Краткое содержание айтматов ранние журавли точный пересказ сюжета за 5 минут

Чингиз Айтматов, «Ранние журавли»: краткое содержание

Краткое содержание Айтматов Ранние журавли точный пересказ сюжета за 5 минут

В этой статье поговорим о произведении Чингиза Айтматова «Ранние журавли». Краткое содержание повести станет для нас основной темой. Произведение является программным и изучается в школе.

О произведении

Чингиз Айтматов – русский и киргизский писатель середины 20-го и начала 21-го века. «Ранние журавли» (краткое содержание рассмотрим далее) – довольно известное произведение автора.

Главный герой – 14-летний мальчик, отец которого ушел на войну. Книга рассказывает о том, что, несмотря на тяготы, он сохраняет свою человечность, доброту и честность.

Произведение имеет ярко выраженную дидактическую направленность.

«Ранние журавли»: краткое содержание (Айтматов)

События повести происходят во время Второй мировой войны. В айыле в Киргизии есть бедная маленькая школа, в ней не отапливаются классы, но выхода нет, и детям приходится довольствоваться тем, что у них есть.

У доски преподавательница рассказывает замерзшим и простывшим детям о далеком экзотическом острове Цейлоне. Там тепло, водятся необычные и удивительные животные, растут невиданные растения и фрукты, а люди живут по странным обычаям и законам.

Но не все ученики внимательно слушают учительницу. Далеки от школы мысли 14-летнего мальчика по имени Султанмурат, главного героя повести «Ранние журавли». Краткое содержание описывает думы ребенка.

Его мысли возвращаются в детские годы, когда они с отцом ходили в зоопарк и цирк, гуляли, занимались делами по дому, тогда еще не началась война, и отец не ушел на фронт.

В семье Султанмурата четверо детей, и наш герой самый старший из них, поэтому забота о младших легла на его плечи. Но мысли мальчика не только об отце, мечтает он и об однокласснице Мырзагуль.

Из-за трудностей, что возникли с приходом войны, председатель колхоза обращается за помощью на пашне к школьникам. После недолгих обсуждений было решено, что теперь дети вместо школы будут ходить работать на поле вместе со взрослым населением айыла.

Султанмурату поручают следить за лошадьми. До него этими животными занимался его отец, поэтому мальчик проявляет о них особую заботу, ухаживает и чувствует связь с родителем.

Так как Султанмурат хорошо проявил себя, его назначают руководить рабочим отрядом. Их посылают к урочищу Аксакай на обработку полей.

Султанмурат теперь отвечает за лошадей, людей, контролирует работу и следит за оборудованием.

Мырзагуль

Несмотря на ответственность, которая легла на плечи, все еще остается подростком герой повести «Ранние журавли».

Краткое содержание рассказывает, как однажды друг мальчика Атынай, решив привлечь внимание Мырзагуль, начинает верхом на коне красоваться перед ней, но ошибается и падает вместе с лошадью.

Животное подворачивает сустав и начинает хромать. Султанмурата, ответственного за лошадей, избивает в наказание за недосмотр бригадир.

Мать мальчика заболевает. Ему становится все сложнее отвечать за семью. Но тут приезжает его дядя, брат матери, и берет на себя часть обязанностей Султанмурата.

О том, как скучает мальчик по Мырзагуль, рассказывает краткое описание («Ранние журавли»). Поэтому Султанмурат посылает своего братишку передать девочке послание. Но она ничего не отвечает.

Однако вскоре подростки встречаются у колодца, где мальчику удается признаться в своих чувствах Мырзагуль. Девочка отвечает взаимностью. Но тут появляется ревнивый Атынай и набрасывается на одноклассника, желая проучить его.

Развязка

Подходит к развязке произведения «Ранние журавли» краткое содержание. Айтматов создает героя, способного на прощение и доброту. Когда приходит известие о смерти отца Атыная, Султанмурат сочувствует своему обидчику и поддерживает его.

Завершается работа на первом поле. Однако близится беда. В юрту, где спали школьники, пробираются конокрады и связывают учеников. Преступники уводят нескольких коней.

Ребятам удается выпутаться, а Султанмурат отправляется за ворами в погоню на отцовском коне. Ворам удается сбежать, подстрелив животное своего преследователя. Мальчик падает на землю и плачет.

Тут Султанмурат видит приближающегося волка.

Заканчивается произведение «Ранние журавли» (краткое содержание по главам было представлено в статье) тем, как главный герой встает, накручивает на руку узду коня и готовится сражаться со зверем.

Источник: http://buyokproduction.ru/article/268625/chingiz-aytmatov-rannie-juravli-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание повести Айтматова “Ранние журавли”

Школа в небольшом киргизском аиле. Холодный, нетопленый класс. Учительница рассказывает замерзшим и простуженным детям о теплом острове Цейлоне, где растут невиданные фрукты, водятся удивительные животные и круглый год лето.

Но мысли Султанмурата далеко. Многие жители аила уже погибли, его отец сейчас тоже на фронте и писем от него давно нет. Мальчик вспоминает, как они счастливо проводили время.

Отец брал его с собой в город, водил в зоопарк и в цирк, учил ухаживать за домашними животными.

Теперь Султанмурат остался за старшего в семье, где четверо детей. У всех его друзей отцы тоже воевали. Мысли мальчика занимают не только воспоминания, но и мечты об однокласснице Мырзагуль.

Председатель колхоза обращается к школьникам за помощью. Теперь вместо учебы им придется работать наравне со взрослыми. Султанмурату поручают подготовить лошадей к пашне. Два коня ему знакомы – это лошади его отца.

Султанмурат становится командиром рабочего отряда, отправленного распахивать поля у далекого и безлюдного урочища Аксакай. Теперь мальчик отвечает за людей, лошадей и оборудование.

Наконец лошади готовы: откормлены и вылечены. Атынай, соперничающий с Султанмуратом за внимание прекрасной Мырзагуль, красуется перед девочкой, гарцуя на коне. Конь падает на крутом склоне, у него распухает сустав, и животное начинает хромать. Увидев это, бригадир избивает Султанмурата плеткой.

Мать Султанмурата болеет, поэтому ему и дома приходится быть за старшего. К счастью вскоре приезжает брат матери и мальчику становится легче. Вокруг он видит женские слезы, но сам плакать не может.

Уйдя из школы, Султанмурат не видится с Мырзагуль и просит младшего брата передать девочке письмо. Он с нетерпением ждет ответа, но Мырзагуль молчит и не реагирует даже на то, что… скоро Султанмурат должен уехать.

Однажды, пригнав лошадей на водопой, Султанмурат видит Мырзагуль, которая с подружками возвращается из школы. Как же он раньше не сообразил пригонять лошадей чуть позже и видеть ее каждый день? Наконец, Султанмурату удается остаться с ней наедине. Мырзагуль отдает ему платок, на котором вышиты их имена.

Султанмурат понимает, что его чувство взаимно. Узнав об этом, Атынай кидается на Султанмурата с кулаками.

Тем временем председатель колхоза очень строго спрашивает с Султанмурата, как тот ухаживает за лошадьми.

Приходит трагическое известие о гибели отца Атыная. Весь аил приходит поддержать несчастную семью. Султанмурат хочет отдать ему платок, который вышила Мырзагуль, но Атынай отказывается.

На Аксакае пашня оказывается тяжелой. Зима еще не добрала свое, погода стоит не весенняя, главное, чтоб кони выдержали. И вдруг над Аксакаем пролетает клин ранних журавлей. Это примета к хорошему урожаю. Тоскуя по Мырзагуль, Султанмурат мечтает найти журавлиное перо и подарить ей.

Наконец первое поле вспахано. Ночью в юрту, где спят ребята, заходят какие-то люди и связывают их. Это конокрады, которые уводят четырех коней. Ребятам удается освободиться, и Султанмурат, сев на отцовского коня, скачет вслед за ними.

Но воры убивают лошадь мальчика, и он падает на землю.

Мечты и надежды Султанмурата о том, как он встретит отца верхом на его коне, и как Мырзагуль восхитится им, когда он, закончив успешно пашню, вернется домой, теперь не сбудутся, и мальчик горько плачет.

На запах свежей крови прибегает волк, который всю зиму не видел мяса, а теперь перед ним целая лошадь. Волк подходит близко к мальчику и замирает перед прыжком. Султанмурат стоит наготове, пригнувшись, с уздечкой наотмашь…

Краткое содержание повести Айтматова “Ранние журавли”

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание повести Айтматова “Белый пароход” Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тетка Бекей – дедова дочь и жена…
  2. Краткое содержание повести Айтматова “Белое облако Чингисхана” Февраль 1953 года. На полустанке Боранлы-Буранный живет семья Абуталипа Куттыбаева – жена с двумя сыновьями. Уже месяц как Абуталип находится…
  3. Краткое содержание повести Айтматова “Первый учитель” Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе. Начальные и финальные главы представляют собой размышления и воспоминания художника, середина –…
  4. Краткое содержание повести Айтматова “Материнское поле” День поминовения (конец лета, начало осени). Постаревшая Толгонай приходит к полю, чтобы излить душу. Этой сильной женщине некому жаловаться на…
  5. Краткое содержание повести Айтматова “Прощай, Гульсары!” Минувшей осенью приехал Танабай в колхозную контору, а бригадир ему и говорит: “Подобрали мы вам, аксакал, коня. Староват, правда, но…
  6. Краткое содержание романа Айтматова “Плаха” Часть первая В то лето в Моюнкумском заповеднике у волчицы Акбары и волка Ташчайнара впервые родились волчата. С первым снегом…
  7. “И дольше века длится день” Айтматова краткое содержание Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток… А по сторонам от железной дороги…
  8. “Очерки Боза”: ранние повести Диккенса “Улицы, улицы, улицы…” Бегут по ним маленькие рассыльные в больших цилиндрах, с тоской поглядывая на черствые пирожки в булочной; мчатся…
  9. Краткое содержание повести Пушкина “Станционный смотритель” Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою…
  10. Отзыв на прочитанную повесть Айтматова “Белый пароход” Чингиз Айтматов, автор произведений “Верблюжий глаз”, “Джамиля”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, “И дольше века длится день”, “Прощай, Гульсары!”, “Плаха”, в…
  11. Краткое содержание повести Богомолова “Иван” Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый…
  12. Краткое содержание повести Быкова “Круглянский мост” Сидящий в яме по причине отсутствия в партизанском отряде специального помещения для арестованных, Степка Толкач перебирал в памяти обстоятельства последних…
  13. Краткое содержание “Повести о Гэндзи” С. Мурасаки Роман охватывает временной период в несколько десятилетий. Главный герой блистательный Гэндзи, один из императорских сыновей, обладает всевозможными достоинствами, редкостной внешней…
  14. Ранние литературные опыты Чехова Не будь в жизни Чехова церковного хора и спевок – не было бы и его изумительных рассказов “Художество”, “Святой ночью”,…
  15. Краткое содержание повести Чехова “Степь” Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичев, настоятель N-ской церкви…
  16. Краткое содержание повести Рида “Американские партизаны” В Новый Орлеан прибывает ирландский дворянин Флоранс Керней. Молодой человек намеревается далее отправиться в Мексику, чтобы изучить эту страну, но…
  17. Краткое содержание повести Хемингуэя “Старик и море” Старик Сантьяго живет в маленьком рыбачьем поселке на Кубе и рыбачит совсем один. Последний раз он провел в море 84…
  18. Краткое содержание повести Нагибина “Встань и иди” Повесть “Встань и иди” – история взаимоотношений отца и сына, от имени которого выступает рассказчик-автор. Разделенная на относительно короткие двадцать…
  19. Ранние произведения Достоевского Первым успехом новой школы стал первый роман Достоевского Бедные люди. В этом и в последовавших (до 1849 г.) ранних романах…
  20. Ранние рассказы Марка Твена Марк Твен (Сэмюэль Клеменс) родился в местечке Флорида, в штате Миссури. Его детские годы прошли в городке Ганнибале, на берегу…
Читайте также:  Краткое содержание карьера ругонов золя точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-ajtmatova-rannie-zhuravli/

Книга «Ранние журавли (сборник)»

Наверно, я никогда бы не дошла до этой книги, а, может быть, и не узнала бы об этом авторе, если бы её мне не подарила подруга из Казахстана со словами: “У нас это проходят в школе”.

Стало интересно, чем казахская школьная программа отличается от нашей.
Совсем не пожалела: Чингиз Айтматов – писатель очень искренний, душевный.

Рассказывает о жизни простого киргизского народа с такой любовью, хотя истории обычно грустные, что невозможно ему не поверить.

“Ранние журавли” Удивительно все-таки, как в 14-15-летних мальчуганах в военные годы находилось столько мужества и чувства ответственности, чтобы бросить школу, уехать из дома и работать в поле на благо Родины. Никто не заставлял их, никто не стоял над ними, подгоняя и уговаривая.

Ребята все делали сами – и ухаживали за лошадьми, и распахивали далекие, безлюдные поля. Были, конечно, и промахи – мальчики ведь не роботы, а обычные дети, которым иногда хочется похвастаться, покрасоваться, у которых случается первая любовь, кружащая голову и заставляющая наделать глупостей.

Но они такие смелые и отважные, что невольно восхищаешься ими и думаешь – а я в 15 лет так смогла бы?

8/10 – минус за то, что не люблю в книгах открытый конец, когда не знаешь, что произойдет с главным героем дальше.

“Прощай, Гульсары” Еще одна повесть о самоотверженной любви к Родине, желания помочь ей встать на ноги после войны – и неважно, в каких условиях тебе придется жить и работать.

Главный герой, старик Танабай, вспоминает свою жизнь и жизнь умирающего рядом с ним старого друга – коня. И опять показан герой неидеальный, делающий ошибки, изменяющий жене, умеющий раскаиваться.

Наверно, поэтому так ему веришь и тем больше ценишь его умение отречься от самого себя ради спасения животных, ради выполнения своего долга перед Родиной.

9/10

“Джамиля” Этот рассказ мне не понравился. Айтматов пишет о девушке, вышедшей замуж, но потом – пока муж воевал и лежал в госпитале – встретившей другого человека и сбежавшей с ним. Джамиля – девушка, умеющая за себя постоять, уважающая старших, но не боящаяся сказать слово поперек.

Если она не любила своего мужа, зачем вышла за него замуж? В киргизских аилах часто браки совершаются по воле родителей.

Но если она решилась сбежать с человеком, не имеющим ни гроша за душой, спустя не годы, а всего несколько месяцев после собственной свадьбы, – то почему, спрашивается, не нашла она в себе мужества отказаться от брака и не портить жизнь ни мужчине и его семье, ни собственным родителям – ведь по тем законам это большой позор для них?

5/10

“Первый учитель” Еще один рассказ о самоотверженности в своей работе.

Малограмотный молодой мужчина осознает важность образования и заставляет людей в аиле прислушаться к нему и привести детей учиться – и это в послереволюционные годы, когда в аилах жили только за счет сельского хозяйства, а читать никто не умел. Он сам строит для них школу, сам обучает всему тому, что знает. Это рассказ о необыкновенной стойкости, доброте и бескорыстном желании помочь.

9/10

“Тополёк мой в красной косынке” Пожалуй, мой любимый рассказ из книги. Рассказ о том, как человек сам рушит свое счастье, – изменяет своей идеальной жене, которая любит его беззаветно и воспитывает его ребенка.

Асель красивая, работящая и очень ласковая, но вместе с тем очень гордая, чтобы простить измену. Она забрала годовалого сына и ушла от Ильяса, зная, что и в родном аиле ее не примут и придется рассчитывать только на саму себя.

Прошло несколько лет, она живет с другим человеком – надежным и верным, она уважает и ценит его, но бывшего мужа любит по-прежнему. Но как бы он ни хотел вернуть свою семью, свое счастье, она не вернется. Она по-прежнему горда и верна – теперь уже другому.

В этой истории Айтматов не встает ни на чью сторону. Просто так бывает, что не все браки, даже идеальные на первый взгляд, всегда хорошо заканчиваются.

10/10

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000753924-rannie-zhuravli-sbornik-chingiz-ajtmatov

Презентация урок “ранние журавли”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Республика Саха (Якутия), Аллайховский улус, МОУ «Оленегорская СОШ» Колесова Варвара Егоровна – учитель русского языка и литературы, высшей категории. Почетный работник общего образования РФ.

2 слайд Описание слайда:

Урок литературы в 8 классе

3 слайд Описание слайда:

«Чингиз Айтматов – талант мирового звучания, достояние всей советской культуры…». Р. Гамзатов

4 слайд Описание слайда:

Чингиз Торекулович Айтматов «Ранние журавли» в 8 классе

5 слайд Описание слайда:

«Я добиваюсь того, чтобы нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом, стали духовным богатством каждого ребенка» В.А.Сухомлинский.

6 слайд Описание слайда:

Цель урока Воспитание в детях тех качеств, которые помогут выдержать повышенные нагрузки новых условий, не поддаться соблазну темных путей, сохранить и реализовать лучшие человеческие потенции

7 слайд Описание слайда:

Задачи урока Продолжить обучение по сопоставительному и сравнительному анализу. – Продолжить формирование устойчивого интереса к чтению. Развивать творческую, речевую, мыслительную активность, совершенствовать мыслительные и общеучебные навыки.

8 слайд Описание слайда:

Гипотеза Размышляя о путях усиления нравственного воздействия литературы на юных читателей, о путях формирования устойчивого интереса к чтению вообще, нужно опираться на жизненный опыт учащихся.

Многолетняя работа в школах Крайнего Севера, в условиях многонационального Аллайховского улуса убеждает в том, что опорой для учителя может и должна стать особая ментальность наших учеников, которых в отличие от городских школьников больше всего привлекают произведения о природе и животных.

С учетом этой важнейшей особенности читательских интересов можно рекомендовать следующие формы работы на уроках литературы: самостоятельное чтение учеников, включающее в себя мониторинг чтения, разные формы рекомендации книг, уроки по изучению программных произведений, специальные немногочисленные уроки внеклассного чтения и отдельные формы дополнительного литературного образования.

9 слайд Описание слайда:

Перед проведением данного урока в 8 классах рекомендовали для самостоятельного чтения: В.М.Шукшин «Волки», Ч.Т.Айтматов «Ранние журавли», на уроках в блоке региональной литературы ученики познакомились с творчеством А.В. Кривошапкина, современного эвенского писателя.

10 слайд Описание слайда:

Урок по повести Ч.Т.Айтматова «Ранние журавли» начали с погружения в текст. Подробно останавливаемся на довоенной жизни Султанмурата, медленно и выразительно перечитываем воспоминания мальчика о поездке с отцом в Джамбул за керосином.

11 слайд Описание слайда:

В каких словах и выражениях автор передает особое счастливое состояние мальчика? «сладко было думать» «Сладко засыпалось» «накатилась волна нежности и признательности к отцу», «хорошо, отрадно, вольготно было на душе» «он чувствовал, что мир устроен так, как лучше не может быть. И что отец его такой, лучше которого не может быть», «покойно и надежно было ему на крепком отцовском плече», «хорошо, что на свете бывают отцы».

12 слайд Описание слайда:

Что еще очень важно в воспоминаниях Султанмурата? «Звездные» сны. Ученики отмечают, что мальчик часто видит сны, в них падают звезды, появляется отец, ходят стреноженные кони, простор, чистое поле. В одном сне он даже летал в «улыбающемся пространстве… то был полет духа, то он рос во сне».

13 слайд Описание слайда:

Какое влияние на характер Султанмурата оказала семья? Какими были его родители? Хотя Бекбей, отец героя, не появляется в повести, по воспоминаниям сына мы чувствуем сильного, трудолюбивого, доброго и нежного по отношению к детям и жене человека, у них счастливая семья.

Читайте также:  Краткое содержание сокровенный человек платонова точный пересказ сюжета за 5 минут

Сыновья, особенно младший Аджимурат, сильно привязаны к отцу.

Семья сформировала главное в характере Султанмурата: он заботится о младшем брате, тревожится, когда заболела мать («Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца»), трогательно переживает чувства первой любви к Мурзагуль, утешает в горе своего недавнего соперника Анатая: «В эту минуту, минуту общего горя, отец Анатая Султаркул воистину был их родным отцом…». Всегда, когда Султанмурату нужно принять важное решение, он думает о том, как бы поступил на его месте отец.

14 слайд Описание слайда:

Трудовой подвиг Султанмурата и его товарищей. После короткого рассказа о том, как мальчики, оставив школу, выхаживали, готовили лошадей, на фоне музыкального сопровождения звучит почти былинное описание славных витязей аксайского десанта: «Первым был славный витязь Султанмурат. Пусть не самый старший, пятнадцать шло уже годов.

Но за ум и за храбрость командиром назначен, был он сын Бекбея Султанмурат… Вторым витязем был славный Анатай-батыр… Третьим витязем был милый юноша Эркинбек-батыр…а четвертым батыром был Эргеш-батыр… Среди этих батыров был еще пятый – Кубаткул-батыр… А за ними, за их щуплыми плечами, за их головами на тонких шеях стояли… их плуговые четверки… На Ансай, на Ансай пашню орать, как только снег сойдет! На Ансай, на Ансай плугом ходить, как только земля задышит!»

15 слайд Описание слайда:

Выделяем сходство батыров с былинными богатырями, ребята сравнивают выражение «пашню орать» с якутским эпосом «Нюргун Боотур Стремительный», с киргизским «Манасом», а также находят детали внешнего облика, подчеркивающие юный возраст будущих землепашцев.

16 слайд Описание слайда:

Связь человека с природой Обратившись к последним главам, отмечаем неразрывную связь описаний непосильного труда плугарей и весенних пейзажей. «День стоял предвесенний. Ни зима, ни весна.

Безмятежное согласие сил… Какая большая земля лежала вокруг, и как много забот было на ней человеку!» В тот день, когда весна окончательно победила зиму, мальчик увидел прилетевших журавлей. «Хорош был тот день.

Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь понятна, прекрасна, проста».

17 слайд Описание слайда:

Описание прилета первых журавлей. «А потом было самое волнующее событие»: мальчики увидели прилетающих журавлей «в чистом беспредельно синем и беспредельно бездонном небесном просторе». «Птицы были высоко. Но небо еще выше. Необъятное огромное небо – и стая журавлей, плывущих живым островком в этой необъятности»

18 слайд Описание слайда:

Почему автор так подробно описывает полет журавлиной стаи и бегущих за ними мальчиков? «Подчеркивается красота природы, необъятность мира» «Мальчики тоже часть природы, они счастливы, что весна наступила» «Они ведь труженики, а ранние журавли – это примета, что урожай будет хороший» «Они еще дети, поэтому побросали плуги, забыли про работу и от радости побежали» «Наверное, Айтматов сравнивает своих героев с ранними журавлями, они ведь тоже рано вышли на дорогу взрослой жизни».

19 слайд Описание слайда:

ОТНОШЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ К ПРИРОДЕ Для мальчиков журавли, все птицы, их кони – часть окружающего мира. Для конокрадов лошади – это будущее мясо, большие деньги, которые они выручат на базаре в Ташкенте.

Для Султанмурата конь Чабдар – не просто рабочая скотина, он память об отце, он часть их общей с отцом жизни.

«И когда пуля конокрада оборвет бег коня, не коня оплачет Султанмурат – отца оплачет, убитую возможность осуществить мечту, сделать то, что мысленно отцу обещано: «посеять на Ансае столько хлеба, сколько требовалось…» (2, с.757).

20 слайд Описание слайда:

Обратимся к финалу повести. Испытания Султанмурата не окончены: голодный волк «бежал на манящий запах крови», но мальчик преграждает ему путь к убитому Чабдару.

21 слайд Описание слайда:

Финал открыт… Автор оставляет героя в момент решающей схватки : «Волк подошел еще ближе, прижался к земле, вздыбив загривок, и замер перед прыжком, как сжатая пружина. Султанмурат первый раз в жизни отчетливо услышал свое сердце – оно обозначилось в груди напряженно сжимающимся комом… Султанмурат стоял наготове, пригнувшись с уздечкой наотмашь…»

22 слайд Описание слайда:

Как вы можете ответить на вопрос критика: «…отстоит ли он свою жизнь в поединке с волком, догонит ли и покарает конокрадов, и взойдут ли на Ансае прекрасной наградой ему за все, что он сделал или мог бы сделать, щедрые хлеба»?

23 слайд Описание слайда:

Сыну Аскару Аксай, Коксай, Сарысай – земли обошел Но нигде такую, как ты, не нашел… Киргизская народная песня И приходит к Иову вестник и говорит: “А отроков сразили острием меча…

” Книга “Иова” Вновь и вновь пахари пашут поле, Вновь и вновь бросают зерно в землю, Вновь и вновь дожди посылает небо… С надеждой люди пашут поле, С надеждой люди семена сеют, С надеждой люди уходят в море… “Тхерагатха” 527536.

Из памятников древнеиндийской литературы

24 слайд Описание слайда:

В чем смысл трех эпиграфов? Почему же повести предпослано посвящение «сыну Аскару»? В чем смысл трех эпиграфов? Как они связаны с сюжетом и героями? Первый эпиграф из народной песни связан с мыслями о красоте киргизской земли.

Второй из Библии – подчеркивает важность последних событий, испытаний в жизни мальчиков, которых конокрады «сразили» в прямом смысле этого слова.

Третий древнеиндийский эпиграф раскрывает философский смысл произведения: вечен этот мир, вечна природа, вечен труд пахаря!

25 слайд Описание слайда:

С какими известными вам произведениями можно сравнить отдельные страницы повести? «Волки» В.М.Шукшина, «Белый олень» А.В.Кривошапкина. Описание волка у Ч.Т.

Айтматова: Один старый матерый зверь, «отощавший за зиму», которому за всю жизнь только три или четыре раза удалось со стаей загонять лошадей.

Ради добычи он готов напасть на человека: «Сизым злобным всполохом вспыхнули волчьи глаза», «глухо рыча», «скалясь и свирепея» он приближается к Султанмурату.

26 слайд Описание слайда:

Описание волков у В.М.Шукшина В рассказе Шукшина волков пять, целая стая, выделяется вожак, «крупный, грудастый, с паленой мордой», автор дважды подчеркивает, что у волка был прямой взгляд. После расправы над конем у вожака взгляд становится «торжествующим, наглым». Какие чувства вызывает у вас эпизод, когда пять волков рвут мясо еще дрыгавшейся лошади?

27 слайд Описание слайда:

«Белый олень» А.В.Кривошапкина повествует о знакомой нашим ученикам жизни оленеводов. На этом уроке мы останавливаемся на одном из эпизодов жизни оленьего стада и его вожака – погоня волков за Белым оленем. Белый олень –положительный сказочный образ в фольклоре народов Севера. Две белые хищные тени волков насторожили вожака, и он, спасая стадо, увлекает их дальше, рискуя своей жизнью.

28 слайд Описание слайда:

сходство в изображении волков у трех писателей Выясняем сходство в изображении волков у трех писателей: они везде безжалостные хищники, представляющие собой смертельную опасность всему живому. Волки у Кривошапкина тоже страшные: «висели розовые языки, злая слюна срывалась клочьями, их мокрые морды обросли куржаком».

У Шукшина виновником гибели лошади является трусливый Наум, который, спасая свою шкуру, не только коня, но и своего зятя Ивана, по существу, бросил на расправу волчьей стае. В рассказе Кривошапкина торжествуют добрые силы природы.

В повести Айтматова подросток Султанмурат приготовился к решающей схватке не на жизнь, а на смерть.

29 слайд Описание слайда:

Подведем итоги, Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели очень важные нравственные проблемы: семья, отцы и дети, труд как начало жизни, человек и природа; были использовали такие формы работы, как сопоставительный анализ, медленное и выразительное чтение, аналитическая беседа.

30 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: Письменно или устно (по желанию) ответить на проблемный вопрос: «Почему я согласен (или не согласна) с критиком Л.А.Аннинским: «Ранние журавли» – своеобразная баллада о сильном человеке,… преодолевающем сопротивление природы?».

31 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание.

Не тот материал, который искали? Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 3083189 материалов.

Искать

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Для того чтобы задавать вопросы нужно авторизироватся.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-urok-rannie-zhuravli-688917.html

Ранние журавли

Очень кратко Зима 1943 года. Мальчик из маленького киргизского аила заменяет отца, ушедшего на фронт, тяжело работает, переживает первую любовь и вступает в схватку с конокрадами и голодным волком.

Школа в небольшом киргизском аиле. Холодный, нетопленый класс. Учительница рассказывает замёрзшим и простуженным детям о тёплом острове Цейлоне, где растут невиданные фрукты, водятся удивительные животные и круглый год лето.

Но мысли Султанмурата далеко. Многие жители аила уже погибли, его отец сейчас тоже на фронте и писем от него давно нет. Мальчик вспоминает, как они счастливо проводили время.

Отец брал его с собой в город, водил в зоопарк и в цирк, учил ухаживать за домашними животными.

Теперь Султанмурат остался за старшего в семье, где четверо детей. У всех его друзей отцы тоже воевали. Мысли мальчика занимают не только воспоминания, но и мечты об однокласснице Мырзагуль.

Председатель колхоза обращается к школьникам за помощью. Теперь вместо учёбы им придётся работать наравне со взрослыми. Султанмурату поручают подготовить лошадей к пашне. Два коня ему знакомы — это лошади его отца.

Султанмурат становится командиром рабочего отряда, отправленного распахивать поля у далёкого и безлюдного урочища Аксакай. Теперь мальчик отвечает за людей, лошадей и оборудование.

Наконец лошади готовы: откормлены и вылечены. Атынай, соперничающий с Султанмуратом за внимание прекрасной Мырзагуль, красуется перед девочкой, гарцуя на коне. Конь падает на крутом склоне, у него распухает сустав, и животное начинает хромать. Увидев это, бригадир избивает Султанмурата плёткой.

Продолжение после рекламы:

Читайте также:  Краткое содержание человек-невидимка уэллса точный пересказ сюжета за 5 минут

Мать Султанмурата болеет, поэтому ему и дома приходится быть за старшего. К счастью вскоре приезжает брат матери и мальчику становится легче. Вокруг он видит женские слёзы, но сам плакать не может.

Уйдя из школы, Султанмурат не видится с Мырзагуль и просит младшего брата передать девочке письмо. Он с нетерпением ждёт ответа, но Мырзагуль молчит и не реагирует даже на то, что скоро Султанмурат должен уехать.

Однажды, пригнав лошадей на водопой, Султанмурат видит Мырзагуль, которая с подружками возвращается из школы. Как же он раньше не сообразил пригонять лошадей чуть позже и видеть её каждый день? Наконец, Султанмурату удаётся остаться с ней наедине. Мырзагуль отдаёт ему платок, на котором вышиты их имена.

Султанмурат понимает, что его чувство взаимно. Узнав об этом, Атынай кидается на Султанмурата с кулаками.

Тем временем председатель колхоза очень строго спрашивает с Султанмурата, как тот ухаживает за лошадьми.

Приходит трагическое известие о гибели отца Атыная. Весь аил приходит поддержать несчастную семью. Султанмурат хочет отдать ему платок, который вышила Мырзагуль, но Атынай отказывается.

На Аксакае пашня оказывается тяжёлой. Зима ещё не добрала своё, погода стоит не весенняя, главное, чтоб кони выдержали. И вдруг над Аксакаем пролетает клин ранних журавлей. Это примета к хорошему урожаю. Тоскуя по Мырзагуль, Султанмурат мечтает найти журавлиное перо и подарить ей.

Наконец первое поле вспахано. Ночью в юрту, где спят ребята, заходят какие-то люди и связывают их. Это конокрады, которые уводят четырёх коней. Ребятам удаётся освободиться, и Султанмурат, сев на отцовского коня, скачет вслед за ними.

Но воры убивают лошадь мальчика, и он падает на землю.

Мечты и надежды Султанмурата о том, как он встретит отца верхом на его коне, и как Мырзагуль восхитится им, когда он, закончив успешно пашню, вернётся домой, теперь не сбудутся, и мальчик горько плачет.

На запах свежей крови прибегает волк, который всю зиму не видел мяса, а теперь перед ним целая лошадь. Волк подходит близко к мальчику и замирает перед прыжком. Султанмурат стоит наготове, пригнувшись, с уздечкой наотмашь…

Источник: https://briefly.ru/ajtmatov/rannie_zhuravli/

Чингиз Айтматов – Ранние журавли

Чингиз Айтматов

Ранние журавли

Аксай, Коксай,

Сарысай — земли обошел,

Но нигде такую, как ты, не нашел…

Сыну Аскару

И приходит к Иову вестник и говорит:

«А отроков сразили острием меча…»

Киргизская народная песня

Вновь и вновь пахари пашут поле,

Вновь и вновь бросают зерно в землю,

Вновь и вновь дожди посылает небо…

С надеждой люди пашут поле,

С надеждой люди семена сеют,

С надеждой люди уходят в море…

Книга «Иова» «Тхерагатха» 527536. Из памятников древнеиндийской литературы

Озябшая, закутанная в грубовязаную шерстяную шаль, учительница Инкамал-апай рассказывала на уроке географии о Цейлоне, о том сказочном острове, что находится в океане близ берегов Индии. На школьной карте этот Цейлон выглядел каплей под выменем большой земли.

А послушаешь — чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы (фрукты какие-то), и чай самый лучший в мире, и всякие другие диковинные плоды и невиданные растения. Но самое завидное — жара там такая, что живи себе и круглый год в ус не дуй: ни тебе сапог, ни шапки, ни портянок, ни шубы не нужно совсем. А дрова и вовсе ни к чему.

А раз так, не надо ходить в поле за кураем, не надо таскать на себе, согнувшись в три погибели, тяжеленные вязанки хвороста домой. Вот где жизнь! Ходи себе как ходится, грейся на солнце, а нет — прохлаждайся в тени. Днем и ночью на Цейлоне теплынь, благодать, лето за летом идет. Купайся себе сколько влезет, хоть с утра и до вечера.

Надоест — ну тогда птицеверблюдов[1] гоняй, птицеверблюды-то там водятся, непременно должны водиться, где же им еще быть, этим огромным и глупым птицам. Умные птицы на Цейлоне — пожалуйста, тоже есть: попугай. Захочешь — поймаешь попугая, научишь его петь и смеяться, а заодно и танцевать. А что — попугай такая птица, все может. Говорят, есть попугаи, которые читать умеют.

Кто-то из аильных сам видел на джамбулском базаре читающего попугая. Газету поднесешь попугаю, он и шпарит без запинки…

Да, чего только нет на Цейлоне, каких только чудес. Живи себе и ни о чем не думай. Главное, не попадаться при этом на глаза баю-плантатору. Тот с кнутом ходит. Цейлонцев по спине стегает, как рабов. Угнетатель! Ха, да ему врезать в ухо так, чтобы в глазах засветилось. Кнут отобрать, а самого заставить работать.

И никаких поблажек эксплуататорам и разным другим капиталистам, никаких разговоров: работай сам за себя, и все! Известно, от них ведь и фашисты происходят… Вот и война оттого. Сколько уже людей в аиле погибло на фронте. Мать каждый день плачет, не говорит ничего, а плачет, боится, что отца убьют.

А соседке сказала: куда я, говорит, тогда с четырьмя…

Поеживаясь в стылом классе, терпеливо пережидая приступы кашля у ребят, Инкамал-апай продолжала рассказывать про Цейлон, про моря, про жаркие страны. Веря и не веря услышанному (уж очень распрекрасно получалось в тех краях), Султанмурат искренне жалел в тот час, что живет не на Цейлоне.

«Вот где жизнь!» — думал он, поглядывая краем глаза в окно. Это он умел. Вроде смотрит на учителя, а сам любуется в окно. Но за окном ничего особенного не происходило. За окном непогодило. Снег сыпал жесткой, секущей крупою. Снежинки тупо шуршали, скреблись, ударяясь в стекла.

На стеклах наросла наледь. Помутнели окна. Замазка по краям оконных переплетов взбухла от холода, местами обвалилась на подоконник, залитый чернилами. «На Цейлоне, наверное, и замазка не нужна, — думал он. — А зачем она? Да и окна к чему, да и домов самих не нужно.

Соорудил себе шалашик, накрыл листьями — и живи…»

От окна все время поддувало, слышно было даже, как ветер посвистывает украдкой в щелях рамы, уж очень холодило правый бок от окна. Придется терпеть. Инкамал-апай сама пересадила его сюда, к окну. «Ты, — говорит, — Султанмурат, самый сильный в классе. Ты выдюжишь». А раньше, до холодов, здесь сидела Мырзагуль, ее перевели на место Султанмурата. Там не так дует.

Но лучше было бы, если б ее оставили тут же, на этой парте. Все равно холод он на себя принимает. Сидели бы рядышком. А то подойдешь на перемене, а она краснеет. Со всеми, как со всеми, а подойдет он, она краснеет и убегает. Не гоняться же за ней. Совсем засмеют. Эти девчонки всегда горазды придумывать что-нибудь. Сразу пойдут записочки: «Султанмурат + Мырзагуль = эки ашык[2]».

А так сидели бы рядышком — и ничего не скажешь…

За окном метет. Сыплет снег, сыплет… В ясный день глянешь из класса, — горы всегда перед глазами. Сама школа на пригорке, над аилом стоит высоко. Аил внизу, школа наверху. Потому отсюда, из школы, видимость хорошая. Дальние снежные горы как на картинке видны. Сейчас же едва угадывались во мгле их угрюмые очертания.

Ноги стынут, и руки стынут. Даже спина мерзнет. До чего холодно в классе! Раньше, до войны, школу топили слежавшимся овечьим кизяком. Как уголь: сильно горел тот кизяк. А теперь привезут соломы. Ну погудит-погудит солома в печах, а толку нет. Через пару дней и соломы нет. Один сор только от соломы.

Жаль, что климат в Таласских горах не такой, как в жарких странах. Был бы климат другой, и жизнь была бы другая. Свои слоны водились бы. На слонах ездили бы, как на быках. А что, не побоялись бы! Первым сел бы на слона, прямо на голову между ушами, как нарисовано в учебнике, и поехал бы по аилу.

Тут народ со всех сторон: «Смотрите, бегите — Султанмурат, сын Бекбая, на слоне!» Пусть бы тогда Мырзагуль полюбовалась, пожалела бы… Подумаешь, красавица! Нельзя уж подойти. И обезьяну завел бы себе. И попугая, читающего газету. Усадил бы их тоже на слона позади себя. Места-то хватит, на слоновьей спине всем классом можно разместиться.

Это уж точно, как пить дать! Не с чужих слов, сам знает.

Слона живого он видел своими глазами, об этом всем известно, и обезьяну живую видел, и разных других зверей. Об этом все знают в аиле, сколько раз сам рассказывал. Да, повезло ему тогда, посчастливилось…

До войны, как раз за год до войны произошел этот знаменательный в его жизни случай. Тоже было лето. Сено косили как раз. Отец его, Бекбай, в тот год возил горючее из Джамбула на нефтесклад здешней МТС. Каждый колхоз обязан был выделить транспорт для извоза.

Отец подшучивал, цену себе набивал: я, говорит, не простой арабакеч[3], а золотой — за меня, за моих коней, за бричку колхоз плату получает от казны. Я, говорит, колхозу банковские деньги добываю.

Потому бухгалтер, завидев меня, с лошади слезает поздороваться…

Бричка у отца была специально оборудована для перевозки керосина.

Кузова нет, а просто четыре колеса с двумя большими железными бочками, уложенными в гнезда подушек, впереди, на самом облучке, сиденье для ездового. Вот и вся телега.

На сиденье том вдвоем ехать можно, а троим уже нельзя, не поместишься. Но зато лошади были подобраны самые что ни на есть лучшие. Хорошая, крепкая пара была в упряжи у отца.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/70887-chingiz-aytmatov-rannie-zhuravli.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector