Краткое содержание князь михайло репнин толстого точный пересказ сюжета за 5 минут

А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Видеоурок. Литература 7 Класс

Краткое содержание Князь Михайло Репнин Толстого точный пересказ сюжета за 5 минут

На уроке вы сможете познакомиться с биографией А. К. Толстого, узнать о его увлечении историей. Сравнительный анализ баллад  А. Толстого «Василий Шибаев» и «Князь Михайло Репнин»  поможет определить их основную идею и проблематику, а также понять  авторскую концепцию в  изображении эпохи Ивана Грозного. Особое внимание  в уроке уделено художественным особенностям баллад.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября  1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского.

Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого.

Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».

О своем детстве сам Алексей Константинович вспоминал так:  «Мое детство  было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания.

Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии.

С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».

Перовский  регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с известными людьми, однажды даже  представил его Гете. Знаменитый немецкий поэт подарил мальчику  обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком.

Рис. 1. А. К. Толстой (Источник)

До самой своей смерти  дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть
свидетельства, что они были одобрены.

Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией (Источник)

Также благодаря дяде, ещё ребенком,  Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II  и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.

Впоследствии между ними сохранялись самые теплые  отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную  карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.

Впервые Алексей  Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его  фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).

В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории.  В дальнейшем историческая  баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.

Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века  (Гете, Жуковского, Пушкина).

Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории.

В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.

Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов (Источник)

Фигура этого царя,  безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.

Как в тереме  живет православный Царь:

Православный Царь Иван Васильевич:

Он грозен, батюшка, и милостив,

Он за правду милует, за неправду вешает.

Уж настали годы злые на московский народ,

Как и стал православный Царь грозней прежняго.

Он за правду за неправду делал казни лютыя.

Образ царя Ивана Грозного является центральным  в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».  Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.

Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого

Вопрос «Василий Шибанов» «Князь Михайло Репнин»
Историческая основа сюжета Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина Рассказ о смерти  Репнина  в  «Истории  Иоанна  Грозного»  кн.   А. М. Курбского

Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит  в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.

Вопрос «Василий  Шибанов» «Князь  Михайло Репнин»
Конфликт, положенный в основу сюжета. Верный слуга Курбского  Василий Шибанов  доставляет Ивану Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен. На пиру у Ивана Грозного кн. Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина.

Таким образом,  в обеих балладах автор создает  образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.

Вопрос «Василий Шибанов» «Князь Михайло Репнин»
Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого? Эпитеты:  рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец,  собачья измена.Метафоры: «перо его местию дышит»;  «послание, полное яду»;  «звонит всей опрични кромешная тьма». Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры»,     «Рассыпь державным словом детей бесовских рать»
Стилизация под фольклор Устаревшая лексика:Опричня – опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Смирная одежда — траурная. Окольные — приближенные. Аз, иже — я, который.Лиях — лил.Заплечный мастер — палач.Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.Повторы строф (рефрен):«Царь, слово его все едино:Он славит свого господина!» Устаревшая лексика:Кравчий — распоряжался подачей  блюд  и  напитков  к царскому столу. Тиуны —  верные слуги. Машкара,  личина – маска.Рек – сказал.Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.Повторы строф (рефрен):«Поют потехи брани, дела былых времен,И взятие Казани, и Астрахани плен».
Читайте также:  Краткое содержание куприн куст сирени точный пересказ сюжета за 5 минут

Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.

Образ царя в балладах противоречив. В балладе «Василий  Шибанов» царь высоко оценил преданность и отвагу  слуги, но приговор его жесток:

Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,

И много, знать, верных у Курбского слуг,

Что выдал тебя за бесценок!

Ступай же с Малютой в застенок!»

В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:

И смех их раздается, и пир опять кипит,

Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

«Убил, убил напрасно я верного слугу,

Вкушать веселье ныне я боле не могу!»

Сложный, противоречивый образ царя Ивана Грозного красной нитью пройдет через все творчество А.К. Толстого. В 1863 г. автор напишет  исторический роман об этой эпохе «Князь Серебряный».  Затем появится историческая трилогия – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная  тема  всех трех произведений – трагедия власти.

У самого А. Толстого  с властью были  особые отношения. Мы уже отмечали дружбу писателя с будущим императором и его  стремительный карьерный рост. Однако это не только не радовало писателя, а с годами стало тяготить. Он подает в отставку и с 1861 получает долгожданную свободу. Именно теперь он переживает творческий подъем, много пишет, публикуется:

Средь мира лжи, средь мира мне чужого,

Не навсегда моя остыла кровь;

Пришла пора, и вы воскресли снова,

Мой прежний гнев и прежняя любовь!

Рассеялся туман и, слава богу,

Я выхожу на старую дорогу!

А. К. Толстой

Список рекомендованной литературы

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор — Коровина В.Я. — 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор — Тищенко О.А. — 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор — Кутейникова Н.Е. — 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор — Коровина В.Я. — 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор — Коровина В.Я. — 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. — 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор — Курдюмова Т.Ф. — 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. Толстой А. К. Баллады (Источник). 
  5. Толстой А. К. Биография (Источник). 
  6. Всемирная история в лицах. Иван Грозный (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание:

  1. Сравните образ Ивана Грозного, созданный  А. Толстым с образом из произведения Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
  2. Каково отношение автора к героям баллад?
  3. Каково значение исторических баллад А. К. Толстого?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/a-k-tolstoy-stranitsy-biografii-ballady-vasiliy-shibanov-knyaz-mihaylo-repnin

А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой ро­дил­ся 5 сен­тяб­ря  1817 г. в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Отец его про­ис­хо­дил из ста­рин­но­го и из­вест­но­го рода Тол­стых (Лев Тол­стой по этой линии при­хо­дит­ся Алек­сею тро­ю­род­ным бра­том). По ма­те­ри он пра­внук Ки­рил­ла Ра­з­умов­ско­го, по­след­не­го гет­ма­на Укра­и­ны, пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Ака­де­мии наук.

После рож­де­ния сына су­пру­ги разо­шлись, мать увез­ла его в Ма­ло­рос­сию к сво­е­му брату А. А. Пе­ров­ско­му, из­вест­но­му в ли­те­ра­ту­ре под име­нем Ан­то­ния По­го­рель­ско­го.

Здесь, в име­ни­ях По­го­рель­цы и Крас­ный Рог, про­шло дет­ство Тол­сто­го.

Вос­пи­та­ни­ем бу­ду­ще­го поэта за­ни­мал­ся дядя, он вся­че­ски по­ощ­рял его ху­до­же­ствен­ные склон­но­сти и спе­ци­аль­но для него со­чи­нил из­вест­ную сказ­ку «Чер­ная ку­ри­ца, или Под­зем­ные жи­те­ли».

О своем дет­стве сам Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич вспо­ми­нал так:  «Мое дет­ство  было очень счаст­ли­во и оста­ви­ло во мне одни толь­ко свет­лые вос­по­ми­на­ния.

Един­ствен­ный сын, не имев­ший ни­ка­ких то­ва­ри­щей для игр и на­де­лен­ный весь­ма живым во­об­ра­же­ни­ем, я очень рано при­вык к меч­та­тель­но­сти, вско­ре пре­вра­тив­шей­ся в ярко вы­ра­жен­ную склон­ность к по­э­зии.

С ше­сти­лет­не­го воз­рас­та я начал ма­рать бу­ма­гу и пи­сать стихи».

Читайте также:  Краткое содержание пелевин священная книга оборотня точный пересказ сюжета за 5 минут

Пе­ров­ский  ре­гу­ляр­но ездил с пле­мян­ни­ком за гра­ни­цу, зна­ко­мя его с из­вест­ны­ми лю­дь­ми, од­на­ж­ды даже  пред­ста­вил его Гете. Зна­ме­ни­тый немец­кий поэт по­да­рил маль­чи­ку  об­ло­мок бивня ма­мон­та, укра­шен­ный соб­ствен­но­руч­ным ри­сун­ком.

Рис. 1. А. К. Тол­стой

До самой своей смер­ти  дядя оста­вал­ся глав­ным со­вет­чи­ком в ли­те­ра­тур­ных опы­тах вос­пи­тан­ни­ка. Он также по­ка­зы­вал про­из­ве­де­ния юноши Жу­ков­ско­му и Пуш­ки­ну, с ко­то­ры­ми со­сто­ял в при­я­тель­ских от­но­ше­ни­ях, – и есть 
сви­де­тель­ства, что они были одоб­ре­ны.

Рис. 2. Алек­сандр ІІ с сест­рой Ма­ри­ей

Также бла­го­да­ря дяде, ещё ре­бен­ком,  Алек­сей Тол­стой был пред­став­лен на­след­ни­ку пре­сто­ла, бу­ду­ще­му им­пе­ра­то­ру Алек­сан­дру II  и ока­зал­ся в числе детей, при­хо­див­ших к це­са­ре­ви­чу по вос­кре­се­ньям для игр.

Впо­след­ствии между ними со­хра­ня­лись самые теп­лые  от­но­ше­ния. Друж­ба с бу­ду­щим им­пе­ра­то­ром по­мо­жет Тол­сто­му сде­лать го­ло­во­кру­жи­тель­ную при­двор­ную  ка­рье­ру от ка­мер-юн­ке­ра до при­двор­но­го це­ре­мо­ний­мей­сте­ра.

Впер­вые Алек­сей  Тол­стой вхо­дит в ли­те­ра­тур­ный мир в 24 года, когда свет уви­де­ла его  фан­та­сти­че­ская по­весть «Упырь». Под­ра­жая дяде, пи­са­тель пуб­ли­ку­ет­ся под псев­до­ни­мом Крас­но­рог­ский (от на­зва­ния име­ния Крас­ный Рог).

В этот же пе­ри­од от­ме­ча­ет­ся ин­те­рес Алек­сея Кон­стан­ти­но­ви­ча к ис­то­рии.  В даль­ней­шем ис­то­ри­че­ская  бал­ла­да стала одним из ос­нов­ных жан­ров его по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства.

Балла́да — ли­ро-эпи­че­ское про­из­ве­де­ние, то есть рас­сказ, из­ло­жен­ный в по­э­ти­че­ской форме, ис­то­ри­че­ско­го, ми­фи­че­ско­го или ге­ро­и­че­ско­го ха­рак­те­ра. Сюжет бал­ла­ды обыч­но за­им­ству­ет­ся из фольк­ло­ра.

Жанр бал­ла­ды был необык­но­вен­но по­пу­ля­рен в эпоху ро­ман­тиз­ма и встре­ча­ет­ся в твор­че­стве мно­гих пред­ста­ви­те­лей ли­те­ра­ту­ры І по­ло­ви­ны ХІХ века  (Гете, Жу­ков­ско­го, Пуш­ки­на).

Об­ра­ще­ние к жанру бал­ла­ды свя­за­но с по­ис­ком необыч­но­го сю­же­та, что очень важно в ро­ман­тиз­ме, и, без­услов­но, с ин­те­ре­сом ав­то­ра к ис­то­рии.

В своих ис­то­ри­че­ских бал­ла­дах Алек­сей Тол­стой часто об­ра­ща­ет­ся к эпохе Ивана Гроз­но­го.

Рис. 3. Иван Гроз­ный. Худ. В. М. Вас­не­цов

Фи­гу­ра этого царя,  без­услов­но, ко­ло­рит­ная и по­пу­ляр­ная. Не слу­чай­но народ по­свя­тил ему много ис­то­ри­че­ских песен.

Как в те­ре­ме  живет пра­во­слав­ный Царь:

Пра­во­слав­ный Царь Иван Ва­си­лье­вич:

Он гро­зен, ба­тюш­ка, и ми­ло­стив,

Он за прав­ду ми­лу­ет, за неправ­ду ве­ша­ет.

Уж на­ста­ли годы злые на мос­ков­ский народ,

Как и стал пра­во­слав­ный Царь гроз­ней преж­ня­го.

Он за прав­ду за неправ­ду делал казни лютыя.

Образ царя Ивана Гроз­но­го яв­ля­ет­ся цен­траль­ным  в про­из­ве­де­нии М. Ю. Лер­мон­то­ва «Песнь о купце Ка­лаш­ни­ко­ве».  Также как Лер­мон­тов, Алек­сей Тол­стой пы­та­ет­ся при­дать своим бал­ла­дам фольк­лор­ную сти­ли­за­цию, тем самым мак­си­маль­но при­бли­зить чи­та­те­ля к той эпохе.

Срав­ни­тель­ный ана­лиз бал­лад А. К. Тол­сто­го

Во­прос «Ва­си­лий Ши­ба­нов» «Князь Ми­хай­ло Реп­нин»
Ис­то­ри­че­ская ос­но­ва сю­же­та От­ры­вок из «Ис­то­рии Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го» Н. М. Ка­рам­зи­на Рас­сказ о смер­ти  Реп­ни­на  в  «Ис­то­рии  Иоан­на  Гроз­но­го»  кн.   А. М. Курб­ско­го

Необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что, поль­зу­ясь ис­то­ри­че­ски­ми дан­ны­ми, поэт при­вно­сит  в сюжет долю ху­до­же­ствен­но­го вы­мыс­ла. Тол­стой счи­тал, что пи­са­тель и поэт имеют на это пол­ное право.

Во­прос «Ва­си­лий  Ши­ба­нов» «Князь  Ми­хай­ло Реп­нин»
Кон­фликт, по­ло­жен­ный в ос­но­ву сю­же­та. Вер­ный слуга Курб­ско­го  Ва­си­лий Ши­ба­нов  до­став­ля­ет Ивану Гроз­но­му пись­мо, за что по при­ка­зу царя под­вер­га­ет­ся пыт­кам и в фи­на­ле каз­нен. На пиру у Ивана Гроз­но­го кн. Ми­хай­ло Реп­нин от­кры­то воз­му­ща­ет­ся про­из­во­лом царя, его кро­ва­вым прав­ле­ни­ем. Иван Гроз­ный на гла­зах у пи­ру­ю­щих уби­ва­ет Реп­ни­на.

Таким об­ра­зом,  в обеих бал­ла­дах автор со­зда­ет  образ же­сто­ко­го пра­ви­те­ля, бес­по­щад­но рас­прав­ля­ю­ще­го­ся с каж­дым, кто пы­та­ет­ся от­сто­ять свою точку зре­ния.

Во­прос «Ва­си­лий Ши­ба­нов» «Князь Ми­хай­ло Реп­нин»
Какие сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти по­мо­га­ют вос­со­здать со­бы­тия про­шло­го? Эпи­те­ты:  раб­ская вер­ность, лихой зло­дей, дерз­кий гонец,  со­ба­чья из­ме­на.Ме­та­фо­ры: «перо его ме­стию дышит»;  «по­сла­ние, пол­ное яду»;  «зво­нит всей оприч­ни кро­меш­ная тьма». Эпи­те­ты: раз­гуль­ные оприч­ни­ки, бе­сов­ские дети, дер­жав­ное слово, строп­ти­вый раб, прав­ди­вый князь.Ме­та­фо­ры: «С ве­чер­ни льют­ся вины на цар­ские ковры»,     «Рас­сыпь дер­жав­ным сло­вом детей бе­сов­ских рать»
Сти­ли­за­ция под фольк­лор Уста­рев­шая лек­си­ка:Оприч­ня – оприч­ни­на . Так на­зы­ва­лась часть го­су­дар­ства, с осо­бым управ­ле­ни­ем, вы­де­лен­ная для со­дер­жа­ния цар­ско­го двора и оприч­ни­ков. Смир­ная одеж­да — тра­ур­ная. Околь­ные — при­бли­жен­ные. Аз, иже — я, ко­то­рый.Лиях — лил.За­плеч­ный ма­стер — палач.Фольк­лор­ная ком­по­зи­ция:зачин, ос­нов­ная часть, кон­цов­ка.По­вто­ры строф (ре­френ):«Царь, слово его все едино:Он сла­вит свого гос­по­ди­на!» Уста­рев­шая лек­си­ка:Крав­чий — рас­по­ря­жал­ся по­да­чей  блюд  и  на­пит­ков  к цар­ско­му столу. Тиуны —  вер­ные слуги. Маш­ка­ра,  ли­чи­на – маска.Рек – ска­зал.Фольк­лор­ная ком­по­зи­ция:зачин, ос­нов­ная часть, кон­цов­ка.По­вто­ры строф (ре­френ):«Поют по­те­хи брани, дела былых вре­мен,И взя­тие Ка­за­ни, и Аст­ра­ха­ни плен».

Вывод. Бал­ла­ды объ­еди­не­ны сти­ли­сти­че­ски и те­ма­ти­че­ски. В об­ра­зах Ва­си­лия Ши­ба­но­ва и князя Реп­ни­на автор во­пло­тил идею спра­вед­ли­во­го на­род­но­го гнева, воз­му­ще­ния кро­ва­вой по­ли­ти­кой Ивана Гроз­но­го. Оба героя уми­ра­ют, но не из­ме­ня­ют своим жиз­нен­ным прин­ци­пам.

Образ царя в бал­ла­дах про­ти­во­ре­чив. В бал­ла­де «Ва­си­лий  Ши­ба­нов» царь вы­со­ко оце­нил пре­дан­ность и от­ва­гу  слуги, но при­го­вор его же­сток:

Гонец, ты не раб, но то­ва­рищ и друг,

И много, знать, вер­ных у Курб­ско­го слуг,

Что выдал тебя за бес­це­нок!

Сту­пай же с Ма­лю­той в за­сте­нок!»

В бал­ла­де «Князь Ми­хай­ло Реп­нин» в гневе царь уби­ва­ет непо­кор­но­го бо­яри­на, а потом горь­ко рас­ка­и­ва­ет­ся в со­де­ян­ном:

Читайте также:  Краткое содержание рассказов томаса манна за 2 минуты

И смех их раз­да­ет­ся, и пир опять кипит,

Но звон ков­шей и куб­ков царя не ве­се­лит:

«Убил, убил на­прас­но я вер­но­го слугу,

Вку­шать ве­се­лье ныне я боле не могу!»

Слож­ный, про­ти­во­ре­чи­вый образ царя Ивана Гроз­но­го крас­ной нитью прой­дет через все твор­че­ство А.К. Тол­сто­го. В 1863 г. автор на­пи­шет  ис­то­ри­че­ский роман об этой эпохе «Князь Се­реб­ря­ный».

  Затем по­явит­ся ис­то­ри­че­ская три­ло­гия – тра­ге­дии «Смерть Иоан­на Гроз­но­го» (1866), «Царь Федор Иоан­но­вич» (1868), «Царь Борис» (1870). Глав­ная  тема  всех трех про­из­ве­де­ний – тра­ге­дия вла­сти.

У са­мо­го А. Тол­сто­го  с вла­стью были  осо­бые от­но­ше­ния. Мы уже от­ме­ча­ли друж­бу пи­са­те­ля с бу­ду­щим им­пе­ра­то­ром и его  стре­ми­тель­ный ка­рьер­ный рост.

Од­на­ко это не толь­ко не ра­до­ва­ло пи­са­те­ля, а с го­да­ми стало тя­го­тить. Он по­да­ет в от­став­ку и с 1861 по­лу­ча­ет дол­го­ждан­ную сво­бо­ду.

Имен­но те­перь он пе­ре­жи­ва­ет твор­че­ский подъ­ем, много пишет, пуб­ли­ку­ет­ся:

Средь мира лжи, средь мира мне чу­жо­го,

Не на­все­гда моя осты­ла кровь;

При­ш­ла пора, и вы вос­крес­ли снова,

Мой преж­ний гнев и преж­няя лю­бовь!

Рас­се­ял­ся туман и, слава богу,

Я вы­хо­жу на ста­рую до­ро­гу!

А. К. Тол­стой

Вопросы к конспектам

Срав­ни­те образ Ивана Гроз­но­го, со­здан­ный  А. Тол­стым с об­ра­зом из про­из­ве­де­ния Лер­мон­то­ва «Песнь о купце Ка­лаш­ни­ко­ве».Ка­ко­во от­но­ше­ние ав­то­ра к ге­ро­ям бал­лад?Ка­ко­во зна­че­ние ис­то­ри­че­ских бал­лад А. К. Тол­сто­го?

Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3358

Краткое содержание стихотворения «Василий Шибанов» А.К. Толстого

Алексей Толстой подарил нам много замечательных произведений, среди которых и историческая баллада Василий Шибанов. Ее мы изучили в 7 классе школы на уроке и теперь готовы сделать анализ краткого содержания баллады.

Повествование баллады начинается с побега Курбского. Он бежит от гнева царя, направляясь к литовскому стану. Вместе с князем отправился и его верный стремянной Васька. По дороге, когда лошадь князя падает без сил, Шибанов отдает хозяину свою лошадь, сам же направляется пешим ходом.

Пока слуга шел, Андрей Курбский уже будучи в литовских шатрах, пишет гневное послание Грозному. Вот только кто же это письмо отправит? Как раз в это время добрался до своего господина Василий. Несмотря на то, что он с дороги и уставший, он спрашивает Андрея, чем тот может ему помочь.

И тут Курбской передает письмо, которое Васька должен доставить царю.

Продолжая краткий пересказ стихотворения Толстого, мы узнаем, как Шибанов добирается до царских покоев и вручает послание. Царь, просит дьяков прочитать содержание послания, а в это время он вонзает в ногу гонцу копье и опирается на него.

Шибанова отводят в темницу и пытают, чтобы узнать, есть ли другие изменники среди товарищей Курбского, но Васька ничего не говорит, только восхваляет своего князя.

Весь измученный издевательствами, стремянной умирает, перед этим он молится Богу и просит его простить все грехи как князя Курбского, так и царя.

Анализ стихотворения Толстого

Анализируя произведение Толстого, мы видим, что в его основе лежат исторические события, когда Курбский бежал в Литву и просит защиты и покровительства Литовского правителя.

По жанру данная работа является балладой, сюжет же нас знакомит не только с историческими событиями, но и показывает созданные автором образы героев, где мы видим предателя и изменника Родины Курбского. Знакомимся мы и с преданным и самоотверженным Шибановым. Показывает в своей работе автор и образ царя.

Анализируя балладу, мы понимаем, что автор хотел показать не только настоящую любовь к своей Родине, не только преданность. Он говорит читателю, что любовь и преданность не должны быть столь самоотверженными.

Государство держится только на тех людях, что отстаивают свою гражданскую позиция, у которых есть чувство собственного достоинства.

Если говорить о главных героях баллады Василий Шибанов, то уже как говорили, героями являются царь, князь, и стремянной Шибанов.

В произведении мы видим царя, который одновременно жесток и бессердечен, но в то же время он внимателен и замечает, насколько преданным является слуга. Такого человека князь должен был ценить, однако тот не замечал преданности и без зазрения совести послал соратника Василия на верную гибель.

Курбский же вызывает только негативные эмоции. В нем мы видим жестокого человека, предателя, что бежал от гнева царя. К тому же он трус, ведь только на вражьей стороне смог выплеснуть в письме к царю весь свой яд. Отдал же письмо не самолично, а послав гонца — верного слугу Василия.

Василий — единственно положительный герой, которого автор называет рабом, за его рабскую покорность. Он наделен такими качествами, как смелость, преданность, стойкость и мужество. Именно его именем и названо произведение.

На этой странице искали :

  • василий шибанов толстой анализ
  • краткое описание василий Шибанов
  • произведение толстого василий шибанов очень-очень краткое содержание
  • толстой василий шибанов краткое содержание
  • толстой краткое содержание василий шибанов

(4 голоса, в среднем: 4.8 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-stixotvoreniya-vasilij-shibanov-a-k-tolstogo.html

Ссылка на основную публикацию