Краткое содержание гайдар военная тайна точный пересказ сюжета за 5 минут

Рассказ О Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове

Это рассказ Гайдара, где дети узнают, что такое война. В истории противостоят два персонажа: положительный Малыш-Кибальчиш и злой Малыш-Плохиш. В рассказе повествуется о стойкости настоящего патриота, о бесстрашной армии и загадочной Военной тайне.

Рассказ О Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове скачать:  

Рассказ О Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове читать

В те дальние-дальние годы, когда только что отгремела по всей стране война, жил да был Мальчиш-Кибальчиш.

В ту пору далеко прогнала Красная Армия белые войска проклятых буржуинов, и тихо стало на тех широких полях, на зеленых лугах, где рожь росла, где гречиха цвела, где среди густых садов да вишневых кустов стоял домишко, в котором жил Мальчиш, по прозванию Кибальчиш, да отец Мальчиша, да старший брат Мальчиша, а матери у них не было.

Отец работает — сено косит. Брат работает — сено возит. Да и сам Мальчиш то отцу, то брату помогает или просто с другими мальчишами прыгает да балуется.

Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать. Нечего буржуинов бояться. Некому в пояс кланяться. Живи и работай — хорошая жизнь!

Вот однажды — дело к вечеру — вышел Мальчиш-Кибальчиш на крыльцо. Смотрит он — небо ясное, ветер теплый, солнце к ночи за Черные Горы садится. И все бы хорошо, да что-то нехорошо.

Слышится Мальчишу, будто то ли что-то гремит, то ли что-то стучит. Чудится Мальчишу, будто пахнет ветер не цветами с садов, не медом с лугов, а пахнет ветер то ли дымом с пожаров, то ли порохом с разрывов.

Сказал он отцу, а отец усталый пришел.

— Что ты? — говорит он Мальчишу. — Это дальние грозы гремят за Черными Горами. Это пастухи дымят кострами за Синей Рекой, стада пасут да ужин варят. Иди, Мальчиш, и спи спокойно.

Ушел Мальчиш. Лег спать. Но не спится ему — ну, никак не засыпается.

Вдруг слышит он на улице топот, у окошка — стук. Глянул Мальчиш-Кибальчиш в окно, и видит: стоит у окна всадник. Конь — вороной, сабля — светлая, папаха — серая, а звезда — красная.

— Эй, вставайте! — крикнул всадник. — Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию.

Так сказал эти тревожные слова краснозвездный всадник и умчался прочь. А отец Мальчиша подошел к стене, снял винтовку, закинул сумку и надел патронташ.

— Что ж, — говорит старшему сыну, — я рожь густо сеял — видно, убирать тебе много придется. Что ж, — говорит он Мальчишу, — я жизнь круто прожил, и пожить за меня спокойно, видно, тебе, Мальчиш, придется.

Так сказал он, крепко поцеловал Мальчиша и ушел. А много ему расцеловываться некогда было, потому что теперь уже всем и видно и слышно было, как гудят за лугами взрывы и горят за горами зори от зарева дымных пожаров…

— Ну вот… День проходит, два проходит. Выйдет Мальчиш на крыльцо: нет… не видать Красной Армии. Залезет Мальчиш на крышу. Весь день с крыши не слезает. Нет, не видать. Лег он к ночи спать.

Вдруг слышит он на улице топот, у окошка — стук. Выглянул Мальчиш: стоит у окна тот же всадник.

Только конь худой да усталый, только сабля погнутая, темная, только папаха простреленная, звезда разрубленная, а голова повязанная.

— Эй, вставайте! — крикнул всадник. — Было полбеды, а теперь кругом беда. Много буржуинов, да мало наших. В поле пули тучами, по отрядам снаряды тысячами. Эй, вставайте, давайте подмогу!

Встал тогда старший брат, сказал Мальчишу:

— Прощай, Мальчиш… Остаешься ты один… Щи в котле, каравай на столе, вода в ключах, а голова на плечах… Живи, как сумеешь, а меня не дожидайся.

День проходит, два проходит. Сидит Мальчиш у трубы на крыше, и видит Мальчиш, что скачет издалека незнакомый всадник.

Доскакал всадник до Мальчиша, спрыгнул с коня и говорит:

— Дай мне, хороший Мальчиш, воды напиться. Я три дня не пил, три ночи не спал, три коня загнал. Узнала Красная Армия про нашу беду. Затрубили трубачи во все сигнальные трубы. Забили барабанщики во все громкие барабаны. Развернули знаменосцы все боевые знамена. Мчится и скачет на помощь вся Красная Армия. Только бы нам, Мальчиш, до завтрашней ночи продержаться.

Слез Мальчиш с крыши, принес напиться. Напился гонец и поскакал дальше.

Вот приходит вечер, и лег Мальчиш спать. Но не спится Мальчишу — ну, какой тут сон?

Вдруг он слышит на улице шаги, у окошка — шорох. Глянул Мальчиш и видит: стоит у окна все тот же человек. Тот, да не тот: и коня нет — пропал конь, и сабли нет — сломалась сабля, и папахи нет — слетела папаха, да и сам-то стоит — шатается.

— Эй, вставайте! — закричал он в последний раз. — И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто еще остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться.

Глянул Мальчиш-Кибальчиш на улицу: пустая улица. Не хлопают ставни, не скрипят ворота — некому вставать. И отцы ушли, и братья ушли — никого не осталось.

Только видит Мальчиш, что вышел из ворот один старый дед во сто лет. Хотел дед винтовку поднять, да такой он старый, что не поднимет. Хотел дед саблю нацепить, да такой он слабый, что не нацепит. Сел тогда дед на завалинку, опустил голову и заплакал…

—Сел на завалинку старый дед, опустил голову и заплакал.

Больно тогда Мальчишу стало. Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:

— Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?

Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет.

Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Плохиш захотел идти в буржуинство. Но такой был хитрый этот Плохиш, что никому ничего не сказал, а подтянул штаны и помчался вместе со всеми, как будто бы на подмогу.

Бьются мальчиши от темной ночи до светлой зари. Лишь один Плохиш не бьется, а все ходит да высматривает, как бы это буржуинам помочь. И видит Плохиш, что лежит за горкой громада ящиков, а спрятаны в тех ящиках черные бомбы, белые снаряды да желтые патроны. “Эге, — подумал Плохиш, — вот это мне и нужно”.

А в это время спрашивает Главный Буржуин у своих буржуинов:

— Ну что, буржуины, добились вы победы?

— Нет, Главный Буржуин, — отвечают буржуины, — мы отцов и братьев разбили, и совсем была наша победа, да примчался к ним на подмогу Мальчиш-Кибальчиш, и никак мы с ним все еще не справимся.

Очень удивился и рассердился тогда Главный Буржуин, и закричал он грозным голосом:

— Может ли быть, чтобы не справились с Мальчишем? Ах вы, негодные трусищи-буржуищи! Как это вы не можете разбить такого маловатого? Скачите же скорей и не возвращайтесь без победы.

Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им сделать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним.

— Радуйтесь! — кричит он им. — Это все я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажег я все ящики с черными бомбами, с белыми снарядами да с желтыми патронами. То-то сейчас грохнет!

Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в свое буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья.

Сидит Мальчиш-Плохиш, жрет и радуется.

Вдруг как взорвались зажженные ящики! И так грохнуло, будто бы тысячи громов в одном месте ударили и тысячи молний из одной тучи сверкнули.

— Измена! — крикнул Мальчиш-Кибальчиш.

— Измена! — крикнули все его верные мальчиши.

Но тут из-за дыма и огня налетела буржуинская сила, и схватила, и скрутила она Мальчиша-Кибальчиша.

Заковали Мальчиша в тяжелые цепи. Посадили Мальчиша в каменную башню. И помчались спрашивать: что же с пленным Мальчишем прикажет теперь Главный Буржуин делать?

Долго думал Главный Буржуин, а потом придумал и сказал:

— Мы погубим этого Мальчиша. Но пусть он сначала расскажет нам всю их Военную Тайну. Вы идите, буржуины, и спросите у него:

— Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией Сорок Царей да Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились?

— Отчего, Мальчиш, и все тюрьмы полны, и все каторги забиты, и все жандармы на углах, и все войска на ногах, а нет нам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь?

— Отчего, Мальчиш, проклятый Кибальчиш, и в моем Высоком Буржуинстве, и в другом — Равнинном Королевстве, и в третьем — Снежном Царстве, и в четвертом — Знойном Государстве в тот же день в раннюю весну и в тот же день в позднюю осень на разных языках, но те же песни поют, в разных руках, но те же знамена несут, те же речи говорят, то же думают и то же делают?

Вы спросите, буржуины:

— Нет ли, Мальчиш, у Красной Армии военного секрета? Пусть он расскажет секрет.

— Нет ли у наших рабочих чужой помощи? И пусть он расскажет, откуда помощь.

— Нет ли, Мальчиш, тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому как у вас кликнут, так у нас откликаются, как у вас запоют, так у нас подхватывают, что у вас скажут, над тем у нас задумаются?

Ушли буржуины, да скоро назад вернулись:

— Нет, Главный Буржуин, не открыл нам Мальчиш-Кибальчиш Военной Тайны. Рассмеялся он нам в лицо.

— Есть, — говорит он, — и могучий секрет у крепкой Красной Армии. И когда б вы ни напали, не будет вам победы.

— Есть, — говорит, — и неисчислимая помощь, и сколько бы вы в тюрьмы ни кидали, все равно не перекидаете, и не будет вам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь.

— Есть, — говорит, — и глубокие тайные ходы. Но сколько бы вы ни искали, все равно не найдете. А и нашли бы, так не завалите, не заложите, не засыплете. А больше я вам, буржуинам, ничего не скажу, а самим вам, проклятым, и ввек не догадаться.

Нахмурился тогда Главный Буржуин и говорит:

— Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу-Кибальчишу самую страшную Муку, какая только есть на свете, и выпытайте от него Военную Тайну, потому что не будет нам ни житья, ни покоя без этой военной Тайны.

Читайте также:  Краткое содержание дом с мезонином чехова точный пересказ сюжета за 5 минут

Ушли буржуины, а вернулись теперь они не скоро. Идут и головами покачивают.

— Нет, — говорят они, — начальник наш Главный Буржуин. Бледный стоял он, Мальчиш, но гордый, и не сказал он нам Военной Тайны, потому что такое уж у него твердое слово.

А когда мы уходили, то опустился он на пол, приложил ухо к тяжелому камню холодного пола, и, ты поверишь ли, о Главный Буржуин, улыбнулся он так, что вздрогнули мы, буржуины, и страшно нам стало, что не услышал ли он, как шагает по тайным ходам наша неминучая погибель?..

— Что это за страна? — воскликнул тогда удивленный Главный Буржуин.

— Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово? Торопитесь же, буржуины, и погубите этого гордого Мальчиша.

Заряжайте же пушки, вынимайте сабли, раскрывайте наши буржуинские знамена, потому что слышу я, как трубят тревогу наши сигнальщики и машут флагами наши махальщики. Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва.

И погиб Мальчиш-Кибальчиш…

— Но… видели ли вы, ребята, бурю? Вот так же, как громы, загремели боевые орудия. Так же, как молнии, засверкали огненные взрывы. Так же, как ветры, ворвались конные отряды, и так же, как тучи, пронеслись красные знамена.

Это так наступала Красная Армия.

Источник: https://aababy.ru/skazki/rasskazy/arkadiy-gaydar/rasskaz-o-voennoy-tayne-o-malchishe-kibalchishe-i-ego-tvyordom-slove

Краткое содержание повести Гайдара “Военная тайна”

Натка Шегалова мечтает стать капитаном парохода или летчицей, но ее посылают в пионерский лагерь “Артек” пионервожатой. Девушка не любит эту работу, ей кажется, что она находится не на своем месте.

По дороге в лагерь она встречается со своим дядей, полковником Шегаловым, героем гражданской войны. Полковник успокаивает Натку, говоря, что ей нужно подучиться, подтянуться, не робеть, и все выйдет как надо.

В поезде она знакомится с мужчиной, который едет с шестилетним сыном Алькой. Мальчик держит прошлогодний журнал с фотографией комсомолки Марицы Маргулис. Женщина бежала с каторги, была схвачена и убита в кишиневской тюрьме.

В лагерь прибывают ребята со всей страны. Между Владиком и Толькой завязывается дружба.

Владик гордится своей сестрой-коммунисткой, которая отбывает наказание в польской тюрьме, и мальчики мечтают сделать так, чтоб она смогла оттуда убежать.

Обследуя местность возле лагеря, они обнаруживают развалины старой крепости. В ней юные искатели приключений находят лаз, который решают исследовать в будущем.

Тем временем на водопроводе “Артека” происходит авария. Чтобы ее устранить, приезжает инженер Ганин, оказавшийся Наткиным попутчиком по поезду. Его сына Альку временно устраивают к ней в комнату. Чтобы ускорить работу нужен динамит, и Ганин, найдя в ближайшем санатории своего старого друга из ЦИК Гитаевича, подключает его к делу – просит отправить запрос в Москву.

Воспользовавшись тем, что весь лагерь готовится к большому пионерскому костру, Владик с Толькой решают исследовать лаз. Не найдя там ничего интересного, они выходят из крепости и видят, как туда, не заметив мальчиков, входит незнакомый человек. Встречают они и Ганина, который просит передать записку начальнику лагеря.

Алька очень привязывается к Натке, но на ее вопрос о матери молчит. Однажды Алька рассказывает Натке сказку, которую она потом пересказывает октябрятам.

Сказка про Мальчиша-Кибальчиша

Отгремела по всей стране война, прогнала Красная Армия проклятых буржуинов. Жил да был Мальчиш, по прозванию Кибальчиш с отцом и старшим братом. Отец с братом работают, а Мальчиш то им помогает, то с другими мальчишами играет.

Но однажды пришла беда. Снова напали проклятые буржуины. Отец взял винтовку и ушел на войну. Вскоре ушел и старший брат. Но наступают проклятые буржуины.

Собрал тогда Мальчиш своих друзей мальчишей-малышей, и пришли мальчиши на подмогу Красной Армии. Только один Мальчиш-Плохиш пошел служить буржуинам.

Никому ничего он не сказал, пошел вместе со всеми, но в тоже время думал, как буржуинам помочь.

А в это время спрашивает Главный Буржуин у своих буржуинов, почему они не добились победы. Буржуины отвечают, что победа была близка, они разбили отцов и старших братьев, но вот пришел им на помощь Мальчиш-Кибальчиш с друзьями, и с ними не могут буржуины справится.

Разозлился Главный Буржуин и закричал грозным голосом, чтоб без победы к нему не возвращались. А Плохиш тем временем дрова нарубил, сена натащил и зажег все ящики с патронами да снарядами. Обрадовались буржуины и дали ему за это бочку варенья да корзину печенья.

Из-за дыма и огня налетели буржуины и заковали Мальчиша-Кибальчиша в тяжелые цепи и начали выпытывать у него Военную Тайну. Почему бились с Красной Армией Сорок Царей и Сорок Королей, а Красная Армия их победила?…

Но рассмеялся им в лицо Мальчиш и сказал, что могучий секрет у Красной Армии, и никогда не победят буржуины. Не откроет им Мальчиш тайны, а самим им, проклятым, век не догадаться. И так улыбнулся Мальчиш, что страшно стало буржуинам, почувствовали они, как дрогнула под ними земля.

Удивился Главный Буржуин: да что же это за страна такая, что такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое слово?

И погиб Мальчиш-Кибальчиш. А Главный Буржуин бежал в страхе, громко проклиная эту страну. Похоронили Мальчиша-Кибальчиша на бугре и поставили на его могиле большой красный флаг.

***

На участке, где проводятся восстановительные работы, происходит кража. Помимо денег и оружия пропали документы и ведомости на инженерные работы. Кроме того, недавно исчезли лопаты, и рабочие вырыли землю не там, где нужно. Ганин замечает на участке подозрительного пьяного мужчину.

В лагере полным ходом идет подготовка к большому костру. Среди прибывших шефов из санатория ЦИК, Натка встречает Гитаевича, с которым ее когда-то познакомил дядя. Поздоровавшись с ним, Натка представляет Гитаевичу Альку. Так как сам инженер Ганин еще не пришел, Алька убегает его искать. Пользуясь отсутствием мальчика, Натка узнает, что матерью Альки была отважная комсомолка Марица Маргулис.

Тем временем Ганин работает на участке. Ему не нравится Шалимов, один из бригадиров, Ганин подозревает его в махинациях. Возвращаясь в лагерь, инженер слышит выстрел.

Владик и Толька тоже опаздывают на костер. Наконец они приходят – Толька весь в ушибах и с вывихом руки, а Владик наотрез отказывается сказать, что случилось. Натка стыдит мальчиков перед всем лагерем.

Заступившись за товарища по лагерю, Владик вступает в драку с незнакомым мальчишкой. Окровавленную рубашку он в присутствии Альки стирает в море. Встретив мальчика в мокрой одежде, Натка думает, что Владик купался без разрешения. Это строжайше запрещено и грозит ему наказанием. Алька рассказывает отцу правду, и Ганин заступается за Владика перед начальником лагеря.

Ганина срочно вызывают в Москву. Натке жалко расставаться с Алькой, который привязывается к девушке и рассказывает ей их с папой военную тайну: он свою маму все-таки видел один раз целую неделю, когда она сбежала из тюрьмы.

В лагерном тире, где Ганин встречает Владика, инженера находит старший десятник Дягилев с просьбой подписать документы. Владик рассказывает Ганину, что Дягилев прячет в крепости оружие. Они с Толькой его нашли и нечаянно выстрелили. Этот выстрел и слышал Ганин, когда возвращался в лагерь, а мальчики бросились бежать и упали. Дягилева арестовывают.

Ганин с Алькой идут в лагерь. Пока Алька бегает за забытыми отцом на полянке папиросами, инженера останавливает брат Дягилева, который оказывается пьяницей, находящимся все время на восстановительных работах. Мстя за брата, он бросает в Ганина камни. Один камень попадает в подошедшего Альку и мальчик падает замертво. Весь лагерь приходит хоронить мальчика на скале над морем.

Ганин с Наткой возвращаются в Москву. На вокзале их встречает полковник Шегалов. Оттуда Ганин по заданию едет на Дальний Восток, оставляя Натке на память фотографию, на которой сняты Алька и Марица Маргулис. Натка теперь понимает, что она находится на своем месте, воспитывает достойную смену таким людям, как Ганин.

Краткое содержание повести Гайдара “Военная тайна”

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание повести Гайдара “Р. В. С.” Осевшие и полураз­рушенные сараи, куда немцы свозили сено и солому. Атаман Криволоб расстрелял здесь четырех москалей и одного украинца, поэтому…
  2. Краткое содержание повести Гайдара “Тимур и его команда” Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на…
  3. Краткое содержание рассказа Гайдара “Голубая чашка” Повествование ведется от имени отца. Под Москвой снимают дачу отец, мать Маруся и их дочь, шестилетняя Светлана. Отец и дочка…
  4. Краткое содержание повести Тендрякова “Ночь после выпуска” Выпускной вечер в школе. После праздника шесть одноклассников собираются у реки, чтобы на прощание побыть вместе. Мальчик из состоятельной семьи,…
  5. Идейный мотив повести Гайдара “Судьба барабанщика” Повесть “Судьба барабанщика” написана барабанщика” Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи…
  6. Краткое содержание новеллы По “Тайна Мари Роже” Раскрыв тайну трагической гибели мадам Д’Эспанэ и ее дочери (“Убийства на улице Морг”), Огюст Дюпен снова погружается в свои меланхолические…
  7. Краткое содержание романа А. Кристи “Карибская тайна” Пожилая дама мисс Марпл отдыхает в отеле на берегу Карибского моря. Ее собеседник, майор Пэлгрейв, без умолку болтает о всяких…
  8. Краткое содержание повести Абрамова “Алька” Лето. В последний раз главная героиня Аля Амосова была в родной деревне Летовке в прошлом году, на похоронах матери. Теперь…
  9. Краткое содержание рассказа Дойла “Тайна Боскомской долины” В Боскомской долине найден убитым некий мистер Маккарти. Самым крупным землевладельцем в той местности считается мистер Джон Тэнер, который заработал…
  10. Тайна у Лермонтова: тайна Печорина Критики писали: “Тайна у Лермонтова – антитеза всеведению, которое ведет к отрицанию смысла жизни”. Мне кажется, к такому отрицанию движется…
  11. Краткое содержание повести Аксенова “Коллеги” Три друга – Алексей Максимов, Владислав Карпов и Александр Зеленин – заканчивают Ленинградский медицинский институт. Ребята дружат с первого курса,…
  12. Военная тема в рассказах Вересаева О войне он поведал читателю в записках “На японской войне” (1906 – 1907) и в примыкающем к ним цикле “Рассказы…
  13. Краткое содержание романа Набокова “Машенька” Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живет в русском пансионе в Берлине. Помимо Ганина в пансионе живут математик Алексей Иванович…
  14. Краткое содержание повести Воробьева “Это мы, Господи!” Лейтенант Сергей Костров осенью 1941 г. попадает в плен. Продержав пленных несколько дней в подвалах разрушенного Клинского стекольного завода, их,…
  15. Краткое содержание повести Владимова “Верный Руслан” Сторожевой пес Руслан слышал, как всю ночь снаружи что-то выло, со скрежетом раскачивало фонари. Успокоилось только к утру. Пришел хозяин…
  16. Краткое содержание повести Тендрякова “Кончина” Действие разворачивается в селе Пожары колхоза “Власть труда”. Народ собирается у дома умирающего председателя. Евлампий Никитич Лыков был знаменит не…
  17. Обобщающая работа над отрывком из произведения А. П. Гайдара “Чук и Гек” План. Знакомство с героями рассказа. Письмо от папы. Сборы в дорогу. Телеграмма. Ссора между братьями и ее последствия. Сговор братьев….
  18. Краткое содержание сборника Крапивина “Брат, которому семь” Зеленая Грива Семилетний Алька живет в новом городе, построенном на месте деревни. Возле города находится большой овраг, в котором растут…
  19. Урок внеклассного чтения по произведению А. П. Гайдара “Чук и Гек” 1. Знакомство с заданиями для подготовки и проведения урока внеклассного чтения (Учитель раздает детям карточки с заданиями. Все задания прочитываются…
  20. Краткое содержание повести Буссенара “Капитан Сорви-голова” Часть первая. Молокососы Бурская ферма. Военно-полевой суд. Британские офицеры приговаривают к смерти бура Давида Поттера за отравление кавалерийских лошадей. Появившийся…
Читайте также:  Краткое содержание рассказов джорджа байрона за 2 минуты

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-gajdara-voennaya-tajna/

Краткое содержание Военная тайна Гайдар

Натку Шегалову назначают вожатой в пионерлагерь “Артек”. Москвичка мечтала стать летчицей, а предстоит возня с детьми. В поезде внимание привлекают мужчина и 6-летний мальчик. Позже возле лагеря она видит своих спутников, направляющихся в домик на утесе.

В лагерь съехались ребята со всех уголков СССР, жизнь кипит. Как-то вечером, Натка видит в своей комнате спящего мальчика-попутчика. Из записки следует: Алька – сын инженера Ганина, тот срочно выехал устранять аварию на канале. Натка берет шефство над Алькой, знакомит с ребятами.

Двое пионеров тайком бегают из лагеря изучать окрестности. У старой крепости мальчишки замечают подозрительного незнакомца, исчезающего в тайном лазе.

Однажды перед сном Алька рассказывает Натке военную сказку о смелом Мальчише-Кибальчише и неразгаданной военной тайне. Натка пересказывает сказку октябрятам.

В дальние годы, как только отгремела война жил Мальчиш-Кибальчиш. Он помогал отцу и брату в поле. Но пришла беда – снова напали на страну буржуины.

Отец ушел в Красную Армию. Вскоре настала очередь старшего брата, но буржуины все наступают. Раненый красноармеец призывает сельчан: вставайте, кто остался, снаряды есть, но стрелки побиты, помощь близка – надо лишь ночь простоять да день продержаться.

Глянул Кибальшиш – пустая улица, некому на защиту вставать. И призвал

он мальчишей-малышей на подмогу идти. Поднялись мальчиши и пошли землю свою защищать. Только Плохиш хотел буржуинам служить, все высматривал, как врагам помочь.

Главный Буржуин тем временем сердится: войско с малышами справиться не может! Пригорюнились буржуины, а тут Плохиш из кустов вылезает: он снаряды мальчишей поджог. За предательство дали ему бочку варенья и корзину печенья.

Схватили враги Кибальчиша и стали выпытать тайну Красной Армии: отчего все бьются с ней, а победить не могут? Но не открыл мальчик тайну, так и погиб с ней. И тут налетели на буржуинов красные отряды и разбили врагов. Мальчиша схоронили у реки и поставили над могилой флаг.

На строительстве плотины выявилась недостача. Десятника Дягилева арестовали за диверсии и воровство. Через два дня шлюзы открыли – появилась вода, заработали фонтаны.

Ганин с Алькой возвращались в свой домик, когда отец вспомнил о забытых папиросах. Мальчик побежал обратно. В тот момент из кустов появился брат врага народа и потребовал отпустить родственника. Отказ привел пьяницу в бешенство, он стал метать в инженера булыжники. Ганинуслышал сзади шорох и понял, что это Алька. Он выхватил браунинг и выстрелил в нападавшего.

Но Алька не шевелился. Он погиб от руки врага, как и его мать – румынская комсомолка Марица Маргулиес. Весь лагерь пришел отдать почести своему товарищу. Похоронили Альку на скале. Натка переосмыслила стремления, теперь она искренне желает воспитывать достойную смену.

(Пока оценок нет)
Loading…Краткое содержание Военная тайна Гайдар

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-voennaya-tajna-gajdar/

Краткое содержание “Военная тайна” Гайдара

В 1932 году Гайдар пишет повесть “Дальние страны”. Она убеждает читателя в том, что никто не может находиться в стороне от перемен, происходящих во всей стране. Активными участниками строительства нового становятся и дети.

Гайдар воссоздает в повести жизнь 30-х годов во всей ее полноте: здесь и живые приметы строительства, и изображение классовой борьбы в деревне, и воспоминания о гражданской войне.

Писатель показывает, как сама действительность активизирует ребят – героев повести: те “дальние страны”, о которых мечтали друзья, существуют не где-то за тридевять земель, а здесь, в обычной, повседневной жизни. В этой повести; так же как и в других произведениях А.

Гайдара, отразились стремление писателя передать романтику детства, героику строительства и мысль о необходимости защиты Отечества.

“Военная тайна” В 1933 году в издательстве “Молодая гвардия” была напечатана “Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове”.

Сама же повесть “Военная тайна”, в которую вошла вставной новеллой эта сказка, была закончена во второй половине 1934 года и опубликована в журнале “Красная новь” в 1935 году.

Повесть “Военная тайна” показалась некоторым критикам “в целом неудачной и достаточно традиционной”, но вызвала много теплых детских писем и положительных отзывов читателей. В том же году повесть вышла отдельной книгой, а в 1935 году появилось новое издание, доработанное Гайдаром.

Символически названная, повесть “Военная тайна” собирает в единый узел многие проблемы, связанные с воспитанием подростков в стране.

Горьковский принцип: “Воспитывать – значит революционизировать” – в полной мере осуществляется Гайдаром, показывающим формирование подрастающего поколения в коллективе, в пионерской организации. Это новый аспект проблемы воспитания в творчестве писателя.

Местом действия избран Артек, знаменитый пионерский лагерь с прочно утвердившейся романтикой пионерских традиций, интернационального единства.

Натка Шегалова познакомилась в поезде с мальчиком Алькой и его отцом, высоким сероглазым человеком со шрамом ниже левого виска. Отец едет в Крым на строительство водопровода; там состоялась вторая встреча с Наткой, которую попросили заменить дней на шесть заболевшего вожатого.

Так появляется новый в творчестве Гайдара характер – молодого воспитателя, любящего свое дело, ищущего подход к сердцам ребят, стремящегося сделать их верными гражданами своей Родины.

Для Натки главное не то, что у Альки папа русский, а “мама румынская”, что Иоська – еврей, Владик – поляк, Эмине – башкирка, главное, чтобы все они были “советские”, чтобы “любили свою страну еще больше”. Для нее это и есть воплощение Военной тайны, которую “пусть разгадывает, кто хочет”.

И снова появляется лейтмотив гайдаровского восприятия жизни, он звучит в сказке Натки о Мальчише: “Гоп! Гоп. Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни… Живи да работай – хорошая жизнь!”

А. Гайдар не дает облегченного изображения этой “хорошей жизни”: в ней не только дружба, любовь, в ней и отголосок “войн и…гроз”, преступная деятельность врагов, пытающихся организовать диверсии. Проблема воспитания в повести дается объемно, многогранно: А.

Гайдар решает ее во взаимном общении воспитателей и воспитуемых, во взаимообогащении тех и других, в их единстве. И это тоже Военная тайна нового общества.

Натка, которая сначала недооценивает значение своего труда, становится настоящим воспитателем: “Она знала, что все на своих местах и она на своем месте тоже”.

“Военная тайна” – емкое и многоплановое произведение. В нем раскрываются мысли об интернациональном единстве людей, показано формирование ребенка в коллективе.

Героев повести – детей разных национальностей – объединяет дружба и любовь к Советской стране.

Это отражается в их играх и мечтах; им хочется “сторожить” всю страну, стоять с винтовкой на самой высокой горе, смотреть в подзорную трубу, сидеть возле передатчика, чтобы подать сигнал во время опасности.

Чувствуется перекличка героев повести со сказочным Мальчишем-Ккбальчишем, который “примчался на подмогу” отцам и братьям. Мальчиш вместе с товарищами вступает в борьбу с буржуинами и погибает, не открыв Военной тайны врагам. Создавая эту героическую сказку, Гайдар творчески осваивал художественные традиции устного народного творчества.

В то же время “Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове” – ключ к пониманию эстетической концепции повести. Об этом говорил и сам писатель, отвечая на письмо ростовских пионеров: “Почему “Военная тайна”? Конечно, по сказке”. Сказка символически раскрывает перед юным читателем смысл важнейших социальных и политических понятий.

Не отступая от правды жизни, Гайдар вводит в повествование трагическое, показывая гибель Мальчиша-Кибальчиша и Альки. “Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев.

Но этого в жизни не бывает…” – писал он ростовским пионерам.

Новыми чертами примечателен и стиль “Военной тайны”. Гайдар ведет повествование так, что создается тесное переплетение субъективного и объективного планов.

Зарождающееся теплое чувство между Сергеем и Наткой, еще более объединившая их память о погибшем Альке, символическая перекличка его образа с образом Мальчиша-Кибальчиша – все это ощущается как подтекст. Романтическая приподнятость и лиризм повести находят свое выражение в эмоционально окрашенной, а нередко и ритмизированной авторской речи.

Один из возможных примеров–описание последней встречи и прощания Натки и Сергея на перроне. “Что-то хотелось обоим напоследок вспомнить и сказать, но каждый из них чувствовал, что начинать лучше и не надо.

https://www.youtube.com/watch?v=DUa0BlO6WFc

Но когда они крепко расцеловались и Сергей уже изнутри вагона подошел к окну, Натке вдруг захотелось крикнуть ему что-нибудь крепкое и теплое. Но стекло было толстое, но уже заревел гудок, но слова не подвертывались, и, глядя на него, она только успела совсем по-алькиному поднять и опустить руку, точно отдавая салют чему-то такому, чего, кроме них двоих, никто не видел”.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-voennaya-tajna-gajdara/

Аркадий Гайдар – Военная тайна

Гайдар Аркадий Петрович

Военная тайна

Аркадий Гайдар

Военная тайна

И из-за какой-то беды поезд два часа простоял на полустанке и пришел в Москву только в три с половиной. Это огорчило Натку Шегалову, потому что севастопольский скорый уходил ровно в пять, и у нее не оставалось времени, чтобы зайти к дяде.

Тогда по автомату, через коммутатор штаба корпуса, она попросила кабинет начальника – Шегалова.

– Дядя, – крикнула опечаленная Натка, – я в Москве!.. Ну да: я, Натка. Дядя, поезд уходит в пять, и мне очень, очень жаль, что я так и не смогу тебя увидеть.

В ответ, очевидно, Натку выругали, потому что она быстро затараторила свои оправдания. Но потом сказали ей что-то такое, отчего она сразу обрадовалась и заулыбалась.

Выбравшись из телефонной будки, комсомолка Натка поправила синюю косынку и вскинула на плечи не очень-то тугой походный мешок.

Ждать ей пришлось недолго. Вскоре рявкнул гудок, у подъезда вокзала остановилась машина, и крепкий старик с орденом распахнул перед Наткой дверцу.

– И что за горячка? – выбранил он Натку. – Ну, поехала бы завтра. А то “дядя”, “жалко”… “поезд в пять часов”…

– Дядя, – виновато и весело заговорила Натка, – хорошо тебе – “завтра”. А я и так на трое суток опоздала. То в горкоме сказали: “завтра”, то вдруг мать попросила: “завтра”. А тут еще поезд на два часа… Ты уже много раз был в Крыму да на Кавказе.

Ты и на бронепоезде ездил и на аэроплане летал. Я однажды твой портрет видела. Ты стоишь, да Буденный, да еще какие-то начальники. А я нигде, ни на чем, никуда и ни разу. Тебе сколько лет? Уже больше пятидесяти, а мне восемнадцать.

А ты – “завтра” да “завтра”…

– Ой, Натка! – почти испуганно ответил Шегалов, сбитый ее бестолковым, шумным натиском. – Ой, Натка, и до чего же ты на мою Маруську похожа!

– А ты постарел, дядя, – продолжала Натка. – Я тебя еще знаешь каким помню? В черной папахе. Сбоку у тебя длинная блестящая сабля. Шпоры: грох, грох. Ты откуда к нам приезжал? У тебя рука была прострелена. Вот однажды ты лег спать, а я и еще одна девчонка – Верка – потихоньку вытащили твою саблю, спрятались за печку и рассматриваем.

Читайте также:  Краткое содержание дудинцев белые одежды точный пересказ сюжета за 5 минут

А мать увидала нас да хворостиной. Мы реветь. Ты проснулся и спрашиваешь у матери: “Отчего это, Даша, девчонки ревут?” – “Да они, проклятые, твою саблю вытащили. Того гляди, сломают”. А ты засмеялся: “Эх, Даша, плохая бы у меня была сабля, если бы ее такие девчонки сломать могли. Не трогай их, пусть смотрят”.

Ты помнишь это, дядя?

– Нет, не помню, Натка, – улыбнулся Шегалов. – Давно это было. Еще в девятнадцатом. Я тогда из-под Бессарабии приезжал.

Машина медленно продвигалась по Мясницкой. Был час, когда люди возвращались с работы. Неумолчно гремели грузовики и трамваи.

Но все это нравилось Натке – и людской поток, и пыльные желтые автобусы, и звенящие трамваи, которые то сходились, то разбегались своими путаными дорогами к каким-то далеким и неизвестным ей окраинам: к Дангауэровке, к Дорогомиловке, к Сокольникам, к Тюфелевой и Марьиной рощам и еще и еще куда-то.

И, когда, свернув с тесной Мясницкой к Земляному валу, шофер увеличил скорость так, что машина с легким, упругим жужжанием понеслась по асфальтовой мостовой, широкой и серой, как туго растянутое суконное Одеяло, Натка сдернула синий платок, чтобы ветер сильней бил в лицо и трепал, как хочет, черные волосы.

В ожидании поезда они расположились на тенистой террасе вокзального буфета. Отсюда были видны железнодорожные пути, яркие семафоры и крутые асфальтовые платформы, по которым спешили люди на дачные поезда.

Здесь Шегалов заказал два обеда, бутылку пива и мороженое.

– Дядя, – задумчиво сказала Натка, – три года тому назад я говорила тебе, что хочу быть летчиком или капитаном морского парохода. А вот случилось так, что послали меня сначала в совпартшколу, – учись, говорят, в совпартшколе, – а теперь послали на пионерработу: иди, говорят, и работай.

Натка отодвинула тарелку, взяла блюдечко с розовым, быстро тающим мороженым и посмотрела на Шегалова так, как будто она ожидала ответа на заданный вопрос.

Но Шегалов выпил стакан пива, вытер ладонью жесткие усы и ждал, что скажет она дальше.

– И послали на пионерработу, – упрямо повторила Натка. – Летчики летят своими путями. Пароходы плывут своими морями. Верка – это та самая, с которой мы вытащили твою саблю, – через два года будет инженером. А я сижу на пионерработе и не знаю – почему.

– Ты не любишь свою работу? – осторожно спросил Шегалов. – Не любишь или не справляешься?

– Не люблю, – созналась Натка. – Я и сама, дядя, знаю, что нужная и важная… Все это я знаю сама. Но мне кажется, что я не на своем месте. Не понимаешь? Ну вот, например: когда грянула гражданская война, взяли бы тогда тебе и сказали: не трогайте, Шегалов, винтовку, оставьте саблю и поезжайте в такую-то школу и учите там ребят грамматике и арифметике. Ты бы что?

– Из меня грамматик плохой бы тогда вышел, – насторожившись, отшутился Шегалов. Он помолчал, вспомнил и, улыбнувшись, сказал: – А вот однажды сняли меня с отряда, отозвали с фронта.

И целые три месяца, в самую горячку, считал я вагоны с овсом и сеном, отправлял мешки с мукой, грузил бочонки с капустой. И отряд мой давно уже разбили. И вперед наши давно уже прорвались. И назад наших давно уже шарахнули.

А я все хожу, считаю, вешаю, отправляю, чтобы точнее, чтобы больше, чтобы лучше. Это как, по-твоему?

Шегалов глянул в лицо нахмурившейся Натки и добродушно переспросил:

– Ты не справляешься? Так давай, дочка, подучись, подтянись. Я и сам раньше кислую капусту только в солдатских щах ложкой хлебал. А потом пошла и капуста вагонами, и табак, и селедка. Два эшелона полудохлой скотины – и те сберег, выкормил, выправил.

Приехали с фронта из шестнадцатой армии приемщики. Глядят – скотина ровная, гладкая. “Господи, – говорят, – да неужели же это нам такое привалило? А у нас полки на одной картошке сидят, усталые, отощалые”.

Помню, один неспокойный комиссар так и норовит, так и норовит со мною поцеловаться.

Тут Шегалов остановился и серьезно посмотрел на Натку.

– Целоваться я, конечно, не стал: характер не позволяет. Ешьте, говорю, товарищи, на доброе здоровье. Да… Ну вот. О чем это я? Так ты не робей, Натка, тогда все, как надо, будет. – И, глядя мимо рассерженной Натки, Шегалов неторопливо поздоровался с проходившим мимо командиром.

Натка недоверчиво глянула на Шегалова. Что он: не понял или нарочно?

– Как не справляюсь? – с негодованием спросила она. – Кто тебе сказал? Это ты сам выдумал. Вот кто!

И, покрасневшая, уязвленная, она бросила ему целый десяток доказательств того, что она справляется. И справляется неплохо, справляется хорошо. И что на конкурсе на лучшую подготовку к летним лагерям они взяли по краю первое место. И что за это она получила вот эту самую путевку на отдых в лучший пионерский лагерь, в Крым.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/17641-arkadiy-gaydar-voennaya-tayna.html

Повесть Гайдара «Военная тайна»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Повесть Гайдара «Военная тайна»!!! =>>>

В 1932 году Гайдар пишет повесть «Дальние страны».

Она убеждает читателя в том, что никто не может находиться в стороне от перемен, происходящих во всей стране. Активными участниками строительства нового становятся и дети.

Гайдар воссоздает в повести жизнь 30-х годов во всей ее полноте: здесь и живые приметы строительства, и изображение классовой борьбы в деревне, и воспоминания о гражданской войне.

Писатель показывает, как сама действительность активизирует ребят — героев повести: те «дальние страны», о которых мечтали друзья, существуют не где-то за тридевять земель, а здесь, в обычной, повседневной жизни. В этой повести; так же как и в других произведениях А. Гайдара, отразились стремление писателя передать романтику детства, героику строительства и мысль о необходимости защиты Отечества.

«Военная тайна» В 1933 году в издательстве «Молодая гвардия» была напечатана «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове».

Сама же повесть «Военная тайна», в которую вошла вставной новеллой эта сказка, была закончена во второй половине 1934 года и опубликована в журнале «Красная новь» в 1935 году.

Повесть «Военная тайна» показалась некоторым критикам «в целом неудачной и достаточно традиционной», но вызвала много теплых детских писем и положительных отзывов читателей. В том же году повесть вышла отдельной книгой, а в 1935 году появилось новое издание, доработанное Гайдаром.

Символически названная, повесть «Военная тайна» собирает в единый узел многие проблемы, связанные с воспитанием подростков в стране.

Горьковский принцип: «Воспитывать — значит революционизировать» — в полной мере осуществляется Гайдаром, показывающим формирование подрастающего поколения в коллективе, в пионерской организации. Это новый аспект проблемы воспитания в творчестве писателя.

Местом действия избран Артек, знаменитый пионерский лагерь с прочно утвердившейся романтикой пионерских традиций, интернационального единства.

Натка Шегалова познакомилась в поезде с мальчиком Алькой и его отцом, высоким сероглазым человеком со шрамом ниже левого виска. Отец едет в Крым на строительство водопровода; там состоялась вторая встреча с Наткой, которую попросили заменить дней на шесть заболевшего вожатого.

Так появляется новый в творчестве Гайдара характер — молодого воспитателя, любящего свое дело, ищущего подход к сердцам ребят, стремящегося сделать их верными гражданами своей Родины.

Для Натки главное не то, что у Альки папа русский, а «мама румынская», что Иоська — еврей, Владик — поляк, Эмине — башкирка, главное, чтобы все они были «советские», чтобы «любили свою страну еще больше». Для нее это и есть воплощение Военной тайны, которую «пусть разгадывает, кто хочет».

И снова появляется лейтмотив гайдаровского восприятия жизни, он звучит в сказке Натки о Мальчише: «Гоп! Гоп!.. Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни… Живи да работай — хорошая жизнь!»

А. Гайдар не дает облегченного изображения этой «хорошей жизни»: в ней не только дружба, любовь, в ней и отголосок «войн и гроз», преступная деятельность врагов, пытающихся организовать диверсии. Проблема воспитания в повести дается объемно, многогранно: А.

Гайдар решает ее во взаимном общении воспитателей и воспитуемых, во взаимообогащении тех и других, в их единстве. И это тоже Военная тайна нового общества.

Натка, которая сначала недооценивает значение своего труда, становится настоящим воспитателем: «Она знала, что все на своих местах и она на своем месте тоже».

«Военная тайна» — емкое и многоплановое произведение. В нем раскрываются мысли об интернациональном единстве людей, показано формирование ребенка в коллективе.

Героев повести — детей разных национальностей — объединяет дружба и любовь к Советской стране.

Это отражается в их играх и мечтах; им хочется «сторожить» всю страну, стоять с винтовкой на самой высокой горе, смотреть в подзорную трубу, сидеть возле передатчика, чтобы подать сигнал во время опасности.

Чувствуется перекличка героев повести со сказочным Мальчишем-Ккбальчишем, который «примчался на подмогу» отцам и братьям. Мальчиш вместе с товарищами вступает в борьбу с буржуинами и погибает, не открыв Военной тайны врагам. Создавая эту героическую сказку, Гайдар творчески осваивал художественные традиции устного народного творчества.

В то же время «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» — ключ к пониманию эстетической концепции повести. Об этом говорил и сам писатель, отвечая на письмо ростовских пионеров: «Почему «Военная тайна»? Конечно, по сказке». Сказка символически раскрывает перед юным читателем смысл важнейших социальных и политических понятий.

Не отступая от правды жизни, Гайдар вводит в повествование трагическое, показывая гибель Мальчиша-Кибальчиша и Альки. «Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев.

Но этого в жизни не бывает…» — писал он ростовским пионерам.

Новыми чертами примечателен и стиль «Военной тайны». Гайдар ведет повествование так, что создается тесное переплетение субъективного и объективного планов.

Зарождающееся теплое чувство между Сергеем и Наткой, еще более объединившая их память о погибшем Альке, символическая перекличка его образа с образом Мальчиша-Кибальчиша — все это ощущается как подтекст. Романтическая приподнятость и лиризм повести находят свое выражение в эмоционально окрашенной, а нередко и ритмизированной авторской речи.

Один из возможных примеров—-описание последней встречи и прощания Натки и Сергея на перроне: .«Что-то хотелось обоим напоследок вспомнить и сказать, но каждый из них чувствовал, что начинать лучше и не надо.

https://www.youtube.com/watch?v=DUa0BlO6WFc

Но когда они крепко расцеловались и Сергей уже изнутри вагона подошел к окну, Натке вдруг захотелось крикнуть ему что-нибудь крепкое и теплое. Но стекло было толстое, но уже заревел гудок, но слова не подвертывались, и, глядя на него, она только успела совсем по-алькиному поднять и опустить руку, точно отдавая салют чему-то такому, чего, кроме них двоих, никто не видел».

Сочинение опубликовано: 11.03.2016 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Повесть Гайдара «Военная тайна»

Источник: http://www.getsoch.net/povest-gajdara-voennaya-tajna/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector