Краткое содержание улицкая пиковая дама точный пересказ сюжета за 5 минут

Geum.ru

ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех актах (семи картинах)

Либретто М. И. Чайковского

Действующие лица:

ГерманГраф ТомскийКнязь ЕлецкийЧекалинскийСуринЧаплицкийНарумовРаспорядительГрафиняЛизаПолинаГувернанткаМашаМальчик-командир тенорбаритонбаритонтенортенорбасбастенормеццо‑сопраносопраноконтральтомеццо‑сопраносопранобез пения

СЮЖЕТ

Петербург. На залитых солнцем аллеях Летнего сада много гуляющих, дети играют под присмотром нянюшек и гувернанток. Сурин и Чекалинский беседуют о своем приятеле Германе: все ночи напролет, мрачный и молчаливый, он проводит в игорном доме, но не прикасается к картам. Странным поведением Германа удивлен и граф Томский.

Ему Герман открывает тайну: он страстно влюблен в прекрасную незнакомку, но она богата, знатна и принадлежать ему не может. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своей предстоящей женитьбе.

В сопровождении старой Графини приближается Лиза, в которой Герман узнает свою избранницу; в отчаянии он убеждается, что Лиза — невеста Елецкого. При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстью взора зловещие предчувствия охватывают Графиню и Лизу. Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о Графине.

В дни молодости она однажды проиграла в Париже все свое состояние. Ценой любовного свидания молодая красавица узнала тайну трех карт и, поставив на них, вернула проигрыш. Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом — они предлагают ему узнать у старухи тайну трех карт. Но мысли Германа поглощены Лизой. Начинается гроза.

В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть. Комната Лизы. Вечереет. Свою опечаленную подругу девушки развлекают русской пляской. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно Герман появляется на балконе. Он пылко признается Лизе в любви. Стук в дверь прерывает свидание.

Входит старая Графиня. Скрывшийся за портьерой Герман вспоминает о тайне трех карт. После ухода Графини жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством.

Бал-маскарад в доме богатого столичного сановника. Князь Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет ее в своей любви и преданности. Среди гостей Герман.

Замаскированные Чекалинский и Сурин продолжают подшучивать над приятелем; их таинственное нашептывание о магических картах угнетающе действует на его расстроенное воображение. Начинается представление — пастораль «Искренность пастушки».

По окончании представления Герман сталкивается со старой Графиней; снова мысль о богатстве, которое сулят три карты, овладевает Германом. Получив от Лизы ключи от потайной двери, он решает выведать у старухи тайну.

Ночь. Пустая спальня Графини. Входит Герман; он с волнением всматривается в портрет Графини в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется. В сопровождении приживалок возвращается Графиня. Недовольная балом, она предается воспоминаниям о прошлом и засыпает.

Неожиданно перед ней появляется Герман. Он умоляет открыть тайну трех карт. Но старая Графиня молчит. Взбешенный Герман грозит пистолетом; испуганная старуха падает замертво. Герман в отчаянии. Близкий к безумию, он не слышит упреков прибежавшей на шум Лизы.

Лишь одна мысль владеет им: Графиня мертва, а тайны он не узнал.

Комната Германа в казармах. Поздний вечер. Герман в задумчивости перечитывает письмо Лизы: она просит его прийти в полночь на свидание.

Герман снова переживает случившееся, в его воображении встают картины смерти и похорон старухи. В вое ветра ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает ужас. Он хочет бежать, но ему мерещится призрак Графини.

Она называет заветные карты: «Тройка, семерка, туз». Герман повторяет их как в бреду.

Зимняя канавка. Здесь Лиза должна встретиться с Германом. Она хочет верить, что любимый не виновен в смерти Графини. Башенные часы бьют полночь. Лиза теряет последнюю надежду. Наконец появляется Герман.

Охваченный маниакальной идеей выигрыша, он машинально повторяет за Лизой слова любви. Из его несвязного рассказа Лиза в ужасе убеждается, что он убийца старухи. В порыве безумия Герман отталкивает Лизу и с криком: «В игорный дом!» — убегает.

В отчаянии Лиза бросается в воду.

Игорный дом. Идет игра. Герман одну за другой ставит две карты, названные Графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Упоенный победой, Герман ставит на карту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий.

Герман объявляет туза, но вместо туза в руках его оказывается дама пик. В исступлении смотрит он на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой Графини. В припадке безумия он кончает с собой.

В последнюю минуту в сознании Германа возникает светлый образ Лизы. С ее именем на устах он умирает.

Источник: http://geum.ru/opus/highly-101.php

Краткое содержание Пушкин Пиковая дама очень кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Лизавета получает письмо от тайного поклонника, в котором он признавался ей в любви. Барышня пишет ответ и возвращает послание Германна, бросив ему письмо на улицу через форточку. Конец Это было краткое содержание повести “Пиковая дама” Пушкина по главам: краткий пересказ основных событий и фактов из каждой главы произведения.

Пиковая дама» Пушкина написана в традициях литературного направления реализм. М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с. На обложке: Кадр из фильма «Пиковая дама» (1982). Каким-то невероятным образом Германн ошибся: поставил деньги вместо туза на даму. Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню.

Повесть «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1833 году. В 1834 произведение было впервые опубликовано во втором номере «Библиотеки для чтения». В зале идет игра. Улучшив момент, Германн ставит на карту 47 тысяч. Чекалинский, убедившись, что Германн платежеспособен, начинает метать.

М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с. На обложке: Кадр из фильма «Пиковая дама» (1982).

«Пиковая дама», краткое содержание по главам повести Пушкина

Читать краткое содержание произведения классической литературы, чтобы проследить его сюжет и основную идею, удобнее всего по главам. Сюжеты и характеры.

Герман отправляется в компанию игрока Чекалинского, поставив огромную сумму на три, где карта выигрывает. Но за третьим разом оказалась в руке пиковая дама, которая так похожа на графиню. Пиковая дама с карты подмигивает Германну.

Краткое содержание повести “Пиковая дама” Пушкина А

На третий день Германн ставит деньги (уже около двухсот тысяч) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Заключение После проигрыша Германн сходит с ума и попадает в психиатрическую больницу. Лиза выходит замуж за уважаемого и состоятельного человека.

Тройка, семерка и туз преследовали воображение Германна. Не в силах противиться искушению, он отправляется в компанию известного игрока Чекалинского и ставит огромную сумму на тройку.

В Москве составилось общество богатых игроков под председательством некого Чекалинского, «проведшего весь век за картами и нажившего некогда миллионы, выигрывая векселя и проигрывая чистые деньги». Он приезжает в Петербург, к нему нахлынула молодежь, так как Чекалинский проводит великолепные приемы. Нарумов приводит к нему Германна и представляет.

Краткое содержание «Пиковой дамы» Пушкина

На одном из светских вечеров Германн участвует в карточной игре. Он ставит на тройку небывалую сумму — сорок семь тысяч рублей. В третий раз все свои деньги Германн поставил на туза, но вместо ожидаемой карты ему приходит пиковая дама.

Приглядевшись, он замечает, что картинка ужасно похожа на покойную графиню. Она открывает ему тайну трех карт, тройки, семерки и туза, и требует, чтобы он женился на Лизавете Ивановне, после чего исчезает.

В третий день он ставит на свои прошлые выигрыши, с уверенностью, что выпадает туз, но выпадает пиковая дама – которая, как ему кажется, подмигивает ему, усмехаясь. На третий вечер Германн ставит все свои деньги на туза.

Когда вскрываются карты, Германн обнаруживает, что вместо туза у него лежит пиковая дама. В результате он проигрывает все деньги.

Через три дня Германн присутствует на отпевании графини. При прощании с покойной ему показалось, что старуха насмешливо взглянула на него. В расстроенных чувствах проводит он день, пьет много вина и дома крепко засыпает.

Проснувшись поздней ночью, он слышит, как кто-то входит к нему, и узнает старую графиню. Она открывает ему тайну трех карт, тройки, семерки и туза, и требует, чтобы он женился на Лизавете Ивановне, после чего исчезает.

Затем добавляет, что прощает Германну свою смерть, просит лишь жениться на Лизавете, своей воспитаннице.

Источник: http://membeduet.ru/Kratkoe-soderzhanie-Pushkin-Pikovaya-da/

referat5vip.ru

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова».

После игры Томский рассказал удивительную историю своей бабушки, которая знает тайну трёх карт, якобы открытую ей знаменитым Сен-Жерменом, непременно выигрывающих, если поставить на них подряд. Обсудив этот рассказ, игравшие разъехались по домам.

Эта история показалась неправдоподобной всем, включая и Германна, молодого офицера, который никогда не играл, но, не отрываясь, до самого утра следил за игрой.

Бабушка Томского, старая графиня, сидит в своей уборной, окружённая служанками. Здесь же за пяльцами и её воспитанница. Входит Томский, он заводит светскую беседу с графиней, но быстро удаляется.

Лизавета Ивановна, воспитанница графини, оставшись одна, смотрит в окно и видит молодого офицера, появление которого вызывает у неё румянец. От этого занятия её отвлекает графиня, отдающая самые противоречивые приказания и при этом требующая их немедленного исполнения.

Жизнь Лизаньки в доме своенравной и эгоистичной старухи несносна. Она виновата буквально во всем, что раздражает графиню. Бесконечные придирки и капризы раздражали самолюбивую девушку, которая с нетерпением ожидала своего избавителя.

Вот почему появление молодого офицера, которого она видела уже несколько дней подряд стоящим на улице и смотревшим на её окошко, заставило её раскраснеться. Этим молодым человеком был не кто иной, как Германн.

Он был человеком с сильными страстями и огненным воображением, которого только твёрдость характера спасала от заблуждений молодости. Анекдот Томского распалил его воображение, и он захотел узнать тайну трёх карт. Это желание стало навязчивой идеей, невольно приведшей его к дому старой графини, в одном из окон которого он заметил Лизавету Ивановну. Эта минута и стала роковой.

Германн начинает оказывать знаки внимания Лизе, чтобы проникнуть в дом графини. Он тайком передаёт ей письмо с объяснением в любви. Лиза отвечает. Германн в новом письме требует свидания.

Он пишет к Лизавете Ивановне каждый день и наконец добивается своего: Лиза назначает ему свидание в доме на то время, когда её хозяйка будет на балу, и объясняет, как незамеченным проникнуть в дом. Едва дождавшись назначенного времени, Германн проникает в дом и пробирается в кабинет графини. Дождавшись возвращения графини, Германн проходит к ней в спальню.

Он начинает умолять графиню открыть ему секрет трёх карт; видя сопротивление старухи, он начинает требовать, переходит к угрозам и наконец достаёт пистолет. Увидев пистолет, старуха падает в страхе с кресел и умирает.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Воротившаяся вместе с графиней с бала Лизавета Ивановна боится встретить в своей комнате Германна и даже испытывает некоторое облегчение, когда в ней никого не оказывается.

Она предаётся размышлениям, как внезапно входит Германн и сообщает о смерти старухи. Лиза узнает, что не её любовь — цель Германна и что она стала невольной виновницей гибели графини. Раскаяние терзает её.

На рассвете Германн покидает дом графини.

Через три дня Германн присутствует на отпевании графини. При прощании с покойной ему показалось, что старуха насмешливо взглянула на него. В расстроенных чувствах проводит он день, пьёт много вина и дома крепко засыпает.

Проснувшись поздней ночью, он слышит, как кто-то входит к нему, и узнает старую графиню. Она открывает ему тайну трёх карт, тройки, семёрки и туза, и требует, чтобы он женился на Лизавете Ивановне, после чего исчезает.

Тройка, семёрка и туз преследовали воображение Германна. Не в силах противиться искушению, он отправляется в компанию известного игрока Чекалинского и ставит огромную сумму на тройку. Его карта выигрывает.

На другой день он поставил на семёрку, и вновь выигрыш его. В следующий вечер Германн вновь стоит у стола. Он поставил карту, но вместо ожидаемого туза в руке его оказалась пиковая дама.

Ему кажется, что дама прищурилась и усмехнулась… Изображение на карте поражает его своим сходством со старой графиней.

Германн сошёл с ума. Лизавета Ивановна вышла замуж.

Источник: http://referat5vip.ru/sochineniya-po-literature/pushkin-a-s-sochineniya-po-proizvedeniyam-zhizn-i-tvorchestvo-pushkina/8178-pikovaya-dama-kratkoe-soderzhanie

“Пиковая дама”, краткое содержание

Перед нами – уникальное, одно из наиболее известных произведений А.С. Пушкина – Пиковая дама. Небольшое по объему – всего семь глав, – оно включает в себя смесь фантастики и реальности, характеры и поступки. Повествование начинается с рассказа о том, как однажды играли в карты у конногвардейца Наумова. Кто-то выигрывал, кто-то проигрывал.

Но был один – немец Германн – не игравший совершенно, но с алчным блеском в глазах следивший за игрой. На вопрос, почему он не играет, отвечал: “Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде получить излишнее”. Кроме Германна на сцене присутствуют: Томский, его бабушка – графиня, и ее воспитанница Лизавета.

Томский делится с товарищами, рассказами о том, что лет шестьдесят назад его бабушка часто посещала Париж, была там весьма известной особой, часто играла и однажды – даже проиграла герцогу Орманскому очень значительную сумму.

Приехав домой попыталась выудить у мужа требуемых денег, но тот, несмотря на то, что боялся ее как огня, заявил, что этот проигрыш слишком велик для их бюджета.

Нечего делать, бабушка решила обратиться к графу Сен – Жермену, известному авантюристу, бывшему, правда, с ней в хороших отношениях. Стала просить денег, он отказал ей в том, но – открыл некую тайну – а именно – три карты, которые всегда были выйгрышными.

При этом поставил одно условие – сыграть лишь однажды и более не играть после. В тот же день графиня, появившись в Версале, отыгрывается и уезжает домой…

Рассказ о бабушке Томского сильно действует на Германна, ему очень хочется, чтобы старая графиня открыла ему тайну, он беспокойно спит, днем и ночью бродит у дома графини, пока однажды в окне не замечает голову молодой девушки. У него возникает коварный план.

Девушка – а именно ее и зовут Лизавета, бедная воспитанница графини – пренесчастное создание, которую все знали, и никто не замечал – начинает получать записки и письма от загадочного офицера, полные страсти и признаний в любви. Первоначально ее это шокирует, но вскоре она решается ему сама отвечать.

Проходит две недели и Лизавета назначает нашему герою свидание в доме графини, предварительно описав расположение комнат в доме, как пройти в дом, незаметно и тихо. Германн приходит – на дворе почти двенадцать часов ночи – и первым делом идет в комнату графини. Она, страдая бессонницей, сидит у окна.

Читайте также:  Краткое содержание заболоцкий слово о полку игореве точный пересказ сюжета за 5 минут

Германн требует от нее тайны, она молчит, он умоляет, она молчит. Он вынимает незаряженный пистолет, и старуха падает замертво.

Германн идет в комнату Лизаветы, раскрывает ей всю правду, она горько плачет, поняв, что деньги, только деньги двигали им, а не любовь; она же – ни кто иная, как подсобница разбойника. На следующий день графиню хоронят.

Германн приходит на службу, и, когда подходит к гробу, ему кажется, что покойница посмешливо глядит на него и подмигивает. На следующую ночь наш герой долго не может уснуть, а когда засыпает, будит шум. В комнату вплывает женская фигура графини.

Я пришла к тебе против своей воли – заявляет она, и добавляет: Тройка, семерка, туз – вот выигрышные карты – но выйграв на них однажды, ты не должен будешь после играть до конца дней. И женись на Лизавете, я прощаю тебе мою смерть… Вскоре в Москве останавливается общество богатых игроков. Германн решает воплотить в жизнь услышанное от старухи.

Первые два дня ему это удается, выпадает тройка и семерка – он выигрывает баснословные деньги. В третий день он ставит на свои прошлые выигрыши, с уверенностью, что выпадает туз, но выпадает пиковая дама – которая, как ему кажется, подмигивает ему, усмехаясь.

Старуха – в ужасе кричит Германн… Вскоре Лизавета выходит замуж за порядочного молодого человека, а Германн попадает в Обуховскую больницу, где ежесекундно шепчет себе под нос: Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама! – и не отвечает ни на какие вопросы. Так заканчивается произведение Пиковая дама.

Источник: http://interesnyeknigi.ru/kratkoe-soderzhanie-knig/pikovaya-dama-kratkoe-soderzhanie/

«Пиковая Дама» Людмилы Улицкой: категории пространства — времени в произведении

…Дело в том, что я всю жизнь настаиваю на том, что частная жизнь главнее, чем общественная.

Л.Улицкая.
Из интервью

— Какая всё это глупость…
— Да нет, это жизнь.

Л.Улицкая.
«Пиковая Дама»

Цель урока — на примере изучаемого рассказа постичь метафорический смысл пространства и времени в художественном произведении: хронотоп в литературе непременно несёт на себе черты образно-символические, отражает мировоззрение автора, его отношение к жизни, его художественное сознание.

Задание к уроку: составить цитатный план, отражающий жизненный путь героинь и их отношение к людям и миру: 1-й вариант — образ Анны Фёдоровны, 2-й вариант — образ Мур.

1. Биографическая справка о писателе составлена на материале заметок о Л.Улицкой в прессе и интервью с писательницей.

Существуют целый ряд современных писателей, уже занявших место в литературе; среди них Людмила Петрушевская, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Борис Акунин. По высоте над уровнем моря эти авторы неравнозначны, однако книги их всегда становятся событиями. Улицкая несомненно принадлежит к ним.

Книги Людмилы Улицкой переведены на семнадцать языков. Её постоянные читатели живут не только в России, но и в Германии, Америке, Турции, Китае. Французы наградили Улицкую почётной премией Медичи, итальянцы — премией Джузеппе Ацерби.

В России Улицкая стала букеровским лауреатом, получила премию «Большая книга».

В чём причина такой популярности у самых разных народов? Чем привлекательны её книги для людей разного возраста, положения и интересов? Чем завоевала она читательские сердца?

Заканчиваем этот этап работы вопросами учащихся, непосредственно касающимися изучаемого рассказа. Вся дальнейшая работа будет ориентироваться на поиск ответа на них. Можно сформулировать их словами из текста:

Отчего ей (Мур) была дана власть над людьми?

А почему ты ей не сказала “нет”?

2. Метафорический смысл образа времени и пространства в рассказе.

Перед нами семья, живущая в одной квартире. Семья — это особое объединение людей — родственных душ, а дом — то пространство, которое олицетворяет быт, уклад, взаимоотношения и традиции семьи. Понятие дома шире понятия места жительства, это сосредоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода.

— Какой уклад, какие традиции сложились в семье героев рассказа? Несёт ли пространство дома функцию организующего и связующего звена всех проживающих в этом доме людей? Кто, на ваш взгляд, является главой семьи?

Кажется, что глава, она же повелительница, она же центральная фигура в доме — Мур. Но попробуем произнести два словосочетания: “семья Мур”, “семья Анны Фёдоровны”. Первое звучит нелепо, а вот второе очень органично.

Перед нами первый парадокс: правит домом Мур, а олицетворяет быт, уклад, традиции — всё, что мы вначале обозначили как ценностные характеристики дома, — Анна Фёдоровна, которой в этом же доме почти нет места и времени для себя.

Обратимся к тексту. Местоположение Мур автор указывает не единожды — в центре. А вот пространство Анны Фёдоровны метафорически выражает её сон.

Ей приснился взрослый мужчина, уменьшенный до размера большой куклы, лежащий в ящике письменного стола и жаловавшийся: “Мамочка, как же мне здесь плохо…” Скорее всего, этот странный и даже страшный сон отражал подсознательный стон самой героини: “Мамочка, как же мне здесь плохо…” Пространство Анны Фёдоровны не больше ящика, приснившегося ей.

Образ времени заявлен в самом начале рассказа: “Разница в возрасте Мур и Анны Фёдоровны составляла стремительно уменьшающуюся величину…” Время в доме идёт по-разному: у всех героев возраст увеличивается, и только Мур не просто игнорирует его, но старается повернуть вектор времени в обратном направлении, причём не только с помощью косметики, кремов, туфель на каблуках, но и своими детскими капризами и желаниями.

— Что такое личная жизнь? Для чего она нужна? Что можно сказать о личной жизни Мур? В чём уродливость её представлений о личной жизни?

— Было ли место и время для личной жизни у Анны Фёдоровны? (“Свои личные два часа”, которых, как мы видим, она тоже лишилась).

Вчитаемся в эпизод с утренним шоколадом. С чем связан единственный момент в этой сцене, когда Мур “удовлетворённо вздохнула”? Это произошло, когда Анна Фёдоровна уже не знала, чем угодить, была загнана в угол и ждала скандала. А Мур, подчёркивая своё торжество и превосходство над дочерью, “обманула её ожидания”: насмешливо улыбнулась и отложила скандал. Надолго ли?

Продолжим сравнительную характеристику героинь по следующему примерному плану.

  1. Сравните портретное описание героинь.
  2. Опираясь на подготовленный дома план, кратко перескажите их судьбу, уделяя внимание отношению к окружающим людям и миру.

    — Раскройте смысл следующей фразы-характеристики: “В прежние времена Мур интересовалась событиями и людьми как декорацией собственной жизни и статистами её пьесы, но с годами всё второстепенное линяло и в центре пустой сцены оставалась она одна и её разнообразные желания”.

  3. Манера общения Мур с домочадцами. Манера, которая выработалась у Анны Фёдоровны в общении с матерью.
  4. Как раскрывается отношение автора к своим героям через имена, которыми их называют в рассказе? Одну героиню автор величает по имени-отчеству, а другую, наоборот, даже не по имени, а по прозвищу, которое на протяжении всей жизни заменяло настоящее имя, лишь однажды мелькнувшее в рассказе, и то вскользь: “…трёх красавиц: Марии, Эльвины и Беаты”.
  5. Сравнения, используемые автором для характеристики героинь.

Анна Фёдоровна — “…Катя и Анна Фёдоровна, обе в старых тёплых халатиках, похожие на поношенные плюшевые игрушки, сели на гобеленовый диванчик, такой же потёртый, как они сами”; “Ты ангел, Анеля…”; “Ты просто святая”.

— Какие черты характера Анны Фёдоровны подчёркивают эти сравнения?

Мур — “Только желтоватые костяные кисти в неснимающихся перстнях да длинная шея с маленькой головой торчали, как у марионетки”.

В этой художественной детали, на наш взгляд, ещё один парадокс, который указывает читателям автор, сравнивая Мур с марионеткой. Что хотел сказать автор этим сравнением? Кто в этом доме марионетка: Анна Фёдоровна, подчиняющаяся любому капризу сварливой старухи, или всё же сама Мур, управляемая своим эгоизмом и полностью подчинённая ему?

“Это чудовище, гений эгоизма, Пиковая Дама, всех уничтожила, всех похоронила…” Какие чувства по отношению к Мур выражает Марек в этой фразе? Почему ему удаётся вести себя с Мур иначе, чем остальным героям?

“А матушка твоя — настоящая Пиковая Дама. Пушкин с неё писал”. Вспомним старую графиню, героиню новеллы А.С. Пушкина, и сравним её с образом, созданным Л.Улицкой. Своей реминисценцией Улицкая как бы предлагает сделать это сопоставление. Какова цель автора? Показать, что во все времена существуют жестокие старухи, гении эгоизма и равнодушия, мучающие и изводящие своими капризами близких?

И всё-таки Пушкин исполнен некоторого сочувствия к своей героине: “…Графиня, конечно, не имела злой души, но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм…” В отношении Мур Улицкая более категорична: “чудовище”, “гений эгоизма”.

Это не пушкинская “тайная недоброжелательность”, а откровенное, циничное презрение к поступкам, чувствам, мыслям и самому существованию своих близких. Да и близкие у Пушкина и Улицкой разные. Лизавета Ивановна — бедная воспитанница, взятая в дом из милости, — не редкий случай для той эпохи.

Совершенно другое дело Анна Фёдоровна — талантливый врач, профессор, человек, имеющий дочь и внуков. Это состоявшаяся личность, уважаемая всеми, кроме родной матери.

Тот факт, что Мур проявляет агрессию к самым родным и близким людям, окружившим её теплом и заботой, вмешивается в их судьбу, делает эту героиню страшнее и опаснее старой графини. Но что же заставляет Анну Фёдоровну потакать всем её капризам?

— Попытайтесь объяснить смысл следующей фразы: “…С глубоким отчаянием, испытываемым из-за невозможности любить и неспособности не любить эту тонкую, нечеловечески красивую, всегда театрально разодетую женщину, которая приходится родной матерью”?

— Почему, словами её дочери Кати, она “не сказала «нет»”?

Это очень сложный вопрос. Анна Фёдоровна даёт на него такой ответ: “Я её боюсь. И есть долг. И есть жалость”.

В этой фразе перед нами раскрывается характер героини, объясняющий нам парадоксальную ситуацию, подмеченную в начале анализа: Мур правит, а дом держится на Анне Фёдоровне, она и есть настоящая глава семьи.

Характер этот мягкий и совестливый, но сколько нужно силы, терпения и мужества, для того чтобы оставаться дочерью и сохранять мир в доме в присутствии Пиковой Дамы!

Подводя итог сравнительному анализу центральных образов, ответим на вопрос: чей образ сложнее, многограннее?

Героиня, которая фактически не имеет в доме ни места, ни времени для себя, которая отказалась от счастья по первому требованию матери, оказывается стержнем, опорой дома и семьи. Вот только сил у Анны Фёдоровны остаётся всё меньше и меньше, а капризам Мур нет числа.

Мы уже отмечали, что время в доме для героинь движется с разной скоростью, в разном направлении и с разным результатом. Что изменяется с приездом Марека? “Семейный экстаз”, “весь дом сошёл с ума”: у героев появляются новые планы, надежды — темп жизни ускоряется, появляется возможность расширить пространство, увидеть мир, окунуться в новую жизнь.

Мы переходим к финальной части рассказа, пытаясь найти причину трагической и нелепой смерти героини. Один раз в жизни решилась Анна Фёдоровна поставить Мур “перед фактом семейного неповиновения”.

— Почему Мур была против поездки правнуков в Грецию?

— Что придумала Анна Фёдоровна, чтобы обмануть Мур? В каком состоянии находилась всё это время? Для кого старалась? О чём мечтала?

— Германн у Пушкина наказан за свои преступления. Но Анна Фёдоровна? Как можно объяснить её смерть?

— Мур победила? Ведь снова осуществилось всё именно так, как она захотела. Как вы понимаете смысл последней сцены?

— Дом разделяет судьбу своего хозяина и подвергается разрушению после его смерти. Что станется с пространством дома? Что станет с героями рассказа? Какова может быть их дальнейшая судьба?

“Чем страшна Пиковая Дама?” — этот вопрос становится темой для письменного домашнего размышления старшеклассников.

Спонсор публикации статьи – первый в России официальный интернет-магазин парфюмерии и косметики «Л'Этуаль».

В ассортименте интернет-магазина широчайший выбор женской и мужской парфюмерии, уходовой и декоративной косметики, аксессуаров для макияжа, маникюра, педикюра, косметичек, украшений для волос и бижутерии.

Подробный каталог, бесплатная доставка по Москве, подарки в каждом заказе, скидки, подарочные сертификаты сделают покупку косметики действительно приятной.

Источник: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200901514

“Пиковая дама” Пушкина (краткое содержание)

Мистическая повесть  «Пиковая дама»  была создана  А. С. Пушкиным в 1833 году и сразу вызвала интерес у романтически настроенного читателя.

Повесть рассказывает о молодом человеке, который,  будучи небогатым, живущим  на свое скромное жалование мечтает разбогатеть.

Первая глава показывает  компанию друзей, которые проводили свой досуг, играя в карты.  Молодые люди  проводили время за картами, не ставя больших сумм, и не очень печалились, когда проигрывали. Впрочем, шампанское, которое они пили после игры,  поднимало настроение всем: и выигравшим и проигравшим.

Здесь же находился и Германн, тот самый молодой человек.   Один из героев повести, Томский,  обратил внимание на то, что Германн часто наблюдает за игрой, но никогда не понтирует. Тот объяснил, что игра его занимает сильно, но он «не в состоянии жертвовать необходимым,  в надежде приобрести излишнее».

Томский поведал друзьям  о своей бабушке, что ей когда-то много лет назад была открыта комбинация карт, на которые можно ставить, не опасаясь проигрыша. И удивляется тому, что бабушка никогда не играет и даже своему внуку не открыла этой комбинации.

Читайте также:  Краткое содержание пушкин гаврилиада точный пересказ сюжета за 5 минут

Этот рассказ поразил воображение Германна. Он решил, во что бы то ни стало узнать у старой графини три выигрышные карты, чтобы сыграть наверняка.

Во второй главе читатель знакомится с графиней и ее воспитанницей, молоденькой барышней Лизаветой Ивановной.  Лиза была бедная девушка,  терпевшая капризы своенравной старухи. Ей было обещано жалование, но постоянно она получала меньше,  чем было назначено. К тому же, она  нередко оказывалась козлом отпущения.

Однажды, проходя мимо дома графини, Германн увидел девушку в окне и решил, что она   поможет ему проникнуть в дом.   Он приложил все свое умение,  напористость, чтобы привлечь внимание Лизы. Германн  писал ей записки с признаниями в любви. И наконец, добился того, что романтически настроенная девушка, мечтавшая о любви,  пригласила его ночью в дом.

Попав  в дом графини, Германн направился не в комнату Лизы, а к старухе. Он умолял ее назвать три  карты. Старуха ответила, что история эта не имеет ни чего общего с правдой. Она не знает никакой комбинации.

  Видя,  что старуха глуха к его мольбам, Герман вытащил пистолет и начал трясти им перед старухой, пытаясь запугать ее. Но и это не дало результата, потому что старое сердце графини не выдержало, и она умерла.

Тогда Германн прошел в комнату Лизы и во всем ей признался. Хоть Томский и сказал, что у Германна душа Мефистофеля, он все же не был лишен благородства. Увидев мертвую старуху,  он мог ничего не рассказывать Лизе.  Но он нашел в себе силы для покаяния.

Хотя Германн лишь косвенно был виновен в смерти старухи, он все-таки терзался угрызениями совести, и на 3-й день пришел в монастырь на отпевание.  Молодой человек  решил просить прощения у старой графини.

  Когда он приблизился к гробу, и  взглянул  в лицо  покойницы, ему показалось, что она прищурилась и усмехнулась.  От страха он попятился назад и, споткнувшись, упал. В этот момент Лиза потеряла сознание.

Это событие сильно расстроило Германна. Он в тот день много выпил в трактире. Вернувшись домой, герой лег,  не раздеваясь, и почти сразу заснул. Проснулся ночью.  Услышал в  доме шаги, и увидел, как открылась дверь, и в комнату вошла женщина. Это была графиня.

«— Я пришла к тебе против своей воли, — сказала она твердым голосом, — но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…»

Германн в ту же ночь записал свое видение, и стал ждать.  Он ни о чем другом не мог думать, кроме как  проверить на практике сказанное графиней.  И такой момент наступил. В Москве было общество богатых игроков. И его председатель, некий Чекалинский, приехал в Петербург. Поклонники карточной игры  отправились  к нему, чтобы испытать удачу.   Сюда же пришел и Германн.

Первые два дня, поставив на тройку и семерку, он выиграл, и тем самым увеличил капитал. Но на третий день вместо необходимого туза пик оказалась поставленной дама пик, и Германн все проиграл. Это событие так подействовало  на его возбудимую психику, что он  сошел с ума, и оказался в больнице.

Лиза вышла замуж за доброго, состоятельного человека, а Томский женился на своей Полине.

Так,  зло оказалось наказанным, а кроткую и добрую Лизу Бог вознаградил хорошим мужем и достатком.

Таково краткое содержание «Пиковой дамы» Пушкина. Также Вы можете прочесть полный вариант повести.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/pikovaya-dama/pikovaya-dama-kratkoe-soderzhanie.html

Краткое содержание «Пиковая дама»

  • Глава 1
  • Глава 2
  • Глава 3
  • Глава 4
  • Глава 5
  • Глава 6
  • Заключение

Произведение Пушкина «Пиковая дама», представленное ниже в кратком изложении, поможет вам вспомнить основные моменты в произведении и подготовиться к уроку литературы на отлично!

Глава 1

Действие повести начинается в квартире конногвардейца Нарумова. После игры в карты собравшиеся спрашивают одного из гостей – Германна – почему он, так увлеченно следивший за ходом игры, не присоединился к ним. Германн ответил, что ему очень интересна игра, но он не хочет рисковать тем, что у него есть, только из надежды приобрести излишнее.

Другой гость – Поль Томский – сказал, что такой взгляд на игру неудивителен, ведь Германн – немец, и потому расчетлив. Германн и правда происходил из рода обрусевших немцев; он был скрытным и честолюбивым человеком. К тому же он был небогат, и даже небольшой проигрыш являлся бы для него обидным.

Удивило же Поля то, что отказалась играть его бабушка – графиня Анна Федотовна.

Поль рассказал всем историю своей бабушки. Более полувека назад она, еще будучи молодой красавицей, проиграла довольно много денег герцогу Орлеанскому; муж отказался покрывать этот долг, и женщина обратилась за помощью к графу Сен-Жермену – старому богатому человеку.

Однако он не одолжил Анне Федоровне денег; вместо этого Сен-Жермен раскрыл ей тайну трех карт, которые обеспечивали выигрыш тому, кто ставит на них подряд. Используя этот секрет, графиня отыгралась за один вечер. Однако подлинную причину своего выигрыша Анна Федоровна не поведала никому; ее четыре сына также оставались непосвященными в эту тайну.

История, рассказанная Томским, показалась неправдоподобной всем гостям Нарумова, включая Германна.

Глава 2

Анна Федоровна жила вместе со своей воспитанницей Лизаветой, которую она постоянно упрекала и оскорбляла.

Девушка всюду ездила вместе со старой графиней; ее никто не замечал, но она продолжала ждать своего «избавителя».

Жизнь Лизаветы была нелегкой: старуха постоянно отдавала ей противоречивые распоряжения и всегда выказывала недовольство их исполнением. Графиня делала девушку виноватой во всем, что ее раздражало.

После вечера в доме Нарумова прошло несколько дней; Лизавета сидела у окна и вышивала. Внезапно она заметила, что под окном стоит молодой человек. Впоследствии он появлялся там каждый день; через неделю девушка, заинтересованная вниманием мужчины, первый раз ему улыбнулась. Этим молодым человеком был не кто иной, как Германн.

История Анны Федоровны на самом деле сильно впечатлила его, и он решил во что бы то ни стало узнать тайну трех карт; ему даже начали сниться сны, в которых он, владеющий старухиным секретом, беспрерывно выигрывает крупные суммы. Однажды во время прогулки он неосознанно пришел к дому графини.

На следующее утро он вернулся туда вновь; увидев в окне Лизавету, мужчина понял, что это – его шанс.

Глава 3

Вскоре, когда Лизавета с Анной Федоровной садились в карету, Германн передал ей письмо с признанием в любви. Девушка написала ответ и кинула его Германну через форточку.

После этого письма стали приходить каждый день; молодой человек настойчиво просил о свидании. Поначалу девушка рвала эти послания, но они были написаны столь красиво и страстно, что через некоторое время Лизавета согласилась.

Она написала Германну письмо с объяснением, как попасть в ее комнату во время отсутствия старухи.

На следующий день девушка с графиней уехали на бал. Ночью Германн проник в дом и там ожидал их возвращения.

Он зашел в кабинет Анны Федоровны и дождался, когда она вернется и останется одна; после этого мужчина попросил старуху назвать ему три секретные карты.

Когда она, несмотря на просьбы, уговоры и даже угрозы, отказалась, Германн вынул пистолет, впоследствии оказавшийся незаряженным; при виде оружия графиня падает в кресло и умирает от сильного испуга.

Глава 4

Лизавета тем временем ждет Германна в комнате; ей вспоминается, как Томский рассказывал о своем друге Германне. Поль говорил, что у этого мужчины на душе по меньшей мере три злодеяния.

Германн заходит в комнату девушки и сообщает ей, что был у Анны Федоровны и виновен в ее смерти.

Лизавета осознает, что встреча с ней была нужна молодому человеку ради обогащения, и чувствует себя невольной сообщницей в убийстве старухи. Девушка удивляется внешнему сходству Германна с Наполеоном.

Лизавете стало жаль мужчину, и она, дав ему ключ от двери, объяснила, как можно незаметно покинуть дом.

Глава 5

Через три дня в монастыре происходит отпевание Анны Федоровны. Германн подходит к гробу; при взгляде на покойную мужчине кажется, что та с насмешкой смотрит на него. Отойдя от гроба, он теряет сознание.

Приехав домой, мужчина целый день пьет вино. Ночью, без четверти три, Германн просыпается от стука в окно. Кто-то входит в его комнату; оказалось, что это – покойная Анна Федоровна, одетая в белое платье.

Она говорит, что пришла для того чтобы выполнить просьбу Германна.

По словам старухи, тремя картами являются тройка, семерка и туз; но выиграть молодой человек может, только если будет ставить на одну карту в сутки, а после этого никогда не возьмет в руки карт и возьмет в жены Лизавету.

Глава 6

Германн все время думал о трех мистических картах. По стечению обстоятельств в Петербург приехал Чекалинский, который был известным московским игроком в карты. Германн поставил крупную сумму на тройку и выиграл сорок семь тысяч.

Все игроки, бывшие в зале, удивились такому успеху и ждали возвращения удачливого игрока. На следующий день он ставит на семерку и получает выигрыш в размере девяноста четырех тысяч; после получения денег мужчина хладнокровно удалился.

На третий день Чекалинский раздает туза и пиковую даму. Германн говорит, что дама побита его тузом; однако, посмотрев на карты, он обнаружил, что вытянул даму, и не может понять, каким образом он спутал ее с тузом.

Ему кажется, что пиковая дама усмехается, глядя на него прищуренными глазами. Германн в ужасе вскрикивает: «Старуха!».

Заключение

Вскоре после этого случая Германн сошел с ума и был помещен в Обуховскую больницу. Судьба Лизаветы сложилась счастливо: девушка вышла замуж. Ее мужем стал сын бывшего управителя Анны Федоровны, который был богатым и воспитанным молодым человеком.

Источник: http://spadilo.ru/kratkoe-soderzhanie-pikovaya-dama/

Красота как разрушительная сила в рассказе Л. Улицкой «Пиковая дама»

Людей, безразличных к своей и чужой внешности, нет или почти нет. Человеку свойственно стремиться к красоте. Красота входит в вечную тройку вместе с Добром и Истиной. Поэтому люди реагируют на красоту как на влекущую к себе тайну и мимо красоты безразлично пройти не могут.

Тема влияния красоты — тема животрепещущая, к ней не раз обращались классики и русской, и зарубежной литературы. Значимость духовной красоты заявлена ещё в Библии, и если автор подчёркивает необыкновенную красоту персонажа, он преследует различные цели: соотнести внешнюю и духовную красоту или противопоставить их. Именно так решается эта проблема в рассказе Л. Улицкой «Пиковая дама».

Красота́ — эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетания аспектов объекта, при котором последний вызывает в наблюдателе эстетическое наслаждение. Красота, наряду с истиной и благом является важнейшей категорией культуры.

В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным.

Противоположностью красоты является безобразное .

В общем смысле красота — высшая степень целесообразности в природе, гармонического соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме.

Со времён античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия.

Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с понятием космоса, как миропорядка, целесообразности, украшения.

Со времён Сократа красота начинает рассматриваться не только в онтологическом смысле, но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания.

Понятие красоты, как олицетворения блага, относилось Аристотелем к сугубо нравственной, не рассудочной категории. Красота здесь — вершина, совершенство. По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой мысли. Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом философского творчества Платона.

История показывает, что образцы, “стандарты” красоты очень сильно меняются в разных странах и культурах. Помимо очевидного предпочтения людей без выраженной физической асимметрии тела, а также “средних” по внешнему виду (в каждой расе – свои эталоны), существуют иные, меняющиеся культурные предпочтения.

Если каменные бабы и другие изваяния древности демонстрируют общественную ценность здоровья, как запасов плоти и жира, то уже субтильные египтянки дают возможность понять, что уровень жизни в Древнем Египте был достаточен, чтобы не носить с собой жировые запасы “на чёрный день”.

В древней Греции и Риме эталоны мужской и женской красоты были практически неотличимы от эталонов начала ХХ века, века развития олимпийского движения. В средние века можно отметить моду на полнотелость (например, на картинах Рубенса), и на потенциальную плодовитость (картины голландских мастеров, например, вечнобеременные дамы Терборха).

К середине ХХ века эталоны красоты тела выглядели вполне здоровыми и пропорциональными – вспомним девушку с веслом – но тут появилась Твигги.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов джейн остин за 2 минуты

В настоящее время “высокая мода” продолжает рекламировать стандарт женской красоты, как черезвычайно худую, очень высокую фигуру. Только недавняя смерть от анорексии бразильской модели с конкурсов красоты привлекла внимание общества к неадекватности культивируемого образа и реального здоровья.

Помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление нравственная, духовная красота.

Эта категория применима к людям, независимо от их возраста и пола, и определяет отношение к мудрости, честности, уравновешенности, порядочности человека.

Для детей, подростков и молодых людей в это понятие также включаются такие характеристики, как “невинность”, “неиспорченность” и другие.

3. Сопоставление красоты физической и духовной в рассказе Л. Улицкой «Пиковая дама»

Исходя из русской пословицы, «Не родись красивой, а родись счастливой», красота – не главное, однако мы видим, что если человек внешне привлекателен, красив, ему гораздо проще добиться желаемого.

Действительно, красота физическая – страшная сила, даже разрушительная, особенно если этот человек – духовный калека, эгоист, чудовище.

Именно такой и изображает главную героиню, Мур, Людмила Улицкая в рассказе «Пиковая дама».

Мур – женщина более чем преклонного возраста, живет вместе со своей дочерью, известным профессором, Анной Федоровной и внучками, Катей и Леной. Улицкая знакомит нас сначала со своей героиней Мур, а затем следуют страницы, посвященные её молодости и зрелости, дополняемые воспоминаниями её дочери и самой Мур (прием ретроспекции в композиции рассказа).

Само название “Пиковая дама” сразу наводит на ассоциации с роковой женщиной. Так и есть, в молодости Мур была очень красива, имела власть над мужчинами, вела бурную светскую жизнь, в старости – бесконечные воспоминания и полное равнодушие к окружающим. А еще желание повелевать и добиваться исполнения всех капризов.

Именно такое поведение мы можем наблюдать в сцене, где Мур требует в 5 часов утра горячего шоколада(!), а молока нет, да и все спят По словам её бывшего зятя, человека умного и проницательного, «чудовище, гений эгоизма, Пиковая дама, всех уничтожила, всех похоронила» «В прежние времена Мур интересовалась событиями и людьми как декорацией собственной жизни и статистами ее пьесы, но с годами все второстепенное линяло и в центре пустой сцены оставалась она одна и ее разнообразные желания. Всю жизнь ей нравилось хотеть и получать желаемое, истинная беда ее была в том, что хотение кончилось, и смерть только тем и была страшна, что она означала собой конец желаний»

Она настоящий домашний тиран, которому невозможно угодить, наслаждающаяся во время скандалов, которые она мастерски закатывает, растерянностью и беспомощностью окружающих. «Мур удовлетворенно вздохнула. Узкие брови дрогнули. Анна Федоровна приготовилась ловить чашку. Мур в это время уже бушевала:

— Дом полон бездельников! Неужели нельзя купить бутылку молока?

Голос ее был прозрачно-звонок от ярости»

Мур своим чудовищным эгоизмом разрушает жизни самых близких людей: дочери, внучки, правнуков. В жизни Анны Федоровны не всё так просто. Ей шестьдесят лет, она хирург и к тому же известный профессор.

У неё двое детей: Лена и Катя и внук Гриша. Жизнь Анны Фёдоровны не сложилась.

Когда Катя спрашивает у Анны Фёдоровны: «А почему вы всё-таки развелись?» – завязывается, как пишет Улицкая, «запоздалое расследование».

Когда Анна Фёдоровна и Марек поженились, они сняли комнату в Останкино. Там родилась Катя. Жили они там четыре года. В это время Мур жила с сёстрами. «Эва в городе, Беата на даче.

Тётя Эва всю жизнь её обслуживала, блузки крахмалила. Старая дева, тайная католичка, строга была необыкновенно, никому ничего не спускала, а Мур боготворила. Умерла внезапно, ей и шестидесяти не было».

И Мур затребовала Анну Фёдоровну: «чужой прислуги не терпела».

– А почему ты ей не сказала «нет»? – резко вскинулась Катя.

– Да ей было под семьдесят и диагноз этот поставили. Не могла же я бросить умирающего человека.

– Но ведь она же не умерла.

– Марек тогда сказал, что она бессмертна, как марксистко-ленинская теория.

-. Какая всё это глупость. – прошептала Катя снисходительно и погладила мать по виску.

– Да нет, это жизнь, – вздохнула Анна Фёдоровна. Но осадок после разговора остался неприятный: Катя, кажется, дала её понять, что она неправильно живёт.

Прежде такого она не замечала»

Мы видим, как Мур повлияла на судьбу Анны Фёдоровны. Даже Катя, её дочь, не во всём понимала поступки матери. Переехав, Анна Фёдоровна должна была выполнять все прихоти.

Когда Мур захотелось шоколада в четыре часа утра, Анна Фёдоровна «вытащила из буфета непочатую коробку, торопливо вспорола хрусткий целлофан, высыпала горсть конфет и столовым ножом стала отделять толстенькие подошвы конфет от никчёмной начинки» После такой находчивости и труда Мур меняет свою прихоть на «просто молоко, безо всякого твоего шоколада».

Мур, легко меняющая своих мужчин, также легко расправляется с мужьями дочери и внучки. Люди, оказывавшие хоть какое-то сопротивление ее нечеловеческому обаянию, просто исчезали из виду: давно всеми забытый муж Анны Федоровны, муж внучки Кати и вся родня последнего мужа Мур Их как бы и не было. «Она его [Марека] ненавидела.

Он так в Останкине и жил до самого отъезда. Катина ранняя дочка Леночка и вовсе не помнила своего отца. Катя развелась с мужем через год после рождения Леночки. Алиментов она никогда от него не получала и только слышала от общих знакомых, что он жив».

«Безотцовщина, таким образом, стала в их семье явлением глубоко наследственным, в трех поколениях прочно утвердившимся. В голову ни Анне Федоровне, ни Кате, ни даже входящей в возраст Леночке не пришло бы в этот дом, целиком и полностью принадлежащий Мур, привести даже самого скромного, самого незначительного мужчину.

Такого права Мур, полная великолепного пренебрежения к своим женским потомкам, за ними не оставляла» .

Почему же люди, живущие рядом, позволяют так поступать с ними? Почему терпят капризы и обиды, даже если «зло» исходит от родного человека – матери, т. е. Мур?

Как ни удивительно, но виной всему, прежде всего, – красота, красота физическая, вызывающая поклонение. Мур о своих любовниках любила упоминать при любом удобном случае, даже гордясь этим. «Имя этим любовникам был легион». Сначала Маецкий, как она упоминает, она его увела у какой-то Лилечки, затем известный режиссёр, далее авиатор, испытатель, красавец.

Потом архитектор, бурный роман с тайным генералом, «шашни» с мужниным секретарём, с мужем любимой подруги, каким-то биологическим академиком, и ещё, и ещё.

«Немало бумаги было измарано в честь её бледных локонов и неизречённых тайн души лучшими перьями, а по её портретам, хранящимся в музеях и частных собраниях, можно было изучать художественные течения начала века. Тайна в ней, должно быть, действительно была, не одни только любовники млели над ней.

Анна Федоровна, единственная дочь Мур, дитя ее редкой добродетельной причуды, всю жизнь билась над этой загадкой.

Отчего ей была дана власть над отцом, младшими сестрами, мужчинами и женщинами? Ответа на этот вопрос Анна Федоровна найти не могла, но, подчиняясь неведомой силе, неслась выполнять очередную материнскую прихоть» Подчинёны этой таинственной силе и Анна Федоровна, и Катя. «насупленная дочь Анна с пуританской тоской в душе и с глубоким отчаянием, испытываемым из-за невозможности любить и неспособности не любить эту тонкую, нечеловечески красивую, всегда театрально разодетую женщину, которая приходится родной матерью» .

Пожалуй, ключевым в этом описании является именно эпитет «нечеловечески красивую», так как выражает разрушительную, дьявольскую силу красоты Мур.

Даже в глубокой старости Мур продолжает следить за своей внешностью: регулярно вызывает к себе профессионалов, которые делают ей маникюр и прическу, пользуется различными кремами (не дешёвыми), пользуется косметикой. Интерьер Мур своеобразен. Её комнату Улицкая называет будуаром. Будуар – гостиная хозяйки в богатом доме для неофициальных приёмов.

Хотя и жила Мур в простой квартире, но очень похожа на графиню из «Пиковой дамы» А. С. Пушкина, которая любила шик. « она, подав великосветским движением сушеную кисть, стояла перед ним, хрупкая и величественная, как будто именно к ней и приехал этот нарядный господин, заграничная штучка.

Своей наманикюренной ручкой отвела великосветская старушка всеобщую неловкость».

Прекрасной эгоистке Мур Л. Улицкая противопоставляет Анну Федоровну, которую, на мой взгляд, и можно назвать истинной красавицей, праведницей, потому что она щедро одарена тем, чего лишена её мать, – духовной красотой, добротой, состраданием способностью любить. «— Ты ангел, Анеля И самая большая моя потеря И как ты это несешь? Ты просто святая

— Я? Святая?— Анна Федоровна с ходу остановилась, как будто на столб наткнулась. — Я ее боюсь. И есть долг. И жалость»

Несмотря на отношение матери, которая бросила её полуторагодовалой, не числившейся «вещами первой необходимости», на потребительское к ней отношение, эта «вечная мученица», пройдя различные стадии отношения к матери, жалеет её («стареет, бедняжка»), сострадает и любит.

Она даже придумала, как не сорваться на мать. Просто надо сосчитать до десяти. «В детстве она замирала перед её дверью, как пловец перед прыжком в воду.

Ставши взрослой, она, как боксёр перед встречей с сильнейшим противником, настраивалась не на победу, а на достойное поражение» . «Сорок лет тому назад Анне Фёдоровне хотелось её ударить стулом. Тридцать – вцепиться в волосы.

А теперь она с душевной простотой и брезгливостью пропускала мимо ушей хвастливыё монологи и с грустью думала о том, что утро, столь много обещающее, у неё пропало».

Только незадолго до смерти, неожиданной, мгновенной, она позволяет себе бунт: без разрешения матери собирается отправить в Грецию к Мареку дочь и внуков, чтобы они смогли вырваться из-под страшной власти этого «прозрачного насекомого».

Отправить детей, не помышляя о свободе для себя Решиться на невозможное: «И увидела вдруг как уже совершённое: она, Анна, размахивается расслабленной рукой и наотмашь лепит по старой нарумяненной щеке сладкую пощечину И совершенно все равно, что после этого будет Чувство чудесной свободы, победы и торжества стояло в воздухе, и свет был таким напряженно ярким, таким накаленно ярким» . Однако смерть Анны Фёдоровны именно в этот момент мысленного триумфа приводит нас к противоположному финалу: несмотря на то что Катя, опустошённая смертью матери, осуществила её невысказанную мечту («Катя подошла к Мур и, размахнувшись расслабленной рукой, наотмашь влепила по старой, еще не накрашенной щеке сладкую пощечину»), «пиковая дама» сказала тихо и внятно: «Что? Что? Все равно будет так, как я хочу».

Финал рассказа «Пиковая дама» – открытый. Мы можем только догадываться, найдёт ли в себе силы Катя изменить жизнь свою и своих детей или останется «вечной мученицей», как и её мать. Последняя фраза рассказа наводит на размышления: «Катя прошла мимо нее, на кухне вспорола пакет и плеснула молоко в остывший кофе».

Поразительное сходство между старухами в произведениях А. С. Пушкина и Л. Улицкой навело нас на размышления о вечных проблемах, существующих в обществе. Для Пиковых дам и в одном, и в другом произведении остаётся вечной страсть к наживе, к богатству, к деньгам.

Время никак не изменило их, какой Пиковая дама была в XIX веке, такая она осталась и в XX веке. Только обстановка меняется, меняются ситуации, в которых они показаны, а главное то, что свою сущность, свой деспотический характер они пронесли через года.

Открытием Улицкой стало то, что таким людям безразлично, кого они обижают, кто перед ними: дочь или прислуга. Старушка Мур страшнее “пиковой дамы” А.

Пушкина: унижая слабых, кротких, добрых тешит она своё властолюбие, капризничает, привередничает, равнодушна к собственным детям, внукам, живет только для себя, являясь символом крайнего эгоизма.

В своей жизни я бы не хотела встретиться с такими людьми, как Мур: они губят тех, кто их окружает, уничтожая понятие “семья”.

Заключение

Важную роль в общении и отношениях людей играет внешность человека, его красота. Но внешний облик характеризует человека только поверхностно, поэтому по одному взгляду невозможно узнать, каков он; внешний облик человека воспринимается как показатель его общей воспитанности.

Оценка поведения человека прямо зависит от того, как мы относимся к человеку и его поступкам. Поэтому издавна характер взаимоотношения людей и поведения отдельного человека определяют через соотношение добра и красоты. В поведении людей красота и добро неотрывны друг от друга.

Высоконравственное поведение всегда красиво, потому что добро поступает натура щедрая, отзывчивая, сильная. Не случайно в народе душевная красота всегда ценилась выше красоты физической.

В свою очередь, красивое поведение всегда оказывает благотворное влияние и на нравственный облик человека и поэтому можно утверждать: «Зло и подлинная красота несовместимы, а красота всегда опирается на добро».

В своём исследовании мы убедились, что Л. Улицкая в рассказе «Пиковая дама», проводя параллели с повестью А. С.

Пушкина, обращает наше внимание на то, что физическая красота не есть показатель душевной, наоборот, если пользоваться ею для достижения своих целей, не считаясь с окружающими, человек превращается в крайнего эгоиста.

Людмила Улицкая крайнему эгоизму старой женщины противопоставляет людей, полных истинной любви и терпения.

Источник: http://www.hintfox.com/article/krasota-kak-razryshitelnaja-sila-v-rasskaze-l-ylitskoj-pikovaja-dama.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector