Краткое содержание казаков голубое и зелёное точный пересказ сюжета за 5 минут

Казаков “Голубое и зеленое”: краткое содержание и анализ

Краткое содержание Казаков Голубое и зелёное точный пересказ сюжета за 5 минут

В рассказе «Голубое и зелёное» Казаков создаёт лирический акварельный этюд души молодого человека, показывая переливы надежд и сомнений, трепетной любви и разрывающего сердце отчаяния.

Десятиклассник Алёша знакомится с красавицей Лилей и неожиданно для себя вступает на незнакомую территорию, имя которой — любовь, где за каждым поворотом поджидают враги: собственная неуверенность, застенчивость, робость, неуклюжесть.

Своё состояние он выражает в экспрессивном выводе: «Какое счастливое время, какие дни, какое головокружение!» Мотив счастья, радостного потрясения от причастности к прекрасному станет ведущим в последующих рассказах Казакова.

Однако восторг первой любви оборачивается для Алёши потерей обретённого рая. Лиля выходит замуж за другого и уезжает с мужем на Север. Теперь состояние героя умещается в одной фразе: «Как тяжело жить!» Текучесть, переменчивость бытия ощущают все герои Казакова, и юные, и старые.

Казалось бы, рассказ об Алеше можно закончить. Он уже состоялся. Всё в нем было устремлено к одной цели: прояснить внутренний стержень его характера.

Ведь герой — художественно одарённый мальчик, с музыкальным чутьём, поэтически мечтательной душой, интроверт по натуре, однолюб.

Лирическое повествование, импрессионистическое название обнажают конфликт — столкновение небесной вертикали (голубое) и полнокровной земной жизни (зелёное). И трагедия разлуки неизбежна, и психическая травма тоже. Однако замысел у писателя другой, и рассказ продолжается.

Монолог героя не закончен, последние наблюдения над самим собой очень важны и выдают его с головой. Прошло пять лет. Алёша заканчивает институт. Боль утраты ушла вглубь. Герой уверяет себя, что забыл Лилю, но он лукавит. Такая выстраданная забывчивость есть всего лишь форма психологической защиты: вытеснение в подсознание болезненных переживаний.

Писатель специально вводит в текст размышления героя о том, что у него всё хорошо. Только вот четыре раза в год ему снятся сны (когда происходят «сбои» в психологической защите), в которых Лиля вновь появляется в его жизни, а с ней возвращается радость. Да и сам Алеша решил после окончания института отправиться на Север, куда ранее уехала Лиля.

У истории оказывается открытый конец.

В этом трогательном рассказе о любви можно увидеть важные особенности поэтики Казакова, которые затем будут набирать силу в каждом из последующих произведений.

В центре внимания узнаваемая реальность в поэтическом освещении; время людей, пока ещё не порабощённых приобретением вещей (самих вещей, увы, нет); природа как составляющая часть жизни; высокая лиричность повествования; психологизм в обрисовке характеров; непритязательность сюжета; внутренний драматизм, живопись словами; цветовая гамма в манере прозрачных слоёв акварели.

Источник: Русская литература XX – начала XXI века. Т. 2. 1950-2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. – М.: “Академия”, 2009

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/kazakov_ju_p/kazakov_goluboe_i_zelenoe_kratkoe_soderzhanie_i_analiz/67-1-0-171

Мои книжные мысли о… рассказе Ю.П.Казакова «Голубое и зеленое»

Когда мне было лет 17, я выписала в свой маленький цветной блокнот такие слова:

“Молодым быть очень плохо. Жизнь проходит быстро. Тебе уж семнадцать или восемнадцать лет, а ты ещё ничего не сделал. Неизвестно даже, есть ли у тебя какие-нибудь таланты. А хочется большой, бурной жизни! Хочется писать стихи, чтобы вся страна знала их наизусть. Или сочинить героическую симфонию и выйти потом к оркестру – бледному, во фраке с волосами падающими на лоб… “.

Это был отрывок из рассказа Ю.П.Казакова “Голубое и зеленое”. Помню в школе тогда мы читали рассказы Казакова – “Осень в дубовых лесах”, “Во сне ты горько плакал”. Казалось иногда, что автор просто выворачивает свою душу наизнанку, такие вот слишком личные истории.

Немногие знают ,что Ю.П. Казаков с детства мечтал стать музыкантом, играл в джазовых оркестрах, а затем поменял свою жизнь полностью – начал писать рассказы. Но, музыкальный талант, особый слух, по мне, выделял его рассказы среди остальных.

Мои книжные мысли сегодня касаются прекрасного, грустного рассказа “Голубое и зеленое”. Казаков обожал русский Север, дикую природу, что и описывал в историях.

“Голубое и зеленое” – рассказ о первой любви, юношеских мечтах. Рассказ необычен мелкими деталями, описанием городских пейзажей, внешности.

“Мы стоим на дне глубокого двора. Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые. Из голубого окна на втором этаже слышна музыка. Там включили приемник и я слышу джаз. Я очень люблю джаз, нет, не танцевать — танцевать я не умею, — я люблю слушать хороший джаз. Некоторые не любят, но я люблю. – пишет автор.Главный герой смотрит на мир иными влюбленными глазами. Отсюда и необычное название рассказа.

Мне очень близок главный герой Алеша. Потому что автору удалось уловить тонкую атмосферу семнадцатилетия. Когда мечтание – это самое любимое занятие. Рассказ не богат событиями, но даже в обычной прогулке Ю.П.Казаков смог в точности описать эмоциональное состояние героев.

“Голубое и зеленое” – история о взрослении, о сложностях любовных отношений и о жизни – такой непредсказуемой и интересной.

“Ничто не вечно в этом мире, даже горе. А жизнь не останавливается. Нет, никогда не останавливается жизнь, властно входит в твою душу, и все твои печали развеиваются, как дым, маленькие человеческие печали, совсем маленькие по сравнению с жизнью. Так прекрасно устроен мир” – пишет автор в конце.

И пусть мне уже не 17 лет, но Ю.П. Казаков останется для меня одним из самых интересных прозаиков, который смог изменить мое представление о написании рассказа и сделал обычную историю первой любви самой неповторимой.

Источник: https://yvision.kz/post/420285

Сочинение по рассказу Казакова Ю. П. “Голубое и зеленое”

Ю. П. Казаков в рассказе “Голубое и зеленое” выступает как мастер создания городского пейзажа. Герои произведения знакомятся “на дне глубокого двора”.

“Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и ро­зовые, и просто белые”, — пишет автор. Под влиянием роман­тической встречи герой-рассказчик начинает смотреть на мир поэтическим взглядом.

Романтический облик героини пере­дают лишь две художественные детали: глубокий грудной го­лос и нежная маленькая рука.

Ю. П. Казакова относят к направлению, обозначенному в литературе как “лирическая проза”. Фрагменты его произве­дений можно воспринимать как стихотворения в прозе. Осо­бую роль в них играет словесное рисование.

Автор заставляет читателя вместе с ним любоваться красотой обычного вечер­него городского двора.

При этом на изображение разноцвет­ных окон многоквартирного дома накладывается музыкальная тема — хороший джаз, который в эпоху написания рассказа является и символом свободомыслия, планетарного мышления и даже в какой-то степени средством индивидуализации глав­ного героя, характеризующим его как человека одаренного и неординарного. Одновременно с этим музыка помогает моло­дому человеку пережить растерянность при знакомстве с де­вушкой. Он понимает, что Лиля ждет от него веселого и инте­ресного разговора, и музыка сглаживает

неловкость молчания.

По отношению к героине рассказа Ю. П. Казаков использует прием развернутого портрета. Он вновь и вновь возвращается к описанию ее облика и дополняет его новыми художественными деталями: блестящие глаза, в которых отражаются огни города, жесткие волосы, густые брови.

Важно, что портрет героини да­ется опять-таки на фоне городского пейзажа: в блестящих гла­зах героини отражается свет окон родного города. Этот город и становится связующей нитью между двумя едва знакомыми молодыми людьми. Ю. П. Казаков в этой связи особо подчерки­вает Арбат: арбатские переулки, Арбатскую площадь.

В 50-60-е годы Арбат становится символом духовного единения русской интеллигенции.

Герои приходят в кино. И автор вновь обращается к порт­рету Лили.

При этом упоминаются новые детали, но неизмен­но подчеркивается главная — блестящие глаза — символ нового взгляда на мир, на мир, освобожденный от войн и ре­прессий: “Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами.

Какая она красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. Когда она улы­бается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими”.

Для героя рассказа важна иная черта облика девушки — жесткие волосы. Он воспринимает их как символ жестокости характера, в то время как у него самого волосы мягкие и в ду­ше царят мягкотелость и нерешительность.

Первая часть рассказа имеет кольцевую композицию. Рам­кой для которой является городской пейзаж — описание ве­чернего двора с разноцветными окнами. Когда герои возвращаются из кино, белые и розовые окна гаснут, остаются голу­бые и зеленые. Здесь для автора важна символика цвета. Го­лубое и зеленое — цвета, символизирующие естественное, природное жизнелюбивое начало.

Во второй части рассказа город вновь становится одним из действующих лиц произведения: герои гуляют по Тверскому бульвару. Для каждого жителя города это тоже знаковое ме­сто: здесь находится памятник А. С. Пушкину — величайшему поэту России.

Читайте также:  Краткое содержание айтматов и дольше века длится день точный пересказ сюжета за 5 минут

Теперь парень и девушка уже не молчат, а мно­го говорят обо всем, но это не главное: они тут же забывают о сказанном, теряют нить разговора. Главное сейчас для них — быть вместе, идти куда-нибудь рядом. Так зарождается влюб­ленность. “Теперь мы идем уже немного ближе друг к другу”, — замечает герой.

На бульварах сидят влюбленные нары, и юноша тоже мечтает о том, что они с Лилей когда-то будут сидеть на лавочке, прижавшись друг к другу. Казаков подчер­кивает в рассказе романтику первой любви, хрупкость и рани­мость этого чувства, волнение первых прикосновений.

Рас­стаются герои опять в том же дворе, но теперь в нем уже не горит ни одно окно, так как все уже спят.

Читая на ночь данную Лилей книгу, герой находит ее длинный волос между страницами. И этот волос уже не ка­жется ему жестким: он мягкий и шелковистый. Так, еще не­давно чужой человек становится близким и понятным.

В третьей части рассказа после поездки на Север герой вновь приходит к Лиле и видит ее через окно. Он замечает, что глава у нее не серые, как казалось ему раньше, а темные, почти черные.

После уединенной жизни в деревне Москва ог­лушает своим шумом. “Я с робкой радостью думаю, как хо­рошо, что в этом огромном городе у меня есть любимая”, — подчеркивает герой.

Если до поездки юноша еще не понимал, влюблен ли он в Лилю, то теперь все встает на свои места.

Лиля предлагает Алексею погулять, но тот замечает, что одет по-походному, в лыжный костюм. “При чем здесь кос­тюм?” — спрашивает его Лиля.

И это тоже важная художест­венная деталь рассказа: для эпохи оттепели была характерна анти мещанская психология. Внешние атрибуты и ценности материального мира вторичны по отношению к главному — к красоте человеческих отношений, к радости общения.

Героине не важно, как выглядит ее спутник, во что он одет. Она сер­дится лишь на то, что он ей не писал.

В ходе очередной прогулки выясняется, что у героев даже больше общего, чем они ожидали. Лиля любит оперу, а Алек­сей поет арии и романсы и, может быть, скоро станет певцом. Влюбленность окрыляет человека, во много раз увеличивает жизненные силы и таланты, вдохновляет на новые свершения.

Четвертая часть произведения открывается внутренним моно­логом героя, в котором он признается в том, что ему хочется писать стихи или сочинять симфонии. Жажда великих сверше­ний так сильно обуревает им, что юноша уже начинает мучить­ся оттого, что он не герой, не открыватель.

Ему снятся путеше­ствия в далекие страны. Алексей задумывается о смысле жизни и задает себе вопросы: способен ли он на подвиг, на тяжелый труд? Только одна Лиля понимает его переживания.

“С каждым месяцем Лиля делается мне все дороже, и уже нет жертвы, на которую я бы не пошел ради нее”, — утверждает герой.

Однако постепенно Алексей настолько сильно концентри­руется на образе возлюбленной, что она начинает заслонять ему весь мир. После разговоров с ней по телефону он долго не мо­жет сесть за учебники.

Вместо того чтобы съездить к тете за шалью для матери, Алексей весь день гуляет с Лилей: идет с ней на каток, потом в Третьяковку.

Потом вечером они все-таки сдут за платком, а по дороге обратно первый раз целуются.

Проходит время, и силы, сближающие героев, вдруг начи­нают постепенно ослабевать. На смену им приходят ссоры и разногласия. “Я чувствую, как уходит она от меня с каждым разом все дальше, все дальше”, — понимает герой.

А вскоре Алексей встречает девушку с другим. Потеряв ее, он теряет и интерес к жизни. А через год герой получает письмо от Лили, которая вышла замуж и уезжает на Север. Прощаясь с другом юности, она одновременно прощается и с Москвой, и с детст­вом.

Лиля уезжает, но продолжает сниться Алексею.

Почему героиня выбирает другого? Для чего приглашает Алексея попрощаться? Видимо, она хочет указать ему на то, что так и не увидели в нем ее блестящие глаза.

Не случайно Алексей так и не добился поездки в экспедицию, не стал пев­цом, а красивый парень, за которого вышла замуж Лиля, везет ее на Север, где героям, несомненно, придется столкнуться с трудностями и решать важные проблемы, самостоятельно строить новую жизнь.

Очевидно, Лиля не хочет ограничивать­ся бесплодными мечтами. Она стремится быть на переднем крае событий героической эпохи трудовых свершений.

С Алексеем же ей явно не хватало романтики, которой жила ее утонченная натура. Не случайно она вскользь упоми­нает при прощании о том, что герой никогда не дарил ей цве­тов. И Алексей понимает этот упрек шире, отвечая, что ничего не смог ей подарить.

Рассказ Ю. П. Казакова привлекает глубиной психологиче­ского анализа состояния главного героя. Благодаря этому обы­денный сюжет становится уникальным и неповторимым, как бесценна и неповторима в жизни каждого человека первая любовь.

Глоссарий:

    • Голубое и зеленое сочинение
    • сочинение голубое и зеленое
    • голубое и зелёное характеристика героев
    • сочинение по рассказу голубое и зелёное
    • сочинение на тему голубое и зеленое

Источник: http://ege-essay.ru/sochinenie-po-rasskazu-kazakova-yu-p-goluboe-i-zelenoe/

Сочинение по рассказу Казакова Ю.П. «Голубое и зеленое»

Рассказ Казакова «Голубое и зеленое» – это рассказ о первой любви, о первых переживаниях, мечтах, разочаровании. Рассказ, который необычен в своем стиле, ведь автор в работе прибегает к мельчайшим деталям и их описанию, где подробно описывается внешность, городские пейзажи.
Поближе познакомиться с работой автора Казакова «Голубое и зеленое» поможет краткое содержание.

Рассказ Юрия Казакова «Голубое и зеленое» начинается со знакомства главного героя Алексея с девушкой Лилей. С Лилей Алексея познакомил его друг, который в этот вечер также решил погулять со своей девушкой. Так вчетвером они отправились в кино.

Алексей очень робок, стеснительный, не знает, о чем поговорить, что спросить и даже в кино, начало которого нужно было ждать около пятнадцати минут, Алексей предпочел уйти покурить, ведь не мог подобрать нужных слов, чтобы поговорить с девушкой. После кино они возвращались молча. Алеша провожал Лилю домой.

Было уже поздно, почти везде были темные окна, горел свет только в голубом и зеленом окнах. Наконец Алеша решился и предложил девушке встретиться вновь, на что Лиля дала положительный ответ.

На второй день Алексей пришел к Лиле, у которой была подруга. Девчонки вышли, и они пошли все вместе. Но вскоре, подруга Лили попрощалась, чему Леша был несказанно рад. Далее они гуляли с Лилей сами.

Сегодня они говорили много ни о чем, большую часть разговора даже не помнят, часто перескакивали с темы на тему. Гуляли до ночи, им встречались влюбленные пары и Леша представлял, как и они вскоре будут сидеть в обнимку на тех же скамейках.

Попрощались они в три часа ночи, но и тогда парень не смог уснуть. Он решил почитать книгу. Но его мысли были о Лиле.

Затем Алексей уезжает на Север, где ходит в леса, охотится, рыбачит, а по возвращении в Москву (произошло это через месяц), он сразу же побежал к Лиле. Они вновь гуляют по Москве. Во время прогулки их застает дождь и они прячутся в подъезде, где Алексей спел Лиле романсы и арии.

В четвертой главе мы узнаем, что Леша – ученик десятого класса, а Лиля учится в девятом. Леша мечтает об экспедиции, но он еще мал. Ему нужно окончить школу, поступить в институт.

Все свое свободное время Лиля и Леша вместе. Однажды Леше нужно было отвезти тетке платок, и они отправились с Лилей вместе. Было морозно и холодно.

По возвращении домой, на станции Леша и Лиля впервые поцеловались, а после всю дорогу ехали молча.

В пятой главе герой рассуждает о своих чувствах. Он говорит о любви к Лиле. Рассказывает, как хорошо прошла зима, а вот весна с сюрпризами. Оказывается, у них разные характеры, они стали ссориться. Здесь же Лиля предает чувства, придя на встречу к Леше с другим парнем. Лиля с новым ухажером идут на оперу, а Леша остается стоять в одиночестве.

Читайте также:  Краткое содержание фицджеральд по эту сторону рая точный пересказ сюжета за 5 минут

Следующая глава нас переносит на год вперед. Леша учится в институте, у Лили своя жизнь. Однажды они встретились и Лиля рассказала, что она замужем и они с мужем едут на Север. Леша пришел проводить Лилю в путь. Они вспомнили прошлое, а после, распрощались навсегда.

В последней главе мы узнаем, что Леша оканчивает институт, его жизнь, несмотря ни на что, продолжается.

Печали развеиваются со временем и он уже не тот юный мальчик, а взрослый человек, который вскоре также поедет на Север. Леша давно забыл Лилю, к тому же за учебой, конференциями не оставалось времени на воспоминания.

Хотя, изредка, Лиля все же являлась во сне герою, и в эти дни он всегда был разбит. Как же он не любил подобные сны!

Казаков Голубое и зеленое анализ

Работая над произведением Казакова «Голубое и зеленое» и делая анализ, хочется отметить, что рассказ нас знакомит с первыми чувствами, такими сложными и непонятными, но такими близкими нам всем. Этот рассказ нам повествует об одной истории взросления, которую, кстати, каждый из нас может примерить на себя.

Каждому их нас знакома подобная история, ведь все мы сталкивались с понятием первой любви, испытывали робость от первых встреч, все мы помним первый поцелуй. Да и горечь разлуки, горечь разочарования, измены, предательства, нам не чужды.

Рассказ «Голубое и зеленое» рассказывает о сложностях отношений двух влюбленных, о жизни, которую невозможно предугадать.

Почему рассказ Казакова называется «Голубое и зеленое»? Наверное потому, что это некие ассоциации. Так, Леша, со своими мечтами и мыслями, с первыми чувствами любви витает в облаках, в то время как Лиля – более земная. Она хочет расти, стремится вперед.

К тому же в произведении автор неоднократно обращает наше внимание на голубое и зеленое. Сначала это окна, затем это остановка, где впервые поцеловались герои.

Остановка была сначала голубой от снега, а в конце произведения, когда героиня покидала Москву, уезжая на Север, остановка была в зелени.

Казаков Голубое и зеленое главные герои

Анализируя рассказ Казакова «Голубое и зеленое» и работая над сочинением, невозможно не упомянуть героев. В произведении Казакова «Голубое и зеленое» главными героями являются Алексей и Лиля. Именно вокруг них построен весь рассказ.

Леша – воспитанный мальчик, который долгое время называет Лилю на «вы». Он мечтатель. По натуре робкий и неуверенный. Из-за своего малого опыта, он не смог полностью проявить себя, он даже ни разу не подарил цветы. Возможно, неопытность, застенчивость и стали причиной разлуки с Лилей, которой нужен был рядом уверенный человек.

Лиля – первая любовь Леши, девушка, с которой у него был первый поцелуй. Девушка, которая навсегда осталась в памяти героя, несмотря на то, что она предала и выбрала другого. Но, это жизнь и нашим чувствам, нашему сердцу сложно приказать, поэтому никто здесь никого не осуждает, а просто переживаем за героев, прослеживая их жизнь в произведении Казакова.

На этой странице искали :

  • Анализ Повест Голубое и красное
  • главные герои голубое и зелёное
  • голубой и зеленый анализ
  • какое событие легло в основу произведения голубое зеленое казакова
  • ю казаков голубое и зеленое главный герой

(2 голоса, в среднем: 5 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-kazakova-yu-p-goluboe-i-zelenoe.html

Читать

— Лиля, — говорит она глубоким грудным голосом и подает мне горячую маленькую руку.

Я осторожно беру ее руку, пожимаю и отпускаю. Я бормочу при этом свое имя. Кажется, я не сразу даже сообразил, что нужно назвать свое имя. Рука, которую я только что отпустил, нежно белеет в темноте. «Какая необыкновенная, нежная рука!» — с восторгом думаю я.

Мы стоим на дне глубокого двора. Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые. Из голубого окна на втором этаже слышна музыка. Там включили приемник и я слышу джаз.

Я очень люблю джаз, нет, не танцевать — танцевать я не умею, — я люблю слушать хороший джаз. Некоторые не любят, но я люблю. Не знаю, может быть, это плохо. Я стою и слушаю джазовую музыку со второго этажа, из голубого окна.

Видимо, там прекрасный приемник.

После того как она назвала свое имя, наступает долгое молчание. Я знаю, что она ждет от меня чего-то. Может быть, она думает, что я заговорю, скажу что-нибудь веселое, может, она ждет первого моего слова, вопроса какого-нибудь, чтобы заговорить самой. Но я молчу, я весь во власти необыкновенного ритма и серебряного звука трубы. Как хорошо, что играет музыка и я могу молчать!

Наконец мы трогаемся. Мы выходим на светлую улицу. Нас четверо: мой приятель с девушкой, Лиля и я. Мы идем в кино. В первый раз я иду в кино с девушкой, в первый раз меня познакомили с ней, и она подала мне руку и сказала свое имя.

Чудесное имя, произнесенное грудным голосом! И вот мы идем рядом, совсем чужие друг другу и в то же время странно знакомые. Музыки больше нет, и мне не за что спрятаться. Мой приятель отстает со своей девушкой. В страхе я замедляю шаги, но те идут еще медленней. Я знаю, он делает это нарочно.

Это очень плохо с его стороны — оставить нас наедине. Никогда не ожидал от него такого предательства!

Что бы такое сказать ей? Что она любит? Осторожно, сбоку смотрю на нее: блестящие глаза, в которых отражаются огни, темные, наверное, очень жесткие волосы, сдвинутые густые брови, придающие ей самый решительный вид… Но щеки у нее почему-то напряжены, как будто она сдерживает смех. Что бы ей все-таки сказать?

— Вы любите Москву? — вдруг спрашивает она и смотрит на меня очень строго. Я вздрагиваю от ее глубокого голоса. Есть ли еще у кого-нибудь такой голос!

Некоторое время я молчу, переводя дух. Наконец собираюсь с силами. Да, конечно, я люблю Москву. Особенно я люблю арбатские переулки и бульвары. Но и другие улицы я тоже люблю… Потом я снова умолкаю.

Мы выходим на Арбатскую площадь. Я принимаюсь насвистывать и сую руки в карманы. Пусть думает, что знакомство с ней мне не так уж интересно. Подумаешь! В конце концов, я могу уйти домой, я тут рядом живу, и вовсе не обязательно мне идти в кино и мучиться, видя, как дрожат ее щеки.

Но мы все-таки приходим в кино. До начала сеанса еще минут пятнадцать. Мы стоим посреди фойе и слушаем певицу, но ее плохо слышно: возле нас много народу, и все потихоньку разговаривают. Я давно заметил, что те, кто стоит в фойе, плохо слушают оркестр.

Слушают и аплодируют только передние, а сзади едят мороженое и конфеты и тихо переговариваются. Решив, что певицу все равно не услышишь как следует, я принимаюсь разглядывать картины. Я никогда раньше не обращал внимания на них, но теперь я очень заинтересован. Я думаю о художниках, которые их нарисовали.

Видимо, не зря повесили эти картины в фойе. Очень хорошо, что они висят тут.

Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Какая она красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. Когда она улыбается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими. У нее высокий чистый лоб. Только иногда на нем появляется морщинка. Наверное, она думает в это время.

Нет, я больше не могу стоять с ней! Почему она так меня рассматривает?

— Пойду покурю, — говорю я отрывисто и небрежно и ухожу в курительную. Там я сажусь и вздыхаю с облегчением. Странно, но когда в комнате много дыма, когда воздух совсем темный от дыма, почему-то не хочется курить. Я осматриваюсь: стоят и сидят много людей.

Читайте также:  Краткое содержание бесприданница островского точный пересказ сюжета за 5 минут

Некоторые спокойно разговаривают, другие молча торопливо курят, жадно затягиваются, бросают недокуренные папиросы и быстро выходят. Куда они торопятся? Интересно, если жадно курить, папироса делается кислой и горькой. Лучше всего курить не спеша, понемножку. Я смотрю на часы: до сеанса еще пять минут. Нет, я, наверное, все-таки глуп.

Другие так легко знакомятся, разговаривают, смеются. Другие ужасно остроумны, говорят о футболе и о чем угодно. Спорят о кибернетике. Я бы ни за что не заговорил с девушкой о кибернетике. А Лиля жестокая, решаю я, у нее жесткие волосы. У меня волосы мягкие. Наверное, поэтому я сижу и курю, хотя мне совсем не хочется курить. Но я все-таки посижу еще.

Что мне делать в фойе? Опять смотреть на картины? Но ведь это плохие картины, и неизвестно, для чего их повесили. Очень хорошо, что я их раньше никогда не замечал.

Наконец звонок. Я очень медленно выхожу из курительной, разыскиваю в толпе Лилю. Не глядя друг на друга, мы идем в зрительный зал и садимся. Потом гаснет свет и начинается кинокартина.

Когда мы выходим из кино, приятель мой совсем исчезает. Это так действует на меня, что я перестаю вообще о чем-либо думать. Просто иду и молчу. На улицах нет почти никого. Быстро проносятся автомашины. Наши шаги гулко отдаются от стен и далеко слышны.

Так мы доходим до ее дома. Останавливаемся опять во дворе. Поздно, уже не все окна горят, и во дворе темнее, чем было два часа назад. Много белых и розовых окон погасло, но зеленые еще горят. Светится и голубое окно на втором этаже, только музыки больше не слышно оттуда.

Некоторое время мы стоим совершенно молча. Лиля странно ведет себя: поднимает лицо, смотрит на окна, будто считает их; она почти отворачивается от меня, потом начинает поправлять волосы… Наконец я очень небрежно, как бы между прочим говорю, что нам нужно еще встретиться завтра.

Я очень рад, что во дворе темно и она не видит моих пылающих ушей.

Она согласна встретиться. Я могу прийти к ней, ее окна выходят на улицу. У нее каникулы, родные уехали на дачу, и ей немного скучно. Она с удовольствием погуляет.

Я размышляю, прилично ли будет пожать ей руку на прощанье. Она сама протягивает мне узкую руку, белеющую в темноте, и я снова чувствую ее теплоту и доверчивость.

На другой день я прихожу к ней засветло. Во дворе на этот раз много ребят. Двое из них с велосипедами: они собираются куда-то ехать; но, может быть, они уже приехали? Остальные стоят просто так. Мне кажется, все они смотрят на меня и отлично знают, зачем я пришел. И я никак не могу пройти двором, я подхожу к ее окнам на улицу. Я заглядываю в окно и откашливаюсь.

— Лиля, вы дома? — громко спрашиваю я. Я спрашиваю очень громко, и голос мой не дрожит. Это прямо замечательно, что у меня не прервался голос.

Да, она дома. У нее подруга. Они спорят о чем-то интересном, и я должен разрешить этот спор.

— Идите скорей! — зовет меня Лиля.

Но мне невыносимо идти двором, я никак не могу идти двором…

— Я к вам влезу через окно! — решительно говорю я и вспрыгиваю на окно. Я очень легко и красиво вспрыгиваю на окно, перебрасываю одну ногу через подоконник и тут только замечаю насмешливое удивление подруги и замешательство Лили. Я сразу догадываюсь, что сделал какую-то неловкость, и застываю верхом на окне: одна нога на улице, другая в комнате. Я сижу и смотрю на Лилю.

— Ну, лезьте же! — нетерпеливо говорит Лиля. Брови ее сходятся и щеки все больше краснеют.

— Не люблю летом торчать в комнатах… — бормочу я, делая высокомерное лицо. — Лучше я подожду вас на улице.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=104752&p=1

«Голубое и зелёное» Юрия Павловича Казакова вкратце

Повествование ведётся от первого лица, рассказчик — юноша Алёша.

«Лиля, — говорит она глубоким грудным голосом». Алёша знакомится с девушкой. Они стоят на улице: «Как много окон в этом квадратном дворе: есть окна голубые, и зелёные, и розовые, и просто белые». Из голубого окна льётся джазовая музыка.

С друзьями они идут в кино. Но Алёша не знает о чём говорить с девушкой и очень смущается. «Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Какая она красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у неё блестящие глаза и розовые крепкие щёки. Когда она улыбается, на щеках появляются ямочки…» После кино он провожает Лилю домой и предлагает встретиться завтра.

«На другой день я прихожу к ней засветло». У Лили в гостях подруга. Они идут гулять втроём, но подруга вскоре прощается и оставляет их. На Тверском бульваре они видят много влюблённых. Лиля и Алёша гуляют до рассвета. «Теперь мы идём почти рядом. Её рука иногда касается моей». Алёша вновь провожает Лилю. Дома он читает книгу «Замок Броуди», которую дала ему девушка, и думает о ней.

На месяц Алёша уезжает на Север. Он гуляет по совершенно диким лесам, охотится. Когда он возвращается в Москву, прямо с вокзала идёт к Лиле. Он отвык от столицы: она оглушает его шумом, огнями, запахом, многолюдством. Лиля зовёт Алёшу гулять и впервые говорит ему «ты». Они попадают под дождь, и Алёша по просьбе Лили поёт в подъезде ей романсы и арии своим басом.

«Молодым быть очень плохо. Жизнь проходит быстро, тебе уже семнадцать или восемнадцать лет, а ты ещё ничего не сделал… Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днём борьбы и побед!»

«Мы давно уже занимаемся в школе: она в девятом, я — в десятом. Я решил заняться плаванием и стать чемпионом СССР, а потом и мира». «Всё свободное время я провожу с Лилей. Я люблю её ещё больше».

Декабрьским воскресным утром Алёше нужно съездить к тётке за шалью в деревню, но он идёт с Лилей на каток, а потом в Третьяковку. Начинает темнеть, и Алёша вспоминает о платке. Они вместе едут к тётке. Уже ночью через поле Алёша и Лиля идут на станцию, чтобы вернуться в Москву. На платформе они впервые целуются: «весь мир начинает бесшумно кружиться».

Весной Алёша чувствует что-то новое. Он думает о том, что девушка для него — единственная: «только её голос трогает тебя до слёз, только её руки ты боишься даже поцеловать… Но вот ты с ужасом замечаешь, что глаза её равнодушны, …вся она ушла от тебя в такую дальнюю даль, где тебе её уже не достать…»

На майские праздники Алёше подарили сто рублей, и он приглашает Лилю гулять. Первого числа она не может — говорит, дядя болеет. Второго приходит на свидание с красивым парнем под руку. «…Я только на второй месяц осмелился взять её под руку» — думает Алёша. Он провожает их до Большого театра. Уходя, Лиля не оглядывается.

«Прошёл год. Мир не разрушился, жизнь не остановилась». Алёша старался не думать о Лиле. Он получает письмо от «старой, старой знакомой». Она уезжает с мужем на Север и просить проводить её. Алёша приходит на вокзал. Из её прекрасного лица ушло что-то, он стало чужим. «С ней родные и муж — тот самый парень». Она прощается с Алёшей.

«Ну что ж, я рад за неё..! Только почему-то очень болит сердце».

Алёша заканчивает институт. Теперь он взрослый человек. Скоро поедет на Север. «Лилю я совсем позабыл, ведь столько лет прошло! Было бы очень трудно жить, если бы ничто не забывалось». Теперь он влюбляется в других девушек, а они в него.

«Но иногда мне снится Лиля… будто мне по-прежнему семнадцать лет и я люблю впервые в жизни… Непрошеные сны!… Ах, господи, как я не хочу снов!»

Пересказала Д. Мельникова

Источник: http://vkratze.ru/kazakov/goluboe_i_zelyonoe

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector