Краткое содержание иисус христос — суперзвезда рок-опера точный пересказ сюжета за 5 минут

«Иисус Христос – суперзвезда»: интересные факты, видео, содержание, история

Краткое содержание Иисус Христос - суперзвезда рок-опера точный пересказ сюжета за 5 минут

«Иисус Христос – суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер

«Иисус Христос – суперзвезда» является легендарным произведением Эндрю Ллойда Уэббера. Спустя десятилетия она не теряет актуальности.

До сих пор содержание вызывает бурные спорные реакции, касающиеся трактовки религиозного писания. Тем не менее, произведение остается классикой и ставится на лучших мировых сценах.

Интересные факты, история создания и краткое содержание рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» можно узнать на странице.

Действующие лица Голос Описание
Иисус Христос тенор лидер 12 учеников, «Сын Божий» и «Царь Иудейский»
Иуда Искариот тенор один из двенадцати апостолов Иисуса
Мария Магдалина меццо-сопрано женщина, влюбленная в Иисуса
Каиафа бас первосвященник, который видит Иисуса как угрозу нации
Понтий Пилат баритон префект Иудеи
Ирод тенор правитель Галилеи

Краткое содержание

Сюжет оперы взят из повествований Евангелие. Хронология охватывает последнюю Страстную неделю жизни Иисуса Христа.

При этом каноничности при изложении Священного Писания авторы не соблюли, из чего и были раскритикованы некоторыми из религиозных служителей.

В собственных ариях, герои выражают не догматичные представления о религии, ведь, авторы постарались раскрыть в них человеческие чувства и переживания.

События развиваются также как и в Евангелие, единственным отличием является то, что Искариот не желал смерти Иисусу Христу, но он знал, что также имеет страшное жизненное предназначение, заключавшееся в предательстве.

Более того Иуда не может мириться с тем, что контроль над происходящим полностью теряется. Он считает, что Христос и апостолы близки к страшному происшествию. Чтобы избавить «вероучителя» от толпы, Иуда решается на донос.

Он думает, что стража лишь изолирует Иисуса, но Искариот ошибается.

Иуда — умен, он верит в то, что Христос сын Бога, а значит, имеет силу предвидения. Значит, он знал, что произойдет и заранее определил его на роль предателя.

Иисус Христос является полной противоположностью Иуды. Авторы наделили его эмоциональностью и решимостью. Тем не менее, сомнения терзают душу, герой не может понять, зачем необходима жертва, в чем ее необходимость. Наиболее ярко это проявляется в сцене в Гефсиманском саду.

Кульминационная сцена – суд. Иисус готов принять все обвинения, и принять казнь. Он ничего не делает, чтобы спастись от участи, и отталкивает помощь Пилата. Все завершается смертью Иисуса Христа, который просил простить его палачей. Душа его попадает в руки к Богу.

Уэббер и Райс долго спорили насчет завершения рок-оперы. По мнению, Уэббера финалом должна была стать сцена с воскрешением, но Райс настоял именно на трагической концепции.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт
65 мин. 60 мин.

 Фото:

Интересные факты

  • В музыкальной культуре постановка стала первой театрализированной рок-оперой. Жанр был популяризирован достаточно быстро, и имел распространение во многих странах, в том числе и в СССР.
  • Первоначально авторы планировали написать произведение не об Иисусе Христе, а о царе Давиде. Тим Райс даже придумал первые строчки для первого номера: «Самуил, Самуил, это первая книга, Самуил!» Впоследствии они были изменены на: «Иисус Христос, Иисус Христос, кто ты? Для чего нужна твоя жертва?»
  • В ответ на натиски многих представителей церкви, авторы отвечали, что их герой представляет собой историю человека, а не Бога. В рок-опере идет речь именно о земной жизни, со всеми ее сомнениями и жестокостью реальности. Божественность же не опровергается созданным сюжетом рок-оперы, а наоборот поднимает этот вопрос, оставляя его открытым.
  • Певица Ивонн Эллиман, исполнявшая роль Марии Магдалены, не проходила никаких кастингов на исполнение роли. Ее композитор услышал в одном из ресторанов, где она пела под гитару. Когда неизвестный в те времена Эндрю Ллойд Уэббер предложил спеть Эллиман в его рок-опере, девушка лишь посмеялась и сказала, что Ллойд, видимо, перепил спиртных напитков. На следующий день, воодушевленный и полный решимостью композитор, взял своего друга Райса, и вместе они отправились уговаривать певицу. И Эллиман дала полное согласие на участие.
  • Во время написания произведения, многие газеты уже пытались представить кандидатуры на роль главных исполнителей. Одной из таких фигур, по мнению желтой прессы, стал весьма скандальный Джон Леннон. Тогда пресс-служба знаменитости объявила, что он согласится только в одном случае, если Йоко Оно будет играть роль Марии Магдалены. Все слухи были моментально опровергнуты самими авторами. При подписании контракта на запись альбома рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Ивонн было предложено два варианта оплаты, а именно фиксированная плата или же проценты, осуществляемые с продаж. В итоге, посоветовавшись с подругой, которая была четко уверена, в том, что этот альбом никто не будет покупать, певица выбрала первый вариант. И прогадала, ведь после выхода альбома он в кратчайшие сроки достиг максимальных позиций в продажах. В итоге Ивонн недополучила приличные деньги. Спустя несколько лет она подала в суд и отсудила собственный гонорар.
  • В первых постановках роль Иисуса Христа была отдана легендарному певцу и солисту группы Deep Purple Иэну Гиллану.

Популярные номера:

Увертюра — слушать

Gethsemane (Я лишь хочу сказать) — слушать

King Herod's Song (Ария Царя Ирода) — слушать

Superstar — слушать

История жанра рок-опера

Рок-опера представляет собой сравнительно новый музыкальный жанр, который появился лишь в 50-е годы прошлого столетия. В настоящее время он активно развивается, но в театре начало данному жанру было положено именно Эндрю Ллойдом Уэббером.

Рок-опера, как новый музыкальный жанр, имеет следующие особенности:

  • Использование в оркестре электронных инструментов, в том числе бас-гитары, электрогитары, барабанных установок, синтезатора и т.п.
  • Вместо классических арий номера представляют собой арии в стиле рок.

Как не странно, но главное отличие рок музыки от джазовой заключается в применении не акустических, а электронных инструментов.

Впервые рок-опера, как жанр, была представлена в концептуальном альбоме английской рок-группы The Who. Это был первый альбом имеющий сюжет, поэтому на обложке диска было написано, что это рок-опера.

В данном произведении повествование ведется от разных лиц, но рассказывает один жизненный путь мальчика Томми.

Премьера всколыхнула весь мир, под влияние этого новшества попал и молодой еще и малопопулярный композитор Ллойд Уэббер, так появилась идея о создании произведения в данном жанре.

История создания

Сочинение рок-оперы началось сразу после создания мюзикла «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ». Эндрю Ллойд Уэббер совместно с другом, писателем и драматургом Тимом Райсом решили создать рок-оперу на библейский сюжет. Но тема была выбрана не сразу, изначально, авторы планировали написать произведение о царе Давиде.

Как получилось так, что от царя Давида, постановка стала посвящена Иисусу Христу? Вдохновение пришло к Тиму Райсу, когда он слушал песню Боба Дилана «Бог на нашей стороне», и они решили написать рок-оперу.

Часть музыкального материала знаменитой рок-оперы была создана еще заблаговременно, до начала работы над столь масштабным произведением. Так, будущая ария царя Ирода имела совершенно другой текст и была песней представленной на Евровидении. Автор слов Тим Райс потом долго смеялся, говоря, что композиция не заняла первое место в столь почетном конкурсе, потому что не была примитивной.

В начальном варианте постановки рок-опера называлась просто «Иисус Христос», но Райс постоянно искал чего не хватает в названии. В итоге, однажды читая прессу, он увидел очень яркий заголовок «Tom Jonas — Superstar».

Так, посоветовавшись с Уэббером, они приняли решение выбрать именно это название.

Как говорят авторы, добавление слова суперзвезда позволяет сделать героя настоящим, живым человеком, который имеет право на выражение собственных чувств.

Работа шла быстро, спустя два года произведение было полностью завершено.

Из-за нехватки денежных средств, было принято решение выпустить альбом, а постановку сыграть скромно в одной из лютеранских церквей.

Вначале зал был наполнен лишь наполовину, но к концу первого действия не было ни одного свободного места. Постановка прошла с триумфом, о молодом и одаренном композиторе всерьез заговорили.

В семидесятые годы вышел альбом, который был раскуплен практически мгновенно. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» принесла популярность Ллойду Уэбберу и Тиму Райсу, и уже через год состоялась первая постановка в величественном месте Америки, театре Бродвея, где автор также получил всеобщее признание публики.

Экранизации

На данный момент времени существует лишь одна экранизация постановки с одноименным названием. Она была снята Норманном Джуисоном в 73 году прошлого столетия.

Ивонна Эллиман — единственная певица из всех участников постановки, кто впоследствии снялась с собственной ролью в фильме. Многие отказались из-за небольшого гонорара. Так, отказ был получен и со стороны легендарного Иэна Гиллана. Режиссер до сих пор не может забыть тот диалог, в котором получил отказ:

— Так сколько мне будут платить за участие? – спросил солист рок-группы

— Ровно одну тысячу долларов за каждую неделю. – ответил режиссер.

— То есть, Вы предлагаете мне десять тысяч за участие в главной роли, пока люди из моей группы будут слоняться без дела практически два месяца?

— Что Вы этим хотите сказать?

— Поймите, режиссер, моя группа зарабатывает только за один вечер около двадцати тысяч долларов! Теперь Вы должны понять мое недоумение.-

— И сколько Вы хотите получить?

— Я не встану с постели за сумму менее чем 250 тысяч долларов.

Повисла тишина. Мы оба знали, что это означает: Иэну Гиллану никогда не стать звездой кино!

В итоге фильм начали снимать в жарком Израиле. Большинство участников труппы были из скандальной рок-группы «Волосы», и не особо претендовали на большие гонорары. Более того, они постоянно выпивали, курили и дебоширили.

Однажды, когда на съемку приехали авторы, являющиеся настоящими интеллигентами, они были полностью шокированы. Их присутствие на площадке не достигло и двух часов, затем они погостили в Израиле несколько дней, посещая достопримечательности, и уехали на Родину.

По сей день они не любят комментировать получившийся фильм.

Премьера киноленты прошла спокойно, тем не менее картина собрала практически 24 миллиона долларов США за весь прокат, что являлось успехом. В СССР показа киноленты в кинотеатрах не было из-за цензуры.

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» — это потрясающее произведение, наполненное глубоким философским смыслом. Музыка каждого из номеров невероятно красива и мелодична. Каждый сам решает, как воспринимать это музыкальное творение с религиозной точки зрения, но нельзя отрицать то, что Уэбберу и Райсу удалось создать настоящий шедевр в мире музыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда»

Источник: http://soundtimes.ru/myuzikly/iisus-khristos-superzvezda

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» урок музыки 7 класс

Тема: Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»

Цель : Познакомить учащихся с жанром рок-оперы; знакомить с фрагментами рок-оперы Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»; рассматривание вопросов о традиціях и новаторстве в жанре оперы; изучение драматурги и музикального языкаосновных образов рок-оперы; воспитывать уважение к религии и інтерес к современному искусству.

Тип урока: комбинированный

Музыкальные произведения: . Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» — по выбору учителя, Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

Ход урока:

І. Орг. Момент.

ІІ. Актуализация, мотивация опорных знаний.

— Что такое опера? (О́пера (итал. — дело, труд, работа) —жанр театрально-музыкального представления, в котором текст подчинен музыке. Представления, в которых объединялись музыка и пение.

Литературная основа оперы — либретто. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

— что такое либретто? (Либретто — (итал. libretto, букв. — книжечка) – словесный текст музыкально-драматич. произведения — оперы, оперетты, в прошлом также кантаты и оратории.

) В основе либретто оперы лежит литературное произведение – сказка «Снегурочка», былина «Садко», миф «Орфей и Эвридика», поэма «Руслан и Людмила», новелла «Кармен» или исторический факт – событитя русской истории 1612г.

– «Иван Сусанин», борьба русских воинов с половцами в 1185 г. – «Князь Игорь».

Сегодня мы поговорим не просто об опере, про рок-оперу.

Основные черты рок-музыки:

  • родилась среди молодёжи, её истоки – рок-н-ролл, ритм-энд-блюз
  • особая манера пения – «открытые» звуки, с выкриками
  • специфический инструмент – электрогитары, электронно-клавишные инструменты, усилительная аппаратура
  • в 60-е г. 20в. Появилась классика рок-музыки – Битлз, Пинк Флойд, Роллинг Стоунс и др.

— Что же такое рок-опера?

Рок-о́пера — опера в жанре рок-музыки. Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы.

При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты. Возникла в кон. 1960 х гг. в США как разновидность мюзикла.

Среди рок опер выделяются «Иисус Христос суперзвезда» Л. Э. Уэббера.

Именно об этой рок-опере сегодня пойдёт речь.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов паустовского за 2 минуты

ІІІ. Новый материал. Беседа.

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» была создана в 1969г. молодыми англичанами Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс.

Это произведение отразило отношение целого поколения к проблемам христианской веры и показало, что евангельские сюжеты и образы можно воплощать в форме оперы и стиле рока.

12 июля 1971 года состоялась премьера рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда».

Тогда появление оперы со столь скандальным названием, по мнению церкви, было настоящим святотатством, но по прошествии лет, страсти улеглись – даже Ватикан был вынужден признать художественную ценность этого произведения.

Мюзикл «Иисус Христос – Суперзвезда» приобрел необычайную популярность во всем мире – был поставлен в 17 странах, вышел на видеокассетах и в формате DVD. Кроме того, на основе его сюжета сняты два фильма.

В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие, повествующие о последних семи днях земной жизни Иисуса Христа.

— Что такое Евангелие? (Это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа)

В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.

), что сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы широкому кругу молодежи, слушателям, которые желали приблизиться к пониманию библейской легенды об Иисусе Христе, как о Спасителе мира. Впоследствии опера была экранизирована (т.е.

по сюжету оперы был снят кинофильм режиссером Н. Джуисоном). Публика (зрители, особенно молодежь) приняли рок-оперу с восторгом, некоторые песни из рок-оперы стали хитами 20-го века. Пластинки с записью оперы разошлись невиданно большим тиражом.

Постановке рок-оперы предшествовало появление песни «Суперстар» (что обозначает «Суперзвезда»), эту песню стали транслировать множество радиостанций Англии.

СЮЖЕТ ОПЕРЫ

В основе – сюжет, взятый из Евангелие, рассказывающий о семи последних днях жизни Христа, о «страстной неделе». Драма Иисуса, пострадавшего за людские грехи, предательство Иуды, отречение апостола Петра, фигура Пилата – римского наместника Иудеи, вершащего неправедный суд, толпа, отвергающая своего пророка.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

Иисус Христос – предназначен для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой

Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его дела

Понтий Пилат – который наказывает против своей воли

царь Ирод – в нем воплощены все возможные пороки.

Иисус в опере совершенно не тот, которого мы знаем по писаниям евангелистов. Скорее он напоминает лидера движения молодых хиппи. Он видит свою цель в избавлении людей от зла, но при этом полон сомнений, трагических предчувствий. Иисус верит в судьбу, в её роковое предназначение.

Слушание музыки. Увертюра к оперы «Иисус Христос – суперзвезда»

Слушание 1-го раздела увертюры.

-Каким было начало увертюры? Как звучала музыка?(Тревожно, мрачно, напряженно)

Открывается (начинается) увертюра мрачным гудением низких струнных инструментов, на фоне которых звучит однообразно повторяющаяся тема с интонациями вопроса, интонациями неопределенности.

В увертюре к рок-опере можно условно выделить четыре раздела. С музыкой первого раздела мы познакомились. После первого раздела (без паузы) сразу начинает звучать второй раздел увертюры. Мы с вами сейчас так и послушаем: сначала первый, а затем сразу второй. Постарайтесь определить по слуху, какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры.

Слушание 1-го и 2-го разделов увертюры.

-Какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры? (Музыка приобретает черты активно-грозного звучания, при поддержке агрессивного ритма, напоминающего скачку.)

-Какие музыкальные инструменты солируют во втором разделе увертюры?(Медные и ударные)

В следующем, третьем разделе увертюры на фоне «вдалбливаемых» ритмических формул начинают звучать нисходящие «крутящиеся» попевки. Напряжение звучания усиливается. Мелодия практически отсутствует, а короткие мелодические формулы обрываются, не успев оформиться в завершенные музыкальные мысли.

Слушание 3-го раздела увертюры.

На фоне тревоги и взволнованности начинается последний, четвертый раздел увертюры (кода). Послушайте этот раздел.

1-е слушание 4-го раздела увертюры.

-Какую знакомую мелодию вы услышали в четвертом разделе увертюры? (Здесь звучит знакомая нам тема песни «Суперстар») Эта инструментальная тема не достигает своего завершения, а обрывается как будто бы на полуслове.

-Как вы думаете, почему тема песни «Суперстар» неожиданно обрывается?

(Это песня об Иисусе Христе, это Он назван в рок-опере вождем, лидером, «суперзвездой». Его жизнь трагически обрывается в конце оперы.)

Увертюра показывает нам краткое содержание оперы, поэтому композитор еще в увертюре обрывает на полуслове песню «Суперзвезда».

Тема песни «Суперзвезда» обрывается (как жизнь Иисуса Христа) и дальше звучит короткий, скорбный, трагический вокализ, напоминающий хорал. В увертюре словно нет точки, композитор предлагает слушателям поразмышлять над этой темой.

2-е слушание 4-го раздела увертюры.

Мы познакомились с увертюрой рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», условно выделив четыре раздела для того, чтобы лучше понять музыку увертюры.

После увертюры следует песня «Heaven on their Minds» («Небом головы полны»), представляющая нам Иуду.

Слушание музыки. Песня «HeavenontheirMinds» («Небом головы полны»)

Ария Иуды – хард-рок. Он созвучен образу Иуды, неистовству, жестокости, решительности этого персонажа. В хард-роке особая, напористая ритмическая энергия и экспрессия. В опере Иуда не предатель Мессии, а, скорее – наоборот самый верный и последовательный из его учеников.

Однако осмыслить ситуацию логически он не в состоянии. Он считает, что Иисус, создав миф о самом себе, отходит от истинных целей своего учения. «Ты сам начинаешь значить больше чем то, чему ты учишь», – говорит он Христу.

В своей арии Иуда предвидит финал событий и предупреждает Иисуса:

Слушай, Джизес, оглянуться пора.Ты поверь мне – я хочу нам добра.Но раскрой глаза – неразумно же брести наугад.За тобой идет толпа.Но толпа всегда слепа.

Жаждет в рай, а попадет в ад!

Наравне с Иисусом, Иуда – один из главных героев.

Слушание музыки. Колыбельная Марии Магдалины

Лирическая линия оперы раскрывается в романтическом отношении Марии Магдалины и Христа.

Слушание музыки. хор «Осанна»

На последней недели перед Пасхой Иисус входит в Иерусалим. Первая встреча с толпой. Христос для неё Бог, герой, суперзвезда. Толпа преклоняется перед ним, воспевает его

«Мир падет к твоим ногам»

Слушание музыки. «Сон Пилата»

Предчувствия римского императора.

Слушание музыки. «Песня царя Ирода»

Царь Ирод – это воплощение всех пороков человека. Живет в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывает.

И встречу с Иисусом он воспринимает, как некую игру. Он просит Христа показать ему чудо. Получив отказ он передает Иисуса обратно Пилату.

Ну какой ты к черту Бог?Ты – обычный пустобрех.Прочь от меня,Твоя слава – брехня.

Вон отсюда, Иудейский царь!

Слушание музыки. Раскаяние и смерть Иуды

Когда Иуда начинает понимать, что Иисусу грозит смерть, в которой история обвинит только его одного, он сам себя объявляет жертвой

«Зачем ты избрал меня для своего кровавого преступления?».

Логика Иуды такова: если Иисус — действительно сын Бога, значит, он всё предвидел заранее, сам расписал сценарий событий и пригласил его, Иуду, на роль «проклятого на все времена».

Эпилог

Последняя сцена говорит о том, что перед нами развернулось театральное представление. Спектакль на тему, которую в искусстве называют «вечной» – о любви, дружбе, предательстве, жертвенности. «Вечной» эта тема называется потому, что заставляет задуматься, размышлять людей всех эпох, всех возрастов.

ІV . Распевание.

V Работа над: интонацией, текстом, дикцией, артикуляцией. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

VI. Обобщение изученного материала. Итог урока.

— С каким произведением рок-оперы вы сегодня познакомились?

Почему оперу не признавала церковь?

На какое развитие событий в опере настраивает нас увертюра? (Увертюра настраивает слушателей оперы на тревожный, взволнованный лад, на трагическое окончание рок-оперы.)

Источник: https://infourok.ru/rokopera-iisus-hristos-superzvezda-urok-muziki-klass-779756.html

Краткое содержание оперы Иисус Христос Суперзвезда

В этой опере изображена последняя неделя жизни Иисуса Христа перед тем как Он был распят на кресте. Однако, Иисус представлен в ней совершенно не таким, как это описано в Евангелиях или других исторических документах.

Основной сюжет оперы

В рок-опере «Иисус Христос Суперзвезда» главный герой представлен человеком, который приобрел большую популярность, стал Суперзвездой, но при этом он сам не понимает, что вокруг него происходит и что его ожидает. К примеру, в начале оперы описывается то, как ученики Иисуса (Апостолы) спрашивают его:

И в ответ они слышат:

Но из Евангелий нам известно, что на самом деле Иисус Христос не только прекрасно понимал все происходящее и то, что ожидает Его в Иерусалиме, но Он также прямо говорил об этом своим ученикам. Вот как этот сюжет описан в Евангелии от Матфея:

Затем, когда Иисус с учениками пришли в Иерусалим, мы видим еще более яркий пример того, как авторы оперы изменили образ главного героя. Ему приписываются черты прямо противоположные тому, что мы знаем об исторической личности Иисуса Христа. К примеру, в одном из сюжетов оперы, когда Иисус был в храме, к нему подошли люди с разными болезнями, и стали умолять его:

Но в ответ они услышали следующие слова:

Это прямо противоположно тому, как на самом деле отреагировал Христос, когда с Ним произошло это событие. В Евангелии этот эпизод описан так:

Здесь возникает естественный вопрос: Почему авторы оперы «Иисус Христос Суперзвезда» решили изменить этот сюжет и изобразили Иисуса в совершенно противоположном свете?

Читая эту цитату из Евангелия, можно заметить интересный факт. В ней упоминается о крайне негативной реакции со стороны первосвященников на то, что Иисус Христос исцелил этих людей в храме. Он чудесным образом помог им, исцелил их от болезней, а первосвященники, видя этот прекрасный поступок Иисуса, почему-то вознегодовали.

И авторам оперы тоже видимо не понравилось, что Иисус исцелил этих людей от болезней, и они внесли свои корректировки, изобразив это событие в прямо противоположном смысле.

Почему-то далеко не всем людям нравится то, что Иисус Христос совершал и чему Он учил, и они предпринимают всевозможные попытки, чтобы как-то «откорректировать» это.

Видимо поэтому в опере Иисус Христос Суперзвезда большая часть событий из жизни Христа представлены в искаженном свете.

Авторы доходят до того, что создают сюжетную линию, в которой главный герой имеет близкие отношения с проституткой.

Эта сюжетная линия тесно переплетается с другими событиями, упомянутыми в Евангелиях, так что невольно создается впечатление, будто все это действительно имело место.

Но на самом деле ничего подобного нет в Евангелиях, эта история просто была придумана авторами оперы. Подробнее этот вопрос рассматривается в статье Мария Магдалина в опере Иисус Христос Суперзвезда. Также, на этом сайте представлены другие статьи, в которых рассматривается достоверность других частей оперы.

Список литературы:

  • [1] Дословный перевод c оригинала Jesus Christ Superstar, 1970, «What's the Buzz».
  • [2] Евангелие от Матфея 20:17-19,28
  • [3] Дословный перевод c оригинала Jesus Christ Superstar, «The Temple».
  • [4] Евангелие от Матфея 21:14-15

Источник: http://iisushristos.org/superzvezda/kratkoe-soderzhanie/

​Иисус Христос — суперзвезда

С некоторых пор (не заметил, когда это началось), я дико боюсь предательства. Причем, боюсь, не того, что меня предадут, а того, что предам я. Это стало какой-то навязчивой идеей для меня. Свернуть с полпути, не закончить дело, обещать и не сделать, не дожить, разлюбить — всё это предательство.

С самого начала, когда я стал писать для Rara Avis, подкралась мысль и засела в голове: «Когда-нибудь я обязательно подведу редактора — не сдам текст». И вот случилось.

Уже несколько часов сижу и смотрю в монитор, на пустую страницу. Записываю предложение и разом удаляю, записываю — и удаляю. Потому что, как известно, запись по отношению к идее (если только не запись в Хранимой скрижали) — это клевета, а значит, тоже предательство.

Запись существует в одной, линейной, плоскости. Много — в нескольких, последовательных, притворившихся параллельными и одновременными. Так же, кстати, и сам человек — живет, ежеминутно предавая себя и мир вокруг, и называя своё предательство развитием, «отрицанием отрицания».

Идея же существует, если можно так выразиться, в пространстве множественности и безвременья. Сон как туманное отражение того пространства, если хотите.

Однако утешу себя тем, что человек так устроен, что в нём изначально заложено предательство. И единственный путь противостоять — принять его.

Тема предательства возникла неслучайно. Я собирался сегодня поговорить о постановке режиссера Павла Хомского (светлой памяти ему!) в театре Моссовета знаменитой рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Но оказалось, что сказать-то нечего. Не потому, что она скучная, серая, неинтересная. Вовсе нет.

Недаром ведь на спектакль, поставленный 28 лет назад, до сих пор набивается полный зал зрителей. Пока сидишь и смотришь, ты доволен, тебе всё нравится. Но как только выходишь из театра, все впечатления улетучиваются, и не хочется думать и помнить об увиденном.

Идешь по Тверской с обнуленными эмоциями: «Не жалею о потраченном времени, но ещё раз не пойду».

Читайте также:  Краткое содержание рассказов анатолия приставкина за 2 минуты

Я предположил две причины такой реакции. Во-первых, спектакль, как я уже сказал, очень старый — возможно, что он «устал». Хотя, с другой стороны, я несколько раз видел его в 90-е годы, когда он был нов, и не сказал бы, что эмоции мои зашкаливали и тогда.

Его почему-то часто ставили на замену отмененного спектакля. Однажды он шёл вместо «Царской охоты» с Маргаритой Тереховой. Обида на всю жизнь, как вы понимаете: собраться на Терехову, а прийти на замену.

Несмотря на то что Понтия Пилата тогда ещё играл замечательный актёр старой школы, ныне уже покойный Борис Иванов (сейчас играет актёр Александр Бобровский).

Вторая, более вероятная, причина в том, что сама тема мюзикла настолько личная для каждого человека, что подсознательно он отрицает любую интерпретацию.

Нет необходимости пересказывать библейский сюжет, положенный в основу рок-оперы. Единственное, на что надо указать — смещение акцентов.

Нагорная проповедь, изгнание торговцев из храма, чудеса, Тайная вечеря, требование народа: «Распни его!», казнь — всё это, разумеется, имеет место в либретто. Однако главным персонажем показан все-таки Иуда Искариот (актер Александр Емельянов).

Если ещё точнее — основной темой становятся отношения между Иудой и Иисусом из Назарета (актер Валерий Анохин) и предательство. А при таком раскладе нужно показать этих персонажей «на равных», как двух друзей.

Тем самым осуществить своего рода разбожествление Иисуса и очеловечивание, затем чтобы лучше подчеркнуть идею добра, которую он нёс. «Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает», — говорил в интервью журналу Time автор либретто Тим Райс.

Русский текст выполнен Ярославом Кеслером по мотивам одноименной рок-оперы. В 2000 году в «Студенческой газете» он вспоминал о работе так: «Отличие нашего спектакля в том, что мы не академично воспроизводим написанное Уэббером и Райсом.

Здесь есть сцены, которые отсутствуют в авторском оригинале, но зато они евангелические и построенные на лейтмотивах того же Уэббера, например, дуэт Иисуса и Магдалины». (Магдалину играет актриса Анастасия Макеева). Кстати сказать, отношения между Иисусом и Магдалиной тут сильно преувеличены.

Они вытянулись в спектакле ни много ни мало в целую любовную линию.

Но с другой стороны, если помнить о «разбожествлении» — ничего удивительного: ведь все персонажи в конце концов — «ребята с нашего двора» в косухах и на мотоциклах, а царь Ирод (актер Антон Аносов) — менеджер или продюсер, выясняющий на собеседовании с Иисусом, годен тот к работе или нет. «Он не смог ничего. Гоните в шею его».

Ещё хочу сказать, что в постановке много какой-то необязательности, что ли. Например, в сцене Тайной вечери участников не 12, а 11, включая Юродивого (актёр Юрий Черкасов). Актёр Валерий Анохин, играющий Христа, явно давно вышел из возраста своего героя. Я понимаю, что, может быть, цель — разрушить стереотипы, но не настолько же.

Не могу не привести интересный факт из истории мюзикла. В 1971 году, когда только что состоялась премьера на Бродвее, многие религиозные деятели в Америке бросились ругать идею спектакля. «Христианину должно держаться подальше от их антихристианского произведения».

А почти в то же время, спустя год, в Советском Союзе, когда Ярослав Кеслер вместе с группой Вячеслава Малежика «Мозаика» пел на концертах переведенные им арии, его обвинили в религиозной пропаганде, и пришлось прикрыть это занятие до лучших времен.

Но лучшие времена всё чаще показывают свою оборотную сторону: на некоторых православных сайтах теперь уже в России иногда появляются недовольные отклики.

Зато у рок-оперы есть одноименный фан-клуб. И говорят, чтобы стать участником, надо какое-то количество раз посмотреть этот спектакль. Мне волей-неволей пришлось увидеть его четыре-пять раз. Но я сомневаюсь, что заработал право стать членом клуба, потому что, пока выискивал информацию о мюзикле, мне попадались люди, пересмотревшие разные постановки более 30-ти раз.

Интересно, а что именно подкупает их в «Иисус Христос — суперзвезде» Мне хочется думать, что концовка спектакля. После всего классического сюжета, с проповедью, предательством и распятием, происходит такая развязка. На сцене стоит Иуда, к нему выходит Иисус. Здороваются, пожимают руки друг другу, как старые дружбаны.

Потом появляется Магдалина в красном платье с вырезом и в кожаных сапогах с высоким голенищем, а следом на мотоцикле въезжает Симон Зилот (актер Михаил Филиппов) (почему из всех апостолов выбран именно он — для меня вопрос). Иисус и Магдалина садятся к Симону на мотоцикл — и уезжают.

И тут как раз и возникает это странное чувство: было ли предательство?

И кто кого предал, если мы точно уяснили для себя, что уйти — это значит предать?

Источник: http://rara-rara.ru/menu-texts/iisus_hristos_superzvezda

«Иисус Христос — суперзвезда» — рок-опера Э. Л. Уэббера

«Иисус Христос – Суперзвезда» – одна из самых известных и величайших рок-опер в мире, с довольно длительной историей, ставшей шедевром и легендой мира музыки.

Рок-опера стала первым мюзиклом Эндрю Ллойда Веббера и Тима Райса на профессиональной сцене. И возможно ни одна другая рок-опера не подвергалась стольким изменениям.

«Иисус Христос – суперзвезда» – история создания рок-оперы

Первоначально мюзикл вышел в виде альбома в 1970 году, где главную роль исполнил Ян Гиллан, вокалист так называемого «золотого состава» Deep Purple. «Живой» концерт в июле 1971 года прошел с таким огромным успехом, что было принято решение записать и выпустить пластинку, которая впоследствии разошлась миллионными тиражами.

Никому не известный до этого момента молодой композитор Эндрю Ллойд Уэббер практически в одночасье стал знаменитостью. 12 октября 1971 года на Бродвее состоялась премьера расширенного сценического варианта рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда». Молодые авторы были потрясены успехом постановки.

Уже в августе 1972-го шоу открылось в Лондоне.

А в 1973 году рок-опера была экранизирована. Фильм сняли в Израиле, в тех самых местах, где и происходили события, продемонстрированные в фильме.

За 40 лет существования рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» постановки шоу прошли на сценах 17-ти стран мира.

В России впервые на русском языке рок-опера прошла на сцене Санкт-Петербургского Государственного театра «Рок-опера».

Даже сами авторы не ожидали такого грандиозного успеха. В отличие от зрителей, критики не приняли спектакль.

Журналисты музыкальных изданий, представители деловых журналов, обозреватели престижных оперных журналов, авторы дамских журналов – пресса в Англии обрывала телефон Дэвида Лэнда, продюсера молодых дарований.

Но через две недели после премьеры «Иисус Христос – Суперзвезда» лидировал сразу в трех чартах!!!

«Иисус Христос – Суперзвезда» была поставлен везде, где только можно, и не в одной версии (в том числе, как уже было отмечено, и в России). Экранизация рок-оперы пользовалась не меньшим успехом. Через некоторое время шум по поводу рок-оперы поутих, и фильм на какое-то время был позабыт.

Но совсем недавно постановку достали с полок. И «Иисус» вновь собирает аншлаги на Бродвее. Была создана новая бродвейская постановка и сделана студийная запись с новыми текстами, где роль Иисуса исполняет Стив Бальзамо, а роль Ирода – Элис Купер. Немного подверглись редактированию и тексты.

Тим Райс исправил некоторые рифмы на более, по его мнению, удачные. Кроме этого, была записана новая экранизация рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда», режиссером которой стала Гейл Эдвардс. Главным отличием новой экранизации является полностью студийная запись.

В целом запись получилась несколько более жесткой, чем первый фильм, но не менее интересной.

«Иисус Христос – суперзвезда» – сюжет рок-оперы

Основой для сюжета рок-оперы стали евангельские повествования, события, произошедшие на заре Христианской Эры.

Сюжетная линия охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до момента смерти на Голгофе, последние семь дней жизни Иисуса из Назарета, с момента появления его на Пальмовое воскресенье и до его казни по приказу Понтия Пилата.

Иисус осознает, что его ждет впереди, но не совсем понимает цели собственной жертвы, хоть и относится к этому как к судьбе, не подлежащей изменению. Иисус страдает от этого знания, он хочет понять, зачем Бог-отец посылает его на смерть.

В трактовке либреттиста, Иуда Искариот не намеревался предавать «учителя», просто по воле злого рока именно он должен был совершить предательство. Ему не нравится то, что происходит, ему кажется, что Иисус теряет контроль над происходящим, что он отходит от своего собственного учения.

  Он считает, что Иисус и его апостолы близки к самоуничтожению. Он хочет спасти Иисуса от толпы и самого себя, доносит властям на Иисуса, рассчитывая, что тот будет изолирован и таким образом, сохранен.

Иуда не скрывает своих намерений: если Иисус — действительно сын Бога, значит, он способен заранее все предвидеть, понимал, что может случится и сам определил его, Иуду, на роль «проклятого на все времена».

«Иисус Христос – суперзвезда» – видео рок-оперы

Считается, что «Иисус Христос – суперзвезда» положила начало эре рок-оперы 1970-х. Несмотря на то, что это уникальное произведение было создано более 40 лет назад, оно ничуть не потеряло своей грандиозности.

Мы представляем обе экранизации рок-оперы, ставшие шедеврами мировой классики. Они разные, и каждая по своему интересна. Кому-то нравится первый вариант, кому-то новый. Чтобы сделать свой выбор, нужно увидеть обе.

Настоятельно рекомендуем посмотреть!

«Иисус Христос – суперзвезда» (1973 г.)

«Иисус Христос – суперзвезда» (2000 г.)

Источник: http://vmiremusiki.ru/rok-opera-e-l-uebbera-iisus-xristos-superzvezda.html

«Иисус Христос — суперзвезда» — рок-опера, покорившая мир. Что там христианского есть?

11 июля 1971 года в Питтсбурге состоялась премьера рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда».

Годом ранее переложенный композитором Эндрю Ллойдом Уэббером и либреттистом Тимом Райсом на музыку рассказ о семи последних днях жизни Христа, от въезда в Иерусалим до распятия, был выпущен в виде альбома, главную партию на котором пел фронтмен «Deep Purple» Йен Гиллан.

Пластинка возглавила чарты, а мюзикл начал своё победное шествие по планете — от Бродвея до Москвы, где «Суперзвезду» ставили дважды, в Моссовете и в Театре Стаса Намина и других городов России.

Пол Николас в роли Иисуса

«Иисус Христос — суперзвезда» окончательно отделил жанр рок-оперы.

Идея переносить свои концептуальные альбомы на сцену и превращать концерт в своего рода театрализованное представление появилась почти одновременно с самой модой на такого рода пластинки в конце 60-х годов.

Но только с появлением рок-оперы «Jesus Christ Superstar» эта тенденция превратилась в полностью самостоятельное музыкальное направление.

Сюжет произведения

Сюжет оперы взят из повествований Евангелие. Хронология охватывает последнюю Страстную неделю жизни Иисуса Христа.

При этом каноничности при изложении Священного Писания авторы не соблюли, из-за чего были раскритикованы некоторыми из религиозных служителей.

 В собственных ариях, герои выражают не догматичные представления о религии, ведь, авторы постарались раскрыть в них человеческие чувства и переживания.

События развиваются также как и в Евангелие, единственным отличием является то, что Искариот не желал смерти Иисусу Христу, но он знал, что также имеет страшное жизненное предназначение, заключавшееся в предательстве.

Более того Иуда не может мириться с тем, что контроль над происходящим полностью теряется. Он считает, что Христос и апостолы близки к страшному происшествию. Чтобы избавить «вероучителя» от толпы, Иуда решается на донос.

Он думает, что стража лишь изолирует Иисуса, но Искариот ошибается.

Иуда — умен, он верит в то, что Христос сын Бога, а значит, имеет силу предвидения. Значит, он знал, что произойдет и заранее определил его на роль предателя.

Иисус Христос является полной противоположностью Иуды. Авторы наделили его эмоциональностью и решимостью. Тем не менее, сомнения терзают душу, герой не может понять, зачем необходима жертва, в чем ее необходимость. Наиболее ярко это проявляется в сцене в Гефсиманском саду.

Кульминационная сцена – суд. Иисус готов принять все обвинения, и принять казнь. Он ничего не делает, чтобы спастись от участи, и отталкивает помощь Пилата. Все завершается смертью Иисуса Христа, который просил простить его палачей. Душа его попадает в руки к Богу.

Уэббер и Райс долго спорили насчет завершения рок-оперы. По мнению, Уэббера финалом должна была стать сцена с воскрешением, но Райс настоял именно на трагической концепции.

«Иисус Христос – суперзвезда»: история о человеке, а не о Боге

Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика — апостола Петра, фигура Пилата — римского наместника Иудеи, вершащего неправедный суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель, — все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом. Вполне понятен с этой точки зрения и интерес к ним авторов оперы. Была, однако, еще одна, сугубо современная причина обращения Веббера и Райса к Евангелию.

Время, когда создавалась опера, было отмечено на Западе повышенным увлечением молодежи христианским учением, освобожденным от догм официальной церкви.

Читайте также:  Краткое содержание завтра была война васильева точный пересказ сюжета за 5 минут

Сам Иисус трактуется в среде молодых то как реальная историческая личность, то как революционер, борющийся за интересы простых людей и даже как социалист.

Это молодежное движение, получившее и соответствующее название — «Иисус-революция», напрямую смыкалось с идеями хиппи, которые находили в христианских мотивах идеал чистоты, бескорыстия и братской любви, путь к духовному обновлению общества, погрязшего в алчности, корысти и эгоизме.

Постановка в Индии, 2011 год

Создателям оперы, а они были в то время очень молоды (Вебберу — 23 года, Райсу — 26), надо полагать, были близки и понятны идеи этого движения. Они в известной степени отразились и в той совершенно необычной версии евангельского сюжета, которую предложили авторы «Иисуса».

В одном из многочисленных интервью они так определили свое отношение к этому сюжету: «По сути дела, основная наша мысль была показать Христа глазами Иуды, который видел в нем человека, а не бога. Мы стремились не к тому, чтобы высказать религиозную точку зрения, а скорее к тому, чтобы задать вопросы.

Мы сознательно отказались от каких-либо намеков на божественность Христа».

«Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды.

С другой стороны, время течёт, приближается XXI век и, думаю, всё больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом.

В опере его божественность не опровергается категорически и этот вопрос, полагаю, оставляется открытым», — говорил Тим Райс.

Уэббер и Райс не отрицали, что их история не о Боге, а о человеке, и в целом имеет мало отношения к религии. Ко всему прочему, поющие апостолы и все прочие герои смахивали на хиппи — к началу 70-х движение «детей цветов» ещё было вполне актуальной субкультурой.

 Неудивительно, что церковь отозвалась о рок-опере как об антихристианской и отказала создателям в надежде на спасение. Однако все негативные отзывы потонули в дружном интернациональном хоре, распевающем на разных языках заглавную композицию.

От музыки к кинематографу

Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса был дважды экранизирован.

В 1973 году Роберт Стигвуд занялся экранизацией рок-оперы. Съёмки происходили в Израиле. В качестве режиссёра был приглашён Норман Джуисон, в актёрский состав вошли как звёзды мюзикла, так и новые актёры.

В работе над фильмом режиссёр практически не прибегал к помощи Уэббера и Райса, поэтому те присутствовали в Земле Обетованной, скорее, в качестве туристов. Кстати говоря, оркестровки к фильму делал не Уэббер, а Андре Превин.

Практически ничего не изменив в оригинальных оркестровках, он, тем не менее, номинировался на «Оскар». По вышеназванным причинам авторы Jesus Christ Superstar вряд ли остались довольны экранизацией.

В 2000 году появилась новая экранизация рок-оперы. Режиссёром стала Гейл Эдвардс, а руководили проектом сами авторы. При этом в фильме действие происходит не в Палестине I века нашей эры, а словно бы в некой современной антиутопии. Тем не менее, этот вариант библейской истории был встречен весьма благожелательными отзывами.

Мнения служителей о произведении

Преподобный Э.Л. Бинум: «Такие авторы не способны создать ничего, чтобы возвеличило Господа. Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».

Брестская Епархия Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата:«Брестская епархия в лице своего Правящего архиерея с самого начала выражала и выражает обеспокоенность в связи с постановкой в Бресте рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда».

… Уже само название данной оперы может вызвать возмущения у верующих.

  … Брестская епархия призывает всех верных чад Святой Матери-Церкви воздержаться от просмотра этой неоднозначной и сомнительной постановки, так как она является вольной трактовкой Священного Писания, и не несет никакого миссионерства и Катехизации».

Андрей Кураев, православный публицист и блогер, протодиакон: «Либретто оперы и в самом деле, мягко говоря «а-догматическое». Но музыка талантливая. И в истории религиозного пробуждения в СССР эта опера сыграла важную и добрую роль».

Нидерланды, 2013 год

Владимир Легойда, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: «В Церкви есть люди, которые обратились к Евангелию благодаря рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда». Между кощунственным и неканоническим изображением святыни — пропасть, которая незаметна только культурно близорукому человеку».

«Сотни лет художники, писатели, музыканты и режиссеры вдохновлялись Библией. Так было и так будет. Нередко они обращались и непосредственно к евангельскому сюжету.

Но любое художественное произведение — книга, фильм или рок-опера — всегда лишь авторское видение, авторский, если хотите, вымысел.

Иными словами, образ Христа во многих, если не в большинстве художественных произведений, будет неканоничным. Но неканоничный – еще не значит кощунственный.

Он может быть плоский или упрошенный, далекий от евангельского или даже близкий евангельскому, но все равно авторский. Художественное произведение – это не религиозный текст, к нему не стоит предъявлять догматических или канонический требований».

Юрий Сипко, пастор, экс-председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов (Российский союз ЕХБ): «Всем известное произведение рок-опера «Иисус Христос суперзвезда», пожалуй, прославляла Христа. Но ведь это не для богослужений произведение. Вот в чём суть».

Рок-опера стала своего рода феноменом культуры нашего столетия и было поставленно в различных странах мира: Ирландия, Венгрия, Индия, Новая Зеландия, Франция, Мексика, Чили, Болгария, Швеция, Россия, Польша, Австралия, Филиппины, Панама, Колумбия, Боливия и других.

Открывается опера инструментальной увертюрой  с небольшим хоровым фрагментом. Переменный метр, синкопированный ритм, взволнованные мотивы в мелодии придают звучанию тревожный характер.

Печальный характер увертюры подчеркнут и тонально, как символ трагического, достаточно вспомнить реквиемы Моцарта и Верди. В увертюре уже содержится ряд музыкальных тем, которые получат свое развитие в дальнейшем.

Открывается увертюра с соло гитары, мелодическая основа которого построена на восходящем взволнованном движении с последующим секундным «вздохом».

В следующем фрагменте вступают духовые инструменты, исполняющие ритмически оживленный мотив, интонационно схожий с предыдущим мелодическим материалом. Характер увертюры в данном фрагменте усугубляется дальнейшим погружением в трагически тональную сферу.

Постепенно обстановка всё более и более накаляется, появляется множество других тем, сходных по характеру. Внезапно появляется резкая смена настроения, звучит ровный рифф (от англ. Riff.

совокупность нот, разделённых на фигуры, которые составляют музыкальную композицию) и звучит знаменитая тема Иисуса. Эта тема звучит ярким контрастом по отношению к предыдущему материалу.

Светлая тональная окраска, яркая динамика, движение по звукам трезвучий придают ей торжественный фанфарный характер.

В заключении увертюры возвращаются скорбные трагические интонации. Здесь впервые появляется хор, который исполняет вокализ, что символизирует мировую скорбь по поводу трагедии, о которой пойдет речь в опере.

Вторая часть — ария Иуды. Это своеобразная молитва, разговор с самим собой. Он переживает за Наставника и высказывается негативом по отношению к идее пойти в Иерусалим.

Скачкообразное вступление заставляет пережить вместе с исполнителем его взволнованное состояние. Динамика постоянно нарастает. Ария построена на постоянном эмоциональном накале. В конце это уже плач, крик с мольбой о том, чтобы быть услышанным.

Заключительная часть первого акта — вторая ария Иуды «Проклят на века». На этот раз Иуда пришел к проповедникам рассказать о местонахождении Иисуса. Но сам он пытается себя оправдать тем, что не из-за денег так поступает, а потому, что ему страшно.

Он думает, что Христос больше не справляется со своей обязанностью мессии. Своим поступком он пытается изолировать Иисуса, тем самым уберечь его от того, с чем он не в силах будет совладать. В оркестре звучит медленное вступление, темп которого затем сменяется на более подвижный.

Вступление к арии Иуды будто иллюстрирует стремительность мыслей в его голове. Каждая фраза в вокальной партии отделена «рваными» аккордами.

Зажигательная мелодия звучит как ирония над происходящим, ведь на самом деле творится трагедия — самая большая и последняя трагедия в жизни предателя.

Эта часть переносит нас от Иисуса Христа на «другую» сторону, к отрицательным персонажам. Теперь мы можем лицезреть разговор Каиафы со священниками. Они обсуждают ситуацию и решают, как поступить.

Аннас приглашает Каиафу начать разговор. Партию Первосвященника исполняет бас. Низкий тембр придает персонажу значимость, весомость и непоколебимость.

Как только он заканчивает, издалека слышится гул прохожих, которые восхваляют Иисуса, напевая тему Hosanna в измененном виде.

В общем, хор одновременно подчиняется стилистике части, то есть при первом его появлении звучит, как будто фоном к разговору священников, однако в следующих разделах как будто встает им наперекор. Радостный, мажорный возглас «Jesus Christ-Superstar» врывается в оболочку смутного заговора священников.

Часть Hosanna — это большая хоровая сцена. Мы вновь с Иисусом и народом, которого он поразил чудом исцеления прокаженного. Тема звучит спокойно, уверенно, просто и весело. Как будто воплощая лик местных обывателей.

Как только хор-толпа спел, ему отвечает Каиафа, негодуя по поводу их ликования. Но жители как будто не обращают внимания на его негодование. Они продолжают петь свою тему, но уже с измененными словами.

Далее Иисус обращается к первосвященнику с целью узнать, зачем он так кричит на всех, если от этого не будет толку, ведь «даже камни поют». И обращается к толпе с призывом петь, каждому для себя, а не для него. Толпа отвечает ему вопросом: «Умрешь ли ты за меня?».

Светлая, яркая окраска тональности придает этому эпизоду пышность и ликующий настрой.

Часть является второй арией Марии Магдалины. Смысл заключается в рассуждении Марии по поводу того, почему ей так нравится именно Иисус. Она «знавала таких миллион прежде», но он, тем не менее, смог, словно магнит, разжечь чувства в её сердце. Эта ария Марии звучит как откровение перед самой собой. Ария написана в куплетной форме.

Периодические скачки выделяют главные слова в каждой фразе, одновременно создавая ощущение плача.

Каждый раз, когда Мария задается вопросами типа «Стоит ли мне говорить о своих чувствах?», эмоциональный накал мелодической линии усиливается за счет динамического усиления и достигает своей кульминации в момент признания Марии, что раньше она никогда не думала о себе в таком свете.

Тихое, ровное начало, точно колыхание ветерка, создает настроение покоя, умиротворенности, на некоторое время, унося прочь от всего плохого, что происходит в мире. Хор, вновь являющий собой верных Иисусу апостолов, вступает так невозмутимо, будто ни один его участник в жизни своей ни разу не испытывал боли, никогда не видел зла.

В нисходящей мелодии так и слышно «Ни о чем не беспокойся». Резкая смена тональности оставляет слушателя в той же атмосфере, но придает настрою несколько печальный окрас. Ритмическая акцентуация на сильную долю, словно ступень за ступенью, спускают с небес на землю, контрастно выделяя отнюдь не веселое настроение Иисуса.

Ему грустно видеть всех своих друзей и знать, что скоро их придется покинуть. Христос решает провести обряд причащения, чтобы навеки остаться в их памяти и сердцах. Резко он начинает противоречиво высказываться по поводу верности своих сородичей. Это отражается в ритме.

Он поет о том, что его кто-то предаст, о том, что не верит в них.

В итоге его подозрение падает на Петра. Тот в свою очередь пытается уверить Христа в обратном, но в диалог включается Иуда и сам выдает себя. Он говорит о том, что теперь презирает Иисуса. Они ссорятся.

Но диалог Иисуса с апостолом-предателем еще не закончен. Иуда пытается оправдать свой поступок, и Христос отправляет его восвояси к тем, кто приемлет такое поведение. И снова пение апостолов в немного ином виде.

Эта сцена проходит на фоне спокойного пения апостолов.

В заключении вниманию слушателя вновь представляется первая тема из этой части. На этот раз она звучит еще легче и прозрачнее. Так, уходя вдаль, утихая, заканчивается последняя тема из части, изображающей последний ужин Христа с апостолами.

Это одна из самых знаменитых арий рок-оперы. Христос поет ее по пути. Это знаменитая молитва Иисуса – «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мат. 14:36) – превращается в горькое вопрошание к Богу, полное отчаяния, фатальности и непонимания:

«…Пусть они ненавидят меня, бьют меня, Но я хочу знать, я хочу знать, Боже, я хочу видеть, я хочу видеть, Боже,почему я должен умереть?»

Иисус обращается к Господу, спрашивая у него: «Почему!?». Его обуревают эмоции. Невероятное желание быть уверенным в том, что его жертва не будет напрасной. В конце появляется Иуда и совершает свой знаменитый поцелуй.

Фото на обложке: Сцена распятия из музыкальной постановки «Иисус Христос суперзвезда» от IntensivTheater

Источник: https://www.invictory.org/articles/reviews/music/6360-iisus-hristos-superzvezda-rok-opera-pokorivshaya-mir-chto-tam-hristianskogo-est

Ссылка на основную публикацию