Краткое содержание стругацкие град обреченный точный пересказ сюжета за 5 минут

Роман “Град обреченный”. Рецензия

Одно из моих любимых произведений Стругацких. Много в нём смысловых пластов. И всё мои 5 попыток полностью познать их потерпели фиаско. Уверен, будут ещё по меньшей мере 5. И каждый раз я переворачивал последнюю страницу, дослушивал последний трек, с множеством вопросов, на которые сам ответа дать не мог.

Была возможность задать эти вопросы Борису Стругацкому во время его он-лайн интервью. Однако на те же вопросы, заданные до меня, сотни читателей получили ответ: “В тексте Г.О. есть ответы, ищите”. Или же: “Фантазируйте, зачем вам голова на плечах!”. Сейчас великих писателей уже нет.

И остаётся лишь их завет – искать правду в текстах.

Коротко сюжет через призму моего сознания.
Вообще советую читать оригинал или хотя бы нормальное описание.Миллионный город, зажатый между уходящей в небеса стеной и бездонным обрывом – арена невиданного эксперимента. Сюда попадают люди из разного времени и стран. Они живут и работают, как и в той, обычной жизни до эксперимента.

Работают тут на разных работах; подбирает вакансию человеку машина, зачастую ставя его на совершенно неподходящую должность. Солнце, согревающее людей и город,  – исполинский фонарь, который включается и выключается. Контролируют жизнь в городе таинственные наставники, возникающие ниоткуда в самых неожиданных ситуациях.

Кто они и кто их “подопечные”? Черти и грешники? Инопланетяне и похищенные? Боги и души?

Эта картина Рериха стала фундаментом романаСюжет разворачивается вокруг астронома Андрея Воронина и круга его знакомых и друзей. В первой части парень выступает в роли мусорщика. Полного идей, надежд, верящего друзьям и ждущего чуда. Потом Андрей – следователь. Слуга закона, неспособный по душевной мягкости использовать хлыст даже против откровенной мрази… Следующее воплощение Воронина – редактор. Именно редактором он переживает в городе фашистский переворот. Неумение побороть обстоятельства приносит бессилие и конформизм, которые уничтожают в человеке всё; выедают его из середины. Дальше герой поступает на службу советником президента. Где-то в этой части я перестал понимать вектор образа Андрея. Враг сам себе… Уходя от всего того, что невозможно изменить, Воронин идёт в экспедицию на север. А из северных пустынных кварталов в город он уже не вернётся.
При подготовке публикации я заметил, что очень мало хороших иллюстраций. Похоже, рисовать по Стругацким так же тяжело, как и снимать фильмы. (рисунок Дмитрия Некрасова)По сюжету рядом с Ворониным следует “гадкий лебедь” – толстый и неопрятный Изя Кацман. Этот человек таинственен и можно долго спорить, кто Кацман – образ пророка, ведущего души из ада, или ведомый интересом фанатик с богатым внутреним миром. Других участников сюжета я не описываю так подробно. Наверное потому, что они, несмотря на свою уникальность и красочность, – лишь фон эмоций главного героя. Внешние раздражители, которые никогда не цепляли все струны души сразу.

(рисунок Дмитрия Некрасова)

Главная идея

Без сомнения, главная идея произведения – указать на то, как может меняться человек под действием внутренних и внешних сил. Некоторые видят в идее сюжета ницшеанство с его духовной эволюцией (верблюд-лев-ребёнок). Если раскладывать по полочкам, то что-то подобное и выходит. Действительно, в первых главах Андрей – подчиняющийся фанатик, верящий в коммунизм. Позже он уже “лев” – командующий другими, но не производящий никакого морального продукта. Ребёнком – умеющим созидать построенное, Андрей становится лишь в самом конце.

Очень чётко авторы описывают ощущение вечной внутренней пустоты, терзающей человека, когда тот теряет свою веру и идеалы. Из неё три выхода – “пуля в лоб”, “стать подлецом” или вечно мстить миру за его жестокость. Уверен, что-то было в жизни каждого думающего человека. И, порой, чувствую это в себе.

Авторы призывают нас быть элитой в себе, но никогда не быть элитой, вершащей судьбы. Они призывают не делить людей на сорты и классы, а искать их интеллектуальную доминанту по отношению к некому фантастическому храму.

Можешь дать обществу моральный продукт, от которого берёт за душу даже самого уродистого морального урода – ты строитель храма. Знаешь высшее моральное благо и ведёшь других к этому – ты жрец. Можешь просто любоваться величием храма – ты созидатель.

И не важно, кто ты – начальник или дворник.Захотите найти проблески Данте в ГО – тоже будете правы. Но круги (уровни) ада (и ада ли?!) лежат настолько на поверхности, что эту идею лично я старался гнать от себя. Стругацкие никогда не оставляли идей на поверхности.

И даже наоборот – всегда маскировали настоящие сокровища мысли под пластом грязного налёта.

Андрей Воронин

Это я. Или вы. Или ваши друзья. Люди, которые чувствуют вектор, но не знают, что их ждёт в желанной  точке. И каково бывает разочарование, когда эта точка – не рай. А лишь переход на новый уровень…

Изя Кацман

Человек, по сути своей – пророк. Тоже еврей, кстати. И тоже не всем он понятем и приятен. Экспедиция, в которую он отправляется с Ворониным, превращает неопрятного Кацмана в своеобразного Моисея. С другой стороны Изя ведёт души к новому уровню, к выходу из чистилища. Но никто не сказал, что души к этому готовы. Именно потому экспедиция бунтует, оставляя Кацмана и Воронина умирать в руинах.

Наверное на этом и остановлюсь. Вполне может быть, что через год напишу новую рецензию с новыми знаниями. Ну а пока вроде всё сказал…

  • Начну с того, что это одна из немногих книг, автора которой знаю лично. Более того, с Олей я дружу по переписке и даже немного стоял сбоку, когда…
  • Кидаете палку за палкой, а кипеть она ещё и не начинала? О да, значит вы купили щепочницу. Если бы у меня был антирейтинг предметов, полезных в ПВД…
  • Жирные троли и прочая нечисть частенько подшучивают над Глуховским. Чего уж и говорить: 4 книги, две из которых одной темы. “Метро 2033″…
  • Давно уже не было книги, внёсшей сколько новых мыслей в мою голову. Да, был Вячеслав Рыбаков, после “Очага на башне» которого я начал…
  • Нарезку видео я освоил не так уж и давно. И вообще в видеомонтаже делаю первые робкие шаги. Спасибо коллеге – научил простейшим действиям. В качестве…
  • Если вы не страйкболист, не военный реконструктор и не просто свихнутый на милитаризме (как я) человек, то вопрос покупки тактических очков вас…

Источник: https://zov-24.livejournal.com/13926.html

Аркадий и Борис Стругацкие «Град обреченный» – онлайн библиотека knigger.com

Аркадий и Борис Стругацкие подняли уровень отечественной научной фантастики на небывалый уровень.

Логическое мышление, особый стиль, в котором сочетается продуманная психология поведения, ирония и реализм, невероятно детализированные вымышленные миры – вот что отличает их книги.

Среди таких бестселлеров, как «Пикник на обочине» и «Понедельник начинается в субботу» легко потерять из виду другие невероятные романы. «Град обреченный» — одна из таких книг.

История создания книги

«Град обреченный» недаром называют одним из наиболее философских произведений фантастов. Наравне с «Улиткой на склоне», эта книга наполнена мощными философско-этическими посылами и ставит перед читателем ряд важнейших бытийных задач. Антиутопия показывает реальный мир планеты Земля более точно и достоверно, чем сотни книг в жанре критического реализма.

Вдохновением писателей послужила картина величайшего художника и философа Николая Рериха под идентичным названием. Первоначально книга имела название «Мой брат и я», что говорит об автобиографическом характере повествования. Почти 2,5 года братья писали эту эпическую книгу, завершив в мае 1972 года.

Краткое содержание книги «Град обреченный»

Это городское фэнтези повествует о городе, в котором переплетаются судьбы многих людей. Подобно этому, и сюжетные линии книги пересекаются, причудливо создавая новые и новые сложные ситуации.

Главной задачей писателей было показать, как главный герой в своем развитии переходит от юношеского максимализма и твердой, фанатичной убежденности в навязанных идеалах к сомнениям, критике и тому, что под ногами не остается ни одной из старых опор. Глубокий психологизм с элементами драмы в этом романе раскрывает перед читателем весь спектр переживаний героя в этой эволюции.

По сути, действие книги проходит в 1950-е годы в Ленинграде, отображая жесткую послевоенную реальность с помощью инструментов научно-фантастической литературы. В Город попадают рандомно выбранные люди, которые оказываются втянутыми в долгосрочный эксперимент, цель которого им самим неизвестна.

Среди героев книги можно выделить такие ключевые фигуры:

  • Андрей. Это главная фигура романа. Студент-физик из Ленинграда проходит путь от ярого сталиниста и примерного комсомольца до конформиста с буржуазным воззрением.
  • Дональд Купер. Гражданин США. В городе не смог адаптироваться, внутреннюю неуверенность скрывая за внешней бравадой. В итоге покончил с собой.
  • Иосиф Кацман. Этот жизнерадостный человек производит впечатление недалекой личности, но на самом деле – один из умнейших в Граде. Он пытается понять, что происходит и найти сведения об истории этого места.
  • Кэнси Убуката. Прибыл из Японии. Неподкупная, строгая личность, которая так и не сумела вписаться в новый мир. Убит рядовым чиновником за суровость.
  • Фридрих Гейгер. Раньше служил в вермахте. Является ментальным двойником Андрея. Сумел воспользоваться шансом, и в пылу переворота стал Президентом Города.

В книге множество героев, которые имеют тщательно прописанную биографию и систему мировоззрения. Они контактируют друг с другом, и именно в этом общении случайно выбранных людей раскрывается главная суть книги.

Читать книгу «Град обреченный» онлайн можно в нашей интернет-библиотеке. Тут вы найдете и другие романы Аркадия и Бориса Стругацких.

В нашей обширной коллекции собраны разнообразные книги во всех существующих жанрах литературы. Их можно читать онлайн с любого гаджета, абсолютно бесплатно.

Вы сможете насладиться любимыми произведениями и открывать для себя новых авторов в комфортной обстановке, в любое удобное вам время.

Источник: https://knigger.com/blog/70/arkadii-i-boris-strugackie-grad-obrechennyi

Аркадий и Борис Стругацкие “Град обреченный” (1972)

“Град обреченный” – произведение с полки абсурда братьев Стругацких, более похожее по жанру на альтернативу, от которого цензор потеряет разум, столкнувшись с обилием брани, а также с действиями главных героев, что могут побудить читателя к асоциальному поведению.

И это фантастика советского разлива, устремлённая своими побуждениями в далёкое будущее, где будет достижимо всеобщее благо для единого человечества.

Стругацкие не писали своих произведений спонтанно, тщательно выверяя и взвешивая общую линию, ведущую читателя разными путями к одной цели, а именно к пониманию иллюзорности мира, скованного рамками кем-то навязанного алгоритма поведения.

Читайте также:  Краткое содержание дюма королева марго точный пересказ сюжета за 5 минут

Даже неважно, кто поставил человека именно в такое положение, поскольку Стругацкие в каждой книге пытаются найти ответ на вопрос о поиске смысла в процессе жизни.

Читатель видел подход братьев с разных сторон: иногда они делали Землю полигоном для изучения инопланетянами, а порой посылали землян будущего в космические дали, чтобы уже жители нашей планеты могли осуществлять там свои исследования, обязательно обнаружив на других планетах гуманоидные формы. Если быть категоричным, то нужно на некоторое время задуматься, чтобы понять всю глубину философии Стругацких, пытавшихся донести до читателя понимание бренности человеческой оболочки, обречённой на разрушение с последующей возможностью восстановления. Просто когда-нибудь всё подвергнется тщательному анализу, а пока перед читателем “Град обреченный”, знаменующий собой эксперимент над невозможным.

Книга наполнена мистическими элементами, основанными на внушении животного ужаса. Стругацкие не просто пугают читателя, а создают выверенный образ, на основании которого возникает первое сравнение с “Повестью о приключениях Артура Гордона Пима” Эдгара Аллана По.

После братья наполняют повествование абсурдом, вызывая у читателя непонимание происходящего, ведь так до конца и не будет понятно, где именно происходит действие “Града обреченного”. Почему всё настолько фантасмагорично, что Эдгар По встаёт перед взором читателя постоянно? И это не взирая на нереальность происходящего.

Не будет лишним упомянуть даже “Голема” Густава Майринка, где основная загадка событий сводилась к таинственному дому, откуда по легенде и происходит мифическое чудовище.

У Стругацких всё гораздо запутаннее, хотя и связано с конкретным домом – некой формой портала – открывающим дорогу в земли, сходные чем-то с гиеной огненной, только опустошённой и лишённой каких-либо форм жизни. Там нет ничего, кроме ожидаемых напастей, должных обрушиться на героев в любой момент, но не наступающих. Мистика и абсурд – это определяющие слова для “Града обреченного”.

Замкнутая сфера, не дающая возможности выбраться наружу – это не только придуманный мир.

Точно в таком же положении находятся все люди, не имеющие возможности открыть в себе способности для взаимодействия с потусторонними силами, связаться с параллельными вселенными и даже вырваться за пределы земной тверди, обречённые пребывать там, где им суждено это с самого рождения.

Стругацкие несколько пересмотрели сферу, вписав для её жителей возможность выйти на иную сторону реальности, но для этого надо пройти ряд испытаний.

Сама сфера представляет своеобразный “Мир реки”, о котором незадолго до братьев начал писать Филип Фармер, позволив умершим людям с Земли попадать в такое место, где переплетаются культуры, нации, религии, а нить человеческих судеб тесно связана с одним загробным миром, далёким от христианских небес и чистилища.

Так и у Стругацких – после смерти все попадают в Град обреченный, в котором им отныне жить, подстраиваться под своеобразные законы и, вполне реально такое, бороться с системой. Именно на борьбе с замкнутой системой Стругацкие предлагают читателю сконцентрировать своё внимание: всё будет очень больно, жизненно и вполне по-земному, с той лишь разницей, что в новом мире можно проявить ряд определённых способностей, о которых ранее приходилось только мечтать.

Стругацкие населили “Град обреченный” разными персонажами, но сделали это не слишком хорошо. Хоть бывшие русские, китайцы, японцы, немцы, евреи, и говорят на одном языке, однако делают это довольно косноязычно. Может такой стиль у авторов, точно сказать трудно.

Перед читателем возникают не вдохновляющие герои, а подобие быдла, собравшегося перетереть пару вопросов, поплевать на пол и обязательно разобраться с мусорными контейнерами и выгребными ямами.

Понятно, что существует сложившийся стереотип о простом рабочем, чей язык не столь изыскан, а вполне даже наполнен матерщиной, позволяющей ловко ввернуть любимую словоформу вместо паразитических выражений, свойственных более культурным людям.

Даже если всё воспринималось Стругацкими именно так, коли они решили начать повествование с животрепещущих профессиональных тем сошедшихся в одном месте мусорщиков и ассенизаторов.

Очень трудно понять особенности мира, когда взгляд постоянно упирается в хамское отношение персонажей друг к другу, вот так вот оказавшихся в центре описываемых событий. Сделать мусорщика героем книги вполне допустимо, особенно, если этот мусорщик окажется с богатой биографией при жизни на Земле сидевшего по лагерям, а теперь всеми силами отнекивающегося от любых форм благополучной жизни, предпочитая выгребать мусор из контейнера, но не получить престижную должность, от которой ему наконец-то будет хорошо.

“Град обреченный” стал для братьев отдушиной советского прошлого, когда не только половина страны сидела в лагерях, но и велась война с Германией.

Многие персонажи книги были притесняемыми при жизни, но не все стараются вспоминать прошлую жизнь, чтобы она лишний раз не накладывала отпечаток на совершенно другие условия. В своём роде, нынешнее место обитания персонажей – это райские кущи, где можно реализовать любой потенциал.

Пускай даже им окажется мировоззрение нациста, решившего устроить революцию хиппи, обязав каждого любить ближнего своего. Редкий читатель увидит в этом благо, но лишь дальнейшее повествование расставит всё по своим места, когда прикрываясь одной целью, будет осуществляться прямо противоположная.

Стругацкие не даруют Граду демократическое управление, а в очередной раз показывают прелести тоталитаризма, от которого человечество никогда не отойдёт, вне своей воли находясь под чужим гнётом, исполняя волю властьимущих.

Читателю предлагается набор историй, показывающих каждый слой населения: не только пролетариат и чиновники, но и судебная система, а также влияние средств массовой информации, заканчивая военными интервенциями.

Одно хорошо, что братья не превратили обреченный мир в индуистскую систему перерождений и не воздали каждому по заслугам.

Жанр абсурдистики этого не требует, достаточно показать нереальность происходящего, чтобы читатель сам определился с тем, где ему лучше искать правду.

Мир может существовать и без человека. Мир и существовал без человека. И мир будет существовать без человека. А теории и версии – это временное явление на шкале бытия. “Град обреченный” обречён, поэтому стоит ли умирать спокойно, если количество ступеней посмертных жизней равняется бесконечности?

Дополнительные метки: стругацкие град обреченный критика, стругацкие град обреченный анализ, стругацкие град обреченный отзывы, стругацкие град обреченный рецензия, стругацкие град обреченный книга, Arkady and Boris Strugatsky, The Doomed City

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Эксмо | Ozon | Read

Это тоже может вас заинтересовать:
– Страна багровых туч
– Полдень, XXII век
– Стажёры
– Далёкая радуга
– Хищные вещи века
– Улитка на склоне
– Отель “У погибшего альпиниста”
– Пикник на обочине
– Экспедиция в преисподнюю
– Хромая судьба
– Волны гасят ветер
– Отягощённые Злом
– “Сообщение Артура Гордона Пима” Эдгара По
– “Голем” Густава Майринка
– “Убик” Филипа Дика
– “Мир реки” Филипа Фармера

Источник: http://trounin.ru/strugatsky1972/

Сюжеты романов Братьев Стругацких

После прочтения “Града обреченного” (читается именно через “е”, а не “ё”, так настаивает сам Борис Стругацкий), сложного, многогранного произведения, возникает один непростой вопрос: к какому жанру относится этот роман? Фантастикой “Град обреченный” можно назвать весьма условно: конечно, как говорят герои книги, “Эксперимент есть Эксперимент”, однако очень многие события и явления романа не поддаются никакому рациональному объяснению – на грани мистики или даже триллера: от нашествия павианов, описанного довольно-таки жутко, и заканчивая разгуливающими по руинам памятниками, перед которыми потом главный герой произносит задушевный монолог. В романе можно также найти примеси многих других направлений: тут тебе и детектив, и драма, и приключения, и всё-всё-всё. Затягивающая сила романа в результате исключительно велика, но главное, конечно, не в этом.

Сюжет “Града обреченного”, вообще-то, достаточно характерен для фантастики середины ХХ века, но необычный способ подачи и изложения делают его чем-то совсем особенным.

Андрей Воронин, типичный советский парень, переживший ужасы войны и свято верящий в непоколебимую правоту Партии, попадает в странный Город, населённый весьма разношерстым народом.

Всё население Города тоже выдернуто из своих эпох и стран: тут и офицер вермахта, при каждом удобном случае начинающий славить фюрера, и робкий китаец, помятый жизнью, и проститутка из послевоенной европейской страны, и классический русский мужик, всегда готовый постоять за себя и за других против какой угодно чумы.

Объединяет их разве что принадлежность к двадцатому столетию.

Наставники Города – персоны почти мифические, сопровождающие каждого жителя Города (непонятно, люди ли это, а может, инопланетяне или ещё кто) – разъясняют новоприбывшим, что на самом деле никакой особой жути нет, они не в раю и не в аду, а просто попали в такой специальный Эксперимент.

А цели и задачи этого Эксперимента они никак не могут сообщить жителям, иначе вся затея потеряет смысл. И весь этот котёл с пёстрым содержимым варится в собственном соку, удивительно напоминая по своей хаотичности и многоликости нашу собственную жизнь: у каждого свои цели и стремления, каждый верит в то, во что ему верить удобно, и каждый поступает так, как считает правильным. Эксперимент идёт своим чередом, несмотря на то, что иногда – после совсем уж безумных и страшных вещей, происходящих в Городе – кажется, что давно уже нет никакой цели в существовании Града обреченного, и всё катится в тартарары…

Читая книгу, понимаешь, почему, будучи написанной ещё в 70-х годах прошлого столетия, она была издана только ближе к 90-м, на пороге развала советской системы. ТАКОЙ книги не могло быть в печати, пока жёсткая власть ещё сохраняла хоть какую-то стабильность.

Одна только сцена с игрой в шахматы с Великим Стратегом, где на доске вместо фигур стоят люди, помечает роман красным грифом. А как быть с прямо-таки идиллическим эпизодом, где парень из блокадного Ленинграда и офицер вермахта чуть ли не в обнимку напиваются водки?.. Право дело, удивительно, что Стругацкие вообще решились на такой шаг, как написание “Града обреченного”.

Но оно, безусловно, того стоило. “Град” – пожалуй, самая непростая, заставляющая задуматься вещь у Стругацких из прочитанных мною. Даже у блистательных Пикника на обочине и Трудно быть Богом в финале изыскивалась пусть мучительная и жестокая, но правда.

А в этой истории такой правды нет, да его и не могло быть – всякая непрерывность рано или поздно терпит разрыв, и искать какое-то оправдание этому бессмысленно. Проще прогуляться назад по анизотропному шоссе, там хотя бы скелет можно найти.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов валентина пикуля за 2 минуты

В общем, если вы ещё не читали одно из лучших произведений Стругацких – значит, вы ещё мало что знаете о фантастической литературе советского периода.

Книги бывают интересные и не очень. Но книг, которые могут вызвать настоящее потрясение, способное вывести человека из эмоционального и духовного равновесия, мало. И обычно для читателя такая книга становится истинной находкой, вехой в жизни.

Конечно, универсальных рецептов не бывает, и для каждого читателя найдётся своё значимое произведение. Однако есть такие творения, которые почти наверняка бьют в цель.

В этом списке достойное место, разумеется, занимает роман братьев Стругацких “Трудно быть Богом”, который не перестаёт изумлять вот уже которое поколение читателей.

А ведь казалось бы – книги Стругацких давно устарели; новизна темы “института экспериментальной истории” давно прошла; мрачное волшебство фэнтезийных эпох ныне безнадёжно испорчено миллионами бесталанных книг; золотая жила исчерпана, и сегодняшний искушённый читатель проглотит трагедию про Арканар среди плотного потока других книг, даже не заметив. Ан нет – история о том, как человек пытался прогуляться назад по анизотропному шоссе, всё ещё оказывает сильное воздействие на умы. И в этом, конечно, заслуга гуру отечественной фантастики Аркадия и Бориса Стругацких, сумевших воплотить на бумаге свои идеи, страхи и тревоги в столь ярком виде.

“Трудно быть Богом” не назовёшь произведением крупным и сколько-либо насыщенным действием, но каждая страница романа настолько сильна, что я, когда читал, буквально проваливался в мрачное средневековье Арканара.

И от главы к главе нарастал во мне неподдельный ужас при осознании безысходности положения, в котором оказался главный герой, в какой-то момент превратившись в ужас от безысходности многотысячелетней человеческой истории вообще.

А прочитав последнюю страницу, я ещё долго пребывал в прострации, пытаясь понять, как всё могло так обернуться, почему никто не смог ничем предотвратить подобный финал – пусть и жестокий, но, в сущности, неизбежный в своей логичности.

Прошло два-три дня, и я вновь взялся за роман, вновь начал переживать вместе с Руматой катастрофу арканарской истории…

Как ни стыдно признаться, интерес к роману братьев Стругацких “Обитаемый остров” у меня проснулся только после просмотра одноимённой экранизации Фёдора Бондарчука.

Экранизации, надо сказать, весьма качественной, интересной и неоднозначной в смысловом плане, как бы её ни ругали.

Заинтересовавшись закрученным сюжетом после неоднократного просмотра первой части фильма, я прикупил книжку-оригинал и принялся внимательно её читать.

Сюжет романа, отнесённый к разряду классики мировой фантастической литературы, не нуждается в особых представлениях, однако я всё же перескажу.

Молодой человек Максим Каммерер с утопической планеты Земля из будущего, от нечего делать занимающийся так называемым свободным поиском в космосе (что означает нахождение и исследование новых планет Вселенной), в результате кораблекрушения попадает на “обитаемый остров” – неизвестную планету Саракш, населённую вполне себе человекоподобными существами. Планета, надо сказать, весьма примечательна, несмотря на то, что первоначально она кажется Максиму достаточно заурядной. Страна, куда волею судьбы попал землянин, находится под гнетом так называемых Неизвестных Отцов – группы анонимных правителей, которые держат народ под своей властью, используя для этого весьма нетривиальные и весьма бесчеловечные методы. Со временем Максим приспосабливается к окружающей действительности и понимает истинную подоплеку вещей – и уж тогда бунтарская природа юноши начинает требовать справедливости. Максим в итоге встаёт на путь радикальной революции, с тем чтобы свергнуть тиранию Неизвестных Отцов и вернуть стране радость свободы. Но на этом пути ему придётся столкнуться со многими трудностями – начиная от непонимания друзей и заканчивая разочарованием в смысле конечной цели и пониманием, что суть вещей гораздо глубже и сложнее, чем ему казалось…

Весь текст романа так и отдаёт лютым антитоталитаризмом и духом свободолюбивого иррационального бунтарства. Неудивительно, если учесть, что Стругацкие писали роман как раз после того, как советская цензура запретила печать их последнего романа “Сказка о Тройке”, сочтя его слишком антисоветским.

Как признаётся сам Борис Стругацкий, писатели приступили к роману будучи обозлёнными, бормоча под носом: “Ах так, хотели весёленькую историю про мальчика-е…чика, такую и получите”. Но увы и ах – в процессе работы выяснилось, что история Максима и его приключений на планете Саракш не так проста, как казалось с первого взгляда.

В политическом устройстве чужой страны легко узнаётся осточертевшая номенклатурная олигархия, а в разделении мира между странами – пресловутый биполярный мир с вечно добрыми “нашими” и злобными “чужими”, которые хотят захватить и уничтожить единственный остов добра и света на планете.

Неудивительно, что роман о приключениях наивного мальчика из внешнего мира ждало много лишений и приключений по пути к изданию: так, главному герою Максиму Ростиславскому пришлось в результате цензурных мытарств переквалифицироваться в немецкого юношу Каммерера, сотруднику Комиссии Галактической Безопасности Павлу Григорьевичу – трансформироваться в Рудольфа Сикорского, а Неизвестные Отцы и вовсе стали слащавыми Огненосными Творцами. Хорошо ещё, что в начале 90-х годов прошлого века Борису Стругацкому удалось выпустить в печать оригинальную версию романа, показав народу, как всё должно было быть на самом деле.

В любом случае, стоит признать: “Обитаемый остров” не просто рядовое сочинение на тему жестокого общества и несправедливо обиженных.

“Остров” – своеобразный манифест вечно недовольных юных бунтарей, которые сами не знают, что творят, и за которыми будущее – что бы ни ворчали по этому поводу умудрённые опытом седовласые старцы.

Роман, который ставит вопросов больше, чем отвечает на них, как и принято всякому уважающему себя “серьёзному” литературному произведению. Роман, который затронет тонкую звенящую струну в душе каждого мятежного юнца, в каком бы обществе тот ни жил, чего бы ни добивался…

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/kratkie-soderzhaniya-shkolnyih-proizvedenij/syuzhetyi-romanov-bratev-strugatskih/

Град обреченный, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий

Пока я читала роман Аркадия и Бориса Стругацких «Град обреченный», меня не оставляла одна мысль. Точнее, мыслей по ходу чтения возникало много (ой, как много!), но одна казалось просто навязчивой: почему люди, любящие жанр фантастики, триллера, постапокалипсиса и т. д.

, читают Кинга? Почему он лидирует по прочитанным книгам среди букмиксчан уже который месяц? Ведь есть же такие романы, как «Град обреченный»! Почему не Стругацкие в первых рядах? В «Граде обреченном» есть все: динамично развивающийся непредсказуемый сюжет, продуманный и удивительный мир Города, детальные описания характеров и чувств героев, накал страстей и, конечно же, поиски – смысла, ответов, решений.

Сюжет романа: люди разных национальностей, разных возрастов и взглядов, живущие в разное время, соглашаются принять участие в Эксперименте. При этом в чем состоит суть Эксперимента, им не сообщается. Все они попадают в Город – удивительное место, странное и временами страшное. Каждый должен работать, меняя периодически свою профессию. Профессии определяются случайным образом (распределительной машиной), тот, кто был мусорщиком, становится следователем или редактором газеты. Город – это некая модель человеческой цивилизации, в нем есть все то, что присутствует в нашей жизни. Нет только творчества.

Мир Города – удивительный, детально прописанный, но при этом непонятный.

Он находится как бы вне времени и пространства, люди, попадающие туда, несмотря на разные национальности, разговаривают на одном языке. В этом мире каждое утро включают солнце и каждый вечер его выключают.

С одной стороны Города – Желтая стена, с противоположной – обрыв, на юге – болота, на севере – заброшенные города.

Много странного и непонятного происходит в жизни горожан – от нашествия павианов до блуждающего по городу дома, поглощающего людей. Объяснение всему этому одно: «Эксперимент есть эксперимент».

Герои романа – характерные, четко прописанные, «живые», настоящие.

Главный герой – Воронин, попавший в Город из Ленинграда, – астроном и убежденный строитель коммунизма, молодой, горячий идеалист. Изменение его жизненных взглядов, переоценка ценностей – одна из основных линий романа. Кацман – колоритный, умный, знающий и понимающий, бабник и болтун.

Гейгер – бывший унтер-офицер вермахта, уверенный в себе, жесткий, целеустремленный, ищущий власти. Дядя Юра – бывший председатель колхоза, душа–человек, фермер и хозяйственник, любит землю и ненавидит власть. В романе есть и другие герои, их немало (персонажи, кстати, в основном мужские, женщин в романе мало, видимо, и в Городе тоже).

Каждый из них играет свою роль весьма убедительно, даже второстепенные персонажи реалистичны и правдивы. У них у всех есть свои слабости и пороки, свои чувства и страсти. Каждому из них веришь, многим сочувствуешь, некоторых ненавидишь.

Весь роман построен на противопоставлениях: Твердь – Пустота, Город – Антигород, Рай – Ад, элита – быдло, коммунизм – фашизм, власть – оппозиция и т.д.; наполнен символами, метафорами, аллюзиями. Роман написан ярко, динамично, живо, реалистично (иногда даже чересчур – многовато физиологии, грязи и жестокости, хотя это и оправданно) и страшно.

В нем много мистики, но описано все так, что веришь даже самым странным и полным ужаса моментам. Наибольшее впечатление на меня произвело описание шахматной парии, в которой фигурами являются реальные люди, на кону – их жизни. Пробирает, надо сказать. Еще пробирает идея эксперимента. Да, ставить эксперименты над живыми людьми ужасно, неэтично и невозможно.

Но как же ярко проявляется в них суть человеческой натуры, пороки, страхи и страсти! Как меняется человек, помещенный в ситуацию неизвестности, неопределенности. Становится ясно, что грош цена человеческим принципам, идеалам, верованиям, устремлениям, интересам. Город меняет людей, заставляет их совершать ужасные поступки, идти наперекор своим принципам.

Те же, кто не может изменить себя, поступиться принципами, приспособиться, погибают. Многое еще можно написать о «Граде обреченном»: что его название позаимствовано авторами у Николая Рериха, что это – одна из поздних, самых сильных и и самых необычных вещей Стругацких, что рукописи «Града» пролежали «в столе» более 15 лет и многое другое.

Но самой главной характеристикой книги, на мой взгляд, является ее глубина. В нее ныряешь, погружаясь с головой, находя на дне множество вопросов и загадок. Ответов на эти вопросы напрямую авторы, разумеется, не дают. Книга подобна головоломке, читать ее – как разгадывать кроссворд, блуждая при этом в лабиринте, да еще и в темноте.

На каждый вопрос можно найти именно тот ответ, который тебя устраивает, – благо, вариантов авторы дают немало. Не может быть двух людей, прочитавших этот роман и понявших его одинаково. Даже один и тот же человек, перечитывая роман, не будет воспринимать его так же, как и раньше. Каково? Слабо вам так, мистер Кинг?

Читайте также:  Краткое содержание эсхил орестея точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: https://bookmix.ru/book.phtml?id=2229889

Град обреченный

Коментарии 0 – 20 из 46

1 2 3

Что в этой книге может быть неясно? Только прикол в том, что нет никакого храма. Это так, чтоб чердак на месте остался они прицепили, или на самом деле так думают. Концовка не понравилась. Что чувак с такой хренью в голове будет делать в СССР конца 50-х? Или это намек на то что в психушки в СССР закрывали не совсем психов? Хотя навряд ли…

Эта книга должна стоять на полке, в коллекции. как и большинство книг АБС. И мне как-то странно читать про “устарело” и пр.

Что в ней(да и во всех книгах АБС) устарело? Затрагиваемые проблемы этики, нравственности, выбора вообще и даже социальные – ни разу не устарели. и не устареют. потому что пока, к сожалению, нет оснований полагать, что человек как-то изменится или изменился с тех пор.

А что касается антуража и идей именно научно-фантастических, то тут, я считаю, писателей такого уровня мало, я лично не встречал. И это несмотря на простоту изложения.

По-моему, идея иного разума в “Малыше” и то, как она описана даст огромную фору любому писателю про “чужих”.

Кто-то уже говорил и я повторюсь: было бы желание понять и почувствовать. Просто надо подождать и попробовать прочитать позже.

Прочитал уже несколько книг Стругацких, каждый раз главный герой авторов книги рассказа принимает неправильное решение, считаю что Град ни чему не учит. Философского в “Граде” пара тройка цитат единственно что роман раскрывает фразу “человеку свойствено ошибаться это и отличает нас от роботов и животных” Моя оценка 6.5 балов

И снова я перечитал эту книгу. Не удержался, хотя на очереди были многие другие. Но сумел выкроить два дня и урывками таки, но с непременным удовольствием. Вывод на сегодняшний день: книга страшная, но справедливая.

Посмотрим, что напишу через пару-тройку лет, после очередной перечитки. 10 баллов с длиннющим плюсом, как и всегда впрочем.

Мне кажется, напрасно ломают копья сторонники и противники Стругацких. Дело ведь совсем не в том, кто автор некоего определенного текста. Важно, что ты сам сумел извлечь из него для своей пользы. Да, бывают произведения мелкие, пустые и ничтожные, по прочтении которых искушенным ценителям литературы трудно обогатиться новым знанием или пониманием.

Но даже у таких произведений есть свой круг почитателей, которые, как ни странно, нашли в них для себя что-то ценное и полезное. Рассматривая “Град…

” не как одно из произведений культовых писателей, а как самостоятельный текст, нетрудно уловить общую идею (она там вполне прозрачно излагается устами Изи Кацмана) – через какие бы потрясения ни проходило человеческое общество, какие бы социальные модели ни выстраивало, во имя каких бы идей не гробило кучу жизней – всегда происходит хоть малое, но поступательное движение вперед (или вверх, если желаете). Некий несгораемый бонус, кирпичик в общее здание цивилизации. Там, правда, говорится о “храме”, но, надеюсь, никто не понимает это слово буквально. Идея простая и ясная, не новая, вероятно. Но чтобы ее осознать, прочувствовать, впитать – для этого очень полезно пожить в эпоху перемен. Когда меняются идолы и идеи, возникают и умирают надежды, и в душе остается выжженая пустыня – где не может уже, кажется, взойти, взрасти еще что-то новое и дать причину, чтобы жить дальше… Что же касается смысловых слоев… Да, буквально с первых слов понимаешь, что это будет читабельно и во второй, и в третий раз. И не только для фанатов Стругацких, которые, конечно, в этом плане имеют некоторое преимущество.

ЗЫ. Я прочитал “Град…” совсем недавно. Долгое время не мог к нему подступиться. Не было подходящего настроения это читать и вникать. Не могу однозначно отнести к шедеврам, но уровень высокий. Вполне допускаю, что с одного раза усвоил недостаточно. Когда-нибудь на досуге почитаю еще.

Град Обреченный – это текущая наша действительность, она всегда такая была и всегда такой будет.И как ты ни пытаешься трепыхать лапками все идет своим чередом, странным чередом…Эта мысль преломленная через писательский талант и есть данная книга.

В двух словах, для тех кто не понял) Ведь многие и не стараются понять, живут не задумываясь-стригут бабки, пьют пиво и рассуждают о тачках, ездят на Гоа.. глядишь вот уже старик, еще немного ..и умер)А чтобы понять Стругацких мало логики, мало воображения, надо еще уметь вживлять свои чувства в сюжет.

Это, увы, сложно и не всем дано, как музыкальный слух или умение рисовать или крепкое здоровье.

Возмутили коменты новых русских умников – прежде чем писАть гнилой отзыв об этой книге, подумай, а достоин ТЫ комментировать это произведение?Кто ты есть, чтобы ничего не поняв, здесь высказываться?Кому интересно твое мнение?Может и не надо эту книгу-то читать? Мож лучше пива и бильярд? 😉

ЗЫ Читал лет 10 назад и понял, что хочу прочитать еще раз, очень.33 года.

НУ хватит морочить людям головы типа понял с 5того раза какая это супер книга ай да авторы молодцы я ни одной до конца не дочитал в свои 28 блин это из серии кому за 30 написано в другое время и для других людей

Вы, товарищ Алеут, наверное просто общего смысла книги не поняли – если б поняли, так не говорили бы. Меня эту книгу отец надоумил прочитать – начал через “не хочу”, а потом за уши не оторвать было.

К черту стиль написания – в подтекст надо вчитываться – там почти у каждой сцены скрытый смысл есть. Нет, эта вещь у Стругацких одноначно лучшая (не в обиду будь любителям “Пикника” и “ТББ” сказано).

Читал 8-9 раз, и буду читать и детей своих читать заставлю – пускай классику знают.

Мало таких книг,которые не нравятся мне так,как эта.Возможно потому,что она усиленно напрашивается на лестные отзывы о себе(что неочевидно),предлагая читателю для прочтения стать каким-то криптографом-разбирателем семантических конструкций.Ребус наполненый “смысловыми пластами,которых несчесть”.

И которых не понять то уж точно(да это в общем то и ни к чему).Написана книга в общем-то живо,с интересными ситуациями и диалогами,которые могут подлежать цитированию для широкого круга любителей сатиры и юмора,мой камешек не в этот огород.

Просто общий пафос утомляет-все это дело напоминает выпуск новостей на центральном канале ТВ – когда с академической интонацией диктор преподносит какой-нибудь пустячный факт и сообщает ,что 'мы будем держать вас в курсе событий'-тем самым давая понять,что новость эта ЧРЕЗВЫЧАЙНА и ВАЖНА,поэтому 'продолжайте смотреть наш канал'.-1 по десятибальной шкале.

отличная вещь. в 5-ке лучших, имхо.
захотел перечитать – сделали всё платным… нах я спрашивается кпк покупал? за 1$ можно книжку купить и так, в мягком переплете 🙁

Не понимаю я людей, которые говорят, что стругацкие писали “на злобу дня”. Это снобизм, господа хорошие. “А вот они их восхваляют, но мы-то не такие, мы сейчас правду-матку…

” Если они НЕ УМЕЮТ читать Стругацких так, чтобы видеть мысли, не относящиеся к советской эпохе, то это их проблемы.

Но капать на мозги подрастающему поколению (которое тоже читает Стругацких, пусть и не все) не есть гут.

Смог прочитать далеко не с первого раза: брался за нее несколько раз, через разные промежутки времени, но никак не шло. И тут как-то прочитал ее за день. За уши от нее оторвать не могли. Заставила много думать о разном. Перечитывать буду не раз.

Прочитать книгу, конечно, стоит. Хотя бы чтоб узнать, какие должны быть книги. Только перечитывать я не стану, мысли в конце уж больно не мои.
Кстати качайте книгу из другого места, здесь она сильно обрезана.

выложенная здесь книга обрывается на половине.

Полностью согласен с Kianty .Невозможно сказать , сколько там смысловых слоёв т.к. каждый находит там что-то своё. Книга – катализатор, засиавляющий думать. 11 из 10.

Ну. я бы не сказала что книга читавется на одном дыхании.Правда произведение , которое не забывается на 2 день. Но перечитывать вряд ли захочу. Ставлю 8.

Книга заставляет задуматься о жизни, её смысле, нашем обществе и многих других вещах. Злободневная литература – это другое, это когда написано: “убейте тех, убейте сех, и все будут счастливы”. Только так никогда не получается. Это книга тяжёлая, читать надо медленно, вдумываясь в написанное, хотя многих вещёй я там так и не понял. Стоит того, чтобы читать и перечитывать…

Ностальгия. Грусть. Человечность.
10 баллов, хотя такие книги выходят за рамки сухой и лаконичной десятибальной шкалы.

Это притча, которую каждый воспринимает по-своему, в которой есть глубина и сила. Вот такую литературу я люблю и ценю, а где сейчас авторы такого уровня? Нету их. Все читают Перумова и прочих.

Магия, роботы, бластеры, космические корабли и драконы есть,а внутри – пустота.

как примерно 80% всех присутствующих совершенна согласна с утверждением что книгу нужно читать в несколько приемов очень понравилось “откровение” Kianty ибо у меня было в точности также. Не буду говорить что любимая но все равно очень очень нравится…

на личности также переходить не собираюсь ибо иногда на ровне с АБС могу читать Данцову например и не считаю это позорным…

а вот насчет выступления г-на Dan_iel могу лишь сказать что в свои 22 я струдом представляю себя стареньким седеньким стариком (даже старушкой) какими вы видете всех почитателей творчества стругацких Более того я даже не помню то самое прошлое за которое мы якобы хватаемся в погоне за ностальгией …

так что в этом вы не правы…но осуждать вас также глупо …если книга вам не понравилась…более того может быть вы ее даже не читали)

А кто-нибудь качал из этого архива? Здесь только 1-ая и половина второй части !!!

Источник: https://fenzin.org/book/10751

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector