Краткое содержание чапек война с саламандрами точный пересказ сюжета за 5 минут

Карел Чапек «Война с саламандрами»

Карел Чапек «Война с саламандрами» – роман-памфлет

История создания. Лето 1935 года…

Жена Чапека, актриса и писатель­ница Ольга Шайнпфлюгова (их брак был официально оформлен только что, 26 августа) свидетельствует: «Ча­пек писал утопический роман «Война с саламандрами», просиживал над ним до глубокой ночи, не замечая ни позднего времени, ни усталости.

Это была ирония, ужас перед механической полуобразованностью; страх перед агрессивностью оглупленной толпы, перед захватниче­ским инстинктом массы, разрушающей берега цивили­зации; пророчество гибели, которой грозили миру ново­явленные лозунги фашизма и сонное безразличие стра­жей старого порядка».

Перед свадьбой будущие супруги укрылись от любо­пытных взглядов в тихой гостинице на окраинной улице известного курорта. Комнаты — рядом, две рукописи — на столах. Среди нескольких знакомых — выдающийся филолог, впоследствии — академик, Ян Мукаржовский.

«Карловы Вары, чудесное лето,— вспоминает он,— Чапек с пани Ольгой Шайнпфлюговой лечится и пишет. Мы встречаемся ежедневно. Чапек пишет «Войну с са­ламандрами». Но пока лишь неопределенно упоминает о «романе», а что в этом романе будет — не говорит.

Как всякий усердный труженик, он выражает то удовле­творение, то неудовлетворение тем, «как ему сегодня писалось». Потом неожиданная встреча с брненским профессором В.

(Франтишек Вейр),правоведом, которого Чапек упорно расспраши­вает: «Видите ли, у меня в романе этакие странные создания, животные, которые постепенно становятся людьми. Возникают сложные вопросы их правового ста­тута, такие-то и такие.

Возможно ли в смысле правовых норм то решение, которое я даю?» На вопрос, что это за создания и о чем в романе идет речь, Чапек отказывается отвечать…».

Впервые он заговорил об этом в статье «Ничего но­вого», которую 27 сентября 1935 года отослал редакто­рам сборника «День мира» Максиму Горькому и Миха­илу Кольцову: «Сегодня я кончил последнюю главу своего утопического романа. Герой этой главы — нацио­нализм.

Действие весьма просто: гибель мира и людей. Это отвратительная глава, основанная только на логике. Да, это должно так кончиться: «Ничуть не космическая катастрофа, а только соображения государственные, экономические, престижные и т. п.

Против этого нельзя ничего сделать» (то есть поскольку эти соображения пользуются признанием).

Сатира — самое плохое, что человек может сказать людям,— это значит не обвинять их, а только делать выводы из актуальной действительности и мышления». Сохранились черновые наброски плана романа, где можно прочесть такие пункты:

Государства и саламандры.

Женева и саламандры.

Церковь и саламандры.

Нравственность и саламандры.

Сюжет и композиция. В идейном фокусе «Войны с саламандрами», как и в других социально-философских сатирах Чапека, нахо­дится многозначный символический образ-модель, кото­рый постепенно обнаруживает все новые свои грани.

В иносказательном собирательном образе саламандр объединились черты роботов из пьесы «R.U.R» и чело­векоподобных бабочек, жуков, муравьев, выведенных братьями Чапек в пьесе «Из жизни насекомых». Две сквозные темы творчества Карела Чапека: человек и машина, человек и животное — слились воедино.

Сюжет и композиция романа как бы по этапам раскрывают смысл этого образа.

В первой книге романа саламандры — сенсационная новинка. Показывая, как мир откликается на нее, писатель блестяще пародирует приключенческие рома­ны, голливудские сценарии, буржуазную прессу и опусы псевдоученых. Эксплуатация саламандр еще выглядит романтической авантюрой. Преобладающие интона­ции — ирония и юмор.

Вторая книга в сатирической форме воспроизводит историю развития капитализма от эпохи первоначально­го накопления до современной империалистической ста­дии.

Саламандры предстают в первую очередь жертвами колониального грабежа и стандартизации производства.

При этом писатель расширяет диапазон сатиры и под­вергает бичующей критике буржуазную экономику и политику, юридические установления, нравы, религию, науку, литературу, искусство, школу.

В третьей книге внимание автора сосредоточено на международной политической обстановке середины 30-х годов, а саламандры становятся символом фашизма. Эта часть приобретает характер трагического гротеска.

Писатель раскрывает не только прямую политическую и экономическую связь фашизма с интересами моно­полистического капитала, но и духовное родство со­временного буржуазного общества и нацистского варвар­ства.

Еще до нападения фашистской Италии на Эфио­пию и германо-итальянской агрессии в Испании Чапек разоблачает преступную политику невмешательства, предсказывает бессилие и крах Лиги Наций. Конферен­ция в Вадузе оказалась сатирическим предвосхищением Мюнхенской конференции.

Роман чешского писателя поражает широтой охвата действительности: это весь земной шар, поставленный перед читателем, как вращающийся на своей оси на­стольный глобус, и отраженный в кривом зеркале смеха.

В решении сложной задачи создания своего рода все­мирного сатирического обозрения писателю помогли многолетний опыт газетчика, энциклопедическая эрудиция, личное знакомство с жизнью многих стран мира.

Жанровое своеобразие. «Война с саламандрами» — синтез и развитие худо­жественных находок, сделанных Чапеком ранее в малых литературных жанрах: газетном памфлете, фельетоне, путевом очерке, прозаической басне, афоризме.

Чапек писал, что газета — «ежедневное чудо», ибо она охваты­вает «хаотическое сосуществование» политики, кошек, моря, социализма и Чешских Будейовиц».

Газетный принцип «актуального реализма», одновременного соче­тания и смешения самого разнообразного материала лег в основу композиции романа и особенно его второй книги, представляющей собою как бы разросшуюся до масштабов эпического повествования газетную страни­цу.

Однако кажущийся хаос событий и фактов подчинен в «Войне с саламандрами» единой идее, и в калейдо­скопе явлений отчетливо прослеживается объективная закономерность истории. Схватывая, как фотообъекти­вом, то один, то другой эпизод, писатель показывает, что лихорадочная деятельность, обуявшая буржуазный мир,— это пляска на огнедышащем вулкане.

Рисуя «родовой» портрет капитализма, Чапек остро подмечает «национальные» особенности — высокомерие и твердолобость английских колонизаторов, парламен­тариев и дипломатов, продажность французских полити­канов, холодную жестокость немецких расистов, уродли­вую печать американского образа жизни на молодых пассажирах яхты «Глория Пикфорд» и линчевателях саламандр.

В «Письмах из Англии» Чапек, фигурально говоря, не осмелился вступить в здание британского парламента. Его очерки, посвященные вещам вокруг нас и тому, как они делаются, ограничиваются изображением повседневного быта человека, миром искус­ства и прессы.

В «Войне с саламандрами» писатель показал, как делается буржуазная экономика и полити­ка, провел читателя за кулисы парламентов и правитель­ственных кабинетов.

«Война с саламандрами» не только научно-фанта­стический и сатирический роман, но и роман-памфлет, «роман с ключом». Здесь множество намеков на реаль­ные события и конкретные исторические личности.

Несмотря на эту памфлетную злободневность, не следу­ет от каждой сцены, от каждого персонажа проводить непосредственную параллель к какому-либо определенному лицу или факту.

На животрепещущем материале современности Чапек сумел создать произведение боль­шой обобщающей силы.

Стремясь к типизации, но одновременно желая под­черкнуть актуальность своей сатиры, писатель нарочито ставит рядом подлинные и вымышленные имена, соз­нательно перетасовывает их, прибегает к намеренным анахронизмам.

Упоминание реальных исторических лиц усиливает ощущение достоверности и правдоподо­бия описываемых событий, их «узнаваемость», а нарочи­тыми сдвигами во времени и пространстве достигается своеобразный юмористический эффект.

Так, француз­ский посол в Германии Франсуа Понсо оказывается по воле автора морским министром, а лордом адмирал­тейства современной Великобритании становится Френ­сис Дрейк.

В фантастическом памфлете Чапека с необычайной силой проявился его дар пародиста. По сути дела, весь роман представляет собой пародию на капитали­стическую цивилизацию в ее прошлом, настоящем и будущем.

Главный объект пародирования, как и в чапековских побасенках и афоризмах 20 — 30-х годов,— ограниченность, односторонность, узость суждений от­дельных лиц, профессиональных групп и партий ка­питалистического мира, забывающих из-за своих эгои­стических интересов общие интересы человечества. Как и в философской трилогии, Чапек исходит из плюралистического восприятия мира.

Однако множест­венность точек зрения, калейдоскоп мнений, хаотиче­ская разноголосица отнюдь не служат утверждению непознаваемости объективных общественных процессов. Цель здесь иная, сатирическая.

Владея в совершенстве стилистическими богатствами языка и прекрасно зная шаблонные обороты обществен­но-политического и научного обихода, Чапек блестяще пародирует и газетные заметки, и научные трактаты, и политические лозунги, и высказывания популярных личностей. Вероятно, ни Бернард Шоу, ни Тосканини не отказались бы от приписываемых им парадоксов, а Тони Вайсмюллер и Мей Уэст ответили бы на газетную анкету почти теми же словами, какими ответил за них автор «Войны с саламандрами».

Соединив в «Войне с са­ламандрами» научную фантастику с памфлетом, па­родией и бурлеском, Чапек решил сложную жан­ровую задачу. Памфлет, пародия, бурлеск — во многом родствен­ные художественные формы.

Все они связаны с наличи­ем двух планов изображения и соответственно двуплано-востью читательского восприятия: через непосредствен­но воспринимаемые картины просвечивает план реаль­ных «прообразов», заведомо известных читателю…».

В романах Чапека созданный при помощи «науч­но-фантастического допущения» вымышленный мир приобретал черты непосредственной, а не только обоб­щенно-философской сатиры на мир подлинный. Фикция вымышленного мира рассекречивалась. В него вписыва­лись сатирические «зарисовки с натуры».

Система персонажей и их прототипы. В романе Чапека нет единого центрального героя. Даже фигуры капитана ван Тоха, директора Бонди и швейцара Повондры, наиболее рельефно обрисованные им, все же эпизодичны, Но в замысле книги им отведена особая роль. Ван Тох и Бонди — олицетворение двух исторических эпох капитализма: эпохи свободной конкуренции и эпохи монополий.

Не вызывает сомнения, что симпатии автора на стороне честного и грубовато-добродушного ван Тоха. Но и его писатель не идеализирует.

Ведь подобные ему рыцари золотого века капитализма, овеянные авантюрно-ро­мантическим духом произведений Джека Лондона и Джозефа Конрада, подготовили тот организованный ко­лониальный грабеж, который осуществляется затем монополиями типа синдиката «Саламандра».

О реальном прототипе ван Тоха рассказывает писа­тель Эдуард Валента: «В 1929—1930 годах мы с моим редакционным другом Бедржихом Голомбеком сделали литературную запись по рассказам слесаря Дна Вельцля, прожившего 30 лет на острове Новая Сибирь, где он был даже эскимосским вождем, и затем вы­пустили две книги о его жизни на Севере. Книги вышли на нескольких языках, и одна из них («Три­дцать лет на золотом Севере») получила в Америке премию в 10 000 долларов как лучшая книга года… Предисловие к американскому изданию написал Карел Чапек, который (единственный у нас!) сразу же понял, что фантастическая жизнь Вельцля не придумана… Чапековский капитан ван Тох точно копирует внешний облик и манеру речи Вельцля. Вельцль вдохновил Чапека на создание этого персонажа. Когда Чапек решил писать «Войну с саламандрами», он приехал ко мне и Голомбеку в Брно, ознакомил нас со своим замыслом, расспросил нас о фигуре Вельцля и, чтобы было ясно, что идет на умышленный «плагиат», попросил разрешения вывести в романе и нас под полными именами. Там и в самом деле в начале романа появляются редакторы Голомбек и Валента (я), более того, в их разговоре есть и упоминание о Вельцле — таким щепетильным был Чапек в вопросах художествен­ной честности…».

Читайте также:  Краткое содержание брэдбери земляничное окошко точный пересказ сюжета за 5 минут

А прототип образа швейцара Повондры — приврат­ник, курьер и «секретарь» пражской редакции «Лидовых новин» Рудольф Ондрак, который вел «Памятную книгу», куда вклеивал вырезки из газет, хроникальные сообщения, письма читателей, сам вспоминает Чапека периода работы над романом: «В редакцию он приходил ненадолго. Зато ежедневно.

Приносил статью или фельетон, спрашивал, что нового… Слышу его точно сейчас: «Как дела, пан Ондрак? Все в порядке?» Иногда я приносил ему ужин, он садился за пись­менный стол и углублялся в чтение. В пору работы над «Саламандрами» он изучал всякую всячину. Знаете, разные там книги о Тихом океане, о морских живот­ных…

» В «Памятной книге» сохранилось письмо какого-то буржуа, причислявшего писателя к «вождям большевизма». «Вы сегодня не можете себе представить, как нападали на Чапека аграрии, национальные де­мократы — в общем, правые,— комментировал Онд­рак.— И особенно после того, как он написал «Войну с саламандрами», в которой боролся с фашистами.

Сколько он получал оскорбительных писем…».

В романе Повондра — типичный мещанин по миро­созерцанию. Чапек 20—30-х годов сознательно ори­ентировался на средние слои общества, ища в них читателя и героя. Нередко добродушно подсмеиваясь над мелким буржуа, писатель сочувствовал ему, отстаи­вал его право на существование.

И в то же время ненавидел в нем собственника и эгоиста. Образ швей­цара Повондры свидетельствует о том, что Чапек на­чинал понимать, какую социальную опасность таит в себе политическая слепота мещанства.

Повондра, приходящий в ужас от катастрофы, которую, по его мнению, он навлек на человечество, не видит ее под­линного виновника, остается духовно преданным своему хозяину Бонди.

Идея и проблематика.

Источник: https://refdb.ru/look/2998458.html

Карел Чапек – Война С Саламандрами

Капитан судна «Кандон-Баддунг» Вантах, занимающийся промыслом жемчуга возле береговСуматры, неожиданно обнаруживает на острове Танамас удивительную бухту Дэвл-Бэй.По свидетельству местных жителей, там водятся черти. Однако капитан находит там разумныхсуществ — это саламандры. Они черные, метр-полтора в высоту и с виду похожина тюленей.

Капитан приручает их тем, что помогает раскрывать раковины с их любимымлакомством — моллюсками, и они вылавливают ему горы жемчуга. Тогда Вантах берет в своейсудоходной компании отпуск и едет на родину, где встречается со своим Земляком,преуспевающим бизнесменом Г. X. Бонди.

Капитану Вантаху удается убедить богача пуститьсяв предлагаемую им рискованную авантюру, и вскоре цена на жемчуг из-за резко возросшейдобычи начинает падать.Тем временем проблема саламандр начинает интересовать мировое общественное мнение. Сначалаходят слухи, будто Вантах развозит по свету чертей, затем появляются научные и околонаучныепубликации.

Ученые приходят к выводу, что обнаруженные капита ном Вантахом саламандры —это считавшийся вымершим вид Аndrias Scheuchzeri.Одна из саламандр попадает в лондонский зоопарк.

Как-то она заговаривает со сторожем,представившись как Эндрью Шейхцер, и тут все начинают понимать, что саламандры — разумныесущества, способные говорить, причем на разных языках, читать и даже рассуждать. Однако жизньставшей сенсацией зоологического сада саламандры оканчивается трагически: посетителиперекармливают ее конфетами и шоколадом, и она заболевает катаром желудка.

Вскоре происходит собрание акционеров Тихоокеанской экспортной компании, занимающейсяэксплуатацией саламандр. Собрание чтит память скончавшегося от апоплексического ударакапитана Вантаха и принимает ряд важных решений, в частности о прекращении добычи жемчугаи об отказе от монополии на саламандр, которые так быстро плодятся, что их невозможнопрокормить.

Правление компании предлагает создать гигантский синдикат «Саламандра» дляширокомасштабной эксплуатации саламандр, которых планирует использовать на различныхстроительных работах в воде. Саламандр развозят по всему свету, поселяя их в Индии,Китае, Африке и Америке.

Кое-где, правда, проходят забастовки в знак протеста противвытеснения с рынка человеческой рабочей силы, но монополиям выгодно существованиесаламандр, поскольку благодаря этому можно расширить производство необходимых саламандраморудий труда, а также продуктов сельского хозяйства.

Высказываются также опасения, чтосаламандры создадут угрозу для рыболовства и своими подводными норами подроют берегаматериков и островов.Между тем эксплуатация саламандр идет полным ходом.

Разработана даже градация саламандр:лидинг, или надсмотрщики, самые дорогие особи; хэви, предназначенные для самых тяжелых физическихработ; тим — обыкновенные «рабочие лошадки» и так далее. От принадлежностик той или иной группе зависит и цена. Процветает также нелегальная торговля саламандрами.

Человечество изобретает все новые и новые проекты, для осуществления которых можноиспользовать этих животных.Параллельно проводятся научные конгрессы, обменивающиеся информацией в области какфизиологии, так и психологии саламандр.

Разворачивается движение за систематическоешкольное образование расплодившихся саламандр, возникают дискуссии, какое образование следуетдавать саламандрам, на каком языке они должны говорить и т. п. Появляется международнаяЛига покровительства саламандрам, которая ставит своей целью построить отношения междучеловечеством и саламандрами на началах приличия и гуманности.

Принимается связанноес саламандрами законодательство: раз они мыслящие существа, то должны сами отвечатьза свои поступки. Вслед за изданием первых законов о саламандрах появляются люди,требующие признать за саламандрами и определенные права.

Однако никому не Приходитв голову, что «саламандровый вопрос» может иметь крупнейшее международное значениеи что с саламандрами придется иметь дело не только как с мыслящими существами,но и как с единым саламандровым коллективом или даже нацией.Вскоре численность саламандр достигает семи миллиардов, и они заселяют свыше шестидесятипроцентов всех побережий земного шара.

Растет их культурный уровень: выпускаются подводныегазеты, возникают научные институты, где трудятся саламандры, строятся подводные и подземныегорода. Правда, саламандры сами ничего не производят, но люди продают им все вплотьдо взрывчатых веществ для подводных строительных работ и оружия для борьбы с акулами.

Вскоре саламандры осознают собственные интересы и начинают давать отпор людям, вторгающимсяв сферу их интересов. Одним из первых возникает конфликт между объедавшими садысаламандрами и крестьянами, недовольными как саламандрами, так и политикой правительства.Крестьяне начинают отстрел мародерствующих саламандр, на что те выходят из моряи пытаются отомстить.

Нескольким ротам пехоты с трудом удается их остановить,в отместку они взрывают французский крейсер «Жюль Фламбо». Через некоторое времянаходившийся в Ла-Манше бельгийский пассажирский пароход «Уденбург» подвергаетсянападению саламандр — оказывается, это английские и французские саламандрыне поделили что-то между собой.

На фоне разобщенности человечества саламандры объединяются и начинают выступатьс требованиями уступить им жизненное пространство. В качестве демонстрации силы ониустраивают землетрясение в Луизиане. Верховный Саламандр требует эвакуировать людейс указанных им морских побережий и предлагает человечеству вместе с саламандрамиразрушать мир людей. У саламандр действительно большая власть над людьми: они могутблокировать любой порт, любой морской маршрут и тем самым уморить людей голодом. Так, ониобъявляют полную блокаду Британских островов, и Великобритания вынуждена в ответ объявитьсаламандрам войну. Однако боевые действия саламандр гораздо более успешны — они простоначинают затапливать Британские острова.Тогда в Вадузе собирается всемирная конференция по урегулированию, и адвокаты,представляющие саламандр, предлагают пойти на все их условия, обещая, что «затоплениеконтинентов будет проводиться постепенно и с таким расчетом, чтобы не доводить делодо паники и ненужных катастроф». Тем временем затопление идет полным ходом.А в Чехии живет-поживает пан Повондра, швейцар в доме Г. X. Бонди, который в своевремя мог не пустить капитана Вантаха на порог и тем самым предотвратить вселенскуюкатастрофу. Он чувствует, что именно он виноват в случившемся, и радует его лишь то,

что Чехия расположена далеко от моря. И вдруг он видит в реке Влтаве головусаламандры…В последней главе автор беседует сам с собой, пытаясь придумать хоть какой-то способспасения человечества, и решает, что «западные» саламандры пойдут войнойна «восточных», в результате чего будут полностью истреблены. А человечество станетвспоминать этот кошмар как очередной потоп.

На нашем сайте Вы найдете значение “Карел Чапек – Война С Саламандрами” в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карел Чапек – Война С Саламандрами, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква “К”. Общая длина 62 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1397439-karel-chapek—voyna-s-salamandrami

Краткое содержание романа Чапека “Война с саламандрами”

Капитан судна “Кандон-Баддунг” Вантах, занимающийся промыслом жемчуга возле берегов Суматры, неожиданно обнаруживает на острове Танамас удивительную бухту Дэвл-Бэй. По свидетельству местных жителей, там водятся черти. Однако капитан находит там разумных существ – это саламандры. Они черные, метр-полтора в высоту и с виду похожи на тюленей.

Капитан приручает их тем, что помогает раскрывать раковины с их любимым лакомством – моллюсками, и они вылавливают ему горы жемчуга. Тогда Вантах берет в своей судоходной компании отпуск и едет на родину, где встречается со своим Земляком, преуспевающим бизнесменом Г. X. Бонди.

Капитану Вантаху удается убедить богача пуститься в предлагаемую им рискованную авантюру, и вскоре цена на жемчуг из-за резко возросшей добычи начинает падать.

Тем временем проблема саламандр начинает интересовать мировое общественное мнение. Сначала ходят слухи, будто Вантах развозит по свету чертей, затем появляются научные и околонаучные публикации. Ученые приходят к выводу, что обнаруженные капитаном Вантахом саламандры – это считавшийся вымершим вид Аndrias Scheuchzeri.

Одна из саламандр попадает в лондонский зоопарк.

Как-то она заговаривает со сторожем, представившись как Эндрью Шейхцер, и тут все начинают понимать, что саламандры – разумные существа, способные говорить, причем на разных языках, читать и даже рассуждать.

Однако жизнь ставшей сенсацией зоологического сада саламандры оканчивается трагически: посетители перекармливают ее конфетами и шоколадом, и она заболевает катаром желудка.

Вскоре происходит собрание акционеров Тихоокеанской экспортной компании, занимающейся эксплуатацией саламандр.

Собрание чтит память скончавшегося от апоплексического удара капитана Вантаха и принимает ряд важных решений, в частности о прекращении добычи жемчуга и об отказе от монополии на саламандр, которые так быстро плодятся, что их невозможно прокормить.

Правление компании предлагает создать гигантский синдикат “Саламандра” для широкомасштабной эксплуатации саламандр, которых планирует использовать на различных строительных работах в воде. Саламандр развозят по всему свету, поселяя их в Индии, Китае, Африке и Америке.

Кое-где, правда, проходят забастовки в знак протеста против вытеснения с рынка человеческой рабочей силы, но монополиям выгодно существование саламандр, поскольку благодаря этому можно расширить производство необходимых саламандрам орудий труда, а также продуктов сельского хозяйства. Высказываются также опасения, что саламандры создадут угрозу для рыболовства и своими подводными норами подроют берега материков и островов.

Между тем эксплуатация саламандр идет полным ходом.

Разработана даже градация саламандр: лидинг, или надсмотрщики, самые дорогие особи; хэви, предназначенные для самых тяжелых физических работ; тим – обыкновенные “рабочие лошадки” и так далее.

От принадлежности к той или иной группе зависит и цена. Процветает также нелегальная торговля саламандрами. Человечество изобретает все новые и новые проекты, для осуществления которых можно использовать этих животных.

Параллельно проводятся научные конгрессы, обменивающиеся информацией в области как физиологии, так и психологии саламандр. Разворачивается движение за систематическое школьное образование расплодившихся саламандр, возникают дискуссии, какое образование следует давать саламандрам, на каком языке они должны говорить и т. п.

Появляется международная Лига покровительства саламандрам, которая ставит своей целью построить отношения между человечеством и саламандрами на началах… приличия и гуманности. Принимается связанное с саламандрами законодательство: раз они мыслящие существа, то должны сами отвечать за свои поступки.

Вслед за изданием первых законов о саламандрах появляются люди, требующие признать за саламандрами и определенные права.

Читайте также:  Краткое содержание куприн молох точный пересказ сюжета за 5 минут

Однако никому не Приходит в голову, что “саламандровый вопрос” может иметь крупнейшее международное значение и что с саламандрами придется иметь дело не только как с мыслящими существами, но и как с единым саламандровым коллективом или даже нацией.

https://www.youtube.com/watch?v=_zh7wXnz8xc

Вскоре численность саламандр достигает семи миллиардов, и они заселяют свыше шестидесяти процентов всех побережий земного шара.

Растет их культурный уровень: выпускаются подводные газеты, возникают научные институты, где трудятся саламандры, строятся подводные и подземные города.

Правда, саламандры сами ничего не производят, но люди продают им все вплоть до взрывчатых веществ для подводных строительных работ и оружия для борьбы с акулами.

Вскоре саламандры осознают собственные интересы и начинают давать отпор людям, вторгающимся в сферу их интересов. Одним из первых возникает конфликт между объедавшими сады саламандрами и крестьянами, недовольными как саламандрами, так и политикой правительства.

Крестьяне начинают отстрел мародерствующих саламандр, на что те выходят из моря и пытаются отомстить. Нескольким ротам пехоты с трудом удается их остановить, в отместку они взрывают французский крейсер “Жюль Фламбо”.

Через некоторое время находившийся в Ла-Манше бельгийский пассажирский пароход “Уденбург” подвергается нападению саламандр – оказывается, это английские и французские саламандры не поделили что-то между собой.

На фоне разобщенности человечества саламандры объединяются и начинают выступать с требованиями уступить им жизненное пространство. В качестве демонстрации силы они устраивают землетрясение в Луизиане. Верховный Саламандр требует эвакуировать людей с указанных им морских побережий и предлагает человечеству вместе с саламандрами разрушать мир людей.

У саламандр действительно большая власть над людьми: они могут блокировать любой порт, любой морской маршрут и тем самым уморить людей голодом. Так, они объявляют полную блокаду Британских островов, и Великобритания вынуждена в ответ объявить саламандрам войну.

Однако боевые действия саламандр гораздо более успешны – они просто начинают затапливать Британские острова.

Тогда в Вадузе собирается всемирная конференция по урегулированию, и адвокаты, представляющие саламандр, предлагают пойти на все их условия, обещая, что “затопление континентов будет проводиться постепенно и с таким расчетом, чтобы не доводить дело до паники и ненужных катастроф”. Тем временем затопление идет полным ходом.

А в Чехии живет-поживает пан Повондра, швейцар в доме Г. X. Бонди, который в свое время мог не пустить капитана Вантаха на порог и тем самым предотвратить вселенскую катастрофу. Он чувствует, что именно он виноват в случившемся, и радует его лишь то, что Чехия расположена далеко от моря. И вдруг он видит в реке Влтаве голову саламандры…

В последней главе автор беседует сам с собой, пытаясь придумать хоть какой-то способ спасения человечества, и решает, что “западные” саламандры пойдут войной на “восточных”, в результате чего будут полностью истреблены. А человечество станет вспоминать этот кошмар как очередной потоп.

Краткое содержание романа Чапека “Война с саламандрами”

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание романа Уэллса “Война миров” В 1877 г. итальянский астроном Джованни Вирджино Скиапарелли (1835-1910) обнаружил на Марсе сеть прямолинейных линий, которые он назвал каналами. Возникла…
  2. Центральное событие романа “Война и мир” – Отечественная война 1812 года Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению известных писателей и критиков, “величайшим романом в мире”. “Война и…
  3. Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 2, часть третья, том первый) Война и мир Толстой Л. Н Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 2, часть третья, том…
  4. Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Сочинения по литературе: Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Повествование о…
  5. Сказки Карела Чапека В творческом наследии Карела Чапека (1890-1938) сказки и рассказы для детей хоть и занимают очень скромное место, но отмечены печатью…
  6. Краткое содержание рассказа Белова “Такая война” Ваню – сына Дарьи Румянцевой – убило на фронте в 42-м г., а бумага с печатью и непонятной, но уж…
  7. Краткое содержание повести Васильева “Завтра была война” Пролог Автор вспоминает 9 “Б” класс, в котором он когда-то учился. На память об одноклассниках у него осталась только старая,…
  8. Мой любимый герой из романа “Война и мир” Л. Толстого Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться, это имел целью Пьер Безухов, персонаж романа “Война и мир”….
  9. Рассказ о Безуховых в эпилоге романа “Война и мир” Были ли счастливы Безуховы? Наташа, как и Марья, поглощена семьей. Рассказывая о том, насколько “опустилась” Наташа после замужества, Толстой полемизировал…
  10. Шенграбенское и Аустерлицкое сражение в контекте романа “Война и мир” Шенграбенское сражение – единственное событие в истории войны 1805 г., имевшее, с точки зрения Толстого, нравственное оправдание. И вместе с…
  11. История создания романа “Война и мир” История создания романа Роману “Война и мир” Л. Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863…
  12. Жанровое и сюжетное своеобразие романа “Война и мир” Роман “Война и мир” – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и…
  13. Тематика и жанр романа “Война и мир” Роман “Война и мир” быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем…
  14. Поиски героев романа “Война и мир” Смысл духовных поисков героев романа “Война и мир” заключается в том, что герои способные к духовной эволюции, которая, по Толстому,…
  15. Философия войны у Толстого (на примере романа “Война и мир”) В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира – труд и счастье, свободное, естественное и…
  16. Нравственные уроки романа толстого “Война и мир” Сочинения по литературе: Нравственные уроки романа толстого Война и мир. Прекрасным источником духовного совершенствования является русская классика второй половины 19…
  17. Жизнь и судьбы действующих лиц романа “Война и мир” Жизнь и судьбы действующих лиц романа “Война и мир” теснейшим образом связаны с историческими событиями. Вместе с героями романа читатель…
  18. Основа сюжета романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Основой сюжета “Войны и мира” являются войны с Наполеоном – 1805 и 1812 годов. Именно вокруг этих событий выстраиваются все…
  19. Сложность синтаксического строя романа “Война и мир” Некоторые современники и последующие критики сравнивали “Войну и мир” с “Капитанской дочкой”. Для этого есть известные основания. Толстой шел вслед…
  20. Что дало мне прочтение романа Л. Толстого “Война и мир” Если бы по каким-то причинам надо было назвать величайший роман XIX столетия, я бы назвала “Войну и мир” Толстого, Я…

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-romana-chapeka-vojna-s-salamandrami/

Карел Чапек “Война с саламандрами” (1936)

Верить в конец света – любимая человеческая забава. Наиболее вероятной причиной гибели всего живого считается гость твёрдой породы из глубин космоса, что может протаранить планету и за одно мгновение стереть всё. Чуть более вероятны внутренние катаклизмы, столкновения галактик, причуды Солнца и гравитационных сил планет солнечной силы.

Ещё меньше вероятность – гибель от рук инопланетян, так как кроме фантастов в них никто не верит. Самая невероятная причина – возникновение на нашей планете разума равного человеческому. По такому сценарию мало кто из писателей решается идти. Есть некоторые интересные работы. Например, “День Триффидов” Джона Уиндэма или представленная в этом очерке книга Карела Чапека “Война с саламандрами”.

Не был сказан ещё один вариант конца света – человечество само себя уничтожит. Под ним можно подразумеваться многое – от ядерной войны до создания опасных существ. Этот сценарий пересекается по своей сути с предыдущим. Азимов создал добрых роботов, перепрограммировав их мозг на запрет вредить человеку. Лем был более пессимистичен в этом плане. Уиндэм предоставил шанс растительной форме жизни.

Чапек выпустил из океанских глубин разумных саламандр.

Удивительно, как маленькая Чехия, расположенная вдали от крупных водоёмов, стала страной, допустившей развитие глобального катаклизма и так долго сокрушавшаяся, что катаклизм её не задевает.

Самые серьёзные в мире моряки – чехи. Самые богатые в мире промышленники – чехи. Самые способные люди – чехи. По другому у чешского писателя быть не может.

На примере Чехии показан рост человеческой глупости, обернувшийся полным крахом.

Карел Чапек изначально не планировал писать антиутопию. Он хотел поведать о добром человеке с добрыми намерениями. Почему заданные рамки оказались тесными? Автор сам отвечает, что кроме него – такое произведение никого бы не смогло заинтересовать. Нужна большая глубина.

И Чапек забрался глубже некуда – в самый океан и в недра археологических изысканий. Найденный им Andrias scheuchzeri – настоящий окаменелый скелет некогда существовавшей саламандры, одно время признаваемой даже чем-то похожей на человека прямоходящего.

Именно такие саламандры смогли пережить всемирный потоп и именно они должны были править на Земле. Почему история сложилась иначе, теперь остаётся только гадать. Человек занял всю сушу, а Andrias scheuchzeri сохранился только на одном из индонезийских островов.

Сохранился, правда, только по словам Чапека. Именно там начинаются события книги.

Кого-то отталкивает, а кому-то наоборот нравится. Я про стиль повествования. У Чапека нет одной сюжетной линии, но и нет разбросанных по книге разрозненных действий. Всё – от начала и до конца – представляется перед читателем в виде разворачивающейся картины. Сперва мы знакомимся с саламандрами, потом осознаём опасность, затем видим человеческую жадность.

Чтобы не быть голословным, Чапек приводит данные раскопок – он докажет правдивость своих слов. Читателю предстоит читать газетные вырезки событий, архивные файлы, заключения комиссий. Художественная сторона книги – тоже на высоте. Переживать придётся за простых людей, а потом и за всё человечество.

Читайте также:  Краткое содержание дойл пляшущие человечки точный пересказ сюжета за 5 минут

Жонглирование стилями – превратило книгу в потрясающий театр действий.

Заставляет ли книга задуматься? Конечно, заставляет. Чего только стоит послесловие автора, где он рассуждает о возможных последующих событиях. Где Чапек поставил точку, именно на тех моментах любит начинать писать книги Станислав Лем.

Если Чапек дал интригу и показал всю цепочку событий, то Лем стирал интригу и анализировал ситуацию заново.

О чём-то подобном хотел поведать и Чапек, выдвигая причины библейского потопа, но его догадки остались на уровне догадок, без попыток докопаться до настоящей сути.

Дополнительные метки: чапек война с саламандрами критика, чапек война с саламандрами анализ, чапек война с саламандрами отзывы, чапек война с саламандрами рецензия, чапек война с саламандрами книга, Karel Čapek, Válka s mloky, War with the Newts, War with the Salamanders

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Как делается газета
– Как делается фильм
– Как ставится пьеса
– “Кракен пробуждается”Джона Уиндема
– “Запад Эдема” Гарри Гаррисона

Источник: http://trounin.ru/capek36/

Война с саламандрами и антифашизм Карела Чапека

1967 год. Австрийская империя разваливается на кусочки. Однако Чехия автономию не получила. Почему? Правительство было занято чешскими немцами. Этнические чехи, борющиеся за независимость Чехии, уже добираются до министерских постов.

В 1883 году они добились разделения пражского университета на немецкий и чешский, позднее – изменения порядка выборов в торговую и промышленные палаты. Началась жестокая борьба между этническими и немецкими чехами. В итоге в неё были втянуты все немцы и все славянские народы Австрии.

9 января 1890 года Австро-Венгрии,  в селе Малые Сватоновицы родился Карел Чапек. Будущий писатель, публицист, журналист, проповедник гуманистических идеалов, агностик по вере. Он будет номинирован на Нобелевскую премию, напишет признанные великими романы, рассказы, очерки, станет лучшим другом президента уже независимой Чехии и опишет его жизнь.

Отец Карела, Антонин Чапек (1855-1929), будучи заводским врачом, привил сыну любовь к людям и основу человечного отношения к каждому,  научил тонкому восприятию человеческой природы.

В будущем, супруга Карела напишет в своих воспоминаниях о муже, что Карел любил людей, восхищался человеком, его силой, добротой, верил в светлое начало каждой души, но вот человечества, толпы, он боялся, считал его необузданной и самой страшной силой на планете.

Мать писателя, Божена Чапкова (1866-1924), много лет собирала фольклорные произведения словацкого народа, заложив, тем самым, интерес к слову и литературе. У него на слуху всегда были словацкие сказки, предания, легенды и песни, которые так любила мама. У Карела были старшие сестра Хелена и брат Йозеф.

Он провел детство в г. Упице, позже вместе с бабушкой в Градце Кралове, где в 1901 году поступил в гимназию. Из неё он был исключен в 1905 за участие в тайной ученической организации и среднее образование оканчивал в школе в Брно. Там он жил вместе с семьей своей сестры Хелены. В 1910 году вся семья Чапеков переехала в Прагу.

Карел Чапек начал печатать свои рассказы, когда ему было 17. В 1909 он окончил пражскую гимназию. В период 1908-1913 гг. вышли сборники его рассказов «Сад Краконоша» (1918) и «Сияющие глубины» (1916), написанные вместе с Йозефом, который в будущем станет художником.

Карелу Чапеку было всего 24, когда началась Первая мировая война. Больная спина помешала ему участвовать в войне на фронте, в это время он зарабатывал на жизнь тем, что работал воспитателем. Однако эти годы, 1914 – 1918, стали временем поиска смысла, активного размышления, идеологического и идейного самоопределения.

Результатом этого душевного труда стали сборники рассказов «Распятие» (1917), «Мучительные рассказы» (1921). Чапек не принял революционную борьбу. Он всегда выбирал человечность и гуманизм.

В 1915 Карел Чапек получил степень доктора наук в Карловом университете. С 1917 года работал журналистом сначала в «Национальной газете», затем – в «Народной газете». В 1921-1923 служил драматургом пражского «Театра на Виноградах».

В 1919 году Карел Чапек искусно переводит стихотворение французского поэта Гийома Аполлинера «Зона». Апполинер Гийом показывает жизнь в её многообразии. Он, как капли воды, нанизывает события жизни, ритмичные образы и слова одно на другое, намеренно забывая обо всех знаках препинания.

Это создаёт уникальный ритм и усиливает целостную картину мира, где стерты все границы, где нет различий между малым и большим, частным и общим. Перевод принес Карелу Чапеку обще-чешскую известность.

Когда писатель был в возрасте 30 лет, в Европе шел тяжелейший экономический кризис, обострились социальные, политические, межнациональные конфликты, формировалось фашистское движение. Однако тогда оно было еще на той стадии, когда никто и не подозревал о грядущих смертях, трагедиях и чудовищных бурях, угрожающих десяткам миллионов людей.

В 1935 Карел Чапек женился на актрисе Ольге Шайнпфлюговой (1902–1968). Их брак длился всего три года по причине скорой кончины Чапека. Позже она напишет «Чешский роман», в котором делится воспоминаниями о муже.

Мировую славу Чапеку принесли социальные произведения (драмы «R. U. R.», – о восстании роботов; «Средство Макропулоса»; романы «Фабрика Абсолюта» и «Кракатит», «Война с саламандрами», «Первая спасательная», «Жизнь и творчество композитора Фолтына»).

Чапек впервые употребил слово «робот». Это тот уникальный случай, когда слово, родившееся в славянском языке, принято позже всеми языками мира без изменений.

Критики назвали роман «Война с саламандрами» (1936) утопией и вершиной творчества Карела Чапека. «Война с саламандрами» – это памфлетная сатира на милитаризм, расовую теорию и политику фашизма. Этот роман – о кончине человеческой цивилизации.

Начиная писать этот роман, Чапек задумывал отобразить на его страницах идиллию из жизни врача с «некоторым экскурсом в патологию общества». Однако позже, учитывая исторический контекст, Чапек понял: «Ему (этому врачу) просто нечего здесь делать». Мир стал другим.

Чапека волновали экономический кризис, национальная экспансия и предчувствие будущей войны, о которых он думал почти постоянно. Роман-предостережение написан, когда фашизм мало кем воспринимался как угроза гибельной войны за покорение мира. Сам автор резко возражал против того, чтобы его роман называли утопическим, считая его зеркальным отражением настоящий ситуации в мире.

Супруга Чапека Ольга отзывается о романе так: «Это была ирония, ужас перед механической полуобразованностью; страх перед агрессивностью оглупленной толпы, перед захватниче­ским инстинктом массы, разрушающей берега цивили­зации; пророчество гибели, которой грозили миру ново­явленные лозунги фашизма и сонное безразличие стражей старого порядка».

Карел Чапек был из тех редких людей, которые предчувствуют ход истории, переживают её внутри себя, следуют за своими убеждениями и заявляют об общечеловеческих ценностях достаточно громко. На весь мир. Чапека интересует только та литература, которая напрямую связана с действительностью, та, которая живо реагирует на происходящее в мире «с той силой, какая только дана слову и мысли».

Чешские профессора в период 1932 по 1938 годы несколько раз номинировали Карела Чапека на Нобелевкую премию по литературе. Однако шведские академики откладывали вручение премии Чапеку. После выхода в свет романа «Война с саламандрами» Нобелевский комитет выражал крайне противоречивые мнения о творчестве Карела Чапека.

Заключение комиссии гласило: «Комитет, хотя и воодушевлённый сатирой Чапека, не считает, что следует рекомендовать это предложение». Есть версия, что главная причина отказа в присуждении премии состояла в том, чтобы не привлекать внимание к его резким антифашистским произведениям, дабы сохранить ему жизнь.

Карел Чапек основал Чехословацкого Пен-клуба (в 1925–1933) и был членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931).

Он стал близким другом и биографом Т.Г. Масарика, первого президента независимой Чехословацкой республики. Масарика люди воспринимали как идейного, политического и духовного лидера чешского народа. Он был сосредоточен на реализации гуманистических принципов управления государством.

Карел Чапек активно поддерживал его и пропагандировал идеи Масарика. Карел Чапек записал долгие беседы с президентом, его рассказ о своей жизни, о создании и становлении Чехословакии. Первая Чехословацкая республика потерпела крах через год после смерти Масарика, в 1938 году.

В том же году второй президент Чехии, Эдвард Бенеш, покинул пост президента и эмигрировал. После этих событий Карел Чапек оказался практически в полной изоляции.

Он умер 25 декабря 1938 года в Праге от воспаления легких.

Существует предание, по которому, предчувствуя трагедию, назревающую в Чехии, и во всей Европе, Карел Чапек, агностик, молился всю ночь в большом зале холодного храма святого Вита. Это и послужило причиной болезни, и через неделю он умер.

Вдова Ольга Шайнпфлюгова позаботилась о наследии Чапека. Спасая его рукописи от уничтожения коммунистами, она закопала архив писателя в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть, где они жили последние три года их совместной жизни.

Смерть избавила его от тяжелейшей судьбы, ибо впереди его ждал, как и брата Иозефа, – концлагерь. Ни фашисты, ни коммунисты, ни националисты не забыли предсказания Чапека и его антитоталитарных взглядов.

Он жестко и непреклонно обличал пороки авторитарных идеологий, пренебрегающих человеческими жизнями. Карел Чапек был убежден, ни одна победа не стоит того, чтобы ради неё воевать.

Валентина Карасаева 



Источник: http://www.dailyculture.ru/stati/bio/voyna_s_salamandrami_i_antifashizm_karela_chapeka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector