Краткое содержание ремарк чёрный обелиск точный пересказ сюжета за 5 минут

Рецензии на книгу Черный обелиск

Краткое содержание Ремарк Чёрный обелиск точный пересказ сюжета за 5 минут

«Есть люди, которые привыкают к смерти, как к четвертому партнеру при игре в скат». Э.М.Ремарк «Черный обелиск»

Фундаментальным изваянием вечности, высоко над горизонтом, сияет на небосклоне мировой литературы Черный Обелиск — шедевр художественного творчества, выполненный из черного шведского гранита. Материал указывает на то, что природа, в отличии от нобелевского комитета, изначально признала Эрих Мария Ремарка.

Время не властно над вечными ценностями классической литературы и этот автор был признан всегда, во все времена. В годы, когда его запрещали в Германии и даже печатали в СССР.

Пройдя в течении всей своей очень активной, перенасыщенной событиями жизни огонь, воду и медные трубы, этот, в общем-то довольно скромный по натуре человек, сумел сохранить в своем сердце живой родник, который до сих пор притягивает читателей.

Опустошающий ужас войны, цинические годы послевоенной депрессии, эмиграция, где каждый за себя, где лишь бы выжить, трагедии личной жизни — подобного слишком много для одного человека, даже для писателя, но в итоге все это, только обострив чувства, сделав автора одним из главных представителей «потерянного поколения», не смогло поколебать главного — какого-то внутреннего стержня, чего-то типа врожденного ощущения прекрасного, собственного понимания человеческой чистоты. Среди озлобленности, повседневщины, обывательского равнодушия, тоскливого пьянства — недрогнувшими и вечными остались чуткость к ближнему, настоящая дружба, способность любить.

Произведения Ремарка четкие, ясные и конкретные, он, как и другие великие авторы, создавал одну большую бесконечную книгу жизни, состоящую из разных частей — «Три товарища», «На западном фронте без перемен», «Триумфальная арка» и прочее, прочее, прочее.

«Черный обелиск» — яркое и важное произведение, характеризующее во всей своей полноте все творчество Ремарка, где он вновь, после «Трех товарищей», обращается к теме «потерянного поколения». Война давно закончилась, но она продолжается в сердцах, о ней говорят, ее помнят, ею живут.

Главный герой, Людвиг Бодмер, особенно остро это ощущает, потому что смерть , главная сподручница войны, и теперь с ним рядом, он работает в похоронном бюро и каждый день видит людей, погибающих на фронтах нелегкой послевоенной жизни. Тема инфляции в Германии 1923 года особенно актуальна для нас нынешних.

В тот далекий год курс доллара менялся так, что деньги работникам выплачивали два раза в день и делали перерыв, чтобы они могли успеть хоть что-то купить.

В «Черном обелиске» перед нами гораздо более зрелый Ремарк, поднимающий серьезные вопросы бытия. Это неудивительно, ибо на тот момент автору было уже ближе к шестидесяти годам.

Тема любви и дружбы в «Черном обелиске» проходит фоном, как нечто само собою разумеющееся, она только подогревает сюжет, возможно, именно это несколько уменьшило популярность произведения, но не сделало его менее интересным.

Мне «Черный обелиск» всегда виделся одним из лучших произведений Ремарка, если вообще уместно сравнивать, ибо они, несмотря на злословие некоторых критиков, совершенно разные.

Поиск себя в течении времени, где Черный Обелиск- мрачный символ вечности, представлялся мне всегда наиболее весомым на фоне всего творчества Ремарка. Текст при этом довольно легко читаемый, предельно ясный, рукою мастера автор ставит глубинные вопросы бытия в такой форме, что над ними задумываешься непроизвольно.

Реализм или фантазии, что же присуще тебе самому? Вот перед тобой букет цветов, который Людвиг Бодмер смог подарить только третьей по счету девушке.

Первое, что приходит в твою голову — как же эти цветы не успели засохнуть? Как хочется мужчине причислить себя к живущим в мире настоящем, ты уже потираешь руки, радуешься сам за себя. Но оказывается, что, задумавшись Ремарком, ты уже минут 15 едешь в противоположном направлении.

Вот он, твой реальный мир. А тут еще и Изабелла, которая пьет Луну, которую ты, если не изменяет память, пытался всего лишь съесть на студенческой практике.

Ремарк интересен в любом возрасте и дело даже не в разном восприятии, не в багаже знаний, не в подготовленности читателя. На разных этапах собственной жизни ты отдаешь предпочтение разным его произведениям, разным частям одного и того же произведения.

Цитировать же автора вообще дело неблагодарное, это кладезь уже устоявшихся известных выражений, поэтому вообще не стану этого делать, лишь могу порекомендовать ранее не читавшим Ремарка — обратиться к списку его крылатых фраз, что приведет к неминуемому чтению.

Самая неоднозначная сюжетная линия в «Черном обелиске» — это тема Изабеллы, девушки из сумасшедшего дома. Кстати, основа, как всегда,была взята Ремарком из собственной жизни, в произведении он описывает родной город, ему довелось работать в похоронном бюро и играть на органе в церкви при клинике для душевнобольных.

Но и здесь автор не стал делать из больной девушки блаженную или пытаться сыграть на сострадании читателей. Для Ремарка подобный ход был бы слишком неестественным и нарочито коммерческим. Благодаря Изабелле автор выразил какую-то настоящую сущность человеческую, которая скрывается в каждом из нас.

То, чем он хотел бы быть сам где-то в глубине души. Все мы имеем несколько обличий — для дома, работы, родственников и т.д. И везде мы пытаемся казаться естественными, хотя и не считаем подобное раздвоение — растроение чем-то ненормальным. «Так кто же идиот?» — спросил бы Ф.М.Достоевский.

Вернее, не спросил бы, а подтолкнул к этому вопросу. Внешне непохожие Ремарк и Достоевский мне видятся единым целым в той части, что , пробившись через бюрократические рогатки бытия, они оба сохранили некоторую первозданность.

Или, как говорится в «Черном обелиске», «икру и капусту нельзя хранить вместе, потому что капуста не получит ничего от икры, но икра пропахнет капустой». Эта икра так и не стала капустной.

Переплетение фактов и чего-то неземного, холодного цинизма и воздушной романтики, мудрого юмора и всепоглощающей тоски — все это и есть Эрих Мария Ремарк. И, если сомнения — оборотная сторона веры (Э.М.

Ремарк), желания — оборотная сторона смерти (Т. Уильямс), любовь — оборотная сторона равнодушия (народная мудрость), то Ремарк — не оборотная сторона лирики, а оборотная сторона смерти, равнодушия и где-то самого себя.

Там, где у кого-то утверждения, у Ремарка — вопросы.

Источник: http://readly.ru/book/57783/reviews/

Чёрный обелиск, Эрих Мария Ремарк — отзыв

Ремарк. Главное литературное (пожалуй, и не только литературное) открытие прошлого года для меня. Писатель, после знакомства с творчеством которого я стала искать его стиль, настроение, реализм и трепетность во всех читаемых книгах… не находила и снова возвращалась к Ремарку. «Черный обелиск» был второй из 9 прочитанных к данному моменту книг этого писателя.

Эмоционально — зацепил, возможно, меньше, чем все остальные. В плане атмосферности, удовольствия от языка повествования — эта книга для меня одна из лучших.

Немного о сюжете: провинциальный немецкий город, 1923 год. Гиперинфляция, бедность и нищета, зарождающийся нацизм…

Главный герой Людвиг — 25-летний парень, у которого за плечами — война, сотрудник фирмы по продаже надгробий, подрабатывающий игрой на органе в церкви при лечебнице для душевнобольных. Там он знакомится с девушкой, больной шизофренией, влюбляется в нее… «Черный обелиск» во многом автобиографичен.

В начале 20-х годов прошлого столетия Ремарк работал в фирме по продаже надгробных памятников, играл на органе в часовне при больнице.

Дух времени — передать его Ремарку удается фантастически. Страна, в которой деньги обесцениваются с той же скоростью, что и моральные ценности.

Лучшего места действия, чем компания, занимающаяся продажей памятников и могильных камней, для погружения в атмосферу Германии тех лет и придумать невозможно.

Помимо основной сюжетной линии (хотя тут ее в чистом виде не слишком просто выделить — роман многоуровневый) есть много историй, связанных с работой Людвига — о нелепых и закономерных смертях, об отношении родственников к умершим…

Юмор, местами черный, смех сквозь слезы, ирония, сарказм — одни из главных черт этого романа. Забавные выражения, интересные веселые истории — этого в книге предостаточно, несмотря на ее драматичность и, в целом, мрачность.

Щемящий сердце образ главного героя — мальчика, чью юность украла война, мужчины, у которого в прошлом — то, что нужно скорее забыть, страшное и непоправимое, в будущем — множество вопросительных знаков, поиск места в жизни, поиск ее смысла… Собирательный образ «потерянного поколения». Становится понятнее, почему Германия развязала 2 войны в течение столь небольшого по историческим меркам промежутка времени…

Интересны женские образы в романе — самыми честными, добрыми и бескорыстными оказываются проститутки и страдающие шизофренией. Утрирую, конечно, но не сильно.

Очень понравилось то, как Ремарк обыгрывает линию роли церкви в обществе. Я кивала головой и мысленно говорила: «да, да, да, как будто и не прошло века…»

Тема о разуме и сумасшествии — то, как ее преподнес Ремарк, восхищает. Не буду вдаваться в подробности, это нужно читать (особенно диалоги Людвига и его возлюбленной — только из-за них хочется поставить здесь миллион значков «рекомендую»). Отмечу один момент — Ремарк расположил по соседству 2 дома — родильный и сумасшедший.

Книга о ностальгии. По юности, по тем людям, с которыми было пережито столько ярких и запоминающихся моментов, по тем, с кем не встретиться уже никогда…

Как всегда у Ремарка — безумно реалистично, достаточно трагично, но с щедрой долей жизненного оптимизма. Со светом, который «не светит, когда светло. Он светит во тьме.

» (это цитата из «Трех товарищей», но, как мне кажется, к описанию фабулы «Черного обелиска» она как нельзя лучше подходит).


Цитаты
:»Почему он называет шизофрению болезнью? Разве нельзя было бы с таким же успехом считать ее особым видом душевного богатства? Разве в самом нормальном человеке не сидит с десяток личностей? И не в том ли разница только и состоит, что здоровый в себе их подавляет, а больной выпускает на свободу? И кого в данном случае считать больным?»»Не пренебрегайте великой мудростью церкви! Это единственная диктатура, которая устояла в течение двух тысячелетий.»»Мне начинает казаться, что с истиной о смысле жизни дело обстоит примерно так же, как с жидкостями для ращения волос: каждая фирма превозносит свою, как единственную и совершенную, а голова Георга Кроля, хотя он их все перепробовал, остается лысой, и ему следовало это знать с самого начала. Если бы существовала жидкость, от которой волосы действительно бы росли, то ею одной люди и пользовались бы, а изобретатели всех других давно бы обанкротились.»»Если судить по извещениям о смерти и некрологам, то можно вообразить, что человек — абсолютнейшее совершенство, что на свете существуют только благороднейшие отцы, безупречные мужья, примерные дети, бескорыстные, приносящие себя в жертву матери, всеми оплакиваемые дедушки и бабушки, дельцы, в сравнении с которыми даже Франциск Ассизский покажется беспредельным эгоистом, любвеобильнейшие генералы, человечнейшие адвокаты, почти святые фабриканты оружия — словом, если верить некрологам, оказывается, на земле живут целые стаи ангелов без крыльев, а мы этого и не подозревали.»»То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом и состоит романтика и идиотизм человеческой жизни.»» — Почему все люди не могут просто быть счастливы?- Этого я не знаю. Может быть, потому, что тогда господу богу было бы скучно?- Нет. Не поэтому.- А почему же?- Потому, что он боится.- Боится? Чего же?- Если бы все были счастливы, никакой бог не был бы нужен.»»Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика.»»Странное дело: если бы близкие при жизни иного покойника хоть наполовину так заботились о нем, как тогда, когда ему от этого уже нет никакой пользы, трупы наверняка охотно отказались бы от самых дорогих мавзолеев; но уж таков человек: по-настоящему он дорожит только тем, что у него отнято.»»Любовь — вопрос чувства, не вопрос морали. Но чувство не знает предательства. Оно растет, исчезает, меняется — где же тут предательство? Это ведь не контракт.»

