Краткое содержание шукшин волки! точный пересказ сюжета за 5 минут

Сочинение «Анализ литературного произведения В. Шукшина «Волки»

Краткое содержание Шукшин Волки! точный пересказ сюжета за 5 минут

«Анализ литературного произведения В.М. Шукшина «Волки»

“Волки” – один из ранних рассказов В. М. Шукшина (написан в 1966 г., опубликован в 1967 г. в “Новом мире”). Этому рассказу как-то не повезло: он очень редко включается в сборники произведений писателя, его практически “не замечают” литературные критики.

Между тем “Волки” – типичный шукшинский рассказ: его сюжет и основную коллизию составляет вырванный из обыденной сельской жизни эпизод. Эпизод, как чаще всего бывает у Шукшина, драматичный, с насыщенной динамикой действия, с накалом эмоций.

В нем (эпизоде) – и это тоже типично для Шукшина – высвечиваются человеческие характеры. Типичен рассказ и по авторской стилевой манере.

Прежде всего, отметим обращенность к разговорной стихии как к главному арсеналу речевых средств; доминирование разговорной речи и в диалоге (что естественно), и в авторском повествовании. Шукшинской прозе в целом свойственна “погруженность” в разговорную стихию.

Эта сторона литературного стиля писателя отмечается в литературе о нем. Так, Б. Панкин пишет: “То, что слово – единственное оружие писателя, – аксиома, ставшая трюизмом. Тем не менее, эту истину хочется повторить. С одним, правда, уточнением.

Не слово вообще, а речь, живая разговорная речь, легко, непринужденно, словно ртуть, принимающая любые формы. Это ее стихия составляет ткань и содержание рассказов, их строительный материал. Именно она слышится и в диалогах, и в монологах героев, и в лаконичных авторских комментариях” 1 .

В композиционно-речевой структуре рассказа явно преобладает диалог.

Скупая на слова, на экспрессивные краски, в то же время точная, энергичная, эмоционально напряженная, семантически осложненная характеристика персонажей, их поступков, сюжетных ситуаций, содержательная краткость, лапидарность слога, характеризующаяся смысловой емкостью и динамичностью изложения.

Эти качества писательской манеры Шукшина соотносительны со стилистическими свойствами разговорной речи. Тот же Б. Панкин связывает “многозначительную” краткость слога Шукшина с его пристрастием как художника слова к разговорной речи.

“Язык рассказов, – пишет литературный критик, – художественно выразителен, но средства выразительности необыкновенно скромны, непритязательны, они все из арсенала устной речи” 2 (здесь имеется в виду разговорная речь).

Впрочем, как показывает художественный опыт Чехова-прозаика (чьим последователем в области поэтики рассказа является Шукшин), такая беллетристическая манера письма жестко не связана со стилистикой “разговорности”.

Наконец, стилевую манеру Шукшина определяет установка (и в этом усматривается главный фактор поэтики его литературного творчества) писать правду, “без вранья” (“Восславим тех, кто перестал врать” – из “Записных книжек” писателя).

В результате, как пишет профессор В. С. Елистратов, “на стилистическом уровне мы видим правдивую простоту, своего рода разумную минимизацию словесной фактуры. Ничего лишнего. Четкий ритм. Отсутствие орнамента” 3 .

Активное функционирование в рассказах Шукшина разговорной (литературной) речи и просторечия во многом обусловлено и социокультурным статусом персонажей (в своем большинстве они – сельские жители), пристрастием автора к диалогу, сюжетами рассказов (все они о жизни в деревне), общей ориентацией Шукшина на изображение, художественное исследование народной жизни. “Ухо поразительно чуткое”, – так, по свидетельству Ю. Трифонова, А. Твардовский оценил писательское мастерство Шукшина в построении диалога, в воспроизведении живой, непосредственной речи своих героев 4 .

С самых первых произведений главный герой Шукшина – сельский житель, простой русский человек цельной недюжинной натуры, не пасующий ни перед житейскими невзгодами, ни перед лютым лесным зверем. Он обладает надежным запасом самостояния, которое дает силы выстоять в экстремальных ситуациях, требующих определенных нравственных поступков.

Объектом художественного исследования Шукшин избрал современную ему и родную для него алтайскую деревню со всей ее неустроенностью и вместе с тем с неизбывной тягой к добру, с наивным романтическим стремлением уйти от нудной монотонности будней, вырваться из бездушного существования, лишенного традиционных вековых нравственных устоев и поэзии земледельческого труда, сохрани
в при этом заветы стариков жить по совести. В. Шукшин признавался: “Для меня именно в селе – острейшие схлесты и конфликты. И возникает желание сказать свое слово о людях, которые мне близки” 5 .

В литературном творчестве Шукшина в известном смысле прослеживается традиция русской классики, идущая от Лескова через И. Шмелева (“За язык пропадаю”) и М. Горького.

Действительно, по житейским судьбам, по самостоятельности в поступках и суждениях, по своей жизнестойкости, по открытости, непосредственности души герои Шукшина сродни лесковским персонажам.

шукшин рассказ просторечный экспрессия

Писатель погружен в быт, житейские заботы совсем не простого “человека из народа”. Автор всегда рядом со своими персонажами, он “свой” для них, живет их печалями и… мечтами. Таким ощущает себя Шукшин в своих рассказах. Он знает деревенскую – жизнь изнутри, не понаслышке, в деталях. Неслучайно один из литературных критиков назвал сочинения Шукшина “голосом народной толщи” 6 .

Сюжет “Волков” прост: двое сельчан – Наум Кречетов и его зять Иван отправились в лес за дровами. По дороге на них нападают волки. Тесть струсил и бросил Ивана одного против волчьей стаи… Вернувшись в деревню, зять за такое предательство, едва не стоившее ему жизни, намерен “отметелить” тестя. Но тот уже вызвал милиционера, который и отводит Ивана в “сельскую кутузку”.

В рассказе обращает на себя внимание, во-первых, его лексика, работа автора со словом и над словом; очевидна обдуманность в подборе слов, мотивированность их употребления в данном контексте и в контексте всего рассказа.

Во-вторых – сама манера описания персонажей, участников действия, воспроизведения сюжетных ситуаций, сцен, “картин природы” (последние скупо представлены в “Волках”, как, впрочем, и в других рассказах) – лаконичная, сдержанная и одновременно семантически и экспрессивно насыщенная; фраза, речевая структура всего текста отличаются динамизмом синтаксического строя. Стилевая манера Шукшина подчиняется принципу “правдивой простоты”, требующему от автора необходимой достаточности в художественном изображении данного фрагмента действительности и в первую очередь – в изображении человека, его поступков, в целом его внутреннего мира, “диалектики души” (по Чернышевскому), в образно-поэтическом воспроизведении “второй действительности” (напомним: художественная литература – это вторая действительность).

Разговорные и просторечные слова и выражения выполняют в рассказе “Волки” следующие функции.

I. Они выступают как речевая характеристика персонажа, подчеркивают экспрессивность его реплик. Вот одна из реплик Ивана (в начале рассказа): – …Я бы с удовольствием лучше водопровод пошел рыть, траншеи: выложился, зато потом без горя – вода и отопление.

Здесь глагол выложиться означает отдать, истратить все силы на что-либо, относится к разговорной речи (первоначально был распространен более всего в речи спортсменов). Глагол выложиться экспрессивен и способствует динамичности высказывания.

Это подтверждает сопоставление с возможными синонимическими заменами: старался бы работать, поработал бы как следует (не жалея сил), – которые и многословны (что лишило бы реплику динамичности), и экспрессивно маловыразительны.

Еще иллюстрация: – В деревне плохо!.. В городе лучше

(Реплика тестя Ивана.) Глагол припереться относится к разговорной (литературной) речи, входит в состав грубопросторечной лексики, он употребителен в эмоционально напряженных ситуациях, когда говорящий выражает свое большое недовольство приходом кого-либо.

Это вполне соответствует отрицательному отношению Наума к зятю, а также контексту далеко не дружественного диалога между ними.

(Отметим немаловажное обстоятельство для полноценного восприятия текста этого рассказа: и выложиться, и припереться, как, впрочем, и другие слова, относящиеся к разговорной речи, и в наши дни – в начале XXI века, почти через 40 лет, выступают с прежней стилистической характеристикой 7 .)

Наиболее выразительны, экспрессивно насыщены в рассказе реплики, произносимые в острых конфликтных и экстремальных ситуациях, что вообще присуще аффективной речи. Вот, к примеру, заключительная сцена схватки с волками:

– Ваша взяла, – сказал он. – Жрите, сволочи

– Ну погоди!… Погоди у меня, змей ползучий. Ведь отбились бы
– и конь был бы целый. Шкура.

Или объяснение Ивана с тестем после схватки с волками:

– Предал, змей! Я тебя проучу. Ты не уйдешь от меня, остановись лучше. Одного отлуплю

не так будет позорно. А то при людях отметелю

– Сейчас – остановился, держи карман! – Наум нахлестывал коня. – Оглоед чертов… откуда ты взялся на нашу голову.

В этих репликах мы видим целый набор слов и выражений, наделенных яркими красками “сниженной” экспрессии, “заряженных” отрицательными эмоциями.

Выделенные лексико-фразеологические единицы относятся к просторечию или к разряду грубопросторечной лексики и фразеологии, к разговорной (литературной) речи, а также к обиходно-бытовым словам и выражениям разговорной речи. Одно лишь слово предал принадлежит книжной речи.

В приведенных репликах есть и другие элементы разговорной речи и просторечия, участвующие в воссоздании естественности аналогичных реплик реальных диалогов.

1. Так называемые дискурсные, или структурные, слова.

Они функционируют в устной речи, преимущественно в речи разговорной, а также в таких сферах книжной устной речи, как язык радио и телевизионная речь; а за рамками литературного языка – в народно-разговорной речи: просторечие, диалекты, жаргоны. В приведенных здесь (и других) репликах к таким словам и выражениям относятся вот зато, раз, держи карман… 8

2. Типичное для просторечия употребление в аффективных конструкциях относительно-вопросительного местоимения что в родительном падеже, например: А чего приперся сюда?; Чего ты! Лаешься-то?..

Читайте также:  Краткое содержание брэдбери каникулы точный пересказ сюжета за 5 минут

3. Ненормативное употребление форм разных частей речи (об этом см. дальше).

Все это придает репликам дополнительную выразительность, а также правдоподобие реального диалога.

II. В авторском повествовании разговорная (литературная) и просторечная лексика и фразеология выполняют различные функции.

1. Повышается экспрессивная выразительность текста в силу иностилевого характера этих речевых элементов в литературно-художественном произведении.

Ведь, как известно, литературно-художественное произведение при всей погруженности автора в разговорную стихию находит свое стилистическое воплощение в рамках языка художественной литературы, или художественного стиля, относящегося к книжной речи (к ее письменным стилям).

Ориентация автора на “живую”, непринужденную речь персонажей и – соответственно – на неформальное речевое общение, употребление элементов разговорной речи и просторечия в собственной авторской “партии” бывает обусловлено, наряду с описанием деревенской жизни фольклорно- этнографической тематикой художественного текста (например, сказы П. Бажова), изображением “блатной среды” (например, в современных детективах или у Ю. Алешковского), раскрытием внутреннего мира “маленького человека” в современной андеграундной прозе с ее “простонародящимся интеллигентом”, в сочинениях Е. Попова, А. Слаповского, с одной стороны, – и у В. Астафьева – с другой).

В рассказе “Волки” такие слова передают преимущественно динамизм сцены, энергичность действий (и речевого поведения!) участников ситуации (нередко и с позиции соответствующего персонажа), подчеркивая драматизм изображаемой ситуации, напряженное психологическое состояние персонажа. Например: Иван… огрел вожака бичом.

Здесь глагол огреть предполагает энергичный и очень сильный удар бичом; относится к просторечию, употребителен в бытовой речи. Конь шарахнулся в сторону, в сугроб. Просторечный глагол шарахнуться омонимичен, здесь означает резкий, энергичный рывок в сторону из-за страха, от неожиданности, слово очень экспрессивное.

Это становится очевидным, если сопоставить его с “нейтральными” синонимическими заменами: броситься в сторону, быстро отойти, отбежать в сторону, которые передают лишь значение, оставаясь маловыразительными по своей экспрессивной окраске. Волк… прыгнул под коня и ударом когтистой лапы распустил ему брюхо повдоль.

Распустить – просторечный глагол, здесь передает мощность и энергичность удара, движений волка, по своему происхождению относится к профессиональному жаргону портных: при переделке старой одежды портной перерезает или разрывает нитки (распускает их), которыми сшиты две половины одежды; см.

также: Конь сам развернулся и с места взял в мах; Вся стая крутанулась с разгона вокруг вожака.

Напряженность с

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-analiz-literaturnogo-proizvedeniya-v-shukshina-volki/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Краткое содержание рассказа В. Шукшина «Срезал»К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он — кандидат, жена тоже кандидат, дочь — школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей — полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев…

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил:    — Гости к бабке Агафье приехали?    — Кандидаты!    — Кандидаты? — удивился Глеб. — Ну пошли проведаем кандидатов.Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись.

Разговор пошёл дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина… И тут он попёр на кандидата.    — В какой области выявляете себя? Философия?    — Можно и так сказать    — И как сейчас философия определяет понятие невесомости?    — Почему — сейчас?    — Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе…

    — Да нет такой философии — стратегической, — заволновался кандидат. — Вы о чем вообще-то?    — Да, но есть диалектика природы, — спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. — А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость.

Позвал жену: «Валя, тут у нас какой-то странный разговор!»    — Хорошо, — продолжал Глеб, — а как вы относитесь к проблеме шаманизма?    — Да нет такой проблемы! — опять сплеча рубанул кандидат.Теперь засмеялся Глеб.    — Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти… танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла-нии их как бы и нет. Верно…

Ещё один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные существа.    — Ну и что? — спросил кандидат.    — А где ваши расчёты естественных траекторий? Как вообще ваша космическая наука сюда может быть приложена?    — Вы кого спрашиваете?    — Вас, мыслителей. Мы-то ведь не мыслители, у нас зарплата не та.

Но если вам интересно, могу поделиться. Я предложил бы начертить на песке схему нашей Солнечной системы, показать, где мы. А потом показать, по каким законам, скажем, я развивался.    — Интересно, по каким же? — с иронией спросил кандидат и значительно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значительный взгляд был перехвачен.

Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по кандидату:    — Приглашаете жену посмеяться. Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Кандидатам это тоже бывает полезно…    — Послушайте!    — Да нет уж, послушали. Имели, так сказать, удовольствие.

Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство — это не костюм, который купил — и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж кандидатство-то тем более… поддерживать надо.На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

    — Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов… Но… если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее.    — Да в чем же наша нескромность? — не выдержала жена кандидата.    — А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск… среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: «Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал».

В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было.

Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё.

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: http://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-proizvedenij-6-klass/4739-shukshin-srezal-kratkoe-soderzhanie-kratkij-pereskaz

Шукшин «Волки» – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Шукшин «Волки» – краткое содержание

Рассказ Василия Шукшина «Волки» представляет собой короткую, живую зарисовку напряжённого жизненного момента, где опасность ярко выявляет суть двух разных человеческих характеров: мелкого, корыстного – и широкого, смелого.

Иван Дегтярёв и его тесть, нудный, хлопотливый стяжатель Наум Кречетов, воскресным зимним утром отправляются на двух запряжённых санях в лес за дровами.

Отъехав уже далеко от деревни, они внезапно видят на пригорке пять волков, поджидающих добычу. Наума охватывает страшная паника. Он разворачивает своего коня и с криками «Грабю-ут!» пускается наутёк.

Волки с горы бросаются догонять людей и лошадей.

Василий Шукшин, автор рассказа «Волки»

Молодой, неопытный конь Ивана чуть мешкает и отстаёт. Волки быстро приближаются к саням Дегтярёва. Ивану грозит верная гибель, но он сохраняет самообладание. Вожак волчьей стаи, страшный и лютый, с палёной мордой, уже почти настигает его. Иван начинает стегать волка кнутом.

Оба приготовленных для рубки дров топора лежат в санях у тестя. С их помощью можно отбиться от волков, но Наум, не заботясь о зяте, спешит спасать собственную жизнь. «Дай топор!» – несколько раз кричит ему Иван, которого волки уже обходят с обеих сторон.

Откликнувшись, наконец, на громкие призывы зятя, Кречетов выбрасывает один топор на обочину дороги, но сам продолжает удирать. Иван выпрыгивает из саней и хватает топор, оказываясь один среди голодных хищников. Но как раз в этот момент вожак стаи кидается на его лошадь и задирает её.

Остальные волки тоже подбегают рвать и пожирать внутренности коня. Спеша насыщаться, они обращают мало внимания на человека, и это спасает Ивану жизнь.

Дегтярёв пешком уходит от них по лесной дороге. За поворотом он встречает тестя, который бросил его на растерзание волкам. Иван чувствует страшную ярость. Чтобы как-то освободиться от неё, он бросается было бить предателя.

Дегтярёв хочет в лесу сорвать справедливую злобу на тесте и потом никому не рассказывать про его подлый поступок.

Однако Наум, нахлёстывая коня, уезжает в деревню, ещё и стыдя Ивана тем, что он, «чёртов оглоед», «голый» пролез в их богатую родню.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов валентина пикуля за 2 минуты

Художественный фильм «В профиль и в анфас» (1977) по рассказам Василий Шукшина «Волки», «Чередниченко и цирк» и «Берега»

Вернувшись домой один, Иван выпивает стакан водки и идёт к Кречетовым разбираться. Тесть, теща и жена уже ждут его с милиционером. Иван бранит Наума, едва сдерживаясь, чтобы не броситься на него.

Но суетливый Кречетов ничуть не раскаивается, он наоборот при милиционере обвиняет зятя в намерении «недовольство своё показывать и людей возбуждать». Милиционер уже знает всю случившуюся в лесу историю. Желая помочь Ивану, он уводит его из дома Кречетовых – от греха подальше.

Чтобы Дегтярёв на пьяную голову сам не вернулся туда и не устроил драки, милиционер предлагает ему сесть на ночь в сельскую кутузку, где они вдвоём сыграют в шахматишки.

Автор текста

на нашем сайте вы можете прочесть и ПОЛНЫЙ ТЕКСТ рассказа Василия Шукшина «Волки». Читайте также краткие содержания сразу многих рассказов Василия Шукшина в одной статье

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2996-shukshin-volki-kratkoe-soderzhanie

Рассказ Василия Шукшина «Чудик»: герои и проблематика, сюжет и краткий пересказ содержания

Василий Макарович Шукшин известен всему миру не только как прекрасный актёр, кинорежиссёр и сценарист, но прежде всего как талантливый писатель, который в своих небольших произведениях показывал жизнь обыкновенных людей. Рассказ «Чудик», как утверждает википедия, был написан им в 1967 году и сразу же напечатан в журнале «Новый мир».

Жанровые и стилевые особенности

Василий Шукшин в своём рассказе «Чудик», читать онлайн который можно в любое время, показывает небольшой эпизод жизни своего героя, где отражается вся его судьба. Из этого небольшого отрывка становится ясна и понятна вся его жизнь: и то, что было у главного героя в прошлом, и то, что ожидает его в будущем.

Если сравнить этот рассказ Василия Шукшина с остальными его произведениями, представленными в печатных изданиях и онлайн, то можно заметить, что в нём очень мало диалогов.

Но зато в монологе главного героя, который он постоянно произносит внутри себя, можно увидеть его представление о мире, узнать то, чем он живёт, какие эмоции его одолевают.

Бесхитростный герой Шукшина «Чудик», краткое содержание, которое есть в этой статье, предстаёт перед читателем так, что где-то ему хочется сочувствовать, а где-то ещё можно и осуждать.

Проблематика рассказа

В рассказе «Чудик» Василий Шукшин поднимает проблему, которая прослеживается во многих его произведениях. Отношения между жителями города и села всегда были и остаются актуальной проблемой. Главный герой замечает, что люди в деревне простые, работящие. Они желают менять свою жизнь на иную. Среди них есть герои, которыми может гордиться деревня.

В рассказе «Чудик» поднимается ещё одна важная проблема – семейные отношения, которые должны строиться на любви, доверии и понимании. Но к сожалению, так бывает не всегда.

Герои рассказа

Несмотря на то что в рассказе Шукшина один главный герой, но второстепенных лиц много. Это позволяет понять содержание рассказа. Среди всех действующих лиц можно выделить следующих:

  1. Василий Егорович Князев – «чудик», которому уже исполнилось 39 лет, но он по-детски наивен и честен.
  2. Жена Князева, которая постоянно его ругает и даже несколько раз ударила шумовкой по голове.
  3. Софья Ивановна, сноха.
  4. Дмитрий, брат.
  5. Телеграфиста.
  6. Пассажир в самолёте.

Сюжет и композиция

Сюжет произведения – это путешествие Чудика из родной деревни в город, где живёт его брат. С Дмитрием, который скучает по деревенской жизни, главный герой не виделся 12 лет. В дороге с Чудиком постоянно что-то происходит: то он деньги теряет, то самолёт вынужден сделать посадку на картофельном поле.

Рассказ Шукшина делится на три части:

  1. Мысли Чудика о том, что нужно съездить проведать брата.
  2. Путешествие.
  3. Возвращение домой.

Краткое содержание Шукшина «Чудик»

Жена главного героя называла по-разному. Чаще всего Чудиком, но иногда и ласково. Известно было, что у главного героя была одна особенность: с ним постоянно что-то происходило, и от этого он сильно страдал.

Однажды, получив отпуск, он решил отправиться в гости к брату, который жил на Урале и с которым они давно не виделись. Он долго собирался, укладывая сумки. А ранним утром он уже шёл с чемоданом по селу, отвечая всем на вопросы о том, куда же он собрался.

Приехав в город и взяв билет, Чудик решил пройтись по магазинам, чтобы купить подарков снохе и племянникам. Когда он уже купил пряники и шоколадку, то отошёл и неожиданно заметил, что на полу возле прилавка остались лежать 50 рублей. Он заговорил с людьми в очереди, но хозяина денег не нашлось. Деньги положили на прилавок в надежде, что вскоре потерявший сам за ними явиться.

Отходя от магазина, Чудик вдруг вспомнил, что у него тоже была купюра в 50 рублей. Он сунул руку в карман, где она лежала, но там денег не оказалось. Вернуться и забрать деньги он так и не решился, думая, что его будут обвинять в обмане. Пришлось тогда герою возвращаться домой, чтобы снять деньги со сберкнижки и выслушать речи жены о том, какое он ничтожество.

Уже сидя в поезде, Князев стал понемногу успокаиваться. В вагоне какому-то интеллигентному товарищу решил рассказать историю про пьяного парня из соседней деревни. Но его собеседник решил, что Чудик сам придумал эту историю. Поэтому герой замолчал до пересадки на самолёт. Лететь герою было страшно, а его сосед был неразговорчив и все время читал газету.

Когда стали приземляться, то лётчик «промахнулся» и вместо посадочной полосы они оказались на картофельном поле. Сосед, который решил не пристёгиваться при посадке, теперь искал свою искусственную челюсть. Князев решил ему помочь и тут же нашёл её. Но вместо благодарности лысый читатель стал его ругать, что он схватился за челюсть грязными руками.

Когда он решил отправить телеграмму жене, то телеграфистка его отругала и потребовала, чтобы он переписал текст, ведь он взрослый человек, а содержание его послания было как в детском саду. И девушка даже не хотела слышать о том, что он всегда так писал письма своей жене.

Сноха сразу же невзлюбила Василия. Она испортила ему весь отпуск. В первый вечер, когда они с братом выпили, и Чудик решил спеть, она тут же потребовала, чтобы Василий перестал орать. Но и дальше сноха не давала им спокойно посидеть, вспоминая свои детские годы. Братья вышли на улицу и стали говорить о том, какие прекрасные и героические люди вышли из деревни.

Дмитрий жаловался на жену, как она его замучила, требуя ответственности. Желая забыть, что и она выросла в деревне, замучила пианино, фигурным катанием и детей.

Утром Василий огляделся в квартире и, желая сделать что-то приятное снохе, решил детскую коляску разрисовать. Он потратил на художество больше часа, но получилось очень красиво.

Василий отправился по магазинам, покупая подарки племянникам. А когда он снова вернулся домой, то услышал, как ругается сноха с его братом.

Василий спрятался в сарайчике, который стоял во дворе. Поздним вечером туда пришёл и Дмитрий, сообщив, что коляску-то расписывать не надо было. Чудик, понимая, что сноха его крепко невзлюбила, решил уехать домой. Дмитрий ему не перечил.

Приехав домой, он шагал по знакомой улице, а в это время шёл дождь. Неожиданно мужчина снял с себя ботинки и побежал по мокрой земле, которая была ещё тёплой. Он, держа ботинки и чемодан, на ходу ещё подпрыгивал и громко пел. Дождь постепенно прекращался, и стало проглядывать солнышко.

В одном месте Василий Егорович поскользнулся, и чуть было не упал. Его звали Василий Егорыч Князев. Было ему 39 лет. Работал Чудик деревенским киномехаником. В детские годы мечтал о том, чтобы стать шпионом. Поэтому его увлечением все эти годы были собаки и сыщики.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-v-m-shukshina-chudik.html

Краткое содержание Срезал Шукшин

Русская литература > Краткие содержания > Краткое содержание Срезал Шукшин

К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьей долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он – кандидат, жена тоже кандидат, дочь – школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей – полковник, два летчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев…

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил: “Гости к бабке Агафье приехали?” “Кандидаты!” – “Кандидаты? – удивился Глеб. – Ну пошли проведаем кандидатов”. Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись. Разговор пошел дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина… И тут он попер на кандидата.

– В какой области выявляете себя? Философия? – Можно и так сказать – И как сейчас философия определяет понятие невесомости? – Почему – сейчас?

Читайте также:  Краткое содержание гомер илиада точный пересказ сюжета за 5 минут

– Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия – совершенно

иначе… – Да нет такой философии – стратегической, – заволновался кандидат. – Вы о чем вообще-то?

– Да, но есть диалектика природы, – спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. – А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость. Позвал жену: “Валя, тут у нас какой-то странный разговор!”

– Хорошо, – продолжал Глеб, – а как вы относитесь к проблеме шаманизма?
– Да нет такой проблемы! – опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб.

– Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти… танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла-нии их как бы и нет. Верно… Еще один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные существа. – Ну и что? – спросил кандидат.

– А где ваши расчеты естественных траекторий? Как вообще ваша космическая наука сюда может быть приложена? – Вы кого спрашиваете? – Вас, мыслителей. Мы-то ведь не мыслители, у нас зарплата не та. Но если вам интересно, могу поделиться. Я предложил бы начертить на песке схему нашей Солнечной системы, показать, где мы.

А потом показать, по каким законам, скажем, я развивался. – Интересно, по каким же? – с иронией спросил кандидат и значительно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значительный взгляд был перехвачен. Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по кандидату: – Приглашаете жену посмеяться.

Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Кандидатам это тоже бывает полезно… – Послушайте!

– Да нет уж, послушали. Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство – это не костюм, который купил – и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж кандидатство-то тем более… поддерживать надо.

На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

– Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов… Но… если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее. – Да в чем же наша нескромность? – не выдержала жена кандидата.

– А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск… среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: “Оттянул он его! Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал”.

В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было.

Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще.

Вариант 2

Агафья Журавлева встречала сына с его женой и дочерью. Уже вечером деревня обсуждала, что супруги – кандидаты, а дочь учится в школе.

Деревня у них слыла местными знаменитостями: были пару летчиков, корреспондент и даже полковник имелся. Стало традицией, что этих знатных людей у Глеба Капустина хорошо получалось на место ставить.

Вот и сейчас мужики толпой за ним зашли, чтобы вместе отправиться к старухе Агафье.

Константин Иванович радушно пригласил гостей к столу. Завели дружный разговор, но тут вступил в него Капустин, про которого вроде как и подзабыли.

Начал он с того, что выяснил, в какой области Журавлев кандидатом является, но, несмотря на то, что тот назвал филфак, ловко перевел на другую тему. Глеба вдруг очень заинтересовало, как стратегическая философия трактует невесомость.

А когда кандидат попытался заикнуться о том, что таковой не существует, заговорил о диалектике природы. Тут же, не давая ученому мужу опомниться, засыпал его вопросами по проблеме шаманизма, выставляя Журавлева в смешном для мужиков свете.

Показав, что тот ничего не смыслит в поднятой теме, Капустин резко сменил предмет разговора. На сей раз это были инопланетяне, возможно, живущие внутри Луны, и то, каким образом можно было бы с ними общаться в случае контакта.

Пока кандидат пытался понять, что же от него хочет странный собеседник, тот уже разложил перед благодарными слушателями примерную схему общения с инопланетянами, вновь посадив в лужу ученого человека.

Журавлев позвал свою супругу, чтобы та вместе с ним оценила этот непонятный диалог, но Капустин и это вывернул наизнанку, представив все, как будто они хотят посмеяться вместе над простым народом.

Напоследок Глеб прочел нотацию о скромности, необходимой городским ученым, когда они приезжают в деревню к ним. А когда опешившая пара спросила, в чем же они были так нескромны, Капустин им предложил об этом подумать на досуге.

Мастер по общению со всякими знатными людьми ушел раньше всех. Он вообще всегда с таких посиделок после своего “выступления” на потеху деревенским мужикам уходил один. А те только восхищались тем, как ловко срезает он местных знаменитостей.

Долго обсуждали его слова. Многое было в таких обсуждениях: восхищение находчивостью, удивление начитанности Глеба. Только любви в них не было, потому что Капустин был излишне жесток. А кто и когда эту жестокость любил.

(Пока оценок нет)
Loading…Краткое содержание Срезал Шукшин

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-srezal-shukshin/

Нравственная проблематика в рассказе Василия Шукшина «Волки»

Нравственные проблемы 60—70-х годов XX века осмысливаются в произведениях писателей, пишущих о деревне: В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Белова. Эти авторы рассматривают тему духовности русского человека.

В. Шукшин — замечательный писатель, умеющий по-своему передавать истории. Его рассказы характерны своей простотой.

Несмотря на внешнюю сюжетную непритязательность и краткость, они глубоко нравственны и поучительны, чувствуется, что у автора за спиной богатый жизненный опыт.

Писатель с доброй иронией и без излишней назидательности показывает нам, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Из его рассказов можно извлечь для себя мораль. Например, как в рассказе «Волки». Здесь мы видим, что бывает, когда люди превращаются в зверей.

В рассказе два главных героя, два простых русских мужика. Наум — не старый еще, расторопный, хитрый и обаятельный (вероятно, здесь присутствует некоторая ирония автора). Иван — сильный, правда немного ленивый. Автор сразу дает понять, что между ними нелады (в начале рассказа говорится, что между Иваном и Наумом существовала семейная неприязнь).

Они едут в лес за дровами, и на них нападают волки. Первым струсил Наум.

От страха он даже голову потерял, закричал: «Грабю-ют!» Понятно, что этот человек — трус, в нем живет вечный страх за собственную жизнь, любая ситуация вызывает у него беспокойство.

Иван же поначалу оставался спокойным, хладнокровным, он даже удивлялся реакции своего тестя» Но, когда волки оказались рядом, Ивану тоже стало жутко. Всяким человеком может овладеть страх, когда опасность близка.

Ситуация сложилась так, что Ивану была необходима помощь Наума. Наум должен был всего лишь придержать лошадей, и тогда они с Иваном отбились бы, от волков. Но тот струсил, и Иван оказался в большой опасности. Наум предал его.

Волки напали на сани и растерзали лошадь. Только смелость и самообладание Ивана спасли его, он выжил. Вот вам и простой мужик, вот вам и «гол, как сокол!», как говорил Наум. Выжил в такой ситуации, не струсил. Смелый человек. А Наум оказался трусом и предателем.

Но вот и последующий момент сюжета. Иван решил свести счеты с негодяем. И началась другая гонка. Тогда волки догоняли человека, а теперь человек догонял человека. Чем эти двое лучше волков? Жажда мести, злоба превращают людей в зверей. В этом и заключается смысл названия рассказа.

Конфликт продолжается дома у Наума, когда Иван пришел все-таки разобраться с предателем. Хорошо, что милиционер вмешался, а то бы произошло убийство.

Благодаря этому рассказу я для себя окончательно уяснил, что трусость, пожалуй, самый скверный порок, он зачастую порождает в человеке подлость, предательство, вызывает в нем к жизни все плохое, без чего наше существование, к сожалению, не обходится и по сей день.

Почти все авторы, рассматривающие так или иначе проблему нравственности в своих произведениях, не берутся решать эту проблему в каком-то одном ключе, хотя и имеют довольно четкие представления о нравственных категориях.

Однако, показывая несовершенство человека, постоянно преступающего законы морали, они тем не менее подходят к этой теме с известной долей осторожности, стараясь избежать прямолинейности, ходульности образов, назойливой назидательности.

(1 votes, average: 5,00

Источник: http://school-essay.ru/nravstvennaya-problematika-v-rasskaze-vasiliya-shukshina-volki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector