Краткое содержание астафьев звездопад точный пересказ сюжета за 5 минут

Звездопад

Краткое содержание Астафьев Звездопад точный пересказ сюжета за 5 минут

Очень кратко Раненый солдат влюбляется в медсестру. Мать девушки считает, что война их разлучит, и у их любви нет будущего. Оказавшись на пересылке, солдат признаёт правоту женщины и расстаётся с любимой.

Повесть написана от лица Миши Ерофеева.

Конец Великой Отечественной войны. Девятнадцатилетний Миша Ерофеев лежит в Краснодарском госпитале. У него тяжёлое ранение руки — сломаны кости, порвано сухожилие — и парню делают сложную операцию. Наркоз Миша переносит плохо.

После операции Миша с трудом приходит в себя и видит горящую лампу, а возле неё — молоденькую медсестру — Миша в палате дли «тяжёлых». Вокруг мечутся и бредят раненные. Уснуть он уже не может, и медсестра предлагает «пошептаться». Миша рассказывает, что вырос в Красноярске, медсестра Лида — местная, учится в медуниверситете. Затем Мише становится хуже, и он засыпает до утра.

Утром медсестры уже нет. Палата просыпается. Рюрик Ветров, друг и одногодка Миши, даёт ему закурить, после чего тому становиться совсем худо.

Главный врач Агния Васильевна, маленькая и сухонькая, как полководец Суворов, женщина, велит Мише два дня лежать смирно, но пролежать целых два дня он не может.

Однажды вечером он закутывается в одеяло и выползает в коридор, но Лиду не находит. Миша даже пытается петь, надеясь, что Лида его услышит.

Рюрик узнаёт, что девушку перевели в операционную, теперь она дежурит через сутки, и возле неё крутится какой-то офицер.

Продолжение после рекламы:

Чуть позже в их палату кладут новенького — танкиста. Он мечется в бреду, медсестёр не хватает, поэтому Миша и Рюрик дежурят возле него по очереди. Лида приходит посмотреть на танкиста и сообщает, что вокальные упражнения Миши покорили «заведующую культурой». После недолгих уговоров Миша соглашается «петь для народа», надеясь этим «кой-кого покорить».

Вскоре он уже выступает в палате для выздоравливающих под аккомпанемент баяниста-Рюрика.

Теперь он Лиду почти не видит. Миша считает, что она ласкова со всеми раненными, и проходит мимо девушки с гордым и независимым видом. Вскоре он видит рядом с ней офицера-лётчика с усиками и в кожаном пальто, и с горя заводит роман с медсестрой из электрокабинета.

Рана на руке Миши не заживает, пальцы не двигаются, потеряли чувствительность, и парню делают повторную операцию. Миша переживает: как он, бывший детдомовец, окончивший ФЗО, будет жить с одной рукой.

От наркоза Мише снова становится плохо. Он буйствует, и Рюрик привязывает его к кровати. Когда Миша приходит в себя, Ветров рассказывает, как он прямо при Лиде «крыл матом всю советскую медицину», а та его успокаивала.

Через два дня Мишу и Рюрика переводят в палату для выздоравливающих, где они занимают уютный уголок за печкой-голландкой. Рука Миши идёт на поправку, он постоянно тренирует её и ждёт Лиду. Она приходит в госпиталь прямо с занятий в медуниверситете, и Миша «случайно» сталкивается с ней в коридоре.

В госпитале готовятся к Новому году. Агния Петровна, преподающая в медуниверситете, организовала выступление студенческого ансамбля. Ожидается и приезд «шефов» со швейной фабрики. «Культурницу» предупреждают о контуженных, которые не переносят музыку, но та не обращает на это внимания.

Концерт проходит в главном коридоре госпиталя. В разгар представления у одного из контуженных начинается приступ. «Ходячие» бросаются усмирять его, свечи гаснут, и в темноте начинается паника. Миша прижимает Лиду к стене и загораживает собой. Когда всё успокаивается, «культурницу» выгоняют.

Приближается весна. Рюрика комиссуют домой. Он одалживает Мише свою новенькую форму, сапоги, и тот отправляется в город. Подойдя к Лидиному дому, он боится зайти и мёрзнет на крыльце, пока из дому не выходит Лидина мама. Она приглашает вконец закоченевшего Мишу в дом.

Отправив Лиду в магазин, женщина просит поберечь Лиду. Она не закончила институт, а Мишу скоро мобилизуют. Даже если он вернётся с войны невредимым — у него нет ни образования, ни профессии. Женщина не верит, что у этой любви есть будущее.

Миша обижен, хочет уйти, но женщина его не отпускает.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Вечером Лида и Миша гуляют по Краснордару. Она выпытывает, о чём он говорил с матерью, но Миша не признаётся. Он полон душевной смутой, но пытается веселить Лиду, травит фронтовые байки. Потом они долго целуются под усыпанным звёздами небом.

Перед восьмым марта уезжает Рюрик, а на праздник выздоравливающих солдатиков приглашают «шефы» со швейной фабрики. В число «кавалеров» попадает и Миша. За него берётся красивая девушка свободного поведения. Миша приходится проводить её до общежития, за что он получает нагоняй от Леры.

Последнюю ночь в госпитале Миша проводит с Лидой — они сидят возле печки и молчат. В любви они признаются друг другу только утром. Лида хочет записать в Мишиной истории болезни, что у него поднялась температура — тогда он останется в госпитале ещё на несколько дней. Миша отказывается.

Пересылка размещается в бывших зерновых складах — «казарма не казарма, тюрьма не тюрьма». Целыми днями Миша сидит в уголке, обдумывает разговор с Лидиной мамой. Из-за ранения Мише осталась только нестроевая служба.

На пересылку каждый день приходят «покупатели» выбирать работников, но Миша к ним не выходит. Постепенно он признаёт, что Лидина мать права. Когда Лида приходит на пересылку, он прогоняет девушку.

На следующий день Миша уезжает с «покупателем» на Украину.

Больше они не встречались. Заканчивается война, а Миша всё надеется встретить случайно свою первую любовь, ведь для того, кто любил, сама память о любви — уже счастье.

Источник: https://briefly.ru/astafev/zvezdopad/

Краткое содержание повести Астафьева “Звездопад”

Повесть написана от лица Миши Ерофеева.

Конец Великой Отечественной войны. Девятнадцатилетний Миша Ерофеев лежит в Краснодарском госпитале. У него тяжелое ранение руки – сломаны кости, порвано сухожилие – и парню делают сложную операцию. Наркоз Миша переносит плохо.

Неведомая сила внезапно вздымет тебя с операционнoro стола и бросит куда-то в бесконечную темноту, и летишь в глубь ее, как звездочка в осеннюю ночь. Летишь и видишь, как гаснешь.

После операции Миша с трудом приходит в себя и видит горящую лампу, а возле нее – молоденькую медсестру – Миша в палате дли “тяжелых”. Вокруг мечутся и бредят раненные. Уснуть он уже не может, и медсестра предлагает “пошептаться”. Миша рассказывает, что вырос в Красноярске, медсестра Лида – местная, учится в медуниверситете. Затем Мише становится хуже, и он засыпает до утра.

Утром медсестры уже нет. Палата просыпается. Рюрик Ветров, друг и одногодка Миши, дает ему закурить, после чего тому становиться совсем худо.

Этот день прошел в каком-то зыбком полусне. Я ничего не ел, не курил больше, читать не мог, разговаривать тоже. Наркоз выдыхался медленно.

Главный врач Агния Васильевна, маленькая и сухонькая, как полководец Суворов, женщина, велит Мише два дня лежать смирно, но пролежать целых два дня он не может.

Однажды вечером он закутывается в одеяло и выползает в коридор, но Лиду не находит. Миша даже пытается петь, надеясь, что Лида его услышит.

Рюрик узнает, что девушку перевели в операционную, теперь она дежурит через сутки, и возле нее крутится какой-то офицер.

Чуть позже в их палату кладут новенького – танкиста. Он мечется в бреду, медсестер не хватает, поэтому Миша и Рюрик дежурят возле него по очереди. Лида приходит посмотреть на танкиста и сообщает, что вокальные упражнения Миши покорили “заведующую культурой”. После недолгих уговоров Миша соглашается “петь для народа”, надеясь этим “кой-кого покорить”.

Вскоре он уже выступает в палате для выздоравливающих под аккомпанемент баяниста-Рюрика.

Теперь он Лиду почти не видит. Миша считает, что она ласкова со всеми раненными, и проходит мимо девушки с гордым и независимым видом. Вскоре он видит рядом с ней офицера-летчика с усиками и в кожаном пальто, и с горя заводит роман с медсестрой из электрокабинета.

Рана на руке Миши не заживает, пальцы не двигаются, потеряли чувствительность, и парню делают повторную операцию. Миша переживает: как он, бывший детдомовец, окончивший ФЗО, будет жить с одной рукой.

В ту ночь я почти не сомкнул глаз. Несколько раз ко мне подсаживался Рюрик, давал докурить и со вздохом уходил на свою кровать.

От наркоза Мише снова становится плохо. Он буйствует, и Рюрик привязывает его к кровати. Когда Миша приходит в себя, Ветров рассказывает, как он прямо при Лиде “крыл матом всю советскую медицину”, а та его успокаивала.

Через два дня Мишу и Рюрика переводят в палату для выздоравливающих, где они занимают уютный уголок за печкой-голландкой. Рука Миши идет на поправку, он постоянно тренирует ее и ждет Лиду. Она приходит в госпиталь прямо с занятий в медуниверситете, и Миша “случайно” сталкивается с ней в коридоре.

Но времени у нее часто не оказывалось, и тогда я ждал ее… еще сутки. Лишь иногда после вечернего обхода и после окончания процедур у Лиды выдавался свободный час-другой, и она приходила за печку.

В госпитале готовятся к Новому году. Агния Петровна, преподающая в медуниверситете, организовала выступление студенческого ансамбля. Ожидается и приезд “шефов” со швейной фабрики. “Культурницу” предупреждают о контуженных, которые не переносят музыку, но та не обращает на это внимания.

Концерт проходит в главном коридоре госпиталя. В разгар представления у одного из контуженных начинается приступ. “Ходячие” бросаются усмирять его, свечи гаснут, и в темноте начинается паника. Миша прижимает Лиду к стене и загораживает собой. Когда все успокаивается, “культурницу” выгоняют.

Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. После этой “битвы” отношения между мной и Лидой сделались такими, что мы вовсе перестали избегать друг друга и таиться.

Приближается весна. Рюрика комиссуют домой. Он одалживает Мише свою новенькую форму, сапоги, и тот отправляется в город. Подойдя к Лидиному дому, он боится зайти и мерзнет на крыльце, пока из дому не выходит Лидина мама. Она приглашает вконец закоченевшего Мишу в дом.

Отправив Лиду в магазин, женщина просит поберечь Лиду. Она не закончила институт, а Мишу скоро мобилизуют. Даже если он вернется с войны невредимым – у него нет ни образования, ни профессии. Женщина не верит, что у этой любви есть будущее.

Миша обижен, хочет уйти, но женщина его не отпускает.

Вечером Лида и Миша гуляют по Краснордару. Она выпытывает, о чем он говорил с матерью, но Миша не признается. Он полон душевной смутой, но пытается веселить Лиду, травит фронтовые байки. Потом они долго целуются под усыпанным звездами небом.

Перед восьмым марта уезжает Рюрик, а на праздник выздоравливающих солдатиков приглашают “шефы” со швейной фабрики. В число “кавалеров” попадает и Миша. За него берется красивая девушка свободного поведения. Миша приходится проводить ее до общежития, за что он получает нагоняй от Леры.

Она выпрашивалась подменять сестер и дежурила за них, забыв про сон и покой, чтобы только побыть со мною.

Последнюю ночь в госпитале Миша проводит с Лидой – они сидят возле печки и молчат. В любви они признаются друг другу только утром. Лида хочет записать в Мишиной истории болезни, что у него поднялась температура – тогда он останется в госпитале еще на несколько дней. Миша отказывается.

Читайте также:  Краткое содержание оперы беллини норма точный пересказ сюжета за 5 минут

Я, вероятно, ограбил нашу любовь, но иначе было нельзя. Стыдился бы я рассказывать о своей любви. Я презирал бы себя всю жизнь, если бы оказался слабей Лиды.

Пересылка размещается в бывших зерновых складах – “казарма не казарма, тюрьма не тюрьма”. Целыми днями Миша сидит в уголке, обдумывает разговор с Лидиной мамой. Из-за ранения Мише осталась только нестроевая служба.

На пересылку каждый день приходят “покупатели” выбирать работников, но Миша к ним не выходит. Постепенно он признает, что Лидина мать права. Когда Лида приходит на пересылку, он прогоняет девушку.

На следующий день Миша уезжает с “покупателем” на Украину.

Больше они не встречались. Заканчивается война, а Миша все надеется встретить случайно свою первую любовь, ведь для того, кто любил, сама память о любви – уже счастье.

Краткое содержание повести Астафьева “Звездопад”

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание повести Носова “Веселая семейка” После неудачного испытания паровой машины два закадычных друга Мишка и Коля решают сделать инкубатор, чтоб выводить цыплят. Из кучи старой…
  2. Краткое содержание повести Астафьева “Пастух и пастушка” По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжелым облачным бредом проступает хребет Урала, идет женщина. В глазах…
  3. Краткое содержание повести Астафьева “Царь-рыба” Игнатьич – главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за…
  4. Краткое содержание повести Грековой “На испытаниях” Однажды летом 1952 г. экипаж из восьми человек отправляется в небольшой райцентр Лихаревку на военные испытания. Среди них – генерал-майор…
  5. Краткое содержание повести Рыбакова “Бронзовая птица” Часть первая. Беглецы Пионерский отряд стоял лагерем возле усадьбы графа Карагаева. Комсомолец, руководивший отрядом, ушел служить в армию, и на…
  6. Краткое содержание пьесы Володина “Старшая сестра” В Ленинграде живут сестры – Надя и Лида Рязаевы. Они рано остались без родителей и росли в детском доме. Сейчас…
  7. Краткое содержание рассказа Астафьева “Жизнь Трезора” Ы Трезор, “пестрый кобель с крупными лапами и сонной мордой”, целый день лежит на крыльце, мечтая прорваться в дом и…
  8. Краткое содержание повести Рыбакова “Выстрел” Компания детей сдавала бутылки. Принимал тару “замученный старичок, гномик в очках”. Дети обманывали его, воруя бутылки и сдавая их снова….
  9. Краткое содержание рассказа Астафьева “Мальчик в белой рубахе” Ы 1933 год. Стоит засушливое лето. Все население дальневосточного села переезжает на заимки убирать уцелевшую рожь и пшеницу. В селе…
  10. Краткое содержание романа Астафьева “Печальный детектив” Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, бывший оперативник уголовного розыска, возвращается из местного издательства домой, в пустую квартиру, в самом дурном расположении духа….
  11. Краткое содержание сказки Одоевского “Городок в табакерке” Отец подозвал к себе маленького сына Мишу и показал ему красивую черепаховую табакерку. На ее крышке был изображен город с…
  12. Краткое содержание рассказа Астафьева “Людочка” Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живет в нем и жжет сердце. “Может,…
  13. Краткое содержание рассказа Астафьева “Родные березы” Ы Рассказчик заболевает. Ему дают путевку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной “с радостью первооткрывателя”, и его…
  14. Краткое содержание “Коня с розовой гривой” Астафьева Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды…
  15. Краткое содержание рассказа Астафьева “Белогрудка” Маленькая деревенька в три дома, Зуяты, стоит между двух озер. За деревней – крутой косогор, заросший густым лесом из ели…
  16. Краткое содержание романа Астафьева “Прокляты и убиты” Книга первая. Чертова яма Действие происходит в конце 1942 года в карантинном лагере первого резервного полка, расположенного в Сибирском военном…
  17. Краткое содержание рассказа Астафьева “Васюткино озеро” Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре…
  18. Краткое содержание рассказа Астафьева “Ангел-хранитель” Ы В 1933 году село, где жил мальчик Витя, “придавило голодом”. Не стало голубей, притихли собаки и шумные ватаги мальчишек….
  19. Краткое содержание рассказа Астафьева “Деревья растут для всех” Ы Во время половодья мальчик Витя, от лица которого написан рассказ, заболевает малярией. Бабушка пытается его лечить: шепчет молитву от…
  20. Краткое содержание рассказа Астафьева “Последний поклон” Ы Вернувшись с войны, рассказчик едет навестить свою бабушку. Он хочет встретить ее первой, поэтому к дому пробирается задами. Рассказчик…

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-astafeva-zvezdopad/

Методическая разработка по литературе (11 класс) на тему: Читательская конференция в 11 классе «Разговор о прочитанной книге В.П. Астафьева «Звездопад»

Читательская конференция в 11 классе

«Разговор о прочитанной книге В.П. Астафьева «Звездопад»

Цели: – приобщить обучающихся к чтению художественных произведений,

             развивать интерес к художественной литературе;

           – развивать умение пересказывать художественный текст, давать

             характеристику героям и их поступкам;

           – совершенствовать умение правильно определять проблемы, которые

             поднимает автор в своём произведении;

           – учить обучающихся не бояться высказывать свои мысли, взгляды,

             суждения;

           – воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свои поступки,

             чувство сострадания к ближнему.

Учитель: Сегодня мы с вами проведём читательскую конференцию по произведению В.П. Астафьева «Звездопад». Поговорим о сюжете, героях произведения и выясним, какие проблемы поднимает автор.

    В этом году в рамках программы по литературе мы познакомимся с такими произведениями автора, как «Царь-рыба», «Печальный детектив».

     – Вспомните рассказы Астафьева, изученные в среднем звене. Назовите их. («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет»)

     – Коротко об авторе этих произведений расскажет….. (ученик)

Ученик: Имя Виктора Петровича Астафьева известно всему миру. Он родился1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, неподалёку от Красноярска. И деда. В годы коллективизации оказался с семьёй в числе «спецпереселенцев» в Заполярье, в Игарке. Брошенный мачехой, бродяжничал, затем попал в детский дом.

В начале войны работал составителем поездов на станции Базаиха. Осенью 1942 года был тяжело ранен. После Победы уехал с женой на её родину – в город Чусовой на Урал. Поменял много тяжёлых профессий. В 1951 году был опубликован его первый рассказ «Гражданский человек», а известность принесли повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража».

С 1959 по 1961 годы учился на Высших литературных курсах в Москве. Жил в Перми, Вологде, а в 1980 году переехал на родину – в Красноярск. Перу писателя принадлежат такие замечательные произведения, как «Последний поклон», «Царь-рыба», «Пастух и пастушка».

О войне – роман, написанный в 90-ые годы, – «Прокляты и убиты», повести «Весёлый солдат», «Обертон» и другие произведения. В.П. Астафьев скончался 29 ноября 2001 года и похоронен в родном селе.

Учитель: Произведения Астафьева о войне, о судьбах детей, о любви никого не оставляют равнодушным. Эти произведения заставляют сострадать всей своей душой. Зачастую, читая их, невозможно удержать слёзы.

– Как вы думаете, почему?

(Астафьев –очевидец событий войны, детдомовец. Почти все произведения написаны им в послевоенные годы, когда уже всё пережитое им осознанно, и он, как никто другой, понимает, что такое война)

     Повесть «Звездопад» написана спустя 15 лет после войны. Это одно из первых произведений В.Астафьева принесло автору широкую известность и на многие годы стало любимым произведением молодёжи.

– Как вы полагаете, в чём заключается секрет успеха этого произведения среди читателей? (Ответы)

     Произведение В.П. Астафьева «Звездопад» написано от первого лица. Автор ведёт повествование в исповедальной манере. Делает он это предельно искренне.

– Обратите внимание, как начинает автор своё повествование. Прочитаем.

(Чтение начала произведения)

– Что необычного вы заметили в таком повествовании? Почему автор сначала говорит о том, как он родился, а потом только переходит к теме любви?

(Автор понимает, что настоящая любовь – это как рождение, такое же таинственное, великое, как сам приход в жизнь)

     С первых же страниц мы окунаемся в последствия страшной войны. Герой описывает свои будни и будни своих товарищей в госпитале.

– Каковы же они?                 (Рассказ ученика)

Чтение эпизода   (сон о бабе).

     Именно в таких условиях приходит к герою Михаилу и героини Лидочке первое настоящее чувство.

– Как развиваются события этой трогательной любви? Зачитаем.

Выразительное чтение двух эпизодов  (Чтение Мишей стихотворения, признание в любви).

     Астафьев описывает историю, которая имела место быть в военные годы. Герои расстаются. Война есть война. Надо идти на фронт. Надо дальше служить Отечеству. Воспоминания об этой истории сжимают сердце главного героя, но «печаль его светла».

– Вот как он сам описывает всё случившееся с ним.

Чтение учителем конца повести. Вставка песни Ю. Шатунова «Падают листья (звёзды)». Пение учителем припева этой песни.

– Почему повесть называется «Звездопад»? (Ответы)

– На ваш взгляд, какие проблемы поднимает автор в этом произведении? (Война и любовь не совместимы. Долг перед родиной)

     Мишка понимает: война и любовь не совместимы. «И я выдержал, не согласился. Я, вероятно, ограбил нашу любовь, но иначе было нельзя. Стыдился бы я рассказать о своей любви. Я презирал бы себя всю жизнь, если бы оказался слабей Лиды».

– Принимаете ли вы такое авторское решение? (Ответы)

– Что вас задело при чтении этого произведения? Какие мысли и чувства вызвало оно у вас? (Запись в тетрадях 8 – 10 предложений. Проверяем)

Читайте также:  Краткое содержание айтматов и дольше века длится день точный пересказ сюжета за 5 минут

– Дорогие друзья, на следующей читательской конференции мы с вами обсудим произведение В.П. Астафьева «Людочка».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/28/chitatelskaya-konferentsiya-v-11-klasse-razgovor-o-prochitannoy

“Последний поклон”: краткое содержание. “Последний поклон” Астафьева в кратком изложении

Искусство и развлечения 13 мая 2015

Виктор Петрович Астафьев – известный русский писатель, прозаик, живший с 1924-го по 2001-й год. Главной в его творчестве была тема сохранения национального достоинства русских людей.

Известные произведения Астафьева: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит война», «Пастушка и пастух», «Царь-рыба», «Зрячий посох», «Печальный детектив», «Веселый солдат» и «Последний поклон», о котором, собственно, дальше и пойдет речь.

Во всем, что он описывал, чувствовалась любовь и тоска о прошлом, о родной деревне, о тех людях, о той природе, одним словом, о Родине. Произведения Астафьева рассказывали и о войне, которую видели своими глазами обычные деревенские люди.

Астафьев, «Последний поклон». Анализ

Теме деревни, как и теме войны, Астафьев посвятил немало своих произведений, и «Последний поклон» – одно из них.

Оно написано в форме большой повести, сложенной из отдельных рассказов, носящей биографический характер, где Астафьев Виктор Петрович описал свое детство и жизнь.

Эти воспоминания не выстроены в последовательную цепочку, они запечатлены в отдельных эпизодах. Однако эту книгу и сборником рассказов назвать сложно, так как все там объединено одной темой.

Виктор Астафьев «Последний поклон» посвящает Родине в его собственном понимании. Это его деревня и родной край с дикой природой, суровым климатом, мощным Енисеем, красивыми горами и густой тайгой.

И описывает он все это очень самобытно и трогательно, собственно, об этом и книга.

Астафьев «Последний поклон» создал как эпохальное произведение, в котором затрагиваются проблемы простых людей не одного поколения в очень сложные переломные периоды.

Сюжет

Главный герой Витя Потылицын – мальчик-сирота, которого воспитывает бабушка. Отец его много пил и гулял, в итоге бросил семью и уехал в город. А мать Вити утонула в Енисее. Жизнь мальчика, в принципе, не отличалась от жизни других деревенских детей.

Он помогал старшим по хозяйству, ходил по грибы и ягоды, на рыбалку, ну и забавлялся, как все сверстники. Так можно начать краткое содержание.

«Последний поклон» Астафьева, надо сказать, воплотил в Катерине Петровне собирательный образ русских бабушек, в которых все исконно родное, наследное, навсегда данное.

Автор ничего в ней не приукрашивает, он делает ее немного грозной, ворчливой, с постоянным желанием знать все первой и распоряжаться всем по своему усмотрению. Одним словом, «генерал в юбке». Всех она любит, за всеми ухаживает, всем хочет быть полезной.

Она постоянно волнуется и мучается то за детей, то за внуков, из-за этого попеременно вырываются гнев и слезы. Но если бабушка начинает рассказывать о жизни, то оказывается, и невзгод для нее никаких и не существовало вовсе.

Дети были всегда в радость. Даже когда болели, она умело лечила их разными отварами и корешками.

И никто из них не помер, ну разве это не счастье? Однажды на пашне она руку вывихнула и тут же вправила, а могла ведь косоручкой остаться, но не сделалась, и это тоже радость.

В этом и заключается общая черта русских бабушек. И живет в этом образе что-то благодатное для жизни, родное, колыбельное и животворящее.

Видео по теме

Поворот в судьбе

Дальше становится уже не так весело, как вначале описывает деревенскую жизнь главного героя краткое содержание.

«Последний поклон» Астафьева продолжается тем, что у Витьки вдруг наступает недобрая полоса в жизни. Так как в деревне школы не было, его отправляют в город к отцу и мачехе.

И тут Астафьев Виктор Петрович вспоминает о своих мучениях, изгнанничестве, голоде, сиротстве и бездомности.

Разве мог Витька Потылицын тогда что-то осознавать или винить кого-то в своих несчастьях? Он жил как умел, спасаясь от смерти, и даже в некоторые минуты умудрялся быть счастливым. Автор здесь жалеет не только себя, а все тогдашнее молодое поколение, которое вынуждено было выживать в страданиях.

Витька потом уже понял, что выбрался из всего этого только благодаря спасительным молитвам своей бабушки, которая на расстоянии чувствовала всем сердцем его боль и одиночество. Она же и смягчила его душу, научив терпению, прощению и умению разглядеть в черной мгле хоть маленькую крупицу добра и быть благодарным за нее.

Школа выживания

В послереволюционное время сибирские деревни подвергались раскулачиванию. Кругом шло разорение. Тысячи семей оказывались бездомными, многих угоняли на каторгу. Переехав к отцу и мачехе, которые жили на случайные доходы и много выпивали, Витька сразу понимает, что никому не нужен.

Вскоре он переживает конфликты в школе, предательство отца и забвение родственников. Таково краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева повествует дальше о том, что после деревни и бабушкиного дома, где, может быть, и не было достатка, но всегда царили уют и любовь, мальчик попадает в мир одиночества и бессердечия.

Он становится грубым, а его поступки – жестокими, но все же бабушкино воспитание и любовь к книгам позже дадут свои плоды.

А пока его ждет детский дом, и это всего лишь в двух словах описывает краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева очень подробно иллюстрирует все тягости жизни бедного подростка, включая его учебу в школе фабрично-заводского курса, уход на войну и, наконец, возвращение.

Возвращение

После войны Виктор сразу поехал в деревню к бабушке. Он очень хотел встретиться с ней, ведь она стала для него единственным и самым родным человеком на всей земле.

Он шел огородами, цепляя репьи, его сердце сильно сжималось в груди от волнения.

Виктор пробрался к бане, на которой уже завалилась крыша, все уже давно было без хозяйского внимания, а потом увидел под кухонным окном небольшую поленницу из дров. Это говорило о том, что в доме кто-то живет.

Перед тем как войти в хату, он вдруг остановился. У Виктора пересохло в горле. Собравшись духом, парень тихонько, боязливо, буквально на цыпочках зашел в свою хату и увидел, как его бабушка так же, как и в былые времена, сидела на скамеечке возле окна и сматывала нитки в клубок.

Минуты забвения

Главный герой про себя подумал, что за это время буря целая пролетела над всем миром, миллионы человеческих судеб перепутались, была смертельная борьба с ненавистным фашизмом, образовались новые государства, а тут все как всегда, словно замерло время. Все та же занавеска ситцевая в крапинку, аккуратный деревянный настенный шкафчик, чугунки при печке и т. д. Только уже не пахло привычным коровьим пойлом, вареной картошкой и квашеной капустой.

Бабушка Екатерина Петровна, увидев долгожданного внука, очень обрадовалась и попросила его подойти поближе, чтобы обнять и перекрестить. Ее голос оставался таким же добрым и ласковым, словно внук не с войны вернулся, а с рыбалки или из лесу, где мог задержаться вместе с дедом.

Долгожданная встреча

Вернувшийся с войны солдат задумался, что, возможно, бабушка его может и не узнать, однако не тут-то было. Увидев его, старушка хотела резко встать, да ослабшие ноги не дали ей этого сделать, и она стала придерживаться своими руками за стол.

Совсем постарела бабушка. Однако она была очень рада видеть своего любимого внука. И радовалась тому, что, наконец-то, дождалась. Она долго разглядывала его и глазам своим не верила.

А потом проговорилась, что молилась за него и день, и ночь, и ради того, чтобы встретить своего любимого внучка, она и жила. Только теперь, дождавшись его, бабушка могла спокойно умереть.

Ей было уже 86 лет, поэтому она попросила внука, чтобы тот приехал на ее похороны.

Гнетущая тоска

Вот и все краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева заканчивается тем, что Виктор уехал работать на Урал. Герой получил телеграмму о смерти бабушки, но его не отпустили с работы, сославшись на устав предприятия. В то время отпускали лишь на похороны отца или матери. Управление и знать не хотело, что бабушка заменяла ему обоих родителей.

Так и не поехал Виктор Петрович на похороны, о чем потом всю жизнь очень сильно жалел. Он думал, что если бы это случилось сейчас, то он бы просто сбежал или ползком пополз от Урала до Сибири, чтобы только закрыть ей глаза. Так все время и жила в нем эта вина, тихая, гнетущая, вечная.

Однако он понимал, что бабушка его простила, так как очень сильно любила своего внука.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Краткое содержание: “Печальный детектив” Астафьева. Астафьев В. П.: основные произведения

За свою жизнь советский писатель Виктор Астафьев создал немало ярких произведений. Признанный выдающимся автором, он заслуженно имеет в творческой копилке несколько государственных наград. “Печальный детектив&rd…

Искусство и развлечения
Рассказ Астафьева В. П. “Конь с розовой гривой”: краткое содержание произведения

Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в сборник произведений В. П. Астафьева под названием “Последний поклон”. Этот цикл автобиографических рассказов автор создавал на протяжении нескольких лет. Лето, лес…

Закон
Когда был приведен в исполнение последний смертный приговор в России?

В данной работе мы предлагаем обсудить последний смертный приговор в России. В настоящее время такой вид наказания запрещен юридически, что приводит к увеличению количества опасных преступлений. Смертный приговор прин…

Искусство и развлечения
Краткое содержание: «Медведь», Чехов. Шутка в одном действии

Шуточная пьеса в одиннадцати актах забавна контрастом начала и своей неожиданной концовкой. В целом смешные сцены пронизывают все действие. Диалоги и монологи – искрометны, а рассуждения героев не потеряли актуа…

Искусство и развлечения
«Женитьба»: краткое содержание. «Женитьба», Гоголь Н. В.

В заданиях по литературе часто встречается тема: «Краткое содержание («Женитьба», Гоголь)». Автор переполнил произведение сатирой, характерами, изобразив реализм бытия дворянства в провинции. С…

Читайте также:  Краткое содержание либерал салтыкова-щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

Искусство и развлечения
Краткое содержание: «Нос» Гоголя Н. В.

Немало обсуждений и злой критики в сторону автора вызвала повесть Гоголя «Нос». Краткое содержание повествует о фантастичной истории, которая ни при каких обстоятельствах не могла произойти по-настоящему. …

Искусство и развлечения
Краткое содержание: “Ревизор” Гоголя Н.В.

«Ревизор» Н. В. Гоголя – это пьеса, в которой нет драматического конфликта как такового. Комедия для автора – это жанр, прежде всего, сатирический, нравоописательный.

Искусство и развлечения
Краткое содержание и анализ романа В.Набокова «Камера обскура»

Камера обскура в переводе с латыни – «темная комната». Природа удивительного оптического явления положена в основу этого древнего прообраза фотокамеры. Это абсолютно изолированная от света коробка с крошеч…

Искусство и развлечения
«Айвенго»: краткое содержание самого известного романа В. Скотта

«Айвенго» – это исторический роман, описывающий средневековую Англию. События происходят в 12 в. В то время Англией правил Ричард Первый, известный как Львиное Сердце, а в стране точилась борьба межд…

Компьютеры
PHP: последний элемент. Массив в динамике

PHP – это перспективно и современно: качественный синтаксис и возможность делать семантику за пределами дозволенного. Реализация идей объектно-ориентированного программирования и свобода изменения типа переменной дела…

Источник: http://monateka.com/article/127893/

Книга Звездопад. Автор – Астафьев Виктор Петрович. Содержание – Виктор Петрович Астафьев Звездопад

Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпи тале. Об этом я расскажу сам. О своей любви мне рассказывать не стыдно.

Не потому, что любовь моя была какой-то уж чересчур особенной. Она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет, пожалуй.

Один поэт сказал: «Любовь — старая штука, но каждое сердце обновляет ее по-своему».

Каждое сердце обновляет ее…

Это началось в городе Краснодаре, на Кубани, в госпитале. Госпиталь наш размещался в начальной школе, и возле нее был садик без забора, потому что забор свели на дрова. Осталась одна проходная будка, где дежурил вахтер и принуждал посетителей следовать только через вверенный ему объект.

Ребята (я так и буду называть солдат, потому что в моей памяти все они сохранились ребятами) не хотели следовать через объект, «пикировали» в город мимо вахтера, а потом рассказывали такие штуки, что у меня перехватывало дыхание и горели уши. Тогда еще не было в ходу слова «пошляки», и оттого, стало быть, я не считал похождения солдат пошлыми. Они просто были солдаты и успе вали с толком провести отпущенное им судьбой время.

Вам когда-нибудь приходилось бывать под наркозом, под общим наркозом, несколько раз подряд? Если не приходилось — и не надо. Это очень мучительно быть несколько раз под наркозом.

Я помаю, был маленький и играл с ребятами на сеновале. Они бросили на меня охапку сена, навалились, и я стал задыхаться. Я рвался, бил ногами, но они смеялись и не отпускали маня. А когда отпустили, я долго был как очумелый.

Когда мне давали первый раз наркоз, я досчитал до семи. Делается это просто: раз — вдох, два — вдох. Потом станет душно и захочется крикнуть, рвануться, вытолкнуть из себя тугой комок, стряхнуть тяжесть. И рванешься, и крякнешь. Рванешься — это значит слегка пошевелишь рукой, а крикнешь — чуть слышным шепотом.

Но неведомая сила внезапно вздымет тебя с операционнoro стола и бросит куда-то в бесконечную темноту, и летишь в глубь ее, как звездочка в осеннюю ночь. Летишь и видишь, как гаснешь.

И все.

Ты уже во власти и воле людей, но для себя не существуешь.

Я почему-то думаю — так вот умирают люди. Может быть, и не так. Ведь ни один умерший человек не смог рассказать, как он умер.

Тогда я завидовал тем, кто быстро засыпал под наркозом. Очень тяжело засыпать долго. Минуло больше двадцати лет, а меня душит запахом больницы, в особенности хлороформом. Вот поэтому я не люблю заходить в аптеки и больницы.

Помню, в тот раз, с которого и началось все, я досчитал до семидесяти и канул во тьму.

Приходил в себя медленно. Где-то внутри меня происходила непонятная, трудная работа, словно диски сцепления в двигателе подсоединялись один к другому и мозг ненадолго включался.

Я начинал чувствовать, что мне душно, что я где-то лежу. И снова все отдалялось, проваливалось.

Но вот я еще раз почувствовал, что мне душно, что я лежу, и кругом тишина, и только пронзающий голо ву звон летит отовсюду.

Я напрягся и открыл глаза.

Посреди палаты было светло. Я долго смотрел туда, боясь закрыть глаза, чтобы снова не очутиться в темноте.

Горела лампа. Стекло на ней было прикрыто газетным абажуром, и я постепенно разглядел и увидел, что абажур повернут так, чтобы свет не падал на меня.

Мне почему-то стало приятно. Возле лампы спиной ко мне сидела девушка и читала книгу. Она в белом халате, поверх воротничка вроде бы темнела косынка. Волосы вытекали из-под белого платка на ее остренькие плечи.

Шелестели страницы. Девушка читала. А я смотрел на нее. Мне хотелось воды, чтобы омыть из горла тошноту, но я боялся вспугнуть девушку. Мне было до жалости приятно смотреть на нее и хотелось плакать. Я ведь был все равно что захмелелый, а хмельные русские люди всегда почему-то плачут или буянят.

И чем дольше я смотрел на девушку, тем больше меня охватывала эта умильная жалость и оттого, что лампа вот горит, и что вот девушка читает, и что я снова вижу все это, вернувшись невесть откуда.

И, наверное, заплакал бы, но тут девушка обернулась. Я отвел глаза и полуприкрыл их. Однако я слышал, как она отодвинула стул, как повернула абажурчик, и мне стало светлее. Слышал, как она пошла ко мне.

Я все слышал, но маскировался, сам не знаю, почему.

Она склонилась надо мной. И тут я увидел ее темные глаза с ослепительно яркими белками, разлетевшиеся на стороны брови, изогнутые ресницы, слепка припухлую, нравную губу, тоненькую шею, вокруг которой в самом деле была повязана цветная косынка. Нет, вру.

Она не повязана была. Халатик на девушке был с бортами, и косынка спускалась с шеи вдоль этих бортов. Из кармана халата торчал градусник с обвязанной бинтом верхушкой. А одна пуговица на халате была пришита черными полинявшим я нитками.

И еще на девушке была кофточка, тоже завязанная черной тесемочкой, как шнурок у ботинка — двумя петельками. А повыше петельки дышала ямка. Я видел, что она дышала, эта ямочка! Я все, все увидел разом, хотя в палате горела лампа, всего лишь семилинейная лампа.

Наверное, был еще какой-то свет, который озарил мне всю ее!

— Ну, как вы?

Я постарался бодро ответить:

— Ничего.

Девушка озабоченно и смешно сдвинула брови, которые никак не сдвигались, потому что очень уж разбрелись они в разные стороны, и подала мне воды. Я потянулся к стакану, по девушка отстранила мою руку, ловко подсунула мне под голову ладонь и приподняла меня.

Я выдул полный стакан воды, хотя пить не особенно хотелось. Она опросила:

— Вам дать снотворный?

— Не, — испугался я, застигнутый врасплох этим предложением, — я не хочу спать. — И, чего-то стесняясь, добавил: — Я уже наспался…

— Тогда лежите спокойно.

Oнa снова села за стол и раскрыла книгу. Но теперь я уже не решался долго смотреть на девушку. И только так, изредка, украдкой пробегал по ней глазами. Она сидела вполоборота, готовая прийти в любую секунду ко мне. Но я не звал ее, не решался.

В палате спали и бредили раненые солдаты. Некоторые скрежетали зубами, а Рюрик Ветров, бывший командир минометного расчета, все время невнятно командовал:

«Огонь! Огонь!.. Зараза! Вот зараза!.. Вот за-ра-за… Во-о-оза-ра-за-за-за…» Это уж всегда так: отвоюется наяву солдат, а во сне еще долго-долго продолжает воевать. Только во сне очень трудно стрелять. Всегда какая-нибудь неполадка стрясется: курок не спускается либо ствол змеевиком сделается.

А у Рюрика, видать, мина в «самоваре» зависла, вот он и ругается. Мину из трубы веревочной петлей достают. Опасно! Вот он и ругается. Война во сне очень нелепая, но она всегда заканчивается благополучно. Иной раз за ночь убьют раз десять, но все равно проснешься. Во сне воевать ничего, можно.

Я так и не решился позвать девушку. Я просто чуть-чуть шевельнулся, и она подошла. Подошла, положила ладошку на мой горячий лоб и ровно бы всего меня накрыла этой прохладной и мягкой-мягкой ладошкой, потому что всему мне сделалось сразу легче, нервная дрожь, смятение, духота и покинутость оставили меня, отдалились, утихли.

— Ну, как вы? — снова опросила она. И снова я сказал:

— Ничего… — Сказал и проклял себя за то, что никаких других слов на ум больше не приходило. — Ничего, — повторил я и заметил, что она собирается снять ладошку с моего лба и уйти. Я сглотнул слюну и чуть шевельнул пальцами здоровой руки: — Вы… вы какую книжку читаете?

— «Хаос». «Хаос» Ширванзаде. Читали?

— Не-ет. «Хаос» я не читал. А вот «Намус» читал. Эго вроде бы тоже Ширванзаде?

— По-моему, да.

Снова стало не о чем говорить. Я знал, что она вот-вот уйдет и заторопился:

— А я много книжек читал. — Мне тут же стало жарко, и я пролепетал: — Правда, много, разных, всяких… Ну, может, и нe так много… — И разом возненавидел себя за такое хвастовство, и отвернулся к стене, и отрешенно ковырнул стенку ногтем, уверенный, что девушка сейчас уйдет и будет вечно презирать меня.

1

Источник: https://www.booklot.ru/authors/astafev-viktor-petrovich/book/zvezdopad/content/266552-viktor-petrovich-astafev-zvezdopad/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector