Краткое содержание ефремов на краю ойкумены точный пересказ сюжета за 5 минут

Книга На краю Ойкумены. Автор – Ефремов Иван Антонович. Содержание – Иван Ефремов На краю Ойкумены

Свежий осенний ветер несся над простором подернутой рябью Невы. Острый шпиль Петропавловской крепости в блеске солнечного дня казался золотым лучом, взвившимся в голубую высоту неба. Под ним плавно выгибал свою широкую, могучую спину Дворцовый мост. Волны, качаясь и сверкая, мерно плескались на светлые гранитные ступени набережной.

Сидевший на скамье молодой моряк посмотрел на часы, вскочил и быстро пошел по набережной вдоль Адмиралтейства. Желтые стены легко поднимали ввысь свой венец белых колонн в прозрачном осеннем воздухе.

Автомобили мягко неслись по отполированному асфальту, играя мечущимися вспышками солнца на начищенных стеклах и разноцветной эмали кузовов.

Молодой человек быстро шел по набережной, не обращая внимания на праздничную суету кругом. Он шагал уверенно и легко. Юноше стало жарко, он сдвинул на затылок свою морскую фуражку. Звенели, сползая с моста, трамваи.

Моряк пересек садик с деревьями, горевшими осенним багрянцем, прошел вдоль большой площадки и на секунду остановился перед входом, где великаны из полированного гранита подпирали массивный балкон над горбатым подъемом тротуара. Залеченные рубцы от фашистских бомб еще виднелись на двух исполинских гранитных телах.

Юноша вошел в тяжелую дверь, снял черную шинель и поспешил к широкой лестнице белого мрамора, устремлявшейся из полутемного вестибюля к светлой колоннаде, обрамленной рядом мраморных статуй.

Навстречу ему, радостно улыбаясь, шла стройная девушка. Ее внимательные, широко расставленные серые глаза потемнели, сделавшись теплыми. Моряк чуть смущенно взглянул на девушку. Она на ходу прятала номерок вешалки в раскрытую сумочку – значит, он не опоздал. Юноша оживился и уверенно предложил начать осмотр снизу, с отделов древностей.

Пробившись сквозь толпу посетителей, юноша и девушка прошли между колоннами, подпиравшими расписанный яркими красками потолок. Они миновали несколько огромных залов.

После обломков ваз и плит с непонятными надписями, после мрачных, черных изваяний Древнего Египта, саркофагов, мумий и всех других предметов погребального обихода, выглядевших еще более сумрачно под сводами хмурых залов нижнего этажа, захотелось ярких красок и солнца.

Юноша и девушка заторопились наверх. Они быстро прошли еще две комнаты, направляясь к боковой лестнице, ведущей в верхние залы из небольшого помещения с узкими окнами, сквозь которые глядело бледное небо.

Несколько восьмигранных конических витрин стояло между белыми колоннами – мелкие произведения древнего искусства, выставленные в них, не привлекали внимания проходивших.

Внезапно перед глазами девушки в третьей витрине выступило пятно чудесного голубовато-зеленого цвета, такого яркого, что, казалось, оно излучало свой собственный свет. Девушка подвела своего спутника в витрине.

На серебристом бархате был наклонно прикреплен плоский камень с округлыми краями. Он был чрезвычайно чист и прозрачен, его сверкающий голубовато-зеленый цвет был неожиданно радостен, светел и глубок, с теплым оттенком прозрачного вина.

На гладкой, видимо отполированной рукой человека, верхней грани выделялись четко вырезанные человеческие фигурки размером в мизинец.

Цвет, блеск и светоносная прозрачность камня резко выделялись среди пасмурной строгости зала и бледных красок осеннего неба.

Девушка услышала шумный вздох своего спутника, увидела его затуманенный воспоминанием взгляд.

– Таким бывает море на юге в ясную погоду, в полдневные часы, – медленно сказал молодой моряк. Непреклонная уверенность очевидца прозвучала в его словах.

– Я не видела этого, – откликнулась девушка, – только чувствую в этом камне какую-то глубину, свет или радость, не могу сказать, что именно… Где это находят такие камни?

Ни крупная, общая четырем витринам надпись: «Антские погребения VII века.

Среднее Приднепровье, река Рось», ни маленькая этикетка в самой витрине: «Гребенецкий курган, древнее родовое святилище» – ничего не объяснили молодым людям.

Непонятными были и предметы, окружавшие замечательный камень: обезображенные до неузнаваемости ржавчиной обломки ножей и копий, плоские чаши, какие-то подвески в форме трапеций из почерневшей бронзы и серебра.

– Это раскопано в Киевской области, – пытался сообразить юноша, – но я не слыхал, чтобы там или где-нибудь на Украине добывались подобные камни… У кого бы спросить? – Молодой человек оглядел просторный зал.

https://www.youtube.com/watch?v=C74h5-NsomE

Ни одного экскурсовода, как назло, не было поблизости, только в углу около лестницы сидела сторожиха.

Послышались шаги: в зал спускался высокий человек в тщательно отглаженном черном костюме. По тому, что сторожиха встала со стула и поздоровалась почтительно, девушка безошибочно догадалась, что этот человек здесь какое-то начальство. Она тихонько подтолкнула своего спутника, но тот уже шагал навстречу пришедшему и, вытянувшись по-военному, начал:

– Разрешите спросить?

– Разрешаю. Что угодно? – сказал ученый, и его спокойные глаза близоруко сощурились, рассматривая молодых людей.

Юноша объяснил, что именно их интересует. Ученый улыбнулся.

– У вас есть чутье, молодой человек! – одобрительно воскликнул он. – Вы напали на одну из самых интересных вещей нашего музея! Изображение на камне вы хорошо рассмотрели?.. Нет?.. Мелко? А зачем же здесь это приспособление? Смотрите!

Ученый схватился за деревянную рамку, прикрепленную на верхнем срезе витрины, опустил ее. Как раз против камня установилось большое увеличительное стекло. Щелкнул выключатель, яркий свет залил поверхность камня. Заинтересованные еще более, девушка и юноша заглянули в стекло.

Вырезанные на камне фигуры, увеличившись, стали полными жизни. С одного края прозрачной голубовато-зеленой пластины тонкими скупыми линиями была обозначена фигурка обнаженной девушки, стоявшей с поднятой к щеке правой рукой.

Завитки густых вьющихся волос ложились на намеченную четкой дугой округлость плеча.

Всю остальную часть поверхности камня занимали три обнявшиеся мужские фигуры, выполненные с еще большим мастерством, чем изображение девушки.

Стройные, мускулистые тела замерли в момент движения. Повороты тел были сильны, резки и в то же время изящно сдержанны.

В центре могучий человек, выше двух стоявших по сторонам, широко раскинул руки на их плечи. По бокам его двое, вооруженных копьями, стояли с внимательно наклоненными головами.

В их позах была напряженная бдительность мощных воинов, готовых с уверенностью отразить любого врага.

Три маленькие фигурки были исполнены с большим мастерством. Идея – братство, дружба и совместная борьба – была в них выражена с необычайной силой.

Глубина прозрачного и светлого камня, служившего одновременно и фоном и материалом, усиливала красоту произведения. Теплый влажный отблеск, казалось исходивший откуда-то из камня, придавал телам трех обнявшихся людей золотистую веселость солнечного света…

Под фигурами и на гладком сломе нижнего края можно было заметить неровно и поспешно нацарапанные непонятные знаки.

– Насмотрелись? Вижу, что вас захватило! – Голос ученого заставил вздрогнуть обоих молодых людей. – Хорошо. Хотите, немного расскажу про камень? Этот камень – одна из загадок, какие встречаются нам иногда в исторических документах древности. В чем загадка? Слушайте по порядку.

Это берилл,[1] минерал не из очень редких. Но такие голубовато-зеленые бериллы чистейшей воды крайне редки. Во всем мире находятся только на юге Африки. Раз. Теперь, на камне вырезана гемма[2] – подобные вещи любили делать в расцвете древнегреческого искусства в Элладе. Но берилл – камень очень твердый.

Чтобы вырезать на нем изображения с такой тщательностью, нужно резать только алмазами – эллинские мастера их не имели. Два. Далее, из трех мужских фигур средняя, несомненно, изображает негра, правая – эллина, а левая – это какой-то человек из других средиземноморских народов: может быть, критянин или этруск.

И, наконец, по технике изображения человеческого тела гемма должна бы относиться к эпохе расцвета Эллады; в то же время целый ряд особенностей указывает на время несравненно более раннее.

Я уже не говорю о том, что копья, здесь изображенные, совсем особенной, не свойственной ни Элладе, ни Египту формы… Целый ряд противоречивых, несовместимых указаний… Но гемма-то существует, вот она…

Источник: https://www.booklot.ru/authors/efremov-ivan-antonovich/book/na-krayu-oykumenyi/content/804188-ivan-efremov-na-krayu-oykumenyi/

Лаборатория Фантастики

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

sergej210477, 6 ноября 2016 г.

Зачитывался этой книгой и в детстве и в подростковом возрасте. Это не фантастика, а исторический художественный роман. Какие великолепные приключения. А как описан мир Древней Греции, Египта! Пол учебника истории Древнего Мира поместилось в этом произведении.

Это сейчас Греция, Египет, Африка стали доступны для туриста. Да и телевидение постаралось. А когда я читал «На краю Ойкумены», это был волшебный, таинственный мир.

И Ефремов открыл его секреты, заставив читателя побывать там, пройдя через тьму веков, тысячелетий и расстояний.

Одна из лучших приключенческих книг, основанных на Древней истории.

strannik102, 4 августа 2016 г.

Путешествие Боурджеда

Всё-таки Иван Ефремов великолепный рассказчик. И допускаю, что в этом его мастерстве отчасти «виновато» научное академическое естество писателя — во всех картинках природы и во всех диалогах явно просматривается способность автора не только внимательно наблюдать, но и связно, полно и точно излагать, детально и беспристрастно описывать наблюдаемое.

А при необходимости автор скрупулезно делает ссылку на научность перевода той или иной фразы своего героя — кажется совершенно излишняя дотошность автора, но, с другой стороны, ловишь себя на полном доверии к автору и к тому, что и как он нам подаёт.

И отсюда же возникает полная включённость в повествование, ощущение документальности этой художественной исторической повести.

На краю Ойкумены

Опять-таки — совсем не хочется как-то комментировать сюжетные детали и подробности этой великолепной исторической книги (причём слово-термин «исторической» пожалуй вполне применимо в обоих его значениях). Потому что о сюжете этого повествования проще всего и правильнее всего узнать непосредственно из уст самого рассказчика — Ивана Ефремова. Но хочется просто сказать следующее:

Эта книга, при всей её схожести с фантастико-приключенческими книгами на исторические темы, всё-таки сильно смахивает на реконструкцию.

И не только потому, что (повторюсь) её автор и в самом деле крупный учёный и специалист в области археологии, палеонтологии, наверное отчасти антропологии, геологии и разных прочих других -логий, но ещё истории, а также социологии, футуристики и философии…

Но ещё и потому, что автор книги пишет эту (и другие свои произведения) не как вольную фантазию на знакомую тему, но максимально детализирует любое своё описание — хоть картин природы и ландшафта, хоть мелочи быта доисторических и прочих древних обществ.

Вот просто открываешь книгу в любом месте и тут же буквально тонешь в крупных ярких красках и пьянящих запахах, узнаёшь давно тебе известные растения и познаёшь африканскую природу во всей её красе — будь это пустыня или полупустыня, или же степи и саванны, а может быть лесистые зоны или какие-то иные ландшафтно-природные районы и местности. И автор старается не придумывать ни одной ненужной детали, не вводит в повествование никаких таких саблезубых и прочих гипотетических животных, но вместе с тем его манера может стать хорошей школой для любого начинающего фэнтезийного писателя — так описывать мир, как это сделал Иван Антонович Ефремов, станет честью для любого современного фЭнтаста!

Ну, говорить о писательском целомудрии автора наверное даже и не нужно — даже там, где казалось бы напрашивается эротическая картинка или сцена, Ефремов делает всё с такой нежностью и осторожностью, что вытаскивает за собой наверное любого адекватного читателя.

И читая эти повести из дня сегодняшнего просто поражаешься, как можно было обходится теми деталями и подробностями сюжета, которые включил Иван Ефремов в свои произведения, и не потерять при этом ни капли привлекательности и интересности, волнительности и остросюжетности написанных книг. Вот мастерство!

Читайте также:  Краткое содержание пушкин жених точный пересказ сюжета за 5 минут

И вот ещё в голову пришло во время чтения, что вот писал-то он такую романтическую и немного возвышенную книгу во времена далеко не романтические и совсем далёкие от высоких материй — 1945-46 гг.

(время написания книги) совсем не отличались ни сытостью ни красотой бытовой жизни.

Но знаете, вот лично мне понятно, откуда растут ноги у «Туманности Андромеды» — первые ростки этого романа вполне можно разглядеть в этих повестях о Великой Дуге.

PS Непременно перечитаю «Туманность Андромеды» и ещё прочту «Лезвие бритвы«!

Oreon, 18 мая 2015 г.

Давно хотелось почитать чего-нибудь такого исторически-фантастического и этой дилогии Ефремова судилось частично утолить это мое хотение. И хоть по сути здесь все — авторский вымысел, но роман производит впечатление реалистичности и историчности описываемых событий.

Вызывает уважение труд автора, в свое время наверняка потратившего много усилий на основательное изучение эпохи и места театра разворачивающихся в книге событий (и это — без интернета!). Чтение книги невольно побуждает к более глубокому изучению Египта, древности, фараонов.

Тем более, что эта страна имеет некий мистический ореол оставленный своей монументальной архитектурой, связью с истоками современных теорий мировой закулисы в виде ока Ра на верху пирамиды (смотреть на купюру доллара ;)) и т.п. Или хотя бы тем, как Моисей вел свой народ через пустыню из земли египетской в землю обетованную.

В общем египетский вопрос еще далеко не раскрыт и сулит темами еще для многих произведений в разных жанрах:).

Хотя, как водится, не обошлось и без мелких проколов в виде алмаза, легко разбитого на осколки для резцов, которыми создавалась гемма. Сквозь повествование сквозит не только воспеваемая везде в аннотациях к книге нить дружбы и взаимопомощи, расовой равноценности и т.п., но и ярко чувствуется нить восстания, революции против угнетения трудового класса.

Причем восстание не только рабов против надсмотрщиков, но и коренного не бедного египтянина Баурджеда против власти фараона. В духе произведения чувствуется коммунистическая идеология, хотя, к счастью, в легкой степени, недостаточной, чтобы существенно повлиять на оценку.

С другой стороны, уважаемый Сат-Ок, в своем отзыве показал коммунистичность автора несколько в другом ракурсе. Действительно, в самих идеях коммунизма, во взглядах автора, нет ничего крамольного: дружба, взаимовыручка, жертвенность идеалам и на благо общественной пользы, совместное строительство светлого будущего, в которое твердо верил автор…

Вот только в результате почему-то опять получается тирания и новый фараон, повелевающий почитать себя выше богов и запрещающий все, что может расширить кругозор обывателя и умалить собственное величие тирана. В таком ракурсе посмотреть на современную автору реальность и культ Сталина я как-то без Сат-Ок и не разглядел.

Хотя мне немного набивали оскому другие авторские параллели. Например к концу первой части обязательно должна была случится, надо понимать, такая милая сердцу автора революция, местами немного пафосно и излишне назидательно и т.п.

Наигранной мне показалась и сцена вроде бы очень редкой игры с быком, свидетелем которой «случайно» довелось стать Пандиону, но которая в итоге привела не только к пленению Пандиона и его путешествию в Египет, но и много позже помогла всему отряду рабов повалить носорога.

Еще я не понимаю почему две практически ничем не связанные между собой повести, кроме как косвенная связь частично по стране происходящих событий (между которыми пролегло несколько столетий) и куска камня, принято считать романом, это скорее условный цикл.

Если бы автор написал еще одну повесть, как этот кусок камня превратившись в гемму потом еще и попал в степи Украины — тогда точно вышел бы полноценный цикл про камень.

Теперь же, по крайней мере для меня, объединение двух мало связанных между собой повестей с разными мотивами, героями, временами, кажется несколько странным.

Я оценил обе повести одинаково, но «На краю Ойкумены» мне показалась ощутимо более интересной.

Хотя в обоих повестях автор больше внимания уделяет сюжету, описанию событий, назиданиям светлого будущего, а вот сами герои остаются несколько нераскрытыми, поверхностными и даже ГГ Пандион, по прочтению остается более-менее понятен, лишь как художник ищущий новые способы выразить живую красоту природы в камне. Но в целом признаю обе книги как хорошие, добротные произведения приключенческого плана, ..хоть и не шедевр.

PS: и очень сильно не хватало карты обеих путешествий (по крайней мере в моем издании их не было).

Mishel5014, 19 мая 2015 г.

Книги отличные. Правда, не совсем понимаю, почему их считают фантастикой — скорее это исторические приключения с философией и очень глубокой научной базой. Читать!

Мог бы выйти потрясающий фильм, только вряд ли снимут. Одна охота на носорога чего стоит…

Electreek, 5 октября 2012 г.

Замечательная книга, особенно понравится должна тем, кто не слаб в географии и истории, а также любителям серии игр «Цивилизация». Особенно интересно мне было соотносить маршруты древних путешественников с современными картами.

Интересно, существую ли еще такие загадки, как описанная Ефремовым: камень из того материала, который не найти в месте, где проводили раскопки гробниц, с таким рисунком, который не могли изобразить художники того времени, не владея соответствующими знаниями и инструментами…..

А все дело в удивительных путешествиях древних первопроходцев.

Knyajna, 21 апреля 2010 г.

Очень хорошее произведение. Помню, еще в школьной программе нам ее задали на лето прочитать, это было много лет назад. Мне она тогда не понравилась, как говориться, не пошла.

Спустя нн-е количество времени, я читала «Таис Афинскую», которая мне очень симпатична, а после папа порекомендовал не отрываться от времени и прочитать «На краю Ойкумены» — и вот тогда у меня дело пошло! Мне понравилось произведение, в коротом повествуеться о дружбе, которой еще надо сегодня поучиться! Советую прочитать:smile:

dmitras, 17 мая 2015 г.

Повесть, в которой Ефремов создал своего человека будущего, который реализуется в последующих романах. Человек воли поставивший свою силу и разум на службу морали и нравственности. Человек способный учиться и развиваться.

К сожалению большая часть повести, посвящённая путешествию и описанию природы Африки устарела, по причине появления различных документальных фильмов на данную тему. Это мешает не поставить более высокий бал.

Особенно это касается людей с визуальным восприятием. Эту повесть следует прочитать всем, кто хочет глубже проникнуть в философию Ефремова.

Для тех, кому нужна только «начинка», есть «Лезвие бритвы» и «Туманность Андромеды».

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: http://fantlab.ru/work43123

Иван Ефремов: На краю Ойкумены

Иван Антонович Ефремов был не только великим писателем, но человеком очень разносторонним, талантливым во всём. Можно сказать, что он был человеком эпохи Возрождения.

Писатель, геолог, зоолог, палеонтолог ( он даже основал в науке по изучению динозавров новую отрасль), антрополог, историк, философ и т.д. О достижениях Ефремова можно говорить много. Он многое предсказал, многое открыл, оставил большой след в науке и литературе.

Ефремов сейчас подзабыт и это несправедливо. Я очень рад, что издательство «Нигма» продолжает публикацию произведений писателя.

Среди романов, повестей и рассказов Ефремова (в основном научно-фантастических) особо выделяются два исторических романа «Таис Афинская» и «На краю Ойкумены». Оба романа интересны, но отличаются друг от друга.

«Таис Афинская» – книга о любви Александра Македонского и афинской гетеры очень хорош, но для детей и подростков он вряд ли подходит.

Во-первых, он полон философскими рассуждениями, которые не будут понятны в этом возрасте, а во-вторых, в нём много откровенного эротизма (камень в огород тем, кто говорит, что в СССР эротики не было). «Таис Афинскую» стоит читать в юношеском и более зрелом возрасте.

А вот роман «На краю Ойкумены» очень подходящее чтение для подростков и взрослых.

Роман полон приключениями, увлекательными поворотами сюжета, описаниями природы Африки и рассуждениями о любви и дружбе (темы которые очень волнуют именно в подростковом возрасте). Каждый возраст найдёт в нём своё.

Взрослый читатель будет восхищен глубиной мысли Ефремова и сложностью проблем, которые им подняты, а подростки просто насладятся захватывающими приключениями в древней дикой Африке.

Роман Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» состоит из двух повестей: «Путешествие Баурджеда» и «На краю Ойкумены». Две повести были написаны в разное время, но затем сведены писателем в единый роман-дилогию. В первой повести «Путешествие Баурджеда» события происходят в Древнем Египте.

Египетскому фараону Джедефре достался Египет, разоренный постройкой гигантской пирамиды его отцом Хуфу (Хеопсом). Молодому фараону докладывают, что народ потерял страх и ропщет, что казна истощена строительством пирамиды. Жрецы бога Ра, возвысившиеся при его отце, говорят фараону, что для исправления ситуации нужно строить новую пирамиду.

Строительство пирамиды отвлечет народ от бунтов и власть фараона над ним вновь станет безграничной. Но фараон Джедефра не слушает жрецов Ра, а прислушиваются к жрецам бога Тота, которые внушают ему, что нужна не постройка новой пирамиды, а новые знания и реформы.

Фараон по совету жрецов Тота отправляет своего советника Баурджеда с большой экспедицией на поиски к югу от Египта легендарной страны Пунт и края мира. Приключения Баурджеда и его спутников по бурному океану и загадочной африканской земле составляют основное содержание первой повести.

Множество чудес предстоит увидеть путешественникам, испытать увлекательные приключения и понять, что страна Пунт (современный Судан) совсем не такая, какой они её себе представляли, а края у мира нет.

Вторая повесть романа «На краю Ойкумены» в два раза больше по объёму первой. Теперь мы переносимся через многие сотни лет. В Греции начинает складываться новая цивилизация, новая культура. Пока она только рождается и ищет пищу для своего развития. Молодой художник и скульптор Пандион тоже в поисках.

Читайте также:  Краткое содержание юнона и авось рок опера рыбников точный пересказ сюжета за 5 минут

Он ищет способ изображать людей живыми, передавать в камне и рисунке движение тела, характер человека. У Пандиона ничего не получается и он решает отправиться на учебу на остров Крит, где когда-то давно была могущественная и культурная цивилизация, уже много столетий назад уничтоженная врагами и землетрясениями.

Спасаясь от разбойников, Пандион попадает на финикийский корабль, а затем и в загадочный Египет, где его отдают в рабство. Самыми близкими друзьями среди рабов становятся для Пандиона негр Кидого и этруск Кави. Друзья провоцируют бунт рабов и бегут из Египта.

Их приключения происходят практически по тем же самым местам Средней Африки, по которым давным-давно путешествовал Баурджед. Описания Ефремова-писателя в этой повести особенно хороши.

От кровавой сцены охоты на носорога и битвы друзей со страшным зверем «гишу» (гигантский полуволк-полумедведь, давно вымерший, но в глубокой древности еще обитавший кое-где в Африке) буквально шевелятся волосы на голове, а описание африканских степей-саванн и джунглей поражают своей красотой.

Благодаря книге Ефремова » На краю Ойкумены», многие полюбили историю Древнего Мира. В ней нет мёртвых страниц о прошлом, а есть бурная и кипучая жизнь, полная героизма и поисков истины. Роман писателя настоящая классика приключенческого жанра. В нём есть и глубокие мысли, заставляющие задуматься, и увлекательный сюжет, полный приключениями.

Роман Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» вышел в издательстве «Нигма» в многими любимой серии «Страна приключений». Книги серии всегда выделяются своим оформлением: твердая цветная с объёмным тиснением обложка, дорогая мелованная бумага, закладка-ляссе.

Иллюстрациям уделяется особенное внимание. В книге Ефремова рисунки Олега Пахомова, который нам уже хорошо знаком как художник многих книг из серии «Страна приключений».

Иллюстрации наполнены горячими красными и желтыми красками, которые дают чуть ли не физически почувствовать дикую атмосферу Африканского континента.

Книга рекомендована для детей среднего и старшего школьного возраста (с 12-13 лет), всем ценителям классики приключенческой литературы и качественных коллекционных изданий.

Дмитрий Мацюк специально для Букландии

Источник: https://MyBookland.ru/ivan-efremov-na-krayu-ojkumeny/

“Звездные корабли”: краткое содержание повести (пересказ по главам)

В статье представлена повесть, которую И.А. Ефремов написал в 1947 году (ее краткое содержание). “Звездные корабли”- научно-фантастическое произведение, в котором рассказывается о невероятной находке, сделанной двумя профессорами.

Глава первая

Прибыл профессор Шатров, палеонтолог. Он сел за стол и начал проводить какие-то вычисления. Закончив их, профессор посетовал на свою вялость, которую он давно уже чувствует. Он понимал, что это из-за усталости.

Коллеги и друзья давно советовали профессору развлечься, но тот не умел отдыхать или интересоваться чем-либо посторонним. Художник-самоучка, он находил успокоение в занятии рисованием. Вот и сейчас он достал альбом, но рисунок не помог профессору преодолеть нервное возбуждение.

Тогда Шатров достал пачку нот и принялся редко и плохо играть на старенькой фисгармонии.

Почему же профессор, этот кабинетный схимник, решил совершить поездку? Дело в том, что его бывший ученик Виктор, который перевелся на астрономическое отделение, работал над теорией движения солнечной системы. Между ними установилась крепкая дружба.

Виктор отправился на фронт добровольцем, где был записан в танковое училище для длительной подготовки. Тогда он и занимался теорией. Шатров в начале 1943 г. получил от него письмо, в котором Виктор сообщал о завершении работы.

Он обещал выслать тетрадь с изложением теории как можно скорее, но внезапно погиб в танковой битве.

После окончания войны профессор встретился с майором, начальником Виктора, и отправился с ним на поле боя для розыска тетради. Здесь было опасно, так как поле было заминировано. Прибыли сержант и 4 сапера, которые проложили тропу к танку Виктора. Тетрадь была найдена.

… Вошла жена Шатрова и пригласила его обедать. Тот закрыл фисгармонию. Он сообщил, что уезжает на 2-3 дня в обсерваторию.

В обсерватории его приютил сам директор Бельский. Вместе с ним он ночью отправился смотреть звезды в телескоп. Профессор направил телескоп в центр галактики, где находится “звездное колесо”. Вокруг этого центра обращаются все звезды. Затем он начал рассматривать другие галактики.

Профессор Давыдов, друг ученого, ехал на корабле. Он возвращался из Сан-Франциско, где был делегатом на съезде палеонтологов и геологов. Внезапно с берега раздался гудок.

Это означало, что надо немедленно отплывать, так как идет огромная приливная волна, которую лучше встретить подальше от берега. Наконец опасность миновала, корабль возвратился в порт. Берег был неузнаваем.

Люди двигались среди развалин, спасая остатки имущества и отыскивая погибших. Моряки решили помочь им.

Когда судно отплыло, Давыдова попросили прочитать лекцию морякам о Тихом океане и о причинах вчерашнего бедствия. Затем наедине он долго размышлял о нашей планете и процессах, происходящих в ее недрах.

Глава вторая

Шатров приехал в гости к профессору Давыдову. Друзья во многом были противоположностями друг другу. Шатров сухой, среднего роста, а фигура Давыдова громоздкая. Шатров быстрый, угрюмый и нервный, а Давыдов более медлительный и добродушный.

Шатров объявляет другу, что у него в руках нечто невероятное. Китайский палеонтолог Тао Ли, убитый фашистами в 1940 году, переписывался с Шатровым. Из последней своей экспедиции он прислал ему посылку с вещью, которую Шатров и привез Давыдову, – обломок ископаемой кости динозавра.

Его череп насквозь пробит чем-то узким, и это отверстие не могло быть сделано зубом или рогом животного. Шатров показал Давыдову еще одну такую же пробитую кость, левую лопатку динозавра. Эти находки заставили ученого глубоко задуматься.

В записке погибшего было сказано, что ему удалось обнаружить множество таких образцов в долине реки Чжу-Чже-Чу.

Динозавры, найденные ученым, обитали около 70 млн лет назад. Получается, что уже тогда на планете жили люди? Но человек появился намного позднее в ходе эволюции. Значит, те, кто убил их, родились не на Земле. Но в нашей солнечной системе не может зародиться разумная жизнь, а до других звездных систем очень далеко.

Далее Шатров рассказывает Давыдову теорию, созданную Виктором. Согласно ей, наша солнечная система в определенное время может сближаться с другими, настолько, что перелет становится возможным. Более того, Виктор рассчитал, что подобное сближение произошло как раз 70 млн лет назад. Получается, что тогда инопланетяне побывали на нашей планете, о чем свидетельствуют пробитые кости динозавров.

Друзья решают обратиться с этим вопросом к Тушилову, чтобы тот отправил их на место раскопок, однако тот решительно отказывает им. Давыдов предлагает поискать на территории СССР. Он также отправляет несколько писем своим иностранным коллегам.

Давыдов получает хорошую новость – письмо его коллеги, сообщающего, что намечается грандиозная стройка – сооружение каналов и гидроэлектростанций. На ней будут вскрыты отложения, где должно быть множество костей динозавров.

Это был шанс для ученых найти то, что они искали.

Давыдов отправляется на стройку в Казахстане. Он осматривает кладбища динозавров, оставляет своего помощника продолжать раскопки.

Во время общения с аспирантами Давыдову внезапно приходит в голову догадка, что массовая гибель динозавров в этих местах была вызвана радиоактивным излучением, появившимся в результате процессов, происходивших в недрах Земли.

Тогда, возможно, инопланетяне, посещавшие нашу планету, искали источники атомной энергии.

Глава третья

Давыдов отправился к на раскопки к Старожилову, который сообщил ему, что нашел что-то интересное. Когда профессор прибыл, он сказал ему, что удалось найти прекрасно сохранившийся скелет моноклона, череп которого насквозь пробит.

Нужно было продолжать раскопки на большой территории. Рабочие взялись помочь ученым. Всего на раскопки отправилось более 900 человек. Во время работ аспиранты Давыдова нашли останки, принятые ими за черепаху.

Раскопав их, ученые поняли, что это череп, принадлежавший, по-видимому, пришельцу.

Прибыл профессор Шатров, все это время, по договоренности друзей, работавший над воссозданием предполагаемого облика звездных гостей. Тот пришел к выводу, что пришельцы должны иметь облик, схожий с человеческим.

Осмотрев найденный череп, ученые заметили, что он немного отличается от человеческого. К примеру, у пришельца не было зубов, вместо них – режущий роговой край, как у черепахи. По всей видимости, отсутствовали волосы и подкожный мышечный слой.

В целом строение черепа было более примитивно, чем у человека. Профессоры сделали вывод, что эволюционный путь звездных гостей был короче, чем людей. Вместе с пришельцем были найдены части какого-то прибора и оружия, вероятно, использовавшего ядерную энергию.

Отполировав пластинку, профессоры увидели на ней изображение человеческого лица неведомого существа, у которого отсутствовали нос и уши, но были очень умные глаза.

Таково краткое содержание повести “Звездные корабли”. Ефремов И.А. – популярный советский писатель, показавший в своих книгах как прошлое человечества, так и его возможное коммунистическое будущее.

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/efremov_i_a/zvezdnye_korabli_kratkoe_soderzhanie_povesti_pereskaz_po_glavam/31-1-0-558

На краю ойкумены

«…Я прочла вашу замечательную книгу «Туманность Андромеды». Поверьте, ее извест­ность будет возрастать по мере того, как собы­тия в жизни будут увязываться с ее содержани­ем, и в следующем веке о вас будут говорить лучше, чем о Жюле Верне, потому что вы обла­даете человеческим теплом и гуманизмом,, ко­торыми не обладал он…»

Так писала И. А. Ефремову читательница из Франции Дениз Бонтам — одна из много­численных почитательниц известного писате­ля за рубежом.

Что же касается нашей страны, то я, на­пример, помню, с каким нетерпением. ждал очередного номера «Пионерской правды», где с продолжениями печаталась та же «Туман­ность Андромеды». Мгновенно «проглатывал» очередной фрагмент, а затем вырезал и береж­но складывал вырезки одна к одной, чтобы по­том перечитать роман еще раз, уже целиком.

И так поступал не только один я.

Мстислав Листов, руководитель Центра ноосферных знаний и культуры имени Ивана Ефремова, вспоминал как-то, что один из лучших космо­навтов мира, дважды Герой Советского Союза, генерал Владимир Джанибеков оставил в ка­бинете знаменитого писателя фотографию с надписью: «Своей судьбой я обязан Ивану Ан­тоновичу Ефремову». И пояснил, что именно «Туманность Андромеды» зародила в нем меч­ту, которая в конце концов и привела Джанибекова в отряд космонавтов.

Однако теперь мало кто знает, что замысел известнейшего романа рождался в пустыне Го­би, где в трудные послевоенные годы тогда уже известный ученый-палеонтолог, профессор Иван Антонович Ефремов возглавлял Мон­гольскую палеонтологическую экспедицию Академии наук СССР.

Ученые старались отыскать исторические свидетельства существова­ния неведомой нам жизни — останки гигант­ских ящеров, бывших владык Земли.

Эта труд­ная, даже опасная экспедиция требовала не только больших знаний и умений, но и огром­ной выносливости — ведь предстояло исследо­вать малоизвестные районы Монголии.

На старых, потрепанных машинах по без­дорожью, переживая песчаные бури, жару и холод, экспедиция под руководством Ивана Антоновича совершила подлинный научный подвиг.

Из Гоби, после сложнейших раскопок, было вывезено 460 ящиков с монолитами «кос­тей дракона» — динозавров — общим весом бо­лее 120 тонн…

Сегодня реконструкции громад­ных ящеров украшают экспозиции палеонто­логических музеев в Москве и Улан-Баторе.

Читайте также:  Краткое содержание горький старуха изергиль кратко и по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

Но главное даже не в этом. Долгое время палеонтология оставалась просто «музейной» наукой о вымерших чудовищах.

Ефремов вскрыл незримые свя­зи между такими, на первый взгляд, дале­кими областями на­уки, как палеонтоло­гия и исследования космического прост­ранства.

«Палеонто­логия — наука, погру­женная, казалось бы, в недра планеты, — служит окном в космос, через которое мы научимся видеть зако­номерности истории жизни и появления мыс­лящих существ», —- писал он.

Такую широту взглядов, способность связы­вать, казалось бы, несвязываемое, дала ему шко­ла жизни. У Ефремова было непростое детство.

Его отец-лесопромышленник происходил из ста­роверов, был здоровяком, который запросто гнул подковы; этим умением, кстати, до глубо­кой старости обладал и сам Иван Антонович.

Так что когда отец в начале века покинул семью, то часть забот о ней легла и на малолетнего Ивана.

А потом началась Гражданская война. Вме­сте с авторотой 6-й армии он дошел до Переко­па. После окончания военных действий уехал в Петроград, где экстерном закончил 23-ю еди­ную трудовую школу и пошел работать. Был пильщиком дров, грузчиком, шофером. Одно­временно умудрился закончить Петроградские мореходные классы, где получил диплом штурмана каботажного плавания…

О юных годах Ефремов вспоминал в одном из своих писем: «Когда-нибудь я напишу о сво­их первых плаваниях на Тихом океане. О том, как…

матрос, попавший в одну компанию со всякой шпаной, сумел отстоять свое достоинст­во благодаря врожденной силе и боксерскому умению; как он за краткое время стоянок в Японии увидел нечто большее, чем портовые кабаки, и впервые смог понять — если не куда ему надо идти в жизни, то какой стороны ее держаться…»

Он действительно плавал на Дальнем Восто­ке, совершал рейсы на Камчатку, Сахалин… А в следующий сезон командовал катером на Кас­пии. Там и заинтересовался палеонтологией, прочитав в журнале статью известного ученого, профессора П. П.

Сушкина. Осенью он нашел Петра Петровича в Петрограде и попросился в ученики. Сушкину понравился плечистый, са­мостоятельный юноша. И он предложил ему место препаратора в Геологическом музее. При­шлось выбирать: море или палеонтология.

Сделать выбор Ефремову помог знаменитый капитан Д. А. Лухманов. Он посоветовал: «Сту­пай-ка лучше в науку, а море, брат, что ж… все равно ты его уже никогда не забудешь. Морская соль въелась в тебя…»

Но окончательный выбор был сделан все же чуточку позднее. В 1925 году Ефремов ос­тавил учебу на биофаке университета и пере­шел в Горный институт, на геологическое от­деление. Работал, учился вечерами и диплом защитил с отличием. Более того, одновремен­но Иван Ефремов получил ученую степень кандидата наук за оригинальное описание древнейших земноводных. И это в 17 лет!

С той поры он неоднократно участвовал в научных экспедициях. Сначала вместе с Сушкиным, а после смерти учителя самостоятель­но, Свое первое научное открытие новоиспе­ченный ученый сделал в 18 лет…

Экспедиции, как правило, проходили вда­ли от жилья, в глухих местах, где приходи­лось хлебнуть лиха. «В морозы ниже 40 °С при­ходилось туго… Обшивали все металлические приборы, чтобы к ним можно было прикасать­ся, не рискуя отморозить пальцы», — вспоми­нал Ефремов.

А один из участников тех экспедиций, тог­дашний студент ЛГУ Н. И. Новожилов расска­зывал, что попутно прослушал у своего началь­ника целый курс лекций — Иван Антонович обладал исключительной памятью. В редкие свободные часы он мог прочесть на память «Алые паруса» или «Корабли в Лиесе»… При­чем не пересказывал, а именно читал наизусть.

Со временем он и сам начал писать. Первые литературные опыты И. А. Ефремова относятся к годам Великой Отечественной войны. На фронт его не взяли, а отправили со специальным заданием в Среднюю Азию, куда был эвакуиро­ван Палеонтологический институт АН СССР.

Но тут Ефремов заболел и, пока валялся на больничной койке, написал несколько расска­зов. Семь из них впоследствии составили сбор­ник «Семь румбов». По выходе сборника в свет Ефремова пригласил к себе А. Н. Толстой.

Он сказал, что Иван Антонович уже состо­явшийся писатель, и поинтересовался, когда это он успел выработать «такой изящный и хо­лодный стиль»? Ефремов ответил, что все это идет от науки — ведь ему постоянно приходит­ся описывать условия залегания пластов, окру­жающий ландшафт, не упускать из виду мель­чайшие подробности… А поскольку к тому времени у него было уже свыше четырех десятков трудов, то опыта описывать ученому было не занимать.

Вот так от науки он пришел в литературу. В результате этого синтеза стали рождаться произведения, которыми зачитывались наши современники.

Причем перо Ефремова с оди­наковой достоверностью описывало как при­ключения героев в Африке и Древней Элладе в далеком прошлом («Путешествие Бурджеда» и «На краю Ойкумены»), так и в глубинах кос­моса в отдаленном будущем («Звездные кораб­ли» и «Сердце Змеи»).

А потом пришла пора ставшей классикой научной фантастики «Туманности Андромеды»; романов «Лезвие бритвы», «Час Быка» и «Таис Афинская» — произведений философ­ских, будоражащих мысли и воображение чи­тателей и по сей день.,.

Но это вовсе не значит, что И. А. Ефремов все писал «из головы». Он полагал, что герои будущего живут среди нас уже сегодня. Так, прототипом главного героя романа «Лезвие бритвы» стал известный психолог, профессор К. К. Платонов. А Таис Афинскую Иван Анто­нович в какой-то мере списал со своей жены — Таисии Иосифовны…

Однако одна из главных заслуг Ефремова- писателя состоит в том, что он перевел литера­туру из области человековедения в область человечествоведения… «Писатель-фантаст, — объяснял он, — обязан показать выход из грозных ловушек, которые будущее готовит для человечества…»

Впрочем, не всем его прогнозы нравились. Социально-философский роман Ефремова «Час Быка», написанный в конце 1960-х го­дов, находился под запретом почти 18 лет. Не сразу нашла путь к читателю и «Таис Афин­ская». Были попытки «выправить» и «Лезвие бритвы»…

Ефремов отстаивал свою точку зрения все­ми возможными средствами и до конца. Более того, в последние годы жизни он начал подго­товку к написанию романа «Чаша отравы», в котором, пожалуй, первым из советских писа­телей собирался всесторонне осветить пробле­мы экологии, очищения ноосферы.

«Я хочу сказать, — пояснял он свой замысел, — о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавис­тью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фан­томы, насилующие природу человека, ломаю­щие его разум и волю».

Он не успел написать этот роман, который оказался бы как нельзя кстати в наши дни. Но многие его пророчества уже сбылись. Так, ска­жем, ему удалось предвидеть развитие гло­бальных систем связи и коммуникаций, от­крытие голографии и кимберлитовых трубок в Якутии, разгул международного терроризма и ухудшение экологии…

А ныне, похоже, мы приближаемся к рас­крытию еще двух тайн, описанных впервые И. А. Ефремовым. Так, в одном из рассказов им был описан «большой и толстый червяк, неиз­вестный житель пустыни». Местные жители называли его олгой-хорхой.

«Это животное ни разу не попадало в руки ни одному человеку отчасти потому, что живет в безводных песках, отчасти из-за страха, ко­торый испытывают перед ним монголы, — пи­сал Ефремов.

— Этот страх вполне объясним: животное убивает на расстоянии. Что это за таинственная сила, которой обладает олгой- хорхой, никто не знает.

Может быть, это ог­ромной мощности электрический разряд или яд, разбрызгиваемый животным».

Позднее известный популяризатор науки В. Мезенцев, анализируя сообщения об олгое- хорхое, склонился к гипотезе, что он убивает сильнодействующим ядом, например синиль­ной кислотой. В природе известны существа, в частности многоножка кивсяк, которая убива­ет свои жертвы на расстоянии струйкой, си­нильной кислоты.

Однако все большее подтверждение получа­ет экзотическая гипотеза: дескать, олгой-хорхой убивает с помощью небольших шаровых молний, которые формируются во время мощ­ного электрического разряда. Так, летом 1988 го­да газеты сообщили о странных событиях, про­изошедших в городе Луганске.

Там 16 мая при проведении земляных работ в районе городка завода им. Октябрьской революции пострадал один из рабочих. Его доставили в больницу без сознания, с ожогом змееобразной формы на ле­вой руке.

Очнувшись, пострадавший объяснил, что почувствовал удар током, хотя электричес­кие кабели поблизости не пролегали.

Два месяца спустя погиб шестилетний мальчик. Причина смерти — поражение элек­трическим током от неизвестного источника. Еще несколько подобных случаев были заре­гистрированы в 1989 и 1990 годах.

Все они связаны с земляными работами либо со све­жей землей, доставленной из другого места.

Один из пострадавших рассказал, что прежде чем потерять сознание, он слышал странный звук, похожий на всхлипывание ребенка.

Наконец, по свидетельству кандидата фи­зико-математических наук Валентина Псаломщикова, зимой 2000 года вблизи теплотрассы при рытье ямы на территории усадьбы в Артемовском районе Луганска было поймано стран­ное существо, издававшее при нападении похо­жий звук.

К счастью для себя, человек, рыв­ший яму, был в толстых перчатках и не пострадал. Он поймал существо, положил его в полиэтиленовый мешок и отнес показать сосе­ду, работавшему в биологической лаборато­рии.

Так неизвестное науке животное оказа­лось в металлическом боксе лаборатории за толстым бронированным стеклом. Похоже оно на толстого сиреневого червяка длиной около полуметра. Заведующий лабораторией канди­дат биологических наук В. М.

Куликов ут­верждает, что это скорее всего неизвестный му­тант. Но определенное сходство его с таинст­венным олгой-хорхоем несомненно.

Другой прогноз Ефремова касается обнару­жения разумной жизни во Вселенной. Призна­ки разума в космосе ищут уже давно. Но только в 1999—2000 годах астрономам удалось обна­ружить свыше 50 планет за пределами Солнеч­ной системы.

А в 2005 году работа выйдет на ка­чественно новый уровень благодаря косми­ческим супертелескопам серии «Кеплер». Эти разведчики, рассредоточившись в окрестнос­тях нашей планеты, возьмут под наблюдение 250 звездных систем, находящихся на удале­нии порядка 50 световых лет от Земли.

В них, по мнению специалистов, имеется по крайней мере- 3 миллиона светил, подобных нашему Солнцу.

Кроме того, телескопы будут анализиро­вать излучение этих звезд с целью выявления, какой процент железа, углерода, водорода и кислорода содержится в их излучении. Это по­может понять, насколько реальна белковая жизнь в той или иной планетной системе. «Конкретных результатов наших поисков сле­дует ожидать уже к 2015 году», — убеждены исследователи.

Тогда, возможно, мы и узнаем, насколько был прав И. А. Ефремов в своих предсказаниях.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/blog/na_kraju_ojkumeny/2014-06-05-637

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector