Краткое содержание дом с мезонином чехова точный пересказ сюжета за 5 минут

Чехов «Дом с мезонином» – краткое содержание по главам – Русская историческая библиотека

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова точный пересказ сюжета за 5 минут

Чехов «Дом с мезонином» – краткое содержание по главам

Герой рассказа, художник-пейзажист, гостил в имении молодого помещика Белокурова. Подолгу прогуливаясь по окрестностям, он однажды вечером забрёл на незнакомую помещичью усадьбу.

Посреди неё стоял белый господский дом с мезонином (небольшой надстройкой над средней частью).

У ворот двора художник мельком увидел двух красивых молодых барышен: одну, постарше, со строгим и настойчивым выражением лица, а вторую, совсем молоденькую, лет 17-18-ти, наивную и конфузливую.

Старшая из девушек вскоре приехала на коляске в имение Белокурова. С весьма серьёзным и деловитым видом она стала рассказывать, что занимается общественным делом – собирает пожертвования в помощь крестьянам-погорельцам соседнего села. Получив лепту, она пригласила Белокурова и художника бывать в своём доме.

Когда девушка уехала, Белокуров рассказал: её зовут Лидия Волчанинова, она, её мать и младшая сестра живут в той самой усадьбе с мезонином. Семья очень богата, ибо умерший отец девушек имел высокий чиновный ранг.

Однако Лидия, личность весьма «прогрессивная» и деятельная, добровольно работает учительницей в земской школе, получает там 25 рублей в месяц и горда тем, что живёт лишь на эти деньги.

Через несколько дней Белокуров и художник отправились в дом с мезонином и были приняты там очень хорошо.

Мать семейства, Екатерина Павловна, уже пожилая, больная женщина, имела ласковый характер, но заметно подчинялась влиянию волевой старшей дочери.

Младшая дочь, Женя, которую родные, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в детстве она называла так мисс (свою гувернантку), сразу вызывала симпатию добротой и юной непосредственностью.

А. П. Чехов «Дом с мезонином». Аудиокнига

Чехов «Дом с мезонином», глава 2 – краткое содержание

Художник часто стал бывать в доме с мезонином. Сестры относились к нему по-разному. Энергичная Лида днем принимала больных, раздавала книжки, а вечером громко говорила о земстве, о школах. Художнику вся эта её кипучая деятельность казалось отчасти наигранной.

Екатерина Павловна тоже считала, что Лида впадает в крайность: ей давно пора подумать о самой себе, в 23 года она ещё не замужем, и рискует так и не увидеть жизнь за книжками и аптечками.

Но мать побаивалась строгой Лидии, которую считала выдающейся личностью, не решалась высказать ей эти свои затаённые мысли.

Лидия заметила, что художник относится к ней несколько иронически, и начала сама выказывать сильную неприязнь к нему, как к человеку праздному, чуждому «общественных интересов». Женя-Мисюсь была совсем другой. Девушка романтичная, любившая много читать в уединении, она с детским восхищением глядела на то, как художник писал деревенские пейзажи.

Между ними двумя завязалась горячая дружба. Они вместе ходили гулять и собирать грибы. Женя с подростковой непосредственностью рассказывала своему новому другу все деревенские новости и даже некоторые семейные секреты. К Лиде Мисюсь, как и мать, испытывала немое благоговение и тоже часто говорила, что её старшая сестра – замечательный человек.

Чехов «Дом с мезонином», глава 3 – краткое содержание

Раздражение вскоре довело Лидию до словесной перепалки с гостем. Раз она стала резко порицать художника за то, что тот лишь рисует пейзажи и ничего не делает для улучшения жизни народа. Тот возразил, что общественный вопрос его, напротив, очень волнует.

Но он предпочитает улучшать не материальное, а духовное бытие людей. Народ подавлен непосильным трудом, из-за которого некогда подумать о душе. Между тем, высшее призвание всякого человека – в постоянном искании правды и смысла жизни. Нужно облегчить ярмо низших классов.

Нужно, чтобы все городские и деревенские жители согласились поровну поделить между собою труд, который затрачивается человечеством на удовлетворение физических потребностей. Тогда на каждого, может, пришлось бы не более двух-трех часов в день, а всё остальное время можно было потратить на возвышение красоты жизни.

Нынешняя же деятельность «прогрессивных материалистов» почти бесполезна. Мужикам суют книжки с жалкими наставлениями и прибаутками, но вся эта грамотность позволяет читать только вывески на кабаках да изредка книжки, которых в деревне не понимают.

Медицинские пункты в сёлах примитивны, но и за книжки, и за фельдшеров крестьянам приходится дополнительно платить. От этого растёт объём их труда, который порождает больше болезней, чем излечивают фельдшера.

Лида слушала художника недовольно, но возразить нашлась лишь обвинением, что «подобные вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие». Гость простился и пошёл домой.

Чехов «Дом с мезонином», глава 4 – краткое содержание

Было уже темно. Женя, ждавшая художника у ворот дома, пошла проводить его. По пути она сказала: ей кажется, что он прав в споре с Лидией.

Отойдя немного, Мисюсь стала прощаться. Художнику было грустно и жутко от мысли, что он останется один. Простая и искренняя Женя давно уже нравилась ему, и теперь он обнял ее и стал осыпать поцелуями ее лицо, плечи, руки.

Мисюсь обняла его, но потом осторожно освободилась. Сказав, что у них с матерью и сестрой нет секретов друг от друга, и она должна будет рассказать им о происшедшем, Женя побежала домой. Постояв немного в раздумье, художник пошёл назад к дому с мезонином. В окнах горел свет, а в мезонине слышался разговор…

На другой день художник вновь пришёл к Волчаниновым. Ни Мисюсь, ни её мать не вышли к нему навстречу. Было тихо, лишь из одной комнаты раздавался голос Лиды, читавшей деревенским детям басню «Ворона и лисица».

Услышав шаги, она вышла и сухо сообщила: Мисюсь с матерью уехали в Пензенскую губернию, а потом, вероятно, поедут за границу. Когда художник побрёл обратно, его нагнал деревенский мальчишка и подал записку от Жени: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами. Я была бы не в силах огорчить ее неповиновением. Простите меня. Я и мама горько плачем!»

Больше он уже никогда не видел Мисюсь, узнав лишь, что в доме с мезонином она больше не живёт. Однако в минуты, когда художника томило одиночество, он всегда вспоминал юную Женю – и ему казалось: она тоже где-то вспоминает его, и они когда-нибудь встретятся…

Автор краткого содержания

На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст рассказа «Дом с мезонином». Краткие содержания других произведений А. П. Чехова – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3238-chekhov-dom-s-mezoninom-kratkoe-soderzhanie-po-glavam

Краткое содержание “Дом с мезонином” Чехова А.П

I

«Это было шесть-семь лёт тому назад, когда я жил в одном из уездов Т-ой губернии, в имении помещика Белокурова, молодого человека, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия.

Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадной зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал, да еще стола, на котором я раскладывал пасьянс.

Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией».

Как-то, возвращаясь домой, главный герой забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Здесь, пройдя по старым аллеям, он дошел до белого дома с террасой и с мезонином. У белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у старинных крепких ворот со львами, стояли две девушки.

«Одна из них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же, совсем еще молоденькая — ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами, с удивлением посмотрела на меня, когда я проходил мимо, сказала что-то по-английски и сконфузилась, и мне показалось, что и эти два милых лица мне давно уже знакомы. И я вернулся домой с таким чувством, как будто видел хороший сон».Вскоре после этого, когда главный герой и Белокуров гуляли около дома, въехала во двор рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек. Старшая из сестер приехала с подписным листом просить на погорельцев. После того как Оба подписались, она пригласила Петра Петровича и главного героя в гости.Когда она уехала, Петр Петрович сказал, что эта девушка из хорошей семьи. Ее имя — Лидия Волчанинова. Имение, в котором она живет с матерью и сестрой, называется Шелковкой. «Отец ее когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, лето и зиму, и Лидия была учительницей в земской школе у себя в Шелковке и получала двадвать пять рублей в месяц. Она тратила на себя только эти деньги и гордилась, что живет на собственный счет».Вскоре оба отправились в Шелковку. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же… больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи». «Лидия, или, как ее звали дома, Лида, говорила больше с Белокуровым, чем со мной. Серьезная, не улыбаясь, она спрашивала его, почему он не служит в земстве и почему до сих пор не был ни на одном земском собрании ».От Лидии герой узнал о том, что весь уезд находится в руках Бала-гина, председателя управы, и его родственников. Лидия считает, что с этим надо бороться, создать сильную молодежную партию.«Младшая сестра, Женя, пока говорили о земстве, молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в детстве она называла так мисс, свою гувернантку. Все время она смотрела на меня с любопытством и, когда я осматривал в альбоме фотографии, объясняла мне: «Это дядя… Это крестный папа», — и водила пальчиком по портретам, и в это время по-детски касалась меня своим плечом, и я близко видел ее слабую, неразвитую грудь, тонкие плечи, косу и худенькое тело, туго стянутое поясом».

Возвращаясь домой, друзья говорили об этой «прекрасной, интеллигентной» семье. Главный герой же думал про Белокурова, что тот «тяжелый и ленивый малый».

IIГлавный герой часто стал бывать у Волчаниновых. Он привык к тому, что «Лида принимала больных, раздавала книжки и часто уходила в деревню с непокрытой головой, под зонтиком, а вечером громко говорила о земстве, о школах». Лида считала, что у них с главным героем нет общих интересов.

Читайте также:  Краткое содержание рылеев иван сусанин точный пересказ сюжета за 5 минут

«Она не любила меня за то, что я пейзажист и в своих картинах не изображаю народных нужд, и что я, как ей казалось, был равнодушен к тому, во что она так крепко верила».«А ее сестра, Мисюсь, не имела никаких забот и проводила свою жизнь в полной праздности, как я.

Вставши утром, она тотчас же бралась за книгу и читала, сидя на террасе в глубоком кресле, так что ножки ее едва касались земли, или пряталась с книгой в липовой аллее, или шла за ворота в поле.

Она читала целый день, с жадностью глядя в книгу, и только потому, что взгляд ее иногда становился усталым, ошеломленным и лицо сильно бледнело, можно было догадаться, как это чтение утомляло ее мозг». Она всегда была рада видеть главного героя.Однажды, собирая грибы, главный герой и Женя разговорились. Девушка спросила, почему они с Лидой все время спорят.

«Потому что она неправа», — ответил он. После все встретились на террасе. Герой отметил, что Екатерина Павловна и Женя обожали друг друга. И к людям они относились одинаково, «Екатерина Павловна также скоро привыкла и привязалась ко мне, и когда я не появлялся два-три дня, присылала узнать, здоров ли я.

На мои этюды она смотрела тоже с восхищением, и с такою же болтливостью и так же откровенно, как Мисюсь, рассказывала мне, что случилось, и часто поверяла мне свои домашние тайны».Все снова стали говорить о Лиде. Мать сказала, что ее старшей дочери пора подумать о себе. Замуж нужно.Возвращаясь домой, главный герой спросил у Белокурова, почему тот до сих пор не влюбился в одну из сестер.

Тот ответил, что любит другую — Любовь Ивановну, которая живет с ним вместе во флигеле. Это была очень полная, пухлая, важная дама. «Она была старше его лет на десять и управляла им строго, так что, отлучаясь из дому, он должен был спрашивать у нее позволения. Она часто рыдала мужским голосом, и тогда я посылал сказать ей, что если она не перестанет, то я съеду с квартиры; и она переставала».Главный герой предположил, что Лида может полюбить только земца, увлеченного так же, как она, больницами и школами. «А Мисюсь? Какая прелесть эта Мисюсь!»

III

В следующий раз главный герой и Лида снова заспорили. Теперь о том, нужен ли медицинский пункт в Малоземове. Лида уверяла, что если бы были такие пункты, то смертность бы уменьшилась. А главный герой на это отвечал, что такие люди «…

болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блекнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх.

Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за мушки и за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину».

Лида обиделась и сказала, что нельзя сидеть сложа руки, но и освободить людей от труда невозможно. Тогда главный герой предложил Лиде взять на себя долю их труда. После долгой перепалки он понял, что пора идти домой.

IV

«На дворе было тихо; деревня по ту сторону пруда уже спала, не было видно ни одного огонька, и только на пруде едва светились бледные отражения звезд. У ворот со львами стояла Женя неподвижно, поджидая меня, чтобы проводить». Это была грустная августовская ночь. Женя сказала, что считает главного героя правым в его убеждениях. Он был слишком раздражен, чтобы остаться одному. Главный герой попросил Женю задержаться.«Я любил Женю. Должно быть, я любил ее за то, что она встречала и провожала меня, за то, что смотрела на меня нежно и с восхищением. Как трогательно прекрасны были ее бледное лицо, тонкая шея, тонкие руки, ее слабость, праздность, ее книги. А ум? Я подозревал у нее недюжинный ум, меня восхищала широта ее воззрений, быть может, потому, что она мыслила иначе, чем строгая, красивая Лида, которая не любила меня. Я нравился Жене как художник, я Победил ее сердце своим талантом, и мне страстно хотелось писать только для нее, и я мечтал о ней, как о своей маленькой королеве, которая вместе со мною будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этою природой, чудесной, очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным». В порыве чувств главный герой стал осыпать Женю поцелуями. Она убежала в дом. Долго молодой человек ждал ее возвращения, а потом отправился домой.На другой день после обеда главный герой снова пришел к Волчаниновым. Оказалось, что Екатерина Павловна с Женей уехали к тете, в Пензенскую губернию. А зимой, вероятно, они поедут за границу.«И я ушел из усадьбы тою же дорогой, какой пришел сюда в первый раз, только в обратном порядке: сначала со двора в сад, мимо дома, потом по липовой аллее… Тут догнал меня мальчишка и подал записку. «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами, — прочел я. — Я была бы не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!»Придя домой, главный герой уложился и вечером уехал в Петербург.Больше он уже не видел Волчаниновых. А через время, по дороге в Крым, он встретил в вагоне Белокурова. Стало известно, что имение свое он продал и купил другое, поменьше, на имя Любови Ивановны. Лида жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей, собрала около себя кружок симпатичных ей людей, которые составили из себя сильную партию и на последних земских выборах «прокатили» Балагина, державшего до того времени в своих руках весь уезд. Где теперь была Женя, никому не известно.«Я уже начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того ни с сего припомнится мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и потирал руки от холода. А еще реже, в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся…

Мисюсь, где ты?»

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_Dom_s_mezoninom_Chehova_A_P

Дом с мезонином – мечта про тихую старость, кроротко о книге

«Дом с мезонином» – одна из знаменитейших повестей мастера короткой прозы Антона Павловича Чехова. Произведение было опубликовано в 1896 году.

В нем описывается любовное чувство, возникшее между скучающим художником и молоденькой помещичьей дочкой, а также затрагиваются социально важные вопросы бедственного положения русского крестьянства и возможные пути изменения сложившегося положения дел.

В повести «Дом с мезонином» 5 основных действующих лиц:

  • Художник (он же рассказчик) – скучающий интеллигент, приехавший в деревню развеяться от городской суеты, но по сути продолживший скучать, хандрить и вести праздный образ жизни;
  • Белокуров – помещик, приятель Художника, в его имение рассказчик и приехал погостить;
  • Екатерина Павловна Волчанинова – помещица, соседка Белокурова;
  • Лида – старшая дочь Волчаниновой, красавица, активистка, ярый борец за преобразования, приверженка метода «малых дел»;
  • Женя (для домашних Мисюсь) – младшая дочь Волчаниновой, мечтательная, жизнерадостная, открытая особа, предмет пылкой страсти Художника.

Главный герой пишет акварели, он художник. Правда, уже давно искусство практически не вдохновляет его. Ничто не будоражит главного героя, ни какая стойкая эмоция или сильное переживание не резонирует в его душе.

Чтобы сменить обстановку, он отправляется в деревню к своему приятелю помещику Белокурову. Последний ведет не более активный образ жизни. Он безвыездно просиживает в своем поместье. От праздного образа жизни его речь приобрела какой-то тягучий характер.

Белокурову даже лень жениться, он вполне довольствуется сожительницей, по мнению рассказчика, больше похожей на раскормленную гусыню.

Впрочем Белокурова не томит такая жизнь, он вполне счастлив в своем блаженном безделье. А вот для нашего Художника праздность томительна. Он словно обречен ничего не делать. Существование в деревне стали сливаться в один длинный-предлинный день. Но однажды гость повстречал девиц Волчаниновых, и все изменилось.

Их было двое. Обе очень красивы, но каждая по-своему. Старшая, Лида, была тонкой, белокожей, статной, по ее плечам раскинулась копна густых каштановых волос. С этой красотой диссонировал тонкий упрямый рот и строгое выражение лица.

Вторая, Женя (дома ее звали веселым прозвищем Мисюсь, так маленькая Женя называла гувернантку француженку), тоненькая, миниатюрная, как куколка, большеротая, глазастая. Эти-то открытые искренние глаза и восхитили Художника.

Мисюсь проводила незнакомца восторженным любопытным взглядом, Лида же едва взглянула на мужчину.

Вскоре соседи Волчаниновы пригласили Художника в гости. Во время первого визита стало ясно, кто в доме хозяин. Уже с порога слышался громкий голос Лиды, которая дала какие-то распоряжения. Матушка Екатерина Павловна при дочери робела, ну, а Мисюсь по-детски соглашалась с любым авторитетным решением старшей сестры.

С первого же визита между Художником и очаровательной Мисюсь возникла влюбленность. Он словно проснулся после продолжительного сна. Эта маленькая белокожая фея пробудила его к жизни. Но чем больше Художник привязывался к младшей сестре, тем более накаленными становились его отношения со старшей.

Лида Волчанинова была членом земства, ярым борцом за активные реформы. Она инициировала открытие аптек, библиотек, школ для бедного крестьянства. «Правда, мы не спасаем человечества. Но мы делаем, что можем, и мы правы».

Ключевое «и мы правы» как нельзя лучше характеризует самоуверенную Лиду. Отсутствие гибкости, самокритичности, умения слушать и слышать приводит Лиду к продолжительной и, увы, бесплодной идейной полемике с Художником.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов владимира сорокина за 2 минуты

«Я был ей несимпатичен, – отмечал Художник. – Она не любила меня за то, что я пейзажист и в своих картинах не изображаю народных нужд и что я, как ей казалось, безразличен к тому, во что она так крепко верила».

С каждым новым спором пропасть между Лидой и Художником увеличивалась. В конце концов властная сестра отправила младшую сперва в другую губернию, а затем за границу. Мисюсь не смогла противиться воле Лиды, а Художник оказался слишком инертен, чтобы спасать свою любовь.

Главная идея

В повести «Дом с мезонином» можно выделить два сюжетных пласта: любовную и идейную линии. Если говорить о любовной линии, то здесь Чехов в первую очередь сделал акцент на том, как часто люди не ценят свое счастье. Антон Павлович писал: «… люди так легко проглядывают, упускают жизнь, сами отказываются от счастья».

И здесь нужно смотреть шире любовной истории Мисюсь и Художника, ведь по сути «Дом с мезонином» – это история о трех несостоявшихся счастьях. Не сложилось счастье Художника и Мисюсь, прозябает в глуши помещик Белокуров и деятельная Лида, решившая положить свою жизнь на служение народу, тоже отказывается от личного счастья ради идеи, целиком овладевшей ей.

Итак, на примере трех судеб автор подчеркивает – нужно любить жизнь, пользоваться всеми благами, которые предоставляет судьба. Рок все равно украдет многие радости, но самолично обворовывать себя – кощунство.

Идейная линия прослеживается главным образом в спорах Лиды и Художника. Ошибочно приписывать автору сторону кого-то из персонажей (традиционно Чехова отождествляют с рассказчиком).

Автор не задавался целью дискредитировать теорию «малых дел», он лишь показал два типа отношения человека к жизни. Так, Лида убеждена, что нужно начинать с малого: открывать аптечные пункты, библиотеки, школы.

Интеллигентный человек просто не может сидеть сложа руки, когда вокруг нищета, безграмотность, смерть. По мнению Художника, все эти «аптечки и библиотечки» положения дел не изменят. Это лишь обман, видимость деятельности.

Когда кто-то сидит на цепи, ему не станет легче, если эту цепь выкрасят разноцветными красками. Вместе с тем Художник не предлагает никакого конкретного плана действия. Ему, как и большинству праздных философов, слишком лень крепко браться за изменения судеб народа.

И, наконец, главное – идея (какой бы она ни была) не должна иметь власть над человеком, не может идти вразрез с его интересами и интересами окружающих. Так, Лида стала одержима своими «малыми делами», оказывая помощь далеким «другим», она не заметила, что стала тираном для своих близких.

Анализ произведения

Повесть «Дом с мезонином» построена в форме воспоминания о прошлом. Дом с мезонином – символ того уютного давно ушедшего, необратимого, но незабытого прошлого, о котором так приятно вспоминать. Для рассказчика не только обитатели поместья, но и сам дом был живым существом.

С какой нежностью он говорит о нем, называет «милым», «наивным», «старым», «казалось, что окнами своего мезонина дом глядел, как глазами и понимал все». В этом доме старые амосовские печи, вокруг него растут старые ели, а на ветках заводит песню иволга-старушка.

В этом доме-воспоминании остановилось время, целый жизненный уклад, который ушел и никогда не возвратится.

Название произведения

Мезонин (в архитектуре) – надстройка, полуярус; надстройка над крыльцом, парадными дверями, средней частью жилого дома, нередко имеет балкон.

Композиция повести кольцевая. Мы встречаемся с рассказчиком, когда он одинок, разочарован и безучастен к жизни. Молниеносная любовь к Мисюсь возрождает в нем жизненные силы, становится спасеньем от одиночества, в жизни появляется долгожданная надежда. После того как роман завершился, Художник долго не терзается, им вновь овладевает привычная хандра и безразличие.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/dom-s-mezoninom.html

Краткое содержание — Дом с мезонином — Чехов

А.П. Чехов — рассказ «Дом с мезонином». Тему несостоявшегося счастья А.П. Чехов развивает в рассказе «Дом с мезонином». Сюжет — несостоявшаяся любовь, бессильная против обстоятельств и противостояния окружающих людей. Герой рассказа — художник, приехавший на лето в именье к своему знакомому.

В соседней усадьбе, в доме с мезонином, живет семья: старушка-мать и две девушки-сестры. Старшая, Лида, увлечена общественной деятельностью. Она работает учительницей в земской школе и гордится тем, что «живет на собственный счет».

Она целиком поглощена своей деятель­ностью, и кроме этих интересов — школ, аптек, медицинс­ких пунктов — для нее ничего не существует. В семье ее ува­жают и, пожалуй, боятся. Строгая, умная, красивая, она ка­жется матери и сестре особенным, недосягаемым существом.

Младшую же сестру считают ребенком, ее домашнее про­звище — «Мисюсь» (так в детстве Женя называла свою гу­вернантку).

Юная, наивная девочка Мисюсь — один из самых обая­тельных женских образов Чехова. Между художником и Же­ней завязываются отношения, дружба, влюбленность. Они близки друг другу непосредственностью, поэтическим вос­приятием жизни, простотой.

Автор дает нам понять: эти герои могли бы быть счастливы вместе. Но Лида не переносит ху­дожника из-за его безыдейности. В результате она разрушает это намечавшееся, хрупкое счастье. Она отсылает мать с сес­трой к тетке, в Пензенскую губернию.

Когда художник при­ходит в дом с мезонином, то там уже нет Жени. Потрясенный, он возвращается домой. По дороге дворовый мальчик вручает ему записку Мисюсь: «Я все рассказала сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами… Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением.

Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!»

Рассказ заканчивается тем, что прошло много лет после случившегося и художник (он же герой-рассказчик) начина­ет забывать про «дом с мезонином»: «и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того ни с сего припомнится мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и по­тирал руки от холода. А еще реже, когда меня томит одиноче­ство и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?»

«Дом с мезонином» — это рассказ о доброй и спасительной силе любви. Художник у Чехова находится в состоянии ду­шевного кризиса, глубокого нравственного разлада, который лишает его желания работать.

Ему невыносимо сознавать, что он всего лишь создает удобства жизни, между тем «до правды еще далеко, и человек по-прежнему остается самым хищным и самым нечистоплотным животным, и все клонится к тому, чтобы человечество в своем большинстве выродилось и утеря­ло навсегда всякую жизнеспособность». Но любовь к Ми­сюсь исцеляет его душу.

Художник испытывает к этой девуш­ке трогательную нежность. «Худенькое тело», «тонкие плечи», «бледное лицо с большим ртом и большими глазами» — этот портрет передает хрупкость, трепетность героини, ее детскость. Женя верит художнику, и он видит в ней своего доброго гения.

Однако сам тон повествования говорит о том, что эта история не будет иметь счастливого конца. Грустный финал предваря­ют описания увядающей природы в начале произведения. По мере того как рождается любовь, подспудно нарастает и тревожное чувство, и ощущение неизбежной драмы.

В лице Лиды и художника Чехов представляет нам два раз­личных миросозерцания. Эти герои ожесточенно спорят о том, какая деятельность является достойной, в чем состоит народ­ное счастье. Лида — убежденный защитник популярной в те времена теории «малых дел».

Она занимается благотворитель­ностью, пытается помогать крестьянским семьям, собирает на погорельцев, воюет с председателем земской управы.

Ху­дожник же считает, что вопрос о народном счастье нужно рас­сматривать в глобальном плане: «все эти Анны, Марфы, Пе­лагеи с раннего утра до потемок гнут спины, болеют от непо­сильного труда… рано блекнут, рано старятся и умирают в гря­зи и вони, их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже живот­ных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх…» Герой смотрит на жизнь шире, он говорит о прекрас­ном будущем, в котором соединятся духовный и физический труд. И это столкновение взглядов заканчивается неприми­римой враждой.

Авторское отношение к героям проявляется в использова­нии Чеховым определенных художественных деталей, в ав­торских описаниях. Так, Лида Волчанинова говорит всегда серьезно, не улыбаясь, не глядя на собеседника. Мать и Женя постоянно повторяют о том, что она замечательный человек.

Но мы видим, что она держит всю семью в беспрекословном повиновении. Мы часто слышим громкий, самоуверенный голос Лиды. Характерно описание девушки: Лида, «стоя около крыльца с хлыстом в руках, стройная, красивая, осве­щенная солнцем, приказывала что-то работнику».

А следом за этим она, «торопясь и громко разговаривая», принимает двух-трех больных. Здесь отчетливо видно авторское отноше­ние к героине, чувствуется тонкая авторская ирония.

Лида Волчанинова — самоуверенная и высокомерная девушка, не чуждая аристократической спеси, при всей ее земской дея­тельности. Этот хлыст в руках остается в памяти читателя.

Характерна и финальная сцена повести. Лида диктует кре­стьянской девочке басню Крылова «Ворона и Лисица».

На минуту отвлекаясь, она небрежно отвечает художнику, что мать с сестрой уехали к тетке, а зимой — уедут за границу.

Душев­ная холодность, отсутствие чуткости подчеркиваются тем, что текст басни умертвляется громкой, монотонной диктовкой, и тем, с какой торжествующей самоуверенностью вершит она человеческие судьбы.

Душевное потрясение героя Чехов обозначает через незна­чительные детали: художник смотрит, ни о чем не думая, на пруд и на деревню, и ему по-прежнему становится «скучно жить».

Рассказ завершается «открытым» финалом. Мы не знаем, встретится ли художник с Мисюсь. Но в жизни человека не­пременно должна быть надежда, мечта — таков смысл чехов­ского финала.

Источник: http://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-dom-s-mezoninom-chehov/

Пересказ рассказа Чехова «Дом с мезонином»

Рассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия». Рассказчик — художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал.

«Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь». Так он забрел в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая — «молоденькая — ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами». Оба лица почему-то показались давно знакомыми.

Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашен в гости посмотреть, по выражению девушки, «как живут почитатели его таланта».

Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живет она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника.

Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

Читайте также:  Краткое содержание пушкин сказка о мертвой царевне и о семи богатырях точный пересказ сюжета за 5 минут

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи».

Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган «все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет». «Молодежь должна составить из себя сильную партию, — сказала она, — но вы видите, какая у нас молодежь.

Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувернантку) казалась совсем ребенком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого.

Когда они возвращались, Белокуров сказал: «Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. -…- Да, прекрасная, интеллигентная семья…»

Рассказчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке -…- Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением». Его особенно привлекало то, что в глазах юной провинциалки он выглядел талантливым художником, знаменитой личностью. Лида невзлюбила его.

Она презирала праздность и считала себя трудовым человеком. Ей не нравились его пейзажи потому, что в них не показывались народные нужды. В свою очередь Лида не понравилась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благотворительная работа с крестьянами не только не приносит пользы, но и вредна.

«Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину». Лидин авторитет был непререкаем.

Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя «мужское» руководство семьей.

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она провожала его до ворот усадьбы. Она ответила ему взаимностью, но тут же побежала все рассказать матери и сестре. «Мы не имеем тайн друг от друга…

» Когда на следующий день он пришел к Волчаниновым, Лида сухо объявила, что Екатерина Павловна с Женей уехала к тете, в Пензенскую губернию, чтобы затем, вероятно, отправиться за границу. По дороге обратно его нагнал мальчишка с запиской от Мисюсь: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами…

Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Больше он не видел Волчаниновых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Белокурова, и тот сообщил, что Лида по-прежнему живет в Шелковке и учит детей.

Ей удалось сплотить возле себя «сильную партию» из молодых людей, и на последних земских выборах они «прокатили» Балагина. «Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где».

Постепенно рассказчик начинает забывать про «дом с мезонином», про Волчаниновых, и только в минуты одиночества он вспоминает о них и: «…мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?»

Источник: http://www.testsoch.info/pereskaz-rasskaza-chexova-dom-s-mezoninom/

А. П. Чехов, “Дом с мезонином”: краткое содержание :

В 1896 году в журнале была опубликована пьеса “Дом с мезонином”, краткое содержание которой представлено ниже. В ней Антон Павлович выстраивает не только любовную линию, но и затрагивает проблему земств. Характеры героев пьесы были списаны Чеховым со своих знакомых. В этой пьесе писатель отразил свой жизненный опыт и впечатления.

История написания

Прежде чем начать описывать краткое содержание “Дом с мезонином”, нужно ознакомиться с историей создания этой пьесы. В записях Антона Павловича были найдены заметки, свидетельствующие о том, что сюжет произведения развивался постепенно. Основная сюжетная линия окончательно была сформирована к весне 1895 года.

В одном из своих писем Чехов отмечает, что работает над рассказом “Моя невеста”, в котором он сообщил, что его невесту звали Мисюсь, ее он сильно любил. Литературоведы так и не пришли к единому мнению: было ли это сказано про героиню “Дома с мезонином”, краткое содержание которого представлено ниже, или же речь шла о реально существовавшей женщине, которая была очень дорога Чехову.

Антон Павлович планировал отправить рукопись в печать еще в декабре, но все постоянно откладывалось. Сначала из-за того, что в процессе написания замысел пьесы стал более обширным. Потом у него гостило много людей. И лишь весной 1896 года пьеса была опубликована в журнале.

Действующие лица: “Дом с мезонином”

Главные герои – художник и две юные особы. От лица художника ведется повествование. Он рисует пейзажи, ведет довольно праздный образ жизни.

Лидия Волчанинова – девушка 23 лет. Работает учительницей в земской школе. Волевая личность, стремится улучшить жизнь крестьян.

Женя Волчанинова – младшая сестра Лидии. Наивная, непосредственная девушка. Восхищается пейзажами художника, благоговеет перед своей сестрой.

Екатерина Павловна – мать семейства, вдова. Любит своих дочерей, ласкова и заботлива. Подвержена влиянию старшей дочери.

Знакомство с Волчаниновыми

Продолжим рассматривать краткое содержание. “Дом с мезонином” начинается с того, что художник приезжает в гости к молодому помещику Белокурову.

Во время одной из своих окрестных прогулок он видит прекрасную усадьбу с мансардой (это небольшая пристройка над средней его частью).

Художник увидел двух милых барышень: одна была постарше, имела строгое и волевое выражение лица. Другой девушке было лет 17-18, и имела она немного сконфуженный вид.

Старшая барышня приехала к Белокурову. Она стала серьезно и по-деловому рассказывать о своей общественной деятельности.

Она занималась сбором пожертвований в помощь крестьянам-погорельцам, жившим в соседнем селе. Получив помощь, молодой хозяин рассказал своему гостю, что это была старшая из сестер Волчаниных, Лидия.

Она вместе со своей сестрой и матерью живет в том самом красивом доме с мансардой.

Семейство было богато, но Лидия была весьма незаурядной личностью. Она отличалась прогрессивными взглядами, энергичностью, по собственному желанию работала в земской школе, получала жалованье и гордилась тем, что жила на эти деньги.

Помещик и художник нанесли визит Волчаниновым. Их приняли там хорошо. озяйкой была Екатерина Павловна, уже пожилая женщина, заботливая, но под сильным влиянием старшей дочери. Меньшую звали Женя, но для всех родных она была Мисюсь.

Она сразу расположила к себе гостей своей непосредственностью и добротой.

Отношение сестер

Продолжим изучать краткое содержание. “Дом с мезонином” Чехова раскрывает характеры сестер Волчаниных. Главный герой стал частым гостем в имении сестер. Деятельная Лидия занималась больными, раздавала книжки крестьянам, а по вечерам только и говорила, что о земстве и о школах.

Художник считал, что ее деятельность имела наигранный характер. Ее мать тоже считала, что в стремлении приносить пользу Лида доходила до крайности. Ей уже нужно было задумываться о семье, иначе она рисковала остаться в одиночестве с книгами да аптеками. Но Екатерина Павловна робела перед дочерью и потому ничего ей не говорила.

Лидия почувствовала, что художник несколько пренебрежительно относится к ней. Поэтому девушка стала отвечать ему неприязнью. Она считала, что он ведет слишком праздный образ жизни. Мисюсь совсем была не похожа на сестру.

Она была романтична по своей натуре, мечтательна. Женя часто читала в одиночестве и восхищалась тем, как художник пишет пейзажи. Они стали настоящими друзьями: много гуляли вместе, девушка делилась с гостем всем.

Женя восхищалась своей сестрой, но, как и мать, робела перед ней.

Конфликт между Лидой и художником

В произведении “Дом с мезонином” происходит развитие конфликта между старшей сестрой Волчаниной и гостем. Лидия стала порицать гостя за то, что он только и делает, что пишет пейзажи, которые никак не улучшают условий крестьянского быта.

Художник ответил, что ему очень важен общественный вопрос. Но он считал, что важнее улучшить духовную жизнь крестьян. Герой считал, что жители деревни должны делить поровну труд, чтобы у них оставались силы для того, чтобы заниматься прекрасным.

А “прогрессивные мыслители” ничем не помогают. Их попытки смешны: простым мужикам заумные книжки не помогут. Медицинские больницы в селах примитивны, но и за них, и за книжки крестьянам нужно платить дополнительные деньги. Поэтому трудиться им приходится еще больше.

Лидии не понравились рассуждения художника. Но она лишь смогла ему возразить тем, что так говорят лишь те, кто пытается оправдать свое равнодушие и бездействие. Художник попрощался и отправился домой.

Признание Жени

Женя, подойдя попрощаться к художником, призналась ему, что ей понравилось, как он отвечал ее сестре. Художнику давно нравилась простая и искренняя Мисюсь. И он стал целовать ее на прощание. Женя сказала, что обо всем расскажет матери и сестре, потому что от них у нее секретов нет.

На следующий день художник пришел к Волчаниным, но к нему вышла только Лидия. Она церемонно и сухо сказала ему, что мать и Мисюсь уехали. По дороге героя догнал мальчишка и передал ему записку от Жени. В ней она сообщала, что Лида настаивает на том, чтобы они прекратили с ним общаться. Они с мамой не посмели ее ослушаться, хотя это решение далось им нелегко.

Больше художник не видел Мисюсь. Он знал только, что она больше не живет в том доме. Иногда он вспоминал эту милую девушку и ему казалось, что она тоже думает о нем.

В литературном творении “Дом с мезонином” Чехова герои отличаются тем, что их характеры отмечены психологическим аспектом. Несмотря на простоту повествования, сюжет пьесы затрагивает важные социальные вопросы, связанные с крестьянами и земствами. В этом произведении ирония сочетается с обыденностью повествования.

Источник: https://www.syl.ru/article/359352/a-p-chehov-dom-s-mezoninom-kratkoe-soderjanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector