Краткое содержание багульник яковлева точный пересказ сюжета за 5 минут

Герои Ю. Яковлева

Краткое содержание Багульник Яковлева точный пересказ сюжета за 5 минут

Серебрякова Валентина Алексеевна

Учитель русского языка и литературы.

Г. Шарыпово Красноярского края,

МАОУ СОШ №3

Тема урока: Герои Ю.Яковлева

Цели урока:

  • Познакомить с биографией Ю.Яковлева.
  • Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.
  • Научить детей рассуждать над мотивами поступков героев.
  • Привить интерес к детской литературе.

План урока:

  • Слово учителя.
  • Рассказ об авторе.
  • Беседа о произведении «Багульник»
  • Рассуждение над мотивами поступков героев.
  • Сообщения учащихся о прочитанных рассказах Ю.Яковлева.
  • Обобщение по уроку. Автор о своих героях.
  • Домашнее задание.

Оборудование урока: презентация

^

Эхо детства слышится во многих произведениях Юрия Яковлева.

Главными героями его рассказов являются дети, а сам автор так сказал об этом: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека» (Запись на доске)Сегодня, перелистывая страницы этой книги («Сборник рассказов Юрия Яковлева»), поучимся друг у друга : вы – у меня, я- у вас, понимать произведения писателя.

Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь. Проследим, как удается писателю в ребенке видеть завтрашнего взрослого человека.

2.Юрий Яковлевич Яковлев (1923—1996) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

Был призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде. Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. В автобиографии Юрий Яковлевич писал:

– Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране.

Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шёл на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию „Слава“ и бывал на погранзаставах Белоруссии.

Творческая деятельность началась с написания стихов. ^ Первая книга “Наш адрес” – детская книга, выпущена издательством Детгиз в 1949 году. Окончил Литературный институт им. М. Горького в 1952 г., уже будучи автором нескольких книг, членом Союза писателей.

Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.

^ Сегодня мы познакомимся с рассказом Ю.Яковлева «Багульник». Героем произведения является мальчик Коста. Учитель читает две страницы рассказа до слов «Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку.»Беседа с детьми.-Каким он видится в начале рассказа? (Неприятным, на уроках он зевал, морщил нос, открывал пасть, подвывал…) -Как к нему относятся одноклассники? ( Считают молчальником. «Нелюдимый, скрытный, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое. Дети не понимают Косту, он для них неинтересный человек)-Каково отношение учителя к мальчику? (Вызывает раздражение, нервное состояние, недовольство и злость. «Сидят такие ученики тихо, но каждое слово надо вытягивать клещами) Но однажды все забыли, что Коста «молчальник», и решили, что он волшебник. А учительница стала прислушиваться к нему с нескрываемым любопытством.-Что произошло? (Коста принес в класс веточки багульника, ежедневно менял воду, и..»веник» зацвел. Ставим в классе несколько веточек нераспустившихся веточек багульника, за неимением -любого деревца) Никто не ожидал от Косты ничего интересного и загадочного. Его поступок привлек к нему внимание и детей, и учителя.-Что нового о Косте узнала учительница, приглядевшись к нему? (После звонка Коста бегом, не задерживаясь ни на минуту, покидал школу.)И однажды учительница последовала за своим учеником .Учитель предлагает детям прочитать эпизоды рассказа самостоятельно. Дети разделены на четыре группы. Каждая группа читает только свой эпизод. Дети решают, кто из группы расскажет всем прочитанную историю.1-я группа. «Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку…»- история с Артюшей.2-я группа. «Теперь пришлось бежать три квартала…»-история с боксером.3-я группа. «В соседнем доме на первом этаже болел парнишка…» – история с таксой.4-я группа. «Дома уменьшились ростом. А спин стало совсем мало…» -история о собаке на берегу моря.После выступления детей продолжаем беседу.

^

-Какой Коста в общении с «питомцами»? (Быстрый, чуткий, способный жертвовать успехами в учебе, выносливый, добрый)-Почему Коста так легок в общении со своими «питомцами» и почти не находит общего языка с людьми? (Может быть, собаки в отличии от людей все понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно.)-Как вы думаете, почему в рассказе одноклассники мальчика не имеют имен? (Все одинаковы в отношении к Косте, равнодушны.)ЛИЧНОСТЬ –человек, имеющий свое лицо, свой взгляд на жизнь, носитель каких- либо свойств, качеств.-Как вы думаете, Коста – личность? (Да. Он имеет свою жизненную позицию – быть нужным! Он умеет увидеть нуждающегося в помощи и умеет увидеть , создать и донести до людей красоту.)Однажды Коста принес в класс темные веточки кустарника и своими стараниями превратил их в цветущий букет . ( Учитель незаметно меняет первый букет на распустившийся багульник, при его отсутствии набрасывает на любые веточки целлофановые ленточки, на которые прикреплены синие цветочки – возникает эффект распустившегося багульника).-Почему рассказ называется «Багульник»? (Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми. И красота души героя рассказа также раскрылась перед одноклассниками и читателями : «И она (учительница) шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в её глазах, как веточка багульника»).-Как вы считаете, Каким взрослым человеком станет Коста? (Милосердным – готовым помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.)Как нужны нам именно такие Люди!

^

Детям по группам были даны задания: прочитать определенные рассказы Юрия Яковлева и ответить на вопрос, какие качества будут у героев рассказа, когда они станут взрослыми.

«Мальчик с коньками» (Уметь чувствовать боль другого человека, быть неравнодушный)

Герой этого рассказа – внешне не привлекательный мальчик «Он худой и вытянутый…наполовину», «Какой- то нескладный..» стр5. Ему хочется скорее прийти на каток и встретить понравившуюся девочку, но непредвиденно вся жизнь его наполнилась новым содержанием.

Он встречается со взрослым человеком, у которого зашевелился осколок, оставшийся с фронта. Вначале мальчик вынужден помочь мужчине довести его до дома. Но затем он чувствует, что не должен, не может оставить раненого бойца. Он отчаянно вызывает скорую .

Но и после того, как Батюхова увезли в больницу, мальчик чувствует ответственность за него, дает телеграмму родным. Этот внешне некрасивый мальчик имеет красивую душу. Это непоседа. Только такие люди могут быть друзьями на всю жизнь, такие не предают.

И ,может быть, счастливы от того, что хорошо другим.

«Бамбус» ( нести ответственность за сделанное тобой)

Часто в жизни бывает так, что человек наносит обиду другому и не обращает на это внимания, забывает. Это равнодушный человек. Он заботится только о себе, своем спокойствии. Но есть люди, которые тяжело переживают, если им случится принести людям неприятности.

Писатель Яковлев в этом рассказе подсказывает нам, что извинится за свой поступок никогда не поздно, не стыдно. Напротив, если человек честен, он должен это сделать.

Бамбус – человек странного вида «Невысокого роста…» Он приехал в город детства с Крайнего севера, обзвонил всех одноклассников с целью найти свою учительницу пения, которую он обидел в 5 классе. Все эти годы он чувствовал стыд за сделанное.

Уезжая, он прощается с учителем, понимает, что она простила его, только тогда душа его как бы освободилась от тяжести сознания своей вины.

«Гонения на рыжих» (Верить в людей)

Главное в человеке не внешняя красота, а добрые человеческие качества. Но ведь они не видны сразу. А внешность! Хорошо, если человеку все равно, какой он. А если человек рыжий, да еще и девчонка, да еще и страдающая от этого. Тяжело такому человеку.

В своих поступках она – добра и отчаянна. Кормит в зоопарке тигров, ухаживает за зверями в цирке, или красит волосы в огненно – красный цвет, или стоит на карнизе третьего этажа. По- разному относятся к ней люди: обзывают, смеются.

Тане кажется ,что никогда никто ее не полюбит. Но на счастье, есть люди, умеющие увидеть в человеке красоту души, понять причину его поступков, помочь обрести веру в себя. Рядом с Таней оказались такие люди. Поверила девушка в себя.

И счастье оказалось возможным и реальным.

«Сердце земли» (Уметь ценить родное и близкое)

В рассказе автор говорит о том, что в детстве ребята не замечают, сколько сил, труда вкладывают матери в воспитание своих детей.

И потому дети бывают жестоки с матерью, не осознавая это, не задумываясь над своими словами и поступками по отношению к самому близкому человеке – маме. Слово «мама – святое слово. Такое же, как Родина, родная земля».

Автор просит нас задуматься над этими понятиями, просит нас делать добро нашим родным и близким сейчас, когда они рядом с нами.

«Собирающий облака» (Бороться за свое человеческое достоинство)

У мальчика в этом рассказе фамилия Малявкин, и все его дразнят – малявкой. Но это не самое неприятное в его жизни. Почему -то решили, что он виноват во всех прегрешениях на свете. Этот минус мешает мальчику жить.

Он хочет сделать что–нибудь такое хорошее, чтобы все забыли про этот минус и поняли, что он хороший человек. Однажды, когда вся школа собирала макулатуру, Малявкин собрал больше всех. Но оказалось, что это никому не нужно.

Эта бумага мокла под дождем, разлеталась по ветру. И, наконец, ее просто сожгли. Хорошо, что с этим мальчиком рядом оказался человек, который понял его переживания. От этого, конечно, стало легче на душе.

И облака, за которыми так любил наблюдать Малявкин, снова стали чистыми и причудливыми.

«А Воробьев стекло не разбивал» (Добиваться правды, не трусить)

«Рыцарь Вася» (Быть способным на смелый поступок, быт скромным, но не тюфяком)

«Реликвия» (Чтить прошлое, уважать истинные ценности)

^

Произведения Ю.Яковлева о людях, в душах которых происходит смятение чувств, переживания. Все это прошло и через душу самого автора. Ю.Яковлев писал : «Мои книги не только мой дом, но и моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам,- все это оставило след в моем творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах моих героев – мои мысли и чувства. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть они помогут тебе в жизни. Вспоминай мой «дом», моих друзей, а когда тебе станет грустно, постучи в мою дверь.»Скоро вы, мои ученики, станете взрослыми. Рядом с вами окажутся люди, влияющие на вашу жизнь, вашу карьеру.-Как вы хотите, какими душевными качествами они должны обладать? (Пониманием, добротой, умением оценить человека не по внешнему виду, а по душевным качествам.)-Требуя, ожидая подобных качеств от других людей, какими вы сами должны быть? (Быть такими же. )«Будь таким, и солнце улыбнется тебе, и ты почувствуешь себя счастливым», – утверждает писатель Юрий Яковлев.Юрий Яковлев – автор сценариев игровых и анимационных фильмов:

  • 1962 — «Мальчик с коньками»
  • 1969 — «Мы с Вулканом»
  • 1969 — «Умка»
  • 1970 — «Умка ищет друга»
  • 1972 — «Зимородок»
  • 1972 — «Капитан Джек»
  • 1973 — «Был настоящим трубачом»
  • 1974 — «Верный друг Санчо»
  • 1975 — «У меня есть лев»
  • 1975 — «Маленький сержант»
  • 1976 — «Колыбельная для мужчин»
  • 1977 — «Девочка, хочешь сниматься в кино?»
  • 1980 — «Мы смерти смотрели в лицо»
  • 1982 — «Родился я в Сибири»
  • 1982 — «Семеро солдатиков»
  • 1985 — «Площадь Восстания»
Читайте также:  Краткое содержание сказок салтыкова-щедрина за 2 минуты

6.Домашнее задание. Просмотрите некоторые мультфильмы по сценарию Ю.Яковлева. Напишите эссе о ваших впечатлениях после просмотра.

Источник: http://lit-yaz.ru/literatura/99647/index.html

Юрий Яковлев – Багульник

Юрий Яковлевич Яковлев

БАГУЛЬНИК

ШКОЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть – другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой – разгонял сон – и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

– Почему ты зеваешь?! – раздраженно спрашивала Женечка.

Она была уверена, что он зевает от скуки. Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. Зевал же потому, что всегда хотел спать.

Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду.

Он каждый день менял воду.

И Женечка посмеивалась.

Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почекузелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега.

Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.

– Багульник! – буркнул он и пошел прочь.

Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник.

И Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы – конским хвостиком, воротник – хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит… И долго еще не затихает стук подковок…

Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздавался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. Куда он мчался?

Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Очесы длинной шелковистой шерсти колыхались языками пламени. Но через некоторое время его встречали с другой собакой – под короткой шерстью тигрового окраса перекатывались мускулы бойца. А позднее он вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах. Головешка не вся обуглилась – над глазами и на груди теплились коричневые подпалины.

Чего только не говорили про Косту ребята!

– У него ирландский сеттер, – утверждали они. – Он охотится на уток.

– Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! – говорили другие.

Третьи смеялись:

– Не можете отличить таксы от боксера!

Были еще такие, которые спорили со всеми:

– Он держит трех собак!

На самом деле у него не было ни одной собаки.

А сеттер? А боксер? А такса?

Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем, играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой.

Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось.

Когда родители возвращались с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал под нос глаголы. Так он сидел запоздно. При чем здесь сеттеры, боксеры, таксы?

Коста же появлялся дома за пятнадцать минут до прихода родителей и едва успевал отчистить штаны от собачьей шерсти.

Впрочем, кроме трех собак, была еще и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки, большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы – ударом такой лапы можно сбить любую собаку – ступали медленно, устало.

С этой собакой Косту никто не видел.

Звонок с последнего урока – сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления.

И как зорко ни следила за ним Женечка, стоило ей на мгновение отвести глаза, как Коста исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался.

Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку. Она вылетела из класса, застучала подковками по лестничным ступеням и увидела его в тот момент, когда он несся к выходу. Она выскользнула в дверь и устремилась за ним на улицу. Прячась за спины прохожих, она бежала, стараясь не стучать подковками, а конский хвост развивался на ветру.

Она превратилась в следопыта.

Коста добежал до своего дома – он жил в зеленом облупившемся доме, исчез в подъезде и минут через пять появился снова. За это время он успел бросить портфель, не раздеваясь проглотить холодный обед, набить карманы хлебом и остатками обеда.

Женечка поджидала его за выступом зеленого дома. Он пронесся мимо нее. Она поспешила за ним. И прохожим не приходило в голову, что бегущая, слегка косящая девушка не Женечка, а Евгения Ивановна.

Коcта нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном. Он по звонил в дверь. И сразу послышалось какое-то странное подвывание и царапанье сильной когтистой лапы. Потом завывание перешло в нетерпеливый лай, а царапанье в барабанную дробь.

– Тише, Артюша, подожди! – крикнул Коста.

Дверь отворилась, и огненно-рыжий пес бросился на Коету, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок.

– Артюша, перестань!

Куда там! На лестнице послышался лай и грохот, и оба – мальчик и собака – с неимоверной скоростью устремились вниз. Они чуть не сбили с ног Женечку, которая едва успела прижаться к перилам. Ни тот, ни другой не обратили на нее внимания.

Артюша кружился по двору. Припадал на передние лапы, а задние подбрасывал, как козленок, словно хотел сбить пламя. При этом лаял, подскакивал и все норовил лизнуть Коету в шоку или в нос. Так они бегали, догоняя друг друга.

А потом нехотя шли домой.

Их встречал худой человек с костылем. Собака терлась о его единственную ногу. Длинные мягкие уши сеттера напоминали уши зимней шапки, только не было завязочек.

– Вот, погуляли. До завтра” – сказал Коста.

– Спасибо. До завтра.

Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костер.

Теперь пришлось бежать три квартала. До двухэтажного дома с балконом, который находился в глубине двора. На балконе стоял пес боксер. Скуластый, с коротким, обрубленным хвостом, он стоял на задних лапах, а передние положил на перила.

Источник: https://libking.ru/books/child-/children/24205-yuriy-yakovlev-bagulnik.html

Ю. Яковлев «Багульник»: краткое содержание рассказа?

Выбрать Загрузить файл Сомневаешься в ответе? Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Литература либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Подробнее: obrazovalka.ru

Общество — это сложная и постоянно развивающаяся система, в которой все элементы так или иначе связаны друг с другом. Общество оказывает огромное влияние на человека, участвует в его воспитании. Общественное мнение — это мнение большинства.

Неудивительно, что оно оказывает большое влияние на человека. Считается, что, если многие придерживаются какой-либо позиции, значит, она верна. Но так ли это на самом деле? Иногда общественное мнение касательно какого-нибудь случая, явления, человека может быть ошибочным.

Людям свойственно совершать ошибки, делать поспешные выводы.

Подробнее: www.kritika24.ru

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

Сочинение-рассуждение Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника.

Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.

Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (тема, идея, жанр); организовать работу с лексическим значением слов «молчальник», «раздражение», «милосердие», «милосердный», «личность».

Выбранный для просмотра документ Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева Багульник.pptx 2 слайд

Описание слайда:
В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. Ю.Яковлев   «…он менялся в её глазах, как веточка багульника» Ю.Яковлев

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

Ю.Я.Яковлев Ю.Я.Яковлев (1922-1995) — известный писатель, создавший немало произведений для детей и юношества. В его произведениях  интересные сюжеты, но очень значимо то, что они имеют большое воспитательное значение.

Читая рассказы, дети стремятся стать лучше, чище, порядочнее, походить на любимых своих героев. Поэтому так любят ребята читать рассказы Ю.Яковлева, а ещё смотреть мультфильмы по его произведениям. Например, про Умку.

Помните?

Подробнее: literatura-ege.ru

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

Молчаливый мальчик Коста постоянно зевает на уроках. Учительница Евгения Ивановна сердится на него и думает, что Коста показывает неуважение к ней. Однажды мальчик в класс принес три веточки и поставил в воду. Дети смеялись над Костой.

Читайте также:  Краткое содержание пруст под сенью девушек в цвету точный пересказ сюжета за 5 минут

Кто-то из детей хотел даже подмести ими пол. И вдруг веник покрылся листочками и сиреневыми маленькими цветками. Все удивились и разглядывали загадочное растение. Спросили у Косты: «Что за растение?» Мальчик неохотно ответил: «Багульник».

С этого времени ученики и учительница стали лучше относиться к Косте.

Подробнее: chitatelskij-dnevnik.ru

Произведение начинается со знакомства с главным героем рассказа — учеником по имени Коста. Свою характеристику мальчику дает учительница класса Евгения Ивановна. За внешность, которая больше напоминала образ девочки, за небольшой рост и растрепанный хвостик женщину за глаза прозвали Женечкой.

На российские экраны регулярно выходят новые сериалы с незатейливым, но трогательным сюжетом. Такие киноленты пользуются большой популярностью. Быть может, потому, что герои их — обычные люди с обычными проблемами, знакомыми каждому зрителю. Один из таких телевизионных фильмов – «Когда зацветет багульник». Актеры и роли перечислены далее в статье. Здесь также изложен сюжет.

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть – другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой – разгонял сон – и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

Речевое развитие учащихся. Развитие навыков беглого, выразительного, осознанного чтения художественных произведений. Формирование навыков комплексного анализа текста. — Почему мальчика считали молчальником? (Коста был нелюдимым, скрытным, никто не знал что у него на уме, хорошее или плохое)

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

Источник: http://www.chsvu.ru/yu-yakovlev-bagulnik-kratkoe-soderzhanie-rasskaza/

Ю. Яковлев, “Багульник”: краткое содержание

В приведенной ниже статье изложено краткое содержание “Багульника” Яковлева. Советский писатель, сценарист, журналист Юрий Яковлевич Яковлев всю свою жизнь посвятил созданию произведений для детей всех возрастов и очень гордился этим своим призванием. Им, в частности, был написан сценарий для знаменитого мультфильма про белого медвежонка Умку.

А рассказ, о котором мы хотим поведать, был опубликован в 1972 году.

Странный мальчик

Эта история увидена и рассказана одним из ее главных героев – молодой учительницей Евгенией Ивановной, которую за глаза все звали Женечкой. У нее в классе учился странный мальчик. Да и имя у него странное – Коста.

Мальчик, по мнению учительницы, вел себя безобразно.

Для любого учителя это зевание и было бы особенно оскорбительным – разве захочет спать ученик на интересном уроке? То есть Евгении Ивановне казалось, что зевает Коста от скуки. И это ее раздражало.

Но, кроме того, мальчик был неразговорчив и причины своей сонливости не объяснял. А однажды ранней весной он принес пучок каких-то прутиков и поставил в воду, в стеклянную банку. Нашлись желающие подмести пол этим импровизированным веником, но Коста отнял и снова поставил в воду.

Вскоре веточки зацвели. За окном еще не весь стаял снег, а на подоконнике:

Оказалось, что это был багульник. Он испускал аромат – тонкий и таинственный. Коста ненадолго стал в классе волшебником.

И Женечка стала присматриваться к мальчику. Странно, но едва успевал прозвенеть звонок с последнего урока, как Коста вскакивал с места и первым покидал класс. Хватал пальто в гардеробе и на ходу, ловя руками рукава, бежал из школы. Куда ж он так спешил?

Упомянем в кратком содержании “Багульника” Яковлева, что одноклассники болтали про Косту разное. Одни говорили, что видели, как он гулял с рыжим сеттером. Другие утверждали, что у него мощный боксер тигрового окраса. Третьи видели черно-коричневую малявку на кривых ногах – таксу. Получается, что у Косты было три собаки.

А его родители ни о каких псах и слыхом не слыхивали. Вернувшись с работы, они заставали сына за столом, бубнящего глаголы или решающего задачи. Им и в голову не могло прийти, что он сам вернулся только что и едва успел отчистить брюки от собачьей шерсти.

Женечкина погоня

Как развивались события, важно и для краткого содержания “Багульника” Яковлева. Куда срывался Коста? Куда так торопился? Этот вопрос тревожил молодую учительницу. И однажды она не выдержала и проследила за ним. Шла на расстоянии, стараясь не стучать каблучками.

Коста заскочил домой на пять минут лишь для того, чтобы бросить портфель и наскоро проглотить часть холодного обеда. Оставшееся он взял с собой. А потом выбежал из дома и нырнул в соседний переулок. Вошел в подъезд дома и позвонил в дверь. Женечка слышала, как лаяла и скреблась с той стороны собака, пока дверь не открыли.

Артюша

Веселый огненно-рыжий сеттер и Коста выбежали во двор, едва не сбив с ног учительницу. Впрочем, они даже не обратили на нее внимание. Пес был счастлив:

А хозяином Артюши, упомянем об этом в кратком содержании “Багульника” Яковлева, оказался человек с одной ногой и костылем. Вернувшись, Коста сказал ему “до завтра” и ушел.

Атилла

До следующего дома они – мальчик и Женечка следом, прошагали квартала три. На балконе двухэтажного дома стоял боксер тигрового окраса и ждал Косту. Мальчик подтащил от сарая к балкону лестницу, и по ней Атилла (так звали собаку) спустился на землю.

Коста вынул из карманов остатки обеда, завернутые в газету, покормил пса. А тот был голоден,

Женечка слышала, как вслед им дворничиха произнесла с неодобрением о хозяевах пса:

Лапоть

В одном из соседних домов жил парнишка. Он болел и был прикован к постели. Это у него обитала та самая такса – третья собака, с которой дружил и гулял Коста. Женя услышала, как больной мальчик сказал, что его мать собирается продать собаку, потому что некому гулять с ней по утрам. Подумав, Коста обещал забегать утром, но очень рано, до школы.

А потом они пошли с таксой по имени Лапоть гулять. А Женечка незаметно последовала за ними.

Отгуляв и с этим псом, Коста двинулся к морю. Женечка с трудом поспевала за ним: идти было трудно – перешагивая корявые сосновые корни, она сломала каблук.

Сенбернар у моря

На песчаных берегах сушились сети, лежали перевернутые лодки. Здесь, вглядываясь в морскую даль, словно ждала кого-то, стояла собака. У нее была большая голова, печальные глаза, тяжелые лапы и царственная львиная походка.

Коста уговаривал ее поесть – предлагал остатки обеда, принесенные из дома. Собака равнодушно жевала. Она понимала: ей надо выжить, чтобы дождаться хозяина. Потом она немного погуляла с мальчиком, и снова, усевшись у перевернутой лодки, принялась ждать. А Коста говорил ей:

Заметив учительницу, мальчик не удивился. Он объяснил:

И они вместе – учительница и мальчик, вернулись в город. Коста очень торопился. Ему надо было вернуться домой до прихода родителей и привести себя в порядок. И как ни в чем не бывало сесть за уроки. Дальше ему предстояло чтение глав из учебников и приготовление домашних заданий. Сидеть приходилось допоздна. Все бы ничего, но на другой день очень хотелось спать.

Коста торопился, но он помог Женечке с ее сломанным каблуком, прибив его – так, как умел.

А на другой день, не выдержав, Коста все-таки заснул на последнем уроке. Кто-то засмеялся. Но учительница строго сказала:

– Вы знаете, почему он уснул? … Я вам расскажу… Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших… Им надо помогать.

А когда прозвенел звонок, она разбудила его, и, мальчик, верный своему обещанию, тут же побежал к своим четвероногим друзьям.

Вот так заканчивается эта история. Мы привели краткое содержание рассказа “Багульник” Юрия Яковлева.

Главные герои

Кто такая Женечка? Это Евгения Ивановна – молодая учительница в классе, где учится Коста. Благодаря ее любопытству мы и узнаем историю Косты. Вот ее портрет:

Судя по сюжету, она любопытна, неугомонна. Добросовестна, неравнодушна и упряма. Поскольку не только обижается на то, что мальчик спит на уроках, но и решает проследить за ним. И проходит весь ежедневный маршрут Косты до конца. Женечка умеет сочувствовать:

А вот про внешность мальчика автор нам ничего не сообщает. Это неважно. Так непрезентабельные, невидные, никчемные, казалось бы, прутики, которые вдруг зацвели, стали волшебными, преобразились. Вот таким стал и Коста. И уже неважно, каким он был. Перестало иметь значение, что он с трудом переползал с тройки на тройку, засыпал на уроках и был молчальником. Главное – он умел дружить.

Вот все, что можно поведать в кратком содержании о главных героях “Багульника” Яковлева.

Идея произведения такова: не зависит от формы носа и разреза глаз человеческая доброта, милосердие и верность. И раскрывается она порой неожиданно – так же, как красота зацветающего багульника.

Кроме того, мальчик помогал не столько собакам, сколько людям, их хозяевам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Это был краткий пересказ “Багульника” Юрия Яковлева.

Источник: http://aikido-mariel.ru/article/382735/yu-yakovlev-bagulnik-kratkoe-soderjanie

План подготовки к изложению, 4 класс (“Багульник” Ю.Я.Яковлева)

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник»

Ю.В.Мурашко, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Первомайское

Юрий Яковлевич Яковлев (Ховкин)

советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде.

Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.

Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист.

Юрий Яковлевич Яковлев (Ховкин)

Багульник

Другие названия: клоповник, лесной розмарин, багун.

Обладает резким специфическим запахом

Багульник

Эфирное багульниковое масло может применяться при обработке кож, его можно использовать в мыловарении и парфюмерии

Запах свежих листьев и ветвей багульника отпугивает кровососущих насекомых, предохраняет меха и шерсть от моли

«Багульник»

  • Чтение текста, стр.46
  • Работа с лексическим значением отдельных слов (багульник, фиалки, из набухших пучок-узелков)
  • Тема произведения
  • Идея произведения (основная мысль)
  • Средства художественной выразительности

«Багульник»

Составление плана изложения

– О чём мы будем писать во вступлении? (о том как Костя принёс цветы)

– О чём будем писать в основной части? (прутики зацвели, описание цветов, уход зимы)

– Как закончим изложение? (ребята разглядывали, как цветет багульник)

«Багульник»

План текста (на доске):

1. Появление в классе необычных цветов

2. Необычное растение

3. Костя – волшебник

«Багульник»

Слова для справок: пучок, багульник, зацвели, светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки, из набухших почек- узелков, светло-зелёные, ложечкой, поблескивали кристаллики, толпились у окна, разглядывали, сладкий аромат, Костя волшебник

«Багульник»

Еще раз прочитайте внимательно текст. – Составим предложение(я), которые могли бы войти в 1-ую часть. ( Костя принес в класс пучок тонких прутиков багульника и поставил в банку с водой. Каждый день Костя менял воду.)

– Используя слова для справок, составим предложения для основной части.

– С какого предложения можно начать основную часть? ( Однажды прутики зацвели. Они покрылись маленькими светло-лиловыми цветами. Из набухших почек прорезались светло-зеленые листья.

Читайте также:  Краткое содержание пикуль нечистая сила точный пересказ сюжета за 5 минут

А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего снега.) – Как закончим изложение? ( Ребята толпились и разглядывали у окна пучок багульника, стараясь уловить тонкий аромат. Спрашивали, что за растение и почему оно цветет.

Все подумали, что Костя волшебник)

«Багульник»

Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний.

Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание (пучок, зацвели, похожими, прорезались, кристаллики, толпились)

«Багульник»

  • Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание

(Багульника, светло-лиловыми, похожими, прорезались, ложечкой, поблескивали, кристаллики, уходящего, разглядывали, волшебник)

«Багульник»

– Как оформляется каждая часть изложения? (каждая часть пишется с красной строки)

– При написании обратите внимание на слова, записанные на доске, на слова для справок. Если нужна помощь, поднимите руку. – Ещё раз внимательно прочитайте текст, мысленно его перескажите, закройте книгу и начинайте писать изложение. После записи изложения не забудьте проверить свою работу.

Запись текста.

Спасибо за работу на уроке

Источник: https://multiurok.ru/files/plan-podghotovki-k-izlozhieniiu-4-klass-baghul-nik.html

Читать онлайн «Багульник», автора Юрий Яковлев

Юрий Яковлев

БАГУЛЬНИК

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

— Почему ты зеваешь?! — раздраженно спрашивала Женечка.

Она была уверена, что он зевает от скуки. Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. Зевал же потому, что всегда хотел спать.

Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду.

Он каждый день менял воду.

И Женечка посмеивалась.

Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега.

Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.

— Багульник! — буркнул он и пошел прочь.

Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник.

И Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы — конским хвостиком, воротник — хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит… И долго еще не затихает стук подковок…

Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздавался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. Куда он мчался?

Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Очесы длинной шелковистой шерсти колыхались языками пламени. Но через некоторое время его встречали с другой собакой — под короткой шерстью тигрового окраса перекатывались мускулы бойца. А позднее он вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах. Головешка не вся обуглилась — над глазами и на груди теплились коричневые подпалины.

Чего только не говорили про Косту ребята!

— У него ирландский сеттер, — утверждали они. — Он охотится на уток.

— Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! — говорили другие.

Третьи смеялись:

— Не можете отличить таксы от боксера!

Были еще такие, которые спорили со всеми:

— Он держит трех собак!

На самом деле у него не было ни одной собаки.

А сеттер? А боксер? А такса?

Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем, играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой.

Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось.

Когда родители возвращались с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал под нос глаголы. Так он сидел запоздно. При чем здесь сеттеры, боксеры, таксы?

Коста же появлялся дома за пятнадцать минут до прихода родителей и едва успевал отчистить штаны от собачьей шерсти.

Впрочем, кроме трех собак, была еще и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки, большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы — ударом такой лапы можно сбить любую собаку — ступали медленно, устало.

С этой собакой Косту никто не видел.

Звонок с последнего урока — сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления.

И как зорко ни следила за ним Женечка, стоило ей на мгновение отвести глаза, как Коста исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался.

Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку. Она вылетела из класса, застучала подковками по лестничным ступеням и увидела его в тот момент, когда он несся к выходу. Она выскользнула в дверь и устремилась за ним на улицу. Прячась за спины прохожих, она бежала, стараясь не стучать подковками, а конский хвост развивался на ветру.

Она превратилась в следопыта.

Коста добежал до своего дома — он жил в зеленом облупившемся доме, исчез в подъезде и минут через пять появился снова. За это время он успел бросить портфель, не раздеваясь проглотить холодный обед, набить карманы хлебом и остатками обеда.

Женечка поджидала его за выступом зеленого дома. Он пронесся мимо нее. Она поспешила за ним. И прохожим не приходило в голову, что бегущая, слегка косящая девушка не Женечка, а Евгения Ивановна.

Коcта нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном. Он по звонил в дверь. И сразу послышалось какое-то странное подвывание и царапанье сильной когтистой лапы. Потом завывание перешло в нетерпеливый лай, а царапанье в барабанную дробь.

— Тише, Артюша, подожди! — крикнул Коста.

Дверь отворилась, и огненно-рыжий пес бросился на Косту, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок.

— Артюша, перестань!

Куда там! На лестнице послышался лай и грохот, и оба — мальчик и собака — с неимоверной скоростью устремились вниз. Они чуть не сбили с ног Женечку, которая едва успела прижаться к перилам. Ни тот, ни другой не обратили на нее внимания.

Артюша кружился по двору. Припадал на передние лапы, а задние подбрасывал, как козленок, словно хотел сбить пламя. При этом лаял, подскакивал и все норовил лизнуть Косту в шоку или в нос. Так они бегали, догоняя друг друга.

А потом нехотя шли домой.

Их встречал худой человек с костылем. Собака терлась о его единственную ногу. Длинные мягкие уши сеттера напоминали уши зимней шапки, только не было завязочек.

— Вот, погуляли. До завтра. — сказал Коста.

— Спасибо. До завтра.

Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костер.

Теперь пришлось бежать три квартала. До двухэтажного дома с балконом, который находился в глубине двора. На балконе стоял пес боксер. Скуластый, с коротким, обрубленным хвостом, он стоял на задних лапах, а передние положил на перила.

Боксер не сводил глаз с ворот. И когда появился Коста, глаза собаки загорелись темной радостью.

— Атилла! — крикнул Коста, вбегая во двор.

Боксер тихо взвизгнул. От счастья.

Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону.

Лестница была тяжелой. Мальчику стоило больших трудов поднять ее. И Женечка еле сдержалась, чтобы не кинуться ему на помощь.

Когда Коста наконец приставил лестницу к перилам балкона, боксер спустился по ней на землю. Он стал тереться о штаны мальчика. При этом поджимал лапу. У него болела лапа.

Коста достал припасы, завернутые в газету. Боксер был голоден.

Он ел жадно, но при этом посматривал на Косту, и в его глазах накопилось столько невысказанных чувств, что казалось, он сейчас заговорит.

Когда собачий обед кончился, Коста похлопал пса по спине, прицепил к ошейнику поводок, и они отправились на прогулку.

Отвисшие углы большого черногубого рта собаки вздрагивали от пружинистых шагов. Иногда боксер поджимал больную лапу.

Женечка слышала, как дворничиха им вслед сказала:

— Выставили собаку на балкон и уехали. А она хоть помирай с голоду! Люди ведь!..

Когда Коста уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности. Его морда была в темных морщинах, лоб пересекала глубокая складка. Он молча шевелил обрубком хвоста.

Женечке вдруг захотелось остаться с этой собакой. Но Коста спешил дальше.

В соседнем доме на первом этаже болел парнишка — был прикован к постели. Это у него была такса — черная головешка на четырех ножках. Женечка стояла под окнами и слышала разговор Косты и больного мальчика.

— Она тебя ждет, — говорил больной.

— Ты болей, не волнуйся, — слышался голос Косты.

— Я болею… не волнуюсь, — отвечал больной. — Может быть, я отдам тебе велосипед, если не смогу кататься.

— Мне не надо велосипеда.

— Мать хочет продать Лаптя. Ей утром некогда с ним гулять.

— Приду утром, — после некоторого раздумья отвечал Коста. — Только очень рано, до школы.

— Тебе не попадет дома?

— Ничего… тяну… на тройки… Только спать хочется, поздно уроки делаю.

— Если я выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.

— Выкарабкивайся.

— Ты куришь? — спрашивал больной.

— Некурящий, — отвечал Коста.

— И я некурящий.

— Ну, мы пошли… Ты болей… не волнуйся. Пошли, Лапоть!

Таксу звали Лаптем. Коста вышел, держа собаку под мышкой.

И вскоре они уже шагали по тротуару. Рядом с сапогами, ботинками, туфлями на кривых ножках семенил черный Лапоть.

Женечка шла за таксой. И ей казалось, что это пламенно-рыжая собака обгорела и превратилась в такую головешку. Ей захотелось заговорить с Костой. Расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее гл …

Источник: https://knigogid.ru/books/798260-bagulnik/toread

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector