А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Видеоурок. Литература 7 Класс
На уроке вы сможете познакомиться с биографией А. К. Толстого, узнать о его увлечении историей. Сравнительный анализ баллад А. Толстого «Василий Шибаев» и «Князь Михайло Репнин» поможет определить их основную идею и проблематику, а также понять авторскую концепцию в изображении эпохи Ивана Грозного. Особое внимание в уроке уделено художественным особенностям баллад.
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского.
Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого.
Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».
О своем детстве сам Алексей Константинович вспоминал так: «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания.
Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии.
С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».
Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с известными людьми, однажды даже представил его Гете. Знаменитый немецкий поэт подарил мальчику обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком.
Рис. 1. А. К. Толстой (Источник)
До самой своей смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть
свидетельства, что они были одобрены.
Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией (Источник)
Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.
Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.
Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).
В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).
Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории.
В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.
Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов (Источник)
Фигура этого царя, безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.
Как в тереме живет православный Царь:
Православный Царь Иван Васильевич:
Он грозен, батюшка, и милостив,
Он за правду милует, за неправду вешает.
Уж настали годы злые на московский народ,
Как и стал православный Царь грозней прежняго.
Он за правду за неправду делал казни лютыя.
Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.
Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого
Вопрос | «Василий Шибанов» | «Князь Михайло Репнин» |
Историческая основа сюжета | Отрывок из “Истории Государства Российского” Н. М. Карамзина | Рассказ о смерти Репнина в “Истории Иоанна Грозного” кн. А. М. Курбского |
Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.
Вопрос | «Василий Шибанов» | «Князь Михайло Репнин» |
Конфликт, положенный в основу сюжета. | Верный слуга Курбского Василий Шибанов доставляет Ивану Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен. | На пиру у Ивана Грозного кн. Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина. |
Таким образом, в обеих балладах автор создает образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.
Вопрос | «Василий Шибанов» | «Князь Михайло Репнин» |
Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого? | Эпитеты: рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена.Метафоры: «перо его местию дышит»; «послание, полное яду»; «звонит всей опрични кромешная тьма». | Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры», «Рассыпь державным словом детей бесовских рать» |
Стилизация под фольклор | Устаревшая лексика:Опричня – опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Смирная одежда – траурная. Окольные – приближенные. Аз, иже – я, который.Лиях – лил.Заплечный мастер – палач.Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.Повторы строф (рефрен):«Царь, слово его все едино:Он славит свого господина!” | Устаревшая лексика:Кравчий – распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу. Тиуны – верные слуги. Машкара, личина – маска.Рек – сказал.Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.Повторы строф (рефрен):«Поют потехи брани, дела былых времен,И взятие Казани, и Астрахани плен». |
Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.
Образ царя в балладах противоречив. В балладе «Василий Шибанов» царь высоко оценил преданность и отвагу слуги, но приговор его жесток:
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!”
В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
“Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!”
Сложный, противоречивый образ царя Ивана Грозного красной нитью пройдет через все творчество А.К. Толстого. В 1863 г. автор напишет исторический роман об этой эпохе «Князь Серебряный». Затем появится историческая трилогия – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная тема всех трех произведений – трагедия власти.
У самого А. Толстого с властью были особые отношения. Мы уже отмечали дружбу писателя с будущим императором и его стремительный карьерный рост. Однако это не только не радовало писателя, а с годами стало тяготить. Он подает в отставку и с 1861 получает долгожданную свободу. Именно теперь он переживает творческий подъем, много пишет, публикуется:
Средь мира лжи, средь мира мне чужого,
Не навсегда моя остыла кровь;
Пришла пора, и вы воскресли снова,
Мой прежний гнев и прежняя любовь!
Рассеялся туман и, слава богу,
Я выхожу на старую дорогу!
А. К. Толстой
Список рекомендованной литературы
- Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор – Коровина В.Я. – 2008 год
- Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор – Тищенко О.А. – 2012 год
- Уроки литературы в 7 классе. Автор – Кутейникова Н.Е. – 2009 год
- Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор – Коровина В.Я. – 2012 год
- Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор – Коровина В.Я. – 2009 год
- Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. – 2012 год
- Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор – Курдюмова Т.Ф. – 2011 год
- Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
- Толковый словарь русского языка (Источник).
- Толстой А. К. Баллады (Источник).
- Толстой А. К. Биография (Источник).
- Всемирная история в лицах. Иван Грозный (Источник).
Рекомендованное домашнее задание:
- Сравните образ Ивана Грозного, созданный А. Толстым с образом из произведения Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
- Каково отношение автора к героям баллад?
- Каково значение исторических баллад А. К. Толстого?
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/a-k-tolstoy-stranitsy-biografii-ballady-vasiliy-shibanov-knyaz-mihaylo-repnin
А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского.
Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого.
Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».
О своем детстве сам Алексей Константинович вспоминал так: «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания.
Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии.
С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».
Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с известными людьми, однажды даже представил его Гете. Знаменитый немецкий поэт подарил мальчику обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком.
Рис. 1. А. К. Толстой
До самой своей смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть
свидетельства, что они были одобрены.
Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией
Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.
Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.
Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).
В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).
Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории.
В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.
Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов
Фигура этого царя, безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.
Как в тереме живет православный Царь:
Православный Царь Иван Васильевич:
Он грозен, батюшка, и милостив,
Он за правду милует, за неправду вешает.
Уж настали годы злые на московский народ,
Как и стал православный Царь грозней прежняго.
Он за правду за неправду делал казни лютыя.
Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.
Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого
Вопрос | «Василий Шибанов» | «Князь Михайло Репнин» |
Историческая основа сюжета | Отрывок из “Истории Государства Российского” Н. М. Карамзина | Рассказ о смерти Репнина в “Истории Иоанна Грозного” кн. А. М. Курбского |
Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.
Вопрос | «Василий Шибанов» | «Князь Михайло Репнин» |
Конфликт, положенный в основу сюжета. | Верный слуга Курбского Василий Шибанов доставляет Ивану Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен. | На пиру у Ивана Грозного кн. Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина. |
Таким образом, в обеих балладах автор создает образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.
Вопрос | «Василий Шибанов» | «Князь Михайло Репнин» |
Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого? | Эпитеты: рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена.Метафоры: «перо его местию дышит»; «послание, полное яду»; «звонит всей опрични кромешная тьма». | Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры», «Рассыпь державным словом детей бесовских рать» |
Стилизация под фольклор | Устаревшая лексика:Опричня – опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Смирная одежда – траурная. Окольные – приближенные. Аз, иже – я, который.Лиях – лил.Заплечный мастер – палач.Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.Повторы строф (рефрен):«Царь, слово его все едино:Он славит свого господина!” | Устаревшая лексика:Кравчий – распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу. Тиуны – верные слуги. Машкара, личина – маска.Рек – сказал.Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.Повторы строф (рефрен):«Поют потехи брани, дела былых времен,И взятие Казани, и Астрахани плен». |
Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.
Образ царя в балладах противоречив. В балладе «Василий Шибанов» царь высоко оценил преданность и отвагу слуги, но приговор его жесток:
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!”
В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
“Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!”
Сложный, противоречивый образ царя Ивана Грозного красной нитью пройдет через все творчество А.К. Толстого. В 1863 г. автор напишет исторический роман об этой эпохе «Князь Серебряный».
Затем появится историческая трилогия – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная тема всех трех произведений – трагедия власти.
У самого А. Толстого с властью были особые отношения. Мы уже отмечали дружбу писателя с будущим императором и его стремительный карьерный рост.
Однако это не только не радовало писателя, а с годами стало тяготить. Он подает в отставку и с 1861 получает долгожданную свободу.
Именно теперь он переживает творческий подъем, много пишет, публикуется:
Средь мира лжи, средь мира мне чужого,
Не навсегда моя остыла кровь;
Пришла пора, и вы воскресли снова,
Мой прежний гнев и прежняя любовь!
Рассеялся туман и, слава богу,
Я выхожу на старую дорогу!
А. К. Толстой
Вопросы к конспектам
Сравните образ Ивана Грозного, созданный А. Толстым с образом из произведения Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».Каково отношение автора к героям баллад?Каково значение исторических баллад А. К. Толстого?
Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3358
Краткое содержание стихотворения «Василий Шибанов» А.К. Толстого
Алексей Толстой подарил нам много замечательных произведений, среди которых и историческая баллада Василий Шибанов. Ее мы изучили в 7 классе школы на уроке и теперь готовы сделать анализ краткого содержания баллады.
Повествование баллады начинается с побега Курбского. Он бежит от гнева царя, направляясь к литовскому стану. Вместе с князем отправился и его верный стремянной Васька. По дороге, когда лошадь князя падает без сил, Шибанов отдает хозяину свою лошадь, сам же направляется пешим ходом.
Пока слуга шел, Андрей Курбский уже будучи в литовских шатрах, пишет гневное послание Грозному. Вот только кто же это письмо отправит? Как раз в это время добрался до своего господина Василий. Несмотря на то, что он с дороги и уставший, он спрашивает Андрея, чем тот может ему помочь.
И тут Курбской передает письмо, которое Васька должен доставить царю.
Продолжая краткий пересказ стихотворения Толстого, мы узнаем, как Шибанов добирается до царских покоев и вручает послание. Царь, просит дьяков прочитать содержание послания, а в это время он вонзает в ногу гонцу копье и опирается на него.
Шибанова отводят в темницу и пытают, чтобы узнать, есть ли другие изменники среди товарищей Курбского, но Васька ничего не говорит, только восхваляет своего князя.
Весь измученный издевательствами, стремянной умирает, перед этим он молится Богу и просит его простить все грехи как князя Курбского, так и царя.
Анализ стихотворения Толстого
Анализируя произведение Толстого, мы видим, что в его основе лежат исторические события, когда Курбский бежал в Литву и просит защиты и покровительства Литовского правителя.
По жанру данная работа является балладой, сюжет же нас знакомит не только с историческими событиями, но и показывает созданные автором образы героев, где мы видим предателя и изменника Родины Курбского. Знакомимся мы и с преданным и самоотверженным Шибановым. Показывает в своей работе автор и образ царя.
Анализируя балладу, мы понимаем, что автор хотел показать не только настоящую любовь к своей Родине, не только преданность. Он говорит читателю, что любовь и преданность не должны быть столь самоотверженными.
Государство держится только на тех людях, что отстаивают свою гражданскую позиция, у которых есть чувство собственного достоинства.
Если говорить о главных героях баллады Василий Шибанов, то уже как говорили, героями являются царь, князь, и стремянной Шибанов.
В произведении мы видим царя, который одновременно жесток и бессердечен, но в то же время он внимателен и замечает, насколько преданным является слуга. Такого человека князь должен был ценить, однако тот не замечал преданности и без зазрения совести послал соратника Василия на верную гибель.
Курбский же вызывает только негативные эмоции. В нем мы видим жестокого человека, предателя, что бежал от гнева царя. К тому же он трус, ведь только на вражьей стороне смог выплеснуть в письме к царю весь свой яд. Отдал же письмо не самолично, а послав гонца – верного слугу Василия.
Василий – единственно положительный герой, которого автор называет рабом, за его рабскую покорность. Он наделен такими качествами, как смелость, преданность, стойкость и мужество. Именно его именем и названо произведение.
На этой странице искали :
- василий шибанов толстой анализ
- краткое описание василий Шибанов
- произведение толстого василий шибанов очень-очень краткое содержание
- толстой василий шибанов краткое содержание
- толстой краткое содержание василий шибанов
(4 голоса, в среднем: 4.8 из 5)
Источник: http://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-stixotvoreniya-vasilij-shibanov-a-k-tolstogo.html