олеше при всем народе подошла. Да как заплачет… Увезли их в Печору, было от них в первое время два или три письма, а потом – ни слуху ни духу. Олеше тогда Винька Козонков кулацкую агитацию приписал, и мучили Смолина сильно. Да и теперь Олеша не решается рассказать Зорину все до конца – тот ведь “партейный”.

Баня оказывается готовой. Зорин хочет рассчитаться с Олешей, но тот будто не слышит. Потом они вместе парятся. Зорин специально для Олеши включает транзистор, оба слушают “Прекрасную мельничиху” Шуберта, а затем Зорин дарит транзистор Олеше.

Перед отъездом к Зорину приходят Олеша и Авинер. Выпив, они начинают спорить о коллективизации. Олеша говорит, что в деревне было не три слоя – кулак, бедняк и середняк, – а тридцать три, вспоминает, как в кулаки записали Кузю Перьева.

А по словам Авинера, Смолина самого следовало бы вместе с Федуленком – под корень: “Ты контра была, контра и есть”. Доходит до драки. Авинер стучит о стену Олешиной головой. Появляется Настасья, жена Олеши, и уводит его домой.

уходит и Авинер, приговаривая: “Я за дисциплинку родному брату… головы не пожалею… Отлетит в сторону!”

У Зорина начинается грипп. Он засыпает, потом встает и, пошатываясь, идет к Смолину. А там сидят и мирно беседуют… Авинер и Олеша.

Смолин говорит, что оба они в одну землю уйдут, и просит Авинера, если Олеша умрет раньше, сделать ему гроб честь по чести – на шипах. И Козонков просит Смолина о том же, если Олеша его переживет.

А потом оба, клоня сивые головы, тихо, стройно запевают старинную протяжную песню.

Зорин не может им подтянуть – он не знает ни слова из этой песни…

Источник: http://home-task.com/plotnickie-rasskazy-belova-v-kratkom-soderzhanii/

Краткое изложение рассказа Василия Белова “Такая война”

Ваню – сына Дарьи Румянцевой – убило на фронте в 42-м г., а бумага с печатью и непонятной, но уж больно подозрительной подписью (один крючок с петелькой) приходит больше чем через год.

И решает Дарья, что бумага фальшивая, подделанная каким-то недобрым человеком. Когда через деревню проезжают цыгане, Дарья каждый раз ходит гадать на Ваню. И каждый раз карты раскидываются как нельзя лучше. Получается – жив он.

И Дарья терпеливо ждет конца войны.

К ночи, зимой и осенью, она уходит на конюшню стеречь лошадей и там все думает про сына Ивана С рассветом возвращается, волоча по пути какую-нибудь ломину, брошенный колышек либо гнилую тесину – без дров зимой не проживешь. Избу она топит через день, а картошку выдумывает варить в самоваре: и проще и выгоднее, да и кипяток для питья выходит вроде бы чем-то позанятнее.

Дарья еще не вышла из возраста, и с нее берут полный налог: яйца, мясо, шерсть, картошку.

И все она уже сдала, кое-что прикупив, иногда заменив одно другим, и только по мясу числится за ней недоимка да денежный налог весь целехонький, не говоря уж о страховке, займе и самообложении. По этим статьям у нее и за прошлый сорок второй год не выплачено.

А тут Пашка Неуступов, по прозвищу Куверик, по здоровью не взятый в армию Ванин одногодок, приносит Дарье новые обязательства. И требует “с государством рассчитываться”.

Голод в народе начинается

как-то незаметно, понемногу, и никто не всплескивает руками, когда в колхозе от истощения умирает первая старуха. А двери теперь почти не закрываются от великого изобилия нищих. Вскоре становится совсем нечего есть. Бабы ходят в дальний, еще хлебный колхоз – менять одежду на зерно и картошку.

У Дарьи есть хороший полушерстяной Иванов костюм. Иван купил его за три недели до войны, не успел и поносить вдоволь. Когда Дарье становится невмоготу и начинает больно болеть сердце, она выносит костюм из сенника и ловит далекий, уже забиваемый затхлостью сундука Ванюшин запах.

Раз, вывернув карманы, видит копеечку и махорочную пыльцу и потом долго сидит, разволнованная, с облегчающими слезами. А копеечку прячет в сахарницу.

Читайте также:  Краткое содержание волков огненный бог марранов точный пересказ сюжета за 5 минут

На Первое мая сельский дедко, сивый бухтинник Миша, покупает ее единственную оставшуюся живность – козу.

Половину цены Дарья берет деньгами (и тут же отдает их финагенту), половину – картошкой. И делит картошку тоже пополам: корзину на питание, корзину на семена. Но чтобы не умереть, приходится варить в самоваре и эту семенную картошку.

Наконец Дарья решается: идет с бабами, выменивает Иванов костюм на полмешка картошки и обрезками сажает полторы гряды. А корзиной оставшихся обрезанных картофелин питается до самой Казанской.

Наступает лето. Дарья каждый день ходит с бабами косить, а на привалах греет на солнышке опухшие ноги. Ее все время тянет в сон, кружится голова и тонко, по-угарному звенит в ушах. Дома Дарья разговаривает с самоваром, как раньше разговаривала с козой или с подпольной мышкой (мышка в ее избе теперь не живет).

И вдруг к Дарье снова приходит Пашка Куверик и требует заплатить деньги. Одна ты, говорит, во всей деревне злоупорничаешь. Больше Пашка ждать не намерен: придется, видно, принимать меры.

Деловито оглядев избу, он начинает описывать имущество, потом уносит то, что находит ценным, – два фунта шерсти и самовар.

Дарья, плача, умоляет оставить ей самовар: “Век буду Бога за тебя молить, Пашенька”, но Кувери и слушать не хочет.

Без самовара в избе становится совсем неприютно и пусто. Дарья плачет, но и слезы в глазах кончаются. Она грызет мягкую, изросшую в земле картофелину, еще одну. Лежа на печи, Дарья пытается отделить явь от сна и никак не может. Далекие громы кажутся ей шумом широкой, идущей двумя полосами войны.

Война представляется Дарье в виде двух бесконечных рядов солдат с ружьями, и эти солдаты поочередно стреляют друг в друга. А Иван – на горушке, и у него почему-то нет ружья. Дарья мучительно хочет окрикнуть его, чтобы он поскорее взял ружье, но крика не получается.

Она бежит к сыну, да ноги не слушаются и что-то тяжелое, всесильное мешает ей. А ряды солдат все дальше и дальше…

На третий или четвертый день Сурганиха видит в магазине выставленный на прилавке Дарьин самовар. “Бес этот Куверик, – думает Сурганиха, – самовар отнял у старухи”.

На покосе она рассказывает о самоваре бабам, выясняется, что Дарья уже третий день не выходит в поле.

Бабы со всей деревни собирают кто сколько может и, выкупив самовар, довольные, идут к Дарьиной избе, да только хозяйки в ней нет. “Видно, сердешная, по миру ушла”, – говорит Сурганиха.

За лето через деревню идут сотни нищих: стариков, детей, старушек. Но Дарью никто не видел, и домой она не возвращается. И только зимой до деревни доходит слух, что километрах в десяти отсюда, в сеновале на лесной пустоши, нашли какую-то мертвую старуху.

Кусочки в ее корзине уже высохли, и одежда на ней была летняя. Бабы единогласно решают, что это обязательно и есть ихняя Дарья.

Но старик Миша только подсмеивается над бабами: “Да разве мало таких старух по матушке-Расее? Ежели считать этих старух, дак, поди, и цифров не хватит”.

А может, и правы они, эти бабы, кто знает? Они, бабы, почти всегда бывают правы, особенно когда на земле такая война…

Источник: https://ukrtvir.com.ua/kratkoe-izlozhenie-rasskaza-vasiliya-belova-takaya-vojna/

В. И. Белов, “Привычное дело”: краткое содержание повести

Повесть Василия Ивановича Белова «Привычное дело» относится к главным произведениям его творчества. Сюжет переносит читателя в то время, когда начинался кризис в деревне. Эту повесть можно смело отнести к «деревенской прозе».

Анализ произведения

Произведение «Привычное дело», краткое содержание которого находится в данной статье, было написано в 1966 году. В центре внимания писателя оказывается крестьянская жизнь. Для людей, которые так живут, она и есть привычное дело. Уже в самом названии автор использует такое выразительное средство, как метафора. И в этом есть некий контекст, причем трагического характера.

Что же для крестьян может быть привычным делом? Анализ произведение показал, что это умение этих людей боготворить и любить свою небольшую крестьянскую избу.

А смысл существования для этих людей заключен лишь только в том, чтобы создать семью, все делать для ее блага и чтобы она постоянно росла, ведь именно дети являются продолжением рода.

Привычным делом для крестьян оказывается и работа целыми днями, они совсем не думают об отдыхе. Привыкли эти люди и ничего не иметь в этой жизни, а прозябать в нищете.

В произведении «Привычное дело» Белова, краткое содержание которого дано в этой статье, показана жизнь крестьян: работают постоянно, спят всего лишь два часа в сутки и по ночам вынуждены косить траву для своей коровы, которая для всей семьи является кормилицей. Если вдруг с животным что-то случится, то тогда вся семья может умереть с голода. А это сено, которое с таким трудом и силами было скошено и убрано, затем еще и конфискуют. И приходится тогда мужчинам ехать на заработки, иначе все умрут.

И теперь, как показывает автор Белов В.И., больная и умирающая жена ходит косить и умирает прямо на косьбе. А в семье воспитывают девять детей, которые после смерти матери остаются сиротами. И вот тогда какая-нибудь дальняя родственница, как, например, в повести – троюродная сестра хозяина семьи, берет этих ребятишек к себе, чтобы о них заботиться.

«Привычное дело» Белова: краткое содержание первой главы

В первую главу автор поместил четыре части: «Прямым ходом», «Сваты», «Союз земли и воды» и «Горячая любовь». Главный герой – Иван Африкантович Дрынов – пытался довезти товар, который нужно было сдать в сельпо. Загрузив товар, он немного выпил, поэтому сначала по дороге долго разговаривал со своим мерином. Парменко он знал еще жеребенком, поэтому всегда жалел его.

Когда герою уже не хотелось говорить, он замолчал и равнодушно наблюдал за дорогой. Но уже на полдороги он встретил Мишку. Распив еще одну бутылку, они заехали в Сосновку к троюродной сестре героя, чтобы посватать Мишку.

Но Нюшка ловко и быстро их вытолкнула. А наутро о неудачном сватовстве Мишки Петрова уже знала все в деревне.

Но никто не видел самого Ивана Дрынова, а он уже бежал в соседнюю деревню, где его жена Катерина рожала девятого ребенка.

Вместе с женой они упросили доктора, чтобы отпустили женщину с новорожденным сыном домой, так как Иван никак не мог жить без нее.

Краткое содержание второй части

Вторую главу своей повести «Привычное дело» Белов (краткое содержание будет интересно поклонникам литературного творчества автора) разделил на четыре части: «Детки», «Бабкины сказки», «Утро Ивана Африкановича» и «Жена Катерина».

Сначала автор понемногу рассказывает о каждом ребенке в семье Ивана и Катерины. Знакомит он и с тещей, которая за этими ребятишками ходит. Она следит и за домашним хозяйством. А последняя глава посвящена Катерине, которая встает в три часа ночи, чтобы управиться по дому, помогая матери, а потом бежит на ферму.

А ведь только вчера она родила, и ей отлежаться надо. Вот и случился приступ.

Основное содержание третьей главы

Третья глава повести «Привычное дело» состоит из одной части – «На бревнах». После сердечного приступа, который случился с Катериной на ферме, пробыла она две недели в больнице. А Иван за это время извелся совсем, так как холодным ему казался этот дом.

Но когда Катерина вернулась, Иван опять сидел на бревнах, где проходила вся жизнь деревни, с Куровым и Мишкой Петровым, обсуждая союзников и рассказывая о том, какие истории с ним происходили на войне.

Основные события четвертой главы

Белов В.И. в четвертую главу своего произведения включил следующие части: «И пришел сенокос», «Фигуры», «Что было дальше», «Митька действует» и «На всю катушку». Корова была самой ценной в семье Дрынова.

Но сена колхоз выделял мало, приходилось по ночам Ивану косить, чтобы три стожка на зиму запасти. Однажды он взял с собой Гришку на покос, а мальчишка уснул.

Но пока Иван был на работе, а к ним в дом по делам заходил председатель, тот сам и выложил все про сено.

Потом Гришка и дорогу показал, чтобы могли уполномоченные увезти это сено. Долго ругали Ивана за сено, сделали предупреждение, что если еще такое повторится, то посадят его. Договорился тогда Иван с соседским председателем, чтобы косить.

Четыре ночи он с женой ездил на покос, чтобы его председатель не видел. А когда приехал шурин Митька, то они с Мишкой за одну ночь перевезли это сено. Вскоре и Митьку с Мишкой забрали за сено в милицию и дали им работ по пятнадцать суток.

Главные действия пятой главы

В пятую главу произведение Белова, которое относится к деревенской прозе, вошли несколько частей: «Вольный казак», «Последний прокос» и «Три часа сроку». Уговорил Митька уехать Ивана в Мурманск, чтобы заработать.

Не соглашался долго он, но слишком много аргументов приводил хитрый парень. И вот стал Иван и сам задумываться о жизни и о том, какое будущее он может дать своим детям.

Пошел к председателю, все документы сделал и поехал вместе с Митькой, хотя Катерина была против такого решения.

Только он уехал, как разрешили деревенским жителям в выходной день не выходить на покос, а заняться своими делами. Катерина отправилась вместе с Катюшкой и Гришкой. Мальчик следил за огнем, лазил по деревням.

А девочка наравне с матерью училась косить. И тут Катерине стало плохо, упала на землю. Ее заметил Гришка, стал плакать, и это привлекло внимание людей. Когда Катерину привезли домой, вызвали врача, то оказалось, что опять у нее приступ.

Но вот в больницу уже везти ее нельзя было.

А вскоре вернулся и Иван, который и в милицию успел попасть из-за Митьки, и даже в аварии поучаствовать. Но домой его тянуло.

“Привычное дело” Белова: краткое содержание шестой главы

В шестую главу автор поместил лишь только одну часть – «Рогулина жизнь». Корова для семьи в деревни была главной ценностью. Жизнь Рогулины, кормилицы семьи, описывает Белов в этой главе.

Он рассказывает о ее рождении, о том, как она взрослела, как впервые встретилась с быком и какую горечь утраты испытала, когда унесли ее теленочка, которого она родила и облизала ночью, пока все спали.

Схватка с медведем и ласка хозяйки описывается в этой главе.

Но страшные последние сцены, так как Иван не смог сам забить Рогулину. Он даже в дом ушел, чтобы этого не видеть. А корова недоумевала, что же с нею сделали. И даже после того, как ей нанесли первый удар. Она не знала, что хозяйка умерла и ходить больше за ней некому.

Сюжет седьмой главы

В седьмой главе читатель может познакомиться с тремя частями: «Ветрено. Так ветрено», «Привычное дело» и «Сорочины». Мать Катерины и Степановна решили, что Иван должен сойтись с Нюшкой.

Но как сказать ему об этом, пока еще не придумали. А Иван, решив построить новую лодку, пошел на Черную речку и заблудился.

Два дня он пробыл в лесу, и, когда уже совсем выбился из сил, голодный, услышал трактор Мишки Петрова, пополз на дорогу и тот его чуть не задавил.

На сорок дней он пошел на кладбище к жене, куда он так ни разу еще и не сходил. Рассказал о детях, о корове, попросил прощения у жены, что не берег ее. И заплакал, пытаясь вылить всю свою боль от потери.

Источник: http://fjord12.ru/article/336075/v-i-belov-privyichnoe-delo-kratkoe-soderjanie-povesti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector