Краткое содержание тынянов кюхля точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание Тынянов Кюхля для читательского дневника

Краткое содержание Тынянов Кюхля точный пересказ сюжета за 5 минут

После окончания пансиона Вильгельм Кюхельбекер вернулся домой. Мать мальчика собрала родственников и близких соседей на совет. Необходимо было решить дальнейшую судьбу Вильгельма, так как ему пошёл четырнадцатый год. После продолжительного спора решили отдать его учиться в Царскосельский Лицей, тем более что учебное заведение находилось недалеко от дома.

Вильгельм ещё в приёмной министра Разумовского заметил смуглого подвижного мальчика, который понравился ему. Позже он узнал его имя, это был Александр Пушкин.

Лицеисты хорошо относились к Вильгельму, но часто подшучивали над ним, называли Кюхлей. Был он честолюбивым подростком и мечтал, чтобы его успехи оценил Державин. Но так вышло, что лавры достались Пушкину, когда тот читал свою оду на заключительных экзаменах. Вильгельм был рад за Александра, хотя особо доверительных отношений между ними не было.

Знания, полученные в лицее, помогли Вильгельму устроиться в благородный пансион, который был организован при Педагогическом университете. В пансионе он преподавал свой любимый предмет – словесность. Но вскоре эта работа надоела ему.

Тогда Вильгельм по совету Александра Пушкина решил заняться литературной деятельностью. Знакомство с Грибоедовым и Рылеевым помогло ему сделать окончательный выбор. В этот период Вильгельм Кюхельбекер написал стихи в защиту сосланного в Кишинёв Пушкина.

Выйдя в отставку, он уехал с вельможей Нарышкиным за границу, занимал при нём должность секретаря.

В Германии Кюхельбекер познакомился с писателем Гёте, во Франции выступал с лекциями, на которых знакомил слушателей с русской словесностью, говорил о несправедливости крепостного права. Тематика его лекций не устроила местные власти, которые приказали Вильгельму покинуть страну.

Кюхельбекеру пришлось уехать сначала в Италию, а потом вернуться в Россию. В Петербурге не забыли о его довольно смелых стихах против существующего строя и отправили на Кавказ.

Служил Вильгельм в канцелярии генерала Ермолова недолго, через несколько лет вернулся в Россию и поселился в имении сестры Устиньи и её мужа. Здесь он познакомился с Дуней Пушкиной, но пожениться они не смогли, так как оба были стеснены в средствах.

Чтобы как-то заработать на жизнь, Вильгельм сначала перебрался в Москву, а затем в Петербург. Непродолжительное время занимался мелкой журнальной работой у Булгарина.

В это время Рылеев со своими единомышленниками готовил восстание на Сенатской площади, в тайное общество вовлекли и Кюхельбекера. Но восстание провалилось, Вильгельм, скрываясь, уехал сначала к сестре, а затем в Варшаву. Там он был арестован и отправлен в Россию.

Хлопоты друзей и любимой не помогли, Кюхельбекера отправили в ссылку в Тобольск. Через несколько лет ему разрешили поселиться в Баргузине, где он построил небольшую избу и даже женился на дочери почтмейстера.

Дуня отказалась ехать к нему, мотивируя слабым здоровьем и возрастом.

Недалеко от городка, где жил Вильгельм, находился Пущин, тоже отправленный в ссылку. Во время встречи они вспоминали молодые годы, убитого на дуэли Пушкина. Вид у Вильгельма был болезненный, и Пущину было жаль его.

Вскоре после непродолжительной болезни Кюхельбекер умер.

Роман учит ценить благородство и смелость, любить Родину и находить в жизни своё место.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/tynyanov/kyuhlya

Краткое содержание Кюхля – краткие содержания произведений по главам

Кюхля Ю. Н. Тынянов

Кюхля

Вильгельм кончил с отличием пансион. Родственники решают определить его в только что основанный Царскосельский лицей. На приеме у министра Разумовского он встречается с Мишей Яковлевым, Ваней Пущиным, Антоном Дельвигом.

Василий Львович Пушкин привозит туда своего племянника Сашу. Девятнадцатого октября 1811 г. в присутствии царя и приближенных к нему особ происходит торжественное открытие лицея. Вильгельм не отрываясь слушает вдохновенную речь профессора нравственных наук Куницына.

В лицее Вильгельм получает кличку Кюхля. Товарищи его любят, но то и дело над ним подшучивают. После того как «паяс» Яковлев под всеобщий смех пародийно изображает сцену обручения Кюхли с девочкой Минхен, Вильгельм в отчаянии бежит топиться в пруду. Его спасают.

«Ты же не Бедная Лиза», — увещевает друга рассудительный Пущин.

Учится Кюхля хорошо, он одержим честолюбием и втайне мечтает о том, что великий Державин именно ему, Вильгельму Кюхельбекеру, передаст свою лиру. Однако на переводном экзамене в декабре 1814 г. наибольшее впечатление на посетившего лицей Державина производят стихи Пушкина.

Вильгельм искренне радуется за друга: «Александр! Горжусь тобой. Будь счастлив». Пушкин приводит Кюхлю в компанию гусара Каверина, где ведутся вольнолюбивые разговоры, но Вильгельм не чувствует себя своим среди этих «насмешников».

По окончании лицея Кюхельбекер преподает русскую словесность в благородном пансионе при Педагогическом институте. Свои стихи он теперь посвящает Жуковскому.

С Пушкиным же отношения складываются не совсем гладко: из-за едкой эпиграммы со словами «и кюхельбекерно и тошно» дело однажды доходит до дуэли, заканчивающейся, к счастью, примирением.

Учительство вскоре надоедает Вильгельму, он хочет по совету Пушкина полностью заняться литературой, посещает «четверги» влиятельного журнального деятеля Греча, где знакомится с Рылеевым и Грибоедовым. В печати появляются смелые стихи Кюхельбекера, в которых он поддерживает сосланного на юг Пушкина.

Кюхля бывает у Николая Ивановича Тургенева, где вновь встречается с Куницыным, с лицейскими друзьями, участвует в политических дебатах. Вскоре он подает в отставку и отправляется за границу в качестве секретаря знатного вельможи Нарышкина.

Свобода! Свобода! В Германии Вильгельм переполнен разнообразными впечатлениями, ему довелось побеседовать с Людвигом Тиком и даже с великим Гете. Тем временем царю доносят о крамольных стихах Кюхельбекера, и тот приказывает установить секретный надзор за молодым поэтом.

В Париже, в зале Атеней, Вильгельм читает лекции о русской словесности, открыто выступая против крепостного рабства. Его высылают из Франции по распоряжению префекта полиции. Побывав в Италии, Кюхельбекер возвращается в Петербург.

Здесь ему никак не удается найти службу, пока царь не решает отправить «беспокойного молодого человека в столь же беспокойную страну» — на Кавказ, в канцелярию генерала Ермолова. У Вильгельма рождается романтический проект «двинуть» Ермолова в Грецию, на помощь тамошним повстанцам. Грибоедов трезво советует другу «немного остыть».

Да и сам Кюхельбекер начинает смотреть на вещи по-иному после того, как Ермолов на его глазах приказывает расстрелять одного из черкесских главарей. Недолго прослужив на Кавказе, Вильгельм поселяется в смоленском имении Закуп у своей сестры Устиньки и её мужа Григория Андреевича Глинки.

Он влюбляется в приехавшую к Глинкам в гости Дуню Пушкину, молодые люди клянутся друг другу в любви, но материальные обстоятельства не дают возможности даже помышлять о женитьбе.

Беспокойный характер Вильгельма доставляет немало хлопот родственникам: то он вместе со слугой Семеном облачается в крестьянские одежды, то, увидев, как сосед-помещик истязает обмазанного дегтем мужика, проучает хлыстом озверевшего крепостника.

Кюхельбекер вновь оказывается в Москве, потом в Петербурге, где занимается черной журнальной работой у Греча и Булгарина. Его поселяет у себя дома Александр Одоевский, поддерживающий друга и душевным участием, и деньгами. Рылеев, готовящий восстание, принимает Кюхельбекера в члены тайного общества.

Четырнадцатого декабря с двумя пистолетами за поясом Вильгельм мечется между московским и финляндским полками, пытается разыскать скрывшегося Трубецкого. Оказавшись вместе в братом Мишей и Иваном Пущиным среди офицеров и солдат Гвардейского экипажа, Вильгельм трижды целится в великого князя Михаила, но всякий раз случается осечка.

По восставшим начинают палить из орудий. Вильгельм хочет поднять людей и повести их в бой, но поздно: остается бросить пистолет в снег и покинуть площадь. Коллежского асессора Кюхельбекера по высочайшему повелению разыскивают повсюду.

Вильгельму между тем удается добраться до Закупа, потом попасть в Варшаву, где его узнают по указанным в «афише» приметам и арестовывают. Дуня пытается хлопотать о женихе, доходит до самого Николая, просит разрешения обвенчаться с Вильгельмом и последовать за ним в Сибирь, но получает отказ.

Кюхля томится в одиночной камере, ведя воображаемые разговоры с друзьями, вспоминая прошедшее. Его переводят в Динабургскую крепость, по дороге происходит случайная встреча с проезжающим мимо Пушкиным. Из крепости Вильгельм пишет Грибоедову, не зная, что тот уже погиб в Тегеране. Начинаются последние странствия Кюхли: Баргузин, Акша, Курган, Тобольск.

В Баргузине Вильгельм строит себе избу, понемногу забывает о Дуне, потом получает от нее последнее письмо: «Я решилась не ехать к вам. Сердце стареет Нам ведь уже сорок стукнуло». Вильгельм женится на грубой и мужиковатой дочери почтмейстера Дронюшке. Через месяц после свадьбы он узнает, что какой-то гвардеец убил на дуэли Пушкина. По дороге в Курган Вильгельм три дня проводит в Ялуторовске у Пущина, вызывая искреннюю жалость друга и своим дряхлым обликом, и неудавшейся семейной жизнью. Во время предсмертной болезни Кюхля видит во сне Грибоедова, в забытьи говорит с Пушкиным, вспоминает Дуню. «Он лежал прямой, со вздернутой седой бородой, острым носом, поднятым кверху, и закатившимися глазами».

kjukhlja

Источник: http://www.school-essays.info/kratkoe-soderzhanie-kyuxlya-kratkie-soderzhaniya-proizvedenij-po-glavam/

Книга «Кюхля»

Свобода! Свобода! Ты царствуй над нами. Ах, лучше смерть, чем жить рабами, —

Вот клятва каждого из нас.

Странно, но когда думаю о декабристах, думаю не о том, «что было», а скорее о том, что было бы, если бы.

1) Что было бы, если бы Александр Первый не умер в 1825 году?
Подготовились бы они лучше, были бы организованней, произошла бы революция?

2) Что было бы, если бы у Кюхельбекера не набился снег в пистолет?
Убил бы он брата императора? К чему бы это привело?

3) Что было бы, если бы не пропал Трубецкой?
Смог бы он взять все в свои руки, стал бы диктатором?

Но нет смыла в этих вопросах, потому что все было так, как было.
А были молодые парни, большинство из них не старше меня, невыспавшиеся поэты, любители дуэлей. Были ходившие ходуном челюсти, от страха, от адреналина.

Было Междуцарствие, заставшее врасплох и вынуждающее действовать быстро, необдуманно. Много идей. Точнее так — Идей! Свобода, равенство, отмена Крепостного права, все то, за что не жалко умереть.

Большое желание все изменить, но, на мой взгляд, совершенно никакого представления о том, как сделать это. А за Идею умереть не страшно, вон, сколько их гибло и за меньшее. Бывало, кто-то где-то скажет что-то не подумав, итог — дуэль, а на дуэлях умирали.

Или еще лучше — отправиться сражаться за чужую страну (Греция), но там даже не в стране дело, а все в той же Идее, самой главной, — Свободе.

Помню, еще будучи в школе я поражался, почему восстание подняли аристократы? Образованные, умные люди. Чего им было нужно? Другое дело — пролетариат, там налицо несправедливость и притеснения. Что в этом может понять ребенок.
 А тут ведь как раз молодой барин едет заграницу и видит, что можно жить по-другому, не так, как у нас в России живут.

И что Право Крепостное — позор для нашей страны. Барин мыслит свободнее, а русский мужик лишь знает, как было всегда — полагайся на батюшку Царя, да трудись себе всю жизнь на хозяина. Барин впечатлительный и не может спокойно смотреть, ни как солдат в армии истязают, ни на попов этих, отъевшихся на государственные деньги и деньги бедняков.

Читал и страшно было, недалеко же мы ушли.

https://www.youtube.com/watch?v=hukuBpI7ycI

Но роман все же о Кюхельбекере. Какой он?
А Кюхельбекер не простой. Он из тех людей, кто ни с кем ужиться не может. У которого действие вперед мысли идет.

Было у него в жизни несколько друзей, все Александры, удивительно, правда? А остальные его как-то не очень любили, за вот эту его горячность и резкость.

Была любовь, ради которой он все хотел устроиться, хотел избавить возлюбленную от бедности и лишений, в итоге она и в Сибирь с ним была готова поехать, но не дали… Трагическая судьба, как и судьба любого из декабристов.

И даже не знаю, кому было хуже: тем, кого повесили, или тем, кто сходил с ума в крепостях, или тем, кто не сошел, но пытался как-то потом устроиться в Сибири. Наладить жизнь, когда жизнь-то уже закончилась и умерли все те, кого ты любил, и мыслями ты уже не здесь и сейчас, там, с ними.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1001401510-kyuhlya-yurij-tynyanov

Краткое содержание: Кюхля

С отличием Вильгельм окончил пансион. Теперь родственники хотят определить его в только что открытый Царскосельский лицей. У министра Разумовского на приёме он встречается с Ваней Пущиным, Мишей Яковлевым, Антоном Дельвигом. Пушкин Василий Львович туда привозит своего племянника Сашу. В 1811 г.

девятнадцатого октября происходит открытие лицея. Вильгельм очень внимательно слушает речь Куницына, который является профессором нравственных наук.
В лицее Вильгельма называют Кюхлей. Товарищи частенько подшучивают на Кюхлей.

Под всеобщий смех Яковлев изображает сцену обручения Вильгельма с девочкой Минхен, Вильгельм после этого бежит в пруду топиться, но его спасают.

Учится Кюхля достаточно хорошо, он мечтает о том, что Державин ему, Вильгельму Кюхельбекеру, свою лиру передаст. Но в декабре 1814 г. на переводном экзамене наибольшее впечатление на Державина, который посетил лицей производят стихи Пушкина. Вильгельм рад за друга.

Кюхлю Пушкин приводит в компанию гусара Каверина, но Вильгельм здесь чувствует себя чужим. После окончании лицея Кюхельбекер преподает русскую словесность в пансионе при Педагогическом институте. Теперь стихи свои он посвящает Жуковскому.

Отношения с Пушкиным складываются не очень хорошо, так как из-за одной едкой насмешки, где прозвучали слова «и кюхельбекерно и тошно» дело чуть не дошло до дуэли, но, к счастью все закончилось примирением.

Вильгельму очень быстро надоедает преподавать, и он хочет заняться литературой, по совету Пушкина, и тогда он начинает, посещает встречи влиятельного журнального деятеля Греча, где Вильгельм и знакомится с Грибоедовым и Рылеевым. Были напечатаны стихи Кюхельбекера, где он поддерживает Пушкина, сосланного на юг.

Кюхля бывает у Тургенева Николая Ивановича, где опять встречается с Куницыным, и с друзьями из лицея, а также в политических дебатах участвует. Но потом очень быстро он подаёт в отставку и едет за границу в качестве секретаря известного вельможи Нарышкина.

В Германии Вильгельм переполнен впечатлениями, ему довелось встетиться с Гете и с Людвигом Тиком. Царю рассказываю о запрещенных стихах Кюхельбекера, и тот отдает приказ об установке надзора за молодым поэтом.

Вильгельм лекции читает, в зале Атеней в Париже, о русской словесности, где он открыто выступает против крепостного рабства. По распоряжению префекта полиции из Франции его высылают.

Вильгельм побывал еще в Италии, и только потом возвращается в Петербург.

Потом царь не решает отправить его в канцелярию генерала Ермолова на Кавказ. Вильгельм хочет отправить Ермолова в Грецию, чтобы он помог тамошним повстанцам. Грибоедов другу советует другу остыть немного. Да и сам Вильгельм на вещи уже сморит по-другому после того, как на его глазах Ермолов приказал расстрелять одного из черкесских главарей.

На Кавказе он служил не долго, и потом он поселился у своей сестры Устиньки и её мужа Глинки Григория Андреевича в смоленском имении Закуп. В гости к Глинкам приехала Дуня Пушкина, и Вильгельм в нее влюбляется. Они объясняются друг другу в любви, но не могут пожениться из-за материальных обстоятельств .

Вильгельма доставляет много хлопот родственникам: он вместе со слугой Семеном переодевается в крестьянские одежды, то, увидев, как помещик истязает мужика, бьет его хлыстом. Кюхельбекер опять приезжает в Москву, потом он едет в Петербурге, где он начинает заниматься чёрной журнальной работой у Булгарина и Греча.

У себя дома его поселяет Александр Одоевский.

Рылеев, готовит восстание, и принимает Вильгельма в члены тайного общества. С двумя пистолетами за поясом четырнадцатого декабря Вильгельм бегает между московскими и финляндскими полками, и старается разыскать скрывшегося Трубецкого.

Вильгельм оказывается вместе с братом Мишей и Пущиным Иваном среди солдат и офицеров Гвардейского экипажа, Кюхельбекер целится три раза в великого князя Михаила, но каждый раз случается осечка. Начинают палить из орудий по восставшим. Кюхельбекер хочет людей поднять и повести их в бой, но уже поздно.

Коллежского заседателя Кюхельбекера разыскивают повсюду, по высочайшему повелению. В это время Вильгельм добирается до Закупа, потом едет в Варшаву, где его т по указанным в афише приметам узнаю и арестовывают.

Дуня хлопочет о женихе, и доходит даже до самого Николая, и спрашивает разрешения, чтобы обвенчаться с Вильгельмом и ехать за ним в Сибирь, но ей отказывают.

Кюхля сидит в одиночной камере, и ведет воображаемые разговоры с друзьями. Потом его перевели в Динабургскую крепость, случайно по дороге он встречается с мимо проезжающим Пушкиным. Вильгельм, из крепости, пишет Грибоедову, но он еще не зная того, что тот в Тегеране погиб.

Кюхля странствует по Баргузину, Акше, Кургану, Тобольску.

Вильгельм в Баргузине себе строит избу, и потихонечку забывает о Дуне, а потом он от нее получил письмо, в котором она говорила о том, что передумала ехать к нему. Вильгельм женится на Дронюшке, дочери почтмейстера.

После свадьбы, через месяц он узнает, что на дуэли Пушкина убил какой-то гвардеец. По дороге в Курган Кюхельбекер проводит три дня в Ялуторовске у Пущина. Перед смертью во время болезни Вильгельм во сне видит Грибоедова, а в забытье говорит с Пушкиным, а еще вспоминает Дуню.

Потом он умер.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Кюхля». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/tunyanov/kyhlya/

План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Урок внеклассного чтения по роману Юрия Тынянова ” Кюхля “

Урок внеклассного чтения

 по роману  Юрия Тынянова « Кюхля «       ( 2 часа )

                                       Где б ни был я , святому братству верен.

                                                                        А.С. Пушкин.

Тип урока:интегрированный урок.

(Русский язык , литература )

 Форма урока : беседа с элементами ролевой игры.

ЦЕЛИ УРОКА: :1. познакомить учащихся с  содержанием романа Юрия Тынянова « КЮХЛЯ «;

2 .вызвать интерес к личности В. Кюхельбекера, лицейского друга А. С. Пушкина;к друзьям, которые его окружали во время учебы в Лицее.;

3 .углубить  стилистические знания и умения, ,полученные на уроках русского языка.(познакомить с эпистолярным стилем);

4. закрепить навыки связной речи ( устной и письменной )

 ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:1 Роман Ю. Тынянова « Кюхля «

                                                2 Презентация «Лицейские друзья  

                                                  Пушкина «;

                                                 3 Раздаточный материал .Прошение

                                                  Кюхельбекера;

                                                4 . Толковый словарь С. И. Ожегова;

                                                  5 А.С. Грибоедов .Вальс.

                            ХОД УРОКА.

1 Организация урока. Сообщение целей урока.

2 Слово учителя.

19 октября 1811 года в Царском Селе 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали первый курс  Царскосельского лицея.Они могли считать себя и школьниками, и студентами.(им было по 12-13 лет ), так как после окончания Лицея  уже не надо было учиться ни в каком другом заведении.

 -Кого из лицейских друзей Пушкина вы знаете ?( Иван Пущин, Антон Дельвиг. К. Данзас. М. Яковлев, Н. Корсаков, Вильгельм Кюхельбекер )

Последний,пылкий и самолюбивый, несобранный и нескладный, с тяжелым характером, но при этом удивительно добрый и доверчивый,нежный, верный в дружбе, целеустремленный.Именно о нем.,любимом лицейском друге Пушкина, Юрий Тынянов написал свой роман.» Кюхля «

В работе нам помогут группы ребят.

1 группа. ЧТЕЦЫ., которые покажут мастерство исполнения;

2 ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ  расскажут о результатах своих наблюдений над композицией романа- биографии ;

3 ИСТОРИКИ-МЕМУАРИСТЫ   приведут необходимые исторические факты;

4.ЛИНГВИСТЫ   дадут толкование незнакомых слов.

Чтец. Служение муз не терпит суеты;

          Прекрасное должно быть величаво.

          Но юность нам советует лукаво,

          И шумные нас радуют мечты.

          Опомнимся-но поздно!   и уныло

          Глядим  назад, следов не видя там

          Скажи, Вильгельм,не то ль и с нами было,

            Мой брат родной по музе ,по судьбам ?

УЧИТЕЛЬ.  Прозвучали строки из послания  А. С Пушкина друзьям к лицейской годовщине 1825 года . Шесть лет, проведенные в Лицее, стали для Пушкина, как и для многих лицеистов первого выпуска, стали школой чести, уважения  к человеческой личности. « Он создал нас, он воспитал в нас пламень,

…Им чистая лампада возжена».

Смотрим презентацию «Пушкин в Лицее».(Здание Лицея; лицейские друзья Пушкина.; приезд Пущина в Михайловское ; декабристы на Сенатской площади.)

ИСТОРИКИ. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади  собрались лучшие представители  русского народа, чтобы выразить протест существующему строю.

Они готовы были выступить против царского режима, против крепостного права.

Это были образованнейшие люди того времени,многие из них закаленные в войне 1812 года,страстно желающие видеть русский народ свободным. Среди декабристов были Пущин и Кюхельбекер.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ  1 Краткое сообщение  «Юрий Тынянов и его роман- биография « Кюхля «

  1. Пересказ глав  (кратко)» Бехелькюкериада « глава 1 с.29, глава 2,с. 33-36.
  2. ВОПРОСЫ К УЧАЩИМСЯ:1Каким представляете вы Кюхельбекера ?2. Почему его прозвали « Кюхля « ?3Какие черты характера проявляются в этих эпизодах ?(Обидчивый , вспыльчивый, безрассудный, добрый, не может долго сердиться. ) 4 Как отзываются   учителя о Кюхле ? (Ответы подтвердите примерами из текста  главы 4 )

Честолюбив, ясная голова, упорен в достижении цели, тщеславен.( лексическое значение слов находят ЛИНГВИСТЫ в словаре )

УЧИТЕЛЬ :ИТАК, от насмешек над своей долговязой фигурой и стихами Кюхля придет в отчаяние. Напишет письмо мужу старшей сестры  Григорию Глинке( в будущем замечательному ученому ), что в Лицее ему скучно  и все немило,но в другие минуты он найдет друзей добрыми и прекрасными. «Они любили его,  удивляясь сочетанию вдохновения,таланта и страшных несообразностей «

ЧТЕЦ.  Выразительное чтение отрывка « Прощание с Лицеем « глава 11 с. 57.

Итак, лицейской дружбе остались верны эти юноши всю жизнь.

УЧИТЕЛЬ. Как  можно охарактеризовать стиль сообщений учащихся, которые вы слышали на уроке ?( публицистический с элементами художественного и разговорного стилей , а выразительное чтение- художественный стиль. )

Перед  вами документ. (Один из учеников читает вслух.)

Милостивый Государь Дмитрий Александрович!

Узнав, что Ваше Превосходительство для благородного Пансиона не изволили еще назначить наставника, при чьем руководствии воспитанники  могли бы  усовершенствоваться в познании языка Отечественнага., осмеливаюсь отнестись к Вам с просьбой об определении меня в сем звании.

Прилагая при сем свидетельства, которыя удостоился я получить при своем выпуске из Императорского Царско-Сельскаго  Лицея, я., впрочем , готов,если угодно Вашему Превосходительству, подвергнуться всяческому испытанию.

  С глубочайшим почтением честь имею быть покорнейшим слугою

 Вильгельм Кюхельбекер

 .

Санкт- Петербург

Августа 19 дня1817 года.

 ВОПРОСЫ УЧАЩИМСЯ:

1 Что это за документ ?( Заявление о приеме на работу )

2  Каков стиль   этого текста ? ( Официально- деловой )

3  Как звучит современное  заявление ?

4 Выберите жанр,наиболее точно соответствующий данному документу.( Заявление, договор, письмо, прошение )

Лингвисты  дают толкование слов.

ПРОШЕНИЕ- письменное ходатайство ( просьба) о чем-либо. Подать прошение.

 Да. Это прошение  Кюхельбекера,написанное директору Благородного пансиона с просьбой  принять его на работу в качестве преподавателя словесности. Здесь соединение письма и заявления

Найдите элементы письма. . Переведите на современный язык это прошение.

ЛИНГВИСТЫ   Эпистола означает письмо..Эпистолярный- написанный в форме письма.  Письмо- это произведение эпистолярного жанра. Им писали в 18-начале 19 века.

Записать в тетради.   Стиль, используемый при написании писем, называется эпистолярным.

  • В каких произведениях 19 века вы встречались с эпистолярным стилем ?( «Повести Белкина» А. С. Пушкина. )
  • – Назовите, пользуясь прошением Кюхельбекера,слова и выражения.,характерные для эпистолярного стиля. ( Здесь встречаются архаизмы, особые обороты речи, предложения распространенные. В этом   – особая атмосфера позапрошлого века.)
  • Каким вам представляется автор этого письма ?( Культурным, образованным, любящим русский язык, владеющий им)

УЧИТЕЛЬ.  Как вы думаете, ребята, случайно ли оказался в рядах декабристов Вильгельм Кехельбекер ?( Ответ на страницах романа. Сцена из главы « Деревня «гла ва 5,с. 175-176)

(Сцена экзекуции с .184. )

УЧИТЕЛЬ,Кюхельбекер ненавидел насилие , жестокость, бесчеловечное отношение к людям. Не боялся заступиться  за простого мужика.  За участие в восстании декабристов  был приговорен к смертной казни.,замененной 15 -летним заключением в крепости и пожизненной ссылкой в Сибирь.

16 октября 1827 года состоялась случайная встреча двух друзей Пушкина и Кюхельбекера.

Чтение по ролям . Глава « Крепость» с. 307.  со слов. «Следующая станция была Залазы…»

  • Какие чувства испытывал Пушкин к своему другу, заключенному в кандалы?( Нежность, сострадание, желание помочь и бессилие перед обстоятельствами )

Почти ослепший, изнуренный болезнью, Кюхельбекер умирает в Тобольске в 1831 году. Пушкин и Пущин присутствуют на его похоронах.

 Заключительное слово учителя.   Друзья Пушкина…Суровые судьбы их одухотворены верностью  лицейского братства. Это было время, когда ценились ум, талант, достоинство, поступок. Без друзей , их шуток и похвал, помощи и памяти разве Пушкин стал бы Пушкиным ? А они без него ?Без его бессмертия, которым  он так щедро с нами поделился.

« Друзья мои, прекрасен наш союз…»( читает отрывок)

Звучит вальс А.С. Грибоедова..

Итоги урока. Оценки.

Домашнее задание. Прочитать роман « Кюхля».  Попробуйте написать письмо-  благодарность его  автору. ( стилистический эксперимент ) . Представьте,что вы живете в 19 веке. . Употребите , по возможности, выражения :имел честь познакомиться, с величайшим наслаждением, сей роман, испытать чувство восхищения,покорнейше благодарю, почитатель вашего таланта,имею честь кланятьсяи другие.

 Урок составила  Жильцова Н. А.  , учитель ГОУ СОШ № 123

     Санкт- Петербург                                                

                       .

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/07/24/urok-vneklassnogo-chteniya-po-romanu-yuriya-tynyanova-kyukhlya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector