Краткое содержание сказание о белгородском киселе точный пересказ сюжета за 5 минут

сказание о белгородском киселе краткое содержание

Краткое содержание Сказание о белгородском киселе точный пересказ сюжета за 5 минут



В разделе Другое на вопрос краткий пересказ сказки о белгородском киселе. краткий пересказ сказки о белгородском киселе заданный автором Илья Кармацкий лучший ответ это Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод.

Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп) .

Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй – с медовой сытой.На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей.

Белгородцы привели их в город и сказали: “Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. ” И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту.

Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.

Ответ от ¦Ег?¦ ???у??[гуру]Там не много, прочитайтеВ лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.И собрали в городе вече1 и сказали:— Вот уже скоро умрём от голода.

Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам.

Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.Они же с радостью обещали послушаться.И сказал им:— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.Они собрали.

И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки.

И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

Ответ от Даниил Карлов[активный]
А прочитать лень?
Ответ от Владислава Терехова[новичек]
Данил Карлов, да!
Ответ от Екатерина Ширинкина[новичек]Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.

На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились.

А горожане сказали: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля.

А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.

Ответ от Кристалина Мина[новичек]
В сказании говорится о хитрости старца. Когда печенеги осадили город и стало нечего есть, жители города собрали собрание, а старцу рассказали, что жители города не протянут долго из-за осады. Старец велел взять остатки муки (зерна, отрубей) в одну кадку и меда в другую. Кадки поместили в колодцы. Затем в город позвали печенегов и сказали им, что еду дает сама земля, достали еду из колодца и накормили печенегов. Печенеги поняли, что им не взять города измором и ушли
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Источник: http://22oa.ru/skazanie-o-belgorodskom-kisele-kratkoe-soderzhanie/

Краткое содержание: Сказание о белгородском киселе

Древнерусское сказание о белгородском киселе является частью летописи временных лет. Данная летопись есть исторический документ, где отображены события, происходящие в Киевской Руси.

Если познакомиться с содержанием сказания о белгородском киселе, то вы поймете, что речь идет о происходящих событиях глубокой давности, когда еще Русь Киевская подвергалась постоянным набегам, в том числе и набегам печенегов, которые периодически нападали на города, грабили их, убивали людей.

Повесть временных лет и ее сказание о белгородском киселе отправляет нас в далекое прошлое, когда киевским князем был Владимир.

В то время печенеги, проведав об отсутствии князя в городе, приступом решили взять Белгород, но не получилось, поэтому они решили осадить Белгород, из которого никого не выпускали и куда никого не впускали. Так проходили дни, в городе наступил голод, люди стали впадать в отчаяние и уже были готовы сдаться.

На вече уже решили, что лучше пожертвовать жизнями немногих, нежели всем умереть с голоду. Но тут вызвался старик, который предложил печенегов обхитрить, а так как терять было нечего, на собрании народ согласился рискнуть.

Знакомясь со сказанием о белгородском киселе и читая его дальше, понимаем, в чем суть. Так, по совету старика, все жители отыскали у себя дома остатки зерна, отрубей, овса, из которых потом сделали болтушку.

Эту болтушку в кадке опустили в вырытый колодец, а во второй колодец поместили кадку с сытой, что была приготовлена из найденного меда. Когда все было готово, были приглашены печенеги, которые подумали, что жители города вот-вот сдадутся.

Вот только горожане сдаваться и не собирались, мало того, они захватчикам сказали, что и десять лет продержаться. А то и больше, ведь даже земля на их стороне и кормит их каждый день.

С этими словами они подвели захватчиков к колодцам, набрали подготовленной смеси и сварили кисель, которым накормили и печенегов, и жителей города. Такого печенеги не ожидали и, решив, что таким образом они не перестоят русский народ, ушли враги, освободив город.

Если говорить о сказании о белгородском киселе и отвечать на вопрос: «Кто автор?», то здесь все просто, ведь предания сочинялись народом.

Они сочинялись и передавались из поколения в поколение, дабы показать, насколько русский народ был находчивым, умным и имел всегда чувство патриотизма.

Так героями сказания о белгородском киселе являются печенеги, русский народ и старец, который предложил хитрый план.

Главная мысль сказания о белгородском киселе заключается в вере в лучшее, и даже в сложной ситуации никогда не сдаваться, а пробовать любыми способами, даже хитростью, получить победу над противником.

(

Источник: http://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-skazanie-o-belgorodskom-kisele.html

«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя (ум, находчивость)

Рис. 1. 14-й лист Рад­зи­вил­лов­ской ле­то­пи­си (спи­сок XV века, опи­сы­ва­ю­щий поход Ве­ще­го Олега на Ца­рь­град)

«По­весть вре­мен­ных лет» была ос­нов­ным ис­точ­ни­ком све­де­ний о про­шлом рус­ской земли. Ле­то­пись была не толь­ко ин­те­рес­ным чте­ни­ем, но и очень важ­ным ис­то­ри­ко-по­ли­ти­че­ским до­ку­мен­том.

Ле­то­пис­ный свод кроме крат­ких по­год­ных за­пи­сей со­дер­жит много про­из­ве­де­ний раз­лич­ных жан­ров той эпохи – это пре­да­ния, ска­за­ния, жития, по­уче­ния, ле­ген­дар­но-биб­лей­ские, бы­лин­но-ска­зоч­ные ска­за­ния и мно­гие дру­гие.

ЛЕ­ТО­ПИС­НЫЙ СВОД – одна из форм рус­ских сред­не­ве­ко­вых ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ных со­чи­не­ний. В сво­дах по­год­но (по годам) из­ла­га­лись со­бы­тия рус­ской ис­то­рии.

Перед об­ра­ще­ни­ем к тек­сту пре­да­ния «Ска­за­ние о бел­го­род­ском ки­се­ле», по­яс­ним зна­че­ние неко­то­рых слов, встре­ча­ю­щих­ся в про­из­ве­де­нии.

ПРЕ­ДА­НИЕ – в на­род­но­по­э­ти­че­ском твор­че­стве по­вест­во­ва­ние, со­дер­жа­щее све­де­ния о ре­аль­ных лицах и со­бы­ти­ях; воз­ни­ка­ет из рас­ска­зов оче­вид­цев, но при пе­ре­да­че уда­ля­ет­ся от фак­ти­че­ской пер­во­ос­но­вы, под­вер­га­ясь воль­ной по­э­ти­че­ской ин­тер­пре­та­ции.

ОСАДА – окру­же­ние вой­ска­ми укреп­лен­но­го места с целью его за­хва­та. ВЕЧЕ – со­бра­ние го­ро­жан для ре­ше­ния важ­ней­ших во­про­сов (рис. 2).

Рис. 2. Ре­про­дук­ция кар­ти­ны А.М. Вас­не­цо­ва «Нов­го­род­ское вече»

ПЕ­ЧЕ­НЕ­ГИ – объ­еди­не­ние тюрк­ских и дру­гих пле­мен в VIII–IX веках в за­волж­ских сте­пях. Пе­че­не­ги – ко­чев­ни­ки-ско­то­во­ды, очень часто на­па­дав­шие на рус­ские земли. Лишь в 1036 году Яро­сла­ву Муд­ро­му уда­лось с ними спра­вить­ся (рис. 3).

Рис. 3. «Плен­ные пе­че­не­ги». 1896. Эскиз ко­стю­ма к опере А.Н. Се­ро­ва «Ро­г­не­да»

А те­перь об­ра­тим­ся к са­мо­му про­из­ве­де­нию:

«В лето 997. При­шли пе­че­не­ги и стали под Бел­го­ро­дом. И не да­ва­ли выйти из го­ро­да. Осада за­тя­ну­лась, и был в го­ро­де голод силь­ный.

И со­бра­ли в го­ро­де вече и ска­за­ли:

— Вот уже скоро умрем от го­ло­да. Сда­дим­ся пе­че­не­гам – может, они хоть ко­го-то оста­вят в живых, а то все умрем.

Один ста­рец, ко­то­рый не был на вече, спро­сил: «Зачем было вече?» И по­ве­да­ли ему люди, что утром хотят они сдать­ся пе­че­не­гам. Услы­шав об этом… по­слал он за го­род­ски­ми ста­рей­ши­на­ми и ска­зал им:

— По­слу­шай­те меня, не сда­вай­тесь еще три дня и сде­лай­те то, что я вам велю.

Они же с ра­до­стью обе­ща­ли по­слу­шать­ся.

Читайте также:  Краткое содержание эсхил орестея точный пересказ сюжета за 5 минут

И ска­зал им:

— Со­бе­ри­те хоть по гор­сти овса, пше­ни­цы или от­ру­бей.

Они со­бра­ли. И по­ве­лел жен­щи­нам сде­лать бол­туш­ку, из чего ки­сель варят, вы­ко­пать ко­ло­дец, а бол­туш­ку на­лить в кадку и опу­стить ее в ко­ло­дец. И велел вы­ко­пать дру­гой ко­ло­дец и по­ста­вить в него кадку и по­ис­кать меду. Нашли лу­кош­ко меду в кня­же­ской кла­до­вой. И при­ка­зал он раз­ба­вить мед и влить в кадку во вто­ром ко­лод­це.

На­ут­ро по­ве­лел он по­слать за пе­че­не­га­ми. И ска­за­ли го­ро­жане, придя к пе­че­не­гам:

— Возь­ми­те от нас за­лож­ни­ков, а сами по­шли­те де­сять мужей, чтобы по­смот­реть, что тво­рит­ся в го­ро­де нашем.

Пе­че­не­ги об­ра­до­ва­лись, по­ду­мав, что хотят им сдать­ся, вы­бра­ли луч­ших мужей и по­сла­ли в город.

И при­шли они в город, и ска­за­ли им люди:

— Зачем гу­би­те себя? Разве мо­же­те пе­ре­сто­ять нас? Даже, если бу­де­те, сто­ять де­сять лет, что вы сде­ла­е­те нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не ве­ри­те, по­смот­ри­те сво­и­ми гла­за­ми.

И при­ве­ли их к ко­лод­цу, где была бол­туш­ка ки­сель­ная, и по­черп­ну­ли вед­ром и вы­ли­ли в горш­ки. И когда сва­ри­ли ки­сель, взяли его и при­шли к дру­го­му ко­лод­цу и по­черп­ну­ли меду, и стали есть сами и дали пе­че­не­гам. И уди­ви­лись пе­че­не­ги и ска­за­ли: «Не по­ве­рят нам кня­зья наши, если не от­ве­да­ют сами».

Люди же на­ли­ли кор­ча­гу ки­сель­ной бол­туш­ки и меду из ко­лод­ца и дали пе­че­не­гам. Они же, вер­нув­шись, по­ве­да­ли все, что было. И, сва­рив, ели кня­зья пе­че­неж­ские и ди­ви­лись. И, от­пу­стив за­лож­ни­ков, под­ня­лись и пошли от го­ро­да во­сво­я­си».

Дей­ствие про­ис­хо­дит в 997 году через пять лет после со­бы­тий, опи­сан­ных в «Ска­за­нии о Ко­же­мя­ке». Таким об­ра­зом, оба со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли более чем за сто лет до того мо­мен­та, как Нестор на­пи­сал свою ле­то­пись, по­это­му можно сде­лать вывод, что автор за­пи­сы­вал то, что со­хра­ни­ла на­род­ная па­мять.

«Ска­за­ние о Ко­же­мя­ке» на­по­ми­на­ет бы­ли­ну. Юноша Ко­же­мя­ка пред­ста­ет как силь­ный, мо­гу­чий войн, го­то­вый по­жерт­во­вать жиз­нью ради спа­се­ния ро­ди­ны.

БЫ­ЛИ­НА – рус­ская на­род­ная эпи­че­ская песня – ска­за­ние о бо­га­ты­рях.

«Ска­за­ние о бел­го­род­ском ки­се­ле» на­по­ми­на­ет нам сказ­ку, но ле­то­пи­сец и те, кто читал это про­из­ве­де­ние, без­за­вет­но ве­ри­ли в опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия и не под­вер­га­ли со­мне­нию. Это на­по­ми­на­ет от­но­ше­ние к мифам.

По­че­му же го­ро­жане сна­ча­ла хо­те­ли сдать­ся пе­че­не­гам?

Они по­ни­ма­ли, что нужно со­хра­нить жизнь хоть ко­му-ни­будь, иначе все умрут от го­ло­да.

Но сдать­ся врагу уни­зи­тель­но, по­это­му они рады любой воз­мож­но­сти, чтобы со­хра­нить свою честь и честь го­ро­да.

Имен­но по­это­му они пол­но­стью до­ве­ри­лись стар­цу и сде­ла­ли все, что он им го­во­рил, даже не до­га­ды­ва­ясь о его хит­ро­ум­ном плане. Во­ен­ная хит­рость уда­лась – город не погиб от го­ло­да.

Вспом­ним, кому из ге­ро­ев уда­ва­лось с по­мо­щью хит­ро­сти по­бе­дить вра­гов.

Это, ко­неч­но же, Одис­сей, ко­то­рый пе­ре­хит­рил цик­ло­па, на­звав­шись име­нем «Никто». Он же по­со­ве­то­вал ахей­цам сде­лать тро­ян­ско­го коня, с по­мо­щью ко­то­ро­го была за­во­е­ва­на Троя.

Какой же смысл за­ло­жен во фразе го­ро­жан: «Мы имеем пищу от земли»?

Кроме пря­мо­го смыс­ла хит­ро­сти, ко­то­рая дала воз­мож­ность об­ма­нуть пе­че­не­гов, эта фраза несёт более глу­бо­кий смысл. Это наша земля она нас кор­мит, она же нас за­щи­ща­ет, такой народ непо­бе­дим.

В этом про­из­ве­де­нии ле­то­пи­сец про­слав­ля­ет ум, на­ход­чи­вость, пат­ри­о­тизм го­ро­жан и всего рус­ско­го на­ро­да.

Ле­то­пи­са­ние яв­ля­лось важ­ней­шим делом. Вот как об этом го­во­рит ле­то­пи­сец Пимен из про­из­ве­де­ния Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на «Борис Го­ду­нов». Дей­ствие про­ис­хо­дит в келье Чу­до­ва мо­на­сты­ря в 1603 году.

Еще одно, по­след­нее ска­за­нье –

И ле­то­пись окон­че­на моя,

Ис­пол­нен долг, за­ве­щан­ный от бога

Мне, греш­но­му. Неда­ром мно­гих лет

Сви­де­те­лем гос­подь меня по­ста­вил

И книж­но­му ис­кус­ству вра­зу­мил;

Ко­гда-ни­будь монах тру­до­лю­би­вый

Най­дет мой труд усерд­ный, безы­мян­ный,

За­све­тит он, как я, свою лам­па­ду –

И, пыль веков от хар­тий отрях­нув,

Прав­ди­вые ска­за­нья пе­ре­пи­шет,

Да ве­да­ют по­том­ки пра­во­слав­ных

Земли род­ной ми­нув­шую судь­бу,

Своих царей ве­ли­ких по­ми­на­ют

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за тем­ные де­я­нья

Спа­си­те­ля сми­рен­но умо­ля­ют.

На ста­ро­сти я сыз­но­ва живу,

Ми­нув­шее про­хо­дит предо мною –

Давно ль оно нес­лось, со­бы­тий полно,

Вол­ну­я­ся, как мо­ре-оки­ян?

Те­перь оно без­молв­но и спо­кой­но,

Не много лиц мне па­мять со­хра­ни­ла,

Не много слов до­хо­дят до меня,

А про­чее по­гиб­ло невоз­врат­но…

Но бли­зок день, лам­па­да до­го­ра­ет –

Еще одно, по­след­нее ска­за­нье.

Свой долг Пимен видит в том, чтобы до­не­сти по­том­кам ис­то­рию ро­ди­ны, это есть долг, «за­ве­щан­ный от Бога».

Монах Пимен – ле­то­пи­сец, вы­ве­ден А. С. Пуш­ки­ным в драме «Борис Го­ду­нов», с ко­то­рым вы бу­де­те зна­ко­мить­ся в стар­ших клас­сах. Эта сцена про­ис­хо­дит в келье Чу­до­ва мо­на­сты­ря в 1603 г.

Таким уви­дел и услы­шал ле­то­пис­ца Пи­ме­на Пуш­кин.

На­по­сле­док об­ра­тим­ся к сло­вам Дмит­рия Сер­ге­е­ви­ча Ли­ха­че­ва (рис. 4), боль­шо­го зна­то­ка древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры, бла­го­да­ря ко­то­ро­му мы можем зна­ко­мить­ся с древ­ней­ши­ми про­из­ве­де­ни­я­ми Руси.

Рис. 4. Д.С. Ли­ха­чев

Его пе­ре­во­ды с древ­не­рус­ско­го языка на со­вре­мен­ный точны, на­уч­ны и по­нят­ны: «Древ­няя рус­ская ли­те­ра­ту­ра на­пол­ня­ет нас гор­до­стью за наших да­лё­ких пред­ков пред­ше­ствен­ни­ков, учит нас с ува­же­ни­ем от­но­сить­ся к их труду, борь­бе, к их за­бо­там о благе ро­ди­ны».

Вопросы к конспектам

Под­го­товь­те ху­до­же­ствен­ный пе­ре­сказ «Ска­за­ния о бел­го­род­ском ки­се­ле» (пе­ре­сказ с со­хра­не­ни­ем ху­до­же­ствен­ных осо­бен­но­стей).*Твор­че­ское за­да­ние по вы­бо­ру.

А. Пись­мен­ное ар­гу­мен­ти­ро­ва­ние.

Д.С. Ли­ха­чёв писал: «Древ­няя рус­ская ли­те­ра­ту­ра на­пол­ня­ет нас гор­до­стью за наших да­лё­ких пред­ков пред­ше­ствен­ни­ков, учит нас с ува­же­ни­ем от­но­сить­ся к их труду, борь­бе, к их за­бо­там о благе ро­ди­ны». На при­ме­ре «Ска­за­ния о бел­го­род­ском ки­се­ле» при­ве­ди­те 2–3 ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­ще­го эту мысль.

Б. Уст­ное ри­со­ва­ние.

Рис. 6. Ре­про­дук­ция ми­ни­а­тю­ры В.М. Вас­не­цо­ва «Нестор-ле­то­пи­сец». 1919 г., ак­ва­рель (Дом-му­зей В.М. Вас­не­цо­ва)

Рас­смот­ри­те вни­ма­тель­но ре­про­дук­цию ми­ни­а­тю­ры В.М. Вас­не­цо­ва «Нестор-ле­то­пи­сец» (рис. 6). От­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ния.

1. Что мы видим на кар­тине?

2. Как изоб­ра­жен ле­то­пи­сец?

3. Ка­ко­ва глав­ная мысль этой ми­ни­а­тю­ры?

4. Про­чи­тай­те от­ры­вок из тра­ге­дии А.С. Пуш­ки­на «Борис Го­ду­нов»:

Еще одно, по­след­нее ска­за­нье –

И ле­то­пись окон­че­на моя,

Ис­пол­нен долг, за­ве­щан­ный от бога

Мне, греш­но­му.

Как они под­твер­жда­ют вашу мысль?

5. Офор­ми­те ваши мысли в виде связ­но­го уст­но­го вы­ска­зы­ва­ния на тему «Ле­то­пи­са­ние – «долг, за­ве­щан­ный от бога»».

Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3322

Краткое содержание: Сказание о белгородском киселе

Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Бел­городу, но приступом взять не смогли.

Окружи­ли они тогда город и взяли в осаду. Долго про­должалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам.

Собрали они вече (народное собрание в древней Руси)

и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в жи­вых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”. Тогда встал один старый человек и дал умный совет.

Он предложил не сдаваться вра­гам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по од­ной горсти овса, пшеницы или отрубей.

Когда все это было собрано, женщины сделали болтуш­ку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.

На следующий день пригласили в город не­скольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились.

А горожане сказа­ли: “Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли”. Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля.

А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.

Предания

сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творче­ство — художественное воплощение его. В пре­даниях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость.

В “Сказании о белгородском киселе” мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает рус­скую землю от нашествия печенегов.

Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хит­рости, сильного без показного хвастовства соб­ственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.

Глоссарий:

        • Сказание о Белгородском киселе краткое содержание
        • сказание о белгородском киселе
        • краткое содержание сказание о белгородском киселе
        • сказание о белгородском киселе читать
        • сказание о белгородских колодцах

(Пока оценок нет)
Loading…
Сочинение про париж.
Краткое содержание: Сказание о белгородском киселе

Categories: Краткие изложения

Источник: http://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-skazanie-o-belgorodskom-kisele/

5 класс. Литература. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе» – «Сказание о белгородском киселе»

 «Се по­ве­сти вре­мянь­ных лет, от­ку­да есть пошла Рус­ская земля, кто в Киеве нача пер­вее кня­жи­те, и от­ку­ду Рус­ская земля стала есть»  – так по-древ­не­рус­ски зву­чит на­ча­ло одной из древ­ней­ших до­шед­ших до нас рус­ских ле­то­пи­сей, ко­то­рую по пер­вым сло­вам на­зы­ва­ют обыч­но «По­весть вре­мен­ных лет».  Над этой ле­то­пи­сью тру­ди­лось много людей. Пер­вый свод этой ле­то­пи­си на­зы­вал­ся Древ­ней­ший и был со­став­лен еще 1037 году, его ав­то­ра мы не знаем. Потом его до­пи­сы­ва­ли и до­ра­ба­ты­ва­ли мо­на­хи Никон, Иоанн, Нестор, Силь­вестр.

Таким пред­став­лял себе  ле­то­пис­ца  скуль­птор Ан­то­коль­ский:

Рис. 1. Нестор-ле­то­пи­сец

Никон, Иоанн, Нестор, Силь­вестр – мо­на­хи Ки­е­во-Пе­чер­ской лавры. Имен­но в лавре была со­зда­на «По­весть вре­мен­ных лет» Ис­то­рия Ки­е­во-Пе­чер­ской лавры  на­чи­на­ет­ся в 1051 г.

Она была ос­но­ва­на гре­че­ским  мо­на­хом Ан­то­ни­ем в пе­ще­рах близ Киева (сей­час в цен­тре го­ро­да).

  В 11 веке мо­на­стырь стал глав­ным цен­тром рас­про­стра­не­ния пра­во­сла­вия на Руси, а уже в 12 веке по­лу­чил по­чет­ное на­зва­ние Лавра (так на­зы­ва­ли толь­ко са­мые-са­мые  важ­ные муж­ские мо­на­сты­ри).

Рис. 2. Ки­е­во-Пе­чер­ская лавра

Ки­е­во-Пе­чер­ская лавра ста­но­вит­ся важ­ней­шим ду­хов­ным цен­тром пра­во­сла­вия, а во вре­ме­на на­ше­ствия мон­го­ло-та­тар   – и цен­тром со­про­тив­ле­ния вра­гам. Огром­ное ко­ли­че­ство пра­во­слав­ных в раз­ные века шли на по­клон к Ки­е­во-Пе­чер­ским свя­ты­ням.

 2. О чем  рассказывают  летописи?

Про­чи­тай­те фраг­мент ле­то­пи­си:

В лето 6534. Ӕрос­лавъ сь­во­ку­пи воӕ многы . и приде 3 Кыєву . и ство­ри миръ с бра­томъ сво­имъ . Мьсти­сла­вомъ . оу Го­ро­дь­цаА. и раздѣлиста и Б4 по Днѣпръ . Рус­кую землю 5 . Ӕрос­лавъ приӕсу 6Впе­рёд. а Мьсти­славъ ѡну . и на­ча­ста жити . мирио . и вь бра­то­лю­бьи 7 . и пре­ста В оусо­би­ча Г и мѧтежь . и быс̑ ти­ши­на . ве­ли­ка в земли Д

В лѣт̑ . ҂s҃. . ф҃ . л҃е . [6535] Родисѧ тре­тии сн҃ъ . Ӕрос­ла­ву . и на­ре­че имѧ єму Ст҃ославъ .

В лето 6537 мирно 8 лѣт̑9

В лѣт̑. ҂s҃ . . ф҃ . . л҃и . [6538] сего лѣта . иде Ӕрос­лавъ на Чюдь . и побѣди ӕ . и по­ста­ви го­родъ Юрьєвъ 12. в се же времѧ . оумре АБо­ле­сла­ву 13 Ве­ли­ко­му 14 в 15 Лѧхѣхъ 16 . и быс̑ мѧтежь ве­ликъ 17 в Лѧдь­скои земли . и вь­став­ше людьє . из­би­ша єпс̑пы . и попы и боӕры 18 своӕ . и быс̑ мѧтежь . вь нихъ ❙

Каж­дая ле­то­пис­ная ста­тья на­чи­на­ет­ся сло­ва­ми «В лето…» , после ко­то­рых из­ла­га­ют­ся со­бы­тия, слу­чив­ши­е­ся в этот год.  

Толь­ко год на­зы­ва­ет­ся стран­ный 6534, 6535. А мы живем в двух­ты­сяч­ных. Дело в том, что ле­то­пис­цы вели счет от со­тво­ре­ния мира, а со­вре­мен­ный ев­ро­пей­ский ка­лен­дарь  счи­та­ет время от рож­де­ства Хри­сто­ва.

Читайте также:  Краткое содержание горький супруги орловы точный пересказ сюжета за 5 минут

До 1 ян­ва­ря 1700 г. в Рос­сии при­ме­ня­лось Ви­зан­тий­ское ле­то­ис­чис­ле­ние, ко­то­рое ве­лось «от со­тво­ре­ния мира». Этот рас­чет был при­нят при про­стом  по­го­до­вом пе­ре­сче­те со­бы­тий свя­щен­ной ис­то­рии от Адама до на­ше­го вре­ме­ни.

Год со­тво­ре­ния мира, 5509 до нашей эры, был рас­счи­тан кон­стан­ти­но­поль­ски­ми тол­ко­ва­те­ля­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния в 353 году по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция. 19 де­каб­ря 1699 года царь Петр I под­пи­сал указ “О пи­са­нии впредь ген­ва­ря с 1 числа 1700 года во всех бу­ма­гах лета от Рож­де­ства Хри­сто­ва, а не от со­тво­ре­ния мира”.

В Ев­ро­пе это ле­то­ис­чис­ле­ние – от рож­де­ства Хри­сто­ва (года Гос­под­ня Anno Domini)  вве­де­но рим­ским мо­на­хом Ди­о­ни­си­ем Малым в  525 г.

В 1582 году по рас­по­ря­же­нию рим­ско­го папы Гри­го­рия 13 был раз­ра­бо­тан Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, к 18 веку на ле­то­ис­чис­ле­ние по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю пе­ре­хо­дят боль­шин­ство ев­ро­пей­ских стран. А Рос­сия до 1918 года жила по юли­ан­ском ка­лен­да­рю, вве­ден­но­му еще до нашей эры Гаем Юлием Це­за­рем.

К 1918 году раз­ни­ца между юли­ан­ским и гри­го­ри­ан­ским ка­лен­да­рем со­став­ля­ла 13 дней и все уве­ли­чи­ва­лась. По­это­му было ре­ше­но пе­рей­ти на об­ще­ев­ро­пей­ский ка­лен­дарь. И 1918 год на­чал­ся с 13 ян­ва­ря.

Имен­но по­это­му мы до сих пор празд­ну­ем ста­рый новый год в ночь с 13 на 14, хотя пра­виль­нее было бы уже с 14 на 15 празд­но­вать.

Каж­дый ле­то­пи­сец на­чи­нал по­вест­во­ва­ние с самых дав­них вре­мен: от со­тво­ре­ния мира, пе­ре­пи­сы­вал нема­лую часть Биб­лии и труды своих пред­ше­ствен­ни­ков. Ле­то­пис­цем, как пра­ви­ло, был монах, по­это­му, рас­ска­зы­вая об ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях, он судит о них как хри­сти­а­нин и все со­бы­тия со­от­но­сит с теми, ко­то­рые были опи­са­ны в Биб­лии.

По­че­му же каж­до­му  ле­то­пис­цу было так важно на­чать с на­ча­ла? По­че­му было про­сто не про­дол­жить рас­сказ?

В Древ­ней Руси че­ло­век не мог ото­рвать со­бы­тие на­сто­я­щее тех, что ему пред­ше­ство­ва­ли, на­сто­я­щее – это толь­ко звено в цепи, свя­зы­ва­ю­щей про­шед­шее и бу­ду­щее. «Вос­ста­нав­ли­вая ход рус­ской ис­то­рии, ле­то­пис­цы стре­ми­лись свя­зать эту ис­то­рию Руси с ис­то­ри­ей ми­ро­вой, по­нять ее как часть все­мир­ной ис­то­рии»

«Раз­ви­ва­ет­ся свое­об­раз­ное «па­но­рам­ное» зре­ние. Ле­то­пи­сец видит Рус­скую землю как бы с боль­шой вы­со­ты. Он стре­мит­ся вести по­вест­во­ва­ние о всей Рус­ской земле, сразу и легко пе­ре­хо­дит от со­бы­тий в одном кня­же­стве к со­бы­ти­ям в дру­гом – на про­ти­во­по­лож­ном конце Руси» Д.С.Ли­ха­чев

Па­но­ра­ма – от гре­че­ско­го «ви­деть все»

«По­весть вре­мен­ных лет»  за­кан­чи­ва­ет­ся 6621 годом (по со­вре­мен­но­му ле­то­ис­чис­ле­нию 1113 годом),  ори­ги­нал ее был утра­чен, и она со­хра­ни­лась толь­ко как часть дру­гих ле­то­пи­сей: Лав­рен­тьев­ской и Ипа­тьев­ской.

По­это­му ле­то­пись – это все­гда свод, так как в ней сво­дят­ся, со­еди­ня­ют­ся тек­сты раз­ных про­из­ве­де­ний (ле­то­пи­сей, до­ку­мен­тов, житий свя­тых, уст­ных на­род­ных пре­да­ний с тек­стом, при­над­ле­жа­щим са­мо­му ле­то­пис­цу).

 3. «Сказание о белгородском киселе»

Про­чи­тай­те   одно из таких  пре­да­ний «Ска­за­ние о бел­го­род­ском ки­се­ле», вклю­чен­ных Несто­ром в ле­то­пись. Как вы ду­ма­е­те, с какой целью он это сде­лал?

В год 6505 (997). Пошел Вла­ди­мир к Нов­го­ро­ду за се­вер­ны­ми во­и­на­ми про­тив пе­че­не­гов  (Ис­точ­ник) так как была в это время бес­пре­рыв­ная ве­ли­кая война. Узна­ли пе­че­не­ги, что нет князя, при­шли и стали под Бел­го­ро­дом.

 И не да­ва­ли выйти из го­ро­да, и был в го­ро­де голод силь­ный, и не мог Вла­ди­мир по­мочь, так как не было у него во­и­нов, а пе­че­не­гов было мно­гое мно­же­ство. И за­тя­ну­лась осада го­ро­да, и был силь­ный голод. И со­бра­ли вече в го­ро­де, и ска­за­ли: “Вот уже скоро умрем от го­ло­да, а по­мо­щи нет от князя.

Разве лучше нам так уме­реть? Сда­дим­ся пе­че­не­гам – кого оста­вят в живых, а кого умерт­вят; все равно по­ми­ра­ем от го­ло­да”. И так по­ре­ши­ли на вече. Был же один ста­рец, ко­то­рый не был на том вече, и спро­сил он: “О чем было вече?”. И по­ве­да­ли ему люди, что зав­тра хотят сдать­ся пе­че­не­гам.

Услы­шав об этом, по­слал он за го­род­ски­ми ста­рей­ши­на­ми и ска­зал им: “Слы­шал, что хо­ти­те сдать­ся пе­че­не­гам”. Они же от­ве­ти­ли: “Не стер­пят люди го­ло­да”. И ска­зал им: “По­слу­шай­те меня, не сда­вай­тесь еще три дня и сде­лай­те то, что я вам велю”. Они же с ра­до­стью обе­ща­ли по­слу­шать­ся.

И ска­зал им: “Со­бе­ри­те хоть по гор­сти овса, пше­ни­цы или от­ру­бей”. Они же ра­дост­но пошли и со­бра­ли. И по­ве­лел жен­щи­нам сде­лать бол­туш­ку, на чем ки­сель варят, и велел вы­ко­пать ко­ло­дец и вста­вить в него кадь, и на­лить ее бол­туш­кой. И велел вы­ко­пать дру­гой ко­ло­дец и вста­вить в него кадь, и по­ве­лел по­ис­кать меду.

Они же пошли и взяли лу­кош­ко меду, И при­ка­зал сде­лать из него пре­слад­кую сыту и вы­лить в кадь в дру­гом ко­лод­це. На сле­ду­ю­щий же день по­ве­лел он по­слать за пе­че­не­га­ми. И ска­за­ли го­ро­жане, придя к пе­че­не­гам: “Возь­ми­те от нас за­лож­ни­ков, а сами вой­ди­те че­ло­век с де­сять в город, чтобы по­смот­реть, что тво­рит­ся в го­ро­де нашем”.

Пе­че­не­ги же об­ра­до­ва­лись, по­ду­мав, что хотят им сдать­ся, взяли за­лож­ни­ков, а сами вы­бра­ли луч­ших мужей в своих родах и по­сла­ли в город, чтобы про­ве­да­ли, что де­ла­ет­ся в го­ро­де. И при­шли они в город, и ска­за­ли им люди: “Зачем гу­би­те себя? Разве мо­же­те пе­ре­сто­ять нас? Если бу­де­те сто­ять и 10 лет, то что сде­ла­е­те нам? Ибо имеем мы пищу от земли.

Если не ве­ри­те, то по­смот­ри­те сво­и­ми гла­за­ми”. И при­ве­ли их к ко­лод­цу, где была бол­туш­ка для ки­се­ля, и по­черп­ну­ли вед­ром, и вы­ли­ли в латки. И когда сва­ри­ли ки­сель, взяли его, и при­шли с ними к дру­го­му ко­лод­цу, и по­черп­ну­ли сыты из ко­лод­ца, и стали есть спер­ва сами, а потом и пе­че­не­ги.

И уди­ви­лись те и ска­за­ли: “Не по­ве­рят нам князи наши, если не от­ве­да­ют сами”. Люди же на­ли­ли им кор­ча­гу ки­сель­но­го рас­тво­ра и сыты из ко­лод­ца и дали пе­че­не­гам. Они же, вер­нув­шись, по­ве­да­ли все, что было. И, сва­рив, ели кня­зья пе­че­неж­ские и по­ди­ви­лись. И взяв своих за­лож­ни­ков, а бел­го­род­ских пу­стив, под­ня­лись и пошли от го­ро­да во­сво­я­си.

Даже из самой без­вы­ход­ной си­ту­а­ции можно выйти по­бе­ди­те­лем. Враг может быть силь­нее, но его можно по­бе­дить хит­ро­стью.

Есть по­сло­ви­ца «Хит­рость силу берет», она очень крат­ко и  точно фор­му­ли­ру­ет ос­нов­ную мысль ска­за­ния.

 4. Зачем трудиться летописцу?

В драме «Борис Го­ду­нов»  Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на ле­то­пи­сец Пимен го­во­рит о мо­ло­до­му мо­на­ху о смыс­ле своей ра­бо­ты, смыс­ле своей жизни так:

Еще одно, по­след­нее ска­за­нье —                                                                    

И ле­то­пись окон­че­на моя, Ис­пол­нен долг, за­ве­щан­ный от бога Мне, греш­но­му.

Неда­ром мно­гих лет Сви­де­те­лем гос­подь меня по­ста­вил И книж­но­му ис­кус­ству вра­зу­мил; Ко­гда-ни­будь монах тру­до­лю­би­вый Най­дет мой труд усерд­ный, безы­мян­ный, За­све­тит он, как я, свою лам­па­ду — И, пыль веков от хар­тий отрях­нув, Прав­ди­вые ска­за­нья пе­ре­пи­шет, Да ве­да­ют по­том­ки пра­во­слав­ных Земли род­ной ми­нув­шую судь­бу, Своих царей ве­ли­ких по­ми­на­ют За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за тем­ные де­я­нья Спа­си­те­ля сми­рен­но умо­ля­ют.

По­лу­ча­ет­ся, самое глав­ное в труде ле­то­пис­ца –  прав­ди­вость. Имен­но ле­то­пи­си дают воз­мож­ность нам,  да­ле­ким по­том­кам, узнать о пред­ках, их де­я­ни­ях, по­дви­гах и пре­ступ­ле­ни­ях,  пред­став­ле­ни­ях о добре и зле, а зна­чит, ле­то­пи­си, рас­ска­зы­ва­ю­щие о про­шлом,  в боль­шой сте­пе­ни опре­де­ля­ют наше на­сто­я­щее и даже бу­ду­щее.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/letopisanie/skazanie-o-belgorodskom-kisele?seconds=0

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/13/razrabotka-uroka-literatury-v-6-klasse-po-proizvedeniyu

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2590/lesson/8478

«Сказание о белгородском киселе» – краткое содержание произведения

Сегодня мы рассмотрим «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание рассказа приведем далее. Если у вас нет времени на прочтение полного варианта, наша статья вам поможет.

Степные народы

Если вы хотите окунуться в далекие времена Киевской Руси, прочтите «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание начнем с того, как печенеги пришли однажды к Белгороду. Во времена Киевской Руси степные народы часто нападали на это государство. Печенеги также пришли с войной, однако приступом взять город не смогли. Тогда они окружили его и стали осаждать.

Хитрость

В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам.

Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси.

Народ возгласил, что желает сдаться печенегам и позволит им умертвить, кого пожелают, а кого захотят – отпустить, ведь такой выход лучше, чем верная смерть от голода.

Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса.

Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов.

Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли.

Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.

Примечания

«Сказание о белгородском киселе» – литература, которая относится к «Повести временных лет». Чтобы понять ее, следует знать значение некоторых древнерусских слов.

К примеру, латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой. Белгород – это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.

Корчага – это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.

«Сказание о белгородском киселе» сочинил русский народ и передавал его последующим поколениям. Простые люди стали авторами множества сказаний.

Именно они стали первым народным творчеством и легли в основу Российского государства, его культурного и художественного воплощения. В преданиях отражены различные народные идеалы, среди которых любовь к родине, находчивость и ум.

Теперь вы знаете, о чем повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание былины мы привели выше.

Источник: http://allwomanday.ru/article/224569/skazanie-o-belgorodskom-kisele—kratkoe-soderjanie-proizvedeniya

Сказание о белгородском киселе «Из повести временных лет»

Создание повести временных лет (2000 лет до н.э. – 12 век н.э.) было сопряжено с необходимостью передать будущим поколениям образов прошлого, его культурного наследия и древней мудрости.

Сказание о белгородском киселе повествует нам о хитром спасении белгородцев, когда их осадили печенеги. После того, как в городе наступил голод, его жители захотели сдаться врагу. Но их спас один старец, предложивший другое решение.

Читайте также:  Краткое содержание пушкин повести белкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Как удалось спасти город и его жителей

Город удалось спасти благодаря обману печенегов. Из кисельной болтушки в первом колодце можно было сварить кисель. Поэтому печенеги решили, что этот колодец дает горожанам пищу. Во втором  колодце они нашли мед. Думая, что его хватает на весь город, они поверили белгородцам, и прекратили осаду.

Как начинается и чем заканчивается сказание

Первые абзацы повествуют о голоде, начавшемся в Белгороде после его осады печенегами, и о решении сдаться врагу. Концовка же более оптимистична — осада заканчивается и никто из белгородцев не пострадал. Можно смело утверждать, что развязавшаяся в самом начале трагедия перерастает в благополучный финал.

Какие особенности древнерусской литературы проявились в сказании

Первой особенностью можно назвать постоянное употребление союза «И» в начале многих предложений. В сказании таких предложений больше половины (без учета прямой речи).

Вторая особенность заключается в выделении образа героя, спасшего множество жизней. Старик, придумавший план спасения, проявил такие качества, как смекалка, дальновидность, мудрость, решительность (ведь печенеги могли раскрыть обман).

Третья особенность древнерусской литературы проявилась в благородстве и доброте всех героев сказания. Даже печенеги — лютый враг Древней Руси, предстали перед нами в образе честных и понимающих людей.

Четвертой особенностью является патриотическое описание смекалки и мудрости древнерусского народа. Проявляя в критической ситуации свои лучшие качества, русские люди способны на все — говорит нам автор сказания.

Создание повести временных лет помогло сохранить множество значимых исторических событий, культуры прошлого, особенностей языка ее авторов.

Древнерусский словарь:

печенеги – кочевые племена, объединившиеся в союз и жившие в VII – IX веках н.э.

вече — собрание главных людей города, общины, княжества, на котором решаются важные политические, военные, хозяйственные вопросы.

Поведали — рассказали, передали суть произошедшего.

повелели — приказали, отдали распоряжение,

корчага – горшок

восвояси — туда, откуда пришли, обратно.

Краткий пересказ

Летом 997 года печенеги осадили Белгород. Из-за этого в городе начался голод. И тогда жители собрали вече, на котором решили сдаться врагу.

Узнав об этом, один мудрый старец предложил такое решение: в один колодец поместить кисельную болтушку, из которой можно будет сварить кисель. В другой — разбавленный мед. Затем их нужно было показать печенегам. Женщинам повелели сделать болтушку, а мужчинам — копать колодец.

Сделав все так, как сказал старик, горожане пригласили к себе 10 лучших мужей из числа печенежского войска. Взамен были отданы заложники. Посетив город, печенеги отведали киселя и меда. Подумав, что колодцы обеспечивают целый город, они вернулись к своим, чтобы поведать о случившемся.

Так, войско печенегов решило отправиться восвояси, а Белгород  оставить в покое.

Создание повести временных лет охватывает события на протяжении тысячелетий (библейские времена – 2000 лет до н.э. – 12 век н.э.). Множество сказаний (в том числе и сказание о белгородском киселе), заключающих в себе мудрость прошлых времен, не теряют актуальность и по сей день.

Источник: http://decadenz.ru/publ/studentu/skazanie_o_belgorodskom_kisele_iz_povesti_vremennykh_let/2-1-0-120

Сказание о белгородском киселе (fb2)

– Сказание о белгородском киселе (пер. Дмитрий Сергеевич Лихачев) 563K, 4с. (скачать fb2) – Нестор Летописец

Настройки текста:

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество.

И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?».

И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду.

Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».

Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли.

Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами».

Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

«Сказание о белгородском киселе» (Современное изложение)

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече и сказали:

— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

«Сказание о белгородском киселе» (Свободный пересказ)

Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель.

Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп). Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй — с медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей.

Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту.

Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.

Примечания

1

Печенеги — союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие — скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси.

(обратно)

2

Белгород — это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.

(обратно)

3

Латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой.

(обратно)

4

Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.

(обратно)

5

Вече — собрание горожан для решения общественных дел.

(обратно)

Оглавление

  • «Сказание о белгородском киселе» (Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев)
  • «Сказание о белгородском киселе» (Современное изложение)
  • «Сказание о белгородском киселе» (Свободный пересказ)
  • Источник: https://coollib.xyz/b/348820/read

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector