Краткое содержание вольтер простодушный точный пересказ сюжета за 5 минут

Простодушный

Краткое содержание Вольтер Простодушный точный пересказ сюжета за 5 минут

Июльским вечером 1689 г. аббат де Керкабон прогуливался с сестрой по берегу моря в своём маленьком приорате в Нижней Бретани и размышлял о горькой судьбе брата и его жены, двадцать лет назад отплывших с того самого берега в Канаду и исчезнувших там навеки.

В этот момент в бухту причаливает судно и высаживает на берег молодого человека в одежде индейца, который представляется Простодушным, поскольку так называли его друзья-англичане за искренность и неизменную честность.

Он поражает почтенного приора учтивостью и здравомыслием, и его приглашают на ужин в дом, где Простодушного представляют местному обществу.

На следующий день, желая отблагодарить своих хозяев за гостеприимство, юноша дарит им талисман: связанные на шнурке портретики неизвестных ему людей, в которых приор с волнением узнает сгинувших в Канаде брата-капитана и его жену. Простодушный не знал своих родителей, и его воспитали индейцы гуроны. Обретя в лице приора и его сестры любящих дядю и тётушку, юноша поселяется в их доме.

Первым делом добрый приор и его соседи решают окрестить Простодушного. Но сперва надобно было просветить его, так как нельзя обратить в новую религию взрослого человека без его ведома. Простодушный читает Библию, и благодаря природной понятливости, а также тому, что его детство не было обременено пустяками и нелепостями, его мозги воспринимали все предметы в неискажённом виде.

Крестной матерью, согласно желанию Простодушного, была приглашена очаровательная м-ль де Сент-Ив, сестра их соседа аббата. Однако таинство неожиданно оказалось под угрозой, поскольку юноша искренне был уверен, что креститься можно только в реке по примеру персонажей Библии. Неиспорченный условностями, он отказывался признать, что мода на крещение могла измениться.

С помощью прелестной Сент-Ив Простодушного все же удалось уговорить креститься в купели. В нежной беседе, последовавшей за крещением, Простодушный и м-ль де Сент-Ив признаются во взаимной любви, и юноша решает немедленно жениться.

Благонравной девице пришлось объяснить, что правила требуют разрешения на брак их родственников, и Простодушный счёл это очередной нелепостью: почему счастье его жизни должно зависеть от его тётушки. Но почтенный приор объявил племяннику, что по божеским и людским законам жениться на крестной матери — страшный грех.

Простодушный возразил, что в Священной книге о такой глупости ничего не сказано, как и о многом другом из того, что он наблюдал в своей новой родине. Он также не мог взять в толк, почему римский папа, живущий за четыреста лье и говорящий на чужом языке, должен позволить ему жениться на любимой девушке.

Он поклялся жениться на ней в тот же день, что и попробовал осуществить, вломившись в её комнату и ссылаясь при этом на её обещание и своё естественное право. Ему стали доказывать, что, не будь между людьми договорных отношений, естественное право обращалось бы в естественный разбой. Нужны нотариусы, священники, свидетели, договоры.

Простодушный возражает, что только бесчестным людям нужны между собой такие предосторожности. Его успокаивают, сказав, что законы придумали как раз честные и просвещённые люди, и чем лучше человек, тем покорнее он должен им подчиняться, чтобы подавать пример порочным. В это время родственники Сент-Ив решают спрятать её в монастыре, чтобы выдать замуж за нелюбимого человека, от чего Простодушный приходит в отчаяние и ярость.

Продолжение после рекламы:

В мрачном унынии Простодушный бродит по берегу, когда вдруг видит отступающий в панике отряд французов. Оказалось, что английская эскадра вероломно высадилась и собирается напасть на городок. Он доблестно бросается на англичан, ранит адмирала и воодушевляет французских солдат на победу.

Городок был спасён, а Простодушный прославлен. В упоении битвой он решает взять штурмом монастырь и вызволить свою невесту. От этого его удерживают и дают совет поехать в Версаль к королю, а там получить вознаграждение за спасение провинции от англичан.

После такой чести никто не сможет помешать ему жениться на м-ль де Сент-Ив.

Путь Простодушного в Версаль лежит через маленький городок протестантов, которые только что лишились всех прав после отмены Нантского эдикта и насильно обращались в католичество.

Жители со слезами покидают город, и Простодушный пробует понять причину их несчастий: почему великий король идёт на поводу у папы и лишает себя в угоду Ватикану шестисот тысяч верных граждан. Простодушный убеждён, что виной всему козни иезуитов и недостойных советников, окруживших короля.

Как бы иначе он мог потакать папе, своему открытому врагу? Простодушный обещает жителям, что, встретив короля, он откроет ему истину, а познав истину, по мнению юноши, нельзя не последовать ей. К его несчастью, за столом во время беседы присутствовал переодетый иезуит, состоявший сыщиком при духовнике короля, отце Лашез, главном гонителе бедных протестантов.

Сыщик настрочил письмо, и Простодушный прибыл в Версаль почти одновременно с этим письмом. Наивный юноша искренне полагал, что по приезде он сразу сможет увидеть короля, рассказать ему о своих заслугах, получить разрешение на брак с Сент-Ив и открыть глаза на положение гугенотов.

Но с трудом удаётся Простодушному добиться приёма у одного придворного чиновника, который говорит ему, что в лучшем случае он сможет купить чин лейтенанта. Юноша возмущён, что он ещё должен платить за право рисковать жизнью и сражаться, и обещает пожаловаться на глупого чиновника королю.

Чиновник же решает, что Простодушный не в своём уме, и не придаёт значения его словам. В этот день отец Лашез получает письма от своего сыщика и родственников м-ль Сент-Ив, где Простодушный назван опасным смутьяном, подговаривавшим жечь монастыри и красть девушек. Ночью солдаты нападают на спящего юношу и, несмотря на его сопротивление, везут в Бастилию, где бросают в темницу к заключённому философу-янсенисту.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Добрейший отец Гордон, принёсший впоследствии нашему герою столько света и утешения, был заключён без суда за отказ признавать папу неограниченным владыкой Франции. У старца были большие знания, а у молодого — большая охота к приобретению знаний. Их беседы становятся все поучительнее и занимательнее, при этом наивность и здравый смысл Простодушного ставят в тупик старого философа.

Он читает исторические книги, и история представляется ему сплошной цепью преступлений и несчастий. Прочитав «Поиски истины» Мальбранша, он решает, что все сущее — колёсики огромного механизма, душа которого Бог. Бог был причиной как греха, так и благодати.

ум молодого человека укрепляется, он овладевает математикой, физикой, геометрией и на каждом шагу высказывает сообразительность и здравый ум. Он записывает свои рассуждения, приводящие в ужас старого философа.

Глядя на Простодушного, Гордону кажется, что за полвека своего образования он только укреплял предрассудки, а наивный юноша, внемля одному лишь простому голосу природы, смог намного ближе подойти к истине. Свободный от обманчивых представлений, он провозглашает свободу человека главнейшим его правом.

Он осуждает секту Гордона, страдающую и гонимую из-за споров не об истине, но тёмных заблуждениях, потому что все важные истины Бог уже подарил людям. Гордон понимает, что обрёк себя на несчастье ради каких-то бредней, и Простодушный не находит мудрыми тех, кто подвергает себя гонениям из-за пустых схоластических споров.

Благодаря излияниям влюблённого юноши, суровый философ научился видеть в любви благородное и нежное чувство, способное возвысить душу и породить добродетель. В это время прекрасная возлюбленная Простодушного решается ехать в Версаль на поиски любимого. Ее выпускают из монастыря, чтобы выдать замуж, и она ускользает прямо в день свадьбы.

Оказавшись в королевской резиденции, бедная красавица в полной растерянности пытается добиться приёма у разных высоких лиц, и наконец ей удаётся выяснить, что Простодушный заключён в Бастилию. Открывший ей это чиновник говорит с жалостью, что у него нет власти делать добро, и он не может ей помочь. Но вот помощник всесильного министра г-н де Сент-Пуанж творит и добро и зло.

Одобренная Сент-Ив спешит к Сент-Пуанжу, и тот, очарованный красотой девушки, намекает, что ценой своей чести она могла бы отменить приказ об аресте Простодушного. Знакомые также толкают её ради священного долга пожертвовать женской честью. Добродетель вынуждает её пасть. Ценой позора она освобождает своего возлюбленного, но измученная сознанием своего греха, нежная Сент-Ив не может пережить падение, и, охваченная смертельной лихорадкой, умирает на руках Простодушного. В этот момент появляется сам Сент-Пуанж, и в порыве раскаяния клянётся загладить причинённое несчастье.

Время смягчает все. Простодушный стал превосходным офицером и до конца жизни чтил память прекрасной Сент-Ив.

Источник: https://briefly.ru/volter/prostodushnyj/

«Простодушный», краткое содержание повести Вольтера

Краткое содержание повести «Простодушный»

В 1689 году, вечером 15 июля, аббат де Керкабон, приор храма Горной богоматери, вместе с сестрой совершает прогулку по морскому побережью. Любимый своей паствой священник и никогда не бывшая замужем, 45-летняя м-ль де Керкабон, разговаривают о том, как в 1666 году из этих мест в Канаду уплыл их брат с женой. Как сообщили родственникам: семейная пара погибла от рук кровожадных ирокезов.

Разговор приора с сестрой прерывается появлением английского судна и прибывшего на нём учтивого двадцатидвухлетнего гурона.

На ужине, устроенном в его честь, выясняется, что юного путешественника зовут Простодушный и, как все гуроны, он живёт, говоря то, что думает и делая то, что хочет.

По висящему на шее индейца портрету приор узнаёт в нём своего племянника – сына погибшего в Канаде брата.

Общество Нижней Бретани решает окрестить Простодушного. Гурон в начале сопротивляется, но после прочтения Нового Завета – сдаётся. Одержимый искренней верой он решает произвести обряд обрезания, чем повергает всё общество в шок.

Затем он отказывается исповедоваться, но, убеждённый приором в необходимости чистосердечного раскаяния, признаётся в своих грехах францисканскому монаху, после чего заставляет служителя церкви исповедоваться в своих. Для обряда Крещения Простодушный забирается в реку, и только просьба м-ль де Сент-Ив заставляет его креститься в храме.

Девушка и её брат – аббат де Сент-Ив становятся крёстными родителями Простодушного, наречённого Гераклом.

После обряда Крещения молодой гурон признаётся в любви м-ль де Сент-Ив. Девушка предлагает обсудить брак с родственникам. Простодушный упрямится, говоря, что это только их дело.

Приор ставит племянника в известность, что брак между крестником и крёстной матерью запрещён церковью и людьми. Желая избежать раскрещения гурона, м-ль де Керкабон предлагает ему получить разрешение на брак у Папы Римского. Простодушный не желает ехать в далёкую Италию.

Он отправляется к м-ль де Сент-Ив и чуть не овладевает ей, памятуя о согласии девушки стать его женой.

М-ль де Сент-Ив заключают в монастырь. Простодушный помогает местному гарнизону отразить нападение англичан и отправляется в Версаль, на представление к королю, от которого надеется получить разрешение на брак. По дороге он знакомится с протестантами и узнаёт о преследовании их католиками. Гурон обещает новым знакомым вступиться за них перед королём.

Духовник Людовика XIV, отец де ла Шез, по доносу своего шпиона и бретонского судьи, желающего женить своего сына на м-ль де Сент-Ив, заключает Простодушного в Бастилию. В тюрьме гурон знакомится с янсенистским священником Гордоном, который обучает его геометрии, религии, математике, истории, философии, литературе.

Простодушный становится янсенистом, Гордон – мудрецом и хорошим человеком.

Приор с сестрой едут в Париж, но высшее церковное духовенство слишком занято, чтобы выслушать их просьбу о помощи. Не желающая выходить замуж за сына судьи, м-ль де Сент-Ив бежит со свадьбы в Версаль. Вслед за ней отправляется и остальное общество.

Читайте также:  Краткое содержание воробьёв это мы, господи! точный пересказ сюжета за 5 минут

Помощник министра Сен-Пуанж делает девушке непристойное предложение. Иезуит Тут-и-там склоняет её на путь греха. Приятельница, у которой живёт м-ль де Сент-Ив, насильно отводит её на ужин к Сен-Пуанжу.

После ночи, проведённой с помощником министра, девушка получает на руки приказ об освобождении Простодушного и его лучшего друга – Гордона.

Общество Нижней Бретани радуется благополучному исходу дела. Аббат де Сент-Ив соглашается на брак своей сестры с Простодушным.

Страдающая от своего падения девушка, тем временем, заболевает, признаётся во всём и умирает. Г-н Сен-Пуанж, воспылавший любовью к погубленной им красавице, чистосердечно раскаивается в своём преступлении.

Простодушный становится офицером и всю жизнь чтит память погибшей возлюбленной.

Также прочитайте:

По произведению: «Простодушный»

По писателю: Вольтер

Источник: https://goldlit.ru/voltaire/116-prostak-pereskaz

Краткое содержание: Простодушный

В июле 1689г. аббат де Керкабон прогулялся по берегу моря в Нижней Бретани с сестрой в своём небольшом приорате и раздумывал о нелегкой судьбе своего брата и жены брата, которые 20 лет назад отплыли в Канаду с того берега и исчезли там навсегда.

В этот момент судно причалило в бухту и высадило молодого человека в одежде индейца на берег. Этот парень представился Простодушным, так как его называли таким образом друзья за постоянную искренность и честность. Он поражал уважаемого приора своим здравомыслием и учтивостью.

Впоследствии его пригласили в дом на ужин, где представили местному обществу. На следующий день он решил поблагодарить за гостеприимство своих хозяев, и подарил им некий талисман: портреты незнакомых для него людей, которые связаны шнурком, и в которых приор узнал пропавших в Канаде брата с его женой.

Простодушный своих родителей не знал, поскольку его воспитывали гуроны индейцы. Юноша обрел в лице приора и его сестры обожающих дядю и тётю, и поселился в их доме.

Вначале добрый приор со своими соседями решили Простодушного окрестить. Но для начала нужно было его просветить, поскольку нельзя обращать взрослого человека в новую религию без его ведома.

Простодушный читал Библию, и благодаря своей понятливости по природе, и тому, что детство его не было отягощено всякими нелепостями и пустяками, его мозг воспринимал в неискажённом виде все предметы. Крестной мамой по его желанию стала красивая мадмуазель де Сент-Ив, которая была сестрой аббата, их соседа.

Но таинство внезапно попало под угрозу, так как юноша был искренне уверен в том, что можно креститься только в реках, как это делали персонажи из Библии. Простодушного при помощи очаровательной Сент-Ив удалось убедить принять крещение в купели.

После принятия крещения у него с мадемуазелью состоялась нежная беседа, в которой они оба признались друг другу в любви. Теперь молодой человек решил немедля сыграть свадьбу. Девица объяснила, что по правилам вначале нужно спросить у их родственников разрешения на брак.

Но Простодушный посчитал, что это – очередная нелепость. Ему было не совсем понятно, почему его счастье должно зависеть от его тёти. Но приор сказал племяннику о том, что по закону женитьба на крестной матери является страшным грехом.

Простодушный оспорил, ведь в Священной книге ничего об этом не читал, как и о прочем из того, что он видел на своей новоиспеченной родине. Он не мог также понять, почему папа римский, который живет за четыреста лье и говорит на чужом языке, должен позволять ему жениться на обожаемой девушке.

Он дал клятву в тот же день на ней жениться, и хочет выполнить свое обещание. Но ему пришлось объяснять, что между людьми должны быть договорные отношения с присутствием нотариусов, священников, свидетелей и договоров. Простодушный возразил, что только бесчестные люди нуждаются в таких предосторожностях.

Его успокоили, сказав, что закон придумали именно просвещённые и честные люди, и чем человек лучше, тем он покорнее должен им подчиниться, дабы подать порочным пример. На тот момент родственники Сент-Ив решили её спрятать в монастыре, дабы выдать за нелюбимого человека замуж.

От этого Простодушный пришел в ярость и отчаяние.
В унынии Простодушный бродил по берегу, но вдруг увидел отряд французов, отступающих в панике. Оказалось, что эскадра английская вероломно высаживалась и собиралась на город напасть.

Он доблестно бросился на англичан, ранил адмирала и воодушевил солдат Франции на победу. Город спасён, и Простодушный теперь стал прославленным.

В восхищении битвой он решил взять монастырь штурмом и освободить свою невесту. Его от этого удерживают и советуют отправиться к королю в Версаль, где он получит за избавление провинции от англичан свое вознаграждение.

И тогда, после получения этой чести уже никто не сможет мешать ему сыграть свадьбу с Сент-Ив.
Дорога Простодушного в Версаль пролегала через небольшой город протестантов. Они были лишены всех прав после упразднения Нантского эдикта и обращались насильно в католическую веру.

Жители покидали со слезами город, и Простодушный попробовал понять основание их бед: почему король пошел на поводу у папы и лишил себя в угоду Ватикану 600000 мирных граждан.

Простодушный был убеждён в том, что виноваты иезуиты и недостойные советники, которые строили козни и окружили короля. Как бы он мог иначе потакать своему открытому врагу, папе римскому?

Простодушный обещал всем жителям этого города, что, когда он встретит короля, то откроет ему правду. К его бедствию, во время беседы за столом сидел переодетый иезуит, который был при духовнике короля сыщиком. Имя духовника – отце Лашез, он был главным гонителем бедных протестантов.

Сыщик написал письмо, и Простодушный приехал в Версаль почти в то же время, что и письмо. Наивный парень чистосердечно считал, что он сразу по приезде сможет встретиться с королем и поведать ему о своих заслугах, приобрести позволение на брак с Сент-Ив и раскрыть глаза на судьбы гугенотов.

Однако у него с трудом получается добиться приёма у одного чиновника при дворе, который сказал ему о том, что он сможет в лучшем случае купить чин лейтенанта. Парень был очень возмущён тем, что он должен ещё и заплатить за право рискнуть жизнью и сразиться, и дает обещание, что пожалуется королю на дурацкого чиновника.

Чиновник решил, что Простодушный не дружит с головой, и решает не придавать его словам какого-то значения. В тот же день отец Лашез получил от родственников м-ль Сент-Ив и своего сыщика письма, в которых Простодушного называют опасным смутьяном, который подговаривает сжигать монастыри и воровать девушек.

Солдаты ночью напали на спящего парня и отвозят в Бастилию. Там его бросают в тюрьму к заключённому янсенисту философу.

Гордон, добрейший отец, который впоследствии принёс нашему герою столько утешения и света, был заключён без суда за отречение признавать папу абсолютным владыкой во Франции. У старика были немалые знания, а у нашего героя – немалая охота к получению знаний.

Их беседа всегда была поучительной и занимательной, при этом здравый смысл и наивность Простодушного ставили старого философа в тупик. Он читал книги об истории, и она ему представлялась сплошной вереницей несчастий и преступлений.

Прочитав очередную книгу Мальбранша под названием «Поиски истины», он решил, что все настоящее является колёсиками большого механизма, душой которого является Бог. Бог был источником и греха, и благодати.

Ум Простодушного начал укрепляться, он по-тихоньку стал овладевать физикой, математикой, геометрией и все время высказывает здравый ум и сообразительность. Он записал все свои рассуждения, которые приводили старого философа в ужас.

Смотря на Простодушного, Гордон считал, что за столькие годы своего образования он только лишь укреплял предрассудки, а наивный парень, внемля только одному простому голосу природы, сумел подойти намного ближе к истине. Он осудил секту Гордона, которая страдала и была гонимой из-за дебатов о заблуждениях, поскольку все Бог важные истины уже преподнес людям.

Гордон понимал, что обрёк на несчастье себя для какой-то ерунды, и Простодушный не нашел мудрыми тех, кто подвергал себя гонениям из-за схоластических малосодержательных дискуссий. Благодаря тому, что юноша изливался, строгий философ учился видеть благородное в любви и ласковое чувство, которое способно возбудить добродетель и вознести душу.

На тот момент возлюбленная Простодушного решилась поехать на поиски любимого в Версаль. Ее выпустили из монастыря для того, чтобы отдать замуж, но она прямо в день свадьбы ускользнула.

Бедная красавица оказалась в резиденции короля, и теперь в полной потерянности старается добиться приёма у различных высоких лиц, и наконец-то ей удалось узнать о том, что Простодушного заключили в Бастилию. Чиновник, который открыл ей эту тайну, признался в том, что не наделен властью настолько, чтобы чем-то ей помочь.

Но его помощник г-н де Сент-Пуанж сможет ей оказать помощь. Сент-Ив поспешила к Сент-Пуанжу, и тот сразу же стал очарованным ее красотой. Он намекнул, что она ценой своей чести могла бы аннулировать приказ о задержании Простодушного. Знакомые тоже толкали её пожертвовать женской честью ради благородного долга.

Ценой позора она освободила своего возлюбленного, но теперь она мучилась осознанием своих грехов. Сент-Ив не могла пережить свое падение, и ее охватила смертельная лихорадка. Она умерла на руках Простодушного. На тот момент появился Сент-Пуанж, и в порыве раскаяния он поклялся загладить несчастье, которое причинил.
Смягчает все только время.

Простодушный стал теперь отличным офицером и чтил память прекрасной Сент-Ив до конца своей жизни.

Краткое содержание повести «Простодушный» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Простодушный». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/voltaire/prostodushny/

Блог Ильи Винштейна

«Простодушный» Вольтера. Анализ и пересказ

Читайте также:  Краткое содержание шолохов наука ненависти точный пересказ сюжета за 5 минут

Полемика с Руссо занимает важное место в творчестве Вольтера в шестидесятые и семидесятые годы. Она составляет главное содержание одной из лучших его повестей — «Простодушный» (1767).

Делая героем этой повести индейца-гурона, прибывшего из Америки во Францию, Вольтер использует излюбленный просветителями прием: современное общество он критикует устами чужеземца, «дикаря», удивленно взирающего на мир, воспринимающего его со стороны как бы увиденного впервые; его естественному здоровому смыслу все окружающее представляется извращенным, перевернутым, поставленным на голову. Этот прием был использован Монтескье в его «Персидских письмах». Сам Вольтер обращался к нему не однажды, но в «Простодушном» образ «дикаря» важен для самой философской проблемы повести, для полемики с учением Руссо о преимуществах «естественного состояния» перед цивилизацией.

Гурон начальных глав — фигура комическая, хотя уже и здесь ощутимо превосходство его простой и естественной натуры над обитателями городка Сен-Мало.

«Естественный человек» осмеивается с точки зрения норм цивилизации, цивилизация осмеивается с точки зрения «естественного человека» (критика Простодушным священного писания, религиозных обрядов и т. п.). В дальнейшем веселый и игривый тон исчезает, повествование приобретает драматический колорит.

Простодушный едет в Париж, сталкивается с большим миром, с обществом в целом. Он узнает о расправах над гугенотами и на своем собственном опыте постигает, что такое религиозный фанатизм, королевский произвол, французское судопроизводство.

Вместо того чтобы получить награду и благодарность короля (гурон отразил нападение англичан), он попадает в тюрьму. Объектом критики Вольтера становятся не столько смешные стороны поведения его героя, сколько пороки цивилизации, а сам гурон превращается в обличителя современного общества.

Образ Простодушного резко противопоставлен другим героям повести — монахам, судьям, солдатам, королевским чиновникам.

Все они яркие социальные типы, в то время как гурон — воплощение самой человеческой природы, не искаженной, не исковерканной уродливыми социальными отношениями.

Столкновения «естественного человека» с миром обнаруживают неестественный античеловеческий характер современного общества. Даже благородное и высокое здесь неминуемо извращается. Общество на всем ставит свое клеймо.

Возлюбленная гурона Сент Ив, чтобы спасти своего жениха, вынуждена пожертвовать своей честью, «добродетель заставляет ее пасть». Вольтер называет героиню «великодушная и заслуживающая уважение изменница». Это не психологический парадокс, а социальный, выражение противоестественности современной цивилизации, ее извращенности.

То, что «человеческое» и социальное как бы разведены у Вольтера, имеет и другой смысл: зло не в человеке, зло в неразумном устройстве общества.

Даже главный виновник всех несчастий героев Сен Пуанж в конце романа проявляет добрые чувства, способность к раскаянию. Вольтер о нем пишет: «Он не родился Злым», злым сделало его общество.

Важное значение имеет и история янсениста Гордона, всю жизнь считавшего, что зло лежит в самой человеческой природе, а в конце романа пришедшего к выводу: зло не в человеке, зло в обществе.

Символом извращенной цивилизации становится в «Простодушном» тюрьма. В «естественном состоянии» человек был свободен: гурон «привык говорить то, что он думает, и делать то, что он хочет». Цивилизация всем строем своей жизни противоречит эт°й естественной свободе человека.

Свободе всюду угрожает опасность: мужчин заточают в Бастилию, женщин заживо погребают в монастырях (тоже «подобие тюрьмы»). Гурон говорит янсенисту: «Я родился свободным, как воздух… И вот оба мы в оковах, не зная и не имея возможности спросить, за что».

Это звучит как прямая реминисценция из Руссо: «Общественной договор» начинается словами: «человек рожден свободным, а он всюду в оковах». Но и здесь Вольтер не становится на позиции Жан-Жака. Именно в тюрьме Простодушный приобщается к культуре и, по его собственным словам, «из животного превращается в человека».

Только теперь он становится положительным героем романа. «Он уже не тот, что прежде. Осанка, тон, образ мысли, самый ум — все стало у него иное. Насколько раньше он был несведущ в жизни и от всего отрешен, настолько теперь это человек, внушающий к себе почтение». Словом, «Простодушный перестал быть простодушным».

Вольтер убежден — цивилизация несет с собой не только зло, но и благо. История вольтеровского героя — не деградация личности, а рост ее.

Как ни страшны пороки цивилизации, но вернуться к утраченной простоте невозможно. В конце «Простодушного» ощутимы ноты резиньяции. Да, пути назад нет. Но есть путь вперед — путь борьбы.

На последних страницах сообщается, что гурон стал «воином и отважным философом». Слово «воин» рядом с «философом» приобретает особый смысл.

На языке XVIII века философ — это синоним просветителя, борца против старого порядка.

Выводы «Простодушного» не противоречат выводам «Кандида». «Надо возделывать наш сад» — призыв к активности всех и активности каждого. Частный человек — участник общего дела освобождения. Поэтому он перестал быть для Вольтера условным, комическим персонажем.

Герои повести утратили двухмерность, контурность, это больше не марионетки, нити от которых находятся в руках автора. Они движутся в соответствии с собственным характером и жизненными обстоятельствами. Вольтер писал, что «Простодушный» в сто раз правдоподобнее «Кандида». В этом романе исчезает ирония над частным человеком.

Здесь все серьезно. Судьба героев перестала забавлять — она стала трогать.

Тональность повести печальна. В ней царит атмосфера чувствительности и смутного трагизма.

Вольтер не выдает желаемое За действительное, отказывается от сюжетной схемы многих романов XVIII века, где добродетель обязательно торжествует, а порок наказывается и все кончается счастливым браком.

Оптимистическая идея повести не выражена в движении самого сюжета — она лишь витает над книгой как надежда на более совершенный общественный порядок, который ееть дело будущего.

«Философские повести» отразили сложные духовные искания Вольтера, его колебания и сомнения. Вольтер разрушает не только предрассудки старого мира, но и многие иллюзии просветителей.

Самый трезвый из них, он ясно видит те огромные трудности, которые встанут на пути осуществления великих идеалов Просвещения.

Но в ценности самих этих идеалов, в том, что человек достоин жизни большой и свободной, Вольтер не сомневался никогда.

Источник: http://www.winstein.org/publ/10-1-0-709

Краткое содержание Простодушный Вольтер

Июльским вечером 1689 г. аббат де Керкабон прогуливался с сестрой по берегу моря в своем маленьком приорате в Нижней Бретани и размышлял о горькой судьбе брата и его жены, двадцать лет назад отплывших с того самого берега в Канаду и исчезнувших там навеки.

В этот момент в бухту причаливает судно и высаживает на берег молодого человека в одежде индейца, который представляется Простодушным, поскольку так называли его друзья-англичане за искренность и неизменную честность.

Он поражает почтенного приора учтивостью и здравомыслием, и его приглашают на ужин в дом, где Простодушного представляют местному обществу.

На следующий день, желая отблагодарить своих хозяев за гостеприимство, юноша дарит им талисман: связанные на шнурке портретики неизвестных ему людей, в которых приор с волнением узнает сгинувших в Канаде брата-капитана и его жену. Простодушный не знал своих родителей, и его воспитали индейцы гуроны. Обретя в лице приора и его сестры любящих дядю и тетушку, юноша поселяется в их доме.

Первым делом добрый приор и его соседи решают окрестить Простодушного. Но сперва надобно было просветить его, так как нельзя обратить в новую религию взрослого человека без его ведома. Простодушный читает Библию, и благодаря природной понятливости, а также тому, что его детство не было обременено пустяками и нелепостями, его мозги воспринимали

все предметы в неискаженном виде. Крестной матерью, согласно желанию Простодушного, была приглашена очаровательная м-ль де Сент-Ив, сестра их соседа аббата. Однако таинство неожиданно оказалось под угрозой, поскольку юноша искренне был уверен, что креститься можно только в реке по примеру персонажей Библии.

Неиспорченный условностями, он отказывался признать, что мода на крещение могла измениться. С помощью прелестной Сент-Ив Простодушного все же удалось уговорить креститься в купели. В нежной беседе, последовавшей за крещением, Простодушный и м-ль де Сент-Ив признаются во взаимной любви, и юноша решает немедленно жениться.

Благонравной девице пришлось объяснить, что правила требуют разрешения на брак их родственников, и Простодушный счел это очередной нелепостью: почему счастье его жизни должно зависеть от его тетушки. Но почтенный приор объявил племяннику, что по божеским и людским законам жениться на крестной матери – страшный грех.

Простодушный возразил, что в Священной книге о такой глупости ничего не сказано, как и о многом другом из того, что он наблюдал в своей новой родине. Он также не мог взять в толк, почему римский папа, живущий за четыреста лье и говорящий на чужом языке, должен позволить ему жениться на любимой девушке.

Он поклялся жениться на ней в тот же день, что и попробовал осуществить, вломившись в ее комнату и ссылаясь при этом на ее обещание и свое естественное право. Ему стали доказывать, что, не будь между людьми договорных отношений, естественное право обращалось бы в естественный разбой. Нужны нотариусы, священники, свидетели, договоры.

Простодушный возражает, что только бесчестным людям нужны между собой такие предосторожности. Его успокаивают, сказав, что законы придумали как раз честные и просвещенные люди, и чем лучше человек, тем покорнее он должен им подчиняться, чтобы подавать пример порочным.

В это время родственники Сент-Ив решают спрятать ее в монастыре, чтобы выдать замуж за нелюбимого человека, от чего Простодушный приходит в отчаяние и ярость.

В мрачном унынии Простодушный бродит по берегу, когда вдруг видит отступающий в панике отряд французов. Оказалось, что английская эскадра вероломно высадилась и собирается напасть на городок.

Он доблестно бросается на англичан, ранит адмирала и воодушевляет французских солдат на победу. Городок был спасен, а Простодушный прославлен. В упоении битвой он решает взять штурмом монастырь и вызволить свою невесту. От этого его удерживают и дают совет поехать в Версаль к королю, а там получить вознаграждение за спасение провинции от англичан. После такой чести никто не сможет помешать ему жениться на м-ль де Сент-Ив.

Читайте также:  Краткое содержание дойл этюд в багровых тонах точный пересказ сюжета за 5 минут

Путь Простодушного в Версаль лежит через маленький городок протестантов, которые только что лишились всех прав после отмены Нантского эдикта и насильно обращались в католичество.

Жители со слезами покидают город, и Простодушный пробует понять причину их несчастий: почему великий король идет на поводу у папы и лишает себя в угоду Ватикану шестисот тысяч верных граждан. Простодушный убежден, что виной всему козни иезуитов и недостойных советников, окруживших короля.

Как бы иначе он мог потакать папе, своему открытому врагу? Простодушный обещает жителям, что, встретив короля, он откроет ему истину, а познав истину, по мнению юноши, нельзя не последовать ей. К его несчастью, за столом во время беседы присутствовал переодетый иезуит, состоявший сыщиком при духовнике короля, отце Лашез, главном гонителе бедных протестантов.

Сыщик настрочил письмо, и Простодушный прибыл в Версаль почти одновременно с этим письмом. Наивный юноша искренне полагал, что по приезде он сразу сможет увидеть короля, рассказать ему о своих заслугах, получить разрешение на брак с Сент-Ив и открыть глаза на положение гугенотов.

Но с трудом удается Простодушному добиться приема у одного придворного чиновника, который говорит ему, что в лучшем случае он сможет купить чин лейтенанта. Юноша возмущен, что он еще должен платить за право рисковать жизнью и сражаться, и обещает пожаловаться на глупого чиновника королю.

Чиновник же решает, что Простодушный не в своем уме, и не придает значения его словам. В этот день отец Лашез получает письма от своего сыщика и родственников м-ль Сент-Ив, где Простодушный назван опасным смутьяном, подговаривавшим жечь монастыри и красть девушек. Ночью солдаты нападают на спящего юношу и, несмотря на его сопротивление, везут в Бастилию, где бросают в темницу к заключенному философу-янсенисту.

Добрейший отец Гордон, принесший впоследствии нашему герою столько света и утешения, был заключен без суда за отказ признавать папу неограниченным владыкой Франции. У старца были большие знания, а у молодого – большая охота к приобретению знаний. Их беседы становятся все поучительнее и занимательнее, при этом наивность и здравый смысл Простодушного ставят в тупик старого философа.

Он читает исторические книги, и история представляется ему сплошной цепью преступлений и несчастий. Прочитав “Поиски истины” Мальбранша, он решает, что все сущее – колесики огромного механизма, душа которого Бог. Бог был причиной как греха, так и благодати.

ум молодого человека укрепляется, он овладевает математикой, физикой, геометрией и на каждом шагу высказывает сообразительность и здравый ум. Он записывает свои рассуждения, приводящие в ужас старого философа.

Глядя на Простодушного, Гордону кажется, что за полвека своего образования он только укреплял предрассудки, а наивный юноша, внемля одному лишь простому голосу природы, смог намного ближе подойти к истине. Свободный от обманчивых представлений, он провозглашает свободу человека главнейшим его правом.

Он осуждает секту Гордона, страдающую и гонимую из-за споров не об истине, но темных заблуждениях, потому что все важные истины Бог уже подарил людям. Гордон понимает, что обрек себя на несчастье ради каких-то бредней, и Простодушный не находит мудрыми тех, кто подвергает себя гонениям из-за пустых схоластических споров.

Благодаря излияниям влюбленного юноши, суровый философ научился видеть в любви благородное и нежное чувство, способное возвысить душу и породить добродетель. В это время прекрасная возлюбленная Простодушного решается ехать в Версаль на поиски любимого. Ее выпускают из монастыря, чтобы выдать замуж, и она ускользает прямо в день свадьбы.

Оказавшись в королевской резиденции, бедная красавица в полной растерянности пытается добиться приема у разных высоких лиц, и наконец ей удается выяснить, что Простодушный заключен в Бастилию. Открывший ей это чиновник говорит с жалостью, что у него нет власти делать добро, и он не может ей помочь. Но вот помощник всесильного министра г-н де Сент-Пуанж творит и добро и зло.

Одобренная Сент-Ив спешит к Сент-Пуанжу, и тот, очарованный красотой девушки, намекает, что ценой своей чести она могла бы отменить приказ об аресте Простодушного. Знакомые также толкают ее ради священного долга пожертвовать женской честью. Добродетель вынуждает ее пасть. Ценой позора она освобождает своего возлюбленного, но измученная сознанием своего греха, нежная Сент-Ив не может пережить падение, и, охваченная смертельной лихорадкой, умирает на руках Простодушного. В этот момент появляется сам Сент-Пуанж, и в порыве раскаяния клянется загладить причиненное несчастье.

Время смягчает все. Простодушный стал превосходным офицером и до конца жизни чтил память прекрасной Сент-Ив.

Вариант 2

Все произошло июльским вечером 1689 года, когда аббат де Керкабон гулял со своей сестрой по берегу моря в своем небольшом приорате в Нижней Бретани. В тот момент он думал о своем брате, который 20 лет назад с этого берега отплыл в Канаду и не вернулся. В этот же день в бухте высаживается молодой человек, который был одет в одежду индейца.

Он представился Простодушным и понравился почтенному приору. Юношу приглашают на ужин с местным обществом. В знак благодарности, молодой человек дарит хозяевам талисман с портретиками, на которых приор узнает своего брата и его жену, пропавших без вести. Простодушный рассказал, что не знал своих родителей и его воспитывали индейцы.

Так у молодого индейца появляется дядя, тетя и крыша над головой.

Его первым делом знакомят с Библией, и он соглашается на новую религию. Дядя и соседи решают его окрестить. Его крестной матерью была м – ль де Сент-Ив, сестра соседа аббата. Но таинство могло и не состояться, потому что Простодушный хотел провести все по примеру из Библии, но Сент-Ив уговорила его креститься в купели.

Позже девушка и молодой человек признаются друг другу в любви. Простодушный хочет жениться на Сент-Ив, но та объясняет ему, что нужно спросить разрешения у их родственников. Но молодой человек опять счел все это за глупость. Приор ему рассказал о том, что по закону он не может жениться на крестной матери – это страшный грех.

И Простодушный снова возразил, что такого в Библии нигде не написано. Он поклялся жениться на возлюбленной, и в тот же день, ворвавшись к ней в комнату, попытался осуществить задуманное, опираясь на свое обещание и естественное право.

Ему стали доказывать, что нужно опираться на законы, а тем временем Сент-Ив спрятали в монастыре, чтобы выдать замуж за не любимого. Простодушный узнал об этом придя в отчаяние и ярость.

Он решил прогуляться по берегу, где увидел отступающий взвод французов. Выяснилось, что англичане собираются напасть на городок и тогда Простодушный доблестно кинулся на захватчиков.

Он ранит адмирала и повел за собой французских солдат. Город спасли, а молодой человек был прославлен.

И тогда он решает взять штурмом монастырь, но его уговаривают поехать в Версаль, получить вознаграждение от короля и тогда никто не сможет отказать ему в женитьбе.

Простодушный должен был пройти мимо городка протестантов, которые лишились прав и насильно принимали католичество. Он видел жителей покидающих город со слезами на глазах и захотел узнать об их проблеме.

И почему король должен повиноваться Ватикану? Он пообещал народу поговорить с королем и рассказать ему об истине. Но среди этих жителей был главный гонитель протестантов отце Лашез, который написал письмо и отправил во дворец. Простодушный был наивным, думая, что король сразу примет его.

Он нелегко добивается аудиенции у придворного чиновника, который говорит, что он может купить чин лейтенанта. Юноша в ярости, он рисковал жизнью и вынужден покупать чин. Он пригрозил пожаловаться королю, но чиновник не принял его слова всерьез.

Но в этот же день отец Лашез получает письмо из дома Простодушного, в котором назван опасным человеком. Тогда солдаты нападают на него и везут в Бастилию, бросая его в тюрьму к философу-янсенисту.

Отец Гордон был арестован за непризнание папы владыкой Франции. Отец начинает учить молодого человека, но его наивность ставит Гордона в тупик. Простодушный записывал свои рассуждения, заставляющие ужасаться философа.

Он смотрел на юношу и понимал, что это свободный от обманчивых представлений человек, который провозгласил свободу человека главнейшим из правил.

Также, благодаря Простодушному, философ научился видеть любовь, как благородное и нежное чувство, которое может заставить радоваться душу и породить добродетель.

В то же время Сент-Ив решается поехать на поиски своего возлюбленного в Версаль. Она сбегает в день своей свадьбы. Приехавши в Версаль, Сент-Ив пытается поговорить с любым чиновником и узнает, что Простодушный арестован. Тот чиновник, который рассказал ей о ее возлюбленном, посоветовал обратиться за помощью к министру де Сент-Пуажу.

Девушка с радостью побежала к нему, но тот предложил ей пожертвовать женской честью взамен на освобождение Простодушного. Сент-Ив соглашается и ценой позора освобождает своего возлюбленного. Но девушка очень сильно переживает о содеянном грехе, что у нее начинается лихорадка и она умирает прямо на руках у Простодушного.

Господин Сент-Пуаж увидал смерть Сент-Ив, начал раскаиваться и пообещал загладить свою вину и горе несчастного.

Время лечит все. Простодушный стал прекрасным офицером и до конца своих дней помнил о любимой Сент-Ив.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-prostodushnyj-volter/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector