Краткое содержание телешов белая цапля точный пересказ сюжета за 5 минут

Анализ сказки Телешова «Белая цапля»

Один из заезжих принцев влюбился в дочь короля – Изольду. Отец охотно дал согласие на брак дочери. Королевство начало готовиться к свадьбе принцессы. Изольда искреннее любила свой родной край, и хотела, чтобы ее свадебный наряд был таким же белоснежным, как необъятные просторы родины.

Принцессе пошили белое, словно снег, платье, серый, как зимнее море, плащ. Головной убор юная принцесса захотела изготовить такой, чтобы он был нежным и изысканным, как рисунок мороза на стекле. Но никто так и не смог сделать идеальное украшение.

Однажды к принцессе пришел старик, который сказал, что может достать хохолок белой цапли и осыпать его бриллиантами, что будет лучшим украшением невесты.

Но для этого следовало убить одну цаплю. Сердобольная принцесса сразу же отказалась от подобного варианта. Однако ночью, ее начали посещать сомнения: убить надо только одну цаплю, ничего страшного в этом нет. Утром она позвала старика и велела ему отправляться в путь за хохолком. 

В день свадьбы, народ с восторгом смотрел на брачующуюся принцессу: ее головной убор, сверкающий бриллиантами был таким же прекрасным как северный край. Прошли года, принцесса Изольда стала королевой земли на юге. Изольда привыкла к теплу, радовалась пению птиц и красоте цветов, которые цвели в ее королевстве круглый год.

Однажды она решила посетить своего отца и отправилась на родной север.

Дома ей приснился страшный сон – во сне к ней пришли две цапли, которые рассказали, что по примеру принцессы, многие люди захотели иметь такой же красивый хохолок, и все цапли убиты. Изольда проснулась в ужасе и рассказала о сне своему отцу.

Старый король был очень огорчен, что дочь совершила такой поступок, и сказал, что массовые убийства птиц – это правда. Огорченная Изольда в этот же день вернулась в свое королевство, чтобы сделать какую-то пользу для своих людей, и тем самым окутать свой грех перед цаплями.

Ответственность человека перед будущим

Чему учит нас сказка Н. Телешева? В первую очередь всегда предвидеть последствия своих поступков. Ведь самое незначительное злое действие человека может потянуть за собой вереницу ужасающих последствий. Мы всегда должны нести ответственность за свои поступки. Если в прошлом нами совершено что-то плохое – время не вернется назад, и мы этого никогда не исправим.

Однако в руках человека – будущее. Не надо бояться делать добрые дела. А прежде, чем совершить необдуманный поступок – хорошо подумайте о том, не навредит ли он в будущем окружающему вас миру.

Принцесса Изольда была очень доброй и сердечной девушкой, однако один ее неправильный шаг привел к тому, что все цапли с белыми хохолками умерли. Разве хотела она этого? Нет, но из-за ее решения пострадало множество птиц, принцесса не предвидела тех масштабных последствий, которые случились по ее вине. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Андерсен «Русалочка»: cказка о самоотверженности, любви и страдании
Следующая тема:   Толстой «Русалка»: содержание и размышления о разрушительной силе любви

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/teleshov-belaya-caplya-naznachenie-cheloveka-i-ego-otvetstvennost

Тема преступления и наказания в сказке «Белая цапля» Н.Телешова

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

«Тема преступления и наказания

в сказке «Белая цапля» Н.Телешова.»

Цели урока:

Обучающая – продолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком;

Развивающая рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке;

Воспитательнаявовлечь учащихся в размышление о «нравственном выборе», использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие.

Методические приёмы:

Аналитическая беседа, чтение отдельных эпизодов сказки, индивидуальные задания, самостоятельная работа, театрализованный диалог, дискуссия

_Технологии(элементы):личностно –ориентированное развивающее обучение, проблемное обучение, групповые технологии

Словарная работа: нравственность, милосердие, гармония

Оборудование:

Презентация, портрет писателя Н.Телешова, иллюстрации учащихся, план-схема к сказке, эпиграф к уроку:

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

ешь его, потому что память о нём не угасает.

Жан-Жак Руссо.

До урока ученики получают индивидуальные задания: отвечают на опережающие вопросы, рисуют иллюстрации по мотивам сказки, составляют таблицу-характеристику короля и принцессы.

  1. Орг момент.

  2. Высказывание на доске:

«В жизни каждый день мы совершаем поступки. Иногда хорошие, иногда не очень. А бывают такие, о которых можно сожалеть всю жизнь. Их хочется забыть, но память возвращает к ним снова и снова. Наши поступки могут согревать других людей, а могут оставлять раны в их душе или иметь такие последствия, которые коснутся многих». 3. 3.

Каждое произведение литературы – всегда загадка, но только в нём часто бывает не один, а несколько правильных ответов . «Отгадывает»эти «загадки» ( то есть открывает для себя само произведение )лучше всего тот , кто внимательно следит за «подсказками» автора. Посмотрите , пожалуйста, на первую подсказку: эпиграф к сегодняшнему уроку.

4. Урок начинается со словарной работы. Помощник Всевед получил задание разузнать значение слов: ( зачитывает из словаря значение слова)

Нравственность –правила, определяющие поведение, душевные и духовные

качества, необходимые в обществе.

Это слово, ребята, сегодня нам очень понадобится, а урок многое сможет вам прояснить, кому-то поможет повзрослеть, иначе посмотреть на жизнь. И поможет нам в этом писатель Н.Д.Телешов. (Сообщение ученицы о Н.Телешове в приложении). Сегодня на уроке мы обратимся к сказке Н.Телешова «Белая цапля», попробуем рассмотреть вопросы, поставленные в сказке.

5. Фронтальный опрос домашнего задания

– Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (На душе стало грустно…

Хотелось плакать, когда убивали птиц… )

-О чём эта сказка? (Нельзя убивать даже одну птицу… О добром отношении ко всему живому…)

– А какой же более глубокий смысл она имеет? (Это сказка о серьёзном отношении к жизни, о смысле жизни, о назначении человека.)

– Обратимся к началу сказки и прочитаем описание королевства. Чтоотмечает в нём автор?

(Зима была длинная, а лето короткое… Мало зелени и цветов.. Круглый год в холодных сумерках… Дикие скалы ненадолго были покрыты седыми мхами…)

– На что обращает наше внимание автор?

(«Люди… любили и ценили всякую жизнь…»)

– Почему автор особо подчёркивает эти слова?

(Принцесса Изольда впоследствии нарушила этот нравственный закон своей родины – любовь ко всему живому на земле.

Дома составлялась таблица на основе сказки.

Левая колонка: старый король Правая колонка: принцесса Изольда

Все любят старого короля, Добрая, как и её отец, красивая;

умный и редкой доброты че- принцесса помогает бедным и

ловек, заботится о людях, в его несчастным; любит отца и свою

королевстве людям живётся лег- родину.

ко и хорошо, милосердный, учит

быть доброй свою дочь.

Вывод: Король- милосердный, доб- Вывод: Принцесса – красивая,

рый человек. добрая, милосердная.

6.Создание проблемной ситуации на основе проблемно – поисковых вопросов

Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Н.Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона». Для чего он это делает? (Наверное,

автор хочет сказать, что и добрый человек может совершить жестокость, если не будет задумываться над последствиями своих поступков)

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе,- так сказал поэт Ю.Левитанский.

В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором.

7.Работа с текстом

– Перед каким нравственным выбором стоит принцесса Изольда?

(Или лишиться красивого головного убора («…развёрнутые веером тончайшие белые веточки, нежные как пух и белые, как снег, а среди них сверкали и искрились чуть видимые алмазы…») или «убить одну птицу…» )

Как автор описывает душевное состояние Изольды при принятии ею решения?

(«Всю ночь не спалось Изольде. Она знала, как огорчился бы отец, если бы она согласилась.

» «Только одну… только одну убить…И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким страшным делом, как вначале; ведь всё равно птица умрёт- немного раньше или немного позднее.

Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир! Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!»)

Желание иметь красивый свадебный убор пересиливает голос совести.

Итак, с молчаливого согласия Изольды совершено преступление – убийство «жестоким стариком» одной птицы – белой цапли.

Прошло несколько лет. Соскучилась Изольда по родине, захотелось проведать отца,которыйстановился уже стар.

8.Работа со схемами в парах

Работа с левой частью плана – схемы:

«Мы жили свободно и счастливо»

«Мы жили свободно и счастливо»

«Нас избивали без жалости, без разбора. Нас избивали в то время, когда мы вили гнёзда, когда кормили мы наших детей»

Явившиеся к Изольде во сне две цапли явственно рисуют ей картину убийства птиц. Ужас охватывает принцессу, когда она слышит слова жестокой правды.

-Найдите в тексте и выпишите, как жили птицы ДО убийства, что происходит ВО ВРЕМЯ убийства, что стало с ними ПОСЛЕ убийства.

Мудрые птицы понимают, что Изольда действовала по недомыслию, неведению, но только не по злому умыслу, поэтому они говорят с ней « с горечью, но без ненависти»: «Знала ли ты об этом, принцесса?» «Знаешь ли ты это, принцесса?» «Ты не думала об этом, принцесса?» Эти грустные птицы учат принцессу серьёзно относиться к жизни, нести ответственность за свои поступки. Любое, даже не умышленное преступление влечёт наказание.

– Какие же наказания несёт принцесса Изольда за своё преступление? Найдите их

в тексте и выпишите.

Работа с правой частью плана-схемы:

«Давно раскаялась, давно сожалела»

«…куда бежать, чтобы… не слышать укоров совести»

«Стыдно ей было и самой себя, и отца, которого она обманула. Затем её охватила тревога за свою собственную семью…»

Итак, ребята, если соединить обе части плана-схемы небольшой перекладиной, то читаем «Преступление и наказание». (См. приложение).

9.(Выступление дискуссионных групп «Обвинителей» и «Защитников»

Обвинители:

— Принцесса Изольда совершила огромное зло, и ей нет прощения!

Читайте также:  Краткое содержание огниво андерсен точный пересказ сюжета за 5 минут

Защитники:

– – Изольда не сделала ничего такого, за что её можно было осудить.

Обвинители:

Разве не заслуживает осуждение то, что по её милости был уничтожен весь род прекрасных птиц, которые долгие годы радовали людей своей красотой.

Защитники:

— Принцесса сами лично никого не убивала. Для головного убора понадобилась только одна птица… Зато как прекрасен был её свадебный наряд!

Обвинители:

— Наряд был хорош! Но какова его цена? Вспомните слова последней цапли: «Нас избивали в то время, когда мы вили гнёзда, когда кормили наших детей. Мы падали мёртвыми и ранеными, истекая кровью, из головы у нас вырывали убор, а наши птенцы умирали от голода».

Защитники:

— Но Изольда раскаялась, в то время как жители большого города, над которыми пролетали цапли, весело и беззаботно любовались украшениями из птичьих хохолков, раскупая их нарасхват, и никому в голову не приходило посочувствовать бедным птицам.

Обвинители:

— А всё началось из-за прихоти избалованной принцессы. Зло свершилось, и теперь её раскаяние никому не нужно. Она должна быть жестоко наказана!

Защитники:

— Изольда не преступница. Она добрая, заботливая, любит свою Родину, отца, детей и ни в чём ни перед кем не виновата!

Ребятам предлагается определить, какая точка зрения: «Обвинителей» или «Защитников» — им ближе, или выразить своё мнение по поводу поступка Изольды.

Учитель:

— Всегда ли на зло необходимо воздействовать злом? А может быть, его лучше лечить добром?

— Раскаялась ли Изольда в содеянном? Насколько глубоко её раскаяние?

Принцесса Изольда терзается тем, что сделано, просит у отца совета, как загладить ей свой проступок.

-Что отвечает король дочери?

10.Театрализованный диалог между Изольдой и отцом . («Раскаяние очищает душу – непоправимо. Мало – не делать зла: нужно делать добро».и закаляет её против новых искушений, но прошедшее

-Какое решение принимает Изольда? («В народе много было горя. И этому горю она решилась помочь, забывая себя и все свои удовольствия»)

-Какие уроки для себя выносит она из случившегося? («Всё на свете должно быть добром»).Она возвращается к своей семье с желанием совершать добро во имя будущего своего народа.

Жизненный принцип короля «Нужно делать добро».

Учитель: В сказке не однажды встречается слово «милосердие». В чём его суть? Помощник –Всевед зачитывает из словаря значение этого слова.

Скажите, если бы каждый человек усвоил эту простую истину, что изменилось бы в нашей жизни? (Рассуждения учеников)

11.Подведение итогов урока

Так о чём же сказка Н.Телешова «Белая цапля»? (Размышления учеников). Чему же научила вас сказка?( Размышления учащихся )

Любить и ценить всё живое.

-Творить добро.

-Думать о последствиях.

-Не совершать зла.

-Беречь природу и изучать её.

Учитель: Перед каждым из вас лежат высказывания известных людей, так называемые бусины, которые можно нанизать на нитку, чтобы получилось чудесное ожерелье.

Прочитайте их внимательно. Какие бы из них вы выбрали для своих бус.

Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинаниях (Фалес)

Милосердие – это активная доброта (Шевелёв)

Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний (М. Сервантес)

Стараясь о счастье других, мы находим совё собственное (Платон)

Любое существо появляется на Земле для жизни. Борьба за жизнь в любой, самой трудной ситуации, верность своим корням заслуживают не меньшего уважения.

Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо(Н. Д. Телешов)

Нужно быть хозяином своей воли и слугой своей совести (Л. Вовенарг)

Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций)

Добро существует там, где его постоянно творят (В. Гжещик)

Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточается сердце (из Ч. Бакстона)

Настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье. (Телешов)

Можно ли сюда включить эпиграф к сегодняшнему уроку?

Рефлексия

На ваших листочках есть выделенные слова: зачитайте их, выпишите слова на доску. Составление цепочки из слов. Если разорвать цепочку. Что получится?

КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ «ГАРМОНИЯ» Может ли быть гармония в природе, человеческой жизни, в отношениях людей. Можно ли утверждать, что слово «гармония» объединяет все слова?

– Какой же нравственный урок мы можем извлечь из этой сказки?

Мы не должны идти на поводу своих сиюминутных желаний. Ведь маленькая прихоть зачастую обходиться очень дорого. Истинная красота человека подразумевает многое. Это и гармоничная внешность, это и его сердце, живое, теплое, сострадающее. Но прежде всего, он должен быть красив в своих поступках. Именно в них проявляется благородство и бескорыстие.

12. Обобщающее слово учителя:

Каждый человек на своём жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки, но всегда, прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут: ведь результат может быть непоправимым.

Это сказка об ответственности человека за всё, что происходит вокруг нас, о высоком назначении человека на земле, о выборе жизненной позиции, о нравственности – от этого зависит судьба человека.

Домашнее задание:

Каждый может выбрать то задание , которое для вас интересно и с которым вы уверенно справитесь.

-Отзыв о рассказе «Белая цапля».

-Написать аннотацию к книге «Белая цапля».

-Сочинение – миниатюра по данному началу. Чтобы стать милосердным, человеку нужно…..

8

Источник: https://compedu.ru/publication/tema-prestupleniia-i-nakazaniia-v-skazke-belaia-tsaplia-n-teleshova.html

Телешов Н.Д. «Белая цапля» – Русский язык

Сказка Н. Телешова о прекрасной принцессе Изольде, живущей в северной заснеженной стране, куда поздно приходит весна.

Страной правил добродушный, честный и милосердный король. Дочь его Изольда готовилась к свадьбе. Она придумывала свадебный наряд. Изольде хотелось, чтобы он был похож на ее милую родину: «белое платье — как снег, серый плащ — как море, а на голову надену убор из тонких стрелок — как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете»!

Все придумали, но не могли понять, из чего сделать головной убор, чтобы походил на стрелки мороза.

Неизвестно откуда пришел седой старик, странствующий по свету, и рассказал принцессе о стране, где живут белые цапли с красивым хохолком на голове. Из хохолка он предложил принцессе изготовить убор с мелкими алмазами.

Принцесса Изольда загорелась мечтой о таком необычном украшении. Пугало только одно, что надо убить цаплю. Но принцесса успокаивала себя тем, что погибнет всего одна птица, зато она будет так красива в свадебном наряде.

Настала весна, приехал жених Изольды, принц Сагир. Сыграли свадьбу. Принц и принцесса уехали в теплые края на родину принца Сагира.

Прошло время. Принцесса Изольда жила в прекрасной теплой стране с принцем Сагиром. Все чаще вспоминала о родине, скучала по отцу и решила его проведать.

Отец обрадовался дочери, и они долго разговаривали. Принцесса вспоминала детство и понимала, что любит свою родину. Она с замиранием сердца всматривалась в зимние пейзажи за окном. Вспомнилась ей свадьба, головной убор, старик,  история с убитой цаплей.

В первую ночь ей приснился сон. Прилетели две цапли, рассказали о беде, которая случилась в их краях, и просили принцессу полететь с ними и увидеть все своими глазами.

Белые цапли рассказали принцессе о том, что жестокие охотники истребили весь их род. Они обвиняли принцессу в том, что она накликала на птиц беду.

Она, поддавшись своему желанию завладеть чудесным хохолком, погубила и взрослых птиц, и всех птенцов. Из-за нее остальные люди узнали о красоте хохолков белых цапель и нещадно убивали птиц.

Ни Изольда, ни другие люди не задумывались над тем, что ради своей прихоти губят белых цапель, возможно, навсегда.

Принцесса полетела с белыми цаплями. То, что она увидела, вселило в нее ужас. Среди красивых благоухающих полей и лугов повсюду лежали мертвые птицы, в гнездах – маленькие, умершие от голода птенцы. Изольда в страхе не знала куда бежать, чтобы не видеть белоснежных трупов и умирающих птенцов. Она осознала горькую цену своего свадебного наряда.

Проснувшись, принцесса Изольда решила рассказать все отцу, покаяться перед ним, что обманула его и не сказала ему о том, что совершила ужасный поступок – разрешила убить одну белую цаплю.

Она клялась, что никогда и никому не причинит никакого зла и вреда. Король ответил: «Мало не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна…»

Принцесса Изольда уезжала из отчего дома с мыслями, что все исправит и загладит свою вину перед миром. Она будет добра и милосердна ко всем людям и ко всем живым существам. Она будет творить добро на благо всего человечества и спасет себя, свой род и своих детей от бед и несчастий.

  • Телешов Николай Дмитриевич – русский писатель и поэт

Источник: http://russkijege.ru/kratkoesoderganie/teleshov-n-d-belaya-caplya.html

Краткое содержание сказки Телешова “Белая цапля”

Далеко на севере, среди студеного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, почти круглый год погруженное в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое.

Дикие скалы лишь ненадолго покрывались седыми мхами, а затем их опять заносило снегом. У короля этого острова была красавица дочь, принцесса Изольда, такая же добрая, как отец.

Она выходила замуж за принца Сагира.

Принцесса заказала портному свадебное платье белее снега, плащ, серый, как северное море, и головной убор, подобный сверкающим морозным узорам на стекле. Этот наряд должен был напоминать Изольде о родине. Портной пообещал сшить плащ и платье из самых дорогих материй, но из чего сделать сверкающий головной убор, он не знал – не было на свете такого материала.

Принцесса расстроилась. Через три дня к ней в комнату зашел безобразный, горбатый старик. Он рассказал принцессе о белых цаплях, живущих далеко на юге, на берегу прекрасного озера. К весне у птиц на головах вырастают хохолки из тончайших перьев.

Если этот хохолок украсить алмазами, получиться убор, о котором так мечтает принцесса. Однако чтобы получить такой хохолок, – предупредил старик, – прекрасную птицу придется убить.

Читайте также:  Краткое содержание кассиль ранний восход точный пересказ сюжета за 5 минут

Что значит смерть одной из множества птиц по сравнению с красотой свадебного убора!

Сперва Изольда отказалась, но старик дал ей время на размышление и исчез. После бессонной ночи, принцесса позвала старика и велела ему отправляться в путь.

Наступила долгожданная весна. Во дворце все было готово к свадьбе. Принцесса дождалась жениха, который привез все… богатства культуры своей страны. На корабле принца приплыл и старик с хохолком цапли, украшенным алмазами. Он отдал убор Изольде. В своем прекрасном наряде принцесса вышла замуж за принца Сагира и уплыла на богато украшенном корабле в его страну.

Прошло несколько лет. Изольда счастливо жила в теплой стране у ласкового моря, но все равно скучала по своей суровой родине. Однажды она села на корабль и отправилась навестить отца. Изольда поселилась в своей прежней спальне и всякий раз перед сном вспоминала о юности, свадьбе и чудесном свадебном наряде.

Однажды ночью принцессе явились две белые цапли – последние из оставшихся в живых. Старик истребил всех птиц ради их нарядных хохолков. Цапли показали Изольде витрины магазинов с дорогими уборами и некогда процветающую долину, где жили белые цапли. Теперь долина была полна их трупов.

Утром принцесса решила, что это просто кошмар, но сон не давал ей покоя, и Изольда рассказала о своей ужасной ошибке отцу. Король огорчился, что дочь его обманула. Он рассказал принцессе о безжалостном истреблении белых цапель. Изольда поняла, что ее сон оказался правдой, и исправить причиненный вред уже невозможно – все цапли погибли.

Полная раскаянья, принцесса возвращалась к своей семье. До сих пор она жила только для себя, но теперь поняла, что назначение человека – приносить добро. В народе принца Сагира было много горя, и принцесса решила помочь, “забывая себя и все свои удовольствия, … начать среди людей совсем новую, полную и благотворную жизнь”.

Краткое содержание сказки Телешова “Белая цапля”

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание сказки Гоцци “Турандот” Астраханского царя Тимура, его семейство и державу постигло страшное несчастье: свирепый султан Хорезма разбил войско астраханцев и, ворвавшись в беззащитный…
  2. Краткое содержание сказки Баума “Озма из страны Оз” Дороти и дядя Генри плывут на пароходе в Австралию. Внезапно поднимается страшный шторм. Проснувшись, Дороти не может найти дядю Генри…
  3. Краткое содержание книги Перро “Сказки матушки Гусыни” Ослиная шкура Стихотворная сказка начинается с описания счастливой жизни блистательного короля, его прекрасной и верной жены и их прелестной малютки-дочери….
  4. Краткое содержание сказки Андерсена “Снежная королева” Жил-был злой тролль. Однажды он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, а все негодное и…
  5. Краткое содержание “Сказки о царе Берендее” Жуковского Ы Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей…
  6. Краткое содержание сказки Гоцци “Ворон” В гавань, что неподалеку от стольного града Фраттомброзы, входит изрядно потрепанная бурей галера под командой доблестного венецианца Панталоне. На ней…
  7. “Счастливый Принц и другие сказки” краткое содержание Счастливый Принц Покрытая золотом и драгоценными камнями скульптура Счастливого Принца стояла на колонне над городом. Все восхищались прекрасной статуей. Однажды…
  8. Краткое содержание сказки Андерсена “Гадкий утенок” У утки вылупились утята. Один из них был поздним, да и внешне не удался. Старая утка напугала мать, что это…
  9. Краткое содержание сказки Уайльда “Звездный Мальчик” Бедный дровосек принес в дом младенца с янтарным ожерельем на шее, завернутого в плащ с золотыми звездами – он нашел…
  10. Краткое содержание сказки Одоевского “Мороз Иванович” В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала,…
  11. Краткое содержание сказки Баума “Ринкитинк в стране Оз” Остров Пингарея находится в Неведомом океане, к северу от королевства Ринкитинкии, отделенного от страны Оз Гибельной пустыней и владениями Короля…
  12. Краткое содержание сказки Маршака “Двенадцать месяцев” В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес…
  13. Краткое содержание “Зимней сказки” Шекспира Акт I Из разговора двух вельмож становится известно, что король Богемии Поликсен приехал погостить к своему другу детства, королю Сицилии…
  14. Краткое содержание сказки Гауптмана “Потонувший колокол” Горная лужайка с маленькой хижиной под нависшей скалой. На краю колодца сидит юная Раутенделейн, существо из мира фей, и расчесывает…
  15. Краткое содержание сказки Бажова “Каменный цветок” Жил в одном из уральских заводов мастер Прокопьич, первый по малахиту в тех местах. Мастер уже пожилым был, вот барин…
  16. Краткое содержание сказки П. Гэллико “Томасина” В маленьком американском городке проживает ветеринар Эндрью Макдьюи. Он лечит не только собак и кошек, но и домашний скот с…
  17. Краткое содержание сказки Гоцци “Король-олень” Как-то в город Серендипп пришел великий маг и волшебник Дурандарте. Король этого города, Дерамо, принял гостя с небывалой роскошью и…
  18. Краткое содержание сказки Бжехвы “Академия пана Кляксы” Эта и другие сказки Главный герой сказки – двенадцатилетний Адам Несогласка. У него ничего не ладилось, все валилось из рук,…
  19. Новый тип героя в пьесе Булгакова “Белая гвардия” Превращение прозы в драму описано в “Театральном романе” таким образом, что его сегодня не обходит ни один ученый, занимающийся проблемой…
  20. Краткое содержание сказки Ершова “Конек-Горбунок” В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший – Данило – умный, средний – Гаврило – “и так,…

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-skazki-teleshova-belaya-caplya/

Тест по сказке Н.Д.Телешова «Белая цапля» позволяет определить уровень знаний учащихся произведения писателя. Ресурс содержит вопросы о его идейном содержании, – презентация

1<\p>

2 Тест по сказке Н.Д.Телешова «Белая цапля» позволяет определить уровень знаний учащихся произведения писателя. Ресурс содержит вопросы о его идейном содержании, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста. К каждому вопросу даётся три варианта ответа. Правильный вариант высвечивается по щелчку мышкой. Слайды содержат иллюстративный материал, способствующий визуальному закреплению темы и активизации познавательной деятельности учащихся. Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству Н.Д.Телешова в 6 классе.<\p>

3 определить уровень знаний учащихся сказки Н.Д.Телешова «Белая цапля», выявить его идейное содержание, повторить изобразительно-выразительные средства языка, обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству Н.Д.Телешова в 6 кл.<\p>

4 Н.Д.Телешов ( ) – это: А. русский писатель; Б. известный сказочник; В. прославленный путешественник. Сказка «Белая цапля» – это сказка: А. для детей; В. для взрослых. Б. для людей всех возрастов;<\p>

5 Главная героиня сказки Изольда – это: В. принцесса северного королевства. Б. волшебница сна; А. белая цапля; Принцесса с нетерпением ждала весны, потому что: А. в северном королевстве очень холодно; Б. приедут принцы из разных стран; В. должна состояться её свадьба. Кадр из М/Ф «Белая цапля»<\p>

6 Придворный мастер взялся приготовить для принцессы Изольды: В. головной убор. Б. плащ; А. платье; Головным убором для принцессы Изольды должна стать: В. белоснежная, как снег, фата. Б. красивейший венок цвета моря; А. эгрет, украшенный алмазами, словно инеем; Кадр из М/Ф «Белая цапля»<\p>

7 Чтобы изготовить свадебный головной убор, необходимо было: А. убить белую цаплю и снять с неё хохолок; Б. нанизать алмазы на ветку редкого дерева; В. оправить алмазы в чистое золото. Кадр из М/Ф «Белая цапля»<\p>

8 Принцесса Изольда согласилась на предложение: Б. после долгих размышлений; В. немедленно. А. с радостью; Принцесса Изольда в исчезновении белых цапель: Б. не виновата. А. виновата; Кадр из М/Ф «Белая цапля»<\p>

9 В предложении: «Солнце уже не проглядывает сквозь серые тучи, над голыми скалами вновь ползут тяжелые туманы…» выделенные слова: Б. эпитет;В. сравнение. А. метафора;<\p>

10 Кому из героев принадлежат слова: «Мало – не делать зла: нужно делать добро»: В. старому королю. Б. принцу Сагиру; А. принцессе Изольде; Кадр из М/Ф «Белая цапля»<\p>

11 Сказка «Белая цапля» – это сказка: В. об ответственности за свои поступки. Б. о добре и зле;А. о природе; Кадр из М/Ф «Белая цапля»<\p>

12<\p>

13 Оформление фона презентации: Портрет писателя: Обложка книги: Кадры из м/ф «Белая цапля» (режиссёры Майя Бузинова, Иосиф Доукша): jpg jpg jpg jpg<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1126680/

Краткое содержание рассказа “Кладовая солнца” Пришвина по главам (краткий пересказ)

Митраша.Художник Е. Рачев

Рассказ “Кладовая солнца” Пришвина – это небольшое произведение, состоящее из 12 глав. Ниже читайте краткое содержание рассказа “Кладовая солнца” по главам: краткий пересказ основных событий и фактов из произведения.

Смотрите: Все материалы по “Кладовой солнца”

Краткое содержание рассказа “Кладовая солнца” по главам (краткий пересказ)

Глава I
Девочка Настя и ее младший братик Митраша остаются сиротами после смерти родителей. Митраше 10 лет, а Насте – 12 лет. Дети живут вдвоем в своем сельском доме. Они дружно ведут хозяйство и много работают.


Глава II
Однажды Митраша и Настя отправляются в поход за клюквой на Блудово болото.
Глава III Митраша и Настя идут по лесу. Они слышат, что где-то вдали воет волк. Дети продолжают свой путь.


Глава IV

Настя и Митраша не могут решить, по какой тропинке идти. Они ссорятся. Каждый из них идет своей тропинкой.


Глава V

Автор рассказывает о собаке Травке, которая живет в этом лесу. Травка живет одна, так как ее хозяин, лесник Антипыч, умер. Теперь Травка живет в лесу как дикое животное.

Глава VI Автор рассказывает о том, что в этой местности раньше водились волки. Охотники выловили всех волков, кроме одного –  старого волка по кличке Серый помещик. Охотники так и не смогли его поймать. Этот волк по-прежнему живет в лесу.

Глава VII Тем временем в лесу собака Травка охотится на зайца. Внезапно она чувствует запах хлеба, который лежит в корзинке у Насти. Травка идет на запах хлеба за Настей.
Глава VIII Митраша идет по лесу один своей тропой. Чтобы укоротить путь, он идет непроторенной тропинкой. Внезапно он попадает на болото и начинает тонуть. Митраша зовет на помощь Настю, но та его не слышит.


Глава IX

Настя также идет своей тропой. Она обнаруживает “палестинку”, место, где растет много клюквы. Девочка начинает увлеченно собирать ягоду и забывает о брате. К Насте приходит собака Травка, пришедшая на запах хлеба. Девочка наконец вспоминает о Митраше. Она зовет его, но тот не отвечает. Настя падает на землю и рыдает.


Глава X

Чуя беду, собака Травка начинает выть, сидя рядом с Настей. Волк слышит вой собаки и бежит за ней. В это время Травка замечает зайца и бежит за ним к болоту. За травкой следует волк.


Глава XI

Преследуя зайца, собака Травка оказывается у болота. Она видит тонущего Митрашу. Мальчик подзывает собаку к себе. Та осторожно ползет к нему по болоту. Когда собака приближается к Митраше, он резко хватает ее за лапы и таким образом спасается из болота.


Глава XII

Тем временем к болоту прибегает волк, охотящийся за Травкой. Волк оказывается прямо перед Митрашей. Мальчик стреляет в волка из ружья и убивает его. Настя слышит выстрел и наконец находит Митрашу.

Ребята вместе с собакой возвращаются домой в село. Соседи встречают их, как героев. Настя чувствует вину за то, что из-за клюквы забыла о брате. Девочка отдает собранную клюкву больным детям из Ленинграда.

Конец рассказа.

Таково краткое содержание рассказа “Кладовая солнца” Пришвина по главам (краткий пересказ).

Смотрите: Все материалы по “Кладовой солнца”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/kratkoe-soderzhanie-Kladovaja-solnca-po-glavam.html

«Белая цапля». Краткое содержание сказки

Искусство и развлечения 12 января 2015

Сказки бывают народными и придуманными конкретным автором. “Белая цапля” – сказка, написанная Телешовым Николаем Дмитриевичем (1867-1957 гг). Это произведение заставит читателя сопереживать и понять, к какой глобальной катастрофе могут привести плохие поступки.

Принцесса Изольда

На одном далеком острове, расположенном на Севере, раскинулось королевство. Оно было небольшим, но, благодаря мудрому и доброму правителю, все люди здесь жили хорошо и были счастливыми. Так начинается сказка «Белая цапля». Краткое содержание переходит к рассказу о природе этого места и главной героине.

Зима здесь была долгой, а лето коротким, поэтому все с нетерпением ждали прихода весны, в том числе и дочь короля красавица Изольда. Она была доброй, как ее отец – тоже помогала несчастным и больным, была милосердной.

Лето пролетело быстро. Море стало серым и холодным, по нему плавали льдины. Солнце не проглядывало из-за свинцовых туч, наступила долгая зима.

Изольда подходила к окну, но видела только берег, покрытый снегом, и море, виднеющееся за ним.

Свадебный наряд

Она переживала из-за принца Сагира, который осенью уплыл на своем корабле. Думала, успел ли он пересечь море и вернуться на свою родину до наступления холодов? Отец утешал дочку, говоря, что принц уже наверняка находится в своей южной стране.

Чтобы успокоить дочку, король рассказывал ей, как хорошо на родине Сагира, какие там растут диковинные цветы.

Отец говорил Изольде, что после окончания зимы принц опять прибудет к ним и привезет всё, чем богата его страна. И весной должна была состояться свадьба Сагира и Изольды.

Об этом рассказывается в произведении под названием «Белая цапля», краткое содержание которого вы сейчас читаете.

Девушка стала задумываться о свадебном наряде. Она решила, что будет в белом платье, которое станет символизировать снег ее родины, и сером плаще – под цвет моря. Еще она хотела бы головной убор, который будет очень похож на рисунок морозного окна.

На следующий день Изольда приказала начать изготавливать ее свадебный наряд. Швея обещала сделать белое платье, мастер – изготовить красивый плащ стального цвета, но такой головной убор, похожий на стрелки мороза, никто не мог сделать.

Тогда было решено разослать гонцов по всему королевству, чтобы узнать, кто способен создать такой головной убор, но никто не откликнулся. Совсем скоро вы узнаете, какую роль сыграет в сказке белая цапля. Краткое содержание произведения переходит к печальному моменту.

Видео по теме

Предложение странника

Однажды к принцессе пришел старик, он сказал, что много путешествовал по свету и может помочь Изольде. Старик поведал девушке, что на юге живут белые цапли, никто их там не трогает, так как мясо этих птиц не пригодно в пищу.

Поэтому они находятся в тех краях в большом количестве. Весной у них на голове отрастает красивый белый хохолок с красивыми нежными тонкими волокнами.

Если взять его, украсить драгоценными камнями, то получится изумительный головной убор.

Но при этом придется убить птицу. Сначала девушка хотела получить предмет своей мечты, но когда узнала, какой ценой, то отказалась. Однако после этого рассказа она не спала всю ночь, так ей хотелось блистать на собственной свадьбе. Она подумала, что птица все равно когда-нибудь умрет, позвала наутро чужеземца и приказала ему добыть и сделать такой головной убор.

Из-за прихоти принцессы должна была пострадать одна белая цапля, краткое содержание сказки поведает об этом.

Хохолок

Наступила весна. Приехал с дорогими подарками принц Сагир. Назначили день свадьбы. Накануне вернулся старик и показал принцессе то, что ему удалось сделать из хохолка цапли. Он открыл золоченый ящик, и девушка радостно изумилась – там лежали нежные, тонкие, белые веточки, похожие на пух, они были покрыты сверкающими алмазами.

Но вдруг принцесса изменилась в лице и спросила старика, убил ли он цаплю? Ответ был утвердительным. На следующий день состоялась свадьба. Толпа, увидев, как прекрасна в свадебном наряде Изольда, восхищалась.

Король благословил дочку, и после празднования она отбыла с принцем в его чудесную страну.

Окончание сказки. «Белая цапля», Телешов

Краткое содержание сказки подходит к своему завершению. Прошло несколько лет, принцесса приехала навестить отца. Когда она легла спать, то проснулась и увидела перед собою двух белых птиц. Они рассказали, что после ее приказа убить одну птицу охотники ради красивых хохолков стали уничтожать их в большом количестве и истребили весь род, они – последняя пара.

Птицы дали девушке цветок, выросший на крови их собратьев, она превратилась в цаплю и полетела с ними на остров, где увидела печальную картину своими глазами. Здесь лежали тысячи мертвых птиц, в том числе и птенцы.

От увиденного девушка лишилась сознания, а когда очнулась, поняла, что это был сон. Наутро она всё рассказала отцу, и он упрекнул Изольду за ужасный поступок. Тогда она решила с этого момента творить только добрые дела и никогда никому не причинять зла. С этими мыслями девушка отправилась назад, к любимому.

Этим заканчивается сказка «Белая цапля» (Телешов). Анализ этого произведения поможет утвердиться в мысли, что плохие легкомысленные поступки способны привести к большой беде. К сожалению, и сейчас много случаев браконьерства, когда люди убивают животных по своей прихоти, тем самым нанося урон не только отдельным особям, но и целым видам, которые исчезают бесследно.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Василий Белов, “Лад”: краткое содержание

Писать о народе и его традициях несложно. Сложно писать так, чтобы захватывало дух, чтобы в голове появлялись красочные образы, звучали мелодии и дул тёплый летний ветерок. Вот так писать умеют далеко не все люди, име…

Искусство и развлечения
Краткое содержание сказки «Морозко» А. Афанасьева

Все мы любим русские народные сказки. «Морозко» (краткое содержание версии А. Афанасьева предложено ниже) – одна из тех сказок, которые имеют огромное количество интерпретаций. Классики русской литер…

Искусство и развлечения
«Белая Сорока»: краткое содержание отрывка из произведения Яна Барщевского

Ян Барщевский – известный белорусский и польский писатель XIX века – родом из деревни Мураги Витебской губернии. Одна из его повестей – «Белая Сорока». Краткое содержание отрывка из книги…

Искусство и развлечения
Г. Мелвилл, “Моби Дик, или Белый кит”: краткое содержание. “Моби Дик” – роман, основанный на реальных событиях

Сегодня мы рассмотрим самое известное произволение американского писателя Германа Мелвилла, а точнее его краткое содержание. «Моби Дик, или Белый кит» – роман, основанный на реальных событиях. Он был напис…

Искусство и развлечения
Гофман «Щелкунчик и мышиный король», краткое содержание. Сказка возможна: надо только верить

В немецком романтизме трудно найти более противоречивого художника, чем Гофман. Юрист, композитор, музыкальный критик, карикатурист, писатель, Эрнст Теодор Амадей Гофман известен своими романтическими, фантастическими…

Искусство и развлечения
Анализ и краткое содержание “Сказки о потерянном времени” Евгения Шварца

О чем это произведение писателя-сказочника Евгения Шварца? Как известно, он написал несколько философских сказок за всю свою жизнь, среди которых, например, «Обыкновенное чудо». А всего Шварц выпустил боле…

Искусство и развлечения
“Карась-идеалист”: краткое содержание сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ

Хорошо ли быть идеалистом? Этот вопрос ставится Салтыковым-Щедриным в его сказке «Карась-идеалист» с практических позиций. Философский идеализм русским классиком даже не рассматривается. Итак, не откладыва…

Искусство и развлечения
Лермонтов, “Ашик-Кериб”. Краткое содержание сказки

Сказку «Ашик-Кериб» Михаил Юрьевич Лермонтов написал во время ссылки на Кавказе, где он сразу увлекся изучением народного фольклора. И неудивительно. Природа гордого Кавказа с его красивыми и живописными п…

Искусство и развлечения
«Крошечка-Хаврошечка»: краткое содержание сказки

Русский народ – это хранитель удивительнейшего клада, который называется фольклором. Туда входят загадки, потешки, пословицы, поговорки и, самое главное, – сказки.Русские народные сказки – &la…

Искусство и развлечения
М. Салтыков-Щедрин “Коняга”. Краткое содержание сказки

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанные преимущественно в 80-е годы XIX века (их часто называют политическими), стали сатирой на существовавшие в России порядки. Описанию положения русского мужика посвящено произве…

Источник: http://monateka.com/article/129296/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector