сказание о белгородском киселе краткое содержание
В разделе Другое на вопрос краткий пересказ сказки о белгородском киселе. краткий пересказ сказки о белгородском киселе заданный автором Илья Кармацкий лучший ответ это Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод.
Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп) .
Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй – с медовой сытой.На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей.
Белгородцы привели их в город и сказали: “Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. ” И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту.
Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.
Ответ от ¦Ег?¦ ???у??[гуру]Там не много, прочитайтеВ лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.И собрали в городе вече1 и сказали:— Вот уже скоро умрём от голода.
Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам.
Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.Они же с радостью обещали послушаться.И сказал им:— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.Они собрали.
И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки.
И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
Ответ от Даниил Карлов[активный]
А прочитать лень?
Ответ от Владислава Терехова[новичек]
Данил Карлов, да!
Ответ от Екатерина Ширинкина[новичек]Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.
На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились.
А горожане сказали: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля.
А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.
Ответ от Кристалина Мина[новичек]
В сказании говорится о хитрости старца. Когда печенеги осадили город и стало нечего есть, жители города собрали собрание, а старцу рассказали, что жители города не протянут долго из-за осады. Старец велел взять остатки муки (зерна, отрубей) в одну кадку и меда в другую. Кадки поместили в колодцы. Затем в город позвали печенегов и сказали им, что еду дает сама земля, достали еду из колодца и накормили печенегов. Печенеги поняли, что им не взять города измором и ушли
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Источник: http://22oa.ru/skazanie-o-belgorodskom-kisele-kratkoe-soderzhanie/
Краткое содержание: Сказание о белгородском киселе
Древнерусское сказание о белгородском киселе является частью летописи временных лет. Данная летопись есть исторический документ, где отображены события, происходящие в Киевской Руси.
Если познакомиться с содержанием сказания о белгородском киселе, то вы поймете, что речь идет о происходящих событиях глубокой давности, когда еще Русь Киевская подвергалась постоянным набегам, в том числе и набегам печенегов, которые периодически нападали на города, грабили их, убивали людей.
Повесть временных лет и ее сказание о белгородском киселе отправляет нас в далекое прошлое, когда киевским князем был Владимир.
В то время печенеги, проведав об отсутствии князя в городе, приступом решили взять Белгород, но не получилось, поэтому они решили осадить Белгород, из которого никого не выпускали и куда никого не впускали. Так проходили дни, в городе наступил голод, люди стали впадать в отчаяние и уже были готовы сдаться.
На вече уже решили, что лучше пожертвовать жизнями немногих, нежели всем умереть с голоду. Но тут вызвался старик, который предложил печенегов обхитрить, а так как терять было нечего, на собрании народ согласился рискнуть.
Знакомясь со сказанием о белгородском киселе и читая его дальше, понимаем, в чем суть. Так, по совету старика, все жители отыскали у себя дома остатки зерна, отрубей, овса, из которых потом сделали болтушку.
Эту болтушку в кадке опустили в вырытый колодец, а во второй колодец поместили кадку с сытой, что была приготовлена из найденного меда. Когда все было готово, были приглашены печенеги, которые подумали, что жители города вот-вот сдадутся.
Вот только горожане сдаваться и не собирались, мало того, они захватчикам сказали, что и десять лет продержаться. А то и больше, ведь даже земля на их стороне и кормит их каждый день.
С этими словами они подвели захватчиков к колодцам, набрали подготовленной смеси и сварили кисель, которым накормили и печенегов, и жителей города. Такого печенеги не ожидали и, решив, что таким образом они не перестоят русский народ, ушли враги, освободив город.
Если говорить о сказании о белгородском киселе и отвечать на вопрос: «Кто автор?», то здесь все просто, ведь предания сочинялись народом.
Они сочинялись и передавались из поколения в поколение, дабы показать, насколько русский народ был находчивым, умным и имел всегда чувство патриотизма.
Так героями сказания о белгородском киселе являются печенеги, русский народ и старец, который предложил хитрый план.
Главная мысль сказания о белгородском киселе заключается в вере в лучшее, и даже в сложной ситуации никогда не сдаваться, а пробовать любыми способами, даже хитростью, получить победу над противником.
(
Источник: http://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-skazanie-o-belgorodskom-kisele.html
«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя (ум, находчивость)
Рис. 1. 14-й лист Радзивилловской летописи (список XV века, описывающий поход Вещего Олега на Царьград)
«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и очень важным историко-политическим документом.
Летописный свод кроме кратких погодных записей содержит много произведений различных жанров той эпохи – это предания, сказания, жития, поучения, легендарно-библейские, былинно-сказочные сказания и многие другие.
ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД – одна из форм русских средневековых историко-литературных сочинений. В сводах погодно (по годам) излагались события русской истории.
Перед обращением к тексту предания «Сказание о белгородском киселе», поясним значение некоторых слов, встречающихся в произведении.
ПРЕДАНИЕ – в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях; возникает из рассказов очевидцев, но при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации.
ОСАДА – окружение войсками укрепленного места с целью его захвата. ВЕЧЕ – собрание горожан для решения важнейших вопросов (рис. 2).
Рис. 2. Репродукция картины А.М. Васнецова «Новгородское вече»
ПЕЧЕНЕГИ – объединение тюркских и других племен в VIII–IX веках в заволжских степях. Печенеги – кочевники-скотоводы, очень часто нападавшие на русские земли. Лишь в 1036 году Ярославу Мудрому удалось с ними справиться (рис. 3).
Рис. 3. «Пленные печенеги». 1896. Эскиз костюма к опере А.Н. Серова «Рогнеда»
А теперь обратимся к самому произведению:
«В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече и сказали:
— Вот уже скоро умрем от голода. Сдадимся печенегам – может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрем.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом… послал он за городскими старейшинами и сказал им:
— Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю.
Они же с радостью обещали послушаться.
И сказал им:
— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и поставить в него кадку и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:
— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже, если будете, стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его и пришли к другому колодцу и почерпнули меду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и меду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси».
Действие происходит в 997 году через пять лет после событий, описанных в «Сказании о Кожемяке». Таким образом, оба события происходили более чем за сто лет до того момента, как Нестор написал свою летопись, поэтому можно сделать вывод, что автор записывал то, что сохранила народная память.
«Сказание о Кожемяке» напоминает былину. Юноша Кожемяка предстает как сильный, могучий войн, готовый пожертвовать жизнью ради спасения родины.
БЫЛИНА – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях.
«Сказание о белгородском киселе» напоминает нам сказку, но летописец и те, кто читал это произведение, беззаветно верили в описываемые события и не подвергали сомнению. Это напоминает отношение к мифам.
Почему же горожане сначала хотели сдаться печенегам?
Они понимали, что нужно сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.
Но сдаться врагу унизительно, поэтому они рады любой возможности, чтобы сохранить свою честь и честь города.
Именно поэтому они полностью доверились старцу и сделали все, что он им говорил, даже не догадываясь о его хитроумном плане. Военная хитрость удалась – город не погиб от голода.
Вспомним, кому из героев удавалось с помощью хитрости победить врагов.
Это, конечно же, Одиссей, который перехитрил циклопа, назвавшись именем «Никто». Он же посоветовал ахейцам сделать троянского коня, с помощью которого была завоевана Троя.
Какой же смысл заложен во фразе горожан: «Мы имеем пищу от земли»?
Кроме прямого смысла хитрости, которая дала возможность обмануть печенегов, эта фраза несёт более глубокий смысл. Это наша земля она нас кормит, она же нас защищает, такой народ непобедим.
В этом произведении летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа.
Летописание являлось важнейшим делом. Вот как об этом говорит летописец Пимен из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Действие происходит в келье Чудова монастыря в 1603 году.
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…
Но близок день, лампада догорает –
Еще одно, последнее сказанье.
Свой долг Пимен видит в том, чтобы донести потомкам историю родины, это есть долг, «завещанный от Бога».
Монах Пимен – летописец, выведен А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», с которым вы будете знакомиться в старших классах. Эта сцена происходит в келье Чудова монастыря в 1603 г.
Таким увидел и услышал летописца Пимена Пушкин.
Напоследок обратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева (рис. 4), большого знатока древнерусской литературы, благодаря которому мы можем знакомиться с древнейшими произведениями Руси.
Рис. 4. Д.С. Лихачев
Его переводы с древнерусского языка на современный точны, научны и понятны: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
Вопросы к конспектам
Подготовьте художественный пересказ «Сказания о белгородском киселе» (пересказ с сохранением художественных особенностей).*Творческое задание по выбору.
А. Письменное аргументирование.
Д.С. Лихачёв писал: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». На примере «Сказания о белгородском киселе» приведите 2–3 аргумента, подтверждающего эту мысль.
Б. Устное рисование.
Рис. 6. Репродукция миниатюры В.М. Васнецова «Нестор-летописец». 1919 г., акварель (Дом-музей В.М. Васнецова)
Рассмотрите внимательно репродукцию миниатюры В.М. Васнецова «Нестор-летописец» (рис. 6). Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Что мы видим на картине?
2. Как изображен летописец?
3. Какова главная мысль этой миниатюры?
4. Прочитайте отрывок из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»:
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному.
Как они подтверждают вашу мысль?
5. Оформите ваши мысли в виде связного устного высказывания на тему «Летописание – «долг, завещанный от бога»».
Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3322
Краткое содержание: Сказание о белгородском киселе
Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли.
Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам.
Собрали они вече (народное собрание в древней Руси)
и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”. Тогда встал один старый человек и дал умный совет.
Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей.
Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.
На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились.
А горожане сказали: “Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли”. Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля.
А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.
Предания
сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творчество — художественное воплощение его. В преданиях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость.
В “Сказании о белгородском киселе” мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает русскую землю от нашествия печенегов.
Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.
Глоссарий:
- Сказание о Белгородском киселе краткое содержание
- сказание о белгородском киселе
- краткое содержание сказание о белгородском киселе
- сказание о белгородском киселе читать
- сказание о белгородских колодцах
(Пока оценок нет)
Loading…
Сочинение про париж.
Краткое содержание: Сказание о белгородском киселе
Categories: Краткие изложения
Источник: http://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-skazanie-o-belgorodskom-kisele/
5 класс. Литература. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе» – «Сказание о белгородском киселе»
«Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжите, и откуду Русская земля стала есть» – так по-древнерусски звучит начало одной из древнейших дошедших до нас русских летописей, которую по первым словам называют обычно «Повесть временных лет». Над этой летописью трудилось много людей. Первый свод этой летописи назывался Древнейший и был составлен еще 1037 году, его автора мы не знаем. Потом его дописывали и дорабатывали монахи Никон, Иоанн, Нестор, Сильвестр.
Таким представлял себе летописца скульптор Антокольский:
Рис. 1. Нестор-летописец
Никон, Иоанн, Нестор, Сильвестр – монахи Киево-Печерской лавры. Именно в лавре была создана «Повесть временных лет» История Киево-Печерской лавры начинается в 1051 г.
Она была основана греческим монахом Антонием в пещерах близ Киева (сейчас в центре города).
В 11 веке монастырь стал главным центром распространения православия на Руси, а уже в 12 веке получил почетное название Лавра (так называли только самые-самые важные мужские монастыри).
Рис. 2. Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра становится важнейшим духовным центром православия, а во времена нашествия монголо-татар – и центром сопротивления врагам. Огромное количество православных в разные века шли на поклон к Киево-Печерским святыням.
2. О чем рассказывают летописи?
Прочитайте фрагмент летописи:
В лето 6534. Ӕрославъ сьвокупи воӕ многы . и приде 3 Кыєву . и створи миръ с братомъ своимъ . Мьстиславомъ . оу ГородьцаА. и раздѣлиста и Б4 по Днѣпръ . Рускую землю 5 . Ӕрославъ приӕсу 6Вперёд. а Мьстиславъ ѡну . и начаста жити . мирио . и вь братолюбьи 7 . и преста В оусобича Г и мѧтежь . и быс̑ тишина . велика в земли Д
В лѣт̑ . ҂s҃. . ф҃ . л҃е . [6535] Родисѧ третии сн҃ъ . Ӕрославу . и нарече имѧ єму Ст҃ославъ .
В лето 6537 мирно 8 лѣт̑9
В лѣт̑. ҂s҃ . . ф҃ . . л҃и . [6538] сего лѣта . иде Ӕрославъ на Чюдь . и побѣди ӕ . и постави городъ Юрьєвъ 12. в се же времѧ . оумре АБолеславу 13 Великому 14 в 15 Лѧхѣхъ 16 . и быс̑ мѧтежь великъ 17 в Лѧдьскои земли . и вьставше людьє . избиша єпс̑пы . и попы и боӕры 18 своӕ . и быс̑ мѧтежь . вь нихъ ❙
Каждая летописная статья начинается словами «В лето…» , после которых излагаются события, случившиеся в этот год.
Только год называется странный 6534, 6535. А мы живем в двухтысячных. Дело в том, что летописцы вели счет от сотворения мира, а современный европейский календарь считает время от рождества Христова.
До 1 января 1700 г. в России применялось Византийское летоисчисление, которое велось «от сотворения мира». Этот расчет был принят при простом погодовом пересчете событий священной истории от Адама до нашего времени.
Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. 19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ “О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира”.
В Европе это летоисчисление – от рождества Христова (года Господня Anno Domini) введено римским монахом Дионисием Малым в 525 г.
В 1582 году по распоряжению римского папы Григория 13 был разработан Григорианский календарь, к 18 веку на летоисчисление по григорианскому календарю переходят большинство европейских стран. А Россия до 1918 года жила по юлианском календарю, введенному еще до нашей эры Гаем Юлием Цезарем.
К 1918 году разница между юлианским и григорианским календарем составляла 13 дней и все увеличивалась. Поэтому было решено перейти на общеевропейский календарь. И 1918 год начался с 13 января.
Именно поэтому мы до сих пор празднуем старый новый год в ночь с 13 на 14, хотя правильнее было бы уже с 14 на 15 праздновать.
Каждый летописец начинал повествование с самых давних времен: от сотворения мира, переписывал немалую часть Библии и труды своих предшественников. Летописцем, как правило, был монах, поэтому, рассказывая об исторических событиях, он судит о них как христианин и все события соотносит с теми, которые были описаны в Библии.
Почему же каждому летописцу было так важно начать с начала? Почему было просто не продолжить рассказ?
В Древней Руси человек не мог оторвать событие настоящее тех, что ему предшествовали, настоящее – это только звено в цепи, связывающей прошедшее и будущее. «Восстанавливая ход русской истории, летописцы стремились связать эту историю Руси с историей мировой, понять ее как часть всемирной истории»
«Развивается своеобразное «панорамное» зрение. Летописец видит Русскую землю как бы с большой высоты. Он стремится вести повествование о всей Русской земле, сразу и легко переходит от событий в одном княжестве к событиям в другом – на противоположном конце Руси» Д.С.Лихачев
Панорама – от греческого «видеть все»
«Повесть временных лет» заканчивается 6621 годом (по современному летоисчислению 1113 годом), оригинал ее был утрачен, и она сохранилась только как часть других летописей: Лаврентьевской и Ипатьевской.
Поэтому летопись – это всегда свод, так как в ней сводятся, соединяются тексты разных произведений (летописей, документов, житий святых, устных народных преданий с текстом, принадлежащим самому летописцу).
3. «Сказание о белгородском киселе»
Прочитайте одно из таких преданий «Сказание о белгородском киселе», включенных Нестором в летопись. Как вы думаете, с какой целью он это сделал?
В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов (Источник) так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом.
И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: “Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя.
Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам – кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода”. И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: “О чем было вече?”. И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам.
Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: “Слышал, что хотите сдаться печенегам”. Они же ответили: “Не стерпят люди голода”. И сказал им: “Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю”. Они же с радостью обещали послушаться.
И сказал им: “Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей”. Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду.
Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: “Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем”.
Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: “Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли.
Если не верите, то посмотрите своими глазами”. И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги.
И удивились те и сказали: “Не поверят нам князи наши, если не отведают сами”. Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.
Даже из самой безвыходной ситуации можно выйти победителем. Враг может быть сильнее, но его можно победить хитростью.
Есть пословица «Хитрость силу берет», она очень кратко и точно формулирует основную мысль сказания.
4. Зачем трудиться летописцу?
В драме «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина летописец Пимен говорит о молодому монаху о смысле своей работы, смысле своей жизни так:
Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному.
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду — И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют.
Получается, самое главное в труде летописца – правдивость. Именно летописи дают возможность нам, далеким потомкам, узнать о предках, их деяниях, подвигах и преступлениях, представлениях о добре и зле, а значит, летописи, рассказывающие о прошлом, в большой степени определяют наше настоящее и даже будущее.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/letopisanie/skazanie-o-belgorodskom-kisele?seconds=0
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/13/razrabotka-uroka-literatury-v-6-klasse-po-proizvedeniyu
Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2590/lesson/8478
«Сказание о белгородском киселе» – краткое содержание произведения
Сегодня мы рассмотрим «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание рассказа приведем далее. Если у вас нет времени на прочтение полного варианта, наша статья вам поможет.
Степные народы
Если вы хотите окунуться в далекие времена Киевской Руси, прочтите «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание начнем с того, как печенеги пришли однажды к Белгороду. Во времена Киевской Руси степные народы часто нападали на это государство. Печенеги также пришли с войной, однако приступом взять город не смогли. Тогда они окружили его и стали осаждать.
Хитрость
В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам.
Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси.
Народ возгласил, что желает сдаться печенегам и позволит им умертвить, кого пожелают, а кого захотят – отпустить, ведь такой выход лучше, чем верная смерть от голода.
Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса.
Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов.
Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли.
Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.
Примечания
«Сказание о белгородском киселе» – литература, которая относится к «Повести временных лет». Чтобы понять ее, следует знать значение некоторых древнерусских слов.
К примеру, латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой. Белгород – это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.
Корчага – это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.
«Сказание о белгородском киселе» сочинил русский народ и передавал его последующим поколениям. Простые люди стали авторами множества сказаний.
Именно они стали первым народным творчеством и легли в основу Российского государства, его культурного и художественного воплощения. В преданиях отражены различные народные идеалы, среди которых любовь к родине, находчивость и ум.
Теперь вы знаете, о чем повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание былины мы привели выше.
Источник: http://allwomanday.ru/article/224569/skazanie-o-belgorodskom-kisele—kratkoe-soderjanie-proizvedeniya
Сказание о белгородском киселе «Из повести временных лет»
Создание повести временных лет (2000 лет до н.э. – 12 век н.э.) было сопряжено с необходимостью передать будущим поколениям образов прошлого, его культурного наследия и древней мудрости.
Сказание о белгородском киселе повествует нам о хитром спасении белгородцев, когда их осадили печенеги. После того, как в городе наступил голод, его жители захотели сдаться врагу. Но их спас один старец, предложивший другое решение.
Как удалось спасти город и его жителей
Город удалось спасти благодаря обману печенегов. Из кисельной болтушки в первом колодце можно было сварить кисель. Поэтому печенеги решили, что этот колодец дает горожанам пищу. Во втором колодце они нашли мед. Думая, что его хватает на весь город, они поверили белгородцам, и прекратили осаду.
Как начинается и чем заканчивается сказание
Первые абзацы повествуют о голоде, начавшемся в Белгороде после его осады печенегами, и о решении сдаться врагу. Концовка же более оптимистична — осада заканчивается и никто из белгородцев не пострадал. Можно смело утверждать, что развязавшаяся в самом начале трагедия перерастает в благополучный финал.
Какие особенности древнерусской литературы проявились в сказании
Первой особенностью можно назвать постоянное употребление союза «И» в начале многих предложений. В сказании таких предложений больше половины (без учета прямой речи).
Вторая особенность заключается в выделении образа героя, спасшего множество жизней. Старик, придумавший план спасения, проявил такие качества, как смекалка, дальновидность, мудрость, решительность (ведь печенеги могли раскрыть обман).
Третья особенность древнерусской литературы проявилась в благородстве и доброте всех героев сказания. Даже печенеги — лютый враг Древней Руси, предстали перед нами в образе честных и понимающих людей.
Четвертой особенностью является патриотическое описание смекалки и мудрости древнерусского народа. Проявляя в критической ситуации свои лучшие качества, русские люди способны на все — говорит нам автор сказания.
Создание повести временных лет помогло сохранить множество значимых исторических событий, культуры прошлого, особенностей языка ее авторов.
Древнерусский словарь:
печенеги – кочевые племена, объединившиеся в союз и жившие в VII – IX веках н.э.
вече — собрание главных людей города, общины, княжества, на котором решаются важные политические, военные, хозяйственные вопросы.
Поведали — рассказали, передали суть произошедшего.
повелели — приказали, отдали распоряжение,
корчага – горшок
восвояси — туда, откуда пришли, обратно.
Краткий пересказ
Летом 997 года печенеги осадили Белгород. Из-за этого в городе начался голод. И тогда жители собрали вече, на котором решили сдаться врагу.
Узнав об этом, один мудрый старец предложил такое решение: в один колодец поместить кисельную болтушку, из которой можно будет сварить кисель. В другой — разбавленный мед. Затем их нужно было показать печенегам. Женщинам повелели сделать болтушку, а мужчинам — копать колодец.
Сделав все так, как сказал старик, горожане пригласили к себе 10 лучших мужей из числа печенежского войска. Взамен были отданы заложники. Посетив город, печенеги отведали киселя и меда. Подумав, что колодцы обеспечивают целый город, они вернулись к своим, чтобы поведать о случившемся.
Так, войско печенегов решило отправиться восвояси, а Белгород оставить в покое.
Создание повести временных лет охватывает события на протяжении тысячелетий (библейские времена – 2000 лет до н.э. – 12 век н.э.). Множество сказаний (в том числе и сказание о белгородском киселе), заключающих в себе мудрость прошлых времен, не теряют актуальность и по сей день.
Источник: http://decadenz.ru/publ/studentu/skazanie_o_belgorodskom_kisele_iz_povesti_vremennykh_let/2-1-0-120
Сказание о белгородском киселе (fb2)
– Сказание о белгородском киселе (пер. Дмитрий Сергеевич Лихачев) 563K, 4с. (скачать fb2) – Нестор Летописец
Настройки текста:
В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество.
И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?».
И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.
И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду.
Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».
Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли.
Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами».
Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.
«Сказание о белгородском киселе» (Современное изложение)
В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече и сказали:
— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:
— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.
Они же с радостью обещали послушаться.
И сказал им:
— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:
— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
«Сказание о белгородском киселе» (Свободный пересказ)
Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель.
Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп). Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй — с медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей.
Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту.
Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.
Примечания
1
Печенеги — союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие — скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси.
(обратно)
2
Белгород — это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.
(обратно)
3
Латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой.
(обратно)
4
Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.
(обратно)
5
Вече — собрание горожан для решения общественных дел.
(обратно)
Оглавление
Источник: https://coollib.xyz/b/348820/read