Читайте также:  Краткое содержание весенний остров астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут

Роман о жизни, обо всех ее гранях. Буднично, иронично, трогательно, красиво. Ремарк — гений.

Источник: http://irecommend.ru/content/esli-smysl-zhizni-deistvitelno-poznavaem-dostatochno-bylo-i-odnoi-knigi-no-gde-ona-eta-kniga

Эрих Мария Ремарк “Чёрный обелиск” (1956)

“Чёрный обелиск” – это больше автобиография, исполненная в виде художественной обработки, нежели взятый из личных переживаний автора сюжет.

Маститая фигура Ремарка давно вознеслась над безликой массой так называемых писателей, чья жизненная цель состоит в трате бумаги, не несущей никакой смысловой нагрузки; Ремарк блестяще выглядит на фоне заслуженных авторов, каждому из них отведено место в сердце читателя, где Ремарк отвечает за страдания души. В литературе не так уж много примеров, когда представляется уникальная возможность понять автора без лишних биографий и людей, что в них пытаются разобраться. “Чёрный обелиск” охватывает отрезок от окончания войны до начала журналисткой деятельности, когда Ремарк подрабатывал продавцом надгробий и был органистом в психиатрической клинике: всё это оставило отпечаток на авторе не менее сильный, нежели Первая Мировая война. Когда перед писателем встал вопрос о выборе сюжета для новой книги после сдачи в печать “Времени жить и времени умирать”, где тема ужасов войны была показана в очередной раз, а снова говорить о выгнанных политическим режимом из Германии людях больше не было сил, тогда Ремарк взял за основу небольшой фрагмент, решив его превратить в полноценный роман.

К удивлению читателя, “Чёрный обелиск” – это бесконечная история в духе Ремарка, но не имеющая в себе повторяющихся элементов. Да, герои кажутся точно такими же.

Девушка главного героя по-прежнему страдает недугом, наивна как ребёнок и её любовь – желание расстаться с одиночеством; только вместо физических дефектов для читателя заготовлено душевное заболевание, о котором Ремарк будет долго размышлять, предлагая свои способы лечения, вплоть до эвтаназии, постоянно переосмысливая подход к людям, чьё мировосприятие отлично от нашего. С одной стороны – общество ничего для душевнобольных сделать не может, с другой – нет гарантий, что именно мы смотрим на мир правильно. Стоит предположить, Ремарк действительно мог общаться в психиатрической клинике с пациентам, (возможно) вплоть до любовных увлечений: слишком идеализирует он свои ощущения, не давая конкретной картины заболевания, выставляя на суд читателя девушку с небольшими отклонениями между несколькими личностями, не желающими ужиться в одном теле, что со стороны кажется слишком поверхностным подходом к изучению проблемы. Но Ремарк просто делится переживаниями юности, не стремясь прослыть знатоком среди психиатров – созерцание и так давит на него всей тяжестью среди и без того тяжёлых дней.

Сам главный герой – это всё тот же парень, чьи порывы знакомы читателю слишком хорошо.

Они не сильно изменились со времени “На западном фронте без перемен”, пока главный герой вместе с “Тремя товарищами” пытался разобраться в разваливающемся мире, погружаясь всё больше в атмосферу декаданса, чтобы потом скитаться по послевоенной Европе в поисках своего угла, переходя границу за границей, дабы “Возлюбить ближнего своего” и сразу следом взирать на “Триумфальную арку” без осознания каких-либо перспектив в мире, выкинувшем тебя на свалку истории, покуда не грянет война, чтобы снова настало “Время жить и время умирать”. Теперь пришла пора вспомнить прожитые дни, стараясь выжить в мире гиперинфляции, чтобы позже показать блеск возрождающейся Европы под шум гоночных моторов и под звон бокалов с Дом Периньон, когда безусловно “Жизнь взаймы”.

Каждый человек в “Чёрном обелиске” – это именно человек, всем Ремарк даёт вторую жизнь. Никто из них не знает, как сложится судьба в этом странном мире, где всё начинается с тридцати тысяч марок за доллар, а к концу книги цена доллара достигает миллиарды марок. В таком мире просто невозможно существовать, отчего многие заканчивают жизнь самоубийством.

Хорошо, если ты работоспособный, имеющий все возможности добыть себе пропитание. Но если ты на пенсии или не можешь работать, тогда стоит ждать голодную смерть, с чем многие не соглашаются, предпочитая досрочно прекратить свои мучения. Каждый герой книги заглядывает в светлое довоенное прошлое, желая вернуть тех умных людей, при которых страна процветала.

Ремарку такое до боли противно – он безапелляционно заявляется, что именно то правительство считало себя слишком важным, чтобы толкнуть Германию к развалу, надеясь извлечь выгоду из войны.

Стоит более внимательнее приглядываться к голубым тонам неба и к зелёным оттенкам травы, имея нужные пробники, чтобы сказать какое молоко действительно вкуснее – нет простых решений в постоянно меняющемся мире.

Главный герой “Чёрного обелиска” не заглядывает вперёд, не имея никаких представлений о будущем. Только к концу книги Ремарк скажет о том, как сложилась жизнь каждого. Но до того момента читателю предстоит на себе лично почувствовать все прелести разваливающейся экономики, где каждый играет на повышение, а о понижении может только мечтать.

Удивительно, что герои Ремарка мало употребляют алкоголь: наверное, им совсем не до него. Хотя, некоторый упор сделан на водку, приведённую в качестве приятного бонуса для развлечения, когда одно из действующих лиц может на вкус определить точное её происхождение.

И ведь никто не спивается, исправно выполняя свою гражданскую функцию, поддерживая оптимистичный настрой среди своего окружения. На этом фоне перед читателем всё больше вырастает фигура Гитлера, которая ещё до прихода к власти стала получать всё больше влияния, чьи предлагаемые методы на фоне общего упадка воспринимались людьми с крайним воодушевлением.

В такое время, когда каждый пятый лез в петлю, в душу людей могло проникнуть только обещание самых решительных действий, способных возродить очередной германский рейх, на этот раз третий по счёту.

Если в “Трёх товарищах” очень хорошо показываются чувства людей, отрицающих саму возможность лучшей жизни, ожидая всё большего ухудшения дел, то “Чёрный обелиск” дышит верой и надеждой на скорое исправление ситуации. Ремарк описывает утрату патриотизма, заставляя людей негативно относиться к хранителям старого порядка, сжигая флаги и убивая тех, кто за флаг готов погибнуть.

Германия в руинах, но Германия готова встать на ноги снова. В непростой среде разворачивается сюжет книги. Остаётся бежать, но бежать не возникает желания. Что-то обязательно произойдёт. Только лишь спустя десятилетия понимаешь всё горе и отчаяние людей, сравнивая с собственным благополучием. Впрочем, нынешнее благополучие тоже шаткое явление.

История циклична… и любой подъём всегда заканчивается падением.

Весьма остро задевает Ремарк тему религии и бога. Ремарк смотрит на это не с позиции верующих, а старается взглянуть на паству глазами создателя. Легко понять мысли человека, молящегося за успех мероприятия, особенного военного.

Только не может бог встать на чью-то сторону, если что-то не могут поделить между собой нации, обе в него истово верующие. После того, как высший разум от тебя отворачивается, то должен возникнуть конфликт с ним.

Почему его не происходит, а вера остаётся всё также сильна? Если человек создан по образу и подобию божиему, то отчего бог не удостаивается порицания? Ремарк будет поднимать один вопрос за другим, заранее понимая бессмысленность любых рассуждений.

Редкий читатель причислит бога к отличному поводу для загадок софистов, больше читателей примут слова автора за само собой разумеющийся ход мыслей в голове каждого из нас.

Кажется, продавать ритуальные услуги – всегда будет выгодно. Но были времена, когда даже такое прибыльное дело не давало надежды для уверенности в завтрашнем дне; и надо помнить, что чувство собственной важности и вседозволенности рано или поздно доведёт мир до хаоса снова.

Дополнительные метки: ремарк чёрный обелиск критика, ремарк чёрный обелиск анализ, ремарк чёрный обелиск отзывы, ремарк чёрный обелиск рецензия, ремарк чёрный обелиск книга, Erich Maria Remarque, Der schwarze Obelisk, The Black Obelisk

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Станция на горизонте
– На Западном фронте без перемен
– Три товарища
– Возлюби ближнего своего
– Триумфальная арка
– Искра жизни
– Время жить и время умирать
– Жизнь взаймы
– Ночь в Лиссабоне
– Тени в раю
– Гэм
– “Мартин Иден” Джека Лондона
– “Американская трагедия” Теодора Драйзера
– “Клятва” Ааду Хинта
– “Первый человек” Альбера Камю

Источник: http://trounin.ru/remarque56/

нужен пересказ «Обелиск» Быкова. Срочно!

нужен пересказ «Обелиск» Быкова. Срочно!

  1. А. Терновский
  2. 1. Вот уже более двух десятилетий почти каждая новая повесть белорусского прозаика Василя Быкова (а пишет он, если не считать ранних рассказов, исключительно в жанре повести) , увидев свет, сразу же приковывает к себе неравнодушное читательское внимание и занимает достойное место в нашей столь сегодня богатой талантливыми произведениями многонациональной литературе. У творческого поиска этого автора есть ясно видимая закономерность: очередная его повесть при всей своей самостоятельности, полноте и законченности является в то же время в какой-то степени продолжением предыдущих его книг. Быков от повести к повести возвращается к волнующим его мыслям, развивая их и углубляя, и придвигаясь, таким образом, все дальше и дальше в решении центральной для всего его творчества проблемы проблемы героизма. Такова его последняя повесть партизанского цикла Обелиск, написанная в 1972 году. 2. Что же послужило написанием этого произведения? Василь Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературном, есть своя тропа и у писателя Василия Быкова. Она-то и привела его к обелиску, на котором значились пять именподростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одноимя — их учителя Алеся Ивановича Мороза. В Обелиске на первое место выступает глубинное исследованиевнутренних мотивов и побудительных начал героизма, его нравственно философское осмысление. Именно эта повесть наглядно показала всем, ктовнимательно следил за становлением писателя, как зреет и развивается еготалант, как все глубже и глубже идет его творческая вспашка. 2 У Василя Быкова были и большие и меньшие неудачи, некоторые егоповести вызывали горячие споры в критике. Но то, что в преддверии 30-летияПобеды над фашистской Германией, в 1974г. , за повести Обелиск и Дожитьдо рассвета В. Быков был удостоен Государственной премии СССР, -свидетельствовало заслуженного или подлинно народного признания.1. В основу повести Обелиск положена особая сюжетная и нравственная ситуация. Находящийся в партизанском отряде учитель Мороз, учеников которого, совершивших покушение на немцев и полицаев, пытают в полиции, добровольно идет к немцам. Идет, несмотря на то, что все его отговариваю, считая его поступок ненужной жертвой, идет, хотя твердо знает, что фашисты не выполнят своего обещания выпустить ребят, идет, потому что прекрасно понимает, что иначе в данной ситуации нельзя.Не надо было, учитель , — говорит пришедшему в Сельцо Морозу один изжителей, старик Бахан. А тот одно только слово в ответ: Надо . Вот такая, браток, история, заканчивает свой рассказ пенсионер Ткачук,приходивший на похороны одного из бывших учеников Мороза, тоже ставшегоучителем, Миклашевича, единственного из всех, кто тогда чудом избежалрасстрела. Да, невеселая история — сказал я. Невеселая что! Героическаяистория? Так я понимаю! . Именно героическим считает Быков поступок Мороза, утверждая это мнениевсем содержанием повести. Героическим потому, что не спрятался учитель отнемцев, распустивших по селу слух, что так поступают Советы: чужими рукамивоюют, детей на заклание обрекают, не оставил учеников в решительнуюминуту, облегчил их незавидную судьбу. Кроме того, самопожертвованиеМороза, как и вся его безупречная жизнь, прошедшая на глазах у односельчан,это еще и пример для всех людей пример человечности и духовной стойкости.Недаром Миклашевич становится, как и Мороз, учителем. И долгие годы после

    смерти своего наставника бь

  3. Основные персонажиРассказчик, имя которого не называется. Алесь Иванович Мороз сельский учитель, погибший во время Второй мировой войны.

    Тимофей Титович Ткачук бывший учитель и партизан, на пенсии.

    Сюжет
    Повесть построена по схеме рассказ в рассказе . Герой повести приезжает на похороны сельского учителя Павла Миклашевича, с которым был шапочно знаком.

    Миклашевича очень любили дети, да и все жители вспоминают с большим уважением: Хороший был коммунист, передовой учитель , Пусть его жизнь послужит для нас примером .

    Однако на поминках выступает бывший учитель Ткачук, который требует вспомнить про некоего Мороза и не находит одобрения. По дороге домой главный герой распрашивает Ткачука о Морозе, пытаясь понять, какое отношение тот имеет к Миклашевичу.

    Ткачук рассказывает, что Алесь Иванович Мороз был обыкновенным учителем. Среди его многочисленных учеников оказался и Миклашевич.

    Мороз заботился о ребятах так, как будто они были его собственными детьми: провожал домой поздно вечером, заступался перед начальством, старался по мере сил пополнить школьную библиотеку, занимался самодеятельностью, двум девочкам купил ботинки, чтобы они зимой могли ходить в школу, а Миклашевича, боявшегося отца, поселил у себя дома. Мороз говорил, что старается сделать ребят настоящими людьми.

    Во время Второй мировой войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска, и Ткачук вступил в партизанский отряд. Мороз же остался с детьми, секретно помогая партизанам, пока один из сельчан, ставший полицаем, не начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос.

    Обыск результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Небольшая группа, включая включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина того полицая. В конечно итоге, мальчишки оказываются в плену у немцев, только Морозу удается бежать и найти укрытие у партизан.

    Однако он добровольно уходит к ребятам, чтобы поддержать учеников в тюрьме. Когда их ведут на расстрел, Морозу удается организовать побег только Миклашевича. Ткачук рассказывают, что в честь детей поставили обелиск, а вот действия Мороза не считаются подвигом он же не убил никого из немцев (наоборот, записан как сдавшийся в плен) .

    Всю жизнь выживший Миклашевич потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске.

Читайте также:  Краткое содержание матерь человеческая закруткин точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/nuzhen-pereskaz-obelisk-bikova-srochno/

10 лучших книг Эриха Марии Ремарк

Эрих Маря Ремарк (Эрих Пауль Ремарк) – один из самых читаемых и любимых немецких писателей 20 века. В 1939 году эмигрировал в Америку, получил там гражданство. Родился и воспитывался в большой семье книжного переплетчика. Окончил учительскую семинарию, впоследствии сменил много профессий.

В 1916 году воевал на Западном фронте, получив там ранения. У писателя был бурный роман с Марлен Дитрих. Он берет имя матери в качестве литературного псевдонима после ее смерти.

И отношения Ремарка с отцом, и арест родной сестры за антигитлеровскую деятельность, и участие в Первой Мировой войне, и многие реальные события из собственной жизни легли в основу произведений великого писателя. Несмотря на простоту стиля, его романы удивительны и захватывающи.

Ими зачитываются сейчас, и будут зачитываться еще много поколений.Роман издан в 1929 году. Это попытка автора рассказать миру о потерянном поколении, о своем поколении, которое погубила война. Даже, если ты не погиб на фронте, война все равно тебя погубила.

Вчерашним мальчишкам пришлось быстро научиться быть взрослыми. А сколь тысяч таких юношей, как Ремарк, не вернулись с фронта? Но вернулся ты или нет, все равно на фронте без перемен…

2. «На Западном фронте без перемен. Возвращение»

Роман издан в 1931 году и является продолжением предыдущего произведения. Он назван «самым величайшим книжным успехом всех времен» и лучшим повествованием о Первой Мировой войне. Главные герои – те же, что и в предыдущей книге, но которые вернулись домой. Для них война все еще не закончилась. Теперь она убивает их души.

3. «Искра жизни»

Роман, вышедший в 1952 году, посвящен родной сестре автора. Нацисты арестовали ее в 1943 году за антифашистскую агитацию и обезглавили. Действие книги происходит в вымышленном концлагере, автор основывался на данных о Бухенвальде.

Произведение никто не хотел издавать, и критика приняла его «в штыки». Однако жертвами концлагерей он пришелся по душе. Поскольку они знают, что когда отнято все, остается только искра жизни, которая дает силы выжить и жить дальше.

4. «Время жить и время умирать»

Антивоенное произведение, изданное в 1954 году. События романа происходят в 1944 году, во время отступления немецких солдат из СССР. Главный герой получает приказ – расстрелять четверых партизан. Однако вместо этого, он убивает своего командира. В «благодарность» один из партизан убивает своего спасителя. Настало время умирать. А настанет ли когда-нибудь время жить?

5. «Черный обелиск»

Роман издан в 1956 году. В основу произведения положены реальные события из жизни автора, когда он работал в мастерской, изготавливающей надгробные памятники. Главный герой похож на Ремарка, игравшего на органе за бесплатный обед. Он только что вернулся с войны. Надо было как-то выживать. Надо было «зализывать» душевные раны, надо продавать не нужные никому черные обелиски…

6. «Жизнь взаймы»

Роман был опубликован в немецком журнале в 1959 году. Первое книжное издание вышло в 1961 году под названием «Небеса не знают любимчиков». Психологическое произведение без политической составляющей. В основе романа – любовные отношения пары, в которой девушка смертельна больна. Когда настанет последний ее день? Или она уже давно живет взаймы…

7. «Ночь в Лиссабоне»

Роман напечатали в журнале в 1961 году, а на следующий год вышла полномасштабная книга. Главный герой со своей девушкой бежит от фашистов, пытаясь достать билеты на пароход. Один человек обещает дать ему билеты, если тот выслушает его рассказ. Незнакомец всю ночь рассказывает о своей драматической жизни и трагедии Европы, пораженной фашизмом.

8. «Тени в раю»

Роман опубликован в 1971 году после смерти Ремарка его вдовой. Главный герой – журналист, приезжающий в конце войны в Америку.

Он собирает истории беженцев, наполненные трагизмом и психологическими травмами, принесенными войной.

У каждого из них своя судьба: кто-то начинает «запивать» душевные муки, другой уходит с головой в работу, третий становится законченным циником. Все они тени, пытающиеся приспособиться к мирной жизни, к жизни в раю, без войны.

9. «Три товарища»

Пожалуй, самый известный и любимый роман Ремарка, изданный в Дании в 1936 году. Его называют «самым красивым романом о любви и дружбе 20 столетия». Три друга, три товарища. Такие разные, из разных социальных слоев, с разными судьбами. В центре произведения – любовь одного из друзей и его девушки.

10. «Триумфальная арка»

Источник: https://miridei.com/idei-dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/10_luchshih_knig_eriha_marii_remark/

Книга Черный обелиск. Переводчик — Станевич Вера Оскаровна. Содержание — Эрих Мария Ремарк Черный обелиск

Солнце заливает светом контору фирмы по установке надгробий «Генрих Кроль и сыновья». Сейчас апрель 1923 года, и дела идут хорошо.

Весна не подкачала, мы торгуем блестяще, распродаем себе в убыток, но что поделаешь – смерть немилосердна, от нее не ускользнешь, однако человеческое горе никак не может обойтись без памятников из песчаника или мрамора, а при повышенном чувстве долга или соответствующем наследстве – даже из отполированного со всех сторон черного шведского гранита. Осень и весна – самый выгодный сезон для торговцев похоронными принадлежностями: людей умирает больше, чем летом и зимой; осенью – потому, что силы человека иссякают, весною – потому, что они пробуждаются и пожирают ослабевший организм, как слишком толстый фитиль тощую свечу. Так, по крайней мере, уверяет самый усердный из наших агентов, могильщик Либерман с городского кладбища, а уж ему ли не знать: старику восемьдесят лет, он предал земле свыше десяти тысяч трупов, на комиссионные по установке надгробий обзавелся собственным домом на берегу реки, садом, прудом с форелью; профессия могильщика сделала его философствующим пьяницей. Единственное, что он ненавидит, – это городской крематорий. Крематорий – нечестный конкурент. Мы тоже его недолюбливаем: на урнах ничего не заработаешь.

Я смотрю на часы. Скоро полдень, и, так как сегодня суббота, я заканчиваю свой трудовой день.

Нахлобучиваю жестяной колпак на машинку, уношу за занавеску аппарат «престо», на котором мы размножаем каталоги, убираю образцы камней и вынимаю из фиксажа фотоснимки с памятников павшим воинам и с художественных надгробных украшений.

Я бухгалтер фирмы, художник, заведующий рекламой и вообще вот уже целый год состою единственным служащим нашей конторы, хотя я отнюдь не специалист.

Предвкушая наслаждение, достаю из ящика стола сигару. Это черная бразильская. Представитель Вюртембергского завода металлических изделий утром угостил меня этой сигарой, а потом попытался навязать мне партию бронзовых венков. Следовательно, сигара хорошая. Я ищу спички, но, как обычно, коробок куда-то засунули. К счастью, в печке есть еще жар.

Я скатываю трубочкой бумажку в десять марок, подношу ее к углям и от нее закуриваю сигару. Топить печку в апреле, пожалуй, уже незачем; это одно из коммерческих изобретений моего работодателя Георга Кроля. Ему кажется, что когда люди скорбят и им еще приходится выкладывать деньги, то легче это сделать в теплой комнате, чем в холодной.

Ведь от печали и без того знобит душу, а если к тому же у людей ноги стынут, трудно бывает выжать хорошую цену. В тепле все оттаивает – даже кошелек. Поэтому в нашей конторе всегда жарко натоплено, а нашим агентам рекомендуется зарубить себе на носу: никогда не пытаться заключать сделки в дождь и в холод на кладбище – только в теплой комнате и по возможности после обеда.

При таких сделках скорбь, холод и голод – плохие советчики.

Я бросаю обгоревшую десятимарковую бумажку в печку и встаю. И тут же слышу, как в доме напротив распахивают окно. Мне незачем смотреть туда, я отлично знаю, что там происходит. Осторожно наклоняюсь над столом, словно еще вожусь с пишущей машинкой.

При этом искоса заглядываю в ручное зеркальце, которое пристроил так, чтобы в нем отражалось упомянутое окно. Как обычно, Лиза, жена мясника Вацека, стоит там в чем мать родила, зевает и потягивается. Она только сейчас поднялась с постели.

Наша уличка старинная, узкая, Лизу нам отлично видно, а ей – нас, и она это знает. Потому и становится перед окном. Вдруг ее большой рот растягивается в улыбку, сверкая зубами, она разражается хохотом и указывает на мое зеркальце. Ее зоркие глаза хищной птицы заметили его.

Я злюсь, что пойман с поличным, но делаю вид, будто ничего не замечаю, и, окружив себя облаком дыма, отхожу в глубь комнаты. Лиза усмехается. Я выглядываю в окно, но не смотрю на нее, а притворяюсь, будто киваю кому-то идущему по улице. В довершение посылаю ему воздушный поцелуй.

Лиза попадается на эту удочку. Она высовывается из окна, чтобы посмотреть, с кем же это я здороваюсь. Но никого нет. Теперь усмехаюсь я. А она сердито стучит себя пальцем по лбу и исчезает.

Собственно говоря, не известно, зачем я разыгрываю всю эту комедию. Лиза, что называется, «роскошная женщина», и я знаю многих, кто охотно платил бы по нескольку миллионов за то, чтобы наслаждаться каждое утро подобным зрелищем. Я тоже наслаждаюсь, но все же меня злит, что эта ленивая жаба, вылезающая из постели только в полдень, так бесстыдно уверена в своих чарах.

Ей и в голову не приходит, что не всякий сто же минуту возжаждет переспать с ней. Притом ей, в сущности, это довольно безразлично. Лиза продолжает стоять у окна, у нее черная челка, подстриженная, как у пони, дерзко вздернутый нос, и она поводит грудями, словно изваянными из первоклассного каррарского мрамора, точно какая-нибудь тетка, помахивающая погремушками перед младенцем.

Читайте также:  Краткое содержание гарри поттер и орден феникса книги роулинг точный пересказ сюжета за 5 минут

Будь у нее вместо груди два воздушных шара, она так же весело выставила бы их напоказ. Но Лиза голая, и поэтому она выставляет не шары, а груди, ей все равно. Просто-напросто она радуется, что живет на свете и что все мужчины непременно должны сходить по ней с ума. Затем она об этом забывает и набрасывается прожорливым ртом на завтрак.

А тем временем мясник Вацек устало приканчивает несколько старых извозчичьих кляч.

Лиза появляется снова. Она налепила себе усы и в восторге от столь блистательной выдумки. Она по-военному отдает честь, и я готов допустить, что ее бесстыдство предназначается старику Кнопфу, фельдфебелю в отставке, проживающему поблизости, но потом вспоминаю, что в спальне Кнопфа только одно окно и оно выходит во двор. А Лиза достаточно хитра и понимает, что из соседних домов ее не видно.

Вдруг, словно где-то прорвав плотину тишины, зазвонили колокола церкви Девы Марии. Церковь стоит в конце улички, и звуки так оглушают, точно валятся с неба прямо в комнату.

В то же время я вижу, как мимо второго окна нашей конторы, выходящего во двор, проплывает, словно фантастическая дыня, лысая голова моего работодателя. Лиза делает неприличный жест и захлопывает свое окно.

Ежедневное искушение Святого Антония еще раз преодолено.

* * *

Георгу Кролю ровно сорок лет, но его лысая голова уже блестит, точно шар на кегельбане в саду пивной Боля. Она блестит с тех пор, как я его знаю, а познакомился я с ним пять лет назад.

Лысина эта так блестит, что, когда мы сидели в окопах – а мы были в одном полку, – командир отдал особый приказ, чтобы Георг, даже при полном затишье на фронте, не снимал каски, ибо слишком силен был соблазн для самого благодушного противника проверить с помощью выстрела, не огромный ли это биллиардный шар.

Я щелкаю каблуками и докладываю:

– Главный штаб фирмы «Кроль и сыновья»! Пункт наблюдения за действиями врага. В районе мясника Вацека подозрительное передвижение войск.

– Ага, – отвечает Георг. – Лиза делает утреннюю зарядку. Вольно, ефрейтор Бодмер! Почему не надеваете по утрам шоры, как у лошади в кавалерийском оркестре, и не оберегаете таким способом свою добродетель? Разве вы не знаете, каковы три самые большие драгоценности нашей жизни?

– Откуда же я могу знать, господин обер-прокурор, если я и самой жизни-то не видел?

– Добродетель, юность и наивность! – безапелляционно заявляет Георг.

– Если их утратишь, то уж безвозвратно! А что на свете безнадежнее многоопытности, старости и холодного рассудка?

– Бедность, болезнь и одиночество, – отзываюсь я и становлюсь вольно.

– Это только другие названия для опыта, старости и заблуждений ума.

Георг вынимает у меня изо рта сигару, мгновение смотрит на нее и определяет, как опытный коллекционер бабочку:

– Добыча взята на фабрике металлических изделий.

Он извлекает из кармана чудесно осмугленный дымом золотисто-коричневый мундштук из морской пенки, вставляет в него мою бразильскую сигару и продолжает ее курить.

1

Источник: https://www.booklot.ru/translit/stanevich-vera-oskarovna/book/chernyiy-obelisk/content/786681-erih-mariya-remark-chernyiy-obelisk/

Эрих Мария Ремарк, «Черный обелиск»: краткое содержание, основные персонажи

Спустя 30 лет обратит взгляд назад Э. М. Ремарк. «Черный обелиск» – произведение-размышление о Веймарской республике. Роман написан в 1956 году о событиях и людях 1923 года. Он злободневен и для настоящего момента.

Инфляция, неуверенность в завтрашнем дне, националистические и фашистские настроения – это печальные приметы нынешнего времени.Эрих Мария Ремарк книги свои наполняет иронией и юмором, которые спасают и его, и читателя от давящего чувства тоски.

Это способ самозащиты вместо бессмысленного крика о спасении.

Через тридцать лет

Герои Ремарка возвращаются в его молодые годы, когда он так же, как и главный герой, работал учителем, играл на органе, некоторое время продавал надгробные памятники, наблюдал, как поднимают голову фашиствующие молодчики, как постепенно они набирают силу.Главный герой – это Людвиг Бодмер.

Он служит в конторе по продаже надгробий у своего друга, с которым они ели из одной миски на фронте, Георга Кроля. Оба прикладывают все силы, чтобы фирма держалась на плаву в условиях гиперинфляции, когда курс меняется несколько раз в течение дня, пока не закроется биржа.

Этими деньгами можно хоть прикуривать, что и делает главный герой, настолько они обесценены. Деньги тогда можно было взвешивать. Это хорошо помнит Ремарк. «Черный обелиск» дает ясное представление о полном обнищании одних и вылезших на спекуляциях других людей. Однополчане живут одним днем.

Но в тех условиях невозможно, даже, скорее, абсурдно, строить какие-либо планы. Им приходится исхитряться, чтобы закупать товар подешевле, играя векселями. К этой игре они немного приспособились, но надолго ли их хватит?

Одна из любовных линий романа

Георг Кроль приударил за красоткой-соседкой, которая с удовольствием выставляет в окне средь бела дня напоказ все свои прелести. Она не прочь закрутить роман, поскольку муж-мясник ее совсем не интересует. Она вышла за него замуж, поскольку ей элементарно не хватало денег на еду.

Муж, узнав, как всегда, с большим опозданием об измене жены, с которой он пока не собирается расставаться, затаил зло на Георга. С женой он разведется, но это случится позже. А пока Вацек, так зовут обманутого мужа, симпатизирует фюреру и при первом удобном случае он находит способ отомстить Георгу.

Через много лет, когда к власти придут национал-социалисты, Вацек сумеет отправить Георга в концлагерь. Там Георг Кроль, чудом выживший на войне, погибнет.

Любовь небесная

На одну зарплату прожить невозможно. Поэтому главного героя Ремаркотправляет в психиатрическую больницу играть по воскресеньям на органе. Девушка с раздвоенным сознанием, Женевьева, называет себя то Изабелла, и тогда она прекрасна, то Женни.

Когда она принимает второй образ, то меняется даже внешне, и ее красота исчезает, а сама становится хитрой и злобной. Изабелла никогда не называет Людвига его настоящим именем. В зависимости от настроения она дает ему имя Рольф или Рудольф. В Рудольфа она была безответно влюблена до того, как попала в больницу.

Изабелла – это фата-моргана, чуткая ко всем проявлениям жизни. Она ведет долгие разговоры об ее смысле с Людвигом, о поэзии, о луне.

Внезапное преображение

Но, внезапно выздоровев, она все забывает. И беседы, и возникшее между ними чувство. Воспитанная девушка с недоумением слушает Людвига и вежливо благодарит за хорошую игру на органе. И все. Для Людвига это шок.

Отстранившись от Людвига, эта юная состоятельная фройляйн его просто не узнает.Он для нее чужой человек. Выздоровление Изабеллы трагично для Людвига – та девушка, которую он любил, для него практически умирает. Так показывает несостоявшуюся любовь Ремарк.

«Черный обелиск» – роман, где все двоится.

Любовь земная

Но, кроме Изабеллы, Людвиг Бодмер увлекся приехавшей в их городок гимнасткой Гердой Шнейдер. Их роман хоть и полон нежности, но у него нет продолжения. Герда – это ясное и крепкое счастье на время. Это понятно обоим. Она девушка практичная.

От поэта-бессребреника, который ей не может ничего дать, она уходит к состоятельному хозяину ресторана.Оставаться в городке Людвигу Бодмеру больше незачем. Его приглашают работать журналистом в Берлине.

Он уезжает, чтобы возвратиться, когда закончится война с фашизмом.

Возвращение

В годы войны Людвига не было в Германии. Но он вернулся после нее и навестил городок свой молодости. Почти никого он не встретил, а город лежал в руинах. На память Людвиг купил только старые открытки, хотя сентиментальностью не отличался.

Так заканчивает Ремарк «Черный обелиск». Остается открытым вопрос, как будет дальше жить главный герой. По-видимому, будет продолжать искать настоящую любовь.

Так, прощальным визитом в провинциальный городок заканчивается роман «Черный обелиск», краткое содержание которого изложено выше.

Людвиг Бодмер

Он относится к тому поколению, которое принято называть «потерянным». Оно попало в мясорубку Вердена и газовых атак и ничего, кроме школьной скамьи и орудий убийства, в юности не видело.Главный персонаж романа, идеалист Людвиг Бодмер, как и многие другие действующие лица произведений Ремарка, кое-как приспособился к мирной жизни.

Но именно приспособился. Его друг и владелец похоронного бюро до сих пор кричит по ночам, когда ему снятся сцены войны. Людвиг не смог выполнить обещание, данное им матери, и стать учителем. Существовать в глуши без фронтовых товарищей он не умеет. Жить полноценной человеческой жизнью у него не получается. Он не может найти возлюбленную.

Итак, ни любовь, ни семейная жизнь у Людвига Бодмера не складываются. А что же остается? Стычки с теми, кто мечтает возродить Германию, видеть ее господство над миром. Но «Людвиги» разобщены, и с той силой, которая накрывает их родину, им не дано справиться. Они могут уехать и издалека бороться против фашизма, как это сделал герой романа.

Это их максимум.

«Черный обелиск»: отзывы

В отзывах читателей звучит восхищение умением писателя передать дух эпохи. Униженная, нищая, растерянная Германия показана абсолютно достоверно. В стране полный бедлам. Духовных ценностей нет. Старые исчезли, а новые еще не появились.

«Черный обелиск» читается и как исторический роман, показывающий расшатанную экономику страны, и как психологическая вещь. А также это литературная классика и философская проза. Людвиг Бодмер представляется читателям совершенно положительным, не имеющим изъянов. И места его работы, похоронное бюро и сумасшедший дом, не смущают читателей.

Людвигу, и это считают естественным, не везет в любви, поскольку он беден. И все, кто находится вокруг него, убеждены, что любви никакой и нет вовсе. Есть только чувственное влечение. Надо просто ловить момент.А романтик и философ так жить не хочет и не может.

Не понравились образы женщин, поскольку нарисованы только черно-белой краской, так или иначе хищные и жадные до удовольствий. Книга, как считают читатели, написана с грустью и юмором.

«Черный обелиск»: цитаты

  • Деньги – иллюзия; каждый это знает, но многие еще до сих пор не могут в это поверить.
  • Происходит грандиозная распродажа честных доходов, сбережений, порядочности.
  • То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь.
  • Сомнение – оборотная сторона веры.
  • Богатый спекулянт желаннее, чем достойный, но бедный служащий.

История создания романа

К 1951 году творческая жизнь Ремарка приостанавливается. И тут он знакомится с Полетт Годдар. Через шесть лет они становятся мужем и женой.Уехав из Соединенных Штатов, они много путешествуют по Европе, а потом возвращаются в дом Ремарка в Швейцарии, в Порто-Ронко.

В это время Эрих Мария Ремарк, книги которого расходились огромными тиражами по всему миру, начинает работу над новым произведением. Пришло вдохновение, и работа идет быстро. Сюжетная линия выстраивается самая простая. В ней мало динамики. «Черный обелиск» – роман-раздумье.

Как обычно, писатель размышляет о вечных вопросах, о смысле жизни, о любви, войне, через которую прошли его герои. Им неясно, как жить, но они старались всегда сохранить человеческие отношения. Через десять лет это время сменится таким разгулом безумия, какого еще никогда не знал мир.

Ростки этого явления показывает Ремарк в «Черном обелиске».

Источник: http://renbow.ru/article/239799/erih-mariya-remark-chernyiy-obelisk-kratkoe-soderjanie-osnovnyie-personaji

Ссылка на основную публикацию