Краткое содержание железная дорога некрасова точный пересказ сюжета за 5 минут

Пересказ и краткое содержание “Железная дорога” Некрасова Н. А

Краткое содержание Железная дорога Некрасова точный пересказ сюжета за 5 минут

План пересказа 1. Пейзажная зарисовка. 2. Кто построил эту железную дорогу? 3. Рассказ о строителях железной дороги. 4. В воображении Вани появляются страшные картины мертвецов, которые лишились жизни из-за каторжного труда. 5. Мальчик, проснувшись, рассказывает о своем сне генералу, тот, захохотав, с пренебрежением отзывается о русском народе.

6. Автор говорит о том, какую плату получают за свой труд строители дороги.

Пересказ и краткая характеристика произведения Стихотворению предпослан эпиграф (мальчик спрашивает отца, кто построил железную дорогу), играющий роль экспозиции.

Начинается стихотворение с описания осени, проникнутого настроением бодрости и покоя: Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит… Лирический герой – рассказчик – едет в поезде. Его попутчики – генерал с сыном Ваней.

Герой, оспаривая слова генерала о том, что эта железная дорога построена графом Клейнмихелем, начинает рассказ о тех, кто является истинными строителями железнодорожного пути. “Правду показать” автор намерен не генералу, а его сыну Ване.

Рассказчик объясняет, что на этот каторжный труд людей согнал царь, имя которому “голод”: Он-то согнал сюда массы народные. Многие – в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе.

Слушая рассказ, мальчик задремал,

в полусне ему представилась картина оживших мертвецов – строителей железной дороги. Мертвецы рассказывают о том, какой непосильной была работа: Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной… Вечно голодные, мокрые и замерзшие, эти люди жили в землянках, болели и умирали.

Благодарности за свою работу они не получали, наградой за их труд были лишь побои начальства. И все, о чем они просят, – помянуть их добрым словом. Рассказчик подчеркивает, что эти мужики для Вани – братья, т. е. такие же люди, как и он сам.

Автор указывает мальчику на одного из толпы мертвецов – на изможденного лихорадкой белоруса. Белорус страшен: “язвы на тощих руках”, опухшие ноги, “ямою грудь”. И теперь, после смерти, он не разгибает спины: “механически ржавой лопатою” долбит мерзлую землю.

Рассказчик говорит, что “эту привычку к труду благородную” нужно бы перенять каждому, и призывает “мужика уважать”.

Неожиданно засвистел паровозный свисток. Ваня очнулся и рассказал о своих видениях отцу. Отец в ответ захохотал. Генерал отозвался о простых мужиках как о варварах, о “диком скопище пьяниц”, не способном создать что-либо хорошее, и упрекнул рассказчика в том, что тот изображает лишь грустные картины жизни.

Рассказчик соглашается показать “светлую сторону” – момент, когда “труды роковые” окончены. Народ собрался у конторы за расчетом, однако денег не дали, напротив, мужики еще и должны остались. Приехал подрядчик осматривать проделанную работу. Сказал, что недоимку дарит, а заодно дарит и бочку вина.

В ответ мужики закричали “ура” и покатили бочку с песней. Автор задает горестный вопрос:

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/pereskaz-i-kratkoe-soderzhanie-zheleznaya-doroga-nekrasova-n-a/

Н. А. Некрасов, «Железная дорога»: краткое содержание и анализ произведения :

Жизнь простого народа всегда была тяжела. Особенно в России с ее невыносимым климатом. Особенно до отмены крепостного права. Страной управляли безжалостные, алчные помещики, цари, которые вгоняли в гроб крестьян для достижения поставленных целей.

Трагична судьба крепостных, строивших первую железную дорогу между Москвой и Петербургом. Этот путь усыпан костьми тысяч мужиков. Трагедии посвятил свое произведение Некрасов («Железная дорога»).

Краткое содержание и анализ его раскроют нам, что хотел передать поэт с обостренным чувством гражданского долга читателям.

Тема сложной жизни русского народа в творчестве Некрасова

Великий поэт был по-настоящему народным писателем. Он воспевал красоту Руси, писал о тяжелой участи крестьян, людей низших сословий, женщин. Именно он ввел в литературу разговорную речь, тем самым оживив представленные в произведениях образы.

Показал трагичность судьбы крепостных мужиков в своей поэзии Некрасов. «Железная дорога», краткое содержание которой мы изложим, – небольшое стихотворение. В нем автор сумел передать несправедливость, лишения и чудовищную эксплуатацию, которой подверглись крестьяне.

Н. А. Некрасов, «Железная дорога»: краткое содержание

Произведение начинается с эпиграфа. В нем мальчик Ваня спрашивает у генерала, кто строил железную дорогу. Тот отвечает: граф Клейнмихель. Таким образом, Некрасов начал свою поэму с сарказма.

Далее читатели погружаются в описание русской осени. Она славная, со свежим воздухом, красивыми пейзажами. Автор летит по рельсам, погружаясь в свои думы.

Он, услышав про то, что дорогу построил граф Клейнмихель, говорит, что не нужно скрывать правду от мальчика, и начинает рассказывать о строительстве железного пути.

Автор объясняет Ване, что одному создать такое не под силу. Железную дорогу строила масса крестьян, согнанных туда голодом. Здесь эти люди обрели себе гроб, ведь условия их труда были нечеловеческими.

Мальчику послышалось, будто к стеклам поезда набежала толпа мертвецов. Они говорят ему, что люди строили эту дорогу в любую погоду, жили в землянках, голодали, болели. Их грабили и секли. Теперь другие пожинают плоды их труда, а строители истлевают в земле. “Поминают ли их добром, – спрашивают мертвецы, – или люди забыли о них?”

Автор говорит Ване, что не нужно бояться пения этих погибших мужиков. Показывает на того, кто изможден от тяжелого труда, стоит, согнувшись, и долбит землю. Так тяжело люди добывают свой хлеб. Нужно уважать их труд, говорит он. Автор уверен, что народ вынесет все и в конце концов проложит себе дорогу.

Ваня уснул и проснулся от свистка. Он рассказал папаше-генералу свой сон. В нем ему показали на 5 тысяч мужиков и сказали, что это и есть строители дороги. Услышав это, тот захохотал. Он сказал, что мужики – пьяницы, варвары и разрушители, что они могут терема свои лишь строить. Генерал попросил не рассказывать ребенку о страшных зрелищах, а показать светлые стороны.

Тогда автор открыл мальчику то, чем все закончилось. Мужиков обманули, им ничего не заплатили, дали лишь бочку вина и простили им недоимку, которую сами же придумали.

Так описал строительство дороги в своем стихотворении Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание (“брифли” – так оно называется по-английски) не сможет, конечно, передать всю боль автора за простого обманутого человека. Чтобы прочувствовать весь сарказм и горечь несправедливости, стоит прочитать это стихотворение в подлиннике.

Анализ произведения

Поэзия представляет собой разговор автора-попутчика с мальчиком Ваней. Автор хотел, чтобы люди помнили, каким образом мы получаем блага, кто за этим стоит. Также он рассказал читателям об алчности вышестоящих, их бесчеловечности. О крестьянах-мужиках, которые ничего не получают за свой труд.

Всю несправедливость и трагичность жизни крепостных показал в своем произведении Некрасов. «Железная дорога», краткое содержание которой мы рассмотрели, относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, рассказывающих о жизни простого народа с сочувствием.

Заключение

В своем стихотворении поэт отмечает, что творцы всего великого на Руси – это простые мужики. Однако все лавры достаются помещикам, графам, подрядчикам, которые бесстыдно эксплуатируют рабочих и обманывают их.

Заканчивает картиной рабского ликования и покорности свое произведение Некрасов. «Железная дорога» (краткое содержание об этом рассказывает) построена, крестьян обвели вокруг пальца.

Но они настолько робки и покорны, что радуются и перепавшим им крохам.

В заключительных строках Некрасов ясно дает понять, что не рад этой покорности и надеется, что настанет время, когда крестьяне разогнут свою спину и скинут тех, кто сидит на ней.

Источник: https://www.syl.ru/article/219915/new_n-a-nekrasov-jeleznaya-doroga-kratkoe-soderjanie-i-analiz-proizvedeniya

Краткое содержание поэмы Железная дорога. Некрасов

Свое стихотворение Железная дорога Некрасов начинает прекрасными строками описания осенней природы, которую лирический герой видит из окна поезда. Эту красоту наблюдают и генерал с мальчиком Ваней.

Как раз Ване герой и хочет рассказать всю правду о том, кто в действительности строил железную дорогу. В отличие от генерала, который приписывает появление железной дороги графу Клейнмихелю, герой Некрасова в стихе Железная дорога говорит правду. Невозможно построить дорогу одному человеку.

И здесь появляются разные образы простых людей, которым пришлось трудиться на каторжных работах, а все потому, что нужно было на что-то жить, чтобы не умереть с голода. Именно голод согнал на строительство железной дороги массу людей, многие из которых погибли здесь из-за ужасающих условий.

И вот перед мальчиком предстают ужасные картины. Он видит людей, живущих в землянках, видит как они днем и ночью трудятся на строительстве. Их плохо кормят, поэтому они вечно голодные. Люди начинают болеть различными хроническими заболеваниями. Многие не выдерживают и умирают.

Награда за каторжный труд лишь побои, и сейчас все что для них нужно – просто помянуть добрым словом. Мальчик видит одного из мертвецов, что выделяется из толпы. Это белорус, который и после смерти продолжает долбить землю.

Он говорит мальчику, что такое трудолюбие не помешало бы перенять и всем остальным в нашем мире.

Тут слышен свист поезда. Ваня просыпается и рассказывает свой сон. Генерал только рассмеялся в ответ и тут же стал называть простой народ варварами, которые не могут создавать ничего хорошего, а тем более железную дорогу. При этом генерал еще и упрекает лирического героя в стихотворении Н.А.

Некрасова Железная дорога в том, что тот показал лишь темную сторону медали и просит рассказать о светлой ее стороне. И лирический герой не отказал. Краткое содержание Железной дороги Некрасова продолжим тем, что рассказчик сумел показать и так называемую светлую сторону появления железной дороги.

Читатель видит описание момента, когда работы завершены. Люди пришли получить вознаграждение, но как оказалось, вознаграждения не будет. Рабочие оказались должны своему хозяину. Но подрядчик очень добрым человеком оказался. Он прощает долг, который накопился за время работ, да еще из щедрости дарит целую бочку вина.

Мужики с криками Ура, взяли бочку и с песней уходят домой. Уж отрадней картину и представить сложно.

Читайте также:  Краткое содержание огниво андерсен точный пересказ сюжета за 5 минут

Некрасов Железная дорога: герои

Если говорить о стихотворении Некрасова Железная дорога и его героях, то здесь мы не увидим отдельных персонажей, хотя можно было выделить мальчика Ваню, рассказика и генерала. Однако в стихотворении имеются жизненные картины, где показана социальная панорама, объединенная одной темой.

Поэт изображает народ, который в ужасных условиях строил железную дорогу. Он страдал, погибал, но продолжал трудиться. Вот только их труды пытаются приписать начальнику строительства Клейнмихелю. Лирический герой же рассказывает всю правду и она ужасна.

Правда рисует в воображении мальчика толпы мертвецов, что окружили поезд и рассказали о своей жизни и каторжном труде. И здесь мы видим великих тружеников, но в то же время и терпеливых рабов, что не смогли постоять за себя.

С одной стороны хочется восхищаться людьми, что создавали дорогу, а с другой стороны их хочется жалеть и даже упрекнуть в том, что удовлетворились лишь бочкой вина.

На этой странице искали :

  • краткое описание стиха некрасова железная дорого
  • краткое содержание некрасов железная дорога
  • краткое содержание для читательского дневника некрасов железная дорога
  • некрасов железная дорога главные герои
  • Чехов в ссылке

(6

Источник: http://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-poemy-zheleznaya-doroga-nekrasov.html

Некрасов, Краткое содержание Железная дорога

Краткое содержание

Картина русской природы. Поздняя осень. Уже успел выпасть снег, но листья еще не пожухли, и лирический герой — рас­сказчик, едет в поезде. Его попутчики — генерал с сыном Ваней. Ребенок спрашивает, кто построил эту железную дорогу.

Отец отвечает, что дорога построена графом Клейнмихелем. Рассказ­чик, обращаясь к Ване, говорит о том, что истинными строите­лями пути были простые люди.

Условия труда были невыноси­мыми, но народ шел на эти работы, сгоняемый царем по имени Голод:

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Слушая рассказ, Ваня засыпает и видит во сне толпу мертве­цов, строителей железной дороги, которые поют страшную пес­ню о страданиях, невзгодах и лишениях. Они поют о том, что в невыносимую жару и в лютый холод трудились они, не разгиба­ясь.

Жили в землянках, боролись с холодом, голодом, дождем, их обирали десятники, секло начальство. Среди толпы мертвецов выделяется высокорослый больной белорус. Как тысячи других, механически долбит он землю лопатой. Весь в язвах, с распухши­ми ногами, согнутой спиной добывает он свой хлеб.

Рассказчик призывает мальчика приглядеться к этому живому воплощению страдания. «Благослови же работу народную и научись мужика уважать». Он говорит о том, что русский народ уже достаточно вынес, но это не значит, что силы его иссякли.

Он многое еще способен перенести, он «и широкую, ясную грудью дорогу проло­жит себе». Но вот только жить в эту пору прекрасную не придет­ся ни лирическому герою, ни даже маленькому Ване.

В этот момент от оглушительного свистка паровоза Ваня про­сыпается. Оказывается, что толпы мертвецов ему только снились, и он откровенно рассказывает об этом отцу-генералу. Генерал толь­ко смеется в ответ. Он говорит, что простые мужики — варвары и беспросветные пьяницы, и просит рассказать о «светлой сторо­не» народной жизни.

К окончанию строительства железной дороги на место работ приезжает лабазник. Он великодушно прощает рабочим все их долги, которые накопились за те дни, когда они болели.

Мужи­ки и этому рады, их не удивляет, что после работы они оста­лись еще и должны. В дар рабочим выставляется бочка вина. Бочку с криком «ура» катят по дороге.

Лирический герой задает генералу вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину нарисо­вать, генерал?..»

На этой странице искали :

  • некрасов железная дорога краткое содержание
  • краткое содержание железная дорога
  • железная дорога краткое содержание
  • краткое содержание железная дорога некрасов
  • краткое содержание некрасов железная дорога

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/nekrasov-kratkoe-soderzhanie-zheleznaya-doroga.html

«Железная дорога», анализ стихотворения Некрасова

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг.

и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам.

Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Литературное направление, жанр

Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть – прекрасное лирическое стихотворение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.

Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.

Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги – русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет.

Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания.

Сегодня фраза «Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся – ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.

Третья часть – это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.

В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда.

Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни. Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские. Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных.

Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Железная дорога»

По писателю: Некрасов Николай

Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/834-zheleznaia-doroga-analiz

Железная дорога – анализ произведения

История создания произведения Некрасова «Железная дорога»

Стихотворение «Железная дорога» — одно из самых драматичных произведений Некрасова. Впервые стихотворение с указанием автора «Посвящается детям» было опубликовано в десятом номере журнала «Современник» за 1865 год. Опубликованное стихотворение вызвало негодование цензуры — после двух предостережений в июне 1866 года журнал закрыли.

Читайте также:  Краткое содержание толстой три смерти точный пересказ сюжета за 5 минут

Особые нарекания были в адрес эпиграфа, который, по мнению цензуры, придал стихотворению острый общественный смысл и бросал тень как на бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, так и на его умершего покровителя, то есть царя. Реальной основой стихотворения «Железная дорога» явилась постройка (1842-1855 гг.

) первой в России Николаевской железной дороги (ныне Октябрьской). Первого ноября 1851 года открылось постоянное движение поездов по магистрали Санкт-Петербург — Москва, величайшей по протяженности и наиболее совершенной в мире по техническому оснащению двухпутной железной дороги. В России это было время крепостного строя, свободной рабочей силы было очень мало.

Поэтому основными строителями железной дороги были государственные и крепостные крестьяне, которых приводили на строительство партиями, бессовестно обманывали, наживали на их труде огромные состояния. Крепостных вообще помещики отдавали в аренду. Юридически строители Николаевской железной дороги были совершенно беззащитны.

Россия знала в то время один способ строительства — подрядный. Именно так и строилась Николаевская железная дорога. Этой стройкой руководил один из важных сановников того времени граф П.А. Клейнмихель. Желая угодить царю необычайно быстрым темпом работ, он не щадил ни здоровья, ни жизни рабочих; несчастные умирали сотнями и тысячами в сырых и холодных землянках.

В русской литературе в то время было немало написано стихов, посвященных железной дороге. В них авторы благодарили императора и чиновников, называя их строителями железной дороги. Некрасов создал стихотворение в противовес этой литературе.

Близкий приятель Некрасова инженер Валериан Александрович Панаев, лично участвующий в работах по строительству железной дороги, так характеризовал положение рабочих: «Землекопы преимущественно нанимались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев.

Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил безо всякого, можно сказать, вознаграждения».

Это подтверждает и официальный доклад тогдашнего ревизора Мясоедова.

Оказывается, что за полгода каторжной работы землекопы получали в среднем 19 рублей (то есть 3 рубля в месяц), что у них не хватало ни одежды, ни обуви, что, пользуясь неграмотностью и забитостью людей, приказчики обсчитывали их на каждом шагу. А когда один из землекопов выразил недовольство казенным пайком, его наказали плетьми. В другой раз жандармы выпороли 80 рабочих из партии в 728 человек. Будучи доведены до крайнего отчаяния, рабочие то и дело убегали на родину, но их ловили и возвращали на стройку.

Род, жанр, творческий метод

«Железная дорога» по размеру небольшое стихотворение. Однако по масштабу событий, по своему духу это стихотворение — настоящая поэма о народе. Публицистическая направленность стихотворения сочетается с художественным изображением картин непосильного труда рабочих, поэтическое обобщение — с глубоким лиризмом, поэтическое изображение русской осени и природы — с идейной направленностью.
 

Тематика анализируемого произведения

Главное содержание поэзии Некрасова — любовь и сострадание к простым людям, к народу, к русской земле. В своем стихотворении «Железная дорога» Некрасов затронул актуальную для тех лет проблему — роль капитализма в развитии России.

На примере строительства железной дороги автор показал, как ценой непосильного труда и жизней сотен простых людей новые общественные отношения утверждались в России. Некрасов не ограничился показом ужасов каторжного труда.

Он восхищается трудовым подвигом людей, которые «надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мёрзли и мокли, болели цингой», и все же построили дорогу. Некрасов воспевает народный труд, прославляет «привычку к труду благородную».

Он прославлял народное терпение и выносливость, трудолюбие и высокие нравственные качества: «Эту привычку к труду благородную / Нам бы не худо с тобой перенять… / Благослови же работу народную / И научись мужика уважать».

И в то же время с душевной болью автор показывает покорность народа, смирившегося со своим положением. Противопоставляет красоту, разлитую в мире природы: «нет безобразья в природе… все хорошо под сиянием лунным», — тому «безобразью», которое царит в мире человеческих отношений, и вновь подчеркивает любовь к «родимой Руси».

Идея стихотворения «Железная дорога»

Анализ произведения показывает, что в «Железной дороге» слышится уверенность поэта в светлом будущем русского народа, хотя он и отдает себе отчет в том, что эта прекрасная пора наступит нескоро. А в настоящем в «Железной дороге» предстает та же картина духовного сна, пассивности, забитости и смирения.

Предпосланный стихотворению эпиграф помогает автору высказать свой взгляд на народ в полемике с генералом, который называет строителем железной дороги графа Клейнмихеля, а народ в его представлении – это «варвары, дикое скопище пьяниц».

Некрасов в стихотворении опровергает это утверждение генерала, рисуя образы подлинных строителей дороги, рассказывая о тяжелейших условиях их жизни и труда.

Но поэт стремится пробудить в юном Ване, олицетворяющем молодое поколение России, не только жалость и сострадание к угнетенному народу, но и глубокое уважение к нему, к его созидательному труду.

Основные герои произведения

В стихотворении нет отдельных героев. Есть картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой.

Поэт гневно возмущается ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель, а не народ — оборванные мужики, согнанные на строительство дороги голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, — это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги.

Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик. Из этой толпы автор выделяет фигуру землекопа: «губы бескровные», «веки упавшие», «язвы на тощих руках». А рядом с ними — виновник народных бедствий — разжиревший «лабазник». Это самоуверенный, хитрый и наглый казнокрад.

Образы в «Железной дороге» наглядны и реалистически беспощадны. Народ изображен правдиво — таким, каков он есть в действительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с народным сознанием.

В борьбе за место в жизни человек у Некрасова выступает не как одиночка, противопоставленный обществу, а как полноправный представитель народных масс.

В стихотворении изображен народ в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью. Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест.

Однако поэт уверен, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем «пору прекрасную».

Народу противостоит в стихотворении генерал, который в своем монологе пытается выступить в роли защитника эстетических ценностей, вспоминая Колизей, Ватикан, Аполлона Бельведерского. Однако перечисление произведений искусства и культуры в устах генерала сменяется ругательствами в адрес народа: «варвары», «дикое скопище пьяниц», что свидетельствует о его истинной культуре. Генерал воспринимает народ как разрушителя всего прекрасного, а не созидателя.

Сюжет и композиция

В контексте анализа стоит отметить, что стихотворению предшествует эпиграф — разговор в вагоне между мальчиком Ваней и его отцом. Мальчик спрашивает отца о том, кто строил железную дорогу. Отец («в пальто на красной подкладке») назвал «графа Петра Андреевича Клейнмихеля». Пальто на красной подкладке носили только генералы.

А армячок же Вани — демонстрация генеральского «народолюбия». Папаша хочет подчеркнуть свою любовь к «простому мужичку».

Лживому утверждению генерала о том, что строил дорогу начальник железнодорожного строительства граф Клейнмихель (который прославился хищениями и взятками), Некрасов противопоставляет подлинную правду и показывает истинного строителя дороги — народ. В «Железной дороге» две сюжетные линии.

Первая из них: рассказ лирического героя, задетого словами «доброго папаши» — генерала, об истинных строителях железной дороги. Вторая линия -это сон Вани, в котором появляется толпа строителей, рассказывающих о своей нелегкой судьбе. Стихотворение состоит из четырех частей.

В первой части перед нами — прекрасный осенний пейзаж: воздух «здоровый, ядреный», листья «желты и свежи лежат как ковёр», всюду — «покой и простор». Автор подчеркивает: «Нет безобразья в природе!» Первая часть является экспозицией дальнейшего повествования. Вторая часть — основная в стихотворении.

Поэт — лирический герой — рассказывает Ване правду о строительстве железной дороги: «Труд этот, Ваня, был страшно громаден — / Не по плечу одному!» Мальчик узнает, что настоящим строителем дороги является не царский ставленник и казнокрад, а народ, согнанный на строительство «чугунки» голодом.

По обеим сторонам дороги — «косточки русские», «толпа мертвецов». В заключительных словах лирический герой обращается не только к мальчику, но и ко всему молодому поколению 60-х годов XIX века. В третьей части генерал требует обратиться к «светлой стороне» строительства, он возражает против рассказа автора.

Здесь в полной мере раскрывается характер генерала, пустого и жестокого человека. Однако рассказ продолжается. Тяжелый непосильный труд («надрывались под зноем, под холодом»), голод людей, которых грабили десятники, «секло начальство, давила нужда» — в центре третьей части стихотворения.

Четвертая часть, рисуя «светлую сторону», наполнена иронией, скрытой насмешкой в изображении картины получения награды за «труды роковые»: «Мертвые в землю зарыты; больные / Скрыты в землянках…». А те, кто не умер от голода и болезней, оказались обманутыми: «Каждый подрядчику должен остался…».

Художественное своеобразие

Повествование в стихотворении начинается с описания прекрасного осеннего пейзажа. Автор показывает, что в природе «нет безобразья», все соразмерно. Изображение «покоя» в природе противопоставлено картинам непосильного труда и бесчеловечного отношения к простым людям. Некрасову свойственно в поэзии преувеличение.

Читайте также:  Краткое содержание лондон бурый волк точный пересказ сюжета за 5 минут

И в стихотворении «Железная дорога» оно присутствует. Поэт обращается к многообразным средствам художественной изобразительности. В самом названии стихотворения эпитет «железная» несет в себе оценочный смысл, то есть дорога, построенная тяжелым трудом.

Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе,— описанию сна одного из участников повествования.

Сон Вани — это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях, с которым обращается к нему рассказчик, рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами и странными песнями. Стихотворение написано истинно народным поэтическим языком.

Как всегда, «заговорил народ; точнее — поэт сам, лично заговорил как русский простолюдин, языком, прибаутками, юмором крестьянина, рабочего, наборщика, солдата и проч.» (В.В. Розанов).

«Железная дорога» написана в основном четырехстопным дактилем, построение строки стихотворения позволяет передать ритмический стук колес идущего поезда.

Значение произведения

Источник: http://referatwork.ru/analiz_proizvedeniya_8_klass/section-10.html

Содержание стихотворения Н. Некрасова «В дороге»

Николай Алексеевич Некрасов — певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которые бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике.

Уже в раннем стихотворении 1845 года «В дороге» проявились основные черты поэзии Некрасова: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм.

Стихотворение «В дороге» открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком. Слово «скука» несколько раз повторяется: седоку, явно барину, скучно потому, что не знает он настоящих трагедий, равнодушно просит спеть про «рекрутский набор и разлуку», то есть не затрагивают его страдания крестьян. И только в итоговых строках мы ощущаем, что даже на такого человека подействовала история ямщика.

А история проста: жену его смолоду воспитывали в барском доме наравне с барышней. Очевидно, что господа девушку любили, но просто не подумали, что, дав ей дворянское воспитание, они не дадут ей дворянского положения, крепостной она и останется, ее лишь на время «выдернули» из привычной среды.

Стихотворение не отличается развернутыми характеристиками, подобная ситуация была нередка, поэтому автор лишь намечает основу конфликта, остальное читатели прекрасно знали по происходящему вокруг. Барышня вышла замуж и уехала, барин захворал и умер, «сиротинкой оставивши Грушу».

Через месяц приехал зятек… В самом лексическом подборе слов чувствуется авторское отношение к повествованию: «сиротинкой», «Грушу», «зятек». Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями.

Девушку он отослал на село и выдал замуж.

Воротил он ее на село

Знай-де место свое ты, мужичка!

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись… посадили

На тягло — да на ней и женили…

Здесь поэт еще не отошел от натуралистических приемов — много просторечных слов и оборотов, позже он будет избегать этого. Грустна повесть ямщика, не понимающего, за что наказан он, да и его жена в общем-то ни в чем не виновата, разве что только рождением да горькой долей крепостной.

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Настоящая драматическая повесть открывается перед барином и читателем. Ямщику невдомек, а нам понятно, почему гибнет его жена. Причина не в тяжелой и непривычной крестьянской работе, а в попрании человеческого достоинства, которое пытались в ней растоптать.

И горькой иронией звучат слова седока, иносказательно объясняющие авторскую позицию. Он полностью на стороне своих обездоленных героев. Пока он только слушает их, чтобы узнать беды и чаяния родного народа, но вскоре увидит и путь к народному счастью, пусть очень длинный и тернистый, но единственно верный.

А сейчас только горькая усмешка, едва скрывающая слезы сострадания, звучит в последней строке стихотворения.

Сюжетная конструкция стихотворения Н.Некрасова достаточно проста. Воспитанная “по-барски”, в среде правящего класса, девушка попадает в обычную мужицкую семью, где книга – редкость, где жизнь скотская: работа, пьянка, сквернословие, физическое насилие.

В какой-то мере это судьба “Рабыни Изауры”, “Дяди Тома”, – распространенная тема для Америки, но решаемая в западном искусстве чаще всего путем мелодрамы.

Совсем иначе звучит социальная драма в поэтическом изложении русского поэта. Стихотворные строки всегда емкие и несут огромный объем информации. У Некрасова они емкие вдвойне.

Мы узнаем о том, что новый хозяин “перебрал по ревизии души и с запашки ссадил на оброк”, что навязанного девятнадцатилетнего мужа “барышни-крестьянки” “посадили на тягло”, то есть вынудили работать извозчиком, что девушка никак не могла привыкнуть не только к тяжелой работе, но даже к одежде, типичной для крестьян (“то натерли ей ногу коты, то, слышь, ей в сарафане неловко”).

Девушка всячески старается защититься от грубой среды тем, что “на какой-то патрет все глядит да читает какую-то книжку…”.

Сына она пытается воспитывать интеллигентно, “учит грамоте, моет, стрижет, словно барчонка, каждый день чешет”, — что вызывает законную тревогу у мужа: “Инда страх меня, слышь ты, щемит, что погубит она и сынишку”.

Впрочем, как выясняется дальше, девушке не долго осталось жить: “Чай, свалим через месяц в могилу…”, хотя муж — мужик любил ее по-своему и как мог потакал ее слабостям:

…Видит Бог, не томил

Я ее безустанной работой…

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…

Стихотворение “сделано” добротно и прочно. Передана стилистика крестьянской речи того времени, виден характер, чувствуется искреннее страдание рассказчика. Очень уместно второе лицо – барин, задающий вопрос, высокомерность которого чувствуется:

…Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи

Буду, братец, за все благодарен.

Точно так же чувствуется, что слушатель не вполне доволен печальным рассказом и поэтому обрывает ямщика довольно бесцеремонно: “Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку”.

В сущности, это не просто стихотворение, это мини-пьеса, полноценный кусок жизни, как бы вырезанный из реальности со всеми подробностями. Эта скорбная тема часто повторяется в творчестве Некрасова.

Все мы знаем чудесный романс “Тройка”, но вдумаемся в некоторые строки этой песни.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть,

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Разве не страшно, что превращение бойкой дивчины в скотину происходит быстро и неумолимо:

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, — появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

Продолжить разговор об одном конкретном стихотворении Некрасова нельзя без краткого обзора его социальной лирики. Ярчайшим проявлением новой лирической темы — социальной — стало стихотворение “Еду ли ночью по улице темной” (1847).

Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. “Беззащитная, больная и бездомная” женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности.

Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: “В дороге”, “Перед дождем”, “Тройка”, “Родина”, “Псовая охота”, маленький цикл “На улице”, “Несжатая полоса”, “Маша”, “Тяже лый крест достался ей на долю”, “В больнице”.

Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируются и обобщаются в небольшой поэме “Рыцарь на час” (1862), особенно в знаменитых строках: “От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих за великое дело любви”.

Так поэт обращается к матери. Эти строки волнуют и сегодня. Второй художественный принцип Некрасова-лирика — социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета.

С дошкольного возраста мы помним стихи “Однажды, в студеную зимнюю пору” — про мужичка с ноготок.

Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении “Крестьянские дети”, где герой оборачивает “другой стороною медаль” крестьянского детства: “Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырастет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему”.

То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и предавать его своим вполне лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой.

Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (1858) и “Железная дорога” (1864) В “Размышлениях…

” конкретный единичный факт — приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ — возводится в ранг типичного явления: “Знать, брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний”.

Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же происходит в четверостишии “За заставой, в харчевне убогой…” и, наконец, в знаменитом финале стихотворения “Назови мне такую обитель…”.

За “Железную дорогу” редактор “Современника”, где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов.

Страницы: 1 2

Источник: http://www.rlspace.com/soderzhanie-stixotvoreniya-n-nekrasova-v-doroge/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector